Анафема советской власти. «Патриарх Тихон стоит в ряду величайших вселенских святых

19 января 1918 г. патриарх Московский и всея России Тихон опубликовал самый, пожалуй, известный документ, подписанный его именем. Настоящее название документа простое и пафосом не отягощённое: «Послание святейшего патриарха от 19 января». Тем не менее, он больше известен либо как «Проклятие коммунистам и их сочувствующим», либо как «Анафема Советской власти».

Кое-какие резоны для такой подмены понятий есть. Послание действительно пламенное, местами чрезвычайно резкое, а некоторые фрагменты и впрямь содержат те самые термины — «анафема» и «проклятие». Чаще прочих цитируют вот этот фрагмент:

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это дело поистине сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной.

Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению принадлежите к Церкви Православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение».

Спору нет — слова страшные, грозные. Но их конкретный адресат в этом документе ни разу не назван по имени. Грубо говоря, послание патриарха действительно можно назвать анафемой. Вот только провозглашается она неким абстрактным «плохишам», которые творят «кровавые расправы».

Большевики в попутчиках

Очень соблазнительно увидеть в них именно большевиков. Можно даже сказать и больше — скорее всего, так оно и есть. Однако признание этого факта не отменяет одну любопытную деталь. Святейший патриарх, издав этот документ, попадал в уязвимое с точки зрения закона и совести положение. Дело в том, что ещё несколько месяцев назад Церковь и большевики были, конечно, не союзниками, но уж попутчиками — точно. Во всяком случае, церковные иерархи сумели извлечь из революционной ситуации 1917 г. и её развития едва ли не больше, чем Ленин и компания.

Дело в том, что после Февральской Революции стала реальностью давняя мечта Церкви — созыв Поместного Собора. Причём в послании Святейшего правительствующего Синода РПЦ совершенно спокойно и даже радостно объявлялось: «Происшедший у нас государственный переворот, в корне изменивший нашу общественную и государственную жизнь, обеспечил Церкви возможность и право свободного устроения. Заветная мечта русских православных людей теперь стала осуществимой, и созыв Поместного Собора в возможно ближайшее время сделался настоятельно необходимым».

Важнейшим делом этого Собора было решение вопроса о восстановлении патриаршества в России. Его обсуждение началось сразу же — в середине августа 1917 г. Шло оно хоть и бурно, но без каких-либо реальных результатов. До тех самых пор, пока не стало известно, что совершился «второй переворот» — Октябрьская революция.

И тогда Собор перешёл в форсированный режим. Быстро, можно сказать скоропостижно, всего лишь через три дня после того, как Ленин 25 октября издал свой «Декрет о мире», Собор прерывает все прения и принимает срочное решение о восстановлении патриаршества. Выборы главы РПЦ тоже проходят резко и ускоренно — из политической неопределённости необходимо было выжать всё возможное и тут же обратить себе на пользу. 5 ноября 1917 г., после того, как тайное голосование было завершено, состоялась жеребьёвка. Жребий указал на Тихона. На кандидата, который набрал голосов меньше, чем другие лидеры голосования.

Древние клятвы

Первое, что он сделал — вознёс молитву согласно протоколу, утверждённому Поместным Собором. В ней были слова: «Еще молимся о властех наших». Поскольку у власти тогда уже 10 дней находились большевики, получается неловкость. Выходит, что по факту Тихону принадлежит приоритет в богослужебном поминании Советской власти.

Имел ли он право возглашать ей анафему? Формально — да, имел. Как вполне законно, пусть и поспешно, избранный патриарх. Но если судить по совести, то снова получается некрасивая история.

Давным-давно, в 1613 году, когда на русский престол взошёл Михаил Фёдорович , первый царь из династии Романовых , была принесена Соборная клятва. «Вся Русская Земля» клялась новой династии в верности. Отныне и во веки веков. В частности, там присутствовала одна оговорка: «Если кто не захочет послушать сего Соборного Уложения и пойдёт против него, то таковой, будь он священник, воинского чину, или из простых, да будет извержен и от Церкви Божьей, и от Святых Тайн Христовых отлучён, месть да воспримет, и не будет на нём благословения отныне и до века. Да будет сие твёрдо и неразрушимо, и не изменится ни единая черта от сказанного здесь».

Эта клятва частично была нарушена Февральской Революцией. Николай II , последний представитель династии Романовых, был свержен. Через полгода её растоптали окончательно — Керенский провозгласил Россию республикой, отсекая тем самым от престола всех наследников Николая II.

Все эти действия поддерживала и благословляла Церковь. В том числе и Василий Беллавин , который давно уже носил монашеское имя Тихон, прекрасно разбирался в церковной и светской истории, отлично помнил как Соборную Клятву, так и то, чем грозит её нарушение. С этим знанием он вступил на патриарший престол.

Может ли христианин быть коммунистом? Как Церковь относится к Ленину и к революции? Об этом говорит Декан Факультета церковных художеств ПСТГУ, историк Церкви, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, .

Трагизм прошлого замалчивается

За последние два десятилетия после падения атеистического режима, по воле Божией, в нашей стране, наряду с массовым открытием храмов, возникновением некоторого количества учебных учреждений, стали также публиковаться книги и документы. Из вновь публикуемых документов и новых исследований стала все более подробно выявляться небывалая картина ужасающих преследований, обрушившихся на Русскую Церковь и на весь русский народ в течение ряда десятилетий.

Но странное явление: чем больше появляется вновь открытых и построенных храмов и чем больше написано книг – тем меньше люди знают о своем недавнем прошлом. Эпоха гонений становится уделом специалистов-историков, как будто речь идет о чем-то доисторическом, а не о буквально вчерашних трагических событиях, имеющих колоссальное значение для всего будущего нашего народа.

Но человек, не знающий своей истории – слеп. Не понимать, что прошлое и будущее неразрывно связаны – значит примитивно мыслить. События эпохи гонений должны по-настоящему и всесторонне изучаться во всех школах и получать в учебниках достойную оценку. Однако происходит обратное – трагизм прошлого замалчивается, новое поколение растет в уверенности, что советское время было прямо-таки каким-то замечательным периодом благополучия, успехов… Официальная пропаганда успешно действует, демонстрируя толерантное, предупредительно-изысканное отношение к коммунистической партии как к уважаемому, достойному партнеру… Общественная психология такова, что если каждый день белое называть черным, а черное белым, то множество людей в конце концов так и начинают думать. Советская эпоха это как раз и подтвердила блестяще.

Чтобы не быть обманутым, нужно иметь хорошее образование. Но сейчас речь идет у нас о главном, что происходило в нашей стране после 1917 года.

В 1918 году 19 января по старому стилю направил всем верующим Послание о неслыханном гонении, обрушившимся на Русскую Церковь. Это было извещательное окружное Послание в начале тяжелых испытаний с призывом к верующим сплотиться вокруг Матери-Церкви и с самым резким осуждением гонителей. Это историческое Послание раз и навсегда дает церковную оценку гонения, равного по силе гонениям раннехристианского времени, на Русскую Церковь, а с нею и на весь народ. О гонителях, погромщиках храмов и убийцах, сказано:

«Остановитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы … это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.

Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас , если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению принадлежите к Церкви православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «изымите злаго от вас самих» (1 Кор. 5, 13)».

Далее перечисляются основные преступления гонителей: разгром и уничтожение храмов, в том числе расстрел храмов Кремля; кощунства, отвержение таинств, захват храмов и обителей, «которые объявляются каким-то народным достоянием»; уничтожение православных школ, «которые … обращаются в училища безверия или даже в рассадники безнравственности»; захват имущества «под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа»; широчайший обман народа: «власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности над святою Церковью Православной».

Захватчики именуются в Послании также «безбожными властелинами тьмы века сего». В заключение Послание призывает всех верующих становиться в ряды «духовных борцов» и выражает твердое упование, «что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова…».

Победили ли коммунисты?

Кто же эти злодеи, творящие, согласно Посланию, сатанинские дела? Они нам хорошо известны. Это – Ленин и все прочие деятели новой власти. Не называя их, Послание ясно указывает на власть, обещавшую право, правду, свободу, порядок, но творящую прямо противоположное.

Не случайно Послание получило в православном народе название « советской власти». Эта новая власть, совершившая вооруженный переворот в октябре 1917 года (так называемая «Октябрьская революция») и только что силой разогнавшая Учредительное Собрание, состояла из большевиков (коммунистов) и отчасти из левых эсеров, с которыми большевики вскоре покончили. Таким образом, именно большевики (коммунисты) в первую очередь анафематствованы Патриархом Тихоном и, что особенно важно, эта анафема подтверждена заседавшим в то время Поместным Собором Русской Православной Церкви.

Поэтому анафема, наложенная Патриархом на гонителей, становится соборным деянием, и никем и никогда не может быть отменена (кроме равного соборного решения, что, как очевидно, невозможно). Именно поэтому в Послании указывается, что эти гонители подлежат «страшному проклятию потомства».

Потомство – это мы, современные люди, освободившиеся уже 20 лет назад от их гнета, но до сих пор не осознавшие значения всего происшедшего за время их правления. За 70 лет государственного атеизма, насилия и тоталитаризма люди в немалой степени привыкли к беззаконию как к некоей норме и ему почти не противятся. Каковы могут быть последствия такой нравственной пассивности, понять не трудно.

В наши дни иногда можно даже услышать, что, мол, «коммунисты стали другими». К сожалению, это совсем не так. Современное поколение, конечно, не знает, какова тактика коммунистов, выработанная и Троцким.

Обратите внимание, например, что на съезде РСДРП 1903 года было решено принимать в члены партии верующих рабочих. Это было разрешено потому, что в тот момент это было выгодно, поскольку среди рабочих было много верующих. Но сразу после революции отношение к верующим резко меняется. На праздновании 4-й годовщины Октябрьской революции Ленин заявил: «Мы с религией боремся хорошо!» Уже были убиты тысячи священнослужителей, уже было разрушено множество церквей. А в материалах к Х-й партийной конференции в 1922 году Ленин писал: «Наша главная задача – борьба с религией, но не надо этого выпячивать».

Не надо «выпячивать» – потому что время еще не пришло. Но несколько позже, когда гражданская война уже кончилась и коммунисты вошли в полную силу, они сразу развернули еще более массовый террор против Церкви. В том же 1922 году на секретном заседании советского руководства было решено считать Православную Церковь «последней контрреволюционной партией». Таким образом, Церкви был вынесен смертный приговор.

Террор велся против всех сословий: «уничтожить как класс » – знаменитая формула террора 20-30 годов, о чем нынешняя молодежь не имеет никакого представления. «Как класс» – это значит, всех. Уцелеть могли лишь единицы. Уничтожали как класс аристократию, дворянство, купечество, духовенство, интеллигенцию, зажиточное крестьянство. И все объявлялись «врагами народа». Как? Зачем? Почему? Это, ведь, и есть без малого весь народ!

Но и в послевоенный период, когда классы были уже уничтожены, положение мало изменилось. Продолжали уничтожать всех инициативных, независимо мыслящих. Всю страну покрыли густой сетью концентрационных лагерей, о которых сейчас предпочитают не говорить, а напрасно. Народ должен знать подлинную историю трагического ХХ века. Народ, не знающий своей истории, бессилен и становится игрушкой в чужих руках. Лишь, пожалуй, с конца 70-х годов обстановка стала мало по малу меняться, да и то очень медленно и незначительно.

В народе рождался грустный юмор, например, ходил такой анекдот. На некоем предприятии объявляется общее собрание. Выступает секретарь парторганизации и объявляет: завтра производится всеобщее повешение! Явка обязательна! Ставлю на голосование! Кто против? Против нет! Кто воздержался? Воздержавшихся нет! Принято единогласно! Вопросы есть? – Поднимается чья-то рука: У меня вопрос: веревку с собой приносить, или на месте дадут?

Коммунисты пришли к власти в 1917 году в первую очередь на почве уже распространенного безбожия, а также невежества и несправедливости, всегда царящей в мире. Существовавшее при них мощное государство – так называемый СССР – развилось, с одной стороны, за счет тех возможностей, которые уже были заложены в предшествующее время, при царской власти. Перспективы России были огромны и намного превышали то, что сделали коммунисты за период нахождения у власти. С другой стороны, укрепляя свою мощь, они одновременно буквально гробили и разоряли народ, и в конечном результате мы получили то, что имеем.

Есть ли душа у Ленина?

Известно, как Ленин, еще будучи подростком, сорвал с себя крест и растоптал его ногами. Его последователи – принципиальные богоборцы и, имея власть, вели непримиримую борьбу с Церковью. Но при этом давно замечено, что в коммунизме есть некий собственный религиозный элемент. И это вновь подтверждается.

Недавно на предвыборном съезде компартии «в присутствии» ленинского скульптурного бюста на сцене г-н Зюганов «выдал» Ленину мандат (все же посмертный, естественно) номер один, что было показано по телевидению. Удивительно лишь, почему он ему не поклонился? Зал принял событие с энтузиазмом. Стало быть, верят, что душа Ленина жива. Иначе что может означать сия публичная акция?

И в советское время они твердили, что «Ленин и теперь живее всех живых». Даже называли его «вечно живым» и также выдавали ему мандаты. И еще хорошо звучит, пророчески: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить». – И, верно, будет делать свои прежние дела. Но дела совсем не такие, как внушали детям: «Мы знаем, великий Ленин заботлив и ласков был…». Реальные дела были иные.

Так, по поводу событий в Шуе в 1922 году (народ не хотел отдавать церковные сосуды), он требовал: «дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». После этого пусть объяснят, что у него теперь за жизнь – там, за гробом?

Кстати, в свое время нельзя было даже и помыслить о таком вопросе: сразу схлопочешь «тюрягу». Теперь время иное. Пока иное. Только что им тут говорить? Они ведь, вслед за своим учителем, выдают себя за атеистов и требуют от всех быть атеистами. Ну, скажут, это, мол, метафора. Но беда в том, что ведь метафора как образный прием скрывает веру в некую особую, внутреннюю реальность, то есть в душу, в вечность, в духов. Так что пусть они признают, что верят в некоего «вечного Ленина», который беспощадно и с предельной жестокостью воюет против Иисуса Христа, Господа нашего.

Вскоре после «вручения» мандата мертвецу и открытия в Уфе памятника Ленину в окружении толпы народа и красных флагов г-н Зюганов отправился в храм Христа Спасителя в Москве, к Поясу Пресвятой Богородицы, о чем также было возвещено в СМИ, причем даже с фотографиями.

Говорят, что он даже берет благословения у священников. Но, как известно, двум богам не служат, ибо одного, сказано, такой человек будет любить, а другого ненавидеть. Какому же богу служит г-н Зюганов? В Св. Писании сказано, что нельзя поклоняться Христу и Велиару. Также нельзя поклоняться одновременно Христу и Ленину.

Однако, как мы уже говорили, в 1903 году можно было принимать в партию верующих, правда только до захвата власти. Это ведь вопрос тактики. У Ленина есть статья «Две тактики социал-демократии», которую в обязательном порядке изучали студенты всех вузов. Там сказано, какой должна быть настоящая, умная тактика борьбы за власть: «В союзе с мелким капиталом уничтожить крупный капитал, а потом уничтожить мелкий капитал», то есть своих союзников. Вступать в союз ради власти можно с любыми «попутчиками», ведь потом их убрать не трудно. Сказано откровенно.

Такая позиция неудивительна: ведь Ленину принадлежит еще одно замечательное определение – что такое нравственность. Оказывается, по этому определению, «нравственно то, что выгодно пролетариату» и никому более. А что выгодно этому непогрешимому пролетариату, определяют, разумеется, коммунисты. А выгодно «экспроприировать экспроприаторов», включая любого мужика, если у него есть лошадь.

Так что, если очень хочется власти, можно даже зайти в храм, раз религия в наши дни популярна: пусть верующие полюбуются.

Можно ли верить обещаниям коммунистов?

Судите сами. Они вновь обещают создать некий рай на земле без Бога, и ничего другого. На самом деле, они лишь стремятся достичь власти и удерживать ее любой ценой, что уже показала история. Как людям им можно доверять лишь при том условии, что они полностью, реально откажутся от ленинской идеологии, в которой изначально заложены идеи богоборчества и предательства, и от всех прочих мало различимых коммунистических вариаций и действенно покаются во всех преступлениях, содеянных их предшественниками.

А пока что близятся выборы, и общественные деятели обсуждают, какая партия сколько наберет голосов. Идет борьба, растет взаимное недоверие. Коммунисты борются за «правду» и обещают выставить огромную армию собственного контроля для отслеживания нарушений.

А в советское время не было никаких партий, кроме коммунистической. Никаких конфликтов и – удивительное дело – все дружно шли на выборы и также дружно, единодушно голосовали за единственную партию. И, представьте себе, голосование всегда было необыкновенно успешным: эта удивительная партия всегда набирала не менее 99 процентов голосов! И вы должны думать, что это получалось благодаря необыкновенной демократичности, мудрости, заботе о гражданах и прочее. При этом голосование всегда было открытым: зачем там всякие кабинки. В чем секрет таких необыкновенных достижений, предоставляю догадаться читателям.

И весь народ пел: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!» Однако ни одного человека не выпускали за границу без особых собеседований и проверок. Почему-то обо всем этом уже забыли; а может быть, следует помнить?

Канонизация святых новомучеников и исповедников российских, пострадавших за веру Христову, на Соборе 2000 года стала явным подтверждением пророчества св. Патриарха Тихона в его Послании о посрамлении врагов веры силою Креста Господня. Но и сегодня мы не должны забывать о врагах веры.

Кого анафематствовал патриарх Тихон?

Анафема патриарха Тихона наложена не только на тех, кто когда-то сам разрушил храм, а и на всех тех, кто стоит на принципиальной богоборческой, антирелигиозной позиции, на позиции возможного разрушения храмов и убийств людей за веру во Христа. На тех, чье учение и практика призывают к этим преступлениям, к насилию и геноциду по религиозному или по любому другому признаку. Она наложена на всех, кто принимает ленинскую идеологию, на коммунистов навечно, сменяемость поколений здесь не действует. Нельзя не признать, что те, кто сочувствует и содействует коммунистам, сами так же подпадают под действие этого проклятия .

Ника Кравчук

8 интересных фактов из жизни Патриарха Тихона

22 февраля 1992 года были обретены мощи святителя Тихона, известного как Патриарх Тихон. Тот самый, который предал анафеме гонителей Церкви (читай — безбожную советскую власть) и открыто осудил расстрел Николая ІІ. Интересные факты из жития святого, о служении и покушении на жизнь вы найдете в статье.

1. Потомственный священник, «Архиерей» и «Патриарх»

Родился Василий Беллавин, будущий глава Русской Православной Церкви, на Псковщине, в селе Клин. Его отец, Иоанн, был потомственным священником. Неудивительно, что в девять лет Василий поступил в Торопецкое духовное училище, затем — в Псковскую духовную семинарию. Во время учебы друзья-семинаристы прозвали его «Архиереем». После окончания семинарии учился в Санкт-Петербургской духовной академии. В этом учебном заведении друзья шутя называли его «Патриархом». Спустя 29 лет после окончания учебы Василий Беллавин станет… Патриархом Тихоном.

2. Любимый епископ Люблинский

26 декабря 1891 года Василий Беллавин принял постриг с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского), вскоре его рукоположили в иеродиакона, а затем и в иеромонаха.

Будущий глава РПЦ несколько лет прослужил в Польше. Сначала он был инспектором, а затем и ректором Холмской духовной семинарии. Через пять (по некоторым данным — семь) лет его рукоположили в епископа Люблинского.

Молодого архиерея полюбили не только православные, но и греко- и римо-католики. Согласно свидетельствам очевидцев, когда епископа переводили на другую кафедру, паства никак не хотела его отпускать. Плакали и сожалели не только православные, но и христиане других конфессий. Они сняли поездную обслугу, а некоторые даже легли на рейсы, чтобы только не увезли их любимого епископа. И только когда будущий патриарх Тихон попросил верующих не мешать тому, что должно произойти, они успокоились.

3. Североамериканский епископ

В сентябре 1898 святой стал епископом Алеутским и Аляскинским , поэтому на протяжении следующих девяти лет укреплял православие в Америке. За это время ему удалось построить много храмов, открыть духовные семинарии, поддержать перевод богослужебных книг и переход инославных в православие.

В 1905 епископа Тихона возвели в архиепископы. В этом же году он перенес кафедру с Сан-Франциско в Нью-Йорк, где к тому времени уже воздвигли Свято-Николаевский собор. Также в 1905-м владыка освятил Свято-Троицкий храм в канадском Виннипеге и открыл первую в Америке духовную семинарию.

Будущий патриарх Тихон благословил строительство первого в США православного монастыря с школой-приютом для сирот. Также владыка всячески поддерживал христиан в Америке. Его деятельность и благочестивый пример вдохновили 32 греко-католических общины на переход в православие.

4. Архиепископ Ярославский и Ростовский, Виленский и Литовский

В 1907 году владыка вернулся в Россию и стал архиепископом Ярославским и Ростовским. Через пять лет его перевели на Виленскую кафедру, но перед этим городская власть Ярославля почтила его титулом «Почётного гражданина города Ярославля». Что характерно, это был фактически единичный случай, когда епископа избирали почетным гражданином.

Служение на Виленской кафедре прервала Первая мировая — владыку эвакуировали в Москву. Но где бы он ни был, его везде окружали люди. Говорят, что за благословением к нему обращались не только православные, но и католики и староверы.

5. Святитель Московский

Падение монархии изменило историю русского православия. В мае 1917 года появилась возможность выбирать правящих архиереев. Так владыка Тихон стал епископом Московским и Коломенским , а через три месяца — митрополитом.

6. Патриарх Московский

Сложно найти плюсы для православной Церкви после установления советской власти. Но все же одно преимущество было — собрание Поместного Собора, на котором и приняли решение восстановить патриаршество.

Среди трех фаворитов по промыслу Божьему избрали одного. А произошло это так. 18 ноября 1917 в Храме Христа Спасителя отслужили Литургию и молебен, затем перед Владимирской иконой Богородицы старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий — «митрополит Тихон». Так митрополит Московский стал Патриархом.

7. Грядущий за истиной

В январе 1918 святитель Тихон огласил анафему безумцам, затеявшим гонение на Церковь. Хотя в «Воззвании» не было конкретного указания на большевиков, считается, что именно против них и выступил Патриарх.

Также он открыто засудил расстрел императорской семьи и то, что Исполнительный комитет признал это законным.

В принципиальных вопросах он отстаивал свою позицию, в менее важных — иногда шел на компромисс со властью.

Правда, советы видели в нем своего противника, поэтому всячески старались от него избавиться. Более года Патриах провел в тюрьме. Дважды на него покушались (во время второй попытки погиб келейник святителя). Но даже после всего пережитого Патриарх Тихон продолжал служить и принимать людей.

На Благовещение, 7 апреля 1925 года, он отошел к Богу. По официальной версии, 60-летний Патриарх умер от сердечной недостаточности. Но многие считают, что святителя отравили. Патриарх предчувствовал свою кончину, поэтому за несколько часов до смерти сказал:

Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, тёмная-тёмная.

8. Всенародный патриарх

По воспоминаниям очевидцев, проститься с Патриархом приходили толпы людей — около миллиона верующих — и это в советское время!

На отпевании многотысячная толпа в Донском монастыре и возле обители пела хором. Это было фактически всенародное прославление. Официально святого канонизировала сначала РПЦ за границей — это произошло в 1981 году. Спустя восемь лет РПЦ также причислила Патриарха Тихона к лику святых. Тогда еще никто не знал, где точно находятся мощи святого.

Но в 1992 году неизвестные подожгли Малый собор Донского монастыря. Во время восстановления храма обрели мощи святителя Тихона. В наше время они выставлены для всеобщего поклонения в Большом соборе этой же обители.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Уже 2 марта 1917г. члены Синода предали Помазанника Божьего и признали необходимым сотрудничество с самозванным новым правительством. Многие архиереи даже «выражали искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Православной Церкви»; 4 марта из зала заседаний было вынесено царское кресло. Возмездие Божие настигло быстро их...

С декабря 1917 г. большевики умножили захваты церковных зданий, храмов, монастырей, в январе 1918 г. конфисковали синодальную типографию, 13 января вынесли такое же постановление о конфискации Александро-Невской лавры.

19 января отряд красногвардейцев совершил нападение на лавру, при этом престарелый протоиерей Петр Скипетров, призвавший красноармейцев не осквернять святыни, был убит, а митрополит Петроградский Вениамин и наместник епископ Прокопий были арестованы.

В ответ на это в тот же день 19 января 1918 г. Патриарх Тихон выпускает свое знаменитое Послание с анафемой большевицкой власти и призывом к народному сопротивлению усиливающимся нападениям большевиков на храмы и убийствам духовенства:

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.

Властию, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какие-либо общения...

Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над святой церковью Православной. Где же предел этим издевательствам над церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей. Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою...

А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: "Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее"».

Послание Патриарха Тихона было одобрено Поместным Собором на первом же заседании второй сессии Собора, открывшейся на следующий день 20 января 1918 г. Заседание было посвящено выработке мер противоборства действиям властей и защиты Церкви. Известие о патриаршей анафеме врагов Церкви и государства было разослано верующим через посланников Собора. Они зачитывали его в храмах, призывали к сплочению ради защиты Церкви.

Ответом большевиков на анафему стал принятый на следующий день декрет Совнаркома об "отделении Церкви от государства": точнее – Церковь была лишена прав юридического лица и всего имущества, созданного за предыдущее тысячелетие нашими предками. Была открыта "законная" дорога жидовскому холокосту над Русским православным народом.

Вот каков был результат предательства Помазанника Божьего церковным священноначалием РПЦ в 1917 году!

Духовное состояние России тогда выявилось в поведении высших архиереев Русской Православной Церкви. Они не осудили Февральской революции, не выступили в защиту Царя, не поддержали его духовно, а лишь подчинились Временному правительству, несмотря на призывы товарища обер-прокурора Н.Д. Жевахова и телеграммы некоторых отделений Союза русского народа к Синоду поддержать монархию.

Уже 2 марта члены Синода «признали необходимым немедленно войти в сношение с Исполнительным комитетом Государственной Думы», то есть с самозванным новым правительством. Многие архиереи даже «выражали искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Православной Церкви »; 4 марта из зала заседаний было вынесено царское кресло, которое являлось «символом порабощения Церкви государством» .

За редкими исключениями, архиереи удивительно поспешно определением от 7 марта вычеркнули имя Помазанника Божия из богослужебных книг и предписали вместо него поминать «благоверное Временное правительство», то есть никем не избранных для этой должности масонов-заговорщиков, которые в тот же день решили арестовать Царскую семью. Верховные архипастыри не вспомнили даже о клятвопреступлении , де-факто освободив армию и народ от присяги законному Царю, которую каждый служивший гражданин Империи приносил на Евангелии.

7 марта всем епархиям был разослан текст присяги новой власти со словами: «В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и нижеподписуюсь»; принятие присяги производилось с участием духовенства. И, наконец, в знаменитом Обращении СвятейшегоСинода от 9 марта говорилось:

«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни... доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы. Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства...» .

Тем самым Синод, вместо призыва к соблюдению Основных законов и присяги Помазаннику Божию, совершил церковное оправдание революции ради земных благ «истинной свободы, счастья и славы». Синод мог хотя бы подчеркнуть временный и условный характер нового правительства, но архиереи еще до решения будущего Учредительного собрания (которое должно было решить вопрос о форме правления) сочли монархию безвозвратно упраздненною «волей Божией» и «общим разумом»; послание подписали все члены Синода, даже митрополиты Киевский Владимiр и Московский Макарий, имевшие репутацию монархистов-черносотенцев.

Такой призыв от имени Церкви парализовал сопротивление монархических организаций и православного церковного народа по всей стране. Лишь в немногих приходах продолжала звучать молитва о Государе и из немногих городов в Синод поступили запросы о присяге и призывы к сопротивлению революции. Бόльшая часть духовенства растерянно отмолчалась, а многие епархиальные собрания (во Владивостоке, Томске, Омске, Харькове, Туле) также приветствовали «новый строй». 12 июля Синод обратился с соответствующим посланием к гражданам России, «сбросившей с себя сковывавшие ее политические цепи»...

Неважно, сделали это архиереи под давлением масонской власти или из чувства своей "порабощенности" светской властью в соперничестве с нею. В любом случае это стало возможно из-за того, что даже возглавление Русской Церкви поддалось общему апостасийному процессу и утратило понимание удерживающей сути православной монархии. В этом и была главная причина революции: сначала она произошла в головах ведущего слоя. И это было главной причиной внутренней слабости России перед натиском ее врагов...

Святейший Патриарх Тихон предал анафеме большевиков за то, что «гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.

13(26) окт. 1918.Послание Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров “Все, взявшие меч, мечом погибнут”. (Мф. 26, 52)

Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя “народными” комиссарами. Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7.9-10). Народу, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир “без аннексий и контрибуций”. От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решались обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах воодушевлявшее их сознание, что “больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други свои” (Ин. 15, 13). Отечество вы подменили бездушным интернационализмом, хотя сами отлично знаете, что когда дело касается защиты Отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями. Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян поставить торжество призраку мировой революции. Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного, вами введенного суда. Казнят не только тех, которые перед вами в чем-либо провинились, но и тех, которые даже перед вами заведомо ни в чем не виновны, а взяты лишь в качестве “заложников”, этих несчастных убивают в отместку за преступления, совершенные лицами не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждению. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной “контрреволюционности”. Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения — напутствия Святыми Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения.

Не есть ли все это верх бесцельной жестокости со стороны тех, которые выдают себя благодетелями человечества и будто бы сами когда-то много потерпели от жестоких властей? Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью: прикрываясь различными названиями — контрибуций, реквизиций и национализаций, — вы толкнули его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем “буржуев” грабили людей состоятельных; потом, под именем “кулаков”, стали уже грабить более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая, таким образом, нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна. Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния — убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к Небу об отмщении грехами и преступлениями.

Вы обещали свободу...

Великое благо — свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств, грабежей заключается дарованная вами свобода. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, когда семья, а иногда население целых домов, выселяются, а имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и разграбление? Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение, без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники; голос общественного и государственного осуждения и обличения заглушен;печать, кроме узко большевистской, задушена совершенно.

Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства. Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископов рыть окопы (епископ Тобольский Гермоген) и посылаете священников на грязные работы. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их посмертную волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей, без всякого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль — это священное достояние всего верующего народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины — приход, уничтожаете братства и другие церковно-благотворительные просветительные учреждения, разгоняете церковно-епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви. Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая учить в школах детей вере, вы лишаете их необходимой для православного воспитания духовной пищи. “И что еще скажу. Не достанет мне времени” (Евр. XI, 32), чтобы изобразить все те беды, какие постигли Родину нашу. Не буду говорить о распаде некогда великой и могучей России, о полном расстройстве путей сообщения, о небывалой продовольственной разрухе, о голоде и холоде, которые грозят смертью в городах, об отсутствии нужного для хозяйства в деревнях. Все это у всех на глазах. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ божий и запечатлев в ней образ зверя. Сбываются слова пророка — “Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их” (Ис. 59, 7). Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения Нас в противлении власти, но чем выше будет подниматься “столп злобы” вашей, тем вернейшим будет оно свидетельством справедливости Наших обличении.

Тихон, Патриарх Московский и всея Руси



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: