Большая христианская библиотека. Добрые побуждения и наклонности являются драгоценными талантами

В отрывке из второго послания Петра мы читаем:

2 Петра 1:5-7:
«То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь».

Должно ли что-либо прилагаться к нашей вере? Апостол Петр говорит: «Да». Что же должно прилагаться к вере? Петр перечисляет: добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Обратите внимание, что он не говорит: «Если вы хотите, то можете использовать этот предложенный список». Наоборот, он делает акцент, говоря: «Прилагая к сему все старание ». Пребывать в вере – значит прилагать все старания, чтобы соблюдать те вещи, о которых говорит Петр. Кто должен прилагать старания? Ответ очень прост: «Мы ». Да, мы нуждаемся в Божьей помощи и силе. Однако эта сила не будет принуждать нас соблюдать написанное. Она призвана помогать нам в соблюдении Слова Божьего.

В Галатам 5:22-26 Павел говорит о тех же вещах, что и Петр, но иными словами:

Галатам 5:22-26:
«Плод же духа [новая природа, новый человек]: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны . Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».

Римлянам 12:1-2:
«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего , чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

Оба апостола призывают нас: «Следуйте образу нового человека, а не ветхого; обновляйте ваш разум; прилагайте добрые качества к своей вере».

Возвращаясь к отрывку из 2 Петра, давайте предположим, что человек, несмотря на призыв Слова Божьего дополнять свою веру добрыми качествами, не прилагает к этому никаких усилий. Что тогда произойдет? Ответ можно найти, глядя на происходящее с человеком, который, наоборот, прилагает старания. Во 2 Петра 1:8 записано:

«Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа ».

Если мы прилагаем старания, чтобы дополнить нашу веру добрыми качествами, тогда мы не останемся «без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа». Следовательно, тот, кто не соблюдает этого, не прилагая стараний дополнить свою веру, останется без успеха и плода в познании нашего Господа Иисуса Христа. Петр продолжает:

2 Петра 1:9:
«А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих».

Тот, кто не прилагает стараний дополнить свою веру добрыми качествами, был назван слепым. Человек, позабывший о том, что был прощен и очищен от прежних грехов, похожий на раба из притчи о прощении 10000 талантов, который забыл о щедрости и прощении своего господина. Петр продолжает говорить:

2 Петра 1:10:
«Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание ; так поступая, никогда не преткнетесь».

Почему мы должны стараться делать твердым наше звание и избрание, если это уже навсегда было сделано в прошлом, в тот момент, когда мы поверили? Потому что мы в тот момент только лишь начали путь нашей веры. Теперь эта вера должна укорениться в нас. Она должна стать «твердой» и быть дополненной добрыми качествами. Она должна начать приносить плоды. Петр говорит нам:

2 Петра 1:11:
«Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».

«Ибо так», в значении «поступая таким образом», «таким образом», «из-за этого», откроется «свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя». Каким образом? Мы читаем об этом в предыдущих стихах. Прилагая старания, чтобы дополнить свою веру добрыми качествами, о которых говорил Петр, делая твердым наше звание и избрание, мы не останемся без успеха и плода и свободно войдем в Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Эти размышления побуждают меня задать вопрос: «Означает ли это, что тех людей, которые прилагали все старания, чтобы сделать свою веру «плодоносной», ожидает очень теплый приём в Царстве Господа, а тех, которых можно назвать «бесплодными», в Царстве Божьем ожидает холодный приём?» Перечитайте главы 2 и 3, а также слова Господа о том, кого Он будет приветствовать в Своем Царстве. Принимая во внимание слова, сказанные нашим Господом, я полагаю, что только готовые к встрече с Господом будут приняты в Царство Небесное. Это не означает, что только совершенные и безгрешные будут приняты в Царство. Один Господь совершенен и безгрешен. Это означает, что мы заботимся о нашей вере и, пусть черепашьими шагами, но идем по пути нашей веры, стремясь к праведной жизни. Когда человек стремится жить по вере, но порой оступается и падает, то это сильно отличается от ситуации, когда грех становится обыкновением и игнорируется все, что связано с верой человека. Дверь Царства Небесного не будет отрытой ни для пяти неразумных дев, ни для лукавого и ленивого раба, ни для человека, не пребывавшего на Христовой лозе. Пусть эти примеры послужат для нас уроком.

Пусть мы, наоборот, будем заботиться о нашей вере и, несмотря на свои ошибки и падения, прилагать к ней «добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь…. Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».

Духовная дисциплина и верность как ресурс к преображению в святость Христа.

Ллойд-Джонс, Мартин.

То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. 2 Пет. 1:5-7

Петр писал это послание, стремясь помочь людям справиться с духовной депрессией. Он хотел морально поддержать людей, до такой степени охваченных унынием, что они даже засомневались в вере, которую приняли. Упорная духовная депрессия неизменно приводит к сомнениям и склонности оглядываться на прошлое, на прежнюю жизнь, от которой мы были избавлены.

Апостол раскрывает проблему, косвенно упоминая целый ряд подробностей о людях, к которым он обращается. Дав свое наставление, далее он говорит: «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Пет. 1:8). То есть подразумевается, что на данном этапе они без плода и без успеха. Петр утверждает, что они были «слепы, закрыли глаза, забыли об очищении прежних грехов своих». Из дальнейших слов можно сделать вывод, что они преткнулись. Он говорит, что если они прислушаются к его наставлению, то «никогда не преткнутся». Более того, если они станут поступать так, как он им говорит, то сделают «твердым» свое «звание и избрание»: Совершенно очевидно, что в то время, когда апостол им писал, они не имели ясного представления о своем «звании и избрании» и потому пребывали в смятении.

Многие придерживаются мнения, что христианин всегда на горном пике, а если это не так, то он и не христианин. Это мнение полностью противоречит Писанию. Люди, к которым пишет Петр, христиане, но они несчастливы. Очевидно, и дела у них не слишком ладятся. Кажется, они и в своей собственной жизни утратили свои ориентиры, да и другим не помогают. Более того, они как будто впали в прострацию, и вера больше не наполняет их радостью и уверенностью. Они не возрастают в познании Господа. Путь глубочайшего понимания, открытый всякому верующему, словно бы теперь закрылся перед ними. Они не продвигаются вперед, они не растут, не приносят плода. Они, определенно, христиане, но их христианство очень мало в чем проявляется, если проявляется вообще. Кроме того, они не понимают смысла своего обращения, они забыли, что получили очищение от своих прежних грехов. Они живут так, словно бы этого не произошло.

Явление, описанное Петром, хорошо известно, мы все сталкиваемся с ним на каждом шагу. Вряд ли оно соответствует тому описанию христианина, которое дает наш Господь. Он обещал, что у христианина «из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). А эти христиане опустили руки, их мучат сомнения. Они не «готовы всякому, требующему», у них «отчета» в их уповании, «дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Они утверждают, что верят, однако само основание их веры колеблется.

Почему же это так? Почему они не похожи на христиан, которые приносят плод веры - и для себя, и для других - и помогают окружающим? Причина кроется в обыкновенном отсутствии внутренней духовной дисциплины и упорядоченности в жизни. И апостол последовательно объясняет это.

Во-первых, веру нельзя сводить к новому мистическому суеверию. Христианам надо не только «взирать на Господа», но и активно преображаться. (2 Кор.3:18) К сожалению, у первых христиан тоже было неправильное представление об их новой вере. Петр убеждает их укреплять свою веру, «прилагая к сему все старание» и добиваясь ее прироста. Вера должна сопровождаться всеми теми плодами, которые он затем перечисляет. Этого-то у них и не было. Они воспринимали веру, и это характерно для многих, как нечто магическое. Основная идея здесь такая: если вера у человека есть, то она будет действовать автоматически. Все, что требуется - это поверить в истину. Некоторые церкви и миссии (особенно западные) даже так и учат: вы должны принять веру, а дальше все пойдет само собой. Сделайте только этот первый шаг, примите решение (формулировки варьируются) - это все, что необходимо.

Такой взгляд на веру дышит каким-то темным суеверием, и, безусловно, именно он является причиной бед многих людей. Под магическим взглядом на веру я подразумеваю преставление о ней, как о чем-то обособленном от нас и завершенном. Между тем, вера должна дополняться достойным поведением, рассудительностью, воздержанием, терпением, благочестием, братолюбием и любовью. К сожалению, многие руководствуются одной-единственной формулой: нужно всегда «взирать на Господа», и до тех пор, пока вы это делаете, больше от вас ничего не требуется. Они утверждают, что любая попытка сделать что-то еще равносильна откату в прежнее «спасение делами». И когда у вас возникает какая-та проблема, они говорят вам: «Только взирай на Господа, пребывай в Господе».

Именно такая точка зрения часто приводит к тому типу духовной депрессии и летаргии, который мы сейчас рассматриваем. Люди, разделяющие ее, пытаются свести наставление Петра к разговору лишь о «пребывании в Господе» и о «взирании на Господа». Какое-то время это срабатывает. Затем что-то начинает идти не так и не похоже, чтобы они «пребывали», и они опять чувствуют себя несчастными. В результате вся их жизнь проходит в попытках поддерживать в себе состояние, которое они называют «пребыванием». Мы должны удостовериться, что наше представление о вере соответствует новозаветному представлению. Нам нужно ясно осознавать, что имеет в виду апостол, когда говорит, что мы должны «показать» в своей вере определенное поведение, дополнять ее христианскими добродетелями.

Вторая причина этого состояния, бесспорно, слабая воля, лень, которые выражаются в недостатке усердия.

Главная причина здесь — наше пренебрежение духовными стимулами, которыми на награждает Бог – надеждой благословения, надеждой благодати, надеждой получение многочисленных даров Божьих. Петр так сильно хочет внушить это читателям своего послания, что повторяет свою мысль еще раз (ст. 10).

Бывает такой тип вялости, общей лени, которая порой нападает на всех нас. Нет никаких сомнений, что вызывает ее в нас сам дьявол. Разве вы не замечали, что когда дело доходит до определенных вещей в духовной жизни, то пыл и рвение, которые мы проявляли в наших мирских делах, куда-то испаряются? У нас достаточно энергии для нашей работы или бизнеса, для удовольствий или разного рода хобби. Хорошенько поработав и затем решив помолиться, мы внезапно испытываем приступ усталости и изнеможения. А разве не любопытно, что всякий раз, когда мы хотим почитать Библию, у нас глаза чуть ли не слипаются? Нам нетрудно убедить себя, что это объясняется чисто физическими причинами и что тут мы просто не можем ничего поделать. В тот момент, когда мы решаем переключиться на какое-то духовное занятие, мы сталкиваемся с этой проблемой лености. Она поражает нас, какими бы бодрыми и энергичными мы ни были до того.

Часто это принимает форму откладывания. К примеру, мы хотим почитать Библию, изучить тот или иной отрывок или прочитать комментарий. Но в данный конкретный момент мы как-то не очень расположены к этому. И мы думаем, что с нашей стороны было бы нехорошо даже подступаться к такому делу, когда мы ощущаем себя не в лучшей форме. Поэтому мы откладываем, решив заняться чтением или изучением Библии при более благоприятных обстоятельствах, когда наше состояние улучшится. Или другой вариант: у нас нет времени, а потом, когда время находится, мы впадаем в какое-то загадочное состояние полной неспособности заняться этим. Не подлежит никакому сомнению, что большинство из нас живут жизнью, в которой серьезно недостает дисциплины и порядка.

В наше время жизнь христианина весьма трудна. Мир и различные институты этого мира делают задачу почти невыполнимой. Самая трудная вещь в жизни - упорядочить ее, стать ее хозяином. Вокруг так много всего, что нас отвлекает - газеты, радио, телевизор, всевозможные обязанности. Надо посещать собрания. Постоянно случаются какие-то непредвиденные «проколы», возникают разнообразные проблемы. Каждый из нас ведет нелегкую борьбу за сохранение своей духовной жизни, за то, чтобы управлять своей жизнью, быть ее хозяином. Любой руководитель церкви подтвердит, что самая частая фраза, которую ему приходится слышать, это: «Я не знаю, что делать; у меня просто нет времени читать Библию и размышлять над ней так, как я того бы хотел».

Здесь может быть только один ответ: это просто недостаток дисциплины, неспособность упорядочить свою жизнь. Нет смысла жаловаться на обстоятельства. Неизбежно возникает ответ, и ответ неопровержимый - у нас у всех есть время! Если мы находим время для всего остального, то можно найти его и для духовных занятий. Секрет успеха заключается в том, чтобы выделить время для своих духовных занятий, расходовать его именно на них, а также беречь время. Настойчиво стремитесь к тому, чтобы «мыслям о душе» уделялось достаточное внимание, даже если это будет в ущерб чему-то другому. Именно в этом корень проблемы - в нашей неспособности упорядочить жизнь, повелевать ею, быть ее хозяином. А ведь в глубине души мы знаем, что должны это делать.

Как лечить эти духовные недуги.

Во-первых, и прежде всего, Петр подчеркивает, что мы должны прилагать «все старание», то есть максимум усилий, чтобы прибавить к своей вере все те качества, на которые он конкретно указывает. Да, это будет битва. Но, памятуя о дарованных нам «великих и драгоценных обетованиях», мы должны вести эту борьбу. Нам созданы все условия для жизни в Боге. Мы избежали растления похотью, которое царствует в мире, поэтому мы должны «более и более стараться делать твердым наше звание и избрание». Итак, лечение заключается в самодисциплине и усердии.

Я призываю Вас прочесть жизнеописание любого святого, который когда-либо украшал своим присутствием Церковь. Вы сразу убедитесь, что наиболее характерными для них чертами были самодисциплина и порядок. И эти черты свойственны всем выдающимся христианам. Независимо от того», к какой «ветви» Церкви они принадлежали, все они были очень дисциплинированными людьми. Они упорядочивали свою жизнь и твердо придерживались установленного распорядка. Несомненно, самодисциплина чрезвычайно одобряется Писанием и она абсолютно необходима.

«Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть» (Евр. 11:6). И Он усердно «ищущим Его воздает». В своем поиске мы должны быть усердны. «Но, - возразит кто-нибудь, - это похоже на оправдание через дела. Вы откатываетесь назад, к ереси Римской католической церкви и к католическому вероучению в целом». В ответ на возражение напомню, что не кто иной, как богодухновенный апостол Петр, советует нам «показывать» в своей вере или «добавлять» к ней указанные им добродетели и прилагать к этому все старание. Кроме того, на самом деле никакого противоречия тут нет. Ошибочность учения о возможности оправдания делами заключается в возлагании на духовную дисциплину неоправданных надежд - как будто эта духовная дисциплина сама по себе может спасти душу. Конечно, в этом смысле полагаться на духовную дисциплину неверно. Однако это вовсе не означает, что надо совсем ничего не делать. Библия учит так: делай, что можешь, но не возлагай надежд ни на какие свои действия.

Дело не в самих делах, дело в возлагании надежд на них. Как тонка эта грань! Одной из основных опасностей, угрожающих в наше время протестантизму - особенно в евангелических кругах, - является этот страх впасть в ошибку и надеяться на оправдание делами. В итоге мы впадаем в противоположную крайность и считаем, что дела совсем не играют никакой роли. Мы доказываем, что важна только вера, и совершенно не важно, что я делаю. Конечно, при таком подходе дисциплина не нужна. А зачем? И наша жизнь серьезно страдает от недостатка дисциплины. Ответом на ложное упование, то есть упование на дела -должны быть не лень и бездеятельность, а, напротив, еще большее усердие, чтобы прибавлять к своей вере, показывать ее в жизни. Да, при этом мы всегда помним, что одних только наших действий никогда не будет достаточно. Но мы также напоминаем себе, что Бог, безусловно, воздает усердно ищущим Его. Так много людей говорят, что они отдали бы все ради хотя бы крохотной частички того знания, которым обладали святые. «Почему я не могу пережить это - это божественное тепло в сердце?» - говорят они. Ответ таков: они, собственно, никогда серьезно не старались получить знание. Ознакомьтесь с биографиями святых. Убедитесь, как много времени они уделяли чтению Священного Писания, молитве и различным формам самооценки и духовной дисциплины. Они понимали необходимость культуры и повиновения Господу в духовной жизни. И Бог воздал им, даровав эти чудесные проявления присутствия Самого Себя и тот мощный духовный опыт, который согревал их сердца.

Итак, во-первых, мы признаем абсолютную необходимость просто самодисциплины и просто порядка. Если мы понимаем, как важно выделять определенное время для духовных занятий и упорядочить свое повседневное существование, то должны всеми силами отстаивать наши приоритеты. Если я действительно убежден, что Библия для меня важнее газеты, то я должен читать Библию до того, как возьмусь за газету. Время для молитвы - тут тоже следует проявлять упорство и последовательность. Я непременно выделяю время для молитвы и духовного размышления; лучше я не сделаю что-нибудь другое, но это сделаю. С этого начинается возвращение порядка в нашу жизнь. Многие люди оступаются и становятся несчастными и угнетенными только потому, что не способны взять себя в руки. Но вам придется сделать это самим; никто другой за вас этого не сделает. Если вы не будете выполнять все это досконально, то можете быть уверены - вы так и останетесь угнетенным христианином. «Прилагая к сему все старание», делайте все возможное, будьте сверхревностными. Добивайтесь этого любой ценой.

Во-вторых, совершенно необходимо воплощать свою веру в жизнь, «показывать» ее. Греческое слово, использованное в первоисточнике, имеет отношение к драме, к пьесе. Оно обозначает сопровождение представления оркестром или хором. Представление сопровождалось оркестром, хором, чтобы постановка получилась законченной, гармоничной и совершенной.

Чем же вы сопровождаете свою веру? Первое, что говорит Петр: «Покажите в вере вашей добродетель». «Добродетель» означает моральную энергию. Она подразумевает силу, пыл. Это очень важно. Апостол говорит им, что к вере, которую они уже имеют, они должны присоединить моральную энергию. Перестаньте быть вялыми. Соберитесь, не плетитесь по христианской жизни, как расслабленные. Идите по ней с рвением, энергией и силой. Не создавайте своим поведением впечатление, что вы на грани обморока или полного провала. Не поддавайтесь слабости, но прибавляйте к вере мужество и силу.

Как необходимо это наставление! Сравните среднею христианина с типичным человеком «из мира». Христианин претендует на интерес к духовной сфере, к Царству Божьему. Он говорит, что хочет узнать как можно больше о Боге и о Христе. Это он называет своей верой. И все же - сравните его с человеком, который занимается, к примеру, всерьез спортом. Вы увидите огромную разницу. Посмотрите на радостный интерес, преданность своему делу, дисциплину и энергию спортсмена. Сравнение, увы, не в пользу среднего христианина. Причина этого - неспособность многих христиан дополнить свою веру энергией, свойственной любому увлеченному чем-то человеку.

Далее: покажите «в добродетели рассудительность». Речь идет не просто об изучении доктрины. Это мы в некоторой степени делаем, иначе у нас не было бы веры. Здесь подразумевается проникновение вглубь, даже некоторое озарение. Уверовав в Христа, мы еще не знаем всего; это только начало. В Новом Завете мы находим постоянные призывы и указания на необходимость возрастать в познании: «.чтобы любовь ваша еще более и более возрастала, - говорит Павел, - в познании» (Флп. 1:9). Мы не должны останавливаться только на вере, нам нужно понимать христианскую жизнь и видеть окружающие нас тонкие опасности. Чтобы противостоять им, необходимо усердно читать Писание и книги по Писанию и доктринам веры. Вы никогда не сможете по-настоящему понять свою веру, если не приложите старания и не займетесь этим. Порой это трудный процесс и, уж безусловно, он потребует от вас дисциплины. Студент никогда не станет профессионалом, если не будет много работать и учиться. Это относится к любой сфере. Все эти разговоры о людях с блестящими способностями, которые ничего не делают, а на экзаменах получают высшие оценки - миф чистой воды. Такого просто не бывает. Чтобы добиться глубокого понимания - в чем бы то ни было - нужна дисциплина и постоянные усилия. Дополнить свою веру истинным знанием - чрезвычайно трудная задача, и нам придется серьезно над ней потрудиться.

Следующее, что мы должны приложить к нашей вере - это воздержание, или самоконтроль. Это означает, что вы должны контролировать все до единого аспекты вашей жизни, а не просто свою жизнь в целом. Это означает, что вы должны контролировать себя даже во время еды и питья. У многих людей расстраивается здоровье, потому что они объедаются или слишком много пьют. Другие страдают от усталости и вялости просто из-за недостатка воздержания. Их похоти, страсти, желания господствуют над ними. Некоторые слишком много спят; другие недосыпают. Задумайтесь хорошенько, каким образом эти вещи влияют на наше духовное состояние. Чтобы понять лучше, почитайте биографии святых. Вы увидите, как каждый из них контролировал свою жизнь. Как боялись они любых излишеств. Как ясно понимали, что должны избегать их любой ценой.

Терпение означает стойкость, способность продолжать путь, невзирая на трудности, которые заставляют вас пасть духом. Держаться даже если все, кажется, обернулось против вас и тащит на дно. Но надо выстоять. Вы должны приложить терпение к своей вере. Это не означает, что надо просто пассивно «взирать на Господа»; вы должны специально тренировать в себе стойкость и неизменно - день за днем - следовать за Христом. Терпение нашего Господа может стать для нас лучшим укрепляющим примером в моменты, когда нам хочется бросить все.

И затем - благочестие, которое подразумевает постоянную заботу о поддержании наших взаимоотношений с Богом и чрезвычайное внимание к этим взаимоотношениям. И, наконец, двумя последними пунктами в списке Петра идут качества, определяющие взаимоотношения людей друг с другом. Братолюбие - это чувство, с которым мы должны подходить к другим христианам. Любовь - это любовь ко всем людям, даже если они пока не разделяют нашей веры. Обо всем этом мы должны поговорить подробно.

Проведя нас по этой дороге, каждый шаг которой представляет собой определенный вызов для нас, Петр переходит теперь к поддержке. Во-первых, он напоминает нам о том, кем мы стали - «причастниками Божеского естества»! Вы отдаете себе отчет, что вы собой представляете как христианин? Вы осознаете, что Сын Божий сошел с неба на землю и принял крест, чтобы спасти вас? Он не только взял вас от мира и его похотей, но дал вам Божеское естество. Похоть - причина всякого растления. А так неужели вы намерены оставаться в этом состоянии? Разве вы не хотите избавиться от него? Вы можете это сделать, говорит Петр. Для этого вам надо осознать, что Христос умер, чтобы избавить вас от растленной природы и дать вам природу Божественную. «Конечно, - говорит Петр, - вы помните, что были омыты от прежних грехов. Не могли же вы забыть, что умерли вместе с Христом и, следовательно, мертвы для закона и греха?» Осознание всего этого придаёт дам огромный заряд сил во время этой битвы веры.

Но не останавливайтесь на этом. Поймите, говорит апостол, что только в том случае, если вы приложите к своей вере все эти качества, только тогда ваше состояние кардинально изменится и вы будете всегда радоваться. «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание». А сделать звание и избрание твердым можно, лишь поступая именно так, как учит Петр.

Иначе вы никогда не будете счастливы. Недостаточно сказать: «Слово Божье говорит, что „Всякий верующий.» Я верю - следовательно.» Такой подход верен, но не всегда достаточен. Конечно, посылка правильная; когда мы так рассуждаем, то уже показываем веру. Но если мы считаем, что вера этим исчерпывается, то совершаем колоссальную ошибку. Хотим ли мы сделать свое звание и избрание твердым? Если да, то мы должны с предельным усердием выполнять все то, что перечисляет здесь апостол.

И делая так, мы обретем великую радость, мир и уверенность. Мы будем знать, «на чем стоим». Мы пожнем первые плоды славы, которая ожидает нас.

«Так поступая, никогда не преткнетесь». Ничто не способно до такой степени ввести в уныние, как наши собственные разнообразные промашки. Мы оступаемся и ощущаем себя жалкими и несчастными. Наваливается депрессия. Мы чувствуем, как надежда полностью покидает нас. Что же делать? Стараться избегать «преткновений». Помнить слова апостола. Поступая так, как наставляет Петр, вы никогда не преткнетесь. Так что постарайтесь приложить все, о чем он говорит, к своей вере, и вы не преткнетесь.

И, наконец, как победно это звучит: «Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Петр говорит здесь не о нашем спасении, но об окончательном вхождении в славу. В оригинале словам «откроется» (ст. 11) и «покажите» (ст. 5) соответствует одно и то же слово. То есть, если вы постоянно будете дисциплинировать себя, чтобы показывать в своей вере «добродетель. терпение. братолюбие. любовь», то в конце вашей жизни и вам покажется («откроется») «вход в вечное Царство». Петр говорит: «Если вы будете дисциплинировать себя, если вы упорядочите свою жизнь и будете прилагать к вере определенные поступки, то „никогда не преткнетесь» в этой жизни. Вы будете чувствовать уверенность и надежду, и поэтому - радость и счастье. И затем, когда настанет конец, вы перейдете из этой жизни в вечную, победоносно войдя в небесный покой и славу в присутствии Бога».

Если мы несчастны и угнетены, то более чем вероятно, что это объясняется недостатком дисциплины. Поэтому давайте бодрствовать и двигаться вперед, и приложим все старание, чтобы прикладывать к вере поступки и не бояться. Давайте выработаем ясное представление обо всем, чтобы наши идеи были четкими. А после этого - воплотим идеи в жизнь. Мы должны прилагать к своей вере силу и рвение. Нам нужны и добродетель, и рассудительность, и воздержание, и терпение, и благочестие, и братолюбие, и любовь. Давайте начнем получать удовольствие от христианской жизни и помогать другим. Мы будем возрастать в благодати и познании и привлекать к Господу всех, кто нас знает, способствовать расширению Царства Божьего. Таким образом многие смогут прийти к нашей благодатной вере и получить великие и драгоценные обетования, которые никогда не прейдут и обязательно исполнятся.

Ллойд-Джонс, Мартин,

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее. Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. - 3-е изд. - СПб.: Мирт, 2008. - 176 с.

Пётр показывает степени преуспеяния. На первом месте вера добродетель , то есть дела, ибо без них, как говорит апостол Иаков (Иак. 2:26) , вера мертва. Далее рассудительность . Какая же рассудительность? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. Затем воздержание . Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собой дар (ибо страсти, несмотря на сдерживающую их свободу, всегда любят стремиться к худшему), то должно превзойти терпение . Оно произведет все, и благочестие умиротворит, и упование на Бога усовершит. К благочестию присоединится братолюбие , а к всему этому любовь , которую апостол Павел называет совокупностью совершенства (Кол. 3:14) . Ибо любовь явила силу свою и над Сыном Божиим и над Отцом Его: Отца расположила отдать Возлюбленного Своего (1 Ин. 3:16) , а Сына пролить Кровь Свою за нас (Ин. 3:16) .

Толкование на 2-е послание Петра.

Беда Достопочтенный

Добродетель здесь он положил не в чудотворении, но в благом образе жизни, который с правой верой соединяется, чтобы при отсутствии дел вера не была бы бесполезна и мертва, к чему буквально все старание приложить предписывает, поскольку нерадивый в работе своей - брат расточителю (Притч. 18:10) .

О семи Кафолических посланиях.

Еп. Михаил (Лузин)

То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность

То вы, прилагая к сему и проч.: блаженный Феофилакт о связи речи здесь выражается так: «изложение растянуто, но мысль такая: силою Христовою получив бесчисленные блага, мы можем и сделаться причастниками Божеского естества, и достигнуть жизни и благочестия; посему должны жить так, чтобы к вере присовокупить добродетель и чрез добродетель преуспевать в благочестии, доколе достигнем совершеннейшего блага, которое есть любовь». - То вы : собственно - и вы, в таком смысле, что как Бог с своей стороны то и то сделал для вас, то и вы с своей стороны делайте то и то для Него. - Прилагая все старание : (см. 2 Пет. 1:10 , ; 2 Пет. 3:14), - так как Бог все сделал для вас, чтобы даровать вам все блага для жизни и благочестия, то и вы, с своей стороны, употребите все старание, чтобы воспользоваться как должно всем тем, что даровано вам. - Покажите и проч.: убеждая, апостол показывает верующим высокую лествицу добродетелей, по которой должен идти верующий, чтобы достигнуть совершенства, начиная с веры, составляющей начало и основание сей лествицы добродетелей, и кончая любовию, составляющею союз совершенства (ср. Рим. 13:10). - В вере добродетель : вера - и как духовное настроение, и как практическая добродетель - есть основание и корень всех добродетелей, как говорит блаженный Августин: «вера - мать и корень всех добродетелей». Здесь она означается как дар Божий, как дар благодати (Ин. 6:29 ; Еф. 2:8). - Добродетель : мужественный, твердый, решительный образ действий противу всех врагов нашего спасения во укрепление всех добрых дел. Она соответствует силе Божией, отклоняющей с энергией всякое зло (2 Пет. 1:4) . Между прекрасными плодами на прекрасном дереве веры это лучший плод (ср. Фил. 4:8). - Рассудительность : точнее, но общее - знание; это разумный и рассудительный образ действий и мыслей, при котором быстро соображают, что полезно и вредно, хорошо и худо, что нужно делать и чего избегать. Это же знание, или рассудительность, предохраняет от неразумной ревности и от всяких излишеств в мысли, действиях и жизни. Это - мудрость, это - глаз всех добродетелей, без этого глаза добродетель может быть слепа, может впадать в заблуждение. Это знание, рассудительность и мудрость, есть как бы путеводная нить добродетелей, руководит и умеряет всякую добродетель, так что руководствующийся ею делает ни мало, ни много, идет ни направо, ни налево, а прямой стезей, идет прямо к цели и не блуждает.

Толковый Апостол

Лопухин А.П.

Ст. 5-7 То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь

Ответом со стороны христиан на действия благодати Божией не только удаление от господствующего в мире растления (2 Пет. 1:4) , но и, главным образом, положительная добродетель в разных ее разветвлениях. Апостол в ст. 5-7 показывает степени преуспеяния. «На первом месте вера , так как она есть основание и опора добра. На втором месте добродетель , т. е. дела, ибо без них, как говорит Апостол Иаков (Иак. 2:26) , вера без дел мертва. Далее разум . Какой же разум? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. За ним воздержание . Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, - чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собою дар, то должно превзойти терпение. Оно произведет все, и благочестие умиротворит, и упование на Бога усовершит. К благочестию присоединится братолюбие , а ко всему этому любовь …» (блаж. Феофил).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: