Церковь сант андреа аль квиринале. Церковь сант андреа Церковь сант андреа в риме

Фото: Церковь Сант Андреа аль Квиринале

Фото и описание

Церковь Сант Андреа аль Квиринале – выдающийся образец римской барочной архитектуры. Построена по проекту Джан Лоренцо Бернини для ордена иезуитов на Квиринальском холме в Риме. Бернини получил заказ на создание проекта церкви в 1658 году, само строительство длилось до 1661 года, а внутренние декорации были завершены к 1670 году. На месте, где сегодня стоит церковь, ранее располагался другой храм 16-го века – Сант Андреа а Монтекавалло. Нынешняя же церковь, возведенная по инициативе кардинала Камилло Франческо Мария Памфили и с одобрения Папы Римского Александра VII, стала третьей в Риме, принадлежавшей ордену иезуитов. Предполагалось, что она будет использоваться для новициата – периода послушничества новообращенных монахов, введенного в практику в 1566 году. Сам Бернини считал Сант Андреа аль Квиринале одним из лучших своих творений, а его сын Доменико вспоминал, как отец часами сидел внутри церкви, наслаждаясь выполненной работой.

Фасад Сант Андреа аль Квиринале обращен в сторону улицы Виа дель Квиринале, также как и церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане работы Борромини, расположенная ниже по ходу улицы. На фасаде над портиком можно увидеть фамильный герб Памфили. Внутри овальная форма главного помещения для прихожан определена стенами, пилястрами и архитравом, которые обрамляют боковые часовни и позолоченный купол сверху. Парные колонны отделяют пространство алтаря от приходской части. По контрасту с темными боковыми часовнями, главный престол храма хорошо освещен – он является «якорем» интерьера, на который невольно обращаешь внимание. Над престолом можно увидеть картину «Мученичество святого Андрея» французского художника Гийома Куртуа. Еще одно изображение святого – беломраморная скульптура Антонио Радджи.

Отдельного упоминания заслуживают часовни церкви. Первая справа – часовня святого Франциска Ксаверия – украшена полотнами Бачиччо начала 18-го века и работой Филиппо Браччи на сводах. Часовня Страстей, известная также как Часовня Бичевания, примечательна полотнами с изображением Страстей Христовых работы Джачинто Бранди. Слева от алтаря расположена часовня Станислава Костка, покровителя Польши, - в ней хранится усыпальница святого, урна из бронзы и ляпис-лазури 1716 года. Над урной – картина Карло Маратта «Мадонна с Младенцем и святой Станислав Костка». Последняя часовня, посвященная Игнатию Лойоле, украшена картинами Людовико Маццанти «Мадонна с Младенцем» и «Поклонение волхвов».

Между часовней Станислава Костки и главным престолом церкви находится боковая часовня с огромным распятием. В ней расположена могила Карла Эммануила IV, короля Сардинского королевства и герцога Савойского, который в 1815 году отрекся от престола и стал членом ордена иезуитов.

ЦЕРКОВЬ САНТ АНДРЕА АЛЬ КВИРИНАЛЕ. ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ Часть 1. Фасад 1. Сант-Андреа-аль-Квиринале (Chiesa di Sant"Andrea al Quirinale) - церковь в стиле барокко, архитектурное произведение великого мастера Джованни Бернини. История достопримечательности начинается в 1565 году, когда участок земли, на котором в настоящее время находится Сант-Андреа-аль-Квиринале, был пожалован Ордену иезуитов.Благодаря щедрым пожертвованиям семей Тальякоццо и Арагон иезуиты сразу же принялись за постройку собственного храма. В 1568 году его освятил кардинал Маркантонио Колонна. Однако в середине XVII века сооружение пришло в упадок из-за допущенных ошибок при строительстве, и было принято решение возвести более монументальный и роскошный храм. В 1658 году под руководством архитектора Бернини началась постройка Сант-Андреа-аль-Квиринале. Финансирование работ взял на себя кардинал Камилло Памфили, племянник папы Иннокентия X.Новая церковь была посвящена святому Андрею Первозванному и святому Франциску Ксаверию, одному из основателей Ордена иезуитов. Строительство продолжалось в течение 20 лет, и было завершено в 1678 году. 2. Бернини считал Сант Андреа аль Квиринале одним из лучших своих творений, а его сын Доменико вспоминал, как отец часами сидел внутри церкви, наслаждаясь выполненной работой. 3. Фасад Сант Андреа аль Квиринале обращен в сторону улицы Виа дель Квиринале, также как и церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане работы Борромини, расположенная ниже по ходу улицы. На фасаде над портиком можно увидеть фамильный герб Памфили. 4. Церковь представляет собой овальное здание с высоким треугольным фронтоном, который поддерживают гладкие пилястры по углам. Вход увенчан портиком с декоративным картушем. 5. Две розовые мраморные колоны поддерживающие антаблемент опираются на подножие в виде полукруглой лестницы. Поверх антаблемента, находится символ ордена Иезуитов - три буквы «IHS» (Iesus Hominum Salvator), что в переводе с латинского означает «Иисус, Спаситель Человечества». 6. Это церковь не большая. Иезуиты попросили спроектировать ее на ограниченном участке улицы. И Бернини блестяще справился с этой задачей. 7. Ступени ведущие и сама церковь располагаются между двумя высокими пилястрами с каждой стороны, и это предает зданию монументальность, заставляет забыть о сравнительно небольших ее размерах. Ступени словно вода льются из храма на улицу, а ряд конических овалов напоминает водную рябь. Бернини любил движение, его архитектура полна движения и здесь она приглашает нас войти внутрь. В красивом, овальном помещении, по мере продвижения вперед, пространство расширяется вправо и влево. Это горизонтальный овал, не то что мы готовы были ожидать. Ведь мы привыкли к четырехугольным пространствам храмов. 8. Такой же прием использован Бернини при проектировании колоннады на площади Св. Петра. Возникает ощущение расширения пространства при том, что симметрия сохраняется. Продолжение следует...

Мы втроем стоим у входа в церковь Сант Андреа аль Квиринале. Не знаю, насколько хорошее у меня произношение... Отличное. Церковь спроектировал архитектор Бернини. Эта церковь небольшая, поскольку место для ее постройки почти не было. Иезуиты попросили Бернини спроектировать и возвести церковь на ограниченном участке, и он блестяще справился с задачей. Он использовал гигантский архитектурный ордер, то есть ступени, ведущие в церковь, или паперть, а также само здание церкви располагаются между двумя огромными, высокими пилястрами с каждой стороны, и это придает зданию монументальность и заставляет нас забыть о сравнительно небольших размерах церкви. Ступени словно вода льются из храма на улицу, а ряд концентрических овалов напоминает водную рябь. Бернини любил движение. Его архитектура всегда исполнена динамики, она подготавливает нас ко входу внутрь церкви с овальной планировкой. Зайдем внутрь. Давайте. Мне не терпится это увидеть. Итак, мы уже в церкви, в красивом овальном помещении. По мере нашего продвижения вперед внутреннее пространство расширяется вправо и влево. Это горизонтальный овал. Не то, что можно было бы ожидать. Ведь мы привыкли к четырехугольному пространству в храмах. В эпоху Возрождения, крестообразное пространство тоже встречалось довольно часто. Использовалась и круглая планировка. А это помещение овальной формы и, что интересно, мы увидим овальную планировку ещё в одной церкви на этой улице, Сан Карло алле Куатро Фонтане, созданной Борромини. Её нередко противопоставляют церкви Сант Андреа аль Квиринале. Она напоминает площадь Святого Петра. Да, с двойной колоннадой эллиптической формы. Похоже на разницу между классическим и современным балетом. Возникает ощущение расширения, при том что симметрия сохраняется. Здесь всё строго симметрично. Внутри больше всего поражает то, что над алтарем и за его пределами всё пространство залито светом. Напоминает театральное освещение, но на самом деле это естественный свет, проникающий через окно, которое мы не видим. Бернини часто использовал этот прием. Например, при создании скульптуры… «Экстаз святой Терезы». …да, а также в соборе Святого Петра. Свет проникает внутрь и падает на эти кружащиеся фигуры. Они движутся вверх и вниз. Это сонм поющих и ликующих ангелов и херувимов на фоне массивных и плотных лучей света, выполненных из штукатурного гипса, позолоты и бронзы. Подойдем поближе. Давайте. Алтарь располагается в овальном пространстве, он богато украшен. Мы также видим места для сидения. В центре находится картина, на которой изображена мученическая кончина святого Андрея. «Сант Андреа» по-итальянски значит «святой Андрей», и эта церковь освящена в его честь. Он занимает в христианстве очень важное место, причем не только в католичестве. Святой Андрей был братом апостола Петра, поэтому в Риме много церквей в его честь. Он был распят на косом кресте, который мы называем Андреевским. В обрамлении картины мы видим херувимов, ангелов и массивные сплошные лучи. Интересно, что сама картина также обрамлена мрамором… …из которого сделаны колонны и пилястры. Да, чтобы создать ощущение, что внутри этого архитектурного пространства, это не совсем картина, в нашем обычном понимании. Она не отделима от интерьера. Сочетание пористых и монолитных материалов, богатого декора, скульптуры и живописи в архитектуре, проникнутой театральностью, создает законченное произведение искусства. Если подойти совсем близко к алтарю и посмотреть вверх, то можно увидеть источник света, скрытый от глаз прихожан. И независимо от того, дневной это свет или электрический (а здесь есть источник дневного света) он заполняет всё пространство. Свет исходит из второй лантерны. Она служит исключительно для театрального эффекта. Цвет колонн и пилястр, а также великолепные оттенки каменных материалов, из которых построена эта церковь - это всё земляные цвета. Некоторые цвет этих колонн напоминает цвет ветчины прошутто, другим - мясо для гамбургеров. Да, если же говорить серьезно, то здесь мы видим коричневые и белые тона, а также полосы, напоминающие прожилки жира в прошутто. Сравнение с едой не случайно. Это символ земного, но они исчезают, стоит только посмотреть наверх на своды церкви, где преобладают чистые, небесные цвета. Внизу находится всё земное, а наверху только белые и золотые тона – цвета Рая. Изображение апостола Андрея, умирающего на кресте, неразрывно связано с с его статуей, словно поднимающейся от нижнего уровня к верхнему, на Небо. Это статуя белого цвета. Душа апостола входит в Царство Небесное. Посмотрите на золото, украшающее фонарь. Блеск золота усиливается благодаря витражу. Это очень удачное решение, которое стали использовать задолго до Бернини. В данном случае архитектор применил стекло желтого цвета, поэтому даже в пасмурный день, как сегодня, стекло усиливает сияние, как бы струящееся от Святого Духа. Как будто с Неба. Святой Дух изображен на этом фонаре. В центре. На самом верху. Лично меня поражает то, что ребра жесткости купола сделаны в виде лучей, исходящих от голубя. Верно. Здесь заложен двоякий смысл. Лучи света не просто исходят от голубя и даруют нам божественную благодать Святого Духа, но заставляют посмотреть ввысь. С какой бы точки мы ни смотрели вверх, лучи идут от овала, украшенного декором, и падают вниз в окружении чистейших золотых и белых тонов, а также света. На этих сводах и на поверхности самого овального купола видны фигуры людей в белых одеждах. Они сделаны из штукатурки. Это скульптурные изображения мужчин и мальчиков. Мальчики представляют собой маленьких херувимов, которые окружены ангелами. В фигурах мужчин нетрудно узнать рыбаков. Они держат сети. Это напоминает нам о том, что св. Андрей был рыбаком, как и его брат, св. Петр. Они были первыми апостолами, которых призвал на служение Иисус из Назарета. Возникает ощущение, что некоторые фигуры движутся на нас со стороны фонаря. Да, в эпоху Возрождения, скажем, за 150 лет до этого, на знаменитом плафоне Мантенья… …в Камера дельи Спози. …да, в Камера дельи Спози. На этом плафоне уже были изображены фигуры, которые смотрят на нас сверху. И возникает иллюзия, что… Наблюдают. Да, они сверху наблюдают за нами. Здесь мы видим своего рода слияние земных и духовных существ, движущихся навстречу друг другу. Центральное место при этом занимает фигура апостола Андрея. Его белая статуя установлена на разорванном фронтоне. И разрыв сделан таким образом, чтобы показать, что св. Андрей освобождается от земных уз и возносится в Царство Небесное. Бросается в глаза контраст между страданиями апостола Андрея на картине и скульптурным изображением его души. Изображение духовного высвобождения и вечности. И не забывайте, что все люди в то время во многом воспринимали смерть как избавление и утешение. Как говорили Иезуиты, Божье время – лучшее время. Да, освобождение души от тела. …конечно, конечно освобождение. Тогда не было того страха, боязни и тем более ужаса перед лицом смерти, которые испытываем мы, поскольку мы особо не думаем о загробной жизни. А тогда никто не сомневался в жизни после смерти. Чтобы заслужить вечность и не попасть в ад, нужно было трудиться и пройти чистилище. Загробная жизнь не вызывала сомнений и считалась лучше земной жизни. Смерть была обыденным и повсеместным явлением из-за высокой детской смертности и эпидемий чумы. Люди жили с ней бок о бок, совсем не так, как мы. Нам не нравится даже говорить об этом. И такого рода живопись, скульптура и архитектура укрепляли надежду и даже давали утешение. Звучит парадоксально, но смерть воспринималась не как конец, а как новая жизнь. Верно. Я полагаю, что среди изображений смерти святых, смерти Христа и успения Божьей Матери, уход из жизни уже не казался чем-то необычным. Да. Знаете, это интересная тема, тем более что мы собираемся… Мы покажем вам, что представляло собой смертное ложе в Риме. Пойдемте, посмотрим. Это статуя наверху, за церковью. Subtitles by the Amara.org community

Сант Андреа аль Квиринале (Sant’Andrea al Quirinale ) - бывшая монастырская церковь, теперь титулярная, иезуитского послушничества, расположенная на Виа дель Квиринале, 29 . Посвящена Святому Андрею, апостолу.

Первая церковь на этом месте, Сант Андреа ин Монте Кавалло (Sant’Andrea in Monte Cavallo ), была, возможно, приходской, но ее происхождение не ясно. Археолог Джованни Баттиста де Росси обнаружил поврежденную папскую буллу 11 века со следующей ссылкой:

«Мы субсидируем большое здание, покрытое плиткой, с землей, на которой когда-то была церковь Святого Андрея, и стенами, расположенное в Риме, в третьем округе, рядом с почтенной Санта Сюзанной» .

Эта ссылка указывает на существование заброшенной церкви, посвященной Святому Андрею, недалеко от Санта Сюзанны. К сожалению, она единственная и не дает представления о точном местоположении и продолжительности существования упомянутой церкви. Если это действительно относится к Сант Андреа аль Квиринале, то совершенно не понятно, кто и по какой причине восстановил ее позже.

Последующие документальные свидетельства находятся в средневековых церковных каталогах, особенно в Catalogus Cencius Camerarinus 12 века, упоминающем Sancto Andree de Caballo . Слово caballo происходит от латинского caballus , означавшего, первоначально, лошадь для еды, т.е. конину (в отличие от equus – лошадь, на которой вы могли ездить). Каталог отмечает, что церковь была ignotae et sine clericis , т.е. «вышедшей из употребления». Действительно, Квиринал в раннем Средневековье почти потерял свое постоянное население.

Catalogo del Signorili 1425 года поясняет, что лошадь была указанием на мраморные скульптуры, называемые Укротителями Лошадей, ставшие в настоящее время частью . В этом каталоге церковь названа как S ancto Andree de Equo Marmoreo (мраморная лошадь ) . Считается, что пара монументальных скульптур перемещена сюда из терм Константина, но, возможно, она была частью Храма Серапис, на месте которого сейчас расположен Палаццо Колонна. Видимо, кто-то поднял их на холм, когда храм был разрушен, потому что Квиринал в средневековье назывался Монте Кавалло, т.е. Лошадиная Гора. Отсюда церковь и получила свое имя. Панорамные описания города 16 века указывают на то, что эта старая церковь находилась на территории ныне существующей, но к тому времени была в руинах.

Общество Иисуса, или Иезуиты, получило официальный статус в 1540 году и, как централизованный религиозный орден, нуждалось в помещении для обучения послушнико в. Для этой цели в 1566 году старая церковь была пожертвована генералу Иезуитов Святому Франциску Борджиа епископом Тиволи Джованни Андреа Кроче. Восстановление и перестройку здания монастыря в помещение для послушников поручили имевшему архитектурное образование иезуиту Джованни Тристано.


Р аботы были закончены в 1568 году при финансовой поддержке Джованны Арагонской, герцогини Тальякоццо, владевшей большим участком земли на южном склоне холма. Моментальный взрывной рост нового ордена привел к тому, что помещение перестало вмещать всех послушников, и в 1598 году его объединили с базиликой Сан Витале и ее землями в один комплекс. Как это ни парадоксально, сегодня церковь Святого Андрея является зависимой от базилики.

Все иезуитские контрреформаторские святые следующих поколений обязательно проходили здесь свое обучение. Среди них - Св. Алоиз Гонзага, Св. Станислав Костка и Св. Роберт Беллармине. Костка здесь умер и его комнату преобразовали в богато украшенную часовню.

В 1622 году иезуиты получили общие папские полномочия для перестройки комплекса. Однако финансовые трудности долгое время не позволяли осуществить задуманное и только в 1653 году под гарантии кардинала Франческо Адриана Чевы были созданы необходимые фонды. Архитектором должен был стать Франческо Борромини. Тем не менее, папа Иннокентий X отозвал разрешение на строительство, поскольку не хотел видеть никаких больших строений, расположенных слишком близко к Квиринальскому Дворцу. Иезуитам пришлось дожидаться его смерти.

Следующим папой стал Александр VII. В 1568 году он разрешил строительство с условием, что новые здания будут полностью закрыты с улицы высокой стеной. Главным в это время был кардинал Камилло Памфили, занявший Барромини возведением церкви . Строительство же иезуитского комплекса кардинал поручил Лоренцо Бернини, что и было утверждено папой.

Каркас Сант Андреа аль Квиринале был выстроен в 1658 - 1661 годах. Бернини его спроектировал, но фактическую работу оставил блестящему коллективу архитекторов и художников, среди которых были Маттиа де Росси и Антонио Рагги. Они поступили весьма мудро, оставив незаконченным решение фасада. Папа умер, после чего семья Памфили в 1670 году оплатила постройку более высокого фасада. О папском требовании скрыть здание за стеной благополучно забыли. Полностью строительство было завершено в 1678 году.


Джузеппе Вази. Сант Андреа аль Квиринале, 1756

Церковь считается одним из самых прекрасных образцов римского барокко с его сбалансированным и гармоничным выбором материалов и потоками света в интерьере. Говорят, что Бернини не взял платы за этот проект, а его наградой была ежедневная буханка хлеба из печи послушников. Согласно биографии, написанной его сыном Домиником, Бернини считал эту церковь своей единственной совершенной работой и в старости часто приезжал сюда послушать мессу.

С 1773 по 1814 годы возникла пауза в воспитании церковью иезуитских послушников. Во время французской оккупации она была разграблена. Святыни лишились своих украшений из драгоценных металлов.


В 1873 году новое итальянское правительство закрыло почти все монастыри. Иезуиты так же были высланы из своей церкви. Сант Андреа аль Квиринале перешла в собственность итальянской короны. Здесь разместили разных королевских чиновников, работавших в Квиринальском Дворце, ставшем резиденцией короля. В 1888 году комплекс был существенно изменен в худшую сторону - королевские лакеи нуждались в бо льшем комфорте, нежели иезуитские послушники. Была, в частности, разрушена комната Св. Станислава Костки. Правда ее интерьер перед этим демонтировали и перенесли в другое помещение, ближе к церкви. Другим вмешательством стала прокладка улицы виа Пьяченца прямо через сады на юг монастыря с уничтожением пешеходной дорожки к Сан Витале.

Церковь Сант Андреа аль Квиринале потеряла смысл своего существования. От сноса ее сохранила только слава Бернини. Ее соседкам повезло меньше. В этот период правительством были уничтожены пять из восьми стоявших рядом с ней церквей. Некоторое время после конфискации ее имущества церковью управлял приходской священник. Вернуть ее себе иезуитам удалось только в середине 20 века. Титулярной церковь стала в 1998 году.

Сейчас Сант Андреа аль Квиринале - одна из самых популярных достопримечательностей у образованных посетителей, в отличие от туристов из разряда «Был там, сделал это, приобрел футболку». А одним из самых больших архитектурных явлений считается контраст между работами двух великих архитекторов барокко — «нашей» церковью Бернини и находящейся выше по улице Борромини. Барокко Бернини - это театр, барокко Борромини - математика, и невозможно решить, какое из них более потрясающе.

Архитектурной новизной Сант Андреа аль Квиринале стал ее эллиптический план с главной осью на меньшей оси эллипса. Хотя для Бернини такое решение новинкой и не было - оно уже было использовано им в колоннаде площади Святого Петра. Утверждалось, что такой план возник из- за ограниченности места для строительства, однако, стоявшая здесь ранее церковь имела б о льшие размеры по длине улицы. Поэтому мотивацией к подобному решению скорее стал профессионализм, а не острая необходимость.

Стены церкви сложены из красного кирпича. - внешняя, являющаяся частью крыла женского монастыря, примыкающего к церкви с обратной стороны и включающего в себя так же и ризницу, и восстановленную комнату Св. Станислава Костки. Кладка стены нижнего барабана ничем не прикрыта, верхнего - выкрашена в оранжевый цвет и имеет шесть огромных контрфорсов (опор), по три с каждой стороны, с арочными окнами в промежутках. Линия крыши сформирована белым , похожим на зубчатое колесо. На куполе расположен высокий фонарь, но сам купол совершенно не виден с улицы.

Фасад церкви - отдельный элемент дизайна , почти не имеющий отношения к экстерьеру сооружения. Скорее, он служит экраном, отделяющим церковные стены от городского пейзажа. Материал - известняк. Середину фасада занимает огромный декоративный парадный вход с треугольным . Вход окружен парой гигантских коринфских на высоких постаментах.

Фактический вход находится выше уровня улицы и к нему ведет полукруглая лестница. Он также имеет треугольный фронтон и пару ионических пилястр. Полукруглый антаблемент с гербом семьи Памфили поддерживается парой ионических колонн. Выше антаблемента, за гербом - огромное, полукруглое же, окно.

Два других элемента фасада - изогнутые внутрь стены по обе стороны от парадного входа. Своей эллиптичностью в плане они повторяют дизайн церкви. Возможно, это шутка от Бернини - изгиб стен напоминает его колоннады на площади Св. Петра в миниатюре. Во внешних концах стен расположена пара идентичных арочных ворот, украшенных S- образными завитушками, прижимающимися к раковине гребешка. Левые ворота ведут в то, что осталось от сада послушников, правые не используются.

С правой стороны к церкви Сант Андреа аль Квиринале примыкает женский монастырь - большое трехэтажное сдержанно-барочное здание с огромным входом посередине. Раньше над входом размещался королевский герб со львами и рогами изобилия. Сейчас это место пустует. Когда-то через вход можно было попасть на два поперечных двора, один позади другого. Дворы разделялись зданием, уничтоженным при перепланировке 19 века. Именно здесь находилась комната Костки. Позади церкви, под углом к ее главной оси, - третий двор. Здесь в 16 веке находилось оригинальное помещение для послушников.

Внутри церкви - четыре боковые часовни, по две на каждой стороне, и четыре больших ниши, которые, возможно, тоже когда-то были часовнями. Две из них, по сторонам от главного алтаря, имеют дверные проемы, ведущие в женский монастырь. Через правую дверь можно также попасть в и комнату Костки, а левая больше не используется. Главный алтарь расположен по центру в маленькой апсиде. в Сант Андреа аль Квиринале отсутствуют - для литургий использовалась базилика Сан Витале.


Как уже упоминалось, эта церковь - взгляд Бернини на барокко, как на театр. Главный алтарь немедленно оказывается напротив посетителя на входе, а его исполнение уводит взгляд вверх, на купол, где раскрывается тема этого управляемого «представления» - мученичество и апофеоз Святого Андрея.

Стены внутри церкви одеты в красный с белыми прожилками мрамор. Этот же камень использован для четырех ребристых коринфских колонн, образующих подобие триумфальной арки перед главным алтарем. Бернини смог получить этот камень из античного римского карьера, что позволило ему оформить церковь в одном стиле. В промежутках между часовнями и нишами - гигантские ребристые пилястры из белого каррарского мрамора. Они поддерживают антаблемент, опоясывающий помещение. К ажд ая часовн я имеет вход, оформлен ный аркой с парой дорических пилястр , и освещена через полукруглое окно позади алтаря.


Главный алтарь, как уже говорилось, расположен во внешней апсиде. Оформлена она позолоченной бронзой. На стене над алтарем находится изображение Мученичества Святого Андрея , выполненное в 1668 году французским художником Гийомом Куртуа, взявшим себе псевдоним Иль Бургиньон. Для контраста с красным, золотым и белым стена с картиной окрашена в синий цвет, чем сразу притягивает к себе внимание. Боковые стены апсиды покрыты зеленым с белыми прожилками мрамором.

Наверху - позолоченный триумф с множеством ангелов работы Антонио Рагги и окно, из которого лучи света падают на алтарь. Это заставляет посетителя устремить взгляд вверх и увидеть покрытую белой штукатуркой статую Святого Андрея, Поднимающегося в Небеса , так же работы Рагги. Пристальный взгляд святого направлен на купол, приглашая зрителя посмотреть туда же.

Внутренний купол церкви полностью доминирует над пространством и является версией «купола как Небес» от Бернини. Такой купол служил для убеждения зрителя в том, что небеса открыты для пристального взгляда. Обычно для этого рисовались фрески со святыми и ангелами. Бернини же принял решение использовать сверхъестественность золотого цвета. Его купол покрыт позолоченной штукатуркой с орнаментом из шестиугольников с розетками, уменьшающихся с высотой. Десять стилизованных под пальмовые листья лучей фокусируются на фонаре. Для равномерного распределения лучей должно быть двенадцать, но те, что пришлись бы на главную ось церкви, пропущены. Пальмовый мотив - символ мученичества.


Под куполом расположены восемь окон со слегка искривленным верхом и увенчанные раковинами гребешка. Те четыре, что по сторонам с часовнями, чуть больше и на них сидят по паре гипсовых святых. Остальные четыре - поменьше, с тремя гипсовыми херувимами на каждом. Между окнами - свисающие под нижними концами лучей цветочные гирлянды. Лучи заканчиваются у концентрических эллипсов с гирляндами и такими же херувимами, окружающими глаз фонаря, или окулус . Фонарь сделан из желтого стекла, чтобы соответствовать позолоте купола. В самом верху фонаря - Голубь Святого Духа , очень «удачно» совпадающий с голубем на гербе семьи Памфили. Вся лепнина купола также принадлежит гению Рагги.

В отличие от общей красно-бело-золотой цветовой схемы церкви, стена входной двери покрыта таким же, как и стены расположенной напротив апсиды, бледно-зеленым мрамором с белыми прожилками. Над внутренней дверной коробкой помещена памятная табличка, объявляющая кардинала Камилло Памфили основателем церкви. На треугольном фронтоне находятся две крылатые женские фигуры, по-видимому, означающие судьбы. Одна из них опирается на геральдический щит кардинала, а другая падает, дуя в трубу. Над ними и расположена табличка с надписью. Эта композиция была разработана Бернини и выполнена Джованни Ринальди.


Боковые часовни выполнены в идентичном дизайне - алтари с парами коринфских колонн из красного мрамора с треугольными фронтонами, стены в бледно-зеленом с белыми прожилками мраморе, картины в обрамлении из желтого мрамора с голубем Памфили внизу.

Ближайшая от входа по левой стороне - часовня Святого Игнатия Лойолы. Она посвящена самому Лойоле и основателям Иезуитов. На практике же здесь почитается Богоматерь, поскольку в церкви нет посвященного ей алтаря. Алтарный образ показывает С вятых Игнатия, Франциска Борджиа и Алоиза Гонзагу, поклоняющихся Мадонне с Младенцем . Картины на стенах, созданные Людовиком Давидом, изображают две сцены Рождества. Фреска на потолке - Слава Ангелов художника Джузеппе Киари.

Следующая, по часовой стрелке, — часовня Святого Станислава Костки. Здесь, под алтарем, в бронзовой урне хранятся его реликвии. Алтарный образ Явление Мадонны с Младенцем Святому Станиславу создан Карло Маратта в 1687 году. Картины на стенах художника Людовико Маццанти показывают святого, получающего причастие и впадающего в экстаз. Потолочная фреска Апофеоз Святого Станислава принадлежит Джованни Одацци.

Ближайшая к главному алтарю справа - часовня Страстей Христовых, известная также, как часовня Бичевания. Здесь находятся три холста Джачинто Бранди 1682 года со сценами Страстей Господних - Снятие с Креста , Бичевание и Путь на Голгофу . На потолке - Бог Отец работы Филиппо Браччи.

Справа от главного входа - часовня Святого Франциска Ксаверия. Алтарный образ изображает святого, умирающего на острове Шенгчуань в Китае. Картины на стенах показывают сцены проповеди и крещения жителей Восточной Азии. Все три работы принадлежат художнику Джованни Баттиста Гаулли по прозвищу Бачиччио. На потолке - Слава Святого Франциска Ксаверия работы Филиппо Браччи.


Перед неиспользуемым левым входом в женский монастырь находится большое распятие. Это не часовня, поскольку не имеет алтаря. Здесь находится могила Карла Эммануила IV, короля Сардинии и Пьемонта. Он жил здесь, пока не умер в 1819 году в Палаццо Колонна, ниже по холму.


На полу церкви - три мемориала кардиналам Пьетро Сфорца Паллавичино, Джулио Спиноле и Камилло Мельци, выполненные из многоцветного камня.

Правая от главного алтаря дверь ведет в ризницу. В отличие от большинства ризниц римских женских монастырей, которые могли использоваться в качестве часовен с хорами, здесь довольно узкая комната с деревянными гардеробами по сторонам и алтарем, посвященным Богоматери. Алтарный образ - Непорочное Зачатие иезуитского художника Андреа Поццо. Потолок украшен захватывающими фресками Джованни Броссе Апофеоз Святого Андрея . Чаша для омовения рук из желтого, зеленого, белого и красного мрамора, возможно, выполнена самим Бернини.

Лестничный пролет ведет из ризницы в восстановленную комнату Святого Станислава Костки. Это просторная, разделенная аркой, палата с алтарем. Стены - белого и синего цвета с позолоченной лепниной. Стоит упомянуть, что комната имела совсем другой вид, когда в ней проживал Костка. Мраморная скульптура Пьера Легро 1700 года изображает лежащего на кровати умирающего святого. Его одеяние сделано из черного мрамора, голова, руки и ноги - из белого, а покрывало кровати - из желтого. Скульптура выглядит поразительно живой. Она помещена на алебастровую плиту и когда-то имела серебряное ограждение, похищенное французами. Сцены из жизни святого на стенах выполнены Андреа Поцци.


Если вы хотите увидеть эту комнату и ризницу, нужно обратиться к ризничему. Комнату, в которой после сложения полномочий жил Карл Эммануил IV, тоже можно посетить.

Церковь Сант Андреа аль Квиринале открыта со вторника по субботу с 8:30 до 12:00 и с 14:30 до 18:00. По воскресеньям и праздникам - с 9:00 до 12:00 и с 15:00 до 18:00. По понедельникам церковь закрыта. Месса служится по воскресеньям и праздникам в 10:30. В это время доступ в церковь закрыт.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: