Что значит символ "альфа"? Символы "альфа" и "омега". «аз есмь альфа и омега Я есмь альфа и омега

Когда первые люди ослушались Бога, сатана стал врагом рода человеческого. За грехопадение проклят был только змей, за Адама была проклята земля, а Ева не услышала проклятия вовсе. Но, проклиная змея, Бог сказал: "и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту"(Быт. 3:15). Вот и стали дьявол и человечество врагами... Но в этой войне мы победим, когда снова явится Спаситель. Победим сатану навечно. Вот только предшествовать этому будут страшные кары Господни.
Когда Иисус явился Иоанну Богослову, чтобы дать Откровение,Он сказал: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель"(Отк. 1:8). Иисус изначально был Словом - Логосом, что следует из Евангелия от Иоанна: "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца"(Ин. 1:14). Вот Она- Единосущная и Нераздельная Пресвятая Троица-Создатель: Отец, Дух (который носился над водою (Быт. 1:2) и Слово, которое позднее воплотилось как Сын. Появление Слова имеет большое значение, ведь первые произнесённые Богом слова: "да будет свет"(Быт. 1:3), который воссиял во "тьме над бездной" (Быт. 1:2). Так и возник Иисус - свет в кромешной тьме, о чём так же писал Иоанн: "Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли."(Ин. 1:9-11). В греческом (самом раннем) переводе Евангелие от Иоанна начинается со слов: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово (в современном переводе "и слово было Бог"). Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его"(Ин. 1:1-5).
Иисус так и сказал Иоанну - Я есть Слово (буква), Я есть Начало и Конец (всего сущего).
Начало и конец Библии взаимосвязаны. Когда Бог создал запретное дерево, "И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла"(Быт. 2:9). Эти деревья противоположны: дерево жизни дарует бессмертие и растёт посреди Рая, а дерево познания стало причиной смертности и изгнания из Рая. У первых людей был выбор, от какого из этих деревьев вкушать. Они выбрали смерть. Но Бог не оставит человечество на погибель и порабощение дьяволу - древо жизни будет снова доступно нам в конце времён, о чём дважды упоминается в последней главе Откровения: "И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему"(Отк. 22:1-3); а так же Иисус сказал: "Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду"(Отк. 22:12-15). Несмотря на то, что Адам и Ева предпочли древу жизни дерево познания, мы будем вкушать плоды священного древа.
Так же начало и конец Писания взаимосвязаны рекой Евфрат: "Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.(...)Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат"(Быт. 2:10,14). Между Тигром и Евфратом был построен Вавилон, который стал началом разных языков (проявление Логоса индивидуально для каждого народа). Русский язык священный, потому что в нашем алфавите первая и последняя буквы (альфа и омега) поменялись местами - аз стало Я. Но тайны значения слов и букв сокрыты в каждом языке. Через язык мы познаём Бога-Логоса, то есть Сына. Вавилон стал точкой отсчёта появления различных языков, дабы все племена земные так или иначе познавали Логос. Но в целом, роль Вавилона отрицательна. Два обращения к сатане в Ветхом Завете были обращениями к вавилонским царям - об этом писали Исайя 14:9-17 и Иезекииль 28:11-19. Из этого можно сделать вывод, что в Ветхом Завете в Вавилоне был престол сатаны, который в Новом Завете перешёл в Пергам (современная Бергама в Турции): " И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч (исходящий из уст, возможно, слово): знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа"(Отк. 2:12,13). Вавилон упоминается в Откровении после прихода Антихриста (Отк. 13). Иоанн Богослов увидел сто сорок четыре тысячи избранных - по 12 тысяч из 12 колен Израиля. 12 Месяцев символизируют время, а 12 Апостолов - веру и преданность, ведь если исключить Иуду Искариота, верных Иисусу апостолов всё равно 12, если посчитать Павла, который не включён в число двенадцати. 12 часов являют собой биполярность мироздания: Инь (тьма и грех) и Ян (свет и праведность). Посему и колен Израиля двенадцать. И когда Иоанн увидел сии сто сорок четыре тысячи избранных, "И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы"(14:6-8).
Вавилон так же упоминается в связи с великой блудницей, с которой будут блудодействовать многие жители земли: "И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш (гнева Божьего), и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (Антихрист). И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов". Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится"(Отк. 17:1-8).
Река Евфрат также упоминается в Откровении, когда Господь будет посылать на землю Свои кары: "Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.
И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей"(Отк. 9:13-15).
Но почему Вавилон был построен между двумя устьями райской реки? Ведь это обитель дьявола... Просто добро и зло тесно переплетены, о чём сказал М. Ю. Лермонтов: "Что есть величайшее добро и зло? Звенья одной цепи, которые сходятся, удаляясь друг от друга". Самодостаточное или абсолютное добро, которое сможет существовать отдельно без зла, воцарится лишь когда исполнится каждое слово Писания. Сначала Бог обрушит на нас Свой гнев и кары, как Он делал в Ветхом Завете. Затем Господь навеки победит дьявола и бросит к нему в бездну ключи ада и смерти. Все воскреснут и будут судимы. Не будет времени, смерти и зла. Настанет вечный Рай на земле. Это не конец света, а его начало - изначально созданный Богом мир: бессмертные люди в Раю, подобные Адаму и Еве. И ради этого стоит потерпеть любые кары Господни. Он есть Начало, и Он есть Конец...

Рецензии

Аня, что за каша у Вас в головушке?
"Вавилон так же упоминается в связи с великой блудницей, с которой будут блудодействовать многие жители земли (скорее всего, она будет порноактриссой)"
Давно так не смеялся. Спасибо.

Вавилон - символ гордости человеческой, о разрушительной силе которой, Вы же и пишете в другом своём произведении...
Ну ладно. Разгребайте свои завалы.

"Гордость – в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот – искание покончить жизнь, и, наконец, что нередко, полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными.
Не все указанные признаки могут характеризовать того, кто «прельстился» демоническими помыслами, или видениями, или «откровениями». У иных преобладает мегаломания, славолюбие и властолюбие; у иных – тоска, отчаяние, скрытое беспокойство; у иных – зависть или мрачность и ненависть; у многих – плотская похоть. Но у всех непременно будут воображение и гордость, могущая скрываться под видом даже последней приниженности." -архимандрит Софроний.

Благословений нам.

Альфа и Омега

В своей преамбуле Иоанн восторженно описывает славу Бога:

Откр., 1: 7–8. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

С самого начала книги видно, что автор составляет свои символы из языка апокалиптических отрывков Ветхого Завета. Особенно ему нравится Книга пророка Даниила, которая вплоть до времени самого Откровения была наиболее почитаемым из апокалипсисов, потому что она была канонической.

Таким образом, когда Иоанн говорит: «Се, грядет с облаками», это возвращает к Книге пророка Даниила:

Дан., 7: 13. …вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий…

Затем, когда он говорит о том, что «узрит Его всякое око», даже враги его («которые пронзили Его»), то здесь сознательное обращение к языку Захарии:

Зах., 12: 10. …и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем…

А в описании Господа как вечного используется язык Второ-Исайи:

Ис., 44: 6. Так говорит Господь… Я первый, и Я последний…

Иоанн переводит высказывание Исайи на метафорическую ссылку на греческий алфавит. Из двадцати четырех букв этого алфавита «альфа» - первая буква, а «омега» - двадцать четвертая и последняя. Поэтому утверждение о том, что Бог является «Альфой и Омегой», эквивалентно высказыванию «Я первый и Я последний». С точки зрения современного алфавита Иоанна можно было бы перефразировать так, что Бог - это «все от А до Я».

Из книги Принесем Тебе любовь нашу. Беседы во дни Великого Поста автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Альфа и Омега В Откровении о последних судьбах мира, которое получил ап. Иоанн Богослов в своей ссылке на острове Патмосе, ему явился Господь наш Иисус Христос в Божественной славе и силе и сказал: Я есмъ Альфа и Омега, Начало и Конец (Откр. 1, 8).Альфа и Омега - это первая и

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Альфа и Омега (Alpha and Omega). Пер. греч. выражения to Alpha kai to Omega, трижды встречающегося в НЗ (Откр 1:8; 21:6; 22:13). В "Тексте большинства" это выражение встречается и в 1:11, но многие ученые отрицают его подлинность.Вероятно, смысл выражения "Альфа и Омега" восходит к еврейской

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Альфа и Омега В своей преамбуле Иоанн восторженно описывает славу Бога: Откр., 1: 7–8. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и

Из книги Псевдонаука и паранормальные явления [Критический взгляд] автора Смит Джонатан

Проект «Альфа» Исследования паранормального всегда страдают от обмана и глупых выходок. Сегодня в каждом серьезном исследовательском проекте участвует профессиональный иллюзионист, цель которого - искать возможные источники и способы мошенничества. Самый

Из книги Океан веры [Рассказы о жизни с Богом] автора Черных Наталия Борисовна

Из книги Истины Нового Завета автора Михалицын Павел Евгеньевич

«Я есть Альфа и Омега, Начало и Конец» Теперь непосредственно на материале этой книги разберем ее ключевые темы. Одна из этих ключевых тем встречается буквально сразу, в первой главе, – это тема приветствия, которое произносит Иоанн к семи Асийским Церквам. Любопытно это

Истины Нового Завета Михалицын Павел Евгеньевич

«Я есть Альфа и Омега, Начало и Конец»

Теперь непосредственно на материале этой книги разберем ее ключевые темы. Одна из этих ключевых тем встречается буквально сразу, в первой главе, – это тема приветствия, которое произносит Иоанн к семи Асийским Церквам. Любопытно это приветствие тем, что оно произносится от лица «Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных » (Откр. 1, 4–5). Имя Бога в данной цитате связывает мысль читателя книги с известной феофанией (Богоявлением) Моисея на горе Синай, когда Господь открылся ему в несгораемом кусте и открыл Свое имя (Ср. Исх. 3, 14). Тот, Который говорит с Апостолом Иоанном и открывает ему будущие судьбы мира, говорит о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель » (Откр. 1, 8).

Это наименование Божие: «Альфа и Омега» уникально, ибо используется в качестве самопровозглашения как Самого Бога, так и Господа Иисуса Христа. В книге «Откровения» это наименование имеет тождество и с некоторыми другими именами Божиими. Сравнение некоторых мест книги (1, 8; 1, 17; 21, 6; 22, 13) делает наглядным эквивалентность и тождественность наименований: «Альфа и Омега», «Первый и Последний», «Начало и конец».

В разбираемой цитате, как и в 6-м стихе 21-й главы, «говорится о Боге Отце как первопричине Божественного ведения», которая обозначает не просто вечность, но и бесконечность, безграничную жизнь, объемлющую все и все превосходящую. «Смысл этого выражения, – пишет А. П. Лопухин, – тот, что Бог, как Вседержитель, есть действительное начало и первопричина всякого бытия. Вместе с тем Он есть и конец (А – первая буква греческой азбуки, ? – последняя), конечная цель всего бытия; все, как созданное Им, должно и стремиться к Нему, при Его помощи стремиться к совершенству и у Него просить себе блаженства (Кол. 1:17)». Фраза А … ? часто использовалась в магических текстах для обозначения вечности или как имя божества. В еврейском языке часто используются аналогичные фигуры речи. Раввины, например, говорили, что Адам нарушил закон «от А до Я», тогда как Авраам исполнил закон «от А до Я», т. е. в обоих случаях весь закон.

Богословское значение самонаименований Бога и Христа «Альфа и Омега», «Первый и Последний», «Начало и конец» Апостол Иоанн с тщательностью включает в общую литературную композицию. В форме «Первый и Последний» это обозначение заимствовано из пророка Исайи, где оно встречается, как и в «Откровении», в качестве божественного самопровозглашения: «Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога…» (Ис. 44, 6; 48, 12) или Ис. 41, 4 – «Я – Господь первый, и в последних Я – тот же».

Эти обозначения включают в себя понимание Бога Израиля как Единого Творца всего мира и Всемогущего Бога истории, Которого пророк Исаия великолепно описывает и полемически защищает против идолов Вавилона. Он изображает величие Бога Израиля, «цели Которого бесконечны» (Ис. 40, 12–26). Этими словами пророк подчеркивает свою исключительную монотеистическую веру. Важность обозначения «Альфа и Омега» подчеркивает, что Бог предшествует всем вещам как их Творец, Который приводит все к эсхатологическому (т. е. конечному) исполнению. Он – первоначальный источник и цель всей истории. Он – первое Слово в творении и Он – последнее Слово в новом творении (21, 5–6). Таким образом, на всем протяжении литературной структуры «Откровения» Бог говорит о Себе дважды и дважды объявляет Себя «Альфой и Омегой» – в начале (1, 8) и в конце, объявляя эсхатологическое достижение цели творения в целом: «Совершилось!» (21, 6), т. е. осуществилось.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Развитие Души автора Лайтман Михаэль

7.42 Начало и конец Рабби Мендл не удовлетворялся поверхностным исследованием первопричины существования мира. Зная «первичное» звено, на которое подвешена причинно-следственная цепочка творения мира, он начал все более углубляться в исследование, стремясь постичь

Из книги Ближний Восток [История десяти тысячелетий] автора Азимов Айзек

Из книги Переживание Учения на опыте автора Балсекар Рамеш Садашива

Из книги Что такое личность, есть ли у личности начало, будет ли у неё конец? автора Гьяцо Тензин

Его Святейшество Далай-лама XIV Что такое личность, есть ли у личности начало, будет ли у неё конец? Ноттингем, Англия, 26 мая 2008 года Записал, частично перевёл и отредактировал Александр Берзин [в квадратных скобках приведены

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

АЛЬФА И ОМЕГА О Господе Спасителе нашем, крестною смертию Своею спасшем нас, сказано, что Он есть Агнец, закланный от сложения мира (Апок.13:8). Следовательно, при сложении мира имелась в виду крестная смерть, или, иначе, сложение мира совершено по идее Креста. Если

Из книги Принесем Тебе любовь нашу. Беседы во дни Великого Поста автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Альфа и Омега В Откровении о последних судьбах мира, которое получил ап. Иоанн Богослов в своей ссылке на острове Патмосе, ему явился Господь наш Иисус Христос в Божественной славе и силе и сказал: Я есмъ Альфа и Омега, Начало и Конец (Откр. 1, 8).Альфа и Омега - это первая и

Из книги Выражение монашеского опыта автора старец Иосиф

70 «Начало и конец всякого блага есть Христос» Очень обрадовался, дитя мое, что ты просишь слова Божия для пользы своей души.Итак, отверзи свои уши, и я их исполню благ.Послушай, чадо мое.Уста твои пусть непрестанно занимаются молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Альфа и Омега (Alpha and Omega). Пер. греч. выражения to Alpha kai to Omega, трижды встречающегося в НЗ (Откр 1:8; 21:6; 22:13). В "Тексте большинства" это выражение встречается и в 1:11, но многие ученые отрицают его подлинность.Вероятно, смысл выражения "Альфа и Омега" восходит к еврейской

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Альфа и Омега В своей преамбуле Иоанн восторженно описывает славу Бога: Откр., 1: 7–8. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и

Из книги Океан веры [Рассказы о жизни с Богом] автора Черных Наталия Борисовна

Из книги Слезы, летящие к небу автора Ткаченко Александр Борисович

* * *Поминать умерших можно только, когда веришь, что они – живы. Эта парадоксальная, на первый взгляд, мысль подтверждается обычной человеческой интуицией: «Все там будем…» – так звучит самая распространенная в нашем народе формула поминовения умерших. И нужно сказать,

автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

4. Архитекторы на раскопках: конец XIX- начало XX в. Уже первые пятнадцать лет XX в. коренным образом изменили это положение, во многом определив весь ход исследований нового столетия. Это связано с деятельностью молодых членов Археологической комиссии - П. П. Покрышкина, Д. В.

Из книги Совершенный мир автора Hayes Charles David

КОНЕЦ: БЫТИЕ ЕСТЬ ВСЁ ЧТО ЕСТЬ Я не достигал какого-либо «пробуждения» или «освобождения» или другого таинственного мифического «состояния». Я не имею ничего такого, чего не имеете вы. Я не учитель и не «Гуру». Идея или история об «Учителе», который может научить «других»

Из книги Храмы Невского проспекта. Из истории инославных и православной общин Петербурга автора (Никитин) Архимандрит Августин

Конец ХVIII – начало XIX Во время правления императора Павла I (1796–1801 гг.) издана грамота о том, что российская корона берет армянский народ под свое покровительство (1798 г.). В том же году император Павел I купил у графа И.Л. Лазарева его имение в Ропше в память о своем отце Петре

Из книги Трудная судьба Православия в Китае автора Батуров Владимир

Конец 20–го - начало 21 века Графический объект5 Предыдущая глава заканчивалась сообщением, что почти смертельный удар по Православию в Китае был нанесен во время маоистской погромной так называемой «культурной революции» в середине 60–х годов прошлого века. Незадолго

Читается Откровение Иоанна Богослова.

Сегодня среда второй седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода будем читать и размышлять над книгой Апокалипсис, последней согласно оглавлению книгой Нового Завета. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста в основном не читаются отрывки из Нового Завета – Апостола и Евангелия. Исключение составляют праздники, как например, вчерашний день, 22 марта – праздник Сорока мучеников, и 7 апреля – праздник Благовещения, который тоже придется на будний день. Тогда мы с вами вновь будем рассматривать новозаветные чтения и размышлять над ними.

Сегодня мы возвращаемся к книге Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Мы посвятили ей уже несколько бесед, но пока продвинулись не очень далеко. Это связано с тем, что книга Апокалипсис чрезвычайно богата богословскими идеями, образами, символами. Ее стиль и многожанровость придают ей особый колорит, но мы не найдем в ней глубоких философских рассуждений, как в посланиях апостола Павла. В этой книге все богословие выражается именно через символы, через аллюзии на Ветхий Завет, изречения ветхозаветных пророков. Чтобы понять глубину богословия этой книги, важно хотя бы в некоторой степени быть знакомым с книгами Ветхого Завета, а также с мифологией того времени, исторической и политической ситуацией. Поэтому мы продвигаемся не очень быстро. Конечно, мы не успеем подробно поговорить обо всей книге, но сколько Господь благословит, столько и будем говорить и размышлять.

Первые шесть стихов открыли нам огромное количество очень важных богословских идей, без которых, на мой взгляд, невозможно понять христианство и Божественное Откровение, Откровение Бога о Самом Себе. Чего стоит хотя бы наш с вами разговор об откровении Бога Моисею и об откровении имени Божия – это чрезвычайно важная тема, и мы посвятили ей одну из предыдущих бесед.

Сейчас мы дошли до 7-го стиха. Напомню, что в одной из прошлых бесед мы говорили, что книга Откровение показывает нам и литургический срез: то, как в ранней Церкви совершалось богослужение, как различные тексты распределялись между предстоятелем, чтецом, хором, пророком. После того, как в половине 5-го стиха и во всем 6-м прозвучала доксология (славословие, которое произносит предстоятель; в нынешнее время так называемые возгласы произносит пресвитер), в 7-м стихе хор воспевает небольшое песнопение:

1:7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.

Мы говорили, что, возможно, это короткое песнопение пелось попеременно двумя хорами, то есть антифонно (у нас и сейчас поются антифоны). Слово се мы прокомментировали в прошлый раз. Напомню: это означает привлечение внимания к чему-то таинственному и необычному – «взгляни-ка». Также есть мнение, что это слово выражает особую радость от соприкосновения с чем-то таинственным и чудесным, поэтому протоиерей Олег Давыденков в своей книге «Догматическое богословие» несколько условно предлагает переводить это слово как «ура», то есть как возглас радости.

Грядет с облаками, и узрит Его всякое око. Весь текст 7-го стиха имеет некую основу в ветхозаветной книге пророка Даниила, в которой есть подобное пророчество. Но здесь есть момент переосмысления Иоанном этого текста. У пророка Даниила речь шла о том, что когда будет идти с облаками Тот, Которого пронзили, то народы будут каяться, видя Его. Здесь мы видим, что возрыдают пред Ним все племена земные, скорее всего, потому, что ужаснутся и устрашатся Суда Божиего.

Нужно понимать, что для Апокалипсиса тема суда чрезвычайно важна. Через весь Апокалипсис проходит главная мысль, связанная с той ситуацией, во время которой он был написан. Римская империя во времена императора Домициана (90-е годы I века) впервые целенаправленно стала притеснять христиан за непочитание культа цезаря. Появились первые мученики, которые были замучены и убиты за непочитание языческих национальных божеств, в том числе (а возможно, что главным образом) за непочитание культа императора. Конечно, терпя мучения, христианам было важно понимать, что эти мучения временные и после них они получат возможность встречи со Христом, райского блаженства пребывания в Царстве Небесном, а все их мучители и гонители предстанут перед судом Божиим.

7-й стих является красивым образным утешением во все времена: в I веке, в начале II -го и в последующие века, когда были мучимы христиане. Христианство в той или иной степени часто притесняемо на разных территориях. Даже в наше время есть христианские мученики в прямом смысле слова, то есть те, которых физически уничтожают. Как есть и христиане, которых в той или иной степени притесняют, насмехаются, уничижают, но они остаются верными Христу. Книга Апокалипсис в этом смысле является очень серьезным и глубоким утешением для всякого верного христианина.

1:8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Здесь, дорогие братья и сестры, мы видим чрезвычайно важное самоименование Бога. Когда мы говорили об имени Божием, то обращали внимание на то, что оно не было открыто Моисею. Бог сказал Моисею, что Он будет Таким, Каким будет. Даже священная тетраграмма, обозначающая имя Божие, в Ветхом Завете была запрещена к произнесению; только один раз в год первосвященник произносил это имя в Святая святых. В остальных случаях использовался заменитель священной тетраграммы – еврейское слово «Адонаи», которое переводится как «Господь, Господин». Апокалипсис, следуя традиции апофатизма (то есть не наименования Бога напрямую, а сохранения тайны за Божественным бытием), дает нам от лица Бога Его символические имена, не описывающие напрямую, Какой есть Господь, а показывающие Его именно через образы, символы.

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Это наименование Божие символически говорит о том, что Бог держит в Своей власти весь мир, что Им все начинается и Им все заканчивается. Переводя Альфа и Омега на русский язык, можно сказать «Начало и Конец», поскольку это первая и последняя буквы греческого алфавита. Наверняка, братья и сестры, все вы об этом знаете, поскольку именно греческие буквы используются в математике, даже в школьной программе.

Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. С наименованием Который есть и был и грядет мы уже встречались в 4-м стихе и много говорили об этой формулировке, которая тоже является намеком на имя Божие, открытое Моисею. Есть и новое для нас наименование: Господь Вседержитель, или в полной версии «Господь Бог Вседержитель». Об этом надо поговорить достаточно подробно, особенно о слове Вседержитель, поэтому мы продолжим этот разговор в следующий раз.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: