Дайте ваше определение словам добродетель милосердие. Что такое милосердие или умение слышать чужую боль

Не секрет, что в делах несовершенных людей редко проявляется милосердие. А почему бытует такое мнение? Часто людьми движет жадность, высокомерие и зависть. Пример этому - использование рабского труда. И это часть дел, которые сегодня порождают угнетение людей. Но, что же побуждает некоторых проявлять милосердие? Давайте рассмотрим, что такое милосердие? Доступно ли это качество всем людям?

Проявление милосердия

Вы заметили, что побуждает отца поменять свое решение о наказании сына? Видя искреннее раскаяние своего ребенка, отец может снять ограничения, простить его. Итак, изменения в мышлении и поведении могут побуждать к проявлению милосердия. А, вообще, что такое милосердие? Если говорить в общем, милосердие подразумевает готовность прощать, терпимо относиться к недостаткам других, не быть слишком придирчивым.

Это удивительное качество сочетает в себе и жалость, и рассудительность. В мире, где эгоизм и безучастие к чужому горю - в порядке вещей, любое доброе дело, исходящее из любви и щедрости, и есть проявлением подлинного милосердия. Но, мотивы и обстоятельства к проявлению доброты, могут быть разные. Если говорить о традиционном гостеприимстве или о присущей отдельному человеку сердечности, это не всегда свидетельствует о милосердии. В этом случае, главное - достижение цели, а что было побуждающей силой - неважно.

Все же, как приятно на деле помогать тем, кто в тебе нуждается. Вот несколько дел милосердия - приготовить еду больному, помочь по дому пожилому человеку, подвезти по необходимости человека, просто выслушать.

Значение слова «милосердие»

Древнееврейское слово, переведенное как "милосердие", иногда относится к внутренностям. Оно родственно слову "утроба" и включает в себя чувство нежного сострадания, которое рождается в глубине человеческой души. Что означает слово милосердие? Это не просто искренняя жалость и готовность помочь. Милосердие нацелено на то, чтобы облегчить страдание.

Всем известная притча о добром самарянине хорошо показывает, что такое подлинное милосердие. Вспомните, как он обошелся с израненным человеком. Самарянин на деле помог ему. Хотя, попавший в беду человек, не был знаком ему и был другой национальности. Как видим, для милосердия не существует границ: ни национальных, ни религиозных, ни культурных. В основе - чувство жалости и сострадания.

Так же слово "милосердие" может означать проявление сдержанности при вынесении приговора. Оно созвучно слову "жалеть", что подразумевает "передумать или поменять решение". Часто это звучит в судебных залах со стороны нарушителя закона. Именно он и его адвокат взывают судью к милосердию. И иногда, вместо наказания, звучат слова помилования.

Чтобы не случилось с нами или нашими близкими, давайте всегда стараться быть милосердными к другим! В ответ люди обычно поступают так же.

«Сделаешь другому добро, тебе же польза будет» – гласит монгольская поговорка. И этот факт доказан научно. Эксперты утверждают: добровольная помощь улучшает настроение, снижает давление, продлевает жизнь и делает нас счастливее. Сегодня поговорим о милосердии в религии и повседневной жизни. А еще – о том, как добрые поступки помогут уйти от депрессии и одиночества.

Что такое милосердие

Милосердие - это умение сопереживать, сочувствовать, воспринимать чужую боль, как свою личную. Причем не просто посочувствовать, а проявить милосердие в поступках - оказать бескорыстную помощь тому, кто реально в ней нуждается, потратив свой ресурс: время, деньги, здоровье. Быть милосердным, значит проявлять сострадание и помогать какому-либо существу, не обязательно человеческому. Умение сопереживать – основа нашей идентичности и одно из духовных богатств человека.

Милосердие неразрывно связано с такими понятиями, как доброта, долготерпение, благость, забота, бескорыстность. Но милосердие – это не жалость: оно основано на уважении другого человека , признании его прав. Тогда как жалость высокомерна, она позволяет нам свысока смотреть на того, кто нуждается в помощи. Милосердие трудно описать словами. Его можно почувствовать в своей душе или увидеть в поступках милосердного человека. Главное в милосердии то, что оно не ради чего-то, а ради себя самого.

Но милосердие не предполагает пренебрежения собой. Если мы слишком близко к сердцу воспринимаем чужое горе, к нему добавляется наша тревожность и депрессия, отчего ситуация только ухудшается. Тут нужен другой подход и иная точка зрения. Лучше сказать себе: хотя события действительно печальны, могло бы быть и хуже. Взгляд на ситуацию под таким углом позволит не концентрироваться на трагизме, а получить реальный шанс изменить ее к лучшему. Такая помощь другим – это способ улучшить свою собственную жизнь.

Организации милосердия

Желание отдавать, ничего не ожидая взамен, подтверждается примерами великодушия врачей: Николая Ивановича Пирогова, Николая Васильевича Склифосовского, Сергея Петровича Боткина, Ивана Петровича Павлова. Они посвятили себя науке и спасению больных, облегчили немало страданий и спасли немало жизней.

Всемирный День Красного Креста и Красного Полумесяца отмечается 8 мая в день рождения своего основателя Анри Дюнана. Он побывал на войне и испытал шок, увидев количество раненых солдат, которым не оказали помощь. Эту страшную обратную сторону войны Анри Дюнан описал в книге, которую разослал всем политическим деятелям того времени, богатым людям и своим друзьям. Он основал мировую организацию помощи страждущим, стал лауреатом Нобелевской премии и провел последние дни в приюте, оставив все деньги благотворительным организациям.

Ангелом милосердия называли при жизни Мать Терезу, которая действительно стала матерью брошенными детям, неизлечимым больным и нищим жителям трущоб. Мать Тереза всегда оказывалась на месте катастроф, землетрясений, войн, чтобы поддержать людей и помолиться за них. По ее словам огромный грех – это не злость, а равнодушие к несчастью другого человека. В середине XX столетия был открыт Орден Милосердия. На сегодняшний день это единственный религиозный орден, где количество желающих вступить в его ряды превышает количество вакантных мест.

Одним из высших проявлений гуманизма и милосердия считается хосписное движение , идея которого зародилась еще в раннехристианскую эру. Само слово «hospes » переводится как «гость », «гостеприимный » и никак не связано со смертью. Первые хосписы располагались вдоль дорог, по которым следовали христианские паломники. Это были заведения для ослабленных, немощных и больных людей, где заботились о теле и душе.

Современные хосписы отличаются от больниц тем, что они не «чинят» человеческое тело, а рассматривают пациентов как личность. В хосписе редко бывает тишина – здесь работают волонтеры, музыканты, в гости приходят родственники и известные актеры, писатели. Здесь все решает не количество памперсов и капельниц, а душевные качества персонала. Принцип работы современных хосписов: научить родных ухаживать за больным так, чтобы облегчить его боль не унижая достоинства. Если родные не справляются, на помощь приходят сестры милосердия.

Можно научиться милосердию? Можно. Сопереживание проявляется по-разному, но, по сути, означает одно: добровольно принять на себя долю чужого мучения. Совсем необязательно сразу отправляться в больницу для тяжелобольных или отдать все деньги незнакомцу. Начать можно с малого:

  • Помочь упавшему человеку подняться.
  • Оплатить кофе для другого посетителя.
  • Утешить расстроенного коллегу.
  • Отнести теплые вещи в приют.
  • Стать донором.
  • В магазине оплатить продукты пожилому человеку.
  • Покормить бездомного кота или собаку.
  • Помочь освоиться новым соседям.
  • Позвонить бабушке и дедушке просто так, без повода.
  • Оставить записку с добрыми пожеланиями в библиотечной книге.
  • Пропустить в очереди женщину с ребенком.
  • Расспросить о делах пожилого соседа.
  • Помочь неместному человеку найти нужную улицу или дом.

Это далеко не полный список хороших дел, которые можно делать прямо сейчас и не затрачивать на них много времени и денег.

Милосердие в религии

Само понятие «милосердие» более характерно для Православия и религий Востока – учений Будды, Заратустры, Конфуция и иудейских пророков. В православной культуре «милость» по контексту близка к понятию «лекарство». В западной культуре более понятно такое понятие, как «благотворительность».

В Православии мысль о сострадании и доброте является одним из фундаментальных понятий. Оно есть часть важнейшей заповеди Христа, а Новый Завет буквально пропитан призывами к бескорыстной доброте и долготерпению. В христианской идее милосердия каждый человек является воплощением Образа Божьего. Это и определяет его отношение к другим. В описании Страшного суда заключена главная истина: решение об оправдании или порицании человека принимается по принципу его отношения к другим: был он милостив или нет.

Положения разных буддийских течений объединяет одно: освобождение от страданий, которое достигается только в религиозной общине. Милосердным считается человек, который отказывается от личной нирваны для того, чтобы обучить этому знанию других. В зороастризме добрые помыслы и милосердные поступки выступают инструментами, которые помогают добру побеждать зло.

В Законах пророка Моисея , по которым жил древнееврейский народ, сам Бог считается милосердным и это требует милосердного обращения людей с вдовами, сиротами и бедняками. В философском учении Конфуция существует понятие «жэнь», которое трактуется как «человеколюбие» или «человечность». В современной трактовке последователей конфуцианства «жэнь» стало универсальным началом, которое составляет основу человеческой сущности.

В религии милосердие – это важная добродетель и практическое воплощение любви к Богу и Ближнему. Но ведь заповеди даны нам со смыслом, а не для механического следования. Чтобы следовать им осмысленно, нужно приложить немало стараний, понять заповеди разумом и душой.

Парадокс милосердия

Милосердие дано нам изначально как представителям человеческого рода. Но оно не проявляется на уровне инстинктов. Но у людей есть прекрасный инструмент, чтобы его развить – это воспитание. Педагоги знают, что начинать уроки милосердия нужно с первых лет жизни малыша. Простую мысль о любви ко всему живому детям пытаются привить родители, потом воспитатели и школьные учителя.

Если в детстве нас учат любить кошечек и собак, то взрослая жизнь проходит под коротким девизом: «здесь каждый сам за себя». Когда заканчивается детство, назревает главный вопрос: почему люди считают милосердие добродетелью? Какая от него польза тем, кто помогает другим? Сама идея милосердия предполагает внимание к чужой боли и горести . Назревает главный парадокс: человек стремится сделать себе хорошо и одновременно готов добровольно углубиться в чужое «плохо».

Разобраться с понятием поможет вопрос: что происходит в душе равнодушного или озлобленного человека?

Можно предположить, что в жизни злого человека были травматические события. Результатом таких событий стал механизм поведения: либо я раню, либо меня. Чтобы не допустить боли такой человек будет унижать, обзывать и огрызаться, но от этого будет страдать сам. Этот механизм описан Фрейдом и называется проекция.

Каждый злой поступок разъедает душу и мы физически ощущаем это страдание. Ведь выражение « » — это не метафора, реальная боль, которая приводит к мигреням, инфарктам и онкологии. Одновременно часть нашего внутреннего «Я» страдает от отсутствия добрых дел. Мы ждем доброты и сострадания от других, но боимся впустить их в свою жизнь.

Интересный пример приводит Далай Лама XIV в книге в книге «Все, что вы хотели спросить у Далай Ламы»: «…Когда я встречаю кого-нибудь на улице, я улыбаюсь и изъявляю свои человеческие чувства. Получает другой человек пользу или нет, зависит от его собственного образа мыслей. Но я получаю пользу от улыбки. Испытывающий сострадание, в первую очередь сам получает награду…»

Психотерапия милосердием

Милосердие сегодня не в моде. Сострадание повсеместно подозревают в том, что оно совершается только напоказ. Но, помогая другим, мы общаемся и находим родственные души, уменьшаем стресс и учимся контролировать собственную боль. А еще – решаем собственные психологические проблемы.

Избавление от депрессии

Депрессивные люди обесценивают свои добрые дела и долго переживают последствия эгоистических поступков. Им кажется, что любые негативные события в жизни – только их вина, а окружающие поступают с ними несправедливо. Они обесценивают отношения и живут в своем гневе, жадности, злости. Все это приводит к заниженной самооценке.

Совершая добрые поступки, депрессивные люди осознают собственную значимость и необходимость. Они понимают, что заслуживают любви и доброго отношения. Удивительно, но они часто выбирают профессии с риском для жизни: пожарных, промышленных альпинистов, телохранителей. Так они могут ощутить себя героями.

Лечение одиночества

Иногда в партнерских отношениях люди чувствуют себя более одинокими, чем те, кто формально свободен. Или меняют любовников, но раз за разом остаются в одиночестве с ощущением ненужности. Влюбленность – это химия, гормоны, страсть. Любовь – это привязанность, уважение и труд. Чтобы научиться любить, нужна практика в одном важном деле – умении отдавать.

В терапии одиночества важно заполнить эту душевную пустоту, которая создает ощущение ненужности. И тут на помощь приходит милосердие. Ведь искать нужно не мифическую принцессу в замке дракона, а того, кто нуждается в помощи прямо сейчас. Забота о других отвлечет мозг от постоянных мыслей о себе или о проблемных отношениях, научит быть нужным и поможет обрести уверенность в себе. А там и принц или принцесса объявятся.

Замечено, что бескорыстная помощь другому помогает избавиться от любого нытья. Даже если оно сделано только ради приличия.

Выводы:

  • Милосердие – это состояние души, благодаря которому мы совершаем бескорыстные поступки.
  • Список добрых дел бесконечен, начинать можно с малого и прямо сегодня.
  • Доброта по отношению к другим учит нас быть добрым к самому себе.
  • Сострадание полезно для нас самих: оно не дает нам с головой окунуться в собственные переживания и стрессы.

В толковом словаре Ожегова милосердием называют готовность помочь или простить человека из чувства человеколюбия и сострадания. В Большом энциклопедическом словаре это слово трактуется как сострадательная любовь, сердечное участие в жизни других. Милосердие сравнивают с сердоболием, благосердием, гуманностью. Эту черту противопоставляют жестокости, равнодушию, враждебности и злонамеренности. По мнению Достоевского, это высочайшая форма человеческого существования.

Ангел милосердия и другие примеры

Есть примеры людей, которые удивили своим милосердием весь мир. Среди них - мать Тереза, которая посвятила свою жизнь помощи другим. Ее даже называли Ангелом Милосердия. Она могла ухаживать за больными проказой, от которых все отвернулись, и делать это с улыбкой и теплотой. Целью жизни эта женщина выбрала служение людям вне зависимости от их возраста и вероисповедания.

В современном мире тоже есть немало примеров милосердия. Например, в Удмуртии в Сарапульском районе священник самостоятельно организовал дом-приют для пожилых людей. Туда принимают всех: немощных, больных, одиноких, оставшихся без родственников. Существует учреждение на общественных началах. Отец Дмитрий занялся добрым делом еще в 2008 году, а неравнодушные люди помогают необходимыми вещами.

Говоря о том, что такое милосердие , нельзя останавливаться только на материальной сфере. Помогать можно участливым отношением, заботой, доброжелательностью. Даже молитва служит проявлением милосердного сердца. В качестве примера приведем общегородские молитвенные мероприятия, посвященные различным событиям.

Различные аспекты милосердия

Милосердие можно рассматривать со стороны религии, философии, этики. С этической точки зрения это долг человека, стремящегося к нравственному идеалу. В христианстве — одна из важнейших добродетелей человека. Милосердные дела, как уже говорилось, бывают телесными и духовными. Можно накормить голодных и напоить жаждущих, посетить больных людей или принять беженцев в свой дом - все это будет материальной частью милосердия. Духовные дела - это увещевания, учение ближних миру и добру, советы, молитва. Однако считается, что творить милосердие нужно не распространяясь о нем. В других религиях тоже уделяется немало внимания милосердному поведению.

Проявлять милосердие нужно и с точки зрения философии. Об этом рассуждали Аристотель, Конфуций и другие философы. Много внимания этой черте характера в своих трудах посвящал Августин Аврелий.

Традиция помогать людям - это часть нравственной культуры во всех цивилизациях. Ведь не всегда можно самостоятельно противостоять бедам, которые тебя постигают. Именно поэтому нужна забота не только государства, но и окружающих.

Не зря это слово нередко используется в названиях организаций, которые помогают людям. Существует понятие «сестры милосердия» - они заботятся об обездоленных и малообеспеченных.

Что такое милосердие? Сначала стоит сказать, что, как и все чувства, милосердие трудно описать словами. Его можно лишь ощутить в себе или на себе. Единственное, что можно утверждать, это то, что милосердие - одно из неоспоримых и бесценных духовных богатств человека, которое по своей сути и отличает его от животных на ряду с интеллектом, речью, разумом и так далее.
Милосердие - это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное. Причем сочувствовать не словами, а делом. Ведь сказать пару утешительных слов очень легко. Для этого необязательно действительно в полной мере проникнуться состраданием, это можно сделать просто из правил приличия. Многие именно так и поступают. А вот суметь своими действиями доказать причастность к той или иной трагедии и беде человека - это уже намного сложнее. Не даром говорят: лучше маленькая помощь, чем большое понимание.
Рассмотрим, например, такую ситуацию. Допустим, что человек занимает достойное место в обществе, у него достаточно денег, его уважают и с ним считаются. На званые обеды к нему съезжается большое количество народа, и все без устали заверяют его в том, что он всегда может на них положиться и что они непременно придут на помощь. И вот через некоторое время по каким-то причинам этот человек теряет свой статус и престиж, разоряется. Он уже не устраивает званых обедов, да и все его знакомые и приятели, которые когда-то заверяли его в своей преданности, исчезли сами собой. Конечно, они сказали, что очень сожалеют и сочувствуют, но за этими словами не стояло ровно ничего. А неужели так сложно протянуть руку помощи? Чего бы им это стоило? Но нет, зачем им это? Они лучше найдут другого человека, к которому также можно будет ходить в гости и высказывать готовность помочь в трудную минуту до той поры, когда эта помощь действительно понадобится.
И таких случаев можно привести массу. Только вот после этого остается гнетущее ощущение ничтожности, поверхностного уважения, мелочности, духовной бедноты людей. Почему порой мы проходим мимо тех, кому могли бы помочь, к которым могли бы проявить милосердие? Помочь пожилому человеку подняться по ступенькам, помочь подняться тому, кто поскользнулся или споткнулся, - это вовсе не трудно, но почему же многие игнорируют сочувствие к другим? В чем же дело? Наверно, просто никому нет дела до чужих проблем, все озабочены своей собственной персоной, лишь своими личными интересами. "Конечно, зачем останавливаться и помогать кому-то на улице, если сам спешишь и опаздываешь? Зачем помогать товарищу, если это его проблемы и меня они не касаются? У меня своих забот предостаточно. Самому бы кто помог", - рассуждая таким образом, очень легко себя оправдать. Но человек же социальное существо, он способен цивилизованно жить лишь среди себе подобных. Так как же можно столь отстраненно и безучастно относиться к тем, без которых ты не смог бы жить? Один человек - ничто.
К тому же такое отношение к другим стирает грань между людьми и животными. Какое право мы имеем называться людьми, если ведем себя подобно диким зверям?
Поэтому нужно немедленно начать себя перевоспитывать, чтобы не утратить те качества, которые нас обогащают и делают людьми. Нужно развивать в себе те качества и чувства, которые составляют часть внутреннего мира. И милосердие - в первую очередь. Милосердие является следствием одного единственного убеждения и правила жизни: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Поставить себя на место нуждающихся в помощи людей - первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства - Милосердия.

Введение

Этика как философская наука изучает мораль. Мораль - форма общественного познания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Понятие «этика» имеет и второе значение: это система норм нравственного поведения и обязанности людей по отношению друг к другу и обществу в целом.

Аристотель понимает высшее благо как счастье, а само счастье связывает прежде всего с добродетелями души и добрыми нравами общества. Для реализации идеи добра необходимы такие качества человеческой души, как доброжелательность, милосердие. Т.е милосердие есть сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всё живое.

Милосердие у разных народов, в различных вероисповеданиях трактуется по разному, но есть и общие отличительные черты.

Раскрывая темы «Идея милосердия в разных культурных традициях» мною поставлены следующие задачи:

  • 1. Проанализировать понятие милосердия;
  • 2. Описать исторический аспект развития милосердия;
  • 3. Рассмотреть формирование милосердия в России.

Понятие милосердия

Милосердие представляет сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Как этическое понятие милосердие восходит к Пятикнижию, в котором древнееврейское слово «hesed» (т.е. любящая доброта) выражало принцип отношения Бога к людям, а также то, что он ждал от людей в их отношениях друг к другу: доверительность и верность. В до библейской греческой литературе соответствующее «hesed» слово «eleos» обозначало чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий. У Аристотеля - это чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. Вместе с тем аристотелевское определение дружбы (точнее, дружеской любви- «philein») частично пересекаются по смыслу с христианским пониманием милосердия как «caritas», которое обозначает также и благотворительность. В греческом тексте Нового Завета милосердие передается главным образом словом «agape», одним из четырех слов, обозначавшим любовь; в христианстве «agape» приобретает специфический узкий смысл милосердной любви.

Заповедь любви провозглашается Иисусом Христом в ответ на обращенный к нему вопрос о высшем законе человеческой жизни. Она гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» Мф., 22:37-39

В христианской же заповеди любовь к богу и любовь к ближнему даны в единстве, и в качестве «ближнего» указан не только соплеменник и сосед, или единоверец, а каждый человек, даже враг или гонитель. Заповедь любви стала фундаментальной, всеобъемлющей, непосредственно предполагающей и как все Моисеевы заповеди. Любовь - единственный нравственный принцип, основной закон жизни человека.

Заповедь любви указывает на то, милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. Милосердное поведение является выражением его совершенствования. Милосердие воплощено в участливом отношении к людям, при котором человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого.

Милосердие существенным образом проявляется в заботе, в прощение причиненного зла, в стремлении к примирению, в любви к врагам. Дж. Локк развивает мысль о согласии, милосердии и снисхождении друг к другу: нельзя дурно обращаться с другими людьми только из-за того, что они не отказываются от собственного мнения. Милосердие здесь толкуется как терпимость к инакомыслию. На основе данной позиции Локк защищал веротерпимость. (Письма о веротерпимости 89-92 гг.).

Милосердие предполагает некую способность, усилие воли, дар души. Оно осуществляется в дарении, т.е. в отдавании. Милосердие есть преодоление - себя как самости, своего стремления к покою и себя как обладателя благ, своего стремления к сбережению, своей жадности, - милосердие не просто, оно представляет собой трудную личную задачу.

В милосердии, по существу, преодолевается обособленность людей, разделенной самим порядком общественной жизни и соединяются интересы индивидов. Милосердная любовь предполагает принятие интереса другого независимо от симпатий или антипатий, т.е. беспристрастно. Это отношение, в котором все уравниваются: я отношусь к данному человеку, так же как я бы относился к любому другому ближнему. Беспристрастность не означает одинаковости отношений - люди ведь различны, милосердие же должно относиться к каждому, но сообразно тому, в чем каждый нуждается.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: