Философия о смысле жизни человека. Конспект: Философы о смысле жизни человека

Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог! Я рада Вам!

Вы часто встречаете по жизни людей, имеющих обыденное мировоззрение или сознание. У таких людей отсутствует потребность искать истину. Часто такие люди внешне выглядят более счастливыми, чем люди с философским подходом к жизни. Можно много десятилетий искать смысл жизни и секрет счастья, и только в конце жизни прийти к пониманию того, как можно было прожить жизнь счастливо. Но исправить уже ничего нельзя. А можно воспользоваться мудростью многих поколений мыслителей, узнать, что говорят философы о смысле жизни человека, получить рекомендации и практические советы, как прожить в этом мире, совершая минимальное количество ошибок, не «изобретая велосипед» и «не наступая на грабли» тьмы тем людей, живших до тебя.

Те, кто обладают любовью к мудрости и философии, смогут посмотреть видео с лекций полностью (в конце статьи):
  • Часть 1. Обыденное и философское: 2 подхода к жизни. Обыденное сознание (видео лекция 40 минут).
  • Часть 2. Обыденное и философское: 2 подхода к жизни. Философское сознание (видео лекция 30 минут).

Итак приступим. Приготовьтесь узнать себя, как и я узнавала себя во многих примерах. Обещаю, что будет очень интересно!

Часть 1. Обыденное и философское: 2 противоположных подхода к жизни. Обыденное мировоззрение (сознание).

1. Что такое обыденное мировоззрение (обыденный тип сознания)?

Само название этой темы предполагает необходимость дать определение исходных понятий.

Сам термин «обыденное» говорит нам о явлении, которое имеет обычный характер, повседневный предсказуемый, простой.

Когда мы с вами пытаемся понять феномен обыденного, необходимо уяснить для себя ту природу, ту финальную причину, как учит об этом Аристотель, которая провоцирует появление этого типа сознания.

Наиболее простой ответ на этот вопрос окажется и самым правильным Здесь мы следуем давнему философскому принципу, которой называется: «Бритва Оккама: не умножай аргументы без необходимости» . Любая проблема, как правило, имеет самое простое решение и когда мы спрашиваем себя, каково происхождение обыденного, какова его роль в жизни человека, то ответ на этот вопрос лежит на поверхности.

Обыденное возникает как своеобразная реакция в отношении агрессивной среды, в которой пребывает человек. Среда в которой мы пребываем чаще всего сопряжена с высоким коэффициентом тревожности и для того чтобы понизить этот коэффициент, человек должен каким-то образом адаптироваться к этой среде.

И чаще всего наиболее эффективным инструментом адаптации к агрессивной среде является упрощение своего отношениям жизни. Поэтому обыденное сознание строится на принципе упрощения.

Как правило, упрощение восприятия реальности влечет за собой более комфортные условия существования для человека в ней, но одновременно и создает массу новых проблем поскольку по сути своей является подобием позиции страуса , который вместо того чтобы смотреть в лицо проблеме и пытаться решать ее, пробует замаскировать проблему, чаще всего забалтывая ее.

Поскольку индивид, человек, в процессе своего бытействования вынужден постоянно сталкиваться с агрессивной внешней средой, коэффициент упрощения восприятия реальности может варьироваться. Но, тем не менее, как показывает практика и исследования на эту тему не только философов, но и представителей смежных гуманитарных дисциплин, можно вычленить некий вариант, некую модель восприятия реальности и ее составляющие, которая воспроизводится из поколения в поколение и носит константный характер.

2. Обыденное сознание. Стереотип и догма. Достоинства и недостатки.

Сознание обыденного — это сознание, которое по большей части состоит из стереотипов и догм .

Стереотипность сознания — достоинства и недостатки.

Стереотип — это не всегда плохо. ДОСТОИНСТВА:

  • Стереотип обеспечивает трансляцию культурного опыта, передачу информации от одного поколения другому . Обычаи, традиции, все то, что составляет код культуры, в конечном итоге, фиксируется в наборе стереотипов.
  • Помимо всего прочего, стереотип обеспечивает человеку некую иллюзию предсказуемости собственного бытия, его устойчивости.
  • Следуя стереотипам, человек социализирует себя среди себе подобных, ищет свое место в мире , и выстраивает ту систему отношений, которая представляется ему наиболее комфортной.

Но у стереотипа есть и отрицательные аспекты. НЕДОСТАТКИ связаны с:

  • пониженным коэффициентом ответственности за поступок,
  • пониженным коэффициентом свободы,
  • пониженный коэффициентом креативности.

Когда в обыденном сознании начинает превалировать стереотип, общество теряет коэффициент креативности. Оно перестает генерировать интересные, новые, свежие идеи. Это приводит к стагнации (застою). Что является первым признаком деградации любой социальной системы.

Хотя с точки зрения властей, верхушки той пирамиды, согласно которой, в конечном итоге, структурируется любое человеческое, наличие высокого коэффициента стереотипности сознания помогает обеспечивать управляемость социальной системы и часто власти этим злоупотребляют, пытаясь всячески наращивать это с помощью пропаганды и идеологии, чему множество примеров, как в истории прошлого, так и в истории настоящего.

Залог социальной устойчивости и способности социума развиваться и быть эффективным — это некий компромисс между стереотипностью, с одной стороны и креативностью с другой .

Попытка найти динамическое равновесие между этими двумя элементами должны были бы, с одной стороны, обеспечить общество определенным коэффициентом устойчивости, а с другой — позволить человеку искать эффективные ответы на те вызовы, который доставляет ему внешняя среда.

Это не всегда получается и, когда коэффициент стереотипности мироощущения достигает критически высокой точки, общество начинает деградировать и вслед за этим наступает дезинтеграция.

Догматичность сознания — достоинства и недостатки.

Второй компонент обыденного — это догма. Сознание повседневного, обыденного догматично в силу того, что догма обеспечивает очень устойчивые стереотипы взаимодействия людей в обществе.

Догма — это принятие чего-либо на веру, без требования доказательств.

ДОСТОИНСТВА. Догма фактически лишает человека возможности самостоятельно выбирать и это облегчает ему жизнь в значительной мере.

НЕДОСТАТКИ. Но вместе с тем, в этом мире все диалектично и цена за это может быть очень высокой. Догматичность сознания чаще всего ведет к понижению коэффициента скепсиса и иронии.

А скепсис и ирония – это две характеристики человеческой психологии, которые абсолютно необходимы для выработки творчески свежих, новых решений. Более того, скепсис и ирония являются наиболее эффективным антидотом в отношении любой формы фанатизма и экстремизма. Тогда как наличие догмы в качестве доминанта сознания обыденного чаще всего генерирует, влечет за собой экстремизмы, фанатизмы, которые, как мы знаем из истории, бывают оплачены чрезвычайно высокой ценой.

Как показывает историческая практика с древнейших времен до сегодняшнего дня, догматичность сознания вырастает там, где нет альтернативы .


3. Два важнейших стремления человека с обыденным сознанием — БЫТЬ и ИМЕТЬ.

Человек с обыденным сознанием наделяет избыточным ценностно-смысловым статусом те вещи, которые его окружают и стремится к их накоплению. Человек устроен таким образом, что он стремится к 2-м главным вещам — БЫТЬ и ИМЕТЬ:

  • ИМЕТЬ — к накоплению вещей, ценностей;
  • БЫТЬ — к пролонгации своей жизни.

Человек стремясь к накоплению вещей, которые с его точки зрения обладают смыслом и ценностью, фактически создает условия, при которых его жизнь выстраивается в рамках чрезвычайно простого графика, который состоит из двух прямых. Одна из них может быть именована термином быть, другая термином иметь.

Стремление БЫТЬ.

Если бы мы с вами решили пофантазировать и спросить себя: «Вот если бы цель человека в этом мире была бы достигнута и он бы жил вечно на этой земле, был бы он счастлив?» Вряд ли, но тем не менее стремление к этому, пожалуй, пронизывает всю человеческую культуру. Иногда это приводит к довольно экстравагантным вещам, например появление таких философских явлений, как философия трансгуманизма .

Эта теория чрезвычайно популярна в Америке. Сводится к тому, что человек, как он существовал последние полтора миллиона лет (биологический вид «homosapiens»), является лишь промежуточной формой эволюции человека от примата к некому кибернетическому организму, который будет синтетическим по своей природе, будет объединять искусственное и естественное, белковонуклеиновую материю, искусственно созданные элементы.

Все это граничит с научной фантастикой и чрезвычайно популярно у футурологов, но, тем не менее, в качестве некой культурной установки, эта идея чрезвычайно популярна на западе, где технологические возможности для подобного рода модификации человека достигли довольно высокого уровня. Всё это тема пролонгации бытия.

Стремление ИМЕТЬ.

Второе стремление обыденного сознания человека в этом мире может быть условно названо термином «иметь». Это очень емкая категория, которая означает систематическое присвоение человеком окружающей действительности. Собственно, человек выживает, и как биологический вид, и как социальное существо, только до тех пор, пока присваивает окружающую его реальность.

Это можно назвать экспансией определенного рода. Экспансия, как способность человека удовлетворять неуклонно возрастающие свои потребности , в которых, пожалуй, нет никаких естественных барьеров, кроме смерти.

4. Философское объяснение, почему деньги могут «раздавить» человека? Совет мудрецов об отношении к вещам.

Пытаясь присваивать как можно больше внешней среды и пытаясь пролонгировать свое бытие, человек с обыденным сознанием сам своими собственными руками конструирует для себя ловушку и это ловушка имеет прямое отношение к глубинным структурам самого бытия.

Самая талантливая формулировка этой темы была предложена Арсением Николаевичем Чанышевым, выдающимся философом. Он сформулировал своеобразный закон. У Чанышева есть потрясающий трактат о небытии 1962 года, который сделал много шума, произвел большой скандал, когда появился в прессе.

В рамках своих размышлений о диалектики небытия и бытия Чанышев пришел к поразительному выводу, который может быть сформулирован следующим образом: «Чем больше человек стремится к уплотнению своего бытия за счет наращивания коэффициентов «быть» и «иметь», тем более хрупкими и нестабильным становится его бытие, тем более уязвимым становится сам человек в отношении тех деструктивных сил, которые в конечном итоге уносят его в ничто».

Пытаясь сымитировать свое существование за счет накопления вещей, за счет пролонгации своей жизни любыми возможными способами (и здесь, конечно, достижения медицины играют чрезвычайно важную роль), человек ставит себя под удар, потому что чем больше вещей он имеет, тем более хрупким и нестабильным оказывается его собственное существование .

Все это, в конце концов, вписывается в естественную физическую закономерность. Мы знаем, что чем более проста система, тем она более устойчива.

Самая устойчивая система это та, что состоит из двух элементов. Появление третьего, четвертого, пятого, десятого и дальше до бесконечности, фактически ведет к наращиванию коэффициента хаоса. Поэтому чем больше вещей имеет человек, тем более неустойчивым оказывается его бытие .

Аналогичный принцип работы в отношении социальных контактов любой формы социальной коммуникации. Чем ближе друг другу два индивида, тем более нестабильным оказывается бытие каждого.

С одной стороны, человек не может выживать без высокого коэффициента социализации и он нуждается в этом. С другой стороны избыточная социализация, нарастание различных форм и способов коммуникации ведет к тому, что человек становится нестабильным .

Культура становится невротической и опасной для пребывания в ней .

Все это, в общем и целом, характеризует обыденное сознание, которое разворачивает себя в этом мире в этих двух векторах «быть» и «иметь». Очень важно подчеркнуть здесь то обстоятельство, что человек приобретающий вещь, думает что он владеет ею. На самом деле в реальности все происходит с точностью до наоборот. Хозяин обслуживает вещь и служит ей, как раб.

В результате возникает поразительная совершенно ситуация. Человек превращается в раба мертвой материи и эта мертвая материя, в конечном итоге, не только подавляет его, но и разрушает его жизнь.

ВАЖНО! СОВЕТ ФИЛОСОФОВ, МУДРЕЦОВ ДРЕВНОСТИ, актуальный для современности: нужно всегда помнить о временном характере всего того, что нас окружает и пореже использовать глагол я «владею» или я «имею». Правильнее говорить: я «пользуюсь».

Примеры и подтверждения этому в историческом прошлом человека:

Однажды великий афинский законодатель Солон, который, собственно, придумал в Афинах демократию, гостил у царя Лидии по имени Крез. Крез был известен своим богатством и однажды на пиру, решив похвастаться, спросил Солона о том, кого он считает наиболее счастливыми из смертных. Солон был один из семи греческих мудрецов и дал Крезу очень интересный и глубокий ответ. Он сказал, что наиболее счастливым из смертных он считает афинского гражданина по имени Теллас, которой умер от ран, полученных в битве за свободу родного города, на руках у благодарных сыновей. Крез был оскорблен таким ответом, потому что ожидал что Салон укажет на него, как на самого счастливого из людей. Но прошло время и царь из соседнего государства Мидия по имени Кир, основатель персидской державы, захватил это лидийское царство и решил подвергнуть Креза жестокой казни, сжечь его на костре и когда Крез стоял уже на костре он вдруг стал кричать: «Солон, Солон». Кир, который решил понаблюдать за этой сценой изумился и стал спрашивать, что за слово он выкрикивает, кого он зовет и приказал привести к себе Креза. Когда тому был адресован вопрос о том, что за имя он только что прокричал, Крез рассказал ему историю о своей беседе с Солоном. О том, что счастливейшим из смертных Салон назвал мертвеца, умершего на руках у благодарных детей. Кир решил пощадить Креза и усвоил эту мудрость. Все это свидетельствует о том, что мудрость древних, в данном случае, мудрость греков говорит нам о том, что иметь в этом мире практически ничего невозможно, потому что человек не знает, откуда он, зачем он, и куда идет. Иными словами, «causa finalis». Последняя причина человеческого бытия для него скрыта, неизвестна. Стало быть можно только пользоваться, только использовать. И подобного рода отношение к жизни может свидетельствовать о наличии определенной доли мудрости.

5. Понятие «смысла жизни» в обыденном сознании. Философы о смысле жизни человека.

Сознание обыденного — это сознание, которое постоянно сталкивается с проблемой «смысла жизни».

Проблема «смысла жизни» в философии — это, пожалуй, одна из самых сложных и интересных проблем. Начнем с того, что чрезвычайно сложно определить понятие «смысла». Чаще всего в обыденном сознании понятие «смысла» подменяется понятием «цель» или «ценность ». Когда у человека спрашиваешь: «В чем смысл твоей жизни?», чаще всего он отвечает на этот вопрос следующим образом: «Смысл моей жизни купить Lexus (например)». Не нужно быть крупным философом, чтобы понять, что речь идет о подмене понятий.

Философия и обыденное сознание имеют различные взгляды на смысл жизни. Если философа попросить дать определение «смысла жизни», то он бы сказал, что «смысл» — это конечный результат усилий .

Применительно к человеческой жизни «смысл» — это конечный результат совокупных усилий всей человеческой жизни и проблема здесь заключается в том, что смысл человеческой жизни познается только после того, как процесс закончен, то есть после того, как человеческая жизнь закончилась.

Трагедия человека заключается в том, что смысл его жизни опознается не им самим, а теми, кто идет за ним. А для самого человека совокупный результат усилий перестает иметь какое бы то ни было значение, когда он умирает.

Чрезвычайно оптимистическим и даже комичным моментом является то, что в обществе постоянно все находятся в состоянии конкуренции и состязательности. Однако у лузера, у проигравшего есть сильный мощный союзник — это само время, которое в конечном итоге нивелирует любой успех.

Время устраняет, стирает все совокупные результаты человеческих усилий. Поэтому философ на вопрос «кто выигрывает в этой борьбе с точки зрения вечности?», сказал бы, что лузер срывает банк, потому что победителю есть, что терять и он теряет, проигравшему нечего терять и по результатам этих потерь проигравший теряет значительно меньше.

Несколько подтверждающих примеров из истории человечества.

В Риме есть место, где 15-го марта 44-го до нашей эры убили Гая Юлия Цезаря. Там проходили заседания Римского сената. Цезаря убили его ближайшие сподвижники, друзья, заговорщики, нанеся ему множество кинжальных ударов. Теперь на этом месте растут два высоких кипариса, чтобы это место не забыли потомки. Вот таков итог совокупных усилий этого человека, таков итог его жизненного пути. В этом есть, на самом деле, большой коэффициент иронии.

Цезарь стал салатом с курицей, Наполеон стал тортом со сливочным соусом.

Вот таков удел человеческой славы на этой Земле и в результате мы можем прийти к следующему промежуточному выводу.

Когда мы ставим проблему «смысла жизни», а проблема смысла человеческой жизни является актуальной особенно в плоскости обыденного, мы с вами приходим к выводу о том, что:
  • смысл, если он вообще существует, открывается не самому человеку, а тем, кто идет за ним;
  • в конечном итоге любые смыслы стирает время и, с точки зрения вечности, не остается ровным счетом ничего.
  • все это создает довольно драматическую перспективу. Потому что человек, пребывающий в сфере обыденного, нуждается в устойчивом ощущении того, что все его повседневные усилия имеют какой то смысл, значение.

В сфере обыденного человек:

  • верит в ценности,
  • верит в ценность социальных институтов,
  • верит в то, что посадить дерево, родить сына, построить дом имеет значение.

Человек жертвует своим временем, своей жизнью на постоянное поддержание этих вер и тем самым обретает моменты счастья, без которых, пожалуй, существование в сфере обыденного было бы вовсе невыносимо .

ВАЖНО! Речь не идет о том, что все эти вещи не имеют значения. Напротив, в зависимости от того, какая точка зрения, какой взгляд на вещи избирает человек, он формулирует ту систему ценностей в которой ему комфортно.

Ценность — это способность явления предмета удовлетворять потребности человека и, если потребности человека вполне удовлетворяются этим набором вещей, которые он считает для себя значимыми, значит, у этого человека есть ощущение комфорта пребывания в бытии. Периодически его посещают моменты счастья.

Мудрые греки не зря называли счастье термином «eudaimonia», то есть посещение человека добрым богом и добрым демоном. Они понимали, что счастье не бывает долгим, оно бывает кратковременными и чаще всего познается только после того, как закончилось .

6. Высказывания философов о смысле жизни.

Привожу здесь свои любимые высказывания именно философов о смысле жизни. Другие мудрые высказывания великих людей про жизнь, высказывания великих людей о смысле жизни Вы можете найти на этом полезном сайте , которым я сама всегда пользуюсь. Всего на сайте собрано более 1000 высказываний о смысле жизни.


7.Резюме. Главные тезисы об обыденном сознании.

Подведем итог. Из статьи Вы узнали о том, что такое обыденное мировозpрение, сознание, отношение к жизни. Какие имеет достоинства и недостатки. В чем для человека с обыденным сознанием заключается смысл жизни и что говорят философы о смысле жизни человека. Почему многочисленные накопленные вещи могут раздавить человека.

Вот главные тезисы об обыденном сознании:

Обыденное мировоззрение (сознание) — неизбежно, поскольку является естественным результатом усилий человека по понижению коэффициента тревожности от пребывания в довольно агрессивной среде .

Обыденное зиждится на стереотипах и догмах . Это одновременно и хорошо, но чаще плохо.

В обыденном низкий коэффициент скепсиса (сомнения) и иронии . Обычный человек чаще всего не умеет иронизировать и сомневаться, поскольку и то, и другое для него оказывается чем то дискомфортным.

Обыденное сознание мотивировано стремлением жить как можно дольше и иметь как можно больше .

А теперь пришло время узнать об ЭФФЕКТИВНОЙ АЛЬТЕРНАТИВЕ ОБЫДЕННОМУ ПОДХОДУ К ЖИЗНИ О ФИЛОСОФСКОМ ПОДХОДЕ.

Обыденное и философское сознание проистекают из одного источника. В конечном итоге и то, и другое являются следствием усилий человека по снижению болевого синдрома от пребывания в самой реальности под названием жизнь . Обыденное решает эту проблему теми способами, о которых вы узнали выше.

Философские же способы решения той же проблемы, могут быть условно разделены на два аспекта:

  1. метафизика, то есть выстраивания реальности, параллельной той, в которой живет человек;
  2. практическая философия с набором тех рекомендаций, которые доступны любому человеку, если он хочет выработать правильное отношение к жизни и прожить эту жизнь относительно спокойно и уверенно, по возможности, не совершив тех ошибок, которые совершает обыватели в рамках сознания обыденного.

О философском типе сознания и отношении к жизни со списком практических рекомендаций, выработанных мудрыми философами предыдущих веков, Вы узнаете из 2-й части статьи (из 2-й лекции, посвященной философскому сознанию и подходу к жизни).

До встречи на страничках блога!

Желаю найти свой путь, свое отношение к жизни, своё счастье, свой смысл жизни!


Можете посмотреть полную версию ЧАСТИ 1 Лекции Обыденное и философское — 2 подхода к жизни:

Человеку свойственно искать ответы на вечные вопросы: зачем он появился на Земле, в чем смысл жизни. Труды философов и ученых, живших за несколько тысячелетий до нашей эры, освещают тот же поиск, но не дают однозначного ответа. Пифагор считал, что нужно научиться всему, что следует знать. Аристотель призывал достигать совершенства в начатом деле.

Для кого-то смысл жизни – это семья, дети или построение карьеры. В сегодняшнем мире акцент смещен на достижение материальных благ. Люди ставят себе цель купить дорогую машину, построить большой дом, забывая, что настоящее счастье заключается в человеческом общении и в какой-то степени познании тайн бытия.

Важно найти достойную задачу, ради которой хватит сил преодолевать препятствия и сложности. Заинтересованность в результате окрыляет человека. Он берет жизнь в свои руки и наслаждается ею.

Мудрецы всех времен предлагали меньше размышлять о насущном, чтобы не завидовать окружающим и жить в гармонии с собой. Древнегреческие философы говорили: «Думайте о хорошем». Позитивный настрой, занятие любимым делом и встречи с друзьями способны сделать людей счастливыми.

Свободолюбивые греки искренне полагали, что смысл жизни человека – поиск занятия, приносящего удовольствие и раскрывающего устремления человека.

В Средневековье умами людей завладела религия. Прихожан храмов и церквей убеждали в неизбежности расплаты за грехи земной жизни и предлагали смиренно служить Богу, каясь в недобрых поступках. Важное место в проповедях отводилось значению семьи и воспитанию наследников, с детства принявших основные постулаты веры.

Только в XV веке ситуация в Европе несколько изменилась: стремительно развивалось искусство и ремесла, мореплаватели открывали новые земли. Люди вновь, как и в античные времена, стремились к познанию мира вокруг себя и поиску в нем своего места.

Философы ХХ века также продолжали искать выход из тупика, в который их заводило то или иное учение, и пытались разобраться, что происходит в мире. Николай Бердяев писал, что стремиться нужно к тому, что выше человека, и что душа должна постоянно быть активной.

Прошлый век принес много потрясений: масштабные войны, крушение идеологий, отказ от религии и возвращение к ней. Цели людей постоянно менялись, и смысл жизни человека в философии 20-го столетия так и не был найден.

Религиозные взгляды

Три основные мировые религии – христианство, ислам и буддизм – практически одинаково смотрят на смысл жизни людей.

Христиане предлагают найти Бога и идти к нему, творя добро и помогая окружающим. Святые отказывались от всех радостей, отдавая силы служению Богу и принимая страдания за свои убеждения.

Мусульмане вверяют себя Аллаху и точно следуют заповедям Корана, единственно верным в их понимании. Однако некоторые радикальные последователи ислама активно проповедуют нетерпимость к остальным религиям.

Буддисты стремятся жить достойно, чтобы выпасть из колеса Сансары, т. е., не перерождаться вновь, а попасть в высшие миры. Религии проповедуют определенный образ жизни, чтобы в дальнейшем люди могли избавиться от страданий, ведь именно в этом, по их мнению, заключается счастье.

В свою очередь, атеисты предприняли попытку отказаться от Бога, во всех вопросах полагаться только на себя и обрести как можно больше единомышленников, объединенных общей целью. Ей может стать глобальное строительство, освоение новых земель или внедрение новаторских технологий.

Атеисты презирали равнодушие и пассивность по отношению к жизни. Каждый должен был иметь цель, разделять общие идеалы и стремиться воплотить их в реальность.

Описание смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе

В начале XIX века в произведениях Джорджа Байрона (на фото справа ), Александра Пушкина и Михаила Лермонтова поднимался вопрос о преждевременной «старости души», которой были подвержены главные герои их известнейших романов.

Чуть позже появились нигилисты, отрицавшие наследие предков и их достижения. Иван Тургенев прекрасно описал юношу-нигилиста в книге «Отцы и дети», показав, насколько наносной является скука и отсутствие интереса к жизни.

Человек счастлив, развиваясь на протяжении всего жизненного пути. Ребенок познает мир, молодой человек жаждет немедленных действий, и только в зрелости приходит осмысление совершенных поступков и шансов, которые были использованы или упущены.

Лев Толстой считал, что «надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Именно такой образ жизни вел французский писатель Оноре де Бальзак. По словам современников, он был неистов в проявлении любви и ненависти и отличался огромной работоспособностью. Его целью было стать знаменитым, и он с блеском достиг ее, вкладывая в уста героев романов собственные размышления о смысле бытия.

Смысл жизни в психологии

Психология – наука, изучающая психологические параметры человека и их изменения под влиянием извне. Ее основная цель – добиться осмысления внутреннего мира личности, чтобы подсказать человеку правильную мотивацию. Психология поднимает основные вопросы бытия, позволяя разобраться, что наиболее привлекательно.

  • Совершенствование и самореализация.

Найдя дело по душе, нужно развивать навыки и при необходимости менять области их применения, чтобы самореализоваться в профессии. В наш век это основная цель большинства людей. Без продвижения по карьерной лестнице они не видят в жизни смысла. Именно поэтому во всем мире возникло огромное число курсов повышения квалификации и различных тренингов. Посещение клубов для избранных, перелеты первым классом и обеды в шикарных ресторанах – бонусы, которые ценят карьеристы.

  • Продолжение жизни.

В отличие от трудоголиков, люди, ориентированные на создание большой и крепкой семьи, работают лишь для того, чтобы ее содержать. Рождение детей и забота о них занимают почти все их время. Радость и смысл их существования заключается в общении с родными, праздновании памятных дат и успехов членов семьи.

Некоторые обожают путешествовать и становятся настолько изобретательны в поиске средств для поездок, что умудряются не возвращаться домой годами.

Они ведут странички в интернете, подрабатывают на сезонных сборах урожая и находят самые дешевые авиабилеты для перемещения в новую страну.

Кто-то предпочитает рискованные виды спорта и тратит месяцы, доводя до совершенства мотор катера или мотоцикла.

Каждый реализовывается по-своему. Цель психологов – помочь найти истинное стремление человека и таким образом дать толчок развитию его личности.

Прочие точки зрения и мнения

Тибетская философия, как и буддизм, поддерживает точку зрения о необходимости освобождения человека от земных страданий. По их мнению, этого удастся достичь, познав мир и себя.

Эпикурейцы, напротив, превозносят радости жизни и предлагают получать их в неограниченном объеме. Их учение отрицает существование души после смерти тела, поэтому наслаждаться следует каждым днем. Вкусная еда, развлечения, дружба высоко ценятся эпикурейцами. А вот отрицательных эмоций, вроде чувства вины или грусти, они не признают.

Древние индейские цивилизации призывали человека оставаться частью природы и подчиняться естественному ходу жизни: растить новые поколения, обрабатывать поля и заниматься ремеслами. При этом не приветствовалось стремление ни к богатству, ни к бедности. Дети должны были унаследовать мир таким, каким его в свое время получили отцы.

Каждый время от времени ощущает потребность удостовериться, что не зря растрачивает свою жизнь. Как понять, что человек находится на верном пути и не реализует чужие мечтания?

Для начала нужно отвлечься от суеты и составить собственный список желаний. Если это удается с трудом, значит, человек погряз в рутине, не имея определенной цели. Такое положение дел недопустимо, оно ведет к слабости и равнодушию. Великие начинания в этом состоянии вряд ли реализуются. Человек не чувствует ни счастья, ни гармонии, потому что занимается ни тем, к чему стремится его душа.

Не стоит сразу идти к психологу, чтобы определиться с выбором своего предназначения. Иногда достаточно разговора с друзьями или воспоминаний о прежних успехах и увлечениях.

Полезно подумать о том, что раньше доставляло радость. Возможно, пришло время вернуться к забытому хобби или работе, которую пришлось сменить из-за невысокой заработной платы? Ведь именно она заставляла задерживаться в офисе допоздна и с гордостью рассказывать знакомым о текущих проектах.

Материальные блага меркнут перед шансом получать удовольствие от каждого прожитого дня.

Заключение

Философы, писатели и психологи сходятся в одном: смысл жизни человека – в обретении счастья, однако единой формулы для этого не существует. Сложно быть счастливым в одиночку, поэтому один из способов обретения хорошего расположения духа – помощь родным и близким. Внимание к их нуждам и забота позволят избавиться от эгоизма и стать доброжелательнее и сердечнее.

Можно обрести гармонию, прощая чужие и свои ошибки, отказавшись от максимализма. Это принесет спокойствие и уравновешенность, а также позволит наладить прекрасные отношения с окружающими. Множество знакомых, имеющих разные интересы, поделятся своими знаниями и подскажут нестандартное решение надоевшей проблемы.

Главное – не поддаваться унынию, верить в свои силы и не допускать влияния на жизнь деструктивных мыслей.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!

Вопрос о смысле жизни это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Осознание смысла жизни как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпо­ха в той или иной степени оказывала влияние на понимание смысла жизни человека.

Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

■ смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

■ смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь.

■ смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

■ не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, Бог дал в человеке подобие с собой, наделив при этом его свободой воли. И смысл жизни чело­века состоит в достижении им заданного подобия с Богом. А по­этому смысл жизни человека в том, чтобы, самосовершенствуясь, и совершенствовать мир. Смысл человеческой жизни в сохранении и очищении своей бессмертной души.

Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обрете­нии добра» (В.С.Соловьев), в совершенствовании себя и общества (И.Г. Фихте).

Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек нахо­дит в ней сам. Философ и психолог В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти. В этом человеку помо­жет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыс­лов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуатив­ные задачи каждого дня или даже часа. Существует также смысл истории и сверхсмысл бытия Вселенной.

Третий подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости. В ре­зультате каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этих великих целей про­гресса. Многие люди живут во имя собственного будущего, как замечает В.Г. Белинский: «Много людей живет, не живя, но только собираясь жить». А из глубин веков ему «отвечает» Л. Сенека: «пока мы откладываем жизнь, она проходит».

Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удо­вольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Еще Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а является следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались толь­ко принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесце­ниванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на бла­готворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.

Что касается радости как смысла жизни, то радость, «являюща­яся направленной эмоцией» (Шелер), сама должна иметь смысл. Даже ребенок направляет свою радость вовне, на предмет или дей­ствия, ее вызывающие. Радость, следовательно, также не самоцель, а следствие достигнутой цели. Как удачно заметил Кьеркегор, «дверь к счастью открывается наружу», и тот, кто хочет открыть ее оттуда, со стороны самого счастья, тот еще плотнее закрывает ее.

Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в исто­рии философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломо­на «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования; в современной философии представители экзистенциализма утвержда­ют, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсур­дно и бессмысленно.

Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

■ смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л.Н.Тол­стой);

■ смысл жизни в достижении некого идеала человека;

■ смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личнос­ти (марксизм);

■ смысл - в борьбе (В. Белинский, П. Бомарше);

■ в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо);

■ в совершенствовании себя и общества (И. Г. Фихте);

■ в служении обществу (Н.С. Лесков);

■ в обогащении человечества знаниями (Д. Дидро);

■ смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхче­ловеческого величия (Ницще).

Философам о смерти

Начиная с X-V вв. до н. э. в древнегреческом обществе фор­мируется представление о ценности жизни каждого индивида в отдельности, конечности его жизни во времени. Как писал А. Шопенгауэр, люди, возможно, даже не стали бы философство­вать, если бы не было смерти. Смерть, следовательно, выступает как «вдохновительница» философии. Только факт смерти ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл имен­но потому, что есть смерть. Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть. Возникают концепции, которые пытаются объяснить смысл смерти, преодолеть страх смерти:

1 - реинкарнации (переселения души после смерти);

2 - полного отделения жизни от смерти, которые «не встреча­ются», ибо «пока человек живет, смерти нет, а когда пришла смерть, человека уже нет» (Эпикур). Первая концепция (Сократа-Платона) имела своей целью смягчить трагизм смерти, вторая (стоиков и Эпи­кура) была направлена на уничтожение страха смерти.

Традиция помощи человеку во избежание им страха смерти была унаследована религиями. Христианство и мусульманство рассмат­ривают смерть как предверие к жизни вечной, и лишь от земных заслуг умершего зависит, будет ли он пребывать в вечном блажен­стве на небесах или обречен на вечные муки в преисподней. С точки зрения религии буддизма смерть есть, во первых, в позитив­ном смысле, момент в «колесе сансары» («колесо перерождения»), по которому человек идет к нирване - миру вечного блаженства, где не будет страданий, и, во-вторых, в негативном плане, заслужен­ное страдание, расплата за недостойные поступки и различные же­лания.

Есть две наиболее общие полярные точки зрения на смерть:

1. Смерть как отрицание будущего, следовательно, ни прошлое, ни будущее не имеет смысла. Отсюда делается вывод: бери от настоящего все, что можно взять.

2. Смерть как переход прошлого в вечность. Жить, по мнению Франкла, значит творить для вечности. Осознавая это, чело­век должен максимально использовать все свои способнос­ти и время, чтобы внести свой посильный вклад в историю, обогатив тем самым будущее. Следовательно, смерть, как и жизнь, имеет смысл.

Философский смысл смерти состоит в том, что она есть момент обновления, прежде всего, органического мира, а затем и всего мира. Смерть - это совершенно естественное явление, она играла полез­ную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволю­ции. Действительно, без смерти, которая сделала возможным про­гресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы. Не было бы смерти, человек бы не думал о вечности, не «приме­рял» бы себя к ней, надеясь на собственное бессмертие. Не было бы смерти, не было бы и бессмертия, которое обязано ей своим существованием. И вместе с тем вечность достигается лишь путем прохождения через смерть, и смерть есть участь всего живущего в этом мире, и, чем сложнее жизнь, чем выше уровень жизни, тем более ее подстерегает смерть. Живые, а не мертвые страдают, когда смерть сделает свое дело. Мертвые больше не могут страдать. В жизни каждого человека может наступить момент, когда смерть будет бо­лее действенной для его главных целей, чем жизнь; когда то, за что он стоит благодаря его смерти станет более ясным и убедитель­ным, чем если бы он поступил любым другим образом.

Китайский философ Ян Чжу (ок. 440-360 до н.э.) говорил, что смерть равняет всех: «При жизни существуют различия - это раз­личия между умными и глупыми, знатными и низкими. В смерти существует тождество - это тождество смрада и разложения, ис­чезновения и уничтожения... Умирают и десятилетний, и столетний; умирают и добродетельный, и мудрый; умирают и злой, и глупый». Но Ян Чжу решительно против преждевременного пресечения жизни: «Раз уже человек живет, то он должен принимать жизнь легко, предоставив ее естественному течению и исполнять до конца ее требования, чтобы спокойно ожидать прихода смерти. Когда же придет смерть, то и к ней следует отнестись легко, предоставив ее естественному течению, и принять до конца то, что она принесет, чтобы оставить свободу исчезновению. Зачем в страхе медлить или торопиться в этом промежутке между рождением и смертью? И смерть облагораживает последнего из смертных и ставит его на одну высоту с самыми первыми».

Социальное значение смерти также имеет свои положительные стороны. Всеобщность смерти напоминает нам о существенном братстве людей, которое существует несмотря на все жестокие раз­ногласия и конфликты, зарегистрированные историей, а также в со­временных делах.

Смерть имеет также и нравственно-философский смысл. Осоз­нание бренности своей жизни заставляет человека найти или при­дать ей смысл. Обреченность человека на смерть может стать сти­мулом делать добро людям, чтобы оставить о себе светлую память потомков, «подстегнуть» человека закончить начатое дело, особен­но если оно - проявление художественного или философского творчества, а значит, реализовать замысел автора не сможет никто другой, кроме него самого.

Философия о бессмертии

Бессмертие - это чисто человеческий феномен, т. к. животные не знают о конечности своего существования, поэтому не думают о бессмертии, живут только сегодняшним днем. С древности в рели­гии и философии возникла идея бессмертия, но бессмертие пони­малось различно.

В греческой религии достигнуть бессмертия - значит стать Богом. Бессмертие - есть проявление в человеке божественного начала, только оно и бессмертно. Бессмертны лишь герои, полубоги, а не обыкновенные люди. Древнегреческие философы смотрели на проблему смерти-бессмертия своеобразно. Так, Гераклит понимал смерть как элемент диалектики мирового процесса: «Из смерти земли рождается вода. Из смерти воды рождается воздух, из смерти воз­духа - огонь, и наоборот». В этот круговорот он включает и душу, которая ему представляется материальной, одним из переходных состояний огня. Смерть и бессмертие он рассматривал как един­ство противоположностей. Душа человека есть огонь. В человеке есть Бог. Индивидуального бессмертия нет, есть лишь универсаль­ный огонь. Бессмертно общее, а не индивидуальное.

Философ Платон защищал возможность бессмертия на том ос­новании, что душа имеет божественное происхождение, существует в божественном мире до рождения и после смерти конкретного человека. Вера в бессмертие души вышла из культа Диониса. По­этому идея бессмертия души греческого происхождения.

Евреи, в отличие от греков, пришли к верованию в воскресение с телом, а не в бессмертие души.

В христианстве бессмертие пони­мается как жизнь вечная через воскресение человека как целост­ной личности. Гарантией возможности такого воскресения являет­ся воскресение Богочеловека Иисуса Христа. Земная жизнь есть приготовление человека к жизни вечной. В мире ином обитает бес­численное множество душ добрых и злых, ждущих своей участи. Бессмертие возможно, потому что в человеке есть божественное начало. Страдающий Бог своей смертью и воскресением дает чело­веку бессмертие. Христианство говорит не столько об естествен­ном бессмертии, не предполагающем никакой борьбы, сколько о воскресении, предполагающем борьбу духовных, благодатных сил с силами смертоносными. Только христианство прямо смотрит в глаза смерти, признает и трагизм смерти, и смысл смерти, и вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее.

Мусульмане признают существование бессмертия также через воскресение, после которого они предстанут перед Аллахом и ко­торый совершит высший суд. Аллах совершит приговор для направ­ления праведников и грешников соответственно в рай и ад на осно­ве представленной ему «записи» мыслей и дел каждого. Приорите­ты на этом суде будут расставлены в пользу торжества законов морали и разума.

Таким образом, было построено много типов религиозных и философских учений о победе над ужасом смерти и достижении реального или призрачного бессмертия: учение о бессмертии души; учение о перевоплощении душ; учение о слиянии с Божеством; идеалистическое учение о бессмертии идей и ценностей; христиан­ское учение о воскресении целостного человека. Спиритуалисти­ческое учение о бессмертии души сулит бессмертие лишь части человека, а не целостному человеку. Учение о перевоплощении еще менее дает бессмертия целостному человеку, оно предполагает его разложение на отдельные элементы и ввержение человека в кос­мический круговорот, оставляет его во власти времени. Человек может перейти в нечеловеческий род существования, перевоплотиться в животных. В самой древней мировой религии буддизме бес­смертие - это не благо, а многочисленные перерождения для но­вых жизней (дхарм), несущие страдание, от которых человек не мо­жет спастись даже ценой самоубийства. Оно бессмысленно, ибо самоубийца после смерти снова родится и жизнь с ее страданиями продолжится. Уйти от страдания можно лишь выйдя из «круга су­ществования», достигнув нирваны. Буддизм указывает пути осво­бождения от мук перевоплощения. Бессмертие в буддизме - не только отрицание смерти, но и отрицание жизни. И все-таки уход в Нирвану, представляющую собой состояние вечного мира, покоя и блаженства, в определенном отношении является бессмертием.

Учение о слиянии с божеством не означает бессмертия личнос­ти, и идеалистическое учение также не означает бессмертия лично­сти, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Только хрис­тианское учение о воскресении целостного человека отвечает на поставленный вопрос, но с ним связано много трудностей.

Существуют различные концепции бессмертия: биологическая, геронтологическая, психологическая, религиозная, философская и т. д. Остановимся на некоторых из них.

Многие понимают бессмертие геронтологически, как продление жизни. Однако бессмертие определяется не количеством прожи­тых лет, не экстенсивностью жизни, а ее качеством, интенсивностью, значимостью для человека и общества.

Биологически, генетически бессмертие понимается как наследо­вание в генах потомства: детей, внуков, правнуков и т. д. Этот вид бессмертия свойствен большинству людей, о нем Франс сказал «Жизнь коротка, но человек вновь переживает ее в своих детях». Вместе с передачей анатомо-физиологических признаков люди пе­редают своим потомкам и свои способности в виде задатков, кото­рые развиваются в способности при благоприятных условиях.

Третий вид бессмертия - это космизация тела и души умершего, вхождение их в так называемое космическое «тело», распад в нем на отдельные частицы, включенные в вечный круговорот материи. Верящие в это люди питают надежду, что когда-либо эти разроз­ненные частицы скомбинируются так же, как были в его теле, что приведет к его реальному телесному возрождению.

Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненно­го творчества человека. Создание выдающегося произведения ли­тературы или искусства, научные открытия, проявления полковод­ческого таланта в военном сражении, определившем победу в войне, государственная мудрость политика, непревзойденный никем спортив­ный рекорд, незаурядное исполнительское искусство остаются на­вечно в памяти народной, социально наследуясь в сменяющихся поколениях.

Нравственный парадокс жизни и смерти выразим в этическом императиве: относись к живым, как к умирающим, к умершим отно­сись, как к живым, т. е. помни всегда о смерти как о тайне жизни, и в жизни, и в смерти утверждай всегда вечную жизнь.

Человек бессмертен и вечен как духовное существо только тогда, когда он чувствует себя духовным существом, когда в нем побеждает дух и духовность, которые управляют его природными, телесными элементами. Бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность.

Категории диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты позна­вательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся:

Единичное, особенное, всеобщее;

Причина и следствие;

Необходимость и случайность;

Возможность и действительность;

Сущность и явление;

Структура, форма и содержание.

Категория «особенное» выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов: сравнивая разные классы объектов, человек замечает, что общее для одного класса не явля­ется таковым для другого класса.

Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обус­ловленность явлений. Причина - это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они в отличие от причины, не порождают следствия. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Одна и та же причина может привес­ти к разным следствиям, и наоборот, одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (например, огонь может быть следствием удара молнии, трения спички, замыкания электропро­водки).

Категория «случайность» отражает, что случайным является то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Зарождающаяся необходимость может вначале выражаться в форме случайных проявлений, про­кладывать себе дорогу через массу случайностей как тенденция, так как процессы в природе имеют вероятностный характер. Слу­чайность является формой проявления и дополнения необ­ходимости. Случайность со временем может стать необходимос­тью, и наоборот, необходимость в процессе развития может стать случайностью.

Категории «возможность» и «действительность» характеризу­ют процесс развития. Возможность - это потенциально осуще­ствимое, но еще не осуществленное (хотя во многом предвидимое человеком) бытие, которое реализуется при определенных услови­ях. Действительность - это реализованная возможность, реально существующее бытие.

Выход человека на уровень познания необходимых свойств и связей, а также возможных последующих изменений является бо­лее высокой ступенью познания мира, чем познание причинных свя­зей. Здесь уже проникают в сущность предмета, явления.

Содержание - совокупность всех элементов и процессов ка­кого-либо объекта или явления. Содержание является ведущей сто­роной по отношению к форме объекта. Содержание представляет собой более мобильную сторону, тогда как форма (способ, тип, характер взаимосвязей элементов) более устойчива, консерва­тивна. В определенных пределах форма может «выдержать» час­тичные, локальные изменения в содержании. И лишь когда измене­ния в содержании выходят за рамки локальных, тогда они в сово­купности приводят к изменению формы, т.е. способа организации содержания. В этом проявляется как ведущая роль содержания, так и активность формы. Одно и то же содержание может выступать в разных формах, а форма может отставать в своем развитии от со­держания или опережать его.

Категория «явление» означает внешнее проявление сущности объекта в определенных внешних обстоятельствах, во взаимосвя­зях с окружающими условиями. Поэтому явление богаче сущности. Но сущность глубже явления. Явление и сущность взаимосвязаны, но не совпадают. Поэтому познание человека движется от явления к познанию сущности.

Принципы диалектики

Основными принципами диалектики являются:

Принцип всеобщей связи;

Принцип развития;

Принцип системности;

Принцип причинности;

Принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть:

Внешние и внутренние;

Непосредственные и опосредованные;

Генетические и функциональные;

Пространственные и временные;

Случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи - внешние и внутрен­ние. Пример: внутренние связи человеческого организма как био­логической системы, внешние связи человека как элемента соци­альной системы.

Существенные связи - устойчивые, глубинные связи, определяю­щие специфику данного явления. Закономерные связи - законы характеризуют необходимую связь явлений, ход их развития.

Универсальность принципа развития является фундамен­тальной основой диалектики. Развитие представляется не как чис­то количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причи­на развития лежит во взаимодействии внутренних противополож­ностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому включает и прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), и элементы регресса. Не все западные исследователи приемлют диалектику в философии. Одни, следуя гегелевской традиции объективного идеализма, кото­рый сводил развитие к движению в сфере понятий, отрицают объек­тивную диалектику, диалектику внешнего мира (Маркузе), другие утверждают, что законы и категории диалектики имеют силу лишь применительно к природе, но не к обществу (Мерсье, Бжезинский идр.)

Системность означает, что многочисленные связи в окружаю­щем мире существуют не хаотично, а упорядочены. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерар­хическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внут­реннюю целесообразность.

Причинность - наличие таких связей, где одна порождает дру­гую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обус­ловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом име­нуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

Вечность, неуничтожимость истории, мира;

Его существование и развитие во времени.

Лишь в системе своих взаимосвязей категории, принципы и за­коны диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наи­более общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.

Смысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.

Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.

Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.

Цель и смысл жизни человека обществознание также видит неразрывным от социальных явлений, поэтому может знать, в чем его цель, но общество может не разделять ее и всячески препятствовать в ее реализации. В некоторых случаях это хорошо, когда речь идет о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить свое мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение ее планов в жизнь.

Смысл жизни человека философия

Актуальный вопрос в философии – это смысл жизни человека и проблема бытия. Еще античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом гносеологии (познания) и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни.

Смысл жизни человека философия кратко. Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.

Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений, которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия, понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека. Поэтому одни и те же предметы, могут обладать множеством значений, в зависимости от людей, с которыми они взаимодействуют. Предположим, какая-то вещь, может быть совершенно невзрачной, и одному человеку из нее нет толку совсем. Но для другого человека, эта, же самая вещь может значить очень много, она наполнена особенным смыслом. Она может ассоциироваться у него с определенными событиями, человеком, она может быть для него дорогой не в материальном плане, а в духовном. Обыкновенным примером тому есть обмен подарками. В подарок человек вкладывает свою душу, несмотря на его цену. Главное, он хочет, чтобы о нем осталась память. В таком случае самый обыкновенный предмет может приобрести небывалый смысл, он наполняется любовью, пожеланиями, заряжается энергией дарующего.

Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях, которые возникают у индивидуума.

Смысл жизни человека, как философская проблема также изучается в религии.

Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.

В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.

Смысл и ценность жизни человека , соотносятся так – ценность человек определяет, как все, что имеет для него значимость, несет смысл, является родным, дорогим и священным.

Смысл жизни человека — философия кратко, как проблема. В двадцатом веке философы особенно интересовались проблемами ценности человеческой жизни и выдвигали разные теории и концепции. Теории ценностей были также теориями смысла жизни. То есть смысл и ценность жизни человека, как понятия, отождествлялись, поскольку значение одного переходило в другое.

Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.

Самыми важными среди личностных форм психики индивида имеют ценность – воля, решительность, и . Важнейшими ценностными ориентирами личности есть – вера, как положительные стремления человека. Именно благодаря вере человек ощущает себя, живим, он верит в лучшее будущее, он верит, что достигнет своей жизненной цели и, что его жизнь имеет смысл, без веры, человек пустой сосуд.

Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось философское направление – экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, и стремление освободиться.

Известный психолог и философ Виктор Франкл создал собственную теорию и школу, в которой учились его последователи. Объектом его учений был человек в поисках смысла жизни. Франкл говорил, что обретая свое предназначение человек душевно оздоравливается. В своей самой известной книге, которая так и называется: «Человек в поисках смысла жизни», психолог описывает три пути осмысления жизни. Первый путь предполагает совершение трудовых действий, второй – переживания и чувства, связанные с определенным человеком или объектом, третий путь описывает жизненные ситуации, которые собственно доставляют человеку все его страдания и неприятные переживания. Выходит, чтобы обрести смысл человек должен заполнить свою жизнь работой, или каким-то основным занятием, заботой о близком человеке, и научиться справляться с проблемными ситуациями, извлекая из них опыт.

Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме – логотерапии. В центре ее стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии – процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремленно искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что – делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования.

Цель и смысл жизни человека

Человек должен хорошо поразмыслить, в чем заключается его предназначение, чего он хочет достигнуть в данный момент. Потому что в течение жизни, его цели могут меняться, в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних метаморфоз личности, ее желаний и намерений. Изменение жизненных целей можно проследить на простом жизненном примере. Допустим, девушка, заканчивающая школу, мечтает сдать экзамены на отлично, поступить в престижный университет, она бредит карьерой и откладывает свадьбу со своим парнем до неопределенного времени. Проходит время, она приобретает капитал для своего бизнеса, развивает его и становится успешной бизнес-леди. В итоге первоначальная цель достигнута. Теперь она готова делать свадьбу, она хочет детей и видит в них свой дальнейший смысл жизни. В данном примере были выдвинуты две очень сильные цели, и независимо от их последовательности, они обе достигнуты. Когда человек точно знает, чего он хочет, его ничто не остановит, главное, чтобы были грамотно сформулированы эти цели и алгоритм действий для их достижения.

По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определенные этапы, между которыми тоже есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. Потом получение диплома с отличием может поспособствовать получению престижной работы, а правильное выполнение своих обязанностей содействует повышению карьерной лестницы. Здесь чувствуется переход важных целей и внедрение промежуточных, без которых не достигается общий результат.

Цель и смысл жизни человека. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремленный, все время задает себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым.

Практически всех людей объединяет одна жизненная цель – создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети есть смыслом жизни многих людей. Потому что, с появлением на свет ребенка, все общее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители желают обеспечить ребенка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребенка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них.

Смыслом существования людей есть желание сохранить по себе след на земле. Но не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы побольше. Они проявляют себя, пытаясь, выделится из серой массы в разнообразных сферах жизни: спорте, музыке, искусстве, науке и других областях деятельности, это зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализуется достижением и он понимает, что принес этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели могут уйти года. Многих выдающихся людей, так и не признали за их жизни, но постигли смысл их ценности, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирают в молодом возрасте, когда достигли определенной цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив ее . Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актеры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом.

Такая проблема порождает мысли о продлении человеческой жизни, и она может быть научной целью, но нужно ясно понимать, для чего это нужно. Если смотреть с позиции гуманизма, то жизнь имеет самую высокую ценность. Поэтому ее продление было бы прогрессивным шагом в отношении общества, и также отдельных людей конкретно. Если данную проблему рассматривать с точки зрения биологии, то можно утверждать, что некоторые успехи в этой области уже есть, например, пересадка органов, и лечение болезней, которые когда-то считались неизлечимыми. Очень много говорится об эликсире молодости, как источнику для поддержания вечно молодого тела, но это пока из уровня фантастики. Даже если отсрочить старость, придерживаясь здорового и правильного образа жизни, она неизбежно наступит, вместе со всеми своими проявлениями, психологическими и биологическими. Значит, целью медицины также должен быть некий способ, чтобы состарившееся люди не ощущали физический дискомфорт и не жаловались на рассудок, память, внимание, мышление, чтоб сохранили умственную и физическую работоспособность. Но не только наука должна заниматься продлением жизни, также само общество должно создавать необходимые условия для развития человеческих талантов, обеспечивать включенность в общественную жизнь.

Жизнь современного человека очень быстрая, и ему приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остается времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни.

Смысл жизни современного человека – это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несет ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех соков. Результатом такого образа жизни есть нервозность, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте.

Смысл жизни современного человека – рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется еще больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, дает людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время.

Смысл жизни современного человека в самосовершенствовании, повышении квалификации, получению диплома, новых знаний, благодаря которым можно генерировать новые идеи, создавать новые объекты. Такой человек, естественно, ценится, как хороший специалист, особенно когда ему нравится то, что он делает и считает это своим смыслом жизни.

Когда умные родители, то и дети соответственно должны быть такими. Поэтому родители стремятся развивать, образовывать своих детей, чтобы из них вышли достойные члены общества.

Смысл жизни и предназначение человека

Чтобы дать ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», нужно объяснить сначала все составляющие термины. «Жизнь» понимается, как категория нахождения человека в пространстве и времени. «Смысл» не имеет такого определенного обозначения, так как понятие встречается в научных трудах, и также в повседневном общении. Если разобрать само слово, то получается «с мыслью», то есть понимание какого-то предмета или воздействие с ним, с определенными мыслями.

Смысл проявляется в трех категориях – онтологическом, феноменологическом и личностном. За онтологическим взглядом все предметы, явления и события жизни имеют смысл, в зависимости от их влияния на его жизнь. Феноменологический подход гласит, что в сознании существует образ мира, в который входит личностный смысл, который дает оценку объектов лично для человека, обозначает ценность данного явления или события. Третья категория – это смысловые конструкты человека, которые обеспечивают саморегуляцию. Все три структуры обеспечивают человека пониманием его жизни и раскрытием истинного смысла жизни.

Проблема смысла жизни человека тесно переплетена с его предназначением в этом мире. Например, если человек уверен, что его смысл жизни в том чтобы внести в этот мир добро и божью благодать – его предназначение быть священником.

Предназначение – это способ бытия человека, оно определяет его смысл существование с самого рождения. Когда человек четко видит свою цель, знает, чем ему заниматься, он полностью всем своим телом и душой отдает себя этому. В этом и заключается предназначение, если человек не выполняет его, он теряет смысл жизни.

Когда человек думает о своем предназначении в жизни, он приближается к мысли о бессмертии духа человеческого, своих поступков, их значении сейчас и в будущем, того что после них останется. Человек по природе своей смертен, но раз уж ему дана жизнь, он должен понимать, что все, что с ним связанное в этом недолгом отрезке его жизни, ограничено только датой его рождения и смерти. Если человек хочет выполнить свое предназначение, он будет делать поступки, которые будут социально важными. Если человек не будет верить в бессмертие души, его бытие будет немыслимым и безответственным.

Смысл жизни и предназначение человека – это жизненно важное решение. Каждый человек сам выбирает, как себя воспринимать, как личность, тело и душу, и потом раздумывать над тем, куда нужно идти и что нужно делать. Когда человек обрел истинное предназначение, он становится более уверенным в ценности своей жизни, четко может выстроить свои жизненные цели и относиться к миру с добротой и благодарностью за дарованную жизнь. Предназначение, как река, по течению которой плывет человек, и если он сам не знает к какой пристани ему плыть, ни один ветер не будет ему попутным. Религия видит свое предназначение в служении Богу, психологи – служении людям, кто-то в семье, кто-то о сохранении природы. И нельзя кого-то осуждать за избранный им путь, каждый поступает, так как хочет, как чувствует.

Введение

1. Буддизм и брахманизм о смысле жизни

2. З.Фрейд о смысле человеческой жизни

3. Философы-экзистенциалисты о смысле человеческой жизни

4. Русские философы о смысле жизни

Список литературы

Введение

Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл человеческой жизни? Подобного рода вопросы интересуют людей с давних пор. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность и задачу его жизни. Есть ли вообще в человеческой жизни смысл? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки той или иной эпохи, то есть от того, что данное философское или религиозное направление выдвигает в качестве высшей ценности.

Размышляя о человеке, люди ограничены и уровнем естественно - научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и взглядами на мир.

Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований, какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

Целью написания реферата является рассмотрение проблемы смысла жизни человека, основываясь на взглядах мыслителей различных эпох и направлений.

1. Буддизм и брахманизм о смысле жизни

Творцы Упанишад - одного из величайших литературных достижений человечества во множестве ставят вопросы о Вселенной, о человеке. Откуда он пришел и куда идет? Есть ли какой то смысл в этой жизни или нет? Как связан человек с Вечностью? Ведь только через эту связь человек приобщается к подлинной жизни.

На этот вопрос мудрецы-брахманы отвечали просто: наша гибель в неведении. Человеку нужно лишь осознать, насколько глубоко он укоренен в Бессмертном. Блажен тот, кто откроет в себе всеобщий Дух. Лишь через свое "я" человек может приблизится к мировому "Атману". Земные желания были помехой истинному знанию. Только тот, кто отказывался от всего, что связывало его с жизнью и окружающего мира, мог стать бессмертным.

Но не все люди, искавшие смысл жизни, были готовы стать аскетами и естественно, что брахманское учение не вышло за пределы скитов.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, войственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.

Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного.

Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.

2. Фрейд о смысле человеческой жизни

В ХХ веке разработка философских и философско-социологических проблем человека приобрела новую интенсивность и развертывалась по многим направлениям: экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология.

Открыв важную роль бессознательного в жизни как отдельного человека, так и всего общества, фрейдизм позволил объемно и на многих уровнях представить картину социальной жизни человека.

З. Фрейд писал: “ Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз; на этот вопрос никогда не было дано удовлетворительного ответа, и возможно, что таковой вообще заповедан. Некоторые из вопрошавших добавляли: если бы оказалось, что жизнь не имеет никакого смысла, то она потеряла бы для них и всякую ценность, но эти угрозы ничего не меняют. О смысле жизни животных не говорят, разве только в связи с их назначением служить людям. Но и это толкование не состоятельно, так как человек не знает, что делать со многими животными, если не считать того, что он их описывает, классифицирует и изучает, да и то многие виды животных избежали и такого применения, так как они жили и вымерли до того, как их увидел человек. И опять-таки только религия берется ответить на вопрос о цели жизни.

Каковы смысл и цели жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения: чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь?

Трудно ошибиться отвечая на этот вопрос: люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную цели: отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения - с другой. В узком смысле слова под «счастьем» подразумевается только последнее. Сообразно этой двойственной цели человеческая деятельность протекает в двух направлениях, в зависимости от того, какую из целей - преимущественно или даже исключительно - она стремится осуществить.

Таким образом, как мы видим, просто определяется программой принципа наслаждения. Этот принцип главенствует в деятельности душевного аппарата с самого начала; его целенаправленность не подлежит никакому сомнению, и в то же время его программа ставит человека во враждебные отношения со всем миром, как с микрокосмосом, так и с макрокосмосом. ….Размышление нам подсказывает, что для разрешения этой задачи можно пробовать идти самыми разнообразными путями; все эти пути рекомендовались различными школами житейской мудрости и были людьми исхожены.

Религия затрудняет эту проблему выбора и приспособления те, что она всем одинаково навязывает свой путь к счастью и к защите от страдания. Ее методика заключается в умалении ценности жизни и в химерическом искажении картины реального мира, что предполагает предварительное запугивание интеллекта. Такой ценой, путем насильственного закрепления психического инфантилизма и включения в систему массового безумия, религии удается спасти многих людей от индивидуального невроза. Но едва ли больше; как уже сказано, к счастью ведут многие доступные человеку пути, хотя ни один из них не приводит к цели наверняка. Не может выполнить своих обещаний и религия. Когда верующий в конце концов принужден ссылаться на "неисповедимые пути Господни", он этим только признает, что в его страданиях, в качестве последнего утешения и источника наслаждения, ему остается лишь безоговорочное подчинение. Но если он к этому уже готов, то, вероятно, мог бы и миновать окольные пути.”

3. Философы-экзистенциалисты о смысле человеческой жизни

Философией существования, или же экзистенциальной философей, обозначают философское течение, которое возникло прежде всего около 1930 года в Германии с тех пор продолжало развиваться в различных формах и затем распространилось за пределы Германии. Единство этого, в свою очередь, внутренне еще очень разнообразного, движения состояло в возврате к великому датскому философу Сёрену Кьеркегору, лишь в эти годы по-настоящему открытому и приобретшему значительное влияние. Образованное им понятие экзистенциального существования обозначает общий исходный пункт получившей тогда свое название экзистенциальной философии.

Это философское движение лучше всего понимается в качестве радикализации первоначального выступления философии жизни, как оно было воплощено на исходе XIX и вначале XX в., прежде всего Ницше. Поставленная философией жизни задача - понять человеческую жизнь, исключая все внешние установки, непосредственно из нее самой, - в свою очередь, является выражением совершенно определенного конфликта и принципиально нового начинания в философии. Философия жизни поворачивается против любой всеобщей систематики и против любой воспаряющей метафизической спекуляции, верящей в возможность освобождения от связи с особенным местоположением философствующего, и обнаруживает человеческую жизнь в качестве той предельной связующей точки, где укоренено все философское познание, а также вообще все человеческие достижения, точки, с которой они всегда должны быть обратным образом соотнесены. Иначе говоря, эта философия отрицает покоящееся в себе царство духа, собственную сущность и самоцель великих сфер культуры: искусства, науки и т. д., старается понять их исходя из жизни, откуда они произошли и где должны воплотить совершенно определенный результат.

Воспринимая окружающий мир как враждебный, Камю понимал, что смысл жизни человека не разрушение, а поддержание мира: “Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир. Мое, однако. уже знает. что ему этот мир не переделать. Но его задача, быть может, на самом деле еще величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать миру погибнуть”.

Проблему экзистенциального вакуума пытался разрешить Виктор Франкл с точки зрения классической психологии:

«Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Тем самым понятно и то, что человек, который уже не в состоянии найти в своей жизни смысл, равно как и выдумать его, убегая от чувства утраты смысла, создает либо бессмыслицу, либо субъективный смысл.…»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: