Геннадий зверев священник царское село. Мониторинг сми: глеб грозовский: меня преследуют в россии

История, произошедшая в Царском Селе более десяти лет назад, вскоре после кончины митрополита Иоанна (Снычёва), уже забылась. Отец Маркелл в 2006 году стал епископом. Письма по поводу событий отсутствуют в публичном доступе, но свидетели живы и здравствуют. (от редакции)

Сергей Григорьев , статья "ПРОТИВОСТОЯНИЕ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ".Опубл. на сайте "Православие или смерть".

"Уже более года, продолжается конфликт между настоятелями Софийского и Федоровского соборов Царского Села, поддержанных митрополитом Владимиром, и частью прихожан этих храмов. Дело дошло до Москвы, его рассматривали на Архиерейском Соборе 1997г. Оно обросло слухами и домыслами. Задачей этой статьи автор ставил изложение, по возможности непредвзятое, событий этого конфликта в их хронологической последовательности и ознакомление читателей с имеющимися у него документами. ...

ПРОШЕНИЕ

Мы были свидетелями, как 29 августа, праздник Федоровской Иконы Божией Матери, во время Божественной Литургии, в алтаре находился римокатолик. Согласно апостольским правилам молиться с еретиками запрещено. Известно, что он, находясь в алтаре, причащался вместе со священнослужителями. Произошло осквернение и священных сосудов и алтаря. Просим Вас объяснить нам Ваши действия и привести жизнь нашего прихода в соответствие с каноническими установлениями Русской Православной Церкви.

Прихожане Федоровского Государева Собора в Царском Селе
... (личные подписи).
31 августа 1996 года.

На собрании отец Маркелл совершенно неожиданно для всех собравшихся прихожан объявил, что наш храм уже почти год не входит в состав Санкт-Петербургской епархии, является ставропигиальным (!), а поэтому у нас не должно быть ни казначея, ни ревизионной комиссии, ни приходского собрания, ни всего прочего, предусмотренного Уставом Русской Православной Церкви. Федоровский городок вместе с Федоровским собором якобы передан Патриархом в подчинение о.Геннадию Звереву, и нам остается только слушать его указания.

По словам о.Маркелла, обо всем этом, и о теперешнем статусе нашего храма записано в некоем положении, подписанном Патpиаpхом. Собравшиеся, естественно, попросили показать это новое положение о храме. Настоятель согласился. "Вот только, - объяснил о.Маркелл, - под рукой сейчас этого положения, к сожалению, нет". Но он обязательно возьмет его у о.Геннадия и покажет нам на следующей неделе. По поводу же присутствия в алтаре католиков настоятель заявил, что ничего поделать с этим не может, мол, о.Геннадий так распорядился.

Как оказалось позже, все это была сплошная ложь. Hо тогда мы поверили своему настоятелю и ожидали, что он вскоре покажет нам, членам приходского собрания, положение о нашем храме. Hо дни шли за днями, а никакого положения мы так и не увидели, да его, как позже выяснилось, и не было в природе. Нас просто обманули. Как это не печально - обманули наши собственные пастыри: отец Маркелл и отец Геннадий.

Нам стало понятно, что если мы не воспротивимся действиям наших еретичествующих священников, то в скором времени останемся в Царском Селе без православных храмов. То есть храмы-то останутся, но спасительная благодать Божия покинет церкви, в которых попираются святые каноны и звучат совместные молитвы с еоетиками-католиками.

Тогда мы решили обратиться за советом к известным опытным священникам, написали письма в некоторые монастыри. Духовник одного из самых крупных женских монастырей России писал нам, что предавших Православие священников "нельзя считать своими пастырями и принимать у них святые таинства. Их действия весьма опасны и соблазнительны для многих прихожан, и требуют соответствующего врачевания - публичного, перед всем миром, покаяния". Подобные ответы мы получили и от некоторых других отцов. Наши духовники были единодушны: так оставлять это дело нельзя!

И хотя сомнения еще оставались, мы решили обратиться за помощью ко всей полноте Русской Православной Церкви - епископату, священникам и мирянам. Было составлено открытое письмо, которое разослали всем архиереям Русской Православной Церкви, а также в некоторые газеты.

Его Высокопреосвященству, Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру;
копии: Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, правящим архиереям, наместникам ставропигиальных монастырей, редакциям "Русского Вестника", "Православного Санкт-Петербурга" и др.

Ваше Высокопреосвященство!

Мы, прихожане Царскосельских храмов, вынуждены обратиться к Вам с Открытым письмом, так как наши обращения к Вам через благочинного о.Александра Кудряшева не достигают цели, ответа мы не получили, а письма от мирян через канцелярию или по почте не принимаются.

На наших глазах в наших храмах происходит явное отступление от Православия в сторону незаконной и не раз соборно осужденной унии с римокатоликами. Как нам стало известно, в Пасху, 14 апреля сего года во время Божественной Литургии наши священники молились и причащались в алтаре Софийского Собора с еретиками-римокатоликами. Инициатором этого грубейшего нарушения Соборных Правил нашей Церкви является настоятель Софийского собора протоиерей Геннадий Зверев. Он, сам не впервые участвовавший в подобных действиях, склонил и других священников участвовать в униатском богослужении, а с ними и всех прихожан храма, не объявив об этом никому. С тех пор римокатоликам неоднократно разрешалось участвовать в богослужении, молиться и общаться с народом с солеи Софийского Собора.

В день престольного праздника Феодоровской иконы Божией Матери в алтаре Феодоровского Собора находился, молился, а возможно и причащался римокатолик. Известно, что диакон о.Алексий Новиков спросил у него, будет ли он причащаться. Мы вынуждены узнавать, что творится в алтарях наших храмов у посторонних людей. Нас, прихожан Феодоровского Государева Собора, настоятель о.Маркелл Ветров категорически отказался допускать в алтарь, а действия свои объяснил давлением со стороны о. Геннадия. Сам же он чаще общается не с итальянскими католиками, а с американскими миссионерами, задумав вместе с ними лечить от алкоголизма наших сограждан.

29 сентября на литургии в Софийском Соборе молился целый хор еретиков, который после службы о.Геннадий представил народу, а в проповеди пытался объяснить пастве, что между Православием и римокатоличеством разницы почти нет, а наоборот, мы должны быть им, римокатоликам, благодарны за моральную (видимо молитвенную?) и материальную помощь. Такие проповеди слышат неокрепшие в вере молодые люди. В храмы идут, надеясь найти там чистоту и благочестие, а видят продажного священника. Ведь когда о.Геннадий объявляет прихожан Софийского Собора побратимами римокатолического прихода итальянского города Клод, всем понятно, что это происходит из-за денег.

Сам образ действий о.Геннадия и о.Маркелла их обличает. Так о.Маркелл при объяснении с прихожанами по поводу совместной молитвы с римокатоликами лгал и изворачивался, пытался оправдать свои действия, ссылаясь на Патриарха, хотя все мы были свидетелями, как в заботе о пастве, Святейший Патриарх Алексий II не то что с еретиками-римокатоликами, а даже и с православным Константинопольским Патриархом не убоялся прервать Евхаристическое единство, когда тот нарушил незыблемые правила Святых Апостол и Святых Отец. А протоиерей Геннадий Зверев заявил в ответ на увещевания одной прихожанки, что причащался, причащается и будет причащаться с римокатоликами. У нас уже действует уния? И Флорентийская и Брест-Литовская унии уже принесли и еще принесут немало жертв и несчастий. Мы видим, что творится на Западной Украине униатами и римокатоликами.

Мы возмущены распространением униатской заразы и не желаем видеть ее в своих храмах. Произошло грубое нарушение 45 Апостольского Правила, гласящего: "Епископ, или пресвитер, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен."
Так как соблазн от их действия был для многих, мы ТРЕБУЕМ от согрешивших священников ПУБЛИЧНОГО покаяния. Пока же, до принесения ими публичного покаяния, мы не можем считать их своими пастырями и принимать от них благословение и Святые Таинства.

Мы опасаемся, что подобные поступки, оставшиеся без внимания и наказания, получат дальнейшее развитие. Молим Вас, Высокопреосвященный Владыко, защитите свою паству от расхищения волков, Вас к этому обязывает Ваше звание - блюсти и назидать.

Православные христиане Царского Села
(подписи).
Октябрь 1996г.

Письмо это было напечатано в "Русском Вестнике" (N43-45, ноябрь 1996), газете православного общества "Радонеж" (N29-32, ноябрь 1996), и в "Руси Православной" (вып. 42, приложение к "Советской России" от 05.12.1996). Последняя публикация получила особенно широкий резонанс.

Нам потом не раз пеняли этой публикацией в "Советской России". Раз напечатала коммунистическая газета, выговаривали нам с осуждением, значит вы коммунисты-революционеры. Справедливости ради надо сказать, что хоть мы и не направляли наше письмо в "Русь Православную", тем не менее, почитаем для себя за честь то, что наше письмо напечатано там, где впервые увидели свет труды приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева). Из "Православного Санкт-Петербурга" пришел вежливый отказ, в котором главный редактор привел веские причины, не позволяющие ему "опубликовать письмо в газете, издающейся по благословению правящего архиерея".

Вскоре письмо прочитали те, о ком оно было написано. И вместо покаяния они начали против собственных прихожан настоящую войну. В субботу, 7 декабря, после Всенощной в Федоровском соборе, служащий священник о.Сергий Попов говорил с амвона проповедь, в которой позволил себе грубые нападки на авторов письма. Обвинив их в незнании православных канонов, едва ли не в бунте против церковных властей и в склонности к "комсомольским методам", о.Сергий намекал, что написавшие письмо - бывшие коммунисты, принесшие с собой в церковь революционный дух.

Далее он сказал, что авторы письма не понимают, кто такие католики, вмешиваются в дела их не касающиеся. Они мол, не сумеют и отличить-то католика от православного. Здесь, однако, поток красноречия ретивого батюшки был остановлен вопросом одного прихожанина: "Вы что, совсем нас за дураков принимаете?" Затем свое возмущение вслух высказали и другие, а одна прихожанка громко обвинила о.Сергия во лжи. На нее набросились уборщицы, подобранные о.настоятелем (кстати, откуда они появились неизвестно, в царскосельских храмах во всяком случае, их раньше не видели) и пытались вытолкать женщину из храма. Но тут за нее вступились другие, началась перебранка, и о.Сергий вынужден был уйти.

На следующий день во время проповеди о.Сергий опять оскорблял нас, причем в выражениях он не стеснялся. Характерно, что ни в первый, ни во второй раз о.Сергий ни словом не обмолвился о сути письма и о событиях, описанных в нем. Как потом стало известно, в тот же день и о.Геннадий говорил в проповеди, что на него, мол, возводят напраслину, клевещут. Просил у прихожан защиты, хотя в чем конкретно неправда написавших письмо, и почему, и от кого его надо защищать - не сказал.

Такая реакция по меньшей мере удивительна. Вместо того чтобы ответить по существу и тем самым успокоить свою паству, о.Сергий и о.Геннадий напали на своих собственных прихожан, уличивших их в грубых нарушениях церковных правил.

Как уже было сказано, открытое письмо было разослано всему епископату нашей Церкви. Мы не ожидали ответа от них, просто информировали. Тем не менее некоторые архиереи посчитали нужным ответить нам. Затронутые в нашем письме вопросы, оказалось, волнуют многих. Маститый архиерей, Высокопреосвященнейший Иувеналий, архиепископ Курский и Рыльский поддержал нас, написав: "Скорблю и переживаю вместе с Вами. Молюсь о торжестве святого Православия." А епископ Курганский Михаил ответил и вовсе кратко и энергично: "Возмутительно. Обратитесь с посланием к Архиерейскому Собору, который состоится 18-22 февраля 1997г. Нет ереси худшей и подлейшей, чем католицизм".

Ответа по-прежнему не было, а дни шли за днями, вот-вот должен был начаться Собор, напряжение росло. И тога в начале февраля было составлено и отправлено в Москву обращение к Архиерейскому Собору.

Архиерейскому Собору
Русской Православной Церкви

ОБРАЩЕНИЕ

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Мы, прихожане храмов Царского Села Санкт-Петербургской епархии, вынуждены обратиться к Собору архипастырей, с просьбой рассудить нас с нашими священниками протоиереем Геннадием Зверевым и игуменом Маркеллом Ветровым, вступившими в евхаристическое и молитвенное общение с римокатоликами. Мы неоднократно обращались в течение длительного времени к своему правящему архиерею - митрополиту Владимиру, прося его епископского суда, но он не стал нас судить. Мы поняли так, что судить справедливо, по канонам Церкви, он не хочет, так как разделяет взгляды этих священников на папистов, а судить несправедливо не может - боится Бога, и потому решил уклониться от своего права и своей обязанности - судить.

А что делать нам? Нас не допускают до приходской жизни, оскорбляют в проповедях, называя раскольниками, под давлением настоятеля другие священники отказывают в помазании елеем на воскресной всенощной. Требуют от нас покаяния, не объясняя, в чем вина, не открывая, в чем грех. То есть, вершат над нами суд. Но ведь Церковь наша не пресвитерская, а епископская, а суда епископа нет.

Мы остаемся верными чадами Русской Православной Церкви и должны быть судимы ее епископами. Смиренно просим Вас, Всечестные Отцы, Владыки, дать ход нашему делу, рассмотрению его и тем привнести мир в наши приходы. Тем более мы наслышаны, что Вы будете рассматривать вопрос о прославлении в Лике Святых Царя Николая II, царицы Александры Федоровны, царевича Алексия, царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, а ведь наш Федоровский собор был их приходским храмом в течение многих лет, и в дни царствования, и во время заточения после отречения Царя.

Прилагаем наши письма Высокопреосвященному Владимиру, копию подписного листа и другие материалы по нашему делу. Просим Вашего благословения.

По поручению прихожан: ... (личные подписи).
7.02.1997. Царское Село

Обращение было отправлено Собору, а у нас дела шли своим чередом. Тактика наших противников изменилась. Сначала о.Геннадий настаивал на том, что решать, кого причащать, а кого не причащать в Софийском Соборе, есть дело его совести, и никого более не касается. Но как раз в это время за совместное причащение с папистами был запрещен в служении архиепископом Псковским Евсевием широко известный иконописец архимандрит Зинон. Отцы-экуменисты забеспокоились.

И тогда на свет появилась новая версия: один католический священник, из числа регулярно посещающих Царскосельские храмы итальянских религиозных деятелей, якобы принял Православие. Речь идет о некоем Доне Сильвио, как раз о том человеке, что причащался в Пасху в алтаре Софийского Собора. Газета "Софийский Собор" (N2, август 1994) характеризует этого Дона, "большого друга Софийского собора", как "видного деятеля римской католической Церкви, уполномоченного Трентинского епископа по связям с зарубежными странами".

Какое такое "православие" принял Дон Сильвио, неизвестно, но из папизма он не вышел - это известно точно. В Италии Дон Сильвио - католик, в России - православный. Кто же он на самом деле? Коммерсант, не чуждый приобрести при случае и веру, если найдутся продающие ее. В Италии он собирает деньги для содержания столовой для бедных в Царском Селе, но где находится эта столовая, нам узнать так и не удалось. Скорее всего, это трапезная Софийского Собора, а "бедняки", которые там кормятся - это о.Геннадий со своей "братией".

Впрочем, Дона Сильвио винить не в чем. По нынешней католической доктрине вполне возможно, оставаясь верным католиком, быть в то же время и православным. Для экуменистов ведь все равно, как славить Бога. Они не боятся оскорбить Его нечестием, не боятся ереси, т.е. лжи в отношении к Богу. Но нам, царскосельским прихожанам, не все равно! Мы знаем, что вне Православия нет спасения...

Как-то после молебна у Креста на Соборной площади одна пожилая женщина посоветовала тем, кто противостоит униатам, бороться лучше со Свидетелями Иеговы. Свидетели Иеговы, конечно опасная секта, но не опаснее ли те, кто внутри Русской Православной Церкви насаждает ересь. Для священников, подобных о.Маркеллу и о.Геннадию, Святоотеческое Предание "устарело". Так выразился однажды о.Маркелл при упоминании апостольских правил: "Ведь это все было давно, а сейчас все изменилось".

Для кого-то может, и изменилось, но для православных все остается так, как и было во времена Апостолов. Ведь если можно спастись в латинстве, или у протестантов, или еще где (у тех же Свидетелей Иеговы, к примеру), то зачем же нужно Православие? Разве что для фольклора его оставить, как "культурную ценность"... Да и поститься, как учит Церковь, не надо. Зачем себя мучить? Вот ведь католики с молоком постятся полтора десятка дней в году, и хватает им для "спасения". Протестантов взять, так они вообще постов не знают, и ничего, тоже "спасаются" по их мнению. А нас Церковь наставляет более двухсот дней в году поститься. Конечно, не постом спасаются православные, а послушанием Матери-Церкви, которая и установила посты, как действенный и верный способ борьбы со "страстьми и похотьми" падшего человека...

Тем временем начался Архиерейский Собор. Как нам стало известно, в числе других вопросов на Соборе рассматривали и наше обращение. Решение было, по слухам, положительное, но ответа на руки мы не получили. А у наших противников каким-то образом оказался подписной лист "Открытого письма". И о.Геннадий начал действовать.

В "лучших" советских традициях, вместо того, чтобы ответить по сути, он занялся расследованием: кто и почему посмел поставить свою подпись под письмом. Оказалось, что кто-то из подписавших причащался затем у о.Маркелла. Это очень воодушевило расследователя. Он решил, что, если все или большинство подписавших откажутся от своих подписей, то может и дело удастся замять. Как бы и факта его вероотступничества не было.

Начал он со священника, возмущенного случившимся и поставившего свою подпись под письмом. О.Геннадий позвонил ему (номер телефона был в подписном листе) и бесцеремонно потребовал, "снять" свою подпись. В ответ на это отец Алексий (так зовут батюшку, подписавшего наше письмо) резонно заметил, что дело можно закончить очень просто. Надо только в ближайшей воскресной проповеди сказать народу, что на меня, мол, клевещут, никакого совместного причащения не было, я, как и вся Православная Церковь, считаю папистов еретиками и никогда не допускал и не допущу их в алтарь. Но сказать так о.Геннадий не мог, потому что лучше других знает: все, описанное в письме - правда. И о совместном причастии с католиками известно из первых рук: от тех священников Софийского и Федоровского Соборов, которые присутствовали в алтаре при этом безобразии, но не могли его остановить.

Надо сказать, что мы отказались принимать таинства у согрешивших священников, имея в виду в первую очередь инициаторов творимых в алтарях наших храмов безобразий. С подчиненными им священниками мы не прерывали общения. Но настоятеля Софийского Собора это не устраивает. О.Геннадий дал указание всем своим подчиненным священникам не благословлять и не помазать елеем тех, кого он считает главными зачинщиками противления его униатским планам. И священники подчиняются, оправдывая такую беспринципность "смирением", хотя знают, что о.Геннадий просто бесчинствует.

Наверняка наши батюшки видели решение Архиерейского Собора, читали письмо по этому поводу Управляющего Делами Московской Патриархии Высокопреосвященного архиепископа Сергия. Но, увы - боятся обличенного властью самодура, тем более он сейчас в силе, является одним из любимых, приближенных священников митрополита Владимира.

Пользуясь таким высоким заступничеством, священники-вероотступники чувствуют себя в полной безопасности. Так, в конце апреля 1997 года в местной "Царскосельской газете" появилось интервью о.Геннадия, в котором он открыто лгал, будто его "упрекают в том, что в Софийском Соборе на Божественной литургии присутствовали католики". Это, конечно, неправда. Никто его в "присутствии католиков на литургии" не упрекает. Обвиняют о.Геннадия в совместном, скрытно от народа совершенном, причастии с еретиками.

Дальше - больше. В очередном (N13, 1997) номере "Софийского Собора" (где главным редактором числится о.Геннадий), в редакционной статье посвященной этому делу, написано следующее: "..Настоятель Софийского собора и настоятель Федоровского собора обвиняются в том, что будто бы причащали в алтарях соборов римокатоликов... Не будем оправдываться и опровергать очевидное измышление относительно этих причащений в алтарях".

Но оправдываться и опровергать все же придётся. Однако сделать это очень трудно, ибо о совместном причастии с еретиками свидетельствуют два священника, сослужившие на той литургии, о.Олег Скоморох и о.Дионисий Астахов. По их словам дело было так.

Дон Сильвио всю пасхальную службу пробыл в алтаре. Когда причастились священники, неожиданно для всех о.Геннадий предложил Дону Сильвио облачиться в епитрахиль, как священнику при богослужении. Видимо, все было заранее обговорено, так как у Дона Сильвио с собой оказалась под рукой католическая епитрахиль, он надел ее, и о.Геннадий причастил католического священника в католическом облачении в алтаре Софийского собора при закрытых Царских вратах.

Это было настолько неожиданно, что молодые священники растерялись и не сразу сообразили, как быть. Позже они обратились к настоятелю с просьбой объяснить свои действия. О.Геннадий объяснил, что сам отвечает за происшедшее, а их это не касается. Тем не менее, батюшки настояли, чтобы при них в дальнейшем он католиков не причащал. О.Геннадий обещал. А через некоторое время оба молодых священника, отказавшихся от соучастия в беззаконии, были убраны из собора. Внешне все произошло вполне благопристойно: они получили новые назначения настоятелями... несуществующих храмов (один - в Тярлево, другой в Лесное). Знай, мол, как опасно спорить с о.Геннадием.

И все пошло по-прежнему. Вскоре был случай, когда отец Геннадий вывел уже не Дона Сильвио, а другого латинского священника после литургии из Царских Врат в полном католическом облачении. Как объяснили затем удивленным православным, этот католик много денег пожертвовал на Софийский собор.

По поводу происшедшего в Федоровском Соборе, о.Александр Ноздрачев рассказал, что наши священники сами предложили Дону Сильвио причаститься с ними, но тот почему-то отказался. И подобных случаев было много. Дело здесь не в письмах "склочных" мирян, а в действиях продающих Православие священников.

А что же наше священноначалие? Увы, по-прежнему не слышно о каких либо действиях с его стороны. Архиерейский Собор был в феврале, но судя по всему, его решения остались пустой бумажкой. Мы решили в очередной раз напомнить Высокопреосвященному Митрополиту Владимиру о нашем деле.

Его Высокопреосвященству Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру

Ваше Высокопреосвященство!

Очередной раз вынуждены к Вам обратиться многогрешные прихожане из Царского Села. Еще в середине марта, то есть уже три месяца назад мы получили ответ на наше обращение к Архиерейскому Собору 1997 г. от Управляющего Делами Московской Патриархии Высокопреосвященного Сергия, где он пишет: "...Собор поручил правящему архиерею Вашей епархии, Высокопреосвященнейшему Владимиру, Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, разобраться в ситуации и восстановить мир в общине и доверие к священнослужителям".

Вместо мира и доверия наши священнослужители продолжают с нами настоящую войну. В газете "Софийский Собор" о.Геннадий (Зверев) поместил явно провокационную статью, в которой бездоказательно обвиняет нас в клевете, невежестве и в том, что мы, якобы, судим его, тогда как мы как раз и ищем законного епископского суда, обличая перед этим судом преступивших Апостольские Правила священнослужителей.

Более того, о.Геннадий сам присвоил себе права судьи, приказав подчиненным ему священникам не помазать елеем одного нашего прихожанина С.М. Григорьева, причем вина его опять не указывается. Просим Вас, владыка Владимир, ускорить исполнение поручения Архиерейского Собора 1997г по нашему делу. Благословите.

По поручению прихожан: Н.Синица, В.Барунин, Л.Плишин, Григорьев.
20 июня 1997. Царское Село.

Ждем ответа. Надеемся, что в Русской Православной Церкви еще все же можно найти управу на священников-вероотступников. Надеемся, что законный и нелицеприятный церковный суд все же состоится. Ведь Бог не в силе, а в правде. Аминь".

19/01/2016

Внешняя сторона жизни Петербургской епархии в прошлом году - это история проигранной борьбы за Исаакиевский собор и чуть менее известная, но не менее любопытная история выступления его директора Николая Бурова на пасхальном приеме у митрополита.


В нутренняя, гораздо менее изученная, - история взаимоотношений местного духовенства и команды митрополита Варсонофия, пришедшей вместе с ним из Мордовии, которой он руководил до назначения на петербургскую кафедру. Местные называют их мордовскими, саранскими и иногда "мордорскими". Вместе с тем специфика устройства церковной организации, законы субординации в которой строже армейских (потому что, если уволят полковника, он легко найдет себе новое место работы, а если уволят священника, то податься ему будет некуда), не дает нам возможности объективно оценить степень напряженности атмосферы внутри клира. Мы слышим либо официальную позицию, либо голоса тех, кому терять уже нечего. Однако, судя по тому, насколько осторожны в своих высказываниях стали эксперты в церковной среде, можно сделать вывод, что нервы действительно натянуты.

Зримым свидетельством этого внутреннего конфликта является выступление Николая Бурова на пасхальном приеме в апреле прошлого года, то есть задолго до истории с самим Исаакиевским собором. Буров тогда посоветовал митрополиту "следить за своими мальчишками". Речь, видимо, шла о настоятелях из мордовской команды, назначенных в соборы, входящие в его музейный комплекс. При этом сам Буров - нисколько не антиклирикал, и с предыдущим руководством епархии у него были великолепные отношения. То есть в известном смысле это было выражение протеста старого петербургского духовенства против митрополита и его людей.

В основе этого протеста как моральные факторы (мордовская команда воспринимается частью клира как чужаки и временщики), так и материальные: эксперты говорят, что владыка Варсонофий серьезно повысил размер отчислений, которые каждый приход обязан платить в епархию. Документально этот факт никак подтвержден быть не может. Вообще же каждый настоятель вынуждены самостоятельно изыскивать средства к существованию своего прихода. "Церковь - это структура, в которой деньги двигаются снизу вверх, и никогда - наоборот", - говорит один из экспертов. Священники должны искать спонсоров, и связи, которыми они обрастают в процессе этих поисков, определяют их положение как среди клира, так и в обществе в целом.

Рассматривая вопрос о влиятельности в церковной среде, следует учитывать фактор викарных епископов, т.е. епископов, не управляющих собственными епархиями, а служащих под началом другого архиерея. Таковых в нашей епархии три. Высокий статус делает их менее зависимыми от воли митрополита, но сам по себе мало что дает. Значение имеют должности, которые они занимают. Например, ректор Духовной академии или наместник Лавры.

До сих пор нет однозначного ответа, почему такой опытный бюрократ, как митрополит Варсонофий, написал письмо Георгию Полтавченко с просьбой отдать ему Исаакиевский собор, не прозондировав предварительно почву. Одни считают, что, будучи одним из первых лиц в РПЦ, он привык, что региональные начальники с ним не спорят. Другие - что его, возможно даже умышленно, ввели в заблуждение, сообщив о проработанности вопроса. Как бы то ни было, отказ Смольного был для епархии имиджевым ударом.

То, что Смольный отказал, тем более удивительно, учитывая известную воцерковленность Георгия Полтавченко и значительной части его заместителей. Однако, что также широко известно, они принадлежат к Афонскому обществу. Афон - монашеская республика в Греции, находящаяся в юрисдикции Константинопольского патриарха. Некоторые считают, что ориентация на Афон - это некая форма внутренней оппозиции к Московской патриархии. Такая версия, конечно, отдает сильной конспирологией, однако факт остается фактом: в важном для митрополита Варсонофия вопросе губернатор Петербурга ему отказал.

1. Варсонофий, митрополит Петербургский и Ладожский
2. Амвросий, архиепископ Петергофский
3. Протоиерей Геннадий Зверев
4. Назарий, епископ Кронштадтский
5. Протоиерей Сергий Куксевич
6. Маркел, епископ Царскосельский
7. Протоиерей Сергий Судаков
8. Игумения София (Силина)
9. Протоиерей Николай Брындин
10. Протоиерей Александр Пелин



1. Митрополит Варсонофий - бесспорно не только главный человек в епархии, но и один из главнейших людей во всей РПЦ, так как совмещает работу в Петербурге с постом управляющего делами Московской патриархии. Но после московских заседаний и поездок с патриархом по регионам времени на управление епархией у него остается не так много. Впрочем, эксперты говорят, что решения в петербургской церкви принимает владыка Варсонофий, и дистанция между ним и всеми остальными участниками рейтинга влиятельности очень велика.



2. Архиепископ Амвросий возглавляет Петербургскую духовную академию. Это очень важно, очень ответственно и очень почетно. Именно этот молодой и энергичный архиерей был самым высокопоставленным спикером епархии, объяснявшим журналистам позицию церкви по Исаакиевскому собору в разгар конфликта с Николаем Буровым.



3. С формальной точки зрения регалии протоиерея Геннадия Зверева невелики. Он настоятель двух соборов в Царском Селе и благочинный Пушкинского округа - это как в Смольном глава района. Ну и еще управляющий патриаршим подворьем «Федоровский городок» в Царском Селе. Однако эксперты уверяют, что отец Геннадий Зверев силен своими духовными чадами. Имена они называют разные: кто-то говорит про министра Сергея Лаврова, кто-то про главу СК Александра Бастрыкина. Кто бы это ни был, суть в том, что люди уважаемые, из Москвы.



4. Епископ Назарий является наместником Александро-Невской лавры. Это важно уже само по себе, и тем более важно, поскольку у Лавры есть свои производства (иконописное, швейное, ювелирное и т.д.). А также, как считают эксперты, много другого сопутствующего бизнеса.




5. У протоиерея Сергия Куксевича много должностей, но самая главная - секретарь епархиального управления, то есть глава всего местного бюрократического аппарата. Он знавал и лучшие времена, говорят эксперты, - при предыдущем немолодом и неактивном митрополите Владимире отец Сергий фактически руководил епархией. Нынешний митрополит гораздо более деятелен, но, во-первых, он часто бывает в отъезде, а во-вторых, глава аппарата - это важно в любом случае. К тому же во времена Владимира большинство нынешних петербургских священников так или иначе сталкивались с Сергием Куксевичем: кому-то он помогал с приходом, кому-то - с наградой, и т.д. Это не так быстро забывается.



6. Епископ Маркел является настоятелем Федоровского Государевого собора (это там же, где и Федоровский городок). Статус епископа обеспечивает ему место в топе рейтинга. Говорят, у него хорошие отношения с Московской патриархией.



7. Председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков имеет такую же фамилию, как и митрополит Варсонофий. И приехал он вслед за митрополитом из Саранска. Исходя из этого, в петербургском клире считают, что они родственники. Возможно, дядя и племянник. Однако некоторые особо дотошные исследователи, специально изучавшие биографию митрополита на этот предмет, доказывают, что родственных связей между ними нет. Как бы то ни было, если не фамилия, то должность и принадлежность к саранской команде делают протоиерея Сергия Судакова влиятельным человеком.



8. Имя игумении Новодевичьего монастыря Софии впервые стало известно нецерковной публике в 2009 году, когда началась борьба с построенными (и построенными, как выяснилось, без разрешения) высотками ЖК «Империал» по соседству с монастырем. Не только градозащитники, но и ряд официальных лиц требовали разрешения задним числом не давать и дома снести, тем паче что они портят панораму монастыря. К делу подключили даже тогдашнего президента Дмитрия Медведева, но победить «Империал» так и не смогли. Во главе кампании протеста стояла, как считается, игумения София. Про нее говорят, что она является ученицей Дмитрия Медведева: по крайней мере, годы ее обучения на юрфаке СПбГУ совпадают с тем периодом времени, когда нынешний премьер был там преподавателем. Кроме того, считается, что у настоятельницы хорошие отношения с Георгием Полтавченко.




9. Протоиерей Николай Брындин - еще один представитель саранской команды. Эксперты обращают внимание, что специально для него было освобождено место настоятеля одного из богатейших соборов, Спасо-Преображенского. Который находится, к тому же, в очень выгодном месте: между Большим домом, где работают православные сотрудники ФСБ, и жилым комплексом «Парадный квартал» у Таврического сада, где любят селиться приезжающие на жительство в Петербург православные чиновники. Прежним настоятелем собора был брат патриарха Николай Гундяев, но поскольку здоровье не позволяло ему уделять много времени службе, всем заведовал местный священник Борис Глебов, уже якобы видевший себя следующим настоятелем. Но настоятелем стал Николай Брындин. К тому же он - председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению. То есть по вопросам спонсоров.



10. Последний участник рейтинга тоже из саранской команды. Протоиерей Александр Пелин руководит в Петербургской епархии ОВЦО - отделом по взаимоотношениям церкви и общества. То есть является местным Всеволодом Чаплиным и в деталях повторяет его судьбу. Еще в начале этого года он был настоятелем Сампсониевского собора, потом вступил в открытый конфликт с Николаем Буровым и, как известно, распространил письмо, якобы полученное им от анонимного альпиниста, признававшегося, что сбил Мефистофеля по приказу директора Исаакиевского собора. Видимо, активность Александра Пелина была признана чрезмерной, потому что после этого он был снят с настоятелей Сампсониевского собора и переведен в домовую церковь Адмиралтейства. Правда, других регалий не лишился и в полную опалу не попал.

Генна́дий Леони́дович Зве́рев (16 марта , Рязань) - священнослужитель Русской православной церкви , митрофорный протоиерей ; член Епархиального совета Санкт-Петербургской епархии , благочинный Царскосельского благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии. Настоятель Софийского собора в Царском Селе .

Биография

Инициатор нескольких социальных программ, нацеленных на решение проблем детей, подростков и пожилых людей. Учредитель и руководитель благотворительного социального фонда «София». Организатор социальных домов и детских лагерей. Протоиерей Геннадий состоит в Общественном совете Балтийской медиа-группы .

Награды

Награды Русской православной церкви Государственные награды

Публикации

  • // Журнал Московской Патриархии. - 2007. - № 5 .

Напишите отзыв о статье "Зверев, Геннадий Леонидович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Зверев, Геннадий Леонидович

Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]
Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата.
– Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу.
Он невольно оглянулся на адъютанта.
– Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству.
Князь Андрей наклонил голову в знак того, что понял с первых слов не только то, что было сказано, но и то, что желал бы сказать ему Кутузов. Он собрал бумаги, и, отдав общий поклон, тихо шагая по ковру, вышел в приемную.
Несмотря на то, что еще не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее.
Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея:
«Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.
Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
– Ну, что, князь? – спросил Козловский.
– Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
– А почему?
Князь Андрей пожал плечами.
– Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
– Нет.
– Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
– Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
– Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
– Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
– Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.

"В скандальном деле известного священника Глеба Грозовского, обвиняемого в растлении детей, новая интрига - обличающие показания стали давать некогда его близкие друзья. Тем временем принято решение об экстрадиции отца Глеба из Израиля, куда он бежал от российских следователей полтора года назад. В ближайшее время Грозовский прилетит под конвоем в Петербург. И тут, обещают защитники батюшки, он молчать не станет - предоставит на суде материалы, доказывающие, что гонения на него устроили некие высокопоставленные церковные деятели... Кому мог перейти дорогу духовник клуба «Зенит» и почему от него отвернулись некоторые его друзья, узнал «МК» в Питере».

Все началось в сентябре 2013 года, когда священника обвинили в насильственных действиях сексуального характера в отношении девочек-подростков - 9 и 12 лет. По версии следствия, отец Глеб «домогался» их в православном лагере. Одна девочка якобы стала жертвой на острове Кос в Греции, а вторая на острове Коневец в Ленобласти.

Грозовский к тому времени был одним из самых известных священников не только в Питере, но и во всей стране. Он дружил с футболистами «Зенита», руководил многими проектами РПЦ, связанными с молодежью, и вообще производил впечатление крайне обаятельного батюшки. Следственный комитет возбудил уголовное дело, и через несколько дней Грозовский уехал в Израиль - якобы в командировку. Как потом оказалось, никакой командировки не было, священник элементарно бежал, опасаясь заключения под стражу.

Все полтора года, что отец Глеб находился на Земле обетованной, сторонники и защитники искали доказательства его невиновности. И, казалось, что собранные следствием улики легко будут опровергнуты в суде - к примеру, «эпизод» на острове Коневец, о котором рассказывала девочка, ничем не подтверждался. У священника нашлось железное алиби на те даты, о которых заявляло следствие. Со вторым случаем было не все однозначно, но защита Грозовского увидела и там множество нестыковок.

Дело о педофилии постепенно угасало. Израильские власти не собирались экстрадировать священника на родину. Тот спокойно жил в доме у своих друзей, к нему приезжали жена и дети. Бывшие прихожане щедро помогали батюшке деньгами - говорят, благосостояние его не сильно пострадало из-за всей этой истории. А летом прошлого года пошли разговоры о том, что Грозовский может получить статус репатрианта и уже навсегда остаться на Святой земле.

Но в октябре прошлого года случилось неожиданное - священника вновь обвинили в педофилии! На этот раз с заявлением в полицию обратилась семья из Хайфы. По словам родителей, их 11-летняя дочь якобы стала жертвой домогательства со стороны Грозовского, который был вхож в их дом на правах близкого друга. В этой семье принимали и родственников опального священника. И родители девочки, и ее бабушка безгранично доверяли отцу Глебу, считая, что он стал жертвой оговора, до тех пор пока дочка не рассказала им о том, как «кувыркалась» с батюшкой. Что стояло за этими «кувырками», неизвестно. Подробности не разглашаются.

Произошла обычная евангельская история, когда близкие люди становятся предателями, - считает иерусалимский друг Грозовского Юрий Коган. – Я хорошо знаю семью, которая сейчас обвиняет отца Глеба. У меня с ними были настолько тесные дружеские отношения, что их можно смело назвать семейными. В одной церкви общались – молились, пели. Потом, когда в Израиль приехал Грозовский, эта семья с ним тоже очень сблизилась. До октября 2014 года все дружили друг с другом. Вся жизнь – и церковная, и личная – проходила вместе. Поэтому то, что произошло, нас сильно озадачило

Израильская полиция, арестовав Грозовского 5 января этого года, уже 12 января сняла с него арест. Судя по всему, доказательств его вины нет. Иначе история приобрела бы совершенно иной поворот - по крайней мере об экстрадиции в Россию не могло быть и речи.

В православной общине Иерусалима теперь не знают, что и думать. Уж слишком серьезные прозвучали обвинения. И привычно списать их на «оговор» уже не так легко. Ведь какой нормальный, тем более глубоко верующий родитель будет втягивать свою дочь в мутную педофильскую историю?

Протоиерей в одной бане с Бастрыкиным?

Сейчас в окружении Грозовского говорят о неких аудиозаписях разговоров с высокопоставленными руководителями петербургской епархии, тайную запись которых, как оказалось, зачем-то вел отец Глеб.

Сам Грозовский не раз грозился их опубликовать, намекая, что его недруги находятся в лоне церкви, завидуют его талантам и способностям. Более того, обещал, что в эфир израильского телевидения выйдет документальный фильм, в котором будут разоблачены «наркотрафик» и люди, «стоящие за распределением государственных и частных средств между ними и существующим в Ленинградской области единственным реабилитационным центром наркозависимых».

О каких разоблачениях идет речь, «МК» в Питере» рассказал доверенное лицо Грозовского - гражданин Израиля Юрий Коган.

Еще до возбуждения уголовного дела и всяких следственных действий отец Глеб получил предупреждение от благочинного Царкосельской епархии Геннадия Зверева, - говорит Юрий Коган. - Благочинный заявил открытым текстом, что Грозовского посадят в СИЗО, что его «расколют», что он попал в передел. По сути, он получил «черную метку». А потом все и началось - обвинение в растлении несовершеннолетних, уголовное дело...

- По-вашему, за что он впал в такую немилость у благочинного?

Грозовский активно занимался социальной работой, но пока это касалось православных лагерей и детских домов, все всех устраивало – писались отчеты, епархия была довольна. Но после того, как отец Глеб начал сотрудничать с международной организацией «Центр здоровой молодежи» (ЦЗМ), все резко изменилось. У этой организации есть центры по реабилитации наркоманов и алкоголиков по всему миру, в том числе и в Израиле. Здесь прибегают к пастырской помощи не только православных священников, но и всяких сектантов, харизматов и т. д. Главное, чтобы это все работало на результат.

В 2011 году отец Глеб решил открыть подобный центр и в Петербурге. Но встретил здесь мощное противодействие. И понятно почему: большая часть денег, которые выделяются на реабилитационную работу, это государственные гранты. Я не знаю, о каких суммах идет речь. Но, видимо, деньги на кону стоят большие. Поэтому один из учредителей организации, которая также занималась реабилитацией наркозависимых под эгидой Царкосельской епархии, обвинил Грозовского в создании тоталитарной секты. Но отец Глеб, как очень наивный и инфантильный человек, сигналов не понял. Он обратился в Правительство Ленобласти с просьбой выделить ему помещение под центр и получил отказ, в котором было сказано, что заключен договор только с одной подобной организацией по реабилитации наркоманов, которая была учреждена не кем-нибудь, а Царскосельской епархией...

Если Грозовский везде получил отказ в создании реабилитационного центра, зачем тогда понадобилось, как вы утверждаете, фабриковать против него уголовное дело? Не слишком ли много тратится сил на «уничтожение» отца Глеба?

Получив везде отказ, Глеб Грозовский продолжал упорствовать в своем начинании. У него была большая поддержка - начиная от музыканта Юрия Бутусова и заканчивая футболистом Андреем Аршавиным. Грозовский мог свободно позвонить депутату Госдумы Николаю Валуеву. Поэтому, когда Глеб вышел за рамки своей системы, его решили охолонить, предъявив ему обвинения в педофилии. Это все выглядит очень конспирологически, но тем не менее. Протоиерей Геннадий Зверев является личным другом главы Следственного комитета Александра Бастрыкина - они вместе в баню ходят. О чем тут еще говорить? Сейчас самая главная их цель - получить Грозовского в российский следственный изолятор.

- Почему сам Грозовский прямо не называет имена организаторов своей травли?

Он верующий человек. Ему долго казалось, что этот бред закончится сам по себе. Более того, он звонил своим правящим архиереям, в том числе и протоиерею Звереву, чтобы решить эту проблему мирно. Нужно учитывать, что отец Глеб до сих пор на них зла не держит.

Благочинный Царкосельской епархии Геннадий Зверев лишь однажды прокомментировал обвинения, которые через своих сторонников бросает ему в лицо Грозовский. По его словам, такая «защита» навредит не только самому Глебу, но и репутации всей православной церкви, «которая не перестает молиться за свое чадо, оказавшееся по навету в трудном положении».

Попадья нашла компромат в «айфоне»

Так совпало, что в октябре 2014 года, когда в полицию обратилась израильская семья новых репатриантов, в питерском стане защитников Грозовского нашли еще одну «предательницу» - попадью Елену Федотову, жену священника Андрея Федотова, который остается близким другом отца Глеба. По ее словам, она владеет некой любопытной информацией, которую нашла в своем «айфоне», еще два года назад синхронизированном с телефоном Грозовского. То есть в руках женщины оказались все фотоматериалы и содержание телефонной книжки. Эти материалы, как заявляет Федотова, компрометируют Грозовского.

Но защитники Грозовского считают, что это совпадение не случайно. По словам того же Юрия Когана, как раз в октябре матушке Ирине, жене настоятеля одного из православных храмов Русской духовной миссии в Израиле, позвонили с предложением 50 тысяч долларов за оговор священника.

Я не могу исключать, что семье новых репатриантов, которые обратились в полицию, возможно выплатили денежное вознаграждение, - говорит он. - А Елена Федотова перед тем как выступить со своими «разоблачениями», получила некое благословение какого-то архиерея. Из рьяных сторонников отца Глеба она вдруг стала такой же ярой его противницей. До ее мужа дозвониться невозможно. Последнее время его не видели в храме.

«Будучи под арестом в России, отец Глеб из Израиля материально помогал семье Федотовых. До лета прошлого года он передал ее мужу - уже иерею Андрею Федотову из храма в Верево - не менее 50 000 рублей. Я не могу молчать, видя как его жена - «матушка по благословению» - начала уничтожать Глеба», - сокрушается на страничке Грозовского в социальной сети его сестра Люба.

Тем временем в поселке Верево Ленобласти, где Грозовский до всех описанных событий служил настоятелем храма Иоанна Воина, православная община раскололась на две части - одни верят в безусловную невиновность своего батюшки, другие находят косвенные «улики», свидетельствующие, по их мнению, о возможной его причастности к растлению малолетних."

Когда-то давным-давно, лет десять назад, о. Геннадий ЗВЕРЕВ - благочинный Царскосельского округа, настоятель Софийского собора в Царском Селе - спас мне жизнь. Я тогда работала корреспондентом православной газеты «Софийский собор». Внезапно у меня отказали почки, и врачи, продержав неделю в больнице, решили выписать меня умирать домой, как неплатёжеспособную. Батюшка узнал об этом и распорядился оплатить лечение. Сегодня, спустя десятилетие, я в гостях у о.Геннадия. Батюшка рассказывает о духовной жизни прихода Софийского собора, о заботах, лежащих на плечах благочинного, отвечает на вопросы.

Батюшка, до того, как вы стали настоятелем Софийского собора, вы ведь служили в храме св.прав.Иова Многострадального на Волковом кладбище. В храме обустроенном и вполне благополучном. А в Царское Село с хорошего места сами попросились, когда собор был ещё в разрушенном состоянии. Почему?

Да молодой был, глупый, - батюшка смеётся, - многого не понимал. Даже не представлял, с какими трудностями придётся столкнуться, сколько труда и времени потребуется на его восстановление. Сейчас бы уже не взялся, наверное.

Факты - вещь упрямая

А вот в это верится с трудом. Потому что и сейчас, 20 лет спустя, о. Геннадий продолжает заниматься храмоздательством, восстанавливает буквально из небытия церкви и часовни. За 20 лет благочиния им вместе с духовенством и приходом отстроено и отреставрировано более 15 храмов и церквей - Софийский собор, Знаменская церковь, часовня Св.блгв.князя Игоря Черниговского Чудотворца, церковь Св.вмч. и целителя Пантелеимона при больнице им. Семашко, церкви Св. Марии Магдалины и Николая Чудотворца в Павловске, часовня Благовещения Пресвятой Богородицы на Кузьминском кладбище, на Южном кладбище построена часовня Свт. Тихона, церковь Иконы Божией Матери «Казанская» в пос. Александровское, две церкви в пос.Шушары. Ныне благочиние насчитывает 43 храма. Впрочем, когда появился здесь о. Геннадий, тогда и благочиния-то никакого не было. Царскосельское благочиние было воссоздано после восстановления собора и храмов.

Батюшка: - А если серьёзно. просто нас так долго пугали, что у Русской Православной Церкви нет будущего в нашей стране, что душа восставала против этого, хотелось работать, молиться, создавать. И в конце прошлого столетия страна предоставила верующим такую возможность - берите храмы, ремонтируйте, стройте. Упустить её было грешно. Нас будто «с цепи спустили». А почему Софийский собор в Царском Селе выбрал. Понимаете, здесь в то время не было ни одного храма. Ни одного! И это в русском городе, любимом месте отдыха Царя-мученика Николая II и Царской Семьи! Софийский собор был самый большой и самый тяжёлый - в смысле разрухи - храм на тот момент во всей епархии. Имея некое представление о восстановлении церквей, я знал, что если возьму другой храм, поменьше, - этот ещё на долгие годы останется в руинах.

Приехал в Царское Село, обошёл вокруг поруганного храма, заглянул внутрь. Было от чего расстроиться: мало того, что не было окон, дверей, потолка; мало того, что были раскурочены стены и полы, а в затопленных подвалах валялись снаряды, патроны, даже мины, - внутри храма громоздились горы обугленного мусора. В Доме Божием сжигали отходы фабрики игрушек. Территория вокруг превратилась в городскую свалку, заросла камышом.

- С чего начали? У вас не было ни спонсоров, ни помощников.

И тогда, и сейчас с нами Господь. А начали с молитвы: отслужим молебен - и за работу. Мусор машинами год вывозили, чистили, мыли. От первого года помню: мусор, мусор, мусор. и тысячи машин, увозящих его. А теперь вот какой красавец стоит.

Стоит добавить, что собор признан памятником архитектуры федерального значения и отныне охраняется государством.

О.Геннадий: - Кроме возрождения самого собора приходу требовались подсобные помещения - для воскресной школы, трапезной. Ютились поначалу в вагончиках. Однажды поутру пришёл, а мыши нагло подгрызли некоторые документы. Что делать? Принёс кота.

Над Коневцом небо синее

- Батюшка, из чего складываются будни благочинного?

Даже затрудняюсь ответить. Каждый день не похож на предыдущий, каждый приносит новые заботы. Но если брать обыкновенный будничный день - служу, если моя череда, если нет - занимаюсь хозяйственными делами, связанными со строительством, реставрацией, встречаюсь с архитекторами, иконописцами, с которыми разрабатываем новое убранство собора, иконы, иконостас.

А рассказ о буднях о. Геннадия я записала со слов прихожанки, поскольку сам батюшка из скромности не смог вспомнить «ничего достойного внимания». Рассказывает р.Б.Ирина: «Два года назад в Россию на время была привезена икона Божией Матери „Коневская“ - святыня Русской Православной Церкви, которой долгие годы владеет Финская Православная Церковь. Икону увезли в Финляндию во время войны. Пробыла икона в нашей епархии около трёх недель - сначала привезли в СПб, а потом должны были на катере везти по Ладожскому озеру на о.Коневец. Отец Геннадий принимал в этом живое участие, поскольку уже много лет оказывает помощь в восстановлении и обустройстве Коневского монастыря: привлекает благодетелей, делится средствами от Софийского собора. Также на Коневце от Софийского собора действует уже несколько лет детский православный лагерь. Поэтому батюшка в монастыре - родной человек. Он поехал на остров загодя, чтобы с монахами и клиром встретить Богородичную икону. А паломники от Софийского собора отправились к Ладоге на автобусе. И по милости Божией с нами на том же катере плыла икона, сопровождаемая монахами. Икону установили на верхней палубе, а мы на нижней палубе собрались и вместе с монахами всю дорогу пели акафист. Ладога была неспокойна, над ней - кипящее море свинцовых туч, но прямо над Коневцом - спокойное озеро чистого неба. На причале выстроились длинной чередой монахи, среди них наш батюшка, все поют акафист - встречают икону. Крестным ходом святыня была внесена в монастырь. Такие вот будни».

Батюшка, это всё - заботы настоятеля. А ваши обязанности как благочинного? Вы ведь несёте духовную ответственность за каждого священника в Вашем благочинии.

Езжу, смотрю, как продвигается строительство новых церквей в Колпине, в Павловске, как идёт реставрация в прочих храмах. Встречаюсь с настоятелями, вместе решаем назревшие вопросы, если надо, то через местную администрацию.

Очарованный прихожанин?

Один батюшка посетовал, что если в 80-х годах прошлого века наблюдался массовый приток людей в церковь, то сейчас картина обратная, и немалая доля вины в том священников. Он сказал: «Мы оторвались от паствы, мним себя небожителями, снисходя до прихожан. Если так будет продолжаться, скоро те, кто вчера подходил за благословением, разбредутся кто куда..»

Сейчас, слава Богу, есть выбор, и каждый прихожанин идёт к тому священнику, к которому душа лежит. А то, что «небожители».. так это всегда было - есть священники-созидатели, а есть, я не хочу сказать «разрушители», но по крайней мере не созидатели.

И что людей стало меньше, не согласен. Когда мы открывали Софийский собор, в нём от силы собиралось 100 человек, а теперь в Царском Селе пять храмов, и в каждом в воскресенье собирается много верующих. Вот в Феодоровском соборе сегодня побывал: там человек 450 молились, и в Софийском соборе столько же. Знаменская церковь была заполнена, народ даже на улицу выливался. Нет, верующих людей становится больше, и что особо радует, меняется состав паствы: появляется больше молодёжи, появляется больше мужчин. Нет, нет, люди тянутся к церкви. Всё зависит от священника. Впрочем, тот батюшка тоже прав. Это ужасно, когда священник возносится над паствой, но ещё страшнее, когда прихожане начинают возносить своего батюшку, а он увлекается этой игрой. Но так всегда было: человек слаб. Я не вижу в этом повода для тревоги. Во взаимоотношениях «паства-батюшка» есть проблема посерьёзнее. Люди заранее в своём воображении рисуют некий образ священника, каким он, по их мнению, должен быть. И вот когда этот «нарисованный», надуманный образ не соответствует тому, что они видят в действительности, - происходит горькое разочарование. Ну, так не надо очаровываться, тогда и разочаровываться не придётся.

Батюшка, как благочинный может влиять на таких священников? Известно: в Церкви, с одной стороны, дисциплина жёстче, чем в армии, с другой - каждый священник - хозяин на своём приходе.

Хозяин у нас - Господь, потом Святейший Патриарх, потом митрополит, потом благочинный - и только потом настоятель.

Если есть сведения о каком-то нерадении священника - вопрос выносится на обсуждение с правящим архиереем, принимается решение, вплоть до перемещения этого священника на другой приход, а если был настоятелем - на положение рядового священника.

- То есть благочинный - как бы духовный «полицмейстер»?

Ну. если полицмейстер делает что-то хорошее, тогда это сравнение может быть уместным. Хотя мне это слово не нравится. Благочинный ведь не просто следит за порядком - он выстраивает жизнь своего благочиния и вверенных ему приходов, - выстраивает согласно канонам Русской Православной Церкви, согласно требованиям правящего архиерея, согласно той ситуации, в которой находится приход. Ведь и приходы разные. Одно дело - приход в тюрьме, другое дело - в воинской части, в сельской местности или в дворцовом комплексе.

«Прииди и виждь»

Один батюшка сказал: «Беда Церкви ещё и в том, что многие священники ведут паству не к Богу, а к самому себе, дробя Церковь на кланы, разрушая её единство». Что вы, как благочинный, можете предпринять в таком случае?

Такое тоже всегда было. Если появляется сильный священник, сильный лидер - вокруг него вольно или невольно собираются люди. А священник, который оказывается в тени, считает себя немножко обделённым. Но Господь сказал: «Прииди и виждь» (Ин.1:46) и ещё: «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16), то есть по делам. Вот и надо пойти и посмотреть. Если священник объединяет вокруг себя верующих и вместе с ними строит храмы, школы, богадельни, детские приюты - да в ноги надо кланяться такому священнику. А если по вине батюшки происходит разрушение, распад общины - что же в этом хорошего? Если священник объединяет вокруг себя людей для возвеличивания себя любимого, для решения каких-то своих личных проблем, так не надо было такому человеку в священники идти. Кстати, то, о чём мы сейчас говорим, касается не только духовенства, но каждого человека. Каждый должен решить, для чего он живёт - созидать или потреблять.

А если священник поступает дурно, но не исправляется, а только говорит об этом, так самобичевание сейчас модно. Если ты понимаешь, что это плохо, - измени ситуацию. А просто заниматься самобичеванием - это гордыня. Или, например, священник говорит прихожанке на исповеди: «Давай, матушка, кайся». Она: «Ой, я так грешна..» Он успокаивающе: «Да и я тоже грешен», и начинает перед ней чуть ли не исповедоваться. Но ведь к тебе человек пришёл как к священнику, за духовным опытом пришёл. Ты или помогай, или, если не можешь сам справиться, отправь к более опытному и мудрому священнику. А плакаться, что ты в десять раз хуже, - ну тогда зачем ты здесь находишься? Прихожане не за твоими грехами пришли, их свой груз к земле пригибает.

- В Царском Селе много военных учебных заведений.

Да я и сам бывший военный - служил на флоте, старшина. Правда, срочной службы. У нас среди прихожан есть курсанты, есть солдаты, и когда я вижу среди молящихся офицеров, а рядом с ними курсантов, вижу, что они едины в вере - все исповедуются, причащаются, - я благодарю Господа, что не напрасно живу, не напрасно служу. Военные любят свой собор - посадили на его территории маленькие ёлочки. Военные моряки помогали строить часовню Свт. Николая Чудотворца на Казанском кладбище в Царском Селе - часовня находится на том участке кладбища, где и хоронят военных моряков. Недавно собор отметил своё 220-летие, так военные подогнали целых четыре полевые кухни - кормили всех вкуснейшей солдатской кашей. Мы не остаёмся в долгу: наши священники присутствуют на выпусках молодых курсантов из воинских училищ, окормляют их, освящают кортики, когда выпускают моряков. Со временем мы восстановим все полковые храмы

Я хожу в училища, беседую, отвечаю на вопросы. Сегодня, когда ликвидирован институт замполитов, молодёжи нужен человек, который разъяснит, как нужно жить, для чего, во имя чего. И если возродится институт капелланства и серьёзно начнёт работать военное духовенство - это будет здорово.

- Какие планы по благоустройству благочиния впереди?

Вот Екатерининский храм достраивается, в Шушарах церковь строится. Да в каждом районе благочиния идёт строительство. А в самом Царском Селе есть храмы, которые нужно восстанавливать, - Кирасирская церковь, например. Кстати, мыобнаружили ещё 30 фундаментов бывших церквей - все отстроим. Зачем? - До революции в Царском Селе проживало около 30 тысяч человек, а было больше 30 храмов. Сейчас царскосёлов около 200 тысяч!

Также разработана и действует социальная программа. У нас, как и везде по стране, серьёзные проблемы с качественным образованием, с детской безнадзорностью, с одиночеством пожилых людей. Уже есть Царскосельская гимназия, её задача - дать детям среднее образование с основами православных знаний, т. е. все предметы преподаются с точки зрения Православия. Издаём детский православный журнал «Солнечный заяц». Летом организуем для детей православный лагерь на о. Коневец, под крылом монастыря. Для одиноких стариков построена богадельня. Здесь создано приусадебное хозяйство, где прихожане Софийского собора учатся работать так, чтобы не наносить вреда земле и получать экологически чистые продукты. Школьники и студенты перенимают опыт сыроварения, сбора мёда, ухода за животными. Создаём музей, позволяющий проследить историю развития сельского хозяйства России.

Какие ещё планы? Служить Богу. А служба Богу включает в себя всё, что я рассказал, и ещё многое сверх того.

Адрес: 196 620, СПб, г. Пушкин, Софийская пл., 1. Тел. 467−14−20

Записала Ирина РУБЦОВА



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: