Крещения всея руси. В каком году было крещение Руси и в чем значимость события? Плюсы и минусы крещения Руси

Крещение Руси или принятие Русью (русским народом) христианской религии греческого толка произошло в период правления Киевской Русью Великого князя Владимира I Святославича (Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель) (960-1015, княжение в Киеве с 978 года)

После смерти Ольги Святослав посадил старшего сына своего, Ярополка, в Киеве и воторго, Олега, у древлян, без назначения остался младший, Владимир. Однажды пришли в Киев новгородские люди просить себе нязя и прямо заявили Святославу: « Коли никто из вас не пойдёт к нам, мы сыщем себе князя и на стороне». Ярополк и Олег не хотели идти в Новгород. Тогда Добрыня научил новгородцев: «просите Владимира». Добрыня был дядя Владимира, родной брат его матери, Малуши. Она служила ключницей у покойной княгини Ольги. Новгородцы сказали князю: « Отдай нам Владимира». Святослав согласился. Так стало три князя на Руси, а Святослав ушёл в дунайскую Болгарию, где и погиб в бою с печенегами. (Карамзин. История государства Российского )

Причины крещения Руси

  • Стремление киевских князей быть ровней европейским монархам
  • Стремление к укреплению государства: один монарх — одна вера
  • Многие знатные киевляне уже были христианами по византийскому образу

    Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду

  • Желание Владимира взять в жены царевну Анны, сестру Императоров Византии Василия и Константина
  • Владимира покорила красота византийских храмов и обрядов
  • Владимир был . Его мало заботили верования народа русского

    До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Оно основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе этих парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца

Краткая история крещения Руси

  • 882 — Варяг Олег становится киевским князем. Принмает титул»Великого», объединяет славянские земли в составе государства
  • 912-945 — правление Игоря, сына Рюрика
  • 945-969 — правление Ольги, вдовы Игоря. Укрепление государства, Приняла христианство под именем Елены
  • 964-972 — Правление Святослава, сына Игоря и Ольги, продолжение строительства государства Киевская Русь
  • 980-1015 — Княжение Владимира Красное Солнышко
  • 980 — Религиозная реформа, создание пантеона богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши)
  • 987 — Боярский совет, созванный Владимиром для обсуждения принятия новой веры
  • 987 — Мятеж Варды Фоки Младшего против императора Византии Василия II
  • 988 — Поход Владимира в , осада Корсуни (Херсонеса)
  • 988 — Договор Владимира и Василия II о предоставлении помощи в подавлении восстания Варды Фоки и женитьбы Владимира на царевне Анне
  • 988 — Женитьба Владимира, крещение Владимира, дружины и народа (некоторые историки указывают год крещения 987)
  • 989 — Русский отряд разбил войско Варды Фоки. Взятие и присоединение к Руси Херсонеса (Корсуни)

Крещение Руси не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведения о насильственном крещении Руси. Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства продолжалось до XII века. Полоцк был крещён около 1000 года

Последствия крещения Руси

  • Крещение Руси оказало значительное влияние на судьбу христианства: раскол его на православие и католичество
  • Крещение способствовало принятие русских в семью европейских народов, расцвет культуры в Киевской Руси
  • Киевская Русь стала полностью централизованным государством
  • Русь, а затем Россия, превратилась в один из религиозных центров мира наряду с Римом
  • стала опорой власти
  • Православная церковь выполняла объединяющие народ функции в период смут, раздробленности, монголо-татарского ига
  • Православная церковь стала символом русского народа, его цементирующей силой

Удобная навигация по статье:

Главное: краткая история крещения Руси

Язычество на Руси

До середины десятого века в Киевской Руси в качестве основной религии выступало язычество. Общая ментальность славян была основана на идее вечности и равнозначности добра и зла. Язычники воспринимали мир только на основе парных противоположных понятий. В качестве основного символа защиты они считали круг. Из этого геометрического знака и пошли такие обереги как кольца, цепи, венки и пр. При этом, славяне имели свой пантеон богов в который входили Мокошь, Даждьбог, Велес, Стрибог, Семаргл и Перун.

Однако, укрепление Киевской Руси требовало принятие единоверия для сплочённости народных (племенных) масс. Подробно о выборе князем Владимиром веры можно прочесть в самой знаменитой древнерусской летописи «Повесть временных лет». Современники утверждают, что великого киевского князя Владимира прежде всего покорило богатство и красота византийских храмов. Однако, необходимо отметить, что к 988 году многие на Руси уже исповедовали христианство, так как тому поспособствовала собственным примером великая княгиня Ольга.


Крещение Руси Владимиром 988г.

При этом, фактической датой крещения Руси историки привыкли считать именно 988 год. В этот год принял христианство великий Владимир Красно Солнышко, после чего, возвратившись в Киев, он запустил процесс христианизации славянского государства. Вначале крещение приняла княжеская дружина, купцы и бояре.

Исследователи отмечают, что массовое крещение Руси киевским князем проходило не всегда гладко. По этой причине процесс христианизации общества был растянут на долгие года. Есть краткие упоминания в некоторых летописях о насильственном крещении народа, а сами языческие обряды проводились ещё не одну сотню лет в тайном порядке.

Последствия Крещения Руси для российского государства

Историческую значимость христианизации Руси для дальнейшего развития государства Киевская Русь довольно сложно переоценить. Ведь после 988 года Русь в качестве христианского государства стала претендовать на высокий статус на европейской арене, что, безусловно, упрочнило связь между самыми влиятельными государствами и Русью. Однако, самым важным последствием, которое и преследовал князь Владимир обращая в христианскую веру Киевскую Русь, было смягчение общественных нравов и сплочение народных масс. Это событие для развития культуры стало эпохальным.

Таким образом, провозглашение Владимиром в качестве государственной религии христианской веры по византийскому образцу считается, пожалуй, самой важной вехой в истории нашей страны.

Причины и значение принятия христианства на Руси

Православие на Руси имеет более чем тысячелетнюю историю и неразрывно связано с ее культурой. Это и чудесные памятники архитектуры, и великие святые подвижники и просветители, оставившие после себя бесценное духовное и культурное наследие, и православные князья, цари и императоры, оставившие свой след не только в российской, но и в мировой истории. Известно, что большая часть населения России и примыкающих к ней славянских стран исповедует православное христианство. Но ведь в древние времена среди славян были широко распространены языческие верования. Как удалось христианству вытеснить язычество и при этом не ассимилироваться с ним? Кто крестил Русь и когда это могло произойти?

Крещение Руси связывают, в первую очередь, с именем князя Владимира Святославича. Тем не менее, христианство существовало здесь еще до крещения князя Владимира. Бабка Владимира княгиня Ольга приняла крещение еще в 944 году. В договоре с Византией 944 года упоминается соборная церковь святого пророка Илии, в это же время Повесть временных лет свидетельствует, что многие горожане Киева были христианами. Ее сын Святослав был в зрелом возрасте, когда Ольга приняла крещение, он не крестился до конца жизни, но оказывал покровительство христианам. На своих внуков княгиня Ольга имела большее влияние, поскольку воспитывала Ярополка до 13 лет, а Владимира еще с малолетства.

По сведениям церковных источников, Князь Владимир был язычником, но пытался выбрать вероисповедание, которое бы объединило все его земли. Он приглашал к себе разных проповедников, но более всего его привлекло православие. Его делегация, прибыв в Византию, посетила богослужение в Софийском храме. Послы были поражены красотой богослужения и сообщали князю, что не знали, где они находятся: на земле или на небе. Документальных свидетельств выбора веры Владимиром не сохранилось, но есть большая вероятность, что многие чужеземцы склоняли Владимира к принятию своей веры, в первую очередь, по политическим причинам. Хазары были разбиты его отцом и могли предлагать ему принять иудаизм, волжские булгары были магометанами и хотели, чтобы единая вера помогла заключить мир с восточными славянами. Приезжала к Владимиру и делегация от римского папы, отправленная немецким императором Оттоном, но князь Владимир отказался принимать римскую религию, сославшись на то, что его отцы эту веру не приняли. Зато женитьба на византийской принцессе Анне и принятие православия подняло бы престиж Киевской Руси и поставило бы ее в ряд с ведущими мировыми державами.

Почему датой крещения Руси считается 988 год.

Православие не было чужой религией для Владимира, поэтому его выбор был не случайным. Владимир принимает крещение в 988 году, но делает это без лишней помпезности. Поэтому источники не указывают, в каком именно месте это произошло. Тем не менее, 988 год Церковь считает годом Крещения Руси, так как в Повести временных лет это событие смешивается с походом Владимира на Корсунь (Херсон). Датой Крещения Руси скорее можно было бы назвать 990 год, 31 июля, день, когда князь Владимир венчался с княжной Анной в Херсоне и произнес речь, согласно которой всякий, кто не будет крещен в Православии, будет ему противен. С этого времени Православная Церковь на Киевской Руси становится государственной. В данном случае, говоря о том, кто крестил Русь, мы имеем в виду утверждение христианства как государственной религии Киева.

В свите княжны Анны прибывают в Киев поставленные для русских кафедр в Константинополе архиереи с сопровождением, облачением и священными книгами. Далее начинается активный процесс христианизации Руси.

Этот процесс проходил довольно успешно, благодаря тесным связям Киева с Моравией (современной Болгарией), где уже была письменность. Славяне Киевской Руси получили возможность совершать богослужение, изучать священные книги на родном славянском языке.

Но во многих городах, особенно селах, приходилось сталкиваться с сопротивлением распространению христианской веры, принимались даже жесткие меры. Процесс распространения христианства на Руси не мог пройти быстро, конечно, для этого потребовалось несколько веков. Для объяснения некоторых понятий христианству пришлось прибегнуть и к языческим корням славянской культуры. Например, церковные праздники замещают распространенные ранее на Руси праздники языческие: коляды, масленицу, купалье, внося в них совершенно иное содержание.

Роль князя Владимира в христианизации Руси очень велика, поэтому, рассуждая о том, кто крестил Русь, следовало бы отметить, что во время его правления христианство на Руси приняло статус государственной религии. Между тем, важно также помнить, что в христианизации Руси есть еще огромная заслуга святой равноапостольной княгини Ольги и первосвященников, проповедовавших на этой земле.

Христианство стало проникать на русские земли еще задолго до 988 года, когда князь Владимир официально крестил Русь.

  • Людям требовалась мировая религия, которая помогла бы в установлении более тесных торгово-экономических связей со многими соседями, способствовала бы приобщению Руси к наследию мировой культуры.
  • Появление письменности давало этому процессу дополнительный толчок. Письменность позволяла бы общаться с другими культурами, изучать историческое прошлое, национальный опыт, литературные источники.
  • Христианство выглядело тем общим началом, которое было бы способно объединить Русь.

Многочисленные племенные культы и верования не могли справиться с задачей создания религиозной системы государства. Языческий пантеон не объединял верования племён, а разобщал.

Крещение Аскольда и Дира

Киевский князь Владимир не был правителем, который крестился. В середине 60-х годов IX в., согласно некоторым источникам, крестились после своего похода на Константинополь знаменитые князья Аскольд и Дир. Для этого из Константинополя в Киев по поручению Патриарха прибыл епископ. Именно он крестил князей, а также приближенных к княжеской свите.

Крещение княгини Ольги

Считается, что княгиня Ольга первой на официальном уровне приняла христианство по византийскому обряду. Историки полагают, что это случилось в 957 году, хотя называются и иные даты. Именно тогда Ольга официально посетила столицу Византии город Константинополь.

Ее визит был крайне важен с внешнеполитической точки зрения, так как она хотела не только принять христианство. Княгиня пожелала, чтобы Русь считали равной, достойной уважения. Ольга при крещении получила новое имя – Елена.

Ольга была талантливым политиком и стратегом. Она умело играла на противоречиях, существующих между Византийской империей и Германией.

Она отказалась послать часть своего войска на помощь византийскому императору в трудный час. Вместо этого правительница отправила послов к Оттону I. Они должны были наладить дипломатические связи и помочь учредить церковь на территории Руси. Византия быстро осознала, что такой шаг был бы стратегическим поражением. Государство пошло на заключение взаимовыгодного договора с Ольгой.

Ярополк Святославович и его внешняя политика

В.Н. Татищев, изучив Иоакимовскую летопись, пришел к выводу, что и князь киевский Ярополк Святославович также испытывал симпатию к христианству. Правда, исследователи подвергают сомнению летопись.

Археологические находки, свидетельствующие о начале распространения христианства

Ученые установили, что в некоторых погребениях середины Х в. присутствуют нательные крестики. Археологи нашли их на могильниках поселений, ранних городов. Исследователи находят в захоронениях и свечи — обязательный элемент погребального обряда христиан.

Поиск вероисповедания князем Владимиром. Почему именно христианство? Так ли прост был выбор?

«Повесть временных лет» рассказывает о выборе князем веры. К правителю прибывали послы из разных уголков Земли, которые рассказывали о религии.

  • В 986 г. к князю прибыли волжские булгары. Они предлагали принять мусульманство. Владимиру сразу не понравился запрет на употребление свинины и вина. Он отказал им.
  • Далее к нему пожаловали посланники от Папы Римского и хазарские иудеи. Но и здесь князь всем ответил отказом.
  • Потом к князю прибыл византиец, который поведал о христианской вере и Библии. Вера выглядела привлекательно для князя. Но выбор предстоял сложный.

Нужно было посмотреть, как все происходит. Выбор христианства по греческому обычаю произошел только после того, как его посланники побывали на богослужениях. На литургиях они самостоятельно оценили атмосферу в храмах. Больше всего их впечатлили величие и шик Византия.

Как князь Владимир крестился…

Все та же «Повесть временных лет» описывает все подробности. В ней указывается, что в 988 году государь принял крещение. После правителя это обязаны были сделать простые люди. Присланное Патриархом из Константинополя духовенство крестило киевлян в Днепре. Не обошлось без стычек и кровопролития.

Отдельные историки утверждают, что крещение Владимира произошло в 987. Оно было необходимым условием для заключения союза Византии и Руси. Как и полагается, союз скреплялся браком. Князь получал в жены царевну Анну.

В 1024 г. князь Ярослав направлял войска на подавление восстания волхвов во Владимиро-Суздальской земле. «Сопротивлялся» и Ростов. Город насильно крестили только к к. XI века. Но и после этого язычники не перешли в христианство. В Муроме ситуация еще больше накалилась: вплоть до XII века здесь противостояли 2 религии.

Политические последствия крещения Руси. Что это дало?

Крещение имело для Руси огромное значение (особенно в цивилизационном плане).

  • Оно открыло для Руси новый мир.
  • Страна смогла приобщиться и стать частью духовной христианской культуры.
  • Тогда еще раскол на Западную и Восточную церковь официально не произошел, но уже были понятны различия во взаимоотношениях власти с церковью.
  • Князь Владимир включил территорию Руси в сферу влияния византийских традиций

Культурные последствия. Почему Русь стала богаче?

Принятие христианской религии дало толчок более интенсивному развитию искусства на Руси. На ее территорию стали проникать элементы византийской культуры. Крайне важным стало широкое распространение письменности, основанной на кириллице. Появились первые памятники письменной культуры, которые и сейчас могут многое рассказать о далеком прошлом.

С принятием христианства языческие культы потеряли поддержку со стороны великого князя. Они стали повсеместно уничтожаться. Идолы и капища, которые были неотъемлемыми элементами культовых сооружений языческих времен, разрушались. Языческие праздники и обряды подвергались решительному осуждению со стороны духовенства. Но надо признать, что еще многие из них оставались живы столетиями. Двоеверие было распространенным явлением. Впрочем, отголоски тех времен заметны и в современной культуре государства

При переходе Руси от общинного к феодальному строю, возникла настоятельная необходимость смены религии. В девятом веке, когда возникло новое государство , объединившее в себя множество до того времени разрозненных славянских племен, необходимо было упразднение различий в их верованиях, так как разность эта являлась постоянным источником междоусобиц, что существенно затрудняло и становление государственности, и экономическое развитие молодой державы. В 980 году князь Киевский Владимир Святославович провел первую религиозную реформу в своем государстве. Но она не имела никакого успеха. Князь Владимир предпринял попытку унифицировать различные религиозные верования своих подданных, предложив им молиться общим богам, которых на уровне государства признавал истинными. На одном из киевских холмов были установлены статуи : кумир Перуна, кумир Даждьбога, кумир женского божества Мокоши, кумир Волоса и др. Основным божеством был признан Перун-громовник, который, как известно, являлся покровителем княжеской дружины. Но эта попытка объединить верой представителей разных славянских племен в единый народ, была с треском провалена.

В итоге князь в качестве общей для всей Киевской Руси веры избрал православие, восточную традицию христианства, отринув другие монотеистические религии, такие как: иудаизм, ислам и западное христианство - католицизм. Давние торговые отношения, династические и культурные связи с Византийской Империей, ближайшей соседкой Киевской Руси – все это, вне всякого сомнения, повлияло на выбор князя Владимира. Ведь Византия была центром и родиной православия. Об этом выборе Князя Владимира Святославовича очень подробно рассказано в «Повести временных лет», но, все-таки доверять ему всецело не стоит, так как Нестор Летописец, описал известное легендарное событие Крещения Руси лишь сто лет спустя и не являлся очевидцем этих грандиозных исторических метаморфоз. Вне всякого сомнения, решение принять христианство, не было всецело лишь духовным выбором князя Владимира, но политическим, в первую очередь. Он собирался заключить династический брак с сестрой Императоров Византии: Константина и Василия. Те пообещали Владимиру руку своей сестры в обмен на помощь русского князя в подавлении мятежа некоего Варда Фоки. А заключение этого брака было невозможным без принятия христианства. К тому же, для Руси это открывало широчайшие возможности развития в области культуры, торговли и науки.

Но, судя по всему, Владимир все-таки проникся духом всепрощения, так свойственного христианству. Имея многочисленный гарем, он написал всем своим женам письма, в которых говорил, что отныне они свободны и имеют право выйти замуж за любого славного дружинника, что в те времена являлось истинным актом милосердия. Ведь неугодных и надоевших жен было принято убивать, а не отпускать на свободу. Самая старшая жена Владимира, Рогнеда, написала князю смиренное письмо, в котором сообщала, что приняла христианство и теперь просит разрешения удалиться в женский монастырь. И это право ей было милостиво даровано. Интересно то, что еще до того, как Владимир крестил Русь официально, на ней уже существовали православные монастыри и строились христианские храмы. Просто христиан было немного. Но даже в окружении князя они имелись. Например, его бабушка, княгиня Ольга, названная Равноапостольной, приняла крещение от греческих священников задолго до Владимира. В 988 году, практически не встретив сопротивления, Владимир приказал киевлянам креститься. Люди, восемь лет назад пережившие одну религиозную реформу, к новой отнеслись философски. Креститься, значит, креститься. Русь приняла христианскую веру, но все еще нашему народу свойственно двоеверие. Мы соблюдаем христианские и языческие праздники с одинаковым почтением, трансформируем их согласно своей ментальности. Славяне до сих пор верят в домовых и знают, как правильно следует ставить веник в квартире, дабы не разгневать доброго домашнего духа, и в то же самое время, радостно отмечают Рождество Христово, украшая ель, подобно Майскому дереву, как это делали наши предки первого мая, в день свадьбы языческих богов.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: