Кто сказал василию блаженному. Юродивый и царь: о Василии Блаженном

Московский чудотворец, Христа ради юродивый. Обладал даром предвидения. Известен также как Василий «Нагой». Жил во времена царствования Ивана IV Грозного. Канонизирован Русской православной церковью в 1588 году. День памяти 2(15) августа.

Со времен крещения Руси православная вера и традиции всегда были живы и глубоко почитались. За веру шли в бой, терпели лишения, умирали. Особенно почитался подвиг юродства. Люди, вступавшие на этот нелегкий путь, сознательно изображали из себя безумных, отказывались от всех мирских благ, со смирением терпели бесконечные насмешки, презрение, всяческие наказания. И в иносказательной форме пытались достучаться до сердец и душ людей, проповедуя добро, милосердие и изобличая неправду и несправедливость. Усмирить гордыню, умерить телесные потребности, духовно возвыситься над остальными могли немногие. Такой духовный подвиг за всю историю православия на Руси совершили более 130 человек, 36 из них причислены к лику святых.

Одним из самых известных и почитаемых Христа ради юродивых был Василий Блаженный, называемый еще Василием «Нагим». Судьба его удивительна с самого рождения. В декабре 1469 года его мать Анна пришла на паперть подмосковного Богоявленского собора в Елохово (сейчас территория Москвы) молиться о том, чтобы ее ребенок благополучно родился и был здоровым. Богородица услышала молитвы простой женщины, и тут же, прямо на паперти Анна родила мальчика, которого назвали Василием. Он пришел в этот мир с чистой душой и открытым сердцем.

Его родители - простые крестьяне, были очень набожны, чтили Христа, жили по его заповедям и с раннего детства прививали Василию уважение и благоговение к Всевышнему. Когда мальчик подрос, родители, желая сыну хорошей доли, отдали его в обучение к сапожнику. Время шло, Василий постигал азы ремесла, сапожник был доволен трудолюбивым и послушным парнем. Так бы и трудился Василий всю жизнь, если бы не один случай, во время которого у старательного и благочестивого 16-летнего подмастерья открылся дар прозрения.

В мастерскую обратился купец, пожелавший сшить сапоги, которые носились бы много лет. Огорченный Василий обещал выполнить заказ, но после ухода купца горько расплакался, чем очень удивил сапожника. На недоуменный вопрос хозяина парень объяснил, что купцу не суждено покрасоваться в обновке, так как он скоро умрет. Сапожник удивился, но не придал значения странным словам парня. Через несколько дней тот купец действительно умер, а Василий решил оставить сапожное ремесло и посвятить свою жизнь самому великому подвигу во имя Христа - юродству. С этого момента и до самой смерти он ходил нагим и босым, не имея никаких сбережений, никакой защиты от насмешников и обидчиков, кроме незримого оберега - веры и всеобъемлющей любви к Господу. Из одежды на нем были только вериги - железные кольца и цепи для телесного смирения и укрепления духа.

После случая у сапожника Василий оставил родителей и направился в . Первое время народ дивился странному нагому парню и насмехался над ним, но вскоре москвичи признали в нем Божьего человека, Христа ради юродивого, изобличителя несправедливости и неправды.

Непонятные и странные на первый взгляд поступки Василия Блаженного сердили людей, но потом всегда оказывалось, что в этих поступках был скрытый поучительный смысл. Однажды, намеренно рассыпав на базаре калачи у одного торговца, он с покорностью принял ругань и побои. Но после калачник признался, что в тесто добавлял известь и мел. В другой раз его совет помог купцу достроить церковь, своды которой обрушивались уже три раза. Купец спросил совета у блаженного, как ему достроить храм. Василий отправил его в Киев к бедняку Ивану. Найдя в бедном жилище человека, качающего пустую колыбель, купец спросил, зачем он это делает. Тот рассказал, что так он отдает дань матери, родившей его. Купец понял, для чего Василий посылал его в Киев. Оказалось, что он в свое время выгнал из дома родную мать, и без раскаяния в своем поступке хотел прославить Бога построенной церковью. Но Всевышний не принимал подарок от низкого душой человека. Василий Блаженный помог купцу раскаяться, помириться с матерью и вымолить у нее прощение. После этого Божий храм был благополучно достроен.

Многие чудеса являл москвичам Василий Блаженный. Проходя мимо домов набожных людей, он бросал камни в их углы, а возле домов, где бесчинствовали, углы целовал. На вопросы о таком странном поведении юродивый отвечал, что в домах, где живут праведники, нет места бесам, и они стоят на улице возле углов, а он их отгоняет. А в домах, где поселились пороки, пляшут бесы и не дают зайти туда ангелам, скорбящим о душах людей вне дома. И таким образом Василий приглашает ангелов войти.

В другой раз Василий Блаженный проходил по базару, где сидели женщины, продававшие свое рукоделие. Нагота юродивого не смутила их - они просто рассмеялись. И тут же ослепли. Одна из женщин, еще не ослепшая полностью, поняла, что случилось, бросилась вслед за юродивым и слезно просила вернуть ей и подругам зрение. Василий Блаженный согласился при условии, что они раскаются в своей глупости. Женщины повинились перед ним, раскаялись и снова стали зрячими.

Постоянно воздерживаясь от удовольствий земных, безропотно перенося тяготы юродства, живя на улицах среди толпы людей, терпя суровые лишения, Василий Блаженный сохранил душу чистой и светлой. Дар прозрения проявлялся в нем все сильнее.

Всевышний помог Блаженному Василию предсказать нашествие на Москву хана Мехмед І Гирея в 1521 году. В тот раз, по обыкновению молясь ночью у ворот церкви Божьей Матери, он увидел знамение - огонь, вырывающийся из окон храма, и стал ревностно молиться. Огонь стал понемногу затухать и вскоре исчез полностью. Через некоторое время после этого видения крымские татары напали на Николо-Угрешский монастырь и ближние к нему деревни, разграбили и сожгли их, но до Москвы так и не добрались.

8 июля 1543 года Василию Блаженному снова было видение в церкви, предсказавшее страшный пожар, во время которого выгорели полностью Крестовоздвиженский монастырь, Царский и Митрополичий дворы и несколько улиц: Большой Посад, Неглинная и весь Великий Торг.

Как-то зимой один боярин, сочувствуя юродивому, уговорил его взять в дар шубу. Василий Блаженный долго не соглашался, но, чтобы не обидеть доброго человека, принял этот подарок. Проходя в подаренной шубе по улице, Василий встретил шайку воров, которые, не рискнув силой отобрать богатую одежду у почитаемого юродивого, разыграли перед ним целый спектакль. Один из них притворился мертвым, а остальные стали просить шубу, чтобы накрыть ею умершего товарища. Юродивый сам укрыл шубой вора, спросив при этом, действительно ли тот умер. Воры подтвердили кончину друга, а Василий пожелал, чтобы лицемерие было наказано, и ушел. Кинувшись к «умершему», воры остолбенели - тот был мертв по-настоящему.

Вся жизнь Василия Блаженного была направлена на помощь людям, милосердие и сочувствие. Он помогал всем, но особенно тем, кто стыдился просить помощи. Однажды он отдал все царские подарки иностранному купцу, потерявшему деньги и голодавшему уже несколько дней. Сам купец не мог просить помощи, ведь на нем были богатые одежды. Часто Василий Блаженный посещал Китай-город. Там располагалась исправительная тюрьма для пьяниц. К ним и ходил юродивый, чтобы ободряющим словом и увещеванием помочь им вернуться к нормальной жизни.

Царь почитал юродивого, но и побаивался его. Он видел в нем Божьего человека, который постоянно напоминал ему о необходимости жить по справедливости и творить добрые дела. Несколько случаев убедили Ивана Грозного, что перед ним действительно благочестивый, отрешенный от мирских забот юродивый. Пригласив однажды Василия Блаженного к себе во дворец на пир, царь был очень разгневан, когда тот три раза подряд выплеснул за окно вино. Объяснению юродивого, что так он потушил пожар в , царь не поверил, пока оттуда не прибыл гонец с вестью о пожаре и чудесном вмешательстве какого-то нагого человека, залившего огонь из водоноса. После новгородцы, приехавшие в Москву, узнали в Василии Блаженном того самого человека.

Когда царь задумал строить на Воробьевых горах дворец, все его мысли крутились вокруг этого строительства. Даже придя в церковь в праздничный день, он думал о незавершенной стройке. Василий Блаженный был на праздничной службе, но царь, погруженный в свои мысли, его не заметил. После службы Иван Грозный стал выговаривать юродивому за то, что его якобы не было в церкви. Василий пристыдил самодержца, сказав, что царь телом был в церкви, а душой витал вокруг своего недостроенного дворца. С тех пор Иван Грозный еще больше стал уважать и побаиваться юродивого. А когда Василий Блаженный серьезно заболел, царь Иван с царицей навещал его.

Несмотря на полную лишений жизнь, Василий Блаженный прожил почти 90 лет, а когда он слег и уже не смог встать, его навестил сам царь с семейством, и Христа ради юродивый предсказал сыну царя , что тот будет править на Руси.

Умер Василий Блаженный 2 августа 1557 года в возрасте 88 лет. Царь Иван Грозный с боярами несли его гроб, а отпевание и погребение проводил митрополит Московский и всея Руси Макарий. Во время погребения Василия Блаженного многие больные выздоровели. Юродивого похоронили на кладбище Троицкой церкви во Рву, где незадолго до этого, в 1554 году царь в память о покорении велел возвести . В соборе и был построен придел в честь Василия Блаженного. Почитание Василия Блаженного было настолько сильным, что с тех пор Троицкий храм и стали называть одним общим названием - собором Василия Блаженного.

Со смертью Василия Блаженного чудеса не закончились. Они происходили и возле его гроба. Поэтому в 1588 году, во время царствования Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, московский патриарх на Поместном церковном Соборе канонизировал святого и установил день памяти чудотворца в день его кончины - 2 августа.

Другие чудеса Василия Блаженного

Однажды юродивый разбил камнем образ Богоматери на воротах храма, который много лет считался чудодейственным. Толпа паломников накинулась на него с кулаками и сильно избила. Безропотно выдержав побои, Василий Блаженный посоветовал соскрести слой краски на образе и когда это сделали, то увидели, что под ликом Божьей Матери скрывалось изображение дьявола.

Персидский корабль с множеством людей шел по Каспийскому морю. Были среди них и православные христиане. Начался сильный шторм, корабль стало сильно раскачивать, на палубу полилась вода, стало так темно, что кормчий не видел, куда направить корабль. Гибель казалась неминуемой. Но христиане рассказали персам, что у них в Москве есть чудотворец, который ходит по воде, как по земле и усмиряет самые большие волны. В это время перед кораблем возник нагой бородатый старец и провел корабль верным курсом прямо сквозь шторм. Волны стихли, пропал и старец, но все были спасены. Через некоторое время персидские купцы, бывшие на том корабле, приехали в Москву по торговым делам и узнали в юродивом Василии Блаженном нагого старца, спасшего их от неминуемой гибели. Еще не раз молитва к Василию Блаженному спасала корабли от верной гибели в разбушевавшемся море.

2 августа 1588 года в присутствии царя Федора Ивановича, митрополита Московского и всея Руси Иова и многочисленных московских жителей над местом погребения святого возник его образ. После этого события над захоронением была поставлена украшенная драгоценными камнями рака для мощей, помолившись возле которой многие больные полностью исцелялись.

День памяти святого 2 (15) августа. До революции 1917 года празднование памяти святого Василия Блаженного было торжественным. Обычно присутствовал император с семьей, службу проводил патриарх, собиралось высшее духовенство и москвичи, относившиеся к чудотворцу с великим почтением.

Жертвенность Богу и людям считается в христианстве высшей мудростью. И Христа ради юродивые, возвышаясь над грешным миром своей духовной чистотой, не презирали этот мир, а несли безропотное служение во благо всех живущих. Василий Блаженный - подвижник веры, удивительной силы духа человек, всей своей жизнью показавший, что блага земные не вечны, а вера в добро и справедливость помогают человеку в самые трудные времена.


Преблаженный Василие! От юности тщался ты стать в день суда Божия без страха и боязни, и, смело отвергнув все удовольствия телесные, последовал за Христом. Собирал богатство духовное трудами и терпением со свечою всегда готовою.

И, радуяся, взошел ты на небо. Молись спастись душам нашим. Как истинный и непобедимый страдалец, явился ты с чистотою душевною и телесною, для Христа изнурив тело всякою нуждою. Потому и получил от него дар исцелений. И ныне, блаженные Василие, моли о нас, славящих твое успение.

Апрель памятен именами нескольких святых, имевших одинаковое имя - Василий. Таким именем называли многих мальчиков, появившихся на свет в этом месяце. Возможно, был среди них и знаменитый русский святой Василий Блаженный (даты его жизни неточны).

История Василия Блаженного

В 1469 году (по другим источникам - в 1464-м) в селе Елоховском близ Москвы родился мальчик, названный Василием. Родители его, земледельцы Иаков и Анна, долго не имели детей. Молитвами выпросили они ребенка у Бога и с детства внушали ему любовь к Всевышнему.

Когда сын подрос, отец стал брать его с собой в Москву: возле Китай-города продавал он плоды трудов своих. А потом отдал сына в сапожную мастерскую в ученики. Тихий мальчик прилежно трудился, читая про себя молитвы. В 16 лет Василий покинул мастерскую, и дом родительский, приняв на себя подвиг юродства.

На Руси блаженных и юродивых почитали Божьими людьми. Среди них были не только слабоумные от рождения, но и юродивые Христа ради, то есть люди, сознательно пошедшие на самопожертвование, а именно таким стал Василий - нищий скиталец ради спасения души.

Вверяясь словам апостолов: "Аще внешний человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни", - такие люди отказывались от всех земных благ, подвергая себя лишениям. Блаженные не имели пристанища, питались только подаянием. Босыми в рубище ходили они в любую погоду, и тяжелые вериги раздирали их кожу до кровоточащих ран. Жизнью своей блаженные утверждали заповедь: "Не душа ли есть больше пищи и тело - одежды... Ищите прежде царствия Божия и правды его, и сие все приложится вам".

Блаженных называли печальниками народа. Они опускались на самое дно общества и поднимались в палаты бояр и царей, не как просители, а как заступники народные и обличители несправедливости.

Василий Блаженный жил при двух царях: Василии III и Иване Грозном. Смутное время, жестокая борьба за власть, частые войны. Народ страдал не только от внешних врагов, но и от бесчинства бояр. Не раз грозный царь Иван выслушивал укоры блаженного Василия, но не решался наказать юродивого.

Василий БЛАЖЕННЫЙ скитался по Москве, ходил по храмам, для редкого отдыха укрывался в одной из башен Китай-города. Любимое им место народ назвал Васильевским лужком. Конечно, тот лужок теперь не сохранился, а вот Васильевский спуск существует поныне. Именно здесь ходил Василий, устремляя глаза в небо, он как бы читал там истины, открывавшиеся ему. Предание гласит, что в 1547 году, находясь в царских палатах на именинах Ивана Грозного, блаженный увидел сильный пожар в Новгороде. Вылив за окно вино, которым угощал его царь, Василий помог справиться с огнем.

Когда 88-летний юродивый заболел, Иван Грозный пришел к нему со всем семейством. Старец, указав на Федора Иоанновича, произнес: "Наследник будеши им", - и умер с просветленным лицом.

Похоронили Василия Блаженного недалеко от Кремля. Гроб несли царь и бояре. По велению Ивана Грозного, вблизи могилы был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. А у могилы юродивого начали совершаться чудеса. По преданию, нищий Герасим, который не мог ходить и 12 лет просил милостыню у Спасских ворот, во сне увидел Василия, сказавшего: "Почему не веришь святым? Ступай к гробнице юродивого". Герасим исполнил сие и излечился.

Предания повествуют, что не только моления у гроба Блаженного, но даже земля с его могилы, принесенная в дом, давала исцеление болящим. Самое большое чудо свершилось спустя 36 лет после его погребения. 2 августа (как раз в день погребения) во время молитвы в храме Покрова исцелились сразу 120 болящих и немощных. Это посчитали знамением, и царь Федор Иоаннович приказал построить при соборе придел в честь Василия Блаженного и велел возвести серебряную гробницу над могилой.

Сюда стекались страждущие со всей Руси, а стольный град Москва стал считать Василия Блаженного своим заступником и молителем. Как сказано в житии святого: "Блажен еси град Москва, яко в тебе таков возрасте богоблаженный Василий, высок житием, благ сердцем, просвещен чистотою, жизнь свою добре скончав и по преставлении своем милостию светло просия... Молися о нас прилежно Христу Богу нашему, буди граду нашему Москве и всем российским городам и весям забрало и щит".

О том, обладал ли Василий Блаженный способностью исцелять болящих, сохранились скупые сведения. Чудеса начались после его погребения, как тогда говорили - от "гроба". Святой почитался как "от бесов уязвленных исцелитель, паче же и самих бесов прогонятель; слепым прозрение, хромым хождение, спяченным (то есть скрюченным. - Ред.) исправление, болящим всем исцеление и здравие, от бед и скорбей избавление, печальным утешение" подающий.

Одна богатая москвичка, по имени Анна, была слепа 12 лет. Она слышала о случаях прозрения слепцов, молившихся Василию Блаженному, и нашла иконописца, которому поручила написать икону святого угодника. Икону женщина даровала храму Василия Блаженного и каждый день приходила туда сама для молитвы. Предание гласит, что через некоторое время Анна полностью исцелилась: прозрела.

На ранних иконах Василия представляли обнаженным, так как он отказался даже от одежды "наготою телесною Христу работая..., мраза и жжения солнечного никогда не уклоняяся" (вот почему в народе его называли также Василий Нагой). На более поздних иконах тело святого стали опоясывать полотенцем. Нередко Блаженного изображали на фоне Кремля и Красной площади, где прошла его жизнь. Такая икона в настоящее время хранится в храме Василия Блаженного. Иконы с изображением этого святого есть и в других храмах России.

Липинская В.А., кандидат исторических наук

Блаженный Василий родился в декабре 1468 г. близ Москвы «от отца Иакова и матере Анны в царствующем граде Москве у Пречистый Богородицы Владимирский на Елохове». Кто были родители Блаженного, житие умалчивает. В летописи XVII в. упоминается, что святой Василий был сыном простых родителей.

Об отрочестве Блаженного сохранились скудные сведения, имеющиеся только в одном списке жития XIX в. В нем говорится: «Егда доспе возраста того ж в нем же обычно отроку навыкати научитися рукоделию, грамоте бо не учися, но отдан бысть родительми рукоделию сапожному, и зело то ремесло добре извыче» .

Во время учения Блаженного Василия его мастеру пришлось быть свидетелем одного чудесного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Некий купец, рассказывает житие, привез на стругах (баржах) в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать сапоги крепко, чтобы он мог носить их целый год. Блаженный Василий посмотрел на купца, усмехнулся и сказал: «Господине, сошьем тебе сапоги такие, что и не износишь их», - и при этих словах прослезился. На недоуменный вопрос своего мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Мастер не поверил словам Блаженного, но когда через несколько дней понес сапоги купцу на его струги, то увидел множество народа, пришедшего на погребение купца, и тогда вспомнил пророческие слова своего ученика и «зело удивися и ужасеся». С того времени он начал почитать Блаженного Василия.

И. М. Снегирев записал в XIX в. устное предание о Блаженном Василии, согласно которому, мастер, к которому был отдан в учение Блаженный, проживал в самой Москве, в Китай-городе, близ Кремля. Этих сведений нет в других источниках. Большинство житий обходят молчанием весь период жизни Блаженного до подвижничества, ограничиваясь кратким замечанием, что святой, оставив отеческий дом, пришел в Москву и здесь начал свой подвиг юродства. Большинство летописных и агиографических источников указывают, что Блаженному тогда было шестнадцать лет.

Подвиг юродства Христа ради, который избрал для себя Блаженный Василий, - необычайный и один из труднейших видов подвижничества. Всей своей жизнью он отрицал общепринятый уклад. Живя среди самой суеты, он был далек от суеты этого мира. Шестнадцати лет святой оставил ремесло и начал подвиг юродства, который совершал 72 года. Он не имел крова, подвергал себя всяким лишениям, отягощал тело веригами. Житие описывает, как он словом и примером учил народ нравственной жизни.

Непримиримость к греху и жалость к людям стали проявляться с первых дней подвижнической жизни Блаженного Василия. Постоянно, в палящий летний зной и в трескучий лютый мороз, ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Обыкновенно он был молчаливым, а если и говорил, то произносил что-то странное, загадочное и непонятное. Странны были и его поступки: зайдет в калашный ряд - то у одного, то у другого торговца опрокинет лоток с калачами, придет в квасной ряд - там прольет у кого-нибудь кувшин с квасом. Рассерженные торговцы начинали его бить, таскать за волосы по земле, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога.

Странные и непонятные поступки Блаженного постепенно получали свое объяснение: оказалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, квас тоже был негодным. Уважение к Блаженному Василию стало возрастать: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды человеческой, преемника Блаженного Максима, скончавшегося около пятидесяти лет назад, имя которого в Москве широко почиталось. Блаженный Василий не имел определенного пристанища, лишь изредка пользовался приютами у боярской вдовы Стефаниды Юрловой на Кулижках. Ночь он проводил обычно на церковной паперти, оплакивая людские грехи, а дни - в подвигах юродства, обличая неправду, укоряя за пороки, стараясь направить всех на путь истины и добра.

Проникнутый истинной любовью к людям, он внушал ее и другим и исправлял тех, которые рассчитывали оправдать себя пред Богом одними внешними делами христианского благочестия. Предание донесло до нас рассказ о купце, который непочтительно относился к своей матери. Купец задумал построить на Покровке (в Москве) каменную церковь. Постройка началась, но, когда дело дошло до сводов, церковь рухнула. Стали строить снова, то же повторилось во второй и в третий раз. Когда купец спросил Блаженного Василия, что ему делать и почему его преследует неудача, тот ответил: «Поезжай в Киев, найди там убогого Иоанна, он тебе даст совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал убогого Иоанна, который сидел в бедной хате, плел лапти и качал пустую люльку. Купец спрашивает: «Кого же ты качаешь?» - «Родимую матушку, плачу неоплатный долг ей за рождение и воспитание». Купца поразили его слова, он вспомнил свою мать, которую выгнал из дому, и стало ему ясно, почему он не может никак достроить церковь. Когда купец вернулся в Москву, то возвратил свою мать домой, испросил у нее прощения и достроил церковь.

Проповедуя милосердие к ближнему, Блаженный поучал, что это милосердие не должно ограничиваться одним безучастным исполнением долга подачи милостыни встречному нищему, но побуждал помогать тем нуждающимся, которые по разным причинам стыдятся просить милостыни, а в помощи нуждаются более других.

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005 г.

В Житии рассказывается такой случай. Как-то царь, желая испытать Блаженного, польстится ли он на золото, умолил его одеться в ризы и принять от него золото, сам же послал слуг наблюдать за святым. Блаженный пошел из дворца к Лобному месту и отдал это золото купцу-иностранцу. Доложили об этом царю, тот удивился, что Блаженный раздал золото не нищим, а купцу, призвал Блаженного и спросил, куда он дел золото. «Христу отдал», - отвечал Блаженный Василий. - «Почему отдал не нищим, а купцу?» - вопросил снова царь. Тогда Блаженный пояснил, почему подаяние купцу он счел за подаяние самому Христу: «Царь, - сказал святой, - купец тот был очень богат, имел много кораблей, но они потонули, и купец остался безо всего, единая остася на нем светлая купеческая одежда… и се три дня гладом тает, ни что же имея вкусити, а выпросите стыдится светлых ради своих риз, их же на себе носит, а нищие гладом не живут и просить не стыдятся и они всегда нуждную пищу себе стяжевают».

Сурово осуждал Блаженный Василий тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а потому что верили и надеялись легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. В такой милости Блаженный видел дьявольское искушение. Отношение к подобной милостыне хорошо показано в рассказе Жития о преследовании Блаженным беса, принявшего облик нищего, сидящего у Пречистенских ворот. Бес в образе нищего просил милостыню и всем, кто подавал, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный увидел эту лукавую выдумку и осудил дающих корыстолюбцев, а беса изгнал. Бес пытался скрыться от святого в царских палатах, но и оттуда изгнал его блаженный Василий. Ради спасения ближних от греховной жизни Блаженный посещал и корчмы, где не гнушался общаться с самыми опустившимися людьми. Он умел видеть в самом испорченном сердце зерно добра, подкрепить лаской, ободрить его. Однажды, придя в корчемницу, Блаженный увидел трясущегося пьяницу, умолявшего корчемника дать вина на одну медную |монету. Корчемник подал ему стакан вина и с раздражением сказал: «Возьми, пьяница, черт с тобой». Пьяница же осенил себя и сосуд с вином крестным знамением. Тогда Блаженный захлопал руками и начал смеяться. К нему обратились с вопросами, что значит его смех, и Блаженный объяснил, что, когда корчемник сказал пьянице «черт с тобой» и подал ему стакан, тогда бес вошел в стакан, а «когда пьяница осенил себя крестным знамением, бес выскочил из стакана, опаляемый крестным знамением, как огнем. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, он отвечал: ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников.

Готовый всегда прийти на помощь нуждающимся и бедствующим, снисходительный к человеческим слабостям, Блаженный Василий был суров к тем, кто из корысти притворялся бедным и несчастным. Блаженный даже покарал смертью одного такого обманщика. Житие рассказывает, что Блаженный как-то зашел к одному боярину. На дворе стоял лютый мороз, и сострадательный боярин стал упрашивать его, чтобы по крайней мере в такой лютый мороз защитил Блаженный свое тело от холода. «Хочется тебе этого?» - спросил Блаженный. «Искренним сердцем люблю тебя, прими в знак любви моей», - отвечал боярин. Блаженный с улыбкой сказал: «Пусть так, и я люблю тебя». Боярин с радостью надел на юродивого шубу. Дорогую шубу на Блаженном Василии приметили воры. Один из них лег на дороге, притворившись мертвым, другие стали просить Василия подать что-нибудь на погребение. Глубоко возмущенный кощунственным обманом Блаженный вздохнул со скорбью, снял шубу, покрыл ею мнимого мертвеца и сказал: «Буди же ты отселе поистине мертв, так как, не убоявшись Бога и Страшнаго Его суда, захотел обманом принять милостыню». Когда отошел он, обманщики нашли товарища мертвым.

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 г., как рассказывают нам летописи и Житие Василия Блаженного, пришел он в монастырь Воздвижения Честнаго Креста, что на острове, и стал здесь умильно плакать. В тот день Москва не поняла, о чем плакал Блаженный, но утром открылась причина его слез: 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре деревянная церковь и огонь, усиливаемый ветром, стал быстро распространяться по городу. Пожар, предсказанный Блаженным, был страшен: выгорело все Занеглинье, Великий Посад, Старый и Новый город, «не токмо же деревеная здания, но и самое камение распадашеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и полатах все выгоре». Блаженный своим духовным взором созерцал события, совершавшиеся и вдали от Москвы, и там приходил на помощь. Как-то царю Иоанну Грозному вздумалось пригласить Блаженного Василия на свои именины. Когда подносили заздравную чашу, юродивый три раза принимал ее и выливал за окошко. Грозный забушевал, приняв его действия за пренебрежение к царю. «Не кипятись, Иванушка, - сказал юродивый, - надо было заливать пожар в Новгороде, и он залит». Иоанн Грозный не был из числа людей доверчивых, был послан нарочный в Новгород. Оказалось, что Блаженный был прав. Гонцы передали царю со слов новгородцев, что действительно в тот день и час начался страшный пожар, но внезапно и неизвестно откуда появился какой-то нагой человек, который, поливая огонь из водоноса, быстро прекратил пожар. Василий Блаженный не боялся обличать в грехах самого царя Иоанна Грозного. Правда, Житие описывает только один такой случай, когда Блаженный упрекнул царя за то, что, находясь за Богослужением, царь во время молитвы думал о постройке своего нового дворца на Воробьевых горах. После службы Блаженный Василий подошел к царю. «Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме», - спросил царь. «А я видел тебя, - отвечал Блаженный, - только ты был не в храме, а на Воробьевых горах».

Несмотря на все лишения и невзгоды, испытанные при жизни, Блаженный Василий дожил до глубокой старости. В последние годы он лежал тяжело больной. Царь Иоанн Грозный и царица с младенцами - старшим Иваном и меньшим Феодором пришли к нему испросить молитв за них. Блаженный, находясь уже при смерти, сказал, обращаясь к младенцу царевичу Феодору: «Все достояние прародителей твоих будет твоим, ты - наследник». Это было последнее дошедшее до нас пророчество Блаженного. Вскоре, 2 августа 1557 г., он скончался. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение Блаженного. Тело Блаженного Василия было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 г. был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Почитание Блаженного Василия началось сразу после его кончины. Уже до прославления, совершившегося 2 августа 1588 г., когда Блаженный просиял множеством чудес, происшедших у его гроба, была составлена служба святому Василию Блаженному, принадлежавшая перу старца Мисаила Соловецкого. На почитание Блаженного в народе обратил внимание англичанин Флетчер, который в своей книге «О государстве русском…» писал в 1588 году: «Был еще… умерший несколько лет тому назад, по имени Василий, который решался упрекать покойного царя в его жестокости и во всех угнетениях, каким он подвергал народ. Тело его перенесли недавно в великолепную церковь близ царского дворца в Москве и причли его к лику святых. Он творил здесь много чудес, за что ему делали обильные приношения не только простолюдины, но и знатное дворянство и даже сам царь и царица, посещающие этот храм с большим благоговением».

Много различных исцелений и чудес происходило у гроба Блаженного, которые записывались с большой обстоятельностью и точностью. Так, рассказывается об исцелении 2 августа 1588 г. Ксении, жены протопопа града Вереи, сына боярского Василия Сергиева Коптяева, а также прозревшей некоей Анны, после 12-летних страданий от слепоты. После описания исцелений приводится иногда месячный итог: «Месяца сентября исцелил святый Василие всяческими различными недуги муж и жен 183 человеки». Большинство списков Жития приводят запись двадцати одного чуда, происшедших у раки святого. Некоторые, в том числе августовские Минеи Милютина, приводят описания 24 чудес. И сегодня Православная Церковь чтит Блаженного Василия, непобедимого страдальца, покорившего плоть духу, очистившегося от грехов и тлена мира сего, провидца, принимавшего на свои плечи грехи и беды немощных людей и обличавшего людей гордых и властных. По отшествии в мир иной святой продолжает приносить людям счастье и радость исцеления, оказывает скорую помощь и заступничество.

Мария Пронина

На анонсе: Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2006 г.

У храма очень много разных названий. Из них самые известные:

Храм Василия Блаженного, Покровский собор, храм Покрова Божией Матери, собор Покрова Божией Матери на Рву, Покровский храм, Троицкий храм.

Вплоть до 17 века, Покровский храм чаще всего называли Троицким, потому как первоначально на этом месте стоял Троицкий деревянный храм на рву — датированный серединой 16 века. На самом деле стоял он на возвышенности — рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке.

Построен был по приказу Ивана Грозного, в честь победы русского войска над Казанским ханством. (тогда ханство входило в состав Золотой Орды)

Кстати, многие историки утверждают, что Иван Грозный был беспощадным и злым тираном. Может ли тиран отдать приказ построить собор, выражая свою благодарность небесным покровителям? Рассуждать и заострять внимание не хочется… Правды мы все равно не узнаем. Но верится больше, что Иван был адекватным дядькой, и созидал он больше.

Почему храм Покрова Божьей матери

Все очень логично. Все исторические справки ссылаются на день, когда русская армия успешно штурмовала стены Казани. Всюду фигурирует точная дата 1 октября 1552года, в этот день на Руси отмечался праздник Покрова Божьей Матери. Над названием не пришлось долго думать.

Почему храм Василия Блаженного

И здесь все очень логично и просто — в честь Василия Блаженного. А вот с личностью последнего мало кто «знаком». И вообще почему Блаженный, почему Юродивый (не путать с уродливым).

Так вот: в старину юродивыми считали чудаков, отвергающих мирские ценности. Аскетический образ жизни, и немного безумия — основные черты во всех юродивых. А одним из синонимов «юродивый» и было слово — «блаженный». На старославянском блаженными считали тех, кто делал благие, хорошие дела, и в широком смысле блаженный - всякий, кто лицезреет Бога на небесах. По мне — блаженный тот, кто счастлив. А в христианстве, блаженный — особый лик святых.

О Василии Блаженном — интересная история.

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его — не такой как все.

Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». Купец не придал значения слезам чудака, заплатил и вышел. Мастер тот час спросил ученика, отчего тот плакал. Тогда ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, а квас был и вовсе негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.


Графов Виталий Юрьевич Московский чудотворец Блаженный Василий

Вот еще один случай.

Однажды, один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела.

Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал:

«Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.

мощи Василия Блаженного

Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года (иногда упоминается и 1551 год). Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.

В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок». Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.

Основные даты

В 1552 году на Красной площади возле защитного рва, на том месте, где ранее стояла деревянная Троицкая церковь, и был похоронен самый почитаемый русский юродивый – Василий Блаженный, началось строительство нового каменного храма.

В 1588 году по велению царя Федора Иоанновича (великий князь Московский, третий сын Ивана Грозного) в Покровском храме был устроен придел Василия Блаженного, куда в серебряной раке поместили его мощи, и собор часто стали называть храмом Василия Блаженного.


Карл Иванович Рабус.

Еще одна версия — легенда

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер — Иван Яковлевич Барма).

Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» — и разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным.

Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Уникальность архитектурной композиции собора и его символика.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.


Фото: Слава Степанов

Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму.

Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы — Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова.

Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень (навес), которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости.

Самое высокое здание в Москве

Покровский собор на Красной площади стал самым высоким строением Москвы (его высота равняется 60 метров) и являлся таковым до конца 16 века, когда при Борисе Годунове была построена колокольня церкви Иоанна Лествинчика высотой 81 метр.

При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади.

В 1737 году во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного очень пострадал и его пришлось реставрировать. Когда для предотвращения пожаров с Красной площади убрали деревянные церкви, то под его своды перенесли пятнадцать престолов снесенных деревянных церквей, а престол во имя трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого. Также был переименован престол Киприана и Устинии, он стал носить имя святых Адриана и Наталии. Всего на то время у собора было 11 приделов.

Во второй половине 18 века, в годы правления Екатерины II Покровский собор еще раз реконструировали. Были снесены 16 маленьких глав вокруг главных башен, а шатровую колокольню соединили со зданием самого собора. Именно тогда собор стал таким разноцветным, каким мы знаем его и сейчас.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что Наполеон в дни оккупации Москвы его войсками, пожелал перевезти здание храма в Париж, а когда выяснилось, что технически это осуществить невозможно, то приказал взорвать собор вместе с Кремлем. И тогда, когда уже были зажжены фитили у взрывчатки, будто бы пошел дождь и погасил их.

Годы Великой Октябрьской революции принесли храму немало испытаний.

В сентябре 1918 года был расстрелян настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов. А имущество храма было конфисковано. Колокола сняли и отправили на переплавку, сам храм закрыли, но не уничтожили.

В тридцатые годы 20 века Кагановичем, занимавшимся составлением плана генеральной реконструкции Москвы в духе «пролетарской столицы» было вынесено предложение снести Покровский собор. Чтобы освободить место для проведения парадов и демонстраций, которые проводились на достаточно компактной Красной площади. И здесь стоит рассказать об ещё одной легенде.

Говорят, когда Каганович изготовил макет Красной площади со съемной Моделью Покровского собора и принес показать Сталину, то он начал показывать, как по Красной площади двигаются колонны и как им мешает собор. «А если бы его — р-раз!..» – говоря это он одним движением убрал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и неторопливо произнес знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

Так или иначе, а храм выстоял. Большую роль в этом сыграл и архитектор П.Д. Барановский – настоящий подвижник и энтузиаст сохранения русской культуры. Ему приказали готовить храм к сносу, а он категорически отказался это делать, после чего направил наверх довольно резкую телеграмму. Что происходило после этого на самом деле – неизвестно, однако Снос храма Сталин отменил, а Барановский получил несколько лет заключения.


Фото: Слава Степанов

Ещё в 1929 году Покровский собор стали использовать в качестве филиала Государственного исторического музея, посетить его можно и сейчас. В экспозиции находятся образцы холодного и огнестрельного оружия, доспехи 16-17 веков, в башнях-церквях можно увидеть собрание древнерусских икон 15-17 веков, художественное шитье, образцы тканей, поделки из металла. В 70-е годы проводилась очередная реконструкция храма, во время которой в одной из стен была обнаружена винтовая лестница, по которой нынешние посетители музея попадают в центральный храм.

От себя добавлю еще, что быть в Москве и не прийти к стенам Храма, это невежество в самом чистом виде. Несмотря на обилие вездесущих туристов, дорогого стоит немного постоять у величавых стен, задуматься о смысле жизни, насладиться потрясающей архитектурой, аналогов которой нет в мире (вспоминаем вышеупомянутую легенду).





Молитва блаженному Василию, Христа ради юродивому

Несмотря на лишения и невзгоды, испытанные при жизни, блаженный Василий достиг глубокой старости. Скончался святой в возрасте 88 лет, 72 из которых провел в подвиге юродства. Почти весь город собрался на погребение великого угодника Божия. … Сам царь и князья несли тело его в церковь, а митрополит Московский Макарий с сонмом духовенства совершил погребение святого.

Много различных исцелений и чудес происходило у гроба блаженного Василия. Многие из них засвидетельствованы современниками…

Из Жития Василия Блаженного

Слово к читателю

Кто у нас в стране не знает храма Василия Блаженного?

Величественный собор вот уже много веков украшает Красную площадь в Москве. Наверное, каждый россиянин знает, как называется этот храм, но лишь немногие люди задумываются о том, почему одному из самых красивых произведений архитектуры дано это имя.

Перед вами книга, которая позволит вам прикоснуться к чуду.

В ней вы найдете свидетельства о множестве чудес, что происходят в жизни, и которые могут произойти и с вами, если вы найдете в своей душе минуту для обращения к Василию Блаженному. И сделать это можно прямо сейчас, сотворив молитвы и обратившись к образу святого, которые расположены прямо в этой книге.

Христа ради юродивый Василий, чудотворец московский!

Покровитель столицы нашей родины, а через нее, и всех, кто живет на Земле Русской!

Перед юродивым Василием склонял голову сам царь Иван Грозный. Храм его защитил Иосиф Сталин.

Обратитесь к лику святого Василия Блаженного. Молитесь ему. И он не откажет, коли искренней будет ваша молитва и ваше покаяние.

От бурь и катастроф, от пожаров и бедствий, от болезней и плена, от пожаров и греха спасет вас Христа ради юродивый Василий. Защитит вас, ваших близких, ваш дом, город и страну. Ибо сила великая дана тому, кто положил свою жизнь на службу Богу.

От автора

Живем мы с вами во времена суровые и тревожные. Простому человеку нынче не легко. Многочисленные заботы земные переплетаются с сомнениями в Божественном происхождении человека. Когда рядом творится вопиющая несправедливость, когда прав тот, у кого больше прав (и денег), когда дети твои перестают понимать тебя, а ты их, когда с телеэкранов потоками льются грязные сплетни и восхваляются порочные утехи, когда символом успеха становится продажность, – в такое время некоторым из нас трудно поверить в то, что только Господь наш и слуги его – есть наше спасение. Что смирение и молитва – вот, что мы сможем взять с собой на небо. А не дворцы, яхты и волооких любовниц.

Для того, чтобы понять это, необходимо вспомнить любого из русских великомучеников или блаженных. Которые живот свой положили на веру. Которые всегда преклонялись перед Русью Великой. Которые своим примером показали, КАК можно достойно прожить отпущенные Богом годы на земле нашей грешной.

Одним из таких безусловных героев российского православного эпоса является Василий Блаженный.

Тот самый московский старец, проживший на свете 88 лет.

Тот самый, которого почитала вся столица и не только.

Тот самый, что приходил на помощь в людям в далеких городах и на бурном море.

Тот самый российский чудотворец, который одной молитвою исцелял тысячи больных.

…И ничего не изменяется. Василий Блаженный даже во времена советские, как и в наше нынешнее время, людям помогал и помогает.

Вот история, которую по моей просьбе записал мой сосед по комнате, с которым мы в середине 1990-х лечились вместе в санатории.

Пророчество и чудо исцеления

Расскажу о чудесном пророчестве и настоящем чуде исцеления. Я атеистом был, как все вокруг. В советские времена иначе и быть не могло. Ни в Бога, ни в святых не верил. В 70-х годах у матери моей, ровеснице века, начала развиваться возрастная катаракта. Ничего не помогало. К каким врачам мы только ее не водили. Все без толку. А она не то чтобы верующая была, но в церковь иногда ходила, родителей помянуть, свечку за здравие поставить. Вот там батюшка ей и сказал, что надо обязательно помолиться Василию Блаженному, т. к. он всегда помогает страждущим исцелиться от глазных болезней. Я, вообще, в чудеса-то не верил. А мама поверила вдруг. Это само по себе чудо было. Все твердила: «Знаю, знаю, поможет мне чудотворец юродивый Василий». И молилась истово, и поехала по церквам, где лики его были, а церквей тогда работающих не в пример нынешнему, мало было, а службы велись совсем уж в единицах. Вот мать и разъезжала, искала работающие церкви, ставила перед иконами свечи, утро и вечер посвящала молитве, образок Василия, не знаю где взяла, но он всегда при ней был. За два года шесть церквей посетила, а потом в Москву подалась. Помню, было это сразу после Крещения, зимой 1977 года. Я с ней поехал. Привез к храму, и оставил ее там, как просила, а сам пошел по городу гулять. Служб там не ведется, войти нельзя, так что зря сюда мать приехала, думал я. Вернулся, нашел ее у храма. А она вдруг ко мне шагнула, словно увидела издалека. Я ближе подхожу, вижу, лицо у нее печальное, озабоченное. «Не обидел ли кто», – подумалось. А она и говорит мне: «Видишь вот дом большой там? Мне Василий сказал, что еще до Кирилла случится пожар в нем лютый, и люди будут задыхаться от смрадных запахов тлений, и летать будут, но недолго, и разбиваться». Я с болью подумал, что совсем мать плоха стала, все ей что-то чудится. И тут она берет меня под руку и ведет прочь от Красной площади. В тот же день мы сели в поезд и отбыли домой. А мама с того дня стала видеть все лучше и лучше, болезненные ощущения начали проходить. И теперь она видит почти как раньше, до болезни. В семье это была радость. А потом, уже ближе к 8 марта вдруг читаю в газете, что в Москве пожар был, и именно в том здании, на которое мать показывала – в гостинице «Россия». Кто такой Кирилл я не знал, но много лет меня мучил вопрос: какое отношение этот Кирилл имеет к пожару? Только в 92-м, когда мать умерла, начал я тоже в церковь ходить. Потом узнал и про святого Кирилла, и про Василия Блаженного и про многих других чудотворцев. В советские времена о чудесах святых не с руки было рассказывать, так что рассказываю сейчас. А чудотворца Василия почитаю и молитву ему воздаю, в память о матери и чудесном ее избавлении. И верую, и знаю, что чудеса бывают. И пророчества святых сбываются.

Спасибо Василию, московскому чудотворцу! Благодаря ему я пришел к Богу.

Игнатий Павлович, Ярославль

Игнатий Павлович, рассказавший, а потом и записавший для меня эту историю, был человеком глубоко верующим. Мне, молодому тогда человеку, казалось это отчасти странным, отчасти чем-то исконным и древним, но в то же время и невероятно привлекательным. От этого глубокого старца, с которым меня свела судьба, веяло богатырской силой и добротой.

Разница в возрасте у нас с ним была значительной, но вот православный стаж у меня оказался почти на 10 лет больше: в начале 80-х годов я осознал, что без религии человек проживает свою жизнь бессмысленно, и крестился. Игнатий Павлович же крещен был лишь два года назад, но зато знал о православии гораздо больше меня. Наши с ним беседы до того запали мне в душу, что, вернувшись домой, я стал регулярно посещать церковь, блюсти посты и изучать жития святых. И, конечно же, увлекся историей Василия Блаженного. Чудесные иконы с изображением нагого юродивого не слишком любят ханжи. Но сколько же людей, которым помогло обращение к этому святому, встретилось мне за эти годы!

И все мы, каждый из нас, и даже те, кто не верит в чудеса, должны знать и почитать Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

Московский чудотворец Василий Блаженный

Чтобы понять, какой путь прошел Христа ради юродивый Василий, предлагаю уважаемым читателям ознакомиться вначале с энциклопедической справкой более чем вековой давности из знаменитого справочника.

Василий Блаженный

Василий Блаженный – юродивый московский; умер в 1551 г. Память празднуется 2 авг. Мощи находятся в московском Покровском соборе, называемом в народе Василием Блаженным. Василий Блаженный родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша – повествует житие, – В. был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые стали бы на несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, В. ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось. Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство, и начал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубою, но, видя обман, сказал при этом: «Буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер.

В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 г. Василий пришел в Вознесенский монастырь на Остроге, что ныне Воздвиженка, и пред церковью долго молился со слезами, в молчании. Это было предвестием страшного московского пожара, на следующий день начавшегося именно с Воздвиженского монастыря и испепелившего Москву. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, В. впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицею Анастасиею. Василий скончался 2 августа 1551 года.

Сам царь с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал строить Покровский собор, в память покорения Казани. Собор этот известен под названием собора Василия Блаженного.

С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блажен. Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх, и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.

Из «Энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Петербург, 1890–1907 гг.

О чем можно просить в молитве у московского чудотворца Василия Блаженного

Христа ради юродивого Блаженного Василия, московского чудотворца просят:

Об исцелении от слепоты, косоглазия и других глазных болезней,

Об исцелении от эпилепсии, припадков, судорог и других мозговых недугов,

Об исцелении от хромоты, ломоты, паралича и других болезнях ног,

Об исцелении от язв и кожных болезней,

Об исцелении от расстройств, вызванных нервными причинами,

Об избавлении от неудач и катастроф,

О защите от войн междоусобных и спасения на бранном поле,

От плена варварского и идейного,

О силе для покаяния и смирения,

Об избавлении от пожаров.

Многие века Василий Блаженный почитался как целитель и покровитель Москвы, а через нее, и всех проживающих на Земле Русской.

Молитва блаженному Василию, Христа ради юродивому:

О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго; и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно преити, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

2 года назад, когда у меня почти перестал видеть правый глаз, я пошел к врачу. Он сказал, что у меня какая-то форма глаукомы (я не запомнил). Голова часто разламывалась от боли, вдруг возникала тошнота, появилась светобоязнь, глаз слезился, роговица жутко увеличилась. Сначала я капал капли, потом сразу несколько разных видов капель. Потом решился на операцию. Симптомы после нее стали полегче. Но все равно было неприятно. И только, когда я, по совету друзей, сходил этим летом в нашу церковь и помолился Василию Блаженному за исцеление глаза, наступило облегчение. Врачи даже удивились, и все спрашивали – не принимаю ли я каких-то новых препаратов? А я в ответ только улыбаюсь и мысленно благодарю блаженного Василия…

Никита Раков, 61 год, Волгореченск, Костромская область

Я много работаю у компьютера, работа секретаря обязывает. И вот, весной, вдруг, у меня резко развился, так называемый «синдром сухого глаза». Появился зуд, жжение, раздражение и покраснение глаз. Я почти не могла смотреть телевизор и работать на компьютере, – дискомфорт был ужасный. Иногда зрение просто расплывалось, и, только часто и долго моргая, я могла его восстановить. Иногда же начиналось такое слезотечение, что серьезно окружающие боялись за мое здоровье. И тут к нам из Краснодара приехал дядя Иван, который только посмеялся над моими хворями. Он так и сказал:

– Живите в Москве, и не знаете, что надо просто помолиться московскому старцу Василию Блаженному! Он в глазных делах – главный помощник.

Я отнеслась к его словам с недоверием. Но в храм все же пошла… И, о, чудо! Уже через неделю моя болезнь исчезла совсем! Спасибо российскому чудотворцу!

Вера Лямкина, Москва

Житие блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца

Казалось бы, о чем еще можно рассказать, когда, вон, как все подробно и с душой описано в знаменитом словаре. Ан, нет. Ведь это только поверхностная канва жития российского чудотворца. Без особого понимания того факта, что Василий «блаженным» был назван за всю жизнь свою многострадальную, за все те грехи, которые он замолил за своих сограждан, за то, что смог остаться ЧЕЛОВЕКОМ в жесточайшее время.

И именно потому он и поныне помогает людям. Покаявшись и обратившись к чудотворцу с чистым сердцем, каждый может рассчитывать на его помощь.

Откуда же узнаем мы о житии блаженного Василия, московского чудотворца?

Василий Блаженный

Наиболее ранним источником, сообщающим о Василии Блаженном, является «Книга степенная царского родословия» (1-я редакция создана ок. 1563). Сведения из нее были заимствованы в житие Василия Блаженного, известное в трех разновидностях: полной, сокращенной и особого состава (последняя является компиляцией первых двух редакций, дополненной описанием прижизненных чудес святого). Все три редакции жития с дополнениями о Василии Блаженном изданы прот. И. И. Кузнецовым.

Древнейший список полного жития сохранился в составе августовской Четьи Минеи (ГИМ. Чуд. № 317. Л. 60–99, кон. XVI в.; озаглавлен «В той же день житие вкратце и слово похвальное святому и праведному Христа ради оуродивому, богоблаженному Василию, досточудному новому чудотворцу Московскому»). За житием следуют похвальное слово, чудеса (24) и два сказания – о видении, бывшем Василию Блаженному в 1521 г. перед нашествием на Москву крымского хана Магмет-Гирея, и о предсказании святым пожара в Москве 21 июня 1547 г. (оба заимствованы из Степенной книги). Полное житие Василия Блаженного было составлено по распоряжению Патриарха св. Иова, по-видимому, вскоре после канонизации Василия Блаженного, не ранее 1589 г. Пространный текст жития содержит краткое и неточное жизнеописание, выдержанное в стиле «плетения словес».

Сокращенное житие известно в трех списках, из которых самый ранний опубликован в Прологе (М., 1660). В этом варианте изменена хронология жизни святого, текст полного жития сокращен и отредактирован. Данная редакция возникла, по-видимому, ок. 1646 г., поскольку в Святцах (М., 1646) опубликованы текстуально сходные с ней отрывки. Сказания о прижизненных чудесах Василия Блаженного, являющиеся отличительной чертой разновидности жития особого состава, известны по спискам № 41 из собр. Кузнецова и по списку Покровского собора 1803 г. (обе рукописи утрачены, известны по публикациям Кузнецова). Описание прижизненных чудес Василия Блаженного было создано не ранее второй пол. XVII в., тогда же оно было скомпилировано с отрывками из полного и сокращенного житий. В более ранних рукописях описаны только посмертные чудеса блаженного; в житии полной редакции упомянуто, что «житие его Бог прослави и чудесы, паче же по преставлении неизреченными чюдесы больным целитель, печалным оутешение» (Житие. С. 55). Поздние памятники, посвященные Василию Блаженному, стремятся к детализации в описании жизни святого, источником которой являются московские предания. Сведения о Василии Блаженном содержатся также в «Новом летописце», Пискаревском летописце, ряде кратких рус. летописцев XVII–XVIII вв., в записках Дж. Флетчера «О государстве Русском».

Часть статьи V т. «Православной энциклопедии», М., 2002 г.

Детство и отрочество

По многим источникам Василий родился в декабре 1468 г. от отца Иакова и матери Анны недалеко от Москвы в селе Елохове. Это сейчас эта местность является, чуть ли не центром Москвы. А в те, давние времена, это была, казалось, Богом забытая подмосковная окраина. Сельцо Елох известно с XIV века, со времен Дмитрия Донского. «Елох», «елоха», по словарю Даля, – это ольха. Вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец, взятые ныне в трубы. В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.

Родители св. Василия Блаженного Иаков и Анна молятся о чадородии. Клеймо иконы «Св. Василий Блаженный в житии». XVII–XIX вв. (ГИМ)

Родители Василия были крестьянами, людьми простыми и добрыми. В летописях XVII в. так и говорится: «Святой Василий был сыном простых родителей». По полному житию известно, что Иаков и Анна испросили себе ребенка молитвами.

По преданию, Василий родился на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, где в этот момент его мать горячо молилась Господу нашему. И тот услышал ее и дал ей сына, который впоследствии стал чудотворцем.

На этом примере, мы видим, что искренняя молитва всегда помогает. И, не только людям, но и целым селениям, но об этом речь ниже пойдет.

Об отрочестве Василия остались довольно скудные сведения. Известно только, что родители воспитывали его в благочестии. А он всегда послушал их и был примерным сыном. Конечно, в крестьянской семье его никто не обучал грамоте. Зато, чтить Господа он научился с младых ногтей. И пронес это почитание через всю свою долгую и трудную жизнь.

И только в одном документе (т. н. списки «Житие Василия Блаженного», XIX в.) удалось найти такие слова:

«Егда доспе возраста того ж в нем же обычно отроку навыкати научитися рукоделию, грамоте бо не учися, но отдан бысть родительми рукоделию сапожному, и зело то ремесло добре извыче».

Поэтому чаще всего в летописях говорится, что в 16 лет Василий был отдан в ученики одному московскому сапожнику. Тот жил и работал в Китай-городе, почти рядом с Кремлем. Казалось, вот она – великая удача для крестьянского сына. Попасть в услужение к мастеру, как бы сегодня сказали, «престижной профессии»! Да еще и жившему совсем недалеко от царских палат! Это ли не знак благосклонности судьбы, сулившей преуспевание?


Св. Василий Блаженный прощается с родителями. Миниатюра из жития Василия Блаженного. Нач. XIX в. (ГИМ. Муз. № 32. Л. 107 об.)

Но Божье провидение и светлая душа отрока Василия стремились не к этому. Не к благосостоянию, а благочестию . Не к славе мирской, а служению правде и подвижничеству . И уже вскоре чудесные способности юноши предстали пред миром…

Однажды к мастеру, наставлявшему Василия, пришел купец, и попросил сделать ему сапоги. Мастер согласился. Купчишко тот был молод и богат. И привез на нескольких баржах в Москву продавать хлеб. Он был здоров и видом и телом. Громким голосом, заполнившим всю мастерскую, купец заказал сапоги. И особенно настаивал на том, чтобы они были крепкими. Да такими крепкими, чтобы он мог их потом носить целый год. Отрок же Василий только глянул на купца, вздохнул, да и сказал: «Сошьем мы тебе сапоги такие, что и не износишь их». При этом слезы стали капать из его глаз, будто увидел он что-то печальное или скорбное. Мастер удивился поведению своего ученика, но пообещал гостю сделать сапоги за две недели, и заказчик дал ему хороший задаток.

Как только купец ушел, Василий еще раз тяжело вздохнул, а потом, утирая слезы, почти прошептал: «А деньги то его пропадут понапрасну…». Тогда мастер рассердился и вскричал: «Здесь, Вася, денег напрасно не берут». На что подмастерье расплакался еще больше и ничего не сказал в ответ. Но мастер его не успокоился и стал донимать отрока недоуменными вопросами. И только тогда его ученик объяснил, что купец никогда не обует эти сапоги, так как очень скоро скончается.

Конечно, сапожник не поверил ни одному слову Василия и начал тачать сапоги. Когда же через две недели он принес ладно сделанные сапоги заказчику прямо ему на баржу, то сразу увидел великое количество народу, пришедшего на похороны внезапно скончавшегося накануне купца. Тогда то он сразу вспомнил пророческие слова своего ученика. И пришел в удивление и ужас.

С того самого времени тот сапожник и начал почитать Василия Блаженным.

Он понял, что его ученик – НЕ обыкновенный человек.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: