Кто такой апологет. Что такое Апологет? Значение и толкование слова apologet, определение термина

1) защитник какого нибудь взгляда, мнения, теории, действий и т. д.; 2). защитник христианской религии от нападков язычников в первые века христианства. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907.… … Словарь иностранных слов русского языка

АПОЛОГЕТ - АПОЛОГЕТ, апологета, муж. (книжн.). Выступающий с апологией кого чего нибудь. Апологет толстовства. (первонач. название ранних писателей, защищавших христианство; срн. апологетика.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АПОЛОГЕТ - АПОЛОГЕТ, а, муж. (книжн.). Тот, кто выступает с апологией кого чего н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

апологет - а, м. apologétique? > нем. Apologet. един. См. Апологист. Они находят себе аположетов.., которые.. всякий протест против хищничества приравнивают к потрясению основ. РВ 1882 8 862. Реформисты и ревизионисты всегда, раньше и теперь,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

апологет - апология (апологет) защитительное слово, оправдание Апологет защитник. Ср. Я в первый раз слышу такую апологию о действиях этих господ, которых многие обвиняют. *** Ср. В 1856 г..., говорит Ю.Ф. Самарин (зап. о крепостном состоянии), в нашей… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Апологет - В Викисловаре есть статья «апологет» Апологет (от греч … Википедия

Апологет - I м. Тот, кто отличается апологией [апология II], апологетикой [апологетика II], неумеренным, тенденциозным восхвалением чего либо или кого либо. II м. Раннехристианский писатель II III вв., защищавший принципы христианства от критики… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

апологет - апологет, апологеты, апологета, апологетов, апологету, апологетам, апологета, апологетов, апологетом, апологетами, апологете, апологетах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Апологет - тот, кто выступает с апологией (защитой, обычно предвзятой; неумеренным, чрезмерным восхвалением) чего либо; в переносном смысле ярый приверженец какой либо идеи, направления или кого либо … Начала современного естествознания

Книги

  • Творения Тертуллиана, христианского писателя (в 4 частях). Часть четвертая , Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан родился в Карфагене около 160 года в семье сотника. Получил юридическое и риторическое образование, выступал в Риме как судебный оратор. Около 195 года… Купить за 873 руб
  • Кардинал Джон-Генри Ньюмен Богослов апологет писатель , Никольский Е.. Впервые на русском языке выходит монография, посвященная анализу жизненного пути, богословских и религиозно-философских взглядов выдающегося английского мыслителя кардинала Джона-Генри…

АПОЛОГЕТ, -а, м. (книжн.). Тот, кто выступает с апологией кого-чего-н.


Смотреть значение АПОЛОГЕТ в других словарях

Апологет — апологета, м. (книжн.). Выступающий с апологией кого-чего-н. толстовства. (Первонач. название ранних писателей, защищавших христианство; ср. апологетика.)
Толковый словарь Ушакова

Апологет М. — 1. Тот, кто выступает с апологией кого-л., чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Апологет — -а; м. [от греч. apologētēs - сторонник, защитник]. Тот, кто выступает с апологией какой-л. идеи, учения; защитник, приверженец кого-, чего-л. (первоначально о раннехристианских........
Толковый словарь Кузнецова

Апологет — (гр. apologetikos защитительный) - тот, кто выступает с апологией чего-либо; защитник какого - либо учения.
Политический словарь

Апологет — - раннехристианский богослов и философ, пропагандировавший преимущества новой религии по сравнению с верованиями Римской империи, обосновывавший ее высокие нравственные........
Исторический словарь

Герман, Апологет Поморской Общины — - саратовский монах, плодовитый апологет поморской общины. Родился в 1710 г., умер в 1778 г. Подробных биографических сведений о нем мы не имеем. С уверенностью можно утверждать........
Большая биографическая энциклопедия

АПОЛОГЕТЫ

АПОЛОГЕТЫ

(от греч. apologeomai защищаю)

собирательное раннехристианских писателей-философов, защищавших в своих трудах принципы христианства от критики со стороны нехрист., языческих правителей и ученых. В своих посланиях апологеты обосновывали преимущества моральных принципов своего вероучения, возможности принятия христианства в качестве государственной религии. Из апологетических трудов наибольшую представляют послания Юстина Мученика, прозванного «Христом в философской мантии». См. также Патристика.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АПОЛОГЕ́ТЫ

(в раннем христианстве) (от греч. ἀπολογέομαι – защищаю) – наименование богословов 2–3 вв., выступивших с обоснованием и защитой христианства. Наиболее крупными из А. являлись Юстин Мученик ( . ок. 165; "Апология", "Беседа с Трифоном иудеем"), Татиан (ум. ок. 175; "Речь к эллинам"), Афинагор (ум. ок. 177; "Прошение по делам христиан"), Тертуллиан ("Апологетика") и Минуций Феликс (ум. ок. 240; "Октавий"). А. выступали против нападок на как со стороны гос. властей, так и со стороны "языческих", т.е. античных, философов. Нек-рые из соч. А. были направлены против раннехрист. ересей. В борьбе с антич. образованностью А. постепенно пришли к отрицанию не только философии, но и разума вообще, к-рому они противопоставили слепую веру. Так, к философии и разуму нашла в произведениях Тертуллиана, провозгласившего: "верую, потому что это абсурдно". Однако, несмотря на враждебное к античной философии, А. не могли все же избежать ее влияния. Факты совпадения ряда положений христ. вероучения с нек-рыми идеями античной идеалистич. философии А. объясняли влиянием христианства на философов (Татиан). В возможности такого влияния строились фантастич. хронологич. схемы. В др. случаях все объяснялось деятельностью демонов (Юстин). В совр. переносном значении А. – защитники реакционных идеологических течений и систем.

Лит.: Тексты сочинений А. собраны в кн.: Сочинения древних христианских апологетов, рус. пер. П. Преображенского, СПБ, 1895; Otto J. С. Тh. vоn, Corpus apologetarum. Christianorum saeculi secundi, v. 1–9, Jenae, 1857–81; Die ältesten Apologeten. Texte.., hrsg. von E. J. Goodspeed, Göttingen, 1914; Quasten J., Patrology, v. 1–2, Utrecht – Brussels, 1950–53.

И. Крывелев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АПОЛОГЕТЫ

АПОЛОГЕТЫ (от греч. ?πολογία-ηащита, оправдание)-в узком смысле слова-отцы Церкви 2 в., отстаивавшие христианство перед императорской властью и опровергавшие предрассудки образованного языческого общества; в более широком смысле-христианские авторы также и 3-5 вв., боровшиеся в своих сочинениях против язычества. Апологеты являются первьми богословами христианского мира, а может считаться первым жанром патриотической литературы, специфичность которого в том, что он имеет точно фиксируемое начало и не имеет определенного завершения.

В задачу апологетов входило: отвести обвинения от христиан; добиться терпимого отношения к христианской религии со стороны государства; в сопоставлении греческой философии с христианской мыслью доказать и преимущество последней. Началом литературной деятельности апологетов был , когда христианство решилось выйти из замкнутости и представить себя как высшее осуществление культурных стремлений общества. В этом смысле апологетика не “эллинизация христианства”, а полноценный с языческой философией, в котором христианство осваивало ее понятийный и трансформировало его в религиозно-богословском ключе. Кроме того, апологетика предлагала осмыслить всю предшествовавшую как ступень на пути к истине, которая была открыта Христом и которую воплотило христианство.

Апологеты обращались не только к членам Церкви как мужи апостольские, но и к нехристианам. Апология писалась в форме речи или диалога, составленного по всем правилам классической риторики, и была изначально рассчитана на широкое распространение. Образцом для апологетов служила защита Сократа перед афинским судом; они стремились не только отвести враждебные об

винения в инцесте, детоубийстве и каннибализме, порождаемые слухами о тайных евхаристических собраниях, но и доказать нелепость и безнравственность языческих мифов, противопоставляя их истинному учению о монотеизме и воскресении. Аргументы в пользу истинности христианства были таковы: 1) высокая христиан ( к ближнему); 2) предсказания пророков о Христе; 3) единство между Ветхим и Новым Заветом: христианство древнее язычества, так как Моисей древнее греческих поэтов и философов; 4) чудеса Христа, противоположны чудесам магов, действовавших с помощью силы демонов. Помимо антиязыческого направления апологетики (Юстин, Татиан , Афинагор, Феофил Антиохийский, Мелитон Сардийский, Минуций Феликс, Тертуллиан) выделяют направление антииудейской критики, основанное на библейской экзегезе (Аристон, Юстин), а также антигностическое направление (Юстин, Феофил Антиохийский, Тертуллиан), связанное уже с внутрицерковньми догматическими разграничениями. В теоретическом плане у апологетов центральное место занимает соотношения трансцендентного Бога и ипостасей. Заимствуя свое Бога из платонизма, апологеты сближали его с библейским Богом. Их определения первоначала, как , апофатичны: непостижимость, несказанность, запредельность мира. Опираясь на пролог к Евангелию от Иоанна, апологеты разработали свою христологию, стержнем которой явилась Логоса, носящая в большей степени космологический, чем теологический . Логос (Ум , София), вторая , как извечно присутствующая в первоначале , становится энергией и являет себя только в акте творения мира. Согласно этому взгляду, обнаруживающему влияние Аристотеля, Логос оказывается субстанциально подчиненным Отцу (субординационизм), который производит Его из Себя в качестве посредника между Собой и миром. Перенося это отношение в антропологическую сферу, апологеты пытались прояснить его посредством стоического разделения “внутреннего” и “произнесенного слова”. Апологеты учили также о “семенном Логосе” (еще один стоический ) - разумном принципе, который присутствует во всех вещах и образует внутренний вселенной. В сотериологии апологетов как самое совершенное Логоса рассматривается его воплощение в человеке, открывающее спасения. В целом, греческие апологеты 2 в. определили христианской догматики (христология и триадология), однако, начиная уже с Иринея Лионского, отцы Церкви искали пути преодоления тенденций рационализма и субординационизма, свойственных ранней апологетике. Corpus apologeticum открывается апологиями Кодрата и Аристида, адресованными императору Адриану в 125. Следующими в ряду стоят произведения Аристона Пелльского (несохранившийся “Диалог Иассона и Паписка”, ок. 140), который устами иудео-христианина Иассона доказывал божественность Христа на основании Ветхого Завета, и Юстина Философа и Мученика, одного из самых значительных апологетов. Последний в двух своих “Апологиях”, большой и малой, адресованных Антонину Пию (150/155) и Марку Аврелию (ок. 161), опровергает обвинения против христиан, излагает христианской религии и доказывает на основании ветхозаветных пророчеств божественность Христа. Не противопоставляя Веру и , Юстин считает лучших греческих философов учениками Моисея и предшественниками христиан (традиция , идущая от Филона Александрийского до Климента Александрийского). В значение и что почитание Христа не противоречит вере в единого Бога. Татиан в “Речи против эллинов” (до 161) занимает резко отрицательную позицию в отношении всей греческой культуры; в богословии он находится под сильным влиянием Юстина. Афинагор Афинянин, один из самых глубоких апологетов, автор “Прошения за христиан” (ок. 177) и трактата “О воскресении мертвых”, в котором приводит рациональные доводы в пользу монотеизма и воскресения; избегает субординационизма, угверяедая сущностное единство ипостасей. Феофил Антиохский в трех книгах “К Автолику” (после 180) говорит о познании Бога, о Троице, о Логосе (Слове внутреннем и слове произнесенном), о грехопадении и спасении, суеверии язычников и мудрости пророков. Мелитон Сардийский, написавший апологию “Слово о вере” (ок. 172), известен своим трактатом “О Пасхе”, представившим малоазийскую традицию празднования Пасхи. В трактате поднимаются проблемы соотношения двух Заветов, христологии и сотериодогии. Автор анонимного “Послания к Диогнету” с моральнопрактических позиций разъясняет язычнику основные положения христианства, отвечая на вопросы об отличии его от других культов, о смысле любви к ближнему, о возрасте своей религии. Написанное хорошим стилем и с большой тщательностью “Послание” принадлежит к числу лучших памятников раннехристианской литературы. Этот замыкают менее значительные апологеты, писавшие в самом конце 2 в.: Ермий (“Осмеяние внешних философов”, ок. 200), Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский. Африканская апологетика, являющаяся одновременно началом латинской патристики, представлена именами Минуция Феликса и Тертуллиана. Диалог Минуция Феликса “Октавии-это собрание обычных апологетических аргументов, однако его выделяют как риторического искусства. Тертуллиан написал несколько апологетических сочинений: две книги “Против язычников” (197), содержащие морально-религиозные возражения, “Апологетик” ( . 197), рассматривающий исключительно политические обвинения против христиан, а также “О свидетельстве души”, “К Скапуле” и “Против иудеев”, в котором говорится о том, что даже язычники причастны милости Божьей и что Ветхий Завет возмездия должен уступить место Новому Завету любви.

На Востоке критическую линию апологетов в 3 в. продолжают Климент Александрийский и Ориген (“Против Цельса”), в 4в.-Евсевий Кесарийский, который дополняет ранних апологетов множеством фактов, заимствованных из античной литературы и истории, и Афанасий Александрийский (“Против язычников”); в 5 в. ее завершает “Исцеление языческих болезней” Феодорита Кирского. На Западе продолжателями этой линии выступили в 4 в. Лактанций (“Божественные наставления”) и в 5 в.-Августин (“О Граде Божием”).

Источ.: Иустин Философ, св. Соч. М., 1892; Афиногор Афинянин. Предстательство за христиан.-“Вестник Древней Истории”, 1993, Приложение, с. 237-279; Тертуллиан. Избр. соч. М., 1994; Ориген. Против Цельса, пер. с греч. Л. Писарева. Б. м., 1996; Ранние отцы церкви: Антология. Брюссель, 1988; Отцы и Щ в. Антология, т. 1-2. М., 1996; Theophili episcopi Antiochensis, Libri très ad Autolycum. A Diognete.-“Sources chrétiennes” (P.), 1971, N 172; Hennins. Satire des philosophes païens, 1993,-Ibidem, N 398. Лит.: Реверсов И. П. Защитники христианства (Апологеты). СПб., 1898; Спасский А. Эллинизм и христианство. Сергиев Посад, 1914; Неретина С. С. Верующий . К истории средневековой философии. Архангельск, 1995; Сидоров А. И. Курс патрологии. М., 1996, разд. 2: Греческие апологеты 2 в.; Chadwick ΰ. Early Christian thought and the classical tradition. Oxf., 1966; Hamack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd. I. Tub., 1905; Pépin J. De la philosophie ancienne à la théologie patristique. L., 1986.

A. M. Михайловский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "АПОЛОГЕТЫ" в других словарях:

    ГИСТЫ, греч., от apologeisthai, защищаться. Защитник чьего нибудь мнения, действия и проч. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. АПОЛОГЕТЫ древние христианские… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от греч. apologeomai защищаю) ..1) собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2 3 вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов. Среди апологетов Юстин Мученик, Ориген, Тертуллиан2)] В… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от греч. защитительная речь), раннехристианские полемисты П Ш вв., в обстановке законодательных запретов и литературных нападок защищавшие христианство перед образованными и влиятельными кругами греко римского общества, добиваясь для него… … Энциклопедия культурологии

    - (от греч. apologeomai защищаю) собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2 3 вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов. Среди апологетов Иустин Мученик, Ориген, Тертуллиан; в переносном… … Политология. Словарь.

    - (от греч. apologéomai защищаю), 1) собирательное название раннехристианских писателей, главным образом II III вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов. Среди апологетов Юстин Мученик, Ориген, Тертуллиан.… … Энциклопедический словарь

    Апологеты - так называли раннехристианских богословов и философов, пропагандирующих преимущества новой религии по сравнению с другими верованиями Римской империи. Апологеты обосновывали высокие нравственные принципы и полезность учения Христа для общества.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    - (от греч. apologeormai защищаю) собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2 3 вв. (период гонения на христиан со стороны римских властей), защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов… … Большая советская энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    1) защитник какого нибудь взгляда, мнения, теории, действий и т. д.; 2). защитник христианской религии от нападков язычников в первые века христианства. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907.… … Словарь иностранных слов русского языка

    АПОЛОГЕТ, а, муж. (книжн.). Тот, кто выступает с апологией кого чего н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    апологет - а, м. apologétique? > нем. Apologet. един. См. Апологист. Они находят себе аположетов.., которые.. всякий протест против хищничества приравнивают к потрясению основ. РВ 1882 8 862. Реформисты и ревизионисты всегда, раньше и теперь,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Апология (апологет) защитительное слово, оправдание Апологет защитник. Ср. Я в первый раз слышу такую апологию о действиях этих господ, которых многие обвиняют. *** Ср. В 1856 г..., говорит Ю.Ф. Самарин (зап. о крепостном состоянии), в нашей… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    В Викисловаре есть статья «апологет» Апологет (от греч … Википедия

    апологет - а, чаще мн. апологе/ты, м. 1) Название раннехристианских писателей II III вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов (иудеев и язычников). 2) перен., книжн. Ярый приверженец и активный защитник какой л. идеи, мнения … Популярный словарь русского языка

    I м. Тот, кто отличается апологией [апология II], апологетикой [апологетика II], неумеренным, тенденциозным восхвалением чего либо или кого либо. II м. Раннехристианский писатель II III вв., защищавший принципы христианства от критики… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Апологет, апологеты, апологета, апологетов, апологету, апологетам, апологета, апологетов, апологетом, апологетами, апологете, апологетах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    Апологет - тот, кто выступает с апологией (защитой, обычно предвзятой; неумеренным, чрезмерным восхвалением) чего либо; в переносном смысле ярый приверженец какой либо идеи, направления или кого либо … Начала современного естествознания

Книги

  • Творения Тертуллиана, христианского писателя (в 4 частях). Часть четвертая , Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан родился в Карфагене около 160 года в семье сотника. Получил юридическое и риторическое образование, выступал в Риме как судебный оратор. Около 195 года…
  • Кардинал Джон-Генри Ньюмен Богослов апологет писатель , Никольский Е.. Впервые на русском языке выходит монография, посвященная анализу жизненного пути, богословских и религиозно-философских взглядов выдающегося английского мыслителя кардинала Джона-Генри…


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: