Марксизм основное содержание. Основы марксизма

История 19 века богата на различные философские идеи, течения, которые впоследствии изменили все общественное устройство вплоть до современности. Среди выдающихся философских идей отдельным учением (особенно для нашей страны) стоят идеи марксизма. Влияние теорий и философии Карла Маркса на мировую историографию неоспоримо и среди многих видных исторических деятелей считается самым выдающимся в истории общества не только в 19 и 20 веках, но и за весь период существования цивилизации.

Вконтакте

Возникновение марксизма

Теория о новом экономическом способе производства возникла как естественное явление производственных процессов и экономического уклада тогдашней Европы.

Появление и значительное распространение нового класса – рабочих фабрик и заводов, в значительной мере изменило род социальных и .

Развитие капитализма выражалось в активной эксплуатации рабочих, начиная с 30 годов 19 века. Это явление сопровождалось не улучшением уровня жизни рабочего класса, а стремлением получение как можно большей прибыли и увеличения производительности производств. Капитализм, имея основной целью получение прибыли, не считался с правами и потребностями эксплуатируемого класса.

Сам общественный уклад и наличие неразрешимых противоречий между классами требовали появления новой теории взаимоотношений в обществе. Это марксизм. Последователей Маркса закономерно носили название — марксисты. К самым известными последователями данного движения являлись В.И. Ленин, И.В. Сталин, Мао Цзэдун, Ф. Кастро. Все эти политические деятели способствовали активному развитию идеи марксизма в обществе и строительству социализма во многих странах.

Внимание! Марксизм — это превалирование экономических отношений по сравнению со всеми другими аспектами развития общественных связей – материализмом.

Философия марксизма

Идеи Маркса получили свое закрепление в середине 19 века. Это была эпоха бурного развития капитализма, гигантского скачка промышленности Германии (Карл Маркс был немцем) и усложнения общественных отношений между различными слоями населения.

Как яркий и непревзойдённый философ, Маркс закрепил основные положения теории в своем произведении «Капитал» .

Этот труд закрепил основные идеи материализма и экономическое обоснование нового общественного строя, впоследствии изменившего мир – коммунизма. Классический марксизм характеризовался особыми постулатами. Основные положения марксизма кратко и понятно:

  • Учения мыслителя базировались на материализме общества. Эта теория означала первичность материи перед сознанием, и является чисто философской категорией понимания бытия. Однако, не исключая, а дополняя свои взгляды теориями диалектики в последующем, философия марксизма приобрела материалистически-диалектический характер.
  • Разделение общества не на социальные группы и сословия, как было принято ранее в большинстве социологических учений, а на страты, то есть классы. Именно Карл Маркс первым, кто ввел это понятие, как вид разделения всего общественного устройства. Данный термин тесно связан с материализмом, и выражается в иной классификации общественных отношений между различными представителями общества. Социология марксизма в данном учении понимается, прежде всего, два основных вида – это класс рабочих (эксплуатируемый) и класс капиталистов (эксплуататоров) и взаимодействие между ними на основе товарно-денежных условий;
  • Новый способ понимания экономических отношений между классами, основанный на диалектическом материализме, как применения производственных отношений новой формации (при непосредственном участии рабочих).
  • Экономика образует общество. Именно экономические (производственные отношения) являются базисом для всего общества, первоисточником человеческих отношений. Проще говоря, товарно-денежные и производственные отношения между людьми (изготовление, распределение, продажа ) являются самым главным в отношениях между различными классами и слоями людей. Этот постулат в последующем был закреплен и активно развит в новом учении – экономическом коммунизме.

Разделение на экономические формации

Одним из важнейших постулатов в учении Маркса стало разделение всего исторического периода развития человечества на несколько основных экономических и производственных формаций.

Некоторые историки называли их классами, некоторые стратификацией.

Но смысл от этого не менялся — в основе экономических философий лежит деление людей на классы.

Также примечательно, что в основе формаций лежит принцип производства товаров, приспособлений на основе которых общество и развивалось. Принято выделять 6 таких формаций:

  • Первобытно-общинный строй. Самый первый исторический период развития человеческого общества. С формированием начального периода накопления отсутствует разделение на какие-либо классы или сословия. Вся собственность общины (коллектива) всеобща, и не имеет определенного собственника. При этом учитывая лишь изначальный этап развития человеческого общества, орудия добычи и производства находились на сугубо примитивном уровне и не позволяли производить или собрать достаточно продукции, кроме необходимой лишь для выживания. Такая формация получила наименование примитивного коммунизма именно из-за того, что собственность находилась в руках общины и отсутствовала эксплуатация населения, в собирательстве участвовало все общество.
  • Азиатская формация. Также такой период в истории иногда именуется государственно-общинным строем , так как в последующем при развитии инструментария добычи и совершенствованием способов производства людям удалось получать прибавочный продукт, то есть в обществе происходило накопительство и стали появляться излишки ценностей. Для того, чтобы распределять продукцию и осуществлять централизованный контроль в обществе стал выделяться управленческий класс, который осуществлял лишь управленческие функции и не занимался непосредственным производством продукции. В последующем он (знать, жрецы, часть воинства) образовал элиту государства. Данная формация также отличается от предшествующей наличием и появлением такого понятия, как частная собственность, в последствии именно при данной формации стали появляться централизованные государства и аппарат управления и принуждения. Это означало экономическое и впоследствии политическое закрепление расслоение населения и появление неравенства, что послужило предпосылками к появлению новой формации.
  • Рабовладельческий строй. Характеризуется сильным общественным расслоением и дальнейшим совершенствованием орудий добычи. Накопление первоначального капитала закончилось, а размер добавочного продукта увеличился, что привело к появлению нового класса людей – рабов. В различных государствах положение рабов отличалось, однако общим было полное бесправие. Именно в эту эпоху сформировалось представление об эксплуатируемом классе, как о немых орудиях исполнения воли господ. При том, что производством в ту эпоху занимались именно рабы, они не имели никакой собственности и не получали никаких привилегий или дивидендов от выполняемой работы.
  • Феодализм. Период в истории, который отличается появлением различных сословий, однако также главным образом разделение происходило уже не на рабов и господ, а на зависимых крестьян и представителей знати и духовенства. В этот период происходит законодательное закрепление зависимости крестьян, однако в период этой эпохи крестьяне обладали минимальным набором прав и получали небольшую часть производимого ими продукта.
  • – характеризуется существенным развитием средств производства и развитием общественных отношений. В это время происходит значительное расслоение общества и распределяемых благ в социальной структуре. Появляется новый класс – рабочие, которые обладая общественным сознанием, волей и самовосприятием не имеют социальных прав и отчуждены от распределения и пользования основными общественными благами. Класс капиталистов малочисленен, но при этом диктует свою волю и пользуется абсолютным большинством добавочного продукта. Власть реформируется и преобразуется от власти монархии, как в период феодализма к различным формам выборной . Также положение рабочих отличалось невозможностью накопления первоначального капитала без принудительного труда;
  • Коммунизм – высшая форма развития общества. Суть данной формации заключалась в том, что средства производства должны достичь такого уровня, при котором вся собственность, вне зависимости от ее ценности, становится общественной (общей) , однако уровень производства может обеспечить потребности всех граждан. Классы при такой формации исчезают, все люди имеют одинаковые права и социальное положение, выполняя при этом свою функцию. Это и были основные черты коммунистического строя.

Важно! Достичь коммунизма в истории никому не удалось, несмотря на многочисленные попытки различных государств, поэтому его часто называют утопией.

Что такое марксизм, кратко

Философия и подходы марксизма

Вывод

Появление и последующее развитие марксизма послужило одной из явных причин глобальных общественных изменений в жизни человечества. С появлением СССР теории Маркса получили свое прикладное значение, какие были усовершенствованы и в течении 70 лет наша страна двигалась к построению коммунизма, однако такие попытки не увенчалось успехом. В целом, идеи Маркса положительно повлияли на положение рабочих во всем мире, несмотря на общественный строй, и заставило капиталистов хоть и в незначительной степени улучшить социальный их статус.

Карл Маркс (1818-83) -- мыслитель, немецкий экономист, философ и политический мыслитель, создатель (наряду с Фридрихом Энгельсом) марксизма. Родился 5 мая 1818 года, Трир. Скончался 14 марта 1883 года, в Лондоне.

Карл Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции.

Основные труды Карла Маркса: «Экономическо-философские рукописи» (1844); «К критике гегелевской философии права» (1844); «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845-46), обе совместно с Ф. Энгельсом; «Нищета философии» (1847); «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850); «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852); «Гражданская война во Франции» (1871); «Критика Готской программы» (1875).

Принципиальное отличие экономической теории Маркса от предшествующих прежде всего в том, что капиталистический строй рассматривается в ней с классовой позиции пролетариата. Маркс пришел к выводу, что этот строй вовсе не является «вечным», «естественным», «отвечающим природе человека». Напротив, он полагал, что капитализм рано или поздно будет революционным путем заменен другой общественной системой, в которой не будет места частной собственности, эксплуатации человека человеком, неравенству и нищете широких народных масс.

Фундаментом грандиозного здания марксистской политической экономии является так называемая трудовая теория стоимости. Суть ее в том, что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством человеческого труда, который затрачен на их производство. Основы этой теории были заложены еще в трудах А. Смита. Однако Маркс внес в эту теорию принципиально новый элемент - представление о двойственном характере труда, который является одновременно и «абстрактным», и «конкретным». Причем абстрактным трудом создается «стоимость» товаров, которая делает их однородными и соизмеримыми, а конкретным трудом - материально-вещественная форма товара, которую он назвал «потребительной стоимостью».

Представление о двойственном характере труда позволило Марксу в дальнейшем доказать, что такой специфический товар, как рабочая сила, тоже имеет стоимость и потребительную стоимость. Причем первая определяется суммой жизненных благ, необходимых для поддержания существования самого работника и его семьи, а вторая заключается в самой способности работника производительно трудиться. Капиталист, по Марксу, покупает не труд, а «рабочую силу» пролетария, причем полностью оплачивая ее стоимость. Но заставляет пролетария трудиться на производстве значительно больше времени, чем требуется для возмещения стоимости его рабочей силы. И весь результат этого добавочного рабочего времени капиталист безвозмездно присваивает.

Главный вывод, который сделал Маркс из учения о прибавочной стоимости, состоит в том, что положение и интересы буржуа и пролетариев противоположны и нет никакой возможности примирить их в рамках капиталистической системы.


Этапы развития марксистской философии

Первый характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демократизма к диалектическому и историческому материализму (с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в.).

На втором этапе осуществляется дальнейшее развитие марксисткой философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнение отдельных положений.

Для третьего этапа характерно прежде всего распространение марксисткой философии в различных национальных культурах.

Четвертый этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксисткой философии в СССР, где философия являлась официальной и имела апологетический характер.

Пятый этап развития марксисткой философии в России начался с 1991 г., когда она перестала быть государственной, но продолжает оставаться действенной основой для выдвижения новых философских идей.

Характерные черты марксистской философии

1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

2. Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;

3. Не только объясняется мир, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования. Как следствие, центр философских исследований переносится из области отвлеченных рассуждений на область материально-практической деятельности людей;

4. Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

Вклад философии марксизма в историю

Наиболее важным вкладом К. Маркса в философию и социальную науку считают созданную им теорию прибавочной стоимости и открытие материалистического понимания истории. К.Маркс и Энгельс создали экономическую теорию капитализма, разработали такие направления в философии, как диалектический и исторический материализм, применив их основные идеи к природе, обществу, человеку. Наибольший вклад Энгельса в философию марксизма – диал. природы. В конце XIX века в марксистской философии намечаются два направления в развитии: одно из них ориентируется на традиции гуманизма и принцип эволюционности в развитии; другое – экстремистски-радикальное, ориентированное на принцип целесообразности и подчинение человеческой индивидуальности идеям мирового коммунистического господства

Основные принципы марксистской идеологии

К таковым относят: диалектический материализм, принципы которого были распространены философами-марксистами на все стороны жизни общества, природы, человека, сознания и т.д. В основе – идея о примате социального над биологическим; идея об основополагающей роли практики в развитии общества, в материальных и духовных процессах в человеческой культуре, в процессе познания; в философии истории основополагающими принципами в развитии общества философами-марксистами провозглашены: теория классовой борьбы; идея исторической миссии рабочего класса; концепция роли народных масс и личности в истории. К основным принципам марксистской методологии относят: восхождение от абстрактного к конкретному, от простого к сложному; принцип историзма. Диал. глубоко пронизывает все мировоззрение марксизма. Материалистическая диал. опирается на предшествующее духовное развитие человечества. Ее непосредственными теоретическими источниками были: разработка диалектического метода немецкими идеалистами, фейербаховский материализм и великие естественнонаучные открытия, обнаружившие, что «в природе все происходит диалектически». Среди принципов материалистической диалектики Энгельс выделяет такие как принцип материального единства мира, принцип всеобщей связи и принцип развития. К основным законам он относит закон взаимопроникновения противоположностей, закон перехода количества в качество и обратно и закон отрицания отрицания. Исходя из принципа познаваемости мира, он рассматривает наши знания как отражение внешнего мира в сознании человека.

Диалектико-материалистическая теория познания рассматривалась в марксизме как теория отражения. При этом отражение понималось как активный, а не пассивный процесс взаимодействия субъекта с объектом. Здесь преодолевается основной недостаток домарксистского материализма, кот. состоял в игнорировании роли практики, а тем самым и активности субъекта познания. Отношения между субъектом и объектом понимались диалектически. Признавалось, что объективный мир детерминирует деятельность людей, их сознание, а также, что субъект активен. Опираясь на законы объективного мира, он познает его и целесообразно преобразует. При этом под субъектом познания понималась не только отдельная личность, но и группа людей и все человечество. Под объектом же понимался материальный мир, включенный в определенную человеческую практическую деятельность. Термин «исторический материализм» Энгельс применил для «обозначения того взгляда на ход всемирной истории, кот. конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменении способа производства и обмена, в вытекающих отсюда разделений общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой». В дальнейшем материалистическое понимание истории стало рассматриваться в качестве основополагающего принципа исторического материализма как науки об обществе. Согласно историко-материалистическому учению Маркса развитие общества следует рассматривать как объективный, естественно-исторический процесс.

Ступенями исторического прогресса явились:

1. Первобытная стадия развития общества, отличавшаяся общей («племенной») собственностью и отсутствием классового деления.
2. Рабовладельческая стадия.
3. Феодализм.
4. Капитализм.
5. Высшей стадией развития человеческого общества они считали коммунизм.

Развитие философских идей Маркса и Энгельса в России осуществляли Г.В. Плеханов (1856-1918) и В.И. Ленин (1870-1924). Развитие марксизма, его философских основ, Ленин связывал с практикой революционной борьбы рабочего класса. Особое значение Ленин придавал разработке партийности в философии, отмечая две партии в философии - материализм и идеализм. основные постулаты марксизма: мир материален; мир объективен и не зависит от сознания; материя первична, вечна, несотворенна; сознание - свойство материи; мир познаваем.


  • В последние годы Гулнара неутомимо трудится в деле создания «Центра мира и согласия» и труд этот является большим вкладом в деле сближения стран и народов СНГ.
  • Визначення порівняльної економічної ефективності капіталовкладень
  • Самым интересным направлением экономической мысли XIX в. является марксизм . Его можно считать своеобразным развитием классической политической экономии в той его части, где рассматриваются, основы трудовой теории стоимости. Карл Маркс , немецкий экономист и философ является основоположником этого учения.

    К. Маркс создал достаточно стройную теорию , описывающую законы развития капитализма, взяв за отправную точку своих исследований утверждения А. Смита и Д. Рикардо о том, что в основе стоимости всех товаров лежит определенное количество труда, затраченного на их производство. Исследование этого процесса К. Маркс начинает с исследования природы товарного производства. В товаре К. Маркс различает две стороны: потребительную стоимость и стоимость. Вслед за Рикардо Маркс утверждает, что в основе пропорции обмена товаров лежат затраты труда, определяющие стоимость товара, но не индивидуальные, а общественно-необходимые затраты труда той группы, которая производит подавляющую часть продукции, при среднем для данного обществе уровне умелости и интенсивности труда.

    Исследовав природу товара и сформулировав закон стоимости, Маркс затем исследует природу денег. Он считал, что деньги - это товар, который стихийно выделился из всей массы товаров и стал играть роль всеобщего эквивалента, выразителя стоимости других товаров. Деньги - это конечный продукт развития простого товарного производства и в то же время первая форма существования капитала.

    Согласно теории Маркса источником дохода является труд. В создании новой стоимости участвует только один фактор - рабочий, владелец рабочей силы. Остальные виды доходов являются лишь результатом неоплаченного труда рабочих. Справедливость распределения доходов, по Марксу, в том, что доходы участников трудовой деятельности формируются в соответствии с общественно-необходимыми затратами труда на производство товаров. Измерение доли каждого работника производится трудом. Это обеспечивает равенство в распределении трудовых доходов. Действует не принцип уравнения, а принцип равнозначности трудовых усилий. С переходом от частной к общественной собственности достигается в значительной степени равномерное участие всех трудоспособных в создании общественного продукта.

    Производство прибавочной стоимости - узловая проблема первого тома «Капитала» , фундаментальное положение теоретического анализа. Следовательно, теоретической основой учения К. Маркса является «трудовая теория стоимости», согласно которой, производство и обмен товаров происходит в соответствии с общественно-необходимыми затратами труда. Причем, труд имеет двойственный характер, являясь одновременно и «конкретным» и «абстрактным». Абстрактным трудом создается стоимость товара, а конкретным - полезная форма товара, т. е. его потребительная стоимость. Такое представление позволило доказать, что и рабочая сила имеет при капитализме форму товара, чью стоимость капиталист оплачивает полностью, а потребительную стоимость, т.е. способность к труду, использует гораздо дольше. Стоимость, созданная работником за пределами необходимого времени, капиталист присваивает безвозмездно. Эту часть стоимости, созданную в течение части рабочего дня, Маркс называет «прибавочной стоимостью».

    Главный вывод из теории прибавочной стоимости заключается в том, что интересы буржуа и пролетариев всегда противоположны и в рамках капиталистического способа производства непримиримы. Однако такое положение не будет вечным. Процесс накопления капитала приведет к гибельным для этого способа производства последствиям.

    Следовательно, учение о внутренних законах развития капитализма превратилось у Маркса в учение об исторической неизбежности его гибели и переходу к коммунизму. Эта теория до сих пор имеет многочисленных сторонников среди людей левых убеждений.

    Значение К. Маркса для современной экономической теории - заключается в том, что его работы - это неистощимый источник прямых, непосредственных наблюдений действительности . Значительная часть современных теорий составляют лишь производные, вторичные концепции.

    Логика рассуждений Маркса приводит его к выводу об уменьшении нормы прибыли на капитал с развитием капитализма. Стремление к увеличению прибыли вынуждает предпринимателя снижать издержки, а главным фактором снижения издержек является повышение производительности труда вследствие внедрения новой техники и технологии. Как следствие, повышается техническое строение капитала (капиталовооруженность труда), что приводит при прочих равных условиях к уменьшению совокупной массы прибавочной стоимости и уменьшению нормы прибыли в рамках всего народного хозяйства.

    Нужно отметить, что именно Маркс первым в истории экономической мысли (если не принимать во внимание попытку физиократов) сформулировал условия макроэкономического равновесия, реализации совокупного общественного продукта в стоимостной и натурально-вещественной форме в условиях простого расширенного воспроизводства. Причину экономических кризисов перепроизводства Маркс усматривал в том, что расширение производства не порождает автоматически пропорционального увеличения эффективного спроса. Эти, а также ряд других идей Маркс изложил в своем известном труде «Капитал», который издан в трех томах. Только первый том вышел при жизни Маркса, остальные же вышли под редакцией его друга и соратника Фридриха Энгельса.

    Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

    "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"

    Факультет Учет и Аудит

    Кафедра "Экономическая история и история экономических учений"


    "Карл Маркс, его вклад в науку"


    Выполнила: студентка 1 курса группы У1-3

    Козлова А.А.

    Проверила: д.и.н., профессор кафедры Экономической истории и истории экономических учений

    Разманова Н.А.


    Москва 2014


    Введение

    Биография

    "Учителя Маркса"

    Вариант периодизации истории

    Заключение


    Введение


    Карл Генрих Маркс (1818-1883 гг.) - один из величайших экономистов, философов, политологов, журналистов и общественных деятелей 19 в. Карл Генрих Маркс - один из самых влиятельных и уникальных мыслителей XIX века. Его уникальность состоит в том, что уже полтора столетия его идеи используются в работе различных ученых, а также различных социальных движениях; идеи Маркса использовались в качестве государственных идеологий в некоторых странах, а сам Маркс стал объектом сакрализации (либо в положительную сторону, либо в отрицательную). Он занимает чрезвычайно важное положение в экономической истории, поэтому, на мой взгляд, изучать его вклад в данную науку просто необходимо. Актуальность изучения данной темы напрямую связана с возрастанием интереса к трудам К. Маркса в современном мире. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что цель данной работы - характеристика основных направлений учения Маркса и исследование возможности их применения в экономической, социальной и политической жизни XXI в. Чтобы достичь данной цели я исследую:

    ·Предпосылки экономических учений;

    ·Основные направления деятельности (диамат, классовая борьба, прибавочная стоимость и др.) и применимость их в современной жизни;

    ·Марксизм как живой/мертвый "организм" экономики;

    "Ни один человек не оказал на мир большего влияния, чем Карл Маркс в XX веке".

    маркс экономическая концепция гегельянство

    Биография


    К. Маркс рожден в Германии в г. Трире; он был третьим ребенком в семье Генриха и Генриетты Маркс. Генрих маркс - адвокат еврейского происхождения, сторонник идей Просвещения, обладающий либеральными взглядами. Карл, после окончания гимназии в Трире (1835), получал высшее образование на юридическом факультете Боннского университета, затем Берлинского. В это же время он примкнул к кружку гегельянцев, что оказало весомое влияние на стиль его мышления. В 1841 г. Маркс получил докторскую степень Йенского университета по философии. Изначально в его планы входило начать работу в должности доцента Боннского университета, но его буйный темперамент политического борца "рвался" наружу. Именно поэтому он работал политическим публицистом долгое время. В 1843 г. Женился на Женни фон Вест-фален, с которой переживал огромные трудности: постоянное безденежье, смерть трех детей, скитания (последняя его "остановка" - Англия, где он и скончался в 1883 г).


    "Учителя Маркса"


    Предпосылки учения Маркса - это ничто иное, как смесь гегельянства и английских экономических концепций. Так, в идеях Фейербаха и диалектике Гегеля он находил идеал философской мысли; углубляя и развивая это научное достояние, он создал исторический материализм, который впоследствии использовал при написании большинства своих работ (по характеристике Энгельса). Как философ Карл имеет недостатки: он слишком практичен и излишне прикован к проблемам своего времени, он признавал прогресс универсальным законом.

    Второй "компонент" знаний Маркса, как упоминалось выше, английская политическая экономия, которая дала толчок развитию теории трудовой стоимости. Уже давно были выдвинуты мысли, что стоимость товаров равна времени, затраченному на их производство; также говорилось о прибавочной стоимости, но никто так и не смог объяснить, откуда же она берется и куда "исчезает". Именно английская школа в лице Смита и Риккардо задала правильный тон исследования Маркса, который развил их мысли.


    Основные направления деятельности


    Диалектический материализм

    Данное понятие в 1887 г. Применил И. Дицген, переписывающийся с Марксом; сам ученый данного понятия не использовал. В марксистскую литературу это определение ввел Г.В. Плеханов, также его использовал и В.И. Ленин. Основоположник же марксизма, "переделал" диалектику на фон материализма, что означает: мир живет, развивается и двигается вне человеческой головы; человек может влиять на мир, воспроизводя его в своем сознании.

    К. Поппер являлся ярым критиков диамата, утверждал, что несуразно распространять его на математику и другие естественные науки. Ленин же, наоборот, в своих трудах опровергал критику как диамата, так и всего марксизма в целом. Так, в СССР, в ВУЗах, в рамках марксистко-ленинской философии, диамат был обязательным и на гуманитарных, и на естественных направлениях. После 1991 г. - распада СССР, диамат потерял былую поддержку и интерес государства, именно поэтому данный предмет "канул в лету".

    Учение о прибавочной стоимости

    "Марксистская политическая экономия - направление в экономической теории, основу которого составляет трудовая теория стоимости (А. Смит, Д. Рикардо), которую Карл Маркс расширил теорией прибавочной стоимости".

    Учение о прибавочной стоимости (или теория классовой эксплуатации наемного труда) - это "ядро" экономического учения марксизма. Когда капиталист организует то или иное производство, он затрачивает определенное количество денег для покупки средств производства и рабочей силы только лишь для одного - для получения избытка над авансированной суммой - этот избыток и называется прибавочной стоимостью. Постоянный капитал, т.е. средства производства, не являются источником прибавочной стоимости, так как они лишь переносят свою стоимость на вновь произведенный товар. В процессе потребления, именуемого трудом, рабочая сила может создавать новую стоимость, даже большую, чем она сама стоит. Тем самым, труд рабочего выступает единственным источником прибавочной стоимости. Доходом капиталиста является разница между ценой товара и капиталом, который был затрачен на его производство. Маркс сначала исследовал процесс производства прибавочной стоимости различных форм; затем он продемонстрировал, что в процессе реализации и распределения прибавочная стоимость "расходится" на три категории:

    Прибыль для капиталистов,

    Процент для банкиров,

    Рента для землевладельцев.

    Труд сам по себе не имеет стоимости. Рабочий продает капиталисту свою рабочую силу, та, в свою очередь, когда становится тем или иным товаром, определяется количеством затраченного труда. При капиталистическом укладе желание предпринимателей "урвать" кусок побольше совершенно безгранично. Но главное не путать две величины - стоимость товара-рабочая сила и стоимость товара, произведенного рабочей силой.

    Так же, Маркс раскрыл сущность постоянного и переменного капитала: постоянный равен мертвому труду, переменный - живому, способному создавать новую стоимость. Благодаря этой классификации отделима часть капитала, благодаря которой он и вырос, от той части, которая осталась неизменна. Капиталиста же интересует именно прибавочная стоимость, т.к. цель его работы - увеличение стоимости капитала.

    Поняв сущность и природу прибавочной стоимости, Маркс исследует три пути увеличения производительности труда для капиталиста: простую капиталистическую кооперацию, разделение труда и мануфактуры, машины и крупную промышленность. Машины могут удешевлять товары и, следовательно, сокращать часть рабочего дня, т.е. они представляют собой "средство производства прибавочной стоимости".

    Классовая борьба.

    Классовая борьба (КБ) - борьба между классами, которые несовместимы по интересам или вовсе противоречат друг другу. КБ - это движущая сила истории всех обществ с классовой структурой.К. Маркс и Ф. Энгельс открыли великий закон исторического движения классовых обществ:". всякая историческая борьба - совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области - в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена".

    Источник КБ - это противоречивость классовых интересов. Противоречия могут быть антагонистическими (взаимоотношения, основанные на эксплуатации человека человеком: крестьяне-феодалы и др. и взаимоотношения между господствующими классами разных формаций: феодалы - буржуазия и др.) и неантагоническими. Капитализм "раскрыл изнутри" классовые противоречия между буржуазией и пролетариатом. Классовая борьба пролетариата принимает всемирный размах.

    Вариант периодизации истории


    Маркс выделил в качестве периодизации истории - общественно-экономические формации (ОЭФ). ОЭФ - это исторический тип общества, который основан на определенном способе производства и производственных отношений и выступающий как ступень прогрессивного развития истории.

    Сам К. Маркс не выдвинул законченной теории ОЭФ, но обобщение его высказываний помогло ученым (В.В. Струве) сделать вывод, что он выделил пять формаций (в соответствии с формой собственности):

    .Первобытно - общинная

    2.Рабовладельческая

    Феодальная

    .Капиталистическая

    .Коммунистическая

    Данный подход позволяет отличить один период истории от другого, раскрыть общие черты разных стран, которые находятся на одной ступени, рассмотреть общество как единый "социальный организм". Смена формаций происходит в результате социальных революций. "Только та форма, - пишет Маркс, - в которой этот прибавочный труд выжимается из непосредственного производителя, из рабочего, отличает экономические формации общества, например, общество, основанное на рабстве, от общества наемного труда".

    Марксизм

    Марксизм - разработанная в 19 веке К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских, экономических и идеологических взглядов, которая включает в себя:

    ·Диамат

    ·Вариант периодизации истории (ОЭФ)

    ·Обоснование законов экономики (теория прибавочной стоимости и др.)

    ·Теория классовой борьбы

    ·Теорию социальной революции и перехода к коммунизму

    Другими словами, марксизм включает в себя все те направления, которые описаны выше в моем реферате. Марксизм - это идейная модель переустройства всего мира посредством революции. В целом, данное направление защищает идею демократию как справедливого устройства общества, которое освобождает человека. Следовательно, и тезис о должной диктатуре рабочего класса является вполне себе приемлемым и закономерным. Марксизм "опробовался" на практике в Западной Европе, начиная с 1848-1849 гг. После данных революций К. Маркс пропагандировал научный коммунизм, подготавливал кадры революционеров во многих странах мира путем создания интернациональной партии рабочего класса: "Международное товарищество рабочих", т.е. Первый Интернационал, основанный в 1864 г.

    Дальнейшее теоретическое развитие марксизма в России происходило в трудах В.Г. Плеханова и В.И. Ленина, которые написали множество работ о диктатуре пролетариата, социализме, коммунизме, классовой борьбе. В октябре 1917 г. Марксизм стал основой для революции в России. В наши дни очевидно, что наиболее важнейшие положения марксизма не реалистичны и утопичны, однако марксизм - важная ступень развития мировой экономической, социальной, политической и научной мысли.

    Заключение


    В своей работе я рассмотрела важнейшие характеристики марксизма и научное учение Маркса. На основе сделанных исследований можно сделать вывод, что хоть марксизм и не находится "на вершине" в наши дни, но он все не утратил свою актуальность, ведь это является огромным культурным наследием для всего человечества. Некоторые идеи данной теории явно противоречат друг другу, но, на мой взгляд, это либо неправильная трактовка исследователей и переводчиков, либо неправильное написание и понятие его идей, т.к. многие его работы были изданы после смерти и "сконструированы" Ф. Энгельсом и др. По моим личным убеждениям, К. Маркс - самый величайший экономист человечества; он не только написал множество работ с подробным анализом происходящих в мире событий и ситуаций, но и смог "подчинить" своей теории множество стран, а такое, пожалуй, не удавалось ни одному из экономистов. Его главный труд - "Капитал" являлся и является в наши дни "Библией", настольной книгой для многих людей. Карл Генрих Маркс - один из самых цитируемых ученых в области общественных наук, ведь даже его ярые противники - "антикоммунисты" изучают его работы чуть ли не более досконально, чем его приверженцы.


    Список использованной литературы\


    1. Корш К. "Марксизм и философия" (1923)

    Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма // Ленин В.И. ПСС, т.23

    Каутский К. Экономическое учение Карла Маркса 1886

    Багатурия Г.А. Маркс, Карл // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - Советская энциклопедия. - М., 1983.

    Баллаев А.Б. Маркс, Карл // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ. - науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Стёпин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр.А.П. Огурцов. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: