Памятник петру могиле в лавре. Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский

З а несколько дней до Рождества Христова (по старому стилю), 21 декабря 1596 года, в благочестивом семействе молдавских бояр Мовиле родился мальчик. Надежда знаменитого рода, третий сын, на которого годы спустя будут смотреть как на достойного наследника Молдавского престола.

Его назвали Петром (Петру) - в честь Московского митрополита Петра, поскольку день рождения первого совпал с днем памяти второго. Вряд ли тогда кто-то подозревал, что новокрещенный младенец и сам станет впоследствии митрополитом Киевским.

Весьма символично, что будущий святитель родился в трагический для Церкви 1596 год. В этом году была принята Брестская уния, согласно которой часть Западно-Русской Православной Церкви на территории, находившейся под польским владычеством, отпала от Матери Церкви и насильственно присоединилась к Римо-Католичеству. И в этом же году фамилия Мовиле официально вступила на молдавский престол, на котором она смогла удержаться с перерывами не многим более 15 лет.

Сохранилось две легенды о том, как возникла фамилия Мовиле. Согласно одной из них, сохранившейся в молдавских хрониках, возвышение фамилии относится к XV веку - ко времени княжения Штефана IV, которого современники и потомки назвали Великим, как основателя Молдавского княжества. Однако великий господарь был маленького роста. Во время одной из битв с венгерцами (по другой версии с турками) в 1486 году под Штефаном была убита лошадь. Воин Герольд Пуриг, находившийся рядом со своим воеводой, отдал ему своего коня и, опустившись на колено, сказал: «Позвольте, господарь, служить мне вам вместо горки». Господарь с помощью Пурига вскочил на его коня и ответил: «Из горки я сделаю тебя холмом (по-молдавски Мовиле, русский вариант - Могила)». Так по легенде возникла знаменитая молдавская фамилия.

Не удивительно, что личность видного церковного деятеля первой половины XVII века, митрополита Киевского и Галицкого свт. Петра Могилы привлекает к себе внимание на протяжении вот уже трех с половиной веков. С его именем связывается появление этапных для славянского православия Катехизиса («Православного исповедания веры») (1643, 1649, 1662, 1696), «Требника» (1646) и «Служебника» (1629, 1639). Факсимильное переиздание в нескольких томах «Требника», осуществленное Киево-Печерской лаврой в 1999 году, предназначалось вовсе не для историков-медиевистов и археографов, а для служащих священников, что говорит об истинной нетленности духовно-писательской работы Петра Могилы. Основанная им Киевская коллегия, преобразованная в начале XVIII века в Киево-Могилянскую академию (первое высшее учебное заведение на восточнославянских землях!), позволили социально легализовать Православие, ввести его в общеевропейский культурный контекст, бороться за него на культурном языке своих конфессиональных противников (униатов и католиков).

Святитель Петр благоговел перед Киево-Печерской Лаврой. Он считал ее избранным сосудом Божественной благодати, местом особенного присутствия Божьего, находящимся, к тому же, под особенным покровительством Царицы Небесной. Владыка именовался ее Великим Архимандритом и сполна оправдал этот высокий титул. Лавра при нем была не только благоустроена внешне и внутренне. По его благословению и все Божественные службы стали совершаться особо торжественно и благолепно. Была введена и новая традиция - в каждом Великом посту совершать Пассии, с чтением Евангелия о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и Акафиста Страстям Христовым, что исполняется в Церкви и доныне.

И не случайно, что именно при Владыке Петре была прославлена Иулиания, княжна Ольшанская, чьи мощи ныне покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Впоследствии святитель Петр сделал попытку добиться общецерковного прославления Собора Киево-Печерских Преподобных, которые до его времени почитались лишь как местночтимые Святые. Его предшественник Захария Копыстенский самовольно включил имена некоторых из них в праздничную Минею наряду с именами общецерковных Святых. Но Владыка хотел добиться соборного признания Константинопольской Церкви.

Когда Петр Могила стал Киевским митрополитом, был составлен (около 1643 г.) Канон Преподобным Печерским, автором которого считается константинопольский иеромонах и патриарший экзарх грек Мелетий Сириг. Канон существовал в двух вариантах - на церковнославянском и греческом языках. Впервые был опубликован в Лаврском изданий Следованной Псалтири в 1643–1644 годах. Позднее Святитель заказал на Афоне «Синаксарий» («Месяцеслов») преп. Симеона Метафраста, в котором помещались краткие Жития Святых и толкования праздников. Свт. Петр хотел перевести его, дополнить Житиями Русских и Печерских Святых и издать на церковно-славянском языке, но не успел. Этот титанический труд впоследствии осуществил воспитанник Киево-Могилянской академии, святитель Димитрий Ростовский.

Но и «Собственноручные записки» Владыки Петра - это уникальный памятник церковной истории и литературы. «Тщательно собирая сведения о благодатных явлениях в Киево-Печерской обители, - писал С. Голубев, - Петр Могила с неменьшей ревностью собирал и заносил в свою книгу рассказы (а иногда и личные наблюдения) вообще о всех, наиболее замечательных чудесах и событиях в церкви Православной (южно-русской, молдо-влахийской и отчасти греческой), преимущественно обращая внимание на те из них, которые ясно показывали превосходство Православия над другими вероисповеданиями и притом изобличали несостоятельность последних».

Есть у святителя в дневнике запись о событии, показавшем безблагодатность униатской Церкви. Святитель Петр записал, что однажды, во время службы, совершаемой униатским митрополитом Ипатием Поцеем, вино, вместо того, чтобы претвориться в Кровь Христову, превратилось в обычную воду.

Позднее Владыка вступил в религиозную полемику и борьбу с противниками отеческой веры и Православной Церкви. Он написал и издал несколько религиозно-полемических книг, которые долго созревали и вынашивались. Есть основание предположить, что их появлению, как и созданию других трудов, способствовало и голосеевское уединение - маленький скит, построенный Святителем в окрестностях Киева, спустя четыре года после возведения в сан Печерского архимандрита (Голосеевская пустынь).

Однако деятельность Петра Могилы всегда вызывала много вопросов и неоднозначных толкований: с одной стороны, он социально легализовал Православие на Украине и в Белоруссии, с другой - многие его нововведения рассматриваются как результат влияния Римо-Католической Церкви и западной культуры. С одной стороны, Петр Могила, кажется, был готов идти на уступки, но с другой - был непреклонен в области сохранения православного обряда и развития церковной «инфраструктуры» (его усилиями был перестроен Софийский собор в Киеве, многие храмы Киево-Печерской лавры, восстановлена Десятинная церковь).

Московский митрополит Макарий Булгаков в «Истории Русской Церкви» писал: «Имя Петра Могилы - одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, - превосходил своим просвещением, еще более - своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви. Для своей Малорусской Церкви он оказал величайшую услугу тем, что отстоял перед королем Владиславом IV главнейшие ее права, поруганные латинянами и униатами и мужественно защищал ее в продолжение всего архипастырского служения; восстановил в ней многое, прежде ниспровергнутое или разрушенное врагами и положил в ней начало для лучшего порядка вещей. Всей Русской Церкви оказал великую услугу основанием и обеспечением своей коллегии, послужившей первым рассадником и образцом для духовно-учебных заведений в России. Всей православной Восточной Церкви - тем, что заботился составить «Православное Исповедание», принятое и одобренное всеми ее первосвятителями и доселе остающееся ее символическою книгою».

Почти 300 лет тело Киевского архипастыря покоилось в склепе под левым клиросом Успенского собора. Но во время Второй мировой войны, в ноябре 1941 года, когда Киев, столица Украины, был оккупирован гитлеровскими войсками, Великую Лаврскую церковь взорвали. Взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя Петра, поэтому гроб с останками Святителя был полностью уничтожен. Остались только серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова. На руинах Успенского собора археологи установили место захоронения Святителя, определили, из чего был сделан гроб и чем выложен саркофаг... Насколько же пророческими оказались слова митрополита Лазаря Барановича: «Могила скрыла от нас Могилу!».

Но остались его труды! А возле руин Десятинной церкви, взорванной в советское время, до сих пор растет (и цветет в свое время!) липа, посаженная Святителем Петром в 1635 году. По молитвам святителя Петра, в 1993 году началось возрождение его любимого скита - Голосеевской пустыни, упраздненной и разрушенной в советское время. И первую Литургию в ней отслужили в день памяти святого великомученика Иоанна Сочавского (небесного покровителя рода Мовиле), в честь которого Владыка Петр построил в Голосеево первую церковь.

А спустя 55 лет после страшного взрыва Успенского собора, в декабре 1996 года священный Синод Украинской Православной Церкви причислил Киевского митрополита Петра Могилу к лику местночтимых святых.

В. Д. Юдин
СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОЙ АГИОГРАФИИ
К ПОДГОТОВКЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ МИТРОПОЛИТА ПЕТРА МОГИЛЫ
(Богословский вестник. Сергиев Посад, 1998, ч.2, сс. 96-107
в сети это первая публикация этого редкого текста)

Святитель Петр был, несомненно, иерархом с «великими достоинствами» (Голубинский) и в деле легализации Православной Церкви в Речи Посполитой, и в духовном просвещении, и в восстановлении и благоукрашении возвращенных святынь Киева и т.д. и т.п.
Однако нравственная сторона его деятельности не была безупречной, вызывает немало недоуменных вопросов и является камнем преткновения даже для его почитателей.

1. Как он достиг «великой архимандрии» (официальный его титул) на Киево-Печерскую Лавру?
С.Т. Голубев, автор капитального труда о нем и весьма к нему благожелательный, тщательным образом исследовав этот вопрос, показал несостоятельность благочестивых выводов многих биографов, будто воеводич Молдавский Петр, склонный к тихой, иноческой жизни, в 1625 г. сменил рыцарские доспехи на монашескую мантию, а архимандрия - это результат его трехлетних аскетических подвигов.

Петр Могила не был монахом в 1625 году, ибо: во-первых, по свидетельству Мелетия Смотриикого, 8 сентября 1627 года Могила был еще светским человеком; во-вторых, по «Запискам» самого Петра, в 1626 - 27 гг. он не жил постоянно в Киеве, был там посетителем в светском звании; в-третьих, по данным А. Кальнофойского, Могила поступил на архимандрию, «не проходя иноческого искуса»; в-четвертых, как свидетельствует близко знавший его в ту пору составитель Летописца Иерлич, знаменитый митрополит, «при своей доброй и трезвенной жизни, не чужд был желаний и славы света сего» и, как добавляет его жизнеописатель, «по своему характеру, отнюдь не способен был к жизни замкнутой, к деятельности, ограничивающейся тесными пределами монашеской кельи». (С.Голубев. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Опыт исторического исследования, т. 1. Киев, 1883, сс. 57 - 59).


Почтенный историк не исключает, более того, не видит другой возможности получить Петру такое славное и богатое настоятельство, как по пресловутому в Речи Посполитой праву патронатства и подаванья. Ни для кого не секрет, «что событие это не было явлением, выходившим из ряда обыкновенных, т.к. в то время высшие иерархические места, дававшие право на пользование богатыми монастырскими или епископскими имениями, почти без исключения были замещаемы людьми высших светских классов; места эти были доходною статьею знати, жадной до всего, что представляй) материальные выгоды» (там же, с. 59).

Однако Голубев «не может согласиться с тем, что Петр Могила воспользовался указанным обычаем в видах своекорыстных, для личной наживы...» (Там же, с. 60). Блестящий аристократ, «княжеского звания», одушевленный общим религиозным движением против униатства, променял меч на рясу, вошел в тесные сношения с православными иерархами и особенно с митрополитом Иовом Борецким, чтобы посвятить этому всю свою жизнь (там же, сс. 59 - 62).

Борьба Могилы за архимандрию длилась полгода. Его соперниками были «велебный о. Герман (Тышкевич)», униат (подчеркиваем - униат), в прошлом православный, близкий родственник католика киевского воеводы и креатура униатского митрополита Рутского, и игумен Дятеловецкого монастыря, подчиненного Лавре, Василий Копыстенский, родственник только что умершего знаменитого настоятеля Лавры (1625 -1627) Захария Копыстенского. (Последнее обстоятельство немаловажно, ибо « в рассматриваемое время было делом довольно обыкновенным, что высшие иерархические места переходили как бы по наследству от отца к сыну, от дяди к племяннику, от брата к брату» (там же, с. 71).

Досадной помехой Петру в достижении цели был его несолидный возраст. Ему было только 30 лет, когда молодые дворяне, занимавшие высшие иерархические должности, не оставляли «свои светские привычки и юношеские шалости, а потому в большинстве случаев, на более важные духовные должности стали избираться маститые старцы» (там же, с. 74).
Серьезным препятствием Петру служило его иноземное происхождение, из «земли чуждой». Был даже закон, запрещавший иностранцам занимать в польско-литовских областях светские и духовные должности.

Наконец, его репутации вредили «хорошие отношения» (Голубев) с сомнительной репутации архиепископом Мелетием Смотрицким, будущим вероотступником, которому уже тогда был заказан путь в Лавру и Киев вообще. (Смотрицкий, между тем, около двух недель летом 16/7 года, до выборов архимандрита, гостил в усадьбе Петра под Киевом, где молдавский княжич приобретал поместья). Возникает естественно вопрос: как же 30-летний чужак, друживший с будущим «апостатом», шатания в вере которого были уже известны, «получил от Лаврской братии и обывателей Киевского воеводства избирательный лист, выхлопотал его подтверждение от польского короля и, посвятившись в сан архимандрита, вступил в управление Киево-Печерской обителью»?(там же, с. 74).
Его биограф, расположенный к Петру, недвусмысленно отвечает. Он получил поддержку «искреннейшего доброжелателя митрополита Иова Борецкого», а главное - он обязан влиятельным польским магнатам, главным образом Яну Замойскому, «дружественно расположенным к его фамилии». «Диплом короля, утверждающий элекцию (выборы - В.Ю.), выдан был благодаря означенному содействию. Указание относительно этого делает сам Могила» (там же, с. 78). Могила был посвящен в последних числах декабря 1627 года.

2. Вместе с положительной, в целом, его деятельностью на посту начальствующего монастыря по укреплению дисциплины насельников автономии-обители и обогащению монастыря (он внес немало своих средств в кассу обители) в отдельных его поступках просматриваются «магнатские замашки» (Голубев). Не дожидаясь судебных решений, при возвращении отнятых у Лавры поместий, он употреблял «те же способы, которые практиковались и при их отнятии». В протестациях потерпевших «его наезды приравнивались к разбойничьим нападениям, в его уста влагались жалобщиками самые неблаговидные речи» (В одной жалобе сказано, будто Могила сам участвовал в наезде и угрожал слугам соседа: «Кажу вас на рынку повешать, зрайцы нецнотливые»), - пишет историк Голубев (там же, с. 314).

Его биограф, не отрицая сам факт вооруженных наездов, пытается защитить его феодальные поступки «духом того времени»: дескать, они «едва ли могут быть поставлены в вину Могиле» и «должны быть признаны почти что необходимыми (там же, с. 315). Комментарии, как говорится, излишни.

Против строптивой братии он прибегал к мерам строгости и даже жестокости. По рассказу православного шляхтича Иерлича архимандрит избивал больных и старых троицких монахов (почему и сам монастырь назывался больничным и шпитальным), не желавших выехать из обители, которую он присмотрел для высшей школы. «Арсения, игумена..., слепого, так били, что чрез несколько недель умер» (Цит по: С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. 5 тт. 9 -10. М., 1961, с. 456 - 457).
Если Соловьев сомневается в справедливости этого рассказа, а Костомаров начисто отметает эти факты (Н.И. Костомаров. Киевский митрополит Петр Могила. - Избранные произведения. К„ 1990, сс. 298 - 299), то Голубев отмечает: «Подтверждением же существования в Лавре неудовольствий из-за намеченного Могилою места для школы служат как совпавшее с этим временем удаление с троицкого игуменства Арсения, так и последовавшая за сим сделка нашего иерарха с новым троицким игуменом (без сомнения, сторонником Могилы)» (Голубев, сс. 333 - 334).

Голубев - апологет митрополита и, тем не менее, совестливый и не скрывающий темные пятна в биографии Могилы, пишет: «В нем проявлялись привычки сознающего свою силу магната, и он, опираясь на эту силу, налагал на братию свою властную руку» (там же, с. 335). Отец Георгий Флоровский пишет то же: «Могила был вряд ли не самым сильным и властным из западно-русских церковных деятелей XVII века. У него был подлинный державный пафос, умение и охота властвовать и побеждать. Сын молдавского государя, «воеводич земель молдавских», он и в звании Киевского митрополита оказался всего скорее господарем, правителем скорее, чем пастырем...» (Пути русского Богословия. Вильнюс, 1991, с. 44).

3. В 1632 году Петр стал митрополитом Киевским. А мог бы стать и раньше, допустим, в 1631 году, когда овдовела Киевская кафедра, по смерти «его друга и единомышленника» (Голубев) митрополита Иова (Ворецкого). Тогда у Могилы явилось было желание занять ее, и он даже сблизился с Киевским братством. Но надежды не сбылись. Голубев объясняет это тем, что «православные все еще не могли, забыть близких отношений его к Смотрицкому» (Голубев, т. 1, с.431), а мы добавим: его попыток сближения с униатами, вообще. При основании Киевской коллегии Могиле было брошено обвинение в шаткости веры, в приверженности к Унии: «На што латинское и польское училище заводите... Было хотели самого Петра Могилу и учителей до смерти побита; едва их уговорили», - пишет современник. А Инспектор школы, преемник Могилы на Киевской кафедре, Сильвестр Коссов добавляет с мрачным юмором: «Было такое время, что мы, исповедовавшись, только и ждали, что вот начнут начинять нами желудки днепровских осетров, или же того огнем, другого мечом отправлять на тот свет» (цит. по: Голубев, т. 1, с. 436).

Его имени даже не было в 1631 году в числе кандидатов, среди которых значились прежний «велебный о. Герман» (Тышкевич), неудачный соискатель архимандрии, Слуцкий протопоп Андрей Мужиловский, популярный полемист с униатами, и архиепископ Смоленский и Черниговский Исайя Копинский, известный ревностью к православию и особенно универсалами против сближения с униатами.
Избран был последний.

Как видим, в ординарной обстановке (относительно) архимандрит Петр даже не назывался кандидатом в митрополиты. По-видимому, нужна была экстраординарная ситуация с экстраординарными силами. И она не заставила себя долго ждать. В1632 году скончался король Сигизмунд III, ярый фанатик. Предстояли выборы нового короля. Претендент на престол наследник Владислав обещал православным религиозную свободу, восстановление утвержденной правительством иерархии и епархий, возвращение храмов и т.д., 13 ноября состоялось избрание его. Он клялся успокоить и «людей греческой веры», по предвыборному обещанию. Естественно предположить, что православные депутаты будут просить короля об утверждении рукоположенных в 1620 году Иерусалимским патриархом Феофаном иерархов. Православные ждали, что митрополит Исайя Копинский будет утвержден королем. Увы...

У Петра явилось желание - быть митрополитом, «не дожидаясь смерти Исайи, - пишет М.Коялович. - Темное это дело, как и многие дела в истории Унии. Нельзя разобрать, откуда вышло это желание. Но вот обстоятельство, несколько разъясняющее эту темноту. Владислав охотно согласился на поставление Могилы митрополитом и дал ему настольную грамоту». И патриарх Константинопольский дал согласие. Это, "бесспорно, очень важно. «Но важно, - как справедливо продолжает Коялович, - было тоже отсутствие общего народного избрания, тем более, что об этом прямо говорилось в королевском дипломе к православным, и затем также важно было существование старого митрополита, правильно избранного и уже пользовавшегося митрополичьими правами» (М.О.Коялович. Литовская церковная уния, Т.П. СПб., 1881, с. 184).

Митрополита Петра избрали 3 декабря 1632 года в Варшаве съехавшиеся на избирательный сейм дворянские депутаты. Голубев, щепетильно честный исследователь, сознается: «Под актом избрания подписались и приложили свои печати 49 православных дворян, далеко, впрочем, не все бывшие на избирательном сейме (подчеркнуто нами - В.Ю.). Разъехалось ли большинство депутатов или же, может быть, самое избрание возбуждало в среде некоторых из них сомнения и несочувствие, - решить трудно». А Иерлич в своей летописи пишет без обиняков: «Могила избран был на митрополию приятелями. У него были приятельские отношения со многими сеймовыми депутатами» (цит. по: Голубев, т. I, с. 535).

Король при живом митрополите Исайе 12 марта 1633 года выдал привилей Могиле, которого считал вполне «достойным митрополичьего сана, т.к. дом Могилы всегда отличался преданностью Польской Короне, да и сам архимандрит, будучи еще в светском звании, обнаружил охоту до услуги Речи Посполитой, когда на глазах его - короля - сражался против главного неприятеля Польши Османа, царя турецкого» (Голубев. Там же, с. 539).

Е.Голубинский так подытоживает причины успеха Могилы в получении искомой кафедры: «Принимая во внимание свидетельство современника Иоакима Иерлича, что Петр Могила успел восхитить митрополию у Исайи при помощи своих приятелей; принимая во внимание, что из огромного количества православных, прибывших в Варшаву на избирательный сейм, на котором состоялось его избрание, под актом этого избрания подписалось только 49 человек, что он поспешил отправить послов в Константинополь к патриарху за утверждением в самый день получения от короля грамоты на митрополию, что он хотел посвятиться в митрополиты не в Киеве, а во Львове; вообще, помимо свидетельства Иерлича, принимая во внимание все поведение Петра Могилы, едва ли можно сомневаться в том, что при содействии своих доброжелателей и, как выражается Иерлич, приятелей между русской и польской знатью, он сам успел достигнуть того, чтобы Исайя, освободив ему место на кафедре митрополичьей, был удален с последней» (цит. по: Голубев, т. II, сс. 38 - 39).

Митрополит Макарий (Булгаков) отвергает факт искательства митрополии со стороны Петра, Ибо православные были принуждены к избранию нового митрополита и епископов «непреклонностью короля», не хотевшего признать прежних иерархов, как не признававшихся прежним правительством (Макарий, История Русской Церкви, XI, с. 443).

Отсюда вытекает, что вступление Петра Могилы на Киевскую митрополию было вполне легальным с государственной точки зрения. А было ли безупречным с канонической точки зрения? Очевидно, что Петр занятием кафедры кассировал де-факто посвящение Феофаном митрополита и епископов в 1620 году.

Могила спешил заручиться поддержкой Константинополя и в тот же день, 12 марта 1633 года, когда получил грамоту на митрополию, отправил послов испросить себе от патриарха благословение на посвящение. Сакра была получена. Встал вопрос, какое избрать место для хиротонии. В Киеве, где сидел митрополит Исайя, который имел многочисленных приверженцев, особенно из простого народа, Петр мог встретить недовольство. Мы помним, как киевляне по поводу заведенной Могилой иезуитской коллегии как инициатора, так и профессоров этой школы хотели отправить в желудки днепровских осетров. Поэтому он избрал для посвящения г.Львов, где местное братство находилось в самых приязненных отношениях с родом Могилы, на средства которых была выстроена братская Успенская церковь.

После посвящения сонмом иерархов во главе с местным епископом Иеремией Тиссаровским Могила направляется в Киев. Исайя не хочет отказываться от кафедры, он отрицает законность избрания Могилы. Тем хуже для упрямого старика. Могила применяет к нему крутые меры. Голубев констатирует: «По его распоряжению, престарелого и больного старика ночью схватили в Киево-Михайловском монастыре, где он настоятельствовал, и в одной власянице, перебросивши через коня, как какой-нибудь мешок, перевезли в Киево-Печерскую обитель» (Голубев, т. I, с. 553). На этом страдания старца не кончились. Преследования его продолжались. Исайя собирался бежать в Москву, но был схвачен и переправлен в Киев, где, очевидно, в Киево-Печерской обители, под строгим надзором вскоре, в 1640 году, и окончил свою многомятежную и многострадальную жизнь.

Были лишены кафедр и владыки, поставленные в 1620 году. Голубинский пишет: «Один человек для удовлетворения своего честолюбия не остановился перед необходимостью принести себе в жертву многих» (цит. по: Голубев,т. 2, с. 39).

Въезд Могилы в Киев ознаменовался еще одной акцией. В Варшаве Могила получил грамоту на владение Киевским Никольским монастырем. Братия его во главе с игуменом затворилась. Петр, «взявши несколько сот людей, с пушками, пошел и силою взял обитель». Игумен с некоторыми братиями убежал, спрятав ценные вещи. Могила «приказывал раскладывать чернецов по одиночке и бил их постромками до тех пор, пока они не сказали, где были спрятаны деньги и серебро» (цит. по: Голубев, т. I, с. 333).
Этот рассказ Иерлича подтверждается также письмом Киевского воеводы Тышкевича, помещенном в Приложениях к 1-му тому сочинения Голубева (Голубев, т I. Приложение, с с. 548 - 552).

4. Почему митрополита Петра Могилу неизменно, всю жизнь, преследовала тень подозрения его в измене Православию?
Мы уже отмечали, что избрание Петра на архимандрию затрудняли его приятельские отношения с двуличным Мелетием Смотрицким. Уния 1596 года не привела к объединению общества, а, напротив, расколола его на враждующие партии, о начале 20-х годов XVII века начинаются поиски объединения униатов с православными. Инициатива принадлежала униатскому митрополиту Иосифу Рутскому, который в 1621 году предложил созыв совместного собора православных и униатов для обсуждения спорных вопросов. Его поддержал Сигизмунд III. Идея «новой унии» привлекала и некоторых православных: дескать, путем взаимных уступок можно добиться замирения, вплоть до признания почетного главенства папы, «с тем только условием, чтобы оно не вовлекло за собою в Православное исповедание латинских особенностей» (Голубев, т.1, с. 83; Коялович. Литовская церковная уния.Т.2, с. 120).

В 1623 году польскими властями были предприняты первые практические шаги, ибо Речи Посполитой остро угрожала внешняя опасность. Король в видах прочного и успешного «успокоения греческой религии» образовал из сенаторов и сеймовых депутатов Комиссию, куда были приглашены Киевский митрополит Иов Борецкий и Полоцкий архиепископ Мелетий Смотрицкий. В это время вновь появляется идея Киевского патриархата. Синод Униатских епископов в Новогрудке предложил православным: «Абы был фундованный в наших краях, яко и в Московских патриарха... и по благословение нигде не посылал» (Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1853, т. 4, № 224). Иначе говоря, предполагаемый патриарх мыслился независимым от Константинополя и Рима. Конечно, униато-католики преследовали явно политические цели - порвать связи православных с Москвой и Константинополем. Эта политическая акция была сорвана убийством в 1623 году униатского архиепископа Иоасафата Кунцевича. Исследователи отмечают, что православные иерархи благосклонно смотрели на это соглашение (Голубев, т.1, с. 88; Коялович, т. II, сс. 120-121).

Диалог иерархов обеих церквей возобновился, когда улеглись страсти после описанного убийства фанатика Иоасафа. Главным деятелем «новой унии» выступает Мелетий Смотрицкий, который уже перешел в Унию. Дружа с Петром Могилой, он старался расположить его к этой идее. Могила, по словам Смотрицкого, оказался человеком очень рассудительным и посмотрел на разности между церквами весьма снисходительно (цит. по: Голубев, т. I, сс. 158 -159). В начале февраля 1628 года архимандрит Петр Могила заезжал к Мелетию и пробыл у него два дня. В письме к униатскому митрополиту Рутскому Мелетий отзывается о Могиле, как о человеке «ро Ktorem pokoii cerkierwniego dobra nadzieja» (цит. по: Голубев, т. I, с. 165).

На обратном пути из Перемышльского повета Могила опять навестил друга, когда договорились о собрании южно¬русских иерархов в Гродеке. На Гродекском Соборе 1628 года Иов Борецкий и архимандрит Петр Могила «не чужды были мысли о сближении с латино-униатами и допускали почетное признание папского главенства (там же, сс. 184 -185).

Ревнители Унии не теряли надежды достигнуть желаемой цели. В ответ на жалобы православных король предложил созвать съезд обеих партий во Львове, православные предварительно собрались в июне 1629 года в Киеве. Казаки вмешались в эти переговоры. Они писали Иову Борецкому, что, хотя он и не приглашал их явиться на Киевский Собор, тем не менее они, из любви к своей вере (за которую готовы умрети), посылают в Киев двух товарищей с наказом зорко следить, чтобы «не было на Соборе постановлено чего-либо противного православию» (там же, сс. 208 - 209).

Также протестовали и обыватели Киевского воеводства. Митрополит Иов Борецкий все же осмелился созвать Собор в Киево-Печерском монастыре. Казаки сорвали первое заседание, требуя прекратить всякие собрания на предмет переговоров об Унии. На следующий день Собор вновь открылся «с дозволения архимандрита Петра Могилы». Опять явились казаки и потребовали разойтись, угрожая насилием. По сообщению королевского посла Адама Киселя, митрополит и архимандрит плакали, митрополит даже заночевал в Лавре, боясь расправы казаков. Собор был сорван, а иерархи извинялись перед королем. Киевские Иов и Петр были заподозрены в шаткости религиозных убеждений.

Е.Ф. Шмурло на основе Ватиканских архивов подтвердил эти подозрения. «Переговоры продолжались и после вступления Петра Могилы в 1633 году на митрополичью кафедру. В ходе этих контактов дело дошло до обмена посланиями между Петром Могилой и Римской Курией и встреч преемника Петра Могилы Сильвестра Коссова с папскими представителями в Польше» (Флоря Б.Н. Брестская Уния 1596 года и некоторые вопросы конфессиональных отношений на Украине и в Белоруссии в 1-ой половине XVII века. - Славяноведение, 1996, № 2).

Предметом переговоров были догматические вопросы; православные иерархи готовы были на ряд уступок по вопросам о чистилище, филиокве и др., но не хотели признать первенство папы.

В 30-х годах новая активизация униональных устремлений. В письме свергнутого митрополита от 1638 года Исайи читаем: «Одноконечно, Король польский и паны радные и ляцкие арцыбискупы приговорили на сойме, что в их Польской и Литовской земле православной христианской вере не быть.., а Киевский митрополит Петр Могила благословлен от папы римского ныне в великой пост в патриархи...» (Голубев, т.2, с.24).

Голубев допускает, что в основе ложных слухов, распускаемых о Могиле Исайей, лежат предложения Владислава, «сделанные нашему митрополиту о предоставлении ему под известными условиями, патриаршества» (Голубев, т. 2, с. 148).
Но Сейм 1637 года, собравшийся по униональному вопросу, вследствие разногласия партий был сорван. Затея короля окончилась неудачей. Начались казацкие восстания (в 1637 г. Павлюка, в 1638 г. Остряницы), которые, вероятно, заставили и Петра Могилу прекратить униональные переговоры. Поэтому мы не можем согласиться с категоричным заявлением протопресвитера Виталия Борового:
«С польской стороны предполагалось, что патриархом должен быть Петр Могила. Он вполне устраивал поляков и униатов. Его кандидатуру выдвинул сам униатский митрополит Рутский и горячо поддержал это сам король. Однако Петр Могила оказался твердым в православной вере и таким оставался по конца своей жизни» (протопресвитер Виталий Боровой. Церковь Христова, ее природа. Автокефальные Поместные церкви // ЖМП, 1993, с. 31).

Преемник Петра Могилы Сильвестр Коссов снова назначил на 15 июля 1648 года съезд православных в Вильно для обсуждения вопроса о возможных условиях Унии, что говорит о том, что для православной иерархии в 30 - 40 годы XVlI века «вопрос о соединении Церквей имел важное значение» (Флоря Б.Н. Там же, с. 25).
Такой вывод, на наш взгляд, отвечает истине. «Есть что-то загадочное и двусмысленное в образе Петра Могилы. Трудно понять, был ли он искренним ревнителем Православия или, скорее, искусным соглашателем», - правильно пишет отец Георгий Флоровский (Пути русского богословия, с. 44).

В декабре 1996 года священный Синод Украинской Православной Церкви Москрвского Патриархата причислил Киевского митрополита Петра Могилу к лику местночтимых святых.
26 февраля 2010 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви МП было заслушано сообщение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира об учреждении ордена Украинской Православной Церкви cвятителя Петра Могилы.
Синод благословил учреждение этой награды и утвердил представленный эскиз ордена.
Патриархия не возразила.

Петр Могила - киевский митрополит (1596-1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601-1607), потом Молдавии (1607-1609). В 1612 г. Могилам после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. Во Львовском братском училище П. получил образование в строго православном духе, решительно враждебном унии. Он закончил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. Языками латинским и греческим он владел вполне. Сначала он был военным, участвовал в хотинской битве; но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан. В 1627 г. он был избран киево-печерским архимандритом, номинально подчинявшимся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носившим титул «великого архимандрита». Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства П. Могилы и под его руководством состоялось (1628) осуждение «Апологии» Мелетия Смотрицкого (см.); тогда же определилась вражда между преемником Борецкого, Исайей Копинским, и П. Могилою. П. Могила, не желая ни в чем повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631); но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти константинопольского патриарха, П. соединил свою лаврскую школу с братской. В 1632 г., при избрании королем польским Владислава IV, представителем киевлян в Варшаве был П. Могила. Он выхлопотал признание легального существования православной церкви наряду с униатской; одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит киевский Исайя Копинский был признан лишенным сана, а на его место был выбран П. Могила, с сохранением лаврского архимандритства. «Деградование» Копинского и посвящение П. Могилы состоялось во Львове (1633) и было совершено львовским епископом, как экзархом константинопольского патриарха. Затем П. Могила отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками - от лаврской братии и братской школы. После того как Исайя, не без борьбы, оставил свою кафедру, П. приступил к отобранию от униатов монастырей и церквей, в том числе Софийского собора и Выдубецкого м-ря. Старинную церковь св. Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трех Святителей, которую отдал братскому м-рю. В 1635 г. отрыты были и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей П. Могила брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, наконец обращался за помощью и к московскому царю. Особенное внимание обратил П. Могила на киево-братскую, называемую Могилянской, школу; хлопоты о переименовании ее в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена. Преподавательский персонал был при П. Могиле на высоте своего призвания; профессора, раньше чем приступать к преподаванию, посылались для ученья за границу. Много огорчений доставлял П. Могиле киевский воевода, ярый католик Ян Тышкевич, всеми мерами преследовавший студентов школы, весьма часто вполне несправедливо. В бытность свою митрополитом П. Могила издал, между прочим, следующие книги: Евангелие Учительное , поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста (1637; в 1616 г. это Евангелие в первый раз было издано на зап.-русском литературном языке); Анфологион , сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев (1636); Евхологион альбо молитвослов (или требник; 1646). П. Могила приготовил к изданию Катехизис для всех православных христиан; он подвергался обсуждению на Киевском соборе 1640 г. и Ясском 1643 г., был разослан для проверки и одобрения восточным патриархам, но напечатан был только в 1662 г., в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге П. Могилой было издано «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан» (1645). Для изданной П. М. книги Афанасия Кальнофойского «Τερατουργήμα» (1638) сам П. доставил рассказы о чудесах печорских. В составлении резко-полемического сочинения «Λίθος» (см. Лифос) П. принимал большое участие. Из проповедей П. Могилы известны две: «Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина» и «Слово на брак Януша Радзивила». Записки П. Могилы отчасти напечатаны в «Киев. епарх. вед.» 1861-62 г. Наконец, П. Могилой были задуманы две колоссальные работы: «Жития святых» (эта работа исполнена была уже только Дмитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII ст. См. Голубев, «П. Могила и его сподвижники» (т. 1, до начала служения П. Могилы в сане митрополита); Бантыш-Каменский, «Историческое извещение об унии»; Крачковский, «Очерки униатской жизни»; проф. Тарновский, «П. Могила» (в «Киевской Старине» 1882, № 4); Левицкий, «Уния и Петро Могила».

ПЕТР МОГИЛА

Петр Могила - киевский митрополит (1596 - 1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601 - 1607), потом Молдавии (1607 - 1609). В 1612 г. Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзой, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. В Львовском братском училище Петр получил образование в строго православном духе, решительно враждебном унии. Он закончил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. Языками латинским и греческим он владел вполне. Сначала он был военным, участвовал в хотинской битве; но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан. В 1627 г. он был избран Киево-Печерским архимандритом, номинально подчинявшимся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носившим титул "великого архимандрита". Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства Петра Могилы и под его руководством состоялось (1628) осуждение "Апологии" Мелетия Смотрицкого (см. XIX, 24); тогда же определилась вражда между преемником Борецкого Исаией Копинским и П. Могилой. П. Могила, не желая ни в чем повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при киевской лавре высшее училище "для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках" (1631); но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. В 1632 г., при избрании королем польским Владислава IV, представителем киевлян в Варшаве был П. Могила. Он выхлопотал признание легального существования православной церкви наряду с униатской; одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит киевский Исаия Копинский был признан лишенным сана, а на его место был выбран П. Могила с сохранением лаврского архимандритства. "Деградование" Копинского и посвящение П. Могилы состоялось во Львове (1633) и было совершено львовским епископом, как экзархом константинопольского патриарха. Затем Петр Могила отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками - от лаврской братии и братской школы. После того как Исаия, не без борьбы, оставил свою кафедру, Петр приступил к отобранию от униатов монастырей и церквей, в том числе Софийского собора и Выдубецкого монастыря. Старинную церковь Св. Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трех Святителей, которую отдал братскому монастырю. В 1635 г. отрыты были и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей Петр Могила брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, наконец, обращался за помощью и к московскому царю. Особенное внимание обратил Петр Могила на киево-братскую, называемую Могилянской, школу; хлопоты о переименовании ее в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена. Преподавательский персонал был при Петре Могиле на высоте своего призвания; профессора, раньше чем приступать к преподаванию, посылались для учения за границу. Много огорчений доставлял Петру Могиле киевский воевода, ярый католик Ян Тышкевич, всеми мерами преследовавший студентов школы, весьма часто вполне несправедливо. В бытность свою митрополитом Петр Могила издал, между прочим, следующие книги: "Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста" (1637; в 1616 г. это Евангелие в первый раз было издано на западнорусском литературном языке); "Аифологион, сиречь молитвы поучения душеполезные в душевную пользу спудеев" (1636); "Евхлогион, альбо молитвослов" (или требник; 1646). Петр Могила приготовил к изданию Катехизис для всех православных христиан; он подвергался обсуждению на киевском соборе 1640 г. и ясском 1643 г., был разослан для проверки и одобрения восточным патриархам, но напечатан был только в 1662 г., в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге Петром Могилой было издано "Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан" (1645). Для изданной Петром Могилой книги Афанасия Кальнофойского "Teratupgema" (греч.) (1638) сам Петр доставил рассказы о чудесах печерских. В составлении резко-полемического сочинения "Lithos" (греч.) (см. Лифос, XVII, 856). Петр принимал большое участие. Из проповедей Петра Могилы известны две: "Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина" и "Слово на брак Януша Радзивилла". Записки Петра Могилы отчасти напечатаны в "Киевских Епархиальных Ведомостях" 1861 - 1862 годов. Наконец, Петром Могилой были задуманы две колоссальные работы: "Жития святых" (эта работа исполнена была уже только Дмитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII столетия. См. Голубев "П. Могила и его сподвижники" (т. I, до начала служения Петра Могилы в сане митрополита); Бантыш-Каменский "Историческое извещение об унии"; Крачковский "Очерки униатской жизни"; профессор Тарновский "П. Могила" ("Киевская Старина", 1882, ¦ 4); Левицкий "Уния и Петро Могила". И. Ж-цкий.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕТР МОГИЛА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕТР МОГИЛА
    киевский митрополит (1596—1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601—1607), потом Молдавии (1607—1609). В 1612 г. Могилам после поражения их …
  • ПЕТР МОГИЛА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? киевский митрополит (1596?1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601?1607), потом Молдавии (1607?1609). В 1612 г. Могилам после поражения …
  • МОГИЛА в Словаре воровского жаргона:
    - 1) место ночлега, 2) молчание, 3) следственный …
  • МОГИЛА в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если Вам снится свежая могила, то чей-то бесчестный поступок причинит Вам ужасное страдание, или этот сон предвещает грозящую Вам опасность.Сон …
  • ПЕТР в Библейском словаре:
    , Апостол — Симон, сын (потомок) Ионы (Иоан.1:42), рыбак из Вифсаиды (Иоан.1:44), живший с женой и тещей в Капернауме (Мат.8:14). …
  • МОГИЛА в Краткой биографической энциклопедии:
    Могила - молдавская дворянская фамилия, родоначальником которой одно предание считает Муция Сцеволу, другое - Пурига, герольда воеводы молдавского Стефана IV …
  • МОГИЛА в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Пётр (1596-1647), политический и церковный деятель в Украине, просветитель. С 1627 архимандрит Киево-Печерской лавры; в 1632-47 митрополит Киевский и Галицкий. …
  • ПЕТР в Большом энциклопедическом словаре:
    древнерусский зодчий 12 в. Строитель Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде (начат в …
  • ПЕТР СВЯТЫЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1) св. мученик, за исповедание веры пострадал в Лампсаке, в Дециево гонение, в 250 г.; память 18 мая; 2) св. …
  • ПЕТР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    св. Апостол - один из виднейших учеников И. Христа, оказавший огромное влияние на последующую судьбу христианства. Родом из Галилеи, рыбак …
  • ПЁТР в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПЁТР в Энциклопедическом словарике:
    (? - 1326), митрополит всея Руси (с 1308). Поддерживал московских князей в их борьбе за великое княжение владимирское. В 1324 …
  • МОГИЛА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. 1. Яма для погребения тела умершего, а также насыпь на месте погребения. Возложить венок на могилу. На …
  • ПЕТР
    ПЁТР "ЦАР́ЕВИЧ", см. Илейка Муромец …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР Р́АРЕШ (Реtru Rares), молд. господарь в 1527-38, 1541-46; проводил политику централизации, боролся против тур. ига, сторонник сближения с …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР ЛОМБ́АРДСКИЙ (Реtrus Lombardus) (ок. 1100-60), христ. богослов и философ, предст. схоластики, епископ Парижский (с 1159). Учился у П. Абеляра …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР ДОСТОПОЧТ́ЕННЫЙ (Petrus Venerabilis) (ок. 1092-1156), христ. учёный, писатель и церк. деятель, аббат Клюнийского мон. (с 1122). Провёл реформы в …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР ДАМИ́АНИ (Реtrus Damiani) (ок. 1007- 1072), церк. деятель, богослов, кардинал (с 1057); сформулировал положение о философии как служанке теологии. …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ПЁТР ВЕЛ́ИКИЙ", первый броненосец рос. ВМФ; в строю с 1877; прототип рос. эскадренных броненосцев. С нач. 20 в. учебно-арт. корабль, …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР АМЬ́ЕНСКИЙ, Пустынник (Petrus Eremita) (ок. 1050-1115), франц. монах, один из руководителей 1-го крестового похода. После взятия Иерусалима (1099) возвратился …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР II П́ЕТРОВИЧ НЕГОШ, см. Негош …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР I П́ЕТРОВИЧ НЕГОШ (1747-1830), правитель Черногории с 1781. Добился (1796) фактич. самостоятельности страны, издал в 1798 "Законник" (дополнен в …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР III Фёдорович (1728-62), рос. император (с 1761), нем. принц Карл Пётр Ульрих, сын герцога голштейн-готторпского Карла Фридриха и Анны …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР II (1715-30), рос. император (с 1727), сын царевича Алексея Петровича. Фактически правили гос-вом при нём А.Д. Меншиков, затем Долгоруковы. …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР I Великий (1672-1725), царь (с 1682), первый рос. император (с 1721). Мл. сын царя Алексея Михайловича от второго брака …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР, др.-рус. зодчий 12 в. Строитель монументального Георгиевского собора Юрьева мон. в Новгороде (начат в …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР (в миру Пётр Фёд. Полянский) (1862- 1937), митрополит Крутицкий. Местоблюститель патриаршего престола с 1925, в том же году арестован …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР (в миру Пётр Симеонович Могила) (1596-1647), митрополит Киевский и Галицкий с 1632. Архимандрит Киево-Печерской лавры (с 1627). Основал славяно-греко-лат. …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР (?-1326), рус. митрополит с 1308. Поддерживал моск. князей в их борьбе за великое княжение. В 1325 перевёл митрополичью кафедру …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР, в Новом Завете один из двенадцати апостолов. Первонач. имя Симон. Призванный Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем …
  • МОГИЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОЃИЛА НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА (МАТРОСА), памятник-символ в честь воинов, погибших в боях. Впервые сооружена в Париже (1921); в Москве мемориал Могила …
  • МОГИЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОЃИЛА П.С., см. Пётр Могила …
  • ПЕТР в Словаре Кольера:
    имя ряда европейских королей и императоров. См. также: ПЕТР: ИМПЕРАТОРЫ ПЕТР: …
  • МОГИЛА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    моги"ла, моги"лы, моги"лы, моги"л, моги"ле, моги"лам, моги"лу, моги"лы, моги"лой, моги"лою, моги"лами, моги"ле, …
  • ПЕТР
    Прорубил окно в …
  • ПЕТР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Райский …
  • МОГИЛА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. конец || вогнать в могилу, одной ногой в могиле, свести в могилу, сойти в могилу, стоять одной ногой в …
  • ПЕТР
    апостол, имя, …
  • МОГИЛА в словаре Синонимов русского языка:
    гибель, захоронение, каюк, кенотаф, могилка, погребение, смерть, …
  • МОГИЛА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) Яма, вырываемая для погребения умершего. 2) а) Место погребения. б) Холм, насыпь на месте погребения. 3) а) …
  • МОГИЛА в Словаре русского языка Лопатина:
    мог`ила, …
  • ПЁТР
    Пётр, (Петрович, …
  • МОГИЛА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    могила, …
  • МОГИЛА в Орфографическом словаре:
    мог`ила, …

Петр Могила (1596-1648) - митрополит Киевский, основатель крупнейшего в Украине образовательного центра. Родился в Молдавии и был сыном молдавского воеводы Симеона Могилы, впоследствии хозяина Валахии и Молдавии. В 1600-х годах семья переехала на Западную Украину, где много сделали для укрепления православной веры. Петр получил блестящее образование: успешно закончив Львовскую братскую школу, уехал на учебу в Европу. Способный к науке юноша овладел не только богословскими, но и гуманитарными науками, в целом он свободно владел древними (латинским и греческим) и современными европейскими языками. По возвращении домой 24-летний Петру Могиле как сыну воеводы довелось идти на военную службу, во время которой в 1620 году принимает участие в сражениях под Цецорой, а также был участником грандиозной битвы под Хотином против турецких войск. В 1622 году он приехал в Киев и посетил Киево-Печерскую Лавру , которая произвела большое впечатление. В Киеве он знакомится с митрополитом Иовом (Борецким), после чего молодой княжич кардинально меняет свою жизнь: он отказывается от блестящей светской карьеры и в 1625 году принимает монашество в Лавре, а уже в 1627 году его выбрали архимандритом этого монастыря. Отец Петр пытался облегчить жизнь православных, поскольку положение Православной Церкви в католической Речи Посполитой было крайне сложным. Много трудов он также положил и для возрождения и Лавры, пытался вернуть все, что у нее отобрали за прошедшие тяжелые времена. Видя низкий уровень образованности украинского священства и православного общества в целом, Петр Могила стал совершенствовать украинское образовательное дело. С первых лет руководства Лаврой святитель сплотил вокруг себя образованных людей и 1631 году открыл на территории монастыря школу, где могли учиться более ста человек. Вскоре Лаврская школа объединяется с основанной Исайей (Копинским) Киево-Братской, действовавшей при Богоявленском монастыре на Подоле. Так был создан Киево-Могилянский коллегиум, который впоследствии стал знаменитой Киево-Могилянской Академии. Петр Могила в корне изменил систему образования в этом заведении - расширил список дисциплин, добавив богословские, философские и гуманитарные науки, пригласил лучших преподавателей и обеспечил материальную базу, отдав собственные вотчины. Все строительные работы и дальнейшее содержание преподавателей и студентов Петр Могила делал за свой счет. В Киево-Могилянском коллегиуме, ориентируясь на программу иезуитских коллегий, в то время предоставляли наиболее качественное образование и использовали лучшие достижения Запада на благо православной веры. В 1633 году архимандрита Петра избирают Киевским митрополитом. На древней кафедре киевских первоиерархов Петр Могила с новой силой развернул активную деятельность в церковной, образовательной, строительной отраслях и книгопечатании. Новый митрополит предъявлял к священству суровые, но справедливые требования, ведь понимал, что сила преобразований зависит от качества кадров - монахов, священников, епископов. Петр Могила развил и издательское дело. Так, в лаврской типографии начали печатать произведения святых отцов. Уникальна еще одна работа митрополита Петра – Требник, вышедший в 1646 году. Это, по сути, практическое пособие для священников по совершению треб и всех возможных чинов богослужения. Требник Петра Могилы стал первым таким изданием в восточнославянском православном мире, а затем получил распространение не только в пределах Речи Посполитой, но и во всей Восточной и Центральной Европе. Важной сферой активности митрополита была строительное дело. Он восстановил и украсил Софию Киевскую, стоявшую тогда полуразрушенной, провел раскопки Десятинной церкви, где нашел гроб с останками Киевского князя Владимира, и на том месте возвел небольшой храм. По его распоряжению были восстановлены церковь Спаса на Берестове, Михайловский храм Выдубицкого монастыря и ряд других. Во времена митрополита Могилы Киев утвердился как центр для всего православного населения не только Украины, но и Польши и Литвы. Умер святитель в возрасте 50-ти лет. Киевскому коллегиуму он оставил огромную по тем временам сумму 81000 злотых, а также всю богатейшую библиотеку.

Митрополита Петра Могилу похоронили в склепе Успенского собора Лавры. В 1941 году этот храм взорвали, а поскольку взрывчатка была заложена у самого гроба святителя, то его останки были полностью уничтожены, а сохранились только серебряные пластины с гербом рода Могил и эпитафией, обнаруженные археологами в 1982 году.

В 1996 году, по случаю 400-летия со дня рождения, Украинская Православная Церковь канонизировала митрополита Петра Могилу.

Памятник митрополиту Петру Могиле установлен на небольшой площади перед административным корпусом Киевской духовной академии в Лавре – КДА ведет свою историю от Киево-Братской школы и позже Киево-Могилянской академии, а соответственно здесь Петра Могилу также считают основателем. 2 июня 2007 года его освятил преемник на кафедре Киевских Первосвятителей - Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан).

Монумент создан при содействии семьи Засух и приурочен 15-летию Харьковского Архиерейского Собора (1992 г.).

Памятник представляет собой бронзовый бюст митрополита, установленный на каменный постамент. Петр Могила изображен в архиерейской богослужебной одежде, а в руках держит открытую созданную ним книгу – Требник.

Отметим, что памятник Петру Могиле также установлен на территории Межрегиональной академии управления персоналом, а памятная доска в честь иерарха-просветителя установлена на фасаде старого корпуса Киево-Могилянской Академии.

Адрес: улица Лаврская, 25



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: