Презентация - иммануил кант и его концепции. Презентация на тему "кант иммануил" Презентация на тему моральная философия канта

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. В ранний период своей деятельности много занимался вопросами естествознания и выдвинул свою гипотезу происхождения и развития солнечной системы. Главным философским произведением является «Критика чистого разума».

3 слайд

Описание слайда:

Философия И.Канта Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

4 слайд

Описание слайда:

Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?» Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта».

5 слайд

Описание слайда:

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание.

6 слайд

Описание слайда:

Т.е., наше сознание не просто пассивно постигает мир, как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием.

7 слайд

Описание слайда:

Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (т.е. вне формирующей деятельности рассудка) - вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, т.е. в опыте.

8 слайд

Описание слайда:

2 уровня формообразования (активности) субъекта, выделяемые в опыте: субъективные формы чувства - пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.

9 слайд

Описание слайда:

Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание - единство апперцепции (обусловленное восприятие предметов и явлений внешнего мира и осознание этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка (категории) подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

3.Категории отношения: Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействие 4.Категории модальности: Возможность и невозможность Существование и несуществование Необходимость и случайность

12 слайд

Описание слайда:

Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас. Кант учит, что существуют "вещи в себе", не зависящие от познающего субъекта. Если бы Кант последовательно проводил этот взгляд, то он пришел бы к материализму. Но в противоречие с этой материалистической тенденцией он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы.

13 слайд

Описание слайда:

Т.е., он выступал как сторонник агностицизма, который приводит Канта к идеализму. Идеализм Канта выступает в форме априоризма - учения о том, что основные положения всякого знания являются доопытными, априорными формами рассудка. Пространство и время, по Канту, являются не объективными формами существования материи, а всего лишь формами человеческого сознания, априорными формами чувственного созерцания. Кант ставил вопрос о характере основных понятий, категорий, при помощи которых люди познают природу, но этот вопрос он также решал с позиций априоризма.

14 слайд

Описание слайда:

Так, причинность он считал не объективной связью, закономерностью природы, а априорной формой человеческого рассудка. Идеалистически Кант представил и предмет познания. Согласно учению Канта, он конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка. Этот конструируемый сознанием предмет Кант называет природой.

15 слайд

Описание слайда:

Формально Кант признает, что познание имеет своим предметом природу, но по существу он противопоставляет природу объективному миру. В идеалистической философии Канта имеются и ценные образцы диалектики. Заслуга Канта в теории познания состоит в том, что он установил недостаточность аналитического метода для науки и поставил вопрос о познавательной роли синтеза в научном исследовании.

17 слайд

Описание слайда:

Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный смысл: с одинаковой убедительностью можно доказывать, что мир конечен в пространстве и времени (тезис) и что он бесконечен во времени и пространстве (антитезис). Как агностик, Кант ошибочно полагал, что подобные антиномии неразрешимы. Тем не менее, его учение об антиномиях разума было направлено против метафизики и самой постановкой вопроса о противоречиях способствовало развитию диалектического взгляда на мир.


Биография Иммануила Канта

В пятом часу утра 22 апреля 1724 года в семье кенигсбергского шорника Иоанна Георга Канта родился сын.

По старому прусскому календарю был день святого Эммануила, и мальчика нарекли библейским именем, означающим в переводе "с нами Бог».



Кант полагал, что его предки были родом из Шотландии. Но философ ошибался: его прадед Рихард Кант - балтийских кровей. Мать будущего философа Анна Регина дочь шорника, родом из Нюрнберга.

Мальчик рос на окраине города среди мелкого ремесленного и торгового люда, в обстановке труда,

честности, пуританской строгости. В семье он был четвертым ребенком.

Всего Анна Регина родила одиннадцать детей. Из них выжило пятеро. У Иммануила Канта были три сестры и младший брат Иоганн Генрих.


По совету пастора Франца Альберта Шульца, навещавшего в числе своих прихожан и семью мастера Канта, восьмилетнего Иммануила отдали в "коллегию Фридриха", государственную гимназию, директором которой был назначен сам Шульц.

Здесь будущий философ провел восемь лет.

Он учился на латинском отделении. Главными предметами были латынь и богословие. Родители хотели, чтобы их отпрыск стал пастором, но мальчик, увлеченный талантливыми уроками преподавателя латыни Гейденрейха, мечтал посвятить себя словесности.


Желание стать священником отбивали монастырские порядки, царившие в "коллегии Фридриха" Школа была пиетистской, нравы строгими.

Слабое здоровье мешало учебе Иммануила, но выручали сообразительность, хорошая память, прилежание.

Ряд лет он был первым учеником, окончил школу вторым.

Осенью 1740 года шестнадцатилетний Иммануил Кант поступает в университет. Вовремя учебы в университете на него большое влияние оказал профессор Мартин Кнутцен Пиетист и вольфианец, английского естествознания.

От него Кант впервые узнал об открытиях Ньютона. На четвертом году университетского обучения Кант начал писать

Самостоятельное сочинение по физике.


Работа продвигалась медленно. Сказывались не только отсутствие навыков и недостаток знаний, но и нужда, в которой пребывал студиозус Кант.

Матери уже не было в живых (она умерла сравнительно молодой, когда Иммануилу исполнилось тринадцать лет), отец едва сводил концы с концами Иммануил перебивался уроками.

Подкармливали состоятельные однокашники, у них в трудную минуту приходилось брать на время одежду и обувь.

Говорят, он утешал себя афоризмами: "Я стремлюсь

подчинить вещи себе, а не себя вещам", "Не уступай беде, а выступай ей смело навстречу.


В университете Кант проучился без малого семь лет В 1747 году, не защитив магистерской диссертации, он покидает родной город и пробует себя в должности домашнего учителя.

Иммануил прошел хорошую школу житейского опыта, пригляделся к людям, познакомился с нравами в различных слоях общества.

Вернувшись в Кенигсберг, Кант привез объемистую рукопись по астрономии, первоначально озаглавленную "Космогония, или Попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами движения материи в соответствии с теорией Ньютона».

Он пришел к правильному выводу о том, что вращение Земли замедляется, что вызвано приливным трением вод Мирового океана.



Осенью 1755 года Кант получает звание приват-доцента, то есть внештатного преподавателя, труд которого оплачивался самими студентами.

Аудиторий не хватало, поэтому многие преподавали дома. Кант жил в то время у профессора Кипке.

На первую лекцию слушателей собралось больше, чем мог вместить зал, студенты стояли на лестнице и в прихожей.

Кант растерялся, первый час говорил совершенно непонятно и только после перерыва овладел собой.

Так началась его длившаяся затем 41 год преподавательская деятельность.



В первую свою университетскую зиму он читал логику, метафизику, естествознание и математику.

Затем к ним прибавились физическая география, этика и механика.

В магистерские годы Канту приходилось одновременно вести 4-6 предметов.

Во второй половине 1750-х годов он почти ничего не писал преподавание поглощало все время.

Но безбедное существование было обеспечено Приват-доцент нанял слугу - отставного солдата Мартина Лампе.

Канту приходилось много работать, но он умел и отдыхать. Магистр Кант после занятий охотно проводил время за чашкой кофе или бокалом вина, играл в бильярд, вечером в карты. Иной раз возвращался домой за полночь, а однажды, по собственному признанию, в таком подпитии, что не мог самостоятельно найти проход в Магистерский переулок, где ему довелось жить в 1760-е годы. Вставать в любом случае приходилось рано утром он читал лекции. К тому же слабое здоровье заставляло думать о более строгом режиме.

К физической слабости, мучившей его с раннего детства, прибавился с годами и род недуга душевного, который Кант называл ипохондрией. Симптомы этого заболевания философ описал в одной из своих работ: ипохондрика окутывает своего рода "меланхолический туман, вследствие чего ему мерещится, будто его одолевают все болезни, о которых он что-либо слышал. Поэтому он охотнее всего говорит о своем нездоровье, жадно набрасывается на медицинские книги и повсюду находит симптомы своей болезни". Благотворно на ипохондрика действует общество, здесь к нему приходит хорошее настроение и хороший аппетит. Может быть, именно поэтому Кант никогда не обедал в одиночестве и вообще любил бывать на людях.


Его охотно звали в гости, и он никогда не уклонялся от приглашений. Умный и живой собеседник, Кант был душой общества. В любой компании он держался на равных, легко, непринужденно, находчиво. Философ ценил дружбу (ставил ее выше любви, полагая, что она включает в себя любовь, но требует еще и уважения).

Близким другом Канта считался Иосиф Грин, английский коммерсант, постоянно обитавший в Кенигсберге. Грин учил пунктуальности своего ученого друга, который в

молодости не был еще столь педантичен, как в пожилые годы.

Кант остался холостяком.


В 1784 году Кант приобрел собственный дом - двухэтажный, восьмикомнатный.

Без четверти пять утра в спальне профессора появлялся слуга Лампе. Кант направлялся в кабинет, где выпивал две чашки слабого чая и выкуривал трубку, единственную за весь день. Кофе философ любил, но старался не пить, считая его вредным.

Лекции обычно начинались в семь часов, как правило, он читал летом логику и физическую географию, зимой метафизику и антропологию.

После занятий профессор снова усаживался в кабинете. Без четверти час в доме появлялись приглашенные на обед друзья. Ровно в час на пороге кабинета появлялся Лампе и произносил сакраментальную формулу "Суп на столе».

Обед был единственной трапезой, которую разрешал себе философ. Достаточно плотная, она продолжалась до четырех-пяти часов. Любимым его блюдом была свежая треска.



Послеобеденное время философ проводил на ногах. При жизни Грина (скончавшегося в1786 году) Кант обычно навещал его, и они дремали в креслах, теперь он считал сон среди дня вредным и даже не присаживался, чтобы не задремать.

Наступало время легендарной прогулки Кенингсбержцы привыкли видеть свою знаменитость, тихим шагом совершающую моцион в одно и то же время по маршруту "философской тропы».

Вернувшись домой, философ давал распоряжения по хозяйству. Вечерние часы он посвящал легкому чтению (газеты, журналы, беллетристика), возникавшие при этом мысли заносились на бумагу. В десять часов Кант ложился спать.

Регулярный образ жизни, соблюдение предписанных себе гигиенических правил преследовали одну цель - поддержание здоровья. Лекарствам Кант не доверял, считал их ядом для своей слабой нервной системы.


Гигиеническая программа Канта несложна

1) Держать в холоде голову, ноги и грудь. Мыть ноги в ледяной воде ("дабы не ослабли кровеносные сосуды, удаленные от сердца")

2) Меньше спать "Постель гнездо заболеваний». Спать только ночью,

коротким и глубоким сном. Если сон не приходит сам, надо уметь его вызвать. На Канта магическое снотворное действие оказывало слово "Цицерон", повторяя его про себя, он рассеивал мысли и быстро засыпал.

3) Больше двигаться самому себя обслуживать, гулять в любую погоду.

Что касается питания, то Кант прежде всего рекомендует отказаться от жидкой пищи и по возможности ограничить питье. Сколько раз есть в течение дня? Поразительный ответ Канта нам уже известен: один.


Достигнув 75-летнего возраста, Кант стал быстро слабеть. Сначала физические, затем и умственные силы все более оставляли его. Еще в 1797 году Кант прекратил читать лекции, с 1798 года он не принимал более ничьих приглашений и у себя дома собирал лишь самых близких друзей. С 1799 года он вынужден был отказаться даже от прогулок. Несмотря на это, Кант пробовал написать "Систему чистой философии во всей ее совокупности", но силы Канта были уже исчерпаны.

В 1803 году Кант записал на памятном листке библейские слова "Жизнь человека длится 70 лет, много 80». Ему было в то время 79 лет. В октябре

1803 года с Кантом случился припадок. С тех пор силы его быстро угасали, он не мог более подписать своего имени, забывал самые обыкновенные слова.






Cлайд 1

Cлайд 2

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. В ранний период своей деятельности много занимался вопросами естествознания и выдвинул свою гипотезу происхождения и развития солнечной системы. Главным философским произведением является «Критика чистого разума».

Cлайд 3

Философия И.Канта Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

Cлайд 4

Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?» Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта».

Cлайд 5

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание.

Cлайд 6

Т.е., наше сознание не просто пассивно постигает мир, как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием.

Cлайд 7

Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (т.е. вне формирующей деятельности рассудка) - вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, т.е. в опыте.

Cлайд 8

2 уровня формообразования (активности) субъекта, выделяемые в опыте: субъективные формы чувства - пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.

Cлайд 9

Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание - единство апперцепции (обусловленное восприятие предметов и явлений внешнего мира и осознание этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка (категории) подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.

Cлайд 10

Категории рассудка: 1. Категории количества: Единство Множество цельность 2.Категории качества: Реальность Отрицание Ограничение

Cлайд 11

3.Категории отношения: Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействие 4.Категории модальности: Возможность и невозможность Существование и несуществование Необходимость и случайность

Cлайд 12

Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас. Кант учит, что существуют "вещи в себе", не зависящие от познающего субъекта. Если бы Кант последовательно проводил этот взгляд, то он пришел бы к материализму. Но в противоречие с этой материалистической тенденцией он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы.

Cлайд 13

Т.е., он выступал как сторонник агностицизма, который приводит Канта к идеализму. Идеализм Канта выступает в форме априоризма - учения о том, что основные положения всякого знания являются доопытными, априорными формами рассудка. Пространство и время, по Канту, являются не объективными формами существования материи, а всего лишь формами человеческого сознания, априорными формами чувственного созерцания. Кант ставил вопрос о характере основных понятий, категорий, при помощи которых люди познают природу, но этот вопрос он также решал с позиций априоризма.

Cлайд 14

Так, причинность он считал не объективной связью, закономерностью природы, а априорной формой человеческого рассудка. Идеалистически Кант представил и предмет познания. Согласно учению Канта, он конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка. Этот конструируемый сознанием предмет Кант называет природой. Диалектический характер имела критика Кантом рассудочного мышления. Кант различал рассудок и разум. Он считал, что разумное понятие выше и по природе своей диалектично. В этом отношении особый интерес представляет его учение о противоречиях, антиномиях разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и так далее, впадает в противоречия.

Cлайд 17

Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный смысл: с одинаковой убедительностью можно доказывать, что мир конечен в пространстве и времени (тезис) и что он бесконечен во времени и пространстве (антитезис). Как агностик, Кант ошибочно полагал, что подобные антиномии неразрешимы. Тем не менее, его учение об антиномиях разума было направлено против метафизики и самой постановкой вопроса о противоречиях способствовало развитию диалектического взгляда на мир.

ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА Подготовил: Давитбеков Б. Д. студент гр. ЛД 17-

Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Учёба в Кёнигбергском университете (1740-1746) «Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете (1755-1770) «Критический период»: профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете (1770-1801) Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге Кёнигсберг. Биография

Всеобщая естественная история и теория неба (1755) Критика чистого разума (1781/1787) Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783) Основы метафизики нравственности (1785) Критика практического разума (1788) Основные сочинения

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА И АНАЛИТИКА Возможность априорных синтетических суждений Трансцендентальная эстетика Априорные синтетические суждения в математике Синтетическая работа созерцания Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции Дедукция чистых рассудочных понятий (категорий) Схематизм чистых рассудочных понятий Синтетические основоположения чистого рассудка Трансцендентальный идеализм Субъективный идеализм Беркли и трансцендентальный идеализм Канта Нативизм рационалистов и априоризм Канта Агностицизм Юма и критический идеализм Канта

ВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ Аналитическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) заключено в содержании логического подлежащего (субъекта). Синтетическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) не заключено в содержании логического подлежащего (субъекта).

Отношение между содержанием субъекта и предиката аналитического суждения Отношение между содержанием субъекта и предиката синтетического суждения S S P PВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ

ВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ Все тела протяжённы. Некоторые тела имеют тяжесть. Столица – место пребывания правительства. Канберра – столица Австралии. Примеры аналитических суждений Примеры синтетических суждений Целое больше своей части. «Лунная соната» состоит из трёх частей.

ВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АПРИОРНЫЕ И АПОСТЕРИОРНЫЕ СУЖДЕНИЯ Априорное суждение – суждение, истинность которого устанавливается независимо от опыта. Апостериорное суждение – суждение, истинность которого удостоверена опытом.

ВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АПРИОРНЫЕ И АПОСТЕРИОРНЫЕ СУЖДЕНИЯ Ассерторические (суждения действительности)Аподиктические (безусловные, необходимые)Модальность Частные или единичные. Общие (универсальные)Количество Апостериорные (опытные) суждения. Априорные (доопытные) суждения

ВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АПРИОРНЫЕ И АПОСТЕРИОРНЫЕ СУЖДЕНИЯ Науки опираются на опыт, но они не могут основываться исключительно на опыте, поскольку их законы имеют форму общих аподиктических суждений.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ В МАТЕМАТИКЕ 7 + 5 12 = 7 + 5 12 3 x 4 = 12 7 + 5 x

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ В МАТЕМАТИКЕ Прямая кратчайшая линия между двумя точками. есть Форма величина. не есть

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА ПРОСТРАНСТВО КАК АПРИОРНАЯ ФОРМА СОЗЕРЦАНИЯ Потому что в нашем разуме, содержится не только «шкала времени» , но и определённая модель пространства.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО КАК АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО СОЗЕРЦАНИЯ Априорная основа геометрии. Априорная основа арифметики Изотропно. Однонаправленно Трёхмерно. Одномерно Бесконечно Форма внешнего созерцания. Форма внутреннего созерцания Пространство. Время

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА ОБЩИЙ ВЫВОД Предмет восприятия не дан нашей чувственности, а конструируется ею из материала ощущений. Данные ощущений соединяются в целостный образ (синтезируются) соответственно априорным формам самой чувственности.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ Апперцепция (лат. ad , к, percepcio , восприятие) – рефлектирующее сознание (в отличие от неосознаваемых восприятий – перцепций); самосознание. Трансцендентальное (лат. transcendentalis, выходящий за пределы) – в кантовской философии то, что делает возможным опытное познание (в отличие от трансцендентного – выходящего за пределы опыта). Трансцендентальное единство апперцепции – единство и тождественность самосознания как предпосылка познавательного синтеза.

И. Кант. «Критика чистого разума» . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ Многообразные представления, данные в некотором созерцании, не были бы все вместе моими представлениями, если бы они не принадлежали все вместе одному самосознанию.

И. Кант. «Критика чистого разума» . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ Только в силу того, что я могу постичь многообразное [ содержание ] представлений в одном сознании, я называю их все моими представлениями; в противном случае я имел бы столь же пёстрое разнообразное Я, сколько у меня есть сознаваемых мной представлений.

И. Кант. «Критика чистого разума» . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ Не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путём восприятия, только благодаря чему она может быть усмотрена рассудком, а сама связь есть функция рассудка, и сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связывать и подводить многообразное [ содержание ] данных представлений под единство апперцепции.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ДЕДУКЦИЯ ЧИСТЫХ РАССУДОЧНЫХ ПОНЯТИЙ Суждения по качеству по отношению по модальностипо количеству Общие Частные Единичные Утвердитель- ные Отрицательные Бесконечные Категорические Гипотетические Разделительные Проблематиче- ские Ассерториче- ские Аподиктические

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ ЧИСТОГО РАССУДКА Группы основоположений Антиципации восприятия Аналогии опыта Постулаты эмпирического мышления. Аксиомы созерцания Всё делимо до бесконечности Пустота не существует Закон сохранения субстанции Закон причинной связи Закон взаимодействия Формальная возможность Материальная действительность Общая необходимость

И. Кант. «Пролегомены» . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ОБЩИЙ ВЫВОД Рассудок есть источник всеобщего порядка природы, так как он подводит все явления под свои собственные законы и только этим a priori осуществляет опыт (по его форме), в силу чего всё, что познается на опыте, необходимо подчинено законам рассудка.

И. Кант. «Пролегомены» . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ОБЩИЙ ВЫВОД Мы имеем дело не с природой вещей самих по себе, которая независима и от условий нашей чувственности, и от условий рассудка, а с природой как предметом возможного опыта; и здесь от рассудка, делающего возможным этот опыт, зависит также и то, что чувственно воспринимаемый мир не есть никакой предмет опыта или что он есть природа.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ЮМ И КАНТ Агностицизм Юма Критический идеализм Канта Достоверное знание невозможно, поэтому нет никаких общезначимых истин. Вещи в себе непознаваемы, но явления подчинены общезначимым формам нашей чувственности и рассудка, что позволяет придать нашему знанию научную форму.

Подобные документы

    Категорический императив - основное понятие в концепции Канта об автономной этике, объединяющее идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и их единство. Нравственный закон: поступай так, чтобы твое правило имело силу всеобщего закона.

    эссе, добавлен 03.06.2010

    Истина и добро в философии Сократа. Категорический императив Канта. Основные темы русской философии. Соотношение между собой биологического и социального в человеке. Сущность понятий "Общество", "социальное бытие". Первичные элементы морального сознания.

    контрольная работа, добавлен 21.03.2013

    Немецкая классическая философия в истории философской мысли: представители и направления. Гносеология Канта: "коперникианский переворот", априорное познание. Учение о праве и свободы личности. Теоретический и практический разум, этика по Канту.

    контрольная работа, добавлен 26.10.2010

    Краткая биография Иммануила Канта. Критика взглядов на познание предшественников философа. Человеческое сознание и его возможности, понятия феномена и ноумена. Три ступени познания в гносеологии Канта. Анализ богословских доказательств существования Бога.

    реферат, добавлен 22.10.2009

    Биография И. Канта. Основные проблемы и принципы, докритический и критический периоды развития философской мысли ученого, сущность его социально-политических и религиозных доктрин. "Критика практического разума" как основные положения кантовской этики.

    реферат, добавлен 29.07.2009

    Биография Канта, ранние взгляды, физико-астрологические исследования. Изучение познавательных и нравственных способностей человека. Важнейшие проблемы философии Канта: гносеология, учение o государстве, эстетические взгляды и учение о вечном мире.

    реферат, добавлен 08.12.2010

    Изучение жизни, творчества И. Канта - немецкого философа, основателя "критицизма" и "немецкой классической философии". Его космогоническая гипотеза происхождения солнечной системы. Учение Канта о чувственности и рассудке. Критика традиционной метафизики.

    реферат, добавлен 21.12.2015

    Философская система И. Канта: критика практического разума и возможность априорных синтетических суждений, трансцендентальная эстетика и диалектика, учение о нравственности, категорический императив и пр. Основы философии И. Фихте и Ф. Шеллинга.

    презентация, добавлен 31.10.2016

    Характеристика этики И. Канта, его учения о человеке. Основные виды императивов. Моральная мотивация как ценность в этике Канта. Формирование внутренней свободы личности. Особенности постулатов свободы, которые составляют глубинную онтологию И. Канта.

    реферат, добавлен 01.07.2016

    Основные постулаты теории познания И. Канта. Принцип самоценности каждой личности. Методологическое разграничение логики чувств и морали. Историческая заслуга Канта в развитии понятия морали. О человеке в философии Канта. Парадокс кантовской этики.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: