Работа души и духа. «Опустошение разума» и Дух Святой

По истине святая троица. Но если с телом более не менее понятно, его уже давно разобрали на запчасти, изучили и обследовали, измерили и взвесили, то вот душу и тем более дух там так и не нашли. И путаница очень сильная, многие так и не поняли разницу между духом и душой. Но давайте разберёмся вместе. Мы знаем (слышали, читали) что, Тот, кто всё это создал, есть Дух и Его частичка есть в каждом из нас, сотворённого из материи, но при этом по Его образу и подобию. Это аксиома, с которой просто глупо спорить. Ибо как только дух покидает тело (костюм), человек признаётся мёртвым и от его физической оболочки избавляются.

Мы не имеем тела, отдельного от нашей души, тело — это лишь часть души, наделенная пятью чувствами

Дух есть во всём и везде, когда дерево сгорает в огне что остаётся? пепел, прах, а треск костра, который так завораживает и есть момент выхода духа из древесины. Дух фактически оживотворяет всё вокруг. Он есть в минералах, растениях, животных. Но вот именно душа нас так сильно от всех этих низших царств природы и отличает. Она начинает формироваться, по-видимому, очень давно, наверно ещё в минеральном царстве. Какое то время она находиться в латентном состоянии, потом начинает развиваться, наполняясь опытом окружающего мира. И уже к состоянию человека она сформирована достаточно хорошо, но далеко не совершенна. И вот находясь в состоянии человеческого царства, душа продолжает свой поистине бесконечный Путь. Она является фактической прослойкой между духом и телом.

Для духа, тело есть инструмент познания окружающего его мира. Сам дух, напрямую до определённого времени, не может управлять телом, ибо это есть конечная цель воплощения человека. Тела, в которых дух напрямую проявляется, нам известны под именами Будда, Иисус, Магомет, Серафим Саровский, и многие другие известные и ещё не меньше безызвестные святые. Смотрите, как интересно получается. Дух, заточённый в теле действуя напрямую, уже есть конечный результат, значит, ему нужен какой-то промежуточный инструмент, начинает формироваться душа представительница сил добра. Но и у тела есть мозг — представитель сил зла (материи). Про эти . Эти две силы постоянно оказывают влияние и давление.

Сила материи воздействует на мозг, заставляя человека повиноваться своей низшей природе, своим животным инстинктам, оставшимися ещё в человеке от его пребывания в животном царстве. Если кто не знает, то человек как таковой, начинает своё путешествие издалека. Когда Он отделил от себя часть, то, что называется искрой божьей, эта частичка начала свою эволюцию, проходя по очереди все царства природы. Минеральное, растительное, животное и, наконец, становится человеком. Именно поэтому в нашем организме есть все виды и наследия этих царств. В нас есть как минералы, так и растительность, так и животные инстинкты.

Животная природа человека в виде инстинктов заставляет человека размножаться, добывать пищу и зачастую совершать далеко не нравственные поступки. На начальном уровне развития человек большую свою часть живёт тем, что удовлетворяет свою низшую, животную природу. Это ещё называется низшим я человека. В то время как у него есть и высшее Я, его дух. Вот именно это высшее Я и воздействует на душу, заставляя человека задумываться и совершать совершенно другие поступки. Часто можно услышать да и каждый из вас нет нет да и ощутит некую борьбу внутри себя. Это и есть борьба этих двух сил, чёрного (мозг) и белого (душа) волков. Иногда человек чувствует, что его просто разрывает какая то сила, одна тянущая в одну сторону другая в другую. Эта борьба вечна и бесконечна, ибо это и есть сам процесс эволюции. Но если человек не в состоянии отказаться от искушений, и своей низшей природы он становится на путь инволюции. Судьба таких людей весьма печальна и незавидна. Хотя таких и мало.

Дух для тела является фактически атомным реактором, бесперебойным поставщиком жизненной энергии. Потому что, материальная пища служит всего лишь топливом для развития клеток организма, но именно силы творческие, даются самим духом. Помните, когда вы хорошо покушаете, вам ничего уже не хочется, именно поэтому: художник должен быть голодным. И вы также наверно не раз слышали, что про какого-то человека говорят: он духом святым питается, мол, долго может не есть. Эти все приметы и поговорки ничто иное, как олицетворение работы этих структур. Мозг также эволюционирует вместе с телом, в нём появляется интеллект, который, к слову сказать, на определённом уровне развития становится опасным. И мозгу постоянно нужна энергия. Кто много занимается умственной деятельность прекрасно знает, что проголодаться можно во много раз быстрее, чем, если бы вы просто копали землю. Да и учёные уже знаю, что работа мозга поглощает неимоверное количество энергии. А тут рядом такой источник! Целый атомный реактор, но как мозгу добраться к духу?! Когда между ними душа? Вот тут мозг и начинает свою зловещую игру, под названием «духовный рост». Человек кидается во все тяжкие, куда только может, кто в церковь, кто в секту, кто в буддизм (модно ведь), кто начинает ходить на разные пикапы, курсы, тренинги самосовершенствования, духовного развития и пошло и поехало! Главное что сам мозг и нашёптывает человеку, что он уже духовно развит и держит бога за бороду. Печальное зрелище конечно, но человек и через это тоже должен пройти.

Но как же мозгу удаётся обмануть душу? Очень просто. Только тогда, когда душа ещё совсем молодая, и без жизненного опыта. Дело в том, что эволюция духа и материи не идёт параллельно, произошёл сдвиг. Вы только посмотрите, как материя довела до совершенства тела человеческие? Какие красивые мужчины и женщины рождаются на Земле, а духовность сильно отстаёт. Представьте себе на секундочку, каким бы стал мир, если бы при внешней красоте тела внутренняя красота души была бы такой же?! Возможно, это и было бы то совершенство, к которому все так упорно стремятся.

Вот мозг и увлёкся интеллектом и начал находить разного рода оправдания своим низменным поступкам, оправдания нарушениям законов божьих, тем самым сотворяя затычки для совести. А совесть это подступы к сердцу. Но каждый раз, подпадая под законы справедливости, законы воздаяния, кармические законы, получая каждый раз по заслугам, толи мозгу надоедает хитрить и лукавить, толи душа становиться постарше, но так или иначе, человек перестаёт служить силам тьмы и становиться на путь света и добра.

И вот когда душа, пройдя через все мытарства материи, набравшись опыта, став мудрой, воссоединяется с самим Духом, человек и достигает уровня святости, уровня сознания Христа и Будды. Он понимает и знает разницу между добром и злом, знает, где правда и где ложь. Урок можно считать оконченным, человеку более не надо возвращаться в класс Земля, и его душа и высшее Я идут совершенствоваться далее. Ибо как сказано: в доме Отца Моего обителей много.

Подытожим, дух извечен, бессмертен, от Него он пришёл, к Нему он и вернётся. Душа формируется в ходе эволюции, но может и пойти в обратную сторону, тем самым погибнуть. То есть все записи ваших жизней, воспоминания и всех воплощениях, весь опыт сотрётся, все личности сотрутся, не успев стать индивидуальностью. Есть опасность смерти души. Если в лесу срубить одно дерево или даже десяток, от этого лес не перестанет быть лесом. Так и Он не перестанет Им быть, Он отделит от Себя ещё искру, которая начнёт весь путь эволюции с самого начала. Когда говорят о бессмертии души её просто путают с духом. Хотя количество погибших душ за отведённый промежуток времени ничтожно мал, всё равно есть риск её потерять. И в тоже время, когда душа воссоединяется с духом, она воистину становится бессмертной. Также не стоит путать духовного человека с душевным.

«Помните, что душа всегда добра; ей может не хватать Знаний в трёх мирах, поэтому она может быть несовершенной, но зла в ней нет»

«Дух Мой уже среди вас и учит живых, мёртвых не замечая»

9 Зона. Гармония тела, души и Духа.

Соединение и гармонизация всех ипостасей человека: духа, души, тела в единую Целостность дают равновесное состояние по этому Качеству. Проблемы, возникающие в 9-ой Зоне, обычно связаны или с чрезмерным аскетизмом, пренебрежением к естественным потребностям тела, или культовой заботой о нем. Перекос в ту или иную сторону приводит к дисгармонии тела и души, следствием чего становится болезнь. Академическая медицина успешно лечит многие заболевания, т.е. оперативно устраняет следствие негативной Кармы. Причина же остается за рамками ее деятельности. Больной, в данном случае, являет собой пассивное начало. Сознательная проработка причины болезни, которая кроется в отклонениях по Качествам, вызывает душу к позитивной активности. Совмещение этих двух направлений позволит в будущем овладеть эзотерическим целительством.

Неблагополучная экологическая обстановка на Земле рождает маниакальный страх заразиться, заболеть (12-ая пасс. зона). Необходимо помнить, что заражение негативными энергиями происходит на тонком плане через ту же 12-ую пасс. и действительно может вызвать тяжелую болезнь. Так, например, рак не вирусно, а энергетически заразная болезнь. Поэтому так важно отслеживать свое состояние и отличать реальную угрозу своему здоровью от выдуманной. Физическое уродство, ожирение, гормональные болезни и др. указывают на пороки эфирного тела, вызванные искажениями по Качествам. Жизнь по законам Духа позволит скорректировать свое состояние относительно Закона и справиться со многими болезнями, поразившими Человечество, что даст радость ощущения полноценной жизни. Ибо тело есть инструмент Духа для проявления его на Земле.

На уровне верхней 3-ки происходит соединение потребностей души и тела, продиктованное Высшей Духовной Задачей личности. Благодаря регенерации Целостности личное время человека входит в единый ритм с большим Целым. Постепенно устанавливается связь между всеми телами, что позволяет настроить эфирные каналы, чакры в соответствии с монадической задачей.

На верхней 2-ке приходит понимание того, что тело дает возможность выражения высшего "Я" - Духа в мире проявленных форм. Следовательно, необходимо поддерживать тело в хорошем рабочем состоянии, удовлетворять его естественные потребности (2а). Только «исправный инструмент» позволит реализовать свою Духовную Задачу.

Осознанная забота о теле на уровне 3а приводит к поиску способа гармонизации физического и эфирного тел. Понимание того, что проблемы тела неразрывно связаны с изъяном души, толкает человека к активной работе с подсознанием, где и кроется причина болезни. Но это вовсе не исключает поход к врачу или использование нетрадиционных методов лечения, полученных по слышанию. Со многими болезнями человек способен справиться самостоятельно. «Умное» тело сохраняет в течение жизни память о здоровом состоянии, поддерживаемого бодростью Духа. Только нужно ее разбудить. Не ленитесь слушать свое тело. Оно само подскажет, что ему необходимо для восстановления на данный момент (пища, процедуры, нагрузка и т.д.)

На уровне 4а устанавливается гармония души и тела. Знание кармической предопределенности при выборе душой тела на момент рождения дает возможность принятия себя таким, какой есть, невзирая на физическую патологию. Главное - не озлобиться на жизнь и окружающий мир. Даже ограничение подвижности не исключает социальной адаптации и активной трудоспособности, что делает жизнь интересной, полезной, полноценной. Например, Кустодиев большую часть жизни был прикован к инвалидному креслу, но это не мешало ему творить и сохранять глубокие отношения со знаменитыми современниками, что видно из его работ.

Естественный вопрос «за что?» встает перед человеком. Это повод разобраться в себе, многое понять на опыте прошлых ошибок, а не бунтовать против Божьей «несправедливости».

Спокойное, без ханжества и брезгливости отношение к физиологическим проявлениям, чистота и опрятность во всем - необходимые качества при освоении этой Зоны. Для этого же уровня характерно соответствие биологического возраста человека со стадией развития его души и сознания.

На нижней 5-ке ощущение хрупкости человеческой жизни рождает бережное к ней отношение. Проработка этого уровня дает полнокровную жизнь без излишеств и полностью подчинена Духу. Здесь же приходит умение работать с сущностями болезней, стихиалиями, гномами тела, а также использовать сон как один из методов лечения. Кроме того, идет сознательное освоение специальных навыков, необходимых человеку по Задаче.

Творческий уровень 6а говорит о включенности и синхронности работы всех тел. Это полное владение телом (изменение пульса, давления, устранение боли и т.д.), а также открытие новых технологий лечения различных хронических и инфекционных заболеваний. Использование магии пищи, обеспечивающей соответствие эфирного и физического питания.

На уровне 7а устанавливается тесная связь с физическим, эфирным и кварцэфирным телами. Приходит спокойное и мудрое отношение к смерти как переходу из одной формы жизни в другую. Идет освоение науки умирания, т.е. способности отделения тонких тел от физического без потери сознания, ибо «вся наша жизнь - подготовка к смерти».

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Проблема духа и тела На протяжении всей истории человечества философы Востока и Запада размышляли о природе взаимоотношений духа и тела. Их воззрения можно сгруппировать следующим образом:1) Дуализм: дух и тело как две субстанции, ментальная и материальная.2) Логический

Из книги Кодекс Воина Духа автора

Воин Духа, Воительница Души и быт Воин Духа, Воительница Души с глубоким уважением относятся к быту как к части своего Бытия; Воин Духа, Воительница Души понимают, что быт - не обособленная часть Бытия, что он связан со всеми делами и полностью проецируется на

Из книги Основы физики духа автора Скляров Андрей Юрьевич

Раздел IV. ФИЗИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ДУШИ В ДУХОВНО-НЕМАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ. Глава 36. Возможность и предпосылки продолжения существования души человека после смерти физического тела. Исследования "посмертного опыта" и его реальность. «Как души

Из книги Путь Воина Духа. Том I. Священное служение. Кодекс Воина Духа автора Баранова Светлана Васильевна

Глава 37. Процесс отделения души от тела при физической смерти. Посмертный шок и адаптация души к новым условиям. «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» М.Булгаков, «Мастер и Маргарита» Итак, человек

Из книги Наделенные силой. Тайны индейских шаманов автора Стукалин Юрий Викторович

Воин Духа, Воительница Души и быт Воин Духа, Воительница Души с глубоким уважением относятся к быту как к части своего бытия; Воин Духа, Воительница Души понимают, что быт – не обособленная часть бытия, что он связан со всеми делами и полностью проецируется на

Из книги Крайон. 11 задач, чтобы впустить в себя свет автора Шмидт Тамара

Из книги Путешествия в поисках смысла жизни. Истории тех, кто его нашел автора Блект Рами

Практика. Единство Духа и тела Упражнение 1. Аффирмации, помогающие обновить и укрепить тело при помощи силы ДухаВстаньте перед зеркалом, и, глядя в глаза своему отражению, вслух произнесите:Я есмь светлый Божественный Дух, призванный на Землю, чтобы жить и действовать в

Из книги Жива. Славянская система целительства автора Куровская Лада

Глава XII Начало излечения тела и духа Следующие несколько дней Артур старался принимать обстоятельства своей судьбы, которые привели его к положению инвалида. Он внутренне это принял. Он сказал: «Ради развития любви к Богу я готов это принять». У него даже получилось

Из книги Ванга рекомендует. Счастливые предметы, которые должны быть в каждом доме автора Жмых Галина

Счастье соединения противоположностей души и их гармония Бывают случаи, когда одна часть души отказывается исполнить нужное вам или не имеет достаточно силы. В таких случаях можно объединить противоположные части – ответственную за болезнь и за здоровье, слабость и

Из книги 2012 год – долгожданная веха на Пути автора Климкевич Светлана Титовна

О лекарстве для тела и для Духа Кагор нужен в доме затем, момиче, что это лекарство для тела и Духа. Исцеляет оно тоску, уныние, отгоняет обман и предотвращает предательство. Если явится к тебе в дом недоброжелатель – поднеси ему рюмочку кагора, и он не станет лгать тебе, а

Из книги Мистерия Огня. Сборник автора Холл Мэнли Палмер

Радость Духа – это спокойствие и гармония 200 = Свет – это мысли = Свидетели незримого = Священный мир = Это План Бога на Земле = Я Есмь София «Числовые коды». Книга 2. Крайон Иерархия 14.07.2012 г.Я Есмь Что Я Есмь!Я Есмь Манас! Приветствую Тебя, Владыка!Светлана, что никак не можешь

Из книги Книга здоровья богатырей русских [Славянская система здоровья. Русская здрава, массаж, питание] автора Максимов Иван

РОМАН ДУХА И ДУШИ Дух в человеке - это божественная искра, нерожденная, неумирающая и несотворенная, но содержащая созидающую силу как часть своего бессмертия. Он - донор жизни, та частица бессмертного Бога, которая поселилась в храме своих детей, объединяющем в себе

Из книги Тайны русских знахарей. Целебные составы, обряды и ритуалы автора Ларин Владимир Николаевич

Очищение тела и духа Согласно представлениям древних славян, заболевший человек постепенно утрачивал свою жизненную силу, или, говоря современным языком, - энергию. Для того, чтобы запустить в организме механизмы самовосстановления, необходимо было очиститься от

Из книги Учебник по практической магии. Часть 1 автора Болтенко Элина Петровна

О тонкостях души, материи и духа Мы еще немного посидели за столом. Спать не хотелось, и, поскольку в предыдущих объяснениях деда я ровным счетом ничего не понял (какие-то миры, какое-то время – тогда это было недоступно моему разуму), я снова пристал к нему с вопросами. Он

Из книги Ты сам творишь свою судьбу. За гранью реальности автора Мелик Лора

Урок 2. Чистка тела, души и Духа Узнав о роли питания в развитии способностей, мы переходим к следующему важному этапу – энергетической чистке. Умываться нас учат с детства, но далеко не каждый человек обладает счастливой возможностью узнать о важности чистки

Из книги автора

Тело духа и души Теперь давайте поговорим о теле духа и души.Дух и душа относятся к миру высшей реальности. Это мир идей, законов, которым подчиняются грубый и тонкоматериальный миры, причём мир высшей реальности существует до появления других миров. Отсюда следует важный

Обыкновенно принято считать, что человек двоичен по своему строению, т. е. состоит из души и тела. Согласно с этим понятием, душа - это невидимая, внутренняя духовная часть, между тем, как тело - его внешняя, видимая часть. Хотя в этом есть доля правды, понятие это неправильно. Оно исходит от павшего человека, а не от Бога; вне Божьего откровения ни одно понятие не заслуживает доверия. То, что тело - внешняя оболочка человека, безусловно верно, но Библия никогда не говорит о душе и духе, как об одном и том же. Они не только носят разные названия, но и сама их сущность разнится одна от другой. Слово Божие не делит человека на две части: душа и тело. Оно говорит о человеке, как о существе троичном дух, душа и тело. В 1 Фее. 5-23 читаем: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ". Этот стих определённо говорит о разделении человека на три части. Апостол Павел говорит здесь о полном освящении верующего: "да освятит нас во всей полноте ". Каким же образом по мнению апостола происходит это освящение? Посредством сохранения в целости духа, души и тела. Из этого ясно видно, что полная личность состоит из трёх частей. Этот же стих указывает на различие между духом и душой, иначе апостол сказал бы просто "ваша душа". И если Бог отличает душу человека от его духа, мы заключаем, что человек не двоичен, а троичен, и состоит из духа, души и тела.

Важно ли отличать дух от души? Крайне важно, потому что это оказывает колоссальное влияние на духовную жизнь верующего. Как может верующий понять, что такое духовная жизнь, если он не знает объёмов духовной сферы? Без этого знания, как может он расти духовно? Не различать души от духа значит наносить смертоносный удар духовной зрелости. Верующие часто принимают душевность за духовность, и потому остаются в плотском состоянии и не ищут того, что действительно духовно. Как избежим мы урона, если не разделяем того, что разделяет Бог?
Духовное познание весьма важно для духовной жизни. Но нужно к этому прибавить, что настолько же, если не больше, для верующего важно быть смиренным и готовым принять наставление Святого Духа. Если он сделает это. Дух Святой научит его различать между духом и душою, хотя особенных знаний в отношении этой истины у него ещё не будет. С одной стороны, самый неосведомленный в этом вопросе верующий, не имеющий ни малейшего понятия о разделении души и духа, может переживать это разделение в своей жизни. А с другой стороны, самый просвещённый верующий, прекрасно знающий истину о разделении души и духа, может не испытывать её на деле. Много лучше для того, у кого и знание и опыт. Большинство же не обладает этим опытом. Поэтому хорошо сначала научить таковых различать функции души и духа, а потом поощрить их искать того, что духовно.
Другие места Писания тоже делают различие между душой и духом. "Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обо году острого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные " (Евр. 4:12). Автор этого стиха делит не телесную часть человека на "дух и душу". О телесной здесь говорится, как о "составах (суставах) и мозгах" - органах движения и чувствительности. Когда священник разрезает мечом жертву на части, ничто внутри её не может укрыться от его глаз. Даже суставы и мозги отделяются одни от других. Подобно этому, Иисус Христос применяет Слово Божие к Его народу для полного, тщательного разделения, проникая даже до разделения духовного, душевного и физического. И из этого вытекает заключение, что если дух и душа разделимы, значит они различны и по природе. Таким образом весьма очевидно здесь, что человек состоит из трёх частей.

Сотворение человека

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою " (Быт. 2:7). Когда Бог сперва сотворил человека. Он сформировал его из праха земного, а потом вдохнул в лицо его "дыхание жизни". Как только это "дыхание жизни", которое стало духом человека, вошло в человеческое тело, появилась душа. Следовательно душа - это сочетание тела и духа человека. Поэтому Священное Писание называет человека "душою живою". Дыхание жизни стало духом, т.е. принципом жизни в нём, его сутью; Господь Иисус говорит: "дух животворит " (Иоан. 6:63). Дыхание жизни приходит от Господа творения. Однако, не следует смешивать дух человека со Святым Духом Бога. Последний отличается от нашего человеческого духа. Рим. 8:16 демонстрирует эту разницу, говоря: "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий ". В оригинале слово "жизнь" во фразе "дыхание жизни" есть еврейское слово "хай" во множественном числе. Может быть, что это относится к тому факту, что Бог произвёл двойную жизнь: душевную и духовную. Когда дыхание жизни вошло в человека, оно сделалось в нём духом, но когда дух начал взаимодействовать с телом, появилась душа. Так объясняется источник нашей духовной и душевной жизни. Нам нужно, однако, признать, что этот дух не есть жизнь Самого Бога, потому что со слов Иова видим, что "дыхание Вседержителя дало мне жизнь " (Иов 33:4). Это не есть вторжение безначальной, несотворенной жизни Бога в тело человека, и не есть это также и та новая жизнь, которую мы получаем при возрождении. При возрождении мы принимаем Божественную жизнь, символизируемую деревом жизни. Но наш человеческий дух, хотя и вечно существующий, "вечной жизни" не имеет.
"И создал Господь Бог человека из праха земного " - откосится к телу человека; "вдунул в лицо его дыхание жизни " относится к духу человека, исшедшему от Бога; "И стал человек душою живою " - относится к душе человека, когда тело было оживлено духом, и произвело в существование живого и сознающим себя человека. Полный, законченный человек - троица и состоит из духа, души и тела. Согласно Быт. 2:7, человек был сотворён только из двух независимых элементов: телесного и духовного, но когда Бог вдохнул духа в созданное из земли изваяние, появилась душа. Дух человеческий прикоснувшись мёртвого тела произвёл душу. Тело без духа было мёртвым, но духом человек был сделан живым. Оживлённый таким образом орган был назван душою.
"И стал человек душою живою " - выражает не просто факт, что сочетание духа и тела произвело душу, но подразумевает также, что дух и тело совершенно слились в душе. Иными словами, душа и тело были соединены духом, и дух и тело слились с душою. Адам "в своём безгрешном состоянии не знал ничего о той непрерывной борьбе духа с плотью, которая для нас является ежедневной. В нём было совершенное слияние этих трёх природ в одно целое, и душа, как объединяющий посредник сделалась причиной его индивидуальности, его существования, как особого существа " (цит. из "Самый ранний век земли" Пембера). Человек был назван душою живою, потому что в ней встретились дух и тело и через неё проявилась индивидуальность. Может быть, можно произвести не совсем совершенный пример: бросьте немного краски в стакан воды. Вода и краска сольются в новое вещество, которое назовётся чернилами. Подобным образом два независимых элемента - дух и тело - сливаясь, произвели живую душу. (Аналогия неудачна, потому что душа, произведённая слиянием духа и тела, становится независимым нерастворимым элементом так же, как дух и тело).
Бог обращается с душою как с чем-то уникальным. Подобно тому, как ангелы были сотворены духами, человек был сотворён главным образом душою живою. Человек не только имел тело, и притом тело с дыханием жизни, но он также стал душою живою. Потому мы так часто встречаем позже в Св. Писании, что Бог называет людей "душами". Почему? Потому что от души зависит, что будет представлять собой человек. Его душа представляет его и проявляет его индивидуальность. Это орган свободной воли человека, орган, в котором дух и тело совершенно сливаются. Если душа человека захочет послушаться Бога, она позволит духу управлять человеком, как повелевает Бог. Душа, если захочет, может также подавлять дух и давать чему-то другому управлять человеком.
Троица в человеке - дух, душа и тело можно сравнить также с электрической лампочкой. Внутри лампочки, которая, скажем, представляет всего человека в целом, есть электрический ток, свет и проволока. Дух - это ток, душа - свет, а тело - проволока. Ток является причиной света, в то время как свет является следствием тока. Проволока - это материальное вещество, которое ведет ток, и также проявляем свет. Соединение духа и тела производит душу, которой нет ни у кого, кроме человека. Подобно тому, как электричество, пройдя по проволоке, производит свет, так дух влияет на душу, а она в свой черёд проявляет себя через тело.
Однако, нам нужно хорошо помнить, что хотя в этой жизни душа служит у нас местом встречи элементов, в жизни после воскресения, в нашем новом состоянии, дух будет управляющей силой. Потому и Слово Божие говорит: "Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное " (I Кор. 15:44). Но тут есть ещё один жизненно важный пункт: мы, которые соединились с воскресшим Господом, можем уже сейчас жить под управлением духа. Ведь мы соединились не с первым Адамом, сотворенным душою живою, а со вторым Адамом, Который есть "дух животворящий " (ст. 45).

Соответственные функции духа, души и тела

Посредством тела человек соприкасается с окружающим материальным миром. Поэтому эту его часть можно назвать "миросознанием". Душа заключает в себе разум, помогающий нам в настоящем состоянии существования, и эмоции, которые вызываются нашими познавательными чувствами. Потому, что душа принадлежит нашему "я" и через неё мы проявляем себя, свою личность, эту часть можно назвать "самосознанием" человека. Дух - это та часть, посредством которой мы общаемся с Богом, и с помощью которой только мы способны познавать Его и поклоняться Ему. Потому, что дух говорит нам о нашем отношении к Богу, его можно назвать элементом "богосознания". Бог живёт в духе, "я" живёт в душе, а познавательные чувства живут в теле.
Как мы уже сказали ранее, душа есть место встречи тела и духа, где они сливаются. Духом человек общается с духовным миром и Духом Божиим, принимая и проявляя силу и жизнь духовной сферы. Посредством тела человек соприкасается с внешним чувственным миром, влияя на него и ощущая его влияние на себе. Душа стоит между этими двумя мирами, и всё же принадлежит им обоим. Она связана с духовным миром посредством духа, а с материальным посредством тела. Она также обладает свободной волей, и потому может выбирать между окружениями этих миров. Дух не может влиять на тело непосредственно. Ему нужен посредник, и этим посредником является душа, происходящая от соприкосновения духа с телом. Душа, таким образом, стоит между духом и телом, связывая их между собою. Дух может покорять тело посредством души, чтобы оно подчинялось Богу; равно и тело посредством души может склонять дух любить мир.
Наиболее благородным из этих элементов является дух, потому что соединяется с Богом. Тело стоит ниже из всех, потому что соприкасается с материей. Душа, находясь между ними, соединяет их и присваивает себе их характер. Душа помогает духу и телу сообщаться и кооперировать между собою. Задание души - держать эти два другие элемента в их надлежащем порядке, чтобы они не утратили правильного отношения друг ко другу, а именно, чтобы низшее, то есть, тело, было в подчинении у духа, и чтобы высший (дух) мог управлять телом посредством души. Первостепенным фактором человека является определённо душа. Она берёт от духа то, что он получил от Святого Духа, чтобы усовершившись, передать это телу, и тогда тело тоже может принять участие в совершенстве Святого Духа и таким образом стать духовным телом.
Дух - наиболее благородная часть человека и занимает обширную площадь его существа. Тело - самая низкая часть и представляет собой внешнюю оболочку человека, а между духом и телом живёт душа в роли посредника. Тело - это внешняя хижина души, а душа - это покрывало духа. Дух передаёт свою мысль душе, а душа побуждает тело подчиняться духа. В этом повелении значение души, как посредника. До грехопадения человека дух управлял всем существом человека посредством души.
Душа обладает величайшею силой, потому что дух и тело сливаются в ней, превращая её в место личности и влияния человека. До того, как человек согрешил, душа была полностью под управлением духа. Её силою, следовательно, была сила духа. Сам по себе дух не может влиять на тело, он делает это только посредством души. Это видно из слов Марии в Евангелии от Луки 1:46, 47: "Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моём ". "Здесь перемена времени показывает, что сперва дух принял радость от Бога, а потом, повлияв на душу, вызвал у неё выражение этой радости с помощью телесного органа " (цит. из Пембера "Самый ранний век земли").
Повторим, что душа есть место личности. Воля, интеллект и эмоции человека находятся в ней. Как дух служит для связи с духовным миром, а тело с естественным, так душа, находясь между ними, употребляет свою силу для распознания и решения, какому миру следует управлять - духовному или природному, материальному. Иногда душа тоже сама берёт бразды правления в свои руки через рассудок человека, создавая мир понятий, который и управляет человеком. Для того, чтобы управлять мог дух, он должен получить на это разрешение души, иначе дух беспомощен в управлении души и тела. Решение же зависит от души, потому что в ней живёт личность человека.
Фактически душа является осью всего существа человека, потому что его воля принадлежит ей. Только в том случае, если душа пожелает сама смириться, дух сможет управлять всем человеком. Если же она бунтует против занятия такой позиции, дух бессилен управлять. Этим объясняется значение свободной воли в человеке. Человек не автомат, которым Бог управляет по Своей воле, но он, скорее, обладает полной независимой властью решать и выбирать сам. У него есть орган проявления воли, и он может решать следовать Божией воле, или противиться ей и вместо этого следовать воле сатаны. Желание Бога, чтобы дух, будучи самой благородной частью человеческого существа, управлял им полностью. Однако, воля - решающая часть индивидуальности - принадлежит душе. А воля определяет, будет ли управлять дух, тело или она сама. Ввиду того, что душа обладает такой силой и является органом индивидуальности человека. Библия называет человека "душою живою".

Святой храм и человек

"Разве не знаете, - пишет апостол Павел, - что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? " (1 Кор. 3:16). Ему было дано откровение сравнить человека с храмом. Как Бог обитал когда-то в храме, так Дух Святой обитает сегодня в человеке. Сравнивая человека с храмом, мы можем видеть, как его три составных элемента различно проявляются в нём.
Мы знаем, что храм делится на три части. Первая часть - это его внешний двор, видимый и посещаемый всеми. Всё внешнее поклонение происходит здесь. Входя во внутрь храма, мы оказываемся во Святилище, куда входят только священники, и где приносят елей, благовония и хлеб Богу. Они весьма близки к Богу - но не совсем близки, потому что находятся всё ещё с наружной стороны завесы и не могут быть в Его непосредственном присутствии. Бог обитает в самой глубине во Святом Святых, где яркий свет озаряет тьму, и куда ни один человек не может входить. Хотя первосвященник и входил туда однажды в год, тем не менее говорится, что до тех пор, пока завеса не будет разодрана, во Святое Святых не может входить ни один человек.
Человек есть храм Божий и потому тоже состоит из трёх частей. Тело - это его как бы внешний двор, видный всем. Здесь человек должен исполнять все заповеди Бога. Здесь Божий Сын служит заместителем человека и умирает за всё человечество. Внутри находится душа человека, составляющая внутреннюю жизнь его. заключая в себе его эмоции, волю и разум. Таково Святилище возрождённого человека, ибо его любовь, воля и мышление вполне просвещены, чтобы он мог служить Богу, как в древние времена служил священник.
В самой глубине, за занавесью, лежит Святое Святых, куда человеческий свет никогда не проникает, и невооружённый глаз никогда не заглядывает. Это "потаённое место Всевышнего", место обитания Бога. Человек не может проникнуть туда. если Бог не разорвёт завесы. Это - дух человека. Дух лежит за пределами самосознания человека и выше его чувствительности. Здесь человек соединяется и общается с Богом.
Для Святого Святых не нужно света, потому что Сам Бог обитает в нём. Во Святилище есть свет от семисвечника. Внешний двор пользуется дневным светом. Всё это прообразы и символы возрождённому человеку. Его дух подобен Святому Святых, в котором обитает Бог, и где всё совершается по вере, без видения, чувств и понимания со стороны верующего. Душа подобна Святилищу, потому что она в достаточной мере просвещена многими рациональными мыслями и понятиями, множеством познания и понимания вещей в идейном, материальном мире. Тело сравнивается со внешним двором, ясно видимым для всех. Действия тела видят все.
Порядок, который установил и представил нам Бог, не вызывает недопониманий: "ваш дух и душа и тело "(1 Фес. 5:23). Не говорится "душа, дух и тело", и не говорится "тело, душа и дух", а именно: "дух, душа и тело". Дух на первом месте, как часть первостепенной важности, и потому назван первым; тело - самая низкая часть и потому названо последним; душа стоит посредине и потому упоминается посредине. Увидав этот Божий порядок, мы можем больше оценить мудрость Библии, когда она сравнивает строение человека с храмом. Мы узнаём совершенную гармонию, которая существует между храмом и человеком в отношении как порядка, так и ценности.
Служение в храме происходит согласно с откровением под управлением Святого Святых. Всё, что происходит во Святилище и во внешнем дворе руководится присутствием Божиим во Святом Святых. Это самое священное место, на котором четыре угла храма сходятся и покоятся. Нам может показаться, что ничего не происходит во Святом Святых, потому что там стоит кромешная тьма. Вся деятельность ведётся во Святилище, и даже происходящее во внешнем дворе управляется священниками Святилища. Но всё, что делается во Святилище, на самом деле направляется откровением в предельной тишине и покое Святого Святых.
Совсем не трудно распознать во всём этом духовное применение. Душа, орган нашей личности, состоит из разума, воли и эмоции. Кажется, будто душа - и властелин всех действий, потому что тело подчиняется её диктовке. До грехопадения человека, однако, душа, несмотря на множество занятий, руководилась духом. И этого порядка добивается в нас Бог: на первом месте дух, потом душа, а потом только тело.

Глава 14 «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ. ЧТО ТАКОЕ СТОЯТЬ В ПРОЛОМЕ. ДУХОВНЫЙ МИР. РАССКАЗ РЕВЕКИ» из книги Ревеки Браун «Он пришел отпустить измученных на свободу»

Библейское учение о строении человека

В процессе чтения этой книги вы часто встречали выражение «человеческий дух». Это очень важный аспект, который должны понимать христиане. Эту силу развивали и использовали Элания и подобные ей. Давайте посмотрим, что говорит об этом Писание:

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». 1 Фессалоникийцам 5:23

Павел учит о том, что человек в своем естестве троичен. Это значит, что у нас три отдельные части: тело, душа (которой являются наш сознательный интеллект, воля, эмоции) и дух. Он очень четко говорит, что все три части должны быть очищены и преданны Иисусу, и сам Иисус даст нам способность сохранить их без пятна и порока к Его приходу.

Бытие 2:7 говорит: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

Так Адам стал жить и узнал, что он живое существо. Сущность нашего естества — это наша душа, которая проявляется в нашем разуме, нашей воле и наших эмоциях.

«Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное». 1 Коринфянам 15:44

Очень часто этот стих не замечают. Наш дух имеет форму и очертания, соответствующие нашему физическому телу. Немногие люди, за исключением сатанистов или тех, кто занимается астралом, знают об этом.

«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, — в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает, — восхищен был до третьего неба, И знаю о таком, человеке, — только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает, — Что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». 1 Коринфянам 12:2-4

«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий». Откровение 4:1,2

Эти места писания показывают определенное переживание в человеческом духе, и духовное тело было отделено от физического тела. Заметьте, тогда когда Иоанн пишет, что он был в «духе», то это слово написано с маленькой буквы, это говорит о том, что это был его, человеческий, дух. Всякий же раз, когда в писании речь идет о Духе Святом, то пишется с заглавной буквы.

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Евреям 4:12

Вы когда-нибудь задумывались, почему необходимо разделение между душой и духом? Согласно этому стиху это разделение может произойти.

Человек до грехопадения и после

Адам перед грехопадением знал это и видел духовный мир так же просто, как и физический. Как? Используя свое духовное тело. Это продемонстрировано на примере его жизни, когда он мог ходить и говорить с Богом в Эдемском саду. Он имел сознательное ощущение своего духовного тела, такое же как и физического. Его душа (сознательный интеллект и воля) контролировала и духовное и физическое тело. Но после грехопадения пришла духовная смерть, то есть Адам и его потомки больше сознательно не переживали духовное тело, и он уже не мог общаться с Богом так, как это делал это раньше.

Адам до его падения был единственным человеком, созданным по образу Бога. Адам мог общаться с Богом, который есть Дух. Когда Дух Святой приходит и возрождает нас, когда мы принимаем Иисуса как нашего Господа и Спасителя, наши духовные тела перерождаются (или рождаются заново) и мы становимся способными общаться с Господом и поклоняться Ему, как Адам до своего падения. Факт того что через наш человеческий дух мы общаемся с Богом (с помощью Духа Святого), ясно показан в следующем стихе: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Иоанна 4:23,24

Из-за падения это нарушилось. Таинственное звено было уничтожено. И это остановило свободное общение Адама с Богом, (см. Евреям 4:12 ). Заметьте, когда в этих двух стихах говорится о «Духе» Божьем и «духе» человеческом, наблюдается разница в написании, то есть написанием отделяют дух человеческий от Духа Божьего. В общем, в этом аспекте только дух может соединяться (общаться) с духовным миром и поклоняться Богу Отцу, который есть Дух.

Это звено вступает в действие только тогда, когда Бог этого желает. Он использует его, чтобы:

— дать понимание Писания.

— сделать наши сердца чувствительными к Его присутствию.

— дать нам способность распознать духов и т.д.

Ангелы и демоны

В Библии также говорится об ангелах, что они духовные существа.

«Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий». Псалом 103:4. Этот же стих цитируется Павлом в Евреям 1:7 . «Кому когда из Ангелов сказал Бог: «сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служения для тех, которые имеют наследовать спасение». Евреям 1:13,14

Сатана и его демоны — тоже духи. Они когда-то были ангелами Божьими, пока не взбунтовались. Иисус говорит о них как об ангелах и духах.

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Матфея 25:41

Итак, из этих и многих других мест писания мы видим, что не только Бог есть Дух, но существуют и другие духовные существа, такие как ангелы, одни из которых служат Богу, другие — сатане.

Наши духовные тела являются связующим звеном между нами и духовным миром, потому что духовный мир не может быть виден и быть измеренным ничем физическим.

Зачем сатане наш дух?

Через Дух Святой наш дух способен общаться с Господом и прославлять Его, но писание в Евреям 4:12 показывает нам, что не воля Божья для нас брать сознательный контроль над своим духовным телом во время нашего пребывания на земле в греховном теле. Поэтому меч Духа разделяет между собой душу и дух. Когда это происходит, душа (интеллект, эмоции и воля) не может больше контролировать духовное тело. Господь так же непреклонен в 1 Фессалоникийцам 5:23, чтобы наш дух находился под полным руководством Иисуса Христа, а также наша душа и физическое тело.

В Откровении 18:11 и 13 есть очень интересное место писания. (Относится к падению Вавилона). «И купцы, земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, Корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих».

Почему здесь разграничили плоть и душу человека? Потому что в духовном теле человека существует феноменальная сила, особенно когда эти духовные тела находятся под контролем души. Со дня грехопадения Адама сатана постоянно работает, чтобы взять контроль над духовными телами для своих злых личных целей. Человеческие тела очень слабые и практически непригодны для использования сатаной, но тела духовные, находящиеся под сознательным контролем их душ, совершенно иные.

Цель сатаны — научить людей опять обрести способность сознательно контролировать свои духовные тела. Многие это делают. Когда эти люди достигают этого, они ощущают духовный мир так же, как и физический. Они могут свободно говорить с демонами, выходить в духовном теле из физического и с полным сознанием перемещаться и что-то делать, влиять с помощью сверхъестественной силы на физический мир.

Именно в своих духовных телах колдуны и колдуньи приходили и стаскивали меня и Эланию с кровати, толкали и били нас. Для нас они были невидимы, так как физические глаза не могут видеть духовный мир. Бог не хочет, чтобы Его народ контролировал свои духовные тела таким образом. Если бы это было так, мы были бы подвергнуты неимоверным греховным искушениям и не полагались бы на Бога, а также постоянно бы видели, что происходит в царстве сатаны.

Соединение души и духа человека

Существует особый класс демонов, которые называют себя «демоны силы» и обеспечивают возможность соединения души и духовного тела человека. Они становятся связующим звеном, наделяя человека способностью обретать сознательный контроль над своим духовным телом. Воображение — это ключ к двери, обеспечивающий такое соединение между душой и духом. Поэтому так важно пленять всякие мысли в послушание Христу (2 Коринф. 10:3-5). Хороший пример воображения, как связующего звена с духовным миром, в оккультных фантастических воображаемых играх. Мы нашли, что можно сохранить много времени и в процессе освобождения, если понятно объяснить этот момент.

Если человек имеет способность сам создавать духовные переживания или проявления, то я вполне серьезно могу заявить, что очень сильно сомневаюсь, что эти проявления от Бога. Более того, они, скорее всего, от сатаны.

«Опустошение разума» и Дух Святой

Многие христиане думают, что для того, чтобы Дух Святой мог говорить через них или контролировать их, им нужно «опустошить свой разум». Но Библия говорит нам, что у нас должна быть активная кооперация с Духом Святым. Если же наш разум «отключен», то дух говорящий через нас, не Дух Святой, а демонический. Из-за недостатка знания Божьих принципов в отношении с нашим духом, множество христиан были направлены не в ту сторону.

Большинство так называемых пророчеств, которые исходят от людей с «отключенным» разумом, думающих, что этим дается свобода Духу Святому, являются демоническими. Многие обмануты в этой области и принимают такие пророчества, потому что пророк излагает такие факты из их жизни, о которых мог знать только Бог. Они забывают, что сатана знает каждую деталь в нашей жизни. Единственное, чего он не знает — это наши мысли и переживания сердца.

Контроль души духом. Может ли дух оскверняться?

Существует учение, которое возрастает в христианстве Америки, и которое я считаю опасным. Оно говорит, что «наш душевный человек должен находиться под контролем духовного, так как духовный наполнен Духом Святым, поэтому он без греха».

Есть две вещи, которые являются неправильными в этом учении. Первое: душа может находиться под контролем духа, только тогда мы должны иметь сознательный контакт между душой и духом. Но это настоящее колдовство.

В 1 Петра 1:22 говорится: «Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца». Заметьте, что в этом стихе слово Дух написано с большой буквы, это говорит о том, что это Дух Святой. Наша душа «очищается» через подчинение и послушание Духу Святому, а не нашему человеческому духу.

Второе: в 1Фессалоникийцам 5:13 ясно говорит, что наш дух тоже может быть осквернен грехом (скверна духа), но только Иисус может сохранить его без пятна и порока к Своему приходу. Обратите внимание на этот стих: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохраниться без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». 1 Фессалоникийцам 5:23

В 1 Иоанна 1:8-9 написано о нашей греховности, которая очищается и сохраняет чистой только Христом.

«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды». 1 Иоанна 1:8,9

Пожалуйста, заметьте, что Бог не исключает наш дух из возможности впасть в грех, я не нашла такого в Библии. Мы нуждаемся в освящении и постоянной святости и в духе, и душе, и теле. Цель разделения души и духа состоит в том, чтобы отделить наш дух от влияния нашей человеческой природы, которая находится в душе (душа — это наша личность). Если христианин находится в послушании Богу, он не будет сам что-то производить. Вместо этого он будет спокойно ожидать голоса Духа Святого, который приходит в его дух, и затем действовать согласно воле Божьей. Христианин, который находится в сознательном контакте со своим духом, не будет ждать руководства Духа Святого и Его голоса. Он возьмет инициативу в свои руки и поэтому, возможно, услышит голос, но не Духа Святого.

Что есть НЕНАВИСТЬ?

Существует еще одна широкая область нашего духа, которая оказывает серьезное влияние на многих людей, но об этом не часто говорится в церквях. Известно, что у сатаны есть возможность использовать духовное тело человека, о чем человек может и не знать.

«Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца…» 1 Ин. 3:15

Я долго не понимала этого стиха, пока Бог не открыл мне принципы духовного тела. Как человек может быть убийцей через эмоции, ненависть не используя свои физические возможности, чтобы привести человека к смерти.

Ненависть — это сознательный грех. Этот грех дает сатане моральное право иметь место в нашей жизни, если в нашем сердце ненависть. Если ты кого-то ненавидишь, то сатана войдет и воспользуется твоим духовным телом, чтобы атаковать человека, которого ты ненавидишь. Такие атаки производят различные болезни, инциденты, эмоциональные проблемы и даже физическую смерть.

Человек, который ненавидит, обычно не знает, что сатана пользуется его духовным телом. А человек, которого ненавидят, даже не представляет, откуда приходят эти проблемы в действительности. Поэтому мы должны быть очень аккуратными и как Иисус очистить и содержать в чистоте все три сферы: тело, душу и дух. Поэтому Иисус, наш Господь, так много говорит о прощении друг друга. Прощение останавливает ненависть. Мы, христиане, должны постоянно просить Господа, чтобы Он очищал наше сердце от всякого греха.

«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Псалом 50:12

Как видим, грех в жизни Давида отразился и на его духе. Хорошее описание личных переживаний некоторых христиан, которые столкнулись с проблемами из-за ненависти к ним других христиан, даны в книге Вочмана Ни «Смертные силы души».

Этих идей о переселениях и тройственности человека придерживались многие из ранних христианских отцов. Только путаница, созданная переводчиками Нового Завета и древних философских трактатов по поводу души и духа вызвала многие недоразумения. Это также одна из многих причин, почему Будду, Плотина и многих других посвященных теперь обвиняют в том, что они стремились к полному уничтожению своих душ – к «поглощению божеством» или к «воссоединению со вселенской душой», что, по мнению наших современников, означает уничтожение. Животная душа, конечно, должна дезинтегрировать свои частицы, прежде чем она будет в состоянии соединить свою более чистую сущность навсегда с бессмертным духом. Но переводчики как «Деяний», так и «Посланий», заложившие основание Царствия Небесного, и современные комментаторы буддийской «Сутры Основания Царства Праведности» исказили смысл слов великого апостола христианства так же, как и великого реформатора Индии. Первые настолько затемнили слово ψυχικος, что никакой читатель не догадается, что оно имеет какое-либо отношение к душе, и при таком смешивании понятий душа и дух читатели Библии получают лишь искаженные представления обо всем, что касается этого предмета; а переводчики второй не поняли смысла и назначения буддийских четырех степеней Дхианы.

В писаниях Павла сущность человека разделена на три части – плоть, психическое существо или душа, и осеняющая и в то же время внутренняя сущность или ДУХ. Его фразеология очень определенна, когда он учит анастасису, или продолжению жизни после смерти. Он утверждает, что существует психическое тело, которое сеется в тленное, и духовное тело которое возвышается в нетленную субстанцию. «Первый человек из земли и земной, второй человек с неба». Даже Иаков признает душу говоря, что «это не есть мудрость, нисходящая свыше, но – земная, душевная, бесовская». Платон, говоря о душе (psuché), замечает, что «когда она вступает в союз с nous (божественная субстанция, бог – как psuché есть богиня), она все делает правильно и удачно, но дело обстоит иначе, когда она привязывается к Annoia» . То, что Платон называет ноус, Павел называет Духом, то что Павел говорит о плоти, Иисус относит к сердцу.

< ... > «Человек», – говорит Плутарх, – «есть сложный состав; и ошибаются те, кто думают, что он состоит только из двух частей. Ибо они воображают, что понимание является частью души, но они ошибаются в этом не менее тех, которые считают душу частью тела, ибо понимание (ноус) настолько же превосходит душу, насколько душа лучше и божественнее тела. Соединение этой души (ψυχη ) с пониманием (νους ) образует разум, а соединение с телом образует страсть; из этих двух одно является началом или принципом удовольствия и боли, а другое – началом или принципом добродетели и порока. Из этих трех частей, сложенных и слитых вместе, земля дала тело, луна – душу, а солнце – понимание человеческому роду. < ... >

Dæmonium Сократа был этим νοΰς, умом, духом или пониманием в нем божественного.

«Νοΰς Сократа», – говорит Плутарх, – «был чист и смешался с телом не более, чем требовала необходимость... Каждая душа обладает какою-то частью νοΰς, разума – без этого человек не может быть человеком; но столько из каждой души, сколько смешалось с плотью и инстинктивными потребностями, изменяется и через испытывание боли или удовольствия становится неразумной. Не все души в одинаковой степени смешиваются; некоторые целиком погружаются в тело и таким образом в, этой жизни все их строение портится инстинктивными потребностями и страстями; некоторые смешиваются только частью, но более чистая часть [ноус] все же остается вне тела. Эта часть не втягивается в тело, но плавает над ним и прикасается (осеняет) к наиболее возвышающейся части головы; она подобна веревке, чтобы ею поддерживать и направлять опускающуюся часть души до тех пор, пока она оказывается послушной и не поддается инстинктивным влечениям плоти. Та часть, которая погрузилась в тело, называется душой. Но нетленная часть называется ноус, и простонародье думает, что она находится внутри их , точно так же как они думают, что изображение, отраженное зеркалом, находится в этом зеркале. Но более умные, которые знают, что она находится вовне, называют ее Dœmon (бог, дух). Душа, как сон, быстро улетает, что она, однако, делает не сразу, как только отделилась от тела, но потом, когда она остается одна и отделяется от понимания (ноус)... Душа, будучи ваяема и формируема пониманием (ноус), и сама ваяя и формируя тело путем охватывания его со всех сторон, получает от него отпечаток и форму; таким образом, хотя она отделилась и от понимания и от тела, она, тем не менее, на долгое время все еще удерживает его фигуру и сходство так, что с полным правом ее можно называть его изображением. И элементом этих душ является луна, так как души распадаются в нее так же, как тела покойников в землю. Действительно, те, которые были добродетельными и честными, ведущими спокойную и философскую жизнь, не впутываясь в хлопотливые дела, – те быстро распадаются, так как их покинул ноус, понимание, и они больше не пользуются телесными страстями – они тотчас же исчезают».

Египтяне чтили "Единое - Только - Единое", как Ноут , и именно от этого слова Анаксагор взял своё обозначение нус , или как он называет его, νους αυτοκρατης, "ум или дух самодержавный", αρχητης κινηδεως, ведущий и изначальный "двигатель" всего. У него нус был Богом, а логос был человеком, его эманацией. Нус - это дух (будь то в космосе или в человеке), а логос, будь то Вселенная или астральное тело - эманация первого, при этом физическое тело - просто животное. Наши внешние чувства воспринимают лишь феномены ; один лишь нус может постичь их нумены . Один лишь логос, или нумен , живёт вечно, поскольку он бессмертен по самой природе и сути своей, и логос в человеке как раз и есть то Вечное Я, которое проходит перевоплощения и сохраняется навсегда. Но как может мимолётная и внешняя тень - временное одеяние божественной эманации, которая возвращается к тому источнику, из которого она вышла - быть тем, что "воскресает в нетленности"?

Спрашивающий. Всё же вам вряд ли удастся избежать обвинений в том, что вы изобрели новое деление человека на духовные и психические составляющие, ведь ни один философ о нём не говорит, хотя вы и считаете, что так говорит Платон.

Теософ. И я подкреплю этот взгляд. Кроме Платона, той же идеи придерживался ещё и Пифагор . Он описывает душу , как самодвижущуюся единицу (монаду), состоящую из трёх элементов - нус (дух), френ (ум) и тумос (жизнь, дыхание или нэфеш каббалистов), соответствующих нашим атма-буддхи (высшая духовная душа), манасу (Я) и кама-рупе в соединении с низшим отражением манаса. То, что древнегреческие философы обычно называли душой, мы называем духом или духовной душой; это буддхи , проводник атмы (которая есть верховное божество Платона, Агафон ). Тот факт, что Пифагор и другие утверждают, что френ и тумос мы разделяем с животными, доказывает, что под ними подразумевались низшее манасическое отражение (инстинкт) и кама-рупа (страсти животной жизни). Сократ и Платон приняли этот ключевой принцип и следовали ему, и если, взяв эти пять начал, а именно, Агафон (который есть божество или атма), психе (душа в собирательном смысле), нус (дух или разум), френ (физический ум), и тумос (кама-рупа или страсти), мы добавим к ним эйдолон мистерий, тень или человеческого двойника, и физическое тело, будет легко показать, что идеи Пифагора и Платона были тождественны нашим. Даже египтяне придерживались семеричного деления. Они учили, что душа (Я), уходя, должна пройти через семь палат, или принципов, как оставленных ею, так и взятых с собой. Единственная разница была в том, что всегда памятуя о наказании за раскрытие учений мистерий, а это была смерть , они выдавали учение лишь в общих чертах, тогда как как мы развиваем и разъясняем его в подробностях. Но хотя мы выдаем миру столько, сколько можно, даже в нашей доктрине не выдаётся более чем одна существенная деталь, и лишь тем , кто изучает эзотерическую философию и дал обет молчания, позволяется знать эти подробности.

Я, добившееся бессмертной жизни в качестве духа, останется тем же внутренним я на протяжении всех своих рождений на земле; но это не обязательно значит, что оно должно либо оставаться мистером Смитом или Брауном, которым оно было на земле, либо утратить свою индивидуальность. Потому астральная душа и земное тело человека, в тёмном посмертном состоянии, могут быть поглощены океаном сублимированных элементов и перестанут ощущать свое последнее личное я (если оно не заслужило того, чтобы подняться выше), а божественное Я всё же останется тем же неизменным существом, хотя этот земной опыт его эманации мог быть полностью стёрт в момент отделения от недостойного носителя.

Спрашивающий. Если "Дух" или божественная часть души извечно предсуществует как отдельное существо, как учили Ориген, Синезий и другие наполовину христианские, а наполовину платонические философы, и если это то же самое, и не более, чем метафизически объективная душа, какой же она может быть, если не вечной? И какое значение имеет в таком случае, ведет ли человек чистую жизнь или животную, если он никогда не может потерять своей индивидуальности, что бы он ни делал?

Теософ. Эта доктрина, как вы сформулировали её, столь же вредна по своим последствиям, как и доктрина искупления грехов кем-то другим. Будь эта догма, заодно с неверной идеей о том, что мы все бессмертны, показана миру в истинном свете, человечество бы улучшилось.

Позвольте мне повторить снова. Пифагор, Платон, Тимей из Локриса и древняя александрийская школа производили душу человека (или его высшие принципы и атрибуты) от универсальной Мировой Души, которая, согласно их учениям, есть Эфир (Отец-Зевс). Поэтому ни один из этих "принципов" не может быть чистой сущностью пифагорейского монаса , или нашего атма-буддхи, ибо anima mundi - лишь следствие, эманация или точнее, излучение первого, как субъекта. И человеческий дух (индивидуальность, перевоплощающееся Духовное Я), и буддхи (духовная душа), являются предсуществующими. Но тогда как первое существует как конкретное существо, индивидуализация, душа существует как предсуществующее дыхание, несведущая часть разумного целого. Оба изначально образовались из Вечного Океана Света; но, как выразили это философы огня, средневековые теософы, в огне есть как видимый дух, так и невидимый. Они различали anima bruta и anima divina. Эмпедокл твердо верил, что у всех людей и животных две души; и у Аристотеля мы находим, что одну он называет мыслящей душой, νους, а другую - животной душой, ψυχη. Согласно этим философам, мыслящая душа исходит изнутри мировой души, животная - извне .

Спрашивающий. Назвали бы вы душу, то есть человеческую мыслящую душу, или то, что вы называете "я" - материей?

Теософ. Не материей, но субстанцией - несомненно. Да и слова "материя", предваренного определением "изначальная", не стоит избегать. Эта материя, говорим мы, совечна духу, и это не наша видимая, осязаемая материя, но её предельно высшая степень, сублимация. Чистый Дух лишь в одном шаге от не -духа, или абсолютного всего . Если вы не допустите, что человек развился из этой изначальной духо-материи и представляет собой регулярную поступательную шкалу "принципов" от мета -духа вниз вплоть до самой грубой материи, как сможем мы прийти к тому, чтобы считать внутреннего человека бессмертным, а одновременно и духовным существом и смертным человеком?

< ... >

Что до личной души - под которой мы разумеем искру сознания, сохраняющую в Духовном Я представление о личностном "я" последнего воплощения, то в качестве отдельного и конкретного представления она сохраняется лишь на протяжении периода дэвачана, после которого прибавляется к ряду других бесчисленных воплощений Я, подобно нашему воспоминанию одного из дней года. Станете ли вы связывать бесконечность, провозглашенную вами для вашего Бога, конечными условиями? Бессмертно лишь то, что скреплено атмой до полной нерастворимости - то есть буддхи-манас. Душа человека (личностная) сама по себе не является ни бессмертной, ни вечной, ни божественной. В "Зоаре" (т. III, с. 616) говорится: "Душа, когда посылается на эту землю, чтобы сохранить себя здесь, надевает земное одеяние поверх сияющих одежд, свет которых происходит от Господа Света, чтобы иметь способность без вреда для себя смотреться зеркало". Более того, "Зоар" учит, что душа не может достичь обители блаженства, не получив "святого поцелуя", то есть не воссоединившись с субстанцией, из которой она эманировала , - с духом. Все души двойственны, и тогда как душа является женским принципом, дух является мужским. Пока человек заключён в тело, он тройственен, если его испорченность не такова, чтобы вызвать его разрыв с духом. "Горе той душе, которая предпочтёт своему божественному супругу (духу) земной брак со своим земным телом" - свидетельствует текст "Книги ключей", герметического труда. Воистину горе ей, ибо от этой личности не останется ничего, что могло бы быть записано на нетленных скрижалях памяти Я.

Спрашивающий. Как может не оказаться бессмертным то, что если не вдохнуто Богом в человека, то хотя бы, как вы сами признаёте, по субстанции тождественно божественному?

Теософ. Каждый атом и частица материи, а не только субстанции, нетленны в своей сути, но не в своём индивидуальном сознании . Бессмертие - это ни что иное, как непрерывное сознание; а личностное сознание едва ли может жить дольше, чем сама личность, не так ли? А это сознание, как я уже говорила вам, сохраняется лишь на протяжении дэвачана, после которого вновь поглощается - сначала индивидуальным , а затем и мировым сознанием.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: