Сонник потеря зуба с кровью. К чему снятся зубы с кровью: во рту или на ладони? Основные толкования – к чему снятся зубы с кровью по толкованию разных сонников

Школы для слепых, а также слабовидящих детей, являются частью единой государственной системы. Они функционируют на основе принципов специального образования, разработанных для обучения и воспитания школьников, имеющих особые образовательные потребности.

Образовательный процесс в таких школах выполняет ряд особых задач, которые направлены на восстановление нарушенных или недоразвитых функций, их коррекцию и компенсацию. Обосновывая главные его положения, тифлопедагогика опирается на учение о разностороннем гармоничном развитии личности и концепцию о взаимосвязи социальных и биологических факторов в развитии детей, имеющих отклонения в развитии. Эта взаимосвязь, представляет собой сложное, дифференцированное, изменчивое единство, как в отношении отдельных психических функций, так и разных этапов возрастного развития детей.

На этом основании, специализированные школы для слабовидящих и слепых детей выполняют следующие функции и задачи: учебно-воспитательную, санитарно-гигиеническую, коррекционно-развивающую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную, а также профориентационную. Подобный подход, позволяет нормализовать развитие детей с нарушениями зрения, восстановить нарушенные связи с окружающей средой (социумом, природой и пр.), скорректировать психическое развитие таких детей, сформировать у них компенсаторные процессы и активную жизненную позицию, которая поможет в дальнейшей самореализации каждого индивида.

Коррекционно-развивающая составляющая воспитательного и обучающего процесса предусматривает исправление, восстановление или компенсацию нарушенных зрительных функций, сглаживание дефицита познавательной деятельности, поиск существующих возможностей становления личности детей с ограничениями по зрению.

Специфика работы подобных специальных школ включает следующее:

  • Развитие здоровых сил, а также сохраненных возможностей слепых и слабовидящих детей, с учетом общих закономерностей, а также специфических особенностей их развития;
  • Модификацию учебных планов, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала, изменение темпа его прохождения;
  • Индивидуальный дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняемости классов, применение специальных методов и форм работы, оригинальных учебных и наглядных пособий, тифлотехники;
  • Специальное оформление учебных классов, создание необходимых санитарно-гигиенических условий, организацию реабилитационной работы;
  • Работу по социальной и трудовой адаптации выпускников, помощь в их самореализации.

Обучением и воспитанием детей с нарушениями зрения в России занимается развитая сеть специальных учебных заведений и школ. Кроме того, в некоторых не специальных общеобразовательных школах созданы классы охраны зрения.

Школы для детей с ограничениями по зрению (специальные учебные заведения III и IV типов) включают три ступени: начальную школу, основную школу (неполную среднюю школу), среднюю школу. Ступени школы обусловлены тремя основными этапами в развитии ребенка - детством, отрочеством, юностью.

Первая ступень школы обеспечивает становление личности воспитанника, целостное развитие его потенциальных возможностей, лечение, реабилитацию и охрану зрения, формирует у школьников желание и умение учиться. В программу начальной школы включены занятия, направленные на развитие зрительного восприятия, осязания и слуха, обязательные тренинги по логопедии, ритмике, ЛФК, социально-бытовому и пространственному ориентированию. Учащиеся начальной школы получают первые навыки учебной деятельности, учатся чтению, счету, письму, пониманию изображений. Они овладевают основами наглядно-образного, а также теоретического мышления, элементами личной гигиены, базовыми приемами и способами мобильности, ориентирования, самообслуживания. Для обучения предоставляются специальные учебники и пособия, составляются адаптированные программы и планы.

В школе второй ступени закладывается основной базис образовательной и трудовой подготовки, который необходим воспитаннику для продолжения образования и полноценного включения в социальную жизнь. Вместе с тем, продолжается работа направленная на коррекцию познавательной, личностной, а также двигательной активности учащихся, гигиену зрения, укрепление общего здоровья. В неполной средней школе развивают потенциальные возможности ребенка, с формированием научного мировоззрения и способностью к социальному самоопределению, расширяется сфера познания и овладения многими видами трудовой деятельности для дальнейшего профессионального обучения его и трудоустройства.

Третья ступень школы - это завершение общеобразовательной подготовки, а также курса профессионального обучения. В средней школе создаются условия, наиболее полно учитывающие интересы учащихся, завершается процесс социально-психологической адаптации и активного включения учеников в жизнь общества. С этой целью, учебный план включает факультативные занятия на выбор самого ученика.

Особенности обучения общеобразовательным предметам

Программы общеобразовательных школ для детей с ограничениями по зрению в плане обязательных предметов, таких как русский язык, математика, ознакомление с окружающим миром и природоведение, полностью соответствуют аналогичным дисциплинам общеобразовательных массовых школ по содержанию и объему преподаваемого материала. В то время, как программы специального обручения, построены с учетом специфических особенностей незрячих и слабовидящих воспитанников. Они строятся с учетом необходимости коррекционно-компенсаторной работы, которая направлена на развитие восприятия, совершенствование образного мышления, конкретизацию представлений, формирование приемов самоконтроля и регулирования движений с помощью специальных форм и способов. Так как восприятие учебного материала детьми с ограничениями по зрению по скорости, точности и полноте уступает восприятию нормально видящими детьми, а представления об окружающем реальном мире фрагментарны, бедны и часто искажены, время на проведение измерительных действий, наблюдений, опытов и предметных уроков, увеличено.

Программами предусматривается применение средств коррекции и компенсации нарушенного и отсутствующего зрения посредством оптических приспособлений, рельефно-графических и плоскопечатных пособий, тифлоприборов.

Особенностью программ по русскому (или национальному) языку начальных классов специализированных школ для детей с ограничением по зрению, является то, что в них предусмотрено увеличение времени на подготовительный период. Это обусловлено особенностями познавательной деятельности таких детей и недостаточной их подготовкой к школе в сравнении со зрячими сверстниками. В школе для слабовидящих, программу русского (или национального) языка начинают с формирования представлений и обогащения зрительного опыта учеников, установления связи между словом и образом предмета, подготовки руки к письму. Подобная работа должна продолжаться и на следующих этапах обучения письменному русскому (или национальному) языку.

Своеобразие языковых программ в специализированных школах для слепых заключается в значительно большем внимании обучению письму и чтению по системе Брайля, основанном на использовании тактильно-двигательных ощущений. Обучающий курс предусматривает формирование предметного представления, умения работать с рельефными схемами грамматики, сюжетными рисунками и прочими специальными дидактическими материалами.

Обучающая программа по математике, также предусматривает более длинный подготовительный период. В ее содержание включены материалы, направленные на обогащение опыта в овладении ориентировочными навыками в пространстве. Большое внимание уделено формированию представлений о конкретных величинах, формах, количестве и пространственном положении предметов, а также чертежно-измерительных действий.

В школах для слабовидящих предмет «Ознакомление с окружающим миром и природоведение» включает существенно большее количество уроков, практических занятий и экскурсий, что дает возможность обогатить зрительный опыт учеников и сформировать у них ясное представления об окружающей среде. В программу «Организм человека и охрана его здоровья» включены материалы об охране здоровья органа зрения, что помогает овладевать навыками гигиены и санитарии. Введено изучение специальных методов и способов ориентирования при соблюдении правил дорожного движения (ознакомление с дорожными знаками включая знак «Осторожно, слепые», маршрутами движений, рельефными схемами улиц, звуковыми светофорами). Предусмотрены специальные занятия для овладения навыками использования трости при движении, обнаружении препятствий, переходе проезжей части улицы.

При изучении предмета природоведения в школе для слепых, особое значение придается формированию умения учеников понимать элементарные признаки предметов, а также сигналы объектов живой или неживой природы посредством осязания, слуха, остаточного зрения, обоняния. Увеличивается время на выполнение опытов, проведение наблюдений, экскурсий и предметных уроков, чтобы восполнить отсутствующую или недостающую зрительную информацию.

Особенности школьной программы по изобразительному искусству состоят в подборе объектов, а также средств изобразительной деятельности. Основное внимание обращается на обучение распознаванию и выполнению изображений, декоративно-прикладной деятельности, пластическому моделированию. Это способствует развитию у учеников наглядно-образного мышления, лучшего восприятия окружающих предметов, формирует художественно-эстетическое понимание.

Обучение общеобразовательным предметам в школах для слепых и слабовидящих, по большей части осуществляется по программам школ для нормально видящих детей с учетом имеющейся специфики. Однако вследствие увеличения срока обучения, дается несколько другое распределение материала программы по годам обучения. В образовательном процессе используются специальные формы и методы работы, дидактические средства и тифлотехнические устройства.

Дети с ограничениями по зрению, могут обучаться и в общеобразовательной школе для нормально видящих, если там созданы для них особые условия: специальное освещение, имеются тифлотехнические средства и специальные учебники, обеспечено психолого-педагогическое сопровождение воспитанников специалистами- тифлопедагогами, тифлопсихологами. Кроме того, образовательный процесс должен нести коррекционную направленность, ровно в той мере, в которой он обеспечивается в специальной школе. Дети с нарушениями зрения должны посещать коррекционные занятия: ритмику, лечебную физкультуру, коррекцию нарушений речи, занятия по развитию зрительного восприятия, пространственному и социально-бытовому ориентированию.

Программа трудовой подготовки и профориентации

Курс трудового обучения в специальной школе состоит из трех ступеней, учитывающих возрастные и специфические особенности развития учеников с ограничением по зрению:

  • Первоначальное трудовое обучение для учащихся 1-4 классов;
  • Трудовая подготовка, имеющая политехническую направленность для учащихся 5-10 классов;
  • Широкопрофильная трудовая подготовка, переходящая в профессиональную и дальнейшее вовлечение учащихся в производительный труд, для учеников 11- 12 классов.

Трудовое обучение для учеников 1-5 классов первоначально направлено на ознакомление с вариантами технической, сельскохозяйственной, а также обслуживающей деятельности, привитие любви к работе. Воспитанники получают элементарную информацию о свойствах некоторых материалов (дерева, бумаги, картона, жести, проволоки, глины, пластмасс и пр.), знакомятся с назначением и устройством рабочих инструментов и измерительных приборов (метра, масштабной линейки, рулетки, угольника, различных шаблонов), учатся их применять, усваивая основные понятия о мерах длины, веса, объема. Особое внимание уделяется самообслуживанию и бытовому труду.

На втором этапе (в 5-10 классах) трудовую подготовку осуществляют на общеобразовательной основе, с политехническим уклоном и активным вовлечением школьников в полезный для общества труд. На этом этапе трудовое обучение расширяет знания и навыки, полученные в начальных классах. В технической сфере, преподаются элементы электроники, машиноведения и специальной графики. Слабовидящие школьники овладевают приемами использования инструментов и учатся методам обработки различных материалов (дерева, пластмасс, металлов и пр.), выполняют механосборочные и электромонтажные работы. По программе сельскохозяйственных работ, получают знания и первичные навыки выращивания актуальных для данной местности плодово-ягодных, овощных или цветочно-декоративных растений. В рамках обслуживающего труда предусмотрены занятия по кулинарии, обработке тканей, ремонту бытовой техники, уходу за одеждой. Этот этап трудового воспитания решает не только учебные задачи, но и профориентационные аспекты, поскольку связан с профессиональной подготовкой учащихся в дальнейшем.

В 11-12 классах, для учащихся предусмотрена широкопрофильная трудовая подготовка, переходящая в профессиональную с вовлечением школьников в общественно-полезную производственную деятельность. Обучение сочетает производительный труд в условиях школы с практической работой на специализированных предприятиях.

Воспитание учащихся

Образовательный процесс для детей и подростков, имеющих нарушения зрения включает нравственное, физическое, эстетическое, трудовое воспитание, а также социально-психологическую адаптацию и формирование у школьников активной жизненной позиции в социуме.

Сохранность мышления и речи, необходимый уровень компенсаторного развития большинства таких учащихся, дают возможность овладеть довольно высоким уровнем образования, вполне легко усваивать нормы морали и обязательные правила поведения. В тоже время, практическое овладение подобными нормами для них серьезно осложнено, из-за невозможности наблюдения за поведением зрячих людей в разных жизненных ситуациях и подражания их действиям.

В формировании личностных качеств детей с ограничениями по зрению значительную роль играет социально-психологический микроклимат (семья, школа, ближайшее окружение), который нередко отягощен излишне сочувственным отношением, обеспечением щадящего режима, ограничением активности и деятельности таких детей. Подобное отношение приучает детей к инертности и пассивности, зависимости от окружения, неверию в собственные силы, осознанию своей ущербности. Следствием подобного отношения, становятся необоснованная требовательность к обществу, семье, школе, иждивенческие настроения.
В этой связи, весь комплекс воспитательных школьных мероприятий направлен на раскрытие потенциальных возможностей людей с нарушениями зрения и формирование у школьников активной жизненной позиции, которая предполагает более полную занятость в социальной и культурной жизни общества, полноценный труд, независимую жизнь.

Особой заботой школы становится решение проблем эстетического воспитания. Слабовидящие и слепые имеют разные возможности восприятия окружающей действительности, поэтому в разной степени способны эстетически оценивать предметы и объекты учебной, трудовой, игровой деятельности.

Художественно-эстетическое чувство и познавательно-образное мышление могут выражаться в совершенно разных видах деятельности. Поэтому, и игру, и обучение, и труд нужно рассматривать с точки зрения познавательно-оценочной, преобразующей деятельности, в которой отображается взаимосвязь с окружающей действительностью. При обучении музыке, графике, скульптуре, конструированию и художественному моделированию, декоративно-прикладному искусству слепые и слабовидящие дети знакомятся с содержательными компонентами эстетики (ритмом, гармонией, формой, симметрией, цветосочетанием, пластикой и пр.). У них развиваются эстетические потребности, возникает эмоциональная отзывчивость и предрасположенность к восприятию художественных ценностей.

Особое внимание в специализированных школах уделяется физическому воспитанию, имеющему чрезвычайно важное значение для улучшения физического развития и укрепления здоровья слепых и слабовидящих.

Программы физического воспитания включают коррекционные занятия, лечебные курсы, ритмику, силовые дисциплины, которые улучшают пространственно-временные компоненты моторных действий, координацию, точность, ловкость движений. Тифлопедагоги выстраивают образовательный процесс так, что учащимся обеспечивается возможно большая двигательная активность, посредством физкультурно-оздоровительной работы: предваряющей занятия гимнастики, физкультурных минуток, подвижных игр на переменах, ежедневных спортивных часов, дней спорта и здоровья.

В программах школ по физической культуре практически все виды упражнений несут специфическую коррекционную нагрузку, нормативы, а также качественные характеристики их изменены с учетом показаний и противопоказаний детей к физическим нагрузкам.

Средства обучения

Для учащихся школ выпускается достаточно разнообразная литература со шрифтом Брайля. Это учебники, методические и учебные пособия, художественная, социально-экономическая, научно-популярная, музыкальная и политическая литература. Все выпускаемые пособия и учебники, иллюстрируются рельефными рисунками, схемами и чертежами. Для имеющих остаточное зрение детей, выпускаются пособия, которые сочетают рельефную графику и цветную печать.

Слабовидящие школьники обеспечиваются специальными учебниками с укрупненным шрифтом, а также адаптированными цветными иллюстрациями.

Широко применяется в школах и тифлотехника. Понятие тифлотехники включает как теоретическое обоснование технического оборудования и методов помощи лицам с ограничениями по зрению, так и практическое использование подобных устройств и методов в деятельности слабовидящих и слепых, с учетом особенностей зрительных нарушений. Учебная тифлотехника обогащает содержание и методику обучения, оптимизирует педагогический процесс в общеобразовательных школах, а также высших и средних учебных заведениях, помогает в политехнической и производственной подготовке учащихся.

В основе действия тифлотехнических средств для компенсации нарушений функции системы зрения, лежит преобразование визуальной информации в доступные для слухового и осязательного восприятия сигналы.

Коррекция утраченного зрения ведется посредством тифлотехнических средств путем усиления полезного оптического сигнала. Это достигается увеличением контрастности, яркости, угловых размеров изображений наблюдаемых объектов на глаза. Если при слабом зрении, традиционная коррекция неэффективна, применяются специальные оптические, светотехнические и телевизионные средства.

Оптические средства коррекции включают: различного рода лупы (к примеру, ручные, опорные или стационарные), очки (гиперокулярные, микроскопические и телескопические), проекционные увеличивающие аппараты, монокуляры и бинокуляры. Все эти средства применяются при зрительной работе школьников на близком и далеком расстояниях. Помимо этого, лупы устанавливаются над шкалами в измерительных приборах и на станочном оборудовании. При ослабленном зрении применяют унифокальные или бифокальные очки. Используют телевизионные увеличивающие устройства, позволяющие получать шестидесятикратное увеличение.

Телевизионные устройства, по методу использования подразделяются на индивидуальные и коллективные. Для обучения слабовидящих используют замкнутые телевизионные системы, как фронтальные методы обучения.

Ученикам, страдающим дефектами полей зрения (трубчатое зрение, ), помогают специальные оптические системы, которые способны изменять поле зрения в заданных пределах.

В случаях, когда в условиях интенсивной освещенности зрение ухудшается, применяют светозащитные корригирующие линзы из цветного стекла либо бесцветного стекла, имеющего покрытие.

Для незрячих разработаны различной сложности приспособления и технические устройства: простые устройства помогающие вдевать нитки в иголку, обеспечивающие возможность самостоятельного передвижения трости, грифели и устройства для письма от руки по системе Брайля. Разработаны пишущие машинки для слабовидящих и незрячих, электронно-вычислительные машины для программистов. Существуют специальные инструменты для рельефного рисования и черчения.

Выпускают множество модификаций «говорящих» книг, которые представляют собой тиражированные грампластинки, магнитные носители с записями текстов и специальную аппаратуру для их прослушивания.

В школьных программах физической подготовки и развития двигательной активности слепых и слабовидящих, используют специальные тренажеры, звучащие мячи, звуковые мишени и пр.

Специальные технические средства, применяемые для трудового обучения и профориентации, позволяют людям с ограничениями по зрению осуществлять сборку радиоэлектронных и электротехнических изделий, проводить механическую обработку определенных материалов, выполнять операции холодной штамповки и др.

Лечебно-профилактическая работа и программы по восстановлению

Составная часть деятельности специализированных школ - это организация санитарно-гигиенической, лечебно-профилактической и восстановительной работы, которую проводят врачи-специалисты (окулисты, педиатры, психоневрологи) и средний медицинский персонал. Лечебно-консультативная помощь других врачей-специалистов проводится в районной поликлинике, к которой прикреплена та или иная школа.

Лечебная работа в специализированной школе направлена на восстановление зрительных функций учащихся, улучшение зрение и его охрану. С этой целью запланированы специальные мероприятия:

  • Консервативное лечение заболеваний глаз (медикаментозная терапия, оксигено-и физиотерапия);
  • Направление учащихся, которые нуждаются в оперативном лечении, в глазные стационары;
  • Организация плеоптического и плеоптоортоптического лечения;
  • Назначение очковой коррекции;
  • Обеспечение в процессе обучения благоприятных офтальмогигиенических условий.

Проведение лечебно-восстановительной работы включает и консультирование учащихся в офтальмологических клинических центрах. С этой целью, школа закрепляется за одним из специализированных учреждений, оказывающих офтальмологическую помощь.

Адреса школ для слабовидящих и слепых детей в Москве

  • Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 5, ГБОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых обучающихся № 1»;
  • Москва, просп. Вернадского, д. 89, к. З, ГОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад IV вида № 1665»;
  • Москва, Большой Коптевский пр., д. 5, ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3-4 вида № 2»;
  • Москва, Сельскохозяйственный пр., д. 2/11, «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5 III-IV вида» Департамента образования г. Москвы;
  • Москва, 2-й Обыденский пер., д.9, ГБОУ «Гимназия № 1529 им. А.С.Грибоедова».
  • 5. Содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в различные периоды детства
  • 6. Предметно-развивающая среда, материально-технические условия и педагогические кадры
  • 7. Перспективные направления развития дошкольной коррекционной педагогики
  • Глава 3. Воспитание и обучение детей
  • 1. Характеристика нарушений при умственной отсталости
  • 2. Дошкольная олигофренопедагогика как отрасль специальной дошкольной педагогики
  • 3. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)
  • 5. Познавательное развитие.
  • 6. Развитие речи.
  • Глава 4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • 1. Характеристика отклонений при задержке психического развития у детей
  • 2. Этапы оказания помощи детям с задержкой психического развития
  • 3. Изучение причин возникновения задержки психического развития у детей
  • 4. Классификации задержки психического развития
  • 5. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и сходных с ней состояний
  • 6. Специфика образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • 7. Организационные формы помощи детям-дошкольникам с задержкой психического развития
  • 8. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития
  • 9. Организация работы с родителями
  • 10. Интегрированное воспитание и обучение
  • Глава 5. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
  • 1. Характеристика детей с нарушениями слуха
  • 2. Задачи и принципы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом
  • 3. Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями слуха
  • 4. Характеристика методов обследования слуха детей
  • 5. Организация коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями слуха
  • 6. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
  • 1. Характеристика нарушений зрения у детей
  • 2. Система дошкольного воспитания детей с нарушением зрения
  • 3. Условия воспитания и обучения детей с нарушениями зрения
  • 4. Основные принципы коррекционнои работы в детском саду для детей с нарушением зрения
  • 6. Содержание специальных коррекционнных занятий
  • 7. Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения
  • 8. Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения
  • Глава 7. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • 1. Научно-методические аспекты логопедии
  • 2. Причины речевых нарушений
  • 3. Классификация нарушений речи
  • 4. Система логопедической помощи
  • 5. Зддачи и принципы воспитания детей с нарушениями речи
  • Глава 8. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 1. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич
  • 2. Двигательные нарушения при дцп
  • 3. Нарушения психики при дцп
  • 4. Речевые нарушения при дцп
  • 5. Классификация детского церебрального паралича
  • 6. Коррекционная работа при дцп
  • Глава 9. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционального
  • 1. Представления об особенностях раннего развития детей с аутизмом
  • 2. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в аффективном развитии
  • Глава 10. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и деятельности
  • 1. Социальная дезориентация
  • 2. Негативное самопредъявление
  • 3. Семейная изоляция
  • 4. Хроническая неуспешность
  • 5. Уход от деятельности
  • 6. Вербализм
  • Глава 11. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями
  • 1. Этиология сложных и множественных нарушений развития у детей
  • 2. О классификации сложных и множественных нарушений развития у детей
  • 3. Проблемы воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями в семье
  • 4. Задачи специального дошкольного воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями
  • Глава 1. Общие вопросы специальной дошкольной педагогики.......................6
  • Глава 2. Общие требования к организации и содержанию коррекционно-
  • Глава 3. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
  • Глава 4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
  • Глава 5. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
  • Глава 7. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
  • Глава 8. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста
  • Глава 9. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями
  • Глава 10. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
  • Глава 11. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными
  • 2. Система дошкольного воспитания детей с нарушением зрения

    Для детей с нарушением зрения открыты дифференцированные дошкольные учреждения и дошкольные группы при детских садах и школах-интернатах:

    детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей;

    детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;

    детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией.

    В настоящее время.существует сеть специальных дошкольных учреждений смешанного вида, куда поступают в основном дети с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабовидящих и незначительное количество слепых детей.

    Целью данных учреждений является обеспечение лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния, а также создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью предупреждения появления вторичных отклонений при раннем выявлении глазной патологии, и преодоление, ослабление или устранение недостатков познавательной деятельности, физических отклонений,

    некоторых нежелательных личностных качеств детей с нарушением зрения.

    Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения работают по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.

    Обучение детей направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у детей с нарушением зрения недостатков развития, обусловленных степенью и характером зрительного дефекта.

    Обучение детей с нарушениями зрения в детском саду осуществляется на занятиях с группой 10 человек слепых и слабовидящих детей или 10 -12 детей с косоглазием и амблиопией. Занятия носят фронтальный, подгрупповой или индивидуальный характер.

    Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлено на решение общих и специальных задач формирования знаний, навыков и умений, обеспечивающих слепым, слабовидящим и детям с косоглазием и амблиопией успешное поступление в школу. Специальные программы разработаны на основе программы воспитания в общеобразовательном детском саду. Наряду с этим введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия и формирования предметных представлений, социальной адаптации и ориентировке в пространстве, развитию осязания, слухового восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, коррекции нарушений речи.

    Методы обучения в дошкольных учреждениях строятся на основе общедидактических принципов обучения и с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия (зрительного или осязательного), познавательной деятельности и компенсаторных возможностей.

    Применение специальных методов и приемов направлено на коррекцию зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировки в пространстве, преодоление недостатков речевого развития, предметно-практической деятельности и т.д. Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного или осязательного), широко используются оптические средства коррекции зрительного восприятия наглядно-иллюстративного материала. Для преодоления вербализма предметных представлений и расширения чувственного опыта проводится специальная работа по ознакомлению с окружающей действительностью на экскурсиях и наблюдения, при этом важная роль отводится регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения. Для коррекции недостатков развития предметно-практических действий используется метод поэтапного, пооперационного выполнения заданий в ручном труде, конструировании, лепке, аппликации и т.д.

    В результате комплексного подхода к обучению и воспитанию детей формируется деятельность ребенка и его взаимодействие с окружающей действительностью и людьми.

    Правильному развитию ребенка способствует организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушением зрения, а также между общественным и семейным воспитанием. Важное место в педагогическом процессе занимает работа по преемственности и взаимосвязи коррекци-онно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы, по развитию и активизации зрения, его охране, а также укреплению общего состояния здоровья.

    Детский сад, ясли-сад для детей с косоглазием и амблиопией - специальное учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для лечения, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. «

    Дошкольные учреждения для детей с косоглазием и амблиопией входят в систему образования и открываются отделами образования совместно с отделами здравоохранения.

    Общее педагогическое руководство осуществляется отделами образования, а ответственность за обеспечение лечения возлагается на отделы здравоохранения.

    В дошкольные учреждения - ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет.

    Отбор детей осуществляется на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогических комиссий. Методика обследования представляет собой серии игровых заданий, позволяющих выявить уровень психофизического развития ребенка определенного возраста.

    Решение о зачислении в учреждение, о выводе из него принимаются психолого-медико-педагогической комиссией.

    Основной целью дошкольных учреждений для детей с косоглазием и амблиопией является оказание комплексной помощи детям. Обучение и воспитание включает задачи: уточнение уровня психофизического развития и организация соответствующих условий для обучения и воспитания;

    обеспечение общего уровня развития, воспитания и обучения; создание коррекционных условий для преодоления отклонений в психофизическом развитии.

    Основные программно-методические документы, регламентирующие деятельность дошкольных учреждений для детей с косоглазием и амблиопией, разработаны в Институте коррекционной педагогики, а содержание лечения в условиях дошкольного учреждения разработаны Институтом глазных болезней им. Гельмгольца. В содержании обучения и воспитания учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-восстановительной работы. Во всех видах детской деятельности предусматривается тренировка - упражнения для активизации зрительных функций. Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекци-онных занятиях, а также в процессе игры, общеобразовательных занятий и повседневной жизни.

    Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировки проводятся учителем-дефектологом (тифлопедагогом).

    Занятия по преодолению недостатков речевого развития проводятся логопедом, при этом дети объединяются в подгруппы в соответствии с уровнем речевого развития, т.е. приблизительно с одинаковым состоянием лексики, грамматики, фонетики, связной речи.

    Кроме того, с детьми проводятся специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике, так как у детей с нарушением зрения наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы.

    Весь учебно-воспитательный процесс в детском саду строится с учетом требований лечебно-восстановительной работы.

    Консультативные группы для детей с нарушением зрения, не посещающих дошкольные учреждения, возникли как необходимость оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих

    Данные группы создаются как при государственных, так и при общественных, частных и других дошкольных учреждениях.

    Комплектование групп осуществляется медико-психолого-педагогическими комиссиями, работающими в системе образования. В группы зачисляются дети с момента выявления первичного дефекта (нарушения зрения).

    Работа с детьми осуществляется как на базе дошкольного учреждения, так и в условиях семьи.

    Основной целью консультативных групп является:

    выявление детей с нарушением зрения, не посещающих дошкольные учреждения и нуждающихся в комплексной медико-психолого-педагогической помощи;

    консультирование родителей в связи со своеобразием, особенностями психофизического развития ребенка и разработка совместно с родителями программы его обучения и воспитания;

    обучение родителей методам, средствам и приемам воспитания и обучения детей с нарушением зрения в условиях семьи;

    проведение коррекционных занятий тифлопедагогом в присутствии родителей и с их помощью в дошкольном учреждении и домашних условиях;

    изучение успешности в развитии и продвижении ребенка в процессе обучения и воспитания и составление в процессе обследования индивидуальных карт динамики психофизического развития ребенка.

    Консультативные группы устанавливают связь между семьей и другими учреждениями, которые должны оказывать помощь родителям как в настоящий момент, так и в будущем.

    Однако данные группы только начинают функционировать, поэтому необходимы специальные номенклатурные акты, регламентирующие их деятельность.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: