Спасение утопающего петра.  Спасение Петра

Икона «Спасение утопающего Петра» довольно редкая, иногда ее также называют «Маловерие Петра» или «Хождение по водам». На ней изображен Иисусу Христос, протягивающий руку, тонущему в море апостолу Петру . Сюжет этой иконы взят из Нового Завета, и был описан евангелистом Матфеем .

Согласно ему, ученикам Христа, тонущим в лодке в Галилейском море вовремя бури, явился Спаситель, идущий по воде, и вначале все его приняли за призрак. Петр же, обратился к нему: «Господи! если это Ты, то повели мне прийти к Тебе по воде». На что Иисус ответил Петру: «Иди!». Апостол пошел по воде, но, испугавшись сильного порыва ветра, упал в воду и начал тонуть. Спаситель же спросил его на это: «Маловерный, зачем ты усомнился?» и протянул ему Свою руку.

Главная идея этого сюжета - сила веры во Христа и чудеса, которые творятся благодаря ей. А также то, что любые возможности, дарованные Спасителем, могут быть разрушены из-за страхов и маловерия.

Дни памяти иконы «Спасение утопающего Петра», местонахождение оригинала иконы и чтимые списки

Отдельного праздника почитания иконы «Спасение утопающего Петра» в христианстве не установлено. Празднование же в честь самого святого Апостола Петра совершается 3 раза в год:

  • 12 июля (29 июня по старому стилю) - день памяти апостолов Петра и Павла (Петров день).
  • 29 января (16 января по старому стилю) - день поклонения честным веригам святого апостола Петра;
  • 13 июля (30 июня по старому стилю) - собор 12-ти апостолов.

Местонахождение чтимых образов «Спасение утопающего Петра»

Увидеть икону «Спасение утопающего Петра» можно в нескольких храмах России и Европы.

Самым древним известным изображением этого сюжета является мозаика «Навичелла» великого итальянского художника и архитектора Джотто. Его работы вдохновляли Микеланджело, Рафаэля и самого Да Винчи. Эта мозаика расположена в соборе Петра Великого в Риме над портиком центрального портала. К сожалению, сейчас это лишь восстановленная копия. Оригинал, созданный мастером в начале 14-го века, был утрачен при разрушении атриума базилики Святого Петра IV века.

В России мозаикой украшен восточный фасад часовни Богоявления Господня в Кронштадте (Санкт-Петербург). В солнечные дни особенно выразительна игра света на лазурных оттенках воды и небес, ярко выделяются образы Петра и Спасителя.

Гравюра с этим сюжетом, созданная в 1860 году, есть также в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.

В Московской области сюжет можно встретить в росписи храма Святого мученика Уара в поселке Вешки Мытищинского района.

В России есть также ряд храмов, где большая часть росписи с сюжетом «Утопающего Петра» была утрачена и сохранились лишь ее фрагменты. Например, фрагмент этой иконы сохранился в притворе церкви Рождества Богородицы в Анискино Щёлковского района Московской области, а также в Покровской церкви в Озеряеве Вышневолоцкого района Тверской области.

В Липецке «Спасение утопающего Петра» можно увидеть в часовне святых Первоверховных Петра и Павла, открытой в 1885 году и вновь возведенной в 2001 году Липецкой и Задонской епархией. Восстановленная на историческом месте, эта часовня сейчас считается одним из символов города.

В центральной России есть несколько мест, где прихожане могут увидеть росписи и иконы со спасением Петра. Например, роспись со сценой спасения утопающего апостола Петра, есть в Ярославле в Толгском монастыре, она расположена в Святых воротах. Еще одна икона «Спасение Иисусом утопающего Петра» есть в Тамбовской области в городе Мичуринске, она находится в северном фасаде церкви Пророка Илии

В чём помогает и о чем молиться перед иконой «Спасение утопающего Петра»

Пред этим образом апостолу молятся, главным образом, об укреплении в христианской вере. Ведь именно об ее силе повествует это изображение - апостол Петр, изображенный на нем, начал тонуть только, усомнившись в дарованных Господом возможностях.

В молитвах перед этим образом просят помощи и в борьбе с различными искушениями и укреплении перед предстоящими испытаниями.

К нему также обращаются, прося ходатайства перед Богом о защите от потопления, кораблекрушений и любых неприятностей на воде.

Святой апостол Петр считается небесным покровителем людей, чья профессия связанна с дорогой - водителей, гидов, моряков и т.д.

Молитва перед иконой «Спасение утопающего Петра»

Молитва первая

Видя тя, апостоле Петре, на море Галилейстем вкупе со Андреем, братом твоим, вметающа мрежи, Господь рече вам: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком. И абие, оставльше мрежи, по Нем идосте. Темже, красото Церкви вселенския, сотвори и нас предстательством твоим скорым быти на делание заповедей Божиих, косны же ко греху, да, злобою младенствующе, достигнем вси в меру возраста мужа совершенна, поюще Богови: Аллилуиа.

Молитва вторая

О верховнии Апостоле: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: - ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь.

Молитва третья

Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.

Молитва четвертая

О святый великий апостоле Петре! Не отвержи мя, раба твоего (имя) и стенания моего к тебе. Призри на мя, сущаго в болезнех и печалех, испроси у Христа, Учителя твоего, (содержание прошения), да непрестанно славим Его милосердие к нам, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

История и значение иконы «Спасение утопающего Петра»

«Наша сила в немощи совершается»,

Апостол Павел

Сцена, изображенная на иконе «Спасение утопающего Петра», была взята из библейского сюжета, описанного Евангелистом Лукой в Новом Завете. Он относится ко временам жизни Иисуса Христа и его учеников. На ней изображен тонущий вместе с другими учениками Петр и протягивающий ему руку Спаситель. Согласно данному сюжету во время сильной бури Петр, по велению Христа, пошел к нему по воде из своей лодки. Но после сильного порыва ветра он усомнился в том, что может идти дальше и тотчас начал тонуть. На что Спаситель упрекнул Петра: «Маловерный, зачем ты усомнился?» и протянул ему Свою руку.

Самым древним сохранившимся до наших дней образом «Маловерия Петра» является масштабная мозаика 14-го века, названная «Навичелла» и находящаяся в соборе Великого Петра в Риме. Этот образ был создан в начале 14-го века величайшим мастером своего времени Джотто по поручительству кардинала Якопо Стефанески. К сожаленью, первоначальный образ был утрачен из-за частичного разрушения базилики Святого Петра в конце 14-го века. От оригинальной мозаики остались не поврежденными только две головы ангелов. Впоследствии храм был полностью восстановлен, а мозаика была воспроизведена заново.

Все последующие сюжеты датированы более поздними веками. Эта икона иногда встречается в российских храмах, а распространения как домашняя икона она не получила.

Данная история, случившаяся 2000 лет назад, является довольно символичной и для наших дней. Море, в котором плыли Апостолы, можно сравнить с нашей собственной жизнью, в которой происходит круговорот из множества, порой очень тяжелых испытаний и событий. Мы в них подобно тонущему Петру просим помощи у Бога, но порой не способны принять ее из-за своего неверия. Лодку же в христианстве принято считать символом Церкви Христовой.

Этот образ призван напоминать нам о том, что Спаситель всегда рядом, он всегда помогает нам и дает возможности для спасения, главное верить в Него и знать, что для Него нет ничего невозможного. И именно с верой в Христа можно преодолеть любые препятствия и невзгоды, а также каждый день встречать настоящие чудеса.

.

Понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. (Мф.14, 22−33)

В этой Евангельской истории Отцы Церкви видели глубокий смысл. Они сравнивали лодку, в которой находились ученики с Церковью Христовой, море — с миром, а бурю — с гонениями на Церковь. В древней Иудее время ночи делилось на 4 стражи согласно смене караула в римских гарнизонах. Четвёртая стража, когда Апостолы увидели приближающегося к лодке Спасителя, соответствовала концу ночи и рассвету. Так и история борьбы Церкви Христовой с грехом и диаволом будет продолжаться до конца времён, и, по слову Божию, врата ада не смогут одолеть её, пока не наступит 4-я стража мировой жизни и времена антихриста. Тогда Церковь будет поставлена на грань гибели, но её спасет Второе пришествие Христово, после которого корабль Церкви достигнет, наконец, желанного берега — вечного Царства Христова и жизни будущего века.

Есть в этом Евангельском повествовании и ещё один смысл, применительно к нашей повседневной жизни. Пока апостол Пётр верил — то шёл по морю, а когда усомнился — начал тонуть. Каждый из нас призван переплыть житейское море, у которого один берег — рождение, а другой — смерть. У каждого христианина бывает немало бурь в море житейском, искушения, подобно высоким волнам, угрожают гибелью его душе. Куда ни бросишь взгляд, кругом волны: направо посмотришь — волна, налево — волна. Но пока вера крепка, пока человек любит Бога всей душою своею, всем помышлением, он не отчаивается, потому что чувствует себя находящимся в крепкой руке Божией. Чувствует, что Господь его хранит, любит, Господь его ведёт — и он шествует через все искушения к главной жизненной цели — к Царству Небесному. Когда же человек теряет веру в Бога, забывает, что он живёт по промыслу Божию, забывает о главной цели своей жизни, он начинает всего бояться, у него появляется много всяких страхов, переживаний: как бы ему не остаться голодным, как бы не лишиться пенсии, как бы не попасть в руки мошенников, как бы серьёзно не заболеть. А иногда, при очередном жизненном испытании, у нас бывают даже панические настроения, когда нам кажется, что вообще всё пропало. И Господь указывает на причину этих страхов — она в маловерии. Выход из всех этих ситуаций один — молиться как утопающий Пётр: «Господи спаси меня», и надеяться на помощь Божию. Известно множество случаев чудесного спасения верующих людей из безвыходных ситуаций.

В Галилее центром служения Христова был не Назарет, где протекли Его ранние годы, а Капернаум, на северо-западном берегу Геннисаретского озера, которое в Евангелии обыкновенно называется Галилейским (или Тивериадским) морем. Капернаум постоянно

упоминается в евангельском повествовании о галилейском служе­нии Христовом (Мк. 1:21; 2:1; 9:33; Лк. 4:23, 31; 7:1; Мф. 8:5; 17:24; Ин. 4:46; 6:24, 59; ср. 2:12 и др.). Переселение Господа из Назарета в Капернаум нарочито отмечается в Мф., где оно получает и соот­ветствующее объяснение от Писания (4:12-16). Но галилейское слу­жение Христово не ограничивалось ближайшею округою Капернау­ма. Оно распространялось и на более отдаленные местности Галилеи. Достаточно указать в Лк. чудо воскрешения наинского отрока (7:11-16). Наин был расположен в юго-западной части Галилеи.

Мало того. Галилейское служение Христово захватывало и области вне Галилеи. Сюда относится прежде всего страна Гадаринская (или Гергесинская, или Герасинская, в зависимости от формы текста, которая колеблется даже в разных рукописях одного и того же Евангелия), на восточном берегу Геннисаретского озера (ср. Мк. 5:1-20; Лк. 8:26-40; Мф. 8:28-34). Эта страна составляла часть так называемого Десятиградия (***: Мк. 5:20; ср. 7:31; Мф. 4:25), эллинистических городов с иудейским населением по восточному и южному берегам Геннисаретского озера. Но Господь в дни Своего галилейского служе­ния бывал и в чисто языческих областях: на Финикийском побережье Средиземного моря и в странах Кесарии Филипповой. Из финикий­ских городов в Евангелии упоминаются Тир и Сидон (Мф. 15:21-29; Мк. 7:24-31). В тексте лучших рукописей Господь из пределов Тира вернулся к Галилейскому морю через Сидон и Десятиградие (Мк. 7:31). Этот путь был кружный. Господь обогнул Геннисаретское озеро с се­вера на восток и в Галилею вошел с юга. Всего замечательнее в указа­нии Мк. 7:31 то, что Господь из Тира направился в Сидон. Сидон был расположен на финикийском побережье севернее Тира. Избирая круж­ный путь, Господь тем самым удлинял Свое пребывание в чисто язы­ческой стране. Кесария Филиппова, к северу от Галилеи, у подножия Ермона, близ истоков Иордана, упоминается в Мф. 16:13; Мк. 8:27. К Кесарии Филипповой в первых двух Евангелиях приурочивается перелом евангельской истории, о котором речь будет ниже. Господь удалялся в языческие области, взыскуя уединения (ср. Мк. 7:24 и Лк. 9:18, - о Кесарии Филипповой, но без обозначения места). В об­щей связи евангельского повествования, у нас не возникает сомнения, что уединение Господу было нужно для воспитания учеников. Но, пре­бывая в языческих областях, Господь неизбежно входил в соприкос­новение с языческим населением. Об этом наглядно свидетельствует евангельское повествование об исцелении бесноватой дочери языче­ской женщины: хананеянки - в терминологии Мф. (15:21-29), сиро-финикиянки - в терминологии Мк. (7:24-31).

„ В этой же связи должно быть отмечено пребы­вание Господа в Самарии (Ин. 4:4-43). Роковым течением истории самаряне были поставлены вне ограды законо­послушного иудейства. Между иудеями и самарянами не было ре­лигиозного общения (ср. Ин. 4:9 и еще Мф. 10:5-6, где самаряне при­равниваются к язычникам). В Самарии Господь был на пути из Иудеи в Галилею (ср. Ин. 4:1-4, 43). Но слову благовествования по­корилась не вся область, а только Сихарь (ср. ст. 4 и ел.) в южной ее части. Когда Господь, начиная Свой путь на Страсти, послал вест­ников пред лицом Своим в самарянское селение (Лк. 9:51-52 и ел.), самаряне не захотели Его принять и тем побудили Его изменить направление пути. Самарянское селение, к которому Господь обра­тился, было, по всей вероятности, в северной части Самарии, кото­рая граничила с Галилеею. Успех благовествования не простирался далее крайних южных точек.

Не открывая Своего мессианского достоинства учеников и пресекая свидетельство бесов, Господь ожидал свободного и непринужденного исповедания со стороны учеников. К концу галилейского служе­ния Господь сосредоточивает на учениках особое внимание. Мало того, что Он привлекает их к благовестию Царства (Лк. 8:1-3) и воз­лагает на них ответственное служение (Лк. 9:1-6). Внимательное чтение Евангелия показывает нам, что целый ряд великих чудес Господь совершает в присутствии одних учеников. Сюда относится прежде всего укрощение бури и исцеление гадаринского бесноватого (Мф. 8:23-34; Мк. 4:35 - 5:20; Лк. 8:22-39). Нельзя не отметить, что укрощение бури вызывает у учеников недоуменный вопрос: «кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк. 8:25 и парал.). Ответ подразумевается, но ученики еще не нашли его. Господь укоряет их за отсутствие веры (там же) и продолжает вос­питание. Мы видим, что при воскрешении дочери Иаировой (Лк. 8:40-56; Мф. 9:18-26; Мк. 5:21-43) присутствуют родители отроковицы и ученики, - притом даже не все, а только ближайшие (Лк. 8:51; Мк. 5:37,40), и Господь принимает меры к тому, чтобы чудо не полу­чило огласки (Лк. 8:56; Мк. 5:43). Допущение учеников объясняется заботою о их воспитании. Воспитанию учеников служило и чудо насыщения пяти тысяч, и связанное с ним чудо хождения по водам (Лк. 9:10-17: чудо насыщения; Мф. 14:13-34; Мк. 6:30-53; Ин. 6:1-21: оба чуда). В Лк., изложение которого отличается в этих главах неко­торою схематичностью, за чудом насыщения непосредственно сле­дует исповедание Петра, знаменующее собою перелом евангельской истории (9:18 и ел.). В Мк. изумление, которое вызывает у учеников хождение Учителя по водам и прекращение бури, сопровождается замечанием: они «не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено» (6:52). Свидетелями чуда были одни уче­ники. Изумление выливается в вопрос, на который систематизирую­щее Мф. тут же и дает ответ: «истинно, Ты - Сын Божий» (14:33). Сопоставление текстов позволяет думать, что этот ответ был осоз­нан не сразу. Но к этому ответу Господь вел учеников. Замечатель­но, что в Мк. 6:52 чудо хождения по водам связывается с чудом на­сыщения именно в его воспитательном значении. Умножение хлебов привело к насыщению пяти тысяч. Но в своей безмерности, как соз­дание новой материи, являющее предвосхищение Царства, о чем было

сказано выше, чудо было доступно одним ученикам, которым было ведомо ничтожное количество запасов, бывших в их распоряжении, которые прислуживали при насыщении и собирали остатки, когда народ насытился (Лк. 9:12-17 и парал.). Мк. и Мф., в этих главах более пространные, сохранили память и о других чудесах Христовых, кото­рые служили делу воспитания учеников. Сюда относится, в первую очередь, исцеление бесноватой дочери языческой женщины (Мк. 7:24-30; ср. Мф. 15:21-28 и мессианское обращение в ст. 22), но и иные чудеса, как то: второе насыщение (Мф. 15:32-39; Мк. 8:1-9) и отдель­ные исцеления (Мк. 7:32-37; 8:22-26; может быть, Мф. 9:27-34). Мы уже отмечали, что на побережье Финикии Господь удалялся ради воспитания учеников, и можем на этих чудесах не останавливаться. Общее направление воспитания для нас ясно. Господь хотел, чтобы ученики узнали в Нем обетованного Мессию. Но к этому исповеда­нию они должны были прийти от полноты любящего сердца. Воспи­тание учеников было воспитание любви, оно вытекало из любви и со­вершалось в любви. В нем не было принуждения. Исповедание Мессии, как цель воспитания, и наличность - хотя бы и прикровен-ного - Богоявления показывают нам еще раз, что догматическое уче­ние не вполне отсутствовало и в галилейской проповеди Христовой. Две темы: тема о Царстве в его сверхмирной полноте и тема о Мес­сии, - явно подразумевались. Но подразумевавшееся раскрылось для учеников только впоследствии. Богоявление было прикровенное, и забота о воспитании учеников наилучшим образом осуществлялась в стороне от народного шума.

Предложенная выше общая характеристика галилейской про­поведи Христовой остается в силе. Благовестие о Царстве в ранние галилейские дни не имело догматического ударения. Оно было со­средоточено на практических условиях стяжания Царства.

Ученики Христовы пришли к Нему из народа. Первые последователи, как уже отмечалось, были связаны с Иоанном, и на Господа им указал Иоанн (Ин. 1:35 и ел.). Вполне возможно, что повествование Иоанновское и синоптическое о призвании учеников (Лк. 5:1-11; ср. Мк. 1:16-20 = Мф. 4:18-22) относятся к разным моментам. После первой встречи на берегах Иордана, которая во всей своей значительности раскры­лась для учеников только впоследствии, они были свидетелями Его учения и чудес в Галилее, и лишь тогда «оставивши все, последовали за Ним» (Лк. 5:11). Порядок Луки, который, в отличие от Матфея и Марка, сначала помещает чудеса и учение, а затем призвание, мо­жет быть, лишний раз изобличает в евангелисте заботу о хронологи­ческой точности. После исцеления бесноватого, тещи Симоновой и других, одержимых болезнями и нечистыми духами (Лк. 4:31-44), чудесный улов был последним толчком, которым определилась воля учеников. Можно думать, что призвание мытаря Левия (Лк. 5:27-28), который в Мк. (2:14) именуется Левием Алфеевым, а в Мф. (9:9) -Матфеем и в котором предание Церкви видит составителя первого Евангелия, было тоже подготовлено чудесами и учением. Призва­ние учеников было выделением учеников из народа. Оно создавало новые связи, которым Господь отдавал предпочтение перед связями кровными (Мк. 3:21; 3:31-35; Лк. 8:19-21; Мф. 12:45-50). Кровные связи не расторгались и не исключали духовных связей. Наиболее выразительным примером является Пречистая Дева. Родившая Его> по плоти, она духовно сопровождала Его на протяжении Его земно­го пути и соучаствовала в Его скорбях. Но братья уверовали в Него только впоследствии (Деян. 1:14; ср. Ин. 7:5). Окружающие Господа 1 были связаны с Ним не единством происхождения по плоти, но узами духовными.

Из среды учеников Господь уже в эти ранние Двенадцати галилейские дни выделил двенадцать, которых и нарек апостолами (Лк. 6:13-16; Деян. 1:13; Мк. 3:13-19). Списки Двенадцати у трех синоптиков совпадают (ср. еще Мф. 10:2-4) за исключением Иуды Иаковлева (Лк. 6:16) и Фад-" дея (Мк. 3:18; Мф. 10:3, где в некоторых рукописях стоит: Леввей, называемый Фаддеем). Возможно, что речь идет об одном и том же лице, имевшем несколько имен, что в древности наблюдалось не-редко. Термин «апостол» в приложении к Двенадцати встречается у всех трех синоптиков (Мф. 10:2; Мк. 6:30). Один только Лука связы­вает его с поставлением Двенадцати (6:13). Глагол***, от которого происходит имя существительное***, означает, как и глагол***, «посылать», с тем, однако, различием, что *** имеет значение общее и выражает действие как таковое, а *** предполагает посланничество с особым поручением. Наименова­ние Двенадцати апостолами заключает в себе мысль о возлагаемом на них служении и, в сопоставлении с еврейскими эквивалентами, позволяет видеть в них полномочных представителей Христовых. В Лк. проповедь «на месте равне» (6:17-49), непосредственно свя­занная с поставлением Двенадцати, раскрывает условия апостольского служения. В Мк. смысл избрания указывается в кратких словах 3:14-15: сообщая Двенадцати власть исцелять больных и бесноватых, Гос­подь определял сущность их служения в том, чтобы они пребывали с Ним и были посылаемы на проповедь. Будучи приближены к Гос­поду преимущественно перед другими учениками (ср. в Мк. 4:12 -различение круга более широкого и более тесного), апостолы были призваны к прохождению того же служения, какое в Галилее про­ходил Сам Господь.

Цель воспитания Двенадцати Воспитание учеников, о котором была речь выше, было воспитанием Двенадцати. Это касается не только проповеди «на месте равне» (Лк. 6:17-49), обращенной, даже в параллельной редакции Мф. (гл. 5 - 7), к учени­кам, из которых в предыдущем отрывке первого Евангелия (4:18-22) названы Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, т. е. четыре апостола из чис­ла Двенадцати. Воспитание, как мы видели, проявлялось в чудесах, которые Господь совершал перед учениками. Свидетелями насыще­ния пяти тысяч (Лк. 9:12, ср. 17; Мк. 6:30 и ел.; 6:43; Ин. 6:13) и хож­дения по водам (Мк. 6:45-52 после указания ст. 30 и ел. и ст. 43, ср. спасение Петра, одного из Двенадцати, в Мф. 14:28-31) были Двена­дцать. При воскрешении дочери Иаировой, кроме родителей умер­шей, присутствовали Петр, Иаков и Иоанн - тоже из Двенадцати (Лк. 8:51; Мк. 5:37). Целью воспитания было мессианское исповеда­ние. Мы увидим, что оно вышло из среды Двенадцати.

Послание апостолов на проповедь Выделение Двенадцати было началом организа-ции. Оно получило оправдание в привлечении их к служению. Но привлечение к служению с раз­делением ответственности служения также содействовало воспи­танию, как это и было отмечено выше. Обходя галилейские города и села с благовестием Царства, Господь имел около Себя Двенадцать (Лк. 8:1). Им сопутствовали женщины, из которых названы три: Мария Магдалина, Иоанна, жена Хузы, и Сусанна (8:2-3). Они слу­жили Господу и Двенадцати своим имением. Русский перевод ст. 3: «служили Ему», имеет за собою худшее чтение абтф. В лучших ру­кописях стоит абтоТс, «им». Союз Господа и Двенадцати получил уже в эту пору некую материальную организацию. К концу галилей­ского периода Господь возложил на Двенадцать и самостоятельное служение. Он послал их одних с благовестием Царства (Лк. 9:1-10; ср. Мк. 6:7-13; 6:30). Так осуществилась та цель, которую Господь Себе поставил при их избрании. Пребывавшие с Ним, они были отправлены на проповедь (ср. Мк. 3:14).

АПОСТОЛ ПЕТР ИСПОВЕДУЕТ ОТ ЛИЦА ВСЕХ АПОСТОЛОВ И. Х. СЫНОМ БОЖИИМ

(Матф. 16:13-20; Марк. 8:27-30 и Лук. 9:18-21)

Из Вифсаиды Юлии Господь направился со Своими учениками в пределы Кесарии Филипповой. Этот город, называвшийся прежде Панеей и находившийся на северной границе колена Неффалимова, у истоков Иордана, при подошве горы Ливана, был расширен и украшен четвертовластником Филиппом и назван им Кесариею, в честь Римского Кесаря (Тиверия). В отличие от другой Кесарии Палестинской, находившейся на берегу Средиземного моря, эта Кесария называлась Филипповой. Время земной жизни Господа приближалось к концу, а избранные Им проповедники Его учения далеко еще не были подготовлены к своей высокой миссии. Поэтому Господь все чаще стал искать возможности оставаться с ними наедине, чтобы в беседах с ними приучать их к мысли, что Мессия не тот земной царь, который поработит евреям все народы земли, о чем они мечтали, а Царь, царство Которого не от мира сего, Который Сам пострадает за этот мир, будет распят и воскреснет. Так и во время этого отдаленного путешествия, оставаясь наедине с Апостолами, Господь спросил их, желая вызвать их на такой разговор о Себе: “Кого Мя глаголют человецы быти?” Апостолы ответили, что в народе различные мнения о Нем: при дворе Ирода-Антипы Его считали за воскресшего Иоанна Крестителя, народ же считает Его за одного из великих ветхозаветных пророков: за Илию или Иеремию или кого-либо другого из пророков. В народе было мнение, что пришествие Мессии будет предварено явлением одного из ветхозаветных пророков, и не считая Самого Иисуса Мессией, многие думали, что Он только предтеча Мессии. На вопрос же: “Вы же кого Мя глаголете быти?”, от лица всех Апостолов отвечал “всегда пламенный Петр”, этот “уста Апостолов”, по выражению Св. Златоуста: “Ты еси Христос, Сын Бога Живаго!” Евангелисты Марк и Лука этим только и ограничиваются, добавляя, что Господь запретил им кому-либо говорить о Нем, но св. Матфей добавляет к этому, что Господь похвалил Петра, сказав ему: “Блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех”, т.е.: “не думай, что твоя вера есть плод Наблюдений твоего ума, а смотри на твою веру, Как на драгоценный дар Божий”. “И Аз же тебе глаголю...” имеет такой смысл: “Ты Мне высказал, и Я тебе выскажу: “Яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей” - еще при первой встрече Господь нарекает Симону это имя: “Петр” по-гречески, или “Кифа” по-сиро-халдейски, что значит “камень” (Иоан. 1:42), а теперь как бы свидетельствует, что Симон действительно оправдывает имя, данное ему прежде, что он, по твердости веры, действительно камень. Можно ли понимать эти слова Господа так, как будто Он обещает основать Свою Церковь на личности Петра, как это делают римо-католики, в целях оправдать свое ложное учение о главенстве папы римского, как преемника ап. Петра, над всей христианской Церковью? Конечно, нет! Если бы в этих словах Господа сам Петр изображался, как основание Церкви, тогда было бы сказано: “Ты еси Петр, и на тебе Я созижду Церковь Мою” или хотя бы так: “Ты еси Петр, и на сем Петре Я созижду Церковь Мою”, - но сказано совсем иначе, что особенно ясно видно в греческом тексте Евангелия, к которому всегда необходимо обращаться в недоуменных случаях: слово “Петрос” не повторено, хотя и это слово означает “камень”, а употреблено другое слово “петра”, что значит: “скала”. Отсюда ясно, что в этих словах Господа, обращенных к Петру, Господь обещает основать Свою Церковь не на Петре, но на исповедании веры, которое произнес Петр, т.е. на такой великой истине, что “Христос есть Сын Бога Живаго”. Так понимали это место св. Иоанн Златоуст и др. великие отцы Церкви, разумея под “камнем” исповедание веры во Иисуса Христа, как Мессии, Сына 274

Божия, или даже просто Самого Иисуса Христа, Который в Священном Писании нередко называется камнем, как напр., в Ис. 28:16, Деян. 4:11, Рим. 9:33, 1 Кор. 10:4. Достопримечательно, что и сам Ап. Петр в своем 1 соб. послании называет камнем отнюдь не себя, а Самого Иисуса Христа, внушая верующим, чтобы они приступали к Господу, как к “Камню Живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному” и сами уподоблялись бы живым камням, созидаясь в дом духовный; здесь Петр очевидно научает верующих идти тем же путем, которым шел он сам, ставший “Петрос” после исповедания им Камня-Христа.

Таким образом, смысл этого замечательного и глубокого изречения Христова таков: “Блажен ты Симон, сын Ионин, потому, что не человеческими средствами узнал ты это, но тебе открыл это Отец Мой небесный”. И Я тебе скажу: Я не напрасно нарек тебя Петром: утвердившись на том, что ты исповедал, как на скале, и ты пребудешь воистину камнем, и Церковь Моя устроится непоколебимой, так что никакие враждебные силы ада не смогут одолеть ее”. Выражение “врата ада” характерно для восточных обычаев того времени: у ворот города или крепости, всегда особенно сильно укрепленных на случай нападения врагов, собирались начальственные лица для различных совещаний, суда и расправы над виновными и для всяких общественных дел.

Дальнейшее обетование, данное, по-видимому, одному Петру: “И дам ти ключи Царства Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех” немного позднее дано всем Апостолам (Матф. 18:18) и состоит в праве всех Апостолов и их преемников - епископов - подвергать ответственности, судить и наказывать согрешающих, вплоть до отлучения от Церкви. Власть разрешать есть власть отпускать грехи, принимать в Церковь через крещение и покаяние. Эту благодать все Апостолы равно получили от Господа по Его воскресении (Иоан. 20:22-23). Господь запретил ученикам говорить о Себе, как о Христе, чтобы не возжигать в народе страстей при его ложных понятиях.

«Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28,20). Такие слова Самаго Живого Бога мы с вами слышали в Евангелии. Святые отцы говорят нам, что, когда мы молимся - мы беседуем с Богом; но когда мы читаем Священное Писание, Бог беседует с нами, укрепляя и научая каждого из нас. Зная о том, что мы люди немощные и маловерные, что наш духовный возраст равен возрасту младенческому, Святая Матерь наша Церковь от одной воскресной службы до другой нас вразумляет и укрепляет.

В сегодняшнем Евангелии повествуется об одном из многих чудес, которое совершил Господь – о спасении утопающего Петра во время его попытки шествия по водам. Хотя это было событие произошло почти две тысячи лет назад, но подобное происходило всегда, происходит с нами и сейчас. Обуреваемы различными скорбями, мы плывем по бушующему морю житейскому. Вся наша жизнь перемежается черным и белым: то порыв веры, то маловерие, то ревность, то безразличие, то восстание, то падение, все сочетается в нашей душе. И всегда Господь протягивает нам руку помощи.

И сегодня нам Господь еще и еще раз напоминает о том, что Он готов помочь нам, что Он всегда с нами, только верьте в Него. то, что Он готов помочь. Петр в порыве веры, ревности и любви к Богу говорит: «Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». (Мф. 14,28), т.е. он усомнился в своем Учителе. И хотя люди видели безчисленные чудеса Господа, но сомнение постоянномучило их, а Он ли Мессия, а Он ли Господь? Спаситель Сам спрашивает однажды у Петра, за кого почитают Его люди и тот отвечает: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, или за одного из пророков. А Он говорит им: А вы за кого почитаете Меня? - Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 14-16). Люди сомневались, даже видя чудо воскресения из мертвых дочери Иаира, исцеление сына Корнилия сотника, которого Господь исцелил одним словом, не заходя даже к нему в дом. Такие же сомнения мучат и нас на протяжении всей жизни. Сначала мы в порыве благодарности, что Господь даровал нам это великое чудо веры, даровал нам быть званными. Но Он предупреждает нас, что «Блаженны слышащие словл Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28), «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое» (ИН, 14, 23). Господь нас вначале питает, как матерь младенца, грея у своей груди, чтобы мы не сомневались, а шли напрямую, смотря в вечность и удивляясь тому великому богатству веры, которое открыто нам. А потом свой взгляд перевели со Спасителя, с церкви, с единственного, по-настоящему ценного в жизни – со своей души - и стали, подобно Петру, озираться по сторонам. Вот тогда- то услышали и мы бушующий ветер, увидели и волны, вот тогда-то и закричали и усомнились в том, по правильному ли пути мы идем. И это произошло потому, что не стали свой взгляд устремлять к одному - к исцелению, преображению и воскресению своей безсмертной души. Забыли слова Бога: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мк, 8,36). «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33)..

И когда мы искали Царствия Божия, то все остальное нам прикладывалось, а потом постепенно стали охлаждаться и маловерие, как волны, стало захлестывать нас, вот тогда мы не только внутреннего не сподобились, но и внешнее постепенно растеряли. Но Господь милостив. Придет момент, когда человек сам поймет, что кроме веры в Спасителя он нигде и никогда не найдет душевного покоя и радости – этого благодатного состояния. До определенного времени человек ищет только удовлетворения своих страстей и исполнения жизненных планов, и эти планы иногда начинают один за другим сбываться. Но если человек не ощущает рядом с собой Бога, то полного удовлетворения жизнью он не найдет никогда. И если человек во дни своей жизни не приобщится к вечному, а душа его об этом подскажет, то вся его жизнь скажется пустой и безполезной. И наоборот, счастливы те люди, которые находятся в православной вере, т.к. нашли смысл жизни – вечность – Бога - любящего Отца, в Троице покланяемого Господа нашего.

Самое главное в нашей жизни, Господь нам об этом сегодня напоминает, это не нужно смотреть по сторонам, оглядываясь на жизнь, которая кипит вокруг нас своими страстями и бедами, скорбями и болезнями, войнами и искушениями, - всеобщим злом, ибо так будет до скончания века. Но при всем этом человек может иметь в душе мир, радость, покой и счастье, когда он будет держаться за руку Господа. Если мысли у него будут только о небесном, то сам он будет светом для этого мира, опорой для него, что-то сможет в жизни сделать, чтобы хоть чуть-чуть уменьшить зло, которое вокруг нас. Преп. Серафим Саровский говорит: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Но если ты сам себя не спас, не оставил своих грехов и страстей, не нашел пути истины, что ты сможешь сделать людям, которые рядом с тобой. Если ты сам малодушный и маловерный и по всякому поводу унываешь, что ты тогда сможешь дать другим людям? - Ровным счетом ничего. Всегда надо помнить слова Господа: «Аз с вами есть во вся дни до скончания века» (Мф. 11, 26). «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12,26). «Всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин,11,26). Вот эти слова Господа нужно всегда держать в своем уме.

И мы, в начале своей духовной жизни горели и все для нас казалось светлым и истинным, т.к. тогда мы думали только об одном – о Боге, о безсмертии своей души. А потом стали оглядываться по сторонам, как Петр, поглядели на окружающее нас бушующее море: что происходит в церкви, какие там батюшки, какое священноначалие, правильны ли уставы и законоположения, как там живут православные люди - мои братья и сестры, грешат они или нет - вот так постепенно у нас начинает проявляться невнимание к самому себе. А Антоний Великий говорит: «Внимай себе и довольно с тебя». Мы же начали обращать внимание на грехи, недостатки и недуги других людей и через это начали утопать сами. А все потому, что перевели свой взгляд со Спасителя, а значит, и со своего спасения.

Если у нас это произошло, то надо начинать опять сначала и думать только о своей собственной греховности, а не смотреть по сторонам. Когда мы становимся на молитву - единственное средство для дыхания души, через которое преображается сердце и человек становится лучше и чище, то надо представить себя перед Живым Богом с чувством покаяния и преданности Ему. Епископ Феофан Затворник говорит, что, если мы и кладем поклоны, и читаем молитвы по молитвослову, но делаем это только внешне, то самой молитвы при всем этом не будет, потому что самое главное в молитве - это внимание и память о том, перед кем мы предстоим, чтобы было чувство присутствия Божия. Епископ Феофан дает еще такой совет: «Стой на молитве так, как будто бы ты стоял на Страшном Суде и смотрел на уста Спасителя, от которого ты должен услышать только два слова: «прииди» или «отъиди». Если ты с таким чувством будешь стоять на молитве, значит и твоя душа напитается живым чувством что с тобой Бог, то станешь ты действительно очищенным и преображенным.

Господь говорит нам: «Приди ко Мне, увидь Меня и насладись Мною». Нужно ценить эти драгоценнейшие минуты общения с Богом и если мы, становясь на молитву, заранее не отсечем ненужные мечтания и размышления о том, что будет в течение дня, то погрязнем в этом житейском море, как Петр. Иоанн Лествичник говорит: «Заключай ум в слова молитв», то есть пусть ум твой понимает то, что ты читаешь. Епископ Феофан говорит: «Доведи все читаемое до сознания», т.е. ничего не оставляй непонимаемым. Что для этого нужно сделать? В то время, когда мы не молимся, нужно разобрать смысл утренних и вечерних молитв и если непонятно, спросите батюшку, почитайте толкование святых отцев и тогда все читаемое пусть будет уразумеваемо и понимаемо и произносимое во время молитвы доведено до чувства. Если молишься: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей; се бо в беззакониях зачат есмь и во грехах роди мя мати моя», - так произноси эти слова не одним языком, а в чувстве покаяния. «В руце Твои предаю дух мой», - с этими словами тогда пусть и вера твоя будет непоколебимой в то, что все в деснице Божией. Как говорят святые отцы, очень полезна для нас молитва гласная, произносимая вслух.

Когда мы живем семейной жизнью и все у нас более-менее благочестиво, тогда полезно читать утренние и вечерние молитвы всем вместе по очереди. Глава семьи начинает молитвы, потом супруга, дети и так по кругу, чтобы каждый свои чувства мог излить Богу. Мы должны внимательным образом молиться, не смотреть по сторонам, - т.е. за помыслами, зная что лукавый будет всегда противиться молитве внимательной и сосредоточенной и эта брань будет до конца нашей жизни,. Нужно привыкать ходить перед Богом, и всякую ненужную мысль отсекать молитвой Иисусовой. Когда приходят нечистые, блудные, гневные, раздражительные, завистливые мысли, надо вести борьбу с ними. Надо прибегнуть к Спасителю как Петр, который ухватился за руку и закричал: «Господи! Спаси меня, погибаю!» (Мф. 14,30)Эта часто произносимая молитва будет постоянно давать нам то, что мы будем становиться людьми духовными. Всякому человеку свойственно думать о любимом и близком человеке, переживать и молиться о нем. Иоанн Лествичник говорит: «Ты из подобия мирской жизни возьми себе пример в жизни духовной. Посмотри, как жених думает о своей невесте, так и в твоем сердце пусть всегда будет Господь, думай о Нем день и ночь».

В этот святой день помоги нам всем, Господи, уподобиться Петру в его горячей вере, ревности и любви ко Господу. Не дай Бог, чтобы мы как Петр утопали в этом житейском море через свое маловерие, через невнимательную молитву, через осуждение других людей. Дай Бог, чтобы и мы, как Петр, десницей Божией были извлечены из этого бушующего моря и услышали глас любящего нас Господа: «Не бойтесь ничего в своей жизни кроме греха». Аминь.

архимандрит Мелхиседек

«Господь, обратившись, взглянул на Петра; и Петр… вышед вон, горько заплакал.» Евангелие от Луки 22 глава, 61–62 стихи

НЕТ человека, который не согрешил бы в своей жизни. Большинство людей грешат много раз, и лишь единицы согрешают редко. И чем сознательнее и внимательнее относится человек к жизни, тем больше он находит в себе недостатков, тем чаще несётся к Господу его .

Все мы содрогались, читая в Евангелии историю грехопадения Петра (Евангелие от Луки 22 глава, 54–62 стихи) и с замиранием сердца следили за тем, как сгущалась вокруг него атмосфера. Мы чувствовали к нему неосознанную симпатию, потому что в его истории находили очень много сходного с тем, что часто происходит с нами. Следя за печальным ходом его падения, мы видим, что до сих пор этим же избитым путём идёт ко греху всякая человеческая душа.

Как Пётр мог спать в Гефсиманском саду, когда он должен бодрствовать, молиться? А разве падения многих из нас произошли не по этой же причине? Разве многие из нас, подобно Петру, не последовали бы издали за Христом, вместо того чтобы идти рядом с Учителем? Мы все слишком хорошо знаем, что значит иногда отойти от Христа, поэтому и не стали бы расспрашивать Петра, почему он вместе с другими грелся у костра.

Кому известно, как вероломно наше сердце, тот не станет удивляться, что Пётр, так долго ходивший со Христом, видевший все Его чудеса, удостоившийся в числе избранных узреть славу Преображения, мог отречься от своего Господа. Отречься и клясться в присутствии Христа, когда в ушах его, кажется, ещё звучали торжественные слова, когда-либо слышанные людьми; когда сердце его было согрето воспоминанием о тайной вечере; когда на его устах ещё не высохло вино причащения! Увы! Подобные вещи не чужды всем, кто принимает участие в ужасной трагедии греха.

Но в жизни Петра есть факт более великий, хотя менее известный, чем его ,– это его . Все люди заодно с Петром в его грехах, но не все готовы каяться, как он. Пётр грешник – один человек, а кающийся Пётр – совсем иной человек. Многие, сопровождавшие его на избитом пути ко греху, предоставили ему в одиночестве идти по слёзной стезе покаяния. Тем не менее, истинный урок жизни Петра – это урок покаяния. Его грехопадение для нас мало поучительно, но его является великим уроком для спасения тех, кто, подобно ему, сознал, что согрешил.

Божественность покаяния

Когда говорит Христос, Его речь настолько тиха и нежна, что никто не может услышать этого шёпота, кроме вас, дорогой друг. Быть может, сегодня во время чтения этой статьи Господь повернулся и посмотрел на вас. И вы «вышли вон», чтобы заплакать горько. Никто не заметил, на кого был направлен взгляд Божий, и никто не знает, что это были вы. Вы находитесь, возможно, на своём обычном месте, но ваша душа в настоящую минуту далеко отсюда, она занята каким-нибудь прежним грехом. И Господь Сам даст вам горчайший и в то же время сладчайший урок жизни – урок глубокого прочувствованного покаяния. Не возвращайтесь же назад в толпу, пока Господь не посмотрит ещё раз на вас тем взглядом, каким Он посмотрел на разбойника на кресте, пока вы не увидите сияние любви Божьей на лице Господа Иисуса Христа!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: