Сущность материалистических и идеалистических представлений в биологии. Трактовка направления по Платону

Идеализм как качество личности – склонность постоянно идеализировать действительность, не замечать ее отрицательных сторон, проявлять непрактичность и оторванность от реалий жизни; способность быть приверженцем высоких нравственных идеалов и руководствоваться ими в жизни.

Ученики стали спрашивать своего учителя: — Ты такой мудрый, такой почтенный. Тебя все уважают, все хотят следовать тебе. Но у нас возник один вопрос — а почему у тебя нет жены? Учитель замялся, но потом начал рассказывать. — Видите ли, я всегда искал совершенную женщину! В поисках я объездил много стран. Однажды я повстречал прекрасную девушку. Она была неимоверной красоты! Ни один мужчина не мог устоять перед её очарованием! Но, к сожалению, она не была так же прекрасна душой. Поэтому нам пришлось расстаться. Потом я встретил ещё одну молодую девушку. Она была прекрасна, умна и образованна. Но, к несчастью, мы не сошлись характерами. И не смогли вместе ужиться. Я много видел прекрасных женщин, но хотел себе в жёны – совершенную женщину. — Так и что же ты так и не встретил такую? — Встретил. Однажды она мне повстречалась. Идеальная женщина: умная, красивая, обаятельная, высокодуховная, добрая, изящная – словом само совершенство! — Так ты женился на ней? – не успокаивались ученики. — Нет! К моему несчастью, она искала совершенного мужчину.

Идеализм – это настроенность не на то, что реально есть, а на то, как должно быть. Идеалист находится на Земле, но в сознании мечтает и пытается жить в раю. Он предрасположен поверить во всякую несусветную чушь, кроме того, что он идеалист. Он руководствуется не реальными фактами, а своими образами, представлениями о том, как должно быть. Оторвавшись от «грешной земли», он из-за своего искаженного восприятия мира игнорирует факты реальной жизни и витает в облаках. Идеалист – своеобразный подгонщик реалий жизни под свои представления о них. Иными словами, идеализм – это восприятие не того что «есть», а того, что «должно быть».

Уильям Сомерсет Моэм в книге «Бремя страстей человеческих писал: «Это был человек, который не видел жизни своими глазами, а постигал её только через книги и был вдвойне опасен тем, что убедил себя в своей искренности. Он непритворно принимал свою похоть за возвышенные чувства, слабодушие - за непостоянство артистической натуры, лень - за философское спокойствие. Ум его, пошлый в своих потугах на утонченность, воспринимал все в чуть-чуть преувеличенном виде, расплывчато, сквозь позолоченный туман сентиментальности. Он лгал, не зная, что лжет, а когда другие в этом его попрекали, говорил, что ложь прекрасна. Словом он был идеалист».

Разрыв представлений с реальной действительностью делает идеалиста критиканом. Он постоянно выражает недовольство состоянием внешнего мира, будь то окружающие объекты или межличностные отношения. Идеализм сродни фанатизму. Он воротит нос от людей, которые думают не так, как он. Идеалист может третировать окружающих, своих близких, если их поведение не соответствует его представлениям. Даже семья, высшей задачей которой является воспитание детей, может стать объектом проявления идеализма.

Идеализм, как правило, оборачивается трагедией. Например, хорошо известно, как идеалист — поэт Александр Блок, женившись на Любе Менделеевой, отказался жить с нею половой жизнью. Свою жену он причислил к лику святых, посвятил ей более 600 стихов. Ну, а как можно заниматься любовью со святой? Незадолго до свадьбы Блок писал: “Я не хочу объятий, потому что объятия — только минутные потрясения. Дальше идет “привычка” — вонючее чудовище. Я хочу не слов. Слова были и будут… Я хочу сверхслов и сверхобъятий…”

Фридрих Ницше писал: «Сотворить идеал – это значит: переделать своего дьявола в своего Бога. А для этого надобно, прежде всего, сотворить своего дьявола». Может поэтом руководил страх перед женщинами? Трудно дать ответ. В 1906 году Блок увлекся актрисой Натальей Волоховой, по внешнему виду и манерам вполне соответствовавшей его идеалу — высокой, стройной даме с большими глазами, предпочитавшей закрытые темные платья и говорившей волновавшим его грудным голосом. Блок посвятил ей цикл “Снежная маска” и ряд других стихотворений. Однако и с Волоховой у него не сложилось.

Идеалисты по складу своей личности романтичны, мечтательны и неравнодушны ко всему новому, красивому и оригинальному. Психологи считают, что идеалисты любят производить впечатление деликатностью и изяществом в поступках или высказываниях, тяготятся рутиной: их влечет искусство, интересуют неординарные люди, необычные явления. Они охотно путешествуют, любят приключения. Им с трудом дается деловая активность; больше склонны размышлять, чем действовать. Часто колеблются в выборе решений, не любят обязательств. Порой бывают непредсказуемы.

Привязываются к людям, стараются улучшить настроение окружающим. Очень терпимы к человеческим слабостям и недостаткам. Их доброжелательность и безмятежность позволяют им успешно выступать в роли примирителя спорящих. Они умеют использовать свою гибкость и влияние на людей, которые не могут отказать им в просьбе. Очень обаятельны: улыбаются, даже когда говорят неприятное. Обладают тонким чувством юмора. С ними трудно поссориться.

У них бывают резкие перепады настроения от смеха до слез. Делятся своими проблемами с окружающими, нуждаются в их сочувствии и поддержке. Тяжело переживают свои поражения, но, несмотря на это, никогда не теряет надежды на лучшее. Мышление носит эмоциональный характер без ориентации на практически-деловое поведение.

Психолог Лев Чиворепла, размышляя об идеализме, пишет: » Приоритеты идеалиста духовные, он не мыслит себе жизнь без высшего смысла — жизнь, как простое продление существования. Но он видит, что многие, если не большинство, именно так и живут — бессмысленно, “по инерции”. В минуты опасности он тоже не думает о возвышенных смыслах, срабатывают рефлексы, и постоянная борьба разума с плотью не оставляет его до последнего часа.

Собственный опыт выживания и материализм окружающего большинства делают эту борьбу драматичной и вдохновенной, в ней источник радости и печали, в ней путь восхождения и крутизна падения. Он верит в существование иного мира, совершенного и идеального, и понимает, что есть причины, приведшие его не туда, а сюда.

Однако, вера в тонкие миры еще не говорит об идеализме (как вера в лекарства о здоровье). Идеализм индивида определяется не (научными или квазинаучными) знаниями, а особой шкалой ценностей. Самые сокровенные тайны мира не могут, не должны приходить к нам лишь через профессиональное знание. Идеалист верит, что в основании жизни пребывает любовь».

Генри Луис Менкен пишет: «Идеалист – это тот, кто, обнаружив, что у розы запах лучше, чем у капусты, сделает вывод, что и бульон из розы получится лучше». Идеалисты иногда производят впечатление рассеянных, непрактичных, легкомысленных, хотя это далеко не так. Такое восприятие со стороны связано с тем, что они сосредоточены главным образом на масштабных проектах и считают, что грядущее будет намного лучше, чище и светлее настоящего.

Есть такой анекдот. — Вот, ты философ. Объясни мне доходчиво, чем отличаются идеалисты от материалистов? — Нет ничего проще. Идеалисты всегда считают свое материальное положение идеальным, а материалисты никогда так не считают.

Петр Ковалев 2014

П.Б.Гофман-Кадошников

Чтобы понять современное состояние биологии и направления ее развития, необходимо бросить беглый взгляд на историю биологических наук. Во все периоды своей истории биология была ареной борьбы двух противоположных мировоззрений - материализма и идеализма. Мировоззрение служит основой для теоретических обобщений, без которых не может обойтись ни одна наука. Ученые, как отмечает Ф. Энгельс, нередко считали, что их теоретические высказывания основываются только на фактах, полученных путем точных наблюдений и экспериментов, и что поэтому они свободны от влияния той или иной философской системы. Но ученые в своих выводах не могут обойтись без умозаключений. И если они пытаются пренебречь философией, то невольно попадают в плен давно устаревших философских систем.

В истории науки борьба мировоззрений принимала различные формы, зависящие от идеологии общественного строя. Тем не менее во все времена философы и естествоиспытатели делились на два лагеря в зависимости от того, как они отвечали на основной вопрос философии - об отношении природы к духу, материи к сознанию. Те, кто утверждал, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

Биология, как и другие науки, возникла и развивалась в связи с запросами практической деятельности человечества. Современная биология служит естественнонаучной основой медицины и сельского хозяйства. И в прошлом развитие биологии всегда было связано с практикой. Первые сведения о живых существах начали накапливаться еще первобытными людьми в связи с охотой и сбором съедобных растений. Приручение животных и переход к земледелию способствовали дальнейшему накоплению знаний. Низкий уровень производительных сил по замечанию В.И.Ленина, был причиной того, что "... первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой" (с) - В.И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е, т. 5, стр. 95. Госполитиздат. М., 1954.) Страх и беспомощность перед лицом стихийных сил явились почвой, на которой возникли первые зачатки религии. Невежественная фантазия древних людей создавала представление о всемогущих божествах.

С возникновением рабовладельческого общества в Египте, Индии, Китае и Греции производительные силы поднялись на более высокую ступень. Философы Ионийских колоний Греции (VII-VI век до н. э.) систематизировали накопленные знания о природе и развивали материалистическое мировоззрение, которое "означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений, и поэтому у греческих философов оно было первоначально чем-то само собой разумеющимся" (Ф. Энгельс. Диалектика природы. Госполитиздат, 1948, стр. 159.). Они, по выражению Ф. Энгельса, были "прирожденными" диалектиками, рассматривающими мир как единое целое, как бесконечный процесс изменения и превращения первовеществ.

Греческий философ Аристотель (IV век до н. э.), которого Ф. Энгельс называет самым всеобъемлющим умом древности, значительно пополнил знания собственными наблюдениями и исследованиями. В частности, в его работах "История животных" и "О частях животных" он описал более 500 видов, привел данные об их внешних особенностях, образе жизни, анатомическом строении и создал первую попытку классифицировать животных. Его ученики описали 550 видов растений. В своем мировоззрении Аристотель колебался между материализмом и идеализмом.

Знаменитый врач древней Греции Гиппократ (IV век до н. э.) систематизировал сведения об организме человека. Изучая анатомию человека, он положил ее в основу лечения. Гиппократ выступал против мистических представлений о причине болезней и искал их в условиях жизни, питания и труда.

На смену рабовладельческому строю пришел феодализм. Господствующей идеологией стала религия. Наука, по образному выражению К. Маркса, превратилась в служанку богословия. Авторитет священного писания признавался выше человеческого разума. В это время культура народов Востока опередила европейскую культуру. Огромное влияние на развитие мировой культуры оказал таджикский философ,врач и ученый-энциклопедист Абу-Али Ибн-Сина (980-1037), известный в Европе под именем Авиценны. До нас дошло около 100 его сочинений, в том числе знаменитый "Канон медицины", который был переведен на латинский язык и в течение столетий был главным медицинским руководством во всех университетах Европы. В своих трудах по вопросам естествознания и медицины Авиценна стоял на стихийно материалистических позициях. Он развивал представление о вечности и несотворенности мира и был сторонником учения о причинной закономерности в природе.

Началом современного естествознания, как и всей новой истории, Ф. Энгельс считал эпоху Возрождения. Это был период крушения феодального общества. Переворот в социально-экономической структуре вызвал коренные изменения и в науке. Духовная диктатура церкви была сломлена; естествознание стало постепенно освобождаться от теологии; возникли светские школы; развитие наук пошло гигантскими шагами. Характеризуя эту эпоху, Ф. Энгельс писал: "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености"(Ф. Энгельс. Диалектика природы. Госполитиздат, 1948, стр. 6.).

По мере накопления фактических данных естествознание стало дифференцироваться, расчленяться на отдельные науки: механику, физику, химию, биологию, а они в свою очередь дробились на отдельные области и дисциплины. Дифференциация науки была положительным явлением, так как давала возможность все глубже проникать в частные закономерности природы, знание которых необходимо для развития производительных сил общества. Однако наряду с расчленением науки в сознании естествоиспытателей и философов происходило также расчленение природы. Складывалось ложное представление, будто природа состоит из отдельных, не связанных между собой предметов и процессов. Ученые перестали замечать единство природы и взаимосвязь происходящих в ней явлений. Но что особенно характеризует взгляды ученых этого периода - это их представление о неизменяемости природы, отсутствии ее развития. В их представлении природа была всегда такой, какой мы ее видим сейчас. В природе отрицалось всякое развитие. Такой метафизический взгляд на природу был противоположен представлениям греческих философов - стихийных диалектиков, для которых мир был нечто целое, возникшее и развившееся из хаоса.

Освобождение естествознания от власти религиозных и метафизических представлений происходило медленно. Особенно долго они сохранялись в биологических науках, где до середины XIX века господствовали взгляды креационистов (лат. creator - творец), стремившихся согласовать науку с догматами религии. Креационистские представления разделяли даже такие крупные ученые, как основатель систематики растений и животных Карл Линней (1707-1778) и основатель палеонтологии Жорж Кювье (1769- 1832). Так, например, Линней писал: "Видов столько, сколько различных форм произвел в начале мира Всемогущий". Удивительную приспособленность животных и растений к условям их жизни креационисты считали проявлением изначальной целесообразности, доказывающей мудрость творца Вселенной.

Уже в то время ученые-материалисты вели борьбу с креационистами. Великий русский ученый М. В. Ломоносов (1711-1765), высмеивая их, писал: "Напрасно многие думают, что все, что видим, сначала творцом создано... Такие рассуждения весьма вредны приращению всех наук... хотя оным умникам и легко быть философами, выуча наизусть три слова: бог так сотворил" (М. В. Ломоносов. Избранные философские сочинения. М., 1940, стр. 214.).

Материалистические взгляды с трудом пробивали себе дорогу. В XVII, XVIII веках материализм стал идеологией буржуазии, ее орудием в борьбе с феодализмом. Материализм этого времени был механистическим, так как из всех наук только механика достигла к этому времени значительного развития. В биологии, которая, по образному выражению Ф. Энгельса, в то время еще лежала в пеленках и не могла дать научного объяснения жизненных процессов, механистический материализм привел к истолкованию организма как машины. Понятие "животное-машина" впервые ввел французский философ Р. Декарт (1596-1650). Развивая это понятие, врач и философ Ж. О. Ламеттри (1709-1751) создал учение о "человеке-машине". Он отрицал существование нематериальной души и доказывал тесную зависимость психики человека от тела.

Механисты, будучи правы в признании первичности материи, не замечали качественной специфики живого. Для них организм представлял собой сумму частей, жизнедеятельность которых может быть целиком объяснена законами физики и химии. На самом же деле биология имеет и особые чисто биологические законы и теории, например теорию клеточного строения организмов, закономерности борьбы за существование и естественного отбора, законы передачи наследственных признаков в поколениях и др. Все эти закономерности не могут быть сведены только к физическим и химическим процессам.

Согласно нашим современным представлениям, законы физики и химии имеют особенно большое значение тогда, когда явления жизни изучаются на молекулярном уровне. Но изучение тех же явлений на уровне клетки и целостного организма позволяет обнаружить закономерную зависимость этих явлений от специфических биологических особенностей организма, например от структурных компонентов клетки, от наличия особенностей строения и взаимосвязей между органами и, наконец, от взаимосвязей организмов в биологических сообществах. Сводя явления жизни лишь к законам физики и химии, механисты были бессильны в объяснении явлений жизни.

И материалисты, и идеалисты этого периода были метафизиками. Они видели природу только как совокупность несвязанных между собой абсолютно неизменяемых, застывших предметов. Объясняя причины господства метафизики, Ф. Энгельс писал: "Надо было исследовать вещи, прежде чем можно было приступить к исследованию процессов. Надо сначала знать, что такое данная вещь, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые в ней происходят" (Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах. Госполитиздат, 1949, стр. 38.).

К концу XVIII века метафизический метод стал серьезно тормозить дальнейшее развитие науки. Возникла острая необходимость изучить естественные связи предметов, их возникновение, изменение и развитие. Только такой подход давал возможность научно познать природу. Первая брешь в метафизическом мировоззрении была пробита еще в 1755 г. философом Иммануилом Кантом (1724-1804). В его "Общей естественной истории и теории неба" вся солнечная система и Земля предстали как нечто развившееся во времени.

Однако чтобы сломать общераспространенное в то время метафизическое мировоззрение, нужны были крупные открытия во всех основных областях естествознания. Ф. Энгельс указывал на решающее значение трех великих открытий XIX века: закона сохранения материи и энергии, клеточной теории и эволюционной теории Чарлза Дарвина.

Время выхода в свет главного труда Дарвина - 1859 г. - явилось крупнейшей вехой в истории биологических наук. Собрав огромный фактический материал, Дарвин привел неопровержимые доказательства развития органического мира, а позже доказал животное происхождение человека. Теория Дарвина вызвала в биологических науках революционный переворот. При оценке его значения нужно подчеркнуть два принципиально важных момента.

  • Во-первых, дарвинизм нанес сильнейший удар метафизическому взгляду - весь органический мир, все виды животных и растений предстали теперь как результат процесса развития живой природы. Учение Дарвина утвердило в биологических науках исторический метод.
  • Во-вторых, дарвинизм доказал несовместимость научного познания природы с религиозными представлениями. Креационизм, господствовавший в науке до выхода в свет трудов Дарвина, перестал существовать.

Оценивая значение учения Дарвина, В. И. Ленин писал: "Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, "богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними,- так и Маркс положил конец воззрению на общество как на механический агрегат индивидов, и впервые поставил социологию на научную почву..." (В. И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е, т. 1, стр. 124. Госполитиздат, 1941.).

В первый же момент появления учения Дарвина стало ясно, что материалистическое ядро дарвинизма - учение о развитии живой природы - находится в антагонистическом противоречии с идеализмом и метафизикой. Реакционные ученые и духовенство прилагали все силы для опровержения дарвинизма. Государственные чиновники запрещали преподавание и преследовали защитников и пропагандистов учения Дарвина. В защите и развитии учения Дарвина приняли участие передовые ученые многих стран: в Англии - Т. Гексли, в Германии - Э. Геккель и Ф. Мюллер, в США - Аза Грей, в России - И. М. Сеченов, И. И. Мечников, А. О. Ковалевский, В. О. Ковалевский, К. А. Тимирязев и др. Дарвинизм утверждался в условиях острейшей борьбы передовых ученых против сил мракобесия и реакции.

После крушения креационизма идеализм в биологии принял новые формы. Наиболее важная из них известна под названием неовитализма. Его истоками служили идеалистические (виталистические) представления некоторых философов древнего мира и ряда ученых средневековья. Виталисты считали, что в основе явлений жизни лежит особое нематериальное начало, стоящее над организмом, существующее ранее его материальных структур и направляющее их деятельность. Для обозначения этого вымышленного начала придумывались различные названия. Биолог Г. Тревиранус (1776-1837) называл его жизненной силой (vis vitalis), физиолог И. Мюллер (1801-1858) - органической силой. По мнению Мюллера, эта творческая разумная сила "проявляется сообразно строгой закономерности, она существует в зародыше раньше, чем возникают его будущие органы, и она-то и производит их, без чего идея целого не могла бы реализоваться". Виталисты не делали даже попытки определить природу этих сил.

Основатель неовитализма Г. Дриш (1867-1941) пытался возродить представление о нематериальном жизненном начале, взяв для его обозначения термин Аристотеля "энтелехия". По представлению Г. Дриша, энтелехия не является ни материей, ни особым видом энергии, она находится вне пространства и только действует в пространстве. Нетрудно видеть, что представление об энтелехии, так же как и представление о жизненной силе, не имеет ничего общего с наукой и ведет на путь суеверий и мистики. Тем не менее борьба против витализма с позиций примитивного механистического материализма оказалась несостоятельной, поскольку сам механистический материализм не мог объяснить сложную специфику явлений жизни.

Как механистический материализм, так и идеализм все яснее обнаруживали свою ограниченность. Настойчиво требовалось распространить идею развития и взаимосвязи явлений на все области естествознания и завершить переход к воссозданию общей картины природы в ее вечном движении и развитии с взаимными превращениями форм движения материи. Но идеология буржуазного общества не могла быть основой дальнейшего прогресса науки.

На историческую арену начал выходить зародившийся в недрах капитализма рабочий класс. Основой для дальнейшего развития наук стала созданная идеологами пролетариата К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным философия диалектического материализма. Как в свое время механистический материализм был идеологией зарождающейся буржуазии и ее идейным оружием в борьбе против феодализма, так и диалектический материализм стал идейным оружием нового прогрессивного класса - пролетариата в его борьбе против мировоззрения отживающего капитализма. Диалектический материализм как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления обобщает итоги конкретных наук и освещает пути их дальнейшего развития. Основным проблемам философии естествознания посвящены произведения Ф. Энгельса "Антидюринг" и "Диалектика природы".

Труд В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (1908) ознаменовал новую эпоху в развитии диалектического материализма. В этом труде В. И. Ленин дал философское обобщение открытий естественных наук за весь период после смерти Ф. Энгельса. Диалектический материализм освободил естествознание от той философской ограниченности, которой характеризуется наука буржуазного общества.

Домарксовский материализм был преимущественно созерцательным. К. Маркс перенес центр внимания на преобразование мира. "Философы,- писал он, - лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. IV, Госполитиздат, 1931, стр. 591.).

Идея преобразования органического мира и управление биологическими явлениями становится ведущей идеей советской биологической науки. Она дает основу для самой тесной связи биологии с практикой. Советские ученые познают биологические явления не в процессе пассивного созерцания, а в практической, преобразующей деятельности.

Отражением философской концепции преобразования является знаменитый девиз И. В. Мичурина: "Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача".

Говоря о современной физиологии, необходимо отметить, что ее основной задачей становится управление функциями организма. В течение нескольких веков физиология изучала функции всех органов тела человека и животных, и только функции коры головного мозга оставались почти неисследованными. Неизвестны были даже пути и методы, с помощью которых можно было бы приступить к изучению деятельности высшего отдела мозга, являющегося органом мысли. Разработка этой важнейшей проблемы на строго материалистической основе - неоспоримая заслуга И. П. Павлова.

В зоологии и ботанике задачи теперь не ограничиваются описанием животных и растений; ставится новая цель - дать научную основу для преобразования флоры и фауны. Зоологи изучают вопросы акклиматизации животных и расселяют их на новые территории. Ихтиологи разрабатывают научные основы рационального использования рыбных ресурсов страны, что позволяет увеличить промысел рыбы.

Мы разобрали лишь отдельные примеры, показывающие, что марксистская идея преобразования глубоко пронизывает самые различные области советской биологической науки.

Со второй четверти XX века естественные науки сделали огромный шаг вперед. Особенно быстро развивались физика и химия. При этом усилилась тенденция связывать различные области естествознания друг с другом. Возникли пограничные науки: физическая химия, химическая физика, биофизика, биохимия, молекулярная биология и др.

Развитие пограничных наук способствовало дальнейшему воссозданию целостной картины мира в его единстве и многообразии взаимосвязанных форм движения материи. Метафизический разрыв природы на части все более терял свою почву. Развитие физики и химии дало биологам широкие возможности использовать новые тончайшие методы исследования. Электронный микроскоп позволяет проникнуть в мир субмикроскопических структур, исследовать тончайшее строение живой клетки, изучить в деталях морфологию бактерий и рассмотреть структуру вирусов.

  • Метод меченых атомов открыл принципиально новые возможности для изучения химических процессов в организме, позволил глубоко изучить жизнь как непрерывный процесс синтеза и распада веществ.
  • Метод гистологической химии (гистохимии) дает возможность использовать точные приемы изучения химического строения живого вещества в клетках и тканях.
  • Метод дифференциального центрифугирования позволяет выделять из клеточной массы отдельные части клеток: их ядра, микроскопически малые митохондрии, невидимые под микроскопом рибосомы и "чистую", лишенную оформленных частиц протоплазму. Этот метод исследования клеток широко используется в последнее время и позволяет изучить детали обмена веществ в клетке.

Все большее значение приобретают методы, использующие ионизирующее излучение (рентгеновы и гамма-лучи). Воздействие лучами, глубоко проникающими в тело, открыло пути для изучения ряда важных вопросов физиологии развития и генетики. Методы облучения приобретают большое значение и в практической медицине для диагностики и лечения болезней человека.

Невозможно перечислить все новые методы и приемы, заимствованные биологами из смежных естественных наук. Использование этих методов дает современной биологии огромное количество новых фактов, которые необходимо систематизировать, оценить и понять. Обобщение нового фактического материала нередко приводит ученых к прямо противоположным заключениям и выводам. Это показывает, что как бы точны ни были методы исследования, прогресс науки зависит не только от них. Решающее значение имеет мировоззрение. Оно позволяет найти правильный путь среди огромной массы противоречивых данных.

В современной биологии, как и раньше, диалектический материализм борется на два фронта: против идеализма и вульгарного механистического материализма.

Бурное внедрение физических и химических приемов исследования вызвало в современной биологии новую волну механистических теорий. Успехи в изучении химической и физической стороны жизненных явлений вызывают у механистов уверенность, что явления жизни можно целиком свести к явлениям физики и химии. В частности, механисты утверждают, что наследственность организмов сводится к химии вещества наследственности, что эволюция организмов сводится к отбору белковых молекул (биохимическая эволюция), а мышление - к физическим и химическим процессам мозга.

Еще Ф. Энгельс, критикуя механистов XIX века, писал, что "...органическая жизнь невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического и т. д. изменения. Но наличие этих побочных форм не исчерпывает существа главной формы (движения материи.- П. Г.-К.) в каждом рассматриваемом случае. Мы несомненно "сведем" когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу; но разве этим исчерпывается сущность мышления?"(Ф. Энгельс. Диалектика природы. Госполитиздат, 1948, стр. 199.).

Механисты не видят, что специфика жизни состоит в особом, качественно своеобразном взаимодействии материальных частиц, и сводят целое к сумме частей, качественные различия к чисто количественным, высшие формы движения материи - к низшим.

Современный идеализм нередко выступает в замаскированной форме. Не говоря открыто о нематериальном начале жизни, идеалисты продолжают абсолютизировать специфику жизни. Они отрицают значение химических и физических исследований для понимания сущности жизни и не замечают, что специфические физические и химические процессы в организме составляют существенную сторону жизненных явлений. Это приводит их к метафизическому отрыву биологической формы движения материи от химической и физической. Природа вновь разрывается на несвязанные части.

Идеалисты теперь, как и раньше, отрывают жизнь от ее материального носителя - белка, мышление - от мозга, наследственность - от ее биохимической основы. Так, в идеалистической философии Сметса (холизм) целостность организма рассматривается в отрыве от ее физико-химической и структурно-физиологической основы и возводится в абсолют.

Научное решение вопросов современной биологии возможно только на базе философии диалектического материализма.

С точки зрения диалектического материализма явления жизни представляют особую форму движения материи, не сводимую к чисто физическим и химическим явлениям. Основные проявления жизни - обмен веществ, раздражимость, размножение, наследственность и изменчивость - это специфические свойства живой материи, не присущие телам неживой природы. Эти свойства возникли, развивались и совершенствовались в процессе эволюции живых существ. Организмы обладают сложной структурой и высокой упорядоченностью всех протекающих в них процессов. В любой момента организме протекает множество различных химических превращений и физических явлений, но все они строго координированы организмом как целостной системой. Координация жизненных процессов осуществляется многообразными регулирующими механизмами, ферментными системами, направляющими химические превращения по определенному руслу, гормонами, регулирующими многие биологические процессы; у животных ведущая роль в регуляции и координации жизненных процессов принадлежит центральной нервной системе и гуморальным факторам.

Полнота знаний, необходимая для управления биологическими процессами, может быть достигнута лишь в том случае, если явления жизни изучаются не только на уровне организма как целостной системы, но также на клеточном и молекулярном уровне. Например, при изучении основного свойства жизни - обмена веществ - необходимо изучить: общее координирующее влияние организма, осуществляемое через химическую и нервную регуляцию обменных процессов (уровень целостного организма), роль клетки и ее структурных частей в синтезе и распаде органических соединений (клеточный и субклеточный уровень) и, наконец, свойства отдельных химических веществ, например ферментов, катализирующих реакции обмена веществ (молекулярный уровень).

Изучение биологических явлений на молекулярном уровне нельзя противопоставлять изучению того же явления на уровне клетки и организма. Оно лишь дополняет и расширяет знание различных сторон биологического процесса. В связи с изучением жизненных процессов на молекулярном уровне во второй половине нашего века возникла новая дисциплина - молекулярная биология. Ее задача - исследование свойств биологически важных молекул. Нельзя, однако, забывать, что свойства этих химических соединений реализуются лишь в организме как целостной системе. Биологические свойства организма определяют специфику жизненных процессов.

ИДЕАЛИЗМ (от греч. ιδέα – идея) – категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, абсолюта. Последовательный объективный идеализм видит в этом начале первичное по отношению к миру и вещам. Термин «Идеализм» ввел Г.В.Лейбниц (Соч. в 4 т., т. 1. М., 1982, с. 332).

Объективный идеализм совпадает со спиритуализмом и представлен в таких формах философии, как платонизм, панлогизм, монадология, волюнтаризм. Субъективный идеализм связан с развитием теории познания и представлен в таких формах, как эмпиризм Д.Беркли, критический идеализм И.Канта, для которого опыт обусловлен формами чистого сознания, позитивистский идеализм.

Объективный идеализм зародился в мифах и религии, но рефлективную форму получил в философии. Материя на первых этапах понималась не как продукт духа, а как со-вечная ему бесформенная и бездуховная субстанция, из которой дух (нус, логос) создает реальные предметы. Дух рассматривался, таким образом, не как создатель мира, а лишь как его формообразователь, демиург. Именно таков идеализм Платона. Его характер связан с той задачей, которую он пытался решить: понять природу человеческого познания и практики на основе признаваемых и сегодня монистических принципов. Согласно первому из них «ни одна вещь не возникает из небытия, но все – из бытия» (Аристотель. Метафизика. М.–Л., 1934,1062b). Из него неизбежно вытекал другой: из какого «бытия» возникают такие «вещи», как, с одной стороны, образы реальных предметов, а, с другой, формы предметов, создаваемых человеческой практикой? Ответ на него гласил: каждая вещь возникает не из любого бытия, а лишь из такого, которое является «тем же самым», что и сама вещь (там же). Руководствуясь этими принципами, Эмпедокл, напр., утверждал, что образ земли сам является землей, образ воды – водой и т.д. Эту концепцию позже назвали вульгарным материализмом. Аристотель возражал Эмпедоклу: «Душа должна быть или этими предметами, или формами их; но сами предметы отпадают – ведь камень в душе не находится». (Аристотель. О душе. М., 1937, с. 102). Следовательно, из действительности в душу переходит не предмет, а лишь «форма предмета» (там же, с. 7). Но образ предмета идеален. Следовательно, идеальна и «подобная» ему форма предмета. К выводу об идеальности формы вещей приводили и размышления о человеческой практике: форма, которую человек придает вещи – это его идея, перенесенная в вещь и преобразованная в ней. Первоначальный объективный идеализм – это проецирование характеристик человеческой практики на весь космос. Эту форму идеализма необходимо отличать от развитых форм объективного идеализма, возникших после того, как задача вывести материю из сознания была эксплицитно сформулирована.

Объяснив из единого монистического принципа два противоположных процесса – познание и практику, объективный идеализм создал основу для ответа на вопрос о том, способно ли человеческое сознание адекватно познать мир? Для объективного идеализма утвердительный ответ почти тавтологичен: конечно же, сознание способно постичь само себя. И в этой тавтологичности – его роковая слабость.

Внутренняя логика саморазвития привела объективный идеализм к новому вопросу: если никакая вещь не возникает из небытия, то из какого бытия возникают такие «вещи», как материя и сознание? Имеют они независимое происхождение или одна из них порождает другую? В последнем случае какая из них первична, а какая – вторична? В явной форме он был сформулирован и решен неоплатонизмом в 3 в. н.э. Реальный мир понимался им как результат эманации духовного, божественного первоединства, а материя – как продукт полного угасания этой эманации. Только после этого возник последовательный объективный идеализм, и дух-демиург превратился в духа-Бога, который не формирует мир, а творит его целиком.

Объективный идеализм использовал теорию эманации вплоть до 17 в. Еще Лейбниц трактовал мир как продукт излучений (fulgurations) Божества, понимаемого как первичное Единство (Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т., т. 1, с. 421). Крупный шаг в развитии объективного идеализма осуществил Гегель. Он истолковал реальный мир как результат не эманации, а саморазвития абсолютного духа. Источником этого саморазвития он считал противоречие, внутренне присущее ему. Но если мир – продукт саморазвития идеи, то из чего возникает сама идея? С угрозой дурной бесконечности столкнулись Шеллинг и Гегель, которые попытались избежать ее путем выведения идеи из чистого бытия – тождественного ничто. Для последнего вопрос «из чего?» уже лишен смысла. Альтернативой обеим концепциям является теория, трактующая мир как изначально имеющий духовную природу и тем снимающая вопрос о выведении его из чего-то иного.

Первоначально объективный идеализм (как и материализм) исходил из существования мира вне и независимо от человеческого сознания как чего-то само собой разумеющегося. Лишь к 17 в. культура философского мышления выросла настолько, что этот постулат был подвергнут сомнению. Именно тогда возник субъективный идеализм – философское направление, зародыш которого можно найти уже в античности (тезис Протагора о человеке как мере всех вещей), но которое получило классическую формулировку лишь в Новое время – в философии Д.Беркли. Последовательный субъективный идеалист-солипсист признает существующим только свое сознание. Несмотря на то, что такая точка зрения теоретически неопровержима, в истории философии она не встречается. Даже Д.Беркли не проводит ее последовательно, допуская кроме своего собственного сознания сознание других субъектов, а также Бога, что фактически делает его объективным идеалистом. Вот аргумент, на котором базируется его концепция: «Для меня достаточное основание не верить в существование чего-нибудь, если я не вижу основания верить в это» (Беркли Д. Соч. М., 1978, с. 309). Здесь, конечно, ошибка: отсутствие оснований признавать реальность материи не является основанием отрицать ее реальность. Более последовательна позиция Д.Юма, оставлявшего теоретически открытым вопрос: существуют ли материальные объекты, вызывающие в нас впечатления. Именно в спорах философов Нового времени начала широко использоваться характеристика взгляда, согласно которому нам даны только представления в качестве объекта, как идеализма. Т.Рид именно так описывал взгляды Д.Локка и Д.Беркли. X.Вольф называл идеалистами тех, кто приписывал телам лишь идеальное существование (Psychol, rat., § 36). И.Кант отмечал: «Идеализм состоит в утверждении, что существуют только мыслящие существа, а остальные вещи, которые мы думаем воспринимать в созерцании, суть только представления в мыслящих существах, представления, которым на самом деле не соответствует никакой вне их находящийся предмет» (Кант И. Пролегомены. – Соч., т. 4, ч. I. М., 1964, с. 105). Кант проводит различие между догматическим и критическим идеализмом, который он называет трансцендентальным идеализмом. Фихте положил начало возрождению объективного идеализма в Германии, соединив гносеологический, этический и метафизический идеализм. Представители абсолютного идеализма Шеллинг и Гегель пытались представить природу как потенцию и выражение мирового духа. А.Шопенгауэр усматривал абсолютную реальность в воле, Э.Гартман – в бессознательном, Р.-Эйкен – в духе, Б.Кроче – в вечном, бесконечном разуме, реализующемся и в личности. Новые варианты идеализма развивались в связи с учением о ценностях, которые противопоставлялись эмпирическому миру как идеальное бытие, воплощающее абсолютный дух (А.Мюнстерберг, Г.Риккерт). Для позитивизма ценности и идеалы – фикции, имеющие теоретико-практическое значение (Д.С.Милль, Д.Бейн, Т.Тэн, Э.Мах, Ф.Адлер). В феноменологии идеализм трактуется как форма теории познания, которая усматривает в идеале условие для возможности объективного познания, а вся реальность трактуется как смыслополагание (Husserl Ε. Logische Untersuchungen, Bd. 2. Halle, 1901, S. 107 и далее). Сама феноменология, возникнув как вариант трансцендентального идеализма, постепенно трансформировалась вместе с принципами конституирования, эгологии в объективный идеализм.

Критика идеализма в его разных формах развернута (конечно, с разных позиций) в работах Л.Фейербаха, К.Маркса, Ф.Энгельса, Ф.Иодля, В.Крафта, М.Шлика, П.А.Флоренского и др.

Однако вопрос о том, как обосновать существование мира вне нас, остается открытым и в современной философии. Разработано множество способов как решить, так и обойти его. Наиболее курьезный – утверждение, что один и тот же объект, в зависимости от точки зрения, может быть представлен как существующий и вне сознания, и внутри него, наиболее же распространено утверждение, что выбор между субъективным идеализмом и реализмом (под которым понимаются объективный идеализм и материализм), подобен выбору между религией и атеизмом, т.е. определяется личной верой, а не научным доказательством.

Литература:

1. Маркс К. , Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Они же. Соч., т. 3;

2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. – Там же, т. 21;

3. Флоренский П.А. Смысл идеализма. Сергиев посад, 1914;

4. Willmann О. Geschichte des Idealismus, 3 Bde. Braunschweig, 1894;

5. Jodl F. Vom wahren und falschen Idealismus. Münch., 1914;

6. Kraft V. Wfeltbegriff und Erkenntnisbegriff. W., 1912;

7. Schlick M. Allgemeine Erkenntnislehre. W., 1918;

8. Kronenberg M. Geschichte des deutschen Idealismus. Bd. 1–2. Münch., 1909;

9. Liebert A. Die Krise des Idealismus. Z.–Lpz., 1936;

10. Ewing A.С. Idealist tradition from Berkeley to Blanshard. Chi., 1957.

Что в философском смысле означает идеализм? Определение этого важного понятия в науке выглядит запутанным и туманным. Попробуем объяснить его доступным языком, самыми простыми словами. Идеализм в философии это …ммм… половинка яблока, если всю философию представить целым яблоком. А что же является второй половинкой? А вторая половинка – это материализм. Из этих двух половинок и складывается целое яблоко – яблоко философии.

Философы всех стран и народов, всех времён и поколений спорят по поводу, какая половинка лучше и какая важнее. Основной вопрос философии – что первично, бытие или сознание? Идея или материя? Важно много думать или много работать?

Ещё один вариант – объединение двух половинок, прямо как : признание их равноправия и одинаковой значимости – такое направление называется дуализм, оно пытается примирить две противоборствующие стороны.
Умное определение из словаря по философии не только ничего не объясняет, а, наоборот, ещё больше запутывает дополнительными непонятными словами. И всё же…всё же… давайте разберёмся.

Идеализм как философское понятие

Само слово, как философский термин, происходит от слова идея. Здесь важно не путать со словом идеал. Идеал – стремление к чему-то лучшему, совершенному. К философскому идеализму понятие идеала не имеет никакого отношения.

Это философское учение, это учение о духе, духовности, сознании, мышлении. Мысль, работа человеческого мозга, способы восприятия человеком окружающего мира – вот та база, на которой оно и выстраивается.
Философы – идеалисты полагают, что человеческий дух определяют жизнь человека, его мировоззрение, а главное – быт (бытие). В противовес материализму, они считают, что идеи и мысли человека формируют его окружение, его материальный мир.

Что такое человеческое сознание, как оно влияет на восприятие? Существует ли всеобщий разум, формирующий материальность? Как соотносятся между собой сознание отдельного человека с о всеобщим, всеохватывающим разумом? Эти вопросы задавались и задаются идеалистами, предпринимаются постоянные попытки их осмыслить и получить на них ответы.

Основные направления

Философы – идеалисты в своём понимании мира не едины и внутри идеалистического философского течения они разделились.

Сторонники объективного идеализма признают реальность существования материального мира, реальность существования сознания каждого индивида и существование всеобщего разума, идеи, некой разумной субстанции, формирующей всё сущее и влияющей на развитие человеческого сознания и на развитие материального мира.

Субъективные идеалисты считают, что всё зависит только от мышления и восприятия самого индивида. Внутреннее содержание человека, его мысли, его отношения определяют его реальность. Для каждого человека, по мнению субъективистов, существует своя собственная реальность, которая определяется его способностью воспринимать и мыслить. Ощущения и их комбинации определяют предметы реального, видимого и осязаемого человеком мира. Можно сказать проще – нет ощущений, нет мира, нет реальности.

Этапы становления

История возникновения идеализма как философского направления большая и сложная. Его развитие – это своеобразное отражение развития общественного определённой эпохи.

Основные формы этого учения, впоследствии получившие развитие, возникли ещё в Древней Греции. Платона считают отцом объективного идеализма. В его «Диалогах» озвучиваются идеи ограниченности человеческого разума и идеи существования разума всеобщего, универсального, «разума богов».

Средневековый вариант этого направления философии развивался в направлении усвоения греческой модели. Бог описывается в это время как идея абсолютной истины, абсолютного блага. Независимые от церковных взгляды в то время жёстко карались, и философия выстраивалась под контролем церкви. Яркий представитель этого периода — Фома Аквинский.

Субъективный идеализм развился позже, в 18 веке, когда появилась возможность самоосознания человека как личности. Представители этого направления – Фихте, Беркли, Юм.
Своего расцвета он достиг в немецкой классической философии конца 18 начало 19 века – обоснование идеалистической диалектики, работы Канта, Гегеля, Фейербаха.

Современный вариант этого учения представлен множеством направлений: экзистенционализм, интуитивизм, неопозитивизм и пр. Каждое из этих направлений активно развивается и оформляется в целые отдельные философские системы.

Каждый этап в становлении этого учения – это огромный пласт человеческого интеллектуального труда, нового понимания устройства мира. Это не отвлечённое теоретизирование, а база, помогающая глубже осознать существующую реальность и привнести в неё изменения.

С уважением, Андрей Пучков

Идеализм в философии - это течение, которое утверждает, что наш дух, подсознание и сознание, мысли, мечты и все духовное являются первичными. Материальный аспект нашего мира же считается чем-то производным. Другими словами, дух порождает материю, и без мысли никакого предмета не может быть.

Общие понятия

Исходя из этого, многие скептики полагают, что идеализм в философии - это принятие Они приводят примеры, где убежденные идеалисты погружаются в мир своих мечтаний, независимо от того, касаются они конкретного человека или же целого мира. Теперь мы рассмотрим две основные разновидности идеализма и сравним их. Стоит также отметить, что обе эти концепции, несмотря на то что часто характеризуются противоположными догмами, являются полной противоположностью реализма.

в философии

Объективное течение в философской науке появилось еще в античные времена. В те годы люди еще не разделяли свои учения как таковые, поэтому такого названия не существовало. Отцом объективного идеализма принято считать Платона, который заключил весь существующий вокруг людей мир в рамки мифа и божественных историй. Одно из его утверждений прошло через века и до сих пор является своеобразным лозунгом всех идеалистов. Оно заключается в бескорыстии, в том, что идеалист - это человек, который стремится к высшей гармонии, к высшим идеалам, невзирая на мелкие невзгоды и проблемы. Во времена античности подобное течение также поддерживали Прокл и Плотин.

Данная философская наука достигает своего апогея во времена Средневековья. В эти темные века идеализм в философии - это церковная которая любое явление, любую вещь и даже сам факт существования человека объясняет как деяние Господа. Объективные идеалисты Средневековья полагали, что мир таким, каким мы его видим, был построен Богом за шесть дней. Они полностью отрицали эволюцию и какие-либо другие градации человека и природы, которые могли привести к развитию.

В идеалисты отделились от церкви. Они в своих учениях пытались донести до людей природу одного духовного начала. Как правило, объективные идеалисты проповедовали идею всеобщего мира и понимания, осознания того, что все мы - одно целое, которое может достичь наивысшей гармонии во Вселенной. На основе таких полуутопических суждений и строился идеализм в философии. Это течение представляли такие личности, как Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг.

Субъективный идеализм в философии

Данное течение образовалось примерно в 17 столетии, в те годы, когда появилась хоть малейшая возможность стать свободной личностью, независимой от государства и от церкви. Суть субъективизма в идеализме заключается в том, что человек строит свой мир посредством мыслей и желаний. Все, что мы видим, чувствуем, есть только наш мир. Другой же индивид строит его по-своему, соответственно, иначе видит и воспринимает его. Такой «обособленный» идеализм в философии - это своего рода визуализация как модель реальности. Представителями являются И. Г. Фихте, Дж. Беркли, а также Д. Юма.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: