В зеркальном отражении. Зеркала и их магические свойства

Зеркало — очень простой предмет, но с ним связывают множество мистических преданий и легенд, приписывая им чуть ли не паранормальные способности. Об основных этапах развития производства зеркал и самых интересных историях, связанных с ними, мы расскажем в этом посте.

Первым зеркалом можно считать гладкую поверхность воды, куда смотрели наши предки. Скорее всего они не сразу догадались, что в отражении именно они, но постепенно они это осознали. С любованием себя в отражении воды связывается миф о Нарциссе, который умер, влюбившись в собственное отражение.

В Турции археологами были найдены отполированные куски вулканического стекла — обсидиана. Возраст которого достигает порядка 7,5 тысяч лет. Также зеркала делали из камня, горного хрусталя, бронзы, серебра и золота. Позволить себе такое зеркало могли только крайне зажиточные люди, так как за зеркалом необходимо было тщательно ухаживать. Бронзовые зеркала изготавливали путём заливания бронзы в специальные формы. После застывания сплава, его тщательно полировали, пока оно не начинало отражать солнечный свет.

Современное зеркало из обсидиана

Древние металлические зеркала были известны во всех культурах до нашей эры. Их делали круглыми как солнце, им приписывали не только потусторонние, но и очищающие свойства. Так, например, войны брали с собой зеркала, чтобы они отражали их смерть. Со времён античности и до наших дней дошло множество легенд. Одна из них посвящена Персею, которые сумел при помощи бронзового щита перехитрить медузу Горгону, заставив её посмотреть в свой щит, как зеркало, что привело к её окаменению.

Бронзовое зеркало. Обратная сторона. Понятно, что со временем на бронзе образуется оксидная плёнка — оно зеленеет.

Зеркало, как оружие, сумел применить гениальный изобретатель древности — . Во время Пунической войны Архимед применил зеркала, чтобы сжечь римский флот, который осаждал Сиракузы. Этот день 212 г. д. н. э. выжившим римлянам запомнился на всю жизнь. Сотни маленьких солнц загорелись на крепостной стене. Сначала они просто ослепляли экипаж, но вскоре произошло невероятное — передовые корабли римлян начали вспыхивать один за одним, словно факелы горели они. Бегство врага было паническим. Конечно, на счёт этого исторического факта есть существенные разногласия. Так некоторые учёные считают, что Архимед не сжигал корабли при помощи зеркал, а лишь использовал их как систему наведения для каких-то поджигающих машин (прототипы греческого огня уже тогда могли быть известные Архимеду).

Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I в. н. э. Стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной прокладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле. Но так как процесс появления такого рода зеркал совпал с распадом Римской империи и быстрым распространением христианства, то зеркала начали выходить из обихода (в христианстве тело человека считалось грязным и греховным). Зеркалу в христианстве была объявлена настоящая война, так как оно считалось порождением дьявола. Интересно, что в Восточной культуре отношение к зеркалу прямо противоположное. В Китае изготовляли зеркала, которые считались волшебными.

Современную историю зеркал принято отсчитывать от XIII-го века, когда в Европе появились мастера-стеклодувы. Расплавленное олово они заливали в стеклянную колбу, а затем разбивали её на куски, поэтому зеркала получались вогнутыми и всё искажали. Однако именно такие зеркала стали помощниками средневековых магов и провидцев. Те считали, что вогнутые зеркала способны собирать в своём фокусе некий астральный свет, который пробуждает в человеке способность к ясновидение. Непостижимым образом заглядывая вперёд, ещё Рождер Бэкон в XIII веке он предсказал создание микроскопа и телескопа, автомобиля и самолёта. За 200 лет до изобретения пороха он описал его состав и принцип действия. Говорят, что поразительное откровение учёный монах видел в каком-то таинственном зеркале. Упоминал о нём и сам Бэкон. О зеркалах говорится и в обвинении церковников, которое они предъявили крупнейшему учёному Средневековья:

Он сделал два зеркала в Оксфордском университете. При помощи одного из них он мог в любой момент суток зажечь свечу. В другом же вы могли видеть, чем занимаются люди в любом месте Земли. Поэтому с общего согласия университете, оба зеркала были разбиты.

Только в начале XVI-го века братья Андреа Доменико придумали, как делать плоские зеркала на ртутной амальгаме. Получилось листовое зеркальное полотно, которое отличалось блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Но этот секрет так тщательно охраняли в Венеции, что всех мастеров переселили на остров Мурана, где они стали почётными пленниками. Венеция целых полтора века богатела на зеркальной монополии, а остальная Европа едва ли не лопалась от зависти.

Цена одного венецианского зеркала в то время равнялась цене небольшого корабля. Преподнести зеркало в качестве подарка считалось верхом щедрости. Покупать и коллекционировать их могли только богатые аристократы и королевские особы. Так например страстным поклонником зеркал был король Людовик XIV. Так в один из балов жена Людовика Анна Австрийская пришла на балл в платье, которое было украшено кусочками зеркал, что при свете свечей на балу вызывало чудесное сияние. Платье обошлось французской казне бешеных денег, поэтому дело дошло до того, что его министр Жан Батист Кальбер, золотом и посулами соблазнил мастеров из Мурана и тайно вывез их во Францию. Правда Венецианские власти не смогли смириться с таким оскорблением и послали несколько угроз мастерам, чтобы они вернулись, но мастера проигнорировали эти угрозы, думая, что король их сумеет защитить. Итальянские мастера наслаждались жизнью, получали высокие оклады и были довольным всем, пока самый опытный из них не умер от отравления, затем через пару недель умер и второй. Те, кто ещё дышал, осознали, что скоро их всех перережут как скот, поэтому они начали проситься домой. Французы их уже не держали, ведь они уже давно освоили все секреты мастеров. Таким образом зеркальная технология стала известна всей Европе, а Людовик XIV устроил себе зеркальную галерею в Версале. Французы сумели превзойти своих учителей из Италии и усовершенствовали зеркальную технологию. Теперь зеркальное стекло получали при помощи литья. Стекло плавили, затем прямо из плавильного тигиля расплавленное стекло выливали на ровную плоскость и проходились по ней специальным валиком. Считается, что автором этой технологии является Луку Де-Негу. Король Людовик XIX радовался как ребёнок, когда его гости были ошеломлены сиянием 306 зеркал.

Начиная с этого времени зеркало заняло своё почётное место в интерьере, а изготовление зеркал стало важной отраслью европейских ремёсел. Не только знать и дворяне захотели иметь у себя дома зеркала, но также ремесленники и купцы не скупились на роскошное украшение для своих домов и любимых женщин. Живописные картины тех времён подтверждают не утихающую моду этот предмет. Хотя качество полотна оставалось невысоким, зато его обрамление всегда отвечало последним архитектурным новациям. Рама всегда становилась настоящим произведением искусства. Они могли соперничать разве что с ювелирными украшениями. Резали их из самых дорогих пород дерева и нередко украшали драгоценными камнями. Оправы и ручки для маленьких ручных зеркал делали из серебра, золота, кости и перламутра. Такое зеркало считалось изысканным и дорогим подарком, достойным не только любимой, но и самой императрицы. Богачи времён барокко, рококо и классицизма пользовались зеркалами неумеренное, употребляя их для оформления спален, каминов и конечно же будуаров дам.

На Руси зеркала появились значительно позже, чем в Европе, и практически сразу церковь объявила их бесовской вещицей и заморским грехом, а поэтому люди благочестивые их избегали. Табу на зеркала было снято лишь в конце XVII-го века, но и то не в полной мере. Наверное поэтому в русской культуре так много суеверий, связанных с зеркалами. В старину на Руси по зеркалам гадали и это было самое страшное гадание. Девушка обязательно одна запиралась в бане, ставила два зеркала друг напротив друга. Считалось, что в этот момент открывается волшебный коридор, в котором можно увидеть будущее.

Первое зеркальное производство в России появилось конечно же при Петре I. Зеркальный завод построили в Москве. В петровской России зеркало становилось семейной реликвией. Как предмет очень дорогой, зачастую его отдавали молодой девушке в качестве приданного.

В 18 веке делали преимущественно небольшие зеркала, но в 19 веке всё меняется — в дома приходят зеркала большого формата. Отчасти это можно связать с суеверием горожан, ведь считалось плохой приметой, если человек в зеркале виден не полностью. Для идеального отображения от макушки до стоп, зеркала вешали под наклоном. Отсюда такое массивное основание рамы. Его и так называемый кокошник украшали различными рисунками и резьбой, а для очень богатых заказчиков даже драгоценными камнями. Стоит отметить, что русские мастера научились изготавливать настолько огромные зеркала. что приводили всю Европу в изумление. Также интересно и то, что венецианские зеркала русского производства начали украшать даже не очень богатые дома.

Революция в производстве зеркал произошла в 1835 году благодаря химику из Германии, Юстусу фон Либиху, который начал использовать серебро. Данная технология изготовления зеркал используется и по сей день. В данном коротком видеоролике вы можете заглянуть на завод по производству зеркал:

Своё применения зеркала нашли и в области юмора. Возможно, что многие из читающих были в комнате кривых зеркал, где ваше изображение смешно искажается различными способами.

У зеркал есть также и много научных и промышленных областей применения. Уже упоминались микроскоп и телескоп, с помощью зеркал концентрируют солнечный свет в гелионагревательных остановках, их используют в качестве отражтелей в телескопах, прожекторах, фарах, нагревателях. Так как отражение в выпуклом зеркале всегда будет мнимым, его можно использовать в качестве боковых зеркал в машинах. Отражение всегда будет независимым от наблюдателя, именно поэтому водитель видит не себя в отражении зеркала, а всё то, что находит вокруг соответствующей стороны машины.

В медицине оториноларингологи и стоматологи используют вогнутые зеркала, чтобы заглянуть в самые труднодоступные части нашего организма. Офтальмолог использует офтальмоскоп — сферическое зеркало с небольшим отверстием в центре, чтобы луч света от лампы, которая расположена сбоку, можно было направить в исследуемый глаз. Луч света пройдёт от сетчатки и частично отразится от неё назад, поэтому врач сумеет увидеть изображение глазного дна пациента.

Одно из последних открытий в науке — гравитационные волны, сделано при помощи специальной системы зеркал. Здесь два независимо подвешенных зеркала колеблются в пространстве из-за гравитационных волн, поэтому расстояние между ними будет то меньше, то больше.

История

Романо-кельтское бронзовое зеркало

Археологи обнаружили первые небольшие зеркала из серебра, меди или бронзы, относящиеся к бронзовому веку (например, типа современных индийских зеркалец ручной работы en:Aranmula kannadi). Интересную сферу археологии зеркал представляют собой т. н. зеркала «TLV », популярные в Китае дин. Хань (206 до н. э. - 220 н. э.). Эти бронзовые зеркала отличаются устойчивым использованием узора, симметричные компоненты которого ориентированы по сторонам света и своей формой напоминают три названные латинские буквы. Точное назначение узора неизвестно, но предполагается, что он отсылает к игре люйбо 六博 и древней космогонии. Такое зеркало было важной частью погребального культа.

Позже научились делать зеркала из стекла, нанося на тыльную сторону стеклянной пластинки тонкий слой серебра, золота или олова.

Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века , а точнее - с 1240 года, когда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Изобретение настоящего стеклянного зеркала следует отнести к 1279 году, когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем свинца. Производство такого зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал расплавленное олово, которое растекалось ровным слоем по поверхности стекла, а когда шар остывал, его разбивали на куски. Первое зеркало было несовершенным: вогнутые осколки слегка искажали изображение, но оно стало ярким и чистым. В XIII веке в Голландии освоили кустарную технологию производства зеркал. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг , где в 1373 году возник первый зеркальный цех. В 1507 году венецианские братья Данзало дель Галло выкупили у фламандцев патент, и Венеция целых полтора века удерживала монополию на производство отличных венецианских зеркал, которые следовало бы именовать фламандскими. И хотя Венеция была не единственным местом производства зеркал в то время, но именно венецианские зеркала отличало высочайшее качество. Венецианские мастера добавляли в отражающие составы золото и бронзу, поэтому все предметы в зеркале выглядели даже красивее, чем в действительности. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна, и для их покупки французские аристократы иногда были вынуждены продавать целые имения. Например, цифры дошедшие до наших дней, говорят, что не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера - около 3000 ливров. Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.

С началом средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: почти одновременно все религиозные конфессии посчитали, что через зеркальное стекло смотрит на мир сам дьявол. Стеклянные зеркала того времени - выпуклой формы с темной поверхностью - вызывали суеверный страх, и именовались не иначе, как зеркалами колдуний. Каждая приличная ведьма имела в своем арсенале не только большой котел для приготовления снадобий, но и маленькое зеркало. Его полагалось подпитывать светом полной луны, а днем прятать от солнца. Считалось, что с помощью этого магического предмета ведьма может наводить порчу и сглаз , вызывать дьявола и удерживать взаперти демонов и злых духов.

Применение в научных приборах

Как оптический инструмент, используются плоские, вогнутые и выпуклые сферические , параболические , гиперболические и эллиптические зеркала.

Зеркала широко используются в оптических приборах - спектрофотометрах, спектрометрах в других оптических приборах:

  • Зеркальные фотоаппараты
  • Объективы , например, зеркально-линзовый телеобъектив системы Максутова (МТО).

Устройства для безопасности, автомобильные и дорожные зеркала

Зеркало на дороге у крутого поворота

В тех случаях, когда обзор человека по каким-либо причинам ограничен, зеркала особенно полезны. Так, в каждом автомобиле , на дорожных велосипедах имеется одно или несколько зеркал , иногда слегка выпуклых - для расширения поля зрения .

На дорогах и на тесных парковках стационарные выпуклые зеркала позволяют избежать столкновений и аварий.

В системах видеонаблюдения зеркала обеспечивает обзор в большем числе направлений с одной видеокамеры.

Полупрозрачные зеркала

Полупрозрачные зеркала широко используются в оптических приборах (лазеры , зеркально-призматические видоискатели , телесуфлёры и др.).

Полупрозрачные зеркала иногда называют «зеркальными стёклами» или «односторонними стёклами». Такие стёкла применяются для скрытного наблюдения за людьми (в целях контроля за поведением или шпионажа), при этом шпион находится в тёмном помещении, а объект наблюдения - в освещённом. Принцип действия зеркального стекла в том, что тусклый шпион не виден на фоне яркого отражения. Полупрозрачных зеркал, которые пропускали бы свет в одну сторону и не пропускали во вторую, не существует - это был бы демон Максвелла .

Применение в военном деле

В средневековых текстах зеркало является образом , символом «иного мира». Зеркало есть символ вечности , поскольку в нем есть все, что минуло, что есть сейчас, все, что грядет.

Литературный приём «в зазеркалье» широко используется авторами книг. Наибольшую известность приобрела дилогия Льюиса Кэррола - Алиса в стране чудес и Алиса в Зазеркалье . Аналогичный прием использовал Гастон Леру : в книге «Призрак Оперы » Кристина попадает в подземное жилище Призрака через зеркало. Через зеркало в Королевство кривых зеркал попадает Оля - героиня повести-сказки Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал ».

Видения

В других произведениях зеркало является источником видений. Так в «Cказке о мёртвой царевне и о семи богатырях » Зеркало рассказывало злой мачехе, кто красивее неё. Во «Властелине колец » Зеркало Галадриэль показывало смотрящему в него видения из прошлого, настоящего и будущего. В книге «Гарри Поттер и философский камень » зеркало Еиналеж показывало самые сокровенные желания человека. В «плоском мире» Терри Пратчетта существуют «маги зеркал» («Ведьмы за границей»), которые с помощью «зеркального коридора» многократно увеличивали свою магическую мощь, при этом могли видеть отражение в любых зеркалах мира.

Не отражающееся в зеркале

Существуют поверья/мифы, что в зеркале не отражаются вампиры , привидения , допельгангеры .

Символика

Бронзовое зеркало, именуемое Ята-но-Кагами, является регалией японских императоров .

См. также

  • «Зеркало» - знаменитый фильм Андрея Тарковского ()
  • «Зеркало» - название многих фильмов мирового кинематографа см: «Зеркало» на сайте Internet Movie Database
  • Журнал «Зеркало» - литературно-художественный и общественно-политический иллюстрированный журнал (Тель-Авив)
  • Эйсоптрофобия - боязнь зеркал.

Примечания

Литература

  • Бабайцев А. В. Символы зеркала и зеркальности в политике // Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступлений IV Рос. филос. конгр., 24-28 мая: В 5 т. / МГУ. - М.: Соврем. тетради, 2005. - Т. 5. - С. 9-10.

Прообразом зеркала, по-видимому, была гладкая поверхность воды, в которой древний человек впервые увидел свое отражение. Затем роль зеркала выполняли отполированные пластинки металла. Металлическое зеркало было атрибутом знатных людей и передавалось из поколения в поколение.

С появлением стекла металлические зеркала уступили свое место стеклянным. Первые стеклянные зеркала появились в Венеции в средние века и считались драгоценностью. Первоначально небольшие зеркала неправильной формы получали, наливая по стенкам стеклянного сферического сосуда расплавленный металл, который, застывая, образовывал отражающий слой. После застывания металла на стенках сосуд разрезали.

Зеркала значительных размеров появились после открытия способа нанесения на стекло ртутно-оловянной амальгамы. Этот способ был весьма вредным для здоровья работающих. В 1843 г. был открыт способ металлизации поверхности стекла серебрением, который не утратил своего значения до настоящего времени.

К зеркалам, включенным в ассортимент галантерейных товаров, относятся карманные, сумочные, ручные, дорожные, настольные, настенные и зеркала для бритья.

В СЖП-005-93 зеркала без подразделения на виды имеют коды 59 2911 - зеркала полированные и 59 2712 - зеркала неполированные.

Сырье для изготовления зеркал и технология его производства.

Основным сырьем для производства зеркал служит неполированное и полированное листовое стекло. Для его получения используют такие материалы, как песок, сода, известняк и др., с минимальным содержанием солей железа, придающих стеклу нежелательную зеленоватую окраску. Для варки зеркального стекла используют ванные печи непрерывного действия, лишь в некоторых случаях применяют ванные или горшковые печи периодического действия. После варки лента стекла формируется непрерывной или периодической прокаткой между двумя металлическими валками, охлаждаемыми водой, и обжигается для снятия внутренних и поверхностных напряжений.

Полированное стекло получают методом огненной полировки поверхности, для чего ленту стекла непосредственно после прокатки между двумя металлическими валками пропускают через ванну с расплавленным металлом, что улучшает качество поверхности.

После отжига и резки стекло поступает на шлифовку и полировку, которые производятся непрерывным способом на конвейере, состоящем из шлифовальных и полировальных агрегатов. В зависимости от качества поверхности ленты в процессе шлифовки и полировки с каждой стороны стекла снимается от 1,25 до 2,5 мм для получения ровных и совершенно параллельных обеих поверхностей: это обеспечивает получение отражения без каких-либо искажений. Готовое отшлифованное и отполированное зеркальное стекло разрезается алмазными или стальными роликами на заданные размеры, после чего шлифуют или полируют его боковые стороны. Во избежание искажений, а также для придания большей четкости в зеркальном стекле не допускаются такие пороки, как свиль, волна, камни, пузыри и мошка.

Толщина готового стекла для изготовления зеркал составляет от 2 до 6 мм с интервалом 1 мм, светопропускаемость стекла толщиной до 4 мм должна быть не менее 85 %, а толщиной более 4 мм - 1 не менее 84 %.

Хотя неполированное стекло по показателям отвечает требованию светопропускания, его поверхность редко бывает совершенно гладкой и большей частью такое стекло имеет волнистость или полосатость, искажающие отражение. Поэтому неполированное стекло применяется только при изготовлении зеркал небольших размеров, но при этом допускается только малозаметная полосатость, не искажающая изображение предметов при рассматривании их под углом более 10°. Начиная с размера 25 х 35 см зеркала должны изготавливаться только из полированного стекла.

Процесс изготовления зеркал. Процесс изготовления зеркал состоит из пяти операций: раскроя и резки листового стекла, фацетировки (обработки края), очистки, металлизации и оформления зеркала в оправу.

Раскрой производится неотшлифованными алмазами, имеющими большое число граней, на небольших настольных станках.

Фацетировка включает в себя шлифовку и последующую полировку края стекла под определенным углом к плоскости обрабатываемого листа. Фацет, т. е. обработанный под определенным углом край стекла, придает зеркалу более красивый вид и форму. Различают два вида фацета: крутой и широкий.

Обработка стекла с крутым фацетом производится под углом примерно 40-50 ° к поверхности стекла, ширина его 4-8 мм. Стекло с крутым фацетом предназначается для изготовления зеркал средних и частично малых размеров (дорожных, ручных и т.д.). В галантерейных зеркалах из неполированного стекла толщиной 2 мм крутой фацет имеет ширину 2 -5 мм. На задней стороне обрабатываемого зеркала для предотвращения появления щербин по всему периметру оставляется кромка в 2 - 3 мм с небольшой фаской (0,5 - 1 мм), наносимой на нижнее ребро кромки. На крутом фацете на стороне, прилегающей к плоскости стекла, иногда наносится грань в виде кружков, овалов, «бус» или их комбинации.

Обработка стекла с широким фацетом производится под углом 10-15°, ширина его 20 - 25 мм. Стекло с широким фацетом предназначено для изготовления главным образом больших по размерам зеркал.

Фацетировка производится в три приема: сначала делают грубую фацетировку, для чего используют металлические фризы и карборундовые камни; затем тонкую шлифовку с помощью камней и, наконец, полировку на полировальных станках войлочными дисками с использованием специальных суспензий.

После фацетировки стекло проходит легкую полировку и тщательную очистку для подготовки к металлизации. Поверхность стекла тщательно очищается и обезжиривается.

Очистку стекла производят на полуавтоматических конвейерных линиях. Стекло в вертикальном положении устанавливают кромкой на приводные рамки между резиновыми валками. В процессе движения стекло обрабатывают паром, затем с помощью щеток протирают меловым порошком, промывают и высушивают горячим воздухом. Очищенное стекло тщательно обезжиривают с обеих сторон техническим спиртом, бензином или другим растворителем.

До недавнего времени наиболее распространенной технологией металлизации зеркал было серебрение электрическим способом. Толщина пленки серебра 0,15 - 0,3 мкм. В качестве центров кристаллизации используют хлористое олово. Серебрильный раствор представляет собой щелочной раствор азотнокислого серебра. В качестве восстановителя используют инвертный сахар, винную кислоту и ее соли, формальдегид и т.д. Чаще всего используют инвертный сахар, который получают кипячением обычного сахара с серной кислотой. В результате гидролиза образуется смесь глюкозы, содержащая альдегидную группу и фруктозу. Под действием глюкозы происходят восстановление металлического серебра и осаждение его на поверхности стекла. Процесс серебрения длится 5 - 10 мин. Для получения более толстой пленки серебрение может осуществляться дважды (двойной налив) или трижды (тройной налив). Стоимость получаемых таким образом зеркал гораздо выше, чем обычных.

В последнее время более широкое распространение получил способ металлизации стекла термическим испарением алюминия в вакууме при давлении 0,003 Па - так называемое алюминирование. Испарение алюминия осуществляется со жгута проволоки из вольфрама либо из жаропрочного никеля.

Подготовка поверхности стекла к алюминированию осуществляется еще более тщательно, чем перед химическим серебрением и включает в себя обезжиривание и обработку электрическим разрядом. Подготовленное стекло закрепляют в кассетах и помещают в вакуумную камеру. Алюминий, испаряясь, оседает на стекле в виде тонкой пленки толщиной не менее 0,12 мкм. Продолжительность нанесения алюминиевой пленки от 15 до 20 мин.

После выгрузки кассет проверяют качество алюминиевой пленки. Она должна быть сплошной и без задымленности.

Алюминиевое покрытие обладает более высокой химической стойкостью к действию влаги, соединениям серы и других химических веществ, содержащихся в воздухе.

Некоторая неравномерность по спектру и ухудшение отражательной способности алюминированных зеркал по сравнению с посеребренными оправданы значительной экономией серебра при массовом производстве зеркал.

В настоящее время для производства галантерейных зеркал используют алюминирование, а для изготовления дорогих мебельных зеркал - серебрение.

После металлизации на тонкий серебряный слой наносят защитное покрытие - медную пленку такой же толщины, как серебряный слой. На медную пленку наносят лакокрасочные материалы - нитролак с алюминиевой пудрой или нитроэмаль, которые предупреждают механические повреждения защитного слоя. Слой алюминия покрывают защитным непрозрачным лакокрасочным материалом, аналогичным применяемым при серебряном покрытии. Покрытие наносится на лаконаливных машинах. Для зеркал, используемых в среде с повышенной влажностью, применяется защитное покрытие из нитроэмали с битумным лаком. Такое покрытие обладает повышенной влагостойкостью. Защитное покрытие должно быть сплошным, укрывистым, без повреждений.

Заключительной операцией изготовления зеркал является оформление зеркала в оправу, которое зависит от назначения зеркала.

Зеркала средних размеров (от 40 х 30 до 70 х 55 см) имеют основания (полики) из многослойной фанеры, дерева или древесно-волокнистой плиты. Настольные и настенные зеркала могут иметь рамы, подрамники и подставки из металла, дерева и пластмассы. Карманные зеркала оформляют в картонные футляры - папки, сумочные могут иметь оправу из металла или пластмассы, картонные или матовые стеклянные крышки (спинки).

Ассортимент зеркал

Ассортимент зеркал формируется в основном по назначению и включает в себя зеркала карманные, сумочные, дорожные, ручные, настольные, настенные, а также зеркала для бритья.

Характеристика зеркал

Зеркала Характер оформления и конструкция Форма, отделка Длина х ширина; диаметр, см
Карманные В папках в виде записной книжки из картона, поливинилхлоридной пленки, коленкора Прямоугольные, без фацета и с фацетом 7x5-9x6
Сумочные Одно- и двухсторонние; на полике из матового стекла; в оправе из полиэтилена, целлулоида, полистирола; в оправе и на полике из полиэтилена; без полика; в полихлорвиниловом пакете и др. Прямоугольные, круглые, овальные, фигурные; с фацетом и без него, с фаской У круглых диаметр 6-9,5;

у прямоугольных размеры 7x5 - 95x9

Ручные Одно- и двухсторонние; в оправе из полистирола, оргстекла, акрилата, с ручкой витой в форме кольца петли и др.; в оправе и на полике из указанных видов пластмасс и т.д. Прямоугольные, круглые, овальные, фигурные (ромбические и в форме неправильного треугольника); без фацета У круглых диаметр 6,4-15;

у прямоугольных размеры

Дорожные В папке из гранитоля, коленкора или дерматина, с подкладкой, в картонном футляре, оклеенном гранитолем, и др. Прямоугольные; с фацетом и без него, с фаской 6x9-10x15
Для бритья Одно- и двухсторонние (с одной стороны сферическое зеркало); в оправе из полиэтилена, полистирола, акрилата; с металлической подставкой; в поливинилхлоридной папке с откидным клапаном и т.д. Круглые, квадратные, в сочетании с круглым сферическим; без фацета У круглых диаметр 9,5-13,6; у прямоугольных размер 13x13
Настенные На подрамнике или полике из дерева; древесно-стружечной плиты, картона; оправе из металла, акрилата, в легкой металлической ажурной раме с декоративным покрытием «под старую медь или бронзу»; с конусным обрамлением из зеркальных сегментов и т.д. Круглые, прямоугольные, овальные, фигурные; с фацетом и без него, с фигурным фацетом «алмазная грань», с художественным орнаментом на стекле У круглых диаметр 27-65;

у прямоугольных размеры

Настольные Одно- и двухсторонние; на подрамнике или полике из дерева, древесно-стружечной плиты и пластмассы; с металлической или пластмассовой подставкой; в оправе из металла, полистирола и т.д. Круглые, прямоугольные, овальные, фигурные; с фацетом и без него У круглых диаметр 8-20;

у прямоугольных размеры 9x12 - 40x35

Карманные зеркала изготавливают из неполированного стекла толщиной от 3 до 6 мм, прямоугольной формы, без фацета и с фацетом, размерами 7x6 и 12x8 см. Карманные зеркала оформляют в виде записной книжки в картонном футляре, который может быть оклеен искусственной кожей, тисненой бумагой, шелковой тканью. В картонную папку может быть вмонтирован футляр для расчески.

Сумочные зеркала выпускают из неполированного стекла толщиной до 4 мм, в основном прямоугольной и круглой форм, но могут быть зеркала и фасонной формы (круглые, шестигранные, ромбовидные и т.д.).

Сумочные зеркала могут быть:

прямоугольные, с фацетом, с картонной спинкой, обтянутой тисненой бумагой, искусственной кожей или тканью, размеры 7x5 и 9x6 см;

прямоугольные тех же размеров, двухсторонние или с матовым стеклом, а также на поликах из цветного стекла размером 8x4 см;

круглые, без фацета, вштампованные в пластмассовую оправу, а также двухсторонние, окантованные металлом, диаметрами 6; 7 и 8 мм;

круглые, с фацетом, двухсторонние с окантовкой или без нее, диаметрами 6 и 7 мм, с поликом из цветного стекла.

Гораздо реже встречаются сумочные зеркала ромбовидной формы или восьмигранные, с фацетом.

Дорожные зеркала могут быть изготовлены как из неполированного, так и полированного стекла без фацета или с гладким фацетом.

Дорожное зеркало представляет собой картонную коробку-футляр, оклеенную тисненой бумагой или искусственной кожей. Зеркало вмонтировано внутрь футляра, а крышка футляра служит подставкой. Крепление крышки коробки выполняется перемычкой, заменяющей шарнир, у перемычки имеется «ушко», с помощью которого крышка легко открывается. На дно коробки приклеивается карманная подушка для предохранения стекла от поломок. Дорожные зеркала обычно имеют прямоугольную форму, их размеры 15x10 или 20 х 15 см.

Дорожные зеркала могут выпускать также в складных папках, прямоугольной формы, размером 15x10 см, с фацетом или без него. Для изготовления дорожных зеркал без фацета используют стекло толщиной до 4 мм, а с фацетом - толщиной свыше 4 мм.

Ручные зеркала имеют удлиненную ручку. Их изготавливают из полированного или неполированного стекла толщиной свыше 4 мм, в оправе из пластмасс, металла, металлизированной пластмассы, со спинками из того же материала. Спинка может быть украшена фоторисунком, тиснением и т.д. Размеры ручных зеркал колеблются от 9,5x6,5 до 17 х 10 см.

Настольные зеркала изготавливают в основном на деревянных поликах и в пластмассовых, деревянных или металлических оправах с откидной картонной, пластмассовой или проволочной металлической стойкой.

Для изготовления этих зеркал используют полированное или неполированное стекло толщиной от 3 до 6 мм. Форма настольных зеркал может быть прямоугольной без фацета или с фацетом, овальной также с фацетом или без фацета и круглой без фацета.

Размеры настольных зеркал различны: прямоугольные в основном выпускают размерами от 10 х 15 до 20 х 30 см, овальные - от 20x25 до 20x30 см, круглые - диаметром 20 см.

Настольные зеркала на деревянных поликах выпускают с металлической или врезной деревянной подставкой (стойкой). Зеркало к деревянному полику крепится с помощью клямеров (хватков), расположенных симметрично. Клямеры изготавливают из листовой хромированной или никелированной стали толщиной 0,4 - 0,6 мм. Величина загиба клямера 4 - 7 мм, ширина клямера не менее 8 мм.

Деревянные и металлические стойки прикрепляют к полику с помощью петель и шарниров. Стойка должна устанавливаться под любым углом в пределах 45°, придавая зеркалу необходимый наклон.

Настольные зеркала в пластмассовых оправах имеют откидную картонную стойку, которая одновременно является и крышкой. Настольные зеркала в металлических и пластмассовых оправах изготавливают с металлической откидной ила раздвижной стойкой.

Настольные трельяжи состоят из трех прямоугольных зеркал из полированного стекла толщиной от 4 до 9 мм, соединенных между собой шарнирами. В сложенном виде боковые зеркала должны полностью закрывать среднее, т.е. ширина бокового зеркала равна половине ширины среднего. Трельяжи изготавливают на деревянных полированных или лакированных поликах, в подрамниках или рамках, в металлической оправе, гладкими, с гранью или фацетом, размерами от 35x40 до 55x70 см.

Настенные зеркала изготавливают из полированного стекла толщиной 2 - 5 мм, в основном без фацета, прямоугольными, круглыми, овальными или фигурными, размерами от 25 х 40 до 125 х 55 см, диаметром 30 - 65 см. Настенные зеркала вставляют в деревянные рамы - гладкие, багетные, с инкрустацией.

Настенные зеркала на подрамниках изготавливают из полированного стекла толщиной 4 - 9 мм, прямоугольной формы, гладкими, с гранью либо с фацетом. Заднюю сторону подрамника заклеивают фанерой или древесно-волокнистой плитой. Плинтус подрамника (брусок внизу рамы подрамника) шириной 6 - 10 см должен быть во всю ширину зеркала.

Зеркало укрепляют на подрамнике или полике никелированными или хромированными клямерами. К стене зеркала крепятся с помощью петель, штампованных колец («ушек») или цепочки с кольцами.

Зеркала для бритья бывают обычно двухсторонними, в металлической никелированной оправе, диаметром 13 см. На одной стороне в оправу вмонтировано сферическое (увеличивающее) зеркало без фацета из неполированного отборного стекла толщиной свыше 4 мм, а на другой стороне - обыкновенное зеркало с фацетом из полированного или неполированного стекла. Сферическое зеркало изготавливают путем молирования (гнутья) с помощью специальных форм. Оба зеркала - обыкновенное и сферическое, сложенные вместе оборотной стороной, монтируют в металлическую никелированную оправу на металлической никелированной разъемной стойке (подставке) специальной конструкции. Разъемная металлическая стойка состоит из разъемной скобы с упорами, прикрепленными к оправе с помощью шарниров, и металлической никелированной разъемной ручки.

Экспертиза зеркал

Экспертиза зеркал предполагает проверку соответствия зеркал требованиям к качеству и безопасности, установленным ГОСТ 17723-82 «Зеркала бытовые», и правильности маркировки и упаковки зеркал.

Требования к качеству и безопасности. К зеркалам предъявляются функциональные, эргономические и эстетические требования.

Основным функциональным требованием к зеркалам является правильное и четкое изображение, которое дают зеркала из бесцветного стекла. Стекло должно быть бесцветным, равномерным по толщине, со сплошным металлическим покрытием, не содержать инородных включений, пузырей, цветных, матовых и блестящих точек, царапин, свили и мошек в поле зеркала. Полем прямоугольного зеркала считается прямоугольник, расположенный в центре зеркала и ориентированный по его оси, длина его составляет 0,85 длины зеркала, а ширина - 0,85 ширины зеркала. Полем фигурного зеркала считается его центральная часть, имеющая площадь, равную 0,85 площади зеркала, и повторяющая конфигурацию зеркала.

Физико-химическими показателями качества зеркал являются толщина защитного и отражающего слоя, нейтральность использованных материалов, коэффициент отражения, влагостойкость и др.

Зеркальное покрытие должно быть плотным и равномерным, не иметь пятен, полос разного цвета, пропусков, цветных точек. Пленка защитного покрытия не должна иметь посторонних включений, вспучиваний, быть устойчивой к физико-механическим, химическим и атмосферным воздействиям.

Эргономические требования предполагают удобство пользования, безвредность и безопасность. Зеркало должно иметь удобную форму, оптимальный размер, не иметь острых кромок, сколов, трещин. Ширина фацета должна быть одинаковой по всему краю стекла. Допустимое отклонение ширины фацета должно составлять не более 2 мм на 1 м длины. Фацет должен быть хорошо отшлифован и отполирован.

Крепление зеркал к поликам и подрамникам должно быть прочным и обеспечивать устойчивость зеркал. Зазор между зеркалом и фурнитурой не должен превышать 2 мм.

Эстетические требования - это требования к красоте формы, цвету, композиционной целостности.

Зеркала должны иметь качественные материалы стекла и оправы, отделку и оформление.

В зависимости от дефектов галантерейные зеркала подразделяются на два сорта. При сортировке учитываются размеры дефектов и их местоположение - в поле или на крае. В зеркалах площадью до 0,1 м 2 количество допустимых дефектов не должно превышать двух, а в зеркалах площадью более 0,1 м 2 - трех.

Внешний осмотр зеркала производится при естественном рассеянном дневном освещении. Глаз наблюдателя должен находиться между источниками света и лицевой поверхностью на расстоянии 60 - 70 см от последней.

Требования к маркировке и упаковке. Зеркала маркируют бумажными ярлыками, которые приклеивают с оборотной стороны зеркала. В маркировке указывают наименование и товарный знак завода-изготовителя, сорт, артикул и наименование, дату изготовления и номер стандарта.

Перед упаковкой зеркала протирают сухой мягкой тканью. Настольные и настенные зеркала складывают парами лицевыми сторонами с прокладкой между ними гофрированного картона или бумаги, затем обертывают бумагой и помещают в коробки или деревянные ящики. Зеркала площадью менее 0,1 м 2 укладывают в пачки, предварительно проложив бумагой. В отдельных случаях зеркала могут иметь индивидуальную упаковку.

Эти вопросы вполне могут показаться странными - здравый смысл подсказывает нам, что зеркала есть зеркала и ничего больше. И все же, задать их небесполезно: доказательство того, что зеркальный образ является знаком, может оказаться вполне бессмысленным, куда более интересным представляется выяснение причин, в силу которых отражение в зеркале не может быть знаком. Даже если мы полагаем, что нам все известно о зеркалах, их исключение из области семиотики поможет нам лучше определить природу самого знака (по крайней мере, выяснить, чем же знак не является)

Разумеется, сперва мы должны установить, что означают слова «зеркало» и «знак» . Но сразу же возникает вопрос: не связаны ли искомые дефиниции друг с другом, не образует ли их связь замкнутый круг? Если так, то следует ли нам начинать с зеркала, чтобы найти определение знака, или наоборот? Но если мы начнем с дефиниции знака, то нет никакой уверенности в том, что конструкция принятого нами определения исключает возможность его соотнесения с зеркалом. Может показаться, что с зеркала начинать проще (если мы полагаем, что оптика дает объективное, исчерпывающее и бесспорное его описание), но определение того, что является зеркалом, а что - нет, может зависеть от изначального предположения - хотя не сформулированного точно - о том, что природа семиотических явлений существенно отличается от зеркальных феноменов.

Филогенетические аргументы не позволяют установить приоритет. Человек - животное семиотическое, это бесспорно. Но может быть он таков именно потому, что его предки созерцали зеркальные отражения? Мифический Нарцисс - существо, несомненно, уже владеющее вербальными знаками, но насколько мы можем доверять мифологии? С точки зрения филогенетики, проблема имеет характер вопроса о курице и яйце или о происхождении языка. Недостаток надежных свидетельств о раннем периоде истории человечества не позволяет нам принять то или иное решение.

Теории онтогенеза мало проясняют дело. Мы не уверенны, семиозис ли является основой перцепции или наоборот (и следовательно, предшествует ли семиотизация мышлению, или мыслительная деятельность приводит к семиозису). Психоаналитические исследования «зеркальной

всей вселенной нам творенье -
словно бы изображенье,
книга или зеркало

являются реализацией характерного для средневековой культуры идиолекта «зеркало=книга», обоснованного теологическими аргументами: «... вся савокупность мироздания, которая несомненно являет собою книгу, начертанную перстом Божиим, в которой каждая малая вещь говорит о непредсказуемой благодати сотворившего, где каждое творенье - книга и изображенье, отраженье в зеркале, в которой самая жалкая роза принимает значение глоссы нашего жизненного пути...» («Имя Розы»,

IV, 6; см. очерк истории зеркальных метафор, «Метафизические исследования» №5, С. 52-59).

В своем комментарии к «Имени розы» Ю.М.Лотман указывает на органическую связь между художественными произведениями Эко и его научными интересами, его романы реализуют те же концепции, переводят культурологические и семиотические идеи автора на язык художественного текста. Семиологический дискурс устанавливает границу между универсумами катоптрики и семиотики (между мирами воображаемой реальности и символической виртуальности) и описывает зеркало как «пороговое явление». В «Имени Розы» зеркало маскирует дверь в таинственный Предел Африки, в котором хранится книга, поиски которой составляют одну из главных сюжетных линий романа.

«История наваждения» (именно таков, по мнению самого автора, сюжет второго романа Эко - «Маятника Фуко») начинается посещением зала Лавуазье в Консерватории Науки и Техники: «...все здесь стояло не случайно, все было результатом специальной символической стратагемы. Во-первых, засилье зеркал. Если имеется зеркало, это уж просто по Лакану : вам хочется посмотреть в него. Но ничего не выходит. Вы меняете положение, вы ищите такого положения в пространстве, при котором зеркало вас отобразит, скажет: «Вот ты, ты тут». И совершенно невозможно примириться с тем, что зеркала Лавуазье, выпуклые, вогнутые и еще бог весть какие, отказываются вести себя нормально, издеваются над вами: отступите на шаг - и вы в поле зрения, шагните хоть чуть-чуть - и теряете себя. Этот катоптрический театрик создавался специально для разрушения вашей личности, то есть вашего самоощущения в пространстве. Вам как будто внушают: вы не только не Маятник, вы и не там где Маятник. Появляется не только неуверенность в себе, но и во всем прочем. Исчезают вполне реальные вещи, которые вы видите рядом с собою....Невыносимо» За зеркалом больше нет двери, отражение оказывается одним из тупиков в той интеллектуальной ловушке, которую изобрели сами герои романа, из которой они так и не смогут выбраться. Зеркало воспринимается ими как знак отсылающий к другим знакам, и это бесконечное обнаружение все новых и новых символических значений вдруг перестает быть только игрой и становится реальностью. «Что имел ввиду Лавуазье, чего требовали от него основатели музея? Со времен арабского средневековья, с трактатов Альгазена изучена магия зеркал. Стоило ли городить огород - Энциклопедия, век Просвещения, Революция, - чтоб продемонстрировать: любое изогнутое стекло способно спровадить вас в Воображаемость. Да и нормальное зеркало наводит дурной глаз - каждое утро за бритьем мы глядим в глаза Двойнику, обреченному пожизненному левше. Стоило ли оборудовать зал для такого скромного сообщения, или нам чего-то недоговаривают...?» (гл. 2). Это предположение недоговоренности, таинственного смысла отражающих поверхностей, порождает мистификации подобные зеркалу Сен-Жермена, который «вызывал с помощью катоптрических эффектов ожидаемые тени, почти всегда узнаваемые, так что его связь с загробным миром была доказанной вещью» (эпиграф к гл.109).

Перераспределение коннотативных значений приводит к неожиданным смещениям на уровне идеологических ожиданий. Знаки отсылают к идеологии, как последней коннотации всей совокупности коннотаций (см. «Отсутствующая структура», С.108-112). Чудачества средневековой магии, знавшей способы охоты на василиска при помощи карманного зеркальца и непоколебимой веры в Бестиарий, уравновешивались апофатическим богословием. Но движение к Маятнику, подобно тщетным поискам Последней Структуры или Пра-Кода, неизбежно приводит к онтологизации продуктов собственного воображения. «И все мы постепенно утрачивали тот интеллектуальный свет, который дает возможность отграничивать подобное от тождественного,

метафору от вещи»(гл. 87). Персонажи романа оказываются в ситуации неразличимости, в той самой катастрофической точке, где пересекаются универсумы катоптрики и семиотики. Мир знаков становится для них «зеркальным лабиринтом смыслов», а избыточные значения отражений отсылают к некой мистической зазеркальной реальности. Загадочные смыслы зеркальных образов теперь кажутся им источником таинственной опасности, вызывающей приступы катоптрофобии: «идя через зал Лавуазье, я не решился зажигать фонарик» (гл. 112); «когда дошло до сцены с зеркалами, я не выдержал и вышел» (гл. 117). В «Имени Розы», такой же необъяснимый ужас перед отражениями преследует Адсона: «Больше всего я боялся наткнуться на какое-нибудь новое зеркало. Ибо такова уж магия зеркал, даже когда знаешь, что это зеркала, - они все равно пугают».

Значение зеркального энантиоморфизма обусловлено тем спектром коннотаций, которым в данном идиолекте обладают понятия «правое» и «левое». В общем случае, вне культурно-исторического контекста, отражение и отраженный предмет совпадают, как совпадают отпечаток на промокательной бумаге и оригинальный текст, их чтение требует применения одних и тех же правил. Но если это действительно так, то проблема состоит именно в различении отражения и его прообраза, необходимость такого различения показана еще Платоном в III книге «Государства»: «...изображения букв (eikonas grammatikon), отражающиеся где-нибудь в воде или в зеркале, мы узнаем не прежде, чем будем знать сами буквы, впрочем, это требует того же самого искусства и упражнения»(402, b). Знаки и знаки знаков узнаются не прежде, чем реальные вещи, и имеют смысл лишь в случае недостатка вещей. Когда весь мир вдруг превращается в катоптрический театр, для выхода из лабиринта недостаточно только знать что перед нами зеркало, еще нужно установить с какой стороны зеркальной поверхности мы оказались, то есть совершить тот выбор который предлагает Умберто Эко в заключении своего исследования зеркал и знаков - выбор между виртуальностью семиотки и реальностью катоптрики.

© О.Чулков , перевод, комментарии, 1999



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: