14 января православный. День рождения трубопроводных войск России

14 января (1 января по "старому стилю" - церковному юлианскому календарю). В Русской Православной Церкви сегодня совершается праздник Обрезания Господня и память 15 угодников Божиих, известных нам по именам.

Обрезание Господне. На восьмой день после Рождества Христова, Богомладенец, как и другие младенцы мужского пола, согласно ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомством (Быт. 17, 10 - 14; Лев. 12, 3). Именно при совершении обрезания Спаситель получил Имя Иисус, возвещенное Пресвятой Богородицы Архангелом Гавриилом в день Благовещения (Лк. 1, 31 - 33; Лк. 2, 21).

Как трактуют это христианские богословы, Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был не только истинным Богом, но и истинным Человеком. Впоследствии, у христиан, обрезание было заменено Таинством Крещения, в рамках которого также происходит и наречение имени.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Вселенский учитель Православной Церкви, один из величайших святых IV столетия, глубоко почитаемой во всем христианском мире. Святитель Василий Великий родился около 330 года от Рождества Христова в Кесарии Каппадокийской в семье, прославившейся многими святыми. В юности он получил прекрасное образование в Константинополе и Афинах. Каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист и естествовед, имевший глубокие познания в медицине. Но настоящим призванием святого Василия стало богословие.

Святитель Василий стал одним из отцов Церкви. Тех проповедников и богословов, кто заложил фундаментальные основания нашей церковной жизни. Именно он составил богослужебный чин Литургии, написал множество богословских трудов, в том числе – о творении мира, а также книги против еретиков-ариан. Все личные средства святитель употреблял в пользу бедных: создал богадельни, странноприимные дома и лечебницы, устроил два монастыря – мужской и женский. Труды и болезни, заботы и скорби, а также подвиги воздержания быстро истощили силы святого, и уже в январе 379 года от Рождества Христова он преставился ко Господу, будучи 49 лет от роду.

Почитание святителя Василия распространилась среди всех христиан. Он стал настоящим учеником и наставником для многих поколений богословов. А потому не случайно подмосковная Гимназия святителя Василия Великого, в стенах которой сегодня возрождаются лучшие традиции русского классического образования, а также Фонд святителя Василия Великого, делающий многое для христианского просвещения Земли Русской, носят имя именно этого великого святого.

Священномученик Василий Анкирский. Священнослужитель, борец против арианской ереси, пострадавший от еретичествующего Константинопольского патриарха-арианина Евдоксия. Погиб в период правления императора-язычника Юлиана Отступника, царствовавшего в Римской империи в 361-363 годах от Рождества Христова и тщетно попытавшегося возродить язычество.

Святая Емилия Каппадокийская. Подвижница IV столетия, мать святителя Василия Великого. Дочь христианского мученика, святая Емилия родила и воспитала, помимо Великого учителя Церкви Христовой, еще четверых святых: преподобную Макрину, святителя Григория, епископа Нисского, святителя Петра, епископа Севастийского и праведную Феозву.

Преподобномученик Иеремия (Леонов), инок (1918), священномученики Платон (Кульбуш), епископ Ревельский, и с ним Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, пресвитеры (1919), Александр (Трапицын), архиепископ Самарскийц, и с ним Иоанн Смирнов, Александр Иванов, Иоанн Сульдин, Александр Органов, Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов, пресвитеры (1938). Православные архиереи, священники и инок, пострадавшие за верность Христу и Его Церкви в этот день в разные годы периода советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних угодников Божиих!

Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

Новый год (старый стиль), Обрезание Господне и праздник Василия Великого – три важных праздника Русская Православная Церковь отмечает 14 января 2018 года, .

Новый год по старому стилю или, как чаще называют, Старый Новый год, отмечается в ночь с 13-го на 14 января. Россия вела свое летоисчисление по Юлианскому календарю, который и сейчас многие считают более точным, вплоть до 1918 года. И хотя сейчас светский календарь полностью совпадает с григорианским календарем, принятым в католических странах в XVI веке, РПЦ ведет счет времени по старому, отмененному ранее календарю. Этим объясняется разница в 14 дней между датами религиозных праздников по церковному и общему календарю. Поэтому церковное новолетие приходится сейчас на 14 января, с этого дня начинается отсчет чисел церковного года.

И в этот первый день нового года по церковному календарю, 14 января, отмечается значимый господский праздник Обрезание Господне.

Праздник Обрезание Господне отмечается в Православной Церкви с IV века. Он установлен в память обряда, который совершали над еврейскими мальчиками на восьмой день после рождения в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом. Именно в этот день обряд был совершен над Младенцем, рожденным Девой Марией и Он был наречен Иисус (Спаситель), как было возвещено Архангелом Гавриилом ещё в день Благовещения.

Новый год (старый стиль), Обрезание Господне и праздник Василия Великого – три важных праздника Русская Православная Церковь отмечает 14 января 2018 года

Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, принимавшим законы своего народа.

В ветхозаветное время обрезание было знаком, отличавшим богоизбранный народ от других. В новозаветное время таким знаком принадлежности к сынам Божиим стало Крещение.

В этот день 14 января Церковь вспоминает Василия Великого – Святого Отца Древней Церкви, который стоит у истоков церковной литургики.

Новый год (старый стиль), Обрезание Господне и праздник Василия Великого – три важных праздника Русская Православная Церковь отмечает 14 января 2018 года

Святитель Василий Великий был архиепископом города Кесарии Каппадокийской, а также церковным писателем и богословом. Кроме этого, именно ему приписывают обоснование устройства иконостаса – алтарной преграды, что отличает православные храмы. Василий Великий автор православной литургии, носящей его имя, которая служится 10 раз в году, согласно Богослужебному Уставу:

В день памяти Василия Великого - 1 (14) января
- В навечерие праздников Рождества Христова и Крещения. Или в сами праздники, если их навечерия выпадают на субботу или воскресенье
- На Великом Посту: В 1 (первое), 2 (второе), 3 (третье), 4 (четвертое) и 5 (пятое) воскресенье
- На Страстной Седмице: В Великие четверг и субботу

Вечером накануне служится Всенощное бдение с полиелеем, утром 14 января литургия Василия Великого.

Новый год (старый стиль), Обрезание Господне и праздник Василия Великого – три важных праздника Русская Православная Церковь отмечает 14 января 2018 года

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, "принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим", - так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

Григорий НисскийВ семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва - диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии - Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения.

Три святителяПосле четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: "Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому". Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, - "это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы". В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном - в учении... Нам известны были две дороги: одна - к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая - к наставникам наук внешних".

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

Макрина - сестра Василия ВеликогоПосле смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, "желая снискать руководителя к познанию истины", святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник - Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

Исаия пророкВ царствование Констанция (337 - 361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера. "Но видя, - как повествует Григорий Богослов, - что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему". Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364 - 378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена - "предстояла великая борьба". Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был "добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних". С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды - утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Василий ВеликийСвятитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на "пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное". По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.

Три святителяОбщее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков "оружием уст и стрелами письмен", святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Василий Кесарийский и КаппадокийскийИмператор Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. "Всё это, - ответил Василий, - для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? - Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь". Правитель был изумлен таким ответом. "Может быть, - продолжал святитель, - ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат".

Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий БогословДоложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: "Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви". Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. "В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении".

Три святителяСвятой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии - гостиницу и странноприимный дом.

Григорий БогословБолезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

Собор Вселенских святителейПо преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством".

Тропарь святителя Василия
глас 1

Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие, отче преподобне, / моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак святителя Василия
глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве, / подая всем некрадомое господьство человеком, / запечатлея твоими веленьми, // небоявленне Василие преподобне.

Старый Новый год

— международный праздник
Старый Новый год, как праздник произошел в результате исторической смены летоисчисления и расхождения календаря «старого стиля» или Юлианского и календаря Григорианского - нового, по которому живет сейчас почти весь мир. Между этими календарями расхождение составило 13 дней. Таким образом получилось, что теперь можно «допраздновать» любимый новогодний праздник еще раз — в ночь с 13 января на 14 января.

Особенно этот праздник важен для верующих людей, которые приход Нового года могут отпраздновать от души только в Старый Новый год — после того, как закончится Рождественский пост.

День создания трубопроводных войск России

В Росии Трубопроводные войска каждый год 14 января отмечают свой профессиональный праздник.
22 ноября 1951 года И.В. Сталиным было подписано Постановление об изготовлении нового опытного образца трубопровода.
На основании принятого Постановления от 14 января 1952 года, военным министром СССР Маршалом Советского Союза А.М. Василевским была подписана директива, в которой было предписано для перекачки горючего сформировать самый первый отдельный батальон. Дата подписания этой директивы и стала днем рождения российских трубопроводных войск.

День защитников Родины в Узбекистане

В честь создания узбекских Вооруженных Сил, 14 января в независимом Узбекистане отмечают День защитников Родины.
Празднование этого дня было установлено согласно принятого решения Верховного Совета республики 29 декабря 1993 года.

Фестиваль урожая

— праздник в Индии
После дня зимнего солнцестояния каждый год в январе празднуется в Индии праздник Понгал или Фестиваль урожая. Дата этого праздника неизменна, потому что она была определена на основе солнечного календаря. Праздник Понгала для индусов чрезвычайно благоприятен и астрономически важен - каждый год 14 января солнце, переходя в созвездие Козерога, начинает свое путешествие на север, которое будет длиться шесть месяцев.

Международный фестиваль бумажных змеев

В голубое индийское зимнее небо сегодня взлетят бумажные змеи разных расцветок, размеров и форм — одно из главных воплощений мечты людей — полетов в небо.
Международный фестиваль бумажных змеев проходит 14 января ежегодно на западе Индии в городе Ахмедабаде - в крупнейшем городе индийского штата Гуджарат (Gujarat). В это же время в Индии проводится фестиваль Макар Санкранти или иначе Уттараян - фестиваль, воспевающий смену времен года и передвижение солнца в северное полушарие, а вместе с этим окончание зимы.

Церковный праздник

Обрезание Господне

Христиане, начиная с 4 века празднуют в этот день событие, которое совершилось через семь дней после рождения Иисуса Христа – обрезание Господне. Об этом событии рассказал апостол Лука в своем Евангелии.
С тех пор каждый год на восьмой день после Рождества Христова, т.е. по новому стилю это 14 января, отмечается это событие.
Обрезание Господне – это великий праздник для Православной Церкви, а для древних иудеев им определялась принадлежность к Богоизбранному народу, потому что необрезанный считался иноверцем, который недостоин приносить жертву Богу и даже обращаться к Нему.
Обрезание из Ветхого Завета было неким прообразом современного христианского крещения. Младенца Иисуса в храм для обрезания принесли Пресвятая Богородица Мария и Иосиф – Ее обручник и мнимый отец Иисуса. Там был совершен обряд и ребенка нарекли именем - Иисус (Спаситель).
Православные христиане в этот праздник вспоминают о том, что Пресвятая Богородица, и Ее обручник Иосиф были иудеями, которые почитали Тору, которая для обозначения себя как богоизбранного народа, предписывает совершать обряд обрезания.
Православные христиане признают благочестиво право богоизбранности за иудеями, поэтому они празднуют Обрезание Господня с благоговением.
Первые апостолы и христиане, которые происходили от иудеев, были тоже обрезаны.

День святителя Василия Великого (Васильев день)

Васильев день до календарной реформы отмечался каждый год в день Нового года – 1 января. Этот праздник был учрежден в честь Василия Кесарийского или Василия Великого.
Святитель Василий Великий был в 4 веке архиепископом Кесарии Каппадокийской и прославился как создатель идеи иконостаса, автор проповедей и богослов..
Святой Василий на Руси имел прозвище - Василий Свинятник. Но это имя не означало ничего плохого, просто в народе святой Василий считался покровителем свиней, потому что на Новый год христиане готовили разные блюда из свинины.
В день Василия Великого крестьяне ходили колядовать с присказками, стояли под окнами и просили: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка».
В народе с 7 января по 14 января праздновали «святые вечера», а уже с 14 января по 19 января - «страшные» вечера.
В день Василия Великого девушки рьяно гадали о своем замужестве.
Согласно народным приметам, в день Василия Великого в доме должен был быть обязательно денежный запас, а вот чтобы не «отдать» кому-нибудь свой достаток, в долг в этот день не давали.
Засевание дом зернами - это тоже обряд, который, как считалось, способствует урожайности. Старшие дети в этот праздник рассыпали на пол дома зерна, а самая старшая женщина в доме должна была собрать их и хранить у себя до посева.
По народным приметам судили об урожае. Сильный мороз или снег в этот день предвещал плодородный год, при этом ясное звездное небо обещало урожай ягод и гороха, а снежная вьюга предвещала хороший сбор орехов.
Именины в этот день у Александра, Богдана, Василия, Вячеслава, Григория, Ивана, Михаила, Николая, Петра, Платона, Трофима, Федота

Господь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание . С одной стороны Он принял его для того, чтобы исполнить закон: «не нарушить закон пришел Я, - сказал Он, - но исполнить» (Мф. 5, 17); ибо Он повиновался закону, дабы освободить от него тех, кто пребывал в рабском подчинении ему, как говорит апостол: Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных (Гал. 4, 5). С другой стороны, Он воспринял обрезание для того, чтобы показать, что Он принял действительно плоть человеческую, и чтобы заградились еретические уста, говорящие, что Христос не принял на Себя истинной плоти человеческой, но родился только призрачно.

Итак, Он был обрезан, чтобы явно было Его человечество. Ибо, если бы Он не облекся в нашу плоть, то как мог быть обрезан призрак, а не плоть? Святой Ефрем Сирин говорит: «Если Христос не был плотью, то кого обрезал Иосиф? Но как Он был воистину плотью, то и обрезан был как человек, и младенец обагрялся действительно Своею кровью, как сын человеческий; Он болел и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу».

Но, кроме того, Он принял плотское обрезание и для того, чтобы установить для нас духовное обрезание; ибо, закончивши ветхий, касавшийся плоти, закон, Он положил начало новому, духовному. И как ветхозаветный плотской человек обрезывал чувственную свою плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордость, нечистые желания и другие грехи и греховные вожделения.

Обрезан же был Он на восьмой день потому, что предизображал нам кровью Своею грядущую жизнь, которая обыкновенно учителями Церкви называется восьмым днем или веком. Так писатель канона на обрезание Господне святой Стефан говорит: «будущаго непрестанною осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию» (служба Обрезанию Господню, канон, на 4-й песни). И святой Григорий Нисский так говорит: «Обрезание по закону должно было совершаться в восьмой день, причем восьмое число предуказывало на восьмой будущий век». (Число семь в Священном писании означает полноту. Посему, чтобы обозначить всю долговременность жизни этого мира, святые отцы употребляли выражение семь веков или дней, а восьмой век или день, естественно, уже должен был обозначать жизнь будущую).

Подобает также знать, что обрезание в Ветхом Завете было установлено во образ крещения и очищения прародительского греха, хотя тот грех и не очищался совершенно обрезанием, чего и не могло быть до тех пор, пока Христос добровольно не пролил за нас в страданиях Своей пречистой крови. Обрезание было только прообразом истинного очищения, а не самым истинным очищением, которое совершил Господь наш, взяв грех от среды и пригвоздив его на кресте, а вместо ветхозаветного обрезания установив новое благодатное крещение водою и Духом.

Обрезание было в те времена как бы казнью за прародительский грех и знаком того, что обрезываемый младенец зачат был в беззаконии, как говорит Давид, и в грехе родила его мать его (Пс. 50, 7), отчего и язва оставалась на отроческом теле. Господь же наш был безгрешен; ибо хотя Он и по всему уподобился нам, но не имел на Себе греха. Подобно тому, как медный змий, сооруженный в пустыне Моисеем, был по виду подобен змию, но не имел в себе змеиного яда (Числ. 21, 9), так и Христос был истинный человек, но непричастный человеческому греху, и родился, сверхъестественным образом, от чистой и безмужней Матери. Ему, как безгрешному и Самому бывшему Законодателем, не нужно бы и претерпевать того болезненного законного обрезания; но так как Он пришел взять на Себя грехи всего мира и Бог, как говорит апостол, не знавшего греха сделал для нас жертвою за грех (2 Кор. 5, 21), то Он, будучи без греха, претерпевает обрезание, как бы грешник.

И в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на Себя образ человека, по слову апостола: «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 7); в обрезании же Он принял на Себя образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех. И в чем не был виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: «чего я не отнимал, то должен отдать» (Пс. 68, 5), т.е. за тот грех, коему я непричастен, принимаю болезнь обрезания. Обрезанием, Им принятым, Он предначал Свои страдания за нас и вкушение той чаши, которую Он имел испить до конца, когда, вися на кресте, произнес: «Совершилось» (Иоан. 19, 30)! Он изливает теперь капли крови от крайней плоти, а затем она потоками будет истекать впоследствии из всего Его тела.

Он начинает терпеть в младенчестве и приучается к страданию, чтобы, став мужем совершенным, быть в состоянии вынести более лютые страдания, ибо к подвигам мужества следует приучаться с юности. Жизнь человеческая, полная трудов, подобна дню, для которого утро составляет рождение, а вечер кончину. Итак, с утра, из пелен, Христос, обожаемый человек, выходит на дело свое, на труды - Он в трудах с самой юности Своей и на работу свою до вечера (Пс. 103, 23), того вечера, когда солнце померкнет и по всей земле будет тьма, до часа девятого.

И возглаголет Он иудеям: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан. 5, 17). Что же соделывает нам Господь? - Наше спасение: «устрояющий спасение посреди земли» (Пс. 73, 12). А чтобы сделать это дело вполне совершенно, Он принимается за него с утра, от юности, начиная претерпевать телесную болезнь, а вместе и сердечно болезнуя о нас, как о Своих чадах, доколе не изобразится в нас Сам Он - Христос. С утра Он начинает сеять Своею кровью, чтобы к вечеру собрать прекрасный плод нашего искупления.

Обоженному Младенцу было наречено при обрезании имя Иисус, которое было принесено с неба Архангелом Гавриилом в то время, когда он благовестил о зачатии Его Пречистой Деве Марии, прежде чем Он зачат был во чреве, т. е., прежде чем Пресвятая Дева приняла слова благовестника, прежде чем сказала: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему!» (Лк. 1, 38). Ибо, при этих словах Ее, Слово Божие тотчас стало плотью, вселившись в пречистую и пресвятейшую Ее утробу.

Итак, пресвятейшее имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия, дано было при обрезании Христу Господу, что и служило извещением о нашем спасении; ибо имя Иисус значит - спасение, как объяснил тот же ангел, явившись во сне Иосифу и говоря: «наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). И святой апостол Петр свидетельствует об имени Иисусовом такими словами: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12).

Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков, в Тройческом Совете, было предуготовлено, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем Иосифом. В этом имени открыты истина и мудрость Божия (Пс. 50, 8). Это имя, как солнце, озаряло своим сиянием мир, по слову пророка: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды» (Малах. 4, 2). Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную: имя твое - сказано в Писании - как разлитое миро (Песн. 1, 2), не в сосуде оставшееся миро - имя Его, но вылитое. Ибо пока миро хранится в сосуде, до тех пор и благовоние его удерживается внутри; когда же оно прольется, то тотчас наполняет воздух благоуханием. Неизвестна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро то имя излилось с небес на землю, то тотчас же, как ароматное миро, при излиянии во время обрезания младенческой крови, наполнило вселенную благоухаем благодати, и все народы ныне исповедуют, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Сила имени Иисусова теперь открылась, ибо то дивное имя Иисус привело в удивление ангелов, обрадовало людей, устрашило бесов, ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19); от того самого имени сотрясается ад, колеблется преисподняя, исчезает князь тьмы, падают истуканы, разгоняется мрак идолопоклонства и, вместо него, возсиявает свет благочестия и просвещает всякого человека, приходящего в мир (Иоан. 1, 9). Пред превеликим именем Иисуса преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2, 10).

Это имя Иисусово есть сильное оружие против врагов, как говорит святой Иоанн Лествичник: «именем Иисуса всегда поражай ратников, ибо крепче этого оружия ты не найдешь ни на небе, ни на земле. Как сладко сердцу, любящему Христа Иисуса это драгоценнейшее имя Иисус! Как приятно оно тому, кто имеет его! Ибо Иисус - весь любовь, весь сладость. Как любезно это пресвятое имя Иисус рабу и узнику Иисусову, взятому в плен Его любовью! Иисус - в уме, Иисус - на устах, Иисус - где сердцем веруют к праведности, Иисус - где устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 10). Ходишь ли ты, сидишь ли на месте, или что работаешь - Иисус всегда находится пред очами. Ибо я рассудил, - сказал апостол, - быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса (1 Кор. 2, 2). Ибо Иисус для того, кто прилепляется к Нему, есть просвещение ума, красота душевная, здравие для тела, веселие сердцу, помощник в скорбях, радость в печалях, врачевство в болезни, отрада во всех бедах, и надежда на спасение и для того, кто Его любит, Сам есть награда и воздаяние.

Некогда, по сказанию Иеронима, неисповедимое имя Божие начерчивалось на золотой дощечке, которую носил на челе своем великий первосвященник; ныне же божественное имя Иисус начертывается истинною Его кровью, излиянною при Его обрезании. Начерчивается же оно уже не на золоте вещественном, а на духовном, т. е. на сердце и на устах рабов Иисусовых, как оно начертано было в том, о котором Христос сказал: «ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое» (Деян. 9, 15). Сладчайший Иисус хочет, чтобы имя Его как самое сладкое питие было носимо в сосуде, ибо Он воистину сладок всем, вкушающим Его с любовию, к которым и обращается псалмопевец с такими словами: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» (Пс. 33, 9). Вкусив Его, пророк вопиет: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя» (Пс. 17, 2). Вкусив Его и святой апостол Петр говорит: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Мф. 19, 27; Иоан. 6, 68). Сею сладостью для святых страдальцев настолько были услаждены их тяжкие мучения, что они не боялись даже и самой ужасной смерти. Кто нас, - вопияли они, - отлучит от любви Божией: скорбь, или опасность, или меч, ни смерть, ни жизнь, ибо крепка, как смерть, любовь (Рим. 8, 35, 38; Песн. 8, 6). В каком же сосуде неизреченная сладость - имя Иисусово любит быть носимой? Конечно, в золотом, который испытан в горниле бед и несчастий, который украшен, как бы драгоценными камнями, ранами, принятыми за Иисуса и говорит: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6, 17). Такого сосуда требует та сладость, в таком имя Иисусово желает быть носимым. Не напрасно Иисус, принимая имя во время обрезания, проливает кровь; этим Он как бы говорит, что сосуд, имеющий носить в себе Его имя, должен обагриться кровью. Ибо когда Господь взял Себе избранный сосуд для прославления Своего имени - апостола Павла, то тотчас же прибавил: «И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9, 16). Смотри на Мой сосуд окровавленный, изъязвленный - так начерчивается имя Иисусово краснотою крови, болезнями, страданиями тех, кто стоит до крови, подвизаясь против греха (Евр. 12, 14).

Итак, облобызаем тебя с любовью, о сладчайшее Иисусово имя! Мы поклоняемся с усердием пресвятому Твоему имени, о пресладкий и всещедрый Иисусе! Мы хвалим Твое высочайшее имя, Иисусе Спасе, припадаем к пролитой при обрезании крови Твоей, незлобивый Младенец и совершенный Господь! Мы умоляем при сем Твою преизобильную благость, ради того Твоего пресвятого имени и ради Твоей драгоценнейшей изливаемой за нас крови, и еще ради Пренепорочной Твоей Матери, нетленно Тебя родившей, - излей на нас богатую Твою милость! Услади, Иисусе, сердце наше Самим Тобою! Защити и огради нас, Иисусе, всюду Твоим именем! Означай и запечатлевай нас, рабов Твоих, Иисусе, тем именем, дабы мы могли быть приняты в Твое будущее Царствие, и там вместе с ангелами славить и воспевать, Иисусе, пречестное и великолепное имя Твое во веки. Аминь.

Память свт. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии. В семье свт. Василия к лику святых причислены мать Эмилия (память 1 января), сестра Макрина (память 19 июля), брат Григорий (память 10 января). Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом (память 25 января), а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины — центр классического образования.

В Афинах Василий Великий приобрел все доступные знания. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова. Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толкователей Священного Писания. Ими был составлен сборник Добротолюбие. В царствование Констанция (337-362 гг.) распространилось лжеучение Ария.

Церковь призвала к служению Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 г. был рукоположен в сан диакона, в 364 г. — в сан пресвитера. При императоре Валенте (334-378 гг.), стороннике ариан, в тяжелые времена для Православия к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан. В 370 г. Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря — мужской и женский.

Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь».

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий (память 23 ноября) так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

Просмотрено (1593) раз



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: