9 июля день тихвинской иконы божией матери. Молитва перед иконой Тихвинской Богоматери

26 июля (9 июля по нов.ст.) Русская Православная Церковь отмечает праздник иконы Тихвинской Божией Матери.

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы.

Усердием великого князя Василия Ивановича (1505 - 1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 - 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство.

После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы.

Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе. Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы.

В Екатеринбурге хранится точный список чудотворной иконы в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре. Как рассказывают сестры обители, как и сотни лет назад, так и сегодня образ источает чудеса. Многие верующие по искренним молитвам перед иконой получают просимое.

В день празднования Ново-Тихвинской иконы Божией Матери, в Александро-Невском монастыре Екатеринбурга (Зеленая роща, 1) состоятся торжества, посвященные престольному празднику. В этот день правящий архиерей - митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл - возглавит праздничную Божественную литургию, после чего состоится традиционный крестный ход с главной иконой вокруг Александро-Невского собора. По завершению богослужения и крестного хода всех гостей ждут праздничные угощения и концерт.

Тихвинская икона Божией Матери (1383).

9 июля Русская православная церковь отмечает день Тихвинской иконы Божией матери. Эта икона сама выбирала место своего пребывания. Через свой образ Богородица не раз спасала Русь от врагов.

Перо апостола.

Считается, что образ этот создан еще при жизни Богоматери и принадлежит перу евангелиста Луки. Апостол приехал к уже пожилой Марии, чтобы записать подробности рождения Христа для своего Евангелия, а в результате написал первую икону Богородицы. Увидев результат его работ, Она благословила свои образы: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет». Всего Лука нарисовал около 70 икон, однако до наших дней они, к сожалению, не сохранились: когда мы говорим о том, что та или иная икона создана евангелистом, мы имеем в виду сам образ, художественные особенности изображения.

Именно Лука впервые создал два канонических образа Божьей Матери: «Умиление» (Елеуса), где Младенец Христос прильнул щекой к Богоматери, и «Путь указующая» (Одигитрия), где Божья Матерь и Младенец смотрят прямо на зрителя. Считается, что именно к перу Луки восходит образ Владимирской иконы Божией Матери, а также Тихвинская икона (образ Одигитрия).

Чудесные путешествия.

Этот образ связывают с иконой, находившейся в Константинополе с V века. До этого икона хранилась в Иерусалиме, а прежде — в Антиохии, куда и передал ее сам апостол Лука.

За 70 лет до того, как турки взяли Византийскую столицу, икона чудесным образом перенеслась на просторы Руси. Рассказы о чудесном появлении образа Богородицы — которых, кстати, было несколько — были впервые зафиксированы в письменном виде в конце XV века. Упоминается икона в большом количестве рукописей, в том числе в Воскресенской летописи и в Лицевом летописном своде. Данные из разных источников оформились в «Сказание о Тихвинской иконе Богоматери».

Впервые икона появилась на Руси в 1383 году, в Новгородских землях.

«В лето 6891 года во области Великого Новаграда, нарицаемой Тихфин, явися икона Пречистые Богородицы и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем на руку Своею», — гласит предание. Согласно ему икона плыла над водами Ладожского озера, окруженная сиянием. Образ Богородицы заметили рыбаки, однако икона уплыла дальше. Вскоре ее видели в других местах, недалеко от Тихвина. Жители окрестных деревень горячо молились Божией Матери, и во время очередного явления икона опустилась на землю.

Исследование Тихвинской иконы относит написание образа к концу XIV - началу XV века. Встает вопрос: можно ли считать этот образ одним и тем же с пропавшим Константинопольским образом, или это разные иконы? Предание сохранило подробный рассказ пребывания новгородских купцов в Константинополе. Когда они поделились чудесной историей о появлении иконы в Тихвине с местными священниками, те по описанию узнали «беглянку». «За гордость нашу и неправды она совсем оставила нас», — с горечью сказал Константинопольский патриарх Матвей. Он поведал гостям, что икона и прежде несколько раз исчезала из Царьграда, и показал купцам место, где она хранилась.

На месте появления иконы в Тихвине люди сразу же построили часовню, а вскоре воздвигли храм, однако Богородица снова исчезла, чтобы появиться в нескольких верстах от Тихвина. На месте каждого явления чудотворного образа люди ставили церковь в честь Богородицы, а каждое появление иконы сопровождалось многочисленными исцелениями. В 1560 году был основан Успенский мужской монастырь, где икона обрела покой. Место, на которое определили икону, было таким же, как в Константинопольском храме: у первого столба, справа от входа. Однако, как покажет дальнейшая история, находиться на одном месте иконе долго не пришлось.

Спасительница.

Тихвинскую икону не зря называют заступницей России. Она появилась здесь во времена правления Дмитрия Донского, когда Русь впервые бросила вызов Ордынскому владычеству. Во время нападения на Новгород шведов Богородица уберегла Тихвинскую обитель от разорения, обратив в бегство войско неприятеля. Шведы были поражены неудачей не меньше, чем тихвинцы были поражены чудесным избавлением от врагов, и решили во что бы то ни стало захватить святыню. Новгородцы даже хотели вывезти чудотворную икону из обители куда подальше, чтобы спасти и ее, и город, но Богородица словно отказалась двигаться с места. Даже самые сильные мужчины не смогли достать ее из киота. Икона осталась, а обитель так и не была взята. Тогда же с образа были сделаны несколько списков, разошедшихся по всей Руси и ставших впоследствии чудотворными.

Икона выручала Россию и в XIX веке, во время борьбы с Наполеоном. Список с чудотворного образа защищал тихвинскую дружину ополчения и даже участвовал в знаменитой битве при реке Березине: тогда воинам удалось спасти ризу, снятую французами с образа Тихвинской Божией Матери в Москве, пишет Алла Титова, ведущий библиограф по краеведению

Тихвинской центральной районной библиотеки им. И.П. Мордвинова.

Есть также легенда (впрочем, достоверно не подтвержденная), что с одним из таких списков на борту Москву облетел самолет перед наступлением немцев на столицу во время Великой Отечественной войны. Об этом писал православный историк Сергей Фомин в статье «Война, Церковь, Сталин и митрополит Илия». Согласно этой легенде, в 1941 году чудотворный список Тихвинской иконы из московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском спас Москву от немцев: «изрядно смутившийся Сталин призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы». Тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона «была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин».

Последний путь на Родину.

В 1941 году немцы вывезли чудотворный образ из Тихвина сначала в Псков, затем в Латвию. После образ попал в Америку — в Чикаго. Казалось, Богородица уберегала свой образ от гонений на церковь, которые возобновились после войны.

Икона вернулась в Россию лишь в 2004 году. Обязательным условием для ее возвращения было восстановление Тихвинской обители, закрытой в 1920-х годах большевиками. Правда, в 1945 году одну из церквей на территории обители вернули православной общине, но сам монастырь начал возрождаться к жизни лишь в 1995-м, после обращения жителей Тихвина к патриарху Алексию II. Уже через год в стенах монастыря была возобновлена праздничная служба.

Судьба этой православной святыни тесно переплетается с историей государства Российского. Это икона царей и воинов. В рукописных "Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери", наиболее ранние из которых датируются рубежом XV-XVI веков, ее появление в новгородских пределах, на берегу реки Тихвинки, относится к 1383 году.

С середины XVI века икону, "иже явилась на Тихвине", стали отождествлять либо с Одигитрией из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками она чудесно перенеслась на берега реки Тихвинки, либо с "Богоматерью Римляныней", считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа начала VIII века, который во времена иконоборчества, по преданию, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим, а потом тем же путем вернулся.

После падения Константинополя и присоединения Новгорода к Москве явление иконы "на Тихвине" стало восприниматься как избрание Богородицей нового своего "удела" — Святой Руси, ставшей Третьим Римом.

Великий князь Василий III приехал сюда на богомолье после развода с бездетной первой женой и женитьбы на Елене Глинской — он тогда усердно посещал святые места и делал щедрые вклады в монастыри и соборы, молясь о даровании наследника. С этого времени Тихвин стал "царским богомольем". Высочайшие особы посещали его вплоть до начала ХХ века.

Стали появляться списки Тихвинской иконы — ее ширящееся почитание, способствовало объединению, сплочению страны.

Иван Грозный с особым благоговением относится к этому образу. Он приезжал в Тихвин перед венчанием на царство — получить благословение на титул царя ("цезаря") от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую: ведь Москва — Третий Рим.

В 1560 году по приказу царя в Тихвине возвели три деревянных монастыря: Большой Богородицкий мужской монастырь вокруг Успенского собора, Введенский девичий и в трех верстах — Николо-Беседный.

Первый царь новой династии, Михаил Федорович, продолжал традицию — по случаю обеих своих свадеб присылал в Тихвин дары, а его самого в Костромском Ипатьевском монастыре мать, старица Марфа, списком с Тихвинской иконы благословила на царство.

Когда же шведы в 1617 году потерпели поражение от русских и в деревне Столбово перед ликом Тихвинской Богородицы царь Михаилом Федоровичем и король Густав II Адольф писали мир, по его условиям шведский король признал династию Романовых — до этого "самопровозглашенное" царство признавала только Англия: Столбовский договор положил начало его международного признания. С тех пор началось всероссийское почитание образа, это царство благословившего.

Воинская слава Тихвинской иконы тоже началась в XVII веке. А в 1812 году с нее был сделан список, получивший название "Тихвинская-Ополченная". В начале XIX столетия фрегат "Тихвинская Богородица" плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. "Тихвинская-Ополченная" была в русской армии и во время Крымской войны. А в 1941 году, по московскому преданию, чудотворную Тихвинскую икону на самолете обнесли вокруг столицы, и вслед за этим начался разгром фашистов под Москвой.

Сам же оригинальный образ до 1941 года — после закрытия в 1924 году Тихвинской обители — находился в Тихвинском краеведческом музее, потом, во время оккупации, был вывезен немцами в Псков и дальше — в Ригу, наконец, оказался в американской оккупационной зоне в Германии, а закончил путь в Чикаго.

Там Тихвинская икона Богоматери хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез ее в 1949 году, а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению святыни. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1991 году отец Сергий Гарклавс побывал в Тихвине и подтвердил, что вернет икону после возрождения духовной жизни в монастыре и обеспечении сохранности образа в стенах Успенского собора.

В 1995 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь был открыт и началось его восстановление. Через год в отреставрированном и освященном Успенском соборе возобновилась праздничная служба в честь Тихвинской иконы Божией Матери. А в 2004 году после 60 лет странствий икона была торжественно возвращена в обитель.

9 июля 2019 года православная Церковь отмечает праздник Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Тихвинская икона Божией Матери – один из самых древних почитаемых православной церковью образов. Согласно преданию, он был написан евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери. Известно множество списков с этой иконы, которые хранятся в различных храмах.

Мы расскажем о том, о чем молятся Тихвинской иконе Божьей Матери, в чем заключается значение этой иконы Богородицы, в чем помогает Тихвинская Богоматерь, и приведем тексты молитв перед иконой.

Значение иконы Тихвинской Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери – одна из главных святынь Тихвинской церкви, которая находится в Москве. В годы Великой Отечественной войны этот образ был обнесен вокруг столицы на самолете, после чего фашистские захватчики были повержены.

О чем молятся иконе Тихвинской Божьей Матери? Этот образ считается покровителем детей и подростков. К нему обращаются родители, которые хотят достойно воспитать своих детей. Однако значение иконы Тихвинской Богоматери не только в этом.

В чем помогает Тихвинская Божья Матерь?

К этой иконе, обладающей особой исцеляющей силой, обращаются люди, страдающие различными заболеваниями, в том числе душевными расстройствами. Известны многочисленные случаи исцеления людей, которые возносили молитвы перед этим образом.

Часто получали помощь те, кто был парализован – люди начинали самостоятельно ходить. Если молиться о выздоровлении больного ребенка, он обязательно поправится. Этот образ также хранят дома, чтобы защитить себя и свою семью от непрошеных гостей и различного негатива.

Молитва перед иконой Тихвинской Богоматери

«О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас недостойных раб Твоих и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей; услыши нас молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиреномудрие, супругам любовь и согласие, чадам послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, ду%D

* Преподобного Давида Солунского (ок. 527-548). *** Тихвинской иконы Божией Матери (1383). Преподобного Тихона Луховского, Костромского (обретение мощей, 1569; 1503).
Мучеников Петра и Павла братьев и Галликана Римских (IV). Святого Ферапонта. Преподобного Иоанна, епископа Готфского (VIII); Анфиона. Святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (1385). Священномученика Георгия (Степанюка) пресвитера, Алма-Атинского (1918). Икон Божией Матери: Лиддской (Римской, I); Нямецкой (1399); Седмиезерной (XVII).

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери и своем первообразе находилась в Тихвинском монастыре у г. Тихвина (Ленинградская губ.). Событие явления иконы произошло в 1383 году 26 июня, в княжение великого князя Дмитрия Донского - рыбакам на Ладожском озере, которые над водою увидели икону Божией Матери в необыкновенном свете. Предание говорит, что икона находилась раньше в Царьграде (Константинополе), куда Она была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима. Для иконы, впоследствии названной Тихвинской, построили храм под именем Влахернского. Во время торжества иконоборчества Она была скрыта в обители Пантократора Вседержителя, а при победе православия вновь водворена во Влахернском храме. За 70 лет до падения Царьграда икона перешла в 1383 году в Новгород. Заключают это из следующего: вскоре по явлению иконы в Тихвине некоторые новгородские купцы были в Царьграде и посетили патриарха. В беседе с ними патриарх спросил: «Нет ли в России слухов о чудо творной иконе Богоматери, которая пребывала в Царьграде и неизвестно куда скрылась». Тогда-то купцы и передали ему, как явилась в Тихвине икона.
Патриарх из сопоставления времени, когда икона исчезла и явилась, пришел к заключению, что это Цареградская икона. Патриарх рассказал при этом, что икона несколько раз скрывалась из Царьграда и являлась опять. «Ныне же за гордость нашу и неправды она нас совсем оставила» - заключил патриарх. Вблизи Тихвина икона появлялась в разных местах, и там, где Она останавливалась, от Нее были чудеса молящимся и на этих местах устраивались храмы и часовни. На месте вблизи Тихвина, где Икона являлась неоднократно, был поставлен деревянный храм, который через некоторое время сгорел, причем Икона осталась невредимою.
По повелению великого кн. Василия Иоановича (1505-1533) на этом же месте была построена каменная церковь. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 - 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.
Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой.
Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы. Особенно прибегают к этой Иконе при болезнях детей. Икона довольно значительных размеров: длиною 1 аршин 2 вершка (80,02 см), шириною 14 вершков (62,5 см). Замечательно, что одна из рук Богоматери отличается необыкновенной теплотою, ощутимой для губ при прикладывании. По России было распространено громадное количество списков с Тихвинского первообраза и многие из этих списков были прославлены чудесами.

Преподобный Давид

Преподобный Давид подвизался в Фессалии. С молодых лет он возлюбил Бога и, оставив мир, построил себе шалаш под миндальным деревом, в 3 верстах от города, и здесь прожил 79 лет, терпя холод и зной и соблюдая строгий пост. Приходивших к нему он учил благочестию и таким образом делал много добра. Бог прославил его еще при жизни: всякую ночь люди видели, что из его шалаша исходил свет. Скончался преподобный в 540 г.

Святой Дионисий

Святой Дионисий был архиепископом Суздальским. В молодых летах, по примеру киевских подвижников, он выкопал себе пещеру на берегу р. Волги, в 3 верстах от Нижнего Новгорода, и стал подвизаться здесь. К нему начали собираться любители безмолвия, и в 1335 г. он основал тут монастырь - Нижегородский-Печерский, в честь Вознесения Господня. Св. Дионисий был человек образованный. Святитель Алексий, митрополит Московский, лично знал добродетели и образованность его и поставил его епископом Суздальским и Нижегородским. Св. Дионисий боролся с ересью так называемых стригольников, последователей цирюль-ника-лжеучителя, многие из которых отвергали воскресение мертвых, писания святых апостолов и правила соборов. На пути из Константинополя в Москву, после посвящения в московские митрополиты, он был задержан в Киеве литовским князем. Здесь он был в заключении, проводил время в посте и молитве и скончался в 1385 г. Погребен в Антониевых пещерах, где открыто почивают его мощи.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: