А у не имеющего отнимется. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов

Эффект Матфея (Matthew effect) - феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором уже ими обладающая сторона продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена ещё сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех. Действие эффекта можно пронаблюдать в образовании, социологии науки, экономике, маркетинге, шоу-бизнесе, работе глобальной сети.

Сам термин был впервые предложен в 1968 году американским социологом Робертом Мёртоном в его своей статье для журнала «Science», рассматривавшей проблему неравномерности распределения статусов в научных сообществах. Мёртон дал явлению такое название по цитате из Притчи о талантах в Евангелии от Матфея: «…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25:29)».

Эффект Матфея и образование

Канадский профессор Кит Станович определил, что дети, рано начинающие делать успехи в обучении чтению, будут быстрее усваивать и другие навыки. В свою очередь те, кто к третьему или четвертому году в начальной школе продолжает отставать, в будущем могут испытывать трудности в учёбе и освоении чего-то нового в принципе. Дело в том, что приблизительно к третьему-четвёртому классу школьники оказываются вовлечёнными в качественно новый процесс. Они больше не «учатся читать», а переходят к формуле «читать, чтобы учиться». На первый план выходит понимание смысла текста, так что усложняются и сами учебные материалы: теперь это не бессвязный набор простых предложений, а насыщенные фактами книги и статьи.

Ученики, не успевшие должным образом освоить чтение, с этого момента начинают отставать, и со временем это отставание будет только увеличиваться. Так, трудности с чтением порождают проблемы с пониманием самого предмета и мотивацией - появляется чувство отвращения к самому процессу. Как следствие, он не пополняет свой словарный запас, не усваивает базовые знания и упускает возможность углублять их в дальнейшем. Всё это сопровождается, как правило, упрёками со стороны родителей и учителей, что может окончательно закрепить у ребёнка неприязнь к книгам и науке как таковой.

В старших классах и на первых курсах университетов успевающих учеников ждёт ещё один «фильтр». Вероятность окончательно сойти с дороги в успешное будущее у потенциально талантливых молодых людей из непривилегированных социальных слоев гораздо выше, чем у их сверстников из среднего и обеспеченного класса. Если молодые люди из бедных семей не проявят себя уже в раннем возрасте, если они не раскроют свои таланты уже в самом начале своего жизненного пути и не получат стипендии или другой материальной поддержки, они бросают школу и чаще всего навсегда лишаются возможности реализовать свой потенциал в науке, искусстве и т.д.

Эффект Матфея и карьера

Согласно Мёртону, тот, кто обладает исходными сравнительными преимуществами в научной сфере (ярко выраженный талант, местонахождение в структуре науки и доступ к ресурсам), получит не только больше возможностей для дальнейшего успешного ведения работы, но и большее моральное и материальное вознаграждение. Так, на труды именитого учёного обратят гораздо больше внимания, чем на аналогичные по качеству и значению исследования его малоизвестного коллеги.

Та же ситуация с одарёнными учениками и подмастерьями, невольно остающимися в тени своих наставников. В качестве иллюстрирующего примера Мёртон часто приводил пример - открытие антибиотика стрептомицина, за которое в 1943 году Селману Уоксману была присвоена Нобелевская премия по медицине. И всё это при том, что в действительности препарат был синтезирован его молодым аспирантом Альбертом Шварцем, о котором при раздаче премий даже не вспомнили...

Некоторые учёные за всю жизнь издали лишь одну работу или вообще не имеют печатных трудов, тогда как другие могли накопить сотни или тысячи статей. Неравномерное распределение вознаграждений ведёт к тому, что труды известных учёных начинают восприниматься в отрыве от их содержания и реального значения. Часто то же самое можно наблюдать с «достижениями» в среде художников, музыкантов, писателей, дизайнеров, актёров, режиссёров и прочей «заметной» публики.

Следует также отметить, что проблема неравенства существует не только среди учёных, но и среди научных и учебных учреждений. Заведения, имеющие на своём счету множество научных достижений (прославившихся в дальнейшем выпускников), чаще становятся объектами финансирования и привлекают несравнимо больше талантливых сотрудников (талантливых либо весьма обеспеченных студентов).

Эффект Матфея и экономика

Дэниэл Ригни, изучавший этот феномен и написавший о нём несколько книг, разбирает один из сценариев действия относительного эффекта Матфея на примере капитализации процентов: у Х и Y есть вклады в банке под 10 % годовых. При этом вклад Х составляет 1000$, а вклад Y - 100$. На момент открытия вклада разрыв между X и Y был равен 900$, но спустя год возрос до 990$. По прошествии 10 лет разница во вкладах составит 2335$. Хоть процентная ставка и сохранялась на одном и том же уровне все 10 лет, и обе стороны увеличивали свой доход, у Х это происходило быстрее и в больших масштабах, а разница между суммой вкладов становилась всё значительнее.

С одной стороны, это наглядно объясняет, почему «бедные беднеют, богатые богатеют». С другой стороны, Роберт Мёртон подчёркивал, что далеко не всегда действие феномена является абсолютным. В некоторых ситуациях беднеют или богатеют одновременно и богатые, и бедные (например, в периоды глубокого экономического кризиса или финансового подъёма страны). Иногда бывают случаи, где отмечается обратная пропорциональность: бедные богатеют, а богатые беднеют. Таким образом, изначальное преимущество не может быть абсолютной гарантией дальнейшего успеха, равно как и изначальная обделённость не подразумевает недостачи в будущем.

Эффект Матфея и Интернет

Данная закономерность тесно связана с вирусным распространением информации. Из двух интернет-материалов одинакового качества и степени важности больше шансов стать «вирусным» и быстро разлететься по сети у получившего большее количество ссылок и просмотров. В результате популярный ресурс становится ещё популярнее, а цитируемый продолжают цитировать ещё больше. Иными словами, веб-страница, отображающаяся при соответствующем запросе в поисковых браузерах одной из первых, привлекает больше посетителей, и её контент прочитают в первую очередь. Определяющее значение в данном случае будет иметь алгоритмы ссылочного ранжирования сайтов.

Говоря о «вирусах», стоит так же упомянуть и пресловутую рекламу всевозможных товаров и услуг. Люди предпочитают делать дорогие и важные покупки у известных фирм, производителей и магазинов, причём из двух незнакомых вариантов будет выбран тот, что чаще мелькает на экранах телевизоров. О своём приобретении они расскажут другим людям, и те, в свою очередь, тоже предпочтут «проверенный» источник. Спустя некоторое время за маркой закрепится статус «легендарной», «народной» и т.д., делая её практически неуязвимой к конкуренции.

На воскресном евангельском чтении мы слышим притчу о талантах. Почему же имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется последнее? Разве это справедливо? Что Господь хотел объяснить этой притчей? Делимся отрывком из книги , где протоиерей Александр Абрамов объясняет смысл притчи.

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпáл, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, чтó имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Мф. 25: 14-30

Эта притча нам очень хорошо известна. Мы знаем, что двух рабов Господь вознаграждает благословением, а о третьем говорит: негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Очень многие проходили через такой жизненный этап, когда было обидно за этого раба, который получил один талант от Господа, от своего господина, испугался, что тот жесток, и побоялся промотать этот талант. Закопал его в землю, а в нужное время вернул столько же, сколько взял. И его господин не принял этого таланта, больше того, обвинил раба в безделье: ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью.

Ну как же так? Ведь раб возвращает господину то, что ему принадлежало. Да, прибыли не случилось, но и убытка он не потерпел. А господина это совершенно не устраивает. И мы испытываем даже что-то вроде симпатии к провинившемуся рабу.

Рембрандт Харменс Ван Рейн.
Притча о талантах

Но если повнимательнее всмотреться в эту притчу, то речь здесь не о вине и, конечно, не о жестокости господина, а о том, как человеку жить рядом с Богом. С Богом беспокойным, с Христом требовательным и в то же время всецело доверчивым по отношению к людям. В наше словоупотребление давно вошли эти «таланты» из притчи. «Не расточай своих талантов», - говорят люди друг другу. «Не закапывай свой талант в землю, ты же прекрасно занимаешься математикой». О каком таланте идет речь?

Начнем с того, что на Ближнем Востоке в античности «талант» - это очень много денег, это значительная денежная мера. И когда одному дали пять талантов, другому - два таланта, а третьему - один, каждому из них дали очень много. Это «очень много» два раба обратили на пользу, умножили капитал - конечно же символический. Христос не устает об этом повторять, когда общается с учениками притчами. Кто имеет уши слышать, да слышит, - говорит Он, чтобы отвести даже намек на то, что речь буквально идет о деньгах и о поведении.

И вот, два раба умножили символический капитал, данный им, а третий принес его таким, как было дано. И выясняется, что Спаситель не благословляет пустоту безделья, страх, любое желание наладить с Собой деловые, договорные отношения. Не о договоре идет речь.

Господин, уехав далеко, не знал, вернется ли он, не знал, что сделают рабы. А мы знаем из притчи, например, о виноградарях, как по-разному может складываться судьба господина. Но, наделив талантами и оставив нас в собственной воле, Господь говорит: «Делайте». И к тем, кому это делание удалось, обращены благословляющие слова Христа: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего .

Что это за радость? Неужели это радость от того, что умножился и пополнился Его капитал? И да и нет. Нет - в том смысле, что Христу безразличны денежные сокровища. Да - в том смысле, что радость Господа происходит от того, что люди, получившие даром, не за собственные заслуги, таланты, смогли в мир Божий добавить новых красок. Прибавление, умножение суть синонимы Божией полноты. Не вычитание, не деление, не отрицание, но избыток. Избыток Царствия Божия, избыток талантов и дарований, избыток радости. Такой избыток, который в Царствии Небесном перестает ощущаться как что-то чрезмерное, но есть радость и полнота, которые исполняли Давида, когда он скакал изо всей силы перед Ковчегом Завета.

Бесплодность и осторожность, желание все рассчитать немыслимы в отношениях со Христом. Христос не ведет себя расчетливо с людьми, Он поступает прямо против Своего трактованного по-земному интереса, потому что у Него нет этого интереса. Его интерес - это Царствие не от мира сего, где таланты умножаются, а добрый раб входит в радость Господа Своего, это образ пришествия Творца Вселенной. Доброго пришествия, благословляющего, отрицающего пустынность и насаждающего рай. Рай, где каждому находится место, где человек счастлив, ибо он был создан Господом в Совете Отца, и Сына, и Святого Духа для счастья.

Из книги протоиерея Александра Абрамова .

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Григорий Двоеслов

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Прп. Иустин (Попович)

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Ибо всякому имеющему дастся и прiумножится : а таков каждый человек, который есть добрый и верный рабъ Божий, Божественного. Нет сомнения, таким может стать каждый по собственной доброй воле. Ибо добрый и верный рабъ трудится, обрабатывает Божие в себе и в мире, окружающем его, и поэтому все это умножается в нем и вокруг него. А лукавый и ленивый рабъ не хочет ничего Божиего; не хочет даже и того, что имеет как дар Божий, как талантъ, поэтому и возьмется от него и то, что он имеет, ибо Бог ничего Своего не навязывает никому силой. С чем тогда остается лукавый и ленивый рабъ? С собой самим, с тем только, что относится к человеческому миру, людскому, посюстороннему. Действительно он теряет и основание под собой, остается на «ничем»; ибо когда от человека взимается Божие и то, что от Бога, что тогда остается в нем постоянного и ценного? все только: ничто, ничто, ничто. Действительно, гуманисты основывают свое бытие на небытии, свое все на «ничто». Они живут в кажущихся реальностях, в реальностях, которые себя безумно провозгласили единственными.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Хотя многие люди от природы мудры и имеют остроту ума, однако, если они будут нерадивы и вследствие праздности погубят благо природы, - по сравнению с тем, который немного медлительнее, но трудами и заботливостью увеличит меньшее, принадлежащее ему, - [такие] утрачивают благо природы и увидят, что награда, обещанная им, переходит к другим. Можно это место понимать и так: тому, который имеет веру и благое произволение о Боге, если бы он, по человеческой немощи (ut homo), имел даже менее других в делах, [такому] от благого Судии будет дано. А тот, кто не имел веры, утратит даже и те блага и прочие добродетели, которые от природы он, по-видимому, имел. И даже весьма искусно (eleganter) говорится: Отнимется у него и то, что имел . В самом деле, то, что бывает без веры во Христа, не должно быть вменяемо тому, кто сделал из этого злоупотребление, а только тому, кто присоединил благо природы даже к злому рабу.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Ориген

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Евфимий Зигабен

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Архим. Софроний (Сахаров)

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Лопухин А.П.

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

(Лк. 19:25-26) . Указывается своеобразная, но вполне жизненная и понятная причина того, почему отнимается последний талант. Она заключается не в том, что “лукавый и ленивый” раб не имеет таланта, а в том, что не имеет роста, прибыли. За этот недостаток прибыли отнимается у него и самый талант. Του δε μη ΐχοντος, так. наз. Genitivus absolutus (ср. Мф. 13:12 и прим. к этому стиху).

Толковая Библия.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 25, ст. 14-30.

25.14. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

25.15. и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

25.16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

25.17. точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

25.18. получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

25.19. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

25.20. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

25.21. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

25.22. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

25.23. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

25.24. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л,

25.25. и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

25.26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

25.27. посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

25.28. итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

25.29. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

25.30. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(Мф. 25, 14-30)

Так, дорогие братья и сестры, звучит притча о талантах. Талант был денежной единицей, но не монетой, а мерой веса, и соответственно, его стоимость зависела от того, было ли это золото, серебро или медь. Чаще всего это было серебро.

Внимание данной притчи устремлено, прежде всего, на ленивого раба, который зарыл свой талант в землю, чтобы потом, в точно таком же виде, вручить его хозяину.

Не приходится сомневаться, что он символизирует книжников и фарисеев, цель которых заключалась в том, чтобы просто сохранить закон, маскируя его множеством излишних преданий и традиций.

Но в этой притче Господь обращается также и к людям нынешнего века. Так, по словам преподобного Иустина Челийского, «злой раб скрыл серебро господина своего: то есть скрыл от себя все Божие; все, что напоминает о Боге, или обнаруживает Бога. Это тип безбожника, а прежде всего: бездушника. Ибо безбожник прежде всего всегда бездушник: он отрицает сперва душу, а затем Бога».

Душа - это тот важный талант, который Господь дает каждому человеку. Дает не просто для сохранения его в нашем теле, которое мы унаследовали от Адама, сотворенного из земли, а для приобретения этой душой новых талантов - добродетелей.

Бог никогда не требует от нас то, чего у нас нет. Но, как говорит святитель Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), «Бог каждому дал по силам и по разуму. Как от богатого человека первый раб получил пять талантов, второй - два, третий - один, так и нам Господь раздал дары Своей благодати, каждому по силам и по разуму его, и от всех спросит ответа на Страшном Суде Своем, как потребовал ответа этот богатый человек от рабов своих».

Благодать Божия - это зачаток добродетелей, которые мы должны взрастить в своем сердце посредством богоугодных дел. Господь открывает нам, что Богу в человеке важна не сама добродетель, а то, как мы ее используем. И если наш талант устремлен к служению Господу, то Он дает нам еще больше возможности потрудиться во славу Божию, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25, 29).

Смысл этого правила жизни таков: если у нас есть талант, достойно используемый нами, мы все время будем способны делать все больше и больше. Но если у нас есть талант, не применяемый нами в жизни, мы неизбежно его теряем.

Стремление к приумножению благодати Божией, к приобретению добродетелей - вот к чему призывает сегодня нас, дорогие братья и сестры, притча о талантах.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Кирилл Александрийский

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

В людей, охотно обучающихся и хорошо расположенных к принятию божественных глаголов, вселится Святой Дух, взращивающий в них дарования. У тех же, кто стяжал искру света и пренебрег ею, совершенно угаснет и отнимется даже то малейшее, что они имели прежде. Это и претерпели иудеи. Приняв свет из закона, они не приумножили его, а когда пришла Истина, они оказались близоруки и лишились даже того, что ранее приобрели.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

Вера постигает таинства царства. Она приносит пользу тем, в ком пребудет, и преисполнится ростом своего преуспеяния; но у тех, в ком ее не будет, отнимется даже то, что они имеют. Таким образом, Он возвещает потерю закона из-за недостатка веры, не имея которой, иудеи утратили также и закон, который имели. И потому евангельская вера имеет совершенный дар, потому что воспринятая обогащает новыми плодами, а отвергнутая отнимает и прежние богатства.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

Имеющим дается еще, и у неимеющих отнимается то, что они имеют не по справедливости суда, но потому, что это делается в применении к апостолам, имеющим веру во Христа. А у иудеев, не веровавших в Сына Божия, отнимается даже и то благо, которое они имели по [своей] природе. Действительно, те, которые не имеют главы мудрости, не могут понять что-нибудь, с надлежащей мудростью.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

Евфимий Зигабен

иже бо имать, дастся ему и преизбудет (ему): а иже не имать, и еже имать, возмется от него

Тому, кто имеет веру, дано будет знание тайн, и притом обильное; а у того, кто не имеет веры, отнимается и тот дар, какой он имеет от Бога. Всякий имеет дар Божий, один – такой, а другой – иной. Те, которые ведут себя достойно, не только получают такое знание, но притом и обильное, а те, которые не поступают так, не только не получают его, но у них отнимаются дары, какие они получили прежде.

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

Вполне возможно, чтобы имеющему прибавилось. Но невозможно, чтобы было отнято [что-либо] у того, кто не имеет. Как такое может произойти? Ведь если у него отнимается то, что он не имеет, что же отнимается? А происходит вот что: тот, кто обладает разумом и не творит с его помощью справедливости, которая служит ко славе Божией, но, наоборот, использует его только для земных дел, то такой человек, хотя и имеет, кажется, что не имеет. Ибо, хотя он и зряч, о нем можно сказать, что он слеп. Не имеет тот, кто ничего не приносит Богу.

Лопухин А.П.

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

(Мк. 4:25; Лк. 8:18) . “Кто имеет” как в русском, так и в греческом, - придаточное предложение, не имеющее главного, хотя речь совершенно правильна и понятна. Это nominativus absolutus (см. прим. к 12:36). Подобные же выражения встречаются у Мф. 25:29 в притче о талантах. Это, может быть, была пословица, выражающая общую истину в отношении к мирским и духовным благам. Примеры того, когда у неимеющих отнимается то, что они имеют, обычны и общеизвестны. Наша русская пословица “где тонко, там и рвется” выражает ту же мысль. В Евангелиях, конечно, речь только о духовном. “То, что имели люди, отнимается у них, потому что у них нет того, что они должны были бы иметь”. Ученики обладали большей способностью и восприимчивостью к новому учению и потому могли приобрести больше, чем остальной народ. Выражение “кто имеет” Августин толкует в смысле utitur, пользуется, и прилагает его к проповедникам. Проповедник, который проповедует божественное учение другим, не чувствует недостатка в учении и словах, которые говорит и проповедует; но если кто учением не пользуется, то даже и смысл того затемняется и оставляет его.

Толковая Библия.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: