Александро невская лавра отец виталий. Куда исчезают люди? Православное сердце столицы Российской Империи

17 июля состоялся брифинг для журналистов, посвященный первым дням пребывания мощей святителя Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге. За четыре дня в Александро-Невскую Лавру пришло на поклонение 96100 человек, из них 8700 человек прошли по социальной очереди.

Председатель комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Леонид Павлович Богданов отметил, что общее количество человек, одновременно присутствующих в очереди, иногда достигало 10 тысяч. При этом поток граждан налажен таким образом, что город не ощущает дискомфорта, несмотря на многотысячное скопление людей в Лавре и на прилегающих улицах.

Организация доступа паломников к святыне осуществляется органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, ГУ МВД, Единого центра по предупреждению чрезвычайных ситуаций, Росгвардии а также структурами Санкт-Петербургской епархии и волонтерами. В результате совместных усилий люди проводят в очереди в среднем от получаса до трех часов. Время ожидания в социальной очереди не превышает 30 минут.

«Пока ритмичность работы шлюзов, распределяющих паломников на оптимальные группы, позволяет выдерживать относительно небольшую очередь, что говорит, прежде всего, о внутренней организации. Но если это не контролировать ежеминутно, то очередь может расползтись по Невскому проспекту », - добавил Л.П.Богданов, подчеркнув, что на случай увеличения потока паломников просчитан дополнительный маршрут для выстраивания очереди в Митрополичьем саду.

«Лавра не первый раз участвует в подобном церковно-государственном проекте. Ежедневные заседания оперативного штаба принесения мощей святителя Николая Чудотворца в Санкт-Петербург позволяют выявлять недочеты и мобильно реагировать », - заявил наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий .

Предупреждая вопрос журналистов, сравнивающих длину очереди на поклонение святителю Николаю в Москве, растянувшуюся на несколько километров, и относительно небольшую очередь в Санкт-Петербурге, епископ Назарий подчеркнул, что не длиной очереди измеряется эффективность работы, а то, что люди в Петербурге стоят в очереди к мощам не более 3-х часов, означает, что организаторы добились полной координации усилий церковных и государственных исполнительных властей.

«Мы учитываем опыт Москвы и свой опыт - это главный показатель. Если судить по количеству людей, которые пришли поклониться святыне в день, то получается не меньше московской посещаемости. Там 52 дня находилась святыня, у нас 14 дней, суммарное количество людей будет меньше, но напряжение и количество людей в единицу времени не меньше », - отметил владыка.

Он рассказал о работе горячей линии, где трудятся психологи и священники, в том числе, архимандрит Виталий - старейший духовник братии Александро-Невской Лавры. Психологи, приходящие из городских структур, не всегда бывают церковными людьми, и отец Виталий инструктирует их, как отвечать на церковные вопросы. Горячая линия работает напряженно, основные вопросы касаются святыни и очереди, но встречаются вопросы и духовного порядка.

В работе с паломниками наибольшее внимание уделяется социальной очереди, как людям, требующим особой заботы. Именно они с наибольшим желанием стремятся поклониться святыне со своими надеждами и просьбами. «На поклонение приходят десятки тысяч людей, мы не можем учесть желание всех, но к каждому стараемся отнестись максимально чутко. Люди стекаются сюда очень разные, иногда - не совсем здоровые или далекие от церковной жизни, не знающие правил обращения со святыней. А иногда - наоборот, такие, душа которых жаждет понести дополнительный труд во славу святителя Николая. Например, вчера пришел на поклонение один петербуржец, который специально от станции метро "Пионерская" шел до Лавры пешком », - рассказал владыка Назарий.

По словам настоятеля Лавры, во время поклонения мощам Николая Чудотворца происходят и другие интересные события, зафиксированы даже чудесные случаи. О них будет рассказано после того, как пребывание святыни в Санкт-Петербурге окончится.

«Надеюсь, что этот опыт проведения крупного церковно-государственного проекта ляжет в копилку, чтобы следующие проекты были бы не менее эффективны и радостны для людей. Все, что мы можем сделать вместе с представителями власти и города, мы делаем », - заверил епископ Кронштадтский Назарий в завершение брифинга.

Напомним, что мощи святителя Николая Чудотворца находятся в Санкт-Петербурге, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, с 13 по 28 июля 2017 года. Доступ к святыне открыт с 7 до 22 часов.

Анна Бархатова , корреспондент « »

Отошел ко Господу духовник Александро-Невской лавры архимандрит Елеазар (Иванов)
11.03.2011 15:19

Источники: Вода живая / Седмица.Ru

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. После продолжительной болезни в четвертый день Великого поста, 10 марта, на 75-м году жизни скончался духовник Александро-Невской лавры архимандрит Елеазар (Иванов). Он тихо отошел ко Господу в собственной келии.

«Умер наш отец, духовник - мы осиротели в первую седмицу Великого поста. Господь забрал его в самое монашеское время. До последнего дня он служил Господу, исповедовал своих чад. И вот сегодня его нет. Даже своим уходом он еще раз показал нам: каждый всегда должен быть готов к смерти. Промыслом Божиим сегодня вышел свежий номер «Вестника Александро-Невской лавры» со статьей отца Елеазара «За сердцем человека нужен уход», - рассказал корреспонденту «Воды живой» наместник монастыря епископ Выборгский Назарий.
В 1936 году в семье машиниста тепловой тяги Сергея Иванова родился сын Анатолий. Еще в дошкольном возрасте мальчик ходил в Свято-Троицкую церковь города Бологое. Смотрел, слушал, по-детски молился. Поступив в первый класс, еще чаще стал посещать храм. Ребята издевались, крича вдогонку: «Поп идет!», «Аллилуйя!».
В 1956 году Анатолий поступил в Ленинградскую духовную семинарию и, окончив ее по первому разряду, продолжил обучение в Ленинградской духовной академии. В 1964 завершил учебу с присвоением степени кандидата богословия. Служил иподиаконом у митрополита Никодима (Ротова). В 1965 году был рукоположен владыкой в сан диакона, а через несколько месяцев - в сан иерея. Был настоятелем Воскресенской церкви села Голубково Лужского района, первым священником Спасо-Преображенского собора Выборга Ленинградской области.
Более 45 лет назад в Александро-Невской лавре начался монашеский путь отца Елеазара. Будущий духовник крупнейшего монастыря Санкт-Петербурга был свидетелем сталинских, а затем хрущевских гонений на Церковь, на его глазах возрождалась монашеская жизнь в знаменитой обители.
В епархиальном управлении, которое находилось в Духовском корпусе, при домовой церкви служил будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, иеромонах Владимир (Котляров), архидиакон Иннокентий (Пузиков) и другие, что составляло братию монастыря. Там же священник Анатолий Иванов стал иеромонахом, приняв постриг от руки митрополита Никодима, получив имя Елеазар в честь учителя из Маккавейских книг Библии.
Некоторое время отец Елеазар исполнял обязанности епархиального секретаря, затем был переведен в Псково-Печерский монастырь, ставший для него второй «духовной академией».
С 1980 года отец Елеазар носил сан архимандрита, а в 2004 году стал духовником Александро-Невской лавры.
Отпевание архимандрита Елеазара состоится в субботу, 12 марта в Свято-Троицком соборе лавры. Тело будет предано земле на братском участке Никольского кладбища.

Отвечает за работу с добровольцами и подготовку миссионерских листков. Он рассказал, что был заранее проанализирован опыт Москвы.

"Наша задача заключалась в том, чтобы люди получили пользу от стояния в многочасовой очереди. Мы даже назвали это не "очередь", а "молитвенное стояние".

Был подготовлен большой тираж брошюр для паломников для бесплатной раздачи. В них расставили правильные акценты, объяснена суть подвига молитвенного стояния. Человек, идя к мощам святителя Николая, должен встретится со Христом, измениться, и эта перемена должна вылиться в покаяние, исповедь и причащение. Пусть сейчас он не очень воцерковлен, но, несомненно, путь к святыне ему запомнится на всю жизнь, и именно эти воспоминания в дальнейшем могут привести его в храм.

В очереди к мощам стоит очень много людей, с разным духовным миром и мировоззрением, отношением к жизни, к Богу, к Церкви. Удивительно, что многие люди в первый же день принесения святыни в пять утра начали занимать очередь, чтобы попасть к мощам во второй половине дня, при этом если бы они просто пришли на Литургию в собор, непременно бы приложились.

Особый упор мы сделали на работе с добровольцами, поскольку это первые люди, с которыми контактируют паломники. В базе их записалось около тысячи. Были организованы предварительные встречи с волонтерами, где им рассказали о святом Николае, об истории мощей, о схеме и структуре проведения мероприятия и волонтерского служения.

По образованию я психолог. Главным для меня было донести до волонтеров смысл добровольческой работы, которая заключается в самоотдаче и стойкости. Объяснить им, что дарить людям внимание, поддержку, заботу - прекрасная возможность стать счастливым самому. Ничто так не успокаивает, как улыбка другого человека, поэтому наши волонтеры всегда улыбаются. Объясняли поведение в экстремальных ситуациях - например, говорили о необходимости обращаться в скорую помощь, если кому-то стало плохо, и ни в коем случае не оказывать врачебную помощь самому.

Как-то выступал перед группой добровольцев и стал им говорить, что желательно духовно подготовиться к добровольческой работе - исповедоваться, причаститься… а потом оказалось, что это не церковные люди, а из городской добровольческой службы. Многие из них потом подходили и задавали вопрос, как можно правильно подготовиться к Таинствам. Это очень радостно.

За две недели добровольческого служения у мощей святителя Николая было много экстремальных случаев и вызовов. С Божией помощью мы сообща справились со всеми проблемами. Самым большим подарком для нас стало удивительное чувство пребывания рядом с такой великой святыней и радостное, молитвенное, спокойное состояние десятков тысяч паломников, прикоснувшихся к святыне".

Архимандрит Виталий (Радомысльский) дежурит на "горячей линии".
"Ежедневно к нам поступают до полутора тысяч звонков. Вопросы можно разбить на несколько категорий. Больше всего людей волнует время ожидания в очереди, где формируется очередь и как попасть в социальную очередь. Нередко приходится разъяснять, что люди приезжают спонтанно, и мы не можем сказать заранее, сколько будет через час-два, или к середине дня, или к его концу. С первой недели время ожидания увеличилось. Раньше люди стояли только на Чернорецком переулке и Тележной улице, теперь очередь перешла и на улицу Профессора Ивашенцова, и на Миргородскую улицу. Задействован резервный участок в Митрополичьем саду, что важно с точки зрения безопасности. Но прогнозировать мы не можем, мы можем только констатировать.

Один из важных вопросов, интересующих петербуржцев, - как формируется социальная очередь. Питер - "пожилой" город, здесь много пенсионеров, инвалидов, блокадников и чернобыльцев. Хотя мы твердо стараемся придерживаться списка категорий граждан, имеющих право на социальную очередь, бывают и исключения. Например, есть инвалиды 1-й группы - не колясочники, они передвигаются самостоятельно, есть инвалиды 2-й группы, которым 80-90 лет, и их мы тоже благословляем и направляем в социальную очередь. Или, например, ребенок-аутист, который в силу своего заболевания не может стоять в очереди, или люди с психическими отклонениями... Есть инвалиды 2-й группы, но 3-й категории, приравненной к 1-й группе, блокадники, наконец".

Отец Виталий отметил, что есть и другая группа людей, не очень большая, но достаточно агрессивная, пытающаяся любыми средствами, не имея никаких на то оснований, попасть в социальную очередь.
"Мы пытаемся терпеливо объяснять неправильность их позиции. Говорим, что это не очередь в продовольственный магазин. Приближаясь к святыне, мы невольно переосмысливаем пережитое, испрашиваем прощения у родных и близких, заново учимся соизмерять физические силы с духовными. Отрадно видеть, как люди в очереди читают житие святителя Николая, молитвы, поют акафисты и тропари, рассказывают о случаях его заступления".

Часто на "горячую линию" звонят не только с вопросами, но и с благодарностью за прекрасную организацию:
"Недавно позвонила престарелая паломница из Тосненского района: она приезжала два дня подряд и дважды отстояла четырехчасовую очередь. Сердечно благодарила всех, кто организовал привоз мощей.

Мне лично хотелось бы высказать слова благодарности властям города, штабу по принесению мощей святителя Николая, прекрасной слаженной работе всех силовых структур, словом, всем, кто принимает непосредственное участие в организации этого важнейшего события в жизни нашего города. Вместе со мной послушание на "горячей линии" по благословению наместника лавры епископа Кронштадтского Назария несет игумен Филарет (Пряшников) , а также психологи и специалисты из центра социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи "Контакт" и центра содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи "Вектор". Большое им спасибо за доброе и внимательное отношение к вопрошающим".


Братия обители в священном сане несет послушание и в соборе, у мощей, и в очереди. Среди них - иеромонах Димитрий (Самойлов) .
"Дежурство лаврской братии в очереди, как и у мощей, начинается в шесть утра и продолжается до последнего посетителя, - рассказал он. - Каждая череда поделена между священниками и занимает три часа. Если ты сегодня утром дежурил в очереди, то на следующий день дежуришь у мощей, хотя бывает, что три дня подряд дежуришь в очереди. При этом у каждого есть богослужебная череда, и расписание составляется с этим учетом. Например, утром я участвую в поздней Литургии, а после этого несу послушание у мощей".

У мощей священники следят за порядком, за чистотой самого ковчега, координируют действия паломников и добровольцев.
"Приходится иногда проговаривать текст за добровольцев: бывает, они сбиваются, устают, ведь приходится говорить одно и то же в течение трех часов. Паломники иногда проходят и вспоминают, что забыли приложить свои иконки к мощам. Тогда добровольцы передают их нам, и мы прикладываем".

За лаврской братией закреплен участок очереди по набережной Монастырки и непосредственно в самой лавре.
"Бывает, мы дежурим на других участках, если там мало священников. Священники других благочиний служат в соборе молебны и акафисты, а когда они освобождаются, наш благочинный архимандрит Никита (Марков) направляет их в различные участки очереди.

Иногда, в исключительных случаях, мы помогаем людям быстрее пройти: у курсанта через час заканчивается увольнительная или приезжий человек опаздывает на поезд - в подобных ситуациях мы пропускаем вперед.

Бывает наоборот - люди имеют право на социальную очередь, но не пользуются им. Один человек в общей очереди дошел до рамки, и тут сотрудники правоохранительных органов заметили, что у него... протез ноги! Его сразу препроводили к нам, а мы отвели в социальную очередь. Оказался кандидат медицинских наук, врач-ортопед, ногу потерял в детстве, потому и решил выбрать такую специальность. Благодарил, оставил визитку, приглашал на прием, если вдруг возникнет такая необходимость.

Задача священника - поддерживать молитвенный дух очереди. Люди стоят от пяти до шести часов, под палящим солнцем или под дождем, не каждый выдержит.

Вопросы задают разные. Например, меня спросили: "Если моя знакомая в десять вечера прилетит из Мурманска, а в десять утра у нее самолет обратно, сможет успеть приложиться к мощам?" - "Да, - говорю, - если придет в пять утра и займет очередь, будет в числе первых и сможет вполне успеть".


Неужели никто не выражает недовольство? Отец Димитрий ответил, что таких мало, один на тысячу.
"В подобных случаях мы либо говорим с человеком, либо просим волонтеров организовать молебное пение: когда люди слышат величание или тропарь, у них настроение сразу меняется. Я объясняю, что время стояния в очереди нужно употребить с пользой для души, это ведь фактически паломничество в Италию, к святителю Николаю. Мы сами выходим на контакт, не надо ждать, пока тебя кто-то спросит. Охватываю группу в двадцать-тридцать человек - больше не нужно, люди должны тебя хорошо видеть и слышать. Спрашиваю, давно ли стоят, откуда они, и постепенно завязывается разговор. Рассказываю, как вести себя у мощей.

Довольно часто спрашивают, можно ли прикладывать к мощам фотографии. Вроде бы ответ "нельзя", но недавно был случай с женщиной - у нее муж лежал в Боткинской больнице, и врачи сказали, что он находится при смерти. Она приложилась к мощам и приложила его фотографию, а когда вернулась, обнаружила, что мужу гораздо лучше, и врачи сказали, что это чудо. Но тут, конечно, дело не в том, что фотография "помогла", а в том, что эта женщина искренне, горячо молилась".


По словам отца Димитрия, вопросы задают не только паломники, но и сотрудники Росгвардии, полиции, ФСО, несущие дежурство на территории Александро-Невской лавры.
"Часто спрашивают, можно ли просить о каких-то житейских вещах. Мы знаем святителя Николая как защитника сирых и убогих, и множество совершенных им чудес даже вошло в акафист. Поэтому с житейскими просьбами к святителю обращаться можно, но прежде всего надо просить духовной помощи.

Святитель при жизни исполнял заповеди Евангелия, и этого он ждет от нас. Главное чудо - это чудо преображения души, и к этому мы должны стремиться. Обычно я говорю людям, что нужно относиться к стоянию в очереди как к благу, которое врачует наши духовные немощи".


"Владыка Назарий поставил перед нами задачу общаться с людьми, - говорит другой насельник лавры, иеромонах Пимен (Шевченко) . - Главное - живое искреннее общение с теми, кто много часов участвует в молитвенном стоянии. Бывает, люди устают, и любой разговор может помочь человеку взбодриться. В реальном, живом диалоге нельзя продумать заранее алгоритм, к каждому необходимо подходить индивидуально. Не всякий человек может и сформулировать свои вопросы. Иногда просто идешь вдоль очереди и видишь человека, глаза которого говорят: "У меня есть вопрос, но я не знаю, как спросить". Тогда подхожу, спрашиваю, есть ли у них силы, сколько они стоят, как давно они были в храме, исповедуются ли они и причащаются, и человек начинает отвечать, так и выстраивается диалог. Главная задача - не обойти всех, а поговорить с теми, кому ты действительно можешь помочь.

Степень церковности не зависит от того, как часто человек ходит в храм. Есть люди, которые ходят в храм регулярно, но понимания никакого нет. Важность этого события в том, что человек может прийти к пониманию через информацию, которую получает от священника, через буклеты, через волонтеров. Не важно, кто приходит. Ко Христу в большинстве случаев шли те, кто приносил своих больных в надежде на их исцеление. Но благовестие Христово, которым сопровождалось исцеление, меняло их жизнь. Так что молитвенное стояние к мощам - это повод поговорить с людьми о Боге, о вечности, о Христе.

В основном вопросы касаются порядка нахождения у мощей. Вопросы личного характера обычно не задают, потому что вокруг много народу. Но мы говорим, что по будним дням в соборе с семи утра до полудня находятся дежурные священники-духовники, которые не просто принимают исповедь, но и общаются, готовы ответить на любые вопросы. Важно, чтобы люди поняли, что Троицкий собор - не выставочная площадка, а то место, где человека всегда ждут и готовы проявить понимание и любовь".


Когда репортаж был уже закончен, отец Димитрий позвонил и рассказал, что только что ему задали самый необычный за все это время вопрос: "Зачем мощи возвращаются в Италию? Святитель Николай - наш святой, он должен быть в России!" 1 декабря – день кончины , удивительного подвижника, прозорливого старца, молитвенника и утешителя страждущих. Наследник духовной традиции , батюшка Виталий учил духовных чад покаянию и любви: «Надо себя хулить, винить, пороть, наказывать, а всех любить, считать Ангелами». Сам отец Виталий был бездонным кладезем любви и сострадания. С 1960-х годов старец подвизался в Грузии, здесь и окончил свои земные дни в 1992 году. За советом, утешением, помощью к старцу приходят, приезжают, как и прежде, – у его могилы всегда люди: молятся, плачут, ведут безмолвную беседу с подвижником… А те, кто сподобился лично знать батюшку, хранят в сердце его наставления и уроки и делятся ими с другими.

Приехав первый раз в Тбилиси, я весь день бродила по улицам старого города, поклоняясь его святыням. Гора Мтацминда – храм и пещерка преподобного Давида Гареджийского, Сионский собор – крест , храм Анчисхати VI века, храм Креста, храм Иоанна Богослова, Синий монастырь… Жарко. Но всё-таки надо дойти до русского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского и поклониться могилкам известных и любимых мною глинских старцев – схиархимандрита Виталия (Сидоренко) и митрополита Зиновия (Мажуги), недавно канонизированного Украинской Церковью. Последний совершал постриг в монашество нынешнего Грузинского Патриарха Илии II. С 1950 до 1982 года он был настоятелем этого храма, который называли «филиалом Глинской пустыни».

Храм святого Александра Невского находится недалеко от станции метро «Марджанишвили». Русский храм стоит на углу деловой улочки, и уже издалека голубые луковки с крестами радуют глаз. В церкви хранятся частицы мощей Марии Магдалины, святой Нины, святителя Николая, преподобного Шио Мгвимского, одного из сирийских отцов, другие святыни.

Честные останки покоятся в левом, Никольском приделе. На высокой темно-серой гробнице сделаны две надписи:

«Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» и «Высокопреосвященнейший Зиновий, митрополит Тетрицкаройский, в схиме Серафим». Над надгробием в нише стены вставлена под стеклянную дверцу его келейная икона – копия Глинской чудотворной иконы Рождества Богородицы.

Задерживаюсь перед привлекшим внимание образом Александра Невского. Властный, мужественный, очень выразительный лик, чеканка. Не удержавшись, интересуюсь, кто написал икону. То, что слышу в ответ, потрясает: «Грузинский Патриарх».

Схиархимандрит Виталий

Святые, как солнце, светят на правых и неправых, а уж тем более – на несчастных.
Наталья Трауберг. Из интервью

Много лет работает здесь душевная доброжелательная женщина по имени Вера. Сухощавая и высокая, очень собранная, порой строгая, но вся горящая ревностной любовью к своему храму. Она поведала, что у них служат семь священников, здесь же живет схиигумения Елисавета, которая отдает храму много времени и сил. Она приехала из России в Грузию еще в 1975 году. В монашество постригал ее сам отец Виталий. На игуменство матушку благословил в свое время Святейший Патриарх. Она в постоянных хлопотах. Вера как-то особенно радостно сообщила, что два года назад в церкви провели отопление – нашелся благотворитель.

– А как же вы тут были зимой без отопления? Холодно ведь.

– Да, мерзли немножко. А что поделаешь? Но зато теперь – благодать.

Верно: всё познается в сравнении.

Подарив Вере иконки нашего храма, я пошла на могилку к отцу Виталию. Сидя на лавочке, наблюдала за непрерывным потоком подходящих людей. В основном это были женщины. Все сосредоточенно молились, ставили свечи. Подолгу стояли на коленях. Некоторые ставили пакеты с фруктами, конфетами, продуктами.

Одну пожилую женщину, присевшую рядом со мной, я спросила:

– Вы знали батюшку при жизни?

– Нет, не знала. Но я часто прихожу к нему, он нам реально помогает, я уже много лет обращаюсь к нему. Вот и сейчас у нас есть сложности. Пришла и всё ему рассказала. Он – покровитель моей семьи.

Интересно. Я вспомнила, как, прочитав книгу «Житие схиархимандрита Виталия», выпущенную Новоспасским монастырем в 2004 году, сразу же стала молиться батюшке, записала его имя в помянник, и у меня было явственное ощущение, что он слышит и помогает. Читая книгу, непрестанно поражалась смирению, послушанию, самоотвержению, высокой духовности этого необыкновенного подвижника.

Воспитанник великих старцев Глинской пустыни, он прошел трудный путь. Он жил в тяжелое время – при гонении на христиан. Он был преследуем, неоднократно избиваем милицией из-за отсутствия паспорта, подвизался в одиночестве в горах Кавказа. С 1969 года он жил в маленьком домике на Дидубе. Его келейницей была монахиня Мария (Дьяченко, впоследствии схиигумения Серафима). Он молился за грузинских и русских царей, патриархов, святителей и за весь мир. Он полюбил Грузию всем сердцем. Зная, что эта страна – избранный удел Божией Матери, он переживал каждое событие, происходившее в ней. всегда и во всём полагался на Бога и старался привить это своим многочисленным чадам. Он говорил, что Богу надо доверять, тогда и скорбей не будет.

Последние свои годы, когда усилились гонения на верующих, старец провел в Тбилиси, который он называл святым. В возрасте 64 лет схиархимандрит Виталий отошел ко Господу. Чин отпевания при большом стечении верующего народа совершил в сослужении духовенства России, Грузии, Украины. На отпевании Святейший сказал: «Тот, кто знал отца Виталия, кто имел радость общения с ним, – знает, насколько святой жизни был этот великий и дивный старец. Удивительная и святая вера, необъятная любовь, удивительное и примерное смирение и послушание – всё это создавало ту духовную атмосферу, которая несла любовь всем, кто хотел получить духовное утешение от него. Действительно, братья и сестры, это был святой старец. И я, общаясь с ним, беседуя с ним, неоднократно видел эту святость, которую он источал вокруг себя».

Много чудес совершил при своей жизни дивный старец. И по смерти его не ушли безутешными собравшиеся люди. Когда священник вкладывал в руку старца разрешительную молитву, большой палец руки отца Виталия отогнулся, и его рука сама взяла молитву. От неожиданности священник вскрикнул; это увидели и другие люди.

Отец Виталий неоднократно говорил своим чадам, чтобы они приходили к нему на могилку, обещая им помощь и заступничество. Теперь вот и я здесь сижу.

Через некоторое время подошла неслышными шагами Вера и стала прибираться на могилке. Неожиданно она обратилась ко мне:

– Я вам расскажу такой случай. У одной женщины случилось огромное несчастье. Умерли один за другим пять членов семьи. Представляете, какое горе? Стоят в доме пять гробов. Надо хоронить, а она не работает, денег нет. Бедная женщина в таком горе и отчаянии, просто чуть не помешалась. Плакала, плакала. Заложила дом, чтобы выручить денег на похороны. И вот ночью является ей высокий монах и так спокойно и ласково говорит, что всё будет хорошо, успокаивает ее. И представляете, очень скоро ей предложили хорошую работу, и она смогла отдать долги. Спустя какое-то время она оказалась в храме Александра Невского и рассказала об этом. Когда ей показали фотографию отца Виталия, то она узнала его и очень обрадовалась. С тех пор часто приходит сюда. Еще вам расскажу. Одна монахиня из Таганрога однажды легла спать с сильной обидой на родственников, и вот снится ей отец Виталий. Батюшка, стоя на амвоне, ласково и как бы уговаривая, произнес: «Надо прощать. Прощайте, прощайте всех». Потом быстро пошел к подсвечникам и стал возжигать свечи. Откуда-то появились дети, и отец Виталий стал давать им продукты, посылая отнести их нуждающимся и больным. Он учил прощать всех, обидчикам старался сделать подарок и усердно молился за них.

Вера ловко и привычно собирала сгоревшие свечки, протирала мраморный цветник и продолжала:

– Ведь мы земельку постоянно подсыпаем. Люди уносят с собой память о старце. А вот в том домике – его келья. Там иконы, узкая кровать, личные вещи старца – его четки, крест ручной работы с камушками. У него подрясник был латанный-перелатанный, весь истертый. В келье висит. Вы знаете, отец Виталий особенно почитал батюшку Серафима Саровского, очень любил его! Там есть большая икона преподобного. И еще необыкновенная святыня – плат, который покрывал лик батюшки Серафима. Представляете? И его помянник сохранился – толстая такая тетрадь. В ней много-много имен. За скольких же он людей молился, свечи за них ставил… А вы, кстати, откуда знаете про отца Виталия?

– Книжку о нем читала. Давно мечтала побывать на могилке подвижника. Только мне казалось это почти невероятным.

– Ну, здесь всё просто: если вы хотели, то по его молитвам и оказались здесь. Нам тут чего только не рассказывают. Батюшка помогает и знакомым, и незнакомым – всем, кто обращается к нему.

Вера задумалась ненадолго, а потом решительно протянула мне несколько пакетов с фруктами:

– Возьмите. Это вам.

– Нет-нет, спасибо, мне ничего не надо.

Но Вера настойчиво и уверенно положила передо мной кульки. Я растерялась. Потом, поразмыслив, поняла, что ничего просто так не бывает. Раз дают – надо брать. В голове прозвучал голос моего духовника: «Всё принимай, как из руки Божией, и за всё благодари».

– Спасибо вам.

– Не мне, отцу Виталию спасибо.

– Спасибо, отец Виталий.

Я вернулась на лавочку. Две грузинки с любопытством разглядывали меня.

– Хотите фрукты? Берите, пожалуйста.

– Нет-нет, это же вам дали.

– Я с радостью поделюсь.

– Нет-нет, это вам. Не надо.

У этих женщин нет такого духовника, как у меня. Не хотят они принимать дары из руки Божией. Снова появилась Вера и протянула мне батон белого хлеба:

Тут уж я воспротивилась изо всех сил.

– Нет, спасибо, хлеб я не возьму. Я не ем белый хлеб.

Вера твердо смотрела на меня, не собираясь отступать.

– Вы не можете отказаться, это вам батюшка дает.

– Пожалуйста, отдайте нищим у ворот!

– Нищим мы и так даем. А это вам. Берите за послушание.

Отпираться было бесполезно, в глазах у Веры была такая уверенность, что пришлось сдаться и взять батон «от отца Виталия». Две мои соседки исчезли, и я обреченно принялась жевать белый хлеб, откусывая прямо от батона.

Прошел год. Я приехала в Грузию на два месяца. Жила в разных частях страны. И наконец прибыла в Боржоми, чтобы посетить пустыньку , которую называют здесь «Новый Саров». Она с любовью воссоздана по фотографии 1903 года по инициативе владыки Серафима. Я постоянно обращалась за помощью к преподобному Серафиму, и он всё устроил чудесным образом. Мне удалось посетить много святых мест и пожить в женском монастыре Рождества Богородицы, где я познакомилась с духовными чадами схиархимандрита Виталия – архимандритом Андреем (Тариадиси) и его мамой – схимонахиней Евгенией.

О монастыре я узнала «случайно». Хотя у Бога нет случайностей. Услышав в разговоре грузинских женщин имя старца Гавриила, я вмешалась, и мне сказали, что в местном монастыре сейчас находится пиджак святого. Так я попала в монастырь, где провела несколько дней, буквально купаясь в любви, исходящей от окружающих. Это было удивительное чувство. Попав на молебен, я внимательно наблюдала за батюшкой. Что-то очень необычное было в его манерах: неторопливость, плавность, мирность.

Само собой разумеется, я расспрашивала отца Андрея о старце.

– Какое его было главное качество? Удивительное смирение. У него глаза всегда были опущены вниз. Улыбка не сходила с его лица, и абсолютно все ощущали любовь, исходящую от него. Я другого такого никогда не встречал. Он отбросы ел, хотя был очень болен – у него ведь была операция, 2/3 желудка удалили. Отец Виталий смирял плоть. Он же носил на себе железную цепь. Она со временем вросла ему в тело. Тело начало гнить, запах пошел неприятный. А ему всё нипочем. Ему запретили ходить так, он за послушание снял эту цепь.

В первый же день матушка Евгения пригласила меня к себе в келью. Не любоваться ею было невозможно. Мягкие, спокойные манеры, доброжелательность, предупредительность. Чувство любви обволакивало. Вроде бы и обыкновенный человек – но во всём чувствуется какая-то неотмирность. Что же странного? Пожалуй, это – внимание к тебе. Сейчас есть ты – и ты интересен. Я с любопытством осматривала маленькую келью и расспрашивала матушку о ее духовнике. Она отвечала просто, с какой-то детской открытостью и искренностью. Видимо, ее уже много раз спрашивали. Да, вот даже недавно приезжала съемочная группа снимать фильм.

– Матушка, расскажите, как вы стали монахиней.

– Как стала? Очень всё просто. Так получилось. Мы с мужем всегда жили в любви и согласии. Он был очень хороший и порядочный человек. Когда я родила трех сыновей, то стала думать, как это всё хлопотно – рожать детей, терпеть такие боли. У меня появилась мысль, что хорошо бы нам жить с мужем, как брату с сестрой. Но я боялась его огорчить или ранить, долго не решалась сказать. Потом выбрала подходящий момент. Каково же было мое удивление, когда он обрадовался и сказал, что сам об этом мечтал, но не хотел обидеть меня. Так мы и стали с ним жить. Молились, ходили в церковь. Потом муж стал священником, отец Виталий постриг нас. Два сына позднее стали архимандритами. Я в Грузии живу в этом монастыре у отца Андрея, а на зиму уезжаю к отцу Абибосу в Грецию. Там теплее.

– А где отец Виталий вас постригал?

– На Дидубе. К нему туда все приходили на исповедь. И мы тоже всей семьей приходили исповедоваться. Люди отовсюду приезжали к нему.

– А какой он был, отец Виталий?

– Он был очень смиренный. Каждого человека встречал земным поклоном. Падал в ноги и руку целовал. Вы знаете, как он ел? Невозможно было смотреть. Берет со стола всё подряд, кладет себе в тарелку, перемешает и ест. Ест и улыбается. И всем говорил: «Никогда не гнушайтесь никакой пищей. Ее нам Бог дает. Что это за разговоры: то соленое, то невкусное? Забудьте слово “невкусное”. За всё благодарите». Ну, и сам пример показывал. А вообще он был как не от мира сего. Всё, что ему привозили, тут же раздавал. Я однажды связала для него теплую жилетку – он же в таком подряснике ходил, что без слез не взглянешь. Мать Мария, его келейница, увидев жилетку, усмехнулась: «Завтра же эта жилетка найдет себе другого хозяина, не сомневаюсь». И когда я ее потом спросила о жилетке, она сказала: «Да он ее уже в тот же день кому-то отдал». Да. В отце Виталии была такая любовь к людям, что он порой на улице бросался к незнакомому человеку, обнимал и целовал его! Ему все были дороги. Эта жертвенная любовь была главным богатством, которым наградил его Господь Бог. Она светилась во всём – во взгляде, в движениях, во всех поступках. Можно было сидеть рядом с ним и ни о чем не думать – душа наполнялась покоем, блаженной радостью. Все чувствовали исходящую от него благодать.

Матушка Евгения подарила мне буклет о старце, несколько икон и духовное завещание схиархимандрита Виталия. Оно теперь стоит у меня дома в красном углу.

«Полюби те ближнего! И вы полю бите Христа. Полюби те обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас, и Воскресший Христос сретит вашу воскресшую в любви душу. Вот и всё! Так мало ждет от нас Господь! В этом – наш рай! Это – наше воскресение! Полюби те Любовь и живы будете Воскресшим в страдании Любви Спасителем!»

«Мне говорили, чтобы я себя укорял, винил, старался, чтобы из-за меня никто не огорчался, чтобы не принести или не нанести кому обиды, чтобы никого не укорял, всем в Боге угождал, Иисусову молитву творил и за всё Господа благодарил, во всём смирялся, ни на кого не обижался, за мир молился и ко Господу стремился, чтобы никому не докучал и никого не поучал, а до конца познай себя и будет с тебя».

«Терпи, смиряйся и кайся»

В последующие дни у нас были долгие разговоры с отцом Андреем. Он собирается написать книгу об отце Виталии, о . По милости Божией ему довелось общаться с этими святыми людьми. А мне повезло познакомиться и несколько дней тесно общаться с воспитанниками великого глинского подвижника – в монастыре, где царит необыкновенная любовь, где каждого принимают, как самого Христа, – на праздновании дня памяти преподобного Серафима Саровского в пустыньке «Новый Саров». А затем по дороге в Тбилиси, когда мы ехали на машине батюшки на день ангела Святейшего Патриарха Грузии в Тбилиси, меня всё время озадачивала неизменная простота в общении, терпение и необычайная мирность матери и сына Тариадиси. Когда я просила их попозировать, они сразу соглашались и вставали так, как я им показывала. Матушка потом сказала мне: «Я хочу, чтобы у вас остались наши фотографии на память».

В монастыре я познакомилась с удивительной женщиной – Нино Гергедава, мы с ней подружились и сейчас часто общаемся по интернету. Она живет в Тбилиси, но часто приезжает в монастырь в Боржоми к отцу Андрею. Он – ее духовник. Нино рассказала мне недавно, что несколько лет назад у нее были очень большие скорби, и она была просто в отчаянии, не зная, что предпринять. В то время она работала в Национальном банке Грузии, где происходила большая реорганизация – тяжелая для людей; по словам Нино: «всех с автоматом выгоняли». Она стала часто и усердно молиться отцу Виталию, чтобы он не оставлял ее, дал ей сил перенести всё происходящее, помог утвердиться в жизни, в вере. В 2008 году, незадолго до войны, ее младшая дочка заболела тяжелой формой астмы (у Нино четверо детей). В это время подруга пригласила ее погостить к себе в Боржоми.

Как-то она пошла в монастырь помолиться, долго плакала в храме. А когда собралась уходить, то начался сильный дождь. В это время в церковь зашла благочинная монастыря, мать Нина. Так они познакомились и потом стали родными, как сестры. Нино рассказала матушке всю свою жизнь, и та на следующий день познакомила ее с настоятелем монастыря архимандритом Андреем.

Один раз исповедавшись отцу Андрею, молодая женщина обрела себе духовника и молитвенника. Нино твердо уверена, что всё это произошло только по молитвам отца Виталия. Она говорит, что отец Андрей предчувствует ее трудности, знает все ее мысли. Когда она забывает о чем-то на исповеди, он просит ее вспомнить, что еще не сказано, что волнует, часто сам подсказывает. Ничто и никогда не нарушает мирное утроение его души – он всегда ровный, внимательный и спокойный. Нельзя представить, что батюшка может повысить голос. Да и постриг его происходил не совсем обычно. Их постригали в 1994 году одновременно пять человек в Светицховели. Патриарх назвал этих молодых людей «царское братство». Все пятеро были особенные. Двое из них в очень скором времени стали епископами. Отец Андрей – архимандрит и настоятель двух монастырей.

– Нино, а ведь нас с тобой познакомил отец Виталий. Как мы встретились в Боржоми, так до сих пор общаемся. Всё не просто так.

– Да, я тоже думала об этом. Мне кажется, что не оставляет отец Виталий ни одного человека, который обращается к нему за помощью. И его чадам передалась эта светлая любовь к людям. Вы не могли ее не почувствовать. И знаете, какое мое любимое изречение старца?

«Будете любить – ни тоски, ни уныния не будет.

Смиряйтесь, терпите, любите.

Любовь будет – и стены разойдутся!»

К 300-летию основания Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры

НЕЗАМЕНИМЫЙ НАСТАВНИК

Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

В жизнеописании преподобного старца Варнавы Гефсиманского, изданном в 1907 году, находим упоминание о его духовном сыне, Василии Николаевиче Муравьеве, которому Промыслом Божиим через двадцать лет суждено было стать духовником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Один духовный сын старца Варнавы - петербургский купец В. Н. М-в (здесь ясно следует понимать - Василий Николаевич Муравьев) еще при жизни старца видел знаменательный сон, который потом и рассказал самому старцу Варнаве.

«Виделось мне, - говорил он, - будто я иду на богомолье в Никольский монастырь, что близ моей родины в Гороховецком уезде (Гороховецкий уезд Владимирской губернии граничит с Ярославской и находится на полпути от Рыбинска до Иверско-Выксунского женского монастыря, основанного преподобным отцом Варнавой. - Прим. авт.). Во сне дорога показалась мне незнакомою, и я блуждал по лесу. Вдруг вижу: впереди меня идет старец с сумой за плечами и в руках топорик. Поравнявшись со старцем, я спросил у него, как пройти в Никольский монастырь. Старец сказал: «Пойдем, проведу тебя, я туда же иду». Вглядываясь в своего спутника, я признал в нем отца Серафима (святого преподобного Серафима Саровского) и сам спросил у него: «Батюшка, вы будете отец Серафим?» «Да, я Серафим», - ответил мне старец, и мы продолжали свой путь по лесу. Отец Серафим остановился подле попавшегося нам большого пня и сел на него, положив около ног суму и топорик. Сел рядом с ним и я. Вдруг с другой стороны от меня неожиданно явился батюшка Варнава и сел подле меня так, что я оказался среди обоих старцев, которые были очень радостны, облобызались между собой и стали что-то говорить. Но что они говорили между собой, я не мог понять и проснулся». Батюшка Варнава, выслушав этот рассказ, только весело заметил: «Ну вот, был между нами, а не слыхал, что говорили!»

Открывается глубокая мистическая связь между тремя великими подвижниками. Современники находили большое духовное родство между старцем Гефсиманского скита иеромонахом Варнавой и преподобным Серафимом Саровским. Их надгробия увенчаны одинаковой надписью: «Он жил во славу Божию!» Самою своей жизнью прославляли они имя Божие в сердцах человеческих. Воистину евангельской любовью служили они Господу и ближним, а для Василия Николаевича являлись они живыми образами жизни во Христе. С необычайным благоговением относился он к обоим старцам, постоянно общался с ними молитвенно, и не случайно его первое монашеское имя - Варнава, а второе - Серафим.

Какой дивный пророческий сон! Лес - дебри мирской жизни, путеводитель - святой преподобный Серафим Саровский, а встретившийся в пути странник - блаженной памяти духоносный старец Варнава. Тогда, в пору своей духовной молодости, будущий иеросхимонах Серафим (Муравьев) не мог понять, о чем говорили незабвенные старцы, однако, он был уже рядом с ними и шел с ними одним путем. Куда? В монастырь, к Николаю-угоднику... Видится здесь несомненная духовная близость, основанная на общности личных нравственных качеств, неуклонной ревности о правде Христовой и пламенной любви ко Творцу Всесвятому.

Господь испытывает праведного... (Пс. 10, 5), и всему, происходящему на пути избранных Его, определен свой час. Как правило, проходят они через многие искушения, в которых очищается и укрепляется их душа во благих своих намерениях. Сам Спаситель ведет их неисповедимыми путями, приуготовляя к возложенному на них служению. Пришло время, когда по воле Божией, вышел к людям и отец Серафим - вышел, чтобы врачевать и исцелять души человеческие.

Россия переживала трудный период - закат НЭПа и разгром истинного крестьянства, начало великих строек и сталинских гонений. Многие чада Церкви Христовой находились тогда в большом замешательстве. Страх и отчаяние охватывали целые семьи. Как найти выход из создавшегося положения? Как спасаться в бушующем мире? Как уберечь от торжествующего зла себя и своих родных?

Самые разнообразные вопросы приходилось решать духовнику Александро-Невской Лавры. Вот как описывает служение истинного наставника богоносный святитель Игнатий Брянчанинов: «Один род служения ближнему, которое мне нравится, мне по душе, - служение словом Богоугодным и полезным, руководствующим во спасение...

Величайшее, единственное благо для человека - познание Бога. Прочие блага в сравнении с этим благом недостойны называться благами. Оно - верный залог вечного блаженства, и в самом земном странствовании нашем оно доставляет высшие и обильнейшие утешения. В величайших бедствиях и скорбях, когда уже все прочие утешения делаются недостаточными, бессильными, оно сохраняет всю свою силу. Оно - величайший дар Божий. Блаженнейшее, высшее служение на земле - привлекать в себя этот дар Божий покаянием и исполнением евангельских заповедей, сообщать его ближним. Счастлив тот, кому вверено такое служение... С этим служением несовместимы попечения земные. Оно требует, чтоб служитель был прост и невинен, как младенцы, - был так чужд сочувствия ко всему вожделенному и сладостному мира, как чужды его младенцы. Надо потерять самое понятие о зле, как бы его вовсе не было, иначе понятие о добре не может быть полным. Любы, которая союз совершенства, не мыслит зла, сказал Апостол. Надо столько преуспеть в добре, чтоб тотчас сердечным духовным ощущением познавать приближающееся зло, как бы оно прикрыто и замаскировано ни было, немедленно, с мужественною решительностию отвергать его - и пребывать неизменно благим, благим о всеблагом Господе, дарующем свою благость человеку...»

Иеросхимонах Серафим был верным учеником Христа, призывающего к себе всех скорбящих и обремененных. Самоотверженной любовию служил он на пользу ближним, и к нему начинают тянуться люди, - он никому не отказывал. Помимо монашеской братии, ему приходилось ежедневно принимать множество исповедников-мирян. Сочетая в себе высочайшие духовные качества с богатейшим жизненным опытом, отец Серафим был незаменимым наставником и верным другом для каждого посетителя. Нельзя было не удивляться его светлому уму, находчивости в ответах, мудрости в преподавании советов и наставлений. Для всех он был одинаково доступен, для всех находил он слова отеческой любви. Было в нем какое-то особое обаяние, и человек, однажды пришедший к нему, запоминал эту встречу на всю жизнь. Многие живые примеры, свидетельствующие о деятельности иеросхимонаха Серафима (Муравьева), на поприще духовника Александро-Невской Лавры, приведены в третьей части книги.

Молва об отце Серафиме, как об истинном служителе Божием, широко разнеслась по северной столице и за ее пределами. С раннего утра до глубокой ночи стекалось к нему все больше и больше людей за получением благословения, за советом в трудных обстоятельствах, за молитвенной помощью и утешением в скорбях. Он стал воистину народным духовником.

Под его окормлением находилось великое множество духовных чад - мирян, иноков, священников и архиереев Русской Православной Церкви, среди которых были такие выдающиеся иерархи, как епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) и епископ Колпинский Серафим (Протопопов) - будущие новомученики; епископ Петергофский Николай (Ярушевич) - впоследствии митрополит Крутицкий и Коломенский; архиепископ Хутынский Алексий (Симанский) - впоследствии, с 1945 по 1970 год, Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Уже в ту пору явственно стали проявляться в отце Серафиме духоносные дары, полученные от Господа. По этому поводу в церковных кругах хорошо известен один, весьма многозначительный эпизод.

В конце 1927 года архиепископ Алексий (Симанский), управлявший тогда Новгородской епархией, приехал к духовнику Александро-Невской Лавры за советом и молитвой. Он находился в смятении, так как очень опасался ареста и гонений за свое княжеское происхождение. «Отец Серафим, не лучше ли мне уехать за границу?» - вопросил архиерей. «Владыка! А на кого Вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь Вам Ее пасти!» - последовал ответ старца. «Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит Вас. Будет много тяжких искушений, но все, с Божией помощью, управится. Оставайтесь, прошу Вас...» Так отец Серафим предсказал Владыке Алексию его будущее служение за 18 лет до избрания на Патриаршество. Указал лаврский схимник будущему Патриарху и срок его первосвятительского служения - 25 лет. Таким же образом неоднократно подавал он неоценимые советы и другим своим духовным чадам.

«В духовнике, по мнению моему, великое достоинство - простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких своих умствований», - отмечает святитель Игнатий Брянчанинов. Эти слова в полной мере можно отнести к служению отца Серафима. В раскрытых перед ним людских сердцах он видел все - глубокую скорбь, отчаяние разбитой жизни, потерю близких, рухнувшие надежды, бремя болезни, тяжкое раздумье безвыходного положения или беспомощность сиротской доли. В его отзывчивой душе всегда рождались самые нужные для человека слова. Как дивно совмещались в них глубина старческой мудрости с детской простотой! Казалось, Сам Господь вкладывал их в его уста.

Батюшка Серафим всегда так искренне входил в положение каждого исповедника, что казалось, будто он еще глубже переживает все то, что и его подопечный: «Ну, что же мы за монахи! Все грешим, да грешим... Ну, да ладно, сынок, Бог простит нас, если с сегодняшнего дня положим доброе начало - будем противостоять греху и виновнику его, диаволу...» Что можно сказать в ответ на такие слова? Вразумленным ученикам оставалось только благодарить Господа за то, что имеют такого наставника и дерзновенного перед Богом молитвенника. Людские сердца сами открывались на голос любви и сочувствия, а старец от всей души сорадовался с радующимися и соскорбел со скорбящими, был серьезным и полезным собеседником для деловых людей, отечески ласков с детьми и старушками. Прежде всего, он искал для всякого, пришедшего к нему, духовной пользы, но умел делать это незаметно. Его сияющие голубые глаза, казалось, заглядывали в душу исповедника. Порою одной, кротко произнесенной фразой, несказанно ободрял он своих духовных чад: «Молись...», «Терпи...», «Господь умирит злобное сердце...», «Святой преподобный Серафим поможет...»,

«Господь исцелит...», «Николай угодник вразумит твое чадо...», «Матерь Божия не оставит землю русскую...» И сбывались слова старца - отступали скорби и невзгоды, все земное становилось суетным и ничтожным. А милосердый Господь открывал через него Свою волю всем, кто искренне желал сподобиться грядущих небесных благ. Так, шаг за шагом, вел ко спасению вверенную ему часть малого Христова стада смиренный отец Серафим. От него все уходили успокоенными, радостными и обновленными его необыкновенной любовью. Однако не все догадывались, что это была лишь видимая сторона его подвига.

Служение братского и народного духовника отец Серафим совмещал с деланием великосхимника. Он достиг такого преуспеяния в умной молитве, что она будто бы слилась с его дыханием. Ночами же предавался он молитве за весь мир, а утром вновь спешил к ожидавшим его многочисленным исповедникам, чтобы исцелять души человеческие словом Божиим. Видимо, Сам Господь придавал ему силы, обновляя в ночных молитвах запасы той великой духовной энергии, которая проявлялась в неустанной бодрости при ежедневных и явно непосильных для иного трудах.

ПУТЬ К НЕБУ

Более же всего облекитесь в любовь...
(Кол. 3, 14)

Исполняя закон Христов, великодушно и смиренно нес тяготы ближних духовник Александро-Невской Лавры.

Епископ, который был еще и великим старцем, святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Человек может быть в трех состояниях: в естественном, нижеестественном и вышеестественном. Эти состояния иначе называются: душевное, плотское, духовное. Еще иначе: пристрастное, страстное, бесстрастное. Нижеестественный, плотский, страстный есть служащий вполне временному миру, хотя бы он и не предавался грубым порокам. Естественный, душевный, пристрастный есть живущий для Вечности, упражняющийся в добродетелях, борющийся со страстями, но еще не получивший свободы, невидящий ясно ни себя, ни ближних, а только гадательствующий, как слепец, ощупью. Вышеестественный, духовный, бесстрастный есть тот, кого осенил Дух Святый, кто, будучи исполнен Им, действует, говорит под влиянием Его, возносится превыше страстей, превыше естества своего. Такие точно: свет миру и соль земли, видят себя, видят и ближних, а их увидеть может только подобный им духовный. Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может (1 Кор. 2, 15), говорит Писание. Такие встречаются ныне крайне редко. В жизни моей я имел счастье встретить одного, и доныне странствующего по земле, - старца, лет около 70, из крестьян, малограмотного: он жил во многих местах России, на Афонской горе, - говорил мне, что и он встретил только одного...» (5, с. 288–289). Эти строки были написаны святителем Игнатием в 1847 году...

По милости Божией отец Серафим стал одним из тех редких людей, которых святоотеческое учение называет духовными. Освобожденный от мирских привязанностей и пристрастий, он смотрел на все земное глазами внимательного наблюдателя и рассуждал обо всем бесстрастно, а потому и объективно. Подвиг служения ближним, служения словом назидания - был для него источником радости и утешения. Люди, живущие духом, а не плотью, имеют особые свойства. Батюшка Серафим имел дар принимать помыслы своих посетителей. Его душа видела состояние души другого человека по слову преподобного Иоанна Лествичника: «Совершенно очистившийся от страстей видит даже душу ближнего, хотя не самое существо ее, но в каком она находится устроении и каковы ее расположения и чувствования».

Братия, не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетние (1 Кор. 14, 20) - вот образ жительства, начертанный в Евангелии, который стяжал любвеобильный старец. Он был удивительно кроток, ласков и благодушен ко всем. Сразу покоряя своих посетителей воистину младенческим незлобием и чистотою, отец Серафим удивлял их высочайшим даром духовного рассуждения. Поразительно было общение с подвижником, на котором Господь живо отобразил черты нового человека - порою одного взгляда на его добродетельную внешность был достаточно, чтобы получить внутреннее спокойствие, радость в сердце и избавиться от всякой скорби.

В свою очередь духовник Лавры с одного взгляда умел постичь суть, внутреннее состояние человека. Как правило, говорил коротко, но очень сильно, вкладывая в душу собеседника самое для нее главное. Порою же, с людьми, искренне искавшими спасения, беседовал подолгу, врачуя душевные немощи спасительным бальзамом Слова Божия, святоотеческих наставлений и мудрых советов, проверенных на собственном духовном опыте.

Отца Серафима отличало постоянное благоговение перед судьбами Божиими. К этому благоговению и покорности Богу приводил он и своих духовных детей. «...Всемогущий Господь управляет миром, и все, вершащееся в нем, совершается или по милости Божией, или по попущению Божию. Судьбы же Божии непостижимы для человека. Три святых отрока в пещи Вавилонской исповедовали Бога и воистину верили, что все духовные и гражданские бедствия, попущенные на них и на израильский народ, попущены по праведному суду Божию. Только такое воззрение на сущность всего происходящего привлекает в душу мир, не попускает увлекаться разгорячением, направляет зрение ума к Вечности и доставляет терпение в скорбях. Да и сами скорби представляются тогда кратковременными, ничтожными и мелочными. Не сетуй на тяжесть креста, в день скорби поведай печаль Твою Господу, и Он утешит тебя», - наставлял батюшка тихим и мягким голосом, в котором всегда звучали какие-то особенно добрые нотки.

Александро-Невская Лавра стала для иеросхимонаха Серафима (Муравьева) той школой духовного врачевания, где он, совершенствуя других, постоянно совершенствовался сам, на деле исполняя заветы преподобного Серафима Саровского. Лаврский духовник глубоко переживал каждое духовное движение исповедника. Здесь, в Лавре, он сполна изведал мрачную картину многоболезненности человечества, одержимого различными страстями и душевными недугами. Чутко сопереживая чужим скорбям, отец Серафим буквально ощущал на себе телесные страдания и немощи болящих, горевал вместе с кающимися и чувствовал тяжесть их грехов. Однако никого никогда не осуждал, а все грехопадения людей приписывал лишь злобе врага рода человеческого: «Старайтесь хранить себя от сетей, расставленных вне и внутри человека, и всячески прикрытых подобием правды. Они легко познаются по тому, что лишают душу мирного устроения. Где нет мира, там козни врага спасения. От Христа исходят истина и святое смирение. Мир Христов - свидетель истины», - так, по воспоминаниям ближних, назидал отец Серафим ищущих Господа.

Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса (2 Кор. 4, 5), - эти апостольские слова смиренный духовник Лавры носил в своем сердце. Наставничество было для него беспрекословным послушанием Единому Богу. Он воистину был слугою Господу и ближним.

Обращаясь к наставникам, преподобный Серафим Саровский говорит:

«Сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей на песке, сей на камени, сей при пути, сей и в тернии, все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро.

Раздавайте дары сии благодати Духа Святаго требующим, по примеру свещи возженной, которая и сама светит, но и другие свещи, не умаляя собственного огня, зажигает». Так и поступал в своей пастырской жизни иеросхимонах Серафим (Муравьев), верный хранитель Христова учения и заветов Святой Православной Церкви.

В суровые морозные зимы неглубокие речушки порою промерзают до самого дна. Однако с первыми лучами весеннего солнца начинают они оттаивать, возвращаясь к жизни, чтобы затем, в тихие летние дни, явить свою зеркальную гладь, в которой отражается небо во всей глубине и красоте его.

Таким благодатным лучом - лучом Солнца правды Христовой был отец Серафим. Мягким прикосновением умел он растопить лед в сердцах человеческих. Согревая души живым участием и любовью о Господе, пробуждал он их от греховного сна. Часто приходили к нему люди неверующие или маловеры, которые требовали особого попечения. Их душевные недуги старец всегда врачевал духом кротости. Незаметно для человека приводил подвижник его к осознанию своей греховности, возрождая к новой, благодатной жизни. «Уж сколько мы от Бога ни бегаем, все равно никуда не уйдем! Будем же умолять Господа, чтобы сохранил Он нас в верности Святой Православной Церкви, - с чувством глубокой веры говорил батюшка. По его советам многие оставляли греховную жизнь, стремились к духовному совершенствованию, забывая мирские привычки и пристрастия. В душах этих людей рождались искреннее покаяние и любовь к жизни целомудренной, а мудрый старец вселял в их сердца надежду на милосердие и человеколюбие Божие, умело приводя своих чад в спокойное состояние духа. Часто люди, у которых по советам подвижника устраивалась жизнь, приходили с искренними слезами благодарить его, на что смиренный схимник кротко отвечал: «Что я? Преподобного Серафима благодарите - это по его молитвам нисходит к немощам нашим Небесный Врач...» «Это Всеблагая Царица Небесная из беды вас вызволила - по вере вашей да будет вам...»

Смирение - божественное свойство, возводящее человека от земли к небу, туда, где находится истинное Отечество наше. Туда, где вечное и незаходимое Солнце наше - Христос, где веселятся праведники в обителях света. Туда-то, к вечной радости, в горний Иерусалим, и возводил мало-помалу души своих подопечных отец Серафим. Земное и временное никогда не заслоняло от его духовных взоров блаженной Вечности. К этому приучал батюшка и своих духовных детей. О горнем помышляйте, а не о земном , - назидает апостол Павел, - облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь... (Кол. 3, 2, 12–14).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: