Ангелина житие даты почитания святой. Краткое житие святой ангелины сербской

В Сербии эту святую называют матерью Ангелиной. Дочь князя и жена короля, она много в своей жизни претерпела. Болезнь мужа, изгнание, вдовство не сломали сильную духом женщину. Она выстояла, доказав жизненным подвигом, что человеку, который предан Богу, возможно все. Как истинная христианка, она в благочестии воспитала своих детей.

Святая Ангелина Сербская почила в XVI веке, но до сих пор она остается любимой святой своего народа. Мощи Ангелины почивают в Крушедоле, вместе со святыми останками ее мужа и благочестивых сыновей.

Жизненный подвиг святой Ангелины

Происходила Ангелина из княжеского рода. Ее отец Ариянит был известным человеком своего времени. Одно время в их доме поселился сербский деспот в изгнании Стефан. Молодой человек был благороден и красив собой, однако слеп. Глаз он лишился по приказу турецкого султана Мурада. В 1458 году Стефан был провозглашен деспотом (королем) Сербии.

Однако слепой правитель не мог управлять окутанной смутой страной. Трон занял сын боснийского короля. Но к тому времени Сербия была столь крохотной, что от ее былого величия почти не осталось следа.

Принятый как родной в доме Ариянита, Стефан надолго там задержался. Благочестивая княжна полюбила гостя. Родители понимали, какие испытания предстоят их любимой дочери, но все же благословили этот брак. Вскоре в семье появились дети – два сына и дочь. Супруги жили в любви, согласии и в полной покорности воли Божией.

Однако беда не заставила себя долго ждать. Ранее пострадавший от турок глава семейства вновь подвергся преследованиям. Теперь же опасность нависла над его любимой женой и маленькими детьми. Под покровом ночи семейство покинуло Албанию и бежало в Италию.

Не успев обосноваться на новом месте, Стефан стал болеть. Вскоре он умер, оставив Ангелину одну противостоять жизненным невзгодам. Через какое-то время Ангелина увидела над могилкой мужа свечение. А когда тело было извлечено из земли, оно оказалось нетленным.

В Италии семье пришлось испытать и голод, и другие бедствия. Заботясь о детях, Ангелина решилась просить помощи у короля Венгрии. Она послала ему письмо, в котором просила выделить ей небольшую часть земель из тех, которые когда-то принадлежали семье ее мужа.

Матиа Корвин откликнулся на просьбу Ангелины и выделил семье во владения город Купиново. Перебравшись туда, благочестивая женщина первым делом соорудила храм во имя святого апостола Луки. Там она положила мощи своего любимого супруга. Но не только землями облагодетельствовал семью венгерский король. Старшего сына Ангелины Георгия он возвел в деспоты, как и подобало наследнику его отца.

Недолгое время властвовал Георгий. Его сердце принадлежало Богу. От светской власти он отказался. Деспотом стал его младший брат Иоанн, сам же Георгий избрал монашескую стезю. Иоанн вскоре преждевременно скончался. Взяв мощи отца и брата, инок Максим вместе с матерью перебрались в земли влашские. Там сын Ангелины возглавил митрополичью кафедру. Вместе они сотворили много добрых дел для народа того края.

Но вскоре семья вернулась в Срем. Сын стал митрополитом Белградским и Сремским. Ангелина при его помощи основала Крушедольский монастырь. Она пережила и второго своего сына, оставшись к старости совершенно одинокой.

Ангелина отреклась от мира и предалась делу молитвы и заботы о святых обителях и храмах. Эта истинная христианка отошла к Богу в 1516 году. За все испытания, веру, труды во имя Церкви Господь прославил в лике святых все семейство: Ангелину, ее мужа и двоих сыновей.

Ангелина состояла в дружбе с великим русским князем Василием III. Именно она попросила его оказать помощь в укреплении монастыря на Афоне и некоторых других обителей, не только на Святой Горе.

А Вы хотите также вышивать?

Мастер - класс: Как вышить уникальную икону

Никогда не вышивали. Очень хотите попробововать, но боитесь у Вас ничего не получится.

"Перекопали" весь интернет, но не нашли схему вышивки нужной иконы.

Заполнили вышивкой уже много однообразных и скучных схем, а душе хочется чего то творческого.

Хотите вышить по настоящему красивый и уникальный образ, который будет существовать в единственном экземпляре.

Заходите на наш мастер - класс по вышивке икон..

Если же нужна готовая икона - можете заказать и мы вышьем её для Вас

Или выбирайте из уже вышитых образов

Молитвенная помощь Святой Ангелины Сербской

Молятся святой во всех жизненных неурядицах. Ее просят послать силы выстоять. Она покровительствует семье. Девушки молят ее о счастливом замужестве, женщины – о верности супругов, о радости материнства и правильном воспитании детей. Молитвы ко святой помогают укрепить веру.

По молитвам к ней посылается здоровье больным, избавление страждущим, надежда отчаявшимся, утешение гонимым. Святую считают своей покровительницей те, кто занимается строительством и обустройством храмов и монастырей. Молитвы ко святой помогают тем, кому трудно материально.

Церковью святая Ангелина Сербская почитается как Преподобная. Память ей празднуется 14 июля и 23 декабря. В каждом сербском храме есть ее икона. Образа святой есть и на Афоне. В России их пока мало.

В Костромской области воздвигнут храм, престол которого освящен в честь этой святой. Не менее распространена в Сербии икона, на которой святая изображена вместе с мужем и обоими сыновьями. Первое такое изображение появилось вскоре после блаженной кончины Преподобной Ангелины, в XVI веке.

Иконы Святой Ангелины вышиты бисером с использованием жемчуга, трунцала, янтаря и камней. Лики написаны маслом на тонком холсте. Время на вышивку одной иконы два месяца. Схемы и наборы для вышивания икон Святой Ангелины не используются.

Все молитвы праведной Ангелине деспотиссе (царице) Сербской

Память: 1 июля / 14 июля, 10 декабря / 23 декабря

Дочь князя Георгия Албанского и супруга Стефана, короля Сербии, святая Ангелина претерпела изгнание при турках (XV век) вместе со своим мужем, и разделила все трудности жизни в Албании и Италии. Двух сыновей своих, святых Максима и Иоанна, воспитала в духе истинно христианском. По смерти супруга, приняв монашеский постриг, святая Ангелина посвятила себя молитве, благотворительности и храмостроительству. Верная жена, добрая мать и совершенная христианка, она воистину заслужила имя "матери Ангелины", которым ее наградил сербский народ. Ее чудотворные мощи сохраняются вместе с мощами ее праведного супруга - святого Стефана и их благочестивых детей Максима и Иоанна в монастыре Крушедол.

Святая Ангелина молитвенная покровительница в устроении семейной жизни, в семейных нуждах и скорбях, в благочестивом воспитании детей, ей молятся жены и матери о даровании добродетелей супружества и материнства.

***

Тропарь праведной Ангелине, деспотиссе Сербской, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Кондак праведной Ангелине, деспотиссе Сербской, глас 8

Вышняго живота желающи сподобитися, нижнюю пищу тщательно оставила еси, и богатство твое расточила еси нищим, и Небесное богатство прияла еси, и по смерти нас освящавши, и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши. Темже твое успение святое почитаем, взывающе: радуйся, мати прехвальная.

Молитва первая праведной Ангелине деспотиссе Сербской

О, преподобная Ангелино, мати наша добрая и милостивая, помози нам, чадом твоим непослушливым. Ты еси матерь наша благая, скорбное житие на земли пожила еси, обаче с помощию Божией, победы в битвах храбро стяжала еси и душа твоя в свет Царствия Небеснаго радостно вселися. Твоя домашния Церковь Христову украсиша и позолотиша твоими святым супругом Стефаном и сынами Иоанном и Максимом. Имела еси сердце неизмеримо большое и сострадательное ко всем, находящимся в беде. Посему благочестивый сербстий народ звал тебя лучшим из слов дарованных Богом – матушка. Яко ты еси мати всех нас, сербов, твоих, которые, аще и согрешиша много, обаче любим тя и почитаем и к тебе за помощью притекаем.

Кая бо матерь детей своих возненавиде, аще и согрешат зело? Ни, но мудро наказует их, любити же не престает. Поэтому и ты, мати наша добрая, накажи нас с небес, бичом Божиим, но не оставляй нас без твоея любви. Десницей правды Божией покарай нас, а десницей любви укрепи и верни с путей неправедных на путь истины и добра.

Молимся тебе, мати добрая, молитвами твоими испроси нам благословение небесное: болящим здравие, немощным силу, отчаявшимся надежду, голодным хлеба насущнаго, безплодным чад, гонимым кров и утешение, и всем молящимся тебе подай по великой милости твоей просимое. Но и еще больше даруй нам, мати наша добрая, благ небесных души очищающих, укрепляющих нас в исполнении заповедей Божиих, ведущих нас к добру и уводящих от всякаго зла. Ибо аще не бежим от зла в мире сем, како убежим от него в ином мире, аще не очистимся здесь от грязи, како сможем там, где смотрят на то что отсюда несем.

Помози нам умрети миру сему, якоже и ты миру мертва бысть, возжелавши блага непреходящаго и вечнаго. Пусть и наше благо на небесех будет, дабы и сердца наши на небесех были, а не здесь, идеже все гниет и исчезает, идеже вор крадет, и моль и ржа тлит. Аще бо все силы своим положим на блага мира сего, за горсть праха земнаго, юже ниже с собой возьмем, тем и ты нам помощи не возможеши, мати наша благая. Аще же немного потрудимся, хотя мало возопиим ко Господу чрез тебя, невесту Его небесную, таже помощь твоя изольет неисчислимые блага небесные, иже укрепят нас на узком пути спасения, аще и сотни смертей нам предстанут.

Воистину душа наша вся грехами разодрана и бедна добродетелью, милосердный же Господь уготова лекарство – покаяние. Да родится в нас, хотя малая часть того истиннаго покаяния, еже Господу принесла еси, мати наша святая. Оживи божественное в душах наших твоими теплыми слезами, яже изливаеши на всяк день о роде сербстем, да уразумеем бездну долгов наших пред Богом, Он же прощает долги наши, аще искренно и слезно попросим Его о прощении.

Темже смилуйся, матушка наша Ангелино, крушедольская святая игумения, и помози нам спастися ото всякаго зла, дабы однажды твоими молитвами ко Господу, вошли в покой Царства небеснаго, идеже вси благодарно прославляют Святую Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая праведной Ангелине деспотиссе Сербской

О, великая угодница Христова и преславная мати наша Ангелино! Ты на небеси душею своею у Престола Божия предстоиши и славословие Ему непрестанно возносиши, обрати взор свой на нас сирых и скорбящих и помолися за нас ко Господу, да наставит нас на путь истины и благочестия, коим возможем и мы по скончании жития нашего в Отечество наше небесное взойти и с тобою Богу поклонитися. Ей, преподобная наша мати, зриши с небеси, яко время тяжкое безбожное наста и души наша скорбию исполнишася. Несть спасающаго, несть помогающаго, токмо Бог Единый, на Него же уповаем и Ему же славу возсылаем со Отцем и Сыном и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание

Ублажаем тя, преподобная мати Ангелино, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

***

Молитва праведной Ангелине Сербской:

  • Молитва праведной Ангелине, деспотиссе (царице) Сербской . Дочь князя Георгия Албанского и супруга Стефана, короля Сербии, святая Ангелина претерпела изгнание при турках (XV век) вместе со своим мужем. По смерти супруга, приняв монашеский постриг, святая посвятила себя молитве, благотворительности и храмостроительству. Верная жена, добрая мать и совершенная христианка, она заслужила имя "матери Ангелины", которым ее наградил сербский народ. Святая Ангелина покровительница в устроении семейной жизни, в семейных нуждах и скорбях, о детях, ей молятся жены и матери о даровании добродетелей супружества и материнства

Акафисты Ангелине Сербской:

Житийная и научно-историческая литература о праведной Ангелине Сербской:

  • Праведная Ангелина, деспотисса (царица) Сербская (житие) - иеромонах Игнатий Шестаков

Ангелина - сокращённо Геля, Лина. Это красивое имя произошло в Греции. Его звучание на древнегреческом - «Ангелос», а означает оно - «вестник». Затем слово перенесло трансформацию и на позднелатинском стало звучать как Ангелус, причём так называли мужчин, а не женщин. И уже из него появилось - Ангелина.

Значение по церковному порядку расшифровывается как - «ангел», «ангельская» . Его сокращение не заканчивается на двух вариантах. Краткая форма употребляется также, как: Гелина, Гела, Еля, Ела, Алина.​

Значение древнегреческого вольного перевода имени Ангелина - это «ангельская, благая вестница». Загадочная, очень энергичная и страстная, этим отличается большая часть женского населения, которые носят это имя. Её характер в полной зависимости от возраста, среди прочих имён нет такого переменчивого нрава.

Звучит имя обворожительно и нежно . Наверное, каждый, у кого есть знакомая с этим именем, подтвердит, что эта особа необычна, достаточно привлекательна, с яркой и интересной судьбой.

Имя оказывает большое влияние на жизнь и судьбу личности.

Характеристика и судьба

Девочка с раннего возраста проявляет твёрдый и непростой характер. Она любит независимость и своевольная, придерживается своего мнения и воспитывает себя сама.

С детства девочка нередко конфликтует с родителями , она непослушна и не очень прилежна, думает, что они во всём неправы и ничего не понимают. На многие вещи она имеет личное мнение и считает, что может сама распоряжаться своей судьбой. Склонение Лины к физическому труду силой, ни к чему не приведёт.

Девочка легко налаживает отношения с ровесниками, дружить только с теми, у кого такие же вкусы и интересы как у неё. Общительная, активная, с весёлым взрывным характером, всегда имеет массу идей, и не сидит на месте. Мечтает и фантазирует о будущем. Любит дружить с мальчиками и активно играет в войну.

Очень часто лидирует в компании противоположного пола, в её характере преобладают мужские черты, она смелая и воинственная. Бывает раздражительной и не любит когда её называют уменьшительным именем. Но, тем не менее друзья относятся к ней уважительно, ценят её и любят.

В выборе профессии она участвует сама , она не пойдёт учиться туда, куда решили родители. Отдаёт предпочтение творческим профессиям, так как имеет различные таланты: пение, танцы, спорт, актёрское мастерство. Из-за любви к животным способна стать ветеринаром.

Не исключено, что она станет хирургом, так как хладнокровна и целеустремлённая. Увлечения всегда серьёзны и длительны. Все что начнёт, она доводит до конца, а прежде чем начать, долго выбирает, и, как правило, не ошибается в выборе.

Девичество Ангелины

В этот период девушки достаточно беспокойны, эмоциональны . В зависимости от того, какие в жизни будут цели и приоритеты, может быть самодостаточной или жить в скромности. Судьба Гели в этот период интересная и незаурядная:

Ангелина не любит делать поспешных выводов, решения она всегда принимает серьёзно и взвешенно.

Этап взросления

Взрослой Ангелине тяжело достаётся общение с людьми , она остаётся преданной своим правилам поведения. Она убеждена, что должна бороться за справедливость. Постепенно эта горячность минует, к ней приходит понимание, что она не в силах изменить мир.

Сама неидеальная, Ангелина многого требует от других. В связи с этим и профессиональная судьба складывается не всегда хорошо, если учитывать её природную лень. Семейное счастье зависит от понимания того, что с мужем придётся обуздать свой нрав. При отказе от амбиций и лидерства в семье, она будет прекрасной женой и хорошей мамой.

Влияние времени рождения на характер

Девушки с этим именем отличаются активностью. Они упрямы, но радушны и гостеприимны. Если рассматривать характер Ангелин, родившихся в разное время года , то выяснится, что между ними нет ничего общего:

Именины по церковному календарю

С давних пор день ангела является важным торжеством. Ранее этот праздник встречали за столом с пирогами и именными караваями, посещали церковь для причастия. Ангелина - стародавнее, красивое и пользующееся известностью имя для женщины. Оно относится к церковным, так как, самой значимой в истории была Ангелина, причисленная к лику святых. Ею сделана работа, чтобы восстановить церкви после турецкого нашествия в Сербию. Это имя популярно в нашей стране.

Покровительница Лины. День ангела отмечается четыре раза в год. При выборе для ребёнка имени узнайте, в честь какого святого вы его называете, оно оказывает сильное влияние на характер и судьбу малыша.

Преподобная Ангелина Сербская росла в православной семье албанского князя Ариянита. Её мужем стал Стефан - слепой король Сербии. От этого брака появилось двое детей. Свою жизнь Преподобная Ангелина прожила в горестях и разочарованиях. Её муж скончался рано впоследствии умерли и двое детей. Остаток жизни она провела в женской обители.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

На рубеже XV и XVI веков в Албанских землях, что на Балканском полуострове, правил князь Георгий Арианит, который был в родстве со Скандербегом, легендарным вождем антиосманского Албанского восстания. Жители этих земель были православными, и сам князь, и жена его тоже были православными христианами. Их дочь звали Ангелиной. Черноволосая красавица имела добрый нрав, но при этом была отважной и волевой.

Семья жила в непростое время. Их родина, как и другие страны Балкан, находилась под властью турок. Всюду было неспокойно.
Однажды в их дом пришел гость. Это был мужчина высокого роста, серьезный. Гостя приняли с радостью, им оказался правитель (их называли деспотами) Сербии – Стефан Слепой. А звали его так, потому что он действительно был лишен зрения. Стефана ослепили турки еще в те времена, когда Сербией правил его отец. Но не все беды происходили от захватчиков, кто-то из соотечественников оклеветал Стефана, и его изгнали из родной страны. Деспоту пришлось бежать. В Албании в доме отца Ангелины он нашел безопасный приют.

День проходил за днем, и Стефан стал как родной для своих спасителей. Ангелина полюбила его, и родители дали согласие на их брак. Супруги поселились в городе Скадаре. У них родилось двое сыновей – Георгий и Иоанн и две дочери – Мара и Милица. Дети еще были маленькими, когда на город напали магометане. Все семейство бежало в Италию. Там они прожили 10 лет, пока не умер Стефан.

Ангелина осталась одна с детьми, практически без средств к существованию. Она не отчаялась, ради детей попросила поддержки у венгерского правителя. Тот помог ей приехать в Венгрию и дал в управление село Купиново. Ангелина перевезла туда и гроб с телом своего мужа. Дело в том, что после погребения над его могилой возникло сияние, а мощи оказались нетленными. В Купиново была церковь, туда и понесли гроб. Когда проносили его мимо горбуна, произошло чудо – мужчина исцелился. Ангелина поняла, что Стефан свят, и она решила посвятить свою жизнь устроению храмов.

Дети выросли. Старший сын Георгий был назначен правителем сербского города Срема. Но управлял им недолго, с именем Максим он постригся в монахи. Деспотом стал второй сын Иоанн. Но спустя несколько лет он умер. Ангелина вместе с Максимом переехала в румынский город Валахию, взяв с собой мощи святого Стефана и Иоанна, который впоследствии тоже был признан святым. В Валахии Максим некоторое время управлял Церковью.

В Сербию они вернулись после того, как Максим стал митрополитом Белградско-Сремским. Ангелина постриглась в монахини и основала женский монастырь при выстроенной ею церкви. История постройки этой церкви связана с Россией. Ангелина выкупила на свои средства место под строительство храма, а остальные деньги, оставшиеся от ее состояния, раздала нищим. Она всегда была добра к своему народу, ее называли матушкой даже до монашества. Ангелина обратилась к русскому великому князю Василию III с просьбой о помощи: «Наша держава ныне упадает, а твоя держава возвышается. Возьми же на себя нашу заботу и попечение о святых храмах и обителях, которые твои и мои благочестивые предки создали». Князь помог, кроме храма построили кельи для монахинь. Так появился Крушедольский монастырь, в котором Ангелина была настоятельницей.


Икона XVI в. Сербия.
Архиепископ Савва I, преподобная Ангелина Сербская,
святой Иоанн (Бранкович), святой Стефан

Ангелина прожила в монастыре спокойно оставшуюся жизнь. После смерти мощи ее, а также мощи святых Стефана и Иоанна хранились в Крушедольском монастыре. В 1716 году турки подожгли монастырь. В огне погибли святые мощи, осталась лишь рука святой Ангелины, которая хранится в Крушедольском монастыре и поныне.

Значение иконы

Святая Ангелина была сербской княгиней, но многие годы прожила в изгнании, на чужбине. Она была беззаветно предана семье – мужу и сыновьям, посвятив им значительную часть своей жизни. На ее долю выпало тяжкое испытание пережить их, но даже в скитаниях по чужой земле она повсюду бережно переносила за собой их святые останки. Еще при жизни святую называли «мать Ангелина» – за мудрость, доброту и терпеливый нрав, строительство храмов и благотворительность. При жизненных невзгодах мы можем помолиться и вспомнить мать Ангелину – человека исключительно тяжелой судьбы и удивительной стойкости и мужества.

В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего - русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), сербов и болгар. И быть может именно этой духовной общностью и духовным родством объясняется та многовековая взаимная братская любовь, которая связывает эти народы.

Сербские и Русские монахи с XII века подвизались в одной обители - в Старом Нагорном Русике, поскольку сербы не имели еще тогда своего монастыря. Основатель Сербской автокефальной Церкви и создатель Сербской Лавры на Афоне (монастырь Хиландарь) свт. Савва Сербский принял постриг именно в этой обители - Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре (ныне он называется Старый Русик). Но и после того, как сербы перебрались в свою собственную обитель, они не прерывали духовных дружественных связей с Русиком.

После того, как связь Руси с Афоном прервалась по причине княжеской усобицы и монгольского ига, так что русские подвижники не могли приходить на Афон, сербские монахи сохранили Русик от запустения.

В 1309-1310 гг. братия Русского монастыря укрыла Игумена Хиландаря Даниила от каталонских пиратов, в следствии чего обитель было сожжена дотла латинскими фанатиками. Сербский Царь Стефан Душан, осознавая ответственность за происшедшее, полностью восстановил обитель и подарил ей в 1347 г. бесценное сокровище, которым она украшается по сей день - честную главу св. вмч. и целителя Пантелеимона.

Сербские правители, оказывая щедрую поддержку Русскому монастырю, при этом никогда не пытались сделать его Сербским, не смотря на то, что некоторое время его населяли исключительно сербы. Они всегда констатировали факт, что лишь временно оберегают Русик, поскольку истинные его хозяева не могут до поры этого делать.

Наконец, в самом начале XVI в., когда Русь освободилась от монгольского ига, Сербские государи передали Московским князьям ктиторство над их отчиной на Святой Горе - Русской обителью св. вмч. Пантелеимона.

Решающую роль в этом важном историческом событии сыграла деспотиса Сербии преп. Ангелина, чье имя на века вписалось в историю Русского Афона.

Краткое житие св. Ангелины

Преп. Ангелина происходила из рода православных албанских князей и с детства воспитывалась в страхе Божием. Ей было суждено стать супругой Сербского деспота Стефана Бранковича, сына деспота Георгия Бранковича (1427-1456). Сербский деспот Георгий был одним из ктиторов Русского монастыря. В архивах обители сохранилась грамота, датируемая примерно 1430 г., и свидетельствующая о помощи, которую оказывал Георгий Бранкович Русику.

В 1441 г. Стефан вместе с братом Гргуром отправились в Турцию, чтобы навестить и поддержать родную сестру, насильственно взятую в гарем султана. Оба брата были схвачены, обвинены в заговоре, заточены в темницу и ослеплены. В это время скончался их отец - деспот Георгий, и временным правителем стал самый младший его сын - Лазарь (1456-1458), уступивший затем престол вернувшемуся из заточения старшему брату Стефану. За два месяца до падения Сербии под ударами турок, некоторые придворные предали своего государя и тайно способствовали его свержению еще до начала турецкого нашествия. Они оклеветали деспота Стефана и изгнали его из Отечества. Прав. Стефан претерпел многие беды и нужды. Он отправился через Будим к своей сестре графине Катарине, а затем прибыл в город Дубровник в Далмации и оттуда уже отправился в Албанию, чтобы обрести там безопасное пристанище.

Благородная княжеская дочь Ангелина всем сердцем полюбила слепого князя-страдальца Стефана и по благословению родителей вышла за него замуж. Родители дали свое согласие и благословили молодых. Желая всей душой разделить судьбу с благородным изгнанником, в 1461 году Ангелина обвенчалась со Стефаном в Скадаре. Плодом их благословенного брака стали два сына Георгий и Иоанн, а также дочь Мара. Однако счастье их продолжалось недолго - им вновь пришлось бежать от нашествия магометан и скрываться в Италии. 9 октября 1476 г. блаженный Стефан отошел ко Господу. Впоследствии он был причислен к лику святых.

Святой Ангелине пришлось сполна испить чашу вдовства, изгнания и материнского болезнования о добром воспитании троих детей. Она обратилась с просьбой о помощи к Венгерскому королю Матии Корвину, который милостиво дал в удел ей и ее сыновьям город Купиново на реке Саве. Взяв с собой нетленные останки своего супруга, Ангелина добралась через Вену и Буду до Купиново и там в церкви святого апостола и евангелиста Луки положила 15 февраля 1486 года мощи своего супруга Стефана. Венгерский король даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота, но Георгий отказался от него в пользу младшего брата Иоанна. В 1495 г. Георгий постригся в монашество с именем Максим. В 1502 г. отошел ко Господу молодой деспот Иоанн, ставший последним деспотом Сербии. Св. Ангелина с монахом Максимом переселилась в земли Валашского воеводы Иоанна Радула, взяв с собой мощи супруга Стефана и сына Иоанна. Воевода Иоанн также отличался благочестием и боголюбием. Некоторое время он оказывал покровительство Афону. В Русском монастыре сохранились грамоты сего государя о пожаловании ежегодной милостыни Русику. Он был покровителем монастыря с 1492 г. Особенно щедрую помощь оказывал он с 1502 г., когда в пределы его владений прибыла св. Ангелина. Вероятно, именно она сподвигла воеводу увеличить милостыню Пантелеимоновой обители, совершенно лишившейся покровительства. В Валахии монах Максим, сын Ангелины, принял епископскую хиротонию.

По возвращении свв. Ангелины и Максима в Сремскую область еп. Максим был поставлен митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью они воздвигли монастырь Крушедол во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы. Сюда святитель Максим перенес из Белграда свою епископскую кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию.

Вскоре - 18 января 1516 года - он отошел ко Господу и был погребен в Крушедоле. Так праведной Ангелине суждено было пережить мужа и обоих сыновей, которых Господь прославил в лике святых.

Сохранив свое мирское имя, преподобная Ангелина приняла монашеский постриг в построенном ею неподалеку от Крушедола монастыре Сретенья Господня и полностью предалась молитве, делам милосердия и попечению о храмах и монастырях. Эта достойная подражания христианка, супруга, мать и монахиня за свои труды и добрые дела была любовно прозвана в народе матерью Ангелиной. Так, пожив богоугодно и свято, она почила от трудов своих и мирно отошла ко Господу 30 июля 1520 года. Преподобную Ангелину похоронили в той же женской обители, а спустя несколько лет ее святое тело было обретено нетленным, перенесено в монастырь Крушедол и положено в одну раку с мощами ее сына святого деспота Иоанна.

В 1716 году турки сожгли святые и чудотворные мощи святых Бранковичей вместе с монастырем Крушедол. Сохранилась только левая рука святой Ангелины. Память св. Ангелины отмечается трижды в год: 1 июля, 30 июля и 10 декабря.

Роль преп. Ангелины Сербской в судьбе Русской обители на Афоне

В 1502 г., как говорилось выше, св. Ангелина сподвигла валашского воеводу Иоанна Радула активизировать помощь Пантелеимонову монастырю, терпевшему крайнюю нужду.

В 1508 г. преп. Ангелина написала письмо Великому князю Московскому Василию III, в котором ходатайствовала о Русском монастыре на Афоне, построенном прадедами князя и фактически являвшегося его отчиной. Св. Ангелина просила государя принять ктиторство над сродственной ему обителью, поскольку о ней более некому было позаботится, кроме его царственности. Вот текст этого исторического послания:

"Благочестивому и христолюбивому, и свише от вишнаго промисла изабраному, и Богом хранимому господину, великому кнезу Восилию всеи Рушкие земле и више. Смерена монахиа Аггелина, бивша деспотица, челом бию твоей милости лицем земли и прошу твою милость, що ест монастир у Святои Горе святого Паньтелеимона, твое милости отчина. Инши монастири имают своего хтитора, некотори Иверского цара, а други Власкога воеводу, а монастир святого Пантелеимона иншего хтитора не има, котори жалует святи монастир, тачию твое царство. И всеблаги Бог да умножит лета мноха твоему царству. Аминь".

И хотя в архиве Пантелеимонова монастыря хранится переписка с Великими князьями Василием II и Иоанном III, однако именно это послание св. Ангелины можно считать историческим актом передачи прав ктиторства над Русским монастырем на Афоне государям Руси.

27 июля 1509 г. Великий князь Василий III написал преп. Ангелине ответное письмо. Вот выдержка из этого послания:

"Писала еси к нам о манастыри святого Пантелеимона, иже на Святеи Горе, что иного ктитора не имать, оприч нас; и нам бы ему помагати. И тот монастырь от прародителеи и родителеи нашых здание наше, и мы, как наперед сего тот манастырь, здание прародителеи и родителеи наших, дозирали и милостынею помогали, так и ныне, и вперед, оже даст Бог, тот монастырь святого Пантелеимона, богомолью нашу, хотим дозирати и милостинами помогати доколе даст Бог.

А ныне есма послали в Пантелеимонов манастырь на милостыню и на монастырские потребы с старцом с Семионом Пантелеимонова манастыря пять сороков соболеи да пять тысяч бел. Да с Семионом же есма, с старцом Пантелеимонова манастыря, послали белоградскому митрополиту Феофану и всему священнеишему собору на церковные потребы три сорока соболеи да три тысячи бел, да ковш серебрян, а велели есма им молити Бога и пити из него за наше здравие. А в Кучаину к Спасову Преображениу в Сысоев монастырь Серпьские земли игумену Феофану и священнико[м], и старцо[м], и в[сеи братьи] того монастыря послали есма на милостыню и на монастырские потребы с Семионом же с старцом сорок соболеи да пятьсот бел. А старца того монастыря Сысоева, Ионикея, отпустили есма с Семионом же вместе. А о том тебе ведомо чиним того для, чтобы та наша милостыня до них дошла. Да и вперед, оже даст Бог, хотим их дозирати и милостынями помагати и доколе Бог даст".

С этого момента начинаются теснейшие вязи Русских государей с Русской обителью на Афоне. Великий князь оказывает помощь Русику, делает пожертвования и щедрые вклады.

При русском дворе Великого князя Василия появляется посланник султана Кемар. Также и княжеский посланник Василий Коробов начинает посещать Константинополь. Несомненно, государь ходатайствовал перед султаном о Русской обители на Афоне. Благодаря этому ходатайству султан обратил непосредственное внимание на положение Русика и запретил своим чиновникам притеснять его. Два дочерних монастыря Свято-Пантелеимоновой обители вне Афона в Каламарии и в Сидерокавсии были восстановлены в своих древних правах. Предстательство Великого князя Василия дало основание будущим старцам обители просить следующего государя Иоанна Васильевича о таком же заступничестве.

Через посредство Русского монастыря в этот период времени, по воле Великого князя, доставлялась милостыня для самого Прота и других обителей Афона. Это привело к усилению значения Русской обители на Афоне, как было это в прежние времена в домонгольский период.

Упомянутый эпизод истории является важной вехой во взаимоотношениях Русского Афона и Руси. Последняя вышла из периода кровавых междоусобиц, сплотившись вокруг дома Пресвятой Богородицы - Успенского собора Московского Кремля, осознав себя в качестве удела Божией Матери.

Московские великие князья как хранители дома Пресвятой Богородицы осознавали себя хранителями православной веры на Руси, собирателями и строителями государства. Ныне же десница промысла Божия открыла перед ними новый горизонт: отчина и ктитория их - не только Русская Земля, но и вся православная вселенная. Русь впервые после 1238 года обратила свой взор за пределы своего внутреннего мира. Инокиня Ангелина умоляла Великого князя Василия III принять покровительство хотя бы только над сродственной ему Русскою обителью.

Но русские государи и цари осознавали себя ктиторами и хранителями всей Святой Горы, каковыми некогда были византийские императоры и сербские господари. Фактически это было постепенное вступление русских государей в обязанности Удерживающего. Русик же стал их посредником во взаимоотношениях со Святой Горой и другими славянскими православными государствами. Взаимное притяжение Святой Руси и Святой Горы в это время было обусловлено еще и тем, что они вместе остались единственным оплотом и единственной опорой православия в мире. Все другие православные государства, все другие помесные Церкви находились в османском пленении.

С посланцами игумена Русского монастыря Василий III посылает неоднократно милостыню в Сербскую землю, в митрополию, в монастыри, и самой преподобной Ангелине. Между монастырем и государем завязывается постоянная переписка. Обитель более не ограничивается в сроках посещения Руси для милостыни. Однако скромные насельники Русика не любили без острой нужды докучать и выказывать себя. Князь сам вновь и вновь приглашает игумена прислать старцев за большей, как он пишет, милостыней, и скорбит, что они не приходят: «...И вы нам таких старцов и до сех мест не присылывали. И как вам будет пригоже, и вы бы и ныне такых старцов к нам прислали, с кем бы нам было пригоже ту милостыню к вам послати». В одной из грамот государь так и пишет, чтобы игумен обители и впредь присылал старцев за милостыней, когда того захочет.

В 1533 году в Москву прибывет сам настоятель Свято-Пантелеимоновой обители игумен Гавриил. Князь жертвует своей богомолии на Святой Горе 3000 золотых, что по тем временам было баснословной суммой. На обратном пути старцы будут ограблены разбойниками. На что Государь поднимет служилых людей всех властей, и литовских и валашских, с требованием найти разбойников и вернуть похищенное. Практически вся сумма была возвращена и доставлена на Святую Гору.

Однако со временем греки стали пробовать и вскоре научились осуществлять сношения с Россией в обход Русского монастыря. Ватопед и Великая Лавра почти на полвека заслонили его значение. Это стало главной причиной будущего упадка обители. Русик не успел твердо встать на ноги и укрепиться в канун новых потрясений (Ливонской война и Смутного времени). После окончания смуты, в эпоху патриаршествования Никона, в России вообще восторжествовали грекофильские предпочтения; Русский монастырь на Афоне перестал иметь значение духовного центра для пореформенной России, которая не осознавала важности своего присутствия на Афоне. Это вело к ущемлению интересов обители в греческой среде и к неминуемому в таких условиях упадку. В пришедшую же вскоре Петровскую эпоху монастырь и вовсе перестал пополняться насельниками из России, что привело к временному пресечению Русского монашества на Афоне и разрушению Старого Русского монастыря. Так закончилась славная эпоха постепенного возрождения Русского монастыря на Афоне и восстановления исторических связей с Отечеством, начало которому было положено приснопамятным деянием преп. Ангелины Сербской.

В год празднования 1000-летия Русского монашества на Афоне братство Русского монастыря с особой благодарностью и молитвенной памятью поминает имя святой Ангелины Сербской, проявившей столько заботы о Русской святогорской обители и потому, по достоинству, являющейся ее ктитором. А также с признательностью вспоминает вклад Сербского народа в сохранение Русской отчины в Уделе Пресвятой Богородицы на Святой Горе.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: