Английский философ автор высказывания знание сила. Знание — сила? Победитель получает всё

Наверное, каждый из нас не раз слышал фразу «Знание – сила». Кто сказал эти слова? В связи с чем была произнесена такая фраза? И почему знания – это сила? Поговорим об этом далее.

Что такое знание?

Итак, сегодня мы поговорим об известном высказывании «Знание – сила». Кто сказал эту фразу? Когда впервые были произнесены слова, ставшие известными каждому? На все эти вопросы мы ответим позже. А сейчас постараемся разобраться, что такое знание.

В широком смысле это понятие трактуют как совокупность усвоенных человеком норм и представлений. По сути, знание является результатом познавательной деятельности индивида или группы лиц.

В узком смысле это понятие означает обладание определенной информацией, что позволяет решать поставленные задачи.

Знание не ограничивается исключительно наукой. Оно может быть и вненаучным, или обыденно-практичным.

Кто сказал?

Итак, автор высказывания «Знание – сила» - Фрэнсис Бэкон. Имя этого человека знают во всем мире. Фрэнсис Бэкон – знаменитый английский мыслитель, философ, политик. Он родился в 1561 году в Лондоне. Окончил Кембриджский университет. Когда ему было всего 23 года, он был избран в палату общин английского парламента. При Якове I он стал хранителем королевской печати (эту должность занимал и его отец).

В 1605 году на свет появилась первая часть трактата Фрэнсиса Бэкона «Великое восстановление наук». Главной темой работы философа являлась идея о безграничности прогресса развития человека.

Фрэнсис Бэкон считается отцом эмпиризма – философского направления, признающего чувственный опыт главным источником знания. Он отстаивал позиции, кардинально противоположные Аристотелю и средневековым схоластам.

Главные положения философии Фрэнсиса Бэкона можно свести к следующим тезисам:

  • Бог не запрещал познание вещей людьми.
  • Правильный метод – это залог успешного исследования.
  • В основе научного познания лежат индукция (т. е. при обобщении необходимо придерживаться известных всем правил) и эксперимент (метод исследования определенного предмета в управляемых условиях).
  • Существует 4 человеческих ошибки, которые препятствуют познанию. Это так называемые призраки: «рода» (происходят от самой сущности человека), «пещеры» (индивидуальные особенности восприятия мира), «лошади» (возникают вследствие общения), «театра» (передаются от одного человека другому).
  • Фрэнсис Бэкон не только искал положения, которые подтвердили бы какой-либо тезис, а и факты, опровергающие его.

Итак, мы рассмотрели происхождение фразеологизма «Знание – сила» (кто сказал его). Теперь постараемся узнать первоначальное значение знаменитой фразы.

Значение фразеологизма

Говоря, что «знание – сила», автор выразил одно из главных положений нового мышления. Именно Фрэнсис Бэкон пересмотрел уже установленное в философии понимание взаимоотношения человека с природой. Он утверждал, что люди – это субъект познания. В то же время природа в его философии выступает объектом исследования.

Фрэнсис Бэкон в знании видел мощный толчок для прогресса в социальных отношениях. Он явился основоположником научного метода познания. Он разделил исследования на практические и теоретические, а также разработал принципы так называемой новой логики.

Второе задание по философии, которое необходимо выполнить — написать эссе на одну из десяти тем. Я выбрал высказывание Бэкона «Знание — сила». Писал сутки с перерывами на покушать и прочие человеческие надобности 😉 Вот, что получилось…

Френсис Бэкон: «Знание — сила»

«Нет силы без умения»
Наполеон Бонапарт

Один из важных вопросов, с которым встречался любой из нас в жизни — вопрос о получении знаний.

Я согласен с высказываение известного английского философа Френсиса Бэкона, в котором он говорит, что знание — это сила. Действительно, знания помогают людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Во-первых, сами по себе мы беспомощны. При рождении Человек ничего не знает и не умеет. Он не может зашитить себя от различных раздражающих внешних факторов и бед. В течение всей своей жизни он получает обыденно-практические знания — силу, которую он использует в своей повседневности для решения задач практически неосознанно.

Во-вторых, знания — не мудрость, мудрость — не ум. Прочитав много книг, научных работ, философских трактатов Вы будете больше знать, но не станете мудрее, потому что мудрость характеризуется степенью освоения знаний, а не их количеством. Народная мудрость гласит: «Меньше знаешь — крепче спишь — дольше проживёшь» — нужна ли Вам такая сила, которая лишит вас сна и беззаботной старости, до которой Вы может быть не доживёте?

В-третьих, наши знания и знания наших предшественников могут быть использованны против нас, возможно, даже случайно. Например, создание большого адронного коллайдера. Учёные предполагают, что смогут исследовать микроскопические чёрные дыры, но не могут сказать, что произойдёт, если процесс исследования выйдет из под контроля. Возможно, Землю поглотит чёрная дыра и человечество прекратит существование.

Оказавшись на острове в открытом океане, нас спасут только знания. Знания — сила, которая может убить, либо наоборот — спасти.

Вопросы, связанные с получением знаний и их применением будет сопутствовать любому Человеку до его смерти. Стоит ли получать знания? Как использовать знания, чтобы не навредить? Можно ли прожить без этой силы? Уместны слова великого русского писателя Льва Толстого: «Много знаний нужных и важных. Но самое главное — как жить»

Знание есть сила, сила есть знание (Бэкон)

Знание есть сила, сила есть знание (Бэкон)

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставила перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризует философию Нового времени.

Бэкон стремился привести "границы умственного мира" в соответствии со всеми теми огромными достижениями, которые происходили в современном Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки "великого восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве и приумножении наук" (самом своем произведении), "Новом Органоне" (его главном произведении) и других работах по "естественной истории", отдельных явлениях и процессах природы.

Понимание науки у Бэкона включало прежде всего новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона" (Своего рода исследовательского центра. Академии, идея которого была выдвинута Бэконом в утопическом романе "Новая Атлантида"), "цель общества-познание причин и скрытых сил всех вещей, расширение власти человека над природой, пока все не станет для него возможным ".

Критерий успехов наук - те практические результаты, к которым они приводят. "Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии". Знание - сила, но только такое знание, которое истинно. Поэтому Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносящего и светоносного.

Первые - это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, светоносные - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, поскольку без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты.

Недостоверность получаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается на силлогистических форму обоснования идей, состоящую из суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образуются недостаточно обоснованно. В своей критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие понятия - результат опытного знания, сделанного исключительно поспешно. Со своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент знания, Бэкон считал, что главное - это правильно образовывать эти понятия, так как если понятие образовать поспешно, случайно, то нет прочности и в том, что на них построено.

Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создания новой концепции индукции.

Один из важных вопросов, с которым встречался любой из нас в жизни -- вопрос о получении знаний.

Я согласна с высказыванием известного английского философа Френсиса Бэкона, в котором он говорит, что знание -- это сила. Действительно, знания помогают людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Во-первых, сами по себе мы беспомощны. При рождении Человек ничего не знает и не умеет. Он не может защитить себя от различных раздражающих внешних факторов и бед. В течение всей своей жизни он получает обыденно-практические знания -- силу, которую он использует в своей повседневности для решения задач практически неосознанно.

Во-вторых, знания -- не мудрость, мудрость -- не ум. Прочитав много книг, научных работ, философских трактатов Вы будете больше знать, но не станете мудрее, потому что мудрость характеризуется степенью освоения знаний, а не их количеством. Народная мудрость гласит: «Меньше знаешь -- крепче спишь -- дольше проживёшь» -- нужна ли Вам такая сила, которая лишит вас сна и беззаботной старости, до которой Вы может быть не доживёте?

В-третьих, наши знания и знания наших предшественников могут быть использованы против нас, возможно, даже случайно. Например, создание большого андронного коллайдера. Учёные предполагают, что смогут исследовать микроскопические чёрные дыры, но не могут сказать, что произойдёт, если процесс исследования выйдет из под контроля. Возможно, Землю поглотит чёрная дыра и человечество прекратит существование.

Оказавшись на острове в открытом океане, нас спасут только знания. Знания -- сила, которая может убить, либо наоборот -- спасти.

Вопросы, связанные с получением знаний и их применением будет сопутствовать любому Человеку до его смерти. Стоит ли получать знания? Как использовать знания, чтобы не навредить? Можно ли прожить без этой силы? Уместны слова великого русского писателя Льва Толстого: «Много знаний нужных и важных. Но самое главное -- как жить».

Френсис Бэкон был первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии. Он завершил эпоху позднего Ренессанса и провозгласил вместе с Р. Декартом главные принципы, характерные для философии Нового времени.

Именно Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: «Знание -- сила». В этом кратком по содержанию афоризме можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона. Благодаря ему, по-новому понимается отношение человек-природа, которое трансформируется в отношение субъект-объект, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию.

Активистский утилитаризм полагает, что с появлением человека природа распадается на субъект и объект, которые одновременно и разделены и связаны посредство инструментальной деятельности. "Естественнонаучный способ представления исследует природу, как поддающуюся расчету систему сил. В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений. Исходя из этого, он ставил «дом Соломона» -- дом мудрости в его работе «Новая Атлантида» -- в центр общественной жизни.

При этом Ф. Бэкон призывал «всех людей к тому, чтобы они не занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Для Бэкона природа выступает объектом науки, которая предоставляет средства человеку для упрочения его господства над силами природы.

Стремясь соединить «мысль и вещи», Ф. Бэкон сформулировал принципы новой философско-методологической установки. «Новая логика» противостоит не только традиционной аристотелевской концепции мышления, его органону, но и средневековой схоластической методологии, отвергавшей значимость эмпирии, данные чувственно воспринимаемой реальности. По мнению К. Маркса, Ф. Бэкон является родоначальником «английского материализма и всей современной экспериментирующей науки» и «у Бэкона, как первого своего творца, материализм таит еще в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку».

философский бэкон научный опытный

Список литературы

  • 1. Радугин А.А. Философия: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2009. - 272 с.
  • 2. Бэкон Ф. Сочинения. Тт. 1-2. - М.: Мысль, 2010.
  • 3. Бэкон Ф. Новый Органон. // Библиотека М. Мошкова (lib/FILOSOF/BEKON/nauka2.txt)
  • 4. Гуревич П.С. Философия. Учебник для вузов. - М.: Проект, 2013. - 232 с.
  • 5. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, 2012. - 288 с.
  • 6. Лега В.П. История западной философии. - М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 2010.
Платон и Бэкон: спор через века. Величайший парадокс феномена знания состоит в том, что, будучи по своей природе, по своей сущности идеальным, оно в наше время превратилось в могучую материальную силу, экономическую силу общества. Действительно, знания - это идеальный продукт. Они в непосредственном виде не поддаются чувственному восприятию, их нельзя ни потрогать, ни увидеть, ни услышать, но ими можно обладать. А тому, кто ими владеет, они придают могущество, не только интеллектуальное, но и материальное. Вывод вроде бы очевидный. Человечество же постигало эту, казалось бы, простую истину очень непросто и длительно.
В период становления капиталистических отношений в Европе знаменитый английский философ Фрэнсис Бэкон, живший на рубеже XVI-XVII вв., провозгласил: «Знание есть сила». Для нас сейчас такое высказывание является чем-то очень привычным и как бы само собой разумеющимся. В нашей стране уже несколько десятилетий издается всесоюзный молодежный журнал «Знание - сила».
Однако тогда, когда эта формула была провозглашена, она явилась принципиально новым словом в самом понимании целей познания, задач науки, сущности человеческого знания и его роли в обществе. Это был новаторский, революционный взгляд. Уверенно можно сказать, что предшественники Бэкона просто не смогли бы понять - как это так знание, невидимое, неслышимое, может стать «силой»? Чьей силой?

Дело в том, что античные мыслители совсем иначе смотрели на знание и его роль в обществе. Знание, например, для крупнейшего древнегреческого философа Платона - это прежде всего результат созерцания внешнего мира, дискуссий и бесед на высокие темы, одно из проявлений мудрости человека, элемент его духовного, внутреннего совершенства.
Платон, например, вообще не ставил вопроса о задачах преобразования природы на основе ее познания, не ставил вопроса и об облегчении труда людей и улучшении их жизни через познание и преобразование природы. Он связывал знание со способностями человека к правильной, целесообразной, нравственной жизни. Знания - в первую очередь источник мудрости и высокой нравственности и отдельного человека (разумеется, свободного человека, не раба), и целого государства.
А Фрэнсис Бэкон, английский философ, провозглашает, что «человек - это слуга и истолкователь природы. Он столько может сделать и познать, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может». И дальше: «Знание и могущество человека совпадают». Подлинная задача наук «не может быть другой, чем наделение человеческой жизни новыми открытиями и благами». Но, добавлял он с горечью, «подавляющее большинство людей науки ничего в этом не смыслят. Это большинство - только на- ставители и доктринеры, и лишь иногда случится, что мастер с более острым умом, желая славы, устремится к какому-либо новому открытию. Это он совершает почти с убытком для своего достояния».
Обратите внимание, как современно звучат слова Бэкона. А ведь они впервые были опубликованы в 1620 г., т. е. почти 370 лет назад. Бэкон призывал к новому мышлению для своего времени, обосновывал глубочайшую реформу наук, человеческого знания, кото-


рое должно строиться не на умозрительных дедукциях и не на божественном откровении, а на основе опытного исследования реальных вещей и процессов, на базе эксперимента.
Знание, наука и техника призваны наделять человеческую жизнь новыми открытиями и благами, облегчать и улучшать положение людей, а истина -
это дочь времени, а не авторитета - таково было его кредо. Идеи Бэкона стали одним из величайших интеллектуальных приобретений человечества.
Знание важно и ценно не только и не столько само по себе. А прежде всего потому, что оно может и должно быть воплощено, превращено в материальную силу. Оно должно служить человеку во всей его практической деятельности, в первую очередь по преобразованию природы, - такова философская, духовная предпосылка материально-преобразовательной практики людей, которая стала господствующей в Европе, а затем и в других частях света фактически начиная с Бэкона.
Невидимое, неслышимое, неосязаемое знание, оказалось, можно превратить в могучую материальную силу. Знание законов механики можно использовать в создании различного рода машин, начиная от парового котла, паровоза, парохода и кончая самыми современными машинами и станками. Знание законов электричества можно использовать в создании массы материальных предметов и вещей, облегчающих труд человека, дающих ему более комфортные условия жизни - электрический свет, электрические двигатели, всевозможные приборы и в быту, и на производстве* Знание химических законов позволило даже создавать такие материалы, которые не встречаются в природе в естественном виде, материалы с заранее заданными, желаемыми свойствами, - всевозможные пластические массы и т. д.
Короче говоря, все развитие науки, техники, промышленности в последующие века послужило прекрасной иллюстрацией этой бэконовской идеи о том, что знание может и должно превращаться в материальную силу.
Овеществленная сила знания. Однако наиболее всесторонне, глубоко и последовательно производи
тельную силу знания раскрыли К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Очень показательны в этом отношении прежде всего взгляды К. Маркса.
Обобщая опыт осуществления промышленной революции в Европе конца XVIII - начала XIX столетия и прогнозируя дальнейшие тенденции научно-технического и экономического развития, К. Маркс сформулировал идею о том, что знание в развивающемся индустриальном, промышленном обществе становится производительной силой. Формула Бэкона о том, что знание есть сила, носила больше мировоззренческий, общефилософский характер. Маркс же ставит вопрос прежде всего как экономист, исследуя основные факторы капиталистического процесса производства. К. Маркс писал: «Природа не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов и т. д. Все это - продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе. Все это - созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания». И далее он указывает, что развитие этих продуктов человеческого труда «является показателем того, до какой степени всеобщее общественное знание (Wissen, Knowledge) превратилось в непосредственную производительную силу...»
Прежде всего обратите внимание, что Маркс выбирает удивительно емкие, точные и одновременно нестандартные выражения. Вначале мысль его кажется очевидной. Машины, дороги, электричество, а мы бы сейчас добавили бы к этому перечислению еще очень многое - автомобили, различные станки, автоматы, авиация и т. д. - все это творения рук человека. Они являются как бы умножением физической силы человека, продолжением его рук, ног, всего его тела. Много
кратно увеличивают его производственные возможности, производительную силу его труда. Все это очень понятно и привь!чно.
Однако Маркс на этом не останавливается и высказывает целый ряд необычных, новаторских мыслей. Он говорит, что продукты человеческого труда - это овеществленная сила человеческого знания. Как же это надо понимать?
А все дело в том, что продукты труда человека - это не просто вещи, предметы, вообще нечто материальное. Это одновременно знание, как бы застывшее, если хотите, затвердевшее знание. В них овеществлена, материализована энергия знания, сила знания. Знание, овеществленное в машинах, в технике, технологии, становится материальной производительной силой. Оно воплощено в этой технике, «работает» в ней. И не только знание в буквальном смысле слова, но и практические умения человека, его воля, даже темперамент. Не случайно, Маркс подчеркивает, что продукты человеческого труда превращаются в органы человеческой воли.
Сколько же человеческого знания и воли (а не просто физических усилий, физического труда) сконцентрировано в любой машине - от паровоза до авиалайнера и космической ракеты! И чем больше их воплощено в технике, в технологии, тем более развитыми становятся производительные силы общества, тем более высок технический уровень производства, его эффективность. Нетрудно видеть, что в современных заводских автоматических линиях знанйЙ воплощено больше, чем в паровом котле Уатта и приводимых им в движение машинах, в современном океанском лайнере - больше, чем в паруснике, в авиалайнере - больше, чем в воздушном шаре, и т. д.
Одна из самых главных особенностей современной научно-технической революции и заключается в том,


что техника и технология все в большей степени зависят от суммы знаний, имеющихся в обществе, и от эффективности их овеществления, быстроты их перевода из головы работника в продукт труда.
Есть и еще одна сторона, на которую Маркс также обращает внимание. Знание воплощается во всем, что человек создает своим трудом. Но прежде всего
оно воплощается в самом человеке. И как бы оно ни материализовалось в продуктах труда, оно неотделимо от человека как от своей первоосновы. Здесь мы видим одно из ярких проявлений того замечательного свойства любого знания, о котором мы уже говорили: человек может сколько угодно отдавать свое знание другим людям или материализовать его в продуктах своего труда, но при этом запас его знаний никак не истощается. А может быть, в ряде случаев даже и несколько увеличивается: передавая знание другим людям, человек лучше осознает его, лучше понимает. Недаром научные работники нередко говорят, что лучший способ овладеть какой-либо научной дисциплиной - это преподавать ее студентам.
Следует особо задуматься над тем, что Маркс имеет в виду, когда говорит, что в непосредственную производительную силу превращается всеобщее общественное знание. Что значит - всеобщее общественное знание?
Очевидно, что Маркс не понимает под этим выражением знание об обществе. Общественное знание в данном случае это знание, общественно необходимое для создания того или иного предмета, машины, вещи и т. д. Производительная сила труда зависит в целом от уровня компетентности, сознательности, воли исполнителя, производственного опыта работника. И это относится ко всем профессиям, ко всем специальностям - к рабочему и сельскому труженику, крестьянину, инженеру и строителю, управляющему и ученому и т. д. Производительной силой обладает не только научное знание, но и практическое знание, вся сумма практических навыков и умений, которые используются работником в трудовом процессе.
Мысли К. Маркса о превращении всеобщего общественного знания, в том числе и науки, в непосредственную производительную силу составили целую эпоху
в понимании роли науки и техники в прогрессе современного общества. Они были поддержаны и развиты дальше Ф. Энгельсом и особенно В. И. Лениным. Исходя из их принципиальных установок, строится политика КПСС в области научно-технического прогресса, перевода всего народного хозяйства на рельсы интенсификации, ускорения социально-экономического развития страны.
Наука как производительная сила. Когда-то великий французский мыслитель Сен-Симон сказал: для Франции потеря пятидесяти ее лучших физиков, математиков, механиков и инженеров - цвета науки - означала бы остаться телом без души.
Хотя Сен-Симон и был социалистом-утопистом, но слова эти чрезвычайно реалистичны. Перенесемся в наше время и на минуту представим себе, что было бы с нами, нашей страной, если бы у нас не было, к примеру, И. В. Курчатова, С. П. Королева, М. В. Келдыша, П. JI. Капицы, Н. Н. Семенова, Н. И. Вавилова, В. И. Вернадского, И. П. Павлова, Н. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского.
Я назвал только имена десяти крупнейших советских ученых, которые своими научными трудами, открытиями, своим подвижническим, героическим трудом способствовали превращению нашей Родины в великую индустриальную, научно-техническую державу, которые очень высоко подняли уровень духовности всего народа. Что было бы, если бы их у нас не было? Вы скажете - были бы другие. Конечно, если рассматривать вопрос с точки зрения исторической необходимости, то можно не сомневаться, что были бы другие.
Но если все-таки хотя бы на несколько мгновений представить, что этих ученых у нас не было и мы не могли бы никаким другим способом заполучить те знания, которыми располагали они, то нетрудно видеть,
насколько беднее оказалась бы наша страна. У нас бы не было ни теоретической, ни практической космонавтики, самолетостроения, атомной промышленности, не было многих важнейших разделов в химической промышленности. Мы бы значительно хуже представляли геологические и биологические процессы. Мы бы не знали, что такое условные и безусловные рефлексы у человека и во всем животном мире. Иными словами, мы были бы беднее и экономически, и технически, и в смысле объема знаний, и в смысле отсутствия великих личностей, которые преподнесли всему миру образцы служения истине и народу.
Этот мысленный эксперимент, конечно, абсолютно условен. Нельзя из истории изымать то, что было. Однако это допущение наглядно показывает огромное значение науки, научного знания в жизни современного общества, в жизни каждого из нас.
Самое главное, пожалуй, заключается в том, что от научных знаний, от их постоянного, систематического роста зависит процесс развития производства - и промышленности, и сельского хозяйства, и строительства. Наука в наше время все в большей мере раскрывает себя как непосредственная производительная сила общества. Научно-технический прогресс ныне - это главное средство повышения эффективности производства.
Превращение науки в непосредственную производительную силу как реальный процесс имеет свою историю. Его начало обычно связывают с промышленной революцией XVIII - начала XIX в., когда стало развиваться бурными темпами крупное машинное производство. Суть ее заключалась в передаче машинам физических, трудовых функций человека. Само изготовление машин (например, ткацких, сверлильных, фрезерных станков), организация процесса производства с помощью машин требуют применения науки. Все это
вызвало формирование прикладных отраслей естествознания, непосредственно обслуживающих потребности производства, - становление технических наук. Возникают и технические школы, училища, в которых осуществляются соответствующие исследования и производится подготовка кадров.
Примерно с середины XX в., с развертыванием современной научно-технической революции, применение научных знаний в производстве становится регулярным, наука прокладывает новые пути технического и экономического прогресса. Практически все новые отрасли промышленности - результат реализации научных идей, научных знаний - радиопромышленность, автомобилестроение, самолетостроение, электроника, производство искусственных материалов и т. д. Так наука стала непосредственным участником процесса производства. Само производство становится все больше последовательным технологическим применением науки. Это относится ко всем современным развитым странам мира.
Особо благоприятные условия для развития науки, превращения ее в непосредственную производительную силу создает перестройка. XXVII съезд КПСС, последующие решения ЦК КПСС и Советского правительства поставили задачу перевести экономику, все народное хозяйство страны на рельсы интенсивного развития.
Это означает, что должно быть получено больше конечной продукции при меньших затратах сырья, живого труда и времени. Иначе говоря, производить больше (продуктов, товаров и т. д.), а различных затрат делать меньше.
В принципе такая интенсификация возможна и необходима в каждой отрасли промышленности, сельского хозяйства, на каждом предприятии. Но она возможна лишь тогда, когда каждый производственный


процесс будет строиться на научной основе и постоянно впитывать в себя новейшие научные достижения. Получать 8--10 ц пшеницы с 1 га можно, вероятно, без всякой науки. Но получить 30 и более центнеров - такого результата без применения научных знаний добиться невозможно.
Так складывается решающая цепочка современной интенсивной экономики: наука - технология - производство. Она означает, что научные идеи (знания) превращаются в технологические разработки, а эти последние внедряются в массовое производство. Такую цепочку легко наблюдать во всем современном народном хозяйстве, во всех отраслях хозяйства. Причем, чем более отчетливо выражены звенья цепочки и чем прочнее они между собой связаны, тем более развито производство, тем более оно современно и эффективно.
Для каждого очевидно, что если какое-то звено цепочки работает плохо или связь между звеньями слаба, то и вся цепочка функционирует плохо. Но все-таки практика нашей страны и других развитых
стран показывает, что в цепочке нужно выделять ведущее звено. И таковым является наука. Именно она порождает новые знания и идеи, дает импульс для создания новых технологических решений, новых принципов производства. Непрерывное обновление идей ведет к систематическому обновлению технологии и далее - к увеличению производства товаров, вещей, машин, росту производительности труда.
Если внимательно понаблюдать за характером деятельности наших передовых научно-производственных объединений, то можно обнаружить следующее. При прочих нормальных условиях для них первостепенное значение имеет научный задел, банк знаний, банк новых идей, которые можно было бы рекомендовать для воплощения в технологических разработках с последующим внедрением в массовое производство. Постоянное формулирование новых идей становится настоящей первоосновой стабильной работы научно-производственных объединений, непременным условием поддержания их продукции на высоком уровне. А отсюда напрашивается вывод: специалисты высокой квалификации, способные порождать новые, нестандартные, нетривиальные идеи, идеи, которые могут быть воплощены в новую технологию, должны цениться очень высоко!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: