Антихрист в православии. Святоотеческое толкование библейского понятия "печать антихриста"доклад игумена андроника (трубачева)

Антихриста люди видели во множестве известных исторических личностей. Богословы и ученые уже на протяжении двух тысяч лет бьются над расшифровкой мистического числа Зверя. История рождения, жизни и смерти Антихриста описывается в «Откровении Иоанна Богослова», а также в многих религиозных трактатах. Так кто же он, Сын Погибели, Сын Зверя, Великий Лжепророк и вечная антитеза Христа? И когда нам следует ждать ?

Библия свидетельствует

Упоминание об Антихристе наиболее раннее встречается в Ветхом Завете в книге Даниила, где пишется буквально следующее: «Многие очистятся, убедятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (Даниил. 12:10).

Уже такие известные средневековые теологи христианской церкви, как Фома Аквинский, увидали в этом пассаже прямое провозглашение прихода Антихриста. Ведь при его царствовании произойдет четкое разделение людей на тех, кто предан Христу, и тех, кто предан Антихристу.

О предстоящем царствовании Антихриста говорит и сам Спаситель: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24:24, Марк. 13:22). Эти слова Христа надо относить не только к самому Антихристу, но и к множеству его приспешников и помощников, которыми он себя окружит, чтобы править миром.

Но основным свидетельством о приходе Антихриста для средневековых и современных схоластов является «Откровение Иоанна Богослова», а также второе послание апостола Павла Фессалоникийцам. В них, несмотря на некоторую аллегоричность и туманность терминов, большинство христианских богословов и исследователей Библии видят подробное изложение жизни и деяний Антихриста.

Пик интереса к жизнеописанию Антихриста пришелся на Средние века. В те времена были довольно популярны миракли — благочестивые спектакли, в которых рассказывались те или другие священные истории. Тема воцарения и низвержения Антихриста тоже являлась популярным сюжетом мираклей, потому как основной движущей силой Средневековья был страх. Так что именно страх заставлял людей завороженно слушать истории , которого они с невротическим упорством ожидали в начале каждого столетия и каждого тысячелетия.

Само слово «антихрист» встречается в Библии лишь в «Откровении Иоанна Богослова», обозначая, при этом, всех людей, противопоставивших себя Христу. Вот что сказал Иоанн: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это Антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Иоанн. 2:22, там же 2:18).

В Средние века между теологами возникли серьезные разногласия относительно того, будет ли один антихрист или несколько и кого вообще надо считать антихристом — просто человека, который восстал против Христа, или того самого Сына Зверя, грядущего в последние для Земли времена?

Однако с течением времени теологами все-же была разработана единая концепция, согласно которой Антихрист — это сын дьявола, которой явится перед вторым пришествием Христа, будет править миром на протяжении трех с половиной лет, а после будет побежден. На основе апостольских свидетельств, запечатленных в посланиях разным христианским общинам, слов самого Христа, а также «Откровения Иоанна Богослова» ученым и богословам удалось практически полностью реконструировать жизнь Антихриста.

Жизнь и смерть «антигероя»

Большая часть богословов склоняется к мысли, что Антихрист представляет собой не только полную противоположность Христу как личности, но и вся его жизнь будет некой пародией на священную историю жизни, смерти и воскрешения Сына Божьего, описанную в Новом Завете. Средневековый богослов Фома Аквинский назвал дьявола «обезьяной Господа Бога». Как известно, обезьяна может довольно точно копировать-манеры человека, но при этом остается животным.

По мнению Фомы Аквинского, дьявол, а вслед за ним и его сын Антихрист стремятся во всем подражать Христу. Ведь не случайно все тайные церемонии сатанистов представляют из себя перевернутую церковную службу, о чем есть свидетельства не только протоколов инквизиции, но и уголовных дел современных правоохранительных органов. Руководствуясь идеей о том, что дьявол все делает наоборот и при этом старается копировать Бога, мы можем понять тайный смысл жизнеописания Антихриста.

Общепризнанно, что Антихрист родится от смертной женщины из еврейского колена Дана. В нее вселится дьявол, и таким образом она зачнет Антихриста. Эта деталь переворачивает на сто 180 градусов непорочное зачатие Девы Марии.
Мария была из еврейского колена Иуды, прославившегося тем, что из него вышло много благочестивых людей, чьи имена увековечены в Ветхом Завете. А колено Дана, наоборот, известно тем, что отреклось от истинного Бога и было замечено в идолопоклонстве и многих других грехах.

Установили также и будущее место рождения Антихриста — это территория древнего Вавилонского царства, то есть современный Иран и узкие сопредельные территории. Многие богословы считают, что Вавилонская блудница — это и есть мать Антихриста. Иными словами, он будет рожден или дорогой шлюхой, или просто развратной и влиятельной женщиной, живущей в этих местах.

Став взрослым, Антихрист станет набирать себе армию сторонников. При этом изначально он будет вести себя подобно Христу, творить чудеса, знамения, пророчествовать и врачевать больных. Но лишь только большинство людей поверит ему, он тут же покажет свою истинную сущность, превратившись в беспощадного тирана.

Повторяя путь Христа, он войдет в Иерусалим, чтобы восстановить разрушенный в древние времена храм Соломона, и воздвигнет там собственное изваяние, которому заставит поклоняться. Царствование Антихриста будет продолжаться три с половиной года, после чего победу одержит Христос.

Сам момент гибели Антихриста тоже является зеркальным отражением последних минут пребывания на земле Христа. Антихрист взойдет на Масличную гору (Елионскую), откуда вознесся Христос, где он должен будет совершить некое великое чудо. Как считают некоторые из богословов, оно будет заключаться в том, чтобы окончательно погрузить мир во мрак. Однако это ему сделать не удастся, потому что он будет сражен Христом.

Противники Антихриста

Все без исключения богословы пришли к выводу, что победить Антихриста человечеству будет невозможно, но это вовсе не означает, что ему не надо сопротивляться.
В «Откровении Иоанна Богослова» есть множественные упоминания о людях, отказавшихся принять власть Антихриста и будут вынуждены скрываться. На земле есть достаточно мест, куда Антихрист не может добраться. Одно из таких мест — это женский монастырь в Дивееве, который оформлялся преподобным Серафимом Саровским. Вся территория монастыря окружена священной канавкой, которую вырыли монахини. В советские времена ее почти закопали, но несколько лет назад молодые монахини ее снова отрыли.

Также на помощь людям Богом с небес будут посланы два ветхозаветных пророка — Илия и Енох. Они возвратят множество людей, подпавших под власть Антихриста, обратно к вере в Христа, но в противоборстве с Антихристом потерпят поражение. Ибо царствие Сына Тьмы есть часть Божественного плана, который предусматривает отделение «агнцев от козлищ».

Число Зверя

Символ Антихриста это число Зверя — 666. Но его смысл богословы трактуют по-разному. Так, некоторые из них полагают, что в этом числе зашифровано имя Антихриста. Средневековый богослов Примасий в своем «Комментарии к Апокалипсису», сопоставляя греческий алфавит и число Зверя, выводит имя Антемос, что означает «противоположный славе».

Но число Зверя — это не только закодированное имя Антихриста, в котором заключена его сила, но и его герб, символ и своеобразная метка, которой он будет клеймить всех поклонившихся ему людей. По свидетельству Иоанна Богослова, человек, который не имеет этого знака, не сможет ничего ни купить, ни продать. То есть, если говорить современным юридическим языком, лишится всех гражданских прав и свобод.

Знак этот будут наносить на правую руку и лоб. Почему именно так, богословы давно уже разобрались: человек, у которого на лбу и правой руке будут нанесены символы Антихриста, физически не сможет совершить крестное знамение, а, следовательно, полностью подпадет под власть дьявола.

Иоанн Богослов свидетельствует, что под пятой Антихриста окажется большинство людей, потому как многим придется делать выбор между жизнью под его властью и мучительной смертью. Но надежда на прощение у людей, поддавшихся Антихристу, все-же останется. Между низвержением Антихриста и приходом Христа — уже в качестве главы Страшного суда — будет некоторый промежуток времени, дарованный людям специально, чтобы они смогли покаяться и прийти к Христу.

Он уже приходил?

Как говорилось ранее, каждое поколение людей видело в своей повседневной жизни знамения прихода Антихриста, а во многих злых гениях своей эпохи и самого Сына Погибели. В принципе это вполне согласуется с мнением упомянутого Фомы Аквинского, который в своем фундаментальном труде «Сумма Теологии» писал, что «все прочие злые люди, которые ему предшествовали, суть как бы образ Антихриста». Обычно, богословами это трактуется в том смысле, что очевидные негодяи всех времен и народов хотя в реальности и не были воплощением Антихриста, но являлись своего рода его предтечами. Самым первым из таких людей, в котором увидали образ Антихриста, был Симон Маг, упоминание о нем можно найти в «Деяниях апостолов». Сей господин был чем-то вроде Кашпировского или Ури Геллера времен античности.

Антихристом называли и императоров Антиоха IV, печально известного жестоким преследованием евреев, и Нерона, и Юлиана Отступника. Современники приписывали ту же мрачную роль и многим другим монархам, из которых для примера упомянем Петра Первого и . Из простолюдинов это имя присваивалось Мартину Лютеру, Максимильену Робеспьеру, . Но никто, как считают богословы, из всех вышеназванных персон, даже близко не сможет сравниться по жестокости, которую проявит истинный Сын Погибели, настоящий Антихрист.

Апокалипсис начинается…

Среди современных исследователей «Откровения Иоанна Богослова» и прочих старинных текстов, так или иначе поднимающих тему Антихриста, есть мнение, что эсхатологические события, предшествующие воцарению Антихриста и последующему Страшному суду, уже начались на земле.

В среде мирских ученых и богословов есть очень интересная теория. Дело в том, что арамейский язык, на котором изначально было написано «Откровение», крайне беден и, уж конечно, не мог содержать понятий, образов, символов, названий предметов, которые привычны для современного человека. Потому Иоанн, получивший откровения, в которых ему были дарованы видения событий, предшествующих концу света, использовал иносказания и метафоры для того, чтобы, преодолевая скудость родного языка, записать на нем все запечатлевшееся в его духовной памяти.

А далее все зависит от личного восприятия человека, который старается расшифровать таинственные знаки, образы, числа и символы, упомянутые в «Откровении». Так, некоторые авторы горькую звезду Полынь, которая взойдет, возвещая рождение Антихриста, ассоциируют с катастрофой в Чернобыле. Число Зверя, без которого нельзя ничего ни купить, ни продать, иной раз трактуется как появление универсального электронного носителя, заменяющего и кошелек, и кредитку, и паспорт, который якобы будет вшиваться в правую руку. Объединение всех царств под рукой Антихриста понимается как единая объединенная система мощных международных корпораций, президентом которой и станет Сын Погибели.

Во все эпохи люди подсознательно искали знамения прихода Антихриста. Но когда это произойдет, доподлинно не знает никто. И нам остается лишь надеяться, что это произойдет не при нашей жизни — «да минует меня чаша сия»…

Уже всем известно, что словом «антихрист» именуется враг Христа, ставящий себя на место Его (с греческого - «вместо Христа»). Он будет личностью – человеком с вместившимся в него дьяволом, который будет управлять им и чрез него всем миром. Однако словом антихрист именуется и каждый противник Христа, отрицающий все святое и ставящий себя выше всего. Ап. Иоанн Богослов говорит так по этому поводу:

«Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время… Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий отвергающий Сына, не имеет и Отца» (1 Ин.2,18.22-23).

В настоящее время поднят вопрос, правомочно ли называть советскую власть антихристом? Поднял этот вопрос бывший комсомолец, подписант о сотрудничестве с КГБ в числе сексотов – секретных сотрудников, потом отошедший будто бы от этого, и стяжавший популярность как патриот, монархист и антииудаист. Теперь он устремился явить себя на богословском поприще, и опять же его ранит то, что некоторые считают большевизм антихристом, хотя и не личностным, который будет в последний момент мира, а коллективным, предшествующим последнему. Особенно этот деятель проявил себя в последней статье «Антихрист придет в России?». Имя его я не привожу в созвучие его лицемерию. Он в этой статье восстает против моих основных убеждений в области эсхатологии и ставит в один ряд меня с такими же гомосоветикусами и раскольниками, как и он. Он не упоминает мое имя, но делает ссылки на мой сайт, к тому же некоторые места не из моих статей, явно приписывая их мне. И я его имя не привожу, хотя каждый интересующийся может узнать его по его сноскам. Иногда я буду приводить его инициалы - М.Н. Признаюсь, очень не хотелось бы заводить с кем-то спор – надоело. Но все заблуждения рассматриваемой статьи несут огромный заряд лжи, способной увести в бездорожье и без того всех одурманенных ложью людей. Да и необходимо сбить чрезмерную спесь автора, возросшую за счет его больших достижений в области популярности. Для него, надеюсь, гораздо спасительней опуститься на землю с высот непревзойденного обладателя истины.

Вот эти места из его статьи:

«Тем не менее и в наше время читаем сходные заявления: «По моему личному глубокому убеждению, Русская Православная Церковь уже пережила эпоху Антихриста. Это была эпоха строительства коммунизма» , – так считает сегодня один видный архиерей РПЦЗ, хотя и делает оговорку, что это еще не тот последний "мiровой антихрист". В таком случае точнее было бы сказать, что в коммунистический период нам был явлен прообраз будущего царства антихриста и его предтечи, а то получается, что эпоха антихриста на Руси "уже пережита". Разве?.. Думаю, автор просто выразился небрежно и неточно».

Этот текст, приведенный им, не является моим, а ставлю его для связи и чтоб показать, как оскорбляется М. Н. на именование большевизма антихристом, даже и не в прямом смысле. А ведь все священномученики называли советскую власть антихристом. Далее он делает с ненавистью нападки уже на мои разъяснения Откровения Иоанна Богослова:

«Другой современный архиерей из "осколков" РПЦЗ, пропагандирующий собственное новаторское богословие, убежденно настаивает и гневается на несогласных, как и его клирики, что в советское время на русской земле уже царствовал настоящий антихрист:

«Именно признание советской власти властью антихриста, а не просто жесточайшего кесаря, – является духовным фундаментом всего Православного Исповедания наших Священномучеников и Исповедников, и всей зарубежной Церкви. Без него – рушится все здание Церкви. Свидетельства об антихристовой сущности советской власти бесчисленны. Все Новомученики пришли к этой эсхатологической истине, но кто-то осознал ее почти сразу и более полно, а кто-то значительно позже и только отчасти».

И эти слова не мои, а из статьи моего клирика на моем сайте. Но М. Н. явно приписывает их мне, почему и с такой злобой называет нашу РосПЦ «осколком», хотя она есть остаток той Российской Церкви, от какой уходили все раскольники: обновленцы, сергиане, евлогиевцы и платоновцы, суздальцы и лавровцы, лазаревцы и жуковцы, балабановцы и орловцы и эти агафангеловцы, к каким теперь принадлежит М. Н. Раскольничья организация «митр.» Агафангела не известно чьим является «осколком». В 2001 году он откололся от митр. Виталия и побежал топиться в советской «церкви» - МП, семь лет бежал туда, и так же М.Н., а в последний момент вдруг увидел более перспективным создать свою конфессию с той же раскольничьей направленностью, и с помощью дьявола вскоре разросшуюся. Нас осталось мало, но в последнее время по слову Оптинского старца Нектария останется один православный архиерей, один православный священник и один православный мирянин. Так что же: они раскольники, «осколок»? Нет. Они - истинная Православная Церковь, а от них откалывались все возлюбившие ложь и дьявола. И богословие мое не «новаторское», а основанное полностью на Священном писании и святых, но для него оно ново в связи с уровнем его богословской эрудиции, не выходящей за рамки Катехизиса, к тому же с примесью множества еретических и народного богословия заблуждений, о каких дальше будет идти речь.

Однако и здесь нет в приведенном тексте указания на личностного антихриста последних дней, а всего лишь советская власть поименована «властью антихриста», каковой она и являлась. Далее уже начинается утрирование:

«И автор приводит много примеров, которые, однако, представляют собой лишь индивидуальные восприятия прообразов царства антихриста. При этом не дается ответ на вопрос: кто же был в эти годы антихристом, который ведь должен быть человеческой личностью и всемiрным правителем? Сталин очень похож по делам и по стилю, но главным церковным критериям не соответствует.

Да, действительно автор статьи на моем сайте приводит десяток высказываний священномучеников, которые называют заслуженно советскую власть властью антихриста, и разумели они не последнего личностного антихриста, но и не «прообразы царства антихриста». Вот уж действительно прав И. А. Крылов: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» (Басня «Щука и кот»). Все суждения моего оппонента в его статье изобилуют абсурдностью и некомпетентностью в эсхатологии. Мы видим, как далее следует, совсем глупый вопрос: «Кто же был в эти годы антихристом, который ведь должен быть человеческой личностью и всемирным правителем?».

Вот это-то устоявшееся ошибочное мнение, подобное Птоломеевской теории о Земле – центре вселенной, является всеобщей ошибкой, которая послужила причиной признания большевистского режима «богоданной властью», раз она не антихрист – «человеческая личность», какая будет царствовать три с половиной года, а не 75 лет. Это-то заблуждение лежит в основе предательства митр. Сергия и создания сергианской МП. И множество зол, явившихся в это время, имеют причину в этом заблуждении. Этот горе-богослов хотя бы прочитал 24 главу Евангелия от Матфея, где Спаситель на вопрос Учеников на горе Елеонской о конце мира и Его втором пришествии четко указывает не один антихристов, а три периода последних времен: время восстания царства на царство, глада и моров и землетрясений по местам. Также в этот период Он указывает страшные гонения на последователей Его, и заканчивается этот отрезок времени словами Спасителя: «Претерпевший же до конца спасется». Моему поколению довелось претерпеть только последнюю часть этого времени. Наши же священномученики испытали на себе всю «прелесть» дьявольского режима, который М.Н не считает властью антихриста.

Второй период в корне отличается от первого, ибо уже в нем нет гонений, и входит в силу свобода проповеди Евангелия:

«И проповедано будет сие Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф.24,13).

Этот-то период мы теперь и переживаем. При прошлом большевистском «не антихристовом», как и в будущем антихристовом, этот «богослов» наверно так свободно бы не выступал. Теперь, хотя полную свободу имеют творцы зла, и правит нами сборище грабителей чекистов, но мы еще можем проповедовать Евангелие, к тому же «сие Евангелие Царствия», о каком спрашивали Апостолы, т. е. о конце мира. «Концом» же Спаситель назвал третий отрезок времени, в который совершится пришествие антихриста, т. к. далее речь идет об ужасах его правления. Так чем же считать большевистский режим, хотя бы исходя из слов ап. Иоанна о многих антихристах, не исповедующих Христа? Тем более как назвать гонителей веры, кровожадных псов сатаны?

Далее М.Н. приводит место из моего толкования Апокалипсиса с множеством глупых передергиваний и утрирования в расчете на некомпетентность читателя. Апокалиптического зверя он от себя именует в скобках, как бы мое, «антихристом», когда я антихристом в данном случае считаю только «восьмого» после семи голов этого «зверя», выходящего «из бездны». Это уже указывает на не чистоплотность такого «богослова». В образе «зверя, выходящего из моря с семью головами, я разумею всю богоборческую силу, управляемую вначале семью головами, а потом «восьмым» – собственно антихристом. М.Н. приводит слова моего толкования, но намеренно из двух мест: о «звере» из моря, а потом о «звере» из земли, что придает абсурдный смысл:

«Он [антихрист] царствует в советский период в лице семи "голов" – генеральных секретарей – возглавителей партии большевиков, потом исчезает с политической сцены и вновь выходит восьмым "из бездны" уже с сатаной внутри. Его оружие богохульство и диктаторская власть... Система принуждения имеет явные черты социализма, т. е. полная национализация и объявление всего собственностью "вождя" с его партией. Только в таком случае есть возможность одним разрешить продавать и покупать и запретить это неугодным. Это именно так происходило с 1932 г. и далее, когда было объявлено строительство атеистического социализма, и для успешного проведения этого в жизнь введена была карточная социалистическая система с отменой денежного оборота. Вступившие в строительство этого царства сатаны получали карточку на продовольствие. Противящиеся же этому, не получили ее и кончили голодной смертью в числе десятка с лишним миллионов. И никакой видимой печати не ставилось, но все подчинившиеся стали новыми людьми, чадами "ЗВЕРЯ" – гомосоветикусами...» ().

Этот текст, намеренно выдранный из контекста и составленный из двух разных фрагментов, действительно мало понятен, тем более, что вообще Апокалипсис никто еще полностью не изъяснил. Первая часть этого текста относится к объяснению апокалиптического образа «зверя, выходящего из моря», с семью головами, на каких «имена богохульные». И о нем сказано после, когда его рана исцелела, или в другом месте - после его отсутствия и выхода из бездны:

«И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? И кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана была ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем». (Откр.13,4-7).

Данный образ «зверя, выходящего из моря» иначе понять нельзя, как только диктатуру атеизма, богоборчества, которая подчиняет всю вселенную после «исцеления». Здесь всё говорит о том, что это уже антихрист, какому дано царствовать сорок два месяца – три с половиной года. Но что означают его семь голов с богохульными именами? Ведь не как украшение же он носит их? И что означает его рана? В другом месте позже о нем сказано:

«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть … семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть. И зверь, который был, и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (Откр.17,8-11).

Конечно, чтоб понять это, действительно надо иметь ум и мудрость. Куда проще встретить в тексте образ зверя, принуждающего принимать начертание (иначе не будет дано хлеба), и уже его можно возвеличить до уровня антихриста. Были такие, которые признавали за антихриста «другого зверя, выходящего из земли» за обладание им печатью. Кстати, критик моего толкования в один текст, для придания абсурдности, соединил два этих образа: зверя из моря и зверя из земли. Получилось так, будто бы я одной диктатуре вручаю и безбожие, и систему принуждения – социализм, в то время, как по Апокалипсису хитрая система втягивания в строительство царства сатаны на земле вверена второму зверю, выходящему из земли и имеющему два агнчих рога, которые ему даны тоже не ради украшения, но для указания двух личностей, которые будут действовать в разное время: первый в период советской власти, а второй при антихристе, коль сама диктатура безбожия распадается на два периода.

«Таким образом, этот современный богослов утверждает, что якобы антихрист уже приходил инкогнито на русскую землю, поставил ее народ "социалистические печати" и зачем-то на время ушел отдохнуть. И значит, никаких новых "печатей" ему уже не нужно. Царством сатаны уже был сталинский социализм и "самоустранился на время", но вернется именно как социализм и именно на Руси(?). А прочие народы (выходит, менее антихристовы) будут сюда присылать "миротворческие войска". Без социализма и "опечатанного" Сталиным русского народа, "возлюбившего ложь" (ценою десятков миллионов жертв?), ну никак нельзя и негде больше антихристу в мiре воцариться».

Здесь, что ни слово, то глупая издевка, даже не только над моими словами, но над текстом Священного Писания. «Якобы приходил инкогнито на русскую землю, поставил ее народ(?) «социалистические печати» и зачем-то на время ушел отдохнуть» . Ему этот вопрос надо задать Богу: зачем допустил антихристову власть – большевизм, а потом убрал ее: «зверь был, и нет его, и выйдет из бездны»? Наверно, надо бы спроситься у интерпретатора. Далее: «вернется именно как социализм и именно на Руси» . Такое мнение я никогда не высказывал. Далее дополняет: «А прочие народы (выходит, менее антихристовы). Других народов Писание не касается, как некогда китайцев, австралийцев и индейцев, но только Израильтян. И далее в том же духе. Спрашивается: что нашел «критик» не согласного с его верой? Он тут же открывает: его вера в пугало: штрих коды, ИНН, чипы, новые паспорта, чрез противление которым он чувствует себя исповедником. Поэтому он пишет далее, цитируя в конце мои слова:

«Написано всё это с определенной целью: нечего опасаться нынешней жидомасонской американской глобализации и ее "печатей". «Теперь создают страшилки в виде штрих-кодов, ИНН, электронных паспортов и вживлении чипов, не подозревая того, что все запечатаны печатью антихриста со времен строительства социализма и являются чадами царства сатаны. И они-то уже полностью готовы первыми получить настоящую печать антихриста в его пришествие. Почему это так, это видно из их верований...». ( «Итак, "все запечатаны", кроме единственно истинной юрисдикции данного пророчествующего архиерея».

Он прав только относительно нашей Церкви и меня, так как я с 1962 года не участвовал в строительстве этого царства сатаны на земле – социализма. Не запечатаны большевистской социалистической печатью и те, которые не вошли в строительство социализма и кончили голодной смертью, а также и большинство истинных катакомбников, что наверно М. Н. известно. Естественно, те, которые прошли путь противления антихристовой советской власти, должны устоять и против антихристова соблазна, но не те, которые побывали и комсомольцами, и сексотами КГБ, хотя теперь ставят себя противниками ИНН и штрих кодов, чтоб чувствовать себя исповедниками. Их абсурдной вере стоит на пути именно мое толкование на Апокалипсис и взгляд на суть большевизма, и также на цель его внедрения «тайной беззакония». Во всей разбираемой его статье видится желание видеть наш народ одинаково добропорядочным: как советских, так и верных Богу людей, в том числе и себя образцом и полнотой истинности, патриотом с большой буквы.

Далее М. Н. после доказательств, что советская власть не являлась антихристом, и это больше не мешает «исповеднически» бороться с штрих-кодами и ИНН – основой его веры, он обрушивается на предполагающих, что антихриста примут советские люди. Он приводит в доказательство, что его ждут евреи и готовят для него храм. Здесь уже объектом его критики является мнения разных авторов и особенно писателя Мазуркевича, делающего предположение, что антихрист сядет не в еврейском храме, а в христианском, чтоб осквернить его и подмять христианство под свою власть. М. Н. приводит критикуемый текст Мазуркевича:

«Учение об антихристе, как о еврейском мессии восседающем в восстановленном храме в Иерусалиме, не является общепринятым у нас в Православной Церкви… Мнение о том, что антихрист будет восседать именно в восстановленном древнем иерусалимском храме, это чистое заблуждение или «иудейские бредни», которые сами основаны лишь на тщетных надеждах «богоборных Иудеев». На самом же деле под храмом же божием (2 Фес.2,4) следует понимать не Иерусалимский храм, а вообще христианскую церковь».

Далее Мазуркевич показывает явно симпатию к евреям. Но это не наводит тень на предположительно правильную приведенную мысль, потому что эта мысль чисто православная. М. Н. старается всеми силами опровергнуть его утверждение. Он приводит все «доказательства» и ссылки на авторитетов, что антихрист будет иудейским мессией-мошиахом. Слова Спасителя Иудеям, что они чада дьявола, что Его – Христа не принимают, а какой придет от имени своего, примут, - еще не является доказательством того, что антихрист сядет именно в их храме. Их храм уже во времена Апостолов не стал храмом Божиим. Спаситель же говорит о моменте воцарения антихриста загадочной фразой: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф.24,15-16).

Иудеей Спаситель явно назвал не Израиль, но верную Богу Церковь, в какой пребывает народ Его. И «Святым местом» Господь не мог назвать иудейский храм, какой уже не был святым, после того как Спаситель сказал пред этим:

«Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23,38), т. е. без благодати.

Однако мнение о том, что антихрист объявит себя главой всех религий, их богом, что означает то же, что воссядет и в их храмах, исключить нельзя. Хотя сказано здесь о «храме Божием» и о «святом месте», что может относиться только к верной Христу Церкви, какую он постарается насильно подчинить и осквернить. Тем более зарабатывать авторитет у Иудеев и подчинять их себе антихристу нет надобности: они и без того тысячелетиями ждут его. А вот ввести в заблуждение всех христиан и привести их к поклонению себе, суть вожделенная мечта сатаны.

В данном случае здесь не лишне вспомнить пророчество преп. Нила Мироточивого о том, как охотно примут антихриста псевдомонархисты и лжехристиане:

«Люди будут верить тому, что он будет говорить, потому что он будет действовать как единодержец и самодержец на погубление спасения, т. е. люди, и без того сделавшиеся сосудами дьявола, возымеют крайнее доверие к антихристу, сделают его всемирным единодержцем и самодержцем, т. к. он будет орудием дьявола в последней попытке его истребить христианство с лица земли. Находясь в погибели, люди будут думать, что он есть Христос Спаситель и что он содеет их спасение» (Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого. Афон, 1912г. с.81).

Так кто же принимает антихриста и делает всемирным императором – «Вождем четвертого Рима»? Иудеи или «белосовки»? И те и другие. Но цель дьявола «истребить христианство», а не талмудический Иудаизм. Он и без того в погибели. Не лишне вдуматься в смысл предсказания ап. Павла в ответ Фессалоникийцам о дне пришествия Христова:

«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2 Фес.2,3).

Если исходить из утрирования М.Н. смысла толкования на слова: «Зверь был, и нет его, и выйдет из бездны»: «Этот современный богослов утверждает, что якобы антихрист уже приходил инкогнито на русскую землю, поставил его народу «социалистические печати» и зачем-то на время ушел отдохнуть». Наверное, и на слова ап. Павла он задаст вопрос: «зачем-то потребовалось «отступление» перед пришествием «человека греха»? Ответ, по-видимому, следует такой: чтобы создать гомосоветикуса, который совместно с «тайной беззакония» будет воцарять этого «человека греха». Естественно в политическом отношении первыми примут антихриста талмудисты-евреи, а в религиозном смысле слова «сядет в храме Божием» нужно разуметь - в христианстве, ради чего и следует его приход.

Безусловно, антихрист будет еврейской крови, даже по некоторым косвенным указаниям Писания из колена Данова. Но обязательно ли он будет гражданином Израиля? От отца лжи можно ожидать для прикрытия даже его выход из считающихся «русскими», чтоб привлечь к себе некогда самый сильный духовно народ. А теперь разберись: кто из какого колена? Преп. Нил Мироточивый (цитируем его, потому что он вернулся «с того света» через двести с лишним лет после смерти, и потому его авторитет идет вторым после Священного Писания) не указывает национальности антихриста, но заостряет внимание больше на духовно-нравственной стороне, что гораздо важнее:

«Тогда оживится зло мира в нечистом чреве девы зла, которая даст плоть антихристу. Тогда за беззаконные деяния мира и нечистоту его отступит от беззаконного мира благодать Духа Святаго, которая доныне содержит мир, и тогда исполнится мера беззаконий мира, по словам: «И не сочтуся со избранными их» (Пс.140,4); тогда воплотится дух антихристов, ныне действующий в миру, т.е. народится человек, который будет преосквернен и сделается совершеннейшим сосудом дьявольским еще во утробе матери своей: родится он от девы зла и в деве блуда, т. е. от злой блудницы, хотя по наружным признакам и девственницы. Ей, воплотится зло без всякого мужнего семени. Ей, с семенем родится, но не с сеянием человеческим, а с излитым (в греческом тексте этого слова два значения: излитым и невещественным) семенем воплотится. Что же такое есть семя невещественное? Семя невещественное есть злоба, попечение, забота и стяжание» (там же).

Здесь явное указание на оплодотворение из пробирки не весть, чьим семенем, в которое по злой наследственности вселяется дьявол. Здесь соединяется обоюдное зло чрез злую псевдо деву и, похоже, потомка Дана. Вот и определи национальность Антихриста!

Однако, можно сказать с уверенностью, читающие приведенный текст предсказания Нила Мироточивого, не обратили внимание на самые важные слова Преподобного: «Тогда за беззаконные деяния мира и нечистоту его отступит от беззаконного мира благодать Духа Святаго, которая до ныне содержит мир ». Так ошибочное толкование слов ап. Павла: «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник» (2 Фес.2,6-8).

Так вот, Нил Мироточивый прямо указывает «удерживающего»: отъятие благодати Духа Святого от беззаконного мира . Это Преподобный повторяет и в других местах пророчества: «Когда обнищает мир от благодати Всесвятаго Духа, тогда сей оживотворится во чреве нечистоты… После сего обнищания, «иссякнет любы многих» (Мф.24,12), «удержай от среды ят будет» (2 Фес.2,7)) – и родится нечистый от чрева нечистоты. Потом же нечистое это рождение будет производить знамения и чудеса мечтаниями бесовскими» (там же).

Но М.Н. больше подходит другое мнение, рожденное постепенно развивающейся ересью царебожества, ставшее расхожим, что «удерживающим» является русский Царь, невзирая на то, что Царя нет уже почти сто лет, а антихрист не явился. Да и во времена ап. Павла не было православного царя, а он добавляет к слову «Удерживающий» слово «теперь». И далее почти триста лет не было царя-«удерживающего», а были только гонители веры. На основе этого заблуждения М.Н. создал, считай, новую религию с верой в «Третий Рим».

Вера в «Третий Рим – Русь» была явлена Псковским старцем Филофеем отчасти из желания польстить князю Василию III и частью под влиянием зарождающейся ереси царебожества. Брать как догмат «Русь – Третий Рим» или позже: «Москва – Третий Рим» нет никаких оснований. Принять изречение Филофея как откровение тоже нельзя, потому как он не чудотворец, не прославлен Церковью как святой, к тому же такой тезис имеет хилиастический оттенок: всемирное могущественное царство благоденствия, избранного Богом народа. Не понятно и утверждение Филофея о том, что первый Рим пал чрез ересь Аполинария. Второй Рим - Константинополь сделан столицей в начале IV , ересь же Аполинария осуждена и именно первым Римом в конце этого века. Многих монархистов, националистов и патриотов завораживала его фраза: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Но пророческий смысл, если он есть, совсем не говорит о всемирном могуществе России, а всего лишь о том, что на смену явится царство антихриста, а не новое царство благодати.

М. Н. положил этот громкий тезис в основу своих убеждений; он в пользу его истолковывает пророчества и восстает против всех отходящих от таких воззрений. Мое толкование пророчеств ему никак не подходят. Если я зверем с семью головами - предшественниками считаю богоборческий режим темных сил, пришедший в октябре 1917 года, то это нарушает его веру: «где же был Третий Рим», и как же быть без «удерживающего»? Оговоркой является то, что по предсказанию старцев должен на Руси вновь обрестись Царь на «малое время». Но при чем тут Третий Рим, какой будто бы должен стоять до конца мира? Уж не являлся ли продолжателем его Третий Интернационал, а далее - объявится его продолжением царство антихриста? Здесь следует видеть течение земной истории по замыслу Божию, как данность, а интерпретировать это может всякий по-всякому. Слуги сатаны - материалисты придумали диалектику, в связи с которой идет поступательная линия от первобытного общества чрез феодализм и капитализм к коммунизму – «счастливому будущему человечества», которое мы называем царством антихриста со всеми присущими ему ужасами и погибелью человечества. «Третий Рим» был до 1917 года, после чего пришло «последнее время», имеющее три разных периода. И дал бы Бог не дожить до конца этого третьего периода.

Нужно усвоить себе раз и на всегда: сатана ведет войну не с монархией, а с верой в Бога, со Христом и Его Церковью. Спаситель не сказал, что оснует царство Свое на земле, какое чаяли Иудеи и даже, по заблуждению, первое время ученики Его. Но сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16,18). А какой она должна пройти путь. И в каких условиях: в гонениях и борьбе, в царственном ли положении и наконец, в пустыне» среди царства сатаны на земле, - все это в ведении Божием. Безусловно, благом для Церкви и нас в ней является благополучное шествование к Царству Небесному, свобода нашего верования и служения Богу, для чего необходимо способствующее этому положение - православное правительство, лучше - монархический строй. В настоящий момент, глядя на мир, что-то этому уже не верится. Народ наш доведен большевистским внедрением революционного духа, коммунистической морали и теперь телевидением, полностью работающим на идеи правящей плутократии, доведен до состояния зомби. Он в основной массе смирился с правящей бандой плутов и грабителей. Он примирился с духовным руководством оборотня – «женой, сидящей на звере багряном», апокалиптической «блудницей» - МП, и даже не задумывается: откуда она взялась и с какой целью создана жидобольшевиками? Чающим блага нашему народу в первую очередь надо молить Бога о том, чтоб он ликвидировал этот бездушный манекен – МП, или хотя бы лишил ее правящего в стране положения. Её создали большевики в 1927 году для прикрытия сатанинского богоборчества. Они явились на Русь уничтожить веру и Церковь Православную, и когда мировая общественность и наши православные люди за границей стали кричать: «Руки прочь от Церкви, прекратите уничтожать ее духовенство», тогда они нашли предателя - второго Иуду митр. Сергия (Страгородского), какой вошел в тайный сговор с ними и основал с их помощью свою «церковь». В течение трех лет под его прикрытием и по его указке большевики ликвидировали все православное духовенство прежнего поставления, одних расстреляли, а других распределили по тюрьмам и ссылкам, откуда они уже не вернулись. На их место поставили проверенных КГБ «архиереев» и «священников» коммунистического духа. После этого, когда указывали на гонимость Церкви в стране, коммунисты говорили, указывая на «ширму» - МП: «Видите: у нас церковь благоденствует». Но Церковь ли она? Золоченые купола, роскошное убранство в храмах, богатое облачение духовенства и хорошо отработанное стройное богослужение, а вместо благодати - дух бесовский. Молящиеся в их храмах в большинстве не подозревают, что эти храмы не Божии. И как прежде при большевиках Московская патриархия служила ширмой для прикрытия богоборчества антихристовой власти, так и теперь до сего дня прикрывает погибельный путь грабительского режима. Так можно ли надеяться на возвращение монархии – православного строя? Никаких видимых предпосылок к этому нет, лишь единственно, если надеяться на чудо. Этот симбиоз лжецеркви и антинародной власти при безумии и безверии масс можно считать не уничтожим. И если Господь явит чудо, которое вразумит наш народ, то вначале МП претерпит полный раскол с отделением от нее народа Божия. Из него обоснуется Церковь последних времен, какая поведет народ спасительным путем. Она же руками одумавшегося народа уберет антинародный режим и вернет православную монархию. Но по предсказаниям старцев – это всего лишь «на малое время». После же третья мировая война, по Апокалипсису, похоже, ядерная, окончательно разрушит земные стихии, что и погубит человечество. В это время править будет миром сатана в лице антихриста. Но это все может быть, если Господь не изменит этот путь.

Так на что же нам надеяться и как строить путь своего спасения? Мы знаем по слову Апокалипсиса, что будет отделена верная Христу Церковь – «Храм Божий и жертвенник, и поклоняющиеся в нем» от «внешнего двора», который будет «дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца» - всё время царствования антихриста. И это, по-видимому, является окончательным уходом Церкви «в пустыню» - в такие тайники, о каких не будет знать и сатана. Спаситель говорит находящимся там верным Ему людям: «Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», - не выходите: «вот Он в потаенных местах», - не верьте» (Мф.24,26). Выход из «пустыни» ведет к смерти – убийству людьми антихристова царства.

Возможно, уже теперь Церкви нашей следует готовиться к уходу в эту пустыню, готовя своих чад к этому и привлекая в ее лоно других, ищущих спасения.

+ Архиепископ Виктор (Пивоваров)


Если Антихрист реально появится, то как об этом узнать? Как подтвердить, что он близко? В Библии и некоторых других источниках есть специальные признаки и знамения того, что Антихрист скоро появится или уже властвует.

Знамения пришествия Антихриста можно разделить на несколько групп:

  • До его прихода: многочисленные страшные и кровавые войны, болезни, природные катаклизмы, конец Римскому государству, распространенность Евангелия во всем мире.
  • Во время его прихода: Антихрист станет главой всех стран, он воссядет в храме Иерусалима, его будут считать Спасителем, он будет творить «чудеса», имя Антихриста будет написано на лбу и правой руке людей, страдания последователей Христа, недолгая власть Антихриста (чуть больше трех лет).
  • После прихода Антихриста: Иисус Христос придет во второй раз, свершится страшный суд, наступит конец света.

Пришествие Антихриста принесет много бед людям. Оно будет символизировать конец всего: жизни, мира, света.

Некоторые признаки пришествия Антихриста уже сбылись, а некоторые еще нет. Вот какие это признаки:

Будет ли вообще приход Антихриста? Некоторые исследователи считают, что события, которые происходят в мире в двадцатом и двадцать первом веках, это и есть первые признаки. С этим можно частично согласиться. Действительно, повсюду ведутся кровопролитные войны, люди погибают от стихийных бедствий. Но, может быть, это всего лишь совпадение?

Появление Антихриста коснется всех жителей планеты. Поэтому многие экстрасенсы и предсказатели высказывали свои предположения и пророчества об Антихристе. Вот некоторые из них:

Какое же пророчество о пришествии Антихриста правдиво? Это может показать только время. Возможно, что не сбудется ни одно из них. Ведь пророчества – это всего лишь предположения.

А откуда придет Антихрист? Это один из самых сложных вопросов. Один из вариантов – Рим, вечный город. Второй – это Иерусалим. В Библии говорится, что ждать его нужно из какого-то северного государства. Есть и такие данные, что он придет с территории близ рек Тигр и Евфрат. Как известно, сегодня в этих регионах очень напряженная обстановка (Сирия, Иран, Ирак, Турция). Может быть, это знак? Или простое совпадение? В любом случае, откуда бы ни пришел Антихрист, это имеет уже второстепенное значение. Гораздо важнее, что же произойдет со всем населением мира и с планетой Земля.

Пришествие Антихриста. Кто будет Антихристом?

Антихрист… Его образ, растиражированный десятками мистических триллеров, стал для нас столь же привычным, как Фантомас или Фредди Крюгер. Для подростков он лишь одна из пугалок, наряду с «чужими» или «зловещими мертвецами». А для задавленных мирской суетой взрослых — проводник в мир мистики, в область, стоящую над повседневностью. Пусть даже этот проводник изображен вульгарно, как нередко бывает в современном поп-искусстве. Однако, несмотря на популярность у публики, истинная сущность Антихриста остается для многих из нас замутненной. Кому-то он представляется мифическим монстром, изрыгающим пламя и поедающим кишки младенцев, кому-то — обезличенным олицетворением мирового зла, кому-то — ребенком-убийцей, цепь злодейств которого тянется за ним чуть ли не с пеленок.

В принципе для нас и Антихрист, и Сатана — все одно и то же. Хотя по библейским канонам Сатана — это падший ангел из херувимов (высшая ангельская иерархия), а Антихрист — человек, посланник Сатаны на Земле. Но что мы знаем об Антихристе как о личности? Разве что Апокалипсис вроде как про него. Но на самом деле даже это заблуждение. В имя Антихриста не упоминается ни разу.

Во плоти

Само слово «антихрист» встречается только в соборных посланиях апостола Иоанна. Правда, и там оно не обозначает конкретную личность — скорее, собирательный образ. Иоанн называет антихристами всех не исповедующих христианство. Однако уже в середине I века среди христиан появились те, кто считал Антихриста вполне реальным человеком, посланцем дьявола, который явится перед концом времен. Такой образ просто не мог не возникнуть: слишком хорошо для этого была подготовлена почва. Дело в том, что в первые 50 лет христианства сами евреи-христиане не только не отказывались от веры своих отцов, но искренне считали себя иудеями. Откровения Иисуса они воспринимали как новое слово внутри своей религии. В иудаизме же как раз к этому времени уже сложился образ человека-богопротивника, врага Яхве и его народа.

Распределение ролей

Итак, когда христиане окончательно приняли образ Антихриста-человека, потребовалось соотнести его с кем-то из героев Священного Писания. А где искать такого, кроме как в Апокалипсисе — повести о победе (пусть временной) злых сил? Но Апокалипсис — сложная книга: комментаторы до сих пор путаются и спорят, кто из героев откровения кого символизирует и что в нем аллегория, а что указание на современные Иоанну исторические реалии. Эти споры, конечно, ведутся и вокруг образа посланника Сатаны. В 13-й главе Иоанн повествует о своем видении: из моря сначала выходит дракон (первый зверь, по словам апостола), а потом к нему присоединяется второй, появившийся из тверди. Вот кто-то из этих двух зверей и есть Антихрист. Многие богословы считают, что Антихрист — это все-таки дракон, а второй зверь — лжепророк, который во всю «пиарит» своего хозяина-дракона. (Лжепророк творит чудо, ниспровергая огонь с неба на землю, призывая народ поклоняться страшному чудищу.) Такое умозаключение логично, ведь в богословской среде Сатану часто называют «обезьяной Бога», потому что его заветное желание — стать вторым Создателем, повторить Его чудо Сотворения мира. Но все попытки Сатаны обречены, он обезьянничает и не более того, ему даже не удается создать человека. В видениях немецкого монаха Цезария Гейстербахского (XIII век) к нему приходил черт (падший ангел низшей иерархии) и рассказывал, что Сатана, пытаясь сделать из бесов людей, не в силах был воссоздать даже ягодицы. Богословы называют Сатану зеркальным отражением Бога (там, где у одного левая сторона, у другого — правая). А значит, если у Христа был пророк — Иоанн Креститель, то у Антихриста тоже должен быть свой пророк. Его-то и видят в образе второго зверя.

Но есть одно очень важное обстоятельств противоречащее этой концепции. У Иоанна написано, что на голове второго зверя (того, кого принято считать лжепророком) овечьи рога. Это резко меняет дело. В христианстве подобные рога были только у Агнца Божьего, который есть не что иное, как аллегория Христа. Указание более чем очевидное. Согласно преданию, Антихрист как раз должен будет подменить Иисус. А значит, зверь с рогами и есть Антихрист, который этой деталью обозначает свой ранг. Если принять такую точку зрения, разрешится еще одно противоречие Откровения. Допустим, что зверь с овечьими рогами все же только лжепророк. Но в этом случае первый зверь (дракон) на его фоне будет выглядеть очень пассивно, потому что в Апокалипсисе творит чудеса именно лжепророк. Но ведь пророк Христа, Иоанн Креститель, никаких чудес не совершал, а это уже искажается зеркальность образа. Искажение исчезает, если рогатый зверь, как и было сказано,- Антихрист. Но тогда кто же тот первый зверь? Дракон?

Трактовка Александра Меня

В этом вопросе очень убедительной выглядит точка зрения Александра Меня. Он предлагает толковать книгу Иоанна с исторической точки зрения. В период, когда писалось Откровение, все христиане были уверены в столь скором наступлении конца света, что готовились стать его живыми свидетелями. Поэтому во многих образах Апокалипсиса зашифрованы конкретные исторические герои и события того времени. Если с этой точки зрения рассматривать образы Откровения, то можно избежать натяжек мистических мудрствований.

Итак, что Иоанн говорит о первом звере? Он выйдет из моря. У него семь голов и 10 рогов. На каждом роге по диадеме, а на каждой голове богохульные надписи. По виду он похож на барса, но ноги у него медвежьи, а голова льва. Как ни странно, именно такой экзотический вид дракона дает ключ к пониманию его образа. Медвежь ноги и т. п.- совсем не фантазия Иоанна. Это символы трех великих империй — Вавилона, Персии и империи Александра Македонского. Иоанн имеет в виду преемника погибших государств, а им может быть только Рим. И это очевидно: кто, как не Рим, был жестоким гонителем христианства? Семь голов — это семь холмов, то есть «визитная карточка» Древнего Рима (как Воробьевы горы у Москвы). 10 диадем — 10 римских императоров (начиная с Юлия Цезаря), установивших культ собственного богопочитания. А что может быть греховнее для христианина? Богохульные слова на головах — это императорские титулы «священный», «божественный», «равный Юпитеру» и т.д. При таком истолковании становится понятным, почему Иоанн использовал аллегорию. Будь там написано все открытым текстом, репрессии были бы жесточайшими.

Теперь разберемся, что с точки зрения исторических реалий стоит за образом Антихриста? Как известно, его число — 666, составляемое из суммы числовых значений букв еврейского алфавита, которыми записано некое слово,- истинное имя Антихриста. Искомое число получается при сложении букв в словах «кесарь Нерон». Эта версия имеет очевидное подтверждение. Есть несколько древних Апокалипсисов, где имя Нерон пишется по-еврейски, но в латинской транскрипции — Nero. И в этих апокалипсисах числом зверя значится 616 (666 без «н» [нун], которая равнялась 50). Нерон был лютым гонителем христиан. Он освещал свои сады факелами из тел полуживых последователей Иисуса, распятых на императорской вилле. Теперь внимание! Нерон был убит в 68 году. Апокалипсис писался несколько позже. Но в этом нет никакого противоречия, скорее, напротив. По империи ходили упорные слухи, что Нерон остался жив. Дескать, он скрывается на востоке и вскоре нагрянет со своим войском.

И что же из всего этого следует?

Во-первых, не стоит примеривать к образам, изображенным Иоанном, современных исторических персонажей, будь то Обама, Порошенко, Путин или кто-нибудь еще. Напрашивается и другая мысль: даже видение святого может быть лишь запятой божьего промысла. Апокалипсис — самый общий сценарий, некая перспектива развития человечества. Человек никогда не сможет своими силами разгадать замыслы Бога. Какие бы подсчеты ни велись, Христос придет неожиданно. Просто надо быть готовым в любое время предстать перед Ним.

Царство Антихриста

Что же будет представлять собой мир, когда в него придет Антихрист? Есть два сценария. Первый описан в Апокалипсисе. Иоанн Богослов представляет Антихриста как жестокого гонителя христиан. Но эта версия была популярна только во времена, когда христианство еще не было государственной религией Римской империи (до начала IV века). В наше время большинство христиан склоняются к точке зрения апостола Павла. Во втором послании фессалоникийцам он говорит о том, что, явившись, Антихрист поначалу выдаст себя за настоящего Христа. В Писании есть намеки на то, что посланец Сатаны будет править семь лет. Как поняли богословы, в первые три с половиной года Антихрист станет утирать слезы несчастным и обиженным. Он исцелит больше людей, чем Христос, а совершать чудеса будет беспрестанно. Он урегулирует социальные конфликты, проявит себя мудрым и справедливым правителем. В итоге очарует всех и станет единоличным правителем некоего всемирного государства. И вот когда Антихрист обретет всю полноту власти, тогда-то он и начнет тотальное гонение на христиан. Но большинство не осудит его, а с радостью признает в нем нового бога. Это будет длиться еще три с половиной года. Из стойких христиан выживут единицы. Они будут помнить сказанное святым Игнатием: «Когда услышите, что пришел на землю Христос, то знайте, что это Антихрист. Не нужно будет людям передавать друг другу весть о пришествии Иисуса. Он явится внезапно, всем людям и всей земле в одно время». И, наконец, когда однажды на землю снизойдет истинный Христос, Христово войско победит войско Антихриста, а сам он будет низринут в огненное озеро.

©При частичном или полном использовании данной статьи - активная гиперссылка ссылка на познавательный журнал сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА

Во многих известных исторических личностях люди видели Антихриста. Ученые и богословы вот уже две тысячи лет бьются над расшифровкой таинственного числа Зверя. История рождения, жизни и смерти Антихриста описана в «Откровении Иоанна Богослова», а также в многочисленных религиозных трактатах. Так кто же он, Сын Погибели, Сын Зверя, Великий Лжепророк и вечная антитеза Христа? И когда нам следует ждать его прихода?

Библия свидетельствует.
Самое раннее упоминание об Антихристе встречается в Ветхом Завете в книге Даниила, где написано буквально следующее: «Многие очистятся, убедятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (Даниил. 12:10).

Уже такие видные средневековые теологи христианской церкви, как Фома Аквинский, увидели в этом пассаже прямое провозглашение прихода Антихриста. Ведь во время его царствования произойдет четкое разделение людей на тех, кто предан Христу, и тех, кто предан Антихристу.

О грядущем царствовании Антихриста говорит и сам Спаситель: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24:24, Марк. 13:22). Эти слова Христа следует относить не только к самому Антихристу, но и к его многочисленным приспешникам и помощникам, которыми он себя окружит, чтобы править миром.

Однако главными свидетельствами о приходе Антихриста для средневековых и современных схоластов является «Откровение Иоанна Богослова», а также второе послание апостола Павла фессалони-кийцам. В них, несмотря на некоторую аллегоричность и туманность терминов, большинство христианских богословов и исследователей Библии видят подробное изложение жизни и деяний Антихриста.

Вообще же пик интереса к жизнеописанию Антихриста приходится на Средние века. В это время были весьма популярны миракли - благочестивые спектакли, где рассказывалась та или иная священная история. Тема воцарения и низвержения Антихриста также являлась популярным сюжетом мираклей, поскольку основной движущей силой Средневековья был страх. Так что именно страх заставлял людей завороженно слушать историю о грядущем конце света, которого они с невротическим упорством ждали в начале каждого века и каждого тысячелетия.

Само слово «антихрист» встречается в Библии только в «Откровении Иоанна Богослова», обозначая, однако, всех людей, противопоставивших себя Христу. Вот что говорит Иоанн: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это Антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Иоанн. 2:22, там же 2:18).

В Средние века среди теологов возникли серьезные разногласия касательно того, будет ли один антихрист или несколько и кого вообще следует считать антихристом - просто человека, восставшего против Христа, или того самого Сына Зверя, грядущего в последние для Земли времена?

Но с течением времени теологами все-таки была разработана единая концепция, согласно которой Антихрист - это сын дьявола, которой явится перед вторым пришествием Христа, будет править миром три с половиной года, а потом будет побежден. На основе апостольских свидетельств, запечатленных в посланиях разным христианским общинам, слов самого Христа, а также «Откровения Иоанна Богослова» ученым и богословам удалось практически полностью реконструировать жизнь Антихриста.

Жизнь и смерть «антигероя».
Большинство богословов склоняется к мысли, что Антихрист представляет собой не только полную противоположность Христу как личности, но и вся его жизнь будет некой пародией на священную историю жизни, смерти и воскрешения Сына Божьего, описанную в Новом Завете. Средневековый богослов Фома Аквинский назвал дьявола «обезьяной Господа Бога». Как известно, обезьяна умеет очень точно копировать-манеры человека, но при этом остается животным.

По мнению Фомы Аквинского, дьявол, а вслед за ним и его сын Антихрист стремятся во всем подражать Христу. Ведь не случайно все тайные церемонии са-танистов представляют собой перевернутую церковную службу, о чем свидетельствуют не только протоколы инквизиции, но и уголовные дела современных правоохранительных органов. Руководствуясь идеей о том, что дьявол все делает наоборот и при этом старается копировать Бога, мы сможем понять тайный смысл жизнеописания Антихриста.

Общепризнанно, что Антихрист родится от смертной женщины из еврейского колена Дана. В нее вселится дьявол, и таким образом она зачнет Антихриста. Эта деталь переворачивает на сто восемьдесят градусов непорочное зачатие Девы Марии.

Мария была из еврейского колена Иуды, прославившегося тем, что из него вышли многие благочестивые люди, чьи имена увековечены в Ветхом Завете. А колено Дана, наоборот, известно тем, что отреклось от истинного Бога и было замечено в идолопоклонстве и многих других грехах.

Также установлено и будущее место рождения Антихриста - это территория древнего Вавилонского царства, то есть нынешний Иран и узкие сопредельные территории. Многие богословы склонны считать, что Вавилонская блудница - это и есть мать Антихриста. Иными словами, он будет рожден или дорогой шлюхой, или просто развратной и влиятельной женщиной, живущей в этом регионе.

Став взрослым, Антихрист начнет набирать себе армию сторонников. Причем изначально он будет вести себя подобно Христу, творить чудеса, знамения, пророчествовать и врачевать больных. Однако как только большинство людей поверит ему, он тут же покажет свою истинную сущность, превратившись в беспощадного тирана.

Повторяя путь Христа, он войдет в Иерусалим, чтобы восстановить разрушенный в древние времена храм Соломона, и воздвигнет там собственное изваяние, которому заставит поклоняться. Царствование Антихриста будет длиться три с половиной года, после чего победу одержит Христос.

Сам момент гибели Антихриста также является зеркальным отражением последних минут пребывания на земле Христа. Антихрист взойдет на Масличную гору (Елионскую), откуда вознесся Христос, где он должен будет совершить некое великое чудо. Как считают некоторые богословы, оно будет заключаться в том, чтобы окончательно погрузить мир во мрак. Однако это ему сделать не удастся, потому что он будет сражен Христом.

Противники Антихриста.
Все без исключения богословы приходят к выводу, что победить Антихриста людям будет невозможно, но это вовсе не значит, что ему не надо сопротивляться.

В «Откровении Иоанна Богослова» есть многочисленные упоминания о людях, которые откажутся принять власть Антихриста и будут вынуждены скрываться. На земле существует достаточно мест, куда Антихрист не сможет добраться. Одно из таких мест - это женский монастырь в Дивееве, который оформлялся преподобным Серафимом Саровским. Вся территория монастыря окружена священной канавкой, которую вырыли монахини. В советские годы она была практически закопана, однако несколько лет назад молодые монахини ее вновь отрыли.

Также на помощь людям Богом с небес будут посланы два ветхозаветных пророка - Илия и Енох. Они вернут множество людей, подпавших под власть Антихриста, обратно к вере в Христа, но в противоборстве с Антихристом потерпят поражение. Ибо царствие Сына Тьмы есть часть Божественного плана, который предусматривает отделение «агнцев от козлищ».

Число Зверя.
Символом Антихриста является практически всем известное число Зверя - 666. Однако его смысл трактуется богословами по-разному. Так, некоторые из них считают, что в этом числе зашифровано имя Антихриста. Средневековый богослов Примасий в своем «Комментарии к Апокалипсису», сопоставляя греческий алфавит и число Зверя, выводит имя Антемос, что означает «противоположный славе».

Но число Зверя - это не только закодированное имя Антихриста, в котором заключена его сила, но и его герб, символ и своеобразная метка, которой он будет клеймить всех поклонившихся ему людей. По свидетельству Иоанна Богослова, человек, не имеющий этого знака, не сможет ничего ни купить, ни продать. То есть, говоря современным юридическим языком, лишится всех гражданских прав и свобод.

Знак этот будет наноситься на правую руку и лоб. Почему именно так, богословы давно уже разобрались: человек, у которого на лбу и правой руке будут нанесены символы Антихриста, физически не сможет совершить крестное знамение, а, следовательно, полностью подпадет под власть дьявола.

Иоанн Богослов свидетельствует, что под пятой Антихриста окажется большинство людей, потому что многим придется выбирать между жизнью под его властью и мучительной смертью. Однако надежда на прощение у людей, поддавшихся Антихристу, все-таки останется. Между низвержением Антихриста и приходом Христа - уже в качестве главы Страшного суда - будет некоторый промежуток времени, дарованный людям специально, чтобы они смогли покаяться и прийти к Христу.

Он уже приходил?
Как говорилось выше, каждое поколение людей видело в своей повседневной жизни знамения прихода Антихриста, а во многих злых гениях своей эпохи и самого Сына Погибели. В принципе это вполне согласуется с мнением упомянутого Фомы Аквинского, который в своем фундаментальном труде «Сумма Теологии» пишет, что «все прочие злые люди, которые ему предшествовали, суть как бы образ Антихриста». Как правило, богословами это трактуется в том смысле, что очевидные негодяи всех времен и народов хотя в действительности и не были воплощением Антихриста, однако являлись своего рода его предтечами. Самым первым из таких людей, в ком увидели образ Антихриста, был Симон Маг, упоминание о котором можно найти в «Деяниях апостолов». Сей господин был чем-то вроде Кашпировского или Ури Геллера времен античности.

Антихристом считали и императоров Антиоха IV, печально известного жестоким преследованием евреев, и Нерона, и Юлиана Отступника. Современники приписывали ту же мрачную роль и многим другим монархам, из которых для примера упомянем Петра Первого и Наполеона Бонапарта. Из простолюдинов это имя присваивалось Мартину Лютеру, Максимиль-ену Робеспьеру, Григорию Распутину. Однако никто из всех вышеназванных персон, по мнению богословов, даже близко не может сравниться по жестокости, которую проявит истинный Сын Погибели, настоящий Антихрист.

Апокалипсис начинается…
Среди современных исследователей «Откровения Иоанна Богослова» и прочих старинных текстов, так или иначе поднимающих тему Антихриста, существует мнение, что эсхатологические события, предшествующие воцарению Антихриста и последующему Страшному суду, уже происходят на земле.

Среди мирских ученых и богословов существует очень интересная теория. Дело в том, что арамейский язык, на котором изначально было написано «Откровение», крайне беден и, уж конечно, не мог содержать понятий, образов, символов, названий предметов, которые привычны современному человеку. Поэтому Иоанн, получивший откровения, в которых ему были дарованы видения событий, предшествующих концу света, использовал иносказания и метафоры для того, чтобы, преодолевая скудость родного языка, записать на нем все запечатлевшееся в его духовной памяти.

А дальше все зависит от личного восприятия человека, который пытается расшифровать таинственные знаки, образы, числа и символы, упомянутые в «Откровении». Так, некоторые авторы горькую звезду Полынь, которая взойдет, возвещая рождение Антихриста, ассоциируют с чернобыльской катастрофой. Число Зверя, без которого нельзя ничего ни купить, ни продать, иной раз трактуется как появление универсального электронного носителя, заменяющего и кошелек, и кредитку, и паспорт, который якобы будет вшит в правую руку. Объединение всех царств под рукой Антихриста понимается как единая объединенная система мощных международных корпораций, президентом которой и станет Сын Погибели.

В каждую эпоху люди подсознательно искали знамения прихода Антихриста. Но когда это случится, доподлинно не знает никто. И нам остается только надеяться, что это произойдет не при нашей жизни - «да минует меня чаша сия»…

Новость отредактировал VENDETTA - 8-07-2012, 11:06



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: