Архиерейский собор рпц. Общие вопросы церковного управления

16 декабря в учебном классе храма Успения Божией Матери состоялось приходское собрание, на котором настоятель храма епископ Иннокентий рассказал собравшимся о том, как проходила работа Архиерейского собора 2017, в котором он лично принимал участие. Какие решения были приняты и как они в той или иной степени касаются жизни нашей епархии и прихода.

Начали с общей молитвы, а затем владыка Иннокентий рассказал, что Архиерейский собор проходил с 29 ноября по 2 декабря текущего года в зале Церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве на Котельнической набережной. Для тех, кто не был в столице сообщаем, что это огромный храмовый комплекс, благодаря строительству которого сегодня у нас появилась возможность помолиться и собраться для обсуждения важных вопросов РПЦ в большом и современном зале, который позволяет собрать здесь весь епископат Вселенской Православной Церкви - настолько он вместительный. В таком месте можно проводить любые мероприятия.

Наш Архиерейский собор 2017 года проходил в контексте юбилейных торжеств, посвященных 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, - рассказал собравшимся владыка Иннокентий. - Напомню, что патриаршество было ликвидировано мерами государственного воздействия еще в эпоху правления Петра I в 1721 году, точнее, даже еще раньше и вплоть до 1917 г. патриаршество - как каноническая структура высшей церковной власти - отсутствовало. Вместо патриарха был Святейший Синод. И только 1917-й стал годом, о котором мы сейчас говорим, как о революционном событии, но и для Церкви он стал годом восстановления ее канонического состояния, ее единства, в том числе и внутреннего, потому что патриарх - это не просто фигура, которая является высшим руководством, а, говоря о Церкви, тем человеком, который является и предстоящим молитвенником за весь народ перед Престолом Божиим. Это показывает церковная история, это объясняет церковная традиция и богословие. Все об этом говорит, и тогда произошло совпадение, что в октябре 1917 г. случились одновременно и большевистский переворот, и избрание патриарха. Последнее - это Божие Знамение. Несмотря на перемены политические, Церковь, напротив, вошла в этот сложный постреволюционный период, укрепляемая Божественной помощью восстановления патриарха. Если рассмотреть все последующие события, то мы увидим, что наличие патриарха, вплоть до 1925 г. да и впоследствии тоже, позволило иметь стержень, вокруг которого удалось сохранять и оберегать единство, хотя Церковь и столкнулась с очень жестокими гонениями и внешними, и внутренними, и немало было таковых, которые готовы были разодрать Тело Христово. Святейший Патриарх Тихон и его последующие преемники стояли на канонической норме, позиции защиты единства православия - законной православной иерархии. Что, конечно, позволило сохраниться Церкви как таковой и дойти до сегодняшнего такого возрождающегося ее состояния. Таким образом память о восстановлении патриаршества стало лейтмотивом всего нашего Архиерейского собора.

Молебен перед мощами святителя Тихона предварил его открытие. К началу собора в Храм Христа Спасителя из Донского монастыря были принесены честные мощи святителя Тихона, Патриарха Московского. За Литургией молились сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и, прибывшие на Архиерейский собор, иерархи.

Еще до начала Богослужения в центре храма была установлена новая рака для честных мощей, созданная специально к 100-летию восстановления патриаршества. Накануне, 18 ноября 2017 г., в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона, рака была освящена патриархом Кириллом в Большом соборе Донского монастыря.

Владыка Иннокентий рассказал вкратце историю, как были обретены мощи святителя Тихона:

1995 год. Церкви передали Донской монастырь не полностью, а частично. Разумеется, были противники возвращения церковного имущества. Вероятно, кто-то из таковых бросил бутылку с зажигательной смесью в малый собор Донского монастыря. Храм выгорел полностью, после пожара начались восстановительные работы. Одновременно проходили поиски захоронения святителя Тихона, т.к. никто не знал, где же именно находятся его мощи. Скорее всего после похорон, тайно было произведено перезахоронение, чтобы останки не смогли обнаружить и уничтожить. Свидетельства о том, что они находятся в стенах монастыря были, но вот точного места никто не знал. Когда начались поиски, то на пепелище вскрыли пол, а под ним был обнаружен дубовый гроб. В нем и сохранилось нетленное тело патриарха Тихона и даже части его одежды. Находка вызвала горячий отклик в сердцах верующих, т.к. это был знак того, что пришли иные времена. Святые мощи и были принесены в храм, а мы во время собора каждый день молились, совершали Литургии и молебен патриарху Тихону.

И еще одна из важных тем, под эгидой которой проходил наш Архиерейский собор. 2 декабря - в день заключительного заседания, прибыли предстоятели и представители большинства поместных Православных Церквей таких кафедр, как Александрийская, Иерусалимская, Антиохийская, Кипрская др. Это стало важным знамением того, что между православными церквями Вселенской Церкви поддерживается братское единение, несмотря на разночтение и разнопонимание процессов, происходящих внутри. 4 декабря мы совершали вместе Литургию. Все это показатель того, что Церковь пребывает в единении и стремится поддерживать именно такие отношения.

Еще раз напомню, что сам собор проходил четыре дня. В нем участвовало более 300 архиереев (всего их - 380. Русская Православная Церковь - самая большая церковь в мире).

Сам патриарх выступил с большим докладом, в котором обозначил текущее состояние церковной жизни. Это был емкий рассказ, в котором он обозначил все темы, принимаемых нами решений на соборе. В числе вопросов, обсуждаемых нами, была затронута тема об "Екатеринбургских останках".

Дискуссия, развернувшаяся вокруг того, кому они могут принадлежать, продолжается. Еще в прошлом году Архиерейский собор при поддержке науки согласился на проведение новых исследований, включая комплекс вопросов: генетическую экспертизу, антропологическую, историческую, баллистическую и др. Следственным управлением вместе с церковной комиссией было обозначено проведение 34 экспертиз, на данный момент завершено - 24. Кое-что из итогов экспертных заключений уже публично оглашено. Их можно посмотреть на сайте: www.pravoslavie.ru , который ведет Сретенский монастырь в специальной рубрике "Екатеринбургские останки".

Нам сообщили о следующих предварительных выводах: версия о сжигании тел царской семьи, не находит подтверждения у современных экспертов. Скорее всего происходило поэтапное сокрытие следов преступления, что подтверждается многими фактами, в том числе место их обнаружения - Ганина Яма и Поросенков Лог. Сегодня все еще стоит вопрос: кому могут принадлежать костные останки? Можно сказать, что один из найденных скелетов (с достоверностю 99%) может принадлежать доктору Евгению Боткину. (На то имеются серьезные обоснования). Что же касается остальных останков, то современные рентгенологические исследования обнаружили следы удара саблей, а как известно, таковую, еще будучи цесаревичем, Николай Александрович получил во время своего путешествия в Японию в 1891 г. Исследования, проведенные в 1998 г. не нашли этого следа, а сейчас он обнаружен благодаря современным методам и возможностям. Хотя имеется ряд вопросов, пока не получивших ответов. Возможно, все прояснится после генетической экпертизы, которая еще не завершена и проходит сложное структурно-молекулярное исследование. На этом настоял патриарх, кроме него лично никто не знает о том, кому зашифрованные материалы могут принадлежать. Исследования проводятся за границей. Ученые проводят их "вслепую", не зная откуда взят материал: от останков Александра III или от останков черепа № 4. Будет сделано сравнение и данные будут представлены сначала Синоду, который и сообщит о результатах позднее. Нас предупредили, что, возможно, в следующем году будет проведена встреча по этому поводу, а пока было принято решение, что Церковь выражает надежду, что в будущем времени будет поставлена точка в этих упомянутых исследованиях, а являются ли эти останки святыми мощами царских страстотерпцев решит Архиерейский собор.

На этом же заседании был решен еще ряд вопросов. В частности, речь зашла о жизни монастырей и монашествующих. Хотя, к нашему приходу таковые не относятся, но кто знает - среди наших прихожан, возможно, окажутся люди, которые захотят принять монашество. Положение о монастырях и монашествующих разрабатывалось на протяжении последних семи лет. Почти на 50-ти страницах оно содержит информацию, в том числе, краткое, четкое и логичное изложение того, что есть монашество; как устраивается жизнь монаха в монастыре, в личном плане; какие послушания он несет; как должен молиться; какие положения существуют, если человек захочет отказаться от монашества и др. Документ был утвержден Архиерейским собором.

Еще один документ, который был принят на Архиерейском соборе, "О канонических аспектах церковного брака". В нем ничего нового не излагается, кроме того, что систематизированы каноны и нормы, которые уже ранее в Православной Церкви были заложены. Отдельно прописано, что браки между лицами одного пола Церковь не признает и признавать не будет. В этом же документе заложено обоснование на каких условиях совершаются браки. Прописана историческая канва, которая объясняет, почему именно Церковь стала совершать таинство брака, как такового. Это связано с тем, что первоначально брак связывался с публичным объявлением мужем и женой о том, что они вступают в союз. Изначально Церковь приняла на себя совершение государственного фиксирующего акта о том, что брачный союз объявляется и был этап, когда Церковь имела государственные функции регистрации браков и она совершала подобные акты одновременно с таинством венчания. Когда же в некоторых странах, в том числе Советском Союзе, произошло отделение Церкви от Государства, то церковь перестала совершать государственную регистрацию брака и эта функция была передана Загсам (кстати, в этом году исполняется 100-летие Загсов), то в церкви остались браки церковные, являющиеся благословенными. Тем не менее для нас важен факт того, что мы считаем законность брака. Брак считается совершенным с того времени, когда он регистрируется. Эта древняя норма. Если он регистрируется, то он является законным браком. Мы не можем называть законным браком гражданское сожительство. Чтобы брак был благословенным, супруги должны обвенчаться. Хотя и здесь имеются вопросы. Что делать, если в брак вступают православный и человек иного традиционного христианского исповедания? Как в этой ситуации поступать? В настоящее время такие браки благословляются (с католиками, например, при условии, что дети будут воспитываться в Православии). В нашем приходе и в епархии таковых еще не было. Как правило, вопрос о смешанных браках стоит за границей.

На Архиерейском соборе мы рассмотрели еще ряд документов: о церковных наградах, о реформе духовного образования. Завершая свое выступление о прошедшем Архиерейском соборе, еще раз хочу подчеркнуть, что он был продуктивным, т.к. за время его работы принято несколько серьезных документов, которые связаны с сегодняшней жизнью нашей Церкви. На этом соборе выступил президент страны Владимир Владимирович Путин, который прибыл в зал Церковных соборов вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В своем слове глава российского государства обратил внимание на то, что церковь со времени избрания патриарха Тихона, обрела свою правильную законную каноничную форму существования и далее, он признал, что в отношениях между церковью и государством в прошлом были допущены ошибки, но в настоящее время позиция заключается в том, что государство считает важным роль Церкви в обществе особенно в тех направлениях, в которых могут быть найдены совместные вопросы, такие как духовно-нравственное воспитание молодого поколения, социальная деятельность, патриотическая деятельность и др. Президент закончил свое выступление словами: "С Богом!"

После него выступил патриарх, который поблагодарил президента за то, что впервые в истории последних столетий глава государства посещает Архиерейский собор, и вспомнил из Синодальной истории период, когда не было патриарха, а был всеведущий, всезнающий и господствующий обер-прокурор - это был чиновник, который от имени государя руководил Синодом. Это была эпоха насилия над Церковью. По мнению патриарха, мы не можем однозначно восхищаться Синодальной эпохой, когда много чего было сделано полезного, но с точки зрения церковно-государственных отношений она была отнюдь не лучшим периодом. Обер-прокурор довлел над всеми и вся.

Патриарх поблагодарил Владимира Владимировича за то, что тот в период, когда могло возникнуть министерство контроля по делам религии, президент отказался от этого предложения и не стал его вводить. Я думаю, что церковь может ожидать и в дальнейшем невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви, так же как и сама Церковь не вмешивается ни в политические, ни в какие другие дела государства. И эта каноничная позиция известная с давних времен.

В целом Архиерейский собор выполнил те задачи, которые перед ним стояли. И теперь, когда мы вернулись из Москвы в свои епархии, приходы и храмы, продолжаем свою общую вместе с вами задачу - нести слово о Христе, свидетельствовать о жизни вечной.

По окончании встречи присутствующие задали владыке Иннокентию ряд вопросов, касающихся присутствия Украинской Православной Церкви и ситуации в Иерусалиме.

29 ноября 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве начал работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Программа Собора включает юбилейные торжества, посвященные 100-летию восстановления Патриаршества — интронизация Патриарха Тихона состоялась в Успенском соборе Кремля 4 декабря 1917 года. На Собор приехали около 400 епископов РПЦ из 22 стран.

С основным докладом о жизни и деятельности Русской Православной Церкви перед Собором выступил Председатель Архиерейского Собора Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). В докладе были приведены статистические данные о церковной жизни и деятельности Патриарха в межсоборный период. Так, на сегодняшний день в РПЦ насчитываются 303 епархии ― с 2009 года их количество выросло на 144; 60 митрополий; более 39 тысяч штатных клириков. С учетом данных по дальнему зарубежью РПЦ принадлежат почти 37 тысяч храмов ― их количество выросло на 1340 за год, 462 мужских монастыря ― это на 7 больше, чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше, чем в прошлом году. В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви.

В своем докладе патриарх Кирилл также указал, что особое место в церковной жизни принадлежит старообрядным приходам Русской Православной Церкви, количество которых постепенно растет, как и частота архиерейских служений в них древним чином. Он отметил:

Продолжается развитие Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, способствующего улучшению подготовки священно- и церковнослужителей старообрядных приходов: в нем действуют кружки по изучению знаменного пения и устава, проходят стажировку клирики, с участием других крупных приходов издается учебная и научная литература, а также молитвословы для практического употребления. Создан уже и первый епархиальный центр древнерусской богослужебной традиции в Симбирске. Все это способствует лучшему усвоению богатого наследия русского многовекового церковного предания.

Второй день Архиерейского Собора открылся докладом председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), в котором он критически разобрал деяния Критского Всеправославного собора 2016 года. В частности, он высказался о документе «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», напомнив, что в РПЦ сомнения вызывают следующие формулировки: именование в документе инославных сообществ «церквами», выражения «поиск» или «восстановление» единства христиан. Также он отметил, что в документе «Таинство брака и препятствия к нему» содержится ряд спорных формулировок. В частности, фраза ранее опубликованного проекта: «Церковь не признает возможным для своих членов заключение однополых союзов» была на Критском Соборе модифицирована следующим образом: «Церковь не признает возможным для своих членов гражданских союзов ― как однополых, так и заключенных с противоположным полом». Данная формулировка вносит двусмысленность в текст.

Сегодня, 30 ноября, ожидается прибытие на Архиерейский Собор президента РФ В.В. Путина. Это первый визит на церковный Собор столь высокого государственного лица. До этого момента Президент страны, где по Конституции ни одна религия не может быть государственной, никогда не участвовал в подобных заседаниях.

Архиерейский Собор РПЦ — это высший орган церковной власти, который собирается каждые 4 года. Завершится он 2 декабря.

МОСКВА, 23 ноя - РИА Новости. Как монаху жить с интернетом, сколько раз можно жениться православным и зачем учить культуре в школах — за четыре дня Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ) должен ответить на самые актуальные вопросы современной духовной и общественной жизни. Приуроченный к столетию восстановления патриаршества в России собор пройдет 29 ноября - 2 декабря в московском храме Христа Спасителя в режиме максимальной информационной открытости и соберет гостей со всего православного мира.

Архиерейский собор — высший орган иерархического церковного управления, созывается патриархом и синодом не реже одного раза в четыре года. В этом году его участники вспомнят не только возрождение патриаршества на Руси в 1917 году, после более чем 200-летнего синодального периода (подчинения церкви государству), но и столетие начала Поместного собора РПЦ, на котором был избран первый в новое время патриарх Тихон, и столетие революционных событий и последовавших затем атеистических гонений.

Сто лет назад, 28 октября 1917 года, на Поместном соборе РПЦ патриархом Московским и всея России был избран митрополит Тихон, впоследствии прославленный в лике святых и возглавивший сонм новомучеников. А его возведение на патриарший престол состоялось 4 декабря 1917 года - в праздник Введения во храм Богородицы.

В память об этом событии в день праздника 4 декабря патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит торжественное богослужение в храме Христа Спасителя, на которое прибудут сотни иерархов со всего мира — участники Архиерейского собора РПЦ, предстоятели и представители поместных православных церквей мира. Первоначально богослужение планировалось провести там же, где патриарх Тихон сто лет назад взошел на престол - в Успенском соборе Кремля, однако вскоре стало понятно, что всех приглашенных он не вместит. Совместная молитва православных архиереев со всего мира в Москве станет воплощением соборного духа церкви и кульминацией юбилейных торжеств.

Личное дело патриарха

Заседания Архиерейского собора пройдут в кафедральном храме Христа Спасителя, их по традиции возглавит патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По словам главы патриаршей пресс-службы священника Александра Волкова, для предстоятеля церкви события вековой давности - история совсем не книжная.

"Для патриарха тема столетия начала гонений, восстановления патриаршества, начала того Собора является частью его личной истории. Через его семью, через его дедушку и отца прошли гонения на нашу церковь. Он на собственном семейном опыте знает ту трагедию, с которой столкнулась церковь в XX веке. Для него это тема личных переживаний, размышлений и молитв", — сказал священнослужитель на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня".

Архиерейский собор откроется 29 ноября торжественным молебном, следующие четыре дня будут посвящены дискуссиям. "По опыту прошлых лет они будут очень оживленными и открытыми, собор должен быть местом для обмена мнениями - это позиция патриарха", — подчеркнул Волков.

Четвертого декабря в праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы собор завершится богослужением, в котором примут участие предстоятели и представители православных поместных церквей (их в мире всего насчитывается 15, включая Антиохийскую церковь на территории Сирии и Ливана) - всего в Москве ждут более 60 гостей.

Решение о царских останках

В годовщину революционных событий на соборе, скорее всего, будет поднята тема исследований останков семьи последнего российского императора Николая II, расстрелянной большевиками под Екатеринбургом. В 2000 году Русская православная церковь причислила Николая II и членов его семьи к лику святых. После вскрытия захоронения останки членов императорской семьи были захоронены в усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Осенью 2015 года расследование дела о гибели членов дома Романовых было возобновлено. Русская церковь не получила ответа на ряд вопросов и в настоящий момент не признает "екатеринбургские останки" царскими.

"Речь идет не о том, что это могут быть или не быть останки уважаемого человека, а о том, могут ли это быть мощи людей, которых прославил господь. Для христиан этот вопрос чрезвычайно важен. Наверное, нам что-то расскажут люди, которые несут ответственность за этот процесс (экспертиз), что-то расскажут архиереи. Но я не провидец, я не знаю, что будет доложено собору", — сказал заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда подчеркнул, что здесь необходимо исключить "любые спекуляции и подгонки под любые даты". "Есть задача снять все сомнения, это огромный, колоссальный труд. Но у нас нет никакой закрытости в плане принятия решения — весь процесс церковь старается сделать максимально открытым", — заверил он.

Святые Украины, интернет в кельях и развод в Церкви

Одной из главных тем собора, по словам архимандрита Саввы, станет прославление святых. Участники планируют обсудить включение в общецерковный календарь имена многих праведников, которые сейчас канонизированы и почитаются только на Украине. "Это огромная духовная радость для всего православного народа", — подчеркнул заместитель управделами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

По его словам, собор должен будет осмыслить "всю палитру" того, чем жила РПЦ четыре года и задуматься о назревших изменениях. Так, много лет в церкви готовили документы, регламентирующие монастырский уклад и положения о церковном браке. В них будет четко сказано, можно ли пользоваться интернетом в обителях и сколько раз православным можно жениться.

"Интернет в монастырях: раньше же его не было, условия за сто лет сильно изменились. Будет ли он разрешен? Посмотрим, что решит собор", — заметил Тутунов.

Что касается брака и развода, то РПЦ должна определиться с тем, можно ли второй раз венчаться тем, кто формально женится в третий.

"Нет ясного ответа, сколько же раз позволительно вступать в брак и надо ли при этом считать только те браки, которые были освящены церковным венчанием, или же и те, что были заключены в гражданском порядке в ЗАГСе? Как интерпретировать имеющиеся канонические нормы в новых условиях, когда браков заключается значительно больше, чем освящается в церкви?" — рассказал заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Про культуру без "Матильды"

В РПЦ понимают, что учебный процесс в школах перегружен, но отказываться от "Основ православной культуры" не намерены. Акцент будет делаться на слове "культура". "Мы хотим, чтобы культурный аспект в рамках этого предмета был представлен шире. Если человек знает язык культуры, ему легче понимать, что вообще в этой культуре происходит и существует", — убежден Легойда. Представители церкви неоднократно заявляли, что невозможно достичь глубокого понимания русской классики и выдающихся памятников мировой культуры в целом, не будучи знакомым с основными религиозными учениями и символами.

Тема образования, как ожидается, станет одной из ключевых на соборе. "Церковь и верующие люди обеспокоены образованием в нашем обществе в целом. Мы понимаем важность образования и научной сферы, взаимодействия", — отметил Легойда. В России состоялась одна защита диссертации по теологии, заинтересованные стороны не намерены останавливаться на достигнутом.

Что касается искусства, то обсуждать отдельные его произведения, в частности, нашумевший фильм "Матильда", на Архиерейском соборе пока не предполагается.

"Церковь не ставит себя в положение судьи и не ведет никакой войны. Единственная война, которую может и должен вести христианин - это война против греха", — считает представитель РПЦ. У христиан, по его убеждению, единая точка зрения должна существовать только по вопросам вероучения, во всех остальных сферах могут и должны быть разные подходы, акценты, разная степень принятия того или иного явления.

"Мы настроены на диалог, нам кажется важным то, что делают люди искусства", — подчеркнул Легойда.

Открытость для всех

Глава синодального отдела указал на "беспримерную открытость" обсуждения готовящихся к собору документов. Многие проекты уже сейчас представлены на официальных церковных сайтах, отзывы на них учитывают и обсуждают эксперты РПЦ. "Таким образом проект процеживается через интеллектуальное сито", — заключил Легойда.

Пресс-секретарь патриарха Кирилла отметил, что деятельность Архиерейского собора будет максимально открытой для всех. В частности, запланированы ежедневные брифинги для прессы. Однако на пленарные заседания журналистам рваться не стоит.

"Мы не хотим чего-то скрыть, и дело не в том, что мы не любим журналистов. Это просто рабочий формат. Для уверенной, качественной дискуссии ее участники должны находиться в спокойной атмосфере, не чувствовать, что над ними довлеет публичное пространство. Но мы будем делать все от нас зависящее, чтобы люди через СМИ максимально оперативно узнавали обо всех решениях собора. Будем приветствовать любой интерес", — заключил священник Александр Волков.

Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 29 ноября ― 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве.

1. Освященный Архиерейский Собор возносит благодарственную молитву ко Господу Богу Вседержителю, во Святой Троице славимому Отцу и Сыну и Святому Духу о всех благодеяниях, ниспосылаемых Русской Православной Церкви.

2. Основная задача Церкви в мире - это приведение людей ко Христу через распространение Евангельского слова. Члены Собора поддерживают призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ко всем, возвещающим слово Божие, помнить о том, что краеугольным камнем церковной проповеди со времен святых апостолов и до скончания века является радостная весть о спасении человека, совершенном Господом Иисусом Христом через Его страдания, крестную смерть и славное Воскресение. С проповедью Евангелия неразрывно соединено главное делание, к которому призван каждый священнослужитель, - это благоговейное совершение великого Таинства Тела и Крови Христовых.

3. Прошедшее столетие явило миру непреложность истины, засвидетельствованной еще в Ветхом Завете, что без верности Богу не может быть построено подлинное благополучие общества, а отступление людей от Господа влечет за собой беды, последствия которых могут быть преодолены действием Промысла Божия в ответ на искреннюю веру и ее мужественное исповедание, а также на молитву.

Члены Освященного Собора воздают хвалу сонму новомучеников и исповедников Церкви Русской, чьим предстательством стало возможно церковное возрождение в конце ХХ века и начале XXI века.

С сонмом новомучеников и исповедников Церковь прославляет Царственных страстотерпцев. Церковной комиссией совместно с государственными следственными органами по сей день ведется кропотливая работа по идентификации «екатеринбургских останков». Заслушав подробный доклад по этой теме, Собор выражает надежду, что во благовремении будет поставлена точка в упомянутых исследованиях. Сохраняет свою силу постановление Архиерейского Собора 2016 года: «Решение о признании или непризнании "екатеринбургских останков" святыми мощами Царственных страстотерпцев может быть принято Архиерейским Собором по представлению Священного Синода, исходя из оценок итоговых материалов комплексной экспертизы, которые должны быть предварительно опубликованы для общественной дискуссии » (пункт 10 Постановлений Архиерейского Собора 2016).

4. В год столетия открытия Священного Собора 1917-1918 годов, восстановившего Патриаршество, вся полнота Русской Православной Церкви с благодарностью вспоминает его труды и возносит особые молитвы к возглавлявшему его святителю Тихону, который, будучи по Промыслу Божию избранным на патриарший престол, делал все возможное для сохранения единства Русской Церкви в первые годы гонений. Архиерейский Собор приветствует работу по полному изданию материалов Поместного Собора 1917-1918 гг., требующих всестороннего и вдумчивого исследования.

Общие вопросы церковного управления

5. Освященный Архиерейский Собор одобряет деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода и утверждает решения, принятые Священным Синодом в межсоборный период. Также одобряется деятельность в этот период Высшего Церковного Совета, синодальных учреждений и комиссий.

6. Архиерейский Собор утверждает решения Священного Синода об образовании Калининградской, Костромской и Марийской митрополий, а также об учреждении следующих епархий: Бирской, Ванинской, Волжской, Воркутинской, Галичской, Златоустовской, Плесецкой, Рославльской, Сызранской, Черняховской.

7. Собор внес изменения в Устав Русской Православной Церкви, подчеркнув особый статус Украинской Православной Церкви, руководящий центр которой находится в Киеве.

8. Собор утверждает следующие документы:

а) Положение о монастырях и монашествующих Русской Православной Церкви, разрабатывавшееся на протяжении нескольких лет Межсоборным Присутствием. Епархиальным архиереям надлежит обеспечить ознакомление с этим документом монашествующих вверенных им епархий и, во взаимодействии с Синодальным отделом по монастырям и монашеству, озаботиться выполнением содержащихся в нем указаний.

б) документ «О канонических аспектах церковного брака », также разработанный Межсоборным Присутствием. Епархиальным архиереям поручается издать необходимые указы для обеспечения выполнения норм этого документа во вверенных им епархиях.

в) новую редакцию Положения о наградах Русской Православной Церкви.

9. Констатируя в целом благополучное становление организации епархий, находящихся в одном регионе, в митрополии, Архиерейский Собор призывает архиереев митрополий к дальнейшему активному и тесному взаимодействию при соблюдении как канонических прерогатив каждого архиерея, так и особой начальственной и координационной роли глав митрополий. Священному Синоду поручается изучить возможную необходимость внесения уточнений в Положение о митрополиях и, при соответствующем заключении, сформулировать и утвердить таковые.

10. Процесс введения в благочиниях и крупных приходах должностей помощников благочинных и настоятелей по миссии, по религиозному образованию, по работе с молодежью, по благотворительности, а также создание системы обучения профильных сотрудников в целом развивается успешно, и соответствующие должности в большинстве своем замещены. При этом Собор обращает внимание на то, что работа помощников благочинных не должна рассматриваться как нечто второстепенное, даже при ее совмещении с исполнением других обязанностей. Помощникам благочинных следует иметь соответствующее образование - очное или заочное, которое может быть, в частности, получено в центрах подготовки церковных специалистов, открывающихся ныне во многих епархиях. Учебному комитету совместно с профильными учреждениями надлежит продолжить работу по становлению этой системы образования.

Синодальным учреждениям поручается озаботиться обучением руководителей епархиальных отделов как профильным знаниям, так и организационным навыкам, в том числе для координации работы помощников благочинных. Такое обучение должно носить кратковременный практический характер и осуществляться преимущественно дистанционно, с учетом занятости упомянутых руководителей. Кроме того, признается полезным проведение председателями синодальных учреждений регулярных онлайн-совещаний с руководителями соответствующих епархиальных учреждений.

11. Освященный Собор считает необходимыми дальнейшие усилия епархиальных архиереев по осуществлению в епархиях Русской Православной Церкви мер, предусмотренных Положением о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, утвержденным Архиерейским Собором 2013 года, в том числе через создание и реальную деятельность епархиальных попечительских комиссий. Кроме того, при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи.

12. Вызывает удовлетворение развитие церковной жизни в храмах и монастырях Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье. В год десятилетия восстановления единства с Русской Зарубежной Церковью, вознося благодарение Господу об этой дарованной милости, члены Освященного Собора считают необходимым, чтобы были предприняты дополнительные усилия по упорядочению канонического положения епархий и приходов русского зарубежья.

13. Члены Собора считают необходимым продолжение работы по выстраиванию взаимодействия Художественно-производственного предприятия «Софрино » с епархиями с учетом ранее принимавшихся решений.

Миссия Церкви в современном мире

14. Собор относит обращение к молодежи с Евангельским посланием и церковную работу с молодежью к первоочередным задачам, стоящим сегодня перед архиереями и клириками. Достижения в сфере миссии среди молодежи, произошедшие в последние годы, требуют развития. Следует продолжить поиск плодотворных форм миссии среди молодых людей и их деятельности в Церкви с учетом разнородности молодежи, по разному соотносящей себя с Церковью, обладающей разным образованием и воспитанием, принадлежащей к различным социальным слоям и группам. Используя те или иные методы работы с молодежью, не исключая и заимствованных из светской практики, важно не упускать из виду главную цель, стоящую перед пастырем или любым церковным тружеником в общении с юношами и девушками: их приобщение к числу учеников Христовых. Среди приоритетных задач - забота о студенческой молодежи.

С удовлетворением отметив, что молодежные советы учреждены во многих епархиях, Собор считает целесообразным развить эту практику, при понимании, что, сообразно местным условиям, могут учреждаться молодежные советы, общие для всех епархий одной митрополии. Полезным является также проведение ежегодных молодежных съездов на уровне епархий или митрополий, а в перспективе - регулярный созыв общецерковных молодежных съездов.

Члены Собора обращают внимание на важность достаточного финансового обеспечения молодежных проектов с учетом возможностей каждой епархии и прихода.

15. Сохраняется выраженная Архиерейским Собором 2016 года озабоченность относительно организации миссионерской деятельности (см. пункт 15 Постановления Собора 2016 года). Освященный Собор напоминает, что главная цель миссии - это привлечение людей ко Христу. Для этого необходимо быть всем для всех (1 Кор. 9:22), то есть использовать для каждой аудитории понятный ей язык проповеди слова Божия, а также открываться миру, не переходя пределов допустимого.

Основными направлениями миссионерской деятельности, требующими наибольшего внимания, являются предкрещальная и послекрещальная катехизация, просвещение тех, кто, будучи крещены, при этом не в полной мере приобщились к церковной жизни, а также тех, кто, не будучи крещены, принадлежат к народам, исторически исповедующим Православие. Кроме того, к миссионерской работе относится противодействие сектантской и неоязыческой угрозам. Наконец, в отдельных регионах миссионерская деятельность епархий также может быть направлена на пастырское окормление коренных малочисленных народов. Священному Синоду поручается принять действенные меры по активизации миссии на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях.

16. Собор одобряет, в том числе духовно-просветительскую работу с казачеством, проводимую на общецерковном уровне и в епархиях.

17. Особым видом миссионерского служения является свидетельство миру о Евангелии и о жизни Церкви через средства массовой информации. Члены Собора отмечают положительные результаты в исполнении указания Архиерейского Собора 2013 года о наполнении информационного пространства «достоверными сведениями о церковном служении, в центре которого находятся проповедь о Христе и пастырский ответ на вызовы современности» (пункт 43 Постановлений Собора 2013 года). Продолжая развивать организационную и техническую основу медийной работы, необходимо сосредоточить основные усилия на содержательной стороне информационной деятельности.

Выражая удовлетворение качественным освещением церковной благотворительной деятельности, Собор считает важным, чтобы информация и об иных формах служения людям, осуществляемого в епархиях и на приходах, получала распространение как в соответствующих регионах, так и на общенациональном уровне.

Все большее распространение получают такие формы личного общения и распространения информации как социальные сети и иные средства интернет-коммуникации. Эти инструменты и их использование для сообщения людям церковной проповеди требуют особого внимания и подхода, который, в частности, нередко предполагает личное общение с собеседниками. Поставленная прежними Соборами задача обеспечения содержательной миссии в социальных сетях (см. пункт 44 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года, пункт 20 Постановлений Архиерейского Собора 2016 года) все еще требует выполнения.

Собор призывает пастырей и мирян, действующих в медийном пространстве, быть более внимательными к своим словам, проявлять доброжелательность и чуткость как в традиционных медиа, так и, особенно, в социальных сетях, остерегаться как агрессивной риторики, так и фамильярности, направлять свои усилия на убедительное свидетельство о Христе.

18. Члены Собора выражают благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, при непрестанном попечении которого в церковном социальном и благотворительном служении в последние годы произошли успешные изменения. Собор благодарит и всех церковных социальных тружеников. Важно и в дальнейшем сохранить высокий уровень общецерковной, епархиальной, приходской и монастырской благотворительности.

Дела милосердия, не подменяя собой благую часть (Лк. 10:42) молитвенного делания христианина, должны совершаться каждым заботящимся о своем спасении верным, желающим услышать слова Господа: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34).

Духовное и религиозное образование, богословие

19. Удовлетворение вызывают глубокие изменения в сфере духовного образования, открывшие возможность для перехода духовных академий и семинарий на качественно новый уровень.

Освященный Собор поддерживает предложенный Святейшим Патриархом Кириллом перечень приоритетных задач в сфере духовного образования. К таковым относятся: завершение перехода семинарий на единый учебный план бакалавриата и развитие магистерских программ; создание системы дистанционного образования; продолжение работы по написанию современных учебников для семинарий; внедрение нового стандарта обучения регентов. Поэтапный переход к формированию преподавательских корпораций всех академий и семинарий по штатно-окладной системе, предполагающей многообразие форм деятельности каждого преподавателя, призван обеспечить качественно иной уровень работы со студентами. Этому также будет способствовать развитие профессиональных сообществ преподавателей академий и семинарий. Наконец, Учебному комитету надлежит продолжить труды по поддержанию единства образовательного пространства Русской Православной Церкви.

Следует стремиться к постепенному получению духовными учебными заведениями государственной аккредитации в тех странах, где законодательство предусматривает такую возможность. Собор одобряет преобразование духовных училищ в центры, готовящие церковных специалистов в сфере катехизации, социальной работы, миссии, молодежной работы, с сокращенной богословской программой, открывающей выпускникам возможность рукоположения в диаконский сан, при отсутствии к тому канонических препятствий, или поступления в семинарию, окончание которой является условием для иерейской хиротонии.

Неукоснительного выполнения требуют утвержденные Священным Синодом документы, направленные на обеспечение соблюдения ранее установленных Соборами норм, касающихся образовательного ценза и повышения квалификации духовенства.

20. Заслушав информацию о работе над Современным катехизисом Русской Православной Церкви, начатой по решению Архиерейского Собора 2008 года (Определение от 27 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви »), члены Собора выражают благодарность Синодальной библейско-богословской комиссии за многолетний труд, в который были вовлечены ведущие богословы Русской Православной Церкви. Ввиду значительного объема подготовленного материала Собор одобрил предложение издать его в виде трех самостоятельных документов: 1) Основы православного вероучения; 2) Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви; 3) Основы православного нравственного учения. Издание следует осуществить от имени Синодальной библейско-богословской комиссии после внесения всех необходимых поправок.

21. Архиерейский Собор высоко оценивает положения российского и украинского законодательства, предоставляющие возможность присуждения в области теологии ученых степеней, признаваемых государством.

В создавшихся благоприятных условиях надлежит консолидировать усилия по развитию богословской науки, организуя и координируя исследовательскую деятельность в учебных заведениях и научных центрах Русской Православной Церкви. Следует также интенсифицировать взаимодействие с теологическими подразделениями светских высших учебных заведений.

22. Собор обращает внимание на то, что взаимодействие митрополий, а где это возможно - и епархий, со светскими высшими образовательными заведениями предполагает активный диалог с профессорско-преподавательскими корпорациями вузов.

23. Обсудив особенности деятельности воскресных школ, научения детей основам веры и приобщения их к жизни в Боге, члены Собора поддерживают суждение Высшего Церковного Совета о необходимости поиска таких форм этого научения, которые будут соответствовать современному детскому восприятию. Это суждение должно быть учтено при составлении современных учебных материалов для воскресных школ. Отдельный подход требуется в работе с подростками.

Полезным является создание епархиями или приходами учреждений дошкольного образования (детских садов) там, где это в полной мере возможно по местным условиям с учетом требуемого кадрового и материального обеспечения.

24. Освященный Собор выражает озабоченность тем, что базовые богословские курсы для монашествующих Русской Православной Церкви еще не организованы на систематической основе (см. пункт 26 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года). Синодальному отделу по монастырям и монашеству надлежит в кратчайшие сроки предпринять шаги по исправлению ситуации.

Церковь, государство и общество

25. Вызывает удовлетворение высокий уровень церковно-государственного взаимодействия в большинстве стран, находящихся в пределах канонической территории Русской Православной Церкви. Собор считает важным поддержание или установление во всех этих странах полноценного общественного диалога с участием религиозных организаций Русской Православной Церкви, направленного на достижение мира, взаимопонимания и согласия между людьми и народами.

26. Члены Собора отмечают результативность диалога государства и традиционных религий России и их совместных усилий, направленных на решение вопросов о включении религиозных образовательных учреждений в систему образования в статусе высших учебных заведений, осуществление реставрации памятников истории и архитектуры, находящихся в собственности религиозных общин, защиты прав, чувств и интересов верующих от любых посягательств.

Собор положительно оценивает работу по организации в Российской Федерации штатного служения духовенства в воинских подразделениях, а также в системе исполнения наказаний.

Положительно оценивая усилия властей Российской Федерации в сфере защиты материнства и детства, Освященный Собор выражает обеспокоенность тем, что позиция Церкви, направленная на предотвращение и профилактику абортов, выведение их из системы обязательного медицинского страхования не находит полного понимания в органах власти, к компетенции которых относится принятие соответствующих решений. Дальнейшее обсуждение Церковью и государством общественно значимых законодательных инициатив, направленных на решение вопроса абортов, имеет принципиальное значение и обладает большим потенциалом в деле укрепления института семьи, общественной нравственности и государства в целом.

27. Освященный Собор выражает глубокую озабоченность фактами захватов храмов Украинской Православной Церкви, а также попытками ее законодательной и административной дискриминации. Собор призывает церковную полноту к усердной молитве о народе Украины и духовном укреплении всех верных чад канонической Православной Церкви Украины.

Архиерейский Собор призывает мировое сообщество содействовать восстановлению прочного и справедливого мира на земле Украины. Собор одобряет усилия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия по освобождению военнопленных и призывает к молитве об избавлении плененных.

Собор выражает благодарность Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, епископату, духовенству и верующим Украинской Православной Церкви за труды по восстановлению общественного единства в стране, преодолению тяжких последствий братоубийственной розни, а также за миротворческие усилия и благотворительную помощь мирному населению на территории регионов, пострадавших от вооружённого конфликта.

28. Архиерейский Собор с удовлетворением отмечает неизменно высокий уровень церковно-государственного взаимодействия в Беларуси, Азербайджане, Таджикистане и Узбекистане, а также положительные изменения, произошедшие в этой сфере со времени Архиерейского Собора 2013 года в Кыргызской Республике и в Туркменистане.

29. Собор разделяет опасения православных верующих Молдовы усиливающейся тенденцией развития и расширения сферы применения отдельных положений принятого в 2012 году закона «Об обеспечении равенства ». Члены Собора призывают власти Молдовы прислушаться к обоснованной позиции Православной Церкви Молдовы и мнению значительной части общества в этом вопросе и предпринять все возможные усилия для отмены или пересмотра положений этого нормативно-правового акта. Вызывает обеспокоенность усиливающаяся тенденция навязывания молдавскому обществу идей и обычаев, чуждых традиционно православному мироощущению народа Молдовы.

30. Члены Собора выражают надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество Церкви и государства в Республике Казахстан.

31. Констатируя в целом доброжелательные церковно-государственные отношения в Латвии, Литве и Эстонии, члены Архиерейского Собора выражают опасения в связи с продолжающимися попытками законодателей Латвии и Эстонии пересмотреть традиционные ценности, в том числе в сфере семьи и нравственности.

32. Члены Освященного Собора с благодарностью Господу отмечают устойчивое развитие Японской Автономной Православной Церкви и ее успехи в продолжении трудов святого равноапостольного Николая Японского.

33. Освященный Собор подчеркивает, что многообразие языков, культур и традиций народов в странах канонического присутствия Русской Церкви всегда служило к их взаимному культурному и духовному обогащению. Церковь призывает государственные власти разных стран на основе накопленного за века опыта гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений сообща выступать против негативных тенденций, способных вызвать разделения и посеять вражду между народами.

Предпринятые во многих государствах законодательные инициативы, направленные на расширение возможности преподавания основ и истории религиозных традиций в светских учебных заведениях, способны положительно повлиять на общественную жизнь и стать одним из решающих факторов в предотвращении религиозного радикализма и экстремизма.

34. Члены Собора подтверждают актуальность выраженной Архиерейским Собором 2013 года позиции Церкви по вопросам электронной идентификации личности, учета и обработки персональных данных. Собор призывает власти придерживаться принципа добровольности при присвоении любых идентификаторов, предполагающего возможность выбора традиционных методов удостоверения личности, и не допускать поражения в правах тех, кто отказывается от использования соответствующих электронных средств.

35. Собор считает своевременной дискуссию об отношении к искусству, организованную в рамках работы Межсоборного Присутствия. Принимая во внимание, что природа творчества предполагает, в том числе свободу восприятия художественного произведения, и приветствуя творчество, вдохновленное религиозной тематикой, Архиерейский Собор вместе с тем подчеркивает: то, что свято для многих людей, не должно становиться объектом для насмешек и провокаций.

Члены Архиерейского Собора приглашают деятелей культуры к открытому и взаимоуважительному диалогу с представителями Церкви.

36. Архиерейский Собор одобряет меры, предпринятые Священным Синодом, по обеспечению сохранности памятников архитектуры и произведений церковного искусства, находящихся в пользовании или собственности Церкви. Архиереям, настоятелям, игуменам и игумениям следует помнить об ответственности, которые они несут за таковые памятники как перед государством, так и перед Церковью. Также одобряются решения Священного Синода, направленные на обеспечение качества храмостроительства.

Внешние церковные связи

37. Архиерейский Собор одобряет внешнюю деятельность Русской Православной Церкви, осуществляемую Святейшим Патриархом и Священным Синодом при содействии Синодального отдела внешних церковных связей и направленную, прежде всего, на укрепление единства Святой Церкви, развитие братских отношений с Поместными Православными Церквами, а также совместную с другими христианскими конфессиями защиту ценностей христианской нравственности и борьбу с социально опасными пороками, противодействие дискриминации и преследованию христиан, диалог с представителями иных религиозных традиций, способствующий противодействию экстремизму, терроризму, диффамации религии, ксенофобии и иным социально опасным порокам, проявлениям нетерпимости, защите святынь и мест религиозного поклонения, поддержанию мира и согласия в обществе.

38. Архиерейский Собор одобряет оценку состоявшегося на острове Крит 18-26 июня 2016 года Собора Предстоятелей и иерархов десяти Поместных Православных Церквей, содержащуюся в определении Священного Синода от 15 июля 2016 года (журнал № 48). Данный Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем решения - как обязательные для всей православной полноты, поскольку в отсутствии согласия ряда Поместных автокефальных Церквей на проведение Собора в ранее согласованные сроки был нарушен принцип консенсуса. Вместе с тем следует признать Собор на Крите значительным событием в истории Православной Церкви.

39. Анализ документов Критского Собора, проведенный по поручению Священного Синода Синодальной библейско-богословской комиссией, показал, что некоторые из них содержат неясные и неоднозначные формулировки, что не позволяет считать их образцовыми выражениями истин православной веры и Предания Церкви. Это особенно относится к документу «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром », который не был подписан 2/3 членов делегации Сербской Православной Церкви, а также отдельными архипастырями ряда других Поместных Церквей, принимавших участие в работе Собора на Крите, что свидетельствует о значительном разномыслии в отношении этого документа даже среди участников Критского Собора.

40. Члены Собора констатируют неоднозначное отношение к состоявшемуся на Крите Собору в семье Поместных Православных Церквей, отмечая, в том числе, комментарии Священных Синодов Антиохийского (от 27 июня 2016 года), Болгарского (от 15 ноября 2016 года) и Грузинского (от 22 декабря 2016 года) Патриархатов, выражающие критическое отношение к Критскому Собору. С содержательными замечаниями в отношении документов Критского Собора и порядка принятия решений на нем выступали также иерархи ряда других Поместных Церквей, Священный Кинот и монастыри Святой горы Афон.

41. Освященный Собор выражает уверенность в том, что сохранение и укрепление единства Святой Православной Церкви, независимо от отношения к состоявшемуся на Крите Собору, является общей задачей всех Поместных автокефальных Церквей, как участвовавших в работе Собора на Крите, так и воздержавшихся от участия в нем. В связи с этим особую важность приобретает упрочение межправославного взаимодействия.

42. Признавая исторический характер состоявшейся в Гаване встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, Архиерейский Собор отмечает ее важность в деле объединения усилий по защите христиан, подвергающихся преследованиям на Ближнем Востоке и в Африке. Эти труды соответствуют призыву Архиерейского Собора 2016 года «сделать все возможное, чтобы геноцид, развязанный против христиан экстремистами... прекратился», а «2016 год стал годом особых усилий, предпринимаемых в данном направлении » (см. пункт 9 Постановлений Архиерейского Собора 2016 года). Совместное заявление Патриарха Кирилла и Папы Франциска внесло свой вклад в достижение перемирия на земле Сирии и тем самым помогло спасти тысячи жизней. Собор выражает удовлетворение в связи с тем, что прозвучавший из Гаваны призыв к международному сообществу предпринять усилия в защиту ближневосточных христиан был услышан в широких общественных и политических кругах.

43. Собор отмечает важность положений Гаванской декларации, касающихся продолжающегося конфликта на земле Украины, и актуальность содержащегося в ней призыва, обращенного ко всем общественным силам Украины, «трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта». Члены Архиерейского Собора выражают надежду на то, что этот призыв будет услышан всеми сторонами гражданского противостояния на земле Украины.

44. Архиерейский Собор признает особую важность положений Совместного заявления о том, что уния не является средством для достижения единства между Церквами и что в православно-католических отношениях недопустим прозелитизм в любых его проявлениях. Члены Собора, выражая надежду на практическое осуществление этого заявления, одновременно свидетельствуют о продолжающихся агрессивных действиях греко-католиков по отношению к православным.

45. Освященный Собор высоко оценивает достигнутую в Гаване договоренность о принесении в Россию мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского, почивающих в Бари. Пребывание святых мощей в Москве и Санкт-Петербурге в мае-июле 2017 года стало событием огромного духовного значения для верующих Русской Православной Церкви.

46. Члены Освященного Архиерейского Собора, собравшись в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, благодарят Бога за дарованную радость общения и свидетельствуют о единстве Русской Православной Церкви, призывают всех верных к хранению мира о Христе, братолюбию и умножению трудов во славу имени Господня.

В Москве прошел Архиерейский собор Русской православной церкви. Священнослужители затронули широкий круг вопросов, определив отношение РПЦ к самым разным аспектам жизни православного человека. «360» разобрался в основных постулатах Архиерейского собора‐2017.

Следующая новость

В кафедральном соборном храме Христа Спасителя с 29 ноября по 2 декабря прошел Архиерейский собор Русской православной церкви. Это собрание является одним из высших органов власти и управления в Поместной Русской православной церкви. Архиерейский собор занимается широким кругом вопросом, касающихся почти всех сторон жизни православного человека.

Владимир Путин посетил Архиерейский собор

В этом году Архиерейский собор посетил президент России Владимир Путин. Он стал современной России, который приехал в храм Христа Спасителя и выступил с речью. Глава государства отметил, что вклад РПЦ в укрепление и развитие конструктивного диалога и сотрудничества с другими традиционными религиями России заслуживает большого уважения.

Также Путин выразил надежду на продолжение совместной работы в важнейших сферах жизни, таких как здравоохранение, сохранение культурного и исторического наследия, поддержка семьи и воспитание молодежи.

С позиций многовекового опыта православия и христианской цивилизации честно и прямо высказывают свое видение процессов, происходящих сегодня как в нашей стране, так и в мире в целом

— Владимир Путин.

Еретики, геи и прелюбодеяние

Архиерейский собор РПЦ принял документ «О канонических аспектах церковного брака». В нем подробно расписано, может или не может венчаться. В первую очередь, в церковный брак запрещено вступать с «членами еретических и раскольнических сообществ».

Браки между православными и нехристианами (не враждебными к православной вере) не могут быть освящены церковью, однако к ним может быть проявлено «пастырское снисхождение».

Категорически не признает РПЦ и браки между людьми одного пола, вне зависимости от того, разрешены они государством или нет. Не могут быть признаны браком и «другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной».

Расторгнуть церковный брак можно только в случае особых обстоятельств — например, прелюбодеяние одного из супругов.

Признание церковного брака утратившим каноническую силу также возможно при наличии обстоятельств, которые влияют на брачный союз столь же разрушительно, как и прелюбодеяние, или которые могут быть уподоблены смерти одного из супругов

Также теперь браки между крестными отцом и матерью стали возможны в случае благословения епархиального архиерея. Раньше они были запрещены.

Выведение абортов из системы ОМС

Подтвердили на Архиерейском соборе и позицию церкви в отношении абортов — их надо вывести из системы обязательного медицинского страхования (ОМС), считают священнослужители. РПЦ выразила обеспокоенность тем, что государство не поддерживает эту инициативу.

Положительно оценивая усилия властей Российской Федерации в сфере защиты материнства и детства, собор выражает обеспокоенность тем, что позиция церкви, направленная на предотвращение и профилактику абортов, выведение их из системы ОМС не находит полного понимания в органах власти

Свобода, но не святотатство

Не обошли вниманием на Архиерейском соборе и тему творчества. Священнослужители пришли к выводу, что хоть искусство и подразумевает некую свободу, художникам лучше воздержаться от провокаций и насмешек над святыми для верующих вещами. Также участники Собора призвали деятелей искусства к открытому диалогу.

Принимая во внимание, что природа творчества предполагает… свободу восприятия художественного произведения и приветствуя творчество, вдохновленное религиозной тематикой, (Архиерейский) собор подчеркивает: то, что свято для многих людей, не должно становиться объектом для насмешек и провокаций

РПЦ разбирается с «екатеринбургскими останками»

Окончательного решения по так называемым «екатеринбургским останкам» (предположительно, останкам царской семьи) Архиерейский собор не вынес. В РПЦ отметили, что надеются установить истину после завершения всех исследований.

«Церковной комиссией совместно с государственными следственными органами по сей день ведется кропотливая работа по идентификации „екатеринбургских останков“. Заслушав подробный доклад по этой теме, Собор выражает надежду, что во благовремении будет поставлена точка в упомянутых исследованиях», — говорится в итоговом документе Собора.

В 2007 году были найдены останки, принадлежащие, возможно, царевичу Алексею и великой княжне Марии. В настоящее время проводятся экспертизы. Последний российский император Николай II и его семья были расстреляны летом 1918 года в Екатеринбурге. В 2000 году Русская церковь причислила Николая II и членов его семьи к лику святых.

Несостоявшийся диалог РПЦ с УПЦ КП

В РПЦ до сих пор не исключают возможности начала диалога с самопровозглашенной Украинской православной церковью Киевского патриархата. Об этом заявил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Он отметил, что если есть заинтересованность во взаимодействии, значит, последуют соответствующие действия и со стороны так называемого Киевского патриархата.

Напомним, глава УПЦ КП . В нем он попросил восстановления молитвенного и евхаристического общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе. РПЦ сочла это шагом к воссоединению. Однако на следующий день Филарет заявил, что вовсе не это имел ввиду, и Киевский патриархат никогда не вернется к Москве.

Раскол произошел в 1992 году, когда Филарет, на тот момент бывший митрополитом Киевским и всея Украины, потребовал автокефалии для Украинской православной церкви. Московский патриархат идею не поддержал и тогда Филарет без одобрения провозгласил Киевский патриархат. В 1997 году РПЦ предала Филарета анафеме.

Следующая новость



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: