Архитектурные творения браманте. Эпоха возрождения в италии

Паскуччо д’Антонио (1444-1514), больше известный как Донато Браманте, принадлежит к великим мастерам Возрождения. Родившиеся под ярким солнцем и голубым небом Италии, с детства знакомые с лучшими памятниками Античности, они создали не просто великие произведения искусства, а целую историческую эпоху.

Начало творчества

Донато, выросший в семье крестьянина в герцогстве Урбино, сначала обучался живописи и достиг успехов в модной в то время настенной росписи, создающей иллюзию дополнительного пространства. Но уже в детстве, по словам его биографа он увлекался геометрией и делал математические расчеты для строительства зданий.

Несмотря на известность Донато Браманте, биография его далеко не полная. Сведения о ранних годах творчества архитектора очень скудны, известно только, что он много путешествовал, выполняя незначительные заказы в Урбино, Бергамо, Мантуе, Флоренции и других городах Италии. Главным итогом этих скитаний были опыт и знания, которые формировались не только в процессе работы, но и под влиянием встреч с выдающимися мастерами того времени.

В кругу великих

На творчество Браманте оказали влияние знаменитые архитекторы, художники и скульпторы Италии: Филиппо Брунеллески, Эрколе де Роберти, Андреа Мантенья и другие. Огромное значение для Донато имела встреча с Леонардо да Винчи, с которым он тесно общался. Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером. Вместе с Леонардо он работал над архитектурными проблемами конструкции фонаря - особой надстройки на куполе зданий, которая не только выполняла декоративную функцию, но и служила для освещения и вентиляции.

Занятие живописью

Первый период творчества художника был связан с живописью, хоть уже тогда Браманте делает наброски и зарисовки античных развалин и рисует эскизы и чертежи зданий.

Единственной из сохранившихся живописных работ мастера является «Христос у колонны» — роспись по дереву в аббатство Чиаравалле, недалеко от Милана. Художнику удалось создать очень реалистичный и трагичный образ, который оказывает на зрителя сильнейшее эмоциональное воздействие. Сама роспись демонстрирует присущий Донато Браманте художественный прием - создание иллюзии огромного пространства.

Художественное оформление интерьеров всегда привлекало Донато больше, чем сюжетная живопись, и его техника изображения архитектурного пространства оказала влияние на творчество таких как Амброджо Бергоньоне, Бернардо Дзенале и других.

Но увлечение архитектурой оказалось сильнее, и в 80-е годы мастер полностью посвятил себя этой области. Кардинал Асканио Сфорца обратил внимание на Донато Браманте, работы которого уже стали известны, и пригласил его в Милан.

Церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро

Это первая полностью самостоятельная постройка Браманте. Она была построена еще в XI веке, но мастер полностью перепланировал и перестроил здание, создав проект совершено нового сооружения совместно со знаменитым Джованни Амадео.

Церковь построена в традициях раннего флорентийского Ренессанса, однако новые веяния уже чувствуются, также как и любовь Донато Браманте к античной архитектуре.

Внутреннее оформление церкви, особенно санскритии (места в алтаре, где хранятся одеяния священников и утварь), тоже принадлежит Браманте. Здесь хорошо видна манера художника, специализирующегося в интерьерной росписи. Недостаток места не позволил сделать в церкви полноценные хоры, и архитектор средствами живописи создал иллюзию большого пространства и нарисовал хоры на одной из стен.

Уже в оформлении первой своей архитектурной работы Донато показал себя превосходным дизайнером.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие

Искусствоведы ее относят к красивейшим постройкам Изначально церковь строилась в соответствии с канонами готики, однако Браманте внес в ее архитектуру существенные изменения, например тройную апсиду и портик с колоннами в коринфском стиле. Такие неожиданные для готического здания дополнения сделали эту церковь совершенно уникальным архитектурным сооружением.

В работе над этим проектом проявилось содружество двух величайших мастеров итальянского Ренессанса. Леонардо да Винчи написал над входом в церковь медальон, изображающий Мадонну. А в знак признательности знатному покровителю рядом с Девой Марией поместил фигуры Лодовико Сфорца и его жены.

Римский период творчества

В сентябре 1499 года Милан захватили французские войска, и Браманте уехал в Рим, где папа Юлий II назначил его на пост главного архитектора Ватикана.

Под руководством Донато Браманте строятся аркады нескольких церквей, он создает огромный двор Бельведера, оформляет дворец Канчеллерия, участвует в возведении дворца суда и в проектировании базилики Святого Петра. Но вершиной его творчества являются не эти колоссальные сооружения, а миниатюрная часовенка.

Темпьетто в Сан-Пьетро-ин-Монторио

Эта небольшая круглая ротонда, возведенная там, где был распят апостол Петр, считается одним из лучших творений, которые создали в эпоху Возрождения архитекторы Италии.

Темпьетто очень гармонична и, можно сказать, идеальна с точки зрения архитектурной формы. К сожалению, из-за тесноты дворика доминиканского монастыря сфотографировать часовню в нужном ракурсе сложно, поэтому ни одна фотография не передает ее красоту.

Внутреннее оформление ротонды также делалось по проекту Браманте. И здесь в полной мере проявился его талант и архитектора, и живописца.

Умер Донато Браманте 11 апреля 1514 г. в Риме, так и не успев завершить самую масштабную работу своей жизни - проект базилики Святого Петра. Роль этого выдающегося художника в становлении не менее значительна, чем вклад Леонардо да Винчи и Рафаэля в живопись и Микеланджело в скульптуру.

11 марта 1514 года в Риме умер Донато Браманте – великий архитектор Высокого Возрождения. Самый знаменитый проект Браманте – Собор[…]

11 марта 1514 года в Риме умер Донато Браманте – великий архитектор Высокого Возрождения. Самый знаменитый проект Браманте – Собор Святого Петра в Ватикане.

Имя Браманте служит одним из символов самой яркой эпохи в истории искусства, а его биография типична для титана Высокого Возрождения. Он родился 11 апреля 1444 года в маленьком городке Монте Асдруальдо (сегодня это коммуна Ферминьяно с населением чуть больше 8 тыс. человек), годы ученичества провел в ближайшем Урбино, где на него влияли Пьеро делла Франческа и Лучано Лаурана, был замечен кем-то из миланских торговцев и меценатов и приглашен в качестве начинающего живописца в Милан ко двору герцога Лодовико Моро, где было уже совсем тесно от талантов и гениев.

Склонность юного художника к трехмерному мышлению и его задумчивый взгляд, подолгу останавливавшийся на фасадах, опорах и перекрытиях, приметил один из признанных лидеров миланского придворного художественного сообщества, который и посоветовал живописцу положить в чулан кисти и краски и взять в руки чертежный инструмент. Леонардо да Винчи, а это был именно он, дал будущему великому скульптору несколько, говоря современным языком, мастер-классов по архитектуре и рекомендовал герцогу подучить юношу, который превзойдет многих зодчих.

Герцог охотно согласился, и Браманте остался в Милане на долгих двадцать лет. Здесь он учился, здесь начал строить, здесь получил признание и познал славу. Среди его миланских проектов – алтарная часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie). И, конечно же, не кто иной, как Браманте пристроил к этой церкви ту трапезную, на стене которой Леонардо написал знаменитую «Тайную вечерю».




В 1499-м после захвата Милана французами Браманте уезжает в Рим, где теряет последние творческие оковы, каковыми служили своеобразные вкусы требовательного миланского двора, и где его творчество достигает той чистоты и монументальности, которые с тех пор как раз и служат недосягаемым образцом эстетики Высокого Возрождения. Уже первое возведенное им в Риме строение – маленькая часовня Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, – вызвала полный восторг разборчивой римской элиты и поныне считается классикой. Вид на часовенку открывается из узкого прохода, но это не мешает шедевру Браманте притягивать взгляд и очаровывать пропорциональностью и гармонией, как внутренней, так и с окружающими строениями. Это творение великого зодчего входит не только в учебники по архитектуре и по истории искусства, но и в курсы градостроительства как едва ли не лучший за все века пример точечной застройки двора.


Браманте вообще удивительно удачно застраивал римские дворы, преобразуя неорганизованное пространство в ставшие классическими внутренние дворики. Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания, и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте.





Наконец, при Папе Юлии II Браманте становится главным папским архитектором, и именно ему выпадает историческая миссия спроектировать Базилику Святого Петра, которая станет главным храмом католического мира. Собор Святого Петра приезжают увидеть своими глазами все гости Рима, но и те, кто никогда не был в Ватикане, видели этот храм по телевизору во время репортажей о торжественных мероприятиях в этом церемониальном центре Римской католической церкви.

Этот Собор строило несколько поколений архитекторов, но его план разработал именно Браманте, спроектировав среди прочего и акрополь под храмом, точкой отсчета которого служит могила Святого Петра. В 1505-1514 годах Браманте руководил начавшимся строительством Собора, причем за это время было полностью завершено строительство фундамента и легендарной ныне подземной части, таящей столько тайн, а строительство стен было доведено до уровня арок.




Донато Браманте умирает признанным мэтром архитектуры, оставив в память о себе бесспорные шедевры, десятки учеников и четко работающую строительную организацию с функциональным разделением труда и централизованным управлением, не только решающим задачи качества и темпов строительства, но и ориентированным на экономию средств. Поэтому его считают не только великим архитектором, но и одним из основоположников строительного менеджмента.

Сведения о месте и дате рождения Браманте весьма разноречивы. Одни исследователи полагают, что великий зодчий Возрождения родился в Ферминьяно близ города Урбино в Центральной Италии, другие считают его родиной Монте-Аздруальдо, тоже расположенное близ Урбино, наконец, третьи - называют само Урбино.

Принято считать, что Браманте родился примерно в 1444 году. Насчет его имени тоже нет единодушия среди искусствоведов. Одни называют его Донато д’Анджело Ладзари, другие - Донато ди Паскуччо, третьи - Донато Браманте да Урбино. Наиболее общепринятым можно считать третий, сокращенный вариант - Донато Браманте, или еще короче - Браманте. Это звучное имя принадлежит одному из величайших зодчих и основоположников архитектуры итальянского Возрождения.

Признание и слава пришли к нему не сразу. Многие современники, съедаемые злобой и завистью, относились к нему с высокомерием и называли неучем, вероятно, потому, что Браманте получил всего лишь начальное образование, а возможно и потому, что был он простолюдином и в юности служил подсобным работником у каменщика. Тогда-то, пожалуй, он впервые и соприкоснулся с архитектурой.

Поскольку у Донато с ранней поры обнаружилось художественное дарование, отец решил сделать из него художника. По мнению биографов, учителями Донато могли быть великие художники того времени, эпохи Возрождения - Андреа Мантенья и Пьеро Франческа. Браманте немало преуспел в области живописи, однако его истинным призванием стала архитектура, которую он изучал, работая в 1467-1479 годах под руководством Лучано Лаураны, главного придворного архитектора герцога Урбино. Здесь он мог познакомиться и с другим известным архитектором того времени - Франческо ди Джорджо.

В конце восьмидесятых годов XV века Браманте перебрался из Урбино в столицу Ломбардии Милан. При дворе известного Лодовико Сфорца, герцога, с прозвищем Моро, находилось в то время много выдающихся ученых, поэтов и художников, которым он покровительствовал. Среди них был и гений, известный всем - Леонардо да Винчи.

В здешних кругах господствовала атмосфера величайшего преклонения перед искусством, особая дань восхищения воздавалась искусству античного мира. Это не могло не наложить своего отпечатка на творчество Браманте. Свидетельством тому служат дворцы, общественные здания, церкви и жилые дома, которых немало построил этот зодчий в Милане и его окрестностях за двадцать, проведенных здесь, лет.

Церковь Сант Амброджо в Милане, двор

Самым важным свершением этого периода было, начатое в 1492 году, строительство хора и купола средокрестия в церкви с именем Санта-Мария, поражающих богатством своей архитектуры. В трапезной монастыря, при этой же церкви, имеется и знаменитая «Тайная вечеря» известного Леонардо да Винчи.

В результате неудачной войны, которую вел Лодовико Моро с Францией, двор миланского герцога пришел в упадок. Браманте вынужден был искать работу в другом месте. В 1499 году он переехал в Рим и, вскоре, стал придворным архитектором деспотичного и воинственного папы Юлия II, стремившегося увековечить свое имя, привлекая ко двору многих известных художников. С момента появления Браманте при дворе папы римского, началась новая эра в архитектуре Возрождения. Рим стал столицей нового стиля, а Донато Браманте - его создателем.

Собственно говоря, это был не новый стиль, а, скорее, развернутое видоизменение, появившегося несколько десятков лет до этого, стиля Возрождения в архитектуре. Созданный в начале XV века архитектором Брунеллески стиль, характеризовался не столь внушительным масштабом, симметричным характером построек, простотой и сдержанностью архитектурных форм.

Стены сооружавшихся в те времена зданий были плоскими, лишенными выступов, карнизов и художественного декора. Созданный Браманте стиль зрелого или, так называемого, Высокого Возрождения отличался большой монументальностью строений, сложной конфигурацией массива зданий, увенчанных, как правило, большими куполами.

Стены были богато украшены разнообразными архитектурными деталями: колоннами, пилястрами, карнизами. Игра светотени оживляла их, подчеркивая всю пластичность архитектуры. Зодчество зрелого Ренессанса в значительно большей степени, чем раннее Возрождение, перекликалось с античными образцами, которые с таким рвением изучал Браманте.

Темпьетто в Риме

В 1502 году Браманте построил во дворце монастыря Сан-Пьетро небольшую часовню. Это было первое, созданное им, произведение зрелого Возрождения. Часовня, известная под названием Темпьетто, сооружена по образу древнеримских храмов. Она восхищает своей легкостью и изяществом. Круглое здание окружено колоннадой и увенчано высоким куполом. Часовня напоминает изящную резную шкатулку.

Папа Римский по имени Юлий II отличался большим честолюбием и хотел увековечить свое имя огромными, монументальными, богато украшенными зданиями, которыми будут восхищаться люди долгие века. Вот почему, ему пришелся по вкусу проект Браманте, поражавший своим грандиозным размахом.

Придворный архитектор предлагал снести, пришедший в упадок и недостойный «вечного города», старый собор имени святого Петра и возвести на его месте грандиозный и великолепный храм, какого еще не видел мир. Папа благосклонно отнесся к проекту, решив, что новый собор станет его мавзолеем.

Браманте задумал собор, как центрическое сооружение, в плане в виде квадрата, с вписанным в него равноконечным крестом с огромным сферическим куполом над средокрестием, с малыми четырьмя куполами и по углам с башнями.

Архитектура собора была решена в присущей Браманте манере: она отличалась большой пластичностью, изобиловала колоннадами, галереями, лоджиями и карнизами. По случаю закладки собора в 1506 году была отчеканена медаль с его изображением.

Проект Браманте не был осуществлен. Если бы собор был построен так, как его задумал великий архитектор, то с ним не могло бы сравниться ни одно творение античной архитектуры. Однако за восемь лет были возведены лишь четыре могучих подпор с соединительными арками, на которых должен был возвышаться купол, а также часть восточного крыла крестовой части и одна часовня.

Проект Браманте после его смерти многократно изменялся. Собор, который на протяжении ста лет поочередно строили Рафаэль Санцио, Микеланджело Буонаротти и еще несколько зодчих не столь блистательного таланта, имеет мало общего с первоначальным проектом великого Браманте.

Двор церкви Санта-Мария долла Паче в Риме

Браманте строил в Риме и за его пределами. Вскоре, после прибытия в этот город, он построил церковь с именем Санта-Мария, потом Темпьетто, о котором уже шла речь, а в 1504 году - аркадный дворик в монастыре Санта-Мария. Позднее, наряду с сооружением собора святого Павла, по его проекту строились два дворца в Риме, хор в церкви с именем Санта-Мария c приставкой дель Пополо и папская резиденция в Ватикане.

С огромным размахом вел Браманте строительство в Ватикане. Он решил объединить несколько, стоявших уже здесь, зданий и ряд новых, сооруженных по его проекту, в единый архитектурный комплекс. Этот дворцовый, парковый ансамбль с многочисленными двориками, аркадами, лоджиями, садами, фонтанами и даже… цирком, был развитием древнеримских композиций.

К работам в Ватикане Браманте привлек небывалое, по тем временам, количество рабочих - до трех тысяч человек. Однако из грандиозных замыслов архитектора, находившегося уже в преклонном возрасте, лишь часть была претворена в жизнь: великолепный аркадный двор Сан-Дамазо, лоджии, позднее расписанные Рафаэлем, дворцовый ансамбль Бельведер и цирк, в котором при преемниках Юлия II устраивались турниры и зрелища.

Великий архитектор и Папа Римский, отличавшийся деспотическим нравом, превосходно ладили друг с другом, Юлий благоволил к Браманте. Стремясь, как можно прочнее связать его с Ватиканом, он дал ему довольно необычную должность, поручив ставить печати на всех документах, высылаемых из Ватикана. Это неутомительное дело приносило Браманте 800 дукатов в год.

Когда воинственный Папа Римский отправился в поход против маленького герцогства Мирандола, то взял с собой и своего архитектора, поручив ему возведение укреплений. Броманте, очевидно, неплохо разбирался в военном строительстве, если потом он занялся сооружением крепости в Чивитавеккии. Это строительство завершил позднее Микеланджело.

Браманте оказал огромное положительное влияние на развитие архитектуры. Его творчество было одной из вершин зодчества Возрождения. Из его мастерской вышло много талантливых учеников, на его творениях выросли многие архитекторы, ставшие потом славными.

У Браманте были большие заслуги и в области строительной техники. Он впервые, со времен античности, в своих постройках заливал своды бетоном, усовершенствовал и обогатил технику лепных работ. Его перу принадлежат трактаты о гражданском и военном зодчестве, а также несколько небольших работ по архитектуре. Писал Браманте и стихи. Все его работы были собраны и изданы в XVIII веке.

Донато Браманте скончался в Риме, в марте (или апреле) 1514 года.

К началу чинквеченто (16 в.) центр художественной жизни Италии начинает перемещаться из Флоренции в Рим. Зарождение и развитие принципов архитектуры Высокого Возрождения происходит в Риме, где на почве исканий предшествующего периода складывается единый общенациональный стиль. Исполненный величественности, монументальности и благородной сдержанности, он основывается на более смелом и свободном использовании классических ордеров античности. В Риме находит завершение архитектурный образ здания с центрально-осевой симметричной композицией, с пространством, замкнутым и всесторонне развитым, этот образ как бы воплощает идеи героизма и величия страны.

К середине 16 столетия, когда Высокое Возрождение сменяется в ряде областей этапом позднего Возрождения, в Италии возникает ряд академий, в частности Витрувинская академия (около 1530), деятели которой стремились теоретически обосновать закономерности архитектуры античного Рима, изучали трактат Витрувия. К этому времени относится создание таких теоретических трудов, как "Правила пяти архитектурных ордеров" (1562) Джакомо Виньолы и "Четыре книги по архитектуре" (1570) Андреа Палладио. В это время рождаются черты академизма и канонизации основ римской античной архитектуры, проявляются тенденции к декоративности и живописности, к пространственности решений, предвосхищающих архитектуру барокко.

Браманте . Основоположником нового стиля и крупнейшим его представителем в начале 16 века был Донато д"Анджело Браманте (1444-1514). Он начал творческую деятельность в Милане, но только с переездом в Рим, после ознакомления с памятниками античности, ему удалось придать своим сооружениям тот величаво-монументальный облик, который характеризовал новые принципы в архитектуре.

Эти принципы проявились со всей ясностью в первой римской работе Браманте - маленьком храме, так называемом Темпьетто, построенном в 1502 году во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Это круглое в плане купольное сооружение небольшого размера, с гармонически развитым объемом, с мягко круглящимся куполом. Три широких ступени служат основанием храму. Окруженный колоннадой римско-дорического ордера, поддерживающей антаблемент, Темпьетто производит впечатление монументального величественного здания строгих пропорций и полнокровных форм.

Став главным архитектором папы Юлия II, Браманте проводит огромные работы по реконструкции Ватикана, объединяя отдельные разрозненные постройки старого Ватикана и виллы Бельведер в единый монументальный комплекс. По его проекту возводятся длинные галереи, которые замыкают два больших парадных двора, расположенных на разных уровнях, украшенных нишами-экседрами и соединенных между собой открытыми лестницами.

Главное создание Браманте - проект собора святого Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией. И хотя заложенный по этому проекту собор в дальнейшем был перестроен другими строителями, его идеи нашли распространение в сооружениях многих итальянских зодчих. План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом. Он полностью отошел от принципа базиликального плана. Большой купол, венчающий здание, вырастает из массы более мелких объемов, образующих пирамидально построенную композицию. Каждая часть ее имеет самостоятельное значение и в то же время подчинена целому.

Браманте сыграл видную роль в развитии архитектуры палаццо. Он заканчивал сооружение палаццо Канчеллерия, заложенного в 1485 году еще до приезда Браманте в Рим зодчим А. Бреньо. Главенствующую роль приобрели в этом палаццо стены, облицованные плоским рустом, расчлененные в двух верхних этажах парными пилястрами. Тонко отделанные горизонтальные пояса и карниз подчеркивают монументальность и величественность здания.

При перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-1483): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор; там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-1497) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом; цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.

Палладио . Новые черты находят выражение в творчестве Андреа Палладио (1508-1580), теоретика, исследователя и крупнейшего практика-строителя второй половины 16 века. В отличие от Браманте, искавшего в античном зодчестве формы для переработки, Палладио видел в античности идеал, который стремился оживить в своих сооружениях.

У него появляется тяготение к классической норме, строгой симметрии фасадов и планов, но при этом его искусство остается жизнеутверждающим, полным исканий, проявляясь в богатстве красочного и светотеневого решения. Палладио - мастер пластических и световых акцентов.

Он завершает начатый флорентийцами процесс переработки феодального дворца в городской дом. В его архитектуре дом становится частью улицы, элементом городского ансамбля. Палладио создает также новый тип загородной виллы, в которой объединяются парадные и жилые помещения с хозяйственными, он тонко сочетает здание с окружающими его просторами сельской природы.

Торжественной монументальностью и благородной величавостью отличается сооруженная по его проекту беломраморная Базилика в Виченце (1549-1614), служившая и городской ратушей и зданием суда. Используя основу постройки 15 века, Палладио окружил ее двухъярусной галереей. Основным мотивом обработки фасадов является мотив римской ордерной ячейки (сочетание ордера с арками, опирающимися на пилоны).

Характерно палаццо Каллеони Порто (1552)- двухэтажное здание с симметричным планом. Фасад его оформлен ордером, помещенным во втором этаже в виде ионических полуколонн, поддерживающих антаблемент; выше расположен аттиковый этаж. Первый этаж здания обработан рустом и является как бы пьедесталом, на котором установлен ордер. В палаццо Вальмарано два этажа объединены одним большим ордером в виде пилястр, поставленных на высокий цоколь, служащий им пьедесталом. Фасад другого сооружения - палаццо Барбарано - построен на применении двух ордеров; каждый этаж выделяется особым ордером.

В основе фасадов палаццо Капитанио лежит ордер, охватывающий оба этажа. Вместо пилястр введены полуколонны, поставленные на низкие пьедесталы. Аттиковый этаж ограждается балюстрадой. На фасадах в большом количестве применена скульптура.

Почти все виллы Палладио образованы по одному композиционному принципу: основа здания - сам дом - представляет собой призматический объем, обычно наделенный колонным портиком с фронтоном. Наибольшей популярностью пользуется вилла, известная под названием виллы Ротонда, построенная близ Виченцы. Сооружение симметрично со всех четырех сторон; оно имеет в плане квадратные очертания и увенчано куполом. Каждый из четырех фасадов центрируется портиком, к которому ведет широкая лестница. Здание перекрыто четырехскатной крышей, которая врезается в цилиндрическое основание купола.

В 1580 году Палладио создал театр Олимпико в Виченце. Театр Олимпико - один из немногих театров Ренессанса. Палладио в этом сооружении использовал тип античного римского театра, однако нарушил правило Витрувия и создал не полукруглый, а полуэллипсоидальный зал. К амфитеатральному залу примыкает сцена с пятью расходящимися в перспективе своеобразными "улицами", пересекающими портал, они служили для отдельных мизансцен. Портал сцены и зрительный зал оформлены ордерами, скульптурой - круглой и барельефами. Статуи стоят в нишах и на особых пьедесталах над колоннами.

В Венеции Палладио построил крупные по размерам церкви - Сан Джордже Маджоре на острове того же имени, против Пьяцетты и Иль Реденторе на острове Джудекка.

Творчество Палладио, возвышенная красота его образов, их благородное величие, их парадность, чувство меры, а также и теоретический трактат, им созданный, оказали огромное воздействие на развитие архитектуры, во многом обусловив характер архитектуры классицизма в Англии, Франции и России.

Браманте (Bramante) [собственно Паскуччо д"Антонио (Pascuccio d"Antonio)] Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, - 11.3.1514, Рим), итальянский архитектор эпохи Возрождения. Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Вначале выступал как живописец, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте - перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор; там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом; цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.

Переехав в 1499 в Рим, Браманте занял здесь ведущее место среди архитекторов, которые создали общеитальянский стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё европейское зодчество. Строг и величав завершенный Браманте в 1499-1511 фасад дворца Канчеллерия; его внутреннему двору с 2 ярусами изящных аркад Браманте придал лёгкость и пластичность. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио; 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.

С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45) для турниров и зрелищ; разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих вилл последующего времени. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Петра в Риме. Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран.

Творчество Браманте - одна из вершин архитектуры Возрождения. Браманте создал архитектурные образы, замечательные гармоничным совершенством и цельностью, свободным, творческим применением классических форм.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: