Ашкеназы и сефарды кто такие. Кто же такие ашкенази? Генетики подтвердили библейскую версию происхождения евреев

Fotodom / Rex Features

Голливудский актер с итальянской фамилией родился в самом« звездном» городе Штатов — Лос-Анджелесе. Несмотря на американское гражданство, происхождение Ди Каприо очень интересное: отец Лео имеет итальянские и немецкие корни, а мать Ирмелин Инденбиркен родилась в западногерманском Ор-Эркеншвике в бомбоубежище, в семье немца Вильгельма Инденбиркена и русской эмигрантки Хелены Инденбиркен, которую на самом деле звали Еленой Степановной Смирновой. Смирнова после Октябрьской революции мигрировала в Германию вместе с родителями, а в 1955 году Елена уже со своим супругом Вильгельмом уехала в США.

Сам Лео неоднократно рассказывал о своих родственниках. По его словам, бабушка Хелена, несмотря на то что ее вывезли из России в два года, прекрасно говорила по‑русски. Также Лео добавляет, что не только его бабушка, но и дедушка — русский, правда, не уточняет, по какой линии. «Так что я не на четверть, а наполовину русский», — признается Лео.

Стивен Спилберг


Fotodom / Rex Features

Популярное

Мало кто знает, но американский режиссер родился в доме« с идишем и русским языком». Родители Стивена происходили из семей еврейских эмигрантов из Российской империи. Дедушка и бабушка со стороны отца уехали в Штаты из Каменца-Подольского(ныне территория Украины) в 1906 году, а дедушка со стороны матери приехал из Одессы с братом.

« Я рос в семье, в которой говорили на трех языках: английском, русском и идише. Мой отец был радиолюбителем, и во времена холодной войны он настроил связь с родственниками из Украины. Представляете, как это было опасно! Я тогда подружился с одним русским парнишкой, и мы переписывались азбукой Морзе», — рассказывает о своей юности Спилберг.

Сильвестр Сталлоне


Fotodom / Rex Features

Сталлоне родился в Нью-Йорке. Отец актера Фрэнк — эмигрант с Сицилии, а мать Жаклин Лейбофиш родилась в Одессе. Кстати, относительно недавно она приезжала на родину, чтобы разыскать родственников.

Стоит отметить, Сильвестр неоднократно рассказывал о своих корнях, а когда один из алкогольных брендов предложил сняться в рекламной кампании водки« Русский лед», ответил согласием и в ролике произнес фразу« В каждом из нас есть частичка русского».

Дэвид Духовны


Fotodom / Rex Features

Актер вырос в Штатах, но его дедушка родился в «другой стране», о чем, кстати, Дэвид рассказывает в нашумевшей рекламе пива. «Это страна, где я родился и вырос. Но есть другая страна, из которой родом мой дедушка. И я часто задумываюсь: а что если бы все сложилось иначе? А что если бы я родился в России?» — размышлял американский актер в ролике.

Дед со стороны отца, Мойше Духовный в 1918 году эмигрировал из города Бердичева, который сейчас является частью Украины. Бабушка же приехала из Польши. Сам Дэвид часто упоминает о своем происхождении и рассказывает, что« всю жизнь думал, что русский».

Харрисон Форд


Fotodom / Rex Features

Харрисон Форд родился в Чикаго, а его бабушка Анна Лифшиц родилась в Белоруссии в еврейской семье. В 1907 году Анна с родителями переехала из Российской империи в США, и семья обосновалась в нью-йоркском Бруклине. Позже бабушка Форда встретила Гарри Нидельмана, который оказался эмигрантом из Минска. После свадьбы у четы Лифшиц-Нидельман родилась дочь Дора, которую называли на американский манер — Дороти. В свою очередь, Дороти вышла замуж за ирландца Кристофера Форда, а в их браке родился Харрисон. Актер впервые побывал в России несколько лет назад, когда снимался в фильме« К-19» в Мурманске.

Ленни Кравиц


НАТАЛИ ВУД

Дочь харьковского инженера, Наталья Захаренко родилась уже в Сан-Франциско. До того времени родители будущей звезды «Вестсайдской истории» успели сменить родной город на Владивосток, а затем на Харбин, пока не осели в Штатах. Натали Вуд, начавшая кинокарьеру в детском возрасте, к 18 годам содержала всю семью. И, несмотря на голливудский лоск, не забывала про свои корни: посещала православную церковь, прекрасно знала язык родины своих родителей и сама называла себя русской.

ХЕЛЕН МИРРЕН

Прекрасная англичанка Хелен Миррен, так убедительно сыгравшая британскую королеву, на самом деле имеет аристократическое происхождение. Ее дед ведал в Европе закупками оружия для российского Императорского двора, и когда в Петрограде случился большевистский переворот, разумно остался в Лондоне. Елена Лидия Миронова - так по документам зовут Хелен Миррен - русского языка не знает и водку не пьет, но шутит, что «нижняя часть ее тела - русская». Что это значит, можно только догадываться.

КИРК И МАЙКЛ ДУГЛАСЫ

Дед Майкла Дугласа Хершел Даниелович, живший под Могилевом, не горел желанием идти на русско-японскую войну. Поэтому резво собрав вещи, в 1908 году вместе с женой уехал из Российской империи. Сын Даниеловичей, Изя, родился в Амстердаме. Когда семья осела в Бруклине, папа Хершел, здраво рассудив, что на новой родине с их именами придется туго, провел радикальную реформу. Сам стал Харри, жену Брину превратил в Берту, всем детям также дал американские имена, фамилию также переиначил, став Дугласом. Единственный из семи детей сын - Изадор - превратился в Кирка, чему был очень рад, потому что Изей быть ему не нравилось.

Уже в преклонном возрасте звезда «Спартака» сильно припал к корням, стал искать родственников в Могилеве (и нашел - семью троюродного брата, который и сейчас там живет) и все собирался съездить на родину, но здоровье уже не позволяет. Четверо его сыновей бывшей родиной особо не увлекались, но самый знаменитый из них, Майкл, в интервью не устает повторять, что всегда помнит о местечке Чаусы под Могилевом.

ХАРРИСОН ФОРД

Свое имя Харрисон актер получил в честь дедушки, Гарри Нидельмана, приехавшего в Штаты в 1907-м из Минска. Бабушка звезды Анна Лившиц прибыла в Америку из того же Минска годом раньше, и свое счастье молодые люди обрели в Нью-Йорке. Харрисон Форд всегда мечтал побывать на родине («Хочу ощутить свои русские корни»), и его мечта сбылась благодаря работе над фильмом «К-19». Этим дело не кончилось: актер взялся за поиски родственников, но пока безуспешно.

СТИВЕН СПИЛБЕРГ

Оба деда режиссера родились в Российской империи, мама Спилберга, пианистка Леа Познер, прекрасно говорила по-русски. Сына, однако, к языку она не приучила, но, по словам сестры Стивена, Ненси, передала ему характерную эмоциональность и увлеченность искусством. Другая сестра режиссера, Сью, замужем за человеком по человеком по фамилии Пастернак, внучатым племянником великого поэта.

ВАЙНОНА РАЙДЕР

Настоящая фамилия актрисы не Горовиц, как часто пишут, а Томчина. Горовицами ее бабушка и дедушка, прибывшие в США из России, стали по вине бюрократической путаницы: чиновник, оформлявший их документы, записал их под другой «вывеской», в итоге так и осталось. Хоть и родители Вайноны уже были стопроцентными американцами, о России они помнили. Брат актрисы, например, носит имя Юрий - в честь Гагарина.

ЛЕОНАРДО ДИ КАПРИО

После того, как в России случилась революция, пермяк Степан Смирнов вместе с семьей покинул родной город и перебрался в Германию. Его дочери Лене на тот момент было два года. Спустя четверть века, выйдя замуж, Хелен (так ее звали на немецкий лад) взяла фамилию супруга - Инденбиркен. Несмотря на новую родину (которую потом сменила Америка), она не забывала родину настоящую и прекрасно говорила по-русски, спасибо родителям. Внуку, Леонардо Ди Каприо, Елена-Хелен свои знания не передала, но они были очень близки, и, как говорит актер, влияние «драматичного темперамента» бабушки на свой характер он чувствует до сих пор.

МИЛА КУНИС

В 1991 году жители украинского города Черновцы Эльвира и Марк Кунисы, желая дать детям лучшую жизнь, отправились в Штаты. По словам Милы, которой тогда было восемь, на всех четверых (включая брата актрисы Мишу) у них имелось 250 долларов. Свою мечту старшие Кунисы осуществили - Мила стала большой голливудской звездой, Михаил тоже хорошо устроен. Мила Кунис, хоть и называет себя стопроцентной американкой, своему южнославянскому темпераменту остается верна. И не забывает русский: учит ему дочь, да и муж Эштон Катчер, как она говорит, потихоньку «подтягивается».

ГВИНЕТ ПЭЛТРОУ

Фамилия папы актрисы, Брюса Пэлтроу, на самом деле Пэлтровиц, а его отец был раввином в Минске. Очень похожая на мать, актрису Блайт Даннер, Гвинет была, что называется, папиной дочкой, и от него унаследовала интерес к «исторической» родине. «Быть даже малой частью такой страны, как Россия - большая честь», - любит повторять Гвинет Пэлтроу.

ДЭВИД ДУХОВНЫ

Когда звезда «Секретных материалов» и «Калифорникейшн» говорит в одной известной российской рекламе «Это родина моя», никто не удивляется. При этом дедушка Дэвида, уроженец Бердичева, переехав в Америку, работал в еврейском журнале, а сам актер недавно признался, что ощущает себя украинцем. Так что не все так просто. С другой стороны, предки голливудской звезды жили на территории Российской империи, и, значит, Духовны, как и многие американцы, не сильно вдающийся в тонкости нашей истории, может действительно сказать - «Это родина моя».

СТИВЕН СИГАЛ

Большой друг России и российского президента в частности, Стивен Сигал корнями буквально врос в нашу землю. Его дедушка и бабушка - из Петербурга и Владивостока соответственно, есть у актера родня и на Украине, и даже его жена имеет русское происхождение. И, в отличие от звезды боевиков, отлично говорит на языке предков. Сам Стивен Сигал русским овладеть пока не сумел, но при любом удобном случае в разговоре с местной прессой с удовольствием вставляет слово «браток». Чтобы, наверное, показать широту своей души.

АНТОН ЕЛЬЧИН

Молодой человек с занятной фамилией - самый настоящий россиянин: жил в районе метро «Приморская», что на Васильевском острове в Петербурге. Впрочем, океан он - вместе со своими родителями-фигуристами - пересек в полугодовалом возрасте, поэтому родину не помнит. Но регулярно поддерживает отношения с оставшимися в России родственниками.

Едва ли не половина зарубежных знаменитостей может найти у себя в родословной русских.

Бабушку Леонардо Ди Каприо зовут Елизавета Смирнова. После революции родители вывезли маленькую Лизу из новоиспечённого СССР в Германию, где она подросла и вышла замуж за коммерсанта. А их дочь, мать Лео, обосновалась в США.

Несмотря на то что 85-летняя родственница голливудской звезды покинула страну будучи ребенком, русский язык она до конца не забыла. Совсем недавно Елизавета Смирнова появилась в компании своего известного внука на фестивале российского кино в Лос-Анджелесе, где после показа культового фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» первый заместитель министра культуры РФ Денис Молчанов вручил Ди Каприо награду за выдающийся вклад в развитие мирового кинематографа.

Когда знаменитый внук русской бабушки Лизы находился в Петербурге и участвовал в Международном форуме по проблемам сохранения популяции тигра на земле, ему удалось пообщаться с премьер-министром страны Владимиром Путиным. Коснулась беседа и происхождения актера. «Фамилия моих предков была Смирновы», - поведал Ди Каприо. «Знаменитая фамилия, - улыбнулся Путин. - Вы говорите по-русски?» «Нет, но если бы здесь была моя бабушка, она бы с вами поболтала, - ответил Ди Каприо. - Мне всегда хотелось привезти ее в Петербург, но, к сожалению, этим планам уже не осуществиться, так как она скончалась. Русским был и мой дедушка. Так что я не на четверть, а наполовину русский».

Metro Goldwyn Mayer

Родоначальники известнейшей киностудии «Метро-Голдвин-Майер» Сэмьюэл Голдвин и Луис Майер провели свое детство в песочницах России.

Советские корни имеет и символ Америки - Голливуд. Создателями киностудии «Warner Brothers» были четыре брата из Белоруссии – Вороновы (или Уорнеры). Отцами кинокомпании «Metro Goldwyn Mayer» были - уроженец Минска Лазарь Меир (он же Луис Барт Мейер) и житель Варшавы Шмуэль Голдфиш (Сэмюель Голдвин).

Оба дедушки Стивена Спилберга родом из России. По маминой линии - из Одессы, а по папиной - из маленького украинского села. В семье берегли традиции: говорили на русском и идише, а любимым блюдом, по словам самого режиссера, всегда был украинский борщ. Мама Лия часто готовила его по просьбе маленького Стива. Она по сей день может беспрепятственно общаться с русскими на их родном языке и петь народные песни. А вот Стивен знает по-русски лишь несколько слов. Кстати, предки - не единственная связь Спилберга со славянами: муж его сестры Сью является дальним родственником Бориса Пастернака. Хелен Миррен

Натали Вуд

20 июля 1938 года родилась знаменитая актриса Натали Вуд. Ее настоящее имя - Наталья Захаренко, а ее родители были эмигрантами из России. Натали прекрасно говорила и по-английски, и по-русски и считала себя «очень русской».

Николь Шерзингер

Отец жгучей брюнетки Николь Шерзингер - филиппинец, а мама - наполовину гавайка, наполовину русская по женской линии.

Надо сказать, родители девочки отдали дань ее происхождению, и поэтому полное имя певицы звучит так - Николь Эликолани Прасковья Шерзингер. Сама Николь Прасковья считает себя русской американкой и замечает, что подруги иногда называют ее Пашей.

Вупи Голдберг

Вот уж кого не заподозришь в наличии русских корней, так это темнокожую актрису Вупи Голдберг, обладательницу премии «Оскар» за роль экстрасенса Оды Мэй Браун в фильме «Привидение». А меж тем она может похвастаться тем, что ее прабабушка по материнской линии была коренной одесситкой, проживавшей в царской России. Сама Вупи, родившаяся в Нью-Йорке, решила оставить фамилию матери – Голдберг – в память о своих еврейско-русских корнях.

Майкл Дуглас

Родной дедушка Майкла Дугласа в свое время эмигрировал из России с целью избежать участия в русско-японской войне. Его фамилия звучала как Даниелович-Демский, но отец Майкла (известный актер Кирк Дуглас) предпочел не выделяться из толпы со столь сложной фамилией и стал просто Дугласом.

Гвинет Пэлтроу

Фамилия еще одной голливудской звезды была изменена. Отец Гвинет Пэлтроу был потомком рода Палтрович из России, которые проживали в Минске. Уехав в Америку, они слегка поменяли фамилию - получилось Пэлтроу.

Сама актриса с гордостью говорит о том, что принадлежит к такой удивительной нации, как русские.


Антон Ельчин

Молодой актер Антон Ельчин считается восходящей звездой Голливуда.

Он родился в Санкт-Петербурге, а когда ему было полгода, родители. Когда малышу было полгода, родители Антона, профессиональные фигуристы, перебрались в Лос-Анджелес. «Россию я не помню, - сетует Антон. - Но люблю, как и своих родных, которые у меня там остались. В 2007 году я снимался в российско-американском фильме «Ты и я» (изначально назывался «В поисках t.A.T.u.»). Я согласился на эту работу только ради того, чтобы побывать в России. Съемки проходили в Москве, Ярославле и Лос-Анджелесе, но я отлучился на несколько дней - съездил в свой родной город. Посетил улицу Кораблестроителей, где жил до шести месяцев, подружился со своим дядей, побывал на могиле бабушки и дедушки. Петербург - выдающейся красоты город. Но, честно говоря, мне больше понравилась Москва. Она лучше отражает русский характер и русскую историю со всеми ее вторжениями, кризисными моментами и перестройками. Санкт-Петербург - более спокойный, европейский город, который мог бы находиться в Германии или во Франции. Москва же, мне кажется, больше отражает русскую сущность. Хотя, пожалуй, россиянам виднее».

Джек Пэланс

Актер Джек Пэланс (Jack Pelans) имеет украинские корни. Правда, к русским он отнюдь себя не причисляет, заявляя, что он – истинный украинец.

Робер Оссейн

Француз Робер Оссейн (Robert Hossein) хоть и гордится тем, что он француз, однако свои русские корни все же не отрицает. Да и первой женой Робера стала славянка Марина Влади.

Майк Мазурки

Майк Мазурки (Mike Mazurkas) является одним из самых “старых” “голливудских украинцев”. Актер снялся в более чем ста эпизодических ролей, однако на родину так и не вернулся, несмотря на то что это было его самым большим желанием.

Лариса Олейник

Также русской американкой является и молодая актриса Лариса Олейник (Larisa Oleynik). Ее мать американка, а вот отец – эмигрировавший за рубеж русский программист. Как нельзя лучше на русские корни актрисы указывает именно ее русское имя.

Лив Тайлер

Актрисе Лив Тайлер о русских корнях известно не так уж много. Бабушка Лив имела русские и индейские корни. Но актриса никогда не интересовалась, кто конкретно был из России - прабабушка или прадедушка. Но русские корни знаменитости дали о себе знать, ведь недаром же именно Тайлер исполнила роль Татьяны Лариной в голливудской экранизации «Евгения Онегина».

Дженнифер Коннели

Актриса Дженнифер Коннели появилась на свет и выросла в Нью-Йорке. Отец происходил из семей Ирландии и Норвегии, а родина матери - Россия и Польша. Дженнифер не любит разбираться со своими русскими корнями: по материнской линии у нее столько родственников, что, наверное, жизни не хватит для составления генеалогического древа.

Питер Фаль

Мать Питера Фалька, получившего мировую известность после сериала «Коломбо», - русская по происхождению, а в его отце смесь польской, вен­герской и чешской крови.

Питер Устинов

Исполнитель роли Эркюля Пуаро, Питер Устинов, родился в Лондоне в 1921 году в семье выходцев из России. Его первое выступление на сцене состоялось в 17-летнем возрасте. После этого Устинов стал широко известен в Великобритании и в мире своими режиссерскими и актерскими работами в кино, театре и на телевидении.

Стивен Сигал

Родился Стивен Сигал в семье Стивена и Пэт Сигал, был четвертым ребенком - первым мальчиком после трёх девочек.Его дед по отцовской линии приехал в Америку ребёнком со своей семьей из Санкт-Петербурга. Мать Стивена Сигала по происхождению ирландка, отец имел еврейские, монгольские и русские корни.

Натали прекрасно говорила и по-английски, и по-русски и считала себя «очень русской».

Интересно, что звезд с русскими (или по крайней мере славянскими) корнями в Голливуде много. Вот еще 14 примеров, подтверждающих это.

Леонардо Ди Каприо

Бабушку Леонардо Ди Каприо звали Елизавета Смирнова. После революции родители вывезли маленькую Лизу в Германию. Она, в свою очередь, потом переехала в США.

Николь Шерзингер

Отец жгучей брюнетки Николь Шерзингер - филиппинец, а мама - наполовину гавайка, наполовину русская по женской линии.

Надо сказать, родители девочки отдали дань ее происхождению, и поэтому полное имя певицы звучит так - Николь Эликолани Прасковья Шерзингер.

Майкл Дуглас

Родной дедушка Майкла Дугласа в свое время эмигрировал из России с целью избежать участия в русско-японской войне. Его фамилия звучала как Даниелович-Демский, но отец Майкла (известный актер Кирк Дуглас) предпочел не выделяться из толпы со столь сложной фамилией и стал просто Дугласом.

Гвинет Пэлтроу

Фамилия еще одной голливудской звезды была изменена. Отец Гвинет Пэлтроу был потомком рода Палтрович из России, которые проживали в Минске. Уехав в Америку, они слегка поменяли фамилию - получилось Пэлтроу.

Сама актриса с гордостью говорит о том, что принадлежит к такой удивительной нации, как русские.

Дэвид Духовны

Звезда «Секретных материалов» - русский по отцу. Его отца звали Амрам Духовный. В свое время тот поменял букву «х» в своей фамилии на «к» - чтобы американцам было проще произносить ее. Однако Дэвид вернул букву на законное место.

Стивен Спилберг

Оба дедушки режиссера Стивена Спилберга родом из России. А муж его сестры Сьюзан - дальний родственник Бориса Пастернака.

Сильвестр Сталлоне

Могла ли скромная еврейская девушка Роза Рабинович, родившаяся в дореволюционной России в Одессе, представить, что ее правнук станет мировой знаменитостью и что его будут звать Сильвестр Сталлоне? Может, и не могла, но случилось именно так.

Вайнона Райдер

Актриса - урожденная Вайнона Лаура Хоровитц. Но и эта ее фамилия не настоящая. По-настоящему ее могли бы звать Вайнона Томчина. Семья ее отца Майкла сбежала из России, а эмиграционные службы США странным образом перепутали их фамилию с фамилией других эмигрантов.

Получилось, что из России они уехали Томчиными, а в Америку въехали Хоровитцами.

Милла Йовович

Супермодель и актриса Милла Йовович родилась в Киеве. Ее мать, Галина Логинова, была известной актрисой, а отец - доктором из Югославии. Первые пять лет жизни Йовович провела в СССР и до сих пор прекрасно говорит по-русски.

Натали Портман

Родители оскароносной актрисы - евреи из Молдавии. Они перебрались из Кишинева в Израиль, а оттуда эмигрировали а Америку. Настоящая фамили Натали - Хершлаг.

Харрисон Форд

Мать Харрисона Форда звали Дорой Нидельман. Ее мама Анна, бабушка Форда, уехала из Минска в 1907 году. Одно время Форд с помощью общественных организаций занимался поиском прапрадедов и дальних родственников, которые живут на территории бывшего СССР.

Зеэв Гейзель
Разные евреи Израиля

В СССР все было просто: есть евреи, а есть неевреи. В стране Израиль, где кругом - евреи, такая классификация малозначима. Вместо нее наука ввела новое понятие: субэтнические (так как относятся к одному этносу - еврейскому) группы. Наиболее крупное деление - сефарды и ашкеназы.
Откуда оно происходит?
Две страны из тех, где веками жили евреи, оставили наиболее страшные воспоминания в национальной памяти - Германия и Испания. Германия на иврите - это "Ашкеназ", а Испания - "Сфарад". Поэтому каждый еврей прежде всего спешит определить себя как "ашкенази" или "сфаради". Не торопитесь делать вывод.что предки ашкеназов обязательно из Германии, а сефардов - поголовно из Испании.
Точное определение таково: ашкеназ - это тот, чьи прабабушки и прадедушки говорили дома на идише, а если и не говорили, то только потому, что стеснялись. Сефарды же - это те, чьи предки не могли похвастаться идишем.
Ашкеназы и сефарды - понятие культурное, связанное с двумя традициями, идущими из средних веков. Сефардская - более старая, - от еврейских общин Испании, откуда евреи были изгнаны в 1492 г.,и вообще Южной Европы.
Ашкеназская - более молодая, сформировавшаяся в еврейских общинах Центральной и затем Восточной Европы. К сефардам относятся и такие группы евреев, чьи предки никогда в глаза ни Испании, ни Южной Европы не видели, однако их традиция берет свое начало в те времена, когда ашкеназской культуры еще практически не было, и поэтому эта традиция скорее сефардская. Это верно в отношении иракских, персидских, йеменских, индийских, бухарских, грузинских, горских и некоторых других еврейских общин.
Как складывались отношения между выходцами из разных общин в Израиле? Ответ на этот вопрос зависит от того, с какого момента начать. Мы начнем не издалека: 100 лет назад. К этому моменту в Палестине жили обе общины - сефарды и ашкеназы.
Первая, составлявшая 60% от общего еврейского населения Палестины и чувствовавшая себя увереннее, - сефардская. По простой причине: сефарды были богаче. Но были и причины дополнительные: во-первых, сефарды появились здесь гораздо раньше. А во-вторых, Палестина входила тогда в состав Оттоманской (Османской) империи,т.е.Турции.
Менталитет оттоманских чиновников был сефардам куда понятнее, чем ашкеназам. Но о бледнолицых ашкеназах- потом. Большинство сефардов были не просто сефардами, а «самехтетниками», от букв "самех" и "тет", образующих аббревиатуру "сфаради тагор", то есть "чистый сефард". Носили они звучные фамилии, будто взятые напрокат из истории испанской литературы: Кальдерон,Рувио, Абарбанель, Охана, Толедано, Кордоверо, Маурициано, Альфасси, Монтефиоре, Азулай, а также - Кастро(!), Франко(!)... Половина из них могла без запинки назвать адрес родового дома в Арагоне и свободно прослеживала свою родословную до эпохи Колумба, а половина прослеживала еще на пятьсот лет раньше, с домом в Кастилии.
Не только проверить родословные с адресами, но и похвастаться ничем подобным не могли Шнейдеры, Блюментали, Абрамовичи, Розенберги, Шулим-зоны и Дворкины - словом, ашкеназские евреи Палестины. Максимум, что уних было, - это воспоминания о польском (литовском, украинском) местечке, откуда пришли они сами или кто-либо из их предков, чтобы учиться в иешиве на Святой Земле. Правда, если бы они покопались в своих фамилиях, то обнаружили бы, что непонятная идишскому уху фамилия Раппопорт, например, означает "Рав де-о Порто" (по имени известной раввинской сефардской академии), Менделевич зачастую происходит от итальянских евреев по фамилии Мендоза, а самая звучная для хабадников фамилия Шнеерзон от имени первого Ребе любавичских хасидов, которого звали Шнэур-Залман, то есть сеньор Соломон. Да и не только эти фамилии..
В конце прошлого века в Палестине появились "новые" евреи. Новыми они были потому, что приехали не только учиться на Святой Земле, но и строить на ней еврейскую жизнь - одним словом, сионисты. В большинстве своем это были евреи Российской империи - в основном из Украины, Польши, Прибалтики... Успехи сионизма (движения европейского как по духу,так и по составу) привели к тому, что ашкеназы скоро оказались в большинстве. Более того, по мере политизации еврейского населения Палестины, они стали политическими лидерами новосозданных партий, а когда в ходе I-II мировой войны Палестина была завоевана Англией и в стране установился британский мандат, ашкеназским евреям было куда легче налаживать связи с британскими чиновниками, чем сефардам (точно так же,как последним было легче с чиновниками оттоманскими...). Так впервые установилась здесь ашкеназская гегемония.
Надо сказать, что существовала еще одна группа евреев, решивших в конце ХIХ века, что настало время народу Израиля возвращаться в свою страну. Это были 15 тысяч евреев Йемена - несколько деревень, целиком переселившихся на Святую Землю. Им было тяжелее всех: их не признавали своими ни сефарды из-за бедности йеменитов, ни ашкеназы из-за, понятно, незнания идиша, а все вместе потому, что те были какие-то другие. Йеменские евреи, привыкшие к совершенно иной жизни, страдали и бедствовали, но не покидали Страну Израиля...
Со временем ашкена зская доминанта конкретизировалась в польскую: эмиграция из СССР была запрещена, а антисемитизм и сложное материальное положение в Польше подстегнули многих евреев перебраться в Палестину.
Сегодня можно ворчать по поводу того, что "власть в Израиле принадлежит тем, чьи дедушки приехали из-под Гданьска в тридцатом", но именно эти дедушки осушали болота, создавали первые школы, заводы, фермы, спортивные клубы и отряды самообороны против арабских бандитов. Не только они, разумеется, но их было большинство. После победы нацистов в Германии в Палестину приехали "самые ашкеназкие", то есть немецкие, евреи: их называли "йеким" (мн. ч. от иски). 160 тысяч йеким были сильно не похожи на польских ашкеназов: они носили галстуки и жаловались на отсутствие культуры.
И была в них еще одна черта: независимо от образования и звании, они не чурались любой работы и старались выполнять ее добросовестно. По Палестине ходил тогда анекдот: человек жалуется, что возле его дома по ночам ходит поезд. "Какой поезд? Нет никаких рельсов возле вашего дома!" - отвечают ему. В ходе проверки оказывается, что на ночной стройке работают йеким, передавая друг другу кирпичи, они говорят: "Битте, герр доктор. - Данке, герр профессор.- Битте, герр доктор. - Данке, герр профессор..."
Но не только этот след оставили они в Палестине: прекратив жаловаться на отсутствие культуры, они приняли активное участие в создании симфонического оркестра, банков, юридической системы, хайфского Техниона. Без них невозможен был бы тот взлет интеллектуальной жизни, который произошел в Палестине в 30-е годы. Катастрофа европейского еврейства во второй мировой войне полностью изменила карту еврейских общин мира.
Чудом выжившие в концлагерях и гетто, возвращались евреи в те дома, где выросли, - и находили либо пепелище, либо соседей антисемитов, встречавших их приветствием: "Жалко, что Гитлер вас не добил!" И тогда многие из них решали отправиться действительно "домой" - в Эрец-Исраэль.
Английские войска не пускали их, отлавливали корабли с нелегальными иммигрантами, заключали евреев в новые лагеря - на Кипре, - и так до провозглашения Государства Израиль в 1948 году. 14 мая 1948 г. Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, зачитал Декларацию независимости. Голос его дрожал при словах: "Двери Страны будут открыты для каждого еврея".
В течение первых четырех лет своего существования Государство Израиль приняло новых эмигрантов больше, чем составляло его население. Сначала это были остатки еврейских общин - Румынии, Польши, Венгрии, Австрии, Германии, Чехословакии. Шла война за независимость Израиля, и некоторые из новых репатриантов отправлялись на фронт, еще не успев выучить первую сотню слов на иврите.
А затем началось то, чего еще не знала страна Израиля: 30-е и первая половина 60-х годов прошли под знаком собирания рассеянного сефардского еврейства. Большинство евреев-сефардов жили тогда в мусульманских странах: Марокко, Ираке, Египте, Сирии, Иране и других. Это были разные общины, с разной судьбой: в Ираке, например, евреи составляли ядро коммунистического движения, в Марокко или Алжире, бывших тогда французскими колониями, они принадлежали к французской культуре, и часть из них (жители больших городов) рассматривалась окружающими как французы еврейского вероисповедания; в Иране община существовала уже более двух тысяч лет и обладала сильными позициями в экономике страны, а в Йемене евреи жили в деревнях, где не слышали об электричестве...
Положение евреев в арабских странах последовательно ухудшалось с развитием арабского национализма, а после создания Израиля и его победы в войне за независимость стало невыносимым: над ними издевались, их били и грабили - под лозунгом борьбы с сионизмом.
Это было похоже на то, что произошло раньше с евреями Европы, но с той разницей, что из многих мусульманских стран сефардские евреи, как правило, могли уехать: из Северной Африки - во Францию, в Канаду и другие страны, где существовали сильные сефардские общины; из Ирака - в Англию. В особенности это касалось богатых и образованных евреев, а таких было множество. И все-таки большинство из них выбрали Израиль. Около миллиона евреев из арабских стран прибыли в страну за этот период.
Было бы лицемерием сказать, что их встретили братскими объятиями. Точнее, объятия были, но братство - не очень. Потому что ашкеназскому чиновнику было проще рассматривать себя как носителя передовой культуры, а еврея из Касабланки или Багдада - как дикаря и босяка (даже если он учился в Сорбонне или имел свою фабрику). Да, все новые репатрианты жили не в райских условиях, подавляющее большинство - в барачных поселках, но для родившегося в Марокко еврея было к тому же горько сознавать, что ему не предлагают пойти на ту работу, куда приглашают его соседа из Румынии, а его сыну в школе объясняют, что он должен забыть свою "примитивную культуру" и во всем подражать "белым" израильтянам. Эта травма оказалась живучей: о ней помнят и дети, и внуки репатриантов 50 годов.
Но сефардские евреи стиснули зубы и пошли работать, учиться и защищать страну. И если бы не они - Израиль был бы вдвое меньше и вряд ли смог бы победить в обрушившихся на него войнах. Самой активной из восточных общин оказалась марокканская, составлявшая около четверти миллиона человек. Первыми из восточных евреев они решили спасение утопающих... то есть репатриантов - дело рук их самих, причем политическое дело. В конце 60-х - начале 70-x годов израильский истеблишмент потрясенно взирал на то, как десятки молодых ребят из "марокканских" кварталов становились общественными деятелями, мэрами городов, а затем - членами кнессета и министрами.
А в 70-е годы началась новая алия. Та, которую ждал весь Израиль, в ожидании которой воспитывалось целое поколение, - алия из СССР. Она принесла свои проблемы: не было другой общины в еврейском мире, которая была бы столь оторвана от еврейских традиций. Но она принесла и новый дух, и математиков, и музыкантов, и спортсменов, и создателей новых поселений.
- На сегодняшний день число выходцев из бывшего СССР в Израиле достигло миллиона и продолжает расти. С гордостью или без - однозначно можно сказать: среди моря акцентов современного иврита русский - самый массовый.
За недостатком места мы не рассказали о многом: об операции "Ковер-самолет", когда в течение первых двух лет существования Израиля доставляли йеменских евреев через день на самолетах, пересекая весь Аравийский полуостров, пока не вывезли так всю 48-тысячную общину, и о том, как дети тех, кто в полете разводил огонь, чтоб согреться, стали политиками, адвокатами, бизнесменами, генералами. И о том, как в 1956 г., после подавления советскими танками революции в Венгрии, бежали в Израиль вчерашние венгерские патриоты; как переходили границу иракские евреи-коммунисты; как был пробит железный занавес молчания письмом 18 еврейских семей из Грузии; как встречали узников Сиона из СССР в аэропорту Бен-Гурион; как постепенно таяло еврейство в Румынии - и продолжало здесь свою судьбу; как впервые сефард стал министром обороны Израиля; как нашли свое место в Израиле темпераментные выходцы из обеих Америк... Герой Стругацких мог бы поставить здесь точку: "...это уже другая история".
Но это не другая, а та же самая - наша история, где бы она ни начиналась: на Украине, где родился я, или в США, Венгрии, Германии, Марокко, Йемене, Польше, ЮАР, Франции, Румынии и иочти во всех странах земного шара, где родились мои соседи. И у этой истории есть настоящее и будущее: мои дети - израильтяне.

"Еврейские вести" №17-18, г. Киев, 2000 г.

отсюда

Эфиопские евреи.

Чернокожие евреи Эфиопии на протяжении столетий известны как «фалаши» («пришельцы», «те, что вторглись» в переводе с амхар-ского), но еврейская община считает это слово унизительным. Сами эфиопские евреи называют себя Бета Исраэль («Дом Израиля»).

По преданию, эфиопские евреи ведут начало от израильского колена Дан. Каким бы ни было их далекое прошлое, они явно отделились от еврейского народа очень давно, так как хотя эфиопские евреи хорошо знают Библию, но не имели ни малейшего представления о Талмуде, а обряды, которым они следовали, существенно отличались от тех, которых придерживаются остальные евреи. Они особенно строго соблюдали предписания Торы о разделении супружеских пар во время женского менструального периода и ставили свои деревни в Эфиопии вблизи небольших речушек, чтобы легче было совершать ритуальные омовения (см. «Миквэ»).

Незнание Талмуда эфиопскими евреями побудило многих ортодоксальных раввинов усомниться в их принадлежности к еврейскому народу. Если они могут считаться древними евреями, то это бросает вызов основному догмату ортодоксов - датировке Устного Закона временем Моше, а ведь Тору они знают хорошо. Несмотря на все это, в 1973 г. сефардский (см. гл. 178) Главный раввин Израиля Овадия Йосеф постановил, что фалаши должны рассматриваться как евреи. Многие раввины, в первую очередь ашкеназы, выступили против его решения.

Весьма вероятно, что фалаши всегда были евреями, поскольку на протяжении всей своей истории их община сохраняла семь слов из языка иврит, в том числе слово гой. То, что в глухих эфиопских деревнях эти люди делили мир на две группы - на себя и на гоим («другие народы»), служит убедительным доказательством того, что они евреи.

Неопределенность их религиозного статуса в сочетании с мягким обращением с ними во времена правления императора Эфиопии Хайле Селассие привела к тому, что в 50 - 60-х гг. правительство Израиля и евреи всего мира уделяли эфиопским евреям мало внимания. После свержения императора в 70-х гг. Эфиопия стала марксистской страной, и положение евреев быстро ухудшилось. Новое руководство страны стояло на твердых антиизраильских позициях. Кроме того, Эфиопию терзали тяжелые неурожаи, и соседи евреев все больше обвиняли их в собственных экономических проблемах.

Израиль без лишнего шума начал вывозить оттуда столько евреев, сколько было в его силах. Эфиопское правительство официально не разрешало этого исхода - Эфиопия слишком солидаризировалась с арабскими странами, чтобы открыто разрешить своим еврейским жителям эмигрировать в Израиль, - но относилось к нему терпимо. К сожалению, когда журналисты стали сообщать о прибытии в Израиль тысяч черных эмигрантов (программа их вывоза в Израиль именовалась «Операция Моше»), эфиопское правительство тотчас запретило эмиграцию. Возникла ужасная ситуация, которая напомнила Катастрофу, - тысячи эфиопских евреев Израиля оказались полностью отрезанными от своих родственников в Эфиопии, они знали одно - положение в Эфиопии чрезвычайно тяжелое. Многие из тех, кому удалось добраться до Израиля, голодные и изможденные, выглядели так, словно пережили Катастрофу.

Постепенно все больше израильских раввинов признавало фалашей евреями. Но, чтобы предотвратить возможные сомнения в их статусе, фалашей поощряли пройти формальные ритуалы обращения в иудаизм. Поскольку мужчинам сделали обрезание при рождении, требовалось только, чтобы из мужского члена была взята символическая капля крови и чтобы и мужчины и женщины окунулись в миквэ.

Фалаши, которые прибыли первыми, как правило, следовали этим процедурам безропотно. Израильский журналист Зеэв Шиф поведал историю, рассказанную ему одним из видных израильских политических деятелей: в городе, куда мигрировало много эфиопских евреев, рав-вины-ашкеназы и раввины-сефарды начали соперничать между собой за право обратить их в иудаизм.

В последние годы все больше эфиопских евреев отказывается обращаться в иудаизм, считая, что делать так - значит признать, что они раньше не были евреями: это запятнало бы память об их почивших предках.

отсюда


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: