Автор поучения детям. «Поучение Владимира Мономаха» Анализ

/ / / История создания, структура и содержание «Поучения» Владимира Мономаха

Древнерусским образцом красноречия является «Поучение» Владимира Мономаха. Оно относится к литературе XI-XII, но по образности и смысловой составляющей не уступает многим современным произведениям. Его автор – Великий князь . Он был мудрым правителем. Мономах, будучи умелым военным стратегом, все же более правильным считал сохранять мир. Потому что только в мирное время возможен экономический и культурный рост государства.

Это своего рода завещание князя своим детям и всем потомкам. Автор в своем послании использует дидактику, ссылается на священное письмо. Так же князь вводит автобиографические элементы. Он описывает разные ситуации из своей жизни, то, как он преодолевал трудности. Благодаря этому «Поучение» - это не сухой свод наставлений, а интересный источник поучительных историй. Владимир Мономах пишет, что организовал 83 похода, был инициатором около 20 мирных договоров. Его любовь к охоте часто ставила его жизнь под угрозу. Но он не отступал даже перед большим зверем.

Идея написать «Поучение» возникла у Владимира Мономах после встречи с послами братьев. Они хотели, чтобы он помог им прогнать Ростиславича. Другими словами – они призывали к междоусобной распре. Но князь не согласился, и сильно опечалился такой злобой между братьями. Чтобы призвать потомков сохранять мир в государстве, он начинает работу над созданием своего «Поучения».

Произведение Мономаха изобилует яркими афористическими выражениями. А значит, князь использовал многие художественные источники для написания «Поучения». Красивый язык и глубокая мораль – вот две основных составляющих древнерусского послания.

«Поучение» состоит из вступления, центральной дидактической части, практических наставлений, описания трудов Мономаха и заключения.

Вначале во вступлении князь обращается к детям. Он просит не судить его строго, не смеяться над его искренними словами, а принять поучение «в сердце свое».

Дидактическую часть открывает философское рассуждение о божественной гармонии мира, которую человек обязан беречь.

В практических наставлениях Владимир Мономах создает образ идеального князя. По его мнению, правитель должен заботиться в первую очередь о благе государства и его жителях. Он должен поддерживать как успешных людей, так и бедных. Важно и то, что идеальный князь должен стремиться сохранить мир в государстве.

«Поучение» дает нам представление о личности автора, Владимире Мономахе. Изучив произведение, можно понять, что его автор – человек высокообразованный, прочитавший много книг. В своем труде он часто делает отсылки на святое письмо, разные древнерусские произведения.

Князь Мономах – один из первых известных нам писателей древнерусской литературы, который создал ценное художественное произведение – «Поучение».

«ПОУЧЕНИЕ», «Поучение детям» Владимира Мономаха

памятник древнерус. лит-ры и пед. мысли. Автор - великий князь киевский, полит. и воен. деятель, писатель (1053-1125).

Произведение состоит из трёх, первоначально самостоятельных частей: собственно «Поучения», «Автобиографии» и письма («Грамотицы») князю Олегу Свя-тославичу, к-рые впоследствии были объединены автором. «Поучение» сохранилось в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи под 1096. Но очевидно, что окончательный вариант был написан позднее, к концу жизни Владимира Мономаха.

Жанр поучений детям был широко распространён в европ. культуре средневековья. Автор адресовал произведение своим Детям и всем, кто захочет его выслушать. Обращённый в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение полит. завещания; его сентенции Владимир Мономах подкрепил обращением к опыту собств. жизни. Он стремился уберечь гос-во от княжеских междоусобиц и, опираясь на христ. вероучения, пытался силой морального повлиять на своих потомков и предостеречь их от гибельной политики.

Три добрых дела, по мысли автора, дают победу над врагом и избавление от грехов: покаяние, слезы и . Покаяние - это признание своих недостатков, стремление избежать ошибок, честность перед собой и людьми. Слезы - сокрушение о своих неблаговидных поступках, бренности человеческой жизни. Милосердие - к бедным и слабым.

Большое место в памятнике отведено прославлению труда и борьбе с леностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять главное муж. дело - защищать родную землю, не давать в обиду своих подданных. Указывал на необходимость для будущего правителя разностороннего книжного учения. В представлении автора, человека княжеского положения включал такие качества, как осторожность, взаимная уступчивость, послушание и «покорение» старшим, уважение прав младших, к-рые должны были стать основой полит. единения Руси.

«Поучение» содержит многочисл. цитаты из Псалтири, из «Поучения» Василия Великого и др. памятников книжности. Написанное с большим лит. мастерством, оно отражает черты творческой индивидуальности автора.

Изд.: Поучение Владимира Мономаха, в кн.: Памятники литературы Др. Руси. Начало рус. лит-ры XI - нач. XII вв., М., 1978.

Лит.: Орлов А. С., Владимир Мономах, М. - Л., 1946; Повесть временных лет, ч. 1, М. - Л., 1950; Лихачев Д. С, Сочинения князя Владимира Мономаха, в его кн.: Великое наследие. Классич. произведения лит-ры Др. Руси, M.; его же, Владимир Всеволодович Мономах, в кн.: Словарь книжников и книжности Др. Руси, в. 1 (XI - первая пол. XIV в.), Л., 1987; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в., М., 1989.

О. Е. Кошелева.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "«ПОУЧЕНИЕ», «Поучение детям» Владимира Мономаха" в других словарях:

    Поучение, Поучение детям Владимира Мономаха

    Поучение детям Владимира Мономаха - памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. П. написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053 1125). Произведение состоит из собственно Поучения, Автобиографии и письма (Грамотицы) князю Олегу Святославовичу. Жанр… … Педагогический терминологический словарь

    Поучение Владимира Мономаха - «Завещание Владимира Мономаха детям». Литография 1836 года по рисунку Бориса Чорикова. «Поучен … Википедия

    ПОУЧЕНИЕ СВОИМ ДЕТЯМ - нравоучительное сочинение кн. Владимира Мономаха (1053 1125), отражало те христианские идеалы, на основании которых должна была жить великокняжеская семья: «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни… … Русская история

    - «Поучение детям» Владимира Мономаха, памятник древнерус. лит ры и пед. мысли. Автор великий князь киевский, полит, и воен. деятель, писатель (1053 1125). Произведение состоит из трёх, первоначально самостоятельных частей: собственно «Поучения»,… … Российская педагогическая энциклопедия

    Поучение - в узком смысле церковная проповедь (см.), в широком же вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям; от П. школьная теория различает слово как проповедь, оформленную по правилам ораторского искусства, и беседу как П.,… … Литературная энциклопедия

    «ПОУЧЕНИЕ» - Владимира Мономаха, памятник др. рус. лит ры 11 12 вв. Написано вел. киевским кн. Владимиром Мономахом в виде полит., морального и воен. наставления своим детям. Состоит из 3 самостоят. частей и содержит сведения о воен. походах и войнах Руси… … Военный энциклопедический словарь

    Поучение - метод воспитания человека, способ передачи ему опыта предшествующих поколений, состоящий в наставлениях, назиданиях, советах нравоучительного характера. В глубокой древности, еще в Византии существовал обычай на старости лет оставлять наставления … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    1125.ранее - Поучение детям Владимира Мономаха … Хронология всемирной истории: словарь

    Владимир Всеволодович Мономах - (1053–1125) – великий князь Киевский, автор «Поучения». Получил свое прозвание по линии матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был крупнейшим политическим и военным деятелем Руси на рубеже XI и XII в. и вместе с тем… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Книги

  • Князь Владимир Всеволодович Мономах и потомки его, Мономаховичи, или о временах княжеских смут и усобиц. С приложением "Духовной великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим, названной в летописи Суздальской Поучение" , Бестужев-Рюмин К.Н.. Книга рекомендуется историкам, литературоведам, филологам-славистам, обществоведам, политологам, а также широкому кругу читателей, увлекающихся историей ДревнейРуси. С приложением "Духовной…

Один из самых проникновенных и нравственных памятников древнерусской литературы был составлен незадолго до смерти Владимира Мономаха и стал, по сути, духовным завещанием князя. С тех времен прошло почти 900 лет, однако призыв пожившего, опытного и мудрого человека к своим детям и внукам актуален и в наши дни.

Дети Владимира Всеволодовича Мономаха

Все потомки великого князя были рождены в двух браках. Но, к сожалению, даты появления на свет большинства из них не известны. Поэтому сейчас трудно сказать точно, кого родила каждая из жен князя. Историки предполагают, что первая супруга – дочь английского короля Гита Уэссекская родила Мономаху шесть сыновей — Мстислава, Изяслава, Святослава, Романа, Ярополка и Вячеслава.

Другая супруга – гречанка Ефимия оставила князю трех дочерей – Марию (Марицу), Евфимию и Агафию, а также двух сыновей – Юрия и Андрея. Чтобы было понятно какие переживания испытывал Мономах как родитель, нужно упомянуть, что, по крайней мере, два его сына умерли еще при жизни великого князя.

Обращение ко всем, кто прочтет последнюю волю

Поучение, ставшее настоящим духовным завещанием, безусловно, было адресовано не только кровным детям Владимира Мономаха. В своем последнем тексте великий князь обратился ко всем своим подданным и их еще не родившимся потомкам.
В этом документе Владимир Мономах старается передать детям и внукам нормы нравственности, культивируемые христианством и его собственным жизненным опытом. Он призывает всех иметь в сердце Божий страх и делать в жизни добро, ведь земные дни любого человека очень быстротечны, а уйти в мир иной, не раскаявшись в собственных грехах, очень страшно.

Князь учит потомков, что праведности можно достигнуть не только в посте и монашеской жизни. Если свершить даже маленькое дело, но сделать это с желанием помочь ближнему и большим усердием, оно обязательно будет засчитано.

Поучение изобилует практическими наставлениями. Мономах считает, что не нужно лениться и нельзя никогда пренебрегать возможностью получать новые знания. И князь приводит в пример своего отца Всеволода Ярославовича, любимого сына князя Ярослава Мудрого. Тот самостоятельно сумел выучить пять языков. И за это Всеволода очень уважали за рубежом.

А еще князь призывает оказывать почтение старшим, в военное время не расставаться с оружием и не уповать полностью на военноначальников, запрещать слугам делать вред крестьянам, а также любить свою супругу, но не наделять ее полной властью. Мономах просит детей быть верными собственным обещаниям, становиться отцами для своих народов и защищать слабых.

Мономах рассказывает о своей жизни

Детство будущего великого князя прервалось в 13-ти летнем возрасте. Именно тогда отец Владимира поставил его княжить Ростовом. И юный отрок отправился с вверенным ему войском в дальний поход – знакомиться со «своими» городами. В 60-е годы XI века это был настоящий «медвежий угол» Руси. Жившие здесь финно-угорские племена еще исповедовали язычество и занимались охотой, рыбалкой и другими промыслами. В голодные годы они выходили из подчинения христианских князей и могли напасть на проезжающие обозы. Поэтому юному Владимиру пришлось проявить немалое мужество во время первой поездки по своим владениям.

В Поучении князь рассказывает, что в жизни ему довелось совершить 83 больших похода по Руси. Он описывает свое увлечение охотой и сообщает, что в Чернигове даже умел поймать дикую лошадь голыми руками. Однако, повествуя о себе, Мономах оговаривается, что меньше всего хотел хвастать собственными смелостью и удалью. А написал о событиях своей жизни, чтобы поблагодарить Господа, который все эти годы защищал его от бед. И еще одна важная мысль – князь призывает всех быть смелыми и не бояться смерти. Потому что время окончания земной жизни определяется Волей Божьей.

Призыв к примирению и любви

Сама идея зафиксировать в слове собственную волю и рассказать о своем жизненном пути появилась у великого князя во время похода на Волгу. Он встречался с послами, которые прибыли от его братьев. Они хотели объединиться с Мономахом, выступить против сыновей князя Ростислава Владимировича и отнять принадлежащие им земли. И поставили ему условие: в случае отказа, Мономах лишится их помощи. Великий князь был очень огорчен разгорающейся междоусобной войной, пытался найти утешение в чтении Псалтыря и именно тогда решил написать текст обращения к потомкам.

Последняя часть Поучений адресована двоюродному брату Мономаха – Олегу Святославовичу. Великий князь жаждет примирения с ним и увещевает Олега покаяться. Ведь именно в междоусобной войне с Олегом Святославовичем погиб сын Владимира Мономаха – Изяслав. Великий князь и его супруга очень тяжело переживали потерю сына. Однако Мономах нашел в себе силы призвать князя Олега к миру. Он писал двоюродному брату, что живые не в силах возвратить мертвых. И то, что тот пытается добиться насилием, можно получить от родственников как знак искренней любви и расположения.

Для нас древний текст, составленный Мономахом, живой пример отеческой любви и большой государственной мудрости – проникновенные последние слова мудрого человека, которые, без условно, были услышаны его потомками.

С уважением,
Юлия Козлова

Вам будет интересно:


Как воспитать уверенного в себе человека? 7 навыков, которые позволят вам научить детей решать проблемы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 59 VIII вида

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ВАЛЕОЛОГИИ

«ПОУЧЕНИЕ ДЕТЯМ»

ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Учитель: Е.В. Дреманович

2013 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока


«Поучение детям» Владимира Мономаха

Цель урока:

воспитание уважения к культуре русского народа, приобщение к его обычаям и традициям, формирование желания их сохранять и приумножать.

Задачи урока:

- формировать мировоззрение о жизни русского народа и великих людей в период становления русского государства;

Расширение словарного запаса воспитанников;

Способствовать нравственному развитию личности посредством изучения и осмысления «поучения» великого князя киевского Владимира Мономаха;

Воспитывать нравственные качества личности, чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.

Ход урока:


I. Организационный момент.


Вступительное слово учителя

Начать наш урок я хотела словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране – Дмитрия Сергеевича Лихачёва, его переводы древних произведений точны и понятны современному читателю.

Слайд:
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».

(Д.С. Лихачев)

Как вы понимаете слова Лихачёва?

Согласны ли вы с его мнением?

II. Сообщение темы урока.

Сегодня вы узнаете о древнерусском князе - Владимире Мономахе, познакомитесь с его «поучением детям».


III. Приём «Продвинутая лекция».

Прежде чем мы начнём знакомиться с «Поучением Владимира Мономаха», мы должны иметь представление о жизни и деятельности самого князя Владимира Мономаха.

Перед вами находятся вопросы, попробуйте ответить на них, отметив знаками «+» - знаете ответ, «-» - не знаете. Прослушав сообщение, попробуйте ответить на них, заполнив колонку «Узнал».

Вопросы

Знаю +

Не знаю -

Узнал

Время правления Владимира Мономаха:

1113-1125

Самостоятельная жизнь Владимира Мономаха началась с:

13 лет

В каком возрасте Владимир Мономах становится князем?

В 60 лет

Основные достижения в государственной деятельности:

подчинение Полоцкой земли;

объединение русских князей;

дополнение свода законов «Русская Правда»;

создание «Поучение».

Когда умер Владимир Мономах?

Рассказ о Владимире Мономахе


1 слайд:

Владимир Мономах (1113 – 1125 великий князь киевский)
«Слава о его доблести сияла как солнце и прошла по всем странам».

2 слайд:

Это был 18-й Киевский князь

Рождение

Смерть

Похоронен

Софийский собор в Киеве

Династия

Рюриковичи

Отец

Всеволод Ярославич


3 слайд:

В 1113г. в Киеве умер князь Святополк Изяславич и в Киеве вспыхнуло
восстание горожан. Погромы продолжались несколько дней и никому не удалось остановить их.

4 слайд:

В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого
авторитетного на Руси князя – Владимира Мономаха.

5 слайд:

В то время Владимир Мономах правил в Переяславле и ему уже было 60
лет. Он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Его уже давно знала Русская земля.

6 слайд:

Владимир Мономах больше всех был заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и способствовал сплочению сил Руси для отпора половцам. Эту мысль он высказывал на княжеских съездах.

7 слайд:

После одного из таких съездов Владимир Мономах стал руководить военными походами. Половцы потерпели поражение. Они надолго оставили русские земли.

8 слайд:

Таковы были итоги военных походов.

9 слайд:

Политика Владимира Мономаха была направлена на:
- сохранение единой власти в государстве;
- борьбу против разделения Руси;
- защиту от половцев;
- реформирование внутри жизни государства.

10 слайд:

Он издал добавления к «Русской Правде», которые получили название «Устав Владимира Мономаха».

11 слайд:

Таким образом, «Устав Владимира Мономаха» определял разные отношения: политические, социальные, денежные.
В конце своей жизни Владимир Мономах написал «Поучение», в котором не
только рассказал о своей трудной жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми.

12 слайд:


«Поучение Владимира Мономаха» - это одно из выдающихся произведений древнерусской литературы.

Владимир Мономах предназначал своё «Поучение» не только для своих детей. Он придавал ему более широкое общественное значение.

IV. Подготовительный этап чтения.

Учитель: А какой же был Мономах в детстве?
Летописец пишет: «Он рано привык выполнять сложные, недетские поручения. С детства Владимир отличался отчаянной храбростью».


Выразительное чтение воспитанниками по цепочке :
«… Любя охоту, часто ловил зверей с отцом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней сразу по несколько. Два раза буйный вол метал меня на рогах, олень бодал, топтал ногами, вепрь сорвал меч с бедра моего. Медведь пронзил седло. Лютый зверь однажды бросился и повалил коня вместе со мной. Сколько раз я падал с лошади!
Дважды я разбивал себе голову, повреждал руки и ноги, не дорожа жизнью в юности и не щадя головы своей…»

Текст «Поучения Владимира Мономаха» - это своеобразное собрание сочинений князя, состоящее из 3-х частей. Первая часть - само Поучение детям, вторая часть – автобиография, третья часть - письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

Словарная работа:

Поучение – один из жанров древнерусской литературы.

Как вы понимаете значение слова «поучение»?

(Поучение – совет, наставление, проповедь, речь,содержащая в себе наставления о жизни).

Подберите однокоренные слова.

(Учить, выучить, заучить, изучить, научить, обучаться, обучение, поучать, поучительный, поучить, приучать, учащийся, учёба, учебник, учение, ученик, учитель, учиться).

Поучение = побуждение к учению.

Определение жанра. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя; он поучал его.

Это произведение нравственного характера.

Поэтому наставления Мономаха и воспринимаются как мудрая заповедь, призывающая к состраданию, уклонению от зла, покаянию, молитве, усердию, справедливости, милосердию и попечению о слабых.

Слайд:

- Что мы нового узнаём о Владимире Мономахе? (имя при крещении - Василий )

Когда он пишет «Поучение»? Как вы понимаете фразу «Сидя на санях»? (Оно может иметь значение: «в преклонных годах», «на краю смерти». Значение его основывается на обрядовой стороне похорон. Перевозка тела умершего на санях была существенною частью древнерусского погребального обычая.)

Кому оно адресовано?

V. Физкультминутка.

Мы узнали много интересного о личности великого князя Владимира Мономаха. Сделаем перерыв: проведём физкультминутку.

Физкультминутка

Славный князь Мономах правил на Руси. (Повороты туловища.)
Кто не слышал о нём, послушай, уясни:
Был он честен, и смел, и исполнен сил (Махи руками.)
Русь святую собрать, избавить от войны.
От половецких племён он избавил Русь. (Наклоны туловища.)
Подружил всех князей и возглавил их.
Сыновьям Мономах дал такой наказ: (Вращения глазами.)
В дружбе жить, уважать старых и больных,
Не лениться, учиться, дружбой дорожить. (Вращения кистями рук.)
И тогда вспомнит Русь сыновей своих.

VI. Актуализация урока.

Учитель: Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым человеком, если создал «Поучение», которое актуально и по сей день. Попробуем разобраться, в чём же заключается его актуальность.

Владимир Мономах старается внушить своим детям правила нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические советы.

Вот какие основы православной веры выделяет Владимир Мономах:

Слайд:

Основы православной веры:

  • Победить врага нужно покаянием, слезами и милостынею.
  • Малым делом можно получить милость Божию.
  • Не клянитесь Богом.
  • Священников чтите.
  • Основа всему – страх Божий имейте.
  • Посещайте церковь.
  • Прославляйте Бога.

Вот какие советы даёт христианским людям Владимир Мономах:

Слайд:

Советы христианским людям:

  • Убогих не забывайте.
  • Подавайте сироте.
  • Не губите христианской души.
  • Гордости не имейте
  • Чтите старых.
  • Не ленитесь.
  • Остерегайтесь лжи, пьянства, блуда.
  • Чтите гостя.
  • Навестите больного.
  • Поприветствуйте человека.
  • Учитесь всему.
  • Творите добро.

… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

… Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

… напоите и накормите просящего…

… убогих не забывайте и подавайте сироте…

… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

… выражением нашего сердечного горения могут быть и малые дела, которые в глазах Божиих не отличаются от таких великих, как монашество, затворничество или голодание, если они творятся с чистым сердцем…

… соблюдайте своё слово…

… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

… Не пропустите человека, не приветив его.

… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

«Поучение Владимира Мономаха» адресовано княжеским детям. Между тем в нем содержатся рекомендации по утверждению в жизни общечеловеческих ценностей, добродетелей, не теряющих своего значения во все времена.

  1. Этап контроля и самоконтроля

Работа в группах «Восстановите цитату»

1 группа: вставить пропущенные слова и восстановить цитату из «Поучения Владимира Мономаха»

2 группа: вставить пропущенные слова и восстановить отрывок из «Поучения Владимира Мономаха»

Взаимопроверка цитат.

  1. Этап подведения итогов урока

Повторительно-обобщающая беседа

Что мы узнали о Владимире Мономахе?

Что мы можем сказать о «Поучении Владимира Мономаха»?

Не кажется ли вам, что «Поучение» устарело в наши дни?

А советы только детям? Или они обращены и к взрослым?

- Какое поучение своим детям оставил князь Владимир?
- Что он завещал?

Какое наставление вы бы взяли для себя? Для своих друзей?

  1. Этап информации о домашнем задании

Составить поучение (брату, сестре, однокласснику) по плану:

1. Обращение.

2. Советы.

  1. Этап рефлексии.

Выберите то высказывание, которое вы хотели бы произнести в конце нашего урока. Свой ответ обоснуйте.

Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому не хватает времени быть добрым.

Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает.

Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.

Владимир Мономах

Как видим, представления о человеческих ценностях не меняются на протяжении многих веков. И во времена Владимира Мономаха, и в наше время они одинаково чтимы и значимы. Вот почему и сейчас, спустя много веков, мы обращаемся к произведениям прошлого, осмысливаем их содержание и суть, обогащая свой внутренний мир.

И пусть добрым напутствием вам прозвучат слова Д.С.Лихачева:

«Будем любить все русское, исконно русское … но будем неустанно учиться ценить и то…что таится нового в нас самих».


I. ПОУЧЕНІЕ [пр.1] Владиміра Мономаха. (1099 г.) I.

2. Сѣдя на санехъ, помыслихъ в души своей и похвалихъ Бога, иже мя сихъ дневъ грѣшнаго допровади [пр.6] .

5. И отрядивъ я, вземъ Псалтырю [пр.9] , в печали разгнухъ я́ : и то ми ся выня: вскую печалуеши, душе? вскую смущаеши мя [пр.10] ? и прочая.

6. И потомъ собрахъ словца си любая, и складохъ по ряду и написахъ: аще вы послѣдняя не люба, а передняя приимайте.

7. а) Вскую печална еси, душе моя? вскую смущаеши мя? упова(й) на Бога, яко исповѣмся ему [пр.10] .

б) Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, ти обладають землею. И еще мало, и не будетъ грѣшника; взищеть мѣста своего, и не обрящеть. Кротции же наслѣдять землю, насладяться на множьствѣ мира. Назираеть грѣшный праведнаго, и поскрегчеть на нь зубы своими; Господь же посмѣется ему, и прозрить, яко придеть день его. Оружья извлекоша грѣшьници, напряже лукъ свой истрѣляти нища и убога, заклати правыя сердцемь. Оружье ихъ внидеть въ сердця ихъ, и луци ихъ скрушатся. Луче есть праведнику малое, паче богатства грѣшныхъ многа. Яко мышца грѣшныхъ сокрушатся, утвержаеть же праведныя Господь [пр.11] . Яко се грѣшници погыбнуть [пр.12] ,.... праведныя же милуя и даеть [пр.13] . Яко благословящии его наслѣдять землю, кленущии же его потребятся [пр.14] . Отъ Господа стопы человѣку исправятся [пр.15] … Егда ся падеть, и не разбьеться, яко Господь подъемлеть руку его. Унъ бѣхъ, и сстарѣхся, и не видѣхъ праведника оставлена, ни сѣмени его просяща хлѣба. Весь день милуетъ и в заимъ даеть праведный, и племя его благословлено будеть. Уклонися отъ зла, створи добро, взищи мира и пожени, и живи в вѣкы вѣка [пр.16] .

в) Помилуй мя, Боже, яко попра мя человѣкъ, весь день боряся, стужи ми. Попраша мя врази мои, яко мнози борющиися со мною с выше [пр.17] .

г) Возвеселится праведникъ, и егда видить месть; руцѣ свои умыеть в крови грѣшника. И рече убо человѣкъ: аще есть плодъ праведника, и есть Богъ судяй земли [пр.18] .

д) Измий мя отъ врагъ моихъ, Боже, и отъ встающихъ на мя отъими мя. Избави мя отъ творящихъ безаконье, и отъ мужа крови спаси мя; яко се уловиша душу мою [пр.19] …

е) Яко лучьши милость твоя, паче живота моего, и устнѣ моя похвалита тя. Тако благословлю тя в животѣ моемь, и о имени твоемь воздѣю руцѣ мои [пр.20] .

ж) Покры мя отъ соньма лукаваго, и отъ множьства дѣлающихъ неправду [пр.21] .

з) Възвеселитеся вси праведнии сердцемь [пр.22] .

и) Благословлю Господа на всяко время, воину хвала его, [пр.23] и прочая.

б) Аще ли кто васъ можеть инѣмь услѣти , отъ Бога мьзды да чаеть и вѣчныхъ благъ насладится.

в) О Владычице Богородице! отъими отъ убогаго сердца моего гордость и буесть, да не възношюся суетою мира сего в пустошнѣмь семь житьи.

г) Научися, вѣрный человѣче, быти благочестию дѣлатель, научися, по евангельскому словеси, очима управленье, языку удержанье, уму смѣренье, тѣлу порабощенье, гнѣву погубленье, помыслъ чистъ имѣти, понужаяся на добрая дѣла, Господа ради; лишаемъ - не мьсти, ненавидимъ любо гонимъ - терпи, хулимъ - моли [пр.27] .

9. Умертви грѣхъ… Избавите обидима, судите сиротѣ, оправдайте вдовицю; придѣте, да сожжемъся, глаголеть Господь; аще бу­дутъ грѣси ваши яко оброщени яко снѣгъ обѣлю я́, [пр.28] и прочее.

10. Восияеть весна постная и цвѣтъ покаянья; очистимъ собе, братья, отъ всякоя крови плотьскыя и душевныя, Свѣтодавцю вопьюще рцѣмъ: Слава тобѣ, человѣколюбче!

11. По истинѣ, дѣти моя, разумѣйте, како ти есть человѣколюбець Богъ милостивъ и премилостивъ; мы, человѣци, грѣшни суще и смертни, то оже ны зло створить, то хощемъ и́ пожрети и кровь его прольяти вскорѣ; а Господь нашъ, владѣя животомъ и смертью, согрѣшенья наша выше главы нашея терпить, и пакы и до живота нашего, яко отець, чадо свое любя, бья, и пакы привлачить е к собѣ.

12. Такоже и Господь нашъ показалъ ны есть на врагы побѣду, 3­-ми дѣлы добрыми избыти его и побѣдити его: покаяньемъ, слезами и милостынею [пр.29] ; да то вы, дѣти мои, не тяжька заповѣдь. Божья оже тѣми дѣлы 3­-ми избыти грѣховъ своихъ и царствия не лишитися. А Бога дѣля не лѣнитеся, молю вы ся, не забывайте 3-­хъ дѣлъ тѣхъ: не бо суть тяжка; ни одиночьство, ни чернечьство, ни голодъ, яко инии добрии терпять, но малымъ дѣломь улучити милость Божью [пр.30] .

13. Что есть человѣкъ, яко помниши и́? [пр.31] .

14. Велий еси, Господи, и чюдна дѣла твоя, никакже разумъ человѣческъ не можеть исповѣдати чюдесъ твоихъ; и пакы речемъ: велий еси, Господи, и чюдна дѣла твоя, и благословлено и хвално имя твое в вѣкы по всей земли. Иже кто не похвалить, ни прославляеть силы твоея и твоихъ великыхъ чюдесъ и добротъ, устроеныхъ на семь свѣтѣ; како небо устроено, како ли солнце, како ли луна, како ли звѣзды, и тма и свѣтъ, и земля на водахъ положена, Господи, твоимъ промысломъ! Звѣрье розноличнии, и птица и рыбы, украшены твоимъ промысломъ, Господи! И сему чюду дивуемъся, како отъ персти создавъ человѣка, како образи розноличнии въ человѣчьскихъ лицихъ, аще и весь миръ совокупить, не вси въ одинъ образъ, но кыйже своимъ лица образомъ, по Божии мудрости; и сему ся подивуемы, како птица небесныя изъ ирья идуть, и первѣе (въ) наши руцѣ, и не ставятся на одиной земли, но и силныя и худыя идуть по всѣмъ землямъ, Божиимь повелѣньемь, да наполнятся лѣси и поля; все же то далъ Богъ на угодье человѣкомъ, на снѣдь, на веселье. Велика, Господи, милость твоя на насъ, яже та угодья створилъ еси чедовѣка дѣля грѣшна. И ты же птицѣ небесныя умудрены тобою, Господи, егда повелиши, то вспоють, и чедовѣкы веселять тобе; и егда же не повелиши имъ, языкъ же имѣюще онемѣють [пр.32] .

15. А благословенъ еси, Господи, и хваленъ зѣло! всяка чюдеса и ты доброты створивъ и здѣлавъ, да иже не хвалить тебе, Господи, и не вѣруеть всѣмъ сердцемь и всею душею во имя Отца и Сына и святаго Духа, да будетъ проклятъ.

16. Си словца прочитаюче, дѣти моя, божествная, похвалите Бога, давшаго намъ милость свою, и се отъ худаго моего безумья наказанье ; послушайте мене, аще не всего приімете, то половину.

17. Аще вы Богъ умякчить сердце, и слезы своя испустите о грѣсѣхъ своихъ [пр.33] , рекуще: якоже блудницю и разбойника и мытаря помиловалъ еси, тако и насъ грѣшныхъ помилуй.

18. Не грѣшите ни одіну же ночь, аще можете, поклонитися до земли; аще ли вы ся начнеть немочи , а трижды; а того не забывайте, не лѣнитеся, тѣмь бо ночнымъ поклономъ и пѣньемъ человѣкъ побѣжаеть дьявола, и что въ день согрѣшить, а тѣмъ человѣкъ избываеть [пр.34] .

19. Аще и на кони ѣздяче не будеть ни с кымъ орудья , аще инѣхъ молитвъ не умѣете молвити, а «Господи помилуй» зовѣте бес престани, втайнѣ; та бо молитва всѣхъ лѣпши, нежели мыслити безлѣпицю ѣздя [пр.35] .

20. Всего же паче убогыхъ не забывайте, но елико могуще по силѣ кормите, и придавайте сиротѣ, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силнымъ погубити человѣка [пр.36] .

21. Ни права, ни крива не убивайте, ни повелѣвайте убити его; аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны [пр.37] .

22. Рѣчь молвяче, и лихо и добро , не кленитеся Богомь, ни хреститеся, нѣту бо ти нужа никоеяже; аще ли вы будете крестъ цѣловати к братьи, или к кому [пр.38] , а ли управивъше сердце свое, на немже можете устояти, тоже цѣлуйте, и цѣловавше блюдѣте, да не, приступни, погубите душѣ своеѣ.

23. Епископы, и попы и игумены, с любовью взимайте отъ нихъ благословленье, и не устраняйтеся отъ нихъ, и по силѣ любите и набдите, да приимете отъ нихъ молитву отъ Бога [пр.39] .

24. Паче всего гордости не имѣйте в сердци и въ умѣ [пр.40] , но рцѣмъ: смертни есмы, днесь живи, а заутра в гробѣ; се все, что ны еси вдалъ, не наше, но твое, поручилъ ны еси на мало дний; и в земли не хороните [пр.41] : то ны есть великъ грѣхъ.

25. Старыя чти яко отца, а молодыя яко братью [пр.42] .

26. В дому своемь не лѣнитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока [пр.43] , да не посмѣются приходящии к вамъ и дому вашему, ни обѣду вашему.

27. На войну вышедъ, не лѣнитеся, не зрите на воеводы; ни питью, ни ѣденью не лагодите, ни спанью; и сторожѣ сами наряживайте, и ночь, отвсюду нарядивше около вои, тоже лязите, а рано встаньте; а оружья не снимайте с себе вборзѣ, не розглядавше лѣнощами, внезапу бо человѣкъ погыбаеть.

28. Лжѣ блюдися и пьянства и блуда, в томь бо душа погибаеть и тѣло [пр.44] .

29. Куда же ходяще путемъ по своимъ землямъ, не дайте пакости дѣяти отрокомъ, ни своимъ, ни чюжимъ, ни в селѣхъ, ни в житѣхъ, да не кляти васъ начнуть [пр.45] . Куда же поидете, идеже станете, напойте, накормите унеина [пр.46] ; и боле же чтите гость [пр.47] , откуду же к вамъ придеть, или простъ, или добръ, или солъ, аще не можете даромъ, - брашномъ и питьемь: ти бо мимоходячи прославлять человѣка по всѣмъ землямъ любо добрымъ, любо злымъ.

30. Болнаго присѣтите; надъ мертвеця идѣте, яко вси мертвени есмы; и человѣка не минѣте, не привѣчавше, добро слово ему дадите [пр.48] .

32. Се же вы конець всему: страхъ Божий имѣйте выше всего [пр.50] .

33. Аще забываете всего, а часто прочитайте: и мнѣ будеть бе - сорома, и вамъ будеть добро.

35. Добрѣ же творяще, не мозите ся лѣнити ни на что же доброе, первое к церкви: да не застанеть васъ солнце на постели; тако бо отець мой дѣяшеть блаженый и вси добрии мужи свершении; заутренюю отдавше Богови хвалу, и потомъ солнцю въсходящю, и узрѣвше солнце, и прославити Бога с радостью, и рече: просвѣти очи мои, Христе Боже, и(же) далъ ми еси свѣтъ твой красный, и еще: Господи, приложи ми лѣто къ лѣту, да прокъ, грѣховъ своихъ покаявъся, оправдивъ животъ, тако похвалю Бога [пр.53] .

36. И сѣдше думати с дружиною, или люди оправливати, или на ловъ ѣхати, или поѣздити, или лечи́ спати: спанье есть отъ Бога присужено полудне, о тъ чинъ бо почиваеть и звѣрь, и птици, и человѣци [пр.53] .

37. А се вы повѣдаю, дѣти моя, трудъ свой, оже ся есмь тружалъ, пути дѣя и ловы 13 лѣтъ [пр.54] .

38а. Первое к Ростову идохъ, сквозѣ Вятичѣ, посла мя отець, а самъ иде Курьску… [пр.55] .

…А на зиму (6585) с Святополкомъ подъ Полтескъ; ожгоша Полтескъ; онъ иде Новугороду, а я с Половци на Одрьскъ, воюя; та Чернигову…

б. Всеславъ Смолнескъ ожьже, и азъ всѣдъ с Черниговци о двою­коню , и не застахомъ в Смолиньскѣ; тѣмже путемъ по Всеславѣ пожегъ землю и повоевавъ до Лукамля и до Логожьска, та на Дрьютескъ воюя, та Чернигову.

в. А на ту зиму повоеваша Половци Стародубъ весь, и азъ шедъ с Черниговци и с Половци, на Деснѣ изьимахомъ князи Асадука и Саука, и дружину ихъ избиша…

г. И на ту же осень идохомъ с Черниговци и с Половци, с Читѣевичи, к Мѣньску: изъѣхахомъ городъ, и не оставихомъ у него ни челядина, ни скотины…

д. И Стародубу идохомъ на Олга, зане ся бяше приложилъ к Половцемъ…

е. И се нынѣ иду Ростову…

ж. По Рождествѣ створихомъ миръ съ А(е)пою, и поимъ у него дчерь [пр.56] , идохомъ Смоленьску; и потомь идохъ Ростову.

з. И потомь ходихомъ къ Володимерю на Ярославця, не терпяче злобъ его [пр.57] .

и. А изъ Чернигова до Кыева нестишь ѣздихъ ко отцю, днемъ есмъ переѣздилъ до вечерни [пр.58] .

39. А всѣхъ путий 80 и 3 великихъ, а прока не испомню меншихъ. И мировъ есмъ створилъ с Половечьскыми князи безъ единого 20, и при отци и кромѣ отца .

40. А се тружахъся ловы дѣя … А се в Черниговѣ дѣялъ есмъ: конь дикихъ своима рукама связалъ есмь въ пушахъ 10 и 20 живыхъ конь, а кромѣ того же по Роси ѣздя ималъ есмъ своима рукама тѣже кони дикиѣ. Тура мя 2 метала на розѣхъ и с конемъ, олень мя одинъ болъ



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: