Автором духовного регламента для учреждения. «Духовный Регламент» как главный документ церковной реформы Петра I Великого

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ 1721 года [Регламент (Устав) Духовной коллегии], законодательный акт, реформировавший систему управления Русской православной церкви. Проект Духовного регламента по поручению царя Петра I составлен епископом Псковским Феофаном Прокоповичем, являлся одним из ярких образцов литературного творчества автора. После многочисленных исправлений и поправок царя, а также самого автора, сенаторов и духовенства (епископов, архиереев, архимандритов) был утверждён указом Петра I от 25 января (5 февраля); в окончательной редакции опубликован 16(27) сентября. Источниками для Духовного регламента послужили «Стоглав» (документ, принятый на Стоглавом соборе 1551), Кормчие книги 13-17 века, протестантские церковные уставы (Kirchenordnungen) и др. Духовный регламент составлен по образцу регламентов ранее образованных гражданских учреждений. Состоял из 3 частей: в 1-й части дано общее определение нового устройства церковного управления, во 2-й - определены обязанности Синода, в 3-й - священников. Согласно Духовному регламенту, церковь была подчинена государству, патриаршество упразднено, вместо него учреждён коллегиальный орган управления РПЦ - Духовный коллегиум (Синод). Царь объявлялся «крайним судиёю» духовного ведомства, блюстителем «правоверия и всякаго в церкви Святой благочиния». Синод возглавлялся президентом (с мая 1722 обер-прокурором Синода, светским чиновником, представлявшим интересы императора). Духовный регламент предписывал священникам заботиться о нравственном состоянии прихожан, усердно читать им проповеди или церковные книги («...всеконечная нужда есть имети некия краткия и простым человекам уразумительныя и ясныя книжицы, в которых заключится всё, что к народному наставлению довольно есть; и тыя книжицы прочитовать по частям в недельные и праздничные дни в церкви пред народом»); вменял приходскому духовенству докладывать гражданским властям о «злоумышленниках государственных», которые «на исповеди не изъявят раскаяния и отказа от своего намерения» (требование практически не исполнялось). Духовенство должно было вести метрические книги. Устанавливался возрастной ценз для пострига в монашество (30 лет для мужчин и 50 для женщин). Также Духовный регламент обязывал Синод осуществлять цензуру всех духовных сочинений («Аще кто о чем Богословское письмо сочинит, и тое б не печатать, но первее презентовать в Коллегиум»). В 1917 году Духовный регламент был отменён Поместным собором РПЦ (смотри Поместные соборы).

Источн.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 6. №3718.

Лит.: Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М., 1886; Голубинский Е. Е. О реформе в быте Русской церкви. М., 1913; Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. Ростов н/Д., 1916. Т. 1-2.

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ (постановление), для главной церковной коллегии, или Святейшего Синода, составлял до 1917 одно из оснований духовного суда и управления Русской Церкви. Составленный по поручению Петра I архиеп. Феофаном Прокоповичем, Духовный регламент подвержен был некоторым последующим дополнениям, инструкциям, так что к н. XX в. представлял собой книгу, состоявшую из нескольких частей. Во-первых, в ней помещался манифест от 25 янв. 1721 г., которым было сопровождено издание регламента. В манифесте, составленном также Феофаном и поправленном самим Петром, объяснялась важность преобразований, предпринятых по духовному ведомству, а также указывалось значение новой Духовной коллегии. Манифестом давалось Святейшему Синоду право в случае надобности впредь дополнять даваемый ему Регламент нужными правилами, но не иначе как с разрешения самого государя. Во-вторых, в книге помещалась присяга «членам Духовной коллегии», приносимая членами Синода перед вступлением в должность. В-третьих, помещался сам Регламент, краткое введение к которому, о разделении Регламента на три части, принадлежало Петру. Регламент начинался объяснением слова «коллегиум» (коллегиум - собрание). Затем указывались преимущества коллегиального, или «соборного», правления перед единоличным, которые и послужили к замене последнего в Русской Церкви первым. Вторая часть содержала рассуждение о делах, подлежащих Синоду. Третью часть Регламента составлял собственно регламент, т. е. устав Святейшего Синода. Состав Синода предполагал двенадцать персон, в их числе не менее трех архиереев, остальные - архимандриты, игумены, протоиереи. Из архимандритов, игуменов и протоиереев никто не должен был принадлежать к епархии заседающего в Синоде архиерея, для достижения совершенной самостоятельности его членов. Обязанности Святейшего Синода состояли: в наблюдении, все ли епископы, пресвитеры и прочие церковные служители, учащие и учащиеся и мирские люди в делах духовных пребывают в своем звании; в наставлении и наказании погрешающих; в цензуре богословских сочинений; в рассмотрении проектов улучшения устройства Церкви, которые каждый волен представлять в Синод; в свидетельствовании новопроявляющихся мощей и чудотворных икон; в суде над раскольниками; в решении некоторых кажущихся неразрешимыми вопросов совести; в свидетельствовании кандидатов во епископы; в рассмотрении жалоб на архиерейский суд; в наблюдении, чтобы не тратились попусту церковные суммы; в защите подведомственных Синоду лиц в других судебных и административных местах; в рассмотрении вместе с Юстиц-коллегией сомнительных духовных завещаний; в упорядочении дела благотворительности; наконец, в упорядочении взаимоотношений приходских священников и прихожан. В-четвертых, помещалось «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского», составленное Синодом сначала без ведома Петра, а затем просмотренное и одобренное им самим. Здесь первые 30 пунктов посвящены пресвитерам, дьяконам и прочим причетникам. Остальные 62 статьи Прибавления говорят о монахах, монахинях и монастырях. Прибавление это, «исправленное и опробованное» самим Петром, было опубликовано в первых числах мая 1722. В-пятых, шел «реестр» на книгу Духовного регламента, или алфавитный указатель материала, содержащегося в регламенте. После этого, в-шестых, помещалось «Рассуждение о браках правоверных лиц с иноверными, в Святейшем правительствующем Синоде сочиненное» от 18 авг. 1721 (по вопросу о браках пленных шведов с православными); к этому рассуждению приложены 33 примера браков правоверных лиц с иноверными. В-седьмых, приведены «пункты», или вопросы, оставленные Синодом на усмотрение государя, по поводу различных недоумений, появившихся при введении в действие регламента, с резолюциями Петра I. В заключение помещалась инструкция обер-прокурору Святейшего Синода, из которой видно, что Синод мог в случае большой вины обер-прокурора арестовать его и разыскивать, «однако же никакой пытки, экзекуции или наказания ему не чинить».

Введение

Православная Церковь играла в истории России огромную роль. На протяжении более тысячелетия Церковь оказывала сильнейшее воздействие на все стороны жизни русского и других принявших православие народов России. Православная Церковь спасала культуру и язык русского народа, выступала как важнейший консолидирующий фактор в объединении удельных русских княжеств и образовании Русского централизованного государства. Неоценима роль Русской Церкви в духовной жизни народа. С принятием христианства пришла письменность. Монастыри стали центрами распространения грамотности на Руси. В них велось летописание, которое сохранило память о первых веках отечественной истории, создавались шедевры древнерусской литературы и иконописи. Выдающимися памятниками русского зодчества являются храмы и монастырские комплексы. Поэтому изучение истории Русской Православной Церкви представляет большой научный интерес и актуальность.

Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Важную роль в утверждении абсолютизма послужила церковная реформа Петра I.

Реформы Петра I - преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696-1715 годы и 1715-1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Петр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ.

Церковная реформа Петра I. Духовный Регламент

Положение Церкви в конце XVII в. давало немалые основания ее руководству для беспокойства и новое правительство, руководимое молодым царем Петром I, открыто декларировало намерения приступить к широким переменам во всех сферах жизни.

Реформа церковного управления была одной из самых важных по своим последствиям петровских реформ. Поэтому сразу же после смерти патриарха Адриана в 1700 г. Правительство приступило к реформе церковной системы и церковной администрации. Вследствие чего в этом же году было упразднено патриаршество. А по совету приближенных царь вместо избрания нового патриарха ввел новую должность - Местоблюстителя Патриаршего Престола.

16 декабря 1700 г. Местоблюстителем и администратором патриаршего престола стал рязанский митрополит Стефан Яворский. Изолированное положение и уступчивость Стефана облегчали проведение ряда реформ, направленных на ослабление церкви в материальном и других отношениях.

Так как большинство иерархов Русской православной церкви не поддерживало проводившихся преобразований, Петр I в 1700 г. издал указ о вызове в Россию малороссийских священников, в борьбе с церковными консерваторами царю удалось найти помощников именно в этой среде.

Когда Петр I окончательно согласился с мыслью об отмене патриаршества, настало время издать законодательный акт, который разъяснял бы и оправдывал это нововведение. Такой важный государственный вопрос Петр I посчитал возможным доверить архиепископу Феофану Прокоповичу, так как взгляды Феофана на взаимоотношения государства и Церкви целиком совпадали с взглядами Петра I. Так в 1718 г. Петр поручил Феофану Прокоповичу писать регламент Духовной коллегии, или Духовный регламент.

В новейшее время сделалось известным, что Петр I при составлении Духовного регламента принимал самое деятельное участие. Редакция этого важного памятника, быть может, должна считаться более трудом Петра I, нежели трудом Феофана Прокоповича.

Силу закона Духовный регламент получил 25 января 1721 г.. На его основании новым высшим церковным учреждением стала Духовная коллегия.

Духовный регламент делится на три части. Первая часть - введение. Вторая - "Дела, управлению сему подлежащие" - подразделявшаяся в свою очередь на: 1) "Дела общие всея Церкви" и 2) "Род дел, собственным чином потребных". Третья часть Регламента - "Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского" - содержала законодательные установления в отношении духовного сословия.

Особый интерес представляли манифест и введение к регламенту, в которых были изложены права русского монарха по отношению к церкви. Царь называется не только "правоверия и церкви святой благочиния" блюстителем, но и "верховным пастырем" русского православного христианства.

В Духовном регламенте были изложены побудительные причины образования нового высшего учреждения - Коллегии духовных дел. Если при патриаршестве сохранялась автономия церкви, то теперь духовная администрация занимала подчиненное место в общей системе государственного аппарата. Звание патриарха уничтожалось, а духовные члены коллегии становились чиновниками, подобно советникам в других коллегиях. Церковь и духовенство становились в подчиненное, зависимое положение к абсолютистскому государству по всем своим делам, за исключением тех, которые связаны с церковными догматами и канонами.

Члены Духовной коллегии, помимо общей присяги по церковному званию, по своему положению чиновников коллегии, приносили еще и особую присягу на верность государю.

Много места в Регламенте уделено вопросу о преимуществах коллегиального управления над единоличным. Регламент прямо пояснял, почему единоличное управление Церковью нежелательно государству: "простой народ, удивленный той честью и славой, которой окружен патриарх, может помыслить, что то второй государь, самодержцу равносильный или и больше его".

В регламенте подчеркивается, что даже монарх обычно советуется с приниженными, что в коллегии меньше пристрастия, коварства и лихоимства; она "свободнейший дух в себе имеет к правосудию: не тако бо, яко же единоличный правитель гнева сильных боится...". Далее в регламенте откровенно высказана едва ли не самая существенная причина, почему единоличное управление церковью может быть опасно государству: "простой народ, удивленный той честью и славою, которой окружен патриарх, может помыслить, что "то второй государь самодержцу равносильный, или и больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство...". Объяснив, таким образом опасность, которая связана с сохранением патриаршего сана, регламент указывал далее на то, что лишенная главы и "светлости" должность президента коллегии безобидна и простой народ "весьма отложит надежду имети помощь к бунтам своим от чина духовнаго".

11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр I назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И.В.Болдина), которому подчинялось синодальная канцелярия и церковные фискалы - "инквизиторы". Все имущество и финансы церкви находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду. Таким образом, Петр 1 полностью подчинил церковь своей власти.

Письмом от 30 сентября 1721 г. Петр I ходатайствовал перед патриархом Константинопольским о каноническом признании нового учреждения. Утвердительный ответ пришел через два года. В нем зарубежные патриархи официально признали Синод как равного себе "собрата". Таким образом, неканоническая церковная реформа Петра I была формально легализована.

a. Причины учреждения «Духовного Коллегиума»

Духовный Регламент, он же - Устав Духовной Коллегии - важнейший документ Синодальной эпохи, разделяется на 3 части:

«…Разделяется же Регламент сей на три части, по числу триех духовных нужд, ведения достойных и управления требующих, которыя суть:

1). Описание и важныя вины таковаго правления.

2). Дела, управлению сему подлежащая.

3). Самых управителей должность, действо и сила» Духовный Регламент. Текст. http://krotov.info/acts/18/1/1721regl.html.

Если говорить о стиле изложения, то Регламент отличается бескомпромиссностью и даже резкостью: «Характер его изложения весь проникнут борьбой Реформы Феофана Прокоповича с противодействовавшими ей реакционными силами и явлениями, и потому отличается обличительным направлением, тенденциозностью, даже страстностью» Знаменский П. В. История Русской Церкви. М.: изд. ПСТГУ 2004. С. 136.

Рассмотрев текст Регламента невозможно не обратить внимание на эмоциональность - тогдашние проблемы столь сильно назрели, что о них говорится во всех III частях, указания о церковных нестроениях сквозят на протяжении всего документа.

И действительно, стоит посмотреть на церковные проблемы беспристрастно. Духовенство (особенно высшее), при помощи церковных доходов удовлетворяло не только свои «потребы», но и содержало значительное число родственников и знакомых. Многие, «подкупом достигшие своих должностей», как свидетельствует Стоглавый собор, «покоили себя в кельи с гостьми; да племянников своих вмещали в монастырь, да волили всем монастырским» Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви. М.: 2001 С. 245. На это расточалось огромное количество финансовых средств: «Весь покой монастырский - и богатство, и изобилие во властех оне истощали с роды и племянники и с боярами и с гостями и с любимыми друзи» Емченко Е.Б. Стоглав: исследование и текст // Исторический вестник. Москва - Воронеж, 1999.

№3-4. С.297.. О монастырской жизни также приходится говорить двояко - с одной стороны подвижники благочестия, а с другой - «…Многие игумены и архимандриты не принимали никаких мер к правильному ведению монастырского хозяйства, но расстраивали его вследствие полного пренебрежения интересов монастыря, заботясь лишь о своем благополучии» Кононов Н. Разбор некоторых вопросов, касающихся Стоглава Москва, 1994. С.701.. Даже Волоколамский монастырь, являвшийся примером староиноческой жизни, и тот подвергался общему разложению нравов. Монахи, во время игуменства там Даниила, жили «особые стяжение держаще злаго ради пристрастия и сребролюбия ради». Это дало Даниилу основание обратиться к своей братии с резкой проповедью, где он укоряет в сребролюбии, жадности и несоблюдении монашеского устава Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. М.,2001 С.124.

Такими темпами долго продолжаться не могло, и в Духовном Регламенте Феофан Прокопович обрушился на все эти нестроения.

Во-первых, Регламент перечисляет недостатки старого Церковного управления и «вины» введения нового. В частности выдвигается демагогическое заявление о большей независимости и беспристрастности коллегиальной формы правления в сравнении с властью патриарха. «…известнее бо взыскуется истина собораным сословием, нежели единым лицем…таковое было церковное Синедрион в Ветхозаветней церкви во Иерусалиме, и гражданский суд Ареопагитов в Афинех … и иныя, нарицаемыя Дикастериа» Духовный Регламент. Текст. http://krotov.info/acts/18/1/1721regl.html. Далее выдвигается не менее убедительный аргумент, о якобы большей бюрократизации патриаршего управления и о том, что в коллегиальной системе будет меньше проволочек: «…А когда в живых не станет его, то и паче пресекаются дела» Там же.. Ближе к истине стоит заявление о большей безопасности Синодальной системы для светской власти: «Велико и сие, что от соборнаго правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единаго собственнаго правителя духовнаго» Там же.. В заключение первой части подчеркивается большая демократичность новой системы и Синод рассматривается как некая «кузница кадров».

Во-вторых, Регламент говорит о делах, входящих в компетенцию Коллегии. Дела эти делятся на общие и частные. Положения о делах представляют для нас особый интерес, т.к. проливают свет на многие церковные проблемы того времени.

b. Регламент о проблемах Церкви

Прежде всего, узнаем о развитии сомнительной гимнографии (особенно на Украине) - сложении «народных акафистов», молебнов и иных служб, «…Слову Божию противных и …непристойных» Духовный Регламент. Текст. http://krotov.info/acts/18/1/1721regl.html. Сочиняются непонятные жития, «…ложно вымышленныя, и сказующия чего не было…» Там же..

Народ для чего-то празднует пятницу, указывая на то, что в противном случае «…пятница гневается» Там же.. В той же Малороссии водят в крестных ходах «…жонку простовласую под именем Пятницы…» Там же., и «…попы с народом молебствуют пред дубом…» Там же..

По градам и весям ходит множество «мощей» - архидиакона Стефана и т.п., и даже (!) предлагается «…много млека Пресвятыя Богородицы» Там же.. Архиереи для решения своих финансовых проблем организуют «явление чудотворных икон», молитвы передают в шапку,(!) возрождается еще дониконовское многогласие. Далее Феофан Прокопович сетует на нехватку духовенства, и на невежество имеющегося, говорит о необходимости менять ситуацию, и введении некоего трехтомного Катехизиса. Особо говорится об образовании епископов - знании канонов степеней родства, необходимости для них обмениваться опытом: «…недоумевал бы Епископ, что делать; то первее да пишет о том, прося совета, ко иному ближайшему Епископу» Там же..

Говорится о недопустимости епископу долго находиться вне своей епархии, кроме «правильных вин» - тяжких недугов, служения в Царствующем граде и т.д. В этом случае предписывается архиерею назначить своих заместителей из «мужей умных и благоговейных». То же самое относится и к уходу епископа на покой.

Обратившись снова к проблемам, увидим праздное шатание монахов, о чем предписывается надзирать архиерею, кликуш, ложные чудотворные иконы, «телеса мертвые» и т.д.

c. Реформы в управлении и кадровой политике

Регламент говорит и о необходимости устроения духовных школ при архиерейских домах: «…чтоб всяк Епископ имел в доме, или при доме своем школу для детей священнических…» Духовный Регламент. Текст. http://krotov.info/acts/18/1/1721regl.html , делах налоговых, а само служение архиерея характеризует как «…дело великое, но честь никаковая» Там же. а должен быть «…не дерзок и скор, но долготерпелив и разсудителен во употреблении власти своей» Там же.. Говорится о мерах прещения - извержении, запрещении, отлучении и т.п. и процедуре их применения, объездах архиереем своей епархии, его отчетах в Коллегиум и т.п.

Много говорится о борьбе с «нашими раскольшиками», вреде этого самого раскола. Так же говорится о том, что в случае учреждении Духовной Академии именно в компетенцию Коллегии войдет формирование преподавательского состава, учебной программы, библиотек.

Много говорится о распорядке, правилах Академии: «…Новопришедшаго ученика отведать память и остроумие; и если покажется весьма туп, не принимать в Академию: ибо лета потеряет, а ничего не научится» Там же. а «Буде же покажется детина непобедимой злобы, свирепый, до драки скорый, клеветник, непокорив … хотя б и остроумен был: выслать из Академии, чтоб бешеному меча не дать» Там же., «…Определить времена ко всякому делу и покою Семинаристом, когда спать ложиться, когда воставать, молиться, учиться, идти на трапезу, гулять и прочая…».

Подробно расписаны как отдых, так и учеба семинаристов. «Подобает быть в Семинариум церкви, аптеке и Доктору…». Говорится о выпуске семинаристов, и о приближении наиболее одаренных к архиереям для занятия руководящих постов.

Упоминается и о подготовке проповедников. «Проповедали бы проповедники твердо, с доводом Священнаго Писания о покаянии, о исправлении жития, о почитании властей, паче же самой высочайшей власти Царской» Там же.. Предписывается искоренять в народе суеверия и утверждать в сердцах людей страх Божий. Тут снова Регламент обращается к проблемам - проповедники используют свое положение для сведения личных счетов - поносят на проповеди своих недоброжелателей: «…обычай же есть аще кто его в чем прогневит, на проповеди своей мстить оному» Духовный Регламент. Текст. http://krotov.info/acts/18/1/1721regl.html. Промахи властей затрагивать на проповедях не рекомендуется: «Непригоже вельми проповеднику, наипаче юному, говорить о грехах властительских, или обличительне к лицу слышателей» Там же.. Проповедникам предписывается изучать труды Свт. Иоанна Златоуста, а вот польские авторы-гомилеты Феофану не нравятся…

Успешные проповедники как и архиереи предостерегаются от гордости: «Аще проповедник видит от слова своего в народе пользу, да не хвалится тем … безумно творят проповедницы, которые брови своя поднимают, и движение рамен являют гордое» Там же.. О том как именно проповедовать, и от каких крайностей воздерживаться также сказано: «Не надобно руками спляскивать, в боки упиратися, подскакивать, смеятися, да не надобе и рыдать; но хотя бы и возмутился дух, надобе, елико мощно, унимать слезы; вся бо сия лишняя и неблагообразна суть».

1. «Мир нарицается вся подсолнечная, от человека обитаемая…» Там же..

2. «Мир приемлется за людей просто, яко суть тварь телесная, но разумная. И не по сему миру мирян именуем, которые вне причта службы церковныя суть» Там же..

3. «Мир часто знаменует злобу человеческую и суету, или самых человек; поелику злобни и суетни суть» Там же..

Говорится, исходя из этого кто такие миряне, и определяется их потребность в духовном окормлении. «Всем ведомо сие: в первых да будет, что всяк Христианин должен православнаго учения слушать от своих пастырей…» Там же..

Устанавливается некий «евхаристический минимум» для мирян - одно причащение в год: «Должен всяк Христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися святой Евхаристии…» Духовный Регламент. Текст. http://krotov.info/acts/18/1/1721regl.html Там же..

Вновь Феофан Прокопович обращается к теме Раскола - рекомендуется выявлять старообрядцев, учреждать фискалов и т.д. «По всей России никого от раскольщиков не возводить на власти, не токмо духовныя, но и на гражданския…» Там же..

Говорится о «влачащихся попах», которых не следует принимать в духовники, о закрытии всех домовых церквей, кроме Царских. Осуждение вызывает крещение и отпевание по домам, сомнительные браки.

В третьей части - «Самих управителей должность, действо и сила» определяется состав и компетенция каждого члена синода.

Число их определяется в 12, и «…быть же лицам разнаго чина: Архиереом, Архимандритом, Игуменом, Протопопом, из котораго числа, трем Архиереом, а прочиих чинов, сколько котораго достойных сыщется» Там же.. Исключается какая-либо возможность давления архиереев на архимандритов и протопопов, «…Смотреть сего, чтоб Архимандриты и Протопопы не были в чину сего собрания, которые подручни суть некоему Архиерею…» Там же..

Далее снова говорится о проблемах - «Аще где проявится нетленное тело, или пройдет в слух видение чие или чудотворение, Коллегиум долженствует испытовать тоя истины, призвав к допросу оных повестителей, и прочиих, которые о том свидетельствовать возмогут» Там же.. «Аще кто кого поречет, яко раскольщик, или новаго некоего учения изобретатель есть, судить тое в Духовном Коллегиум» Там же.. Еще раз говорится о вопросах, находящихся в компетенции Коллегиума - апелляции от епископских судов - «…На суд Духовного Коллегиум относить суды Епископов, если кто оными не доволен», вопросы землевладения - «…Должно Коллегиум рассмотреть, кто и как владеет землями церковными…». Жалобы епископов и иного причта - «…Когда Епископ, или меньший служитель церковный обиду терпит от господина…обжаловать в Коллегиум» Духовный Регламент. Текст. http://krotov.info/acts/18/1/1721regl.html Там же.. Говорится о подаянии милостыни и неких «ленивых нахальниках», от которых вреда весьма много, Коллегиум призывается решить и эту проблему: «По дорогам, где угодно видят, разбивают; зажигатели суть, на шпионство от бунтовщиков и изменников подряжаются; клевещут на властей высоких, и самую власть Верховную зле обносят…» Там же..

Видим и серьезное развитие симонии в среде русского духовенства: «И се немалая должность, как бы священство от симонии и безстуднаго нахальства отвратить» Там же..

В заключение всего этого идет упоминание о присяге, которую все члены Коллегиума должны принести на имя государя, и утверждение Регламента Самодержцем. Обобщая нужно отметить чрезвычайную неоднозначность Духовного Регламента - решая массу проблем, выводя русское общество, и в частности духовенство на принципиально новый культурно-образовательный европейский уровень, противоборствуя с суевериями и т.п. он, однако вводит и двусмысленные, явно протестантские нотки в российскую церковную жизнь.

патриаршество монастырский религиозный реформа

Духовный регламент, ставший законом 25 января 1721 г., говорил о новом высшем церковном учреждении - Духовной коллегии . Регламент пояснял, почему единоличное управление, в отличие от коллегиального, нежелательно государству: "простой народ", удивленный той честью и славой, которой окружен патриарх, "может помыслить, что то второй государь, самодержцу равносильный или и больше его".

После утверждения Духовной коллегии Петр понял, что духовное ведомство по своему универсальному статусу не могло быть приравнено к узкоспециализированному статусу обычной коллегии и что это унижало привычное иерархическое самосознание. Поэтому вскоре Петр учредил Святейший Синод . Чтобы придать ему надлежащий статус и не допустить превращения в узкоцерковное учреждение, царь позволяет ему именоваться Правительствующим , т.е. имеющим государственные полномочия по подобию Сената.

Структурно Духовный регламент делится на три раздела. В первом разделе Коллегия обязывалась следить за правильным совершением богослужения и цензурой книг.

Второй раздел включал в себя три подраздела. Первый подраздел посвящен вопросам епархиального управления и содержит правила об управлении епархиями, об отношении к подчиненному духовенству (которое не следовало чрезмерно обременять налогами), о епархиальном суде и о надзоре за епископскими слугами. Здесь подчеркивалось, что епископы подлежат юрисдикции Святейшего Правительствующего Синода . Предписывалось составлять ежегодно два отчета о состоянии епархии. В сомнительных случаях следовало подробно изложить дело, предоставив его решение на усмотрение Святейшего Синода. Регламент подробно очерчивал круг дел епископов, придавая их статусу черты рачительного чиновника: надзор за поведением духовенства, заботы о духовном просвещении и нравственности мирян, контроль хозяйства вверенных ему епархиальных монастырей и церквей. В 1721-1727 гг. Святейший Синод располагал даже штатом инквизиторов для ревизий и контроля за епархиями. Наряду с Духовным регламентом главными руководящими документами для епархиальных управлений являлись указы Святейшего Синода, которые часто издавались по повелению императора.

Второй подраздел содержал указания об учреждении епархиальных училищ. Для подготовки священников рекомендовалось открывать школы, доступные для юношей всех сословий, а не только духовного. При этом епископов обязывали следить за тем, чтобы выпускники семинарий имели преимущество при поставлении во священники или монашеском пострижении перед теми, кто не имел образования. Предписывалось также в каждой епархии открыть архиерейскую школу "для детей священнических или и прочих, в надежду священства определенных", причем на средства из доходов архиерейского дома. При этом указывался конкретный и очень высокий процент отчислений: 30% хлеба с земель церковных и 20% с монастырских и архиерейских.



Опираясь на положения Духовного регламента, епископы приступили к организации в своих епархиях духовных школ. В течение XVIII столетия Духовный регламент был для Синода и епископов основой их деятельности в области духовного образования и содействовал его развитию. К концу века Россия располагала 4 духовными академиями, 46 семинариями и обширной сетью начальных школ в епархиях.

И наконец, еще один подраздел содержал положения, относящиеся к деятельности самого Святейшего Правительствующего Синода . Святейший Синод состоял из 11 членов: президента, 2 вице-президентов, 4 советников и 4 асессоров из среды черного и белого духовенства. В обязанности членов Синода входило: 1) наблюдение за всем церковным управлением и церковными судами; 2) оценка проектов всякого рода улучшений; 3) цензура; 4) изучение и удостоверение чудес; 5) рассмотрение новых сектантских учений; 6) исследование неясных вопросов совести; 7) испытание кандидатов на звание епископа; 8) выполнение функций бывшего патриаршего суда; 9) надзор за использованием церковного имущества; 10) защита епископов и прочего духовенства перед мирскими судами; 11) проверка подлинности завещаний; 12) искоренение нищенства и обновление благотворительности; 13) борьба с симонией (продажей церковных должностей).

В Регламенте был пункт о присяге, имевшей чисто государственную природу: в присяге монарх объявлялся верховным судьей в Церкви. Кроме того, духовенство давало присягу на верность не церковным догматам, а только монарху и династии.

Третий раздел Регламента предусматривал меры по сокращению численного состава духовенства, усилению сословной замкнутости и наследственного порядка замещения церковно-приходских должностей, а также правила монастырской жизни.

Для постоянного государственного надзора за деятельностью Синода в 1722 г. Петром была учреждена должность обер-прокурора Синода, который возглавлял аппарат наблюдения за духовенством на местах. Лица, составлявшие этот аппарат, получили название инквизиторов. В компетенцию обер-прокурора входило представление императору докладов и ежегодного отчета от имени Синода, заведование синодальными учреждениями: канцелярией Синода, хозяйственным управлением, учебным комитетом, типографией и т.д. То, что обер-прокурор занимал ключевую позицию в секретариате Синода, создавало предпосылку для будущего возвышения института обер-прокуратуры.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: