Банник: Жестокий банный дух. Банник - банный домовой

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытьё.
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из неё.
В. Высоцкий

ДОБРА ТА РЕЧЬ, ГДЕ ПРО БАНЬКУ ДА ПЕЧЬ!

Помните: «здесь русский дух, здесь Русью пахнет»? «Дух» этот не что иное, как способность к сохранению и быстрому восстановлению здоровья у русского народа, закалённость и устойчивость к заболеваниям. Испокон веков иноземцы, описывая в своих путешествиях по нашим землям, удивлялись и изумлялись нашим банным обычаям. Жар парилки, душистый пар, нещадное хлестанье вениками и прыжки в ледяную прорубь или сугробы снега приводили их в ужас и восторг!

Официальная история считает временем появления у восточных славян парных бань V в. н.э. «В их стране холод до того силён, что они выкапывают себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В этот погреб приходит человек с семьёй и приносит дрова и камни. Затем разводит огонь и раскаляет камень на огне докрасна. Когда камень раскалится сильно, его обливают водой, так что распространяется пар, и нагревается жильё до того, что снимают одежду. И в таком жилье остаются они до весны…» (Ибн Русте, Книга дорогих ценностей, 1.4.1.3).

Любовь к бане у русского человека прослеживается на протяжении столетий. Ни у одного народа нет такого количества пословиц и поговорок о бане, такого богатейшего банного фольклора. Банная процедура - это некое священнодействие, магический ритуал. Опытные парильщики надевают шапки и рукавицы для защиты от сильного жара в парной, готовят особые травяные настои по известным им одним рецептам, устилают пол сеном, развешивают ароматные пучки трав по стенам, натирают тело парящегося мёдом или солью с редькой, целебными маслами и всевозможными растираниями. Как дирижёр оркестра парильщик ведёт действо от этапа к этапу, наддавая пар в парной кипятком с квасом, пивом хреном, горчицей, кофе, травяными отварами и настойками. («Поддай парок да лезь на полок!»). Установив загодя около бани большие кадки со снегом или ледяной крошкой, раскалённые обнажённые тела парящихся со смехом и уханьем погружаются в сугроб или прорубь.

Пожарче натопить баню, взобраться на полок, попариться и хорошенько пропотеть - приём настолько укоренившийся, что является более предпочтительным в народе, чем всякое другое лекарство. И в самом деле, нет такого внутреннего органа или системы в человеке, на которые бане не оказывала бы благотворного влияния («На пару да баньке сорок болезней выходит»). Укрепляется нервная система, нормализуются обменные процессы, улучшается состояние позвоночника и суставов, повышается интенсивность работы почек, регулируется кровяное давление, улучшается тонус кровяных сосудов, активизируется деятельность эндокринной системы и половых органов, происходит ингаляция, через усиленное потоотделение организм очищается от шлаков. Простуда, застой крови, горячка, ломота, ушибы и запойное пьянство одинаково требуют бани. Бани улучшают функции сальных и потовых желез, делают эластичной, упругой кожу.

Русская баня - это совмещение несовместимых начал восточной Аюрведы: огня, воды, камня, дерева, воздуха. Парадоксальное сочетание обжигающего жара, нещадного массажа и ледяного душа (могучих раздражителей капилляров) - блестящая идея стимуляции естественных защитных и целительных механизмов человека. Баланс первоэлементов является одним из краеугольных камней философии. Если эти элементы находятся в равновесии, то существует всеобщая гармония. Этот баланс поддерживает нормальную жизнедеятельность человека, дисбаланс же приводит к болезням. Вот и сердце любой бани, её каменка, осмысливается в качестве жилища банного духа, является неким животворящим комплексом, где из огня, воды, дерева, камня, воздуха происходит творение жизни и судьбы человека. Силы названных стихий, взаимодействуя друг с другом, создают в парной гармоничную, уравновешенную среду, называемую Ладом. Организм человека налаживается, очищаясь и восстанавливаясь.

Как говорят в народе: «Душистый пар не только тело, но и душу лечит». Баня - это не только чистота. Это и гармонизация самих себя, и оздоровление, и профилактика болезней, и терапия, и массаж, и прогрев. «На щеках горит румянец, синь в глазах, в крови пожар!» - недаром так говорят о человеке, буквально помолодевшем после бани. Везде и всегда телесная чистота была способом гармонизировать своё бытие, стать угоднее Богам, приблизиться к совершенству. Гармония души и стремление к божественному не мыслились без гармонии тела и без движения к собственному совершенству. Омовение связывалось с ритуальной, религиозной чистотой. Если ты чист телесно, то, значит, чист мыслями, намерениями и душой. Главная цель парилки в бане - не очищение тела, а расслабление и тела, и души человека, его возрождение. Ключевое слово здесь - «возрождение». Именно это и происходит в душе человека после горячей парилки и освежающего купания. Баня предлагает спокойные эмоциональные впечатления на всех уровнях бытия. Баня расслабляет, восстанавливает душевное спокойствие. После бани некуда спешить. Мысли и настроение поднимается выше повседневных дел и забот. Тело становится гибким, мышцы мягкими, всё существо лёгким. («В бане помылся - что заново родился!»).

Из века в век бани приготовляются накануне больших праздников: в случае родин, перед именинами и венцом, с дороги и в путь, не говоря уж о еженедельных субботних банях. Здесь властвует Круговорот, стирающий грань между жизнью и смертью, бытиём и небытиём, Явью и Навью. Традиционно в крестьянском обиходе баня - место иномирное, нечистое, опасное (здесь сказываются и некоторая отдалённость её от дома, у христиан - отсутствие в помещении бани икон, смываемая в бане грязь и т.п.). В то же время «переходное» , очищающее пространство бани необходимо: в ней как бы «смывается» прошедшая жизнь, пыль, грязь, грехи и происходит своеобразное возрождение человека к новой, чистой жизни.

Русская баня неразрывно связана с массой религиозных и земледельческих обрядов. Служила она в основном для обрядов очищения. Сюда ходили очищать не только тело, но, прежде всего, душу во все переломные моменты человеческой жизни от рождения до омывания покойника. Ритуальность посещения бани проявляется в обязательности омовения в определённых ситуациях: в начале века мылись обязательно перед праздниками, перед севом (было принято выезжать для мытья в бане к Перунову (в эпоху двоеверия - Ильину) дню независимо от этапа работы), мыться не только еженедельно по субботам, но и «в дорогу», и «с дороги», и по завершении больших работ. Считается, что вымыться необходимо успеть «до коров», то есть до прихода стада в деревню, до заката. Баня также была по-разному связана с ходом сельскохозяйственного года. В ней сообща выполняли разнообразные хозяйственные работы: обрабатывали лён, пряли, кружева плели, вязали, коптили мясо и колбасы, затирали и сушили солод, проращивали семенной картофель. В ходе этих ежегодных занятий старые и молодые члены рода работали вместе несколько дней подряд. В ритме работы пели песни, рассказывали предания и сказки, загадывали загадки. В начале века в бане выполняли некоторые грязные работы («Здесь же и куделю мнут»). Сейчас в бане часто стирают.

«ДУХ ПАРНОЙ, ДУХ СВЯТОЙ!» О ХОЗЯИНЕ БАНЕ - БАННИКЕ

Русские люди придают бане истинно религиозное значение. Только у русского народа есть божество банного пространства, отвечающее за чистоту телесную и духовную. Можно предположить, что баня была настолько важным элементом культуры славян, что это потребовало особого божества - банника.

Банник - дух, хозяин банного пространства, божество языческое. Лишь с усилением христианства в эпоху двоеверия оно было дискредитировано и сведено до уровня нечистой силы. Баннику чужды и враждебны атрибуты и символика христианства. Поэтому в баню не входят с крестом, не вешают в ней икон, в день банных процедур не ходят в церковь. Входящий в баню оставляет за её порогом также и обереги от нечистой, вредоносной силы, тем более, что «хозяин» таковой не является. Тем самым вошедший высказывает своё доверие баннику, полностью отдаваясь его власти, вновь и вновь возвращаясь к былой вере, вере Предков.

Известно поверье, что банник заводится в бане после того, как там побывала роженица, как в ней появляется на свет ребёнок. В другом варианте - после того, как хозяин с хозяйкой занялись любовью в помещении новой бани. Если хозяева полюбятся баннику, то они всегда будут здоровы, черпая в мытье в бане невероятную энергию. Хорошая хозяйка и пол в бане выскоблит, выбелит, замки и петли смажет, а выходят хозяева из бани не спиной, а лицом - в знак уважения баннику. Однако ж если баня редко топится, запущена и замусорена, не ремонтируется и не убирается, то банник в отместку нерадивым хозяевам во время мытья не добавляет, а убавляет здоровья.

Каково же происхождение духа бани? Безусловно, основным фундаментом поверий о «хозяине» бани является страх: вполне реальная угроза угореть в дыму или задохнуться в раскалённом пару, ошпариться кипятком или сгореть при пожаре. Исследователи связывают происхождение банника с домовым и культом Предков. Был ли домовой первичным образом или домовой и банник равнозначны по происхождению? Большинство сходятся во мнении, что банник и домой - равноправные духи, имеющие одни корни. Некоторые связывают происхождение банника с духами Огня: каменка осмысляется как вместилище магического огня, но она же при этом и жилище банника. Образ коварного голого длинноволосого старика (обитающего у печки или в печке-каменке) ближе всего в олицетворению жара, морока, душащего человека, жгущего его. Часто коварный «хозяин» бани именуется крестьянским чёртом (или банным нечистиком, шишком, анчуткой). Баня - «уже прямо-таки обиталище чертей», говорили в начале ΧΙΧ в. в Ярославской губернии.

Исследователь Т. А. Бернштам пишет: «Поморский банник везде считается очень злым, и в некоторых районах именно его, а не домового, называют хозяином, считая его более опасным, а потому более важным существом. Банник не был просто разновидностью домового, его происхождение сложнее - в нём участвовали и дух воды, и духи-предки, и духи огня, поскольку в бане ритуальная роль приписывалась огню». Записана и такая легенда: «На небе у Бога были андели. Их было много. Жили ладом, хорошо. Потом о чём-то застырили промеж собя - это анделы и Бог-то. Бог-то взял и спихнул их с неба. Ну, они полетели вниз, на землю. Кто куда упал, тот таким и доспелся. Новой упал в лес, доспелся лешим, новой в баню - так банник, а другой на дом - тот суседка; на мельницах живут мельники, на гумне и ригах - рижники. В воде опеть же водные черти. А один упал в чан с пивом, баба наживила, ну там хмельник живёт». (Фольклор Приангарья/ Пред. и публ. Запорожца В.В.//Живая старина, №2.2000).

Объединив разные сведения о происхождении банника, можно объяснить характер этого персонажа следующим образом: банник - это дух, Предок, но с течением времени этот персонаж переосмыслялся, и стал в итоге представителем пограничья, порога, места перехода. Вот и не высказывает доброжелательности к людям, страж границы, более всего напоминая Бабу-Ягу, также охраняющую границу и проявляющуюся изредка благожелательную натуру, но в основном - вредоносную.

Стараясь не разгневать сурового охранника, крестьяне пытались договориться с ним, принося ему жертвы. «Когда впервые топят баню, бросают на печь сверху соль. Это, несомненно, жертвоприношение баннику», - писал Д. К. Зеленин. Чаще всего угощали «хозяина» бани куском ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью или ставили блюдце с молоком. Ну, а если требовалось его особое расположение, то приносили в дар чёрную курицу, обязательно задушенную (не зарезанную). Так поступали в центральной части России и в северных районах. А вот крестьяне Сибири, к примеру, и не пытались задобрить банника - здесь он однозначно враждебен человеку.

Часто банника представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной бородой, покрытой плесенью. В «Новой Абевеге русских суеверий» мы можем найти следующее описание внешности «банного хозяина»: «Банник чаще всего невидим и обнаруживает себя шумом… Когда банник видим, то предстаёт чаще всего в страшном обличье: это чёрный мохнатый человек, иногда огромного роста, с длинными волосами, с железными руками, когтями, которыми он душит или «запаривает» парящегося. По поверьям некоторых районов России, банник может быть котом (Арх.); он превращается в собаку, лягушку (Новг., Волог.), в белого зайчика (Лен.) и даже в веник, уголь (Арх.), банник принимает образы нескольких знакомых мужиков, маленьких человечков, женщины с длинными волосами и чего-то лохматого, а также может быть невидимым. В представлениях сибиряков банник имеет только антропоморфный облик: персонаж никогда не принимает облика животных или неодушевлённых предметов. Голос может быть скрипучим или походить на голос знакомых людей. Губящий людей банник может обернуться родственником, знакомым: к припозднившемуся в бане мужчине является соседка и начинает «поддавать» (лить воду на каменку), отчего становится невыносимо жарко. Незадачливый посетитель бани едва не задыхается и насилу изгоняет «соседку-банника» руганью (Новг.). В другом рассказе начала ΧΧ в. также «знакомые и родственники» (и даже в сопровождении красноармейца) запаривают и забивают за полок старушку (Костр.)». Иногда воплощение банника - камень из каменки или сама каменка.

В поверьях русских крестьян существует банник женского рода - банница, байниха, обдериха. «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там ещё хлещутся, парятся, это никто как банница». Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая. Показывается в виде кошки и живёт под полком. Её основная забота - обдирать кожу с нарушителей банных запретов и развешивать её на каменке сушиться. Зашедшему в полночь в баню обдериха настойчиво «давается» замуж и грозит ободрать кожу в случае отказа. Поверья о ней сходны с представлениями о баннике (кроме участия в гаданиях). Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига - демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идёт туда без обережного заговора. Шишига принимает образ знакомой или родственницы и зовёт с собой париться, может запарить до смерти. Ещё один обитатель банного пространства - банная бабушка: дух, мифическое существо, обитающее в бане; «хозяйка» «бани-целительницы и бани-восприемницы», дряхлая добрая старушка, лечит от всех болезней. Упоминания о ней в материалах ΧΙΧ-ΧΧ вв. немногочисленны. Появление в бане банной бабушки, сверхъестественной знахарки и повитухи, иногда непосредственно связано с родами: она как бы приглядывает за роженицей и ребёнком и обычно доброжелательна к слабым и больным. «Баня парит, баня правит, баня не исправит», - говорили крестьяне.

Упоминаются в рассказах и дети банника, которыми он может подменить детей, оставленных в бане без присмотра. По распространённым поверьям, банник подкидывает взамен похищенного ребёнка чурку, полено, принимающее человеческий облик. Мать обычно не замечает подмены, долгие годы мучаясь с «ребёнком», который не переставая плачет, просит есть, совершенно не растёт.

По общерусским поверьям, банник обычно обитает под полком (или появляется из-под полка), но может быть связан свои местопребыванием и с каменкой - сложенной из больших камней банной печью: «У банника волосы растрёпаны, за каменкой сидит» (Арх.) Обретается он и за каменкой, и в каменке, и под каменкой (во всяком случае, именно оттуда чаще всего раздаётся его голос, вой, хохот и свист). На ней сушит он свою шапку-невидимку, сюда засовывает нарушителя банных запретов, отсюда летят в провинившегося раскалённые камни. Иногда его присутствие обнаруживается в венике, и поэтому в народном фольклоре веник часто изображается живым существом («Маленький, мохнатенький, всех людей перебил, и царю не спустил…»).

Ещё одним местом пребывания банника в народных верованиях служит порог бани (порог - пограничье Яви и Нави). Повсеместно распространён был запрет: нельзя не только стоять или сидеть на пороге, но даже прикасаться к нему. Однако ж, при некоторых гаданиях в бане девушки, желая получить самое точнее предсказание судьбы, становились именно на порог бани, таким образом оказываясь одновременно в двух мирах, в двух измерениях: одной ногой в Яви, другой - на границе банного пространства, Нави.

Банник - исконный обитатель банного пространства. Чаще всего «хозяин» бани строг, опасен для людей («Банник человеку не товарищ»). Его воле предписывают обмороки, несчастные случаи и смерти в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, то считается, что это проказы банника. Любимое же развлечение - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни и «стрелять» ими в печи-каменке, а также пугать парящихся стуком в стенку. Вредить по-крупному (обдирать кожу, запаривать до смерти, душить) банник начинает только тогда, когда люди злостно нарушают запреты: моются в праздники, поздно ночью или после двух-трех смен парящихся. Банник может наказать человека за постройку бани в месте, неугодном баннику, за появление в бане в пьяном виде, за ругань в бане, за поторапливание супруга в бане или из предбанника, за похвальбу и за распущенное поведение. Для наказания нарушителей запретов банник пользуется различными формами расправы: бьёт по плечу, сводит с ума, лишает речи, засовывает головой в каменку, разбрасывает забытые вещи. Ещё банник мог так закрыть дверь, что хоть снаружи топором руби - не откроешь. Козни банника могут быть и совершенно немотивированными, но всегда опасны, злы: банник, прикинувшись проезжим барином, просит истопить баню и «запаривает» жену крестьянина (Новг.). В баню, где на полке прячется крестьянин, «входят как два человека и тащат за собой солдата. И начали с солдата кожу снимать и бросили её на крестьянина. Тот лежит ни жив, ни мёртв и читает молитву: «Да воскреснет Бог». А они услышали и ему в ответ: «Да растреснет лоб». Он читает дальше: «Да расточатся враги Его». А они: « Да раскачается осина». И так до половины отчитывался. Прочитал он всю молитву, лежит - и кожа на нём. Банники пропали. Утром проснулся, глядь - а на нём лежит рогожа» (Новг.)

Вот ещё пример из литературы: «… Вдруг Дуняша вздрогнула от чужого прикосновения к самой ложбинке между крыльями лопаток. Прикосновение было жарким и сухим - будто скребли тихонько скрученным березовым листом с остренькими коготками. Постепенно и толкало к самой каменке. А там, в горящем чреве, блестели тусклым светом чьи-то глаза. Дуняша застонала от надвигающейся неизбежности и попробовала сбросить со спины напиравший берёзовый лист. Только острая боль пронзила её до самой последней жилочки. Она пробовала отбиваться от шарящих по всему телу липких пальцев, но попадала только в пустоту… Вдруг ожил банный ожег, которым так удобно мешать угли в каменке, застучал опалённым концом своим по полу и наискось пересёк дверное пространство. Он метался в нём, не давая просунуть руку и коснуться спасительной границы между жизнью и смертью. Веки налились тяжестью, и разом пропал тусклый свет, струившийся из узкого банного оконца. Дуняша разобрала только, как чьи-то сильные руки сдавили ледяным обручем грудь, ухватили за ноги и поволокли куда-то. Кожа липла к полу и было невыносимо больно, когда отставала она в быстром движении… «Напарилась, девка?» - только и спросил дед Василий. «Ты, знать, напроситься забыла? Кто ж в первый-то жар лезет!? Не любит банный хозяин шибко смелых. Самое ведь его это время. Он тоже грязь с себя должен снять и расправиться. А ты ему помешала».

Упоминания о «добром баенном пастыре», у которого просят разрешения топить баню, единичны. Банник, по поверьям, подметает в бане веником, шумит, стучит (Печ., Новг.); моет волосы в кипятке (Волог.). Банные «хозяева» очень любят париться и моются в «четвёртый» ли «в третий пар», то есть после трёх или двух смен побывших в бане людей. Поэтому нужно оставлять воду, веник, мыло банникам, содержать баню в чистоте.

Банник поддерживает отношения дружбы и добрососедства с подобными ему мифическими существами. На лёгкий пар к нему не прочь заглянуть овинники, лешие, домовые, именуемые в эпоху двоеверия одним словом - «черти».

Кроме уроков как договориться с банником, в каждом роду из поколения в поколение передавались и «поверенные» средства защиты от не в меру разгулявшегося банного «хозяина». И наилучшей защитой, конечно же, служит строгое соблюдение банных правил. Следующее средство защиты - камень, его бросают в баню. От хорошего удара наотмашь банник может исчезнуть. Спугнуть банника может голос другого человека из-под окошка. Несмотря на то, что христианские обереги (крест, молитва, упоминание Господа) считались крестьянами универсальными средствами против любой нечистой силы, против банника они практически не действуют. По народному убеждению, уж если попал баннику под горячую руку, надо бежать из бани без оглядки и звать на подмогу домового: «Батюшка, выручи!»

Однако банник иногда проявляет себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей - хозяев бани. Он защищает их от «чужих» банников, «чужой» нечисти. В противоборстве человека с враждебными мифическими существами банник всегда банник всегда оказывается на его стороне. «К одному крестьянину приходит вечером захожий человек и просит: «Укрой меня в ночи, пусти ночевать». - «Да места-то нету, вишь, теснота-то какая! Не хошь ли в баню, сегодня топили?» - «Ну вот и спасибо». - «Ступай с Богом». На другое утро этот мужик и рассказывает: «Лег это я на полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужчина, ровно как подовинник, и говорит: «Эй, хозяин! На беседу звал, а сам ночлежников пускаешь я вот его задушу!» Вдруг поднимается половица и выходит хозяин, говоря: «Я его пустил, так я и защищаю, не тронь его». И начали они бороться. Долго боролись, а всё не могут друг друга побороть. Вдруг хозяин (банник) и кричит мне: «Сними крест да хлещи его!» Поднявшись как-то, я послушался и начал хлестать, и вдруг оба пропали» (Новг.). «Нет злее банника, нет его добрее», - говорят крестьяне. «Господин-хозяин, оборони меня!» - просит девица у банника помощи от утопленника. «Обдериха-матушка, спрячь меня!» - кричит девица, за которой гонятся кости. Существенна для крестьянского рода, семьи охранительная роль банного хозяина (менее ярко, но прослеживается в поверьях и рассказах о нём) связана с двойственным восприятием самой бани.

По поверьям Олонецкой губернии, у банного «хозяина» шапка-невидимка, которую можно получить раз в год. Для этого необходимо пойти в Пасхальную ночь в баню, положить нательный крест и нож в левый сапог, сесть лицом к стене и все проклясть. Тогда из-под полка должен появиться старик с шапкой-невидимкой. В Печорском крае верили, что получивший такую шапку мог стать колдуном после Вознесения. В другом варианте необходимо было прийти в баню во время христовой заутрени и, найдя там банника, который в это время обыкновенно спит, снять с него шапку и бежать как можно быстрее в церковь. Если успеть добежать прежде, чем банник проснётся, то будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе банник догонит и убьёт. Ещё в одном поверье нужно было в ночь на Пасху пробраться с горячей свечой в баню, снять со спящего банника шапку и тут же надеть её на себя. Но горе похитителю, если свеча вдруг погаснет - ждёт его мучительная смерть. Отсюда и выражение «погасла жизнь как свеча»… Согласно верованиям крестьян, есть у банника и «беспереводной» целковый. Чтобы получить его, нужно спеленать чёрную кошку и в полночь бросить её в баню с приговором: «На тебе ребёнка, дай мне беспереводной целковый!» Но затем быстро выбежать и крестом очертить себя три раза (Воронеж).

В общем, с банником лучше подружиться, снискать его расположение и париться в бане на здоровье!

Напоследок несколько слов о практической стороне банной процедуры

БАННЫЕ ПРЕМУДРОСТИ. «Банный веник душу тешит да тело нежит»

Идеальные дрова для топки - это берёзовые, можно лиственничные (берёзовые лучше, т.к. выделяют меньше угарного газа. В зимнее время хороши дрова дубовые. Для дурного дела топят осиновыми дровами. Общее правило - дрова должны быть хорошо просушены.

Если в помещении бани присутствует какой-то посторонний запах, то избавиться от него можно следующим образом: на нагретые камни выплёскивается время от времени небольшие порции горячей воды с добавленными в неё несколькими каплями нашатырного спирта. После этого баню нужно тщательно проветрить.

Целебный пар из отваров трав без запаха гари можно получить следующим образом: на раскалённые камни сначала надо плеснуть немного чистой горячей воды, а затем, секунд через 5, подать горячей воды с отваром. Через одну-две минуты повторить.

Утолять жажду в бане лучше всего горячим травяным и витаминным чаем, небольшими порциями. Употребление большого количества жидкости даёт серьёзную нагрузку на почки и сердце. Нежелательно употребление крепкого чая, пива. Крепкий алкоголь категорически запрещён. После бани идеально традиционное русское чаепитие: с самоваром, мёдом, баранками, вареньем.

Перед заходом в парилку не следует мочить голову и мыться с мылом.

Для достижения баланса энергий и Лада лучше, если парильщик и парящийся разнополые (например, муж парит жену и наоборот). Замечательно, когда в баню идут всей семьёй вместе с детьми.

Если необходимо удалить тяжёлый, влажный пар в парной, то можно это сделать наплескав холодной воды на пол: пар начнёт конденсироваться на холодном полу и стекать конденсатом по водостоку.

Веник из осины срывают и готовят 12 августа, его сушат отдельно от других веников. Им правят любую порчу и гадают на жизнь и смерть.

Нельзя приходить в баню на полный желудок, однако ж, и на голодный принимать банные процедуры также нельзя. В идеале - лёгкий перекус (овощи и фрукты) за час перед баней.

Рецепт антисептического отвара: измельчить (5-10 мм) отдельно друг от друга мяту, чабрец, шалфей, лист эвкалипта. Смешать в равных частях травы до получения однородной смеси, поместить в эмалированную кастрюлю, залить 1,5 - 2 литра кипятка и варить на огне. Как только смесь закипит, уменьшить нагрев до минимума, закрыть крышкой и томить 1 час. Охладить отвар не снимая крышки, процедить через марлю и разлить по ёмкостям. Хранить в подвале или холодильнике не более полутора месяцев. Обычно его используют первым, до других отваров, для дезинфекции помещения парной и самого парильщика.

Рецепт витаминного чая: 20 г сушёных плодов шиповника, 10 г сушёных плодов рябины, 5 г сушёных листьев душицы, 5 г сушёных листьев чабреца, 200 мл. воды. Плоды измельчить, залить кипятком и варить 5 минут, затем добавить душицу и чабрец, настаивать в течение 10 минут. Можно добавить мёд.

Липовый веник (особенно «на цвету») прекрасно устраняет головную боль, проводит мягкую «гимнастику» для почек (мочегонный эффект), ускоряет потоотделение, оказывает успокаивающее, ранозаживляющее, бронхорасширяющее, жаропонижающее действие. При простудных заболеваниях ему нет равных! Прекрасный вариант - комбинированный веник липы на цвету и дуба. Заготавливают липу в период цветения, в зените лета - в июне-июле. Во всех случаях заготовки (общее для всех типов веников) ветки для веников срезают с деревьев, расположенных не ближе 1 км от оживлённых автомагистралей и 2-3 км от промышленных зон. Свежесрезанные веточки необходимо в течение часа подвалять в затенённом уголке леса, избегая прямых солнечных лучей. Веточки нельзя перевозить в плотно упакованном состоянии, так как они могу перегреться, что приведёт к осыпанию листьев.

В тот день не страшишься, который в бане паришься!

Алексей Бесчётнов
Журнал "Родноверие" №1 (4), 2011

Банник, он же баенник, байнушко, лазник - персонаж славянской мифологии, относящийся к низшим духам.

Как ясно из названия, банник обитал в бане. По народным поверьям, банник живёт за печкой-каменкой или под полоком.

Существуют разные представления о его внешности:

  • В одних случаях банник является невидимым духом;
  • В других его представляют в виде голого старика с длинными волосами, покрытого грязью и листьями от банного веника;
  • Также банника представляют в виде какого-либо животного - кошки, собаки, зайца.

Злой дух

Банник в народных представлениях заметно отличается от своего собрата - домового. Это достаточно жестокий дух, которого обвиняют во всех несчастьях в бане: банник обдаёт купающихся кипятком, кидает в них раскалёнными камнями из печи, стучит в стены, пугая посетителей бани. Он может обдирать кожу и даже запаривать до смерти.

Рассказывали, что банник может вначале усыпить свою жертву, а потом толстыми губами прикладывается ко рту и закачивает в лёгкие горячий воздух, таким образом жертва «выжигалась» изнутри. Однако все эти проделки он производит лишь над теми, кто нарушает определённые запреты и неписаные правила. Например - моется в неподходящее время.


Банник фото

Банного духа можно задобрить, проще всего для этого оставить ему кусок ржаного хлеба, обильно посыпанного солью. А чтобы банник не вредил совсем, нужно взять чёрную курицу, задушить её и, не ощипывая, закопать под входом в баню, желательно это сделать накануне Чистого четверга.

Женские аналоги Банника

У банника были и женские «ипостаси». Обычно такой персонаж именовался баннихой или байницей. Представлялась она в виде страшной голой старухи. Также живёт под полоком и иногда имеет обличье кошки. Банниху называли и обдерихой - видимо, за её способность обдирать кожу парящимся в бане.

Другой вариант женщины-банника - Шишига. Так её называли из-за привычки укладывать волосы «шишом» на голове. Однако часто Шишига встречала человека в обличье его знакомого или знакомой, предлагала попариться в баньке и запаривала там его до смерти. Так она расправлялась с теми, кто шёл в баню с плохими намерениями и забывал перед этим помолиться.

Святочные гадания

Участвовал банник и в гаданиях на святки, причём достаточно фривольных. В полночь девушки становились у входа в баню и задирали юбки, обнажая ягодицы.. Если банник потрогает за попу рукой волосатой, то у девушки будет муж богатый, если рука будет голая - бедный, а если мокрая - пьяница.

Чего больше всего боится банник

Считалось, что нечистая сила страшится железных предметов. Баннику это тоже свойственно.

Банная мистика

Подобные мистические представления, связанные с банями, отражают коллективные знания о пользе банных процедур, а также элементарные представления о гигиене. Однако принятие бани в древности понималось не столько с практической стороны, сколько с религиозно-магической. «Неправильное» посещение бани (поход туда в одиночку, после полуночи, слишком частое мытьё и др.) считалось грехом и могло навлечь на человека гнев обитающих в бане духов.

А вот «правильное» посещение бани, по народным поверьям, могло не только смыть грязь, но и избавить человека от всех грехов и душевных болезней. Недаром говорили: «В бане помылся - как заново родился». В банях проводили магические обряды ведьмы и колдуны, принимались роды, там же жили роженицы вместе с новорождёнными. Любопытно, что «запарить» до смерти мог не только мифический банник: так в действительности поступали язычники - с теми, кого намеревались принести в жертву богам.


Банник, в славянской мифологии, дух бани . О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане, потому что баня сама по себе считалась местом не чистым, не смотря на то что там мылись. Баня стояла на отшибе, на границе и потому духи хозяйничали тут уже не те что в доме . Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердится.

А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового : "Батюшка, выручи!.." Банники - банные духи. Обитая в непосредственной близи от человека, они не показывались на люди, но требовали строгого себе подчинения. Условияих были просты: баня должна была стоять там, где того желал их подлинный, мистический хозяин. В противном случае банник не замедливал с местью. Действовал он довольно подло и наверняка - вплоть до насылания на людей смертельных болезней. Однако стоило переложить баню - и больной, стоя уже одной ногой в могиле, шел на поправку.
«В бане видели чертей, банных анчуток» (Самб.); «Овинные, решные, водяные, банные! Скажите, не утаите, выдадут ли < имя > замуж» [из гадания] (Костр.);
«Вот банный съест тебя, не балуй» (Свердл.); «Овинны, баенны, гуменны, подите царю мост мостить!» (Арх.).
Банник чаще всего невидим и обнаруживает себя шумом. Как истый хозяин бани, он изгоняет неугодных ему посетителей, кричит, «стукочет», кидается камнями: «Один мужик пошел с бабой в баню. Вдруг кто-то застукотал... И закричало нечеловеческим голосом: «Уходите скорее, а то заем!» Мужик и баба побежали домой» (Новг.).
Когда банник видим, то предстает чаще всего в страшном обличье – это черный мохнатый человек, иногда огромного роста, с длинными волосами, с железными руками, когтями, которыми душит или «запаривает» моющихся. По поверьям некоторых районов России, банник может быть котом (Арх.); он превращается в собаку, лягушку (Новг., Волог.), в белого зайчика (Лен.) и даже в веник, уголь (Арх.).
Часто коварный хозяин бани именуется крестьянами чертом (или банным нечистиком, шишком, анчуткой). Баня – «уже прямо-таки обиталище чертей», – считали в начале нашего века в Ярославской губернии. Во владимирских деревнях, чтобы выгнать черта (прежде чем привести в баню роженицу), повивальная бабка бросала по углам камни с каменки со словами: «Черту в лоб!» В Новгородской области и сейчас популярны рассказы о том, как колдун «показывал шишка» (черта) в бане или как черт в бане обучал молодых людей игре на гармони. Тем не менее банник и черт – это, в общем, разные мифологические персонажи, точнее, «черт» – наименование банника, выражающее самое общее представление о нем как о «нечистой силе».
По общерусским поверьям, банник обычно обитает под полком (или появляется из-под полка), но может быть связан своим местопребыванием и с каменкой – сложенной из больших камней банной печью: «У банника волосы растрепаны, за каменкой сидит» (Арх.).

Банников, или чертей, в бане может быть и несколько (иногда банник обитает там с женой и детьми).
Названия банника «жихарь», «пастырь», «хозяин» отражают представления крестьян о нем как об исконном обитателе и хозяине бани. Чаще всего этот хозяин строг, опасен для людей («Банник человеку не товарищ»). Упоминания о «добром баенном пастыре», у которого просят разрешения топить баню, единичны.
Банник, по поверьям, подметает в бане веником, шумит, стучит (Печ., Новг.); моет волосы в кипятке (Волог.). Банные хозяева очень любят париться и моются «в четвертый» или «в третий пар» (реже – в седьмой), то есть после двух или трех (шести) смен побывавших в бане людей. Поэтому нужно оставлять воду, веник, мыло банникам, содержать баню в чистоте. Нельзя мыться в четвертый, третий пар и особенно в одиночку, после захода солнца или поздно ночью (в полночь).
В баню, где нет оберегающих икон и где мылись, парились, снимая охранительный нательный крест, входили с оглядкой, прося разрешения у банного хозяина, иногда приговаривая: «Крещеный на полок, некрещеный с полка». Нельзя было и шуметь, ругаться. Вымывшись, не благословив, не перекрестив, оставляли на полке ведро и веник для банного, благодарили его, приглашали: «Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками, гостите к нам в гости!» (Терский Берег Белого моря). Иногда обращались и к самой бане: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на доброе здоровье». Нарушение этих правил влекло за собой появление «страшного» банника, который мог защекотать, задушить, запарить и даже затащить на каменку, содрать с неугодного ему человека кожу, повесив ее сушиться на печку.
Губящий людей банник может обернуться родственником, знакомым: к припозднившемуся в бане мужчине является соседка и начинает «поддавать» (лить воду на каменку), отчего становится невыносимо жарко. Незадачливый посетитель бани едва не задыхается и насилу изгоняет «соседку-банника» руганью (Новг.). В другом рассказе начала XX в. такие же «знакомые и родственники» (и даже в сопровождении красноармейца) запаривают и забивают за полок старушку (Костр.).
В поверьях русских крестьян есть и женский персонаж, подобный «страшному» баннику, – банная обдериха, «занятия» которой исчерпывающе характеризуются ее названием (см. ОБДЕРИХА ).
Есть в русских поверьях и байниха, банниха, банница (Арх., Свердл., Тобол.) – банный дух женского пола, характеризуемый не столь определенно, как обдериха, но в общем сходный по описаниям с банником: «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся: это никто как банница». Упоминаются и дети банника, которыми он может подменить детей, оставленных в бане без присмотра.
Козни банников могут быть и совершенно немотивированными, но всегда опасны, злы: банник, прикинувшись проезжим барином, просит истопить баню и «запаривает» жену крестьянина (Новг.). В баню, где на полке прячется крестьянин, «входят как два человека и тащат солдата. И начали с солдата кожу снимать и бросили ее на крестьянина. Тот лежит ни жив ни мертв и читает молитву: «Да воскреснет Бог». А они услышали и ему в ответ: «Да растреснет лоб». Он читает дальше: «Да расточатся враги Его». А они: «Да раскачается осина». И так до половины отчитывался. Прочитал он всю молитву, лежит – и кожа на нем. Банники пропали. Утром проснулся, глядь – а на нем лежит рогожа» (Новг.).

Образ коварного, обитающего у печки-каменки банника, пожалуй, ближе всего к персонификации жара, морока, душащего человека, жгущего его, к персонификации подстерегающих в бане опасностей.
Однако банник иногда проявляет себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей – хозяев бани. Он защищает их от «чужих» банников, «чужой» нечисти. «К одному крестьянину приходит вечером захожий человек и просит: «Укрой меня в ночи, пусти ночевать». – «Да места-то нету, вишь, теснота-то какая! Не хошь ли в баню, сегодня топили?» – «Ну вот и спасибо». – «Ступай с Богом». На другое утро этот мужик и рассказывает: «Лег это я на полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужчина, ровно как подовинник, и говорит: «Эй, хозяин! На беседу звал, а сам ночлежников пускаешь, я вот его задушу!» Вдруг поднимается половица и выходит хозяин, говоря: «Я его пустил, так я и защищаю, не тронь его». И начали они бороться. Долго боролись, а все не могут друг друга побороть. Вдруг хозяин (банник) и кричит мне: «Сними крест да хлещи его!» Поднявшись как-то, я послушался и начал хлестать, и вдруг оба пропали» (Новг.).
Существенная для крестьянского рода, семьи охранительная роль банного хозяина (менее ярко, но прослеживающаяся в поверьях и рассказах о нем) связана с двойственным восприятием самой бани. Традиционно в крестьянском обиходе баня – место нечистое, опасное (здесь сказываются и некоторая отдаленность ее от дома, отсутствие икон, смываемая в бане грязь и т.п.). В то же время «переходное», очищающее пространство бани необходимо: в ней как бы «смывается» прошедшая жизнь, пыль, грязь, грехи и происходит своеобразное возрождение человека к новой, чистой жизни.
Баня обязательно топилась не только еженедельно, но и перед праздниками, и по случаю самых значительных событий крестьянской жизни – при родах, для невесты накануне свадьбы. Со времен Древней Руси баню топили и для предков-покойников, умерших родственников, приглашая их помыться и попариться перед большими праздниками (особенно в Чистый четверг Страстной недели). Поэтому и сама баня, и ее обитатели исконно были и опасны, и необходимы одновременно.
Наконец, по мнению ряда ученых, баня – один из самых древних дошедших до нас прообразов крестьянских жилищ, жилищ наших предков, где обитали и продолжают обитать, по поверьям XIX-XX вв., разнообразные божества и наделенные сверхъестественными способностями существа явно не христианской природы – банный хозяин, проклятые и даже русалки. Они не только моются в бане, но и вообще пребывают в ней – например, собираются там на посиделки (проклятые на посиделках в бане плетут лапти) (Новг.). На севере и северо-западе России популярен рассказ о явлении в бане проклятой девушки, на которой затем женится парень, решившийся ночью взять с банной каменки камень (Мурм., Новг.).
В бане иногда происходило «посвящение в колдуны».
Баня – одно из самых подходящих мест для знакомства с чертом (шишком): «А колдун, раз он сумел колдовать, так он показывал сыну шишка. Зачем сын сказал, что нет никого, ни беса, ни Шишков, никого нету. Вот колдун и стал говорить: «Я грешный человек, Бога не могу показать (Бога кто может показать), а грешка я покажу, шишка... Я вперед уйду в байню, а ты после за мной приди». Ну, малец справился, попосля его и пошел. Баню открыл... А шишок сидит с отцом на скамейке! Вот малец назад, и белье забыл, и убег домой. И пока в армию не взяли, в баню свою не ходил мыться» (Новг.).
По поверьям Олонецкой губернии, у банного хозяина хранится шапка-невидимка, которую можно получить раз в год. Для этого необходимо пойти в Пасхальную ночь в баню, положить нательный крест и нож в левый сапог, сесть лицом к стене и все проклясть. Тогда из-под полка должен появиться старик с шапкой-невидимкой. В Печорском крае верили, что получивший такую шапку мог стать колдуном после Вознесения.

Согласно верованиям крестьян, есть у банника и «беспереводный» целковый. Чтобы получить его, нужно спеленать черную кошку и в полночь бросить ее в баню с приговором: «На тебе ребенка, дай мне беспереводный целковый!» – (но затем быстро выбежать и крестом очертить себя три раза) (Ворон.).
В бане нередко гадали. «Севернорусские девушки берут землю из-под девяти столбов забора, бросают ее на каменку и приговаривают: «Байничек, девятиугольничек! Скажи, за кем мне быть замужем?» <... > отправляются в полночь в баню, завернув подол на голову, обнажают ягодицы, пятясь, входят в баню и приговаривают: «Мужик богатый, ударь по ж... рукой мохнатой!» Если к телу прикоснется волосатая рука, жених будет богатым, если безволосая и жесткая, он будет бедным и лютым, если мягкая, у него будет мягкий характер» [Зеленин, 1991].
Во время Святок, при огне, девицы приходят в баню, «снимают пояс, крест, распускают косы и расстегивают все пуговицы, ставят одну в середину, а вокруг ее водят черту и поочередно смотрят в зеркало со словами: «Придите сорок чертей с чертенятами, из-под пеньев, из-под кореньев и из других мест». Черти должны «показать» суженого или показаться в его облике. Если при этом покажется, что в зеркале выходит черт по пояс, то надо «расчерчиваться» (это опасно); если же черт является в полный рост, то девушкам грозит гибель» (Костр.). В Сургутском крае на Святки баню топили для нечистого, который приходил париться; затем он либо благодарил ожидавшую у дверей девушку, просил подать ему чистое белье (к замужеству), либо требовал подать гроб (к смерти). Все такие гадания считались очень опасными, поскольку вызываемый нечистый, по поверьям, нередко покидал магический круг, которым его очерчивали, и губил гадающих.
Из Владимирской губернии сообщали, что «долго болеющего и помирающего и дурно ведшего себя человека переносят в баню, крышу которой несколько приподнимают осиновыми клиньями, с тем чтобы черт забрался в образовавшуюся щель и поскорее покончил с больным, забрал бы его душу с собою в ад».
Баня с ее всесведущими обитателями и в XX в. остается одним из самых удобных мест для гаданий, а в рассказах крестьян, в быличках – местом для обучения колдовству, искусству игры на музыкальных инструментах (см. ШИШОК ), даже для сватовства – и все это с участием банника-черта, «хозяина» бани, каменки, очага, возможно, некогда – и «хозяина» крестьянского жилища, от которого зависела судьба семьи, человека. В последней ипостаси (менее прослеживаемой в XIX-XX вв.) банник ближе к наделенным универсальной властью языческим божествам (некоторые исследователи сопоставляют его с древнерусским Волосом), к божествам очага, покровителям семьи.

Не случайно поэтому в русских поверьях есть не столь опасное и даже доброжелательное по отношению к людям существо, обитающее в бане, – банная бабушка, матушка. Кстати, по распространенным представлениям, банник поселяется в бане после того, как в ней появляется на свет ребенок, что опять-таки связывает банника с судьбами семьи и ее новорожденных.
Однако коварный банник и здесь оборачивается своей опасной, наиболее ярко проявляющейся в поверьях XIX-XX вв. стороной: банник может погубить родильницу, если ее оставить в бане одну, или украсть младенца, заменив его своим ребенком. Дети банника обычно уродливы и плохо растут.
Чтобы задобрить банного хозяина, в некоторых районах России под полком новой бани в Чистый четверг Страстной недели закапывали задушенную черную курицу, а затем уходили, пятясь задом и кланяясь. Когда топили новую баню, сверху на каменку бросали соль (Волог.).

Баня всегда имела огромное значение для славян. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. . Славяне ценили её как символ чистоты физической и духовной. «Баня парит, баня правит, баня все поправит», — говорят до сих пор. И естественно такое место не могло обойтись без хозяина которого называли банником или банным духом вообще имен у него было много.

Легенд вокруг этого существа ходит немало, но одно неизменно во всех сказаниях, что нет существа более злобного и доброго одновременно, чем банник.

Видео версия статьи:

Противоречивость натуры банника сформировалась благодаря соединению разных стихий - огня, воды и духа человеческого. Баня - не простое помещение. В деревнях, в древности, в бане не только мылись, но и стирали. А в лютый мороз, в северных краях, когда умирал человек, его могли и подхоронить под полом бани, в единственном месте, где земля поддавалась лопате, до весны.

Кроме того, послед роженицы тоже хоронили в бане, считая, что в нем живет ангел –хранитель. Вот так, духи темные и светлые, силы добра и зла должны были уживаться в бане.Таким сложным заведением могло управлять только очень сложное существо. Хозяин бани знал, что его жилище, как граница между чистым и нечистым, между душой человека и зловредными духами природы.Баня помогала не только смыть грязь и усталость, но и исцелить душу и тело.

Банник — обитатель и хранитель бани. Живёт за каменкой или под полком; обычно невидим. Людям показывается чаще всего в виде старика с радужными (разноцветными) глазами, покрытого листьями от веников и с длинной бородой. Может принимать облик животного – кошки, собаки, зайца и других мохнатых созданий.

Банник живёт в бане, моется там и наводит порядок. Он поддерживает хороший пар и греет баню, когда парятся хозяева. Ему следует оставлять воду, мыло и веник, иначе он обижается и брызжет кипятком, скидывает камни с каменки, напускает угару. Дружит с Домовым и Дворовым, с домашними кошками (а собак не очень привечает). Днём обычно спит. Для того чтобы его задобрить, приносят в баню соль и хлеб, ставят в праздники угощения.

Основная задача банника - охранять свой дом, не пропускать в него злобных для человека духов. Наш мифический герой хоть и привязан к человеку, стремится быть для него полезным, но может и напугать не на шутку

В народе говорят, что если уж что-то случилось, то надо выскакивать из бани и просить: «Домовой! Дворовой! Помогите! Помогите!». Обычно они приходят на выручку человеку, помогают и защищают его от чем-то рассерженного «Банного старосты».

Банник вредит тем, кто плохо следит за баней и оставляет её грязной, кто приходит в неё из-за своей лени поздно, после захода солнца или моется ночью. Тогда он пугает приходящих всякими способами. Очень не любит, когда люди в бане ругаются или кричат. Тех, к кому Банник хорошо относится, он может защитить от демонических существ и недругов. Он охраняет баню, когда хозяева отсутствуют, и участвует в святочных гаданиях девушек. Но если за баней нет должного присмотра, банник стано¬вится злым, сердитым и может совсем уйти от ленивых хозяев к другим.На Новгородчине есть пословица: «Нет злее банника, да нет его добрее». При входе в баню мужчина должен переступать порог правой ногой, а женщина – левой. При этом нужно испросить разрешение: «Банный дедушка! Дозволь попариться!». При выходе из бани благодарят Банника словами: «Спасибо тебе, баннушко, на парной банечке»

Интересно еще и то что есть совершенно противоположная точка зрения по поводу бани и банника. Согласно им баня издревле считается нечистым местом и в ней надо вести себя осторожно. Например, с крестом в баню не идут; его снимают и оставляют в предбаннике или вовсе дома. Все вообще, из чего моются, считается нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях. Пить в бане воду, приготовленную для мытья, хотя бы она была чистая, — нельзя. А банник по этим повериям представлялся существом откровенно темным, коварным и жестоким.Он буквально кидался на человека, бросался горячими камнями, плескался кипятком; если не убежишь умеючи, то есть задом наперед, может совсем запарить, а все будут думать, что просто угорел человек.
Он не любит родильниц, которых в старину выводили в баню; но их там нельзя покидать одних. Вообще баенник не прочь злобно подшутить над женщинами, и, заслышав хрип и храп, вой за каменкой или хохот и свист, им надо как можно скорее бежать прочь. Если баба в бане станет браниться и посылать своих детей к черту, баенник может содрать с нее кожу с головы до ног.

По народным преданиям человек - далеко не главный хозяин в своем жилище. Как в доме живет домовой, так в бане властвует банник. Как и все духи, обитающие на одной территории с людьми, эта сущность любит устанавливать свои порядки. Если дружить с ним, уважать его и часто благодарить за помощь, он будет тщательно следить за здоровьем всех членов семьи. Он не любит когда ему льстят намеренно, но всегда отвечает добром на благодарность за помощь. Банник - это сущность, не имеющая физического тела, но обладающая сильными магическими способностями.

Банники — духи, живущие в бане

Особенность сущности

Чтобы подробно раскрыть особенности этой сущности, нужно обратиться к истории славянского народа. Баня в прежние времена имела столь же значимую роль, как и жилой дом во дворе. На Руси семьи были многодетными, и часто хозяин и хозяйка уединялись в бане для любовных утех. Стены помещения были насыщены энергией любви.

Здесь же часто повитуха принимала роды, и помещение наполнялось энергией рождения. В северных регионах подпол бани нередко становился могилой для умерших. В холодное время, когда земля на кладбище не поддавалась вскапыванию, грунт под баней становился единственным подходящим для погребения тела местом. Часто женщины в парилке избавлялись от ненужной беременности и погребали плод под полом, так помещение получало энергию смерти, боли, и горя.

Нужно добавить к этому сочетанию стихии огня (отопление помещения) и воды - получится невероятно пестрый энергетический клубок, который по своей сути, и есть тем самым банником - хозяином бани.

Имена Банника

У этой сущности много имен. Каждое имеет под собой особую историю.

  1. На Севере его называли бедовый. Считалось, что если прийти в баню ночью и выговорить все свои беды, глядя в темный угол, то банник заберет их себе и запечатает в камни, для обогрева, лишив хозяина всех неприятностей.
  2. В центральных областях хозяин бани звался анчутка (проказник). Его наделяли силой лечить болезни. Но предупреждали, что если молодая девка уснет в парилке, то проказник может и обесчестить ее во сне, ему не чужд интерес к женщинам.
  3. В Белорусии такая сущность была скорее злой, чем доброй. По преданиям, если хозяйка использовала помещение бани как комнату для стирки белья, то «хозяин» строго следил за качеством работы и если его что-то не устроит, то мог и напустить угара и хорошо «намять бока» нерадивой бабе.
  4. На Украине его называли припечок или лазник. Здесь считалось, что сущность не ограничивается только управлением на своей территории, но также помогает «хозяину» хлева смотреть за скотиной, управляется на огороде, чтобы был урожай, и гоняет со двора чертей, во избежание беды.

Часто в преданиях, сказках и рассказах можно встретить, что «хозяина» бани называют:

  • Нечистик;
  • Батрушечка;
  • Ваньчатко;
  • Загойный;
  • Бесполный;
  • Балующий.

Нельзя сказать что этого дворового духа люди опасались, но выказывали уважение как к члену семьи, помощнику, защитнику и товарищу.

Банник присутствует во многих славянских культурах

Как выглядит сущность

Эту сущность народные предания также как домового, часто награждали человеческими чертами. Самый распространенный образ банника в мифологии:

  • человечек небольшого роста;
  • банник всегда ходит босой, у него непомерно большие стопы для его роста, с огромными пальцами и длинными ногтями;
  • маленькое тельце густо покрыто мехом коричневого цвета или абсолютно лишено волос;
  • одеждой для банника часто служили листья из банных веников.
  • у человечка большие тёмные глаза, большой нос и широкий беззубый рот.

В некоторых регионах было принято изображать банного духа как простую серую крысу, но с большими лапками, пушистым, а не голым хвостом и человеческим лицом. Так он выглядит, когда хочет показаться на глаза человеку, сделав предупреждение, но не открывая себя.

Поведение духа

Банник иногда кряхтит или тихонько посмеивается в темном уголке, а в ночь после захоронения на территории бани нередко слышится жалостливое бормотание и всхлипы. Это хозяин бани оплакивает вместе с семьей умершего родственника.

Стоит помнить о том, что у банника, как и у всех домовитых духов очень обострено чувство справедливости и ответственности.

Если хозяева ведут беспутный образ жизни, он начнет призывать на свою территорию чертей и давать им указания насылать мор на скот, воевать с домовым, с «сенником» (духом скотдвора) и вытаптывать огород, уничтожая урожай.

Умилостивить духа сложно, он очень обидчивый. И тогда хозяину ничего не остается, как сжечь территорию, где обитает сущность, и тогда банник пойдет искать себе пристанище в другом месте.

Как попросить помощи у духа бани

По тому, какие энергии принимают участие в создании этой сущности и в формировании его характера понятно что сам банник - дух особенный. Характер у него непростой и противоречивый, и он не всегда проявляет доброту к людям, а иногда, сильно рассердившись, может и удавить в угаре того кто ему сильно не понравится своим поведением или отношением к жизни.

Но вместе с тем это дух, помогающий вести хозяйство, он заботится о тех, на чьей территории проживает. А потому у него можно просить исцеления любого недуга.

Как избавиться от болей с помощью банника

Чаще дух бани лечит человека от болезней костей или от простудных заболеваний.

Первым делом, перед тем как о чем-то просить надо расположить к себе дух. Для этого нужно три дня приносить подаяние: блюдце молока, краюху свежего хлеба, по немного всего, чем питается семья, мелкие деньги и т. д.

На четвертый день натопить жарко баню и заходя в парилку проговорить:

«Банник-батюшко исцели мое телюшко, помоги моей душеньке, а я ж тебя благодарить буду».

Далее, в процессе купания тщательно натирать больное место прося у банника излечить, убрать боли и воспаления. Выкупавшись, следует оставить в бане чистое полотенчико воды ведро ключевой и новый березовый веник для лазника. И покидая помещение проговорить:

«Иди мой друг попарься да меня послушай и мне подсоби в беде моей телесной».

Если у вас нет вины перед «хозяином» парилки, то облегчение придет уже через несколько часов. А на третью процедуру банного лечения и вовсе покинет тело.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: