Банши японская мифология. Банши в мифологии

Банши это горестная предвестница, которая своими леденящими кровь завываниями предупреждает людей о скорой кончине.

Предвестницы смерти в кельтской мифологии

Банши или бэнши - жительница Ирландии и прочно укоренилась в кельтском фольклоре. Ее имя дословно переводится как "женщина с холмов". По одним преданиям, она - прекрасная фея, в других сказаниях банши представлена в образе призрака, который бродит по земле, пытаясь найти покой, а некоторые чисто ирландские семьи верят, что это дух их прародительницы, которая оберегает и предупреждает семейство о скорой кончине одного из членов семьи.

Хоть банши часто и принимают за фею, но феи предпочитают жить в обществе, в то время как баньши - существа одинокие, что больше роднит их с духами и .

Банши может принимать множество образов, будь то животные, туман или деревья. Но чаще всего она предстает перед людьми в образе прекрасной девушки, либо же морщинистой и дряхлой старухи. Детям это создание описывают, как прекрасную золотоволосую женщину, которая носит белое платье и серебристый плащ. Она бледна, а глаза ее красны от рыданий. Бывает, что появляется она перед путником в образе седовласой старушки, также одетой в белое.

Существуют и более устрашающие описания этого призрака. В некоторых легендах банши описывают как старуху с запутанными черными волосами, страшными и острыми зубами и одной ноздрей. Одеты они в зеленой платье или саван. Предвещая скорую кончину человека, они бродят среди деревьев или летают рядом с его домом.

Вопреки заблуждениям, банши - не злые духи, а лишь вестники. Их завывания может слышать лишь тот человек, которому уготована скорая гибель. Но, если этот человек поистине велик, то предупреждения банши услышат и другие.

Хоть эти создания и не несут прямой угрозы людям, встречи с ними, как и с любой потусторонней силой, могут быть весьма опасны. Существуют сказания о мужчинах, которые попытались обидеть банши, приняв ее за обычную женщину. В наказание банши оставила на их телах метки в виде своей ладони, оттолкнув их от себя. Такие метки остаются у людей до конца их дней, указывая на совершенное ими преступление.

Есть легенда о том, как некий ирландец встретил банши у реки и, смеясь, предложил ей выстирать его рубаху. Если банши находится в добром расположении духа, она действительно может незаметно снять с тебя одежду и постирать ее, но остерегаться нужно, если банши раздражена. Вместо того, чтобы постирать рубаху, ей же она может и удушить просящего.

Еще одна история повествует о том, что мужчина украл у банши гребень, которым та расчесывала свои длинные волосы, и забрал его домой. Банши нашла его и угрозами вернула себе гребень обратно.

Тем не менее, по своей натуре банши не склонны к мщению. Они всегда готовы продемонстрировать провинившимся, что все могло закончиться намного хуже, тем самым остерегая их от новых ошибок.

Банши в современном мире

В настоящее время банши часто стали появляться на страницах книг, комиксов, в фильмах и компьютерных играх, но представлены они там отнюдь не как заботливые духи, задача которых предупредить человека, а как злые существа, цель которых - убивать.

Невероятным монстром представлена банши в фильме 1970-го года "Плач банши", которого злобная ведьма призвала для уничтожения ненавистной семьи борцов с ведьмами.

В 2006 году появилось в фильме "Банши. Музыка смерти", а в 2011 году был снят американский фильм ужасов "Вой банши".

Она также появлялась на страницах комиксов Marvel "Серебряная банши", в таких мультфильмах как "Охотники за приведениями" и в сериале "Сверхъестественное". Во всех сюжетах она - представитель зла.

Is this you, inside? ©

Согласно легендам, банши в глухую ночь скользит призраком по лесам Ирландии, плача и причитая…

/Маса давно хотел и наконец-то вновь взялся за легенды. Где-то у меня уже есть набор материала по Всаднику без головы и Дикой охоте. Пришла очередь Банши - что это за существо, откуда взялось, что из себя представляет и на что способно. По возможности собрал и перелопатил как можно больше информации.
Мурмурмур:3/

Ирландия очень богата мифами и легендами о феях, призраках, лепреконах и прочих странных созданиях. Но ни одно из этих существ не вызывает в нас такого трепета и страха, как банши, едва лишь это слово слетит с чьих-то губ. Нам тут же чудится сверхъестественный вой, доносящийся со стороны леса, где под покровом темной ночи прячется сама банши.

"Банши - женщина, которая, согласно поверьям, является возле дома обречённого на смерть человека и своими характерными стонами и рыданиями оповещает, что час его смерти вот вот пробьёт! "

У Банши много имен и прозвищ – Баньши, Бенси, Бансии, беан ши ("небесные женщины"), фея, Леди Смерть, Ангел Смерти, Белая Леди Печали, воздушная нимфа, дух воздуха.
Как ее не назови – это все одно и то же существо. Банши- это бестелесное создание, призрак, иными словами.

Дурную репутацию банши получила не сразу. Изначально, если обращаться к ирландской мифологии, банши - феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти в глубь земли и жить под холмами в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах, и среди облаков в волшебных небесах.

Тогда считалось, что банши могут принимать любой облик - облака, тени, куста, девушки и т.п.

Каждый порядочный ирландский род должен, безусловно, пользоваться покровительством женщины из-за Холма (или из-под Холма, что, в сущности, одно и то же). Потому что если род этого покровительства лишен - то какой же он, в самом деле, порядочный?
Именно отсюда взялось поверье, что банши охраняют лишь древние семейства, корни которых уходят глубоко в историю современной Ирландии. (но об этом позже)

Банши следили за многим: за рождением младенцев и воспитанием юношей, за домашним очагом и за тем, чтобы конь не запалился, а копье не сломалось. Она - то мудрая мать, то старшая сестра. Если ирландец умирает, женщины его рода собираются оплакать его. И среди них - банши. В последние минуты она является в траурных белых одеждах, чтобы расчесать волосы умирающего своим серебряным гребнем и оросить лицо слезами, а затем отходит в сторону и вместе с прочими женщинами поет отпевальную.
Она меня чешет серебряным гребнем

И проливает потоки слез.

(Английская народная баллада «Элисон Гросс»)

Этот серебряный гребень, которым она расчесывала волосы умирающего, часто упоминается в легендах и рассказах о ней, хотя настоящее значение этого гребня уже давно начало забываться.

У нее много обличий. Кому-то она видится уродливой старухой с гривой седых волос, кому-то прекрасной юной девушкой с белой кожей. В некоторых случаях же она, как говорится, может явиться в образе прачки на берегу реки или озера. Только вот одежда, которую та стирает, как правило, окровавлена.
Миф о окровавленных одеждах и омывании их в озере или реке добавил Банши немало дурной репутации. Хотя изначально эта идея скорее всего взялась из известного ирландского мифа о Кухулине. Так, зловещая Морриган повстречалась перед последним боем прославленному герою Кухулину - она отмывала в ручье его окровавленные доспехи и пела каойнеад. Кухулин понял, что бой этот - для него последний, и стало так. Но Морриган была богиней, а не банши.

Иногда она видится прекрасной феей с длинными светлыми волосами, которые она расчесывает с помощью особенного серебряного гребня. Согласно суеверию, найти и поднять такой гребень – к большой неудаче, поскольку банши оставляет эту вещь в определенные местах, чтобы заманить ничего не подозревающих людей и привести их к гибели. (а вот и гребень)

Заколдованный лес из артуровской легенды был населен прелестными феями. Одна из них, Жестокосердная дама, волшебница-искусительница, описанная поэтом Дж. Китсом, была банши, которая завлекала смертных странствующих рыцарей, вселяя в них безрассудную страсть, а потом оставляла их, лишенных воли к жизни, бродить по холмам "в угрюмом одиночестве и без смысла".

Но самой характерной и известной чертой банши, в каком бы облике она не являлась, - ее плач. Плачет банши на языке, которого никто не понимает: в ее воплях сливаются воедино крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой. Голос банши похож одновременно на собачий вой и жалобные крики птиц. Вой банши полон скорби, в нем есть меланхоличный отзвук ветра, но есть и что-то от человеческого голоса. Вой и плач отчетливо слышны на большом расстоянии.
Автор "Демонологии и колдовства" сэр Вальтер Скотт полагал, что банши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи Ирландии и нагорья Шотландии.

Ее страшный, пугающий крик предупреждает человеческие создания о скорой неизбежной смерти… Услышать ее печальный голос- это знак того, что скоро кто-то окажется по другую сторону жизни.

Часто говорится так же о том, что банши очень стесняется показываться на глаза смертным. Малейший звук – и она мгновенно теряется из виду, исчезая, словно туман.

Считается, что миф о банши пошел от распространенной в Ирландии традиции оплакивать своих покойников: женщины плакали во время похорон, поэтому для многих в деревне этот плач, разносящийся по воздуху, был первым сигналом того, что кто-то умер. Эти люди, плачущие на похоронах, были известны как «плакальщики», и их услуги очень высоко ценились. Именно из этой традиции почитать умерших родилась легенда о Банши.
Традиционно, если человек умирает, его принято оплакивать - на его похоронах и делают это женщины-плакальщицы. У многих больших галльских кланов есть женщина-фейри, связанная с ними. Когда член семьи умирает, она появляется чтобы оплакать его. В историях описывается, что банши появляется, когда член семьи умирает далеко от дома, или же плач баньши может служить первым указанием на смерть. Однако, чаще всего в легендах их встречает человек, который ещё не знает, что умер кто-то из его родных.

Когда эти устные ирландские предания были впервые переведены на английский язык, появилось отличие в трактовке образа баньши между оригинальной версией и переводной. Так, погребальный плач по умершему превратился в вой и стенания, предвещающие смерть. В этих историях вой баньши предвещал скорую гибель члена семьи, а тот кто видел баньши, должен был вскоре умереть сам.

Если ирландцы все же сохранили о банши добрую память, то шотландцы (они именовали плакальщиц беан нигх или беан шитх) пришли к выводу, что плакальщица приходит непосредственно из мира умерших, чтобы напророчить смерть тому, кому бы еще жить да жить. При этом, опять-таки, нередко поминается стирка окровавленной одежды или Мифические существа - Баньшисавана («беан нигх» означает «стирающая женщина»), что заставляет заподозрить козни Морриган... Из прекрасной девушки беан шитх постепенно превращается в чудище: то обнаружат у нее перепонки между пальцами, то клыки, то обвислые груди. Конечно, такой «красавице» белое уже не к лицу; шотландские плакальщицы ходят в зеленом. Некоторые оспаривают загробную сущность беан нигх - дескать, она «всего лишь» сродни чудищу-карге (hag).

Есть и другая гипотеза: дескать, банши - это эльфийка, фея, а может, и человеческая женщина, умершая родами в результате какого-то фантастического небрежения со стороны мужа. Это, с одной стороны, объясняет пронзительность ее голоса, а с другой - ее действия; считается, что баньши стократ более охотно причиняет смерть мужчинам, нежели женщинам. В этом случае она утихомирится, если самолично покончит с бывшим мужем; а если тот ухитрится помереть своей смертью - все, она будет гоняться за мужчинами вечно.

Согласно третьей версии, это волшебница (или опять-таки эльфийка), чью могилу разорили и поставили на ее месте... тут мнения расходятся - то ли кабак, то ли вообще публичный дом. Подлететь к кабаку и устроить его завсегдатаям концерт по заявкам баньши не может, и сровнять помещение с землей следует живым.

Какую версию ни прими, из нее следует, что обычное, так сказать, физическое устранение баньши будет недолгим (если вообще удастся). Максимум через год, а скорее всего - в ближайшее полнолуние дух снова выпорхнет из-под земли, и мало никому не покажется. При этом даже на пару дней упокоить ее может лишь истинный святой, которому совершенно случайно довелось оказаться поблизости от жертвы баньши - или, быть может, чародей, но в последнем случае рецепты тщательно охраняются.

«…Ночной воздух прорезал низкий вой, переходящий в пронзительный визг. Глаза Рода резко распахнулись. Сирена? В этой культуре? Звук доносился слева, он поднял глаза - и увидел там замок на вершине холма. И там, у основания башни, что-то пылало и пронзительно визжало, словно «черный ворон», оплакивающий смерть нескольких патрульных машин. Посетители в беспорядке выбежали из трактира и столпились во дворе, глазея и тыча пальцами.

То баньши!

Нет, все будет хорошо. Разве он не появлялся уже трижды? А королева все жива!…» (К.Сташефф «Чародей поневоле»).

Когда несколько баньши собираются вместе, это предвещает смерть кого-либо из великих людей.
Это интересно: в одной из версий истории о Макбете вместо трех ведьм фигурируют три банши - они не обращаются к Макбету напрямую, а просто оплакивают сперва кавдорского тана, потом шотландского короля, а там и самого Макбета. Вполне логично: для столь знатных персон одной беан ши, конечно же, мало. Банко они не предрекали стать «предком королей», потому что этого персонажа придумал уже Шекспир - желая сотворить «великого предка» царствовавшему в то время королю Якову I.

Есть история о том, как некая женщина увидела в своем окне баньши. Та сидела снаружи, на каменном выступе; у нее были рыжие волосы, которые казались охваченные пламенем на фоне белого платья и мертвенно-бледной кожи. Она что-то монотонно напевала, а потом вдруг исчезла словно растаяла в воздухе. Наутро выяснилось, что у женщины в эту ночь умер брат.

Есть и такая история: некий фермер встретил баньши у моста. Он увидел сидящую на перилах старуху, поздоровался и только тогда заметил, что у старухи очень длинные волосы, рыжие, с багровым отливом. Старуха сидела понурившись, словно чем-то опечаленная. Когда она повернулась к фермеру лицом, у того внутри все замерло: кожа бледная, как у трупа, лицо в пятнах, как индюшиное яйцо... Старуха выпрямилась в полный рост, и оказалось, что она втрое выше самого высокого человека. Фермер мысленно попрощался с жизнью, но старуха шагнула с моста прямо в воду и исчезла. Наутро фермер узнал, что ночью умер старки-сосед, последний в древнем роду..

Поскольку о споров о самой сущности банши очень много, можно обратиться и к другой теории появления этих существ.

Некоторые ирландцы верят, что души усопших не покидают землю, но находятся здесь, привязанные к этому миру. Они либо наслаждаются счастьем, которое получили за хорошо прожитую жизнь, либо (если всю свою жизнь они жили в грехах и поддавались страстям) они несут наказание за прожитые годы. Духи, которые расплачиваются вечным страданием, как правило, привязаны к определенному месту – они вынуждены платить за свои грехи в тех местах, рядом с которыми эти грехи или преступления были совершены.
Банши- это духи, которые привязаны к земле. Говорят, что они заботятся лишь о древних семействах. Верят, что банши следят за семьей (как с плохими, так и с хорошими намерениями), присматривают за ней до тех самых пор, пока самый последний потомок умрет и не будет погребен (хотя поговаривают, что банши, например, не следуют за семьей в другие края, если та вздумает переселиться подальше).
Касательно их связи с определенной семьей, есть два варианта: либо эти создания имели при жизни очень тесные и крепкие связи с семьей, что желание наблюдать и быть с ними не исчезло даже после смерти, либо еще при жизни у них были причины ненавидеть эту семью.
Это дает нам два совершенно разных типа банши.

Каперния (Дружелюбная Банши)

Дружелюбная банши- это не то отвратительное и уродливое создание, какое мы обычно себе представляем. банши очень редко кому удается увидеть, но периодически они напоминают о себе. Говорят, что они выглядят молодыми красивыми девушками, с бледными лицами, с черными или золотыми волосами, в струящихся белых одеждах.
Пение таких банши полно грусти и тоски. Песни наполнены любовью и заботой о тех, кого они любят. Для них это пение- предупреждение.
Верят, что пение банши предвещает в течение нескольких дней смерть одного из членов семьи. Вопли и пение чаще всего слышны ночью. Кроме того, чаще всего их слышат именно те, кому адресовано предупреждение.

На другом конце спектра находятся такие банши, которые куда более привычны и узнаваемы для нас.

Злые банши при жизни имели причины ненавидеть семью, именно поэтому даже после смерти они являются страшными видениями тем членам семьи, к которым испытывали злобу или ненависть. Она выглядит страшной, покоробившейся, с искаженными чертами и ненавистью, буквально сочащейся из каждой черточки на ее лице. Криков и воя злой банши уже достаточно, чтобы у вас кровь застыла в жилах. Представьте себе самую страшную ведьму из самого страшного фильма ужасов, который вы когда-либо смотрели. Теперь сделайте ее еще страшнее и уродливее, издающую ужасные крики и вой темной ночью.
Чем предупреждать о грядущей смерти члена семьи, злые банши скорее кричат и воют в качестве своеобразного ехидного, язвительного и полного ненависти празднования, когда один из членов семьи наконец-то встречает свой конец. Это может быть, конечно, и предупреждением, но очень страшным и пугающим предупреждением.

Никто не знает, откуда у Банши такие пророческие способности, но на этот счет существует ряд теорий. Некоторые верят, что каждый член семьи имеет определенного тихого слугу, наблюдателя, который следит за ними и после чего отправляет информацию непосредственно банши. Но подобная идея не слишком распространена, и вера в Банши постепенно исчезает.
В свое время вера в Банши была очень сильной. Если кто-то не верил в это пророческое создание, люди считали подобное отношение настоящим кощунством.
В Ирландии считается, что те люди, у которых есть музыкальный талант (кто может петь или играть на музыкальном инструменте), тех сторожат и охраняют духи; Дух Жизни, олицетворяющий пророчества, дарует, как говорят, таким людям дар ясновидения, другой же – Дух Судьбы – открывает секреты несчастий и смерти, и имя этого страшного посланника - именно банши.

В старой ирландской поэме рассказывается о появлении банши утром:
«"Hast thou heard the Banshee at morn,
Passing by the silent lake,
Or walking the fields by the orchard?
Alas! that I do not rather behold
White garlands in the hall of my fathers."»

Хотя заявляется, что банши была услышана в полдень, это создание очень редко можно увидеть или услышать при дневном свете. Обычно это создание выбирает ночь для того, чтобы посетить смертных:
«The Banshee mournful wails
In the midst of the silent, lonely, lonely night,
Plaining, she sings the song of death»

Встречающиеся легенды о встречах людей и банши весьма разнообразны по изложению, но объединены единым мотивом: встреча с потусторонним - опасна. Среди всех сказаний чётко выделяются три сюжета: - Мужчина ночью встретил банши, принял её за обычную женщину, попытался к ней приставать и ненароком обидел её. Банши от обиды отталкивает его и в наказание оставляет на его теле неуничтожимый след своей ладони или пальцев. - Мужчина, встретивший банши за стиркой, посмеялся над ней и сказал, чтобы она и его рубашку постирала. В результате банши может, как незаметно снять с него рубашку и действительно постирать, так и задушить мужчину его же воротником. - Возвращающийся домой путник встречает банши, расчёсывающую волосы серебряным гребнем. Он заполучает гребень и относит его домой, однако затем банши приходит за своей вещью и, угрожая, требует её вернуть. В итоге она получает гребень, демонстрируя при этом, что всё вполне могло закончиться куда хуже.

Считается, что банши следует лишь за древними ирландскими родами – потомками благородной гальской расы – семьями, в чьих фамилиях есть Мак или О:
«By Mac and O
You"ll always know
True Irishmen they say".
But if they lack
The O and Mac,
No Irishmen are they".»

Большая комната, которая нависает прямо над дикими волнами Атлантического океана в старом разрушенном замке Дюнлюс, который находится на скале над зелеными водами побережья Анстрима – говорят, что это дом банши семьи О’Донелл.
Здесь, зимними ночами, через полуразрушенные остатки черепицы, сквозь рев гигантских штормов, которые приходят с далекого севера, можно услышать странный плач банши, сокрушающейся по печальной участи великого дома, по горькой потере и падении древней семьи гальских вождей.
По берегу Лох-Несского озера, рядом с замком Эдендафф-Каррик есть нагромождение камней, похожее на цепь небольших скал – разрушенные стены замка О’Нилов до сих пор стоят над темной гладью воды, где когда-то пребывая в гордости от осознания своей мощи, власти и собственности, жил один из самых мощных гальских вождей- великий О’Нил.
Здесь, с незапамятных времен, когда многие несчастья угрожали представителю одного из самых древних и великих родов, плач банши семьи О’Нил разносился эхом по всему лесу Койл Ультах и над серыми водами Лох-Ней, несся вдоль стен старого замка, эхом отражаясь от высоких сводов, рыдая над могилами великих O’Нил.
Маэвин – так звали банши семьи O’Нил. Ее видели и слышали много раз, а обличие, которое она обычно принимает, - это старая женщина с длинными белыми волосами, спадающими на ее худые плечи.

Одна из самых странных историй о Банши началась в Дублине – в 2:30, 6 августа, 1801 года, когда Лорд Россмор, главнокомандующий британскими силами, расположенными в Ирландии, скончался у себя дома.
Накануне он принял участие на приеме у заместителя короля в Дублинском замке. Людям, которых он там встретил (включая Сэра Иона и Леди Беррингтон), он казался абсолютно здоровым. Он оставался на приеме почти до самой полуночи. Перед тем, как уйти, он пригласил Беррингтонов на свой прием, который он устраивает в своем доме в Маунт Кеннеди. По правде говоря, для человека его происхождения и положения, можно сказать, что он провел самый обычный вечер – тот, который, кажется, не имеет даже намеков на странность ил необычность.
Ооло двух часов утра Сер Ион Беррингтон проснулся и услышал то, что было описано, как «жалобные звуки, доносящиеся снаружи, с лужайки под окном». Он бы никогда не забыл плач банши. Леди Беррингтон тоже слышала звук, как и их служанка. Наконец, в 2:30 утра Беррингтон услышал голос, зовущий: «Россмор! Россмор! Россмор!» Затем наступила тишина. На следующий день Берингтоны узнал, что Лорд Россмор умер. Его слуга услышал странный звук, доносящийся из его комнаты, и, бросившись туда, нашел его мертвым. Он умер в 2:30.
«Лорд Россмор умирал в тот самый момент, когда я слышал, как произносится его имя,» - позже писал Сэр Ион.
Это был его самый пугающий и страшный опыт в жизни.
Хотя для ирландцев это не было тайной- они знали, что в тот момент Ион слышал плач банши.

В современных компьютерных играх образ банши приобрел крайне негативную окраску; в целом банши там характеризуются как достаточно уродливые призрачные сущности, обладающие целым рядом умений, которые (согласно мифологии) им вообще были несвойственны, в частности, способность приносить смерть только воплем (keening). Изначальное предназначение банши - не приносить смерть слышащему, а констатировать скорую смерть члену семьи (клана) слышащего.

С течением времени исчезли многие знатные и благородные ирландские семьи и фамилии- некоторые из них вымерли, кто-то переселился на другие земли – и Банши стали лишь мифом, обычным суеверием.
Если когда-нибудь вам случиться быть на Изумрудном Острове, и вы окажетесь ночью под темным звездным небом – прислушайтесь. Вы можете услышать навязчивую песню или пугающий вой банши. Но будьте осторожны – в ее песнях кроется лишь смерть.


Миф - это вовсе не фантастическое повествование о заре человечества, это вневременная которая сопутствует развитию человека на всех этапах истории. Естественно, меняются «оболочки» мифа, из иррациональных интерпретаций он трансформируется в идеологические формы обоснования миропорядка. Религии - явление преходящее, миф же, будучи категорией универсальной, совечен человеку: он то находится в латентном состоянии, то возвращает себе активную форму. Наиболее активно проявляющейся мифологической традицией Европы можно считать британскую, в частности ирландскую мифологию, где мифопоэтическая традиция незримо сплелась с художественными произведениями и влилась в быт современного человека, став частью его мироощущения.

Характеристика образа Банши: мифы и легенды народов мира

Банши - это одна из разновидностей фейри, элемент ирландского и шотландского фольклора. В литературном переводе это "волшебная женщина", дословный же перевод её аутентичного имени - bean sí или bean sídhe, что означает «женщина холмов». Внешний вид Банши в точности не определён: к одним она приходит в образе грустной бледной девушки с красными от слёз глазами либо умершей девы из рода, а к другим является в виде устрашающей старухи с выпирающими зубами и мертвенно-бледной кожей в пятнах.

Единственное, что объединяет все интерпретации данного образа - это её длинные волосы. Чаще всего волосы имеют серебристый, седой цвет, однако известно несколько преданий, приблизительно века 15-го, где она демонстрирует людям багрово-кровавые волосы. Банши встречается в легендах в разной одежде, это и серый плащ поверх зелёного платья, и белое, светящееся во тьме платье, и даже саван.

Банши - охранительница рода и предвестница смерти

Основным функциональным назначением Банши ирландская мифология считает опеку над древними семьями. Она предчувствует близкую смерть одного из членов рода и предвещает её его родственникам громким плачем. Некоторые американские легенды 18 века гласят, что от её душераздирающего крика лопаются стёкла. Непонятно в образе Банши, кто такие звуки вообще способен издавать, ведь её стенания не относятся к какому-либо языку, это, скорее, синтез собачьего лая, нечленораздельной речи, криков диких уток, волчьего воя и отчаянных стенаний покинутого ребёнка.

Когда в легендах кто-либо из людей видит Банши, это означает близкую смерть его либо его знакомого.

К примеру, есть легенда о том, как фермер встретил у реки длинноволосую старушку в белом платье, когда он её поприветствовал, увидел, насколько она бледна. Мужчине стало жутко, а когда он решил убраться восвояси, старушка обернулась к нему и встала во весь рост, возвысившись над ним метра на 4. Фермер уже успел попрощаться с жизнью, как женщина просто шагнула в воду и исчезла. На следующий день фермер узнал, что у него умер сосед.

Банши: кто такие эти существа - уникальный бренд Ирландии или один из популярных образов мифологических персонажей, предвещающих смерть?

В Ирландии считается, что образ Банши уникален. Хотя на Британских островах есть исполняющие подобные функции и имеющие схожий внешний вид, Банши - образ нарицательный, известный по всему миру.

Мало кто вспомнит прачку Бен-Нийе, страдальца Кихериэт либо зловредного Бааван Ши, когда есть отлично растиражированная кинематографом история Банши как плачущей длинноволосой девушки в белом платье.

В иных мифологических системах также есть предвестники смерти: в славянской мифологии это домовой, в шумеро-аккадской - Анку.

При таком количестве мифологических аналогий исконный образ несколько размывается, а она сама приобретает самые разнообразные функциональные особенности. Важно обращаться к ирландскому первоисточнику, чтобы понять образ Банши, кто такие эти существа и какую функцию выполняют, ведь если вам попалось описание Банши как суккуба, убивающего мужчин, это явно не ирландский первоисточник.

Персонажи, взращённые образом Банши: шотландская аналогия в лице Банни и Бааван Ши

На Британских островах есть несколько прототипов Банши. Кто такие эти персонажи и в чем их отличие от праобраза, нам поведает шотландская мифология. Именно оттуда нам известен образ Бааван Ши. В отличие от защитницы рода Банши, эта фейри зловредна, она питается кровью мужчин. Защититься от них можно при помощи железа. Своей красивой внешностью фейри заманивает мужчин в свое логово и выпивает их досуха. Отличительной чертой Бааван Ши можно назвать красивые длинные золотые волосы и зеленое праздничное платье, под которым скрыты оленьи копыта.

В свою очередь, Банни - образ, противоположный злобной Бааван Ши. Это маленькая прачка у реки, стирающая окровавленные одеяния людей, которым предначертана близкая смерть. Банни - это женщины, умершие при родах, покинут этот мир они лишь тогда, когда пробьёт их реальный смертный час.

Существует у народов горной Шотландии поверье, что если незаметно для Банни подкрасться и стать между ней и водой, она ответит на любые три вопроса. Тем не менее взамен она также потребует того же, и отвечать ей нужно предельно правдиво.

Баньши (Банши, Бэнши, Бааван Ши, Белая Ши) - в ирландском фольклоре и у жителей горной Шотландии особая разновидность .

Их в различных частях Ирландии называют по-разному. Общепринятым и повсеместно распространенным именем является ирл. bean si, состоящее из bean - женщина, и si - Ши, что вместе переводится как женщина из сидов, из потустороннего мира.

В ирландской мифологии - это феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти вглубь земли и жить под холмами, в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах и среди облаков в волшебных небесах. Согласно кельтским поверьям, баньши могут принимать любой облик - облака, тени, куста, дымки, девушки и т.п.

Автор теософского сочинения «Демонология и колдовство» сэр Вальтер Скотт полагал, что баньши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи на просторах Ирландии и в нагорьях Шотландии. Люди представляют баньши женщиной с длинными распущенными черными волосами, в просторных одеяниях, с припухшими от слез глазами или в облике мерзкой и уродливой старухи со спутанными седыми волосами. Баньши может быть и бледнокожей красавицей в длинном саване, а иногда является в образе рано умершей невинной девы - родственницы семьи.

Одним из центральных аспектов легенд и преданий о баньши является представление о том, что баньши - дух-покровитель той семьи, которую она оповещает о смерти, то есть между ними есть наследственная связь - это может быть также прародительница семьи. По поверьям, баньши есть не у всех ирландцев. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещает баньши, обозначаются как семьи с «О» и «Мак», то есть считается, что баньши сопровождает истинно ирландские семьи. Однако список фамилий таких семей гораздо шире, так как включает также семьи, происходящие от викингов и англо-норманнов, то есть семьи, которые поселились в Ирландии до XVII века.

Баньши описывают как женский образ. Они появляются как плавающие люминесцентные фантомы их прежней собственной личности. Ночью их образ ярко пылает, но прозрачен в солнечном свете. Баньши описываются как женщины, одетые в белое (иногда в зеленое или черное), с прекрасными длинными волосами, которые они расчесывают серебряным гребнем. Однако не всегда это романтический образ красавицы. Большинство баньши старые и увядшие, но умершие молодыми сохраняют свою прежнюю красоту. Волосы стонущего духа - дикие и неопрятные. Ее платье - обычно изодранные тряпки. Ее лицо - маска боли и муки, но ненависть и огонь ярости ярко горит в ее глазах. Еще очень часто во внешности баньши видны признаки настоящего чудища: то обнаружат у нее перепонки между пальцами, то клыки, то обвислые груди.

Баньши нематериальны и неуязвимы к оружию. Кроме того, стонущие духи высоко стойкие к магии. Они полностью иммунны к обаянию, сну и заклинаниям обездвиживания. Святая вода, вылитая на них, причиняет им сильные повреждения.

Баньши могут чувствовать присутствие живых существ на расстоянии пяти миль.

Они ненавидят всех живых существ и поэтому устраивают свои дома в пустынной сельской местности или древних руинах, и остаются там навсегда. Земля, окружающая логовище стонущего духа, усыпана костями животных, услышавших крик баньши. Баньши опустошают любую местность, где они живут. Они убивают без жалости. Баньши имеет мощный эффект на растительность. Цветы и тонкие растения увядают и умирают, а деревья становятся искривленными и болезненными, в то время как более выносливые растения, чертополохи и прочие, процветают.

Сокровище баньши значительно различается и часто отражает то, что они любили в жизни. В большинстве случаев - это запас золота и драгоценных камней. Другие баньши, особенно те, которые часто посещают свои прежние дома, показывают более хорошие вкусы, сохраняя великие произведения искусства и скульптуры или мощные волшебные артефакты.

Баньши охотятся ночью, принимая образ красавиц и обольщая запоздалых путников. Особенно их привлекаются те, кто сам недавно выступал в роли загонщика дичи - от таких людей исходит привлекательный запах крови.

Питаются баньши только кровью молодых парней, крови питания этих существ ничего не интересует. До того, как испить кровь, они танцуют с жертвами, гипнотизируя их. Могут принимать участие в беседе, но выдают себя сильным непонятным акцентом. Изредка голодные баньши нападают на женщин, и тогда их жертвы обращаются в таких же чудовищ.

Любимый вид нежити(кроме вампиров).Самый сексуальный образ эдакого эмо-призрака ^__^.Хотя к привидениям она не относится,скорее к fairy creatures .(мнения тут расходятся).К слову,в играх я всегда за нежить играю)))

Banshee.

Aka : Washer of the Shrouds(о ней будет ниже), Washer at the Banks, Washer at the Ford, Cointeach, Cyhiraeth, Cyoerraeth, Gwrach y Rhibyn, Eur-Cunnere Noe, Bean sidhe, Bean Chaointe, the Bean-nighe, Kannerez-Noz

Облик банши

Что касается описания внешнего вида банши, то тут мнения диаметрально противоположны. Одно остается неизменным — женский образ. Существует некий романтический образ банши, в основном в рассказах детей, что это молодая прекрасная женщина с длинными белокурыми или золотыми волосами в длинном белом плаще с капюшоном. Также банши описывают как маленькую старушку, но опять же с длинными волосами, белыми или седыми. Вообще длинные волосы — это такая же отличительная черта банши, как и её крик. Реже встречается описание черных или темных волос банши, также как и темных или цветных одежд, так как совершенно очевидно, что в сумерках или темноте, времени когда появляется банши, её проще увидеть именно в белом плаще и с белыми, часто седыми, волосами, что также подтверждает легенду о банши-старухе. Что касается головного убора, то он упоминается крайне редко, так как он был бы неуместен ввиду длинных развивающихся волос. Так как плащ банши в основном доходит до пят, обувь также упоминается крайне редко. Некоторые носители традиции считают, что она ходит босой.

Покровительница рода

Одним из центральных аспектов легенд и преданий о банши является представление о том, что банши — это дух-покровитель той семьи, которую она оповещает о смерти, то есть между ними есть наследственная связь, это может быть также прародительница семьи.

По повериям, банши есть не у всех ирландцев. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещает банши, обозначаются как семьи с «О"» и «Мак», то есть считается, что банши сопровождает истинно ирландские семьи. Однако список фамилий таких семей гораздо шире, так как включает также семьи происходящие от викингов и англо-норманнов, то есть семьи которые поселились в Ирландии до XVII века.

У банши длинные распущенные волосы, серые плащи поверх зеленых платьев, красные от слез глаза. Банши опекают старинные человеческие роды, издают душераздирающие вопли, оплакивая смерть кого-либо из членов семьи. Когда несколько банши собираются вместе, это предвещает смерть кого-либо из великих людей. Увидеть банши - к скорой смерти. Плачет банши на языке, которого никто не понимает; в ее воплях будто сливаются воедино крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой.(тут мнения вновь разделились:кто-то утверждает что плач ее как - "низкое приятное пение",или "звук двух ударяющихся др о друга щитов",или "тонкий визг,где-то между стенаниями женщины и стоном совы").Ее вопли могут быть настолько сильными,что бьется стекло(!). Порой банши принимает облик уродливой старухи со спутанными черными волосами, одной единственной ноздрей и выпирающими передними зубами. Порой становится бледнокожей красавицей в сером плаще или в саване. А иногда является в образе рано умершей невинной девы из числа членов рода.(так же иногда ее представляют с огромной грудью,кот. она закидывает назад). Она то крадется среди деревьев, то летает вокруг дома, оглашая воздух пронзительными воплями.

Есть история о том, как некая женщина увидела в своем окне банши. Та сидела снаружи, на каменном выступе; у нее были рыжие волосы, которые казались охваченными пламенем на фоне белого платья и мертвенно-бледной кожи. Она что-то монотонно напевала, а потом вдруг исчезла, словно растаяла в воздухе. Наутро выяснилось, что у женщины в эту ночь умер брат.

Есть также история о том, как некий фермер встретился с банши у моста. Он увидел сидящую на перилах старуху, поздоровался и только тогда заметил, что у старухи очень длинные волосы, рыжие с багровым отливом. Старуха сидела, понурившись, словно чем-то опечаленная. Когда она повернулась к фермеру лицом, у того внутри все замерло: кожа бледная, как у трупа, лицо в пятнах, как индюшиное яйцо... Старуха выпрямилась в полный рост, и оказалось, что она втрое выше самого высокого человека. Фермер мысленно попрощался с жизнью, но тут старуха шагнула с моста прямо в воду и исчезла. Наутро фермер узнал, что ночью умер старик-сосед, последний в древнем роду.

Баньши, бэнси, бансии ("небесные женщины"), в ирландской мифологии феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти в глубь земли и жить под холмами в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах, и среди облаков в волшебных небесах. Согласно поверьям, баньши могут принимать любой облик - облака, тени, куста, девушки и т.п. До сих пор многие верят, будто их заунывный плач, называющийся Киэнинг и слышный по ночам, непременно предвещает близкую человеческую смерть. Автор "Демонологии и колдовства" сэр Вальтер Скотт полагал, что баньши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи Ирландии и нагорья Шотландии. Люди представляют баньши женщиной с длинными распущенными, черными волосами, в просторных одеяниях, с припухшими от слез глазами, или в облике мерзкой и уродливой старухи со спутанными седыми волосами. Фея баньши может быть и бледнокожей красавицей в длинном саване, а иногда может являться в образе рано умершей невинной девы - родственницы семьи. Заколдованный лес из артуровской легенды был населен прелестными феями. Одна из них, Жестокосердная дама, волшебница-искусительница, описанная поэтом Дж. Китсом, была баньшей, которая завлекала смертных странствующих рыцарей, вселяя в них безрассудную страсть, а потом оставляла их, лишенных воли к жизни, бродить по холмам "в угрюмом одиночестве и без смысла".

Двигаются Банши со звуком,подобным звуку полета птицы.Поэтому некоторые ошибочно отождествляют их с вороной.

БЕННИ или ПРАЧКА У РУЧЬЯ

В фольклоре жителей горной Шотландии близкая родственница банши. Прачкой у ручья ее называют потому, что бенни можно встретить у лесных речушек, в которых она стирает окровавленные одежды тех, кому суждено умереть. Одета она обычно в зеленое платье. Если человек заметит бенни до того, как она увидит его, и встанет между нею и водой, она выполнит три желания. Бенни ответит на три вопроса, но и сама задаст столько же, причем лукавить с ней ни в коем случае не следует. Того, кто наберется храбрости и припадет ртом к ее отвислым грудям, она может признать своим пасынком и будет ему помогать. Впрочем, если рассердить бенни, она принимается хлестать человека бельем, и у несчастного начинают отваливаться руки и ноги. По некоторым источникам, бенни - духи смертных женщин, которые умерли при родах, а покой обретут, лишь когда подойдет срок покинуть сей мир (то есть в тот день, в который они бы почили от старости).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: