Библейская традиция мужества. Наше духовное мужество

Му́жество - 1) черта характера, обеспечивающая способность встречать опасности, беды, жизненные трудности без (чрезмерного) страха и утраты самообладания; отвага, бесстрашие, храбрость; 2) присутствие духа во время опасности или беды; 3) христианская , обнаруживаемая в способности, готовности и решимости верующего встречать скорби, беды, опасности, трудности, не теряя стойкости духа, с упованием на .

Мужество есть устойчивость в правде. Мужество – действие Духа Божия в человеке, дающего человеку силы противостоять искушениям, творить правду и отстаивать её. Мужество – это любовь к Богу и ближнему, любовь настолько сильная, что затмевает страх перед опасностью и даже смертью.

Христианское мужество основано на надежде и уповании на Бога, любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.

Христианское мужество принципиально отлично от фанатизма, безрассудства, упрямства, бесчувственности и напускного равнодушия. Критерием этого отличия является источник мужества ( Божия и любовь) и цель – правда.

Перед жестокими ордами Сеннахирима Езекия спокойно проводил свои военные приготовления и поддерживал морально своих людей. «И сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним… с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии» ().

Сравним: «Когда двери дома… были заперты из опасения от Иудеев» () и «Видя смелость Петра и Иоанна…» () . Те же ученики в течение короткого времени встретились с теми же иудеями. Откуда же взялось это новое мужество? Ответ гласит: «Они были все преисполнены Духа Святого».

Всякое ли мужество согласуется с добродетелью?

Мужество, как свойство характера, издревле воспевалось писателями, поэтами, летописцам. Искреннего восхищения нередко удостаивались мужественные воины, путешественники, мореплаватели, первооткрыватели, борцы за правду и справедливость. В этом понимании мужество, как правило, ассоциировалось с храбростью, отвагой, дерзновением, и даже с готовностью к самопожертвованию ради высокой цели.

Однако далеко не всегда, то, что определяется, как мужество, действительно достойно восхищения. Можно сказать, что мужество мужеству - рознь.

Достаточно часто за мужество принимается бравада, бесшабашный кураж. Положим, история знает примеры бравады военачальников, результатом которой становилась бессмысленная гибель бойцов. В современном мире среди примеров проявления напускного «мужества» можно выделить, скажем, катание на крышах лифтов и электропоездов, лихое вождение с мыслимыми и немыслимыми нарушениями правил дорожного движения, фотографирование на кромках крыш небоскребов, на стрелах высотных кранов и пр. Помимо того, что люди, демонстрирующие таким образом своё «мужество», подвергают неоправданному риску свою собственную жизнь, они подталкивают к этому других.

В христианском сознании мужество, как добродетель, всегда сопоставимо с благими мотивами, намерениями и целями, с желанием угодить Богу, с упованием на Божественный Промысл. Примеры христианского мужества являли многочисленные христианские исповедники, мученики, защитники веры, гонимые праведники и вообще все святые.

У Троицы окрылённые
архимандрит

Убеждаю вас ободриться
(
)

Апостол Павел среди других узников плыл в Италию. Неожиданно поднялась сильная буря и обрушилась на корабль… Небо потемнело, ветер обратился в ураган, волны бешено били в борт судна, бросая его, как щепку. В корабле открылась течь… Четырнадцать суток, не видя ни солнца, ни звезд, носились, отдавшись волнам. Каждую минуту все ожидали смерти, не ели, не пили. На корабле было 276 душ.

Один только человек – святой апостол Павел – был вполне спокоен: он твердо верил Богу, Который обещал спасти его и плывших с ним. Мужественно возвысив голос, Апостол сказал: «Мужи и братия, я убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет… Так сказал мне Ангел в эту ночь….» Действительно, с наступлением дня все увидели залив с отлогим берегом. То был остров Мелит. Никто не погиб – все спаслись.

Друзья мои, нужно быть мужественными, решительными. Ничего славного нельзя сделать без мужества. Легко делать только худое. А разве не мужество увенчало святых мучеников вечной славой? А пустынники, подвижники, столпники?..

Все великие ученые достигали открытий настойчивостью, мужеством. «Каким образом Вы открыли закон всемирного тяготения?» – спросили однажды Ньютона. «Неотступностью, постоянно думая о нем»,- отвечал он. А Архимед и другие ученые?..

Мужество нужно, чтобы усиленно работать, учиться, подвизаться, встать пораньше на молитву (на братский молебен), потерпеть с любовью посты, длинные богослужения, найти пути примирения с обиженным другом… Особенно когда спасение так трудно дается, какое надо мужество, чтобы до конца все перенести!..

Мужество нужно и чтобы безропотно терпеть страдания. Мало мы пожили, но уже и нас страдания коснулись своим огненным крылом. Ведь страдания, под разными видами (например, болезни, горе, нужды, тревоги, унижения), занимают огромное место в нашей жизни. «В мире скорбни будете» (), - сказал Господь. «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (). И как мужественно простые люди умеют переносить страдания!

В 1871 г. шла война. У сестры милосердия Агриппины были ранены обе ноги. Ей было всего 20 лет. «Сестра, вам необходимо ампутировать ногу»,- сказал ей профессор. «Исполняйте»,- тихо ответила она. «Сестра моя, вам нужно ампутировать и другую ногу». – «Если есть на то воля Божия, доктор, исполняйте». После операции, придя в чувство, она тихо молилась: «Господи, не допусти меня возгордиться моими страданиями». Вскоре она тихо угасла навсегда.

…Госпиталь полон раненых. Предстояло много еще операций. Наркоз на исходе. У маленького ростом и слабого на вид солдата раздроблена рука. «Доктор, вы дадите что-нибудь, чтобы меня усыпить, не правда ли?».. – «О Боже, да у нас наркоз на исходе, есть совсем слабые братья…» – «Доктор, делайте мне так , я вынесу, а им сделайте полегче». И он выдержал страшную операцию, не испустив ни одного стона…

Мужество требуется и для того, чтобы говорить правду. Говорить правду – это основа всех добродетелей. Это достоинство каждого человека, христианина. Честность, правдивость – украшение верующего человека. «Блажени алчущие и жаждущие правды: яко тии насытятся» (). Посмотрите на человека, любящего правду: он открыт, ясен, благороден; добрые, чистые глаза. Он внушает доверие… А на другого посмотрите: он хитрит, лицемерит, в поведении отпечаток низкого человекоугодия… Он не может прямо смотреть вам в глаза…

А какое мужество нужно для того, чтобы устоять против искушений! Чтобы в самой трудной обстановке вести себя и говорить так, как подобает христианину, любящему своего Господа!

Дело было холодной зимой. Воспитанник 3-го класса семинарии оказался среди неверующих товарищей. Они потащили его в ресторан на берегу Волги. Усадили… «Пей с нами, дружок, в попы записался… Ты не хочешь – пережиток ты, такой отсталый, эгоист….» В эту минуту с улицы послышался вдруг душераздирающий крик… Семинарист вскочил и мигом исчез за дверью… Вскоре, еле переводя дыхание, он вылезал из ледяной воды… Кровь текла по лицу: острая льдина ударила его по голове… На руках он держал мокрую полузамерзшую трехлетнюю девочку… Мужество!

Что нужно для того, чтобы иметь мужество? Корень мужества – искреннее желание делать людям добро. И в этом надо закалить волю.

Если вы наметили себе высокую цель – быть верными Господу,- стремитесь быть мужественными. Для этого надо возлюбить Бога, людей, укрепить в добре свою волю и просить помощи у Бога – и вы будете мужественны.

Царство Небесное дается людям мужественным, энергичным, стойким, преданным до конца Господу. Спаситель говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ().

Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Только с этим прекрасным качеством – мужеством – вы сумеете выполнить свой христианский долг. Сумеете хорошо трудиться, нетрепетно говорить правду, найдете силы перенести жгучие страдания – окажетесь победителем в любых огненных искушениях и своим мужеством, самоотвержением дадите прекрасный пример своим собратьям верующим и даже в инакомыслящих вызовете законный восторг и уважение.

Мужество – сила…

Жизненный путь Великой княжны Ольги Николаевны Романовой был недолгим - Она оставила этот мир в 23 года. Но все знавшие Её отмечали необычное духовное устроение, стремительное взросление, силу воли, духовное мужество внешне хрупкой русской девушки. Её жизнь достойна тщательного изучения, особенно теми, кто только открывает для себя мир, - современными старшеклассниками. Работая в рамках проекта «Наша новая школа», в течение нескольких последних лет на примере жизни Царских Детей мы раскрываем перед учениками тему стремления человека к миру горнему.

В чём заключается духовное мужество человека? Святой апостол Павел говорит о стойкости в сфере духовной жизни христианина: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды (1 Кор. 16, 13). Святитель Григорий Богослов пишет: «Мужество есть твёрдость в опасностях».

Что было основанием для формирования духовного мужества Ольги Николаевны Романовой? Уже в ранние годы была заметна окружающим особенность Её души - чувствительность к фальши. Даже в семилетнем возрасте маленькая Ольга, столкнувшись с незначительной ложью товарища по играм, могла заплакать от потрясения, и это нетерпимое отношение к неправде, стремление к жизни по совести сохранилось в Великой Княжне до конца Её дней. «Характерными чертами у неё были сильная воля и неподкупная честность...» (А. Танеева).

Душа Ольги Николаевны с раннего детства стремилась ввысь. Дневниковые записи, письма Великой Княжны свидетельствуют о глубокой любви к храму и постоянном размышлении о вере и Церкви, точной нравственной оценке событий в России.

Она умела брать на себя чужую боль, рано повзрослела, разделяя страдания своих Родителей, горячо любимого брата. Как утешить плачущего? В русской традиции есть мудрое правило: плакать вместе с ним. Этим бесценным свойством, ярко выраженным даром утешения и обладала Ольга Николаевна. Несчастья отца Великая Княжна принимала близко к сердцу, могла беседовать с Ним о важных, тревожащих душу родителя событиях, в период боевых действий писала ему в Ставку подробные письма...

Тяжелейшее испытание, выпавшее на долю Царской Семьи - государственный переворот со всеми вытекающими отсюда последствиями, отречение Государя - во всей полноте проявило в Ольге Николаевне Романовой заложенное в Ней настоящее смирение - основу духовного мужества. «Ужас революции повлиял на нее гораздо больше, чем на других. Она полностью изменилась, исчезла Ее жизнерадостность" (Софи Бугсгевден). По воспоминаниям о состоянии Ольги Николаевны в этот период возникает впечатление, что она в свои совсем юные годы сразу смогла осознать, что последует за свершившимся святотатством, что ожидает Царскую Семью и какова будет цена покаяния. Только глубоко смиренному уму даётся такое видение. Ольга Николаевна долго была больна, но письма Её полны надежды: «Столько отвратительного слышишь, жутко даже, но всё же я твёрдо верю, что Господь поможет...». Постоянное памятование о Боге живёт в душе Великой Княжны, молитва укрепляет, даёт силы: «Сегодня совсем тихо. Слышу звон в Екатерининском соборе; иногда так хочется зайти к Знаменью...»

В течение гнетущих последних месяцев жизни перед юной Ольгой Николаевной, как и перед другими Царскими Детьми, раскроются все ужасы плена. Но ничто: ни издевательства охраны, ни болезни, ни предательство окружения Семьи, ни вечная тревога, ни постоянная угроза агрессии не могли сломить Её горячей любви к Христу. Ольга Николаевна шла наперекор тому, что предлагали Ей страшные обстоятельства: по-доброму обращалась с преступной охраной, была сдержанна во всём, не теряла чувства юмора, продолжала занятия с младшими сёстрами и Царевичем. В книге Ольги Николаевны, найденной после смерти - нарисованные и вырезанные из бумаги изображения церкви Спаса Преображения в Новгороде. Кому из художественно одарённых Царских Детей принадлежат они? Положила листочки в книгу боголюбивая старшая сестра...

Свидетельства очевидцев последних месяцев жизни Царской Семьи говорят о необычайном смирении Пленников. Духовник Царской Семьи отец Афанасий в своём дневнике отмечал, что, по мере возрастания страданий Мучеников, возрастали Их терпение и молитва. Известные стихи С. Бехтеева «Пошли нам, Господи, терпенье», переписанные рукой Великой Княжны, говорят о Евангельском отношении к врагам и силе духа. Борясь со злом любовью Христовой, Великая Княжна побеждала смерть; она прожила в единстве с Богом всю свою короткую жизнь и ни в чём Ему не изменила ни в дни «народного гоненья», ни под моральными пытками палачей.

Ольга Николаевна Романова осознавала, что гибнет в битве за Православную Россию. Она умирала, как святая, подобно первым русским святым, страстотерпцам Борису и Глебу, не оказывая внешнего сопротивления, но прощая и любя, т. е. сопротивляясь внутренне, прося благословения Божия и покоя. Духовное мужество Великой Княжны заключается в смиренном приятии воли Божией.

Великая Княжна в свои совсем юные годы умирала за Россию, молясь о будущем страны. Смерть была выбрана Её отцом, и выбор был совершенно свободным. Любовь к Богу для просвещённого светом Христовой Истины нашего последнего русского Царя была дороже, чем земная власть. Смерть была воспринята Им и всеми Членами Семьи как жертва, как необходимость, а не как зло, потому что Царская Семья измеряла происходящее духовным, вечным измерением. Осознать суть этой прекрасной жизни и трагической смерти ещё предстоит... «Никакие экстренные, внешние государственные меры, никакие репрессии, никакая самая искусная политика не в состоянии изменить ход событий, если не будет покаяния у русского народа» (протоиерей Александр Шаргунов).

Ольга Николаевна Романова проявила мужество веры, которое даётся только человеку праведному. «Не зло победит зло, а только любовь», - утверждал Её Царственный отец на краю могилы, прося не мстить за Него, полностью отдав себя в Божьи руки. Эти слова были переписаны рукой Его дочери. Ольга Николаевна Романова была достойной дочерью Государя, сумевшего в непроглядную ночь России увидеть свет, данный свыше.

Подвиг Царской Семьи вызывает горячий отклик в душах современных школьников, отрезвляет, напоминает о Вечном. Ангелы жили на земле - это очень хорошо понимают наши ученики. Детское чистое сердце безошибочно чувствует Правду Царских Мучеников, их восхищает высокий уровень нравственного развития Царских Детей, мужество и патриотизм. В своих сочинениях современные школьники отмечают, что самое сильное впечатление производят на них письма Царских Детей из заключения. Ученики обращают внимание на преодоление Царскими Детьми угнетённого состояния, видимо, это укрепляет ребят в каких-то сокровенных мыслях: ни для кого не секрет, насколько неустойчива нервная система современных детей. Подростки восхищаются тем, что Царские Дети не просили о сохранении земной жизни, а молились о спасении души. Когда мы готовим композицию о Подвиге Царской Семьи (состав участников менялся уже несколько раз в течение 5 лет), ученики борются за право выразительно читать последние письма Царских Дочерей. Прослушав взволнованный рассказ участников композиции, слушатели - ученики и учителя - встают в знак почтения и скорби, уважения к подвигу во имя веры. Многие не могут сдержать слёз.

Из книги Эдвина Коула «Сильные мужчины в тяжелые времена.»

То, во что вы верите, в конечном счете, определяет ваше поведение, характер и всю судьбу.

У ОДНОГО МОЕГО ДРУГА, Лэрри Керичака был дедушка, в чем-то похожий на библейского пророка Даниила. Позвольте объяснить, что я имею в виду. Даниил был целеустремленным, решительным и твердым в духе. Он был уверен в том, что ничто не может удержать или отвлечь его от служения Богу Иегове. Постоянство Даниила в ежедневной молитве и посвящении себя Богу определяло все его решения. Вера в Бога служила фундаментом для его жизни.

Когда беспринципные и завистливые люди задумали подорвать влияние Даниила на царя, они начали искать слабые места в его жизни. Не найдя ни одного недостатка, они решили в качестве слабости использовать сильную сторону Даниила, запретив с помощью гражданского закона его ежедневные молитвы Богу, которые он открыто совершал три раза в день. Используя лживую лесть, они предложили царю издать закон, чтобы все поклонялись только царю Дарию как богу и чтобы всякий, кто будет поклоняться иному богу, был бы наказан. Они знали из жизни Даниила, что он никогда не отречется от своей веры, чтобы поклоняться какому-либо иному богу, кроме Иеговы.

Когда Даниил ослушался нового указа царя, ему пришлось провести ночь во рву вместе с голодными львами. Даниил отказался преклониться перед гражданским указом, который противоречил уставу праведности. Его гражданское непослушание не было результатом бунта против царя, оно было результатом твердого решения исполнять волю Божью независимо от последствий для себя. Вопреки указу, направленному на уничтожение его жизни, Даниил остался непреклонным. Под угрозой смерти он продолжал молиться. Сейчас всем известно, что пасти львов были заграждены, Даниил был спасен, а его зложелателей постигла участь, которую они готовили Даниилу. Божье возмездие исполнилось сразу.

Даниил был смелым мужчиной. Он имел твердую веру, «положив в сердце своем не оскверняться» (Дан. 1:8). Его сердце было цельным в своей решимости. В цельности есть сила. «Утверди сердце мое в страхе имени Твоего», — обращается Давид к Богу (Пс. 85:11). Утвержденное сердце дает великую силу для выполнения миссии.

Так вот, возвратимся к моему другу Лэрри. Его дедушка, Николай, жил в России, Он был человеком глубоких убеждений, приобретенных в результате изучения Слова Божьего и послушания. Его отношения с Христом были основаны на богатом личном опыте духовного преображения. Чудо его спасения наполняло его сердце любовью к Иисусу Христу и жгучим желанием делиться своим знанием о Христе, с каждым, кого он встречал на пути.

Во время Первой мировой войны его призвали солдатом в русскую армию. Командир роты приходил в ярость, когда Николой открыто свидетельствовал об Иисусе солдатам.. Ему было мало беседовать с людьми один на один, он проповедовал целым группам солдат, не обращая внимания на запрещающие приказы. В конце концов, снедаемый ненавистью к молодому солдату-верующему командир привязал Николая к дереву, поставил напротив него пушку и сказал, что разнесет его на куски, если он не пообещает прекратить проповедовать Христа.

Увидев пушку, непоколебимый, исполненный Духа христианин сказал без малейшего страха в голосе: «Стреляй! Я не остановлюсь!»

Командир не выстрелил, но отправил Николая в тюрьму на четыре года. По освобождении дедушка эмигрировал в Канаду. Там он продолжал работать и проповедовать. Переходя из деревни в город, проповедуя в домах, холлах и везде, где только было можно, он евангелизировал своих соотечественников-эмигрантов и коренных жителей своей новой родины.

Спустя много лет, уже после Второй мировой войны, русский командир, который когда-то угрожал ему смертью, тоже эмигрировал в Канаду. Однажды, когда Николай проповедовал в небольшом селении во время своего очередного путешествия по городам и деревням, случилось так, что он должен был выступать в помещении, которое было совсем рядом с домом, где проживал старый командир. Местный друг командира пригласил его на собрание. По-прежнему настроенный против Евангелия, командир из вежливости согласился пойти со своим другом, не подозревая о возможной встрече с Николаем.

Он осторожно вошел в переполненное помещение и начал наблюдать за людьми, как они пели и рукоплескали. Затем вперед вышел человек, и командира отбросило назад. Когда этот человек начал говорить, командир узнал в нем солдата, который ни под какими угрозами не переставал проповедовать еще много лет назад. Пораженный тем, что их пути снова пересеклись так далеко от родины, и устыженный тем, что однажды произошло, командир напугал собравшийся народ тем, что в слезах упал на колени. Вскоре двое мужчин уже обнимали друг друга как братья во Христе.

Безграничная настойчивость была характерным качеством Николая и Даниила.

Настойчивость и убежденность — сильнее преследований.

Великий философ Аристотель учил, что тяжелые предметы падают на землю быстрее, чем легкие. Поскольку он был одним из величайших мыслителей всех времен, люди поверили ему. Через два тысячелетия после смерти Аристотеля Галилеи собрал ученых профессоров у основания Пизанской башни. Он забрался на самый верх и одновременно сбросил два груза: один — весом в десять фунтов, а другой — весом в один фунт. К всеобщему изумлению оба груза приземлились одновременно. Однако сила веры в традиционную мудрость была настолько велика, что профессора отказались поверить в то, что они увидели. Не признав эксперимент Галилея, они остались убежденными в правоте Аристотеля. Сила их веры в то, чему они были научены, не позволила им признать свое заблуждение. Вместо того чтобы принять истину, они упорно продолжали верить, ошибочному учению.

Убеждения человека несут в себе огромный потенциал добра или зла в его жизни. То, как мы верим в Бога, заключает в себе потенциал вечной жизни или смерти.

Многих людей неправильно научили, поэтому они неправильно верят, и при этом они так твердо стоят на своем, что предпочитают оставаться в заблуждении, чем признать это и измениться. Но бывают времена, когда изменение жизненно необходимо.

Моряки часто рассказывают историю о капитане корабля, который однажды ночью увидел свет, похожий на прожектор другого корабля, державшего курс прямо на него. Он приказал дать сигнал этому кораблю: «Измените свой курс на десять градусов к югу».
Назад пришел ответ: «Измените свой курс на десять градусов к северу».
Капитан корабля ответил: «Я капитан. Измените курс к югу».
На что был ответ: «Я моряк первого класса. Измените курс к северу».
Это привело капитана в ярость, и он снова послал сигнал: «Я сказал, измените свой курс к югу. Я — на боевом корабле!»
Назад пришел ответ: «А я сказал, измените свой курс к северу. Я — на маяке!»

Если кто-то высказывает ошибочное мнение, и пятьдесят тысяч человек его повторяют, оно не перестает быть ошибочным. Звучит глупо, но люди каждый день верят лжи в отношении Христа. Они верят в эволюцию, теорию, которая так и не была доказана, и при этом отказываются верить в доказанное христианство.

Человек не может жить без веры. Каждый во что-нибудь да верит. Тем не менее, основная проблема веры в положительное заключается в том, что мы живем в отрицательном мире, обреченном на гибель. Земля содрогается, деревья и звезды падают, здания рушатся, смерчи разрушают, ураганы опустошают, приливы уничтожают, а люди обманывают и крадут.

Чтобы начать верить в положительное, мы должны отделить себя от негативных вещей этого мира. В исследованиях и отчетах людей, достигших финансового успеха, я заметил следующие наиболее часто упоминаемые факторы, которым они приписывают свой успех:

1) навыки общения;
2) умственные способности;
3) целостность;
4) опыт;
5) положительный настрой.

Чтобы мы могли верить в положительное, нам необходимо отвернуться от негативного. Мы должны научиться не просто верить, а верить правильно.

То, во что вы верите, формирует вашу жизнь. Поскольку это важно для принятия вами решений, вера является основой вашего поведения, характера и судьбы. Неправильное поведение основано на неправильной вере. Преступники верят, что они останутся безнаказанными; заключенные верят, что кто-то посадил их в тюрьму; наркоманы верят, что наркотики доставляют им удовольствие; а гомосексуалисты верят, что они созданы такими.

Безумцы, говорит Писание, утверждают, что Бога нет. Это безумие — верить, что нет Бога, и нет отчета за наши действия. Мы все, так или иначе, даем отчет за свои действия. Сексуально распущенные люди отвечают болезнями, разводами, абортами и прочими наказаниями; мошенники, жулики и другие подобные им отвечают по закону и, более того, получают возмездие.

Практический атеизм — это не размахивать руками, крича: «Бога нет!», это жить так, как будто Его нет.

Сравните жизнь таких безумцев с жизнью Даниила, человека, который с ранней юности был посвящен вере в Бога Иегову, уповал на Писание и полагался на молитву.

Вера Даниила в Бога и его образ жизни по вере стали основой его возвышения на вторую высшую по значимости должность в стране. Праведность человека побуждает Бога благословить его и милость Бога сопровождает такого человека всю его жизнь.

То, во что вы верите, определяет ваши отношения — не только с другими, но, прежде всего, с самим собой. То, как вы видите себя, отражается на ваших отношениях с другими. То, во что вы верите, обладает силой привлекать или отталкивать. Если вы верите, что Бог осуждает, обвиняет и исполняет Свои прихоти, это оттолкнет вас от веры в Него и Писание. Но если вы верите в то, что говорит о Нем Библия, — любящий Отец, чудесный Спаситель и милосердный Господь — ваше притяжение к Нему будет безграничным.

Вера — это просто продолжение доверия, поскольку «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Подобно ей и страх есть продолжение доверия, т. е. веры в осуществление невидимого. Итак, вера и страх имеют одно и то же определение, только вера притягивает положительное, а страх — отрицательное.

ДУХОВНОЕ МУЖЕСТВО

Преподобный Антоний Великий говорил так: «Мужество есть ни что иное, как твёрдость в истине и сопротивление врагам: когда не уступишь им, они отступят и совсем не покажутся боле». Конечно, под врагами здесь имеются в виду, в первую очередь, греховные проявления и действия в душе и жизни верующего.

Вот, когда человек доверяет врачу, исполняет его предписания и принимает назначенные лекарства, происходит лечение от болезни. Подобно и в духовной жизни: когда христианин становится таковым не по названию только, а по сути (начинает вести духовную жизнь, памятуя постоянное присутствие Божие), то идет лечение всей духовной и даже душевной жизни человека. Но… При чём тут мужество?

А вот тут-то без него и не обойтись. Про мужество еще говорят, что это храбрость, присутствие духа в опасности, рискованных ситуациях, преодоление страха и борьбы мотивов. Без мужества невозможно обойтись в налаживании отношений с Богом и людьми.

Первое, что требует огромного мужества, - захотеть увидеть и понять собственные грехи и недостатки. Второе - это найти силы открыто признать свои грехи перед Богом, а если нужно, то и перед людьми, то есть совершать личное покаяние. Далеко не у всех на это хватает внутренних сил, то есть мужества. Есть, правда, вариант просить у Бога сил, чтобы совершить свое покаяние, но на это тоже нужно мужество, так как тогда уже нельзя отступить, не испортив отношения со своим Создателем.

Можно сказать, что потому мало последовательных христиан, что люди боятся быть мужественными в своей жизни, чтобы суметь совершать свое покаяние и перемену в жизни.

Так же происходит и во взаимоотношениях семейных и служебных. Легко взваливать вину на других во всех неудачах и недоразумениях, но нужно иметь мужество, чтобы понять: в каждой ссоре есть моя вина. Поэтому нужно суметь находить в себе мужество, чтобы признать свою вину, попросить прощения и начать выстраивать и лечить наши человеческие отношения.

Чтобы надлежащим образом созидать человеческую любовь и семью, необходимо мужество, дабы не разменять себя на мелочевку и любовную игру, а последовательно преодолевать искушения в поисках своего семейного призвания.

Не меньше мужества нужно в учении и труде, так как хорошие результаты и серьезные успехи в жизни достигаются постоянным последовательным трудом в учении и работе.

Поэтому мужество как личное качество человека является важной добродетелью, которую нужно в себе воспитывать и укреплять Божией благодатью в молитве и Таинствах Церкви.

Человек может распознать, мужественный он или нет, только в какой-то сложной ситуации, когда он оказывается один на один с той или иной опасностью.

Необходимо воспитывать в себе мужество, которое блаженный Августин считал за добродетель, потому что мужество, по его словам, есть любовь, готовая ради Бога претерпеть все. А Василий Великий писал: «Кто людей боится, тот Бога не боится, а тот, кто Бога боится, тот никого не боится».

Необходимо воспитывать в себе духовное мужество при переживании различных искушений, жизненных испытаний. Помнить, что без воли Отца Небесного не происходят даже самые мелкие жизненные события. Бог никогда не попустит нам испытание сверх наших сил, как пишут святые апостолы, но в самом испытании так или иначе сообщит нам некое облегчение для нас.

Но мы-то не всегда готовы к тяжелым искушениям. Один инок пришел на исповедь к духовному отцу и стал жаловаться: «В келье, где я живу, бесы вылезают прямо из щелей, начинают сталкивать меня с кровати, заставляют меня плясать, играют на свирелях бесовских, в бубны бесовские бьют. Что мне делать? Всякий раз, когда я ложусь спать, я ожидаю этого нападения». Старец дал ему такой совет: «Во-первых, никому об этом не рассказывай. Во-вторых, не обращай на это никакого внимания». Диавол чувствует человеческий страх. В то же время он чувствует мужество верующего человека, его бесстрашие и быстро отступает. Это как с собаками. Кинологи говорят, что собака всегда чувствует страх и может реагировать на этот страх очень агрессивно, а если человек не испытывает страха перед псами, ведет себя естественно, то едва ли на него может напасть зверь. Поэтому мы должны жить так, чтобы не давать повода ищущим повод, не провоцировать злых духов через наш испуг, боязливость, панику нападать на нас. Мужество здесь совершенно необходимо.

Мужество нам нужно также и для того, чтобы пережить переход от этой жизни в жизнь будущую, когда саму свою физическую смерть мы начинаем воспринимать как последнюю епитимию от Господа. Один опытный московский священник говорил: самое тяжелое испытание для человека - это когда человек находится уже на смертном одре и диавол напоминает ему все прежде содеянные грехи, а у человека уже нет возможности покаяться - нет рядом священника, и вот тут надо проявить мужество веры и уповать на милосердие Христа Спасителя, чтобы преодолеть и эту последнюю брань, последнее искушение, последнее ужасное страхование, с которым человек может столкнуться. Даже во многих кинофильмах показывается, что, когда человек умирает, в его сознании проносятся какие-то картины из его жизни, но обычно в кинофильмах показывают радостные моменты, как, например, в фильме «Летят журавли». Но в действительности на память приходит иное, тягостное: это диавол своими страхованиями хочет ввергнуть в уныние душу человека. Каждый из нас умирает всё-таки в одиночку. И мы должны иметь навык преодолевать бесовские страхования.

Вера во Иисуса Христа сообщает человеку мужество - мужество как проявление религиозности, при которой всецело уповают на Промысл Бога и не оставляют памятования о Его заботе о каждом верующем человеке. Вот и псалмопевец Давид писал - умолял Бога: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже» (Пс. 70:18), но в псалмах мы находим и слова Божественного ободрения: «Я, Который веду тебя от утробы матери твоей, от дней юности твоей, не оставлю тебя и в самые тяжелые, самые трудные дни».

Итак, это очевидная истина: мужество есть состояние души, которая имеет всецелое упование на Создателя. Мужество - это религиозная добродетель.

По материалам православных сайтов.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: