Ближние пещеры Киево-Печерской лавры: описание, история и интересные факты. Киево-печерская лавра в истории христианства

Киево-Печерская лавра - одно из самых популярных мест в Киеве, которое посещают туристы, гости столицы Украины и верующие. Ближние пещеры привлекают посетителей своей загадочностью, древней историей и интересными легендами о подземных сокровищах и целительной силе.

История Лавры

Основание Киево-Печерской лавры приходится на 1051 г., период правления князя Ярослава Мудрого. Это была эпоха Крещения Руси, и сюда стали приходить первые пастыри православной церкви и иноки. Некоторые монахи бежали из Византии, что имело большое значение для обретения здесь особого места и приобщения людей к монашескому образу жизни. Простые древнерусские люди испытывали благоговение перед святыми иконами и монахами.

Многие приходящие в город монахи искали уединения, которое они смогли найти в пещерах и подземельях. Слово «лавра» в переводе с греческого означает «церковное поселение» или «застроенный квартал».

Самым первым поселенцем Ближних пещер был Иларион, который позднее стал Митрополитом Киевским. Здесь также жил монах Антоний, ставший основателем монастыря, и его ученик Феодосий, которому историки приписывают заслуги по привитию монашества в Древней Руси в соответствии с окружающей обстановкой.

В 1073 г. при Антонии Печерском был возведен Успенский Собор Пресвятой Богородицы, который в дальнейшем не раз подвергался разрушениям в результате набегов монголов, войн, пожаров и землетрясений. Последнее разрушение произошло в 1941 г., когда его взорвали немецкие оккупанты. И только в 1995 г. началось возрождение храма, которое успели закончить к августу 2000, к началу торжеств, посвященных 950-летию Киево-Печерской Лавры.

Основные объекты Лавры

Киево-Печерская Лавра представляет собой большой комплекс сооружений, состоящий из Успенского Собора, Онуфриевской башни, Трапезной церкви св. Антония и Феодосия, Крестовоздвиженской церкви, Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, Храма Иконы Божьей Матери и мн. др.

И конечно, особой популярностью и известностью пользуются Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры, которые сохраняют множество древних захоронений. Длина их составляет соответственно 300 и 500 м. Их названия указывают на отдаленность от Верхней лавры и Большой Церкви, которая была первым каменным храмом в годы, когда первые монахи стали перебираться из пещер на поверхность.

1000 лет назад пещерный монастырь, расположившийся на берегах Днепра, напоминал, скорее всего, современные надднестрянские монастыри: несколько узких входов, начинающихся на склонах или террасах, которые вели вглубь покрытых лесом холмов. От них вели тропинки, некоторые — вниз, к воде, другие — вверх.

Ближние пещеры Лавры

По своему предназначению подземелья вначале использовались монахами для жилья. Общая длина переходов составляет 383 м, высота - до 2 м, и ширина - до 1,5 м. Катакомбы проложены в подземном слое глубиной 5-15 м от поверхности. Все они были вырыты в древности поселенцами в пористом песчанике, из которого состоят холмы в Киеве. Поиски же каких-то ближайших соляных пещер в этом районе бессмысленны. Такие лечебные комнаты в городе существуют только в искусственном виде.

Подземелья, именующиеся также Антониевыми пещерами, состоят из:

  • трех улиц, главная из которых - Печерская, начинается от Введенской церкви, самой большой в подземной части Лавры;
  • трапезной комнаты, где раньше собирались монахи;
  • трех подземных пещерных церквей: Введения, Антония и Варлаама.

На стенах пещер ученые обнаружили надписи на разных языках, датированные 12-17 вв. Из-за того, что стены долгое время покрывали побелкой, они оставались неизученными. Однако когда археологи смыли верхние слои и сняли штукатурку, то обнаружили красивые фрески, созданные руками древних мастеров.

Современный вход в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры сделан в виде двухэтажного здания рядом с Кресто-Воздвиженским храмом, которое было построено по проекту А. Меленского в начале 19 ст.

Жизнь монахов в пещерах

Монахов, которые жили в пещерах постоянно, было не так много — только настоящие аскеты, которые сами себя замуровывали в кельях, оставляя небольшое окошко для передачи воды и пищи. Спали они на деревянных кроватях. Центральный вход вначале был укреплен деревянными опорами, а затем кирпичными, рядом ставили печь для обогрева пещерных подземелий.

Под землей были устроены и храмы, в которых молились монахи, а также приходящие паломники, количество которых с каждым годом увеличивалось. Из-за большого наплыва верующих монахи постепенно расширяли и удлиняли подземные ходы, т. к. некоторые богомольцы даже застревали в узких местах.

История Ближних и Дальних пещер разделяется на четыре временных периода:

  • 11 ст. — в подземных кельях живут монахи;
  • 11-16 вв. — пещеры преобразованы в некрополь;
  • 17-20 вв. — они стали местом паломничества верующих;
  • 20 ст. — стали объектом научных исследований.

После того как большинство подземных жителей решили перебраться жить на поверхность, в надземные кельи, более удобные, светлые и теплые, пещеры стали местом захоронения, лаврским некрополем. Здесь хоронили самых праведных и знаменитых людей, среди которых были не только монахи. Есть даже мощи и голова римского епископа св. Климента, перевезенные из Десятинной церкви, разрушенной при татаро-монгольском нашествии.

Были сделаны специальные переходы для того, чтобы паломники шли по кругу, не устраивая заторов. Подземные жители проложили коридоры, перпендикулярные основным, и в них установлены гробы с мощами лаврских угодников. В подземных кладбищах существует сухой микроклимат и постоянная температура, что способствует частичной мумификации тел умерших и длительному их сохранению.

В 1830 г. в некоторых подземных ходах Ближних пещер полы выложили чугунными плитами, привезенными из Тулы.

Захоронения и мощи

В подземных лабиринтах расположено множество ниш, в которых стоят захоронения, — аркосолии, крипты-склепы, а также локулы, узкие гробницы в стенах. В аркосолиях и криптах традиционно хоронили знатных и именитых покойников, в локулах — простых людей.

Самые известные исторические захоронения, причем не только святых, в Ближних пещерах (всего 79):

  • Ильи Муромца, которое свидетельствует о его реальном существовании;
  • Нестора Летописца, написавшего знаменитую «Повесть временных лет»;
  • первого лекаря Киевской Руси Агапита;
  • иконописцев Аллипия и Григория;
  • князя Черниговской династии Николая Святоша;
  • Григория Чудотворца;
  • Младенца-мученика Иоанна, которого князь Владимир принес в жертву во времена языческих верований, и др.

Карты пещер

Долгая работа по поиску в архивах старинных карт увенчалась в результате почти 30 экземплярами, на которых были графические изображения и планы за последние 400 лет. Самая древняя из них датируется 17 в.

Ранние графические рисунки пещер были обнаружены на полях рукописи купца из Львова Грюневега, который посещал Лавру в 1584 г. На одном из них, например, изображен вход в подземелья, укрепленный дубовыми сваями, и приведен рассказ о протяженности катакомб на 50 миль.

Первая карта лаврских подземных ходов находится в книге «Тератургима», написанной монахом А. Кальнофойским в 1638 г. Планы Дальних и Ближних пещер были составлены монахами Лавры, они содержат систему условных знаков, цифры и объекты и почти полностью соответствуют современному определению таких карт.

Следующие ценные объекты летописи — карты из сборника «Киево-Печерского патерика» (1661), выполненные гравером Ильей.

После составления подробных карт и исследований подземных переходов уже в 21 веке были обнаружены замурованные ходы, которые вскрыли археологи. Они идут в разных направлениях - к Успенскому собору, некоторые - к Днепру, однако дальнейшему продвижению препятствуют большие обвалы грунта.

Современный план-схема Ближних пещер приведен ниже, он содержит указания на все основные захоронения известных монахов и святых, также на нем указаны расположение подземных церквей, кельи и другие помещения.

Легенды и сокровища

Существует множество легенд про несметные сокровища, хранящиеся в подземельях Лавры. Одна из них гласит о спрятанных в Варяжской (Разбойничьей) пещере ценностях, которые были добыты норманнами, грабившими торговые суда. Сокровища были обнаружены монахами Федором и Василием в 11 веке, а затем опять зарыты. До них пытались добраться и его сын Мстислав, которые пытками замучили монахов до смерти, однако ничего не добились. Останки мучеников до сих пор хранятся в подземелье.

Еще один интересный факт связан с чудесной мироточивостью голов, хранящихся в нишах подземных ходов. Это останки человеческих черепов, из которых периодически вытекает миро — особенное масло, обладающее целительными качествами. В 1970 годы при поддержке были проведены химические анализы жидкости, в результате которых обнаружен белок сложного состава, синтезировать который искусственно пока невозможно.

После занятия Киева фашистами новый комендант города решил посетить пещеры Киево-Печерской лавры. Ему нашли для проведения экскурсии местного монаха, который ранее здесь проживал. Для своей безопасности немец вооружился наганом, который нес в руке, позади шли его сопровождающие.

Дойдя до раки прп. Спиридона Просфорника, умершего 800 лет назад, комендант поинтересовался, из чего делают мощи святых. Экскурсовод объяснил, что это тела людей, которые после святой жизни и смерти были удостоены чести стать нетленными останками в пещерах.

Тогда немец взял пистолет и рукоятью ударил мощи по рукам, и из раны на лопнувшей коже потекла кровь. В ужасе фашист бегством спасался из А на следующий день Киево-Печерскую лавру объявили открытой для всех желающих.

Неизученные пещеры

Многие легенды и истории, пришедшие из давних веков, равно как и современные, рассказывают о невероятной длине подземных ходов и катакомб под Киевом, которые являются продолжением Дальних и Ближних пещер. Они якобы ведут из Лавры в соседние храмы и даже в близлежащие области Украины. Однако почти все выходы из них замурованы еще в 1930 годы в целях ограничения доступа любопытных искателей сокровищ для их же безопасности. Многие тайные подземные ходы завалены просевшей землей или камнями и поэтому утрачены для исследователей. Но возможно, они все еще ждут своих первооткрывателей.

Был глухой лес, в котором Сергий Радонежский со своим братом Стефаном основали небольшую обитель, чтобы сосредоточившись в уединении, слать Создателю молитвы о помощи всей Руси.

Дело в том, что было это в те далекие времена, когда Русь страдала от постоянных опустошительных набегов ордынских войск. Спасая свою семью от гибели, родители будущего Сергия - Кирилл и Мария с тремя детьми бежали из Ростова в городок Радонеж . В конце жизни родители ушли в Хотьков монастырь, где впоследствии и скончались. А Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и его брат Стефан решили стать отшельниками.

Основание Троице-Сергиевой Лавры

Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте. Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь. Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.


Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности. И стекались люди к Сергию, и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община , которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город. А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым .


И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу, в результате которой Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси.

Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.


После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру - правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.


В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор , при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.

В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде , в котором, кстати, Иван и был крещен, превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор , как образ и подобие московского.


Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря. Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше, чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд. Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.

При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя строительство на территории монастыря временно прекратилось.

Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете , начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Д уховная семинария , а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия. Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк " Скитские пруды"). При Елизавете же началось строительство Колокольни.


К середине 19 века монастырь - крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.

После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.

Но история Лавры на этом не закончилась.

История Сергиевой Лавры после революции

Интересно, что в самый разгар Великой Отечественной войны Сталин пошел на переговоры с Православной церковью, в результате которых часть культовых сооружений была возвращена верующим. Это коснулось и Сергиевой Лавры , в которой с 1946 г. начало вновь функционировать здание Духовной академии, в Успенском соборе возобновились службы, монахи начали возвращаться в обитель.

В 90-х 20 века в Лавре начались активные восстановительно-реставрационные работы по спасению памятников зодчества и культуры. А у стен монастыря был сооружен бронзовый Памятник Преподобному Сергию Радонежскому.


Сегодня Сергиева Лавра – один из мировых центров православной культуры и просвещения. Здесь расположена Московская Духовная академия и семинария, Регентская и Иконописная школы, проходят Рождественские и Глинские чтения, богословские конференции и т.д.

Ру-си.

На-хо-дит-ся в Кие-ве (Ук-раи-на).

Сведения об основании Киево-Печерской лавры приведены в «Повести временных лет» и Киево-Печерском патерике. Киево-Печерская лавра основана как пещерный монастырь монахом святым Ан-то-ни-ем Пе-чер-ским , поселившимся в Киеве, вероятно, в конце 1051 года - начале 1052 года, на правом, высоком берегу реки Днепр, близ села Берестово - загородной резиденции киевских князей. Первоначально Антоний жил в пещере как отшельник. Вскоре вокруг него сложилась община монахов, среди которых были постриженники из ближайшего окружения киевского князя Изя-сла-ва Яро-сла-ви-ча.

В 1062 году, при втором игумене Варлааме, киевский князь Изяслав передал обители землю над пещерами, на которой был возведён так называемый Ветхий монастырь. С ростом числа братии Антоний с несколькими учениками уединился на соседнем холме, основав новый пещерный комплекс (так называемые Ближние, или Антониевы, пещеры Киево-Печерской лавры). Пещеры под старым монастырём носят название Дальних, или Феодосиевых, - по имени третьего игумена святого Феодосия Печерского, который, введя в монастыре Сту-дий-ский ус-тав , стал основателем русского общежительного монашества. В 1073-1078 годах на пожалованной киевским князем земле, близ села Берестово, был возведён монастырский Успенский собор. На эту территорию, впоследствии названную Верхней лаврой, переместился центр монастырской жизни. Пещеры Нижней лавры стали использоваться в качестве места погребения умерших монахов.

С конца XI века в монастыре, ставшем крупным церковным и культурным центром (в частности, центром летописания), имевшем значительное влияние на политические процессы в Киевской Руси, подвизались известные церковные писатели (Симон, Поликарп), летописцы (Никон Великий, Не-стор), иконописцы (Алипий, Григорий), врачи (Агапит, Дамиан Целебник). Во 2-й половине XII века печерские настоятели получили титул архимандритов, и, по мнению ряда исследователей, тогда же монастырь стал именоваться лаврой. Однако более устоявшимся является мнение, что этот титул вместе со статусом ставропигии был дарован обители патриархом Константинопольским Иеремией в 1598 году (подтверждён царским указом в 1688 году).

В 1240 году мо-на-стырь был раз-граб-лен в хо-де мон-го-ло-та-тар-ско-го на-ше-ст-вия , вскоре восстановлен, став главным духовным центром Киева. С Киево-Печерской лаврой связано учреждение первой в Киеве типографии . Наибольший расцвет лавры относится к 1627-1647 годам, времени управления ею митрополитом Киевским Пет-ром Мо-ги-лой . При нём около 1643 года состоялась канонизация печерских монахов, погребённых в Дальних и Ближних пещерах (к началу XXI века Собор киево-печерских подвижников насчитывал более 120 святых: в Ближних пещерах находятся мощи 73 подвижников, в Дальних - 49). Киево-Печерская лавра стала одним из основных православных паломнических центров.

К концу XVIII века Киево-Печерская лавра являлась одним из крупнейших землевладельцев России (ей принадлежали около 200 сёл, 7 местечек). В результате реформы 1786 года лав-ра лишилась не только большинства земельных угодий, но и ставропигиального статуса. С этого времени её священноархимандритом являлся митрополит Киевский, текущие монастырские дела решал наместник. Экономическим подспорьем обители стали проценты с банковских капиталов.

В XIX веке настоятелями лавры были выдающиеся церковные деятели - митрополит Евгений (Болховитинов) и митрополит Филарет (Амфитеатров). Возрождалось иноческое подвижничество, яркими представителями которого были Феофил (Горенковский), возобновивший схимничество в лавре, Парфений (Краснопевцев), Паисий (Яроцкий), Алексий (Шепелев).

В начале XX века при митрополите Флавиане (Городецком) Киево-Печерская лавра превратилась в крупный культурно-просветительный центр: появились новая библиотека, приходское училище, активизировалась издательская деятельность.

Большая часть монастырской братии во главе с архимандритом Гермогеном (Голубевым) ушла из монастыря, монахи совершали богослужения в Ольгинской церкви на Печерске и в прилегающих к Киеву лаврских пустынях - Китаевской, Голосеевской и Преображенской. 17.01.1930 года обновленческая община в лавре ликвидирована; в 1933-1934 годах из лаврских пустыней были изгнаны и представители канонической Церкви. Во время немецкой оккупации, в конце 1941 года, по инициативе схиархиепископа Антония (Абашидзе) на Ближних пещерах был возрождён монастырь; в феврале 1961 года вновь упразднён.

В 1988 году, за несколько дней до начала юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси (5-12 июня), Киево-Печерская лавра была возобновлена как монастырь. Церкви были возвращены Дальние пещеры, в феврале 1990 года - Ближние. С начала 1990-х годов на территории Нижней лавры размещаются резиденция митрополита Киевского и всея Украины, Киевская духовная академия и семинария. На территории Верхней лавры продолжают функционировать музеи, историческая библиотека и другие учреждения культуры.

Иллюстрация:

Кие-во-Пе-чер-ская лав-ра. Тро-иц-кая над-врат-ная цер-ковь. 1106-08. Фа-сад 1-й пол. 18 в. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.

Киево-Печерская лавра в Киеве – это не просто достопримечательность, которую посещают гости столицы, туристы, киевляне. Это место категории «must visit» (обязательное посещение), куда раз в жизни обязан попасть каждый человек.

Особая атмосфера Лавры, история ее святынь, тайны пещер заставляют задуматься о жизни, подумать о самом важном и сокровенном. Прогулка по монастырю, обзор окрестностей Киева и Днепра с холмов Лавры никого не оставляют равнодушным к архитектуре и живописности этого места.

История Киево-Печерской Лавры

Статус «лавра» присваивают большим мужским монастырям, которым и является Киево-Печерская святыня. Свое существование она начала в середине 11 в., когда в летописях стало появляться название Печерский монастырь. Статус Лавры был присвоен только в 1688 г.

В 1073 г. на месте деревянного храма поставили каменный, который простоял всего пять лет. Орда половцев напала на Киев и уничтожили многие его святыни, в том числе и Печерский монастырь. Только к началу 12 в. монастырь смог восстановиться, но в течение 12-13 вв. несколько раз становился объектом грабежей кочевых народов. Нападение на Киев в 1240 г. нанесло огромный урон по Киево-Печерскому монастырю и монахам, часть из которых убили, а другие просто разбежались.

Возрождение монастыря началось в 1470 г., когда он был полностью отстроен заново. Набеги случались, но храмы и кельи святого места страдали не сильно. В начале 18 в. в часть библиотеки, обитель, жилые постройки были уничтожены пожаром, но сама церковь выстояла.

20 в. стал для Киево-Печерской Лавры одним из самых сложных в истории. Большевики пытались его уничтожить, но их удалось от этой затеи отговорить. Оккупация Киева в 1941 г. немецкими войсками стало трагедией и для монахов монастыря. Здесь организовали полицейский участок, Успенский собор был взорван, откуда перед этим вывезли все ценности и драгоценности. После получения Украиной независимости началось обновление монастыря. В частности, восстановили лаврскую литографию, обновили кельи, церковь, Успенский собор восстановили по старинным чертежам и схемам.

Святыни Лавры

  • Монастырь известен своим подземным миром, который делиться на Ближние (Антониевы) и Дальние Пещеры. В них хранятся нетленные мощи 79 святых (в Ближних пещерах) и 49 святых – в Дальних. В Антониевых пещерах есть старинные захоронения, среди которых почетное место занимают мощи святого Антония. В подземном мире есть три улицы, пещерная церковь, трапезная. В Дальних пещерах похоронен Феодосий, есть церковь, названная именем святого, его келья и несколько подземных храмов.
  • Икона Божьей Матери «Всецарица» считается чудодейственной. В 2010 г. одна из прихожанок прозрела, приклонившись к образу.
  • От недугов исцеляет образ Божьей Матери «Печерская Похвала».
  • Мироточивые главы – реликвии Лавры, которыми стали головы святых. Их монахи хранят столетиями в сосудах со специальным раствором. Когда главы высыхают, то начинают мироточить.

Инфраструктура Лавры

На территории монастыря находятся различные постройки и сооружения. Это колокольни, церкви, башни и храмы. В частности, на Ближних пещерах расположены Успенский собор и колокольня, на Дальних – колокольня, Трапезная церковь святых Антония и Феодосия. Есть в комплексе лавры кельи монахов, резиденция настоятеля, семинария, больничные палаты.

Как добраться

Киево-Печерская Лавра находится на улице Лаврской 23.

Доехать сюда можно на метро, выйдя на станции «Арсенальная». Потом по подземному переходу можно перейти на остановку автобусов и троллейбусов. К Лавре ездит автобус № 24 и троллейбус № 38. Выходить на остановке «Национальный музей Великой Отечественной войны». Далее по улице Лаврской идти до ворот, которые потом выведут на улицу Ближнепечерскую, или пройти чуть дальше – до Святых врат (главный вход).

Можно от «Арсенальной» идти все время прямо, и через 15 минут будет монастырь.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: