Бог, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода. Как это понимать? Имя Его — Ревнитель

Если это опустить, то Ветхий Завет окажется искусственно подслащенным. Когда мы начали рассматривать, как открывает Себя Бог в людских сердцах (которыми Он пользуется как своего рода резонаторами), мы видели это на примере сердца пастуха Моисея и отцовского сердца Давида. Но тут всё сходилось слишком прямо к Богу Отцу, минуя многочисленные непредвиденные случайности и крутые повороты религиозной мысли Израиля.

> Защищает или истребляет

> Обратимся теперь к трудной для понимания мысли: Ягве есть Бог ревнивый! Это значит, что Ягве или спаситель, избавляющий от страха и отчаяния всех, находящихся в беде, или же — огонь, поядающий тех, кто Его забывает и относится к Нему не как к грозному и страшному Богу, Которым Он является, будучи Богом Живым. Таким образом, всякая человеческая судьба приобретает в судьбе Израиля особо драматический характер. Отныне возможны лишь две позиции, поскольку Израиль собран Богом: или стать объектом Божиих милостей и покровительства, или же оказаться под угрозой быть истребленным и уничтоженным Им.

> Если рассчитывать на покровительство и желать, чтобы Божественная сила не прибегла к уничтожению, то главным состоянием должен быть страх, — страх Божий , но в том смысле, который нас, возможно, удивляет, потому что трепет в Библии имеет два почти протиповоложных значения: трепещут, потому что боятся, и трепещут, потому что любят , и тогда не помнят себя от радости. В этом страхе Божием присутствуют одновременно оба аспекта. Для Израиля страх Божий означает принимать всерьез Его существование, не забывать о том, Кто Он есть. Страху противостоит не столько вольное обращение, сколько забвение . Бояться Бога или забывать о Нём — вот альтернатива.

> Предать забвению

> Поколение, которое перешло Красное море и на пустынном берегу с восторгом пело вокруг Моисея песнь освобождения, уже отошло к праотцам. Впрочем, и оно всего несколько дней спустя уже успело забыть о могуществе Бога. Но сейчас Израиль представлен следующими поколениями, поколениями, которые не имеют того изначального опыта , — они живут в неведении. Они забыли. Кто Этот Бог, столь грозный, когда истребляет, столь могущественный, когда спасает. Народ этого больше не знает. И особенно в эпоху царств, в то время, когда Израиль уже имеет высокую социальную организацию, он утрачивает ту тесную связь с Богом, которая существовала во времена лишений и спасительной священной войны.{}

> Следовательно, народ теперь не знает, Кто Этот Бог, разделивший море. Поэтому он забывает Его, т.е. живет в обмирщвленном обществе, где Бог влачит лишь род случайного существования, но где Его присутствие уже не ощущается постоянно в народе, где с Ним уже не считаются, как могли считаться сразу после того, как Он спас и создал Израиль. Это забвение, в котором пребывает народ, описано в песне из Книги Второзакония (32,9-18):

<Удел <Ягве> — Его народ!
Ему — Иаков принадлежит!
В пустыне нашел Он этот народ,
средь воющей пустоты, в глуши.
Он его защищал, заботился о нём,
словно зеницу ока берег.
Как орел, что гнездо стережет,
над птенцами своими парит,
так и Он крылья простер,
подхватил Свой народ и понес.

В странствиях вел их <Ягве> — один!
Чужого бога не было с ними!
Он им дал оседлать холмы этой земли
и кормил их плодами ее полей.
Из утеса медом Он их питал,
маслом олив — из скалы.
Сливки коровьи, козье молоко,
жир ягнят, и баранов,
и башанского скота, и козлов,
и пшеничных колосьев тук!
И вино — кровь лозы — ты пил.
Растолстел Ешур`ун (=Израиль) — и строптивым стал.
Располнел, ожирел ты — и стал упрям.

Они отвергли Бога, Творца своего,
презрели спасительную Скалу!
Бога в ярость приводят чужими богами —
мерзостями раздражают Его!
Демонам — лжебогу — приносят жертвы,
богам, которых они и не знали,
новым, недавно прибывшим.
О них и не ведали ваши отцы!
А Скалу, что тебя родила, ты забыл —
Бога, что тебя произвел на свет!>

> Драма описана прекрасно: сначала говорится, что Бог спас и вел этот народ, когда он был младенцем. Затем Бог наделил его всеми земными благами. И наконец народ стал процветать, обрел уверенность, разъелся. Сердце его ожирело, как говорится и в других местах Библии . И теперь он больше не понимает, не знает. Он уже не помнит того времени, когда пребывал в смятении и пережил опыт спасения.

> Сельскохозяйственные боги

> Напротив, упорядочив жизнь, ставшую, в сущности, обмирщвленной, он охотно кадит сельскохозяйственным богам, нетребовательным и покладистым, и приписывает им урожаи. Отсюда эти возмущенные слова: "3аступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего Тебя!" Кстати, так же начинается книга Исаии:

> Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел в Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских:

> Слушайте, небеса, и внимай, земля;
> потому что Ягве говорит:
> Я воспитал и возвысил сыновей,
> а они возмутились против Меня.
> Вол знает владетеля своего,
> и осёл — ясли господина своего;
> А Израиль не знает ничего, ()
> народ Мой не разумеет.

> У народа нет даже той признательности, в этимологическом смысле слова, в силу которой домашнее животное помнит, где оно получает пищу. Израиль больше не помнит, от Кого он получил жизнь. Он теперь приписывает эту жизнь мифам, образам, чему угодно, тому, что не имеет ничего общего с Богом Живым. Поскольку люди забыли спасшую их силу, они теперь смешивают Бога Живого со "тщетой". Всему тому, что они считают силами и богами: разрушительной буре, плодородию земли (всё это олицетворяется местными идолами), — курят по традиции фимиам в древних местах паломничества в Ханаане{} поклоняются этим силам и богам, а не Спасителю. Измышления человеческие, всё то, что люди придумали вместо Бога, совершенно скрыли Его мощь.

Огонь испепеляющий

> И вот из-за того, что народ впал в это губительное смешение ценностей, в смешение Абсолюта со всякой ложью, принимающей имя Абсолюта, от забытого Бога изойдет огонь, который уничтожит этот народ. В момент смерти Моисей делает завещание (Втор 4,22-31):

Я умру здесь, так и не перейдя Иордан. А вы его перейдете и овладеете той прекрасной страной! Но смотри те, не забывайте договор, который заключил с вами <Ягве>, ваш Бог: не делайте себе изваяний, не делайте никаких изображений. Это запретил вам <Ягве>, ваш Бог. Ибо <Ягве>, твой Бог, – это огонь испепеляющий! Он – Бог ревнивый!
Когда у вас родятся дети и внуки, когда вы уже долго проживете в той стране, вы сотворите зло – станете делать изваяния, различные изображения. Творя неугодное <Ягве>, вашему Богу, вы прогневаете Его. Я беру ныне в свидетели небо и землю, что после этого вы быстро исчезнете из той страны, которой вы сейчас овладеете, перейдя Иордан! Тогда вам уже недолго останется жить там: вы будете истреблены. <Ягве> рассеет вас среди народов. Лишь немногие из вас уцелеют – и будут жить среди народов, к которым вас отправит <Ягве>. Там вы будете служить богам, которые созданы руками человека, – деревяшкам и камням – богам, которые не видят, не слышат, не едят и не чувствуют запахов.
Там вы станете искать <Ягве>, вашего Бога, – и найдете, если устремитесь к Нему всем сердцем и всей душою. Когда будет вам тяжко, когда, в далеком будущем, постигнет вас всё это – тогда вы вернетесь к <Ягве>, вашему Богу, и станете Его слушаться. Ведь <Ягве>, ваш Бог, – Бог милосердный: Он не оставит вас и не погубит, Он не забудет тот договор, что заключил Он с вашими праотцами, дав им клятву.

> Через смерть к новой жизни

> Вот две великие истины, между которыми заключена вся вера Израиля: Ягве — Бог ревнитель; Ягве — Бог милосердный . И то и другое есть несомненные истины, хотя может показаться, что они противоречат друг другу. Ибо ревность Бога приведет Его народ на грань истребления, но милосердие Божие вернет ему жизнь. Действительно, народ, которому говорит Бог, может окончательно стать народом Божиим, таким, который не забывает и способен оставаться в руке своего Спасителя, — лишь перейдя через смерть в новую жизнь. И это не Новым Заветом придумано. Пророки одержимы этой мыслью. Такова идея "остатка Израиля", играющая столь большую роль во всей Библии: "Только остаток обратится". Это надежда, тесные врата Исаии: "Да, Я истреблю его до корня, но как большие деревья, будучи срублены, выпускают из себя отросток, так обратится остаток" . Вот центр провозвестия Исаии.

> Ни одного уцелевшего

> Книга Иисуса Навина повествует об исполнении этого повеления Божия. Только жителям Гаваона удется хитростью заключить договор с израильтянами (9,3-18). Они выдали себя за людей, пришедших из страны, весьма далекой от Земли Обетованной. И Иешуа решил поэтому, что он не обязан их уничтожать. Но Иерихон (6,17-21), Гай (8,24-27), города Юга (10,28-40) и Севера (11,10-15) были преданы заклятию. Через весь рассказ этот проходит зловещий лейтмотив: "Так поражали их, что не оставили ни одного из них уцелевшего". Несомненно, первая глава Книги Судей звучит несколько иначе и наводит скорее на мысль о медленном взаимопроникновении израильского и ханаанского населений. Но в начале следующей главы несоблюдение заклятия отмечается как тяжкая вина Израиля (2,1-5).

> Таким образом, принцип ясно провозглашен, и к тому же это требование вполне логично. Если обладание Истинным Богом есть действительно бесценное сокровище, то, следовательно, всё остальное второстепенно по сравнению с ним, и если возникнет опасность потерять веру в Истинного Бога, то лучше, как позже будет сказано в Евангелии, вырвать глаз , из-за которого ты можешь потерять веру. Если вы находитесь в зачумленной среде, полной заразы, что же, очистите эту среду, чтобы сохранить здоровье. А для Израиля народы, которые не знают Истинного Бога и могут мало-помалу вытеснить своими верованиями и суевериями истинную веру в сердце народа Божия, есть та зачумленная и заразная среда, которую надо очистить.

> Семена истинной веры

> Но разве не трагично, что среда эта состоит из людей и обеззараживание превращается в массовые убийства? Можно ли сохранять веру народа, уничтожая другие народы, опасные для этой веры? Не есть ли это оправдание всех религиозных войн? Прежде чем возмущаться, попытаемся понять. Израиль не считает себя народом среди других народов. Он считает себя семенем истинной веры в этом мире. Речь идет не о том, следует ли предпочитать одних людей другим, а о том, что семя истинной веры в этом мире может быть уничтожено. Израиль лишь носитель этого семени подлинной веры, и поэтому он считает, что уничтожение этого семени опаснее, чем уничтожение части тела окружающего его человечества, если ценой этого очищения окружающей среды можно сохранить огонь, и семя останется плодоносным для того, чтобы впоследствии им было преображено всё человечество.

> Всё дело в том, что это избранный народ, а не группа людей среди других людей. А избранный народ сознает свое назначение быть светом миру . Но, может быть, тогда вместо холодной жестокости перед нами страшная паранойя, лежащая в основе всякого фанатизма? Вся проблема в этом: паранойя или истина? Правда ли, что этот народ избран быть светом миру? Если да, то так же верно и то, что его существование в качестве источника света является главной ценностью для мира, даже если ему приходится истреблять...

> Новое в откровении

> Я счел себя обязанным перед Священным Писанием сделать эту попытку оправдать фанатизм. Конечно, ее логика с трудом убеждает нас. Может быть, потому, что мы живем в Новом Завете, и разделившиеся христиане несут на себе мучительную печать анахронических заклятий. На деле откровение об абсолютной ценности человеческой жизни и запрет массовых репрессий были даны лишь через Иезекииля{} , т.е. в VI веке до н.э., тогда как заклятие{} было понято как следствие ревности Всемогущего Бога с момента завоевания Земли Обетованной, т.е. на шесть веков раньше.

> Вполне вероятно, что Бог открывал одно за другим некоторые понятия, и народ, чувствуя, что Бог хочет сказать в данный момент, выражал это тогда с такой убежденностью и силой, что придавал этому как бы окончательное значение, тогда как, несомненно, это было не всё , что хотел сказать Бог. А если говорить "всё" о том, что всем еще не является, то это может изменить оттенки смсысла. Поэтому можно сомневаться в том, действительно ли в намерения Бога входили эти ультралогические следствия ревности Бога — проклятие и истребление чужих народов. Или, может быть, так понял Израиль повеления Бога? Хотя в Библии утверждается, что оно исходит из уст Бога, но не есть ли это выражение того, как Израиль понял Бога ? Или же Бог хотел, чтобы так понял Его этот народ в начале своего существования ? Очень важно ответить на этот вопрос. Сказать: Бог имел прежде всего в виду, что Он есть единственный Истинный Бог и нельзя ничего Ему предпочитать, всё остальное следует потом. Без сомнения, это так! Но Бог не говорит трюизмами. Сказать: Бог в самом деле хотел, чтобы уничтожали прежних жителей Палестины, потому что они представляют угрозу для веры Израиля, — верно ли это? Сколько предрассудков, сколько ненависти и обид может стоять за такими действиями!

> Меньшее зло

> Человеку свойственно пытаться оправдать высшими причинами весьма случайную ненависть. Разве в ту эпоху дело не обстояло точно так же? Бесспорно, что Бог, который обращался к людям, и людям грешным, допускал с полным знанием дела, чтобы Его слово было истолковано таким образом, Бог с полным знанием дела допускал, чтобы слово Его стало мечом , который порождает, по крайней мере, временно, фанатизм на земле. Это важный момент. Может быть. Бог не желал этого фанатизма, но, по крайней мере. Он несомненно допускал его, как меньшее зло. Для Бога главным было дать откровение о Едином Абсолюте, даже если временно выводы из этого откровения делались пристрастные, и даже весьма пристрастные.

> Это указывает нам на то, что для Бога существует тем не менее порядок даже в самом худшем, и что хотя уничтожать своего ближнего из религиозных соображений нехорошо , однако это не самое худшее, что может произойти. Равнодушие и полное неведение истинного света хуже в глазах Божиих, чем беспорядок, последовавший за первым рассветом. Нужно помнить об этом. Даже если все эти массовые убийтсва не были благом, в глазах Бога они были меньшим злом по сравнению с невежеством и заблуждениями человечества, закосневшего в незнании своего Создателя.

> <Несчастный> в любви

> Однако это первое открытие требовательной ревности Бога есть лишь начало приобщения к этой тайне. Пятью веками позже Бог откроет секрет Своей ревности одному из Своих верных друзей — Осии, сыну Беерину. Этот человек женился на весьма привлекательной женщине, которую он горячо любил. К несчастью, она была привлекательной не только для него и не могла удовлетвориться его любовью. Скоро она стала считать свой дом временной квартирой и употреблять бесчисленные дары, которыми украшал ее супруг, на то, чтобы покорять другие сердца. У нее было много детей, и Осия не был уверен, что они от него{} (Ос 1,3.6.8). Затем она совсем бросила супружеский дом и пошла по рукам, оставив в унижении Осию, который, однако, продолжал любить ее и страдать.

> Однако Осия по повелению Божию выбрал эту женщину, чья всем известная развращенность должна была сломать всю его жизнь (1,2); а теперь, когда он оказался осмеянным и раздираемым ревностью, Бог молчал. Когда молодость прошла, Гомерь — так звали эту женщину — перестала пользоваться прежним успехом. Чары ее утратили свою силу, и она стала тяготиться зависимостью от случайного любовника, у которого она была на содержании. Она вспомнила те времена, когда Осия окружал ее искренней любовью: "Пойду я и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне" (2,9). С ним не будет проблем. Он так любил ее, что, несомненно, возмет ее опять и обеспечит ей спокойную старость. И вот она обратилась к Осии, сообщила ему о своих благих намерениях и добавила при этом, что ее нынешний хозяин отпустит ее за пятнадцать сребреников и за полтора хомера ячменя (3,2).

> Обманутый муж пророчествует

> Эта новость не обрадовала Осию сверх меры. Однако его любовь к ней не уменьшилась. Просто он ждал большего, чем это возвращение к нему за неимением лучшего. Он считал, что может дать больше, чем одно лишь прибежище от одиночества, этой блуднице, на которой оставили след похождения и годы. При виде ее, возвращающейся к нему в таком состоянии — обесчещенной, постаревшей, жалкой, — Осию раздирали противоречивые чувства: оскорбленная честь и его поруганная любовь. И именно в этот миг Бог заговорил с ним, потому что этого часа ждал много веков Бог Ревнитель, так же как Бог Отец долго ждал того дня, когда уста Давида скажут: "Сын мой, лучше бы я умер вместо тебя".

> В эту минуту сомнений Бог обращается к раздираемому сердцу обманутого супруга. Он говорит ему: "Иди, полюби снова эту женщину, обманувшую любовь муха своего. Люби ее, как любит Ягве сынов Израилевых, хотя они обращаются к другим богам и услаждаются почитанием их" () (3,1). "Со Мной каждый день поступает так Израиль, каждый день бежит от Меня этот народ, каждый день расточает он всё, что Я даю ему, чтобы нравиться посторонним. Каждый день ходит он к другим богам, которых он предпочитает Мне, его собственному Богу, и рыщет вокруг своих любовников. А потом дела начинают идти плохо, и тогда народ возвращается и умоляет Меня: "Ты — Бог отцов моих, я возвращаюсь к Тебе, к Тебе". Но Я прекрасно знаю, что означает эта комедия. Это означает лишь, что в данный момент угрожает враг, что камень и дерево, которым кадили, не могут, понятно, избавить от опасности, и в этих случаях Мне тоже хочется предоставить им выпутываться самим. Если, когда всё идет хорошо. Меня забывают и вспоминают обо Мне лишь в крайней нужде, то как Я, по-твоему, воспринимаю это? И, однако, смотри: каждый раз Я снова принимаю их. Значит, и ты прими без разговоров свою жену".

> Влюбленность или сострадание?

> В этот день Осия понял, а до него никто этого не понимал, тайные причины ревности Божией. Понял, что на деле эта ревность есть обратная сторона и вместе пробный камень чувства, которое, как это ни трудно вообразить себе, Творец тем не менее питает к Своему созданию. Понял, что Бог влюблен в Свое творение , влюблен в то, что произведено Им, в то, что ничего не может Ему принести. И всё же дело не в одной жалости, не только в сострадании, в "снисхождении", а в любви. А любовь невозможна без восхищения. Я полагаю, что жалость более всего отличается от любви тем, что жалости присуще чувство превосходства: к другому снисходят, потому что сердце тронуто его несчастьем, тогда как подлинная любовь всегда выражает восхищение. И когда Бог говорит, что любит, это очень серьезно, это означает, что Он восхищается . Кажется почти кощунственным говорить, что Бог может любить Свое создание. Как столь безумная мысль могла родиться в голове человека — что Бог любит Свое творение? Чтобы Всемилостивый Бог мог растрогаться, это легко допустить, но чтобы Он любил?!

> Любовь Божия заявляет о себе

> И однако Бог заявляет о Своей любви как нельзя более ясно . Она вырывается из сердца Иеремии с самого начала его призвания: "Слово Ягве было обращено ко мне: иди и возгласи в уши Иерусалима: Я помню о дружбе юности твоей, о любви твоей во время обручения, когда ты следовал за Мною в пустыню, в землю незасеянную" () (Иер 2,1-2). И далее в главе 31,20-22 то из сердца отца, то из сердца супруга исходит меняющая формы любовь Бога:

> Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?
> не любимое ли дитя?
> ибо, как только заговорю о нём,
> всегда с любовью вспоминаю о нём;
> внутренность Моя возмущается за него;
> умилосержусь над ним, говорит Ягве.
> Поставь себе путевые знаки,
> поставь себе столбы,
> обрати сердце твое на дорогу,
> на путь, по которому ты шла;
> возвращайся, дева Израилева,
> возвращайся в сии города твои.
> Долго ли тебе скитаться,
> отпадшая дочь?
> Ибо Ягве сотворит на земле нечто новое;
> жена спасет мужа.

> Обычно покинутые мужья идут за беглянкой, ушедшей от их власти (Суд 19,3). Но Ягве пробудит в сердце неверной жажду Его любви и вместе с тем мучительный страх не тронуть сердце разгневанного супруга. На этот страх Бог отвечает устами автора Книги Утешения:

> Как жену, оставленную и скорбящую душой,
> призывает тебя Ягве.
> Отвергают ли жену юности своей?
> говорит Бог твой.
> На краткое время оставил Я тебя,
> но, исполнившись великого сострадания,
> соберу Я тебя.
> В пылу гнева на мгновение
> скрыл Я от тебя лицо Мое,
> но вечной любовью движим Я к тебе,
> говорит Искупитель твой Ягве. () (Ис 54,6-8)

> Ягве предстает Израилю не только в облике отца и супруга. Он обретает также облик матери:

> Забудет ли женщина грудное дитя свое,
> чтобы не пожалеть сына чрева своего?
> Но если бы и она забыла.
> то Я не забуду тебя! (Ис 49,15)

> Ревнивая страсть

> В Песни Песней любовь, соединяющая Ягве с Его народом, обретает наиболее страстный характер и не боится прибегать к эротическим образам для выражения этого союза, который нарушается и исполнение которого скрепит примирение Бога и людей. Бог-любовник так завершает Свою песнь:

> Под яблоней разбудил я тебя:
> там зачала тебя мать твоя,
> там зачала тебя родившая тебя.
> Положи меня, как печать, на сердце твое,
> как печать, на руку твою:
> потому что сильна, как смерть, любовь,
> люта, как преисподняя, ревность;
> стрелы ее — стрелы огненные,
> пламя Божие.
> Большие воды не могут погасить любви,
> и реки не затопят ее. () (Песн 8,5-7)

> Эта немыслимая страсть и есть тайна жгучей ревности, которую Бог питает к людям. Бог ревнует к идолам и лжебогам лишь потому, что в них воплощен дух разврата , похищающий у Него сердце людей. "Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне" (Мих 6,3). Страстная и умоляющая любовь, которой Он осаждает эти сердца , не признающие Его, — вот глубинный двигатель Его ревности. Ветхий Завет решительно утверждает этот факт любви Бога к людям, не позволяя нам дать ему объяснение. Что же может сделать это развращенное, смертное человечество, достойное разве лишь жалости, предметом такой горячей любви Творца?

> Возлюбленный, который должен родиться

> Что же? Что иное, как не новое существо, которому предстоит родиться в нём! Божественный плод, о котором оно не знает, но который оно должно выносить, сохраняя полную, возможность отвергнуть его. Сын его, которого оно должно зачать, — оно и создано для этого, — от этой могучей любви. Что же Бог может любить в человеке, как не Бога, Которому предстоит родиться в человеке, чтобы <обожить> человека? Это тот таинственный плод, который Мессия, проголодавшись, будет тщетно искать на бесплодной смоковнице и которому надлежит родиться от Божественного черенка, принесенного Им Самим. Тот плод, чья благодатная пыльца приносит обетование цветку человеческому... Любовь супруга будит дремлющую возлюбленную, чтобы она могла в один прекрасный день положить на руки Отцу Сына, Которого она зачала от Его любви.

> В этом старом народе Бог любит призвание матери народа нового, среди членов которого Его Сын, зачатый этой матерью, мало-помалу достигнет совершенного возраста . Нам остается лишь увидеть скорбные глаза пророков, не отрывающих взора от этого зачатия, в котором Бог обретает плоть.

> Любить по-еврейски "агaв" . Вот те места в Ветхом Завете, где определенно говорится, что Бог "любит" людей: Втор 4,37; 7,13; 10,15.18; 23,6; 2 Цар 12,24; Неем 13,26; Пс 47,5; 146,8; Притч 3,12; 15,9; Ис 43,4; 48,14; Иер 31,3; Ос 11,1; 14,5; Мал 1,2. Сюда можно прибавить те тексты, где глагол "любить" выражен греческим словом "агапaн" : Ос 2,23; Втор 32,12; 2 Цар 7,18; Иф 9,4; Зах 10,6; Прем 4,10; 7,28; Сир 4,10.14; 45,1; 46,13. Наконец, упомянем Прем 11,24, где утверждается, что "Бог любит всё, что существует". Это — точка зрения скорее эллинизма, чем иудаизма).

> Именно потому, что народ Божий есть невеста-девственница, чья любовь посвящена Тому, Кто любит ее, религиозная неверность выражается такими словами, как блуд и прелюбодеяние. См., например, Иер 2,23-25 и Иез 23.

> Мф 21,18-19; Мк 11,12-14.

> Еф 4,13.16; Кол 2,19. <...>

> В синодальном переводе: “не знает (Меня)”. — Прим. перев.

> * В нашем переводе с французского. – Прим. пер.

В ы когда-нибудь играли в «ассоциации»? Благодаря этой игре можно узнать, как человек связывает разные идеи, чувства, переживания и даже информацию. Если я скажу какое-нибудь слово, что первое вам придет в голову? К примеру, я могу сказать «собака», а вы можете на это подумать «кошка». Или «мех» — «пальто». А что, если я скажу «Бог»? Что вы мне ответите? «Благой»? «Любящий»? «Царь»? «Великий»? Конечно, в голову начинает приходить огромное количество слов. Но как насчет слова «Ревнитель»?

Моисей был человеком, который разговаривал с Богом лицом к лицу. Так люди обычно разговаривают со своими друзьями. Моисей был тем, кто знал, что Бог благой, любящий, всемогущий, святой и великий. Но ни одно из этих слов он не выбрал для того, чтобы описать Бога. В книге Исход Моисей дает повеление сынам Израиля: «Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их. Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель» (Книга Исход 34:13,14).

Заметили, что Бог не просто ревнивый, Его имя – Ревнитель. Вас когда-нибудь предупреждали члены семьи вашего возлюбленного/возлюбленной о некоторых чертах его/её характера? Почти то же самое сделал Моисей. Он Ревнитель. Это часть Его личности. Бог не будет делить вас с Ваалом, Молохом или Дагоном. Поэтому разрушь жертвенники, сокруши столбы, выруби священные рощи. Господь хочет, чтобы ты полностью принадлежал Ему.

Подписывайтесь:

Вы не услышите об этом в проповедях. И об этом не споют в песнях. Ведь это никак не вяжется с тем добрым Санта Клаусом, с которым люди ассоциируют Бога. Но мы должны помнить об этой части Его личности. Бог — Ревнитель!

Ревнитель не хочет делить твое сердце с кем-то еще. Ревнителя не успокоит твоя «подачка» в виде утреннего похода в церковь или пожертвования. Ревнителю не будут нравиться дела, даже очень важные дела, которые будут вытеснять Его из твоей жизни. Ревнитель не потерпит ни единого греха, который станет между вами. Ревнитель не будет игнорировать твое «заигрывание» с миром. Ревнитель не будет играть с тобой в игры, такие как «неполное посвящение». Ревнителя не убедить отговорками и оправданиями… даже в форме долгой молитвы. Ревнителя нельзя обмануть, ведь Он видит твое сердце. И только одним Его можно удовлетворить. Он желает тебя. Полностью. Для Себя.

Вера и жизнь

Родовые проклятия: судьба в наследство?

«…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (2М. 20:5,6).

Теперь часто проповедуют о родовых проклятиях и дают советы, как от них избавиться. Все чаще проповедники строят свое служение на освобождении от проклятий. Иногда эти служения вызывают целый ряд вопросов, так как они не всегда отвечают евангельской истине.

Что же такое родовое проклятие и что на самом деле говорит о нем Библия?

В Библии мы не находим термина «родовое проклятие», хотя есть случаи, когда вслед за родителями грешили их дети, и, как следствие, - пожинали посеянное.

Например: «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (1М. 9:24-26).

Потомки Хама шли дорогой их праотца и, следовательно, пожинали проклятия. Народы, которых истреблял Господь рукой израильтян, были потомками Хама - людьми, которые погрязли в идолопоклонстве, оргиях, аморальности и жестокости.

«…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (2М. 20:5,6).

Из этих текстов вытекает вывод: родовое проклятие - это страдание нераскаянных детей из-за последствий отцовских грехов. Сразу заметим:

1. Не каждый грех, сделанный родителями, влечет за собой родовое проклятие. Здесь речь идет не просто о людях, которые грешат, а о тех, которые ненавидят Бога.

2. Наказание детей за грехи отцов распространяется на тех, которые не раскаиваются перед Господом, не отрекаются от своих грехов, а дальше подражают своим родителям и идут их греховной дорогой.
3. Родовое проклятие действует в трех-четырех поколениях.

4. Бог желает простить и явить милость каждому, кто приходит к Нему с искренним покаянием.

Как действует родовое проклятие, как оно проявляется, откуда оно приходит?

Преждевременная смерть членов семьи, рождение умственно отсталых детей, бесплодие, нищета - все это чаще всего является следствием проклятий, которые повторяются в каждом поколении или распространяются на весь род. Единичные случаи перечисленных выше проблем не следует считать родовым проклятием. Для примера хочется привести распространенное мнение о том, что семейство Кеннеди еще в прошлом столетии настигло проклятие.

Так президент Кеннеди был убит в 1963 году, его брата Роберта Кеннеди застрелили через пять лет. Брат Р. Кеннеди-младшего Девид умер от передозировки наркотиков в 1984 году. Еще один сын Р.Кеннеди Майкл умер вследствие несчастного случая во время катания на горных лыжах. Еще одна смерть постигла семейство Кеннеди в 1999 году. Сын бывшего президента Джон Кеннеди-младший погиб в авиакатастрофе вместе с супругой Каролин Биссетт и родственницей Лорен Биссетт. И, наконец, в мае 2012 года жену племянника бывшего президента США Джона Кеннеди найдено мертвой в своей квартире, в штате Нью-Йорк. По предварительным данным женщина покончила жизнь самоубийством. Описанные события трудно назвать стечением обстоятельств. Даже человеку, который не верит в родовые проклятия, не признает существования духовного мира, трудно сказать, что это простое совпадение. Пролить свет на этот ряд трагедий может тот факт, что клан Кеннеди производил «львиную» долю алкоголя в Америке.
Источники проклятий могут быть разные.

Во-первых, мы читаем в Библии, что Сам Бог говорит: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего, и не будешь стараться исполнять заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты будешь в городе и проклят ты будешь на поле. Прокляты будут житницы твои и кладовые твои. Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих» (5М. 28:15-18).

Другой текст, который уже цитировался выше, говорит, что Бог наказывает за вину родителей до четвертого поколения. Зная эту особенность Божьего характера, ученики Иисуса Христа, увидевшие больного, спросили о том, кто согрешил: тот человек или родители его.

Второй источник - это родительские проклятия. В Библии говорится очень четко, что мы должны почитать родителей. Если нет почитания родителей, то вступает в действие Божий приговор, о котором гласит заповедь. Мы уже вспоминали случай, когда Ной проклял род Хама, и это проклятие распространялось от поколения к поколению. Знал об этом и патриарх Иаков.

Когда он обманом захотел приобрести отцовское благословение, он говорит своей матери: «Может статься, ощупает меня отец мой; и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение» (1М. 27:12). Поэтому родителям необходимо быть очень осторожными в своих высказываниях относительно детей.

И, наконец, третий источник - это проклятие, провозглашенное самим человеком.

В Библии мы читаем: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Пр. 26:2). Но здесь идет речь только о незаслуженном проклятии. А если оно заслуженное?! Если это проклятие провозглашает брошенная на произвол судьбы мать с маленьким ребенком, обманутая или предана мужем жена, осиротевший ребенок, обманутый человек. Такое проклятие может иметь силу на несколько поколений.

Как человеку освободиться от проклятий, причиной которых стали ее предки?

Искреннее и сердечное обращение к Христу, «достойный плод покаяния» во грехах остановят действие родового проклятия и не дадут ему распространяться дальше. Пример - покаяние Закхея.
«Или не знаете,что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники,ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:9-11).
Кровь Иисуса Христа омывает всякий грех и не дает распространяться действию всякого проклятия в жизни человека, который искренне кается и принимает Господа в свое сердце. Людям, которые обращаются к Богу и замечают в своей жизни действие проклятия, необходимо обратиться к пастору церкви и, если нужно, исповедаться и свершить соответствующую молитву.

То, что некоторые церкви на Западе практикуют «инкаутер», может быть следствием того, что люди не пережили глубокого раскаяния, когда пришли в церковь, их только призвали принять Христа в свое сердце. У них не было глубокой беседы с пасторами перед водным крещением, они только прошли курс подготовки к нему. И, как следствие, - неупорядоченные духовные вопросы остались с ними, хотя они и стали членами церкви.

Как молиться, когда мы знаем о тяжелых, нераскаянных проступках наших родителей и членов семьи, которых, возможно, уже нет в живых?

Советом и примером может быть молитва Даниила и священника Ездры: «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступали от заповедей Твоих и от постановлений Твоих, и не слушали рабов Твоих, пророков, которые именем Твоим говорили царям нашим и вельможам нашим, и отцам нашим и всему народу страны. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя. Господи, у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою» (Дан. 9:5-8). Господи! По всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас. (Дан. 9:16). Эти слова прекрасно показывают, что Даниил молился не за грехи умерших родителей, а за то, чтобы Господь не вменил потомкам родительских проступков.

Молитва покаяния, обращение детей к Богу остановили действие проклятия в поколении пророка. Следует отметить, Библия не учит нас специально исследовать в архивах или других источниках историю своего рода и то, нет ли в нем людей, которые причастны к тем или иным грехам. Но если нам известно о сделанном родителями грехе, мы имеем право и возможность попросить у Господа, чтобы Он простил нам наши грехи и не вменил нам вину наших предков.

Последнее: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1:17). Две тысячи лет - сорок два поколения. Человечество живет приблизительно шесть тысяч лет, это около ста двадцати или ста пятидесяти поколений, а Бог оказывает милость тысячам поколений тех, кто любит Его, и кто придерживается Его заповедей (2М. 20:5). От дней Адама до наших дней прошло только около полторы сотни поколений. А потомкам тех, кто любит Господа и придерживается Его заповедей, оказывает милость тысячам поколений. Так велика Его любовь и доброта. Божья милость несравнимо выше суда.

Так будем же теми людьми, которые станут благословением для своих потомков на многие поколения.

Ростислав МУРАХ,
"Благовісник", 3,2012

В первых двух Заповедях Декалога Бог говорит о Себе, что Он – ревнитель. “Идолослужение” в Библии перечисляется в ряду с остальными смертными грехами – например, воровством или убийством. Идолослужители Царства Божия не наследуют.

Ни Писание, ни Предание Церкви не проявляет ни малейшей открытости к нехристианским духовным практикам. Поклонение другим богам наносит истинному Богу тяжкое личное оскорбление – и Он сам сравнивает себя с обманутым мужем. Это сложно переварить современному читателю. Как недавно сказал поэт, “Я верю в Иисуса Христа/Я верю в Гаутаму Будду/Я верю в пророка Мухаммеда/Я верю в Кришну, я верю в Гаруду”. Попытки объяснить, что так не получится, что наш Бог – ревнитель, часто вызывают негодование и обиду. В чем проблема-то?

Но объяснять надо – потому что Он действительно Ревнитель. По ряду очень важных причин, которые сводятся к одной – Он нас любит и желает нам подлинного, вечного счастья. Он любит нас и поэтому не хочет, чтобы мы отдавали нашу жизнь пустоте. Бог Авраама, Исаака и Иакова реально существует; боги язычников – нет. Это “ничтожные идолы”. Что-то, что люди себе придумали, вытесали из камня или отлили из золота. Современный религиозный плюрализм чаще всего исходит из подразумеваемого атеизма – никого нет, так что неважно, чем бы дитя не тешилось. Но Церковь провозглашает, что Бог гораздо более реален, чем что бы то ни было еще. Обращаетесь ли Вы к Нему – или к идолам – бесконечно важно. Это, на самом деле, единственное, что важно.

Он любит нас и поэтому хочет дать нам подлинное, вечное, непреходящее счастье, которое мы можем обрести только в Нем – и только когда мы обратимся к Нему. Идолослужение лишает нас вечной радости – и обрекает на вечное несчастье.

Он любит нас, и поэтому хочет установить с каждым – и каждой – уникальные личные отношения. Это бывает трудно понять, потому что часто мы подхватываем образ Бога как какой-то безличной силы, энергии, благожелательной – но именно как-то безлично-благожелательной. Бог Библии – как раз наоборот, интенсивно, предельно личностен. Он учит, как Отец сына своего, жалеет, как Мать, беседует, как друг, скорбит и негодует, как обманутый супруг, наконец, становится Человеком в лице Иисуса Христа, поселяется среди людей, прикасается к ним, освобождая и исцеляя, принимает муку и смерть, причем не ради абстрактного человечества, но ради каждого человека лично.

В наше время поклонение каменным или деревянным идолам не очень распространено. Но идол – это не обязательно изваяние женщины с копьем или лысоватого мужчины с бородкой. Это то, чему Вы отдаете Ваше сердце – которое создано для Бога и должно принадлежать Ему. Деньги, или удовольствия, или нация, или партия, что угодно еще – еще в центре Вашей жизни не Бог, то там какой-нибудь идол. И даже когда мы верим в Бога, мы склонны дрейфовать и сползать к нашим обычным языческим путям – что-то становится важнее Христа, Церкви и Евхаристии. Тогда мы должны осознать это и обратиться к Нему в покаянии и вере.

ГЛАВА 17. Бог ревнитель


I


«Бог ревнитель» - звучит как-то обидно, правда? Ведь ревность, «чудовище зеленоглазое», известна нам как порок, один из самых зловредных и разрушительных пороков, какие только существуют на свете; в то время, как Бог – и мы в этом уверены - совершенно благ. Как же можно себе представить, что в Нем есть нечто подобное?

Прежде всего, отвечая на этот вопрос, нам нужно помнить, что речь идет не о каком-то воображаемом Боге. Если бы мы сами представляли себе Бога, то, естественно, приписали бы Ему только те качества, которыми сами восхищаемся, и, конечно, ревности бы среди них не оказалось. Никто не стал бы воображать себе ревнивого Бога. Но мы не придумываем себе Бога с помощью собственной фантазии; мы пытаемся прислушаться к словам Святого Писания, где Бог Сам сообщает нам истину о Себе. Ибо Бог, наш Творец, Которого мы никогда не смогли бы постичь своим воображением, Сам открыл нам Себя. Бог говорил. Он говорил через многих людей, через многих посланцев, и главное - через Своего Сына, нашего Господа Иисуса Христа. К тому же, Он не позволил, чтобы Его послания и память о Его великих делах были искажены и утеряны при ненадежной передаче их из уст в уста. Бог устроил так, чтобы все это было собрано воедино в письменной форме. И вот тут-то, в Библии, Божьем «архиве», как назвал ее Кальвин, Бог постоянно говорит о Своей ревности.

Когда Бог вывел израильтян из Египта и привел их в Синайскую пустыню, чтобы дать им закон и завет, прежде всего Он заговорил с ними о Своей ревности. Основанием второй заповеди, сообщенной Богом Моисею и записанной «перстом Божиим» на каменной скрижали (Исх.31:18), было следующее: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх.20:5). Некоторое время спустя Бог еще раз и еще более настойчиво сказал об этом Моисею: «Господь... имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх.34:14). Последний стих чрезвычайно важен. Откровение Божьего имени (то есть, как и всегда в Писании, Его естества и характера) - это основная тема Книги Исхода. В третьей главе Бог провозгласил, что Его имя - «Сущий», а в главе 6 назвал Себя «Иеговой» (Господом). Эти имена говорят, что Он самодостаточен, независим и всемогущ. Далее в главе 34 Бог провозгласил Свое имя Моисею, сказав ему, что «Господь» - «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость,.. прощающий вину,.. не оставляющий без наказания» (Исх.34:5-7). Это было имя, возвещающее Его нравственную славу. А через семь стихов, в том же разговоре с Моисеем, Бог подытожил и обобщил откровение Своего имени, назвав Себя Богом «ревнителем». Становится ясно, что это неожиданное слово обозначало такое качество характера Бога, которое не только не шло вразрез с уже открытыми Его чертами, но и в каком-то смысле вмещало их в себя. А поскольку это свойство было воистину Его «именем», то было очень важно, чтобы Божий народ четко его осознал.

Библия немало говорит о ревности Бога. Божья ревность упоминается в Пятикнижии (Чис.25:11; Втор.4:24; 6:15; 29:20; 32:16,21), в исторических книгах (И.Нав.24:19; 3Цар.14:22), в книгах пророков (Иез.8:3-5; 16:38,42; 23:25; 36:5-8; 38:19; 39:25; Иоил.2:18; Наум.1:2; Соф.1:18; 3:8; Зах.1:14; 8:2) и в Псалмах (77:58; 78:5). Мы постоянно видим ревность как мотив к действию - действию либо гнева, либо милости. «Возревную по святому имени Моему» (Иез.39:25). «Возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великою» (Зах.1:14). «Господь есть Бог ревнитель и мститель» (Наум.1:2). В Новом Завете Павел обращается к возгордившимся коринфянам: «Неужели мы решимся раздражать Господа» . Один из английских переводов Библии, пожалуй, наиболее верно передает сущность трудного предложения в Послании Иакова 4:5, формулируя его так: «Он до ревности любит Духа, Которого поселил в нас» (ПНВ).


II


Но возникает вопрос: какова природа этой Божьей ревности? Как может ревность быть добродетелью для Бога, будучи пороком для человека? Божьи совершенства достойны всякой хвалы; но как можно хвалить Бога за то, что Он ревнив?

Ответить на этот вопрос можно, если не забывать о двух моментах.

Первое: библейские провозглашения Божьей ревности носят антропоморфный характер, то есть, описывают Бога словами, заимствованными из человеческой жизни. В Библии существует великое множество антропоморфизмов Божья рука, десница, перст; Его способность слышать, видеть и чувствовать запах; Его нежность, гнев, раскаяние, смех, радость и т. п. Рассказывая нам о Себе, Бог использует подобные слова, потому что язык, заимствованный из нашей собственной жизни, - это самое точное средство, каким можно выразить наши мысли о Нем. Он – Личность, мы - тоже личности, как ничто другое во всем остальном физическом творении. Из всех творений только человек был создан по образу Божьему. И поскольку мы похожи на Бога больше, чем любое другое известное нам творение, то Бог избрал человеческий, а не какой-то другой язык для того, чтобы наиболее понятно и наименее запутанно изобразить нам Себя. Об этом мы говорили две главы назад.

Однако, когда речь идет об антропоморфизмах, описывающих Бога, очень легко начать мерить не с того конца. Необходимо осознать, что человек не мера для своего Творца, и говоря о Боге человеческими словами, мы совсем не предполагаем в Нем обычных, тварных, человеческих несовершенств и ограничений - ограничений в познании, силе, предвидении, могуществе, постоянстве и так далее. Надо помнить также, что в характере Бога нет ничего похожего на те аспекты человеческих качеств, которые несут на себе признаки растлевающего действия греха. Например, Божий гнев совсем не похож на недостойный взрыв эмоций, выдающий гордыню и слабость, каким часто бывает гнев человеческий. Это святость, реагирующая на зло со всей нравственностью и славой. «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20); но гнев Бога - это именно Его праведность в справедливом действии. Точно так же, Божья ревность не складывается из раздражения, зависти и злости, что нередко характерно для ревности человеческой, напротив, это (буквально) достойная всякой хвалы ревностность, стремление сохранить нечто в высшей степени драгоценное. Тут мы подходим к следующему моменту.

Второе: среди людей существует два вида ревности, и только один из них является пороком. Порочная ревность говорит примерно так: «Я хочу владеть тем, что есть у тебя, и я ненавижу тебя за то, что у меня этого нет». Это инфантильная обида, которая возникает из завистливости и выражает себя в злобности, зависти и зловредных действиях. Она ужасающе сильна, а вскармливает ее гордыня, стержень нашего греховного естества. Этой ревности присуща какая то сумасшедшая одержимость, и если ей потакать, она разорвет в клочья даже самый крепкий характер. «Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?» спросил когда-то мудрец (Прит.27:4). Именно такое чувство - сексуальная ревность, сумасбродная ярость отвергнутого или вытесненного поклонника.

Но есть и другая ревность - ревностное стремление сохранить взаимоотношения любви или отомстить за их разрушение. Эта ревность также действует в сексуальной сфере. Однако она проявляется не как слепая ярость уязвленного самолюбия, но как плод супружеской любви. Как писал профессор Р. Тэскер, супруги, которые «не чувствовали бы ревности при вторжении любовника или прелюбодейца в их дом, безусловно обнаруживали бы недостаток нравственного восприятия; ибо сущность брака заключается в его исключительности» . Такая ревность - добродетель, ибо в ней мы видим осознание истинного смысла взаимоотношений мужа и жены и стремление хранить их в неприкосновенности. Ветхозаветный закон утверждал правомерность подобной ревности и предписывал «приношение ревнования» и особую церемонию, через которую муж, подозревавший жену в неверности и одержимый «духом ревности», мог убедиться в правомерности или неправомерности своих подозрений (Чис.5:11-31). Ни в этом, ни в другом месте, говорящем о ревности обманутого мужа (Прит.6:34), Писание ни словом не намекает на то, что его настроения не слишком-то нравственны. Напротив, стремление оградить свой брак от вторжений и наказать всякого, кто этот брак оскверняет, признается естественным, нормальным и справедливым - т.е. доказательством того, что человек высоко ценит свой брак, как это и должно быть.

Писание всегда рассматривает Божью ревность, как этот последний ее вид: то есть, как один из аспектов Его любви к Своему народу в завете с ним. Ветхий Завет рассматривает Божий завет как брачный союз Бога с Израилем, требующий исключительной любви и верности. Поклонение идолам и все компромиссные отношения с неизраильтянами-идолопоклонниками породили непослушание и неверность, которые в глазах Бога были не чем иным, как духовным прелюбодеянием, и вызвали у Него ревность и желание отомстить. Все упоминания Моисеева закона о Божьей ревности связаны с идолопоклонством в той или иной форме. Все они приводят к основанию второй заповеди, которую мы процитировали выше. То же самое можно сказать и о других текстах: И.Нав.24:19; 3Цар.14:22; Пс.77:58; в Новом Завете 1Кор.10:22. В Книге пророка Иезекииля 8:3 идол, которому поклонялись в Иерусалиме, назван «идолом ревности, возбуждающим ревнование». В 16 главе той же книги Бог описывает Израиль в образе неверной жены, связавшей себя нечистым союзом с идолами Ханаана, Египта и Ассирии, и произносит над ней следующий приговор: «Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь - и предам тебя кровавой ярости и ревности» (ст.38; ср. ст.42; 23:25).

Из этих отрывков ясно видно, что имел в виду Бог, говоря Моисею, что Его имя - «Бог ревнитель». Бог имел в виду, что от тех, кого Он возлюбил и искупил, Он требует полной и абсолютной верности и будет доказывать Свои требования строгими наказаниями, если они неверностью предадут Его любовь. Кальвин попал в самую точку, так объяснив основание второй заповеди:


«Господь очень часто обращается к нам как муж... Поскольку Он исполняет Свой долг истинного, верного супруга, то требует от нас любви и целомудрия - то есть, требует, чтобы мы не позволяли своим душам вступать в прелюбодеяние с сатаной... Чем целомудренней и чище супруг, тем сильнее он будет оскорблен, видя влечение своей жены к сопернику. Так и Господь, обручивший нас Себе в истине, провозглашает, что горит самой пылкой ревностью всякий раз, когда, пренебрегая чистотой Его святого брака, мы оскверняем себя отвратительными похотями - особенно, когда поклонение Его Божеству, которое должно было сохраняться в неприкосновенности с особой тщательностью, переносится на кого-то другого или растлевается каким-нибудь предрассудком. Ведь этим самым мы не только нарушаем клятвы, данные при обручении, но оскверняем брачное ложе, допуская на него прелюбодеев» .


Для того чтобы рассмотреть этот вопрос в истинном свете, необходимо заметить еще вот что. Как мы уже видели, Божья ревность к Своему народу предполагает Его любовь в завете с людьми. Эта любовь не какое-то мимолетное увлечение, случайное и бесцельное, но выражение всевышнего предназначения. Цель Божьей любви в Его завете со Своим народом - сохранить его на земле на протяжении всей истории, а потом взять Своих верных всех веков к Себе во славу. Божья любовь в Его завете - это центр Божьего замысла для всего мира. И понимать ревность Бога следует именно в свете Его замысла для всего мира. Ибо конечная цель Бога, согласно Библии, состоит из трех моментов: доказать Свою правоту и праведность, показав Свое всемогущество в суде над грехом; искупить Свой избранный народ; быть любимым и прославляемым этим народом за все Его славные дела любви. Бог ищет того, чего должны искать мы, - Его славы, в людях и через людей, - и все это для того, чтобы закрепить одну мысль, мысль о том, что Он - Бог ревнитель. Его ревность во всех своих проявлениях - это именно «ревность Господа Саваофа» (Ис.9:7; 37:32; ср. Иез.5:13) по исполнению Его собственного предназначения справедливости и милости.

Итак, ревность Бога побуждает Его, с одной стороны, судить и осуждать на погибель неверных среди Своего народа, то есть тех, кто впадает в идолопоклонство и грех (Втор.6:14-15; И.Нав.24:19; Соф.1:18), а также судить врагов праведности и милости повсюду (Наум.1:2; Иез.36:5-6; Соф.3:8). С другой стороны, ревность заставляет Его вновь поднимать Свой народ после наказания, если тот смирился и очистился (наказание пленением - Зах.1:14; 8:2; наказание набегом саранчи - Иоил.2:18). Чем вызваны эти действия Бога? Тем, что Он «возревновал по святому имени Своему» (Иез.39:25). Его «имя» - это Его естество и характер как Иеговы, Господа, Вершителя истории, Защитника праведности и Спасителя грешников; и Бог хочет, чтобы Его «имя» знали, чтили и славили. «Я - Господь, это - мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному» (Ис.42:8; 48:11). В этих отрывках заключена квинтэссенция Божьей ревности.


III


Каково же практическое значение всего сказанного для тех, кто исповедует принадлежность к народу Божьему?

1. Божья ревность требует, чтобы мы были ревностны о Боге.

Так же, как истинным ответом на Божью любовь может быть только наша любовь к Нему, истинным ответом на Его ревность может быть только наша ревностность о Нем. Его забота о нас велика; наша забота о Нем должна быть не менее велика. Запрет идолопоклонства, данный во второй заповеди, предполагает, что Божий народ должен быть страстно и полностью предан Ему Самому, Его замыслу и Его чести. В Библии это называется ревностностью, а иногда и прямо ревностью о Боге. Как мы видели, Сам Бог являет эту ревностность, а значит, она должна быть и у Его народа.

Классическое описание ревностности было дано епископом Дж.С.Райлом. Мы процитируем его полностью.


«Ревностность в религии - это пылкое желание угодить Богу, творить Его волю и нести Его славу в мир всеми возможными путями. Такое желание не возникает в человеке естественным образом, но при обращении дух вкладывает его в сердце каждого верующего. Но есть верующие, которые ощущают его гораздо сильнее остальных, и только их можно назвать «ревностными» людьми...

Ревностный человек в религии – это, прежде всего, человек одной цели. Недостаточно сказать, что он целеустремлен, упорен, настойчив, пылок духом, не терпит компромиссов и действует от всего сердца. Его заботит лишь одно, он видит только одно, живет только для одного, поглощен лишь одним; и это одно есть желание угодить Богу. Живет он или умирает, здоров он или болен, богат он или беден, угождает ли он людям или обижает их, считают ли его мудрецом или глупцом, обвиняют его или хвалят, воздают ему честь или позор - все это для ревностного человека совершенно неважно. Он горит лишь для одного; и это одно - стремление угодить Богу и нести еще дальше славу Божью. И если он сгорает в своем пламени, ему все равно, он доволен. Он чувствует, что, подобно светильнику, создан, чтобы гореть. И если при этом сгорает он сам, то он всего лишь совершает то, к чему предназначил его Бог. Такой человек всегда найдет применение своей ревностности. Если он не может проповедовать, работать и давать деньги, он будет взывать, вздыхать и молиться... Если он не может сражаться на равнине вместе с Иисусом Навином, он взойдет на холм, чтобы трудиться вместе с Моисеем, Аароном и Ором (Исх.17:9-13). Если сам он не в состоянии работать, он не даст Богу покоя до тех пор, пока помощь не придет откуда-нибудь еще и дело не будет завершено. Именно это я имею в виду, говоря о «ревностности» в религии» .

Ревностность, позвольте заметить еще раз, заповедана и всячески одобряется Писанием. Христиане должны быть «ревностными к добрым делам» (Тит.2:14). Павел хвалит коринфян за ту ревность, какую они проявили после его обличения (2Кор.7:11). Илия «возревновал о Господе Боге Саваофе» (3Цар.19:10,14), и Бог вознаградил его ревностность: Он послал огненную колесницу, чтобы взять его на небеса, Он избрал его представителем «благочестивого собрания пророков», чтобы стоять рядом с Моисеем на горе преображения и беседовать с Господом Иисусом. Когда Израиль своим блудом и идолопоклонством вызвал гнев Бога и Моисей приговорил преступников к смерти, все были в слезах. Один же человек воспользовался именно этим моментом и на глазах у всех привел к себе развеселую мидианитянку. Тогда Финеес, почти вне себя от отчаяния, пронзил их обоих копьем, и Бог похвалил Финееса за то, что он показал ревность по Боге, и «не истребил сынов Израилевых в ревности» Своей (Чис.25:11,13). Павел был ревностным человеком, человеком одной цели, готовым полностью отдать свои силы Господу. Перед лицом угрожавших ему страданий и тюремного заключения он провозгласил: «Я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24). И Сам Господь Иисус был наивысшим примером ревностности. Наблюдая за тем, как Он очистил храм, «ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин.2:17).

А что же тогда мы с вами? Снедает ли - обладает ли нами, - поглощает ли нас ревность по дому Божьему и по делу Божьему? Можем ли мы вслед за Господом повторить: «Моя пища есть творить волю Пославшего меня и совершить дело Его?» (Ин.4:34). Какими учениками являемся мы сами? Разве не нужно нам молиться вместе с пламенным евангелистом Джорджем Уайтфилдом - человеком настолько же смиренным, насколько и ревностным: «Господь, помоги мне начать начинать».


2. Ревность Божья угрожает церквям, которые не ревностны по мнению Бога.

Мы любим свои церкви; с ними у нас связаны священные ассоциации; нам трудно хоть сколько-нибудь серьезно помыслить, что они могут быть неугодны Богу. Но Господь Иисус однажды обратился с посланием к одной церкви, очень похожей на некоторые из наших, - к весьма самодовольной церкви в Лаодикии, - и в этом послании сказал лаодикийской общине, что недостаток их ревностности вызывает у Него великое недовольство: «Знаю твои дела; ты не холоден, не горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!» Все что угодно было бы лучше самодовольной апатии! «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак будь ревностен и покайся» (Oтк.3:15-19). Как много церквей сегодня - здоровых, респектабельных, но теплых? С каким же словом должен обратиться к ним Христос? На что нам надеяться, если не на то только, что по милости Бога, и во гневе помнящего милость, мы обретем ревностность для покаяния? Оживи нас, Господи, до того, как настанет день Суда!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: