Богословское наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Дошедшее до нас богословское наследие свт. Луки (Войно-Ясенецкого) состоит из проповедей Владыки, произнесенных за годы служения в священном сане, а также ряда статей и работ, из которых наиболее известны: «Дух, душа, тело» и «Наука и религия».

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 года

Из проповедей, сказанных Владыкой Лукой в разное время, были записаны около 750. Эти проповеди стенографировали духовные чада архиепископа Луки, перепечатывали их на пишущей машинке, переплетали в домашних условиях, и таким церковным «самиздатом» распространяли среди верующих. Часть из них была отредактирована самим святителем Лукой и передана в Московскую духовную академию. Всего было передано в академию 12 толстых машинописных томов. Часть этих проповедей, в основном крымского периода, была издана в настоящее время в различных сборниках.

Епископ Ташкентский Иннокентий сказал отцу Валентину Войно-Ясенецкому после рукоположения: «Ваше дело не крестити, а благовестити». Примерно так же видел свою задачу и сам святитель. «Считаю главной своей архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», - сказал он в Симферопольском соборе в октябре 1952 г.

Епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) и священник Валентин Войно-Ясенецкий. 1921 год

Проповеди святителя Луки коротки и содержательны, в них нет «воды», общих благочестивых фраз. Они доходчивы и понятны и простецу, и интеллигенту, запутавшемуся в псевдонаучных аргументах атеистической пропаганды. Основное внимание проповедника занимает Святое Евангелие, рядовые апостольские и евангельские чтения, праздники годового и пасхального циклов, защита веры перед лицом безбожия.

О впечатлении, производимом на слушателей этих проповедей, свидетельствует священник-очевидец: «Весь храм замер в ожидании. И вот раскрылись уста проповедника<…> Каждое слово исходило из глубины сердца, исполнено было глубокой веры и преданности воле Божией. Со всех сторон храма доносились плач и тихие рыдания. Слова архипастыря падали, как спелые зерна, и глубоко проникали в сердца слушателей. Каждый чувствовал себя обновленным после проповеди такой силы духа и веры».

Владыка говорил проповеди не только в воскресные и праздничные дни, но и за всеми будничными богослужениями. Это раздражало власти, и они пытались бороться с проповедником. От этих гонителей Церкви Христовой до нас дошли не менее яркие свидетельства о проповедническом таланте святителя Луки. Так, в октябре 1948 г. секретарь Крымского обкома ВКП(б) Соловьев пишет Маленкову: «По приезде в Крым Лука развивает энергичную религиозную деятельность. <…> В своих проповедях Лука публично осмеивал материализм и материалистов, стараясь изобразить дело таким образом, как будто бы великие ученые Коперник, Пастер, Павлов - это люди не науки, а люди религии… <…> …мы считаем необходимым через соответствующие органы удалить Луку из Крыма».

Также и уполномоченный доносил в Москву, что архиепископ «читает проповеди не только на евангельские темы, по толкованию так называемого Священного Писания, но и на разнообразные другие и даже философские темы, как „О науке и религии“, „Об истоках современного безбожия“, „О суетности славы человеческой“… Даже проповеди на евангельские темы увязывает с современностью, как-то: охаивание молодежи, что последняя стала распущенной, безбожной, ходит по театрам и кино, а церкви не посещает, не молится Богу…»

Архиепископ Лука во время проповеди

Кроме проповедей широко известно апологетическое эссе святителя Луки «Дух, душа, тело» , которое Владыка закончил в 1947 гг.

В начале работы он сделал краткий обзор научных достижений - теории относительности Эйнштейна, квантовой механики, теории радиоволн, магнитного поля, в корне перевернувших представление ученых о материи и энергии. Затем перешел к теории высшей нервной деятельности академика И. П. Павлова, показав, что она никак не подходит для обоснования материализма, как пытались ее использовать в своей пропаганде атеисты. Потом Владыка остановился на учении Священного Писания о сердце, как о центре чувств и помышлений человека, как об органе познания мира, а главное - органе Богопознания. Архиепископ Лука пишет: «Сердцем осуществляются высшие функции духа человеческого - вера в Бога и любовь к Нему». Затем на примерах ясновидения, телекинеза и других необъяснимых наукой фактов Владыка показывает, что «кроме обычных раздражений, адекватных нашим органам чувств, наш мозг и сердце могут воспринимать гораздо более важные раздражения, исходящие из мозга и сердца других людей, животных и всей окружающей нас природы и, что важнее всего, из неведомого нам трансцендентального мира».

В главной части своей работы святитель Лука останавливается на соотношении между духом, душой и телом в человеке. Владыка Лука был сторонником трихотомической модели. Он признавал в человеке три различных субстанции: дух, душу и тело (в отличие от дихотомической концепции, которая различает в человеке только две природы - душу и тело).

По мнению автора, «душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям. О них говорит апостол Иуда: „Это люди… душевные, не имеющие духа“ (Иуд. 1:19)». Исходя из этого, как смертна примитивная душа животных, так «смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия).

Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа».

Архиепископ Лука с клиром в Свято-Троицком соборе

На ряде сбывшихся пророчеств, чудес евангельских и взятых из житийной литературы, а также внерелигиозных чудесных явлений, автор показывает, что не только материальное определяет духовное, как утверждают материалисты-безбожники, но существует и обратное влияние: «духовное воздействие на материю тела», «дух творит себе формы».

Обращаясь к явлению воспроизведения в мгновения опасности всей человеческой жизни в мельчайших деталях, Владыка приходит к выводу, что «совершенно невозможно допустить, чтобы мозг мог сохранить навсегда все мельчайшие события нашей жизни со всеми их деталями, их чувственной окраской и нравственной оценкой.

Поэтому необходимо признать, что, кроме мозга, должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти. И мы считаем таким субстратом дух человеческий, в котором навеки отпечатлеваются все наши психофизические акты».

По мнению автора, «для проявления трансцендентальных способностей нашего духа, для обнаружения сверхсознания необходимо, чтобы угасло или, по крайней мере, значительно ослабело наше нормальное, феноменальное сознание». «Надо чтобы зашло солнце, и наступила ночная тьма, и тогда звезды засияют для нас».

В подтверждение трансцендентальных свойств человеческого духа Владыка приводит мнения ряда философов, как древних, так и живших в последние века, и отмечавших именно это свойство человека. Он приводит слова Плотина: «Души подобны амфибиям: они живут то по сю сторону, то в потустороннем мире, смотря по надобности». Затем он цитирует Иммануила Канта, философа, которого он ценит очень высоко: «…человеческая душа в этой ее жизни находится в неразрывной связи со всеми нематериальными существами духовного мира», она «попеременно действует то в одном, то в другом мире…» По мнению Владыки, этот умопостигаемый человек Канта, то же, что и «новый», «внутренний человек» в посланиях апостола Павла.

Так, по рассуждению автора, выходит, что и христианское Откровение, и естественно-научные наблюдения и рассуждения философов говорят об одном: «дух человеческий имеет общение с миром трансцендентальным, вечным, живет в нем и сам принадлежит вечности».

Архиепископ Крымский Лука

Именно в свете такого понимания, по мнению автора, следует мыслить о вечном блаженстве праведников и вечном мучении грешников. «…Бессмертный дух первых, просветленный и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного развития в направлении добра и Божественной любви, в постоянном общении с Богом и всеми Бесплотными Силами. А мрачный дух злодеев и богоборцев в постоянном общении с диаволом и ангелами его будет вечно мучиться своим отчуждением от Бога, святость Которого познает, наконец, и той невыносимой отравой, которую таит в себе зло и ненависть, беспредельно возрастающие в непрестанном общении с центром и источником зла - сатаной».

Владыка Лука заканчивает свою работу свидетельством Откровения о том, что во время всеобщего Воскресения во Второе пришествие Христово наши тела тоже воскреснут в жизнь вечную. «…Если при жизни тела дух был теснейшим образом связан с ним, со всеми органами и тканями, проникая во все молекулы и атомы тела, был его организующим началом, то почему должна навсегда исчезнуть эта связь после смерти тела? Почему немыслимо, что эта связь после смерти сохранилась навсегда, и в момент всеобщего Воскресения по гласу трубы Архангеловой восстановится связь безсмертного духа со всеми физическими и химическими элементами истлевшего тела и снова проявится организующая и творящая форму власть духа?»

В завершение обзора эссе «Дух, душа, тело» необходимо отметить, что в этой работе многие из рассуждений Владыки Луки, выходящие за рамки прямых указаний Священного Писания, остались его частным богословским мнением, которое не разделили другие православные богословы ХХ в. Вероятно, такое особое восприятие проблемы было связано с большим естественно-научным опытом Владыки-хирурга, и поэтому этот подход возобладал над традиционным богословским подходом к вопросам антропологии.

В другом апологетическом труде «Наука и религия» святитель Лука ставит и разрешает вопрос: противоречит ли наука религии? В предисловии автор пишет: «На своем жизненном пути нам встречаются два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке. Встречаются и такие, которые умели найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа. И не составляет ли такая гармония той нормы, к которой должен стремиться человек? Ведь обе потребности коренятся в недрах человеческой природы.

И не в том ли кризис образованного человека, что у него „ум с сердцем не в ладу“? Не эта ли односторонняя „умственность“ разъединила в России интеллигенцию и народ? И уже одно то, что в настоящее время под флагом науки, которая будто бы давно опровергла религию, преподносятся народу атеизм и антихристианство, заставляет нас глубоко обдумать и основательно решить вопрос: противоречит ли наука религии?»

Далее Владыка определяет понятия. Наука для него «есть система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности», т. е. наука объемлет собой только знания достигнутые на сегодняшний день, может изучать и классифицировать только те проявления природы, которые мы можем наблюдать нашими пятью чувствами; таким образом, область точной науки очень жестко ограничена. Даже понятие «знание» больше, чем наука, т. к. оно часто достигается «теми высшими способностями духа, которыми не располагает наука.Это прежде всего интуиция, то есть непосредственное чутье истины, которое угадывает, прозревает ее, пророчески предвидит там, куда не достигает научный способ познания. Эта интуиция… ведет нас в другую, высшую область духа, - то есть в религию».

«Широко говоря, религия есть отношение к Абсолютному, к Тому, Кого мы называем Богом. Так как это отношение есть у всякого - даже атеиста, - то и принято говорить, что у всякого есть своя религия. <…> Говоря же положительно и по существу, религия - есть общение с Богом (воссоединение)».

Далее, перечислив основные утверждения христианства - бытие Божие, личное бессмертие человеческой души, Богочеловеческую природу Спасителя Владыка вопрошает: «И теперь скажите, где в нашей науке - математике, физике, биологии, истории - есть утверждения, противоречащие этим только что названным суждениям, - утверждения общеобразовательные, объективные, доказанные, то есть научные? Их нет и не может быть по существу, потому что все эти положения касаются сущностей, которые лежат вне компетенции науки, а не явлений, которые ей доступны». «…Наука не может отвергать бытие Бога, ибо эта тема лежит вне ее компетенции…»

Владыка Лука полагает, что главная причина распространения в ХХ веке мнения о том, что наука противоречит религии, «в поверхностном знании как в области науки, так и в области религии». «Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него». «Полузнание - бич нашего времени, оно-то и создает названное… предубеждение».

Второе заблуждение, которое способствует распространению мифа, состоит в том, что науку часто смешивают с мнением отдельных ученых; поэтому если «научный» атеизм, являясь только набором недоказанных и недоказуемых предположений, действительно противоречит религии, то вместе с ней он противоречит и подлинной науке. Так, теория, что мир не сотворен Богом - совершенно вненаучная мысль, а «так называемый дарвинизм, признающий, что человек посредством эволюции развился из низшего вида животных, а не является продуктом творческого акта Божества, оказался только предположением, гипотезой, уже устарелой и для науки. Эта гипотеза признана противоречащей не только Библии, но и самой природе, которая ревниво стремится сохранить чистоту каждого вида и не знает перехода даже от воробья к ласточке. Неизвестны факты перехода обезьяны в человека. Бывает скорее обратное в порядке вырождения».

Далее Владыка Лука приводит примеры, иллюстрирующие, как некоторые ученые пытались подогнать факты под теорию эволюции. Он упоминает подделку Геккеля, по которой человек, обезьяна и собака якобы развиваются из одинакового зародыша. Подделка была замечена известным эмбриологом Гисом (Геккель признал факт подделки). Затем говорит о раскопках Лобуа в 1891 г. на острове Ява, когда на основании нескольких фрагментов костей: небольшой части черепа, трех зубов и бедренной кости, найденных на расстоянии 16 метров друг от друга, было сделано заявление о том, что это и есть недостающее звено между человеком и обезьяной. Анатом Вихров отверг эту гипотезу, усомнившись в самом факте принадлежности этих фрагментов одному организму. Тот же Вихров разоблачил и пресловутый «неандертальский череп», и сделал категорический вывод: «попытка найти переход от животного к человеку привела к полной неудаче». Анатомии человека и обезьяны фундаментально различны.

Далее святитель отметил одну особенность науки, которая объясняет возможные противоречия между наукой и религией. Дело в том, что «наука ищет, движется и, следовательно, может заблуждаться. Она находится в процессе становления, в то время как религия уже обладает истиной, открывает нам вещи, как они есть». Получается, что «противоречие происходит между религией и мнением ученого, истинность которого, как рабочей гипотезы, признается лишь временно, так же, как временно заслоняют строящееся здание леса».

Затем автор отмечает великое невежество так называемых ученых-атеистов в отношении религии. Многие антирелигиозные писатели не имеют ни религиозного опыта общения с Абсолютом, ни знаний об учении Церкви и даже не знакомы с Библией. Уже только потому их нападки на религию совершенно неосновательны.

«Если брать религию по существу, то есть как внутреннее переживание, как преклонение перед Богом и общение с Ним, то мы должны согласиться, что наука не только не противоречит религии, но более того - наука приводит к религии. <…> Она по закону причинности приводит нас к Первопричине мира, а религия отвечает, Кто является этой творческой Первопричиной не только мира, но и человека. <…> Наука приводит к необходимости какого-то разумного смысла в жизни, какого-то высшего назначения жизни. Религия отвечает - это БОГ. <…> И приходит в мир Тот, Кто говорит: Я есмъ Истина (Ин. 14:16) (то есть что подлинно и вечно, что составляет истую основу бытия, его истину, то, что воистину есть). Короче говоря, научное мышление доказывает, что должен быть Бог, а религия - Его открывает и сообщает о Нем.

Наука доказывает необходимость Его бытия логически, …а религия соединяет, приводит в общение с Богом».

Далее Владыка приводит многочисленные примеры того, как многие великие ученые сочетали в своей жизни капитальные научные труды и серьезную веру в Бога. Он приводит статистику профессора Деннерта, который пересмотрел взгляды 262 известных естествоиспытателей, включая великих ученых этой категории, и оказалось, что из них 2% было людей нерелигиозных, 6% равнодушных и 92% горячо верующих (среди них Майер, Бэр, Гауе, Эйлер и другие). Затем архиепископ Лука приводит данные английского издания «Религиозные верования современных ученых», по которым на вопрос «Противоречит ли христианская религия в ее основаниях науке?» из 133 известных английских и американских ученых 116 ответили «нет», а остальные либо не ответили, либо высказались неопределенно.

Затем Владыка перечисляет имена великих ученых среди верующих христиан. Это физики - Фарадей, Ом, Кулон, Ампер, Вольт, имена которых увековечены как нарицательные для обозначения известных физических понятий. Это и физик, астроном Галилей, астроном Кеплер, химик Бойль, химик и физиолог Пастер, философ и математик Ньютон, врач Пирогов и многие, многие другие.

Другим направлением апологетики святителя Луки стала защита христианской морали против ложных обвинений атеистической пропаганды.

«Часто утверждают, что будто бы религиозная мораль… освящает покорность человека господствующим над ним силам…провозглашает безнравственным сопротивление эксплуатации… Иногда говорят, что христианская мораль будто бы построена на принципе индивидуализма… бросают обвинение, будто Евангелие призывает к отказу от труда…» «Но ведь как раз все это наоборот». «Поверить всему этому могут только те, кто никогда не читал Евангелия. Но так как сейчас Евангелие достать нигде нельзя, то здесь смело выдается за евангельское учение то, что с Евангелием несовместимо».

Владыка решительно встает на защиту христианской морали. Он говорит, что «христианское вероучение зиждется на самых высоких и светлых понятиях - о Боге, о человеке и взаимоотношениях их. Христианская религия учит об исключительном достоинстве человеческой личности. Человек есть образ и подобие Божее». «Уже одно то, что из всех евангельских догматов самым главным является догмат о том, что Бог именно из-за любви к человеку Сам становится человеком, терпит все человеческие невзгоды, лишения и страдания вплоть до мучительной и позорной смерти, и все это, повторяем, именно из-за любви к человечеству, дабы призвать его к бессмертию и совершенству, уже одно это говорит об исключительном гуманизме самой догматики христианской религии. „Сын Божий становится Сыном Человеческим, дабы сыны человеческие стали сынами Божиими“». Готовясь к смерти за спасение людей, перед тем, как взойти на Голгофу… Христос в Своей прощальной беседе говорит ученикам: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет (ничего) больше той любви, как если кто положит душу свою (то есть отдаст жизнь свою) за друзей своих (Ин. 15:12–13).

Мы смело спрашиваем: существует ли, может ли существовать какая-либо иная формула, в которой любовь к человеку была бы отражена более сильно? Может ли существовать более высокое выражение подлинного гуманизма, нежели эта заповедь Христа?»

Епископ Лука среди раненых, Красноярск. 1941 год

В завершение доклада хочется привести слова святителя Луки, обращенные ко всем людям, ищущим истину.

«Что же делать тем, кто ищет истины ради ее самой, кто ищет жизни? Первая научная задача состоит в простом: Исследуйте Писания. Узнайте содержание Евангелия, исследуйте его вдумчиво, серьезно, добросовестно, без предубеждения. И вы увидите свет, который озарит все проблемы, все потребности, всю душу, ее раны и болезни. Через Евангелие человек видит себя, каков он есть и каким он должен быть. Но самое радостное знание, которое дает Евангелие, это весть о Спасителе, благодаря которому мы можем быть такими, какими должны и какими хотим быть в своих высших стремлениях.

И тут неизбежен второй шаг - Приидите… - чтобы иметь жизнь.

Химическая формула воды может удовлетворить жажду ума, но она не в силах утолить жажду, для которой нужна сама вода. Нам нужны не доказательства существования Бога, не идея о Боге, а Сам Бог, Живой, Любящий. И в конце концов доказать существование Бога может только Сам Бог Своим бытием. Своим вхождением в душу человека».

Святой – это не сверхчеловек и не герой в обычном понимании этого слова. Святой опознается не в громких словах и грандиозных деяниях, а в повседневных делах в осуществлении профессионального долга, в предельной личной честности и порядочности, в способности мужественно и стойко переносить испытания, сохранять спокойствие и присутствие духа перед лицом грозных опасностей, уповая во всем на благую Волю и премудрый Промысел Божий… Память о святителе Луке Войно-Ясенецком до сих пор жива среди представителей старшего поколения. Именно этот пример духовного подвига, явленного тем, кто жил недавно, помогает уже нашим современникам, особенно молодому поколению, понять, что такое святость.

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 г.

Святитель Лука (до монашеского пострига - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий 1877-1961), архиепископ Симферопольский и Крымский, родился 27 апреля 1877 года в г. Керчи, в семье провизора. Родители его вскоре переехали в Киев, где он в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию и Киевское художественное училище. Он собирался поступить в Академию художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы.

Валентин Феликсович проучился год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факультет Киевского университета. В 1903 г. он с отличием окончил университет.

В январе 1904 г., во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирургическим отделением госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия, которую раненые называли «святой сестрой», и женился на ней. С 1905 по 1917 гг. В.Ф. Войно-Ясенецкий работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губерний и проходил практику в московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. Во время Первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал постоянно ходить в церковь.

В 1916 г. В.Ф. Войно-Ясенецкий защитил в Москве диссертацию на тему: «Регионарная анестезия» и получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии имени Хайницкого. В 1917 г. Войно-Ясенецкий получил по конкурсу место главного врача и хирурга ташкентской больницы. В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей.

Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. был избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах. Как он сам рассказывал, однажды он выступил на епархиальном съезде «по одному очень важному вопросу с большой горячей речью». После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: «Доктор, вам нужно быть священником». «Я принял это, как Божий призыв, - говорил архиеп. Лука, - и, ни минуты не раздумывая, ответил: «Хорошо, владыко, я буду».

В 1921 г., в день Сретения Господня, проф. Войно-Ясенецкий был рукоположен во диакона, 12 февраля - во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В мае 1923 г. отец Валентин принял пострижение в монашество с именем Луки, в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник.

12 мая того же года он хиротонисан тайно в г. Пенджекенте во епископа Ташкентского и Туркестанского. С этого времени начинается крестный путь Владыки. Ему пришлось пережить множество арестов, пытки, ссылки, которые, тем не менее, не ослабили его веры и горячей ревности в служении ближним. (Первый арест произошел в мае 1923 года; из последней ссылки Владыка вернулся в 1943 году и был назначен на Тамбовскую кафедру.)

Нужно добавить, что, принимая священнический сан, проф. Войно-Ясенецкий получил от патриарха Тихона наказ, подтвержденный и патриархом Сергием, - не оставлять научную и практическую деятельность по хирургии; и все время, в какие бы условия ни попадал, он везде продолжал эту работу. В больницу и на лекции он неизменно ходил в рясе с крестом, в операционной висели иконы, так что каждая операция освящалась молитвой.

Не забывал епископ Лука и своих пастырских обязанностей. Все многочисленные церкви г. Енисейска, где он жил, так же, как и церкви областного города Красноярска, были захвачены обновленцами. Епископ Лука с тремя сопровождавшими его священниками совершал литургию в своей квартире, в зале, и даже рукополагал там священников, за сотни вёрст приезжавших к православному архиерею. С 25 января 1925 г. по сентябрь 1927 г. епископ Лука снова епископ Ташкентский и Туркестанский. С 5 октября по 11 ноября 1927 г. - епископ Елецкий, вик. Орловской епархии. С ноября 1927 г. проживал в Красноярском крае, затем в городе Красноярске, где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице.

В 1934 г. вышла в свет его книга «Очерки гнойной хирургии», ставшая настольной книгой хирургов.

С первых же дней Великой Отечественной войны до конца 1943 г. епископ Лука работал главным хирургом и консультантом Красноярского эвакогоспиталя для тяжелораненых.

Осенью 1942 г. он был возведен в сан архиепископа с назначением на Красноярскую кафедру. 8 сентября 1943 г. он был участником собора, единогласно избравшего митрополита Сергия патриархом Московским и всея Руси. В январе 1944 г. его назначают архиепископом Тамбовским и Мичуринским.

В 1946 году ему присудили Сталинскую премию за выдающиеся научные труды “«Очерки гнойной хирургии»” и «“Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов»”, которые до сих пор не теряют своего значения.

Кроме трудов на медицинские темы, архиеп. Лука составил много проповедей и статей духовно-нравственного и патриотического содержания. В 1945-1947 гг. он работал над большим богословским трудом - «Дух, душа и тело», в котором разрабатывал вопрос о душе и духе человека, а также учение Св. Писания о сердце как органе богопознания. Много времени уделял он и укреплению приходской жизни. В 1945 году высказывал мысль о необходимости избрания патриарха по жребию.

В феврале 1945 г. за архипастырскую деятельность и патриотические заслуги архиеп. Лука был награжден правом ношения креста на клобуке.

В мае 1946 года он назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. По воспоминаниям людей, знавших его, “когда Владыка служил, в храм нельзя было войти - столько там было народу. Он обладал не только даром слова и огромной эрудицией, огромным умом и высокой культурой, он обладал подлинной духовной силой и мог заразить своей верой человека, который был атеистом до мозга костей”.

В 1956 году архиепископ Лука совсем ослеп. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают, и диктовал свои работы и письма.

Скончался архиепископ Лука 11 июня 1961 года в день Всех Святых, в земле Русской просиявших. На похороны его пришло огромное количество народу, так что власти, которые пытались не допустить “пешей процессии”, ничего не могли сделать.
2 июля 1997 г, в Симферополе, городе, где святитель жил в 1946-1961 гг., ему открыт памятник.

На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2004 г. святитель Лука был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Память его празднуется 29 мая ст. ст./11 июня н. ст, а также 25 января (7 февраля) - вместе со святыми новомучениками и исповедниками Российскими и 15 (28 декабря) - собор всех Крымских святых. Мощи Владыки Луки почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Симферополя. Почитается как святой другими поместными Церквями, в частности Эладской Православной Церковью. Главный сторонник его прославления в Греции — архимандрит Нектарий (Антонопулос), настоятель монастыря Сагмата. В 2001г из Греции привезли серебряную раку для мощей святителя.

Тропарь

Возвестителю пути спасительнаго, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия наставниче, врачу богомудрый святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли, веру непоколебиму православным даровати, и спасение, и велию милость.

Кондак

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси, святителю, душу же равноангельну сотвори, сего ради святительства саном почется, во изгнании же от безбожных много пострада, и непоколебим верою пребыв, врачебною мудростию многия исцелил еси. Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, да вси вернии вопием ти: радуйся, отче святителю Луко, земли Крымския похвало и утверждение.

Автобиография

Книга о жизни святителя Луки

Проповеди

Дар проповедника «открыл» у будущего святителя Луки Ташкентский епископ Иннокентий. «Ваше дело не крестити, а благовестити», — сказал он только что рукоположенному священнику о. Валентину Войно-Ясенецкому. «Считаю своей главной архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», — заявил он в Симферопольском соборе 31 октября 1952 года. И принцип этот выдерживал до последних дней.

Епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) и священник Валентин Войно-Ясенецкий

О чем же говорил в храме владыка Лука? И как говорил? Свидетельствует очевидец, протоиерей Евгений Воршевский: «Архиепископ Лука сам сложил святой антиминс и закончил служение Литургии. Перед отпустом он вышел для произнесения проповеди. Весь храм замер в ожидании. И вот раскрылись уста проповедника. Каждое слово исходило из глубины сердца, исполнено было глубокой веры и преданности воле Божией. Со всех сторон храма доносились плач и тихие рыдания. Слова архипастыря падали, как спелые зерна, и глубоко проникали в сердца слушателей. Каждый чувствовал себя обновленным после проповеди такой силы духа и веры».
Проповеди свт. Луки коротки, он не утомляет слушателей «многоглаголанием». Темы самые разнообразные, но центром и осью всех речей остается Евангелие. Нередко он обращается к предметам, которых по причине плохой подготовленности или из боязни начальственного окрика, священники вообще не касались. Так многие проповеди посвящены совместимости науки и религии. Всей мощью своей эрудиции, привлекая факты эволюционного учения, физиологии и психологии, проповедник выступает на защиту евангельского учения о триедином составе человека: духе, душе и теле, — триединстве, которому он посвятил свою знаменитую монографию. Защищая веру от нападок, свт. Лука приводит свидетельства выдающихся ученых и философов, обращается к истории человеческой мысли. Многократно предостерегает он своих слушателей от греха фанатизма, ненависти к инакомыслящим, к людям иных взглядов. «Относитесь бережно ко всякой чужой вере, никогда не уничижайте, не оскорбляйте» (Слово в праздник Преполовения, 1953 г.).
Подводя итоги своей церковной жизни, святитель Лука утверждал, что за 38 лет священства произнес он 1250 проповедей, из которых не менее 750 были записаны и составили двенадцать толстых томов машинописи. Совет Московской Духовной Академии назвал это собрание проповедей «исключительным явлением в современной церковно-богословской жизни» и избрал автора почетным членом Академии.
В наши дни, к великой радости верующих, труды святителя стали доступны широкому кругу читателей.

Проповедь о постоянстве в молитве

архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Нередко на словах и в письмах просят меня научить молиться. Первое, что отвечаю на эту просьбу, это необходимость постоянства в молитве. Есть очень много людей, которые вспоминают о молитве к Богу, когда Он посетит их каким-либо несчастьем, либо тяжелой скорбью, а обычно вовсе не молятся Ему. Такие молитвы вряд ли бывают услышаны Богом.
У древних римлян была мудрая пословица: непрестанно каплющая капля долбит камень.Только непрестанная, как падение капель, молитва смягчает оледеневшие без молитвы сердца.
Просящим меня научить молитве я даю два важнейших совета: быть постоянными в молитве, не оставлять без нее ни одного дня жизни и быть глубоко внимательными к каждому слову молитвы. Не подражать сектантам, которые в гордости своей презирают молитвы великих святых и сочиняют свои шаблонные, весьма мало духовные молитвы.
Диавол и ангелы его всеми силами стараются отвлечь наше внимание от глубоких и благодатных слов церковных молитв, написанных святыми людьми. Они настойчиво и ловко отвлекают наш ум куда-либо в сторону, особенно тогда, когда слова молитвы относятся к ним самим, когда просим у Бога защиты от них, окаянных. Защитить от этих их козней нас может только глубокое внимание при чтении церковных молитв. Это гораздо труднее при чтении молитв наизусть, чем при чтении их по молитвеннику.
Очень важно выработать привычку ловить себя на каждом отвлечении внимания и снова прочитывать те слова, от которых бесам удалось отвлечь наше внимание. Легче всего достигнуть этого ежедневной молитвой Иисусовой, по четкам повторяемой не менее ста раз: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (или грешную)».
В конце каждой молитвы при словах: «помилуй мя, грешного» вы должны вспоминать самый тяжелый и скверный свой грех, и когда укрепитесь в этой привычке, постепенно научитесь вспоминать и все другие грехи.
Каждая из сотни Иисусовых молитв будет долбить ваше сердце подобно тому, как непрестанно падающая капля воды долбит камень – и умягчится, и согреется холодное сердце ваше великой Иисусовой молитвой.
Таково же будет действие и других великих молитв, особенно молитвы преподобного Ефрема Сирина, читаемой, к сожалению, только Великим постом.
Благодатно воздействуют на вас святые слова этой молитвы при частом повторении ее: привыкнете чувствовать отвращение к тем порокам, о которых говорит Ефрем Сирин, прося Бога избавить его от них — к духу праздности, празднословия, к осуждению ближних; привыкнете просить у Бога добродетелей целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви и памяти о своих согрешениях. Вот то, что отвечаю я людям, просящим научить их молиться.
Но недостаточно, конечно, одних усердных молитв для того, чтобы стать храмом Духа Божия, чтобы стать близким и даже другом Господа нашего Иисуса Христа.
Надо исполнять и все великие заповеди Христовы, и прежде всего заповеди о любви и милосердии к ближним. Об этом пришлось бы говорить очень много, повторяя не раз сказанное вам прежде.
Скажу только о том, как преображаются сердца тех блаженных, которые тверды и постоянны в молитвах и добрых делах. Скажу, что каждое доброе дело оставляет больший или меньший след в сердце совершившего его.
Даже низкий поклон нищего, получившего милостыню из рук твоих, несомненно оставит след в твоем сердце. И эти следы, все чаще и чаще остающиеся в сердце творящего добро, будут действовать на него, подобно непрестанно капающей и долбящей камень капле. Они будут смягчать творящее добро сердце и очищать его, очищать и благодатно изменять. И чем больше добрых дел будешь ты совершать, тем все выше и выше будет возноситься твой бессмертный дух от земной грязи и неправды к небесам, в которых царит всесовершенная и абсолютная Божия правда.
Будешь подниматься все выше и выше от земли и дышать все более и более чистым воздухом небес, будешь все больше и больше приближаться к Богу. А когда кончится земной путь твой, то смерть будет не отрадна, а радостна, ибо будет только переходом к вечному блаженству. Сего да сподобит всех нас Триединый и Всесвятый Великий Бог наш!
Аминь. 1957 г.

О великий и пpеслaвный угодниче Божий, святителю отче нaш Луко, пpиими сие похвaльное пение от нaс недостойных, обaче с любовию сыновнею тебе пpиносимое. Пpедстaтельством твоим у Пpестолa Божия и молитвами твоими вся ны в веpе пpaвослaвней и добpых делех утвеpди. От всяких бед, скоpбей, болезней и нaпaстей в сей жизни нaходящих сохрани, от мучений в будущем веце избaви. И сподоби в вечней жизни купно с тобою и со всеми святыми пети Твоpцу нaшему: Aллилуиa.
Кондак 13 Акафиста святителю Луке

Молитва святителю Луке

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбивому Богу. Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли.
Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная: градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадам в страхе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.
Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукавого и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов.
Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни сподобимся c тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Молитву составил протоиерей Георгий СЕВЕРИН, настоятель храма Трех Святителей г. Симферополя

Почитание святителя

На сайте «Общества православных врачей России»Музей святителя Луки
На сайте Красноярской епархии Житие святителя Луки
На сайте Правмир.ru
На сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Память священноисповедника Луки Крымского
На сайте «Русский Паломник»

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.

1 0

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Проповеди

Предисловие

Слово в неделю вайи

Слово на пассии, девятое

Слово на пассии, десятое

Слово на пассии, одиннадцатое

Слово на пассии, двенадцатое

Слово на вечерне первого дня Пасхи

Слово на первой пасхальной вечерне

Слово на второй день св. Пасхи 1951 г.

В неделю антипасхи, о воскресении мертвых

Слово в неделю жен-мироносиц

Слово в неделю о расслаблен­ном (1)

Слово в неделю о расслаблен­ном (2)

Неделя 6 по Пасхе

Неделя 4. Плоть и дух

Почему не всегда исполняют­ся молитвен­ные прошения наши

Во всяком ли исповеду­ю­щем, что Иисус есть Сын Божий, пребывает Бог

Неделя 8. О чудесном насыщении народа

Неделя 8. О чудесах

Неделя 15. Что есть жизнь вечная

Слово в неделю пред Воздвижением. Бог примирил с собою мир

Неделя 16. Притча о талантах

Неделя 18. О милостыне

Неделя 19. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними

Неделя 19. Сила моя в немощи совершает­ся

Неделя 19. Когда я немощен, тогда силен

Неделя 23. О гадаринском бесноватом

Слово в неделю 24 на Послание к ефесянам (гл. 2, 11–22)

Приимите, ядите…

Неделя 25. Притча о мило­сердном самарянине

Неделя 26. Притча о безумном богаче

Неделя 26. Послание апостола Павла к ефесянам (гл. 5, 1–19)

Неделя 28. Притча о званных на вечерю

Неделя 29. О неблагодарности

Неделя 31. О иерихонском слепом

Неделя 34. О всеоружии Божием (Еф. 6:10–12)

Неделя 36. Приидите ко мне все тружда­ю­щиеся и обременен­ные…

Неделя 36. О предопределении

Неделя 37. О неосуждении пастырей

Слово в неделю о мытаре и фарисее

Слово в неделю о блудном сыне. Плоть и дух

Слово в неделю мясопустную. О страшном суде

Неделя мясопустная. Слово о Страшном суде

Слово в неделю сыропустную. Прииде пост – мати цело­мудрия

Слово на вечерне недели сыропустной

Слово в неделю крестопоклонную. Утешайте, утешайте народ мой

Неделя 5-я великого поста. Несть иудей, ни эллин (Гал. 3:28)

Слово в день нового года

Слово на второй день Рождества Христова 1951 года

Слово в день Сретения Господня

Слово в день перенесения мощей святителя Николая

Слово в день рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Слово в день памяти св. князя Владимира

Слово в день св. пророка Илии о молитве

Слово в день Преображения Господня о свете духовном

Слово в день Преображения Господня

Слово в день Успения Божией Матери

Слово в день преставления св. апостола Иоанна Богослова

Слово в день св. апостола и евангелиста Луки

Речь при отпевании архиманд­рита Тихона

Слово на панихиде в годовщину смерти архиманд­рита Тихона

Неделя 20. О воскрешении сына Наинской вдовы

Воспоминания о святителе Луке

ПРЕДИСЛОВИЕ

История книги, которую вы, дорогой читатель, держите в руках, не похожа на историю большинства книг, издававшихся прежде и издающихся ныне. Ее автор, тогда архиепископ Симферопольский и Крымский, а ныне святитель Лука, не готовил к печати свои проповеди, прочитанные с архиерейской кафедры в 1949-1952 годах. Ведь в годы официального атеизма об издании оригинальных богословских произведений, тем более апологетического (защищающего веру от безбожия) характера опасно было и мечтать. Безоглядным подвигом архиепископа было уже то, что он обращался к своей пастве с таким смелым устным словом Божией правды.

Но его благодарные слушатели не могли мириться с тем, что это бесценное слово будет храниться лишь в их сердцах. Они захотели, чтобы оно проникло в души как можно большего числа людей, сквозь тернии, сквозь пространство и время. И Бог дал им такую возможность. Как и при распространении книги святителя Луки "Дух, душа и тело", верующие стали сподвижниками своего любимого архипастыря, осуществив "самиздат". Но в этом случае они не просто размножили написанный текст. Они из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год стенографировали (тогда ведь магнитофон был величайшей редкостью), перепечатывали проповеди на пишущей машинке. И это было рискованно, так как все машинки были зарегистрированы под номерами в НКВД. Они переплетали эти листочки на домашних переплетных станках с такой любовью и таким тщанием, каких никогда не удостаивалось ни одно из официальных изданий ни тех, ни последующих времен. На переплете дошедшего до нас одного из томов такого "самиздата" даже оттиснут святой Крест. И это тоже грозило суровой карой в богоборческие времена.

И еще одна немаловажная подробность. Эта рукопись дошла до нас, благодаря делам милосердия. Ее бережно хранила у себя монахиня Елизавета, которая сподобилась не только лично быть знакомой со святителем Лукой, но и стать однажды пациенткой выдающегося хирурга Войно-Ясенецкого. Он спас ей жизнь, прооперировав по поводу гнойного аппендицита. Монахиня дожила до глубокой старости в убогой хатенке без удобств, и на зиму ее обычно забирала жить к себе в благоустроенную квартиру раба Божия Тамара, которая вместе с ней пела в хоре Свято-Троицкого кафедрального собора Симферополя, где с 1996 года покоятся мощи святителя Луки. В благодарность за приют инокиня оставила Тамаре перед смертью самое дорогое, что у нее было, – машинописный том VI Проповедей архиепископа Луки в Симферополе, 1949-1952 годов. Тамара же, которая и доныне является прихожанкой Свято-Троицкого собора, предоставила нашему епархиальному издательству возможность перепечатать рукопись и издать ее в виде книги, которую теперь смогут прочитать тысячи людей.

Живой, благословляющий свою верную паству голос нашего дорогого святителя звучит со страниц этой замечательной книги. Мы получили возможность как бы присутствовать на проповедях, которые он, как и всё, что делал в своей великой жизни, читал с безмерной любовью ко Всемилостивому Спасителю нашему Иисусу Христу и к людям, так нуждающимся в Слове Божием.

Слава и благодарение Господу за все!

МИТРОПОЛИТ СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ И КРЫМСКИЙ

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВАИЙ

Празднуем мы ныне одно из самых великих событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Его торжественный вход в Иерусалим.

Надо, чтобы поняли все вы, каково значение этого праздника, чтобы поняли, каков смысл входа Господня в Иерусалим, ибо когда кто-нибудь впервые знакомится с Евангелием, то останавливается его мысль на главе, которая повествует о входе Господнем в Иерусалим, останавливается с удивлением, даже с недоумением, ибо читали они во многих других местах Евангелия, что Господь наш Иисус Христос всегда и неизменно отклонял от Себя всякие почести, всякое превозношение, ибо был Он кроток и смирен сердцем.

Он запрещал бесам, которых изгонял из одержимых ими, разглашать, что они знают, кто Он, что знают, что Он Сын Божий. Почти всегда исцеленным Им Он тоже запрещал разглашать о чуде.

Когда исповедал Его святой Петр как Христа, Сына Божия – Мессию, тогда сказал ему Христос: "Блажен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах". Апостолы знали, но апостолам тоже заповедано было не разглашать никому о том, что Он Христос, Мессия, Сын Божий.

Итак, все то, что было прежде, как бы стояло в некотором противоречии со входом Господним в Иерусалим. Никогда прежде не видели Господа иначе, как шествовавшим пешком; здесь впервые увидели Его сидящим на осле. Никогда не видели, чтобы Он не уклонялся от всяких почестей, а теперь Он принимал их.

Что же это значило? Почему теперь как бы изменился образ действий Господа Иисуса Христа? Почему никогда прежде за три с половиной года Своей проповеди Он не позволял никому разглашать, что Он Мессия, Спаситель мира? Почему и Сам никогда не говорил об этом?

Почему? Потому что не пришло еще время открыть это людям, потому что неблаговременно было Ему открыться как Мессии.

Что было бы, если бы Он поспешил открыть свое мессианское достоинство? Вы знаете, как люто враждовали первосвященники, книжники, фарисеи против Него. Неужели же тогда, в начале земной деятельности Спасителя, они могли бы потерпеть, что Он провозгласил Себя Мессией?

Нет, ни в коем случае! Это только усилило бы их ненависть и вражду против Него, привело бы к ранней, безвременной смерти от злой руки их. Тогда, до входа Господа в Иерусалим, еще не настало время объявлять Его Христом, Сыном Божиим, Мессией.

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): проповедь в первое воскресенье Великого поста – Неделю Торжества Православия.

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал Моисей и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: “Я видел тебя под смоковницею”; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

(Ин. 1,43-51).

В первое воскресенье , которое называется , святая Церковь торжествует утверждение и упрочение православной веры, победу над многочисленными еретиками, осужденными семью Вселенскими соборами.

Надо вам знать, что еще во времена апостольские появилось много лжеучителей, и число их все умножалось и умножалось с течением веков. Восстали еретики, искажавшие святую веру православную, вносившие в Символ веры свои нечестивые исправления, ложно учившие о Божестве Господа нашего Иисуса Христа.

Так было во времена древние; это было предсказано святыми апостолами, ибо вот что говорит святой апостол Петр во втором своем соборном послании:

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» (2 Пет. 2, 1-2) . Также и св. ап. Павел предупреждал христиан ефесских: « Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 29- 30) .

Уже тогда, в эти древние времена апостольские, начались разделения в Церкви Христовой; появились, по словам святых апостолов, лжепророки и лжеучители. И многие последовали за их нечестием, многие погибли смертью вечной.

А ведь Сам Господь наш Иисус Христос говорил и молился о том, чтобы Церковь Его святая была единой. Вы много раз слушали то евангельское чтение, в котором Господь говорит о Себе: « Аз есмь пастырь добрый, и знаю Моя и знают Мя Моя » Эту речь Свою Он закончил словами: « И будет едино стадо и един Пастырь» (Ин. 10,16) .

Он хотел, чтобы было единое стадо под Его единым пастырским руководством. Он молился и в Своей первосвященнической молитве Отцу Своему: « Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17,21) .

А где же теперь это ? Церковь терзают еретики и лжеучители. Церковь единая разделилась еще в древние времена, в 1054 г., на Церковь Западную, католическую, и Церковь Восточную, греческую, православную, к которой мы принадлежим.

Это разделение Церкви было вызвано больше всего гордостью и притязанием пап Римских на нераздельное господство в Церкви, которой они хотели управлять единолично. А святыми апостолами заповедано, чтобы не было единоначалия в Церкви, чтобы Церковь управлялась соборами, а не одним лицом, именующим себя наместником Христа на земле.

Мы не виновны в этом разделении Церкви, мы сделали все, чтобы предотвратить разделение ее, но Господь попустил быть этому.

В XV веке восстал новый расколоучитель, Лютер, который подверг дерзкой, своевольной критике все учение Церкви, католической и православной, и переделал его совершенно, так, как казалось ему нужным. И возникла новая, уже порвавшая преемственность с апостолами Церковь лютеранская.

А затем началось постоянное и безостановочное деление этой лютеранской Церкви на множество , на множество толков, ибо Лютер предоставил всем своим последователям полное право толковать Библию так, как они сами находили нужным.

И началось это толкование без руководства Богом поставленных пастырей Церкви, и толкование стало неизбежно кривотолкованием. Всякий понимал Библию так, как хотел, так, как подсказывал ему необразованный и слабый ум его. Стали возникать одна за другой секты, которых имеется огромное количество в Церкви протестантской.

Но, к великому горю нашему, и в нашу Церковь проникло влияние этих лютеранских ересей и сект. Нашлось в нашем народе немало таких, которые оставили свою веру отцов и пошли за протестантскими сектантами. Так возник штундизм, баптизм и многие другие секты. Так без конца идет дробление Церкви Христовой, так уходят из нее люди, не утвержденные в истине, люди дерзкие, люди гордые.

В секты уходят люди невежественные и учение свое создают, проникнутое самым тяжким пороком, самым тяжким грехом – сатанинским грехом гордости. Они смеют критиковать то, что установлено Вселенскими Соборами, что предписано святыми апостолами, то, чему учит Церковь православная. Они своим невежественным и дерзким умом подвергают уничтожающей критике всю Библию, весь Новый Завет и берут из Библии только то, что им нравится, что льстит их самолюбию, их гордости, их предвзятым мыслям.

Основатели русских сект почти все сплошь были людьми совершенно невежественными – это были крестьяне, ремесленники, дворники. И, не имея никакого образования, своим темным умом они сочиняли новые учения, подвергали критике все то, чему учит Церковь православная, совращали в свои секты многих и многих православных людей.

Гордость и глубокое невежество лежат в основе сектантства. Это надо всем твердо запомнить. Надо вам знать, что сектантство выродилось у нас в дикие, нелепые формы, возмутительные по своей глупости и по своему дерзкому отрицанию всего христианского учения. Есть немало сектантов, которые отвергают Божество Иисуса Христа.

К стыду русского народа, нашлись в нем люди, которые, забыв свою русскую родную старину, все вековые устои своей русской национальности, свою православную веру, стали исповедовать еврейскую веру, ибо есть целый ряд жидовствующих сект, которые соблюдают закон Моисея, чтут все иудейские праздники, обрезанию подвергают себя и детей своих и становятся из русских евреями. Вот до каких нелепых форм доходят некоторые сектанты!

Сейчас вы видели, как трудно было вывести из храма хлыстовку. Если бы вы знали, какие безобразия творятся на их радениях хлыстовских! Но они настолько постыдны и возмутительны, что я не хочу говорить о них в этом святом месте. То, что я говорю о невежестве и дерзости сектантов, говорю не от себя. Об этом говорил святой апостол Петр в своем втором Соборном послании.

Нелепо и невежественно извращают Священное Писание сектанты; они выхватывают из него отдельные тексты, которые им удобны, и отбрасывают все то, что в Св. Писании противоречит их толкованию. Св. апостол Павел в послании к римлянам сказал: « Как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10,15 ).

Нас, служителей Церкви, архиереев и священников, посылают на проповедь – священников посылают архиереи, а архиереи получили эту власть от апостолов. Они продолжатели святого дела апостольского, они являются наместниками апостолов. Нас посылает Бог на проповедь. А кто посылает сектантских проповедников? Они отвергают таинства, иные даже таинство крещения. Они отвергают и таинство священства. У них нет рукоположенных епископов и священников.

Сектанты выбирают тех, кто им нравится, и называют их пресвитерами. Они попрали слова Павловы. Сами себе присвоили право проповедовать, а Господь Иисус Христос Своим апостолам вручил право пасти стадо Свое. Ибо много раз вы слышали то евангельское чтение, в котором Он говорил апостолу Петру: «Паси овцы Моя, паси агнцы Моя» (Ин. 21,15) . Сам Господь повелел апостолам пасти стадо Свое, а апостолы повелели это нам.

А кто сектантам повелел пасти? Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам:

«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10,16) .

Сектанты отвергаются тех, которым апостолы доверили святое дело. Они не слушают нас, и, по слову Божию, они не нас отвергаются, а Самого Господа Иисуса Христа.

А кто отвергается Его Самого, тот отвергается Пославшего Его. Нет более тяжкого греха, чем расколы и разделение Церкви Христовой. Так говорили все великие святители, так говорил Иоанн Златоуст, Василий Великий, почти теми же словами, которыми сказал священномученик Киприан:

«Люди, не хранящие союза и преискреннего общения с Церковью, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью; неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже кровию».

Видите, какой ужасный грех раскол и сектантство, как страшно уклоняться от Церкви Христовой и идти за еретиками. Святые апостолы многократно предупреждали нас об этом.

В послании к римлянам апостол Павел говорит: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16, 17) .

Господь Иисус Христос сказал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7,15) .

Знайте, люди Божьи, что сектанты вкрадчивы, что они приходят под личиной любви и смирения. Они хитры чрезвычайно. Особенно хитры и особенно тонко льстят слуху вашему баптисты. Они прикидываются святыми, пленяют любовью, вниманием к вам, завлекают в сети, и в этих сетях вы погибаете.

Св. апостол Павел в послании к фессалоникийцам и галатам говорит:

«Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15) . «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Тал. 1, 9) .

Всех тех, кто состоит в сектах, кто соблазняет людей своими лжеучениями, апостол Павел предает анафеме. И, следуя словам его, св. Церковь в этот день анафематствует всех еретиков, всех не признающих Вселенских соборов и Священного Предания.

Помните и знайте, что если кто вас соблазнит в сектантство, то вы подлежите анафеме, вечному проклятию. Что может быть более страшным? Я не знаю. Я только могу вас умолять, как умолял св. ап. Павел, беречься этих хищников, беречься производящих расколы, никогда не ходить на их собрания – иначе будете отравлены ядом их.

Бойтесь как огня общения с еретиками, общения с сектантами. Держитесь той веры, которой научает нас Святая Церковь, – веры евангельской, веры Христовой, веры апостольской. И спасет вас Господь Иисус Христос. Аминь.

Вы прочитали статью . Читайте также.

Untitled document

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, Святая Церковь вспоминает и торжествует удивительного человека! Доктор медицинских наук, ученый, хирург, педагог и художник принявший священный сан в самые страшные годы большевитских гонений на Церковь. Сегодня память Святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье аптекаря. В детстве увлекся рисованием, но художником не стал, решив выбрать другую профессию. Окончив Киевский медицинский университет он стал врачем и свою практическую деятельность молодой хирург начал в 1904 году на Дальнем Востоке где Россия вступила в войну с Японией. Здесь он встретил свою жену Анну. Но в связи с научными изысканиями по своей специальности Войно-Ясенцкий вернулся в Москву, где совмещал научную деятельность с врачебной практикой.

Октябрьский переворот 1917 года семья будущего святителя встретили в Ташкенте, куда они переехали из за тяжелой болезни жены которая вскоре умерла. После смерти супруги Войно-Ясенецкий полностью ушел в работу, но при этом постоянно посещал церковь, выступал на богословских собраниях. Его речи оказывали большое впечатление на прихожан. Однажды епископ Ташкентский и Туркестанский Инокеннтий (Пустынский) сказал: «Доктор, вам надо быть священником!» и Валентин Феликсович, не раздумывая, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!».

В смутное время святитель не побоялся принять сан и служить Богу. Отец Валентин удачно совмещал священство с деятельностью ученого и хирурга. В 1923 году священник Валентин принял важное решение стать монахом. Постриг тайно совершил епископ Уфимский Андрей (князь Ухтомский), назвав святителя именем апостола, евангелиста и художника Луки. В том же году святитель стал архиереем. За свою веру святитель трижды арестовывался и был отправлен в ссылку. Но и там он лечил больных.

В 1934 году вышел в свет его научный труд «Очерки гнойной хирургии» ещё при жизни святителя выдержавшей три издания общим тиражом 60 000 экземпляров, актуальный и сегодня. За нее святитель Лука,профессор Войно-Ясенецкий получил Сталинскую премию первой степени. На издании перед именем автора стоял сан – епископ.

Несмотря на пытки и издевательства вовремя третьего ареста в 1937 году, епископ Лука сразу после начала войны по просьбе властей стал главным хирургом красноярского эвакуационного госпиталя. В 1942 году епископ Лука был возведен в сан архиепископа. Служение на Красноярской кафедре он совмещал с напряженной работой хирурга и научной деятельностью.

На крымскую землю архиепископ прибыл в 1946 году. Здесь его встретили различные проблемы: послевоенная разруха, закрытые храмы, отсутствие священников. Много сил приложил Владыко, чтобы навести порядок в епархии: препятствовал закрытию старых храмов, открывал новые, от священников требовал строгого соблюдения церковных правил, постоянно боролся с ересью сектантства. При этом святитель не оставлял медицинскую практику, консультируя и оперируя в Симферопольском военном госпитале. Владыка обладал бесценным даром: с поразительной точностью ставил диагнозы, а также мог предвидеть будущее. В своем доме (по улице Курчатова, 1) архиепископ бесплатно принимал больных, которые до сих пор с благодарностью вспоминают его. Авторитет Владыки был так высок, что больные во время богослужения пытались дотронуться до его облачения, веря, что одно лишь прикосновение поможет им побороть недуг.

Земная жизнь архиепископа Луки закончилась 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле российской просиявших. Он был погребен в Симферополе на кладбище у храма Всех Святых. И после смерти святой Лука продолжал помогать больным: молитва у его могилы, земля и вода, взятые с нее, приносили исцеление. 20 марта 1996 года мощи святителя были торжественно перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор, где они покоятся и поныне, совершая чудеса исцеления. В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к новомученикам и исповедникам.

Святый угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Свои подвигом святитель показал, что есть "несение креста Христова".

На долю святителя выпало то, что пережил любой русский православный архиерей первой половины XX века: поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки. Пройдя весь этот коммунистический ад, архиепископ Лука остался верен исповеданию Истины, и, где бы он ни был: в застенке, на кафедре, за операционным столом - он был носителем слова: Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего, Который на небесах (Мф. 5; 16) .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: