Богоугодное дело фронтовика. Kак богоугодное дело совершается не богоугодно

«Время собирать камни»

«Азбука паломника» называет нашу родную Псковскую землю Северной Палестиной - по сонму святых, прославленных Русской Православной Церковью, и количеству святынь. Сегодня молитвами и трудами священнослужителей и народа Божия строятся и возрождаются часовни и храмы в нашем великолукском крае, особенно пострадавшем в жестокие годы атеизма.

10 ноября 2016 года, в день святой великомученицы Параскевы Пятницы, великолучанки стали соучастницами святого, Богоугодного дела. Наконец-то сбылась многолетняя мечта жителей села Успенского Великолукского района и близлежащих деревень: на возрождающемся храме во имя Успения Пресвятой Богородицы в этот памятный день обретают зримые черты работы по воссозданию купола!

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать..., время разбрасывать камни и время собирать камни…» (Еккл. 3:1-8). Жители села Успенского называют 2016 год благодатным. Особенно радуются сельчане преклонного возраста. Кое-кто из них помнит древнюю Успенскую церковь, на протяжении 130 лет освящавшую и украшавшую село и окрестности, - любимое местопребывалище народа Божия, другие слышали о святыне по рассказам родных.

Славилась Успенская церковь чудотворной иконой

Об Успенском храме знали во всей Великолукской и Торопецкой округе. Славилась Успенская церковь местночтимой иконой Успения Пресвятой Богородицы. Спешил православный люд к почитаемой святыне. Пред чудотворной иконой Заступницы усердной и горючие слезы проливали, и обеты давали… - здесь пламенные молитвы, сердечные прошения и благодарения страждущих возносились до Небес! Люди чувствовали, зримо ощущали теплый, любвеобильный Покров Пресвятой Богородицы, осушающий слезы, спасающий от горя, несчастий, болезней…

Долгие годы бабушки рассказывали внукам о доброй православной традиции села: 28 августа, в престольный праздник Успения Божией Матери, чудотворную храмовую икону Успения, с любовью украшенную лучшими цветами, несли с благоговением Крестным ходом по селу, заносили во дворы и дома болящих и страждущих - и освящалось все вокруг: улочки-переулки, пути-дороги, дома, огороды, дворы, поля и лес!.. Радовалась природа! Ликовали Небо, Земля и боголюбивые сердца!..

И вдруг в одночасье все рухнуло… Многие искренне горевали, другие поняли не сразу:

Без Бога нация - толпа,

Отягощенная пороком:

Или слепа, или глуха,

Иль, что еще страшней, жестока (иеромонах Роман Матюшин).

Сегодня нам трудно представить, как некогда боголюбивый народ мог своими руками разрушить любимый храм. Горькая участь разорения не минула Успенскую церковь в начале 1930-х годов, когда произошло всеобщее затмение совести и разума, и люди, забывшие Бога, поднимали руки на святыни и друг на друга. Но не могло земное царство долго удержаться на безбожии и неправде…

Верующие жители села Успенского, о чем рассказывают документы Государственного Архива, еще в 1946 году обращались в исполком Великолукского облсовета с прошением об открытии не действовавшего храма, который можно было восстановить, но получили отказ.

Еще недавно не верилось, что к наступлению зимы над древней возрождающейся церковью села Успенского - самой глубинки России! - воссияет купол - красивый, солнечно-золотой! Деревянную основу купола изготовили в Крестовоздвиженском приходе деревни Лукино (мастер - Денис Вагнер). Облицовка специальным металлом «под золото» проводилась в помещении одного из цехов Великолукского опытного машиностроительного завода, ВОМЗ, (мастер-кровельщик - Олег Рябизов). Монтажников для установки и машину для доставки уже не в первый раз безвозмездно предоставил ВОМЗ (руководитель - Владимир Анатольевич Рахманов). Кран для установки благотворительно выделил ООО «Электромонтаж» (руководитель - Евгений Федорович Никитин)

Собравшийся по торжественному случаю народ издали увидел приближающиеся кран и грузовик с подъемником, в кузове которого сиял прекрасный купол! Водители рассказывали как машины, ехавшие по Смоленской дороге, давали «зеленую улицу» грузовику с необыкновенным, святым грузом.

У храма Успения Божией Матери в этот холодный день собрались самые верные. Их не испугали ни мороз, ни пронизывающий ледяной ветер. Волновались, переполнялись духовной радостью сердца - разве можно пропустить такой значимый, долгожданный, поистине исторический день для ставшего дорогим и любимым храма Успения Пресвятой Богородицы?!

Храм залечивает былые раны

С любовью и надежной взирает народ Божий на Успенскую церковь. Она пока еще не оштукатурена. В этом году древнему храму во имя иконы Успения Пресвятой Богородицы исполнилось 215 лет! Она построена в далеком 1801 году, по устному преданию, надворным советником Александром Семеновичем Карауловым - секунд-майором, участником Семилетней войны, - в самом центре села, на красивейшем месте, «как встарь повелось на великой Руси».

И каждый старинный кирпичик этого древнего храма, столько перевидевшего за два с лишним столетия, дороже золота для народа Божия! Сердцем чувствовали православные: осиротело село без церкви, потеряло лицо, не хватало главного, объединяющего, сплачивающего начала, стержня! За этот год благодаря бескорыстным труженикам-бессребникам и милосердным участливым жертвователям сделано так много во славу Божию! И если 2 года назад Успенский храм производил тягостное, горестное впечатление тяжело, смертельно израненного (так что смотреть на него невозможно было без слез), теперь он выглядит иначе - как возвращающийся к жизни, потихонечку выздоравливающий, залечивающий былые глубокие раны. Есть уже и окна, и прочная дверь, и крылечко… Мил и дорог сердцу славный Дом Пресвятой Богородицы! Радуют 3-ярусные леса возрождения!

Согревали молитва и труд

Ловко, быстро, умело провели всю подготовительную работу. …Крановщик начал плавно подъем стрелы. Настоятель иерей Василий (Полежаев) и священник Димитрий (Гильмияров) горячо молились, призывая милость и помощь Божию в добром деле…

Рядом с ними молился первый алтарник храма Николай Леонидович Столбов, уроженец деревни Краснополье, находящейся в 3-х километрах от Успенского. Инициативный, хозяйственный, смекалистый, настоящий русский человек, он искренне обрадовался возрождению храма в 2015 году под руководством иерея Василия (Полежаева), имеющего большой опыт по восстановлению храмов Божиих. Николай Леонидович не пропустил ни одного трудового субботника по четвергам, с радостью и удовольствием трудился во славу Божию, рядом с односельчанами и великолучанами, вдохновляемыми добрым примером батюшки отца Василия.

…Отец Димитрий (Гильмияров) окропил новый купол святой водой. Несмотря на ледяной ветер, батюшка был без головного убора, в одной красной (как на Светлое Христово воскресение!) фелони. Он кропил долго, с искренней любовью и горячей верою. Это передавалось окружающим, которые тоже усердно молились.

Отец Василий (в фелони голубого, небесного цвета - как в Богородичные праздники!) читал молитвы не устами, а сердцем! Все молились соборно и так дружно, что, несомненно, Господь и Матерь Божия слышали молитвы, возносимые «единым сердцем, едиными устами». С благодарностью смотрят жители села на батюшку Василия: рука Самого Господа направила его стопы на благодатный путь служения Богу, матери Церкви, народу Божию, путь тернистый и многотрудный. Благодать Святаго Духа неизменно укрепляет его с юности на ниве великого и ответственного дела - духовного просвещения…

Вместе со всеми молилась великолучанка Галина Клюкина (мама пятерых детей) с дочерью - 7-летней Марией и сыном - 9-летним Василием. Они активно участвовали в трудовых субботниках по уборке храма, расчистке прилегающей территории весь прошлый и нынешний год. И на Богослужения в воскресные и праздничные дни. Галина приезжает с семьей. Ее деточки регулярно исповедуются, причащаются Святых Христовых Тайн, любят храм Божий - «земное Небо», терпеливы, добры, уважительны. Глава семьи - Игорь - безвозмедно помогает в работах, где требуется профессиональный экскаваторщик и бульдозерист. И в этот раз он готовил площадку для крана.

На обезглавленном храме воссоздается купол

…Поплыл в небо золотой купол, бережно поднятый стрелой крана! Вдохновляемый батюшками народ Божий дружно, слаженно, умилительно запел Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» А купол плавно поднимался все выше и выше! Казалось, поет большой, хорошо спевшийся, руководимый опытным регентом хор - красиво, славно, очень просительно! Господь и Матерь Божия взирали с Небес на радостное событие, происходящее в сельце Успенском.

Монтажники и крановщик, под руководством Петра Петровича Шарикова в этот день не просто высоко профессионально работали, а несли служение Господу, соучаствуя в Богоугодном деле возрождения поруганной нашими же помраченными умом земляками в 30-е годы… И вот купол красиво и легко встал на положенное место! Обезглавленная церковь, стала оживать (окончательно же оживет тогда, когда будет установлен Крест)! Теперь он виден издали отовсюду, умиляя и радуя сердца и взоры!

Как же преобразилось в эту минуту все вокруг! Соборность молитвы, духовный подъем, торжество события согревали и радовали! Теперь храм предстал в свое великолепной красе, обретя златую главу, прославляя Господа и Его Пречистую Матерь! И снег засверкал, заискрился; деревья, кусты, дома вокруг - все преобразилось и похорошело! А какими прекрасными были неустанно молившиеся люди - в каждой стал виден Образ Божий! Лица добросердечные, счастливые!

Впереди предстоит большая работа. К сожалению, у Успенской церкви нет состоятельных жертвователей-доброхотов. Все серьезные работы осуществляются на малые лепты: народ Божий, участвуя в Богоугодном деле, с удовольствием покупает «Именные кирпичики» и «Именные листы купола» в молитвенную память - о здравии и упокоении своих родных и близких. Пока еще нет средств, чтобы соорудить кровлю на основном большом своде-куполе, а на воссозданном ныне малом куполе установить и позолотить Крест, наладить отопление и выложить плиткой пол. Но с апреля 2016 года в Успенской церкви служится Божественная Литургия, «драгоценнее которой нет ничего на земле!» А каждый православный храм, в котором служится Литургия, - «это лестница, связывающая Небо и Землю, пуповина, питающая Землю благодатью Святаго Духа…»

Настоятель иерей Василий благословил трудившихся и молившихся людей, пожелал им успехов в труде во славу Божию. А люди искренне благодарили батюшек - отца Василия и отца Димитрия - за преумножаемые ими дары Божии - молитвы, вдохновляющего Слова и труда наравне со всеми, любви и терпения, за добрые примеры нравственности в личной жизни и несении своего Креста, за неустанную работу по возрождению Успенской церкви.

Духовная радость

Иерей Димитрий Гильмияров после окончания Свято-Тихоновского Богословского института по благословению владыки Сергия.полгода служит вторым священником в церкви Успения Пресвятой Богородицы

С сияющим лицом батюшка поделился с нами духовной радостью: «Восстает из небытия Успенский храм - это чудо и милость Божия! Вижу, что наши прихожане это осознают, чувствуют - глаза их светятся!

А ныне оживает, восстает из руин! Народ Божий сам захотел возродить родную Успенскую церковь: она стала нужна людям! Радуют пробуждающиеся в сердцах ростки веры, надежды, любви. Люди без чьих-то просьб, приказов пришли по своей доброй воле, горячему желанию, убрали мусор, кирпич, развалины, расчистили все вокруг. Трудились как для Самого Господа, делая на совесть и тяжелую и грязную работу. За два поколения поработали во славу Божию, во славу Пресвятой Богородицы.

Самое главное - восстановить храм Божий в своей душе - и Дух Святой Сам будет действовать в человеке, вдохновляя его идти путем Христовым, устремлять мысли и дела к Богу. Смотришь, приходит человек в храм помолиться, потрудиться - и жизнь его с Божией помощью изменяется к лучшему, происходит воцерковление. Церковь - самый короткий и верный путь к Богу!

Наверное, Господу угоден такой путь возрождения нашего прихода, не быстрый, но зато объединяющий народ в дружную церковную общину. И ширится круг доброхотов, верных, надежных и преданных. Общее, очень важное, святое дело сплотило жителей села Успенского и многих великолучан.

Сегодня для нас - счастливый, торжественный день! На нашем храме появился купол. Народ с любовью называет его «маковкой», «луковкой». Как преобразился наш храм! Слава Богу за все!»

Церковь нуждается в нашей помощи

Дорогие земляки! Впереди масштабные работы по строительству кровли над большим сводом-куполом и сооружение надкупольного креста. Когда эти работы будут выполнены, чин освящение креста перед водружением на верх храма возглавит наш владыка, епископ Великолукский и Невельский Сергий. Просим вас принять посильное участие в сборе средств на продолжение возрождения церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенском Великолукского района. Пожалуйста, привлекайте своих родных, друзей, коллег к участию в этом святом деле. Церковь Успения Матери Божией строится на крепком, прочном фундаменте любви и веры. Постараемся и мы помочь батюшкам - всем миром, как испокон веков повелось на Руси! Внесем свою лепту в возрождение Успенского храма.

Бог даст, наступит светлый и радостный день, когда над вознесшимся к небу куполом воссияет Крест, в колокольный звон наполнит сердца верных благодатью. Ведь каждого из нас Господь посылает в мир для того, чтобы мы явили людям необходимость постоянного бодрствования и борьбы с грехом, чтобы мы будили уснувшие сердца словом Божиим, предполагая в каждом человеке будущего святого. Спасение осуществляется уже сегодня, здесь, как сказано у Пророка: «Се время благоприятное, се ныне день спасения».

Бескорыстные добрые дела во Славу Божию, участие в возрождении святынь родного края даруют силу, крепость духовную, многая лета в добром здравии и спасительное «чувство постоянного хождения перед Богом».

Мир не без добрых людей - на них всегда стояла и поныне стоит Русская земля. Сегодня у нас есть замечательная, редкостная возможность поучаствовать в Богоугодном деле, оставить добрую память на земле. А дело это очень важное для духовно-нравственного возрождения нашей малой Родины, нашего Отечества. На Божественных Литургиях в Успенской церкви села Успенского и Крестовоздвиженской церкви села Лукино возносятся молитвы о здравии, спасении, помощи в добрых делах благоустроителей и жертвователей святого храма сего.

Мы верим, что только соборно, общими усилиями мирян, прихожан, наших земляков можно воссоздать из небытия святой Успенский храм Пресвятой Богородицы. Прихожане горячо молятся об этом. Святое дело возрождения - социально, общественно значимое!

Будет в селе Успенском церковь - возродится жизнь духовная. Сохранится село. Храм Божий - надежда сельчан. Сюда будут возвращаться коренные жители, как это происходит уже сейчас: «где родился, там и пригодился». А значит, новые поколения не вырастут Иванами, «не помнящими родства», будут возрастать «родителям на радость, Церкви и Отечеству на пользу», учиться вере и любви к Господу и людям, милосердию и сердечной отзывчивости.

К сожалению, жители села Успенского не могут своими силами, без помощи участливых земляков возродить церковь на свои мизерные зарплаты и пенсии. Низкий поклон всем, кто помогает в возрождении святого храма. Это скромные православные люди, которые не хотят, чтобы их фамилии были в газете. Их имена известны Господу и Пресвятой Богородице.

Ольга Конеева

В конце весны 2015-го я прилетел в Киев, чтобы ехать дальше работать на восток Украины, но задержался на несколько дней, потому что долго и безуспешно пытался получить аудиенцию у митрополита Онуфрия .

Глава Украинской православной церкви (Московского патриархата) на контакт никак не шел. С представителями других церквей договориться оказалось легче. С военным капелланом греко-католической церкви мы встретились через четверть часа после моей просьбы об интервью. Сидели в кафе “Лось”, пили кофе и беседовали. С тех пор я сталкиваюсь с этим священником каждый раз, когда приезжаю в Киев, хотя мы ни разу специально о встрече не договаривались. С митрополитом Киевского патриархата получилось не очень красиво: я срочно уезжал, постоянно переносил встречу, и в итоге он набрал меня сам, когда я уже был в Краматорске. Позвонил, чтобы объяснить, какова позиция его патриархата в военном конфликте в Донбассе. Пресс-служба Московского патриархата в Киево-Печерской лавре все это время была недоступна. В итоге я поехал ловить митрополита самостоятельно.

В этот день после вечерней службы Онуфрий выходит из храма, благословляет толпящихся, которые заранее занимают места поближе к руке владыки. Люди целуют невесомую руку митрополита, он улыбается, как будто смущенно, и, проталкиваясь сквозь толпу обожателей в сопровождении здоровенных мужиков из охраны, садится в автомобиль. Длится все минут пять, не больше. Я занял позицию поудобнее заранее, подождал, пока митрополит выйдет из храма, над которым разносился вечерний перезвон, выстоял под напором первой волны обожателей и, когда лучезарный Онуфрий подошел ближе, руку не поцеловал, а заранее подготовленной скороговоркой представился и попросил пятнадцать минут после службы или когда будет удобно. Митрополит, кажется, удивился, отвечать не стал и так с вытянутой для поцелуя рукой и пошел к автомобилю.

“Куда прешь-то!” – хрестоматийно оскалился на меня один из мужиков митрополита. Стало понятно, что аудиенция закончена. “Это для смирения. Значит, недостоин еще с владыкой встретиться” , – утешала меня Наталья. Невысокая женщина в темном платке, ничем не примечательная, она прислуживает в Лавре и знает там все ходы и выходы. Это она посоветовала мне ловить митрополита после вечерней. Я, раздосадованный, ответил ей что-то резкое, Наталья молча укоризненно смотрела на меня. Потом предложила прогуляться к соседним храмам. “Может, вразумит тебя Господь” , – прошептала она тихо, но я услышал.

“У нас церковь за мир , – рассказывала Наталья, пока мы шли по лавре. – Вот, например, наши батюшки не благословляют на братоубийство”. “Как это? – спрашиваю. – В армию не благословляют идти, что ли?” (в это время началась очередная компания призыва). “Да! – запальчиво ответили Наталья, но тут же осеклась. – Ну, то есть раньше так было” . Мы некоторое время шли молча. “А вот на защиту веры христианской благословляют батюшки. У нас многие прихожане в самом начале пошли веру и христиан защищать” .
“В ополчение, что ли? На ту сторону?” – уточнил я. Наталья кивнула и рассказала историю: “Вот наш прихожанин был, врач. Он пришел к батюшке в самом начале и говорит: “Не могу больше это терпеть, поеду”. Батюшка его благословил. И он поехал в Донецк защищать веру православную. Через месяц звонит жене и говорит: “Прощаемся, “Правый сектор” идет, всех нас убьют”. А потом взрыв слышно и связи нет. Погиб он там за веру”. “А зачем же он туда поехал, если там еще “Правого сектора” не было?” – спросил я.
Наталья нахмурилась и досадливо посмотрела на меня. Видно, что я ее раздражал, но христианское смирение заставило ответить: “Да чтобы защитить, когда придут” . И мы снова шли молча.

Не начинай прежде никакого дела, самого малого и ничтожного, пока не призовешь Бога, чтобы Он помог тебе. Рече бо Господь: "без Мене не можете творити ничесоже", т.е. ниже сказать, ниже помыслить.

Другими словами: без Меня не имеете права делать никакого доброго дела!

Поэтому надлежит призывать благодатную помощь Божию либо словами, либо мысленно: Господи, благослови! Господи, помоги! Без помощи Божией мы не можем ничего сделать полезного и спасительного; а если делаем что-либо без испрашивания благодатной помощи у Бога на свое дело, то этим только обнаруживаем свою духовную гордость и противимся Богу. Призыванием имени Божия мы получаем благословение от Господа, Который скажет в день он: "приидите благословеннии Отца Моего и наследуйте Царство уготованное вам от сложения мира". А те, кто не будет иметь на себе печати благословения Божия, - тем скажет: "отойдите от Меня, Я вас не знаю"...

Вот как важно для нас призывание имени Божия и получение благословения от Него на все дела и начинания наши, (и в особенности пред чтением Св. Писания, а наипаче пред молитвою!).

Итак, при всяком малейшем деле и начинании дела: идем ли по ровному месту, или по негладкой дороге (под этим разумеются разного рода наши дела и занятия во всех видах и родах) - всегда взывай ко Господу о помощи, иначе не будет благополучия, не только при обычных житейские занятиях, но даже и при святом деле, но конец его будет печальный и даже греховный, по словам св. Иоанна Златоуста.

Наше забвение Бога не дает нам возможности вспомнить Бога и призывать Его благодатную помощь нашей немощи не только при важных и спасительных делах, но и при самом малейшем деле и слове и мысли.

Какое грозное определение ждет нас, забывающих Бога!.. Но помнящих и призывающих имя Божие Господь утешает чрез пророка Иеремию, говоря: "памятию воспомяну тех, кто воспоминает Мое имя"! Память о Боге означает молитвенное призывание, а не простое воспоминание имени Иисусова.

Нашему нерадению и забвению способствуют бесы, они всюду населены: обитают на земле, и в воздухе, и в поднебесной, и в преисподней, и следят за каждым человеком, как бы совратить его с истинного пути.

Из-за нашего забвения о Боге бесы бывают близки к нам, как воздух, окружающий нас; они касаются нашего тела и даже мыслей по попущению Божию; но верою в крестную силу Христову и крестным знамением мы можем угасить все стрелы лукавого.

Как обращать наши дела во славу Божию

Святой апостол Павел сказал: непрестанно молитесь, и вся во славу Божию творите, сие бо угодно и приятно пред Спасителем нашим Богом. Непрестанно молиться, - это не значит стать пред святыми иконами и молиться целый день, хотя и надо молиться в определенное время. Можно и должно молиться за всяким делом, как говорит святитель Иоанн Златоуст: "можно молиться и сидя за прялкой и ум возводить к Богу разумов, взирающему на ум и сердце наше". Итак, занимаясь делом житейским (без чего нельзя обойтись никому), можно и должно молиться, и от видимого, ощущаемого нам предметного мира переносить свою мысль на невидимое имя Божие.

Например: взирая на огнь, либо в плите, либо в примусе, или в лампе, или где-либо, скажи себе мысленно: Господи, избави мя от вечнаго огня! И тем самым смиришь свой помысл и незаметно явится вздох в твоей груди и этим привлечешь себе благодать Святого Духа, который в момент вздоха в душе твоей неприметным образом созидает твое спасение.

Ибо и Священное Писание говорит: "егда вздохнеши, тогда спасешися". И еще: "Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается", т.е. чистотою сердечною, а чистота эта - от чистоты мысленной.

Вот как важно для нас следить вниманием за мыслями и воображением, от сего бо исходище живота и смерти! т.е. либо жизнь вечная, либо мука вечная!..

Переходить от видимого предмета на невидимое имя Божие надо при всех без исключения случаях и занятиях наших: стираешь ли белье, или что иное, или чистишь какой либо предмет - скажи себе (мысленно): Господи, очисти скверну души моея! Также начинаешь пить, или есть, после обычной молитвы, - помысли о том, как Господь Бог наш желчь и оцет вкусил нашего рада спасения, а нам вся благая предлагает! Таким образом смиришь свой гордый помысл и воздохнешь и возблагодаришь Господа, за нас пострадавшего!

Ложась спать, скажи себе мысленно: Господь и Бог наш не имел где и главы подклонити, а нам всякое удобство даровал.

Пробудившись, перекрестись, а когда встанешь от сна, скажи себе: Слава Тебе, показавшему нам свет!

Начинаешь обуваться, говори мысленно: Господи благослови, Господа помоги!

Когда одеваешься, скажи себе (мысленно): Господи, просвети одеяние души моея и спаси мя!

Когда же начинаешь умываться, непременно перекрестись для отгнания вражеского действа, чрез водное естество приходящее.

Начиная причесываться, вспомни, как римские воины терзали Спасителя нашего за пречистыя власы Его, когда вели Его на распятие, и тогда скажи: "Слава Страстем Твоим, Господи!"

Увидишь ли прекрасный предмет, достойный Творца и Промыслителя нашего о Своей твари - прославь Создателя всех!

Пред выходом из комнаты своей читай мысленно: Достойно есть... до конца, а также, когда придешь обратно, читай эту же молитву.

Когда при выходе из комнаты (или келии) берешься за ручку двери, читай мысленно молитву: Милосердия двери... до конца.

Итак, всегда при всяком видимом предмете переходи (мысленно) на невидимое имя Божие.

Здесь лишь приведены примеры, кто же с усердием возмется исполнять это, того благодать Святого Духа научит, как надлежит относиться ко всякому (без исключения) предмету и творить все во славу Божию, с соответствующими мыслями и чувствами, т.е. движениями души: либо прославительными, либо благодарными, либо покаянными, или самоуничижительными; подобного рода движения души - уже молитва, как сказал святитель Василий Великий.

Так действуя, человек будет находиться в состоянии непрестанной молитвы, согласно слову святого апостола Павла, и, следовательно, в единении с Богом, Который сказал: "Кто не со Мною, тот против Меня".

Поэтому всегда, во всех без исключения делах и начинаниях - приучи себя к памяти о Боге; а чтобы приучиться, надо просить благодатной помощи у Господа и благословения для укрепления нашей воли, чтобы переходить мысленно от видимого предмета на невидимое имя Божие, низводящее на нас благодатную помощь в деле спасения души и на все дела и начинания наши.

Так действуя, будешь все творить во славу Божию по научению святого апостола, и в то же время будешь иметь богоугодную и спасительную молитву, на которую, так сказать, наталкивает нас всякий предмет, пред нашими глазами сущий.

А когда нападает на нас уныние или ожесточение сердца, недопускающее до молитвы, тогда, чтобы прогнать такое бесовское искушение, надо сказать себе: Господи, нет у меня ни умиления, ни усердия, ни сокрушения, чтобы молиться Тебе достодолжно!".

После такого сердечного сокрушения Бог даст богоугодную и спасительную молитву, так как сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, т.е. не оставит без помощи.

При такой заботливости нашей о славе Божией и при создании немощи естества нашего вселится в тебя благодатная сила Божия и ты будешь в числе тех, о коих сказал Апостол Христов: "чадца, болезную о вас, дондеже вселится в вас Христос"!

Царство Божие не отверзается для того, в кого еще здесь, на земле, не вселится (по вере его) Христос; а где Христос, там свет незаходимый и нет тьмы; и будет у тебя на душе мир и радость ради пребывания в сердце твоем благодати Духа Святого как залог спасения нашего и вечной радости, иже на небесах.

Схиархимандрит Кирик «Царский путь ко спасению»

Я уже писал о том, что родители моей матери были крайне бедной семьей. Отец работал на какой-то очень маленькой должности в церкви. В доме было три дочери. Так вот с момента их рождения начинался сбор средств на их приданое. Зарплата была малая, но стабильная.
Дед в определенное время садился и рассчитывал что нужно, чтобы перезимовать. Дрова, керосин, подсолнечное масло, еще что-то. В конечном итоге получал какую то цифру.
Затем считал расходы на приданное. Тоже получал какую-то цифру.
Сминусовав эти цифры с суммы дохода, он получал цифру, которую можно расходовать на еду и все остальное.
Эту цифру он делил на количество дней в году. Таким образом он получал лимит на каждый день. Расходы на субботу рассчитывались отдельно. Случалось, что бабушке на субботние расходы не хватало 20 копеек.
Она просила, плакала, рыдала, но он, уткнувшись в Библию, оставался глух и нем.
За тот период, который был доступен для моего обозрения, он ни разу не нарушил графика, который играл роль конституции в семье.
Став взрослым и главой семьи, я считал, что единственная идеология, которой следует руководствоваться, эта та, которую создал мой дед.
Но моя мать этой идеологией не руководствовалась. Кончились деньги, заскочила к соседке перехватила десятку и т.д.
С большим трудом я показал ей, что эта система непременно приводит к тому, что в один из месяцев вся получка уйдет на покрытие долгов, а на все остальное не останется ни рубля.
Этой истории почти семьдесят лет, но я ее хорошо помню, Я даже убежден, что мама навсегда осталась на своей позиции.
Ее позиция имеет свою предысторию. Мама очень хорошо училась в школе. А в той же школе, училась дочка, по тогдашним меркам, местного богатея. Но она ничего не понимала, в особенности в математике.
Так вот родители договорились, что моя мать будет ее подтягивать за определенную плату. Такая система продлилась несколько лет. Должен сказать, что через какое–то время сами учителя рекомендовали отстающим ученикам обращаться по спасительному адресу.
Это положение привело и определенному изменению статуса. Вначале она должно была ходить к отстающим, что было для нее очень трудно. Снег, ветер, дождь, слякоть, но в установленное время надо быть на месте.
Особенно донимала обувь. Хорошей не было, а та, что приходилось носить, обеспечивала всегда мокрые ноги.
Отец с самого начала сказал дочери: «Деньги, которые ты заработаешь - твои, я на них не претендую, но ты переходишь на самообслуживание. Дом гарантирует тебе кров, пищу возможность работать. А на деньги, которые заработаешь, покупай себе сама, все, что необходимо»
Вначале мать была крайне расстроена. Получалось, как будто ее выставляют из родного дома.
Но через некоторое время она поняла, что ее положение намного лучше, чем у остальных девочек. Она получила такую самостоятельность, которая другим и не снилась.
Эта самостоятельность выработала у нее такой подход, что чужим мнением она не слишком интересовалась, что не лучшим образом отразилось на судьбе ее собственной семьи, когда она была создана.
Однажды, когда она была у богатея, он готовился к поездке в Одессу. Она всю жизнь не могла понять, как у нее хватило смелости обратиться к хозяину дома с просьбой.
«Купите мне сапоги, а то я часто простуживаюсь.
Я хотела купить у нас в магазине, но мне сказали, что они плохие.
Продавец привозит плохой товар, чтобы больше на нем заработать.
Я уже собрала какую-то сумму, а что не хватит, будете удерживать из моей зарплаты»
Кстати учеба с первой ученицей продвигалась весьма успешно. Накануне приезда отца, она получила первую в своей жизни пятерку. Когда отец приехал все бросились к нему, чтобы поскорее доставить ему приятное. Выслушав всех, он молча открыл свой чемодан, и вдруг… О чудо! Он достал из чемодана сапоги. Они были кожаные, черные и по голенищу две продольные синие полосы, как у нынешней обуви. Он предложил маме их померить. Все оказалось точь в точь. Мама не смогла сдержать радости и расплакалась, целуя этих красавцев.
Неожиданно богатей заговорил: «Девочка, мне не нужны твои копейки которые тебе придется сбирать не меньше двух лет. Ты принесла в наш дом радость, которой у нас уже давно не было. Я дарю тебе эти сапоги. Может в старости, когда нибудь, когда будешь вспоминать прошлое, вспомнишь и эти сапоги»
Господи! Прости меня, что вместо мамы это делаю я. Но если бы она не помнила и не чувствовала благодарности, то и мне бы не рассказала.
Светлая память. Она прожила 101 год.
И уже четверть века ее нет. Наиболее вероятно, то о чем я сейчас пишу, уже никто не помнит. Но мне всегда хотелось, чтобы добро оставалось в памяти.
Мне хочется рассказать еще один эпизод, связанный с мамой.
В самом начале своей педагогической деятельности, в потемках, она возвращалась домой. Вдруг она увидела, что около столба, на котором висела лампочка, какой то человек, почти на четвереньках что-то ищет. Кода она подошла поближе, он сказал ей, что уронил кольцо и не может его найти.
Погоревал немного, сказал девочке, что завтра рано утром придёт снова и ушел.
Девочка осталась и стала обходить вокруг столба, постепенно расширяя радиусы кругов. Короче говоря, она нашла кольцо, и немного подумав и представив себе убитое лицо потерявшего, она решила сразу отнести ему кольцо. Мне трудно описать ту радость, которая воцарилась в доме.
Маму все благодарили, а потом хозяин подарил ей какую-то монету.
Когда она пришла домой и все рассказала, отец ее страшно расстроился и начал объяснять, чти в мире бывают богоугодные дела. Они очень важны для тех, кто в них участвует.
Сегодня ты нашла кольцо. Оно очень важно для потерявшего. Вернув его, ты совершила богоугодное дело.
Но богоугодные дела не продаются, это грех. Дав тебе монету, он выкупил твое богоугодное дело.
Одевайся, мы сейчас вернемся к нему, и ты возвратишь монету, объяснив ему, что богоугодные дела не продаются.
Так и сделали.
Прошло лет двадцать. Мама выходила замуж.
Пришел один очень старый человек. Он отозвал маму в сторону и спросил, узнает ли она его? Мама немного затруднилась и он ей напомнил: «Когда то ты вернула мне потерянное кольцо, и научила, что богоугодные дела не продаются. Года 2 назад умерла моя жена и поручила подарить это кольцо самой достойной женщине, которую найду. Я решил, что ты достойна и дарю тебе это кольцо»
Объятия, слезы, воспоминания, заполнили всю свадьбу.
В свое время, мы воспринимали эти истории, как стариковские байки. Прошли годы и мы убедились, что это не байки, а реальные истории.
А пишу я об этом потому, что хочу, чтобы мои внуки, да и другие дети, еще раз поняли, что добро не теряется, даже если очень сильно постареет.
И пусть силы небесные всегда благословляют нас на добр

Иногда само дело может быть богоугодным, но совершается небрежно, и потому терпит крах. Слишком много в нем самодеятельности и невнимательности к изначальным требованиям Слова Божьего.
Это напоминает пышную церемонию переноса ковчега Божьего из дома Аминадава в город Давидов. Помните эту прекрасную затею с ужасным концом?

«И собрал снова Давид всех отборных [людей] из Израиля, тридцать тысяч. И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним, из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах. И поставили ковчег Божий на новую колесницу, и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу. И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом. А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: «поражение Озы». И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню? И не захотел Давид везти ковчег Господень к себе, в город Давидов, а обратил его в дом Аведдара Гефянина» (2Цар.6:1-10).

Это яркий пример того, как богоугодное дело совершается не богоугодно, когда творческие инициативы отдельных людей противоречат тому, что определил Творец. С самого начала церемонии все идет наперекосяк, но никто не находит в себе мужества об этом сказать открыто. Никто не желает нарушать праздничной атмосферы и выглядеть выскочкой на фоне «отборных людей», указывая на их ошибки. Я предполагаю, что по мере того как вся эта процессия двигались в направлении Иерусалима, ковчег шатало из стороны в сторону не один раз, и мысль о том, что его надобно носить, «как заповедал Моисей по слову Господа, на плечах, на шестах» (1Пар.15:15), уже посетила не одну голову, и, возможно, не раз тихонько обсуждалась. Но, как часто бывает, мы изворачиваемся на виду у толпы, сами себя убеждая, авось в этот раз обойдется. Как-то дотянем. Держа осанку, мы продолжаем шествие, которое стоило бы остановить.
Кто-то спросит: «Неужели лучше допустить, чтобы ковчег упал на землю и разбился на виду у всех, чем поддержать его, пусть и незаконно?» Я бы сказал, что лучше изначально делать все в точности как предписано. А допускает Бог, чтобы подобные казусы имели место для того, чтобы мы не привыкали к тому, что нелегитимно, оправдываясь отсутствием других вариантов на данный момент. Это для того, чтобы все, что с самого начала было не в соответствии со Словом, могло с позором разбиться на полпути к цели. Не удалось Давиду скрыть своей оплошности. Озу похоронили и все тихо разошлись по домам.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: