Большой рождественский вертеп. Что такое вертеп? Вертеп - пещера, где родился Иисус Христос

Обзор по первоисточникам о рождественском вертепе (яслях). Его истории и происхождении, а также гонениях и запретах на рождественский вертеп.

На иллюстрации с сайта Британской вещательной корпорации Би-би-си: Современный вариант рождественского вертепа в Италии.

На иллюстрации с сайта Британской вещательной корпорации Би-би-си:

Современный вариант рождественского вертепа в Италии.

Здесь на Рождество 2010 года в Неаполе выставили вертеп, где наряду с Иисусом, Девой Марией, Иосифом (в глубине снимка) и традиционными волхвами (на среднем плане), имеются фигурки премьер-министра Берлускони и девушки легкого поведения и др. персонажей.

Фигурки премьера и девушки легкого поведения символизируют обвинение Берлускони в неразборчивости связей.

Одним из символов Рождества в ряде стран являются рождественские вертепы, или иначе говоря, рождественские ясли. Также их называют «вифлеемами», а в Италии они известны как «Presepe» («Презепе», т.е. «кроватка», ясли).

По-английски вертепы называются «Nativity scene» (буквально «Рождественская сцена») , по-немецки «Weihnachtskrippen», или «Christschau» («Рождественские ясли», второе слово в значении «место, где показывают Христа»), польское название яслей «Szopka», от нем. Schoppen — хлев или сарай.

Русское слово «вертеп», по мнению исследователей, происходит от старославянского термина «вьрт», который первоначально означал «ущелье», «овраг» а уже потом термин «вертеп» стал означать «пещеру», «потаенное, укромное место» .

Со значением «укромное место» связан негативный смысл слова вертеп — вертеп как «прибежище разбойников, где творятся непотребные вещи ».

Так выглядит площадь Святого Петра в Ватикане каждое Рождество в последние десятилетия - елка и рождественские ясли, или вертеп.

На двух верхних малых иллюстрациях с ленты новостей информационной службы Ватиканского Радио - упомянутая площадь в Рождество 2009 года, справа - фигурки вертепа, как они выглядели в том же году (отметим, что фигурки вертепа в Ватикане без современных персонажей, только фигурки Иисуса, Девы Марии, Иосифа, волхвов и пастушка и с животными).

Но вернемся к вертепу, как символу праздника Рождества. Начнем с заметки русского вещания Ватиканского радио (передача от 14/12/2006), посвященной вертепу:

«Монсеньор Раффаэлло Мартинелли, представитель Конгрегации вероучения:

«Слово « Презепе происходит от латинского prae — перед и saepes — закрытая ограда, что переводится в народном языке как кормушка или ясли » .

Евангелист Лука ясно о них упоминает: Мария « родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице » . Тот же Лука говорит и о возвещении Ангела пастухам; в то время как Матфей упоминает о Волхвах, пришедших с Востока, следуя Звезде, чтобы поклониться Младенцу.

Мы также знаем, что некоторые элементы, вошедшие в рождественские ясли, например, вол и осленок, непременные символы каждых яслей возле Младенца, которого согревает их дыхание, — пришли из т.н. апокрифических Евангелий (то есть, не признанных Церковью), однако, не следует забывать, что Исайя (родившийся в 765 году до н.э.) упоминал об этих животных в своем древнем пророчестве: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего».

Возникновение же обычая воспроизводить сцену Рождения нашего Господа, которое некоторые относят уже ко II столетию, традиционно связывают со святым Франциском Ассизским : в 1223 году он реализовал в Греччио первый рождественский вертеп — живое представление Рождества», передавало русское вещание Ватиканского Радио от 14/12/2006.

Мы еще вернемся чуть ниже к цитированию этой программы из Ватикана. А пока о том, почему именно Греччио (или в другом написании, принятом в русском, Греччо) стало местом, где появился первый рождественский вертеп .

Вот как описывает местоположение Греччо официальный путеводитель региона Лацио, изданный около 2008 года, в том числе на русском языке:

«Греччо — Святилище Св. Франциска. В западной части Валле (долины) Реатина, в 17 км. от (города) Риети, посреди лесного массива, покрывающего Реатинские горы и обращенного в сторону долины, находится Святилище Греччо . Оно известно в мире как францисканский Вифлеем, поскольку зимой 1223 года, в канун Рождества, Святой Ф ранциск решил напомнить о рождении Божественного Младенца, и тогда в ночь Рождества впервые в истории появился Вертеп в виде реалистической сцены с волом и осликом вокруг яслей, где священник совершил богослужение ».

Греччо находится на самой окраине итальянского региона Лацио (окружающего Рим), неподалеку от города Риети (центра одноименной провинции, входящей в Лацио), на границе с регионом Умбрия. Именно окраинный статус Греччо был одной из причин того, почему Святой Франциск решил соорудить здесь рождественский вертеп .

Вот как излагает эту давнюю историю русское вещание «Международного Испанского радио-REE» в своей рождественской программе 2010 года (Расшифровка аудио в текст сайт):

О ватиканском рождестве и .

«Все началось в XIII веке, когда Франциск Ассизский, один из почитаемых в Италии святых, соорудил вертеп в пещере, расположенной неподалеку от небольшого итальянского селения Греччио.

Если верить легенде, праздничным утром 1223 года Франциск размышлял о скитаниях Святой Марии и Иосифа. И его осенило: неграмотным верующим нужно наглядно представить сцену рождения Спасителя. Стараясь воссоздать библейский рассказ, он нашел небольшой грот, установил ясли, устлал их соломой, привел туда ослика и быка, соорудил куклу, изображающую маленького Иисуса Христа. И отслужил в этих декорациях рождественскую мессу.

Театрализованная служба очень понравилась простому люду. К вертепу, по-испански «вилену», («Вилен» — «Belén» от названия города Вифлеем. Прим. сайт) потянулись толпы народа. И когда тесная пещера уже не могла вместить всех желающих, монахи-францисканцы и простые верующие стали строить вертепы в других местах. Так и родилась традиция».

В другой передаче русского вещания Ватиканского радио (русское вещание, дек. 2009 г.) францисканский монах отец Франческо Росси, который 20 лет жил в Греччо, принимая паломников, говорил об истории и глубоком значении (по словам ватиканского вещателя) Рождественских яслей, которое Святой из Ассизи хотел сообщить христианам своей эпохи:

«В 1220 году, рассказал отец Росси, «Франциску удалось осуществить свое желание: посетить места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Он побывал в Вифлееме, где долго молился на том месте, где родился Спаситель. Вернувшись в Италию, он не прекращал думать о своей поездке. Прежде всего его пленило рождение Иисусово. Бог соделался человеком, слабым, хрупким, бедным ребенком. Размышляя об этом, Франциск не мог не плакать. На Рождество 1223 года он решил устроить «живое представление» рождения Иисуса. Франциск был убежден, что лицезрев это собственными очами, он сможет лучше и глубже понять эту тайну».

Далее отец Росси рассказал о том, почему Франциск избрал Греччио, а не Ассизи, где он родился и жил. «По всей вероятности, потому, что селение Греччио напоминало ему о пейзаже близ Вифлеема, который он посетил за три года до того. Он хорошо знал Греччио. Его первый визит туда восходит к 1208 году. Там он, вместе со сподвижниками, обосновался на горе. Впоследствии жители близлежащей долины попросили его спуститься и жить рядом с ними. Франциск спустился и стал жить в гротах близ селения.

Греччио представляло собой нагромождение бедных хижин вокруг замка. Жителей было, может быть, одна сотня. Местность была влажной, болотистой и нездоровой, поэтому и малонаселенной. Но там царила та крайняя нищета, безмолвие, страдание, — которые были дороги Франциску, поскольку помогали ему размышлять, почувствовать свое смирение и убожество. После поездок по Италии Франциск любил остановиться в Греччио. И когда ему пришла мысль об « оживлении » рождества Иисуса, он невольно подумал о Греччио ».

Хотя все это звучит как легенда, отец Франческо Росси объясняет историческую основу этого повествования:

«Первые биографы святого Франциска, в частности, Фома из Челано и святой Бонавентура, дают подробное описание случившегося.

30-ю главу своего «Жития святого Франциска» Фома Челанский посвящает рассказу о Рождественских яслях в Греччио. Автор повествует, что Франциск постоянно размышлял о жизни Иисуса и прежде всего — об «уничижении в Боговоплощении и милосердии в Страстях», т.е о двух самых человечных и ошеломляющих аспектах земной жизни Христа.

В народном сознании Франциск предстает романтическим Святым, поэтом, автором «Песни о Творении»— Святым абстрактным, погруженным в мистические реалии, далекие от конкретной, повседневной жизни. Однако этот образ глубоко ошибочен.

Святой Франциск на самом деле был романтиком, поэтом, мистиком, но с конкретностью, высеченной из гранита. Его подражание Христу было буквальным, без отступлений. Иисус учил, что все мы — братья, сыны единого Отца Небесного, Который присутствует в самых нищих, больных, узниках. Для того, чтобы буквально жить согласно этому учению, он посещал заключенных в темнице, обнимал прокаженных и служил им...», напоминало Ватиканское радио, русское вещание, дек. 2009 г.

А вот что говорил Монсеньор Раффаэлло Мартинелли, представитель Ватиканской Конгрегации вероучения в упоминавшейся передаче Ватиканского радио от 14/12/2006:

«С тех пор широко распространился в храмах, а также в домах христиан — как богатых, так и бедных, — обычай сопровождать литургическое празднование Рождественской тайны скульптурными изображениями, живыми вертепами или даже самыми настоящими часовнями, где сцена Рождества предстает во всей своей красоте и вместе с тем в своем таинственном очаровании».

Утверждение старинной традиции Рождественских яслей в некоторых итальянских городах, таких, как Неаполь и Болонья, — это привело к развитию особого великолепного жанра, установившегося повсюду, приспособившегося к бесчисленному множеству пейзажей и реализованного при помощи самых разнообразных и непохожих друг на друга материалов.

Монс. Мартинелли подчеркнул, что Рождественские ясли играют важную роль в провозглашении веры, потому что они просты и в то же время исключительно богаты катехитическим содержанием. Они могут передавать веру способами, близкими народному восприятию.

Возьмем, например, основную истину христианской веры: Бог любит полагать Свою обитель с людьми и среди людей. И это Он показывал и совершал в разные времена и разными способами. Уже с первых страниц Священного Писания мы понимаем, что творение и прежде всего человек — это обитель, в которой находится и являет Себя Бог. Библия рассказывает, как Он любил прогуливаться «по раю во время прохлады дня». Во всем Ветхом Завете Бог предпочитает обитать среди Своего Народа, избранного Им изначально: сперва — в скинии, потом в храме, привилегированном месте, где Бог Израилев говорит и слушает, руководит Своим народом и помогает ему. И, наконец, по наступлении полноты времен в доме-обители мира Иисус Христос рождается Святым Духом от Девы Марии. С приходом Христа, Сына Божия Единородного, мы обрели новую, истинную, совершенную обитель Бога среди людей. Она была построена самим Богом по Его волеизъявлению: «Слово стало плотью и обитало с нами».

Таким образом, Иисус — это обитель, храм Божий, который очищает и разрушает, совершенствует и завершает всякую другую обитель, все остальные храмы, воздвигнутые рукой человеческой: они — прообраз и подготовка Христова пришествия: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно», пишет Св. Павел.

Во Христе и через Христа, благословляющего всех, единый истинный Бог обитает среди нас, и таким образом все мы имеем надежный и совершенный доступ к Богу Отцу», заключало русское вещание Ватиканского Радио в передаче от 14/12/2006.

Возвращаясь к первому вертепу Св. Франциска, упомянем что ныне в Греччо располагается т.н. Святилище Греччо, которая отмечает событие сооружение первого вертепа и принадлежит Католической церкви .

А теперь поговорим на более приземленную тему — о материалах, из которых изготавливаются фигурки вертепа, или рождественских яслей. Русское вещание «Международного Испанского радио-REE» в своей рождественской программе 2010 года отмечало:

«Чего только не придумали люди за эти неполные восемь столетий. Фигурки святых (по-испански сантоне) вырезают из дерева и слоновой кости, лепят из глины и теста, делают из пластика, папье-маше, или шьют из материи. Их выпекают из хлеба, миндальной муки, марципана, их создают из шоколада».

Отметим, что набор фигурок в вертепах колеблется от нескольких традиционных — Иисус, Мария, Иосиф, и трое волхвов, а также волы, овцы, до вертепов расширенного состава со множеством людей, куда иногда также включается целый зоопарк (например, сообщалось, что в рождественском вертепе 2010 года в личных покоях Папы Бенедикта XVI есть даже фигурки двух кошек) .

Фигурки могут быть очень маленькими, а могут представлять собой сцену яслей, людей и животных в натуральную величину. Также в последние десятилетия появляются и совсем неканонические рождественские ясли-вертепы, куда добавляются иронические фигурки, например, политиков .

Рождественский вертеп как барометр гонений на Католическую церковь и Рождество

В ходе общей аудиенции в конце 2004 года Папа Римский Иоанн Павел II назвал презепе «авторитетным свидетельством Церкви — на фоне вспыхнувшей в последнее время антикатолической полемики», — передавало тогда же Ватиканское радио.

Антикатолическая полемика последних лет касается и рождественских вертепов . Но в этом нет ничего нового. Например, это хорошо показывает одна из публикаций ведущей итальянская католической газеты «Авенире», напечатанная несколько лет назад. Газета опубликовала статью о рождественском вертепе как символе борьбы с католической церковью на протяжении истории. Эту статью тогда же процитировало и русское вещание Ватиканского радио (архивное вещание пр.1998 г.).

Забавно, что рождественский вертеп становился жертвой самых разных идеологических и политических сил, иногда противоположных . «Авенире» упоминала о самых ярких таких запретах.

Вертепы были запрещены :

В России — во время и после большевистской революции в России в 1917 году;

Во Франции — во времена Великой Французской Революции;

В Германии — во время протестантской реформации ;

Также газета «Авенире» вспоминала и о запретах рождественских вертепов в англосаксонских странах в прошлом и в странах Запада в настоящем.

Известно, что и само празднование Рождества было запрещено в Великобритании во времена Оливера Кромвеля .

Не поощрялось Рождество и в новообразованных США. Таким образом протестанты боролись за очищение христианства (Касаясь США, упомянем недавний материал русской службы «Голоса Америки» об истории запрета Рождества в Соединенных Штатах, в котором в частности говорилось:«В США долгое время Рождество не считалось праздничным днем. В некоторых штатах празднование Рождества даже считалось нарушением закона от 1659 г., принятого колонистами-пуританами . В соответствии с этим законом запрещалось (в Рождество) отпрашиваться с работы, устраивать пиршества и петь. Нарушители подвергались штрафу в 5 шиллингов. В 1851 г. пастор одной из церквей в Кливленде, штат Огайо, позволив поставить в церкви наряженную елку, оказался под угрозой лишения прихода и сана. До 1870 г. в Бостоне, штат Массачусетс, школы оставались открытыми в Рождество, а учеников, которые пропускали уроки в этот день, часто исключали из школ. Рождество 25 декабря до конца XIX века не считалось важным праздником в США. Однако постепенно позиции церквей смягчились, и они ввели рождественские религиозные службы в воскресных школах» — «Голос Америки», русская служба от 24/12/2010).

Возвращаясь к упомянутой публикации газеты «Авенире», издание отмечало, что и сегодня внешняя символика Рождества в США, — в этой, без сомнения, самой демократической стране мира, часто запрещается. Но теперь этому препятствуют, в основном, уже не отцы-пуритане с их лозунгами очищения христианства и борьбы с католичеством. Теперь речь идет о том, что якобы внешние проявления христианского Рождества в лице вертепов, статуэток Иисуса и даже крестов, могут якобы оскорбить чувства американцев — представителей других религий и атеистов.

Поэтому теперь муниципальные власти в американских городах отказываются содействовать установке, например, рождественских вертепов (а в муниципальных учреждениях и государственных школах запрещают их установку), ель предпочитают называть не рождественским деревом, а просто праздничным, и т.д. Все это мотивируется поддержанием развития мультикультурности и политкорретностью в государственных и общественных учреждениях и нейтральности государства в вопросах отправления религиозных культов.

Этот обзор подготовлен сайт по материалам русского вещания Ватиканского радио, публикации итальянской католической газеты «Авенире», русского вещания «Международного Испанского радио-REE», русской службы иновещания «Голоса Америки» и др. источников.

Близится Новый год - любимый всеми с детства праздник, сказочный и сверкающий. А за ним вскоре наступает и светлый праздник Рождества Христова . Это тоже во многом детский праздник, когда мир радуется рождению Младенца, славит и празднует это великое событие. И, наверное, во многих семьях в эти дни возле красивой елочки будет стоять сделанный руками детей и родителей рождественский вертеп.

Что же это такое, как его сделать и когда установить? Постараемся ответить на эти вопросы.

История и традиции рождественских вертепов

Тихая ночь, пещера для скота, над ней яркая звезда, а в яслях крошечный Христос со своей Матерью - этот сюжет воплощают в искусстве уже много веков. Традиция делать «вертеп» - воспроизводить сцену Рождества с помощью фигурок из разного материала - пришла к нам в Россию сравнительно недавно из европейских стран. Сейчас во всех странах, где есть христианство, существует такой обычай, и сформировались свои особенности.

Например, во Франции фигурки из вертепа имеют коричневатый цвет и расписаны вручную; в Италии и Германии они деревянные и покрыты лаком, непременно добавляется аромат ладана или цветочного масла; в Англии статуэтки для вертепа вообще… съедобные! Очень изысканные и тонкие фигурки в Мексике делают из фарфора или фаянса с инкрустацией.

" А в Японии все персонажи одеты, разумеется, в местные национальные костюмы, и им не рисуют лиц: по японской традиции, это означает главенство духовного начала.

Нет строгих правил, когда нужно устанавливать вертеп. Чаще всего они украшают дома и храмы со 2 января - Новый год отшумел, начинается предпразднество Рождества. Но вполне уместным будет сделать и поставить его раньше, даже с конца ноября (с начала Рождественского поста). А вот стоит вертеп обычно всегда до конца святок (до 19 января), затем убирается.

Количество участников композиции вертепа может быть различным, обязательны лишь Христос, Богородица и, как правило, святой Иосиф. Чаще всего рядом с ними - овечка, теленок, иногда ослик или другие животные. По преданию, первыми услышали весть о рождении Христа пастухи, которым явился ангел, и поспешили в пещеру - поэтому и все они часто участвуют в картине. Через несколько дней после Рождества к Младенцу, вслед за звездой, пришли три волхва, Гаспар, Валтасар и Мельхиор, принесшие богатые дары - золото, смирну и ладан. Иногда их фигурки добавляются позднее. А над вертепом помещается Вифлеемская звезда.

Все эти фигурки - не совсем куклы. В них не играют, эта композиция статична и служит символом, напоминанием о Рождестве. Более того, чаще всего в России вместо фигурок Святого семейства в центр просто ставят икону Рождества.


Из чего же делать вертеп? Сразу скажем - вариантов здесь множество, все зависит только от вашей фантазии и возможностей. Композиции бывают от простейших до высокопрофессиональных. Но мы поговорим в основном о несложных вариантах вертепов, которые можно зачастую сделать буквально из подручных средств.

Основа для вертепа

Прежде всего, для самой пещеры нам понадобится либо коробка, либо ящик. Оклеиваем ее бумагой, чаще всего коричневой (цвет дерева) либо серой (скалы). Иногда бумага специально сминается:

Верх обычно - темно-синий со звездами; сверху вертепа - Вифлеемская звезда из фольги или золотой бумаги. Традиционно звезда делалась объемной и подсвечивалась изнутри; но вполне можно обойтись отблеском огоньков, если вы украсите вертеп иллюминацией.

На «пол» часто кладут сено или еловые веточки. Бывают вертепы из глины, пластика, с использованием камней. Но возможно вообще обойтись без картонной или деревянной основы - например, её сможет заменить красивая тканевая драпировка:



Вертеп с использованием игрушек

Самый простой способ оформить вертеп своими руками - добавить к иконе праздника фигурки соответствующих зверей и ангелочков из игрушечных наборов и сувениров и украсить всю композицию. Несколько веточек или немного сухой травы, свеча или гирлянда, возможно, мишура - и каждый вертеп неповторим!



А в этом вертепе фигура ангела связана крючком. Есть мастерицы, полностью изготавливающие весь сюжет в такой технике! Но, пожалуй, ограничимся менее трудоемкими вариантами…

Бумажные вертепы

При изготовлении домашних рождественских вертепов популярнее всего, конечно, бумажная техника. Можно нарисовать фигурки на картоне или бумаге, вырезать их и закрепить на поперечной основе:

Можно свернуть туловища конусом, склеить их, приклеив плоские ручки, и получатся объемные персонажи. Головы могут быть плоскими бумажными, из глины, теста, пластиковых шариков и т. д., тут также есть простор для вашей фантазии:



А вот, хоть и не вертеп в строгом смысле слова, однако тот же сюжет, и удивительная по красоте силуэтная техника:

Вертепы с использованием пластилина

Пластилин или пластика (последняя предпочтительнее, если мы хотим, чтобы вертеп прослужил несколько лет) для изготовления фигурок вертепа - также очень доступный и несложный вариант. Всё тут зависит лишь от умения и терпения:

Конечно, можно добавить бусинки, серебряную бумагу и прочие красивые мелочи. Иногда получаются настоящие шедевры!

А можно просто добавить пластилиновые фигурки волхвов и пастухов к имеющимся игрушечным овечкам и ангелу, дары волхвов тоже позаимствовав у кукол:

Глина, соленое тесто

Немного более сложные, но схожие по сути с пластикой и пластилином материалы. Зато фигуры из глины выглядят более «живыми» и естественными. Глиняные фигурки, а иногда и слепленные из теста, запекаются в духовке и затем раскрашиваются - специальными красками либо обычной гуашью.

В христианстве есть замечательная традиция - в канун Рождества ставить в доме вертеп. К сожалению, в России этот обычай был на время прерван - в связи с революцией 1917 года и последующей антирелигиозной пропагандой, но позже был восстановлен. Католики же никогда не оставляли традицию устанавливать вертепы. Что такое вертеп и какова история его возникновения, вы сможете узнать из этой статьи. Кроме того, в ней изложены особенности устройства вертепных ящиков и основной сюжет спектакля, который разыгрывался в них.

Место рождения Иисуса Христа

На самом деле, вертеп устанавливается не только под Рождество. Это место - величайшая христианская святыня - существует вне зависимости от времени года и находится в Базилике Рождества Христова, что в Вифлееме. Оно известно примерно со II века до нашей эры. Что такое вертеп? Это настоящая пещера, пол которой украшает серебряная звезда, некогда позолоченная и украшенная драгоценными камнями. Внутри звезды есть надпись, гласящая «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Над звездой висят шестнадцать лампад - они принадлежат разным христианским конфессиям, по несколько на каждую ветвь. Кроме нее, в пещере установлен мраморный престол, где совершают литургию православные и армяне.

Южную часть вертепа занимают Придел яслей, выложенный мрамором, туда Богородица положила Христа сразу после его рождения. Сами Ясли (по сути, кормушка для животных, но Дева Мария использовала их как колыбельку для Младенца) еще в XII веке была увезена в Рим. Рядом с Яслями установлен престол Поклонения Волхвов, принадлежащий католикам.

Именно этот вертеп стал прообразом для многочисленных последующих, которые христиане устанавливают на Рождество в своих домах.

Что такое вертеп?

В переводе со старославянского это слово обозначает пещеру. Это значение слова "вертеп" используют для названия единственной пещеры - ту, где родился Христос. Также у этого слова существуют дополнительные значения, о которых речь пойдет позже - они уже не связаны с Рождеством.

Рукотворный вертеп

Иногда появление рукотворных вертепов приписывают Франциску Ассизскому, создавшему такую живую панораму как напоминание об исконном празднике. Это маловероятно, но в любом случае с XII-XIII века в Европе стали появляться статичные композиции из разнообразных материалов, которые изображали Святое Семейство, ангелов, пастухов и других участников сцены Рождества. Нередко их представляли в условиях, которые соответствовали современности, а не древнеиудейскому быту. Популярны были и мистерии, в которых Рождение Спасителя изображалось в лицах.

Вертеп в России

В России же больший интерес проявляли к театральным вертепам (в Европе они, конечно, существовали, но не были столь популярны). Этим словом назывались как короткие представления на сюжеты Рождества, так и двух- или трехэтажные домики, в которых происходило действо.

Особенно вертепное искусство расцвело к XIX веку. В Петербурге к этому времени даже сложилась династия вертепщиков, семья Колосовых, которые хранили и передавали по наследству секреты рождественских спектаклей (подобные явления встречаются в Европе и сейчас - так, в современном Неаполе есть улица, полная вертепных мастерских). К концу столетия мастера-вертепщики путешествовали по стране - всей России уже было известно, что такое вертеп. Он стал гораздо более светским искусством, нежели прежде, и рождественскую мистерию заканчивала вполне мирская комедия с местным колоритным юмором.

Артисты ходили с ящиками не только в канун Рождества, но и дальше, вплоть до самой Масленицы, а то и до лета. Революция 1917 года оборвала эту традицию, и достаточно скоро устройство вертепов, тексты спектаклей, секреты изготовления кукол забылись вплоть до конца XX века. Восстановлением вертепных ящиков фольклористы под руководством Д. Покровского занялись лишь в 1980-х годах, именно их опыты в итоге взяты за основу возрожденной традиции.

Устройство театрального вертепа

Для того чтобы лучше понять, что такое вертеп, обратимся к его устройству. Как уже было сказано, чаще всего домик-вертеп состоял из двух или трех этажей. Фактически вертеп - это такая маленькая модель Мироздания, мир горний и мир дольний. В верхней части разыгрывались сцены, связанные с рождением Иисуса Христа. Эту половину обклеивали голубой бумагой, в глубине находились ясли, вокруг которых стояли фигурки Святого семейства, волхвов, ангелов и домашних животных.

Нижнюю часть занимал дворец царя Ирода, здесь обычно происходили разные комические ситуации. Эту часть ящика украшали яркой бумагой, на троне сидел сам Ирод. Внизу и вверху ящика были прорези, по которым куклы могли передвигаться вдоль сцены. По бокам находились открывающиеся двери. Куклы не могли переходить с одного яруса на другой.

Кукол чаще всего изготовляли из дерева, иногда - из глины. Их раскрашивали, наряжали в красивые бумажные или тканые одежды и в конце к ним прикрепляли стержни, благодаря которым куклы могли передвигаться по сцене.

В зависимости от размера ящики могли возить на санях, носить на руках или устанавливать стационарно.

Вертепное действо

В основе спектакля лежит сюжет о приходе в наш мир Христа. Когда он рождается, к нему приходят поклониться ангелы и волхвы. Последние позже рассказывают о радостной вести царю Ироду, который в страхе, что новоприбывший в мир Царь рано или поздно отнимет у него власть, приказывает убить младенцев города Вифлеема. К царю приходит Рахиль, плачущая о своих детях, но Ирод не желает слушать просьб о пощаде. Но Ангел спускается с неба, чтобы утешить Рахиль, а царя посещает Смерть, в свою очередь, не слушая его просьб об отсрочке. Смерть велит Черту забрать Ирода в ад, что тот и выполняет. Этот сюжет занимает первую часть представления.

Вторая часть посвящена бытовым юмористическим сценам, которые различаются по длительности и содержанию - в зависимости от местности, где показывается вертепный спектакль. Обычно сюжетом для них служили разрозненные истории, посвященные пляскам или дракам разнообразных колоритных персонажей: цыган, модных барышень, мужиков, евреев, солдат и т. д. Со временем вторая часть спектакля занимала все больше и больше времени, сокращая длительность «серьезной» части, превращая действо в чисто светское развлечение.

В европейских странах уже много веков существует традиция ставить дома рождественский вертеп. В России вновь ставить вертепы, фото которых можно увидеть в этой статье, стали лишь недавно. Вертепная традиция в нашей стране канула в Лету во времена отказа от церкви и устроения «нового мира», хотя до революции они были популярным украшением дома в период Рождества.

Так что такое рождественский вертеп?

  1. Значение слова «вертеп
  2. Вертепное представление
    1. Устройство
    2. Куклы
    3. Сценарий

Значение слова «вертеп»

На вопрос, что такое вертеп , в Википедии можно получить несколько ответов:

  1. В прямом переводе со старославянского языка это слово означает «пещера». Чаще всего имеется в виду Святой Вертеп, то есть пещера, в которой родился младенец Иисус.
  2. В переносном смысле это слово обозначает воспроизведение истории рождения Христа посредством театрального, скульптурного, художественного и любого другого искусства. И также вертепом называют народный кукольный театр. Существуют у слова и другие значения, как то: притон, трущоба, место разврата, бедное жилище.

Некоторые учёные считают, что первый вертеп создал в 1223 году знаменитый монах, причисленный к лику святых, Франциск Ассизский. По их версии святой в ночь Рождества был в селении Греччио, и, для напоминания о Великом празднике, там он создал первую живую панораму вертепа.

Постепенно такие панорамы стали популярны во всей Европе, причём как живые, так и статичные из дерева, гипса, фарфора, глины. Они стали своеобразной Библией для верующих, которые не умели читать.

В России такие панорамы тоже стали частью Рождества . Но всё же большим спросом пользовались кукольные вертепы. Они представляли собой ящик с несколькими ярусами, в котором актёры посредством кукол создавали целые спектакли и переносили зрителей в древнюю Иудею. Представление было настолько востребовано, что в конце XVIII века в Санкт-Петербурге была уже целая династия вертепщиков - семья Колосовых. Эта семья в течение века из поколения в поколение передала традиции постановки своих спектаклей.

XIX век считается периодом расцвета этих постановок, ведь тогда вертепники стали показывать свои спектакли даже в Сибири. Бродячие вертепы странствовали по всей стране почти до конца века . Всё это время Рождественская история постепенно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для развлечения публики.

Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только в Рождество, но и до самой Масленицы. Впрочем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля.

Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция. Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Вместе с нею запретили ёлку и, конечно, вертепы.

Ожили эти кукольные спектакли только в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов. Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору информации и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля. Именно его вариант вертепного представления стал образцом для последователей.

Вертепное представление

Устройство

Классический вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол.

Изнутри он всегда красиво украшен и разделен на два этажа, которые отображают мироздание:

Мир горний – верхний этаж – пещера, в которой родился Христос.

Мир дольний – нижний этаж – дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во второй части.

Ад – дырка – туда Бес утаскивает казнённого Смертью царя.

Благодаря такому устройству бродячие вертепы легко преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, конечно, на ярмарках. Для этого было достаточно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки или стулья, зажечь свечи и начать рассказ.

Современные вертепы сложнее не стали. Чаще всего это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куклами на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куклы Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто размещаются в пещере. А также теперь можно увидеть вертепные представления с живыми актёрами вместо кукол.

Куклы

Вертепные куклы не имеют стандартов , а потому их можно купить или сделать своими руками.

Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают либо обшивают тканью. У каждой куклы есть небольшой шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куклой во время представления.

Существует среди создателей вертепа и неписаное правило: кукла «Богородица» обязательно делается иначе, чем остальные, с особой тщательностью. Порой её заменяет икона Божьей Матери.

Куклы одного мира вертепа никогда не переходят в другой, то есть они всегда находятся только на своём этаже. В отличие от кукольного театра в этом спектакле они почти не двигаются, лишь слегка качаются во время своей речи, притом, что остальные действующие лица в это время неподвижны. Такой приём позволяет зрителям концентрировать всё внимание только на том герое, который говорит. Кроме того, каждая кукла, перед тем как начать свою сцену, представляется зрителям, к примеру: я царь, я ангел, я смерть.

Герои рождественского представления неизменны, это:

Сценарий

Основной темой вертепного представления является история прихода Спасителя на землю, то есть Рождество Христово.

Перед началом представления Пономарь зажигает свечи, что сразу придаёт всему действу театральности и волшебства.

Первая часть представления целиком посвящена истории рождения Христа.

Появившийся Ангел возвещает о том, что родился Господь. К новорождённому Христу приходят Пастухи. Вифлеемская Звезда приводит к нему Волхвов с дарами. Они рассказывают, что ходили к царю Ироду и сообщили ему о рождении великого Царя. Ангел предостерегает Волхвов от встреч с Иродом и от рассказов ему о Христе.

Царь Ирод, боясь, что новый царь отнимет у него власть, приказывает Воину убить всех младенцев в городе. Рахиль с ребёнком на руках приходит к Ироду с просьбой сохранить жизнь её сыну, но царь не слушает её мольбы. Воин убивает ребёнка прямо на руках у матери. Несчастную женщину утешает Ангел.

К Ироду приходит Смерть. Царь просит её подождать, дать ему ещё время, но Смерть неумолима. Она казнит тирана и призывает Беса, который забирает его в ад.

Вторая часть мирская, в ней разыгрываются различные сцены из жизни людей .

По окончании действа все герои выходят для прощания со зрителями, после чего Пономарь гасит свечи.

Вертепное представление – одна из самых красивых и чудесных рождественских традиций. История, показываемая в этом спектакле, переносит зрителей на тысячи лет назад, в ту самую пещеру, над которой светит Вифлеемская Звезда и где появился на свет наш Спаситель.





Рождество Христово 2018 , что такое рождественский вертеп, откуда пошел обычай его устраивать, как выглядит, фото, для чего делались вертепы раньше и зачем делают сейчас, католическая и православная традиции.

Рождество Христово в 2018 году Русская Православная Церковь отмечает 7 января. Перед этим событием всегда проходит , во время которого все верующие готовятся к радостному событию. Многие устраивают специальное место, напоминающее событие рождения Спасителя - Рождественский вертеп . Традиция устройства вертепа на Рождество возникла в католических странах. Не многие знают, что это слово обозначают как пещеру, где родился Спаситель, так и действие, которое разыгрывалось в праздничные дни – Рождественское представление .

Еще в средние века в Западной Европе зародилась традиция театрализованных действий, чаще кукольных, где вспоминалась история рождения Иисуса Христа. Традиционными персонажами выступали Ангел, Пастухи, Волхвы, Рахиль, царь Ирод, Смерть, Слуга Ирода. Но главными героями представления конечно было Святое семейство. Вертепы – специальные ящики, в которых разыгрывалась история, чаще всего были двух, но иногда и трехярусные.

На самом верху располагался Горний мир, там сияла звезда и летали ангелы.

В верхнем ярусе Ангел приходил к Пастухам, шли Волхвы за Звездой, и там устраивалась пещера, где располагалось Святое Семейство.

Нижний ярус представлял собой дворец Ирода-царя, оттуда он давал приказ убить младенцев Вифлеемских после получения от Волхвов известия о рождении Царя Иудейского. Именно там за Иродом приходит Смерть.

Иногда в самом низу делался Ад, куда проваливался Ирод, после посещения его Смертью.

Рождественский вертеп, рождественское представление – что это такое, когда устраиваются, какие бывают, история, традиции

С такими переносными вертепами по улицам западноевропейских городов и сел ходили бродячие, странствующие актеры.

Рождественский вертеп, рождественское представление – что это такое, когда устраиваются, какие бывают, история, традиции

Куклы чаще всего вырезались из дерева и двигались в прорезях, сделанных в нижней части ярусов. Оба яруса имели раздельные занавески, так как на время представления в одной части, другая закрывалась. Не смотря на то, что сюжет из года в год не менялся, текст был почти одинаков, зрители всегда горячо принимали актеров с вертепами, радовались с пастухами, тревожились с волхвами, плакали с Рахилью, негодовали при виде Ирода.

Рождественский вертеп, рождественское представление – что это такое, когда устраиваются, какие бывают, история, традиции

Позднее на христианском Западе, в католических странах получили распространение стационарные вертепы-пещеры, с устроенными там яслями с лежащим в них Божественным Младенцем. Над яслями склонялись Праведный Иосиф и Пресвятая Дева, рядом обязательно размещали животных – постоянных обитателей пещеры-хлева.

Рождественский вертеп, рождественское представление – что это такое, когда устраиваются, какие бывают, история, традиции

Этот обычай позже получил распространение и у православных, сначала в западной части русских земель, на территории современной Украины и Беларуси.

Рождественский вертеп, рождественское представление – что это такое, когда устраиваются, какие бывают, история, традиции

Теперь на Святках Рождественские представдения устраиваются по всей православной России.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: