Борьба католической церкви с еретиками кратко. Что такое еретик? Борьба церкви с еретиками

Что проповедовали еретики? Как католическая церковь боролась с еретиками? :

  1. вы евреи
  2. Саша даун ты. Нахрен сюда зашел?
  3. а как церковь то боролась?
  4. Что проповедовали еретики?

    проповедовали.
  5. Светская власть связывает Церкви руки, поэтому единственные методы воздействия, доступные инквизиции - изменение статуса в своей собственной системе. Короче еретиков попросту увольняют.

    "В 1992 году, к примеру, со своего поста в Чикаго был снят американский доминиканец отец Мэтью Фокс за то, что организовал в Калифорнии институт, посвященный творческому и духовному развитию, среди преподавателей которого была самозваная ведьма. В 1993 году трое немецких епископов были принуждены Конгрегацией отречься от своего утверждения о том, что католики, повторно сочетавшиеся браком без одобрения Церкви, по-прежнему могут принимать причастие. В 1995 году епископ Жак Гайо из Эвр лишился своего поста за то, что поддержал священника, который женился, одобрял использование презервативов в качестве средства защиты от СПИДа и всего лишь пользовался возможностью благословлять гомосексуальные браки. Когда он отказался сложить с себя обязанности, Ватикан силой сместил его с должности. Свыше 20 тысяч человек присутствовали на его прощальной мессе.
    В том же году в августинский монастырь в Бельгии на года так называемых занятий была сослана бразильская монахиня Ивона Хебара дабы могли быть исправлены ее теологические неточности. На это время ей было запрещено писать или выступать с какими-либо публичными речами. В том же самом 1995 году была уволена из своего института теологии в Индиане американская монахиня Кармела Макинрой за то, что поставила свою подпись под заявлением, одобрявшим посвящение в сан женщин. В январе 1997 года был отлучен от Церкви шриланкиец отец Тисса Баласурия выпускник Григорианского университета в Риме, основатель и директор Центра за общество и религию в Шри-Ланке и член-основатель Экуменической ассоциации теологов третьего мира за эссе, опубликованное семью годами раньше, о Деве Марии и правах женщин в Церкви. Отец Баласурия осмелился высказать предположение, что женщины могли бы пользоваться теми же правами и занимать те же должности в Церкви, что и мужчины. Таковы некоторые примеры деятельности Конгрегации доктрины веры за последние двадцать лет. "
    Источник: Бейджент М. , Ли Р. Цепные псы церкви. Инквизиция на службе Ватикана. ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. КОНГРЕГАЦИЯ ДОКТРИНЫ ВЕРЫ

  6. Их пытала инквизиция. Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергли жестоким пыткам и Смертными казнями
  7. Что проповедовали еретики?
    - Еретики стремились вернуть евангельскую простату, требовали, чтобы
    духовенство отказалось от богатств. Подражая апостолам, они раздавали
    свое имущество нищим, одевались в лохмотья, странствовали и
    проповедовали.

    Почему с еретиками боролась церковь?
    Еретики проповедовали правду - истину, но это мешало
    католической церкви, поэтому на еретиков устраивались гонения.
    В проповедях и действиях еретиков мы видим толерантное поведение
    по отношению к христианам

  8. вы дауны из учебника читайте

Вопрос 1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям?

Ответ. Согласно учению церкви того времени, справедливым было деление общества на тех, кто молится, тех, кто сражается и, наконец, тех, кто работает. Образцовым поведением считалось следование заповедям Нового Завета. В частности святыми считались те, кто отрёкся от земных благ. В пример людям ставили, например, отшельников, которые уходили в пустыни и годами жили там в одиночестве, скудно питаясь и постоянно молясь Господу. Но сама церковь не стремилась к бедности. Она сосредоточила в своих руках значительные богатства, иногда самые значительные в стране.

Вопрос 2. Что было главной причиной разделения церквей?

Ответ. Причиной был спор про то, кто должен быть главным в христианском мире: папа римский или патриарх Константинополя. А поводов нашли много, в основном это были расхождения в обрядах, обвинения со стороны католиков, будто православный патриарх заставляет священников не брить бороды и т. д.

Вопрос 3. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.

Ответ. Факты об Иннокентии III:

1) расширил границы Папской области до наибольшего в её истории объёма;

2) в противостоянии с королём Англии Иоанном Безземельным одержал полную победу, заставил короля принять все свои условия;

3) организовал первый в истории крестовый поход на территории Западной Европы – в Лангедок (сегодня южная часть Франции);

4) не только организовал IV крестовый поход, но и первым из римских пап организовал сбор денег на нужды похода;

5) организовал Латеранский IV Вселенский Собор, который принял много важных решений;

6) вассалами его были Англия, Польша и некоторые государства на Пиренейском полуострове.

Вопрос 4. Что проповедовали еретики?

Ответ. Еретический учений было много, они проповедовали разное. Но часто встречалась критика пышности обрядов церкви, их дороговизны, богатства церкви и власти папы римского. Также многие (и не только среди еретиков, но и в самой церкви) утверждали, что человек, который грешит, не может быть священником.

Вопрос 5. Как католическая церковь боролась с еретиками?

Ответ. С еретиками боролись жестоко. Раскаявшихся заключали в тюрьму, вынуждали совершать долгие и опасные путешествия к святым местам. Тех, кто не раскаялся отлучали от церкви. Римский папа мог отлучить целую область, или страну. Это было инструментом политической борьбы. Тогда обычно вассала восставали против сеньора этой области или короля этой страны. А отдельные люди, отлучённые от церкви за ересь, попадали в руки к светским властям, которые приговаривали их к сожжению на костре.

Вопрос 6. Что такое нищенствующие ордены?

Ответ. Некоторые люди отказывались от земных благ для того, чтобы жить по заповедям Христа. Они объединялись в монашеские ордены, чтобы жить по единым правилам и иметь свою организацию. Члены таких орденов приносили обеты (то есть давали клятвы) обычные для монахов, но правила их жизни отличались от обычных монашеских.

Вопрос 7. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чём это выражалось?

Ответ. Помогал папе римскому орден доминиканцев. Монахи именно этого ордена проводили следствия папской инквизиции (кроме ней были и другие виды инквизиции, где следствие вели другие люди). Но при этом они старались уберечь от ересей и проповедями.

Вопрос 8. Начертите схему «Источники богатства церкви».

Ответ. Источники богатства церкви:

1) десятина со всех верующих;

2) плата за все церковные обряды;

3) продажа индульгенций;

4) подарки королей и феодалов (в виде крупных сумм денег и земель с крестьянами).

Против чего выступали еретики.

Наместник Бога на Земле.

В Западной Европе, раздробленной на множество феодаль­ных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.

Наивысшего могущества власть папы дос­тигла при Иннокентии III (1198-1216), из­бранном папой в 37 лет. Он был наделен твер­дой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник са­мого Бога на Земле, призванный «господство­вать над всеми народами и царствами». На тор­жественных приемах все должны были прекло­нять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе.

Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европей­ских стран. Одно время папа возводил на пре­стол и смещал императоров. Его считали выс­шим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуост­рова.

В тече­ние раннего Средневековья на съездах высше­го духовенства - церковных соборах были по­степенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог един, но существу­ет в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), о непорочном зачатии Христа (от Духа Божьего), о роли церкви как единственного посредника между Богом и людьми. Немало по­ложений вошло в христианство из народных, языческих верований, например празднование Масленицы или дня Ивана Купалы, поминаль­ное застолье (тризна у славян). Под влиянием простых людей, боящихся сурового Божьего суда, наряду со светлым раем и страшным адом в церковное учение ввели чистилище как ме­сто, где душа человека еще может очиститься и избежать ада.

Не все верующие христиане понимали дог­маты. А те, кто мог читать Библию, не всегда принимали некоторые церковные догматы, так как видели расхождение между ними и текста­ми Священного Писания. Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства.

Среди горожан, рыцарей, простых священ­ников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками1.

Еретики утверждали, что церковь испорче­на. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церков­ные обряды, пышные богослужения. Они тре­бовали, чтобы духовенство отказалось от деся­тины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуж­дали священников и монахов за забвение «апо­стольской бедности». Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое иму­щество бедным, питались подаянием.


Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство спра­ведливости», или «Царство Божие на земле».

Слу­жители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне за­кона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.

Наказывая за непослушание, папа мог нало­жить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы остава­лись некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обрече­ны на адские муки, чего боялись все верующие христиане.

В области, где было много еретиков, цер­ковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-альбигойцев в богатые области Южной Фран­ции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и цер­ковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром.

В походе охотно приняли участие северо­французские рыцари, рассчитывавшие на бога­тую добычу. За 20 лет войны многие цвету­щие города Южной Франции были разграбле­ны и разрушены, а их население перебито. В одном из городов, по словам хрониста, воины истребили до 20 тысяч человек. Когда папско­го посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!»

В ІV веке н. э. император Константин превратил гонимую христианскую религию в официальную, принятую повсеместно на бескрайних просторах Римской империи. После этого гонимые и угнетаемые сторонники христианства сами стали отвергать и преследовать своих врагов, приписывая им неортодоксальные, необщепринятые верования. В это же время римскими епископами разрабатывалась система взглядов и понятий, которая позже стала основой католицизма. Все, что не подпадало под эту систему, стало презираться, а позже и жестоко преследоваться. Люди, не согласные с общепринятыми религиозными взглядами, получили название еретиков, а сами учения стали называться ересями.

Социальные причины возникновения ересей

Возникновение ересей в христианстве принято связывать с теми социальными и идеологическими переменами, которые возникли в жизни христиан в период гонений. Самые бедные слои населения искали в новой религии примирения и равенства. Поэтому постепенный процесс обогащения духовенства, укрепление административного начала, отступничество в период гонений не могли не вызвать осуждения со стороны простых верующих. В беднейших слоях населения продолжали жить идеалы скромного и простого раннехристианского быта. Противоречивые настроения народных масс, разнообразные толкования христианского учения и всеобщее недовольство сытой жизнью высшего духовенства и дали толчок к появлению и распространению идей, что проповедовали еретики, с которыми католическая церковь вела долгую и кровавую борьбу.

Никейский Собор

В 313 году издал Акт о веротерпимости, согласно которому всем гражданам предоставлялась свобода вероисповедания. Этот документ, названный позже Миланским эдиктом, по существу, обозначил христианство, как полноценную религию. После этого, в 325 году, состоялся в г. Никее, на котором впервые прозвучало слово «ересь». Первым еретиком был объявлен епископ Арий, который до этого считался одним из столпов христианства. Арий проповедовал сотворенность, вторичность Иисуса Христа по сравнению с Богом. Ортодоксальным же являлось равенство между Богом и Иисусом Христом, которое позже легло в основу догмата о Троице. Арий и его последователи, названные арианами, стали первыми носителями тех идей, что проповедовали еретики.

Столетия без еретиков

В 384 году был казнен Присциллиан - последний из тех, кто был официально осужден за веру в Римской империи. Но политическое видение и методы укрепления власти, оставленные в наследство этим могущественным государством, католическая церковь приняла и активно применяла. Столетиями католицизм не обращал внимания на разночтения Нового завета, а активно обращал в христианство европейские народы. И только после становления империи Каролингов - то есть при укреплении светской власти, на рубеже тысячелетий, католицизм стал общепринятой религией, а в хрониках и анналах того времени вновь появилось слово «ересь».

Причины возникновения

Монахи, жившие в начале второго тысячелетия, часто описывали целительные способности святых мощей и различные чудеса, происходящие с верующими. В этих же записях встречается и крайне неодобрительное упоминание о тех, кто с насмешкой относился к святым реликвиям, возможно, первые еретики и были теми людьми, которые не признавали «святых чудес». Эти насмешки выливались в протесты, проходившие во имя Евангелия - Евангелия кротости, справедливости, бедности и смирения, Евангелия первых христиан и апостолов. Те взгляды, что проповедовали еретики, базировались на евангелистических понятиях, отражавших, по их мнению, самую суть христианства.

Начало преследований

Согласно средневековым анналам и хроникам, те, кого называли еретиком, отрицали авторитет Соборов, отказывались от крещения детей, не признавали таинства брака и исповеди. Первый дошедший до историков образчик того, как церковь боролась с еретиками, датирован 1022 годом. Приговоры сожженных в Орлеане инакомыслящих донесли до потомков суть того, что проповедовали еретики. Эти люди не признавали таинства причастия, крещение проводили одним наложением рук, отрицали культ Распятия. Нельзя считать, что еретиками были выходцы из низких слоев населения. Напротив, первые жертвы костров были образованными по тем временам духовниками, при помощи теологии оправдывающими свое инакомыслие.

Казнь в Орлеане открыла путь к жесточайшим репрессиям. Борьба с еретиками разожгла костры в Аквитании и Тулузе. К епископам приводили целые общины иноверцев, которые выступали перед церковными судами с Библией в руках, доказывая и объясняя цитатами из Священного Писания правильность того, что проповедовали еретики. Как боролась с еретиками, видно из вердиктов церковных судей. Приговоренные в полном составе отправлялись на костер, который не щадил ни детей, ни стариков. Костры в Европе - яркий пример того, как церковь боролась с еретиками.

В ХІІ веке костры запылали в Рейнских землях. Еретиков было настолько много, что монах Эвервин де Стейнфельд запросил помощи у цистерцианского монаха Бернарда, имеющего репутацию последовательного и жестокого преследователя иноверцев. После масштабных погромов и облав костры запылали в Кельне. Судебные расследования и приговоры инакомыслящим уже не были сводом голословных обвинений в колдовстве и распущенности, но содержали четкие пункты разногласий еретиков с ортодоксальными церковными понятиями. Осужденные и приговоренные «апостолы Сатаны» принимали свою смерть настолько стойко, что вызвали беспокойство и ропот толпы, присутствовавшей при сожжении.

Очаги ереси

Несмотря на ожесточенные репрессии церкви, очаги ереси возникали во всей Европе. Популярное понятие дуализма, как борьбы добра и зла, обрело второе дыхание в еретических течениях. Принцип дуализма состоял в том, что мир был создан не Богом, а восставшим ангелом - Люцифером, именно поэтому в нем так много зла, голода, смертей и болезней. В конце ХІІ века дуализм считался одной из самых серьезных ересей. Концепция битвы добра и зла, ангела и дракона, была широко распространена в но борьбу с этой идеей церковь начала гораздо позже. Это объяснялось тем, что в XII веке в Европе укрепилась королевская и церковная власть, жизнь относительно стабилизировалась, и принцип дуализма - борьбы - стал не нужен и даже опасен. Власть и могущество Бога, а значит и Церкви, - то, против чего выступали еретики, и что несло опасность для укрепления католицизма.

Распространение ересей

В XII веке основными очагами ересей считались земли Южной Европы. Общины строились по образу и подобию католических церквей, но, в отличие от ортодоксального клира, в управлении церковью отводилось место и женщинам. Еретики в средневековье назывались «добрыми мужчинами» и «добрыми женщинами». Историки более позднего времени стали называть их катарами. Это название пришло из средневековья, слово cattier переводится, как колдун, преклоняющийся пред котом.

Известно, что катары имели собственные церковные институты, проводили свои соборы, привлекали в свои ряды новых и новых приверженцев. Если Франция и Германия уничтожили инакомыслие в зародыше, то в Италии и Лангедоке катары расширили и укрепили свое влияние. Многие знатные семьи того времени принимали новую веру и давали пищу и кров гонимым единоверцам и распространяли те учения, что проповедовали еретики.

Как католическая церковь боролась с еретиками

В начале ХІІІ в. на папский престол взошел целью которого было объединение всего европейского мира, возвращение южноевропейских земель в обитель церкви. После ряда неудач католическая церковь, приняв на себя все полномочия по искоренению ересей и вступив в союз с королем Франции, возглавила крестовый поход против инакомыслящих. Двадцать лет непрекращающихся войн, массовые сожжения людей привели к полному захвату Лангедока и насаждению католической веры. Но оставались целые семьи и общины людей, которые тайно сохраняли обычаи своих предков и сопротивлялись завоевателям. Именно с целью выявить и искоренить непокорных была создана инквизиция.

Инквизиция

В 1233 году папство создало особый орган, который имел право налагать покаяние и наказывать непокорных. Власть инквизиции была передана доминиканцам и францисканцам, которые несли в Южные земли новую проповедь, основанную на догматах католической церкви. Вместо открытого вооруженного террора инквизиция использовала доносы и наговоры как инструмент выявления и уничтожения непокорных. По сравнению с массовыми казнями прошлого инквизиция убивала немногих, но тем страшнее было оказаться в ее руках. Простые раскаявшиеся могли отделаться и публичным покаянием, для тех, кто отстаивал свое право на веру, приговором был костер. Не щадили даже умерших - их останки эксгумировались и подвергались сожжению.

Таким образом, католическая церковь и еретики вели неравное сражение за одну и ту же веру, за одного и того же Бога. Вся история становления католицизма освещается пожарами погибших за веру. Истребление еретиков послужило еще одним доказательством того, как обладающая могуществом одна Церковь, во имя Христа, уничтожила другую, более слабую, Церковь.

II. Католическая церковь в эпоху крестовых походов

153. Могущество католической церкви в XII‑XIII веках

В XII и XIII веках, т. е. в эпоху крестовых походов католическая церковь достигла наибольшего могущества. Папская власть, поставленная на небывалую высоту в середине XI в. Григорием VII , держалась на этой высоте до начала XIV столетия. Самостоятельность национальных церквей Запада была сломлена. Духовная власть пап распространилась на новые страны вместе с завоеваниями крестоносцев в Азии и на Балканском полуострове. Многие государи в это время особыми актами признавали свою зависимость от папства, которое серьезно стало распоряжаться королевскими коронами, а в борьбе с империей в середине XIII в. одержало полнейшую победу. Торжество духовной власти над светскою сопровождалось расширением прав духовенства по отношению к другим классам общества. Католическое духовенство разных стран, объединенное под властью папы, одно обладавшее образованием и сильное своими материальными средствами, привыкло выделять себя из светского общества и отождествлять церковь главным образом с самим с собою. Миряне были поэтому лишены всякой самостоятельности в церковной жизни. Народные языки были исключены из богослужения, и неклирикам запрещено было читать священное писание. Равным образом у них было отнято право причащаться под обоими видами (т. е. хлеба и вина), оставленное за одним духовенством, и причастие стало даваться им лишь под видом облат (т. е. освященного хлеба). Церковь стала в это время вводить в обычай раздачу индульгенций , т. е. прощение грехов для живых и умерших за денежные пожертвования или какие‑либо услуги. Еще Григорий VII объявил прощение грехов всем, кто будет помогать ему в борьбе с Генрихом IV , а Урбан II, провозглашая крестовый поход , тоже велел проповедовать, что участие в нем будет вознаграждаться прощением грехов. Составилась особая теория, по которой церковь была распорядительницей великой сокровищницы заслуг Христа и святых, спасающих людей вопреки их грехам. Не довольствуясь, как духовным наказанием, отлучением отдельных лиц, католическая церковь стала прибегать еще к интердиктам , т. е. наложению на целые страны прекращения всех таинств , за исключением крещения. В борьбе с непокорными государями это было сильное орудие в руках пап рассматриваемого периода. Другим орудием духовной власти сделалась инквизиция , занимавшаяся розыском и расследованием ересей и судом над еретиками, которые в случае виновности подвергались казни посредством сожжения на костре. Наконец, папы объявляли крестовые походы не только против мусульман, но и против еретиков, и даже против своих политических врагов.

154. Монашеские ордена

Главною опорою папской власти было монашество. Возникший в VI в. орден св. Бенедикта имел много монахов, которые в первую половину средних веков немало потрудились над осушкою болот, расчисткою лесов и разными сельскохозяйственными улучшениями на землях, отдававшихся монастырям благочестивыми мирянами. По мере того, как возрастало богатство монастырей, монашеские нравы приходили в упадок. Клюнийская реформа вывела, однако, монашество из этого печального положения, и множество монастырей вернулось к прежней строгости аскетической жизни. В XII в. особенно прославился суровым исполнением монашеских обетов и громадным влиянием на улучшение монашеских нравов аббат Клервоский святой Бернард , который известен еще, как красноречивый проповедник второго крестового похода. В XIII столетии возникли еще два новые монашеские ордена – францисканцев и доминиканцев, получившие название нищенствующих орденов .

Бенедиктинцы , из которых вышли и клюнийцы, и святой Бернард , давали обед нестяжания лишь в смысле отказа от личной собственности, но сами их монастыри были очень богаты. Нищенствующие монахи отказывались от всякой собственности и жили подаяниями. Основателем одного из этих орденов был итальянец святой , от имени которого и самый орден стал называться францисканским. Франциск, отличавшийся в юности веселым характером и роскошною жизнью, был настоящим воплощением аскетического идеала средних веков, но кроме подвигов благочестия, он прославился и подвигами милосердия, которое готов был изливать на всякую живую тварь. Он оказывал разную, какая только была в его силах и средствах, помощь всяким несчастным, особенно больным и бедным. Когда около Франциска собралось много сторонников такого служения Богу и ближним, папа Иннокентий III (1198 – 1216) позволил ему в 1209 г. основать новый монашеский орден миноритов, т. е. меньшей братии (fratres minores), как иначе назывались францисканцы. Главною обязанностью миноритов. сделалось учить народ, проповедуя ему веру и нравственность, и облегчать страдания бедных, больных и т. п. Францисканцы были настоящими представителями идеи отречения от мира и презирали светскую науку.

Прижизненное изображение Франциска Ассизского. XIII век

Наоборот, другой орден нищенствующих монахов, доминиканцы , прославились ученостью и представляли собою скорее другую идею средневекового католицизма, идею власти над миром. Этот орден был основан современником Франциска, испанцем святым Домиником. Это был ученый монах, который жил одно время на юге Франции, где· в XII и начале XIII в. бела распространена так называемая альбигойская ересь . Для борьбы с нею и с ересями вообще Доминик и задумал основать особый орден братьев‑проповедников (fratres praedicatores), на что скоро получил папское согласие (1220). Приняв миноритский устав, доминиканцы поставили своею задачею поддерживать чистоту католического вероучения, делаясь для этого преподавателями в низших и высших школах и забрав в свое ведение инквизицию.

Святой Доминик. Фреска XIV веке в базилики святого Доминика, Болонья

Своею добровольною бедностью, близким участием своим ко всем труждающимся и обремененным, а также своею ученостью нищенствующие монахи приобрели большое влияние на народ, а освобождение их из‑под власти местных епископов делало их непосредственными орудиями папской власти ,которой без всяких промежуточных инстанций были подчинены их начальники (генералы), жившие в Риме.

155. Церковная наука

Господствующему положению духовенства в обществе содействовало и то, что оно одно владело умственными орудиями образования и учености. Некоторое возрождение образования произошло на Западе при Карле Великом , но школы той эпохи существовали лишь при епископских церквах (кафедральных соборах) и в монастырях. В эпоху крестовых походов возникли высшие школы, получившие название университетов. В Италии прославились университеты салернский и болонский, в одном из которых изучалась медицина, а в другом юриспруденция, но самым знаменитым сделался университет парижский, где процветало преподавание философии и богословия. Он был основан или, вернее говоря, преобразован из более ранней школы в начале XIII в. Сюда стекались студенты из всех западноевропейских стран, и по образцу парижского университета, как общей матери‑кормилицы (alma mater) высших школ, стали устраиваться университеты и в других местах. Король Филипп II Август освободил всю парижскую общину (universitas) учащих и учащихся от подсудности местному превоту (административному и судебному чиновнику короля), а папа Иннокентий III – от подчинения соборному капитулу (коллегии так называемых каноников при кафедральной церкви). Средневековые университеты утверждались папами, и профессорские должности занимались в них клириками. Богословие считалось главным предметом, а на философию смотрели, как на служанку богословия (philosophia est ancilla theologiae). Задачею тогдашней школьной философии или схоластики , как ее называли, было подтверждать от разума церковные учения. В середине XIII в. один из представителей этой философии, доминиканец святой Фома Аквинский , в своем сочинении «Summa theologiae» разработал в подробностях и изложил в систематическом порядке тогдашнее учение католической церкви по вопросам веры и нравственности, права и государственной жизни. Фому прозвали ангельским учителем (doctor angelicus), и его «Summa» до сих пор пользуется громадным авторитетом у католического духовенства.

156. Борьба католической церкви с ересями

В эту пору наивысшего процветания католицизма ему приходилось, однако, бороться с ересями, возникавшими в недрах церкви. Среди самих схоластиков появлялись люди, которые доходили до богословских и философских положений, с которыми церковь не могла согласиться и которые потому подвергала преследованию. Но особенно много хлопот создавали папе и духовенству религиозные секты, находившие последователей в народных массах. На рубеже XII и XIII вв. весь юг Франции был охвачен двумя ересями – альбигойской и вальденской. Первая ересь была происхождения восточного. Это было манихейство , возродившееся в Болгарии в форме богомильства и оттуда перешедшее через Иллирию и Италию в южную Францию. Ересь получила название альбигойской от города Альби, но сами сектанты называли себя катарами , т. е. чистыми или совершенными. Они верили в существование двух мировых начал – доброго и злого, видели в Ветхом завете откровение дьявола и проповедовали аскетизм, признавая жизнь плотью и мирскими интересами равносильною служению дьяволу. Рядом с этою сектою на юге Франции развилась и другая, чисто христианская, напоминающая протестантизм нового времени. Вальденсы находили, что католическая церковь отступила от чистоты первоначальной христианской общины, и хотели реформировать веру и церковную жизнь, руководясь одним св. писанием. Еретики производили большое впечатление на народ своею строгою жизнью и обличением жадности и пороков духовенства.

С южнофранцузскими еретиками вступил в борьбу папа Иннокентий III. Против них и поддерживавшего их графа тулузского им был объявлен крестовый поход с отпущением грехов за участие в подавлении ереси. Рыцарство северной Франции бросилось на южную Францию и стало ее разорять. Папский легат требовал у них при взятии одного города, чтобы они убивали всех без разбора, потому что «Бог потом своих узнает». В это же время для борьбы с ересями и был основан доминиканский орден и введена инквизиция, попавшая в заведование этого ордена. Начались пытки подозреваемых в ереси, сожжения осужденных на кострах, конфискации их имуществ. Собственно церковные суды только приговаривали к казни «без пролития крови», исполнение же казни совершалось светскою властью. Схоластики старались и теоретически оправдать казни еретиков, ссылаясь даже на один неправильно переведенный текст Евангелия (в притче о царе, пригласившем гостей на пир и, когда они не пришли, пославшем звать нищих; в латинском переводе было сказано: « заставь войти»). Несмотря на гонения и казни, ереси, однако, не прекращались. В XIII в., напр., была в ходу проповедь Вечного Евангелия , в которой говорилось, что Ветхий завет был откровением Бога Отца, Новый – Бога Сына, и что наступает время откровения Духа Святого, когда вся жизнь человечества будет основана на новых началах. Замечательно, что это учение увлекло весьма многих францисканцев, которые готовы были видеть в основателе своего ордена предтечу будущего царства Святого Духа.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: