Братья. Филарет Дроздов — канонизированный масон

Преемник: Владимир (Ужинский) Имя при рождении: Василий Михайлович Дроздов Рождение: 26 декабря 1782 (6 января )(1783-01-06 )
Коломна , Московская губерния , Российская империя Смерть: 19 ноября (1 декабря) (1867-12-01 ) (84 года)
Москва , Российская империя Похоронен: Троице-Сергиева лавра Принятие священного сана: 28 марта 1809 года Принятие монашества: 16 ноября 1808 года Епископская хиротония: 5 августа 1817 года Награды:

Митрополи́т Филаре́т (в миру Васи́лий Миха́йлович Дроздо́в ; 26 декабря 1782 [6 января ], Коломна , Московская губерния - 19 ноября [1 декабря ] , Москва) - епископ Православной Российской Церкви ; с 3 июля архиепископ (с 22 августа - митрополит) Московский и Коломенский . Действительный член Императорской Российской академии (); почётный член (1827-1841) Императорской Академии наук и впоследствии ординарный академик () по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века .

Детство и образование

Василий Дроздов родился рано утром 26 декабря (второй день Рождества) 1782 года в семье диакона Успенского кафедрального собора в Коломне . Все предки его по отцу и матери были духовного звания. Дед по матери был протоиереем Богоявленской церкви . Двоюродный праправнук митрополита Филарета - Николай Николаевич Дроздов - ведущий телепередачи «В мире животных ».

Отец будущего митрополита - Михаил Фёдорович - женился 10 января 1782 года на Евдокии Никитичне, которой ещё не было полных 16 лет; 6 февраля того же года был поставлен диаконом Успенского собора, но жил вначале у своего тестя, при Богоявленской церкви, где и родился младенец. Василий Дроздов, нареченный в честь свт. Василия Великого , родился на 2 недели ранее срока; крещён в Богоявленской церкви 1 января , в день памяти означенного святого. В феврале семья переехала в дом (ныне ул. Толстикова, 52) при церкви Троицы, что в Ямской Слободе, к которой был определён священником отец Михаил.

Отец Михаил также преподавал в Коломенской семинарии и им была собрана богатая домашняя библиотека. Когда наступило время обучать отрока Василия грамоте, он переселился в дом своих родителей.

Вскоре, проявив изрядные способности в изучении языков и риторики , обратил на себя внимание устроителя и патрона семинарии митрополита Платона (Левшина) , который проявлял к Дроздову явное благоволение и покровительство. Окончил семинарию в ноябре 1803 года и был назначен преподавателем греческого и еврейского языков. В 1806 году Дроздов стал учителем поэзии; с 1808 года - высшего красноречия и риторики.

Хиротония и ректорство

27 марта 1812 года определён настоятелем новгородского Юрьева монастыря ; в марта 1816 года - московского Новоспасского монастыря - с оставлением при Академии.

Епископство

На Московской кафедре

Митрополит Филарет

Сыграл ключевую роль в совершении акта престолонаследия от Александра I к Николаю I . Послужной список Высокопреосвященнейшего Филарета гласит:

22 августа 1826 года в Москве участвовал в совершении чина Священного коронования императора Николая I ; в тот же день был возведён в сан митрополита.

Имел непростые отношения с Императором Николаем I , что было в основном обусловлено многочисленными донесениями Императору, в которых московский святитель обвинялся в политической неблагонадёжности. Одним из поводов для таких мнений дали два его слова, сказанные им в сентябре и начале октября 1830 года в Москве в условиях эпидемии холеры ; проповеди говорили о прегрешениях ветхозаветного царя Давида , за которые Израилю были посланы испытания и кары, - в чём многие тогда усмотрели критику нового Императора. Тем не менее, 19 апреля 1831 года «за ревностное и многодеятельное служение в Архипастырском сане, достойно носимом, и притом многие похвальные подвиги и труды на пользу Церкви и Государства, постоянно оказываемые, Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Ап. Андрея Первозванного » .

Освятил десятки московских храмов, построенных и реконструированных по его благословению, в том числе 18 октября 1853 года - храм Богоявления в Елохове .

Он был погребен в дорогой его сердцу Троице-Сергиевой Лавре , в пристроенном по его благословению к храму Сошествия Св. Духа приделе св. Филарета Милостивого.

Прославление и открытие мощей

В последние годы святительства митрополит Филарет пользовался огромным авторитетом в Церкви; память его была почитаема по смерти. В 1883 году в Москве праздновался столетний юбилей со дня рождения московского владыки. Основные торжества проходили в Чудовом монастыре в Кремле .

Реставрация Троице-Сергиевой Лавры в конце 1930-х гг. началась с разборки позднейших обстроек церкви Сошествия Св. Духа, включая Филаретовский придел.

После передачи Троице-Сергиевой Лавры Московской Патриархии в Патриарших покоях был освящен домовой храм во имя св. Филарета Милостивого. В день ангела митрополита, 1/14 декабря, в Московской Духовной академии стали устраиваться Филаретовские вечера.

Некоторые труды

  1. Молебное пение об избавлении Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков, 1814.
  2. Разговор между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко-российской церкви с присовокуплением выписки из окружного послания Фотия, патриарха Цареградского, к восточным патриаршим престолам. СПб, 1815 (по просьбе кн. Голицына).
  3. Начертание церковно-библейской истории (1816)
  4. Акафист Пресвятой Богородице (Приб. к твор. св. отцов, 1855, ч. XIV).
  5. Ежедневная молитва св. Филарета Московского (Дроздова). . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  6. Изъяснение о проклятии, наложенном от собора 1667 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1855, ч. XIV).
  7. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греч. 70 толковников и славянского переводов Св. Писания, сост. в 1845 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1858, ч. XVII, сост. в 1845 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1858, ч. XVII. М., 1858).
  8. Перевод Евангелия от Иоанна на рус. язык. СПб, 1819.
  9. Таблица чтения из Св. Писания, церковной и гражданской печати (изд. главн. правл. училищ. СПб, 1819).
  10. Толкование на 11 псалом (напис. в 1820 г. - Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1873).
  11. Собрание проповедей митр. Моск. Филарета, первое изд. СПб, 1820, последующие: СПб, 1821, 1822, 1835, 1844, 1845 (3 тома); 1847-1848 (I и II тома); 1861 (III том); 1873-1885 (посмертное издание) в пяти томах; изд. под заглавием: Сочинения Филарета, митр. Моск. и Коломенского.
  12. Исторические чтения из книг Ветхого Завета. СПб, 1822.
  13. Житие преп. и богоносного отца нашего Сергия, почерпнутое из достоверных источников, читанные (впервые) в Лавре его на всенощном бдении июля 4 в 1822 г. М., 1822.
  14. Христианский катихизис Православныя кафолическия восточныя греко-российския церкви. СПб, 1823 и доп. изд. 1828, 1839.
  15. Краткий катихизис Православныя кафолическия греко-российския церкви. СПб, 1824.
  16. Пушкин, от мечтаний перешедший к размышлению (стихотворение, написанное в ответ на стихи Пушкина «Дар напрасный…» в журнале «Звездочка», 1848, № 10).

Примечания

  1. Послужной список Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Московской епархии за 1867 год. // «Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского». Т. I., М., 1873, стр. VII.
Дата рождения: 21 марта 1935 г. Страна: Белоруссия Биография:

Почетный Патриарший экзарх всея Беларуси

Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 г. являлся потомственным дворянином. Отец, Варфоломей Александрович (1904-1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление учебника церковного пения для духовных школ награжден орденом св. князя Владимира II ст. Мать, Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981), и старшая сестра, Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997), также являлись педагогами московских музыкальных школ.

В 1953 г. окончил среднюю школу № 557 и параллельно музыкальную школу по классу хорового пения и контрабаса.

В 1957 г. окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

3 апреля 1959 г., на втором курсе академии, наместником архимандритом Пименом (Хмелевским) пострижен в монашество с именем Филарет в честь святого праведного Филарета Милостивого.

В 1961 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». Оставлен профессорским стипендиатом при Московской духовной академии. В ноябре того же года назначен преподавателем Московской духовной академии, а 14 декабря за Божественной литургией в крестовой церкви святого праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием рукоположен в сан иеромонаха.

В сентябре 1962 г. назначен старшим помощником инспектора Московской духовной академии; с июня 1963 г. — инспектор Московской духовной академии.

4 августа 1963 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. В том же году 8 октября Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита.

С сентября 1963 г. заведовал открытой при Московской духовной академии аспирантурой.

Наречен во епископа 23 октября 1965 г. в домовом храме . Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Троицком соборе . Богослужения совершили , архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), епископ Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев).

В 1961-1965 гг. — секретарь комиссии Священного Синода по христианскому единству.

Решением Священного Синода от 14 мая 1966 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и ректором Московской духовной академии.

28 ноября 1968 г. назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 16 декабря того же года включен в состав Комиссии по изучению вопроса о причислении к лику святых архиепископа Японского Николая. Посетил Японию.

С 6 сентября 1971 г. по 25 августа 1972 г. являлся временно управляющим Калининской епархией.

23 декабря 1980 г. назначен членом комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси.

Решением Священного Синода от 14 апреля 1981 г. назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода. 22 июля того же года назначен заместителем председателя комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.

19 декабря 1983 г. избран председателем общественной Комиссии по связям с религиозными кругами, выступающими за мир.

1 февраля 1984 г. освобожден от должности экзарха Западной Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндиии.

24 марта 1985 г. награжден памятной панагией с изображением Жировичской иконы Божией Матери. 4 июля 1988 г. награжден именной панагией за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси.

В 1988 г. на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом. 15 декабря 1988 г. вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР.

16 октября 1989 г. назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский».

Определением Священного Синода от 13 ноября 1989 г. освобожден, согласно поданному прошению, от обязанностей председателя ОВЦС с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе.

Определением Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г. — митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх всея Белоруссии.

В 1990-1995 гг. — депутат Верховного Совета Беларуси, член Комиссии по образованию, культуре и сохранению исторического наследия.

В 1990 г. избран членом Совета Белорусского отделения Международного фонда славянской письменности и славянских культур, председателем Комиссии Верховного Совета БССР по вопросам депутатской этики.

16 июля 1990 г. назначен председателем комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

С января по декабрь 1991 г. — народный депутат СССР.

С 18 февраля 1992 г. — митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, священноархимандрит Успенской Жировицкой обители.

28 декабря 1993 г. назначен председателем , образованной из Комиссии по вопросам христианского единства.

С 28 декабря 1996 г. по 17 июля 1997 г. являлся временно управляющим , с 28 февраля по 4 июля 2002 г. являлся временно управляющим .

Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам (кандидатское сочинение).

Отношение Русской Православной Церкви к Западным инославным Церквам. ЖМП. 1963, № 11.

Окончание учебного года в духовных школах. ЖМП. 1965, № 8.

Речь при наречении во епископа Тихвинского. ЖМП. 1965, № 12, с. 10-12.

Пребывание в Москве делегации Константинопольской Церкви. ЖМП. 1966, № 5, с. 12-17.

Приветственное слово участникам заседаний Рабочего комитета ХМК за обедом 3 июля 1967 года. ЖМП. 1967, № 8, с. 52-53.

С визитом дружбы (О поездке на о. Кипр в 1968 г.). ЖМП. 1969, № 1, с. 16-18.

Церковно-богослужебное почитание святых братьев Кирилла и Мефодия в России. (Доклад, прочитанный 8 мая 1969 г. в Софийской дух. академии им. св. Климента Охридского). ЖМП. 1969, № 6, с. 51-52; № 7, с. 41-46.

Московские духовные школы под руководством Святейшего Патриарха Алексия. ЖМП. 1970, № 2, с. 17-22.

Патриотический облик Святейшего Патриарха Алексия. ЖМП. 1971, № 4, с. 66-69.

О Филиокве (К дискуссии со Старокатолической Церковью). Доклад прочитан на заседании Межправославной богословской комиссии по диалогу со Старокатолической Церковью, проходившей в Бонне с 22 по 28 июня 1971 г. ЖМП. 1972, № 1, с. 62-75.

Слово при открытии 2-го богословского собеседования 12 декабря 1971 г. ЖМП. 1972, № 2, с. 53-55.

Слово на выпускном акте в Московских духовных школах 15 июня 1972 года. ЖМП. 1972, № 7, с. 11-12.

Богословская основа миротворческой деятельности Церкви. Богословские труды, 1971, сб. 7, с. 215-221.

Речь на приеме по случаю 10-летия интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. ЖМП. 1981, № 8, с. 9.

Доклад на Международной межрелигиозной встрече в Москве 1 октября 1981 г. ЖМП. 1981, № 12, с. 36-44.

Речь на IV заседании Смешанной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. ЖМП. 1981, № 12, с. 55.

Слово при вручении архиерейского жезла епископу Дюссельдорфскому Лонгину 11 октября 1981 г. ЖМП. 1982, № 1, с. 12.

Речь при открытии Всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». ЖМП. 1982, № 6, с. 4.

Доклад на встрече Глав и представителей Церквей и религиозных объединений в Советском Союзе, посвященной подведению итогов Конференции (Троице-Сергиева Лавра, 6 июля 1982 г.). ЖМП. 1982, № 9, с. 38.

Слово при вручении архиерейского жезла епископу Клименту (Капалину). ЖМП. 1982, № 10, с. 8.

Речь при открытии Всемирной конференции. ЖМП. 1982, № 11, с. 39.

Приветствие участникам VI Генеральной конференции АБКМ. ЖМП. 1982, № 12, с. 99.

Слово на открытии заседаний «круглого стола». ЖМП. 1983, № 5, с. 40.

Речь при вручении ордена св. князя Владимира Геральду Геттингу. ЖМП. 1983, № 8, с. 11.

Выступление на юбилейном экуменическом собрании в Томаскирхе г. Лепцига по случаю 500-летия со дня рождения Мартина Лютера 11 ноября 1983 года. ЖМП. 1984, № 3, с. 59.

Речь при вручении ему диплома доктора богословия «гонорис кауза». ЖМП. 1984, № 4, с. 54.

Вступительное слово на открытии конференции «круглый стол» 2 апреля 1984 г. ЖМП. 1984, № 6, с. 36.

Межрелигиозная миротворческая деятельность Русской Православной Церкви. (Доклад на симпозиуме Коллегии докторов Дебреценской реформатской академии 22 августа 1984 г.). ЖМП. 1985, № 3, с. 45.

Вступительное слово на открытии конференции «круглого стола» 11 февраля 1985 г. ЖМП. 1985, № 4, с. 37.

Приветственное послание молодым христианам из социалистических стран (прибывших на встречу в Суздаль). ЖМП. 1985, № 8, с. 58.

Выступление на встрече за «круглым столом» в Советском комитете солидарности стран Азии и Африки 9 октября 1985 года. ЖМП. 1986, № 5, с. 39.

Установление христианства на Руси (Речь при вручении диплома доктора богословия «гонорис кауза» на Евангелическом богословском факультете в г. Братиславе 14 июня 1985 г.). ЖМП. 1986, № 5, с. 64-68, № 6, с. 65-69.

Слово на торжественном акте, посвященном 40-летию ОВЦС (Москва, 28 марта 1987 г.). ЖМП. 1986, № 7, 20-21.

В единстве — сила: Интервью с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Экзархом всея Беларуси // Православная Москва. 1998, № 16-18.

Награды:

Церковные:

  • 1968 г. — орден Гроба Господня с частицей Животворящего Древа II ст. (Иерусалимская Православная Церковь);
  • 1969 г. — орден св. равноап. кн. Владимира II ст.;
  • 1971 г. — орден св. равноап. кн. Владимира I ст.;
  • 1982 г. — орден прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 1985 г. — орден св. равноапп. Марии Магдалины I ст. (Польская Православная Церковь);
  • 1985 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I ст. (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 1990 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского I ст.;
  • 2003 г. — орден прп. Андрея Рублева I ст.;
  • 2003 г. — орден св. прп. Нестора Летописца I ст. (УПЦ);
  • 2005 г. — орден прп. Серафима Саровского I ст.;
  • 2008 г. — ап. и ев. Марка (Александрийская Православная Церковь);
  • 2009 г. — свт. Иннокентия Московского I ст.;
  • 2013 г. — св. ап. Андрея Первозванного (УПЦ);
  • 2015 г. — свт. Алексия Московского I ст.;
  • 2015 г. — св. равноап. кн. Владимира I ст. (УПЦ);
  • 2018 г. — сщм. Владимира Хираско I ст. (Синодальный отдел религиозного образования и катехизации БПЦ);
  • 2018 г. — медаль в честь Марьиногорской иконы Божией Матери (Борисовская епархия БПЦ).

Светские:

Награды Республики Беларусь

  • 1995 г. — медаль Франциска Скорины, «за многолетнюю плодотворную деятельность по возрождению, сохранению, развитию духовного и культурного наследия белорусского народа»;
  • 1995 г. — грамота Верховного Совета Белоруссии, «за плодотворную государственную и общественную деятельность по возрождению, сохранению и развитию духовного и культурного наследия»;
  • 1998 г. — орден Отечества III ст., «за большой личный вклад в духовное возрождение белорусского народа»;
  • 2000 г. — почетная грамота Совета Министров Беларуси, «за большие заслуги по укреплению дружбы между народами, в честь празднования 2000-летия христианства и в связи с 65-летием со дня рождения».
  • 2003 г. — орден Франциска Скорины, «за большой вклад в духовное возрождение, укрепление дружбы между народами» (в связи с 25-летием архипастырского служения на Белой Руси);
  • 2005 г. — орден Дружбы народов, «за большой вклад в укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога»;
  • 2006 г. — Герой Беларуси, «за многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога»;
  • 2008 г. — орден Почета;

Награды РСФСР и Российской Федерации

  • 1988 г. — почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР, «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси»;
  • 2003 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» IV ст., «за большой вклад в возрождение духовно-нравственных традиций и укрепление дружбы и сотрудничества между народами»;
  • 2013 г. — Александра Невского;

Награды СССР

  • 1971 г. — почетная грамота Советского комитета защиты мира;
  • 1981 г. — почетная медаль Советского фонда мира, «за заслуги перед движением сторонников и борцов за мир, за большой личный вклад в дело укрепления мира между народами»;
  • 1982 г. — почетный знак Советского фонда мира;
  • 1985 г. — почетная медаль Советского комитета защиты мира «Борцу за мир»;
  • 1985 г. — почетная грамота Белорусского отделения Советского фонда мира;
  • 1985 г. — орден Дружбы народов;

Награды Польши

  • 1985 г. — медаль ХОА «Блаженны миротворцы»;
  • 1987 г. — командор ордена Заслуги;
  • 1988 г. — премия общества «Пакс» им. Болеслава Пясецкого, «за активные труды на ниве экуменического и миротворческого делания»;

Звания почетного гражданина

  • 2003 г. — почетный гражданин г. Минска;
  • 2004 г. — почетный гражданин г. Полоцка;
  • 2013 г. — Минской области;

Почетные ученые степени:

  • 1970 г. — почетный член Ленинградской духовной академии;
  • 1974 г. — почетный член Московской духовной академии;
  • 1982 г. — почетный доктор богословия Прешовского богословского православного факультета (ЧССР);
  • 1983 г. — почетный доктор богословия богословского факультета университета им. Мартина Лютера (Галле, ГДР);
  • 1985 г. — почетный доктор богословия и золотая докторская цепь Словацкого евангелического богословского факультета (Братислава, ЧССР);
  • 1986 г. — почетный доктор богословия богословского факультета им. Яна Амоса Коменского (Прага);
  • 1993 г. — почетный доктор Белорусского государственного университета;
  • 2001 г. — почетный доктор Гродненского государственного медицинского университета;
  • 2002 г. — почетный доктор богословия Свято-Владимирской духовной академии и докторский крест (Крествуд, Нью-Йорк, США);
  • 2002 г. — почетный профессор Витебского государственного университета;
  • 2003 г. — почетный доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института (Париж);
  • 2007 г. — почетный доктор Христианской богословской академии в Варшаве;

Иные награды

  • 1978 г. — почетная медаль Национального совета Национального Фронта ГДР;
  • 1985 г. — золотая медаль им. Отто Нушке — высшая награда Христианского-Демократического Союза Германии;
  • 1985 г. — знак Общества польско-советской дружбы «За братскую помощь и сотрудничество»;
  • 1985 г. — золотая медаль Чехословацкого общества международных связе, «за заслуги в развитии дружбы и сотрудничества между народами Чехословакии и СССР»;
  • 2007 г. — ежегодная премия Фонда им. благоверного князя Константина Острожского (Польша);
  • 2013 г. — государственный Украины «За заслуги» III ст.
Web-сайт: www.church.by

Публикации на портале Патриархия.ru

Выступление митрополита Филарета на открытии конференции «Крещение Руси в судьбах Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути» (Минск, 6 июня 2013 г.) [Приветствия и обращения]

Обращение митрополита Минского Филарета к участникам конференции «Значение Миланского эдикта в истории европейской цивилизации и актуальные вопросы отношения Церкви и государства в современных условиях» [Приветствия и обращения]

Свидетельство: путь от молчания к слову и от слова к безмолвию. Доклад митрополита Минского Филарета на XII Международных Успенских чтениях [Статья]

Его родитель - Михаил Фёдорович - женился 10 января 1782 года на Евдокии Никитичне, которой ещё не было полных 16 лет; 6 февраля того же года был поставлен диаконом Успенского собора, но жил вначале у своего тестя, при Богоявленской церкви, где и родился младнец. Василий Дроздов, нареченный в честь свт. Василия Великого , родился на 2 недели ранее срока; крещён в Богоявленской церкви 1 января , в день памяти означенного святого. В феврале семья перехала в дом (ныне ул. Толстикова, 52) при церкви Троицы, что в Ямской Слободе, к которой был определён священником отец Михаил.

Отец Михаил также преподавал в Коломенской семинарии и им была собрана богатая домашняя библиотека. Когда наступило время обучать отрока Василия грамоте, он переселился в дом своих родителей.

Вскоре, проявив изрядные способности в изучении языков и риторики , обратил на себя внимание устроителя и патрона семинарии митрополита Платона (Левшина) , который проявлял к Дроздову явное благоволение и покровительство. Окончил семинарию в ноябре и был назначен преподавателем греческого и еврейского языков. В Дроздов стал учителем поэзии; с – высшего красноречия и риторики.

Монашеский постриг

Хиротония и ректорство

Епископство

На Московской кафедре

Русский перевод Священного Писания

Во время работы в Санкт-Петербургской Духовной академии им был начат труд всей его жизни, связанный с переводом на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Кончина

Незадолго до смерти Святителю во сне явился отец, сказавший ему: береги 19-е число. С тех пор Святитель 19-го числа каждого месяца старался обязательно служить Литургию .

Прославление и открытие мощей

В последние годы святительства митрополит Филарет пользовался огромным авторитетом в Церкви; память его была почитаема по смерти. В 1883 году в Москве праздновался столетний юбилей со дня рождения московского владыки. Основные торжества проходили в Чудовом монастыре в Кремле .

Оценка современников

Примечания

Некоторые труды

  1. Молебное пение об избавлении Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков, 1814.
  2. Разговор между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко-российской церкви с присовокуплением выписки из окружного послания Фотия, патриарха Цареградского, к восточным патриаршим престолам. СПб, 1815 (по просьбе кн. Голицына).
  3. Начертание церковно-библейской истории (1816)
  4. Акафист Пресвятой Богородице (Приб. к твор. св. отцов, 1855, ч. XIV).
  5. Изъяснение о проклятии, наложенном от собора 1667 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1855, ч. XIV).
  6. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греч. 70 толковников и славянского переводов Св. Писания, сост. в 1845 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1858, ч. XVII, сост. в 1845 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1858, ч. XVII. М., 1858).
  7. Перевод Евангелия от Иоанна на рус. язык. СПб, 1819.
  8. Таблица чтения из Св. Писания, церковной и гражданской печати (изд. главн. правл. училищ. СПб, 1819).
  9. Толкование на 11 псалом (напис. в 1820 г. - Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1873).
  10. Собрание проповедей митр. Моск. Филарета, первое изд. СПб, 1820, последующие: СПб, 1821, 1822, 1835, 1844, 1845 (3 тома); 1847-1848 (I и II тома); 1861 (III том); 1873-1885 (посмертное издание) в пяти томах; изд. под заглавием: Сочинения Филарета, митр. Моск. и Коломенского.
  11. Исторические чтения из книг Ветхого Завета. СПб, 1822.
  12. Житие преп. и богоносного отца нашего Сергия, почерпнутое из достоверных источников, читанные (впервые) в Лавре его на всенощном бдении июля 4 в 1822 г. М., 1822.
  13. Христианский катихизис Православныя кафолическия восточныя греко-российския церкви. СПб, 1823 и доп. изд. 1828, 1839.
  14. Краткий катихизис Православныя кафолическия греко-российския церкви. СПб, 1824.
  15. Пушкин, от мечтаний перешедший к размышлению (стихотворение, написанное в ответ на стихи Пушкина "Дар напрасный..." в журнале "Звездочка", 1848, № 10).

Литература

  • Прот. Александр Смирнов. Детство, отрочество, юность, годы ученья и учительства в Троицкой Лаврской семинарии Митрополита Филарета . М., 1893.
  • Филарет, митр. Московский. 1867-1917 гг. // Сборник статей к годовщине 50-летия со дня кончины Филарета, митр. Московского. Сергиев Посад, 1918;
  • Беляев С. В память вечную будет праведник... : Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония : Журнал Московской Патриархии . М., 1996, № 12, стр. 57-67.
  • Яковлев А. И. Светоч Русской Церкви: Жизнеописание святителя Филарета (Дроздова) митрополита Московского и Коломенского. (К 225-летию со дня рождения свт. Филарета). Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007.
  • Зубов В. П. Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди. - Эдиториал УРСС, 2001. - 232 с. - ISBN 5-8360-0292-4.

Ссылки

  • Наследие свт.Филарета, библиография изданных трудов, житие и прочие материалы.
  • Владислав Цыпин. Митрополит Филарет и Московские Духовные школы .
  • Рыбаков Д. . ЧАСТЬ 1
  • Рыбаков Д. МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) КАК УЧЕНЫЙ-БИБЛЕИСТ, ИЕРАРХ И ПРОПОВЕДНИК . ЧАСТЬ 2
  • Доклады, прочитанные в день памяти свт. Филарета в г. Коломна
  • Константин Гаврилкин. МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) И ЕВРЕИ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне. Отец и мать святителя происходили из потомственного духовенства. 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его душу несказанной радостью.

В начале 1802 года Василий был назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился сострадательной любви к ближним, познавал немощь и тленность телесной природы человека, его душа навыкала постоянно памятовать о смерти.

В апреле того же года на него было возложено новое послушание - проповедование в Трапезной церкви преподобного Сергия.

На талантливого студента обратил внимание митрополит Московский Платон (Левшин, + 1812 г.), в ту пору проводивший большую часть времени поблизости от Лавры - в Вифанском скиту.

По окончании курса в августе 1806 года будущий святитель был назначен на вакансию учителя поэзии.

Тогда же митрополит Платон поставил его лаврским проповедником. Сам знаменитый проповедник, он признавал превосходство гомилетического дара своего любимца над его собственным. «Я пишу по-человечески, - говорил великодушный архипастырь, - а он пишет по-ангельски».

Поглощенность преподавательским и проповедническим послушанием не приглушала молитвенности юного учителя. Мир тяготил его.

16 ноября 1808 года будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого. Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона.

Новопостриженный иеродиакон всю жизнь собирался провести в Лавре Живоначальной Троицы. Но в связи с преобразованием духовных школ Комиссия духовных училищ затребовала в северную столицу самых способных преподавателей из разных учебных заведений. Из Троицкой семинарии вызван был иеродиакон Филарет.

В Петербурге открывалась новая, реформированная академия. Старая же академия была обращена в семинарию. Ее инспектором и бакалавром философского класса назначили отца Филарета.

В феврале 1810 года иеромонаха Филарета перевели из семинарии и училища в преобразованную Петербургскую академию бакалавром богословских наук с преподаванием заодно и церковной истории.

С 1810 по 1817 годы он разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в академии. Святитель Филарет первым в Петербургской академии начал читать лекции на русском языке.

В Петербурге иеромонах Филарет много проповедовал. Его проповеди обратили на себя внимание столицы; о нем заговорили в придворных кругах как о новом ярком светиле.

11 марта 1812 года Синод назначил его ректором академии и профессором богословских наук; и вскоре после этого он был определен настоятелем древней обители - новгородского Юрьева монастыря. В 1812 году на Россию обрушились бедствия Наполеоновского нашествия. Вместе со всем духовенством архимандрит Филарет жертвовал из своего жалования на военные нужды. Через три года после окончания Отечественной войны архимандрит Филарет по поручению Синода составил благодарственное молебствие о спасении Отечества, которое стало совершаться ежегодно в день Рождества Христова.

Духовное состояние русского общества в александровскую эпоху было тревожным. С одной стороны, бедствия, пережитые Россией в Отечественную войну, углубили религиозные настроения. Но с другой стороны, в своих духовных исканиях люди, отставшие от основных начал русской жизни, нередко обращались не к вере своих предков, а к книгам западных богословов и мистиков.

Архимандрит Филарет видел заблуждения своих современников, но не верил в пользу и надежность суровых запретительных мер, не торопился вязать и осуждать. От заблуждения он всегда отличал человека заблуждающегося, и с доброжелательством относился он ко всякому искреннему движению человеческой души. В самих мистических мечтаниях он чувствовал подлинную духовную жажду, духовное беспокойство, которое потому только толкало на незаконные пути, что «недовольно был устроен путь законный...»

Вот почему он принял горячее участие в деле перевода Библии на русский язык.

Ответственность за перевод Библии была возложена Синодом на Комиссию духовных училищ, и персонально на архимандрита Филарета. Святитель сам подобрал переводчиков. На себя он взял перевод святого Евангелия от Иоанна. Им были составлены и «Правила» для перевода. В 1819 году перевод Четвероевангелия был завершен и напечатан. Но на этом труды святителя по переводу Священного Писания не закончились.

Он был глубоко убежден в том, что перевод нужен для утоления «глада слышания слова Божия». Но он хорошо понимал и то, что утолить этот голод может лишь полноценный доброкачественный перевод, а не скороспелые опыты.

5 августа 1817 года по постановлению Святейшего Синода в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Филарета во епископа Ревельского, викария Петербургской епархии.

15 марта 1819 года епископ Филарет был переведен на самостоятельную Тверскую кафедру с возведением в сан архиепископа и назначением членом Синода. В Твери он часто совершал богослужения: и в соборном храме, и в приходских церквах; за богослужениями неустанно проповедовал.

Много времени он проводил в разъездах по обширной епархии. Как-то, во время одной из таких поездок, архиепископ Филарет спросил ямщика, как называется село, через которое лежала дорога. «Село Нехорошее», - ответил ямщик. «Все же тут, чай, найдутся и хорошие люди?» - «Вестимо, что найдутся. А не то Бог не потерпел бы и села». - «Вот, - промолвил он в заключение своей беседы со мной, пишет его биограф, - я хотел поучить ямщика, а вышло наоборот - ямщик меня наставил».

В 1821 Промысл Божий судил архиепископу Филарету занять кафедру первосвятителей Московских.

В мае 1823 года был напечатан его «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Книга расходилась нарасхват, и уже до исхода 1823 года понадобилось выпустить второе издание. «Катехизис» был переведен на греческий, английский и другие языки.

В 1824 году недоброжелатели святителя хлопотали о его удалении из Москвы. Когда по Москве распространился слух о предстоящем перемещении его в Тифлис (Тбилиси), он не смутился. «Монах, как солдат, - говорил он, - должен стоять на часах там, где его поставят; идти туда, куда пошлют». - «Неужели, владыка, - воскликнула одна барыня, - вы поедете в эту ссылку?» - «Ведь поехал же я из Твери в Москву», - сказал ей в ответ владыка. Слух, однако, оказался ложным.

В 1826 году московский святитель был возведен в сан митрополита.

В 1836 году обер-прокурором Синода был назначен граф Н.А. Протасов. Протасов усвоил убеждение во всесильных возможностях канцелярского способа управления, во всемогуществе приказа. И члены Синода скоро почувствовали на себе его тяжелую руку.

И только бестрепетный московский владыка умел поставить строптивого обер-прокурора на место. Однажды, вскоре после назначения на обер-прокурорскую должность, Протасов, явившись в присутствие Синода, уселся в архиерейское кресло. Митрополит Филарет обратился к нему с вопросом: «Давно ли, Ваше сиятельство, получили хиротонию?» Протасов ничего не понял. «Давно ли посвящены в священный сан?» - повторил святитель и объяснил, что за столом, за который он уселся, восседают члены Синода. «Где же мое место?» - спросил Протасов. И митрополит Филарет указал ему его место: стоящий в сторонке обер-прокурорский стол.

В 1832 году митрополит Филарет, по поручению Синода, составил «Сказание об обретении честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях».

Серьезное столкновение между митрополитом Филаретом и обер-прокурором Протасовым произошло в 1842 году, когда Московский архипастырь вместе с соименным ему Киевским митрополитом высказались в Синоде за возобновление перевода Библии. Митрополит Серафим не поддержал своих собратий; за этим последовало увольнение от присутствия в Синоде обоих иерархов, с оставлением за ними членства в Синоде.

Пребывая после этого безотлучно в Московской епархии, митрополит Филарет продолжал, однако, участвовать в деятельности Синода, откуда ему высылались бумаги на отзыв. Более того, обер-прокурор Н. А. Протасов, виновник удаления святителя из Петербурга, сам нередко приезжал к нему в Москву за советом и постоянно вел с ним деловую переписку.

Авторитет митрополита Филарета рос и помимо его участия в решении синодальных дел. За наставлениями к нему приезжали архиереи со всей России. Посещая Москву, каждый иерарх считал своим долгом навестить «всероссийского архипастыря».

Особую заслугу митрополит Филарет проявлял о людях, насильственно отторгнутых или по заблуждению самовольно отделившихся от Православия. Он принял деятельное участие в воссоединении униатов с Православной Церковью. Святитель был введен в состав комитета по униатским делам и составил записку, которая послужила руководством для проведения подготовительных мер к воссоединению.

Непреходящей печалью святителя был старообрядческий раскол, расторгший духовное, религиозное единство русского народа. В стремлении к уврачеванию печального разделения он в 1834 году составил «Беседы к глаголемому старообрядцу». Эта книга митрополита Филарета, его многочисленные записки по старообрядческому вопросу, его миссионерские усилия не остались без благих плодов. В 1865 году под влиянием его увещаний к Православной Церкви на условиях единоверия присоединились епископы Белокриницкого согласия: Браиловский Онуфрий, Коломенский Пафнутий, Тульский Сергий и Тульчинский Иустин.

Святитель не оставался безучастным и к судьбе западного христианского мира. О духовном состоянии инославных церквей он судил с мудрой осторожностью и взвешенностью, с непоколебимой верой в истину Православия и христианской любовью.

Его биограф так передает слова, сказанные им незадолго до кончины: «Всякий во имя Троицы крещеный есть христианин, к какому бы он ни принадлежал исповеданию. Истинная вера одна - Православная; но и все христианские верования - по долготерпению Вседержителя - держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви - не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души - в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Ученые богословы встречаются во всех христианских народах, и благочестивые люди бывали и будут как в Греко-кафолической, Православной Церкви, так и в Римско-католической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан, а скорбит о заблуждающихся и молится «о соединении всех»«.

Великий архипастырь, столп Русской Церкви, митрополит Филарет был еще и одним из столпов Российского государства. К его опытности и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Ни одно из важных политических событий не оставляло его равнодушным.

Имя митрополита Филарета тесно связано с реформой 1861 года - освобождением помещичьих крестьян от крепостной зависимости. Именно на него пал выбор, когда понадобилось составить обращение царя к народу - «Манифест». Написанный святителем «Манифест» был обнародован 19 февраля, послужив умиротворению крестьян, возбужденных ожиданием больших перемен.

При всем своем законопослушании и готовности повиноваться самодержцу, святитель отказывался исполнять царские повеления, когда они противоречили его христианской совести. В 1829 году Николай I в память об Отечественной войне приказал воздвигнуть в Москве Триумфальные ворота. Митрополит Филарет совершил молебен на основание памятника. Когда же ворота были сооружены и государь пожелал, чтобы Московский архипастырь освятил их, бесстрашный святитель отказался сделать это, заявив, что «служителю Бога истинного невозможно освящать и окроплять святой водой изваяния, представляющие языческие лжебожества». Императору доложили об отказе митрополита и передали его слова, Николай I не без иронии заметил: «Я не Петр Великий, он не Митрофан». Народ, однако, увидел в этом поступке архипастыря повторение исповеднического подвига святителя Митрофана Воронежского.

Почти полвека митрополит Филарет управлял Московской епархией. Узы обоюдной христианской любви между архипастырем и паствой особенно укрепились после холеры, обрушившейся на Москву в 1830 году. Не сомневаясь в пользе медицинских средств, митрополит Филарет, однако, больше, чем на земных врачей, полагался на молитву и милосердие Небесного Врача душ и телес. Он распорядился совершать крестные ходы с молебным пением. В Кремле сам митрополит вместе с братией Чудова монастыря под открытым небом на коленях молился о прекращении моровой язвы.

На закате земной жизни святителя больше, чем повальный мор, тревожила другая народная беда - повсеместное распространение пьянства.

Благоговейный служитель алтаря, митрополит Филарет своей важнейшей архиерейской обязанностью считал совершение Литургии. Даже в пору немощной старости он служил всякое воскресенье, если только болезнь не приковывала его к одру. Несмотря на тихий голос, его служение было исполнено молитвенности и красоты. После богослужения, сколько бы ни было в храме прихожан, он благословлял всех, осеняя каждого неспешным крестным знамением. Большую радость доставляло святителю освящение храмов; за полувековое служение в Москве он освятил не один десяток новозданных церквей.

Почти за каждым богослужением святитель произносил проповедь. Произносил он их тихим, слабым голосом, почти никогда не импровизировал, не говорил наизусть, а читал по бумаге. Наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) однажды спросил святителя: «Отчего не беседуете вы с народом в храме без приготовления? И в обыкновенном вашем разговоре каждое ваше слово хоть в книгу пиши..,» - «Смелости не достает», - со смирением ответил великий проповедник, которому дан был от Бога редкий дар слова.

В управлении епархией митрополит Филарет не придавал особенно важного значения формальным резолюциям. В судебных решениях, которые ему приходилось принимать как епархиальному архиерею, святитель всегда был справедлив, и по рассмотрении, в одних случаях снисходителен и милостив, а в других - строг и неумолим, руководствуясь при этом не пристрастием, а заботой о благе Церкви и о пользе человеческих душ.

Особенно пристально он наблюдал за состоянием Московской духовной академии. Без его ведома в академии не совершалось никакого важного дела. По его благословению и под его надзором профессора академии принялись за исключительно важный труд - перевод творений святых отцов на русский язык.

Любимым детищем святителя был Гефсиманский скит, устроенный в 1844 году по почину наместника Лавры архимандрита Антония. При освящении скитского храма митрополит Филарет облачился в ризу преподобного Сергия. Святитель так полюбил Гефсиманию, что она казалась ему раем земным, лучшей обителью на свете.

Высокие иноческие подвиги современников, проявления святости вызывали у митрополита Филарета глубокий интерес и благоговение. Он был почитателем преподобного Серафима, об удивительном житии которого чаще всего узнавал из бесед с архимандритом Антонием, высоко ценил он духовную мудрость Саровского старца. «Прекрасен совет отца Серафима, - писал он, - не бранить за порок, а только показывать его срам и последствия. Молитвы старца да помогут нам научиться исполнению».

Многие изречения митрополита Филарета, сказанные в беседах с посетителями, поражают глубиной мудрости и силой слова. Один из собеседников в разговоре о частых падениях философически заметил: «Как быть? Дух бодр, да плоть немощна!» - «Не наоборот ли бывает, - возразил митрополит, - плоть бодра, а дух немощен».

День святителя начинался обыкновенно задолго до рассвета утренним правилом и совершением богослужения или молитвенным участием в нем. После литургии пил чай - и начинались служебные занятия: доклады секретаря и служащих в консистории, прием посетителей; между вторым и третьим часом легкий обед; потом час или два отдыха, который заключался в чтении книг, газет и журналов; и опять дела - доклады, служебная переписка.

Домашняя обстановка его и в Троицком подворье в Лаврских покоях была проста и скромна. Людские похвалы, которые доходили до слуха святителя, он считал вредными для души и укорял тех, кто обращался к нему словами хвалы, даже и искренно сказанными. «Сделайте милость, - писал он, - не говорите мне о моем смирении, которого я не достиг, и не прилагайте мне имен, которые понести я недостоин».

17 сентября 1867 года митрополит Филарет по окончании ранней Литургии в лаврской крестовой церкви сказал своему духовнику архимандриту Антонию: «Я ныне видел сон, и мне сказано: береги 19 число». - «Владыко святый! Разве можно верить сновидениям и искать в них какого-нибудь значения?» - усомнился отец Антоний. Но святитель с твердой уверенностью проговорил: «Не сон я видел - мне явился родитель мой и сказал мне те слова. Я думаю с этого времени каждое 19 число причащаться Святых Тайн». 19 октября, причастившись в домовой церкви, он опять отбыл в Гефсиманию и, попрощавшись с ней навсегда, возвратился в Москву на Троицкое подворье. В эти дни он никому не отказывал в приеме, но желающим его навестить еще раз говорил, чтобы они приходили до 19 ноября.

За два дня до исхода святитель почувствовал себя бодрее обыкновенного и сам разгадал причину внезапно наступившего улучшения: «Перед кончиной, - сказал он, - старые люди всегда чувствуют себя свежее и легче». 19 ноября 1867 года, в воскресенье, митрополит Филарет совершил Литургию в Троицком подворье. После службы принимал посетителей. Проводив гостей, архипастырь перешел в кабинет заниматься делами. Келейнику, который несколько часов спустя пригласил его обедать, он сказал: «Погоди немного. Я позвоню». Но звонка не последовало. Тогда обеспокоенный келейник вошел в кабинет. Митрополита там не оказалось. Из кабинета он поспешил в боковую комнату - и там увидел архипастыря на коленях около умывальника.

Святитель был бездыханен. Умыв лицо свое, он испустил дух.

Отпевание Московского архипастыря совершилось 25 ноября в трапезной церкви Чудова монастыря. Мощи святителя Филарета покоятся в Троице-Сергиевой Лавре, вместе с мощами святителя Иннокентия Московского.

Великий молитвенник и постник, святитель Филарет подвигом всей жизни стяжал благодатные дары Святого Духа, которые являлись через него людям.

В одном дворянском семействе брат и сестра не сходились во мнении о митрополите Филарете. Сестра почитала его за прозорливца, а брат высказывался о нем скептически. Однажды брат вознамерился обманом испытать его прозорливость. Он переоделся в бедное платье и отправился на Троицкое подворье. Митрополиту он сказал, что его постигло несчастье - сгорела усадьба - и попросил о помощи. Святитель вынес ему деньги со словами: «Вот вам на погоревшее имение». Вернувшись домой, он с похвальбой рассказал сестре об обмане, чем огорчил ее. А на другой день из его деревни пришло известие о пожаре. Пораженный этим событием, погорелец отправился на Троицкое подворье просить прощения у святителя.

Еще при земной жизни митрополита Филарета многие из болящих и отчаявшихся в помощи врачей искали чрез него, чрез его благословение и молитву всесильной помощи от Бога.

Дочь одного московского диакона была при смерти. Несчастный отец, отправляясь в церковь, где должен был сослужить митрополиту Филарету, простился с ней, не надеясь уже застать ее в живых. Перед Литургией диакон попросил святителя помолиться об умирающей дочери. Святитель сказал: «Мы вместе с тобой помолимся», - и вынул за нее часть просфоры. «Не унывай, Господь милосерд», - промолвил он, благословляя диакона по совершении Литургии. Дома диакон, к великому изумлению и несказанной радости, застал дочь вне опасности. Вскоре она совершенно выздоровела.

У московского купца случилось воспаление в руке и врачи решили отнять ее. Накануне операции к жене больного пришла знакомая старообрядка. Узнав о тяжелом состоянии купца, она с насмешкой сказала: «Почему же вы не обратитесь к вашему митрополиту, ведь вы почитаете его за святого». Злую издевку жена купца приняла за вразумление и тотчас отправилась к святителю просить его помолиться о тяжко страждущем муже. Митрополит Филарет, выслушав просьбу, вызвал к себе их приходского священника и велел ему причастить больного и 40 дней поминать его о здравии за Литургией. Вечером того же дня больной увидел во сне митрополита, благословляющего его. На другой день, после того, как купец причастился, к нему приехали доктора делать операцию, но с немалым удивлением они увидели решительную перемену в состоянии больного, и нужда в операции отпала.

Один крестьянин по пути в Москву сбился с дороги и, не находя ее по случаю сильной метели, в изнеможении упал. Но вот он видит приближающуюся к нему тень и, полагая, что это какой-нибудь зверь хочет его растерзать, он начинает молить Бога о прощении грехов своих и призывает на помощь всех святых. По приближении тени он видит старца небольшого роста в черной рясе и шапочке, который спрашивает его: «Кто ты и откуда?» И когда крестьянин объяснил ему все подробно, старец берет его за руку, говоря: «Что ты так упал духом, встань, я доведу тебя до селения». Крестьянин, чувствуя, что его силы обновились, встал, и они вдвоем легко дошли до селения. Дошедши старец и говорит: «Оставайся, Господь с тобою, теперь ты вне опасности». Крестьянин со слезами благодарности, упав на колени, спрашивает: за кого он должен молиться. Старец говорит. «Молись за Филарета Московского», и с этими словами стал невидим.

Долго потом ходил этот человек в Москве по разным монастырям, стараясь отыскать своего избавителя и, хотя находил монашествующих этого имени, но не узнавал в них своего помощника. Прожив в Москве несколько дней, он уже собрался в обратный путь. Проходя мимо Никольских ворот Кремля, он встречается с неизвестным купцом, который, видя его печальным и полагая, что он нуждается в пособии, намеревался подать ему милостыню, но тот не принял ее. На вопрос незнакомца о причине его скорби он рассказал о случившемся. Выслушав его рассказ, незнакомец говорит: «Вероятно, тебя спас наш митрополит», и указал ему дорогу на Троицкое подворье, куда крестьянин отправился немедленно и пришел в то самое время, когда владыка, возвратясь из Синодальной конторы, выходил из кареты. Крестьянин тотчас узнал его и, кинувшись на колени, воскликнул: «Вот мой избавитель!» Владыка велел ему замолчать и следовать за собою в комнаты, где крестьянин рассказал ему все подробно. Выслушав его, Владыка сказал: «Не приписывай этого мне, но молись преподобному Сергию - это он тебя сохранил». При этом Владыка дал ему образок преподобного Сергия.

Память святителю Филарету, канонизированному в 1994 году, совершается 19 ноября - в день блаженной кончины.


В сборник входят избранные письма митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова, 1782-1867), - выдающегося церковного деятеля, проповедника, пастыря и молитвенника Русский Церкви, почти полвека возглавлявшего московскую кафедру.

Переписка великого архипастыря со своими современниками, лишь небольшая часть которой публикуется в книге, разнообразно богата духовными рассуждениями, в которых и сегодняшний читатель найдет для себя ответы на многие вопросы духовной жизни. Некоторые письма полностью публикуются впервые.

Пространный Катехизис

Православный Катихизис есть «наставление в православной вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души», изложенное святителем Филаретом в ясной доступной форме, исключающей всякое превратное толкование.

На простые вопросы о нашей вере мы подчас даем нечеткие ответы, нередко граничащие с ересью, а ведь искаженное понимание догматов веры может привести к опасным искажениям и в духовной жизни. Поэтому Катихизис рекомендуется не только вдумчиво читать, но и заучивать наизусть.

Слова и речи. Том 1

Настоящее издание является репринтным воспроизведением первого тома сборника «Сочинения Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и Речи. М., 1873-1885».

Издание имеет целью представить читателю относительно полное собрание всех его слов и речей от начала его проповеднической деятельности, которые раскрывают всю полноту и разнообразие его воззрений на предметы веры и христианской нравственности. В первый том вошли слова и речи, произнесенные с 1803 года, с начала церковной деятельности святителя, до 1821 года - вступления в управление московской паствой.

Слова и речи. Том 2

Настоящее издание является репринтным воспроизведением второго тома сборника «Сочинения Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и Речи. М., 1873-1885».

Издание имеет целью представить читателю относительно полное собрание всех его слов и речей от начала его проповеднической деятельности, которые раскрывают всю полноту и разнообразие его воззрений на предметы веры и христианской нравственности. Во второй том вошли слова и речи, произнесенные святителем с 1821 по 1826 год.

Слова и речи. Том 3

Настоящее издание является репринтным воспроизведением третьего тома сборника «Сочинения Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и Речи. М., 1873-1885».

Издание имеет целью представить читателю относительно полное собрание всех его слов и речей от начала его проповеднической деятельности, которые раскрывают всю полноту и разнообразие его воззрений на предметы веры и христианской нравственности. В третий том вошли слова и речи, произнесенные святителем с 1826 по 1836 год.

Слова и речи. Том 4

Настоящее издание является репринтным воспроизведением четвертого тома сборника «Сочинения Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и Речи. М., 1873-1885».

Издание имеет целью представить читателю относительно полное собрание всех его слов и речей от начала его проповеднической деятельности, которые раскрывают всю полноту и разнообразие его воззрений на предметы веры и христианской нравственности. В четвертый том вошли слова и речи, произнесенные святителем с 1836 по 1848 год.

Слова и речи. Том 5

Настоящее издание является репринтным воспроизведением пятого, заключительного тома сборника «Сочинения Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и Речи. М., 1873-1885».

Издание имеет целью представить читателю относительно полное собрание всех его слов и речей от начала его проповеднической деятельности, которые раскрывают всю полноту и разнообразие его воззрений на предметы веры и христианской нравственности. В пятый том вошли слова и речи, произнесенные с 1849 по 1867 годы.

Учение о семейной жизни

Вопросы существенной важности, имеющие без сомнения живой интерес, например, - о браке, девстве, отношениях супругов, о направлении в воспитании и образовании детей, взаимных отношениях членов семьи, значении семейных начал для общества и государства, - решаются в настоящее время различным образом, иногда, по-видимому, и на почве христианской, но далеко не в истинно христианском и библейском духе; и понятно - односторонние и неправильные воззрения оказывают вредное влияние на саму жизнь.

Между тем, семейные начала, согласные с духом библейско-христианского учения, неизмеримо высоки, чисты и совершенны; нужно только, по возможности, понять, уяснить, «верно выразуметь» их полное значение и благотворность. И в этом отношении не бесполезно познакомиться с учением о семейной жизни великого иерарха нашей Русской Церкви, святителя Филарета, митрополита Московского.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: