Братья каин и авель. Каин и Авель – библейские герои

Дорогие братия и сестры, в дни Великого поста на богослужении Часов и В ечерни мы слышим так называемые паремии, т. е. чтения из книг Ветхого Завета. Среди проч их историй, пророчеств и назиданий, мы услышали историю о том, как Каин убивает своего младшего брата Авеля.

Из этого рассказа каждый отчетливо видит и осознает, что старший брат совершает страшный грех, братоубийство, но помимо этого, важно заметить, что убийство здесь это лишь следствие и результат другого греха, хоть и меньшего, но ведущего к гораздо большим падениям, и в конце концов к погибели. Убийство стало следствием зависти.

Каин позавидовал своему брату, казалось бы не в современном понимании «позавидовать», ведь предметом его зависти было не благосостояние, не здоровье или успех в личной жизни… он позавидовал тому, что Господь принял чистосердечную, принесенную с любовью Ему жертву Авеля, а формальную, без сердечного участия, жертву Каина отверг.

Однако Каин был не первым, кто испытал зависть в сотворенном мире, и, тем самым, погубил не только свою, но и чужую жизнь. Этим пороком он подражал дьяволу, ведь именно дьявол - первенец чувства зависти, именно он, позавидовав Богу, спал с небес, а, позавидовав человеку, ввел его в смертный грех. Люди же, в свою очередь, позавидовали Христу и распяли Его… и в Священном Писании это далеко не все примеры трагедий человечества, причиной которых было безумие зависти, царящее в человеческом уме и сердце.

Рассматриваемое нами ветхозаветное чтение говорит о лютой зависти и ее последствии ни в коем случае не ради призыва осудить Каина, и не для того, чтобы мы испытали жалость к младшему брату Авелю. Церковь предлагает нам прочувствовать эту трагедию, посмотреть на нее не как в далекое, ветхозаветное прошлое, но как в зеркало, в котором видна вся наша жизнь.

Наша же личная трагедия в том, что редко кто в этих строках видит самого себя, редко кто видит свою повседневную жизнь исполненной зависти, мы привыкли прикрывать свою зависть и укореняться в ней, а она в это время, по словам святого Василия Великого «истлевает душу подобно тому, как ржавчина изъедает железо…». Мы же, не замечая этого, привыкли думать, что мы никому никогда не завидуем, а если и завидуем, то, так называемой, «белой завистью», да и то совсем в незначительной степени. В той степени, которая, как нам кажется, никак не повредит нашей духовной жизни.

Апостол Павел в своем послании к Римлянам призывает христиан «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Рим. 12, 15), и это ориентир братолюбия для каждого из нас. Но кто из нас может с чистым сердцем сказать, что он скорбит вместе со своим собратом о его неудаче, если косвенно эта неудача возвышает нас над ним или просто показывает наше превосходство? Кто радуется, если наш близкий преуспел в каком-либо общем деле более, чем мы? Мало кто, даже из христиан, лишен зависти, и здесь она переворачивает с ног на голову Евангельские ценности – завистливый человек, наоборот, скорбит о благополучии и радости ближнего, а видя его печаль или неудачу – радуется.

Каждому человеку, а тем более христианину, необходимо осознать, что зависть встает серьезной преградой между человеком и Богом, она завладевает человеческим сердцем и не способствует умножению любви, но, наоборот, уничтожает ее, ведет к распрям, нестроениям, соперничеству, чувству несправедливости, воровству, длительной вражде и даже к убийствам.

Пример крайне безумного состояния души человека, который, находясь в плену страсти, не способен к осознанию своей вины, это все тот же Каин, с которого мы начали наше рассуждение. Ведь он не просто завидует, он убивает родного брата и, когда уже все становится известно, принимая наказание от Бога, Каин возражает Ему, считая, что Господь наказывает его сверх его сил… Вместо покаяния, омраченное сердце Каина заставляет сказать Богу: «наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт. 4, 13). Справедливое наказание Божие не приводит его к покаянию, но, напротив, он дерзает прекословить Богу…

Прп. Амвросий Оптинский, советуя не доводить до столь ужасного укоренения в зависти, говорил так «Всего лучше… стараться истреблять зависть в самом начале смиренною молитвою и смиренною исповедью и благоразумным молчанием».

Помимо этого давайте задумаемся, что дает зависть нашему телу и душе? Любой грех наносит урон человеческой духовности, а впоследствии и телу… Но многие грехи привлекают человека именно потому, что кажутся сладкими для плоти! Пьянство влечет человека забвением настоящих проблем и приятным, как ему кажется, состоянием одурманенности… объедение и лакомство влечет человека по причине угождения своему желудку… блуд, по причине угождения своим низменным похотям… А чем так приятна человеку зависть? Ничем! Зависть, есть страсть, которую невозможно оправдать даже телесной потребностью или развязанностью. Зависть не имеет никаких «положительных» сторон даже для человеческого услаждения, но, наоборот, расстраивает человека и душевно и физически. Так почему же мы так усиленно держимся этой страсти?

Дорогие братия и сестры, Господь дает нам благодатное время поста, время не упущенных возможностей, а духовных приобретений и давайте постараемся не потерять его. И, не пропуская мимо своего сердца и ума сегодняшний пример безумных последствий такой страсти, как зависть, пускай каждый из нас приложит все силы, чтобы отвернуться каиновой зависти, принадлежащей к уделу дьявола, и повернется лицом ко Христу, служа Ему добродетелью и братолюбием. Аминь.

Свящ. Владислав Малышев

Свершилось величайшее злодеяние. Авель и Каин ― история первого убийства. В ту пору недавно созданный мир был ещё юн, но уже отнюдь не невинен. Человеческую природу повредил первородный грех, и рождённый по образу и подобию Творца человек перечеркнул в себе его подобие.

Человеческие пороки ― виновники всех преступлений

Каин и Авель ― история, которая с тех пор повторится бессчётное количество раз, в самых разнообразных вариантах. Длинной чередой потянутся нескончаемые вереницы убийц и их жертв. Если же вдуматься, то жертвами можно назвать и тех, кто пал от преступной руки, и тех, кто пошёл на это злодеяние. Последние, как правило, жертвы своих мрачных душевных страстей. Кипящие в них жадность, злоба, зависть и прочие порождения сатаны ― вот истинные виновники преступлений.

Изгнанные из рая

Но вернёмся к страницам Библии, на которых перед нами предстаёт история о Каине и Авеле. После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они оказались в мире, который был очень похож на тот, где живем мы все. Сходство заключалось в том, что, как и мы, его обитатели сделались смертны, подвержены болезням и старости и впервые узнали, что такое страдания. Кроме того, в этом мире не было ничего дармового, всё нужно было заработать тяжёлым трудом. Вскоре у них родились сыновья ― Каин и Авель.

История, рассказанная в Библии, начинается с того, что каждый из них избрал своё поприще в жизни. Старший ― Каин - стал земледельцем, а его младший брат Авель ― пастухом. У братьев не было сомнений в вопросах веры, так как бытие Божие представлялось для них очевидной реальностью, и когда подошло время жертвоприношения, то каждый из них приступил к нему с искренним желанием угодить Всевышнему. Оба возложили на жертвенник плоды своих трудов: Каин - начатки урожая, а Авель -первородного агнца из своего стада.

Авель и Каин: история отверженной жертвы

Нам не дано постигнуть те мотивы, по которым Господь предпочёл жертву Авеля жертве, принесённой его старшим братом, но произошло именно так. Каин же вместо того, чтобы смиренно склониться перед волей Божьей, исполнился завистью и чувством уязвлённой гордыни. Он даже помрачнел лицом и переменился внешне. В говорится, что Господь пытался его вразумить и отвратить злые помыслы. Он буквально предупреждает его, что человека, не делающего добро, подстерегает грех, но даже в этом случае он должен найти в себе силы удержаться от него.

Авель и Каин ― история ответственности человека за свои поступки. Каждого из нас в какие-то моменты жизни подстерегают искушения, но одно дело - желать чего-то, и совсем другое ― дать волю своим желаниям. Каин позволил зародившемуся в душе его греху полностью овладеть собой. Выбрав момент, когда, по его мнению, не было свидетелей, он убил Авеля.

Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата - грешно вдвойне. Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

Последний шанс покаяться

Преступление свершилось, но всемилостивый Господь и тут не лишает несчастного Каина последней надежды на прощение. Своим вопросом: «Где Авель, брат твой?» ― он даёт ему возможность признаться в содеянном и принести покаяние. Но грех уже всецело овладел убийцей. Отвечая, что не знает, где его брат, он лжёт самому Богу, тем самым окончательно порывая с ним. Авель и Каин ― история двух братьев, родных по крови, но столь различных по своему душевному устроению. Единоутробные братья, ставшие символами праведности и греха. Эта сюжетная линия найдёт в мире бесконечное продолжение.

Наказание ― суровое и неизбежное

В наказание Господь проклинает Каина и обрекает его на вечные скитания по земле и на вечную отверженность. Он даже метит убийцу особой метой, которая именуется каиновой печатью, для того чтобы каждый встречный знал, кто перед ним, и не посмел отнять у него его презренную жизнь. Глубокий философский смысл несёт в себе библейская история о Каине и Авеле. Кто кого убил ― вульгарное упрощение проблемы, заложенной в этом отрывке Священного Писания. В данном случае важны побудительные причины, толкнувшие на преступление, сознание ответственности за свои поступки и долг противления греху, а также неизбежность расплаты за содеянное.

Ну кто же не слыхал истории о первом братоубийстве в истории человечества? Ревнивый старший брат убивает младшего из-за неудачного жертвоприношения. Их имена уже давно стали нарицательными и вспоминаются каждый раз когда речь идет о родственных конфликтах или гражданских войнах. Но Библия, как ни одна другая книга, содержит в себе столько загадок и несоответствий,что просто пройти мимо не получается. Не исключение и история Каина и Авеля. Для начала напомним как это было, а потом попробуем понять.

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд "Жертвоприношения Каина и Авеля"


Как говорит священное писание

Жили были Адам и Ева и было у них два сына - Каин и Авель. Оба брата выросли. Каин стал земледельцем, а Авель - скотоводом. И вот однажды вознамерились братья принести жертвы Господу. Каждый предложил ему то что имел. Каин принес зерно, а Авель первородных ягнят из своего стада. Каково же было изумление обоих когда с неба снизошел свет и забрал жертву Авеля не небо, в случае же Каина этого не произошло. Бог принял жертву младшего из братьев, что вызвало гнев и ревность старшего. Результатом стало кровавое убийство. Это краткая версия случившегося, но что же за всем этим стоит?

Ну почему не я?

Существует девять различных толкований этой истории, которые предлагают христиане, иудеи и мусульмане. Согласно одного из них, Господь испытывает Каина. Он дает ему понять что младший брат более талантлив в услужениях Богу и это надо принять. Нельзя получить все сразу. Следует примирится и вместе с братом заниматься богоугодным делом без обид и гордыни.

Мусульмане считают что сердце Авеля - сердце праведника и Господь это видит. Именно поэтому его жертва и была принята.

Ищите женщину

Несмотря на то что по классической версии на момент упомянутых событий на земле проживало всего четыре человека: Адам, Ева, Каин и Авель, есть и другой вариант. Кроме Братьев были еще и сестры. Одна из них, Аван предназначалась Авелю. Каин воспылал страстью к невесте брата и решил сам взять ее в жены. Так что, по упомянутой версии, получается что это был конфликт двух мужчин из-за женщины. А, как известно, в этом случае кровопролитие - традиционный исход спора. В дальнейшем так и вышло: Каин женился на Аван и произвел на свет сына Эноха (Ханоха).

Версия несчастного случая

Помните что произнес умирающий Иисус на кресте: «Прости их, Господи, ибо не ведают что творят». То же касается и Каина. Как мог он намеренно убить брата если не знал что такое смерть? До этого момента не земле еще никто не умирал. В гневе он схватил брата и тот, по версии мусульман, взмолился: «Аллах, делай со мной что хочешь!» Каин замешкался, он не знал что ему делать и тут у него появился помощник. Дьявол нашептал ему как нужно расправится с братом. Нужно взять камень и ударить Авеля по голове. Ослепленный гневом, Каин послушался совета и уже потом, рыдая над телом брата, осознал совершенное. Получается что Каина, в буквальном смысле, бес попутал.


Юлиус Шнорр фон Карольсфельд "Братоубийство"


Сокрытие вещественного доказательства карается по закону

И вот, сидит несчастный Каин, сбитый с толку Дьяволом, обиженный Богом, над остывающим телом своего брата. Что случилось? Что я натворил и что делать дальше? Куда девать труп? И тут он видит как один ворон убивает другого. Он заклевывает его до смерти, потом роет ямку и укладывает туда своего мертвого врага. Так же поступил и Каин - он закапал тело брата в землю.

Когда Господь спросил о том куда же подевался Авель, Каин ответил: «Разьве я сторож своему брату?» Мало того что убил, так еще и соврал, пытаясь скрыть преступление! Это еще один из поводов для справедливого господнего гнева.

Загадочный «знак Каина»

И вот Каин проклят. Он изгнан в землю Нод на вечные скитания. Но ему страшно. Он боится что люди, которые встретятся ему на пути, могут его убить. Вот вам еще одна библейская загадка: какие люди, если на земле должны были остаться только Каин, его родители да еще пара сестер? На этот вопрос достоверного ответа пока нет.

Но как бы там ни было, Господь смилостивился и пометил Каина особым знаком, дающим ему защиту и покровительство. Бог милостив и нет для него такого грешника, который настолько увяз в грехе, что не сможет заслужить прощения.

Есть версия что этим символическим «знаком Каина» был помечен весь еврейский народ, обреченный скитаться по миру в поисках своей судьбы. Но, несмотря на все невзгоды, у него есть самое главное - защита Господа.

Святой Августин в своих трудах ассоциирует еврейский народ с Каином, а Иисуса и христианскую церковь - с Авелем. Завистливые и ревнивые евреи убивают пастыря-Иисуса, за что получают проклятие его отца.

В свое время император Константин повелевает всем евреям носить специальный знак, указывающий на их происхождение. А кто ослушается - либо штраф либо плеть.

Еще несколько версий

Христианские теологи считают что жертва Каина не была принята потому что шла не от чистого сердца, поэтому и не была принята.

Еврейский философ Йосеф Альбо считал что Каин ценил жизнь животного так же как и жизнь человека и именно поэтому расправился с братом. Он просто отомстил за убиенного ягненка. Тогда возникает вопрос: как он мог соотносить одно с другим, если на тот момент такого понятия как смерть не существовало вообще?

Аггада (часть талмудической литературы) утверждает, что Авель был сильнее своего брата и в схватке победил Каина. Тот же взмолился и попросил о пощаде. Авель милосердно отпустил несчастного, а тот воспользовался моментом и убил брата.

Некоторые исследователи считают что такое противостояние братьев символизировало конфликт между скотоводческим и земледельческим укладами жизни.

А что же случилось с Каином?


Юлиус Шнорр фон Карольсфельд "Каин - изгнанник"


Как утверждают древние источники, Каин не просто скитался по свету. Он женился на возлюбленной сестре и основал город. Занятия земледелием не требовали постоянного перемещения с целью поиска плодородных пастбищ. Начав оседлый образ жизни, Каин перешел на новую ступень развития общества.

Переломный момент или первые слезы матери

После убийства Авеля Дьявол приходит к Еве и говорит что ее сын мертв. Она спрашивает: что это значит, как это понимать? Дьявол отвечает что теперь он больше не будет есть вместе с ней, смеяться, дышать. Ева осознает суть проишедшего и заливается горькими слезами. С этого момента тема слез и скорби не покидает библейских страниц. Дьявол впервые порождает боль в мире где об этом никто и не ведал.

Вместо вывода

Историями взаимоотношений между братьями пестрит не только Библия. Главная их суть - прощение. После многих лет вражды Исав обнялся с Иаковом. Иосиф с распростертыми объятиями принял братьев, продавших его в рабство. Это основная мысль пацифизма, берущего начало именно в этих повествованиях - все мы братья и делить нам нечего. А за что Каин убил Авеля - вопрос вечный. Остается делать свои собственные выводы.

Другие новости

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери.

Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель занимался разведением домашнего скота.

Однажды они приносили жертву Богу в знак любви, покорности и благодарения. Каин - плоды земные, а Авель - лучшее животное из своего стада. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, - дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, - дым от нее стелился по земле.

Сделал Господь это в наставление о том, что жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью.

Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства.

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Быт. 4 - 11 Этими словами Господь показывает, что всякий человек, даже с такими задатками, как у Каина, может стать праведником.

Но не внял Каин Божьему увещеванию и, зазвав Авеля в поле, убил его. Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: “Где брат твой Авель?” Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: "Не знаю; разве я сторож брату моему?". Это отрицание вины уже не давало надежды на исправление.

Тогда Бог сказал ему: "Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле".

Тяжкое наказание сломило упорство Каина. Он стал просить, чтобы кто-нибудь, встретившись с ним, убил его. Но это желание, вызванное отчаянием, было преступно и потому не могло быть исполнено. Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его, ни дикий зверь, ни человек.

Велико было его преступление и оскорбление, нанесенное чистоте и святости любви. Но, несмотря на это, нашлись люди, которые решились последовать за Каином в изгнание.

Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и произвола. Один приводит к вечной жизни - другой к смерти…

Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.

…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф, что значит “основание” - основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.

Важный момент, братья и сестры: Каин усыновился дьяволу до того, как убил брата.
«..и сказал Каин Авелю – брату своему: пойдём в долину. Когда были они в долине, и восстал Каин на Авеля, брата своего и убил его». А за что Каин убил Авеля, или почему Каин убил Авеля. Какие у него к тому были мотивы, что были за причины? За какую виду он убил брата? Ни за что. Ни почему. Без мотива, без причины. Ни за какую за вину.

Каин совершил человеческое жертвоприношение. И это объясняет ап. Иоанн в 1 послании 3гл12ст (даю вам точный перевод с древнегреческого языке): «Каин был от лукавого и заклал брата своего. И за что заклал его? Потому что дела его были лукавы, а дела брата его - праведны.».
То есть до того как убил, до деяния убийства, дела Каина были лукавы. А какие дела? Во-первых жертвоприношение. Печаль не по Богу, опускание лица. И уж после того как Господь говорил с ним, Каин солгал и усыновился дьяволу. Вот такие были у Каина дела лукавые. Опять спросим: за что он убил брата. Очень важно понять: ни за что. Авель был жертва. Каин убил потому что был от лукавого и дела его были лукавы. Каин был духовный человек. Вообще духовные люди ведут себя достаточно бескорыстно, часто не мотивировано, на уровне душевных движений. То есть деяния духовного человека, будь он от Бога, будь он от дьявола, они соотносятся с другой инстанцией, которая выше чем материальный расчёт или какое-то переживание. Вот таков Каин. Неверно сказать, что Каин был зол и дела его были злы. Нет. Каин был от лукавого, и дела его были лукавые. Он не просто убил брата. Он восстал и убил – это сказано в Книге Бытия. Ап Иоанн: «.. он заклал (эсаксен) брата своего». Что значит заклал? Заклание есть умерщление как культовое действие. Преступление Каина началось с жертвоприношения и само преступление Каина было жертвоприношение. И в этом разъяснение – страшное слово Господа, которое он сказал иудеям: «отец ваш - дьявол».
Точнее: Евангение от Иоанна 8гл: «Вы отца дьявола есте».
Странно, а какие могут быть у дьявола дети? На языке св. Писание самые близкие отношения в духе выражаются через сыновство. То есть даже в Лицах Пресвятой Троицы это Отец и Сын. ..Те кто служит лукавому, кто хочет исполнять, творить похоти отца этого, они названы семя змея, пораждения ехиднены, дети дьявола. Каину стало печально, он испал лицом, солгал, убил. Он теперь в самом близком отношении с диаволом, он усыновился. Каин заклал брата своего и стал основателем внецерковного человечества.
Ап. Иоан: «Дети Божии и дети дьявола проявляются вот в чём:»(смотрите, как интересно, братья и сестры, кто из вас сможет сейчас в чём же проявляется это различие) «всякий не творящий правды не есть от Бога, также не любящий брата своего». Каин не сотворил правды в жертвоприношении. Вот почему Господь не принял его жертву. Каин не правильно разделил что Богу, что человеку. А закончил тем, кто заклал Авеля в жертву. И стал первым из детей дьявола. Каин – первый из детей дьявола. Каин не любил брата своего, а закончил чем? Ненавистью? Ничуть. Вот мы не знаем какие чувства Каин испытывал к брату. Во всяком случае ненависти не предполагается, даже скорее всего ненависти к Авелю не было. Ненависть ослепляет, а Каин всё сделал сознательно. Он не любил брата своего, принёс его в жертву, усыновился дьяволу.
Спрашивают. Как же Господь допустил, чтобы первый из детей дьявола убил праведника? Этот вопрос уже звучал. Как Господь допустил, чтобы Адам и жена совершили грехопадение? На оба вопроса один ответ. А как Бог допустил о себе, что когда он вочеловечился его пытали и убили? Господь вочеловечился и был убит от тех, кто по духу Каин. Христос явно о том сказал книжникам и фарисеям до своего распятия:
Евангелие от Матфея 23 гл «Змеи, порождения ехиднены, да приидет на вас вся кровь праведная, проливаемая на Земле от Авеля». Те кто враждовал на Спасителя стали от лукавого не после Креста, а до него. То есть распинатели несут на себе образ Каина, поскольку первым кто носил образ Спасителя был Авель. Бл. Августин высказывает эту мысль так: «Авель девственник и священник и мученик. Девственник ибо умер прежде супружества, священник ибо приносил Богу богоугодные жертвы, мученик ибо убит за истинное богопочетание».

Стенограмма лекции Е.Авдеенко «Чтение по книге Бытия. Каин»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: