Буддийский символ любви. Восемь благоприятных символов буддизма

В буддизме, как и в любой другой религии, существуют религиозные символы, означающие какие-либо проявления всеобщей жизненной энергии или же аспекты учения. В отличие от символов других культов, символы буддизма имеют двойное значение – одно из них относится к обществу и истории, а другое непосредственно связано с духовной составляющей (обычно это просветление).

Благие символы буддизма

Среди символов буддизма выделяют восемь самых благоприятных (ещё их называют благими). Для буддистов они являются тем, что приносит покровительство небес и, соответственно, защищает от разного рода жизненных напастей. Их значение для буддистов огромно.

Символ буддизма Божественный Благой Зонт олицетворяет собой духовную защиту Будды, которую он распространяет на всех живых существ. На грубом материальном уровне Зонт представляет собой символ благородства, богатства и уважения. Для обычного человека это имело определённое значение – чем больше зонтов несли слуги человека, тем выше был его статус в обществе.

На духовном уровне Зонт являлся оберегом для всех от их жизненных страданий, от всяческих препятствий, болезней, в том числе умственных. Жёлтый либо белый цвет Благого Зонта символизирует духовную власть Будды. Купол Зонта представляет собой мудрость, а украшения в виде бахромы или оборок – то, как проявляется в этом мире сострадание ко всем живущим на Земле.

Золотые Рыбки на самом деле не сделаны из золота, просто их чешуя сверкает на солнце так, что ослепляет своим сиянием. Это два священных золотых карпа, которые на Востоке считаются практически божествами. Для общества они имеют значение настоящих природных богатств, изобилия, благополучия земных и водных просторов. Так как Рыбок пара, то они ещё считаются символом верности супругов и их долгой жизни.

На более тонком уровне Рыбки символизируют достижение духовных богатств, и освобождения от границ и рамок земного существования. Рыбы плавают свободно в речных и океанских водах – подобно им, достигший настоящего просветления человек безгранично свободен и счастлив.

Драгоценная Ваза или Ваза Изобилия являет собой символ процветания, долгой счастливой жизни и реализации задуманного. Это золотой церемониальный сосуд, украшенный изображениями лотоса и инкрустированный драгоценными камнями. Горлышко Вазы запечатано пробкой из дерева, что способно исполнить любые желания, и обвязано шелковым шарфом из мира богов. Считается, что Драгоценная Ваза всегда полна, вне зависимости от того, сколько оттуда было взято.

На духовном уровне Ваза является средоточием духовных достоинств и добродетелей, а также символом воплощения в жизнь благих намерений и желаний. Ещё Ваза имеет значение как умиротворение, посему эти церемониальные предметы обычно зарывают на территории храмов.

Цветок Лотоса – это, пожалуй, самый известный из всех символов буддизма, он знаком даже тем, кто не имеет никакого понятия об этом учении. Это символ совершенства, святости и духовной чистоты. Довольно часто последователей Будды изображают находящимися на цветке лотоса – это иллюстрация их причастности к святости.

Подобно тому как цветок лотоса вырос из грязи и мути болот, пребывая при этом чистым и незапятнанным, адепт буддизма, который искренне следует пути своего Учителя, способен очиститься физически и духовно, и, кроме того, избавиться от привязанностей, накладываемых на человека этим миром.

Цветок Лотоса, в том числе, является символом независимости от Сансары – бесконечного круга жизней и смертей, посему имеет большое значение для последователей буддизма.

Белая Раковина – это непременный атрибут всех древнеиндийских богов, при помощи которого они провозглашали победу над врагами. Звук раковины отпугивал злых демонов, вселяя в них ужас перед мощью богов. Это символ великого гласа Дхармы.

Завиток Белой Раковины повернут не в левую, как у обычных моллюсков, а в правую сторону. Согласно учению буддизма, чтобы приобрести правый завиток, моллюск должен подряд прожить пять жизней кем-то из обычных существ.

В буддизме Раковина имеет значение как символ распространения учения буддизма и его превосходства над остальными культами. Звук Раковины разносится во всех направлениях – также и учение буддизма беспрепятственно проникает во все уголки Земли, обретая своё истинное значение.

Символ Бесконечного Узла представляет собой связь всех живых существ и всего, что происходит во Вселенной. Узел не имеет ни начала, ни конца – это символ абсолютно полного обретения человеком всех мудростей и достоинств.

Узел может иметь разную форму – это может быть свастика, которая располагается на груди Будды, или завиток счастья, который носит Кришна. Ещё Узел может иметь форму бриллианта, который замыкается со всех его углов. Кроме того, контуры Бесконечного Узла буддисты видят в значении тех отметин, что расположены на капюшоне кобры. На духовном уровне буддизма Узел – это бесконечное сострадание ко всему живому и самая наивысшая степень мудрости.

Знамя Победы или Стяг Победы – на материальном уровне символизирует победу над препятствиями и врагами, над невежеством и всем ложным, что вообще существует в мире. Знамя Победы существовало ещё во времена древнеиндийских королей и представляло собой цилиндрической формы полотнище с эмблемой, прикреплённое к деревянному столбу.

Для буддизма Стяг Победы – это символ превосходства Будды над всеми демонами и богом иллюзий Марой, а также над всей мировой злобой и агрессией. Считается, что учение Будды победило неведение и смерть, так как он смог достичь божественного просветления и вырваться из круга Сансары.

Последним восьмым благим символом является Колесо Дхармы. Он имеет значение как символ перемен и постоянного движения вперёд. Это Колесо является средством передвижения для Владыки мира Чакравартина. Его показывают с восемью спицами, ступицей с тремя либо четырьмя завитками и ободом, украшенным лентами и цветами лотоса. Спицы – это восьмеричный путь Будды, ось колеса представляет собой нравственность как основу. Завитки на ступице – это преодоление желания, злости и невежества (если их три) или символы учения о Четырёх Истинах (если их четыре).

Восемь спиц разрубают на своём пути все помехи, не дающие добраться до истинного просветления. В все восемь качеств должны быть правильными – это воззрение, мышление, речь, поведение, образ жизни, усилие, осознание и созерцание. Чем быстрее движется Колесо Дхармы, тем быстрее происходит духовный рост человека, если он следует восьмеричному пути.

Существуют другие, менее важные в глобальном смысле буддистские символы. Это мандала, являющая собой модель Вселенной, где обитают божества, мантра – мистическая звуковая формула, способная повлиять на материальный мир, и ступа – священное ритуальное сооружение, представляющее собой модель мироздания и тело самого Будды. Также в буддизме прижились индуистские символы – маска иллюзии Ванаспати, свастика, закручивающаяся в правую сторону, чакра, в индуизме бывшая символом силы богов, а также всем известная мантра сострадания ОМ или , имеющая значение абсолютного слога. Так что символика буддизма не появилась на пустом месте.

Буддизм возник в IV-VI вв. до н.э., когда Сиддхартха Гаутама (Будда) начал распространять в Индии ученье о возрождении, страдании и нирване. Будда не любил использовать свой собственный образ, потому для обозначения основных положений учения применял различные символы. Так, в буддизме существует 8 символом благоприятного предзнаменования, которые Будда получил после того, как достиг божественного просветления. К ним относятся: купол (зонт), 2 золотые рыбки, раковина, знамя победы, колесо дхармы, ваза и бесконечный узел.

8 символов благоприятного предзнаменования

В повседневной жизни зонт оберегает людей от таких погодных явлений, как дождь или солнечный свет. В буддизме зонт (купол) - символ защиты от страданий и помыслов, приносящих вред. Помимо этого, знак ассоциируется с прохладной тенью, которую дарует человеку.

Лотос - цветок, который упоминается в буддистском ученье в качестве демонстрации истинной природы человека. Корни этого растения уходят в тину, но он все-таки распускает свои прекрасные цветки над мутью воды. Словно лотос, человек проходит через страдания и мучения к красоте, чистоте и духовному просветлению. В буддизме имеет большое значение цвет лотоса: белый - символ чистоты помыслов и духа, розовый - символ Будды, красный - символ любви и великого страдания, синий - символ просветления и мудрости, фиолетовый - символ мистицизма и потусторонних сил.

Две золотые рыбки первоначально ассоциировались у буддистов с реками Яман и Ганг. В дальнейшем произошло переосмысление этого символа, который стал обозначать богатство, успех и удачу. Словно рыба в воде, человек может бесстрашно плавать в океане страданий.

Раковина - это традиционный символ войны, а также знак спасения человеческой души от невежества. Белая раковина, спирально закрученная в правую сторону, означает радостный глас учения дхармы о пробуждении учеников.

Победу Будды над злым демоном Мара, связанным с похотью, гордыней и гневом, означает . Этот знак призван служить людям напоминанием о том, что они должны бороться со своими пороками (гневом, похотью и т.д.), поскольку только этот путь приведет их к душевному просветлению.

Колесо дхармы (чакра дхармы, дхамма чакка) обозначает самого Великого учителя - Будду, а также является символом всего учения буддизма. Оно имеет 8 спиц, что напоминает о 8 этапах пути Будды и 8 благих символах.

Ваза - это буддистский символ неисчерпаемого богатства, долголетия и других благоприятных явлений, которые сопровождают просветленного человека в его жизни. Кроме того, ваза означает сосуд, который можно наполнить чем угодно.

Бесконечный узел представляет собой переплетенные линии, завязанные в узел. Он должен напоминать верующим о том, что все в этом мире взаимосвязано между собой. Помимо этого, знак символизирует единение страдания и мудрости, религии и светской жизни человека.

Другие символы и понятия

Это особая мистическая формула из звуков. Само слово на санскрите означает защита («трая») ума («манас»). Повторение звуков мантры в сочетании с особыми положениями тела (асана), ритуальными жестами (мудра) и специальными визуализациями способно быстро пробудить природу Будды - - просветленную сущность ума практикующего. Мантры издревле применялись в различных духовных традициях Индии.



Символ абсолютной чистоты в буддийской традиции. Обычно лотос растет в грязной воде, являя удивительную чистоту и красоту. Поэтому он также символизирует отречение от мирского. Изображение Будды, сидящего или стоящего на этом цветке, означает, что он находится за пределами круговорота перерождений. Ему уже неведомы гнев, желания, гордыня, похоть, ревность. Лотос почитается как божественный цветок, на нем покоятся стопы божеств и бодхисаттв. Также лотос - один из женских символов в тантре. Белый лотос (пундарика) -атрибут бодхисаттв Авалокитешвары, Манджушри и Тары. Символизирует также редкость и мимолетность. Розовый лотос (кама-ла) в тибетском буддизме символизирует солнце, а также страсть. Голубой лотос (утпала) или «ночной», является атрибутом многих божеств.


«ОМ» или «АУМ» . Слог Вселенной, символ абсолюта. Другой вариант произнесения «ОМ» - это «АУМ». Согласно Упанишадам «ОМ» означает четыре стадии сознания: «А» пробуждение, «У» -- состояние сна, «М» - глубокий сон, а четвертая стадия весь слог - просветление. В буддизме «ОМ» - - символ Тела всех Будд или Нирманакаи - видимого, проявленного аспекта Будды.

Это чистое измерение или обитель Будд, сотканная из света. Она представляется в форме дворца или храма с дверями, находящимися в направлениях четырех сторон света. Все символы, атрибуты, божества изображаются- согласно строгой традиции. В центре дворца-мандалы визуализируется особый слог-семя, из которого, в зависимости от вида практики и традиции, постепенно или мгновенно возникает тело йидама, нераздельное с сознанием практикующего.

Мандалы изображаются в виде симметричной диаграммы, которая является планом дворца божества. Изображения мандал для разных божеств строго канонизированы. Иногда мандалой называют всю вселенную. Мандалай также называется набор круглых блюд, которые на алтаре ставятся одно на другое, заполняются рисом и символизируют подношение всех богатств вселенной Будде.




Сооружение, символизирующее просветленный ум Будды. Поэтому является самым священным сооружением в буддизме.

Также является вертикальной моделью мироздания (в противоположность мандале - горизонтальной). Ее
части означают пять элементов, составляющих Вселенную (земля, огонь, ветер, вода, простран­ство), а сту­пеньки наверху - уровни ме­дитации для обретения Просветления.

Также ступа символизирует пять чакр и тело Будды. Основание ступы обозначает трон Будды, поднимающиеся от него ступе­ни вверх - его скрещенные ноги, купол - торс, башенка под шпилем всевидящие глаза, верх - ушнина, выпуклость, имеющаяся на темени Будды.

Ступы начали устанавливать после смерти Будды в местах, с ним связанных, как могильные курганы для погребения праха Будды и других подвижников. По традиции в них хоронят великих лам и святых. Ступа может выполнять охранительную функцию, а также служить знаком пересечения космических энергий в данном месте.

В разных странах есть свои традиционные формы ступ. В Тибете, есть 8 канонических видов ступ. В Непале небольшие ступы называются чайтьи. Кроме того, в долине Катманду расположены крупнейшие ступы Сваямбху и Боднатх.


Один из древних благоприятных символов, встречающийся в большинстве традиций Востока. К сожалению, его взяли на вооружение нацисты, и у многих он ассоциируется с ними, что совершенно неверно. В переводе с санскрита «Свастика» звучит как «Делать хорошо для других».

Свастика это знак, изображенный на стопе Будды. Буддисты верят, что он является признаком Просветления и вечности, символом эзотерического учения Будды. Четыре конца на изображении свастики обозначают четыре безмерные качества: беспристрастность, сострадание, любовь и радость. Свастика может закручиваться в обе стороны. В буддизме и индуизме она обычно закручивается по часовой стрелке, а в древней тибетской религии бон и иранской маздаизме - против.


Символ трех драгоценностей, буддийского Прибежища - - Будды, Дхармы и Сангхи.


Лунгта. Молитвенный флаг или флаги пяти цветов (белые, желтые, красные, зеленые, голубые), символизирующие пять основных элементов. На этих флажках написаны священные тексты, изображения богов и мистические диаграммы. Лунгта вывешиваются в специальных местах (на вершинах гор, перевалах, крышах домов или между деревьями). Считается, что ветер, развевающий флажки, активизирует написанные на них мантры, и это гармонизирует окружающее пространство, создает благоприятное жизненное окружение.

Вращающийся на ручке барабан, внутри которого вложены многочисленные свитки из тонкой бумаги со священными мантрами. Молитвенные барабаны очень популярны в Тибете. Они различаются по форме и размеру. Обычно внутри барабана находится мантра «Ом Мани Пад-ме Хум», главная мантра тибетского буддизма, развивающая сострадание ко всем существам шести миров. Существует убеждение, что, вращая барабан по часовой стрелке, активизируется энергия мантр, находящихся внутри него, что приносит пользу тому, кто выполняет эту работу, а также этот человек гармонизирует окружа-ющее пространство.

Это колесо, сосредоточение мистической силы и абсолютной завершенности. Символ совершенства в буддизме. Чакра также символизирует силу Кришны и Вишну в индуизме.

Это центры энергии в тонком теле человека, расположенные вдоль центрального канала. Тибетские тантры и медицина перечисляют в разных. традициях пять, а иногда только четыре чакры.

Гау. Гау - это медальон, внутри которого находится божество-защитник или священные предметы. Гау должно всегда находится с человеком, куда бы он ни направлялся. Гау также используют в религиозных ритуалах. Считается, что божество внутри гау помогает добиться целей и защищает человека. Гау обычно изготавливается из металла, украшенного ювелирной сканью, камнями, чеканкой и т.п.

Лев, царь зверей, в древне-индийской культуре был символом владычества и защиты. В буддизме лев стал важным символом Будды, одним из имен которого стало Шакьясимха, т.е. «Царь рода Шакьев». Речь Будды иногда называют «Львиный рык», что символизирует превосходство его учения над всеми другими доктринами. Будду часто изображают на троне, который несут на спине восемь львов, которые представляют восемь великих бесстрашных Бодхисатттв.

Вместе с буддизмом лев «перелетел» через Гималаи в Тибет. Белый снежный лев с бирюзовой гривой стал национальным символом Тибета. Его изображение можно увидеть на Тибетском государственном флаге, на печатях и штампах, на монетах и банкнотах, на значках и личном гербе Далай-Ламы. На тангках часто изображают пару снежных львов, играющих на вершине снежной горы. Снежный лев нередко изображается рядом с йогинами. Эзотерический смысл этого заключается в том, что духовная реализация йогина подобна льву: грива символизирует обладание тайными учениями, взгляд в пространство - - отречение от мирского, а способность снежного льва прыгать с одной вершины на другую указывает, что йогин обрел абсолютную свободу.



Тангка.
Это тибетская икона, писанная минеральными красками. На тангках изображают Будду или различных Бодхисаттв. Первые танки появились в Тибете в 8 веке. Тангка рисуется |монахами или людьми, имеющими особое посвящение. Помимо красок художники также используют настоящее золото и серебро, что увеличивает ее стоимость. Изображения подчиняются строгому канону пропорций. Тангки, выполненные в строгом соответствии с правилами, пишутся только на заказ и стоят очень дорого.

Тангка. Это тибетская икона, писанная минеральными красками. На тангках изображают Будду или различных Бодхисаттв. Первые танки появились в Тибете в 8 веке. Тангка рисуется монахами или людьми, имеющими особое посвящение. Помимо красок художники также используют настоящее золото и серебро, что увеличивает ее стоимость. Изображения подчиняются строгому канону пропорций. Тангки, выполненные в строгом соответствии с правилами, пишутся только на заказ и стоят очень дорого.

. Универсальная мантра сострадания, проявляющая это качество в каждом живом существе.



Изготавливается из дерева или человеческого черепа. Люди, которые держат в руке чашу для подаяния, сделанную из черепа, обладают шаманской или магической силой. Однако на практике, эту чашу используют аскеты для сбора пожертвований;


Фаллический символ бога Шивы и его всемогущества. Форма лингама символизирует бесформенность природы и чистое сознание. Лингам часто изображают вместе с Йони, женским сексуальным органом, который символизирует источник из которого происходит творение.


. Символ Вишну. Жезл, сделанный из кости человека, на конце которого череп, носят Дурга, Кали, Бхайраб.

Книга (Пустака) . Пустака - это религиозная книга, на тибетском языке называемая «Потти». Является хранилищем духовного знания и учения Будды. Она очень почитается преданными. В соответствии с буддистской традицией такая книга изображается на цветке лотоса.


В тибетском буддизме зеркало символизирует пустоту мира. Во время церемоний похорон священник показывает зеркало, читая при этом священные тексты, душе умершего, для того чтобы он осознал пустоту мироздания.


Это маска иллюзии, проявления божественного. Она используется как в индуизме так и в буддизме. Буддийские монахи ее применяют во время праздничных церемоний, на фестивалях «Мани Римду», «Бакпа», которые проводятся, как правило, в районе Гималайских высокогорий. Эта маска предназначена для отпугивания демонов.


Сукунда. Так называется масляная лампа с резервуаром для масла, используемая в качестве лампы для пожертвования.

Дипа (Лампада). Огонь этой лампады обозначает просветление ума человека. Используется во время ритуальной церемонии подношения божествам. Для этого внутри такой лампады обычно находится ги топленое масло.
Калаша (Ваза). Имеет высокое горлышко и используется для хранения святой воды. Считается, что святая вода -- это эликсир, выпив который человек обретает бессмертие. Однако, согласно буддизму, эта вода очищает ум человека и является одним из восьми благих символов.



Кувшин с водой, используемый во время ритуалов, как сосуд для очищения. Не имеет ручки и богато украшен драгоценными камнями и резьбой из металла. Воду или нектар из него льют на руки приступающему к ритуалу, как символ очищения перед встречей с божеством. Бумпа считается важным ритуальным предметом и помещается на алтаре.

Встречаются только в Тибете, поэтому название не переводится. Представляют из себя цилиндрические куски черного агата с белым рисунком в виде симметричных полос и «глаз», видимо, искусственного происхождения. В Тибете считаются универсальным и самым сильным защитным амулетом от любых вредоносных влияний, болезней, неудач и влияния планет. Есть различные классификации зи и две формы - - для мужчин и женщин. Существует несколько легенд о происхождении рисунков на этом камне. Так, их связывают с окаменелыми вымершими червями, или сокровищами богов, которые они роняли на землю, плодами исполняющего желания древа или выделениями мифической птицы Гаруды. Происхождение рисунков приписывают мастерам (сид-дхам) глубокой древности, которые производили их своей волшебной силой. Секреты техники травления камня для изготовления подобных рисунков давно утеряны. Подлинных древних зи очень мало и они стоят очень дорого (например, камень с 2 глазами оценивают в 2000 долларов, а за самые дорогие, с 9-ю глазами, просят 200-250 тысяч долларов).Сейчас изготавливают очень хорошие современные копии в камне. Их не нужно путать с дешевыми пластиковыми подделками. Китайский символ двойственности и единства противоположностей, Самсары (цикла перевоплощений) и Нирваны.


Этот знак символизирует первый поворот колеса Дхармы (первую проповедь), который совершил Будда, и считается одной из главных эмблем буддизма. Во время проповеди, кроме пяти учеников, согласно преданию, присутствовало два оленя. Обычно этот барельеф устанавливается на монастырских воротах или в центре фасада крыши монастыря.


Пураны (священные предания индуизма) описывают происхождение руд-ракши как слезы Шивы. В течение многих лет он медитировал для того, чтобы на земле был мир, а когда открыл глаза, он уронил несколько слезинок, из которых мать земля дала жизнь дереву Руд-ракши. Считается, что ношение плодов этого дерева дает бесстрашие на пути к просветлению и освобождению.


мандала абстрактной формы, диаграмма из взаимно соединенных линий, используемая в медитации для концентрации и визуализации энергии. Существуют различные виды янтры, которые могут быть сделаны из разных материалов, например, горного хрусталя.


Раковина. Шанкха - так на санскрите называют гладкую и блестящую раковину. Верят, что, если с умением подуть в раковину, то злые духи унесутся прочь. Раковина также может быть использована для приготовления аюрведических лекарств. Определенная доля пудры, полученной из нее, может вылечить гепатит и заболевания желчного пузыря. Индуисты, как и буддисты, пьют воду из раковины сразу после окончания затворничества. Многие молитвы, сопровождает игра на раковине.

Существует убежденная вера в то, что шанкха обрела свою форму, когда святая вода лилась с небес на землю. Таким образом, ее считают божественной драгоценностью, которую всегда в правой руке держит бог Вишну. Из раковины принято делать украшения для женщин - браслеты, колье, пояса для того, чтобы отпугивать злых духов.

Травяная бумага. Это бумага, которую изготавливают из растения каннабис, растущего на высоте 2000-3500 метров в горах Тибета. Особенность этого растения состоит в том, что его плантации полностью восстанавливаются через 6-8 лет. Травяную бумагу или, как ее еще называют «локта», отличает долговечность и особенная текстура. Благодаря этим качествам старинные индийские и тибетские манускрипты, королевские эдикты и важнейшие государственные документы в течение веков записывались на этой бумаге. Процесс ее изготовления состоит в вываривании растения, отбивании его специальным деревянным молотком и сушке на солнце. Весь процесс происходит вручную.




Год выпуска: 1999
Страна: Россия
Перевод: Не требуется
Режиссер: Золотой Век
Качество: VHSRip
Формат: AVI
Продолжительность: 01:00:00
Размер: 705 Мб

Описание: Фильм рассказывает о духовном опыте в русле буддийской традиции, о высочайшей возможности человеческого духа, об озарении, о священном знании, медитации и буддийских символах. Для любой зрительской аудитории.

Скачать c turbobit.net (705 Мб)
Скачать c depositfiles.com (705 Мб)


В этой статье вы узнаете:

Практически в каждой религии мира есть своя устоявшаяся символика. Она является неотъемлемой частью духовного мира и важна для верующих.

Главный символ буддизма – изображение Будды. Но он появился уже после смерти Просветленного, т.к. Будда не поощрял поклонение.

Кроме изображений Просветленного, в буддизме существует целый ряд почитаемых знаков.

История появления буддистских символов

Существует красивое сказание о том, каким образом в нашем мире появились .

По этому сказанию, в день постижения Буддой просветления и высшей мудрости под священным деревом многие боги пришли засвидетельствовать свое почтение и преподнесли ему дары – восемь благоприятных символов .

Божество Брахма преподнес Просветленному Дхармачакру (Колесо Ученья). Небесный бог Шакра вручил Белую Раковину для распространения мудрости Будды в каждом конце Вселенной. Земной бог Ставара вручил Будде Драгоценный Сосуд , полный напитка вечной жизни. Остальные боги преподнесли Будде пару Золотых Карпов, Лотос, Знамя Победы и Благой Зонт.

Все эти символы в буддизме стали священными, проявляющими тесную связь божественного с миром людей.

1 символ – «Благой зонт»

Как и другие основные символы буддизма и индуизма, «Благой Зонт» помогает в достижении благополучия, богатства и счастья на всех уровнях бытия. «Благой Зонт» (в другом толковании – драгоценный) олицетворяет защиту и божественное покровительство, символизирует безопасность, власть и царственный статус в обществе.

Зонт принадлежал Варуне, божеству водоемов и хранителю справедливости. Укрывая прохладной осенью, «Благой Зонт» избавляет от потоков боли и мучений, обмана и недостижимых мечтаний, злых сил и отрицательного воздействия.

Традиционный зонт (Чхатра) в буддизме изображается следующим образом:

  • вытянутая белая или светло-красная ручка из сандалового дерева, декорированная небольшим белоснежным или золотистым лотосом, сосудом и драгоценными камнями;
  • свод – из белого или золотого шелка, бахрома опоясывает его по краю и отделана цветными ткаными украшениями;
  • иногда бывает изображен с перьями павлина или подвесками из хвостов яка – как символ высокого рода обладателя.

Считается, что большое количество сопровождающих с зонтами указывает на высокий статус человека.

Нередко изображаются квадратные или многоугольные зонты. Большие золотые и красные зонты были традиционными украшениями для трона главного ламы, а также развешивались над изображением главного божества в храмах.

2 – Золотые рыбки

Вспоминая восемь благоприятных символов буддизма, многие сразу представляют двух карпов Кои , плавающих по кругу. Их чешуя играет на солнце золотым огнем, напоминающим драгоценные монеты. Кроме того, карпы Кои почитаются как священные животные из-за их благородного вида, элегантности и долголетия.

Бог Вишну преподнес двух карпов Будде в качестве украшения его глаз и защиты от океана мучений и боли.

Издавна эти рыбки, свободные и подвижные обитатели рек и других водоемов, были олицетворением богатства и благополучия: как материального, так и морального. Как рыба плещется в воде, не встречая препятствий на своем пути, так и человек сможет достигнуть цели без помех.

В буддизме пара рыбок олицетворяет радость, активность, счастье и свободу от кастовой системы, так как они свободно резвятся в воде.

Если представить жизнь как бесконечный океан перерождения, то рыбки символизируют легкое его преодоление и приближение к вечной Нирване.

3 – Драгоценная ваза

По легенде, бог Шадана преподнес Будде вазу в качестве украшения для шеи. Как и другие символы в буддизме , ваза олицетворяет достаток и богатство во всех сферах жизни.

Кроме того, драгоценный сосуд – неиссякаемый источник изобилия, исполнения желаний и реализации планов. Эти свойства вазы распространяются и на духовное желание выйти из бесконечного цикла перерождений и достичь Нирваны.

Вазу традиционно изображают в виде золотого кувшина для воды со следующими вариантами украшений:

  • крышка, увенчанная драгоценными камнями;
  • лепестки лотоса, опоясывающие вазу в различных частях;
  • россыпь драгоценных камней по всей вазе;
  • широкая шелковая лента, обвязанная вокруг горлышка.

Драгоценная ваза часто используется в буддистских ритуальных церемониях и считается неиссякаемой: сколько даров из нее ни возьми, а она все равно остается полной.

Есть несколько версий о том, что же скрывает в себе драгоценный сосуд . По одной версии, внутри вазы содержится сладкий нектар, дарующий бессмертие всем, отведавшим его. По другой версии, внутри – неиссякаемый источник драгоценностей.

Нужно помнить, что под драгоценностями буддисты понимают, прежде всего, божественное Просветление и Мудрость. А под напитком бессмертия – ясность и непрерывность сознания, позволяющие познать легкость бытия и перенести этот опыт в следующую жизнь после перерождения.

Значит, одновременно с благими деяниями верующим следует укрепляться в терпении, стойко переживать возвращение негативной кармы за наши грешные действия, совершенные в прошлом.

В некоторых толкованиях говорится, что горлышко вазы запечатано корнями дерева желаний. Такой сосуд, наполненный драгоценностями и запечатанный корнями, размещался (или закапывался) в священных землях, местах поклонения, в водоемах и на горных тропах. В последних случаях роль вазы – умиротворение присутствующих там духов.

4 – Лотос

– священное и самое чтимое растение в Индии. В виде лотосов изображаются чакры, особенно он связан с Сахасрарой, тысячелепестковой чакрой, расположенной чуть выше макушки головы. Кроме того, цветок лотоса – непременный атрибут практически любого божества в индуистском пантеоне. Кришна часто описывается лотосооким, а у Вишну лотос растет из пупка.

Изображение лотоса – символ святой безграничной любви, которая входит в четыре неизмеримости, характерные душе бодхисатвы. Цветок лотоса возле храма обозначает божественную обитель и молитвенное состояние чистоты и умиротворенности.

Лотос в буддизме изображается с 4, 8, 16, 24, 32, 64, 100 или 1000 лепестков. Эти числа сопоставляются с чакрами и количеством частей в мандале.

По цвету лотоса можно определить, кому из богов буддистского пантеона он принадлежит. Например, Ганеша держит в руке розовый или светло-красный цветок, состоящий из 8 или 16 лепестков. Часто Ганеша изображается восседающим на розовом лотосе. Белый цветок – символ святости и непорочности – держит в руке Белая Тара.

Учению буддизма свойственно следующее понимание этого цветка: произрастая из грязного ила, стебель лотоса тянется сквозь толщу речных вод, чтобы распуститься над ними прекрасным цветком. Так и человек, преодолев череду перерождений и познав Просветление, однажды погрузится в Нирвану.

5 – Бесконечный узел

Бесконечный узел (Шриватса) подарил Будде бог Ганеша в качестве украшения для сердца.

Шриватса имеет несколько вариантов изображения:

  • узел треугольной (иногда округлой) формы;
  • драгоценный камень, соединяющийся противоположными углами;
  • локон счастья на груди у Кришны и Будды;
  • отметины на капюшоне кобры (символа кундалини).

Среди буддистов и теологов нет единого мнения, что собой символизирует бесконечный узел Шриватса . Одни полагают, что он представляет собой бесконечность Сансары. Другие считают, что узел – символ вечности. Третьи видят в нем знак неисчерпаемой мудрости Просветленного. Четвертые видят в узле переменчивость времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а кроме того, единство сострадания и мудрости.

Кроме того, есть версия, по которой Шриватса («возлюбленный Шри») – знак Лакшми, украшающий грудь бога Вишну. Знак Лакшми также есть и у Кришны – девятого перерождения Вишну. В этом случае Шриватса называется «завиток счастья» и похож очертаниями на свастику.

6 – Белая раковина

Белая ракушка, завитая вправо, была вручена Будде богом Индрой в качестве украшения для ушей. Считается, что моллюск должен прожить пять жизней, непрерывно перерождаясь, чтобы обрести подобную ракушку.

Раньше ракушки служили музыкальными инструментами, поэтому белая раковина олицетворяет звук мудрости Будды, распространение ее повсюду, пробуждение последователей Будды ото сна незнания. Кроме того, звук раковины олицетворяет прекрасный и мелодичный голос Дхармы. Но не всем дано уловить смысл в этих звуках: некоторые существа из-за своих заблуждений ничего не понимают или вовсе не слышат.

Белая ракушка со спиралькой, завитой по часовой стрелке, – атрибут многих богов-героев, чьи раковины прославляли их смелость и успехи в военном искусстве. Есть мнение, что ее святой и благородный звук изгоняет нечистую силу, обращает вредоносных существ в бегство и отклоняет катастрофы.

Как и другие благоприятные символы в буддизме , раковина имеет свои особенности изображения:

  • изображается вертикально;
  • внизу ракушки располагается шелковая лента;
  • завитая вправо спираль.

Иногда раковина располагается горизонтально и используется в качестве аромалампы.

7 – Знамя победы

Знамя победы Просветленному подарил бог Кришна в качестве украшения для туловища. Знамя – многоярусный цилиндрический флаг на длинном столбе сандалового дерева, часто изображается украшенным лентами . Верх знамени может быть увенчан драгоценностью, исполняющей любые желания. Иногда знамя изображалось похожим на Благой зонт меньшего размера.

Оно устанавливалось на колеснице, за спиной воина и сзади от Чхатры. На каждом стяге была изображена эмблема короля или воина.

Знамя олицетворяет победу над врагами и недругами, демонами и еретиками. Также это символ победы учения Будды над смертью, неведением, всем вредоносным и пагубным в этом мире.

8 – Колесо Дхармы

Как и остальные символы в буддизме , колесо широко почитается последователями Учения Будды и наделяется чудесными свойствами.

Золотое колесо (Дхармачакра) с восемью спицами, разрубающими злобу, невежество и вожделение, символизирует Дхарму и «благородный восьмеричный путь» Будды Шакьямуни. Правильное воззрение, мышление, речь, поведение, правильный образ жизни, усилие, осознание и правильное созерцание – колесо Дхармачакра олицетворяет все эти аспекты Пути.

Колесо – ранний солнечный символ величия, защиты и творения. Состоит из трех частей: ободка, спиц и оси. Каждая часть соответствует одному из аспектов буддистских учений о духовной дисциплине, мудрости и концентрации.

Ось соотносится с духовной дисциплиной, закаляющей и стабилизирующей разум. Спицы – это мудрость, побеждающая невежество. Обод – бесконечная концентрация в медитации, которая приводит в движение остальные аспекты учения и жизни.

Часто Дхармачакра изображается с четырьмя «завитками радости», которые направлены в ту же сторону, что и завиток на раковине. Обод может изображаться простым золотым кольцом или с каймой, богато украшенной драгоценными камнями. Иногда Дхармачакра изображается с драпировкой из шелковой ленты или покоящейся на цветке лотоса.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы предлагаем вам поговорить про буддийские атрибуты. Мы расскажем о предметах, которые часто используются во время буддийских практик, а также об атрибутике , будд, бодхисаттв в иконографии. Для вашего удобства мы расположили их в алфавитном порядке.

Также вы узнаете и о восьми благородных символах буддийского учения.

Атрибуты практики

Атрибуты практики используются монахами и буддистами-мирянами во время различных ритуалов — мероприятий, проводимых в храмах, .

Бумпа – особый кувшин без ручки, наполняемый водой во время очистительных обрядов. Часто он украшен драгоценными металлами и камнями. В обычное время он хранится около алтаря.

Дамару – тибетский барабан, используемый в ритуалах. Раньше они изготавливались из двух черепов – мужского и женского, что показывало непостоянный характер сансары и двойственность. Когда по дамару ударяли, получался единый звук, который объединял две части двойственного мира. Сейчас каркас делают обычно и дерева, обмотанного кожей.

Лампада – свеча с чашей, куда во время обрядов наливают масло гхи. Свет свечи символизирует будущую просветленность молящегося.


Лунгта – один флаг или несколько разноцветных флажков, на которые нанесены мантры, отрывки священных писаний, янтры. Когда речь идет о нескольких флажках, то цвета чередуются: желтый, зеленый, белый, синий, красный. Их вешают на крышах, между деревьев, в горах, и каждый раз, когда ветер развевает полотна, прочитываются мантры, написанные на них.

Медные тарелки – инструмент, используемый в музыке в виде двух чаш из металла. Также известны под названием цимбалы. Издавая при игре громкий звон, они олицетворяют звук в целом. Они часто кладутся на алтарь, играя роль подношений божествам.

Молитвенный барабан – внутри барабана содержатся свитки, на которых несколько тысяч раз написана мантра. Считается, что каждый раз, когда человек крутит барабан по часовой стрелке, он многократно произносит эту мантру вслух и наполняет пространство ее энергией. Также в буддизме есть и маленькие барабанчики — ручные.


– иконопись по-тибетски. Представляет собой полотна, на которых изображены будды и бодхисаттвы. Они могут выполняться даже из золота и серебра – такие шедевры стоят очень дорого.

Четки – особые бусы для чтения мантр. На нить нанизывается 108 бусин, которые скрепляются вместе. Их венчает главная, 109-я бусина, которую также называют «голова Будды».

Атрибуты будд и бодхисаттв

С этими атрибутами будды изображаются на тханках, они символизируют какую-то особую способность или особенность. Некоторые из них также используются в ритуалах, а кроме того, с ними изображают божеств.

Амрита – нектар, сулящий бессмертие.

Боевой топор – встречается у воинственных существ пантеона и иллюстрирует избавление от привязанностей и страстей нашего мира. Рукоять топора нередко украшена ваджрой.

Ваджра – в переводе означает «молниеносный удар» или же «алмазный камень», известна также под названием «дордже». Изначально это был непреходящий атрибут бога Индры, но затем широко распространился в буддийской иконографии и стал олицетворять несокрушимость, невозможность разрушить.

Выглядит он так: центральная часть в виде шара, из которой исходят два конца с 5 лепесточками как отражение пяти мудростей. На этом фото вы можете ее увидеть.

Ваджра используется в ритуалах тибетского буддизма. Ее нередко дополняют колокольчиком. В таком случае колокольчик сжимают в левой ладони, а ваджру – в правой.

Дигуг – известен также как резак. Этот нож, согнутый в виде полумесяца, распространен в Тибете. Раньше его использовали как орудие для разделывания животных, а сейчас он имеет скорее символический характер – отсекает внутренние яды и помогает избавиться от собственного эго.

Зеркало – отражает чистоту учения и его беспредельное знание. Оно известно также как мелонг, имеет форму круга и обычно обрамляется медным сплавом.


Капала – чаша, которая изготавливалась из верхушки человеческого черепа. В буддийской живописи с капалой в руках обычно изображаются гневные или воинственные божества. На первый взгляд это может показаться странным, но капала считается знаком сострадания.

Сейчас такие чаши изготавливаются из металла, покрываются бронзой, а иногда даже золотом и драгоценностями. Их используют в обрядах тантры, заполняя вином и предоставляя божествам в виде подношений.

Книга – в качестве атрибутики множества будд и бодхисаттв ассоциируется с «Праджняпарамита-сутрой» и символизирует мудрость учения Будды в целом.

Колокольчик – часто идет в тандеме с ваджрой, которая крепится к рукоятке колокольчика. Будда Ваджрадхара всегда изображается с колокольчиком и ваджрой. В тантре он ассоциируется с женским началом.

Кхатванга – жезл с двумя черепами, ваджрой, трезубцем и сосудом сверху. Этот сосуд наполняется жидкостью, дарующей бессмертие. Первоначально им обладал Шива, а сейчас с кхаватангой в руке изображаются Падмасамбхава и дакиня Ваджраварахи.


Лютня – музыкальный инструмент с семью струнами. Он неотъемлемый спутник в изображениях Сарасвати – богини знаний, мудрости и искусства.

Меч – оружие бодхисаттвы Манджушри, помогает отсечь страсти и привязанности, тем самым избавляя от страданий. Также он отражает собой мудрость.

Свастика – относится к 65 символам Будды. Ее увидели на стопе Будды Шакьямуни, а позже нередко отмечали свастикой его грудь, а также трон.

Несмотря на навязчивые ассоциации свастики с фашистской Германией, в буддизме этот атрибут появился гораздо раньше, символизируя удачу. Подтверждение тому – перевод слова «свасти», что значит «успех».

Ступа – место, где хранятся реликвии великих буддистов, и потому оно считается священным. Здесь происходят поклонения. Также называемые «чайтья», они строятся с основанием в виде круга или квадрата.

Они имеют центр и четыре стороны, которые соответствуют сторонам света и пяти дхьяни-буддам – буддам мудрости. особенно часто можно встретить в Тайланде, в Бутане, в Непале, в Камбодже и в остальном буддийском мире.

Восемь благородных символов

В качестве дополнения предлагаем вам также ознакомиться с восемью самыми распространенными символами буддизма. Их часто используют как талисманы — украшают ими жилище, носят с собой. Они напоминают человеку о необходимости следовать по духовному пути.

1. Две золотые рыбки

Рыбы в море олицетворяют борьбу человека с привязанностями и дальнейшую победу, ведь они не боятся воды и направляются куда пожелают. Золотистый оттенок указывает на достижения во время медитаций и успехи на тропе буддизма.

Количество рыбок говорит о двойственности нашей природы и о том, что нужно достичь гармонии двух составляющих: благих действий и накапливаемой мудрости. Есть и другой взгляд на символизм двух рыб: некоторые считают, что это священная река Ганг и впадающая в нее Ямуна, или Джамна.

В первую очередь это символ милосердия, любви и чистоты. Цветок лотоса растет в болоте, поднимаюсь из ила сквозь грязную воду, он достигает верха и раскрывается, оставаясь чистым. Так же и люди, следующие буддийской философии: их может окружать грязь и скверна, но сами они остаются чисты помыслами и поступками.


Оттенки значения зависят от цвета бутона:

  • розовый – приводит к бодхисаттве или к самому Будде;
  • белый – передает духовность и непорочную чистоту, нравственность, открытость.

3. Белая раковина

Она закручена в правую сторону и символизирует пробужденное состояние, появление Будды и его учения, которое несет свет в жизнь тысяч людей. Сама по себе белая раковина становится знаком благой вести и напоминает живым существам, что состояния Будды можно достичь.

Не зря раньше раковина была духовым инструментом – она пробуждала душу, как буддийская философия пробуждает человека от сна неведения.

4. Драгоценный сосуд

Его изображения можно встретить повсеместно: на тханках, в лепнине монастырей, в скульптуре. Он сопровождает многих божеств, ведь сулит здоровую, богатую, счастливую жизнь и долголетие.

5. Колесо Закона

Его также называют Колесом дхармы или Дхармачакрой. Это колесо с восемью спицами, которые отображают суть Восьмеричного пути, священного для буддистов. В центральной точке сходятся лучшие черты характера истинного буддиста и мудрость.

6. Победное знамя

Оно символизирует силу буддийского учения, которое постоянно побеждает оковы неведения. Дхарма будет жить, покуда жива Вселенная. Знамя победы располагается на вершине священной горы Меру, или Сумеру – там, где находится центр мироздания.

7. Узел бесконечности

Символика этого атрибуты многогранна. Он отражает и непрерывную череду перерождений в сансаре, и бесконечность нашего мира, и неисчерпаемость буддийских знаний. Узел указывает на взаимную зависимость всех вещей в природе, и в частности – мудрости и милосердия.

В современной культуре узел бесконечности считается украшением и чудодейственным аксессуаром, приносящим удачу своему владельцу. Часто узел плетут собственноручно: завязывая нить, можно заключить энергию, а развязывая узел – наоборот, высвободить ее.

Зонт, как известно, в обычной жизни помогает человеку спастись от дождя по дороге куда-нибудь. Таким же образом работает драгоценный зонт в буддийской мысли – он сопровождает людей на пути дхармы, помогая справляться с трудностями.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, сегодня вы узнали для себя что-то новое. Если вам понравилась статья, делитесь ею с друзьями и подписывайтесь на почтовую рассылку, чтобы не пропустить новые интересные статьи. Пусть знания наполняют каждый ваш день!

До скорых встреч!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: