Царь небесный утешитель дух истины. Молитва царю небесный утешителю

«Царю Небесный, Утешителю Душе истины,
иже везде сый и вся исполняяй,
Сокровище благих и жизни Подателю,
прииди и вселися в ны,
и очисти ны от всякия скверны,
и спаси Блаже души наша».


Что-то захотелось поразмышлять о том, как я понимаю смысл молитвы "Царю Небесный"....почему бы и нет:)..

Господи, Царь Небес, этого невидимого, но реального, духовного мира, который умонепостижим, но наверняка прекрасен и полон гармонии и света; Ты есть Утешитель, врач в наших скорбях и болезнях, Утешитель в тоске и печали, в страдании и отчаянии, Ты - Дух истины, единственной и основополагающей истины, которой существует весь сотворенный мир; Ты везде и наполняешь Собой все и, осознавая это, становится легко и мирно на душе...ведь если Ты везде, то и знаешь все, а значит и знаешь мои скорби и страдания, мои сомнения и страхи, мои чувства и мысли, мои дела и поступки (а от этого и страшно становится, и радостно..страшно от того, что ничего нельзя укрыть от Тебя, все мои гадкие дела, поступки, слова, мысли, чувства, помышления - абсолютно все известно Тебе; радостно от того, что Ты сможешь в любой момент вмешаться и исправить то, что неправильно и скверно, радостно от того, что есть Кто-то, кто заботится обо мне и направляет меня).

Сокровище Благ, Источник благ, Тот, от Кого исходит добро и свет, и благо, и ничего кроме этого; Бог источник и тех благ, о которых мы даже и не имеем представления, Он также и податель жизни; а что такое жизнь? - жизнь есть не только биохимические процессы человеческого тела, жизнь больше этого..это и жизнь души, и жизнь человеческого духа, это активность и в тоже время ощущение..ощущение радости, легкости, свободы, ощущение мира и желание разделить эти ощущения радости и мира с другими как ты.

Приди и вселись в нас, Господи...Господь может пребывать с человеком..удивительная тайна; если вдуматься в эти слова Господь может пребывать в нас , это может быть тайно и явно, как это происходит - мы не знаем, но знаем, что с Ним мы можем творить добро и нести свет, радость, мир. Когда ты придешь ко мне, Господи, очисть меня от всякой скверны..и духовной, и душевной, и телесной, выжги Своим огнем мой порок и грех, мою склонность ко греху и преступлению; выжги во мне все, что ослабляет мои силы, которые нужны для духовного роста и развития, выжги страх и трусость, выжги неверие и сомнение, выжги желание исполнять свои греховные привычки и страсти, выжги во мне ненависть и неприязнь к людям, и научи любить их... как Ты любишь меня.

Благой, спаси наши души..ими же веси судьбами..спаси и помилуй..не оставь нас, не предай нас самим себе, не дай нам замкнуться в себе, но помоги молить Тебя, обращаться к Тебе и творить угодные Тебе дела...помоги верить в то, что Ты спас нас от погибели и мы теперь Твои навеки...только бы не ослабнуть в пути, не сдаться, не струсить...

а вот что говорят мудрые люди:

Протоиерей Александр Кочергин († 1958 г.)

«Царю Небесный…»

«Царю небесный, Утешителю Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша» . Эту молитву ежедневно употребляет Святая Церковь в начале богослужения от праздника Пятидесятницы до праздника Пасхи. Этою молитвою каждый христианин должен начинать и свои утренние молитвы, а потому ее нужно знать всем, и не только знать, но и понимать смысл ее. Ибо когда произносишь молитву без понимания ее смысла, тогда она не производит в душе ни умиления, ни благоговения, не трогает сердца, и посему и не приносит пользы молящемуся.
Молитва «Царю небесный» относится к третьему лицу Святой Троицы — Богу Духу Святому. В этой молитве мы называем Его Царем небесным, Утешителем, Духом истины, везде сущим и все наполняющим, и просим, чтобы Он как источник и податель всего доброго, всех благ, посетил нашу грешную душу своим благодатным присутствием, и пребывая в нас, очищал от всех грехов, и таким образом, устроял наше спасение.
Не без причины этою молитвою мы должны начинать свои моления к Господу. Сами по себе мы столь слабы и немощны, что не знаем, как молиться и о чем просить Господа, а Дух Святой есть Учитель и Наставник молитвы. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших: «ибо мы не знаем, о чем молится как должно, но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26). Посему мы и должны просить Духа Святого, чтобы Он расположил нас к молитве и научил, как и о чем мы должны молиться.
Но обратимся к самой молитве. «Царю небесный» — так мы взываем к Богу Духу Святому. Почему мы именуем Духа Святого Царем небесным? Святая Церковь учит, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой равны между собою. Все лица Святой Троицы имеют одинаковую силу, честь и могущество. Так как к Богу Отцу и Богу Сыну в слове Божием прилагается наименование Царя (см., например, Исаии 6, 5; Лук. 22, 29,), то и Дух Святой есть Царь и Владыка неба и земли и всего существующего в мире, ибо все в мире сотворено Богом Отцом чрез Сына содействием Святого Духа. Все в мире поддерживается и сохраняется силою Духа Святого. «Послешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103, 30), — говорит псалмопевец Давид.
Дух Святой есть Царь и Промыслитель Церкви Христовой, т. е. общества православных христиан, живущих по всей вселенной, истинно верующих во Христа Спасителя, управляемых видимо пастырями Церкви, а невидимо Самим Иисусом Христом. Вот этой то Церкви или общества православных христиан Дух Святой есть Царь и Промыслитель. Иисус Христос положил основание Церкви Своей на земле, совершивши дело нашего искупления и научивши людей истинной вере. Для продолжения дела спасения грешных людей, по вознесении Своем на небо, Он ниспослал Духа Святого. Дух Святой сходит на землю и Своею всесильною благодатию,
Своею царственною силою и властию расширяет, распространяет и утверждает Церковь Христову на земле.
Теперь миллионы православных христиан во вселенной. Теперь во всех землях, во всех странах есть христиане. Мы русские тысячу лет тому назад не знали Христа Спасителя, были язычники, поклонялись идолам, и теперь богоборческая власть в СССР вновь преследует людей, запрещает исповедовать веру Христову, мучили и раньше терзали христиан, и ныне расстреливают верующих тысячами, но по слову Спасителя врата ада не одолеют Церковь Христову.
Дух Святой, как Царь, поставляет в Церкви Христовой пастырей (Деян. 20, 28) и раздает благодатные дары Свои.
Все священные книги, в которых заключается слово Божие, хотя и написаны людьми, но по откровению и внушению Святого Духа. Самую жизнь духовную, жизнь святую и богоугодную дарует нам Дух Святой.
Но почему мы именуем Святого Духа царем небесным? Потому что Он Творец и Промыслитель вселенной, есть Царь неба и земли, ангелов и человеков.
Вознося молитву Святому Духу, мы именуем Его Утешителем. Бог Дух Святой назван Утешителем Самим Иисусом Христом. Когда приближалось время страданий Спасителя, Он в беседе Своей с апостолами возвестил им, что недолго пребудет с ними, скоро оставит их. Апостолы так привыкли к Христу Спасителю, так любили Его, что желали навсегда остаться с Ним, а потому весть о скорой разлуки с любимым ими Учителем крайне опечалила их. Притом же апостолам известно было, что при исполнении ими завещаннаго Христом дела проповеди Евангелия их будут ненавидеть, преследовать, заключать в темницы, подвергать мучениям и смерти. Как же им было не смутиться и не опечалиться, когда Христос возвестил им о Своем скором отшествии от них. Вот в утешение и подкрепление учеников Своих Христос Спаситель и открыл им, что Он не оставит их сиротами, а вместо Себя пошлет им Духа Святого, Который будет их Наставником и Утешителем во всех скорбях и гонениях (Иоан. 14).
В пятидесятый день по воскресении Спасителя апостолы действительно получили обещанного Утешителя и, при Его благодатной помощи, они совершенно переродились. Прежде они были слабы и малодушны, прежде одна весть о разлуке со Христом Спасителем приводила их в смущение и печаль, но теперь они сделались столь смелыми и решительными, что с проповедью о Христе Спасителе являются пред царями и владыками без всякого страха и смущения. Прежде были они столь робки и боязливы, что когда не их самих, а их Учителя повели на страдания, они все разбежались. Теперь же они соделались столь мужественны и неустрашимыми, что ни гонения, ни узы, ни темницы, ни самая смерть не могли охладить их любви к Спасителю, не могли поколебать их ревности к распространению Евангелия Христова (Рим. 8, 35-39). Мало того их гонят и бесчестят за имя Христово, а они радуются, что удостаиваются принять бесчестие за Христа Спасителя (Деян. 5, 41). Их мучают, а они хвалятся скорбями и страданиями своими (Рим. 5, 3). Кто же соделал апостолов смелыми и неустрашимыми в распространении Евангелия Христова? Кто вдохнул в них мужество к перенесению всех гонений и страданий? Кто утешал, подкреплял и наполнял сердца их радостию во время самых страданий? Дух Святой — Дух Утешитель. Итак, вот почему Христос Спаситель Духа Святого назвал Утешителем.
Но не к одним апостолам относится обетование Христа Спасителя о ниспослании Утешителя. Спаситель, сказал апостолам, что Утешитель, которого Он пошлет будет с ними во век, но апостолы, как люди не могли жить вечно на земле, следовательно, Христос Спаситель в лице апостолов обетовал послать Духа Утешителя и преемникам апостолов и всем верующим. И действительно Дух Утешитель пребывает в Церкви Христовой; Он ниспосылается всем верующим в таинствах (Ефес. 4, 30; I Кор. 12,13; II Кор. 1, 2122), утешает их во всех скорбях и напастях. Так Он утешал и подкреплял мучеников во время их страданий за Христа Спасителя. Можно ли человеку, как немощному, веселиться и радоваться во время страданий, если бы Дух Святой не подкреплял и не утешал их. Так на святых мучениках исполнились непреложные слова Христовы: «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матф. 10, 20).
Дух Святой утешает и подкрепляет и нас всех, притекающих к Нему за утешением во всех скорбях и напастях. Не бывает ли иногда так, что горе и печаль теснят грешную душу, но вздохнешь от чистого сердца к Господу, и на душе сделается веселее, как будто тяжелый камень спадет с нее? Не случается ли иногда, что в грешной душе появится такая тоска, такое уныние, что теряешь всякую надежду на помилование Божие? Но возведешь свой взор на небо и сказажешь: «Господи, согрешил, прости», — и на душе сделается отраднее, как будто и слышишь внутри себя голос: «Не бойся и не унывай. Господь милосерд, простит грехи твои». Иногда постигает болезнь, или какое-нибудь несчастие, и бывает так трудно и невыносимо, что думаешь не переживешь этого времени, но какая-то невидимая сила начинает поддерживать, подкреплять, утешать и несчастие делается легче, переносится без большого смущения и ропота, а там и совсем проходит. Что же это за сила которая поддерживает нас в несчастиях? Кто проливает в мрачную душу, смущенную грехами, отраду и утешение и вселяет надежду на милосердие Отца небесного? Кто, как не Дух Святой — Дух Утешитель. Он подкрепляет нас в немощах наших. Он проливает отраду и утешение, когда нас смущают грехи и окрыляет надеждою на милосердие Отца небеснаго. Он ниспосылает нам мир и радость, когда постигают нас и несчастия.
Поэтому постигнет ли кого несчастие или болезнь прибегайте с теплою молитвою к Духу Святому, и Он утешит вас, как утешал и подкреплял апостолов и мучеников во время их страданий. Смущают ли кого грехи, — плач и сокрушайся о них, но не предавайся унынию, а с твердой надеждой взывай из глубины души к Духу Святому, и Он прольет в скорбную душу отраду и утешение. Он укрепит тебя надеждою на божественное милосердие. Тяготит ли кого бедность, нищета, или постигнет другое какое несчастие — не предавайся ропоту, а потерпи немного, и Дух Святой не замедлит придти к тебе на помощь, Он даст тебе силу и крепость к перенесению всех твоих несчастий.
Духа Святого мы называем Духом истины. Дух Святой назван Духом истины Самим Иисусом Христом. Христос Спаситель пришел в мир для того, чтобы научить людей истинной вере и богоугодной жизни. Для распространения Своего учения Он избрал апостолов. Их, преимущественно пред прочими людьми, в течение трех с половиной лет, научал и преподавал им все нужное для жизни и благочестия. Когда они не понимали Его учения, Он объяснял им все нужное. Но при всем том апостолы многого в учении Христа Спасителя не понимали вполне, а многого и вовсе не способны были понять (Лук. 18, 34). Очевидно по вознесении Христа, они не могли в должной мере исполнить Его завещание, не могли научать других тому, чего и сами не понимали. При том же, со временем, без всякого сомнения, они могли многое забыть и из того, что ими было воспринято. Кроме того, апостолы по большей части были люди простые и не образованные (Деян. 4,13). Они не могли ни объяснить правильно высокое Божественное учение Христово, ни убедить к принятию его не только гордых и ученых книжников и языческих мудрецов, но и простой народ. Знал все это Христос Спаситель и пред страданиями обещал им умолить Отца Своего, да пошлет Он им Духа Святого, который просветит их ум Божественною мудростию, так чтобы они могли сделаться вполне способными и понять учение Его в истинном смысле и других научить и убедить к принятию его. «Я умолю Отца, — говорит Он им, — и даст вам Духа истины, который наставит вас на всякую истину, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ср. Иоан. 14, 1617; 16, 13).
И действительно, как только сошел Дух Святой на апостолов в день Пятидесятницы в виде огненных языков, они — неученые и простые сделались столь премудрыми и разумными, что не только сами поняли учение Христа в истинном смысле и укрепились в вере в Него, но на разных языках начали учить множество собравшегося народа из разных стран, убеждая его к принятию веры Христовой. Их проповедь была такой силы и убедительности, что народ пришел в умиление и в первый же день три тысячи обратились ко Христу (Деян. 2,41), а потом через несколько времени и еще около пяти тысяч присоединялось к вере Христовой (Деян. 4, 4). В короткое время своею проповедью апостолы обратили ко Христу весь тогдашний мир. Самые упорные не находили предлога к неверию, самые недоверчивые, когда начали рассуждать беспристрастно, не могли не признать истины в их учении, самые ученые не могли противостоять мудрости и Духу, по внушению Которого они говорили. Итак, вот почему Дух Святой наименован Духом истины. Он даровал апостолам дар премудрости и разума и чрез то соделал их способными понимать учение Христа Спасителя в истинном смысле и укрепиться в вере в Него, и убедить к принятию веры во Христа Спасителя и все народы.
Но тот же Дух Святой, Дух Истины, просветивший апостолов светом учения Христова и через них всю вселенную, по неложному обещанию Христа Спасителя, пребывает и будет пребывать в Церкви Христовой до скончания века (Иоан. 14,1617). Пребывая в Церкви Христовой, Он особенно близок преемникам апостолов пастырям Церкви. Он поручил им на сохранение Божественное Свое Слово и дал право научать вере в Бога и объяснять Свое учение другим (Матф. 28,1920). А потому Дух Святой — дух истины, дарует им особенную благодать, которая наставляет их и просвещает в истинах веры Христовой, так что они все вместе никогда не могут уклониться от истинного учения Христова и учить чему-либо несогласному со словом Божиим.
Посему-то истинное учение Христа Спасителя сохранялось и будет сохраняться в Церкви Христовой, до скончания века, и истинное учение Христа Спасителя всегда пребудет неповрежденным в Церкви Христовой.
Дух Святой — Дух истины нисходит на каждого из нас в таинствах Святой Церкви, и пребывая с тех пор, как мы принимаем крещение и помазуемся святым миром, таинственным образом просвещает и наставляет нас в истинной вере и богоугодной жизни. Не бывает ли иногда, особенно во время молитвы, что в нашей душе появляется сначала как будто какая-то искра, разгорается, распространяется и вдруг осветит душу каким-то светом, и видишь и вполне сознаешь все величие и беспредельность любви Отца Небесного к нам грешным и чувствуешь свое недостоинство и греховность, так что невольно польются слезы. Что же это как не озарение Духа Святого, как не утверждение в вере, надежде и любви к Отцу Небесному и не возбуждение в тебе чувства сокрушения и раскаяния в грехах. Случается также иногда, что душа наша поражается страхом суда Божия так, что мы всем существом трепещем. И это глас Духа истины, заставляющий нас осмотреться, опомниться и обратиться на путь покаяния. Иногда грех так пленяет наше сердце, что мы уже соглашаемся на совершение его, но вдруг какая-то сила останавливает, и как будто слышишь в душе своей чей-то голос: «Остановись, опомнись, тут твоя погибель». И видишь ту бездну, в которую только что было низринулся... Это глагол в сердце нам Духа Святого, останавливающий нас от греха. Бывает также, что каждый раз, когда мы сделаем какое-либо доброе дело, мы бываем веселы, покойны, на душе нашей появляется какая-то тихая радость, и наоборот, когда сделаем что-либо худое, бываем неспокойны, какая-то скука тяготит нашу душу. Это ни что иное, как внушение и напоминание нам Духа Святого о том, что за добродетель будет награда, а за грех — наказание, и что поэтому мы должны воздерживаться от худого, а делать доброе. Если же мы, не ощущаем в себе озарение Духа Святого, или ощущаем редко и мало, то это оттого, что заглушаем в себе Духа истины своею порочною жизнью. Как светильник в лампаде горит и светит тогда только, когда в ней есть елей, напротив же, — когда в ней нет елее, тогда светильник погасает, так и Святой Дух, Дух истины просвещает и наставляет нас на путь истины тогда, когда в душе нашей есть благое чувствование, добрые мысли и святые желания, когда мы, по грехопадении, обращаемся с раскаянием к Господу Богу. Но, напротив, когда нашу душу наполняют одни мысли нечистые, желания порочные, когда между нами царствует ложь, обман, клевета друг на друга, лицемерие, когда предаемся и другим грехам... тогда Дух Святой удаляется от нас. А посему-то не будем угашать в себе Духа Божия своими грехами, будем воздерживаться от всякого греха плотского и душевного, после согрешений своих будем всегда обращаться к Господу с сердечным раскаянием. И тогда Дух Святой, по слову Спасителя, наставит нас на всякую истину (Ср. Иоан. 16, 13).

Молитва «Царю небесный» является одной из основных в православии. Ее обязательно читают во время каждого церковного богослужения. Также она считается домашней молитвой, которую рекомендуется читать в утренний час после пробуждения и непосредственно перед сном. Кроме того, существует традиция читать молитву «Царю Небесный» с целью, чтобы призвать Святого Духа в свою жизнь перед каким-либо начинаниях.

Происхождение и авторство данного молитвенного обращения неизвестны. Понятно, что конями эта молитва уходит в глубокую древность. Большинство священнослужителей склоняются к тому, что она возникла приблизительно в конце первого тысячелетия христианской эры.

В молитвенном тексте «Царю Небесному» воспевается одна из ипостасей нашего Всемогущего Господа. Это делается нечасто и связано с тем, что знания верующих людей основаны на Ветхом завете. А в нем упоминание о Святом Духе встречается трижды: два раза в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах.

Но сила Святого Духа безусловно известна всем верующим. Каждый христианин знает, что Святой Дух снизошел к Спасителю во время Крещения. Также он приходил к Святым Апостолам, перед тем, как они шли на проповедь.



Очень часто у верующих людей возникают сложности в понимании образа Бога в трех ипостасях, но при этом Нераздельного и Единосущного. Именно на этой догме основывается православное христианское вероучение. Для того чтобы наглядно объяснить, священнослужители используют земное сравнение - образ женщины.

Она может быть одновременно:

  • матерью,
  • дочерью,
  • сестрой.

Вообще, в христианской религии Святой Дух - это определенная самостоятельная сущность. Он представляет бесплотное создание, которое способно пронизывать мир мертвых и живых. Святой Дух не имеет характера, лица и эмоций. Но он способен наполнять человека Божественной силой и даровать благословение. Именно посредством Святого Духа осуществляется Крещение. Примечательно, что в силу бестелесности и невидимости Святой Дух не может действовать самостоятельно, но при этом он может принимать различные формы. Самым популярным изображением Святого Духа является голубь.

Оно закрепилось с момента возникновения христианской религии.

Текст молитвы «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины» на русском

На русском языке молитва звучит так:

«Царю Небесный, Утешитель, Душе истины,
Ты находишься везде и все можешь исполнить.
Ты Сокровище благостей и жизни Податель,
Приди и вселись в нас, очисти нас от разной скверны,
И спаси, Святой Дух, души наши».

Текст молитвы с ударением

Чтобы правильно расставить акценты следует понимать, о чем молитва. Несмотря на всю краткость молитвенного обращения в нем кроется глубокий смысл.

В этой молитве содержится обращение к Святому Духу, как к Небесному Царю. Обращение «Утешитель» связано с тем, что так был назван Святой Дух самим Иисусом Христом. В одной из бесед с учениками он пообещал, что умолит Отца дать людям другого Утешителя, который будет пребывать с ними вовек. Это будет Дух Истины, который людям будет очень трудно принять, так как он будет невидимым. Сочетание слов «Утешитель» и «Душа Истины» может пониматься, как «посредник» или «заступник».

О Святом Духе в молитве говорится, что он присутствует везде. Именно такое определение также применимо к Богу. Далее следует подтверждение того, что Дух Святой все может исполнить. Под этим подразумеваются не только все желания и просьбы искренне верующего человека. Такая фраза указывает то, что Святой Дух заполняет весь мир вокруг нас и оживотворяет его. Каждое мгновение он поддерживает существования мира в целом, в противном случае все будет разрушено. То есть в этой молитве акцентируется внимание на том, что бог - это Создатель и Творец.

Сокровище благостей - это значит источник милостей и всего доброго. Поскольку в старославянском варианте эта фраза звучит, как «Сокровище благих», то не следует понимать, что Святой дух является сам по себе сокровищем для людей.

В молитвенном обращении Святой Дух называется «Подателем жизни». Это акцент на то, что всякая праведная душа подпитывается от Святого духа. Именно это утверждается во многих церковных песнопениях.

После обращения идет просительная часть молитвы. Прежде всего, молящийся помнит, чтобы Святой Дух пришел и вселился в нас. Это понимается двояко. То есть, с одной стороны мы хотим, чтобы каждый из нас принял Святого духа и стал его обителью, а с другой у каждого из нас имеется желание, чтобы Святой Дух обитал среди нас, а значит, объединял нас, исключая разногласия и ссоры. Но при этом следует понимать, что, ни одно утверждение не исключает другое, они полностью совместимы.

Далее в молитвенном обращении мы обращаемся к Святому Духу очистить нас от разной скверны. Под этим подразумевается просьба о прощении прегрешений и защите от дьявольских искушений. Мы хотим, чтобы Благой, что означает добрый Святой Дух, помог спасти наши души и даровал надежду на Царствие Небесное.

Для того чтобы понять суть молитвенного обращения к Святому Духу, нужно глубоко понять само это понятие в религии. Следует знать, что еще до того, как человек становиться христианином, Святой Дух уже оказывает на него влияние.

Еще в детстве Святой Дух начинает сообщать о том, что был совершен. И делает он это посредством использования такой внутренней характеристики человека как совесть. Именно через нее Высшая сила обращается к человеку и принимает участие в формировании его характера. Если случается так, что человек продолжает поступать не по совести, и не обращает внимания на знаки, которые даются свыше, то Святой Дух покидает его.

Святой Дух, вселяясь в человека, сближает его с Богом и в итоге приводит к нему. Это значит, что человек получает надежную защиту от Господа Бога, ведь Всевышний любит каждого из нас, поэтому даже грешников он не бросает в трудную минуту, пытаясь научить жить по заповедям Божьим и наставить на путь истинный. Причем приводит господь нас к этой истине через Святого Духа.

В каждого человека, кто искренне верит в Бога и принимает решения жить по законам церкви приходит Святой Дух, вселяется в него и живет внутри такого человека. Таким образом, Господь способствует духовному росту, и в тот момент, когда христианин начинает искренне раскаиваться в собственных прегрешениях, он чувствует, что услышан некоей Силой. И эта сила есть Святой Дух.

Верующий человек всегда отличается скромностью. Они никогда не преувеличивают своих достоинств, для них не характерна гордыня и они никогда не обманывают. Не совершают они и каких-либо других греховных действий. Именно такие черты и говорят о том, что в человеке присутствует Святой Дух. Основной дар Святого Духа - это Страх Божий. В этом случае человек понимает, что он не может считать себя самодостаточным, так как все в этом мире зависит от Господа Бога. Только после осознания всего величия Господа, человеку дано увидеть реальность окружающего мира. Искренне верующий человек со временем может, прислушиваясь к внутреннему голосу принимать правильные решения и делать правильный выбор. Это также является доказательством присутствия Святого Духа.

Молитва царю небесный утешителю душе истины на русском

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Комментирует иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

« Ц арю́ Н е́бесный, У те́шителю, Д у́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, С окро́вище благи́х и жи́зни П ода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Б лаже, ду́ши на́ша».

ПЕРЕВОД иером. Амвросия (Тимрота):

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. »

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. Παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

Молитва Святому Духу Царю Небесный

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Эта молитва поется в храме перед началом молебна, а также читается или поется перед началом всякого дела для призывания Святого Духа в помощь.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Толкование молитвы «Царю Небесный»

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого.

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша ».

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.»

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва Царю Небесный, текст

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Текст молитвы Царю Небесному воспевает одну из ипостасей нашего Господа. К сожалению, так сложилось, что верующие люди очень редко воспевают о Святом Духе, в отличие от всех других Лиц Святой Троицы. Все это, потому, что знания людей основаны на писаниях Евангелие, которые высветлены в Ветхом Завете, где выражение Святого Духа встречается трижды. Два раза в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах.

Еще одним характерным фактом отличия иудейской от христианской веры является понимание и толкование существа Духа Святого. В первой Дух - это не личность, свойство Бога Отца, то есть совокупность его Дыхания и Силы.

Молитва Царю Небесному Утешителю

В Евангелие о Царе Небесном упоминается уже чаще. Наверное, каждый христианин знает, что Дух пришел к спасителю во время великого Крещения. Также он приходил к апостолам, когда они шли на проповедь. Именно поэтому в текстах молитв Царю Небесному слушать приходится не привычный припев «возрадуйся» или «радуйся», а слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.

Очень часто христианин не может себе представить образ Бога, который состоит из трех лиц, но в то же время является Нераздельным и Единосущным. Тем не менее, на этой догме строится все православное христианское вероучение.

Для наглядности священнослужители советуют сравнивать Святую троицу с образом земной женщины, которая также может пребывать сразу в нескольких лицах:

Также само Господь совмещает в себе три сущности.

  • праздник Святой Троицы - празднуется на 50 день после празднования Пасхи;
  • день Духа Святого - понедельник после празднования Великой Троицы.

Текст молитвы следующий:

и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите видео православной молитвы Царю Небесный.

Среди первых христианских молитв, которые мы запоминаем наизусть, – “Отче наш”, “Богородице Дево, радуйся!..”, и, конечно же молитва ко Святому Духу – “Царю небесный”. Вспомним её ещё раз:

«Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше И́стины, и́же везде́ сый, и вся исполня́яй, сокро́вище Благи́х и жи́зни пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́шя» .

Это простая короткая молитва, мы не знаем ни её автора, ни времени написания. Исследователи считают, что молитва ко Святому Духу появилась в конце первого тысячелетия. Она является стихирой, то есть кратким песнопением праздника Пятидесятницы или Святой Троицы. Но “Царю Небесный” так полюбилась людям, что со временем именно с неё стали начинать богослужения и домашнюю молитву. Кроме того, есть обычай читать “Царю Небесный” перед любым важным делом, чтобы призвать помощь Святого Духа.

В переводе с церковно-славянского эта молитва звучит так:

“Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши”.

Две трети этой молитвы составляют обращения к Святому Духу, и только в конце заключено прошение. Первое обращение к Святому Духу – Утешитель. Так Христос называл Его в беседе с учениками: “И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет”.

В молитве говорится, что Святой Дух всё наполняет – это значит, что Он не только присутствует везде, но и вдыхает жизнь в мир, он – жизни Податель. Так и в Символе веры мы называем Святой Дух Животворящим, потому что он – единственный источник всего благого и доброго.

Мы просим Духа Святого, чтобы Он пришёл и вселился в нас. Это и личная просьба о том, чтобы вместить Святой Дух, и стремление к тому, чтобы Дух Божий помогал объединять всех христиан в Единое Тело Христово.

Но для того, чтобы стать обителью Святого Духа, необходимо преодолеть скверну, то есть страсти и грехи. Человек не может сам один сделать это, только в соработничестве со Святым Духом. Мы молимся о спасении, о том, чтобы Дух даровал нам Царство Небесное.

В период от Пасхи до Пятидесятницы молитву “Царю Небесный” не читают. До Вознесения её заменяют троекратным праздничным пасхальным песнопением “Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию сме́рть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в”, а потом десять дней специально пропускают. Так Церковь вспоминает напряжённое ожидание, в котором пребывали апостолы до ниспослания Святого Духа. В день Святой Троицы “Царю Небесный” зазвучит с новой силой.

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого.

МОЛИТВА
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша ».

ПЕРЕВОД
«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.»

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

о. Феодор Людоговский



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: