Церковь 12 апостолов в кремле. Архитектура Патриаршего дворца

Единственная в Москве церковь, освященная во имя этого праздника, находится в Кремле: через ее красивые арки мы обычно проходим на Соборную площадь, с которой она составляет единый идейно-архитектурный ансамбль наряду с тремя главными кремлевскими соборами - Успенским, Архангельским и Благовещенским. Однако, в отличие от своих великих соседей, церковь Двенадцати Апостолов - самая поздняя из них. Она была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона вместе с великолепными Патриаршими палатами и с тех пор стала домовым патриаршим храмом. Этим величественным ансамблем патриарх Никон утверждал свой приоритет в политическом споре с царем о преимуществах духовной власти над светской.

Праздник 12 Апостолов появился в IV веке от Р. Х., когда в Церкви наряду с почитанием каждого апостола в разные дни года было установлено общее чествование всех апостолов Христа. И датой этого праздника избрали следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Уже император Константин Великий выстроил в византийской столице Константинополе храм во имя святых Двенадцати Апостолов.

Русские церковные иерархи и прежде имели в Кремле собственный домовый храм. Им была маленькая Ризположенская церковь близ Успенского собора, устроенная в 1451 году святителем Ионой, митрополитом Московским, на своем дворе в благодарность за чудесное спасение столицы от набега ордынского царевича Мазовши: 2 (15) июля, в праздник Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, его войско появилось около Москвы, и в тот же день внезапно повернуло обратно без боя, отчего этот набег прозвали в народе «скорой татарщиной». Ныне существующее здание этой первой домовой церкви выстроили в 1484-1486 г.г. те же псковские мастера Кривцов и Мышкин, которые возвели и Благовещенский собор - уже после того, как они потерпели страшную неудачу со строительством Успенского собора, обрушившимся до основания.

После учреждения на Руси патриаршества Ризположенская церковь стала первым кремлевским домовым храмом русских патриархов - до времени патриарха Никона. Никон же задумал построить новый Патриарший дом, величественный и парадный, не хуже царского Теремного дворца, с собственной домовой церковью. Место для строительства определили на кремлевской территории Патриаршего двора, которую отдал для русского митрополита еще сам великий князь Иван Калита, когда святитель Петр перенес свою кафедру из Владимира в Москву, сделав ее церковной столицей русского государства. А в 1450 году здесь появились первые каменные палаты митрополичьего двора.

Однако собор 12 Апостолов появилась в Кремле не сразу. Еще св. Филипп, митрополит Московский, построил здесь церковь во имя святых Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия с приделом во имя своего небесного покровителя, св. апостола Филиппа. Вероятно, что она тоже была домовым митрополичьим храмом вместе с официальной Ризположенской. Когда Никон добился огромной власти, он приписал свой успех, как считал историк Иван Забелин, благосклонности и небесной помощи своего предшественника, св. митрополита Филиппа, и приказал выстроить на месте Соловецкого собора новый каменный храм во имя св. апостола Филиппа, освященный по тезоименитству московского святителя. Под обширное строительство выделили и часть бывшего двора Бориса Годунова.

В сентябре 1652 года, спустя два месяца после «покаянной» встречи честных мощей святителя Филиппа у Крестовской заставы, началось возведение кремлевского собора, а в конце февраля 1656 года патриарх Никон уже служил в новом храме Литургию. Мощный пятиглавый красавец-исполин с крестами, покрытыми позолоченной медью, стал классическим образцом никоновской церковной архитектуры. После того, как в 1648 году Никон запретил русское шатровое зодчество в храмостроительстве и повелел повсюду возводить «византийские» крестово-купольные пятиглавые храмы, он сам последовал своему указу, построив в Кремле в этом стиле собственный домовый храм. Торжественное грандиозное здание патриаршей домовой церкви символизировало могущество и величие патриарха Никона. Здесь подчеркнуто служило только монашествующее духовенство, в то время как в других кремлевских соборах, в том числе и в царском Благовещенском, - белое духовенство. А старая Ризположенская церковь после возведения нового домового патриаршего храма при палатах, стала дворцовой и была соединена лестницами с царскими теремами.

Весь же ансамбль Патриаршего Двора с собором строился двадцать лет - с 1636 по 1656 годы, и возводили его русские мастера Антип Константинов и Бажен Огурцов, а роскошное здание Патриаршего дома со знаменитой Крестовой палатой построил зодчий Давыд Охлебин. И уже в 1655 году патриарх Никон встречал в своих новых кремлевских владениях царя Алексея Михайловича, вернувшегося с победой из Вильно. Здесь он торжественно принял государя и благословил его. С тех пор на Патриарший двор вплоть до петровских реформ цари приходили в день своих именин с праздничным пирогом и принимали в Крестовой Палате благословение и поздравление от Предстоятеля.

Здесь же, в Крестовой палате, сам ее создатель патриарх Никон, предстал перед судом Вселенских Патриархов. А со времен императрицы Екатерины II в ней была учреждена Мироварня, где св. миро для всей России варилось на Страстной неделе и хранилось в Патриаршей Ризнице. При палатах находилась и крупнейшая в России бесценная Патриаршая (Синодальная) библиотека с раритетами.

И только в 1680-1681 году, много лет спустя после падения патриарха Никона, кремлевский собор во имя апостола Филиппа переосвятили во имя Двенадцати Апостолов по личному приказу патриарха Иоакима, а во имя св. апостола Филиппа устроили маленькую церковь на самом верхнем, третьем этаже Патриарших палат, которая и стала новым домовым храмом русского патриарха.

Иногда дореволюционные историки и вовсе относили появление церкви Двенадцати Апостолов к позднему времени правления Петра I. Якобы в 1723 году после отмены патриаршества и создания Святейшего Синода царь повелел устроить над кельями «Синодального Дома», (который разместился в бывших московских покоях патриарха), церковь во имя Двенадцати Апостолов с верхним придельным храмом св. Апостола Филиппа. А еще считали, что храм, сооруженный при Никоне - будущий Двенадцати Апостолов - был сперва освящен не во имя св. Апостола Филиппа, а во имя трех святителей Московских - Петра, Алексея и Ионы с приделом новопрославленного митрополита Филиппа, чтобы так подчеркнуть историческую преемственность патриарха Никона. Современные историки обычно не поддерживают ни одну из этих версий.

В кремлевском храме Двенадцати Апостолов были свои святыни и реликвии, одна из которых - древний византийский двустворчатый образ Святых Апостолов Петра и Павла, подаренный Петру I римским папой Климентом. А на наружной стене храма над бывшими патриаршими воротами находился Образ Спаса Нерукотворного. Однажды во время строительных работ часть стены обвалилась, и эти кирпичи упали оземь, но чудесным образом сохранился на них Лик Спасителя, и Его можно было видеть еще в начале ХХ столетия.

Храм страшно пострадал в ноябрьские бои 1917 года, попав под артиллерийский обстрел. Снарядами были пробиты его стены и разрушены внутренние помещения, с огромным трудом отреставрированные впоследствии музейными работниками. Новый иконостас взамен уничтоженного был перенесен из собора кремлевского Вознесенского монастыря, взорванного по постановлению новых жильцов Московского Кремля.

И уже в 1922 году была восстановлена старинная галерея, соединявшая храм с жилыми покоями патриарха, и раскрыты сами древние палаты. Позднее пол собора вновь был покрыт глазурованными плитками. В настоящее время в храме расположена музейная экспозиция. От верхнего храма апостола Филиппа остался только алтарь, и доступа в него сейчас нет.

Какая звонкая тема!
Не квартира Патриарха, а целый дворец! И почему это наши ведущие СМИ не берутся это разрабатывать. Ответ, конечно, прост. А потому что этот дворец, принадлежавший Русской Церкви за века до появления каких либо СМИ сейчас государственный музей. Так что с точки зрения любимого занятия либеральной прессы - использования факта для нанесения ущерба Церкви - тема никакая и даже ущербная, потому что возникают вопросы о прошедших возвратах церковного имущества во всех европейских странах, приблизиться к которым так мечтают эти же либералы, но только не ценной возврата чего либо РПЦ.
Попасть в музей стоит денег, исключая дня музея и некоторых категорий граждан. Стоимость входного билета на посещение одной выставки, расположенной в двух залах: в Успенской звоннице и в Одностолпной палате Патриаршего дворца (без предоставления скидок) - 300 руб. А единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриаршего дворца, выставок в Успенской звоннице и в Одностолпной палате - 350 руб. Вроде не дорого, а денег - жалко. Поэтому многие москвичи и гости столицы ходят по музеям именно в бесплатный день Музея. Вот в такой прекрасный день мне и посчастливилось туда попасть.
Помимо безвозмездного посещения там ещё были разложены очень хорошие схемы с планами музеев и достопримечательностей в них. Однако на русском языке таковых было меньше всего и уже с утра их не было. Увы. Но вот с музеем Патриаршего дворца мне всё же повезло.


На плане хорошо видно, что даже церковь входит в состав музея. А сам дворец закладывался тогда, когда на Руси были ещё только митрополиты и палаты назывались Митрополичьи. Летописи свидетельствуют, что ещё Иван Калита выделил место для палат Митрополитов место севернее Успенского собора.

Закладка палат митрополитом Ионой в 1450 году
Лицевой летописный свод. XVI в.

Закладка палат на митрополичьем дворе. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 91 об.)
Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.
В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.
При Патриархе Никоне старые палаты и церковь Соловецких чудотворцев разобрали и в 1655 году были выстроены новые палаты и Церковь. Палаты состоят из многочисленных комнат с щелевидными окнами, переходов и винтообразных лестниц. Первый этаж при патриархах занимали различные службы, второй был официальным. Личные кельи святителей располагались на третьем этаже, в северо-западной части. Они состояли из спальни, молельной комнаты и казнохранилища. Здесь же находилась малая домовая церковь Апостола Филиппа, в которой служил только сам патриарх. В других помещениях второго и третьего этажа располагались Патриаршая ризница и библиотека редких книг и рукописей. В 1763 г. главную Крестовую палату приспособили для варения благовонного миро - особого церковного масла. С тех пор ее стали называть Мироваренной. Екатерина II пожертвовала сюда серебряную кадь, которая и сейчас стоит рядом с печью. Она на переднем плане.
Крестовая палата имеет площадь 280 квадратных метров.Стены ее имеют толщину свыше двух метров. Перекрыта она единым сомкнутым сводом без опор. В палате устраивали торжественные приемы - здесь заседали церковные соборы, Патриарх принимал царя, устраивал праздничные обеды. В этой палате Патриарх Никон праздновал свое новоселье, на котором побывал архиепископ Павел Алеппский и оставил ее восторженное описание. Тогда она выглядела по-другому: - "По окружности палаты сделаны ступеньки, и пол в ней вышел наподобие бассейна, которому не хватает только воды. Она выстлана чудесными разноцветными плитками...". Подробнее посмотреть можно сайте музея. http://www.kreml.ru/ru/museums/patriarchal/
В сам музей входят: Парадные сени, Крестовая палата, Трапезная, Церковь Двенадцати апостолов, жилые комнаты.

Предметы домашнего обихода русских патриархов.
http://www.kreml.ru/ru/picture/?id=2630&lang=ru


Алавастр со священным маслом миро, подаренный патриарху Филарету. Константинополь. Начало XVII в.

В выставочных залах церкви Двенадцати апостолов экспонируются священные облачения и личные вещи патриархов из бывшей Патриаршей ризницы. У того же Никона было около ста парадных облачений, частично выставленных здесь, а частично - в Оружейной палате. В одной из витрин имеется белый клобук Никона с яхонтовым крестом. В нем патриарх проводил известный Церковный собор 1654 г, который принял церковную реформу и этим вызвал сопротивление старообрядцев. Последующие Патриархи достраивали палаты и украшали их.

Клобук патриарха Никона. Шитье - мастерские Московского Кремля. XVII в.

Церковь Двенадцати апостолов была личным, домовым храмом русских патриархов. Древний иконостас церкви не сохранился. Нынешний пятиярусный иконостас с золоченой резьбой в виде виноградной лозы перенесен в церковь Двенадцати апостолов в 1929 г. из разрушенного Вознесенского собора. Слева от царских врат - образ Богоматери Федоровской, фамильной иконы дома Романовых. В верхнем ряду изображены непривычные для русских храмов сцены страстей Христовых, заимствованные из голландской Библии XVIII в. На стенах вывешено более двадцати икон кисти придворных иконописцев второй половины XVII в. - Симона Ушакова, Кирилла Уланова, Федора Зубова и других.

Икона "Распятие с апостольскими страстями". Федор Никитин Рожнов. Москва. 1699 г.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.
В 1918 году Патриаршие палаты как памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

Можно было подумать, что реставрация началась из большой любви к историческим памятникам Советской властью, но это не так. Реставрацию пришлось делать из-за повреждений, которые получил Кремль во время обстрела его революционными войсками. К тому же, многие памятники здания Кремля уничтожались и перестраивались и это касалось не только памятника Александру Второму, но церквей и Чудова монастыря. Можно посмотреть здесь, что было уничтожено. http://bgdiaspora.h3b.ru/3041
К тому же сразу после расстрела Кремля всё было обстоятельно описано в брошюре членом Комиссии Епископом Камчатским Нестором: "Расстрел Московского Кремля".: - "Собор 12 Апостолов расстрелян весь. Изборожденная снарядами, изрытая, развороченная восточная часть зияет дырами, пропастями и трещинами, она производит впечатление живой развалины, которая держится каким-то чудом. На наружной стене этого храма более тяжелых и, так сказать, болезненных ран виднеется 16 орудийных, 96 осколочных и множество ружейных. Несмотря на толщину старинной кладки кирпича, в местах удара образовались глубокие прострелы, а внутренняя алтарная стена покрыта опасными трещинами. Один снаряд пробил стену с южной стороны под окном и разорвался в церкви, причинив разрушение: подсвечники оказались разбитыми, многие иконы на стенах изранены осколками. Стоявшее у северной стены большое Распятие жестоко поругано. Ударом снаряда сорваны распростертые, пригвожденные ко Кресту Пречистые Руки Спасителя. Тело его покрылось изъязвлениями от кирпичных вонзившихся осколков, и Распятие все залито маслом из лампады. Красные пятна создают потрясающую картину живого окровавленного Тела. Богомольцы, которым удалось проникнуть в Кремль, подходя к этому Святому разбитому и поруганному Распятию, не могли спокойно смотреть на это жестокое поругание, предавались неописуемому отчаянию, плакали навзрыд, обнимали подножие Распятого Христа. Один из снарядов попал в окно так называемых Петровских Палат, где спасался от стрельцов Петр Великий, разбил оконный простенок и разорвался внутри Палаты. В настоящее время в этих Палатах все разрушено."


Разгром Патриаршей ризницы .


Разбитая стена и внутренний разгром в церкви 12 Апостолов .


Если точно, что «Москва - храм России, а Кремль - алтарь этого храма» (слова Императора Александра III), то выходит стреляли именно по алтарю храма. И не удивительно, что после любезного приглашения М.С. Горбачёва сектанта Муна совершить языческие действия в Успенском соборе, СССР развалился.

В 1980-1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.
Сейчас в домовой Цекрви уже несколько раз проводились богослужения, естественно с разрешения директора музея.
Хотя всё же, было бы лучше если бы эти два назначения этого здания совмещались без ущерба друг для друга.

  • Горящие туры по всему миру
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Дорога к Соборной площади со стороны Александровского сада ведет через высокие арки в подклете церкви Двенадцати апостолов, примыкающей к Патриаршим палатам. Здесь несколько веков помещались личные покои главы русского православия, его канцелярия и сокровищница. Ни одно здание Московского кремля не перестраивали так часто и кардинально, в этих белокаменных стенах бушевали пожары и нешуточные страсти, роскошь отделки соперничала с царским дворцом.

    Еще при Иване Калите в кремле поставили избу для митрополита Петра. Только в 1450 г. началось строительство каменных палат возле церкви Ризоположения , ставшей домовым храмом святого Ионы, первого русского митрополита, не назначенного в Константинополе. На исходе 15 века их уничтожил страшный пожар. Восстановление подворья длилось больше века и было завершено только патриархом Никоном. Уже после его низложения возвели церковь Двенадцати апостолов, придавшую законченность комплексу Соборной площади.

    Архитектура Патриаршего дворца

    Здание представляет собой конгломерат из объединенных в одно целое построек разного времени, потому их общий стиль определить весьма сложно. Барабаны церкви Двенадцати апостолов такие же, как на Архангельском соборе, обращенный к площади фасад отделан подобно Успенскому храму, который старше на несколько веков. Глаз сразу замечает несовпадения пропорций и асимметричность расположения окон, вызванные многократными перестройками. Современники поражались смелому решению зодчих Крестовой палаты, чей огромный свод не имеет центральной опоры. Роскошная отделка парадного зала стала причиной обвинения патриарха Никона в грехе гордыни.

    Музей в Патриарших палатах

    Второй этаж огромного здания занимает экспозиция, где демонстрируются предметы искусства и быта 17 века. В Парадных сенях выставлены одежда, ризы и вещи патриарха Никона. На стендах Крестовой палаты, предназначенной для торжественных приемов и церковных соборов, красуются коллекции дворцовой посуды, охотничье оружие Ивана Грозного, богатейшее собрание старинных часов. Другое название зала - Мироваренный: до 1917 г. в огромном серебряном чане, подаренном Екатериной II, на специальной печи под особые молитвы происходило таинство сотворения ароматического масла - мира, которым совершалось помазание на царство, освящение новых зданий и кораблей.

    В Приказной палате можно увидеть письменный прибор и шахматы царя Алексея Михайловича, подлинный букварь его внука Алексея Петровича, нарисованный знаменитым художником того времени Карионом Истоминым. Реконструирован интерьер жилых комнат - деревянные столы, стулья, резное кресло, окованные сундуки и облицованная изразцами огромная печь погружают экскурсантов в быт высшего духовного и светского сословия 17 века.

    Редчайшее собрание расшитых предметов церковного обихода - престольных покровов, завес для царских врат, настенных пелен - находится в Трапезной палате. Золотошвейное искусство переживало свой расцвет как раз в 17-18 веках, художники и мастерицы оставили нам великолепные образцы своего ремесла. В церкви Двенадцати апостолов выставлены редкие иконы старинного дониконианского и нового письма.

    ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ

    С северной стороны Успенского собора расположено древнее здание Патриаршего дворца. Оно включает в себя две домовые церкви - «Двенадцать апостолов» и «Апостола Филиппа», Крестовую, или Мироварную, палату, личные покои патриарха и монашеские кельи.

    Первый двор главы русской церкви в Кремле был основан в XIV в. и находился у Боровицких ворот. В это время Москва вела активную борьбу за объединение русских удельных княжеств в единое государство. Идея объединения Руси полностью соответствовала и интересам церкви, так как укрепляла ее экономические, политические и идеологические позиции. В связи с этим митрополит Петр решил переехать из Владимира, где тогда жили митрополиты, в Москву. Этим актом подчеркивалась главенствующая роль Москвы в делах русской православной церкви. Несколько позднее митрополичий двор от Боровицких ворот был перенесен на северо-западную сторону Успенского собора и стал постепенно обстраиваться. В 1450 г. при митрополите Ионе на дворе была заложена «палата каменная» и при ней церковь Ризположения.

    В 1473 г. двор со всеми служебными и хозяйственными постройками сгорел, но вскоре был восстановлен.

    В период польско-шляхетской интервенции в начале XVII в. митрополичий, а затем патриарший двор, не уступавший в роскоши царскому дворцу, был разграблен, а в 1626 г. окончательно опустошен пожаром. Спустя несколько лет патриарший двор снова стал обстраиваться. При патриархе Никоне в 1656 г. было построено новое, сохранившееся до нас здание Патриаршего дворца с церковью «Двенадцать апостолов», занявшее часть двора Бориса Годунова. Строителями его были кремлевские мастера Давыд Охлебинин, Антип Константинов и А, Макеев.

    Четырехэтажное здание дворца и собор выдержаны в стиле московской архитектуры того времени. В декоративной обработке фасадов имеются элементы владимиро-суздальского зодчества.

    Среди множества помещений Патриаршего дворца выделяется Крестовая палата, получившая позднее название Мироварной. Это огромный зал площадью 280 кв. м, перекрытый одним сомкнутым сводом.

    Павел Алеппский, посетивший палату в XVII в., писал: «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной, особенно удивителен обширный свод без подпор посередине».

    Приемный зал патриарха имел такое же важное значение, как Грановитая палата в царском дворце. В Крестовой палате патриархи принимали царей и иноземных послов. Здесь же проходили заседания церковных соборов и устраивались торжественные обеды.

    С 1763 г. в палате варили миро 1. С этой целью здесь была устроена специальная печь, сохранившаяся до наших дней.

    Собор «Двенадцать апостолов», сооруженный на месте старого храма Соловецких чудотворцев и части двора Бориса Годунова, первоначально назывался церковью Апостола Филиппа. После пожара 1680 г. собор перестроили и дали ему современное название. В этом соборе патриархи отправляли повседневную службу, кроме больших праздников.

    Парадный въезд на патриарший двор находился со стороны Соборной площади и осуществлялся через две сквозные арки, расположенные под храмом.

    С северной стороны к собору примыкает живописная открытая галерея на столбах, соединяющая храм с жилыми патриаршими покоями.

    После Великой Октябрьской социалистической революции в Патриаршем дворце и соборе «Двенадцать апостолов» была проведена значительная работа по исследованию и восстановлению древних архитектурных форм. Реставрационные работы, начатые в 1918 г., с перерывами продолжаются и по сей день. В 1920 г. была открыта вторая, неизвестная до того времени, проездная арка под собором, а в 1922 г. освобождена от поздних застроек галерея с северной стороны.

    В 1955-1957 гг. в Патриаршем дворце были проведены работы по реставрации помещений второго этажа; в ряде комнат, в том числе и Мироварной палате, восстановлена настенная роспись, выполненная в духе стенописи Ярославских палат XVII в. В настоящее время одновременно с некоторыми строительными работами у дворца проводятся археологические исследования культурного слоя.

    В настоящее время в Патриарших палатах и в соборе «Двенадцать апостолов» открыт Музей прикладного искусства и быта XVII в. В нем собраны самые разнообразные предметы- посуда, оружие, ткани, шитье, книги, украшения и др., созданные трудом русских и иностранных мастеров, вложивших в свои изделия народный гений и богатую творческую фантазию.

    В соборе «Двенадцать апостолов» по сохранившимся древним изразцам восстановлен изразцовый пол, реставрированы настенная живопись, относящаяся к XIX в., и иконостас. Последний представляет собой образец художественной резьбы по дереву второй половины XVII в. Он выполнен русскими мастерами в стиле русского барокко. Этот иконостас перенесен в собор «Двенадцать апостолов» в начале XX в. из церкви кремлевского Вознесенского монастыря.

    В наши дни Патриарший дворец представляет большой интерес как образец древнерусской национальной архитектуры и быта и строительной техники XVII в.

    Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

    В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

    С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

    С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

    С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

    Приносим извинения за доставленные неудобства.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: