Церковь архангела гавриила на чистых прудах. Церковь на чистых прудах

Знаменитая московская церковь во имя св. Архангела Гавриила находится близ Чистопрудного бульвара в скромном и маленьком Архангельском переулке, которому она и дала имя. В советское время он носил название Телеграфный. В историю Москвы эта церковь вошла как Меншикова башня, которую в народе еще величали "сестрой Ивана Великого".

Как известно, ее построил в начале XVIII столетия светлейший князь Александр Данилович Меншиков как домовый храм при своем новом московском дворце в Мясниках.

Однако, вопреки этому расхожему мнению, первая, еще деревянная церковь св. Архангела Гавриила существовала здесь задолго до того, как в этих краях обосновался светлейший князь, - еще в XVI столетии. Впервые она упоминается в летописи в 1551 году, где именуется Гаврииловской церковью в Мясниках. В то время она была обыкновенным приходским храмом в старинной слободе московских мясников, которые поселились тут еще в XV столетии, и дали название этой местности и ее главной улице - Мясницкой. Отходы их деятельности сливались в местный водоем - запруду от реки Рачки, прозванный Поганой Лужей или Поганым прудом. О поселении московских мясников тех времен ныне напоминает и название Костянского переулка в районе Сретенки.

А уже в 1620 году этот храм именовался "Гавриила Великого, что на Поганом пруде" и был центром Патриаршей Гаврииловской слободы. Тогда же, в первой половине XVII столетия, вместо деревянного был выстроен каменный трехшатровый храм старинной московской архитектуры дониконовских времен - вероятно, по типу церкви Рождества Богородицы в Путинках. Он простоял недолго - на его месте была возведена Меншикова башня.

Появление Меншиковой башни в Москве предопределила историческая петровская эпоха. Уже в самом начале правления Петра I Мясницкая улица стала главной парадной дорогой, по которой царь ездил из Кремля в Немецкую слободу и Лефортово. И на ней стали селиться приближенные царя и московская знать: в числе новых жителей Мясницкой достаточно назвать только имена Феофана Прокоповича и князя Меншикова.

Так получилось, что оба владения этих двух соседей, никак между собою не связанных, оказались причастными к истории Московского Почтамта. Старый Почтамт прежде находился на Мясницкой, 42, где когда-то был двор Феофана Прокоповича, а в 1780-х годах перебрался на отрезок Мясницкой в черте Белого города за бульваром, в бывший дворец князя Меншикова, с домовой церковью во имя св. Архангела Гавриила.

Меншиков приобрел себе владение в Мясниках в самом конце XVII века. Прежде оно принадлежало Дмитриевым-Мамоновым, - один из членов этого рода даже женился на царевне Прасковье Ивановне, дочери царя Ивана VI, одно время правившего вместе с Петром I. А в 1699 году эти земли за 2 тысячи рублей купил ближайший "друг царев" и начал строить там свой знаменитый дворец с роскошным садом.

Прежде всего, он занялся благоустройство прилегающей территории. Жить по соседству с Поганой лужей светлейший князь не захотел и повелел ее вычистить. С тех пор мясницкий водоем стал называться Чистыми прудами .

Главное же, что князь Меншиков, приобретя это владение, сам стал прихожанином старинного Гаврииловского храма. И тогда в самом начале XVIII века князь решил перестроить его в новом вкусе как домовую церковь при своем московском дворце.

Новая церковь была ему нужна и для того, чтобы устроить в ней придел для чудотворной иконы - Меншиков, находясь в городе Полоцке, приобрел образ Полоцкой Божией Матери, написанный, по легенде, самим евангелистом Лукой. Вернувшись в Москву, он приказал сначала обновить старую мясницкую церковь св. Архангела Гавриила и устроить в ней Введенский придел, куда и поместил икону. А затем Введенский придел был сооружен и в самой Меншиковой башне, где он существовал до XIX столетия.

Одну из главных трудностей для историков представляет имя архитектора Меншиковой башни, построенной в стиле раннего петровского барокко. Официально им признан известный московский зодчий И. Зарудный, хотя часто называют и архитектора Трезини, построившего в Петербурге собор Петропавловской крепости. Дело в том, что первоначально купол Меншиковой башни венчал огромный шпиль-игла, как и Петропавловский собор в северной столице, а на самом его верху тоже была позолоченная фигура ангела с крестом. Даже ходила легенда, что знаменитый Петропавловский шпиль был всего лишь точной копией московской Меншиковой башни.

Загадочная Меншикова башня овеяна тайнами - легенд о ее истории и судьбе слагалось великое множество. Иногда считают, что автором проекта новой церкви был сам Петр I, собственноручно исполнивший ее чертеж. Такое не раз случалось с московскими церквями - кроме Меншиковой башни, Петру приписывается, например, авторство церкви Святых Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной, тоже, кстати, построенной И.Зарудным.

А поскольку, как известно, высота Меншиковой башни изначально на 3,2 метра превышала высоту Ивана Великого, то другая легенда гласит, будто князь Меншиков в гордыне захотел превзойти самого царя Петра. Потому он и выстроил у себя на дворе собственную домовую церковь выше главной кремлевской колокольни, и был наказан Богом за гордыню против государя.

Еще говорили, что Меншиков захотел затмить Сухареву башню, незадолго до того возведенную по указу Петра, которую в народе прозвали "невестой Ивана Великого".

Так или иначе, только первоначальная высота Меншиковой башни, превышавшая священную высоту главной московской колокольни, была не только ее отличительной особенностью, но и причиной, по которой она сразу же сникала себе народное недоверие.

К тому же на башне церкви Меншиков поместил часы-куранты с боем, купленные в Лондоне за огромные деньги - такого еще не случалось с московскими храмами. Эти часы играли каждый час и били четверти, а их 50 колоколов в полдень звонили целых полчаса. В народе все эти новшества сочли за проявление княжеской гордыни и ожидали возмездия.

Меншикову не удалось долго прожить в своем роскошном Мясницком дворце и помолиться в новой церкви - Петр I приказал ему переселиться в новую столицу Санкт-Петербург, где он был назначен губернатором. Московская церковь осталась недостроенной, часы сломались, а огромный верх угрожал падением.

Беда пришла в 1723 году. 13 июня того года священник церкви Архангела Гавриила после вечерни присел на паперть передохнуть, но вдруг упал мертвым. На следующий день, когда его тело понесли в храм на отпевание, прямо над церковью внезапно нависла небольшая туча, трижды прогремел гром, и с последним ударом молния зажгла купол. Страшный пожар продолжался два часа - его не могли залить из-за очень большой высоты башни. Верх башни целиком сгорел, и на землю обрушились все 50 колоколов, подавив много людей, спасавших от огня церковную утварь.

Полоцкую икону после пожара перенесли в придел церкви, а в 1726 году тяжело заболевший Меншиков потребовал ее к себе в Петербург. После его выздоровления икона осталась в домовой церкви знаменитого дворца светлейшего князя на Васильевском острове.

В 1727 году, когда опальный Меншиков был сослан, образ пропал. Потом капитан лейб-гвардии Михаил Приклонский рассказывал, что видел эту икону в молельне императрицы Елизаветы Петровны, когда стоял в дворцовом карауле. Так, что возможно, образ находился потом и в Зимнем дворце.

А мясницкий дворец Меншикова сначала был пожалован в вечное владение "бриллиантовому" князю А.Б. Куракину, увековеченному знаменитым парадным портретом кисти Боровиковского, затем от его семьи перешел к богатому армянину И. Лазареву, а от него, в свою очередь, к Московскому Почтамту. Ныне его здание на Мясницкой улице вобрало в себя старинный дворец Меншикова.

А вот Архангельская церковь так и оставалась недостроенной. Лишь в 1787 году ее восстановил после пожара известный московский масон Гавриил Захарьевич Измайлов, живший неподалеку на Мясницкой. Тогда и появился ее винтообразный купол, напоминающий горящую свечку. Церковь была украшена масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями, которые только в 1852 году повелел уничтожить митрополит Московский Святитель Филарет (Дроздов).


Церковь во имя св. Архангела Гавриила и церковь во имя св. великомученика Феодора Стратилата.
Фото: hram.codis.ru

В 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как его летний (неотапливаемый) храм. Еще в 1806 году Директор Московского Почтамта Федор Ключарев построил рядом с ней зимнюю теплую церковь св. Феодора Стратилата, освященную по его именинам.

Обе почтамтские церкви несильно пострадали в 1812 году, потому что за взятку, полученную от директора Почтамта, французские солдаты перед отступлением не сожгли их, а только для виду разбрасывали вокруг горящую солому, и здания не загорелись.

Храм св. Архангела Гавриила, как и соседний Стратилатовский, также был закрыт только в 1930-е годы и тоже ненадолго по сравнению с другими московскими церквями - уже после войны в нем разместилось Антиохийское подворье (см. нашу публикацию от 19 февраля 2003 г.).

Только ныне существующий в храме иконостас был перенесен в него в 60-х годах минувшего столетия из разрушенной церкви Петра и Павла в Преображенской слободе. А старый иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь г. Махачкалы.

В настоящее время церковь св. Архангела Гавриила действует.

«Сухарева башня - невеста "Ивана Великого", а Меншикова - его сестра».

До начала XVIII века на месте нынешней Меншиковой башни стояла небольшая церковь Архангела Гавриила, что "у Мясницких ворот", известная с XVI столетия. Её название можно связать со вторым, христианским именем Великого князя Василия III, отца Ивана Грозного - Гавриил.

В 1704 году прихожанином церкви был светлейший князь Александр Данилович Меншиков. Вернувшись из одного похода, он привез купленную им в Полоцке древнюю икону Богоматери, по преданию, написанную самим евангелистом Лукой, и пожелал для нее выстроить на месте старой церкви новый храм.

В этих местах проходит Мясницкая улица, которую в конце 16 века перерезала крепостная стена Белого города, и в месте пересечения были построены Мясницкие ворота. Название улицы и крепостных ворот произошло от расположенной вне городских стен слободы мясников.

А внутри города рядом с воротами в 1699 г. купил усадьбу А. Д. Меншиков, друг и соратник Петра I. Было это ещё до основания города Санкт-Петербурга, поэтому Меншиков предполагал обосноваться в московской усадьбе надолго.

Мясники тоже не собирались никуда переезжать и продолжали делать своё дело, а отходы производства сбрасывали в пруд, расположенный неподалёку. Пруд этот источал дурной запах, отчего и получил у москвичей неблагозвучное название «Поганого» пруда.

И зачем было покупать землю в таком неудачном месте? Дело заключалось в Мясницкой, по которой в то время проходила одна из дорог в Немецкую слободу, куда часто наведывался Пётр I и Александр Данилович, будучи человеком оборотистым, не преминул этим воспользоваться. Купив усадьбу, Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да ещё и во множественном числе.

Постройка Меншиковой Башни началась в 1704 году и закончилась спустя три года.
Фотография ниже не моя, она сделана из одного из окошек Московского почтамта.

Возведение нового Храма архангела Гавриила было поручено архитектору Ивану Зарудному и его подчиненному, европейскому мастеру Доменико Трезини. Правда, последнего через полгода отправили в Санкт-Петербург, где он через восемь лет заложил Петропавловский собор. Меншикова башня считается прообразом собора.

К 1707 году храм был структурно завершен. Первоначально башня была в четыре яруса и имела высоту 84,2 метра, что превышало высоту колокольни Ивана Великого в Кремле на три метра. Это вызвало недовольство у коренных москвичей и так не особенно любивших Александра Даниловича.

До пожара 1723 года башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Такой она изображена на гравюре А. Зубова 1711 года, изображающей триумфальный въезд в Москву после Полтавской битвы Петра I с генералами, войском и многочисленными пленными.

Меншикова башня, на первый взгляд, имеющая мало общего с предшествующим русским зодчеством, на самом деле плоть от плоти его. По существу, это традиционный башенный храм "иже под колоколы".

Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным. На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами, выписанные из Англии. Куранты отбивали час, полчаса и четверть часа, а в полдень все пятьдесят башенных колоколов в течение получаса звонили-переливались, теша слух горожан.

Башню украшало невиданное дотоле обилие каменной скульптуры. Гирлянды из цветов и фруктов, вазы, карнизы, - все это придает башне легкость при весьма немалых размерах. Над украшением церкви работали костромские и ярославские мастера, издавна прославившиеся как искусные резчики по камню.

После отъезда Меншикова в Петербург финансирование храма прекратилось. Он начал быстро ветшать. Иван Зарудный предупреждал князя о возможных последствиях разрухи, но Александр Данилович уже потерял интерес к своему детищу.

В 1723 году в Храме Архангела Гавриила случился великий пожар.

14 июня, в день отпевания священника, скончавшегося накануне во время вечерней молитвы в стенах храма, налетела гроза и молния ударила прямо в крест. Загорелся сначала купол сооружения. Затем огонь охватил деревянную часть, из-за чего начали сыпаться прикрепленные там купола и ломать своды церкви. Много народа, пытавшегося вынести из охваченного огнем здания различные ценности, погибло в этой стихии.

В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. Все уже забыли, что это была церковь, и звали полуразрушенное сооружение просто Меншиковой башней.

В 1787 году церковь взялся восстановить Гавриил Измайлов, живший неподалеку на Мясницкой улице. При реставрации церкви вместо верхнего яруса с 30-метровым шпилем сделали округлый купол с винтовым шпилем. Храм приобрел особые черты и нынешний вид: купол оформили в виде винтообразной свечи, верхний восьмиугольник заменили куполом в стиле барокко, скульптуры по углам нижнего восьмиугольника заменили на вазы. Кроме этого, наружные и внутренние стены Храма украсили масонскими надписями, символами и эмблемами.

Все это сильно изменило вид Башни. Ушла резкость, которую придавал ей высокий шпиль, как бы «протыкающий» небо. Башня приобрела округлость форм, «мягкость». И это несмотря на то, что Башня осталась по-прежнему самой высокой церковью Москвы. После реконструкции церковь стала всеобщей любимицей москвичей.

Колокола не вернулись на башню. Для них рядом поставили новую церковь - во имя Феодора Стратилата. Два этих храма соотносятся как барокко и классицизм. Посвящение церкви святому Феодору, видимо, связано с тем, что московский почт-директор носил имя Фёдор - Фёдор Петрович Ключарев, действительный тайный советник, сенатор. Видный деятель русского масонства, автор мистико-религиозных стихов.

Практически ничего не известно о Г.З. Измайлове. Источники упоминают, что он был из богатого рода и владел домом, находившемся на месте дома 19 по Мясницкой улице. И все. А между тем, после реконструкции башню Меншикова, скорее стоит называть башней Измайлова.

Гавриил Измайлов принадлежал к существовавшей тогда в Москве ложе масонов, именовавших себя мартинистами. В Кривоколенном переулке, недалеко от церкви Архангела Гавриила, в доме профессора Шварца проживало около пятидесяти студентов организованной масонами Педагогической семинарии. Для них-то Измайлов и восстановил церковь Архангела Гавриила, украсив ее снаружи и внутри масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями.

Долгое время власти снисходительно взирали на существование в стране масонских лож. Екатерина II считала, что это всего лишь безобидное увлечение мистическими учениями. Все изменилось, когда московских масонов уличили в тайной связи с враждебным России прусским двором. Из расшифрованной тайной переписки явствовало, что «поборники просвещения» готовили государственный переворот. В итоге Новиков и еще несколько масонов были арестованы и заточены в Шлиссельбургскую крепость.

Однако тайные знаки, украшавшие стены Меншиковой башни, просуществовали еще несколько десятилетий. В 1852 г. митрополит Филарет (1782-1867) вдруг вспомнил о масонских знаках и латинских надписях и приказал все это уничтожить. Выполнять требование митрополита не торопились. Надписи и символы были частично заменены или сбиты только в 1863 г. Остался шпиль, похожий на пламя свечи, вазы, заменившие подгоревших белокаменных ангелов. До них добраться не смогли или не захотели. Остались фигуры над южным входом, держащие в руках свитки со стертыми надписями.

Дошедший до нас многочисленный скульптурный декор - это не просто лепка или резьба, это «сюжетная скульптура» на евангельские темы, едва ли не первая в московской традиции.

В 1792 году в здании усадьбы Александра Меншикова разместился почтамт, к которому отнесли и Меншикову башню. Вплоть до конца девятнадцатого столетия церковь считалась ведомственной и называлась «Храмом архангела Гавриила при Почтамте». Лишь из-за нехватки денег у почтового ведомства на содержание церкви, она стала приходской.

Почтамт и другие здания настолько загородили Меншикову башню, что сейчас редкий прохожий, не зная о ее существовании, будучи рядом, догадается, что в глубине квартала располагается храм, соперничающий высотой со Спасской башней Кремля, а когда-то бросавший вызов самой колокольне Ивана Великого.

Храм закрыли для богослужений в 30-е годы двадцатого столетия. В 1945 году, на Поместном Соборе Русской православной церкви, было решено восстановить Антиохийское подворье. Связано это было с приездом на Собор Александра III, патриарха Антиохийского.

Напоследок, для любителей мистики, несколько фактов. Если мы взглянем на карту Москвы, какой она сложилась после Петра, когда к круглой Кремлевской Москве прибавили квадрат Петровской Яузы, и положим линейку между самыми отдаленными ее заставами, Лужнецкой и Преображенской, центром Москвы окажутся Мясницкие ворота.

Более того, Меншикова башня оказалась близ вершины Сретенского холма, самого высокого холма Москвы, превышающего Кремлевский холм. Здесь же, возле почтамта, располагался тогда «нулевой километр», начало всех российских дорог. А в начале Второй мировой войны военное управление осуществлялось не из Кремля, а из подземелий метро Кировская, ныне Чистые пруды.

Постепенно мы рассмотрим все подворья, находящиеся в Москве.

Fais se que dois adviegne que peut.

Церковь Архангела Гавриила впервые упомянута в 1551 г. и называлась тогда церковью Гавриила Архангела в Мясниках. В 1620 г. храм именовался «Гавриила Великого, что на Поганом пруде»; он был центром Гаврииловой Патриаршей слободы. В 1657 г. значится уже как каменный. За несколько лет до закладки Петропавловского собора церковь была заново построена. По давней традиции москвичи именуют её Меншиковой башней из-за того, что стояла она во владениях друга и соратника Петра I князя А.Д. Меншикова, который купил в 1699 г. внутри города рядом с Мясницкими воротами усадьбу. Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да ещё и во множественном числе, пригласил архитектора Ивана Петровича Зарудного перестроить трехшатровую церковь Архангела Гавриила. В постройке принимали участие известные архитекторы Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, К. Феррара.

По своему типу Меншикова башня — традиционный в древнерусском зодчестве столпообразный храм. Состоит из «четверика» и последовательно уменьшающихся кверху, поставленных один на другой «восьмериков», и увенчанный высоким тонким шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте 84 м. По замыслу Меншикова, он должен был превышать на несколько метров «Ивана Великого» в Московском Кремле (храм-колокольню Иоанна Лествичника). На башне были часы с курантами, специально купленные Меншиковым в Англии. Первоначально это сооружение было построено по древнему типу «иже под колоколы», когда церковь и колокольня объединены в одном объёме. Задумывая постройку, Зарудный увенчал её высоким деревянным шпилем. Но в 1723 г. в башню ударила молния и сожгла шпиль, колокола рухнули, пробив своды. Много десятилетий стояла церковь в руинах. Отреставрирован храм был только в 1773-1779 гг. масоном Г.З. Измайловым и с 1773 г. использовался для масонских собраний. При достройке башни верхний деревянный ярус не был возобновлен, высота церкви уменьшилась. Оставшиеся два восьмиугольных яруса в 1773 г. были завершены шаровидной главой и шпилем. Белокаменные фигуры ангелов с орудиями Страстей Христовых, стоявшие по углам нижнего восьмигранного яруса, были заменены вазами. В 1863 г. здание было восстановлено как храм и по благословению Филарета, митрополита Московского, со стен были счищены многочисленные масонские символы и изречения. Представить как выглядела колокольня первоначально, можно, вспомнив внешний вид колокольни Петропавловского собора Санкт-Петербурга, т.к. Меньшикова башня является ее прототипом.

Пышный скульптурный декор внутри храма в основном XVIII в., главным образом в притворе и на хорах (статуи, поддерживающие свод), где был устроен верхний храм. Плафон алтарной части увит скульптурными гирляндами плодов и цветов с 4 фигурками ангелов, стоящих на консолях в углах свода. Сохранилась живопись 1770-1780 гг. Первоначальный иконостас не сохранился, после сноса в 1968 г. храма Преображения у Преображенской заставы сюда был перенесен его иконостас. Престолы: Собора Архангела Гавриила и вмч. Феодора Стратилата.

В период с 1923 по 1947 гг. храм был закрыт. В 1947 г. здесь разместилось подворье Антиохийского Патриархата и возобновились богослужения.



До начала 18 века на месте нынешней Меншиковой башни (она находится на Чистых прудах, в Телеграфном переулке) стояла небольшая трёхшатровая церковь Архангела Гавриила, что на Чистых прудах ("у Мясницких ворот"), построенная в 17 веке. В 1704 году прихожанином церкви был святлейший князь Александр Данилович Меншиков. Вернувшись из одного похода, он привёз купленную им в Полоцке древнюю икону Богоматери, по преданию - написанную евангелистом Лукой, и пожелал для неё выстроить на месте старой церкви новый храм. Постройка его началась в 1704 году и закончилась спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 м) превышающая колокольню Ивана Великого. Это было лёгкое, кружевное, воздушное сооружение, подобного которому Москва ещё не видела.

Существует легенда, что своенравный Меншиков, которого москвичи не любили за "худородство" и постоянно поминали ему пресловутые пироги, которыми он якобы торговал в молодости, хотел уязвить москвичей - возвести сооружение выше Ивана Великого, московской красы и гордости. Но Время судило иначе - во-первых, как мы увидим, гордыня Меншикова была посрамлена, а во-вторых, москвичам новая церковь очень понравилась. Всего лишь за три года до того была закончена постройка Сухаревой башни. "Сухарева башня - невеста Ивана Великого, а Меншикова - её сестра", - говорили в народе. Жители столицы гордились тремя московскими великанами.

Строил церковь зодчий Иван Петрович Зарудный, известный мастер петровского времени. В 1690 году И. Зарудного прислал в Москву гетман Иван Степанович Мазепа по делам церковного строительства на Украине, и зодчий остался в Москве. В 1701 году был определён на службу именным указом царя, работал в Москве и Петербурге, являясь как бы личным зодчим Петра I.

Церковь Архангела Гавриила - одно из самых своеобразных произведений русского зодчества начала 18 века. Как считают, все её архитектурные мотивы навеяны красотой русского резного иконостаса. "Что такое её архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь всё - от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора", писал Игорь Эммануилович Грабарь.

Меншикова башня, на первый взгляд имеющая мало общего с предшествующим русским зодчеством, на самом деле плоть от плоти его. По существу, это традиционный башенный храм "иже под колоколы". Он, правда, в большей степени наделён чертами нового зодчества. Это прежде всего относится к его светскому, гражданскому облику. В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органически сплетены с чертами русского зодчества, старинные национальные традиции оживают в новых идеях. Меншикова башня оказала заметное влияние на зодчество Петропавловского собора в Петербурге.

Первоначально башня была в четыре яруса и имела высоту 84,2 м. До пожара 1723 года башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Такой она изображена на гравюре Ивана Фёдоровича Зубова 1711 года, изображающей триумфальный въезд в Москву после Полтавской битвы Петра I с генералами, войском и многочисленными пленными шведами.

Три верхних яруса были сквозными, и на них висели 50 колоколов. Тем самым церковь повторяла древний русский тип храма-колокольни. Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным. На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами. Куранты отбивали час, полтора и четверть часа, а в полдень все пятьдесят башенных колоколов в течение получаса звонили-переливались, теша слух горожан.

Башню украшало невиданное дотоле обилие каменной скульптуры. Гирлянды из цветов и фруктов, вазы, карнизы, - всё это не только украшает башню, но и придаёт ей лёгкость привесьма немалых размерах. Над украшением церкви работали костромские и ярославские мастера, издавна прославившиеся как искуссные резчики по камню.

После отъезда Меншикова из Москвы церковь оставалась долгое время неотделанной. В 1712 году в здании размещалась навигацкая школа. В 1723 году от удара молнии сгорел верхний деревянный ярус с часами. Рухнувшие колокола проломили своды церкви. В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. Все уже забыли, что это была церковь, и звали полуразрушенное сооружение просто Меншиковой башней. Только в 1773-1787 годах церковь Архангела Гавриила была восстановлена. Но восстанавливать её сгоревший верхний ярус не стали, а вместо него увенчали храм своеобразной главкой в форме золотой еловой шишки. Но высота храма при этом значительно уменьшилась.

Из кн. А.Ю. Низовского "Самые знаменитые монастыри и храмы России". 2000. Вече.

Множество прекрасных достопримечательностей расположено в Москве. Гуляя по центру города, часто можно наблюдать различные памятники культуры. Каждый объект хранит в себе множество тайн и историй, которые всегда интересно узнать. Отдельно стоит обратить внимание на находящийся в центре храм под названием башня Меншикова. Он расположен в историческом центре Москвы, в районе Чистых прудов. Этот объект обязательно стоит посетить, поскольку он по-настоящему уникален и выполнен в очень необычном стиле, благодаря которому привлекает массу внимания как туристов, так и местных жителей.

Небольшое описание храма

Итак, для начала стоит подробнее познакомиться с этим необыкновенно красивым памятником архитектуры. Объект имеет и другое название - Церковь на Чистых прудах. Это православный храм, он расположен в Басманном районе Москвы. Интересно, что здание выполнено в стиле барокко, если говорить более точно - петровского барокко. В Москве осталось не так много зданий, построенных в этом стиле, которые бы хорошо сохранились до наших дней. Эта же постройка является и самой ранней, ее возведение приходится на 1707 год. Однако спустя некоторое время, уже в 1770-х годах, церковь была заметно перестроена. Интересно, что действовала она только летом.

Почему храм получил такое название?

Помимо того, что храм назван в честь Архангела Гавриила, можно часто услышать и его второе название - башня Меншикова. Многие задаются вопросом о том, почему это именно так? Ответ на этот вопрос очень прост. Церковь была возведена по заказу одного человека, которым и являлся Александр Меншиков (о его личности будет рассказано несколько позже). Таким образом, становится понятно, откуда храм получил свое второе название.

Личность А.Д. Меншикова

Как известно, Меншиков сыграл большую роль в строительстве храма. Поэтому стоит отдельно рассмотреть его личность, чтобы лучше узнать о его проектах и другой деятельности. Итак, это широко известный русский деятель в государственной и военной сфере. Меншиков имел несколько титулов, такие как граф и князь. Долгое время был фаворитом Петра I. После его смерти участвовал в воцарении на престоле Екатерины I. В это время он фактически становится правителем России. Можно сказать, что его карьера началась с Северной войны, где он командовал различными видами войск.

Строительство храма

Теперь стоит перейти к рассказу об истории церкви, поскольку она включает множество событий, которые происходили за все время существования этого храма. Нужно отметить, что первые упоминания о церкви Архангела Гавриила появляются в 1551 году. Они встречаются в документах, связанных с переписью. К середине XVII века храм был несколько перестроен и за счет этого увеличен. Несколько позже, в 1701 году, Александр Меншиков организовал реконструкцию и ремонт церкви, однако через 3 года, в 1704 году, было принято решение о том, чтобы снести церковь. На ее месте планировалось возвести новый храм, строительство которого выполнял И.П. Зарудный. постепенно возрождалась. К строительству привлекались и зарубежные мастера, среди которых можно назвать Уже к 1707 году постройка была закончена. Стоит отметить, что ее высота на тот момент составляла чуть более 84 метров. Через некоторое время Меншиков был назначен на пост губернатора Санкт-Петербурга, в связи с чем он перестал заниматься многими московскими проектами, и работы в храме были замедлены, а то и вовсе приостановлены.

Башня Меншикова - дальнейшая история

Дальнейшая оказалась также довольно непростой. В церковь ударила молния, в связи с чем практически полностью сгорела верхняя часть башни, были уничтожены интерьеры помещений, также упали колокола. Произошло это неприятное событие в 1723 году. В таком состоянии башня простояла довольно долгое время, но в 1773 году началась ее реставрация. Шла она несколько лет с 1773 по 1779 год. За ее восстановление взялся Г.З. Измайлов. Однако церкви не вернули первоначальный вид, в новом варианте она представляла собой другое строение. С тех пор здание использовалось для проведения различных масонских церемоний. В 1863 году храм все-таки был восстановлен по поручению Митрополита Филарета. В 30-е годы XX века он был закрыт. Итак, была рассмотрена история храма, а теперь стоит сказать несколько слов о стиле, в котором построена башня Меншикова. Этот стиль является настоящим отражением своего времени, поэтому познакомиться с ним будет очень познавательно.

В каком стиле построен храм?

Таким образом, ознакомившись с историей, необходимо также и узнать, в каком же стиле построена церковь. Меншикова башня представляет собой настоящий образец «петровского барокко». Также считается, что этот храм - один из самых ранних образцов такого стиля, сохранившихся в Москве. Стоит разобраться, каковы же отличительные черты этого стиля, а также в чем состоит его особенность.

В основном этот термин относится к архитектурному стилю, который был одобрен Петром I. Множество примеров можно увидеть в Санкт-Петербурге, где это решение активно использовалось при постройке зданий различного назначения. Стоит отметить и временные рамки - примерно с 1697 по 1730 гг.

Этот стиль в основном базировался на основе образцов немецкой, голландской и шведской архитектуры. чаще всего можно отличить по некоторым характерным чертам, например таким, как простое исполнение объемных элементов, четкие линии. В этом стиле, в отличие от других направлений барокко, была разорвана связь с классическим византийским стилем. Это очень важный момент, поскольку такая традиция существовала в русской архитектуре более 700 лет.

Характерные черты петровского барокко

Таким образом, было дано определению этому стилю, а также были рассмотрены его временные рамки. Теперь стоит поговорить непосредственно об его характерных чертах. Одни из важнейших признаков этого направления в архитектуре - это окраска зданий, включающая 2 цвета, использование высоких шпилей, а также плоскостное исполнение деталей декора.

Отдельного внимания заслуживают и дворцово-парковые ансамбли, построенные в этом стиле. В пример можно привести Петергоф, Летний сад и многие другие замечательный парки. Еще одним известным образцом этого стиля является дворец Эрмитаж.

Где находится храм - как добраться?

Итак, была рассмотрена история храма, этапы его строительства и многое другое. Теперь стоит поговорить о том, где же он находится и как до него добраться. Вообще, московские православные храмы пользуются большой популярностью как среди туристов, так и среди местных жителей. Конечно же, обязательно стоит посетить и Церковь Архангела Гавриила.

Расположена она, как уже говорилось выше, на Чистых прудах. Это место находится в центре Москвы, добраться сюда не составит большого труда. Расположена она по адресу: Архангельский переулок, 15а. Удобнее всего сюда будет добраться от станции метро «Чистые пруды».

Описание:

Богоявленское благочиние

История

Первое упоминание деревянной церкви Архангела Гавриила на этом месте относится к переписи 1551 г. В 1657-1679 гг. здание было построено в камне. В 1704-1707 гг. по заказу А.Д. Меншикова храм перестраивают в стиле петровского барокко. Автором проекта считается архитектор И.П. Зарудный при участии Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала и скульпторов Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, Д. Руско, К. Феррара, П. Джемми. Храм стал самым высоким зданием Москвы и получил название «Меншикова башня». После пожара 1723 г. башня была частично восстановлена только к 1779 г. В качестве действующего храма открылась лишь в 1863 г. Тогда же церковь приобрела современный вид. В 1923 г. храм Архангела Гавриила был закрыт.

Храм великомученика Феодора Стратилата построен в 1782-1806 гг. архитектором И.В. Еготовым во дворе храма Архангела Гавриила как теплый храм с колокольней. В 1860-1869 гг. был пристроен северный придел в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Закрыт в 1930 г.

В начале 1948 г. по благословению в двух храмах, Архангела Гавриила и великомученика Феодора Стратилата, было размещено подворье . Открытие подворья состоялось 17 июля 1948 г.

Святыни

Икона Архангела Гавриила в серебряной ризе в местном ряду иконостаса; икона Божией Матери «Благодатное Небо» слева от Царских врат (храм Архангела Гавриила).

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» (храм вмч. Феодора Стратилата).

Богослужение

В храме вмч. Феодора Стратилата: Божественная литургия по будням в 8.00, по воскресным дням в 7.30, вечернее богослужение накануне в 18.00.

В храме Архангела Гавриила: по воскресным и праздничным дням Божественная литургия в 10.00, вечернее богослужение накануне в 18.00.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: