Церковь капуцинов в риме. Уникальная и пугающая церковь в риме

Традиционно, в большинстве своем, люди стараются избегать темы смерти. Или страшно, или, по крайней мере, неприятно.
Но не все. Жил да был когда-то Франциск Ассизский, который смерти не страшился.
Смерть - это продолжение жизни. Франциск в своих убеждениях не был одинок.
Речь пойдет о капуцинах и Крипте, расположенной под церковью Санта Мария дела Кончеционе в Риме.

«Мы были тем, что вы есть сейчас, вы станете тем, что мы есть» - из надписей на стене.

В 16 веке в Марке, в Калабрии и в некоторых других городах и регионах Италии, группы францисканцев отделились от общего движения для большего соответствия духу Святого Франциска. Так появились капуцины.
Реформа была официально признана церковью в 1528 году. С тех пор и до сего дня капуцины стремятся в точности следовать простому и бесхитростному образу жизни Святого Франциска. Характерным их одеянием является монашеская ряса с остроконечным капюшоном (cappuccio ), давшим название ордену, веревочный пояс и сандалии на босу ногу.

Так вот, капуцины призывали смерть уважать, но относиться к ней легко, «не бояться предписанного порядка и закона природы».

2.

Крипта - внутреннее кладбище под церковью, в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.

Церковь для монашеского ордена капуцинов (нынешний адрес Via Vittorio Veneto , 27, неподалеку от площади Barberini ), была построена по распоряжению папы Урбана XIII в 1626 году. В крипту новой церкви решено было перенести останки тысяч капуцинов из прежнего монастыря.

Долгое время кладбище капуцинов представляло просто груду костей. Первое упоминание об имеющихся в нишах и на сводах орнаментах с упорядоченными рисунками, светильниками относится к 1775 году, когда Маркиз де Сад посетил это кладбище (Маркиз де Сад «Погребальный памятник, достойный английского остроумия»).

3.

5.


Убранство из костей «с приятным рисунком» было выполнено в промежутке между 1732 и 1775 годами.
Кладбище капуцинов состоит из шести помещений, где нашли вечный покой околочетырех тысяч монахов и не только (до 1870 года).
Как их удалось разместить? Сначала умершего хоронили неглубоко в земле (она привезена из Иерусалима) и после того, как кости почти лишатся плоти (она «растворяется» в земле) и высохнут, их употребляли для устройства костяного декорума на стенах и потолках. Так возникла своего рода художественная галерея из розеток, звезд, светильников, гербов, арок, гирлянд, узоров - все из человеческих костей. Современный историк ордена капуцинов падре Ринальдо Кордовани в интерьере кладбища склонен видеть поэтизацию смерти в предвидении грядущего. Монастырская гробница на языке искусства может быть названа поэмой о смерти и мечте о будущем Воскресении.
6.



Крипта капуцинов - место, в котором нет места суете и болтовне. Здесь невольно тянет примолкнуть и затаить дыхание.
С замиранием сердца представляю, как оказалась бы здесь в полном одиночестве и только при свете факелов или свечей…
7.



В отношении авторства этих художеств, Доменико да Изнелло писал:
«Великая скромность наших собратьев, которая, возможно, могла бы показаться небрежностью мешает нам установить установить автора этой кропотливой работы».
Вот так, не знаем и вряд ли узнаем.
8.


Исследователи творчества Гоголя связывают Крипту капуцинов в Риме с написанием «Мертвых душ».

Гоголь прекрасно знал Рим, его достопримечательности и святыни, его «седые дряхлые чудеса», и никак не мог миновать упомянутого кладбища. Невероятно чуткий ко всякому художеству, и тем более, проникнутый религиозно-мистическим вдохновением, стоило ему однажды побывать у капуцинов, несомненно, был охвачен сильнейшими чувствами.
Но у этих минут не должно быть свидетелей: Гоголь никогда не поведет своих спутников туда, где могут заметить, как содрогается он в восторге и страхе.
Встреча с почившими монахами в Риме обернулась тем, что сдвинулись с места «Мертвые души» и полетели по России.
А в изобретенной Гоголем обложке для «Мертвых душ» угадываются орнаменты, покрывающие стены Крипты капуцинов…

Адрес: Via Vittorio Veneto, 27. Время работы: с 09:00 до12:00 (перерыв на сиесту) с 15:00 до 18:00.

Музей смерти - Крипта капуцинов

Посетив однажды этот фантастически красивый уголок планеты, город-легенду, живое воплощение истории, где каждый парк, дворец, площадь являются свидетелями множественных взлетов и падений от древних времен до наших дней, он непременно просочится в душу, захватит и поглотит ее навсегда. Наименование ему Рим .
Город не только умеет восхитить архитектурными шедеврами храмов, заворожить красотой фонтанов, бесчисленных памятников, опьянить невероятным ароматом воздуха, присущим только ему, но способен удивить, напугать, даже шокировать, заставить задуматься о бренности мира. Для этого стоит посмотреть склеп капуцинов - настоящий музей смерти, созданный верующими Ордена в церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе .

Великие ораторы под острыми капюшонами

Живые не задумываются о последнем мгновении, ждущего каждого, избегая подобной темы, неприятной, но не всем. Жил некогда Франциск Ассизский, который не страшился этого момента, считая смертный час продолжением земного пути. В своих убеждениях он не был одиноким. Эту идею подхватили капуцины, по-своему истолковав учение Христа. Дела милосердные сопровождались суровым способом существования. Фактически отрекшись от малейшей радости, истязая себя, они придерживались строжайшего аскетизма. Горячо желая собственного мученичества, верили, что за жизненным порогом их ждет встреча с Христом. Единственной формой одежды, символизирующей принятый обет, служила ряса со знаменитым капюшоном, давшим название Ордену. На босых ногах были сандалии.
Они призывали живущих людей уважать переход в мир иной, реагируя на это легко. Создавая крипту , совершенно не считали, что производят надругательство над останками собратьев. Своеобразным, понятным только им, методом хотели донести до потомков мысль: не страшиться смерти, предписанной человеку с самого рождения, не бранить и не проклинать, ведь без нее не было бы и жизни. Как опавшие листья превращаются в прах, и от времени разрушаются горы, становясь песком, так и человеческому телу свойственно умереть и разложиться. Пришло время посетить странный и страшный уголок столицы.

Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе

Рядом с фонтаном Тритона расположилась неприметная, с виду вполне мирная, старинная церквушка со скромным фасадом. Автор проекта Антонио Казони. Внутренний свод украшен фресками. Особого внимания заслуживает "Успение Девы Марии", работа мастера кисти Либорио Коччети. С полотна Гвидо Рени на пришедших смотрит Архангел Михаил, побеждающий сатану. Изображение настолько прекрасно, что не отпускает от себя. Задумываешься, глядя на "Молитву Святого Франциска", написанную Караваджо. Урбан VIII увековечил свой герб на центральном алтаре, построенном на его деньги. Перед ним находится усыпальница основателя церкви, члена капуцинского братства. Надгробье расписано словами "Здесь покоится прах, пепел и ничего более". Слуги господние нашли свое последнее пристанище в боковых нишах, где почивает с миром Св. Феликс де Канталиче, проживший в монастыре 40 долгих лет, занимаясь сбором милостыни. Неподалеку лежат мощи Криспина Витербийского, посвятившего себя уходу за тяжелобольными, но особый интерес вызывает нижняя часть здания, отправимся туда.

Дыхание потустороннего мира

Омотр начинается со стеклянной витрины, за которой расположены предметы истязания: различные плети с завязанными на концах узлами, металлические крючки и прочие вещи, создающие телесную боль, а также книги, плащи.
Спускаясь по ступенькам вниз, по коже пробегают "мурашки", сердце начинает учащенно биться от услышанной звучащей музыки, табличек, напоминающих о соблюдении тишины, хотя желание разговаривать пропадает само по себе. Атмосфера пропитана запахом загробного царства.
Крипта состоит из 6 небольших помещений. Белоснежные стены декорированы причудливыми великолепными узорами. О Боже… Не хочется верить глазам, все они выложены из многочисленных останков покойников. В первом помещении показан сюжет воскрешения Лазаря в костном обрамлении. Зловеще зависли у потолков абажуры, выполненные из позвонков. В стенах сделаны углубления, инкрустированные черепами с находящимися скелетами, облаченными в монашеские одежды. Похожие собратья, одетые в плащи, разместились вдоль коридоров. Надпись "Мы - то, чем станете вы" говорит сама за себя.
С вершины одного из залов взирает пустыми глазницами скелет маленького ребенка. Рассказывают, что он принадлежал умершей в раннем возрасте племяннице папы Сикста V, принцессе Барберини. Объятый рамкой из костей, он держит в одной руке косу, а в другой весы, символизирующие цикличность рождения и смерти, божественное судилище. Оформленные костями часы являются напоминанием о неизбежности прекращения земного существования и нового рождения. Только второй зал лишен людских останков, здесь совершаются мессы.
Экскурсоводы отсутствуют, но всем посетителям и так все понятно, хотя разместившиеся на протяжении многих веков "экспонаты" не произносят ни звука. Откуда они здесь взялись в таком количестве?
На месте изумительного по красоте фонтана Треви была территория кладбища, принадлежавшая монахам. Несколько столетий подряд они предавали этой земле усопших. Насчитывалось порядка 4 тыс. могил. При перестройке местности их перенесли, устроив под сводами храма своеобразный музей. Папа Урбан XIII дал разрешение в 1626 г. на строительство подобного сооружения. Из Иерусалима привезли грунт, в который закапывали тела покойников. После приблизительно 30-летнего пребывания в земле мягкие ткани перетлевали, останки эксгумировались. Бренным остовом декорировали часовни склепа.
Так происходило формирование страшнейшей художественной галереи, вмещающей гирлянды, розетки, необычайные узоры, арки и это все - кости людские. Таким чудовищным способом служители Христа выражали свою веру. Монахи, скончавшиеся после создания крипты, пополняли ряды экспонатов. Здесь не разрешается делать снимки, позволительно молча наблюдать. На выходе в сувенирном магазинчике продаются открытки, изображающие увиденное зрелище, идет распродажа футболок, шарфиков, разрисованных черепами и скелетами.
Проживавший в столице Николай Гоголь знал базилику, побывав здесь однажды. Неведомо, какие чувства переполняли писателя во время осмотра, душа которого была пронизана религиозно-мистическим настроем, однако, на обложке "Мертвых душ" замечены орнаменты изображенных рисунков, принадлежащих усыпальнице.

Мысли, приходящие после посещения общества мертвецов

Вряд ли можно заметить следы восторга на лицах вышедших. Хочется скорее вдохнуть глоток свежего воздуха, замереть на минуту и подумать о жизни. В чем ее смысл? В отказе от благ цивилизации? В уходе от всего мирского, не познав любви и счастья? Но разве этому учил Христос? А о таинстве перехода известно лишь тем, кто совершил уже шаг в вечность, но они молчат, унеся навеки тайну.
Осознавая быстротечность пребывания на земле, напрашивается вывод: наша жизнь - мгновение на циферблате Вселенной, поэтому так важно отыскать свое предназначение, свой путь, найти то, что ищет душа. Каждый сделает выбор сам. Можно согласиться со словами Павла Муратова: "Рим - особенный город, имеющий необычное очарование. Все, испытавшие на себе его силу, поймут друг друга с полуслова, для других он будет вечной загадкой". Так оно и есть.

Сентябрь 30, 2018

На одной из центральных улиц Рима, недалеко от площади Барберини, расположена небольшая церквушка Санта Мария делла Кончеционе. Мало кто знает, что скрывается за ее неприметным фасадом. Это одна из немногих достопримечательностей Вечного Города посещение которой не рекомендовано людям со слабой психикой и детям. Крипта Каппуцинов, украшенная тысячами монашеских скелетов, вызывает неоднозначные чувства.

Сама церковь, расположенная на виа Венето, была построена в середине XVII века в окрестностях Палаццо Барберини Папой Римским Урбаном VIII, в честь своего брата кардинала Антонио Барберини, монаха Ордена Капуцинов. Санта Мария делла Кончеционе хранит в себе большое количество произведений искусства работы великих мастеров прошлых столетий, однако настоящим сокровищем церкви является крипта, расположенная под ней.

Декор из человеческих скелетов

Hic jacet pulvis, cinis et nihil Здесь покоится пыль, прах и ничего более

Крипта Капуцинов представляет собой небольшую крытую галерею с четырьмя капеллами, украшенными костями более чем 4000 братьев-капуцинов, умерших в период с 1528 по 1870 года. Останки монахов были эксгумированы и перенесены с находившегося поблизости кладбища Ордена Капуцинов.

Перед входом в крипту можно увидеть надпись: «То, чем являетесь вы – мы были; то, что мы есть – вы будете». Немного жутковато, но это является истиной. Спустившись вниз, можно увидеть длинный узкий коридор, справа от которого находятся небольшие часовенки, где покоятся останки братьев-капуцинов. Некоторые из них можно узнать непосредственно по надписям. Например, три маленьких скелетика – это преждевременно умершие внуки Папы Урбана VIII, а скелет с косой и весами, украшающий потолок, – это принцесса Барберини.



Мрачность помещению придает его необычное декоративное оформление, выполненное в стиле рококо и реализованное полностью из неисчисляемого количества костей разных частей тела. Своды и стены крипты украшают растительные орнаменты, розетки, цветы, пилястры и звезды, выложенные из тщательно подобранных косточек разного размера. Удивительно, но здесь даже светильники и подсвечники изготовлены из человеческих останков.

Названия крипт соответствуют названиям костей, использованных для их оформления: крипта черепов, тазовых костей, больших берцовых и бедренных костей.

До сих пор не существует единого мнения относительно того, что могло послужить мотивом для создания такого необычного кладбища. Некоторые предполагают, что братья-капуцины хотели таким образом напомнить живым о бренности тела и мимолетности человеческой жизни.

Церковь Санта Мария делла Кончеционе расположена по адресу via Veneto, 27. Проще всего добраться сюда можно на метро: станция Барберини.

Капуцинскую церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе можно назвать самым пугающим, мракобесным и уникальным местом Рима.

Капуцинскую церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе можно назвать самым пугающим, мракобесным и уникальным местом Рима.

Считается, что в этом месте можно вступить в контакт с душами умерших. Внутри стены церкви отделаны костями около четырех тысяч умерших монахов-капуцинеров. Даже подсвечники сделаны из костей.

Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini) имеет небольшие размеры и находится на виа Венето в Риме, недалеко от палаццо Барберини и фонтана Тритона. Спроектирована церковь Антонио Казони в 1626-31 гг. Украсили ее полотнами кисти Гвидо Рени (Михаил Архангел), Караваджо (святой Франсиск), Пьетро да Кортоны и Доменикино. В церкви содержится несколько приделов с мощами католических святых.

После того как церковь достроили, в ее крипту перенесли кости монахов, которые были захоронены с 1528 по 1870 годах, на старом кладбище ордена капуцинов, расположенном в районе фонтана Треви. Постепенно их останками украсили все шесть помещений крипты. В одном из залов крипты можно увидеть скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, которая умерла, будучи еще ребенком. Оформление крипты в духе барокко послужило прообразом костехранилища в Седлеце.

По возвращении из Рима пытаюсь разобраться в том, что видела, пока свежо в памяти. До - просто не было времени и гуляли мы сами по себе, с картой и без гидов. И как будто паззл складывается. Здесь речь пойдет о не вполне туристическом месте - крипте капуцинов церкви Santa Maria della Concezione dei Cappuccini. Проще говоря, о кладбище монахов ордена под церковью, вход в которое через музей, с картиной Караваджо между прочим. Как вам такое? Зрелище не для слабонервных, но мы такими и не являемся. Дело в философии, а не анатомии.

Я не отношусь ко всему этому как какой-то клубничке или паноптикуму, хотя выглядит несколько непривычно...Можно просто попытаться понять)

http://mozplan.ru/rim-santa-mariya-della-konchecione/
В одном из залов есть надпись: «Мы были тем, что вы есть сейчас, вы станете тем, что мы есть». Капуцины относились к смерти с уважением, но легко, и сделали они это не для надругательства над останками умерших братьев, а чтобы показать миру, что смерти не надо бояться. Так они хотели передать свою веру, память о себе и представление о жизни и смерти своим потомкам, нам, живущим сейчас. Те монахи, которые умерли после того, как создали эту крипту с ее безмолвным содержимым, преданы земле здесь же, в кельях крипты. Их могилки украшены маленькими крестами с простыми деревянными дощечками, прикрепленными к ним.

Местонахождение в Риме Via Vittorio Veneto, 27, недалеко от площади Барберини (Barberini). Добраться до станции метро Barberini красной ветки А.
Вверху сама церковь, вход свободный. Пониже музей, вход платный и съемка запрещена - редкое дело в Риме, а что мы только не облазили.

Сейчас в церкви ремонт, мебель свалена, накрыта целофаном и стойматериалы вдоль корридоров разложены. В церкви как раз можно снимать, но нечего было раз такое дело.

Основная зала только в парадном виде. И только сейчас сообразила - было воскресенье, мы в это время обошли несколько церквей и везде шла месса. А здесь пусто. Во всем видно капуцины особенные

Музей интересный. Куча разных штучек. Например, интересны изданные монахами ордена книги - молитвенники и жизнеописания, с хорошим шрифтом и переплетом. Очень много святых реликвий - под стеклышком, как раньше носили пряди дорогих людей, капуцины хранят малюсенькие фрагменты мощей и крови. Есть там и картина Караваджо, изобращающая медитирующего монаха с черепом в руке.
Музей заканчивается криптой.

Кри́пта (от др.-греч. κρυπτή — крытый подземный ход, тайник) — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.

Вот что насобирала в инете.
После постройки церкви со старого кладбища ордена капуцинов, раполагавшегося в районе фонтана Треви были перенесены кости, захороненных там монахов и помещены в крипту церкви. Постепенно из них были выполнены декоративные украшения всех шести помещений крипты. Интерьеры капелл убраны человеческими костями. Арки сооружены из черепов, рамы для картин, пилястры, светильники сделаны из костей. Из мелких костей выложены узоры, а в нишах стен помещены скелеты, облаченные в коричневые плащи с остроконечными капюшонами - традиционное облачение капуцинов. Тела, выставленные на обозрение в склепе, принадлежали монахам, умершим между 1528 и 1870 годами. В общей сложности в крипте собраны кости четырех тысяч монахов. С конца XIX века захоронения в церкви не производятся.

Церковь для монашеского ордена капуцинов была построена по распоряжению папы Урбана XIII в 1626 году. В крипту новой церкви решено было перенести останки тысяч капуцинов из прежнего монастыря. Для захоронения тел в склепе была привезена земля из Иерусалима. Тело монаха закапывалось в землю и после некоторого времени (равного примерно 30 годам), в течение которого, как полагалось, истлевали мягкие ткани, оно эксгумировалось. Сохранившиеся кости шли на декорирование часовен склепа. Благодаря такому обращению с останками монахов в склепе удалось разместить около четырех тысяч тел почивших.

Фотографии не мои, нашла в бездонном инете. И судя по качеству съемки, сделаны тайком.

В пятом зале крипты размещен скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте. В ее честь названа площадь в Риме, расположенная между криптой и фонтаном ди Треви, где находился дворец принцессы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: