Церковь святых благоверных бориса и глеба. Где находится храм святых Бориса и Глеба в Зюзино: точный адрес и расписание богослужений

Первыми русскими святыми, заслужившими народную любовь и почитание, стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб. В их честь построены храмы, одним из них является выдающийся памятник архитектуры - церковь Бориса и Глеба в Зюзине.

Страстотерпцы Борис и Глеб

Родные братья Борис и Глеб были сыновьями князя Владимира . Пример отца, который из необузданного язычника превратился в кроткого раба Христова, отобразился в характере братьев. Они росли богобоязненными и послушными. Повзрослев, Борис и Глеб были отправлены князем Владимиром на княжение в Ростов и Муром.

Читайте о святом князе Владимире:

Будучи в преклонном возрасте, князю пришло известие, что на Русь надвигаются печенеги. Дать отпор врагу Владимир поручил сыну Борису. Во время пребывания святого Бориса в походе, его отец отошел ко Господу. Престол в Киеве занял старший брат Святополк занял и задумал погубить своих братьев. Убийство произошло в 1015 году.

Благоверные князья Борис и Глеб

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми . Их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав заступниками русской земли и небесными помощниками русских князей.

История и архитектура храма

В 1688 году началось строительство церкви и окончилось в 1704 году. Таким образом храму более 300 лет. Усадебный храм, на свои сбережения построил сподвижник Петра І князь Борис Иванович Прозоровский, а до него усадьба принадлежала знаменитой боярыне Морозовой.

После известных событий старообрядческого раскола эти земли были конфискованы и пожертвованы уже царем Петром І за труды Б.И. Прозоровскому. И на этих землях, в Зюзине, князь решил построить каменный храм.

Для строительства был привлечен знаменитый архитектор Яков Бухвостов. С момента возведения церкви Бориса и Глеба в Москве появился архитектурный стиль, известный как нарышкинское или московское барокко. Храм является прототипом целого ряда других московских храмов.

Он имеет одну особенность устройства - алтарная апсида развернута на север. Почему именно так? Ответ прост - так пожелал Прозоровский Борис Иванович, чтобы алтарная апсида смотрела на центр Москвы, на север.

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино

Храм двухэтажный: верхний храм в честь Бориса и Глеба - это летний храм; нижний храм - зимний, в честь великого князя Владимира.

В 1938 году храм был закрыт и разделил судьбу многих храмов, как города Москвы, так и всей страны. Перед закрытием храма были два замечательных настоятеля - Александр Харьюзов, который служил до 1937 года. Когда его арестовали и расстреляли, на его место пришел брат - отец Леонид. Над ним смеялись, что и ему недолго осталось служить. Но он совершил свой подвиг служения Богу. Вскоре он был арестован и расстрелян. И с 1938 года по 1989 год храм был закрыт.

В 1940-1941 годах в здании не было ни охраны, ни замков. Были выломаны все деревянные части, начиная с древнего резного иконостаса и заканчивая оконными и дверными рамами, разрушена колокольня. Чудесным образом сохранились Царские врата, несколько икон и резных колонн. Ныне они находятся в музее «Коломенское».

Храм использовали не по назначению. Он был и овощным складом, а в военные годы колокольня использовалась как наблюдательная вышка. Затем стал филиалом завода драгоценных металлов с гальванической ванной, расположенной в алтаре нижнего храма, и, конечно, получил огромные повреждения.

После долгого забвения 15 мая 1989 года состоялось первое богослужение в память святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба. Но в храм еще не пускали, поэтому молебен совершили напротив храма, на улице.

Иконостас нижнего храма

А вот первая литургия состоялась уже 28 июля 1989 года в день великого князя Владимира в нижнем храме.

Всё, что сейчас находится в храме - это заново восстановленный интерьер. Иконостас совершенно новый, но выполнен по старым эскизам, фактически один к одному.

Роспись на стенах совершенно новая. И более того, храм не был расписан до начала 19 века. Причиной оказалась инженерная проблема. Когда раскрыли кровлю колокольни, начались протечки, потому что Яков Бухвостов, каким бы он не был известным архитектором, не учел одного - русской зимы, погодных условий.

При росписи храма встал вопрос - храм в стиле нарышкинского барокко, значит, и роспись должна быть в соответствующем стиле. Но когда начали приглашать художников со своими эскизами, то стало понятно, что роспись середины XIX века не очень воспринимается современниками, не лежит на сердце. И только эскизы в византийском стиле подошли для росписи. Именно это стиль был во времена Бориса и Глеба.

Святыни храма

Настоятелями московских храмов в дар храму были преподнесены святыни. Так, подаренная икона великомученика и целителя Пантелеймона настолько чудотворна, что самоочистилась и обновилась.

Был подарен Голгофский крест - великолепный и неповторимый.

Многие прихожане подарили свои иконы. Другие иконы были заново написаны, но уже стали намоленными:

  • Святого Николая Чудотворца с мощевиком;
  • икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская» ;

Некоторые иконы заказывали и писали по просьбе прихожан, учитывали их пожелания. Одна из прихожанок принесла икону «Знамение» , которая была в храме с 1938 года до закрытия. Она ее спасла, чудом сохранила.

Вконтакте

Часовня возведена в память о стоявшем на Арбатской площади , известном с 1483 года.

Каменная церковь на этом месте была выстроена по повелению великого князя Василия Ивановича. В XVI веке храм имел особое значение, и по предположениям, даже считался собором; Иван Грозный отправлялся в него на моление крестным ходом из Кремля перед началом военных походов.

В XVIII веке храм был полностью снесен и перестроен в 1763–68 годах по проекту К. И. Бланка. Познее он поновлялся, к нему были добавлены приделы.

В 1930 году, несмотря на протесты верующих и архитекторов-реставраторов, отмечавших, что храм является «памятником XVIII века выдающегося историко-архитектурного значения», здание было снесено, однако архитектор-реставратор Б. Н. Засыпкин и студенты Московского университета успели провести обмеры разрушаемого памятника.

В 1997 году, по инициативе Фонда единства православных народов, в память о Борисоглебском храме был возведен памятный храм-часовня Бориса и Глеба. Его архитектура частично повторяет формы утраченного здания.

Другие города , Copyright

Храм-часовня возведен не на месте разрушенной церкви, а несколько в стороне, на месте церкви Тихона Амафунтского, также снесенной в 1930-х годах. В память о ней в храме-часовне устроен придел во имя Тихона Амафунтского. На самом же месте Борисоглебской церкви установлен памятный знак с ее барельефным изображением.

Приписан к храму Большого Вознесения.

Фотогалерея


Полезная информация

Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба патриаршего подворья на Арбатской площади города Москвы

Престолы

Освящена в честь: свв. мчч. Бориса и Глеба, свт. Тихона Амафунтского

Год постройки

1997
Архитектор: Вылегжанин Ю.С.

Адрес

Москва, Арбатская площадь, 4
Проезд: м. «Арбатская»

Храм открыт

Ежедневно: 9:00–19:00

Расписание богослужений

По средам

  • водосвятный молебен и панихида по усопшим - 12:30

В воскресные дни

  • Божественная Литургия - 9:00
  • Водосвятный молебен и панихида по усопшим - 14:30

Огласительные беседы

В храме святых благоверных князей Бориса и Глеба огласительные (предварительные) беседы со взрослыми, желающими креститься, а также с родителями и восприемниками младенцев, проводятся дежурными священниками по воскресеньям в 11:00

30 июля 1021 года была освящена первая церковь, построенная в честь святых Бориса и Глеба. Предлагаем совершить путешествие по стране и отыскать 7 русских Борисоглебских храмов.

В Кидекше

В маленьком городке Кидекше можно найти одну из самых ранних церквей Северо-восточной Руси. Она была построена в 1152 году в период правления Юрия Долгорукого, который, вероятнее всего, повелел заложить церковь в честь своих младших сыновей Бориса и Глеба. Для Долгорукого имена первых прославленных русских святых были особенно значимы – они являлись покровителями княжеского дома. Сдержанность внешнего декора и простота линий храма, сложенного из великолепно отёсанных и положенных почти всухую квадратов белого камня, свидетельствует о том, что он замышлялся как главный собор, расположенный на восточных границах Суздальского княжества.

В Борисоглебском

На норвежской границе, на левом берегу реки Паз, в поселке Борисоглебский, что в Мурманской области, можно найти еще одну церковь Бориса и Глеба. В XVI веке в этом месте находится Пазрецкий погост, а в 1565 году его основатель Святой Трифон решил построить здесь же небольшую деревянную церковь с колокольней, тем самым пытаясь облегчить свою миссионерскую деятельность по распространению православной веры среди коренного населения – колттов и саамов. В 20-е годы XIX века левый берег реки Паз, где находится церковь, отошел Норвегии, однако, участок в один квадратный километр, на котором расположена церковь, был оставлен России. Посетивший Пазрецкий погост летом 1870 года князь Алексей Александрович выделил средства на ремонт обветшавшей церкви, а затем инициировал строительство нового здания. Через четыре года состоялась освящение храма. В данный момент в церковь не так просто попасть из-за того, что она находится на приграничной территории.

Упоминание об одном из главных рязанских храмов можно найти уже с 1152 года. Правда, в те времена он представлял собой не белокаменный собор, а деревянную церковь, которая во времена святителя Василия стала кафедрой рязанских епископов. Следующее упоминание о церкви находим только в 1568 году. Современный вид храм получил спустя век: в 1686-1687 годах он был построен на развалинах старой церкви на средства архиерейской казны. До революции в храме хранились древние иконы: резной образ Спасителя, образ князей страстотерпцев Бориса и Глеба, список 1611 года Феодотьевской иконы Божией Матери и Корсунская икона Богоматери. Как водится, были в жизни храма трудные времена: в 1924 году он использовался как зернохранилище, а в 1934 году был и вовсе закрыт. После войны, в 1946 году в храме возобновилось проведение служб. Статус кафедрального, полученный храмом в те годы, он сохранил и до наших дней.

В Великом Новгороде

Церковь Бориса и Глеба в древнем Новгороде построили в 1536 году на фундаменте древнего храма, который был разобран. Летописцем подчеркивается, что храм возвели за 5 месяцев двадцать новгородских «больших мастеров» при помощи жителей Запольской и Конюховой улиц и участии «новгородских и московских гостей». Облик церкви полностью отражает новые веяния, которые были характерны для новгородского зодчества XVI века: пятиглавие, фасады завершаются декоративными килевидными арками, на барабанах и апсиде храма многократно повторен пояс из пятиугольных плоских двухступенчатых нишек. Как и прочие новгородские постройки того периода, церковь Бориса и Глеба была сложена из кирпича. В 60-е годы прошлого года церковная колокольня «не вписалась» в новый облик набережной – ее разобрали, а церковь превратили в склад. В 80-90-е годы, после проведения исследований церковь была отреставрирована, с 1992 года в ней возобновилось проведение служб.

В Ростове

Ростовская церковь Бориса и Глеба является единственным сохранившимся памятником архитектуры Ростовского удельного княжества. По преданию каменный храм был построен по велению князя Константина Всеволодовича на месте древней деревянной церкви Кирика и Иулиты. Именно в этом храме во время крещения Руси проходили крестины жителей Ростова, поэтому место именовали «общим крещатиком». В «Лаврентьевской летописи» возведение храма датируется 1214-1218 годами. Современный облик ростовский храм Бориса и Глеба получил в 1761 году благодаря финансовой помощи местного купечества. К сожалению, наши современники так и не смогли прийти к единодушному решению по поводу форм восстановления храма - уникальный памятник сегодня пребывает в плачевном состоянии.

В Суздале

Борисоглебская церковь была построена в Суздале на правом берегу реки Каменки в конце XVII – начале XVIII века. До этого времени на этом месте находился Борисоглебский монастырь, который был сожжен во времена Смуты. Современный облик храм получил предположительно в конце XVII века – документально этот факт не подтвержден, однако, к такому выводу специалисты пришли в ходе изучения архитектуры здания. Построенный в стиле местного «барокко» из красного кирпича храм богато украшен резными наличниками, порталом и пилястрами. Особенный интерес представляет система перехода от четверика к восьмерику, выполненная в форме глубоких ниш. Внутри храма можно найти роспись XVIII и XIX веков.

Еще один храм в память благоверных князей Бориса и Глеба можно найти в древнем селе Госома Брянской области. Точная датировка строительства храма, к сожалению, отсутствует, однако, первое упоминание прихода села встречается в церковных книгах 1610 года. Спустя два века помещица Екатерина Тютчева повелевает построить вместо ветхого деревянного храма новый каменный. Желание помещицы пришлось на непростой 1812 год: то ли из-за спешного строительства, то ли в силу каких-то строительных просчетов позже, храм «пошел трещинами», и в 1895 году его пришлось разобрать. Правда, почти сразу же были начаты работы по строительству нового храма во имя Бориса и Глеба. К началу прошлого века храм был закончен, освящен и в нем начали проводить богослужение. В годы Великой войны храм сильно пострадал. Новую жизнь храм, форма которого с высоты птичьего полета представляет собой крест, получил в 1992 году – в нем была возрождена приходская община, начались восстановительные работы сначала собственными силами жителей, а затем при помощи средств областного бюджета.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152 годом - на основании сообщения, помещенного в Типографской летописи как раз под этим годом: «Тогда же Георгий князь в Суждале бе, и отвързл ему Бог разумнеи очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздалской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переаславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гергев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгиа» (ПСРЛ. 24:77).

В Кидекше сохранились остатки оборонительных валов - вблизи устья речки Каменки («Каменка» на угро-финском языке - «Кидекша»), которая сливается с Нерлью, впадающей в Клязьму. Вероятно, сама церковь закладывалась Юрием Долгоруким в честь своих младших сыновей Бориса и Глеба, получивших имена первых прославленных в земле Русской святых - покровителей княжеского дома. Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из этих сыновей Юрия Долгорукого - князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году. Здесь же погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202).

Борисоглебский храм, по-видимому, замышлялся как главный собор городка Кидекши на восточных границах Суздальского княжества, что и отразилось в сдержанности его внешнего декора и простоте линий. Не следует забывать, что храм в Кидекше - наравне со Спасо-Преображенским собором в Переславле Залесском - наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Западной Руси.

Впрочем, и здесь наблюдаются очевидные параллели с западноевропейским романским искусством, чуть более ярко проявившиеся в других памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли. В частности, обращает на себя внимание аркатурный пояс из т. н. «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля - в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) - с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах - т. н. «поребрик». Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь Борисоглебской церкви (в настоящее время находящийся под зелёй) - простейшей прямоугольной формы. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров - такие же, как и на стенах Спасо-Преображенского собора в Переяславле.

Церковь Бориса и Глеба - одноглавая, четырехстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отесанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня. В плане храм без учета апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка.

Размеры Борисоглебской церкви, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток, декор близки еще одному сохранившемуся храму 1152 года - Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском. В связи с этим верх храма достаточно адекватно реконструируется по аналогии со Спасским собором.

Скорее всего, при нашествии монголов Кидекша пострадала, но уже в 1239 году здание церкви Бориса и Глеба было отремонтировано и освящено, и в нем, вероятно, было устроено белокаменное седалище и резная алтарная преграда. Но вскоре сам городок захирел и его жители переселились в соседний Суздаль. В «Списке русских городов дальних и ближних» (XIV-XV века) Кидекша не значится.

В XVI-начале XVII века глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х годах глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен - до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.

Паломнические поездки к Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша

Координаты : 55°52′00″ с. ш. 37°32′03″ в. д.  /  55.8667750° с. ш. 37.5342611° в. д.  / 55.8667750; 37.5342611 (G) (Я) памятник архитектуры

Храм Бориса и Глеба в Дегунино - православный храм, принадлежащий к Знаменскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви . Находится по адресу: Дегунинская улица , дом 18а.

История

Первое упоминание о Борисоглебовском храме в селе Дегунино относится к 1585 году, в связи с его уничтожением польско-ливонским войском, хотя само поселение значится селом уже с 1339 года. В связи с уничтожением храма, с начала XVII века Дегунино упоминается в документах как деревня. В 1633 году на месте сгоревшего храма строится новый, деревянный, с приделом во имя апостола Иоанна Богослова на средства местного священника. В документах за 1676 год храм значится как церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, с приделом Святых Бориса и Глеба в селе Дегунине . В начале правления царя Петра Алексеевича Дегунино вместе с храмом передаётся во владение церкви и указом Патриарха Адриана приписывается к Алексеевскому девичьему монастырю . По удачному стечению обстоятельств храм не пострадал во время войны 1812 года , но в документах за 1820 год храм значится как однопрестольный. Почему в храме остался только один престол, достоверных сведений нет. По документам 1847-1850 годов храм входит в Павшинское благочиние и значится деревянным, однопрестольным, крепким, на каменном фундаменте с колокольней.

После революции храм действовал до 1930 года, после чего службы были прекращены в связи с отсутствием священнослужителей, и только в 1941 году по решению Мособлсовета храм был официально закрыт и здание было переоборудовано под амбулаторию . В 60-х годах XX века здание храма было передано артели инвалидов «Родина» и оно было приспособлено под производственный цех, верхние ярусы колокольни сломаны, купола сняты, сделаны пристройки, здание было обнесено железобетонным забором. Фабрика освободила здание только в 1985 году, здание было заброшено, но в 1987 году в нём разместили гараж МНТК «Микрохирургия глаза» . Восстановление храма началось в 1991 году, когда его здание было передано православной общине.

Престолы

Напишите отзыв о статье "Храм Бориса и Глеба в Дегунине"

Примечания

Литература

  • Паламарчук П. Г. Окраины Москвы. Инославие // Сорок сороков . Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. - М .: Астрель, 2004. - Т. 3. - С. 50-56. - 696 с. - 7000 экз. - ISBN 5-17-026209-4 .

Отрывок, характеризующий Храм Бориса и Глеба в Дегунине

– Ну так что ж! вы знаете, что есть там и что есть кто то? Там есть – будущая жизнь. Кто то есть – Бог.
Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и уже заложены, и уж солнце скрылось до половины, и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили.
– Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем (он указал на небо). Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны теченья с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «правда, верь этому».
Князь Андрей вздохнул, и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но всё робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера.
– Да, коли бы это так было! – сказал он. – Однако пойдем садиться, – прибавил князь Андрей, и выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз, после Аустерлица, он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел лежа на Аустерлицком поле, и что то давно заснувшее, что то лучшее что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нем. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.

Уже смерклось, когда князь Андрей и Пьер подъехали к главному подъезду лысогорского дома. В то время как они подъезжали, князь Андрей с улыбкой обратил внимание Пьера на суматоху, происшедшую у заднего крыльца. Согнутая старушка с котомкой на спине, и невысокий мужчина в черном одеянии и с длинными волосами, увидав въезжавшую коляску, бросились бежать назад в ворота. Две женщины выбежали за ними, и все четверо, оглядываясь на коляску, испуганно вбежали на заднее крыльцо.
– Это Машины божьи люди, – сказал князь Андрей. – Они приняли нас за отца. А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их.
– Да что такое божьи люди? – спросил Пьер.
Князь Андрей не успел отвечать ему. Слуги вышли навстречу, и он расспрашивал о том, где был старый князь и скоро ли ждут его.
Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту.
Князь Андрей провел Пьера на свою половину, всегда в полной исправности ожидавшую его в доме его отца, и сам пошел в детскую.
– Пойдем к сестре, – сказал князь Андрей, возвратившись к Пьеру; – я еще не видал ее, она теперь прячется и сидит с своими божьими людьми. Поделом ей, она сконфузится, а ты увидишь божьих людей. C"est curieux, ma parole. [Это любопытно, честное слово.]
– Qu"est ce que c"est que [Что такое] божьи люди? – спросил Пьер
– А вот увидишь.
Княжна Марья действительно сконфузилась и покраснела пятнами, когда вошли к ней. В ее уютной комнате с лампадами перед киотами, на диване, за самоваром сидел рядом с ней молодой мальчик с длинным носом и длинными волосами, и в монашеской рясе.
На кресле, подле, сидела сморщенная, худая старушка с кротким выражением детского лица.
– Andre, pourquoi ne pas m"avoir prevenu? [Андрей, почему не предупредили меня?] – сказала она с кротким упреком, становясь перед своими странниками, как наседка перед цыплятами.
– Charmee de vous voir. Je suis tres contente de vous voir, [Очень рада вас видеть. Я так довольна, что вижу вас,] – сказала она Пьеру, в то время, как он целовал ее руку. Она знала его ребенком, и теперь дружба его с Андреем, его несчастие с женой, а главное, его доброе, простое лицо расположили ее к нему. Она смотрела на него своими прекрасными, лучистыми глазами и, казалось, говорила: «я вас очень люблю, но пожалуйста не смейтесь над моими ». Обменявшись первыми фразами приветствия, они сели.
– А, и Иванушка тут, – сказал князь Андрей, указывая улыбкой на молодого странника.
– Andre! – умоляюще сказала княжна Марья.
– Il faut que vous sachiez que c"est une femme, [Знай, что это женщина,] – сказал Андрей Пьеру.
– Andre, au nom de Dieu! [Андрей, ради Бога!] – повторила княжна Марья.
Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения.
– Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m"etre reconaissante de ce que j"explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme… [Но, мой друг, ты должна бы быть мне благодарна, что я объясняю Пьеру твою близость к этому молодому человеку.]
– Vraiment? [Правда?] – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех.
Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: