Чем мусульманские общественные и семейные порядки отличаются от христианских: сравнение, сходства и различия. Чем отличается у мусульман и христиан отношение к семье, равенству полов, старикам? Сходство и различия мусульманской веры от христианской: сравн

И здавна татары строили семейную жизнь на основе Корана и Сунны. Именно религия во многом послужила формированию татарской культуры, традиции. Религия удерживала от размывания нравственных ценностей татар, что является необходимой нормой существования общества. Семья всегда высоко ценилась и ценится татарами, а вступление в брак считается естественной необходимостью. Среди татар, как и среди других народов, исповедующих Ислам , вступление в брак считалось священной обязанностью мусульманина: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом больше заслуг, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком ».

Традиционная татаро-мусульманская семья моногамна, потому что уже к началу XIX века случаи многоженства у татар стали крайне редким явлением. Несмотря на безусловно патриархальный характер татаро-мусульманской семьи, в традиции татарского народа роль женщины всегда была высока, как в семейной так и общественной жизни социума.

Основные принципы традиционного семейного этикета, строившегося на безупречном уважении и почитании старших младшими, родителей детьми, трудолюбии сохраняются в большинстве татарских семей. Особым уважением пользуются родители и прародители мужа. Также Ислам предписывает мужчинам заботиться о своих матерях, сестрах, дочерях и женах. Татары проявляют особое отношение к матери. В одном из достоверных хадисов сказано, что «рай находится под ногами матери » (Ан-Насаи), а значит, отношение к ней определяет благополучие мужчины в этой и последующей жизни.

Общие положения о браке в Исламе

Ислам уделяет особое внимание браку и всячески поощряет вступление в него человека при достижении им совершеннолетия, если он готов к этому физически, морально и материально. Всевышний создал мужчину - праотца человечества Адама - и создал для него из его же плоти супругу - Хаву с тем, чтобы они в своем союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Творец всего сущего сказал:

О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом — самый богобоязненный. Поистине, Аллах - знающий, сведущий!

Священный Коран, 49:13

Семья является знамением Всевышнего:

Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют!

Священный Коран, 30:21

Также бракосочетание является Сунной и качеством, присущим пророкам и праведникам, безосновательный отказ от создания семьи неприемлем и порицаем Исламом. Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Брак является моей Сунной, кто избегает моей Сунны, тот избегает и меня » (Ибн-Маджа).

Существует множество божественных и пророческих изречений, в которых однозначно рекомендуется заключать брак не только во избежание вступления на путь заблуждений, разврата и прелюбодеяния, но и с целью обретение благ этой и последующей жизни.

Единственно правильный способ создать семью в Исламе - это заключение законного брака, т. е. НИКАХ а. Согласно канонам исламского права, брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной и только по их обоюдному согласию. Говоря о бракосочетании в Исламе , стоит отметить, что это не просто способ законным образом удовлетворить свои физиологические желания, но гораздо больше: это лучшее, что можно иметь из мирских благ в этой жизни.

Семья ‒ это единственный вид поклонения,

который может продолжаться в мире вечном.

Богослов Ибн Абидин сказал: «Нет поклонения, которое было бы установ- ено со времен Адама и существовало бы по сей день, а потом имело продолжение в последующей жизни, кроме брака ».

Под мусульманским бракосочетанием подразумевается союз, заключенный между мужчиной и женщиной в соответствии с законами исламского права. Эти законы реализуются татарами через призму ханафитской правовой школы, которая является источником семейного права большинства мусульманских стран мира. В связи с этим шариатские нормы или богословские заключения (фетвы), касающиеся семейно-брачных отношений и производимые на территории духовных управлений центральной России должны производиться в соответствии с ханафитской правовой школой.

Исламское бракосочетание (никах ) в нашей стране не имеет никакой юридической силы, т.е. по законам РФ оно не считается действительным, поэтому с целью защиты прав членов семьи молодоженам необходимо зарегистрировать брак в органах ЗАГСа. Всевышний Аллах сказал:

Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и об ладателям власти среди вас .

Священный Коран, 4:59

Исходя из этого аята некоторые богословы делают заключение, что для мусульман законы региона их проживания, не противоречащие шариату, являются такими же обязательными к исполнению, как и другие законы шариата.

Стоит отметить, что брак, который был заключен только в органах ЗАГСа, часто соответствует правилам заключения исламского бракосочетания (никаха). И поэтому не совсем правильно полагать, что какое-то количество этнических мусульман, заключивших брак в ЗАГСе и не совершивших при этом исламский ритуал бракосочетания, считается прелюбодеями.

Также следует обратить внимание на то, что расторжение брака в органах ЗАГСа часто соответствует исламским правилам расторжения брака и поэтому разрывает исламский брак, т.е. происходит талак .

Расторжение брака (талак)

Согласно канонам исламского права расторжение брака происходит только в результате добровольного или принудительного волеизъявления мужа. Принудительное волеизъявление - это результат работы казыятов, которые вправе расторгать мусульманские браки, основываясь на законы исламского права.

Так как в Исламе расторжение брака не приветствуется, что подтверждается изречением Пророка Мухаммада (с.а.в.) «Самое ненавистное из дозво ленных деяний пред Всевышним - развод » (Ибн-Маджа, Абу-Давуд), супруги-мусульмане и мусульманская община должны приложить максимум усилий для сохранения семьи.

А если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите судью из его семьи и судью из ее семьи; если они пожелают примирения, то Аллах поможет им. Поистине, Аллах - знающий, ведающий!

Священный Коран, 4:35

Данное откровение указывает на необходимость существования определенного органа, который бы выполнял функции миротворца, разрешал бы общебытовые семейные проблемы и пр. В качестве модели может быть использована система казыятов, функционирующая в ряде ДУМ, в частности, в Татарстане.

Решение расторгнуть брак не приходит одномоментно, часто этому предшествует ряд факторов. Часть из них образуются во время брака, а часть наличествуют у супругов до брака. Для сохранения и укрепления семьи необходимо исследование и профилактика этих факторов. В этом крайне важном процессе профилактики должна быть задействована вся мусульманская община: родители, закладывающие в будущих мужа и жену правильные жизненные принципы и ориентиры; духовные лидеры мусульман; главы приходов и преподаватели исламских учебных заведений.

Главы регионов и муниципальных образований также заинтересованы в сохранении брака. Данные органы ведут профилактическую работу среди населения в следующих вопросах:

- правильное выстраивание приоритетов нравственных качеств будущих супругов;

В этом вопросе Ислам нас призывает делать акцент именно на религиозность будущего спутника жизни. Пророк (с.а.в.) сказал: «Женщину берут в жены по четырем причинам: за ее богатство, за ее статус, за ее красоту и ее набожность. Так добивайся же набожной! » (Бухари). Изречение Пророка Мухаммада (с.а.в.) не исключает такие качества как богатство, социальный статус и красоту, более того, любые другие благие качества могут способствовать заключения брака.

- отношение к межнациональным бракам;

Согласно канонам исламского права межнациональные браки не являются запрещенными или порицаемыми. Это подтверждается тем, что Пророк (с.а.в.) выдавал мусульманок своего племени за мусульман неарабского происхождения.

Вмести с тем, нужно видеть разницу между дозволенностью межнациональных браков и хаотичного смешения народов и рас. Учитывая шариатскую допустимость таких браков, мусульманину следует не забывать о принадлежности себя и своих будущих детей к одному определенному народу, так как национальная идентичность и преданность традициям, которые соответствуют Шариату, есть проявление набожности. Слабое по достоверности, но правильное по смыслу изречение нашего благословенного Пророка Мухаммада (с.а.в.) гласит: «Любовь к родине есть проявление веры » (Ас-Сахави. Аль-макасид аль-хусна).

Подобный смысл пытались донести до нас богословы ханафитского мазхаба, которые считали, что жених, принявший Ислам и не имеющий предков мусульман, не соответствует мусульманке, отец и деды которой являются мусульманами. Это положение указывает на то, что различие культурно-религиозных ценностей мужа и жены впоследствии могут сказаться на крепости брачных уз.

Жена, выходящая замуж за представителя другой национальности, должна изначально знать и понимать, что ее дети следуют национальности мужа, а муж, уважая национальность и традиции своей жены, тем не менее, должен привить детям чувство принадлежности к его роду.

Во избежание расторжения брака стоит относиться крайне предусмотрительно к вероятностям заключения браков между чрезвычайно несхожими народами и расами. Родитель, главным образом отец невесты, несет ответственность за правильный выбор будущего супруга, он же имеет полное право не допустить брак, если потенциальный супруг не подходит невесте по критериям соответствия.

- пропаганда традиционных семейных устоев;

Статья 19 конституции РФ гласит о том, что мужчина и женщина имеют равные права и равные возможности для их реализации, тем самым пропаганда эгалитарной семьи подкрепляется законом, что в определенной мере усложняет профилактику патриархальных семейных устоев.

Однако теория часто расходится с практикой, ведь несмотря на подобную демократизацию общества, супруг часто является единственным кормильцем в семье, а женщина, по традиции должна отдавать все свое свободное время домашним хлопотам и уходу за детьми.

Гендерный принцип взаимоотношений между мужчинами и женщинами прописывается в следующем кораническом аяте:

Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах.

Священный Коран, 4:34

Следует заметить, что Всевышний условием главенство мужа над женой связал с тем, что муж берет на себя все материальные затраты связанные с содержанием семьи. Но нынешнее экономическое положение среднестатистической мусульманской семьи вынуждает работать обоих супругов, при этом нужно иметь в виду, что такое положение дел даёт женщине моральное право принимать решения в одностороннем порядке в той мере в какой она материально участвует в формировании семейного бюджета.

В тоже время полная женская занятость выводит ребенка из семейного воспитательного процесса в воспитательный процесс, регулируемый государственной системой, которая отдалена от исламских религиозно-нравственных семейных принципов.

По данным Казанского мусульманского суда (казыята), главной причиной расторжения брака считается полное или частичное финансовое необеспечение мужем жены. Во избежание разводов необходимо по возможности предотвращать заключение браков, в которых материальное участие мужа будет заметно меньше участия его жены.

Поэтому богословы ханафитской правовой школы вверили контролирование данного вопроса отцу невесты и назвали это «контролирование соответствие мужа жене (кафа’а)». В случае, если материальный вклад мужа будет меньше вклада жены, но при этом он будет покрывать все основные нужды семьи, то в такой расстановке финансовых ролей нет ничего предосудительного с условием, что материальный достаток жены не будет обременен никакими обязательствами.

- профилактика здорового образа жизни;

По мнению психологов, самыми частыми причинами расторжения брака являются проблемы интимного характера, супружеские измены, алкоголизм, наркомания и материальная несостоятельность мужчины. Большинство этих причин, так или иначе, связанны с нездоровым образом жизни супругов. Наш благословенный Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Сильный (здоровый) мусульманин лучше слабого (больного) мусульманина, хотя в обоих из них есть благо » (Муслим).

Ислам всячески побуждает вести здоровый образ жизни, при этом запрещает употреблять разного рода алкогольные и наркотические вещества. Огромное количество разводов, преступлений и смертей происходит по причине наркомании и алкоголизма, борьба с которыми становится чуть ли не главной задачей всего мусульманского сообщества. Пророк Мухаммад (с.а.в) сказал: «Сторонитесь вина (всего, что лишает вас разума), поистине вино мать всех пороков » (Ан-Насаи).

В связи с этим налаживание систематической работы по информированию населения о губительных последствиях алкоголя и наркомании, организация духовно-медицинских реабилитационных центров, благотворительных (вакуфных) фондов, поддерживающие реабилитацию алко- и наркозависимых лиц, а также их семей, пропаганда идей социальной ответственности граждан за судьбы будущих поколений мусульман является весьма актуальным.

- контроль за соблюдением прав и обязанностей супругов;

После бракосочетания за мужем и женой закрепляется ряд прав и обязанностей, неисполнение которых недопустимо и греховно.

Жена в отношении своего мужа имеет ряд прав, часть из них имущественные как, например, брачный выкуп (махр ), содержание (нафака) , а часть неимущественные: как, например, защищенность от физических и моральных травм со стороны мужа.

Муж в отношении своей жены имеет только два права, они оба неимущественные, это послушание жены и право заниматься ее религиозно-нравственным воспитанием. Право на получение наследства друг от друга и право на супружескую близость - это права, которыми супруги обладают в одинаковой мере.

Для решения этих вопросов предлагается вводить в практику заключение брачных договоров во время или после государственной регистрации. В брачных договорах четко прописывать: порядок несения семейных расходов, как во время брака, так и после него; режим раздельной собственности на все имущество и другие имущественные права, усиливающие и укрепляющие семейные узы.

Также необходимо усилить роль института казыятов, который будет вести консультативно-просветительскую работу среди мусульманского населения. Рекомендуется усилить работу по предотвращению формирования нестабильных семейных отношений посредством проведения лекций, семинаров и круглых столов на тему исламской модели семьи.

Мусульманская семья и государство

Основополагающие семейные принципы, проповедуемые в Исламе , не всегда соответствует правовым нормам РФ, однако, в общем и целом, обе правовые системы преследуют одинаковые цели и задачи в вопросах семьи и брака.

Например, политика РФ по решению демографической проблемы России, которая предусматривает возрождение духовно-нравственных традиций семьи, полностью соответствует исламской стратегии увеличения численности мусульман. Идейная основа такой стратегии коррелирует со следующим изречением Пророка Мухаммада (с.а.в.): «Берите в жены способных рожать, любящих свои мужей, ведь я буду гордиться вашей многочисленностью в Судный день » (Ахмад, Абу Давуд).

Между тем, ежегодно в России около 8 миллионов детей рождаются вне брака, из года в год растет количество дел о лишении родительских прав, в связи с этим закон о поддержке патронатных семьей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает общечеловеческие и исламские семейные принципы. Всевышний сказал:

И спрашивают они тебя о сиротах. Скажи: совершение благого им - хорошо.

Священный Коран, 2:220

Также Творец всего сущего сказал:

Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, - это те, которые были правдивы, это они - богобоязненные.

Священный Коран, 2:177

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО

Национальный исследовательский университет «МЭИ»

Кафедра истории и культурологии

Институт радиоэлектроники

Тема: «Семья в христианской и мусульманской религиях»

Выполнил:

ст. гр. ЭР-11-13

Москва 2015

Введение

1. Семья и брак в религиях

2. Взаимоотношения мужчины и женщины в браке

3. Роль мужчины и женщины в браке. Кто главнее

4. Родительская любовь и воспитание детей в религиях

Заключение

Список литературы

Введение

За последние несколько веков темпы развития промышленности, экономики и транспорта постоянно растут. Все чаще люди стремятся сменить страну проживания, все чаще их отправляют в командировки, все больше людей начинают желать и иметь возможность путешествовать. В связи с этим, число контактов людей разных национальностей, культур и религий увеличивается в геометрической прогрессии. В такой ситуации вовсе не кажется удивительным увеличение числа конфликтов. Развитие ксенофобии, националистических настроений и даже радикально настроенных групп людей, так же являются последствиями этого процесса. Все более значимой для большей части людей становится проблема исламизации. Это политический термин, обозначающий процесс усиления влияния ислама в различных сферах государственной политики и общественной жизни, а также процесс увеличения количества людей, исповедующих ислам в определенном регионе или стране (для справки: в 1900 году на долю мусульман приходилось 4,2 % населения, в настоящее время около 22 %, а к 2030 году, согласно прогнозам, достигнет отметки в 26,4 %, что сделает ислам самой быстрорастущей по числу приверженцев религией). Размышления на тему хорошо это или плохо, выходят за рамки этого реферата. Автор считает, что людям, в первую очередь, необходимо понять: человек не обязан уважать и чтить чужую культуру (пока он на своей земле), но ему желательно ознакомиться с ней. Сделав это, он сможет понять мотивацию и поступки людей других религий и, тем самым, сократить число таких конфликтов.

В данной работе, мы постараемся сравнить институты семьи в христианской и мусульманской религиях. При этом автор постарается выполнить две задачи: во-первых, проведя сравнение, выяснить чего же больше, сходств или различий; во-вторых, напомнить себе и читателям об основных устоях традиционной (христианской) семьи.

1. Семья и брак в религиях

Если обратиться к толковому словарю Ожегова, то семья -- это группа живущих вместе близких родственников. Но семья в религии -- это нечто большее.

В христианской религии семья есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Семья начинается с брака. Брак же в христианской традиции есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении.

Семья в исламской религии -- более сложная ячейка: она включает в себя не только мужа, жену, их детей и родителей, но и множество других различных родственников. Если случается несчастье с любым из родственников или даже членом соседнего семейства, семья объединится и окажет поддержку в трудное время. Из-за большего влияния родителей, а также некоторых правил (ислам предписывает ограничения или даже полный запрет на общение в замкнутом пространстве мужчины и женщины, не состоящими в родстве), выбор брачного партнера производится чаще всего (но не обязательно) родителями. Молодым людям позволительно выражать свое предпочтение, они могут активно участвовать в самом выборе, но обычно единоличного решения не принимают. Если в христианстве говорится в основном о союзе мужчины и женщины, то в исламе брак -- это прежде всего объединение уже существующих семей.

2. Взаимоотно шения мужчины и женщины в браке

В христианстве брак понимается как "союз двух существ в одном, единая плоть". Объединившись, мужчина и женщина перестают быть земным образом, а становятся образом самого Бога. В православной традиции, семейная жизнь понимается как «путь ко Спасению», восхождение по которому связано с несением "креста", повседневных обязанностей, взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия. Подразумевается, что супружеская жизнь самая счастливая, полная, чистая и богатая. Все благополучие брака основывается на взаимной любви, на взаимном доверии и уважении. Смысл брака в том, чтобы приносить радость, а долгом в семье является бескорыстная любовь. Апостол Петр призывал: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя»

В Коране говорится «Они (жены) - одеяние для вас, а вы (мужья) - одеяние для них". И они служат друг другу, как любимая одежда - обеспечивают уют, защиту, безопасность, украшают, хранят тепло, укрывают и скрывают все личное от чужих глаз. Дух брака в Исламе - это дух взаимного уважения, доброты, любви, сотрудничества и гармоничных взаимоотношений. В лице своего мужа жена имеет друга и партнера, разделяющего с ней ее жизнь и заботы, лелеющего, и оберегающего ее, помогающего ей выполнять обязанности, которые ей было бы трудно, а то и невозможно выполнять одной; а мужчина имеет в лице своей жены товарища и помощника, обеспечивающего ему покой, комфорт и отдых от борьбы с превратностями жизни этого мира. семья христианство ислам

3. Роль мужчины и женщины в браке. Кто главнее

В христианской религии существует порядок, установленный Богом для семьи по которому муж живет, подчиняясь авторитету Христа и ответственен перед Ним за руководство своей семьей и за заботу о ней. Жена подчиняется во всем авторитету мужа и ответственна перед ним за ведение хозяйства и заботу о детях. Дети в семье подчиняются авторитету обоих родителей. Жена должна подчиняться мужу. Она должна повиноваться ему во всем, как сказал апостол Павел. Единственное исключение из правил - если муж требует от жены непослушания Божьему Слову. Может возникнуть заблуждение, будто бы Церковь утверждает, что женщина ниже мужчин, что она существо второго сорта, но, на самом деле, наоборот, только христианство разрушило пренебрежительное отношение к женщине, которое царило во всем мире. Именно христианство заявило о том, что женщина такой же человек, как и мужчина, что человеческая природа едина для мужчин и женщин. Что же касается известной фразы апостола Павла «жена да боится своего мужа», то, по мнению большинства православных богословов, она не означает, что жена должна испытывать страх и трепет перед грозным супругом, а лишь то, что она должна бояться оскорбить мужа, бояться стать поруганием его чести. Это не животный страх от ненависти и ужаса, а страх охранительный, проистекающий из любви. Так дети боятся обидеть родителей, боятся причинить им боль.

В мусульманстве руководящая роль в семье отводится мужчине, поскольку он в большинстве случаев обладает несколько большей физической и эмоциональной силой и стойкостью, чем женщина. По этой причине на мужчину возложена ответственность за поддержку и содержание женщин - не только жен и дочерей, но также всех родственниц, которые нуждаются в помощи и поддержке. По аналогии с христианской религией, женщина должна подчиняться мужу, если только он не требует от нее непокорности Богу, он же со своей стороны должен быть внимательным и заботиться об ее благополучии. Как явствует из приведенных выше аятов Корана, она также отвечает за должное состояние дел в хозяйстве своего мужа, за соблюдение своей чести, достоинства и порядочности, она обязана хранить свою сексуальность только для того мужчины, с которым состоит в браке.

4. Родительская любовь и воспитание де тей в религиях

В той же мере, в какой созидательна Божья любовь, человеческая любовь также стремится создать предмет, в котором она может излиться. С рождением детей супружеская любовь растет и переходит в любовь родительскую. Дети для христиан -- это дар Божий. Если вначале супружество требует пожертвовать собой ради рождения чего-то большего, чем отдельная личность, -- супружеского союза, то с появлением детей родители еще больше отдают себя, становясь семьей. При этом каждый член семьи обретает свою собственную личность, которая становится глубже и богаче, чем прежде. Это один из парадоксов духовной жизни: самосовершенствование приходит только через самоотречение. Любовь матери к ребенку наполняет ее собственную жизнь и обогащает ее. Образцом родительской любви является любовь Бога, абсолютно самоотверженная и жертвенная. Как Иисус жил и умер за людей, так и хорошие родители должны быть готовы жить и умереть за своих детей. супругом и родителем, христианин может более глубоко воспринимать любовь Бога, становиться ближе к Нему. Также родительская любовь должна приветствовать стремление растущих детей к независимости. Ребенок принадлежит не родителям, а Богу, поэтому его свободу и ответственность следует уважать.

Особая роль семьи, "домашней Церкви" в христианской культуре заключается в исполнении исконной функции -- духовно-нравственном воспитании детей. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо". В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Добрая семья дарит человеку два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту, и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

Воспитание детей в христианской религии, в противовес словам о любви, жесткое:

„Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его…Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него…Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней…Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери„ Притч. 13:24; 22:15; 23:13-14; 29:15

В исламе воспитанию уделяется очень большое внимание. Ребёнок в исламской семье воспитывается в соответствии с правилами, законами и нормами религии и нравственности. Приобщение детей к мусульманству происходит с самого его рождения. Новорождённого в первые минуты жизни умывают и произносят, при этом, молитвы, которые предписаны исламом для этого события. В правое ухо малышу произносится азан (призыв к молитве). После проведения такой традиции ребёнок становится приобщённым к исламу. По традициям ислама заботу, уход и воспитание ребёнка дошкольного возраста (точнее, в течение первых 2-7 лет) является ролью матери в семье. Когда малыш достиг возраста двух-семи лет, то воспитание ребёнка становится ролью отца. Девочки продолжают воспитываться матерью. Выражать почтение и уважение своим родителям, а также старшим, по возрасту, людям - это абсолютная обязанность каждого мусульманина. В одном из хадисов говорится о том, что послушание своему отцу - это такое же благое дело, как и покорность Аллаху.

Заключение

Сравнив основные устои семьи, взгляды на любовь (как друг к другу, так и к своим детям), на роли мужчины и женщины в семье, подходы к воспитанию детей и пр., можно сделать вывод о том, что, в целом, сходств в мусульманской и христианской религиях больше, чем различий. Действительно, в приверженцах других религий, их поступках и поведении мы можем замечать много странного, порой даже настораживающего, но, как показывает выше проведенный анализ, это лишь внешние атрибуты, обусловленные, возможно, темпераментом народов исповедующих ту или иную религию или внешними факторами, а также кардинальным различием подходов к религии: ортодоксальным (христианство) и ортопраксическим (ислам). Было замечено, что некоторые догмы слово в слово повторяют друг друга, некоторые вещи, наоборот, разнятся (христианство «одобряет» разделение родителей и ребенка, когда ребенок вырастет, ислам предписывает неразрывность семьи, помощь родителям своим до конца их жизни). Но, на самом деле, мы видим, что обе религии пытаются поставить человека на один и тот же путь: путь нравственности, морали и любви к другим людям.

В заключение хочется отметить, что, к сожалению, современный темп жизни (стремление к достатку, успеху в карьере, стремление к постоянным развлечениям и покупкам (общество потребления)) разрушает традиционные семейные связи. У родителей на данный момент нет ни времени, ни сил, чтобы воспитывать своих детей традиционно, а у детей нет желания воспитывать в себе что-то нравственное. Этим, наверно, и можно объяснить исламизацию мира. Из-за ортопраксичности ислама, традиции воспитания не забываются, а культура ислама не ослабевает. Возможно, стоит от ксенофобии перейти к восстановлению наших традиций, а также перестать называть конфликт безкультурия конфликтом культур, ведь культурные люди всегда найдут общий язык.

Список литературы

1. Закон Божий. Издание Московского Подворья Свято - Троицкой Сергиевой Лавры, 2008

2. Розина О.В. Духовные основы русской культуры. - Москва «Наука и Слово» 2009

3. Один раз на всю жизнь. Священник Илья Шугаев. Изд. 5-е. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.

4. О семейной жизни по учению святителя Филарета, митрополита Московского. - М.: Благовест, 2013.

5. О семье и воспитании. Санкт - Петербург. Москва. 2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Семейные ценности в исламе, условия заключения брака, рождение ребенка. Утверждение моногамного брака в христианской культуре. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве. Вопросы брака и семьи в буддизме, контроль за деторождением.

    реферат , добавлен 14.02.2013

    Регулирование шариатом условий и правил вступления в брак и взаимоотношений и обязанностей между мужем и женой. Брак, семья и разводы в христианской тадиции, взгляд на количество браков, смешанные браки. Буддизм и контроль над деторождением в религиях.

    реферат , добавлен 18.06.2008

    Феномен смерти, вопрос смерти в представлениях древнего человека, смерть и загробный путь в разных религиях (христианстве, исламе, буддизме, индуизме). Поклонение умершим предкам, православный, мусульманский, буддийский и индуистский обряды погребения.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2012

    Общая характеристика и сравнительное описание положения женщины в исламском, иудаистском и христианском обществе, позитивные и негативные тенденции. Особенности поведения и требований к женщине до брака и в нем, возможность развода, права и обязанности.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2013

    Кодекс социальной этики для людей. Пять способов проявления родителями любви к своим детям. Жизнь в буддистской семье. Учение Будды о браке. Обязанности мужа и жены. Сексуальные отношения до брака и в браке. Вопросы абортов и супружеской неверности.

    реферат , добавлен 27.06.2009

    Взгляд на статус и положение женщины в исламской, иудейской и христианской традициях, общее и черты отличия. Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде. Понятие о разводе и его условиях. Религия и протест. Образ женщины в современном христианстве.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2009

    Понятие смерти и бессмертия. Взгляды древнегреческих философов на проблему бессмертия души. Смерть и бессмертие в христианстве, исламе и буддизме. Представления о жизни души после смерти в иудейской культуре. Бессмертие в культуре египтян и тибетцев.

    реферат , добавлен 17.03.2015

    Формирование добродетельной личности, здоровой семьи и гармоничного общества как основная цель ислама. Обязанности верующих мусульман. Семья в исламе, особенности воспитания детей. Нравственные нормы, предписываемые исламом. Взаимоотношения между людьми.

    презентация , добавлен 07.09.2014

    Семья как место максимального единства. Сущность христианской семьи, основания для создания крепкого брака с Божьей точки зрения. Характеристика видов любви: эпитумия, сторге, эрос, филео и агапе. Любовь и истина как решающие ценности супружеской жизни.

    реферат , добавлен 26.03.2011

    Сотворение мира - группа космогонических мифов и преданий в мифологиях и религиях, особенностью которых является наличие демиурга или Бога-Творца, действия или воля которого являются причиной и движущей силой последовательной цепи актов творения.

1. В Исламе мусульманская семья создается на основе законного брака, называемого никах.

Институт брака существует во всех религиях, и в их основе лежат определенные принципы. Без заключения брачного контракта не может быть и речи о нормальной семье. Брак предохраняет человека от беспорядочных связей, венерических заболеваний и различных проблем. Кроме того, брак предупреждает кровосмешение.

2. Благодаря вступлению в брак обеспечивается воспитание членов семьи в желаемом направлении и обретении нравственности.

Согласно принципам Ислама ответственность за это возложена на главу семьи. В Коране Всевышний Аллах повелевает:

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни». Сура ат-Тахрим, 66/6.

По этому поводу Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству, (итак,) каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству». Бухари

В Исламе людей между собой связывают именно нити имана (веры), и только после идет кровная связь. Поэтому некоторые неверующие члены семьи остаются за пределами понятия семьи. Когда Пророк Нух (алейхиссалям) взмолился Аллаху с просьбой спасти его сына от наводнения, Всевышний Аллах изрек:

«О Нух (Ной)! Он – не частица твоей семьи, и такой поступок не является праведным. Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд». Сура Худ 11/46

Как видим, сын Нуха был его сыном по крови, но из-за неверия он не был засчитан членом семьи, тогда как Мухаммад (алейхи саляту ва салям) считал членом своей семьи Салмана Фариси – перса по национальности, с которым у него не было никаких родственных связей.

3. Исламская семья зиждется на любви и взаимном уважении родителей и детей.

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был очень милосерден к своим детям и членам своей семьи. Он(салляллаху алейхи ва саллям) очень любил детей и все время играл с ними. Хазрат Айша (радыяллаху анха) рассказывала, что как-то к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) пришел один из жителей пустыни и спросил:

– О Расулуллах! Вы целуете детей? А мы никогда не ласкаем и не целуем детей.

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Что я могу поделать, если Аллах лишил тебя милосердия и любви. Бухари, Адаб, 22.

Это эпизод свидетельствует, что в Исламе любви и нежности к детям придается огромное значение. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), посадив на одно колено Усама бин Зайда, на другое внука Хасана и прижав обоих к груди, взмолился Аллаху:

«Господи! Одари их милостью и счастьем, так как я желаю им добра и удачи!» Бухари, Адаб, 18; Муслим, Фазаил, 64.

Эта молитва Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) показывает его нежность и любовь к детям. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) категорически запрещал произносить слова проклятий по отношению к детям и призывал желать им только счастья и добра.

Анас (радыяллаху анх) говорил:

«Я прислуживал Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям.) десять лет. Увидев недостаток в моих поступках, он ни разу не сказал мне: «Лучше бы ты поступил по-другому!»

Женщины в период джахилии (в доисламский период) занимали такое низкое положение на социальной лестнице, что это было сильным оскорблением прекрасной половины. Арабы, опасаясь, что дочери в будущем будут вести аморальный образ жизни, живыми закапывали их в землю. Сердца, окаменевшие и лишенные милосердия, диктовали такие жестокие законы, чтобы оградить себя от безнравственности, которая является следствием невежества. Аллах в суре «ан-Нахль» состояние этих невежд описывает таким образом:

«Когда одному из них объявляют рождение дочери, лицо его омрачается, и он делается печален». Сура Ан-Нахль, 16/58

Женщины-невольницы были объектами оскорблений и насмешек и в то же время игрушками для наслаждений.

С появлением Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) был создан институт правоведения, в котором огромное место уделено правам женщин. Теперь женщина заняла свое достойное место в обществе, где ее возвели на пьедестал почета и окружили уважением и почтением. Самым большим достижением Ислама является институт матерей. Высказыванием Пророка (с.а.в.) «Рай под ногами матерей» женщины удостоились заслуженного внимания.

Следующий случай является примером чуткого отношения Пророка (с.а.в.) к женщинам.

Во время одного из походов невольник по имени Анас, напевая песни, ускорил бег верблюдов. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), обеспокоившись тем, что женщины, вследствие своего нежного строения, будут испытывать неудобства, сделал невольнику тонкий намек, выразившись таким образом: «Эй, Анас! Будь осторожен, не разбей стекло!»

В другом хадисе Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) отметил:

«Из мирского мне полюбились женщины и прекрасные запахи. Молитву сделали для меня светом глаз».

Женщины и приятные запахи – это действительно важные блага, данные нам Аллахом в этой жизни.

В том, чтобы земная жизнь прошла в обстановке счастья и покоя, очень важную роль играет праведная женщина. Она хранит имущество, оберегает очаг, содержит дом в порядке и блюдет честь хозяина. Женщина наполняет дом счастьем и любовью. Счастье семьи начинается именно с материнской любви. Любые тучи невзгод и печалей рассеиваются с улыбкой женщины. Разве есть что-то нежнее, чувствительнее, чем материнское сердце, которое напевает песни счастья и нежности?

Матери – это божественные создания, вобравшие в себя милосердие Аллаха. Счастье женщины начинается с первого мгновения материнства. Хадис Пророка «Рай под ногами матерей» содержит в себе высокую оценку и подчеркивает особую роль женщины в жизни человека.

Нежные запахи – это волны наслаждения, окутывающие души, приносящие облегчение и свежесть. Прекрасные запахи таят в себе наслаждения, которые нравятся даже таким лучезарным созданиям, как ангелы.

В одном из хадисов сказано:

«Самый лучший из вас тот, кто хорошо относится к своей семье».

« Пожертвование, оказанное себе, семье и детям – это садака». (Садака – вид милостыни.)

Этими выражениями Мухаммад (саллллаху алейхи ва саллям) показывает нам, что здоровая семья зиждется только на искренней любви.

С другой стороны, и дети должны выказывать должное уважение к родителям. Особенно большое значение это имеет в тот период, когда родители достигают преклонного возраста и нуждаются во внимании и помощи.

Всевышний Аллах повелел: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» - не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». Сура Аль-Исра, 17/23-24.

Рассказывает Абу Умама (радыяллаху анх):

«Как-то некто спросил у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «О, Посланник Аллаха! Каковы права родителей?»

Мухаммад ответил:

«Благодаря им ты можешь войти в Рай или попасть в Ад. Поэтому обращайся с ними, учитывая это». Ибн Маджа. Адаб, 1.

По этому поводу Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сделал следующее предупреждение:

«Аллах доволен (человеком) тогда, когда довольны родители. Аллах гневается, когда гневаются родители».

Абдуллах б. Амр (радыяллаху анх) рассказывал:

«Один из мусульман пришел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и сказал:

– О Расулюллах! Я желаю принять участие в джихаде вместе с вами.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спросил у него:

– А тебя есть родители?

Тот ответил, что есть. Тогда Пророк приказал ему:

– Будь рядом с ними, ибо это и есть твой джихад. Служи им!

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Милость Аллаха зависит от того, доволен ли отец своими детьми. Гнев Аллаха зависит от гнева родителей».

В одной из своих проповедей Пророк (с.а.в.) воскликнул:

«Да будет он проволочен носом по земле, пусть будет проволочен носом по земле!»

Удивленные сподвижники спросили: «О Расулюллах! О ком вы говорите?» Он ответил им:

«Пусть поступят так с таким человеком, который, когда рядом с ним состарился один или оба родителя, не смог заслужить Рай (служением им)».

Но при всем существует и такой важный фактор, как обязанности родителей.

Отец является главой семьи и поэтому он отвечает как за социальное, так и за религиозное состояние семьи. Содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста, его обучение обязательным знаниям – все это является обязанностью отца. Он должен обучать ребенка сам или же отправить его к учителю. В этом деле мать является помощницей отца и несет ответственность после главы семьи. Но особенно важна роль матери в воспитании девочек.

Выполнение своих родительских обязанностей означает выполнение обязанностей и перед Аллахом. Все усилия и труды, затраты и расходы, совершенные для семьи ради милости Аллаха, являются благими делами, служением людям. Самое лучше служение – это обретение прекрасных качеств, ибо благодаря этому человека ожидает Рай. Прекрасные нравы являются причиной спасения как для состоятельной семьи, так и для бедной, поэтому все должны стремиться приобрести хорошие черты характера и научиться прекрасным манерам.

Основные обязанности главы семьи Пророк (с.а.в.) определил следующим образом.

Отец обязан:

1) дать ребенку хорошее имя;

2) научить чтению и письму, то есть обучить необходимым знаниям;

3) когда ребенок достигнет брачного возраста, женить его.

Как видим, как у детей, так и у родителей есть определенные права и обязанности, поэтому семейного уюта и гармонии можно ждать лишь только в том случае, когда все члены общества и семьи выполняют свои обязанности.

Христианство и мусульманство: сходства и различия. Детально про религии, их сходства и отличия.

С древнейших времен люди разделились на десятки религий, но в настоящее время, если не учитывать небольшой процент населения земли, люди разделены на мусульман и христиан. Обе религии верят в единого Бога и в сотворение Земли, но на этом сходство между верованиями заканчивается. В этой статье мы приведем наглядные примеры сходства и различий между двумя религиями, а также о том, как религия влияет как на нас, так и на страну в целом.

Чем мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни отличаются от христианских: сравнение, сходства и различия

Обе религии зародились более 2000 лет назад, и благодаря принятию их теми или иными правителями, они получили широкое распространение и наложили бесценный отпечаток на наши жизни. В какой стране вы живете? В христианской или мусульманской? Достаточно ответить на этот вопрос и о вас, ваших устоях, праздниках, мировоззрении можно сказать множество вещей.

Религиозная семья — согласие и покой

Скажите, вы не атеист и религия на вас не виляет? Но вы ведь уходите на праздники с остальным социумом вашей страны? А ведь они на 99% обусловлены религией. А отношение к браку, к количеству детей, общение с родителями и даже сроки покидания родительского гнездышка — все имеет религиозные корни. Мы можем отрицать свою причастность к вере, но она плотно окутывает нашу жизнь и напрямую влияет на ход наших мыслей и поступков.

Мы приводим таблицу сходства и отличий, а также то, как религия влияет на нашу жизнь.

Христианство Ислам
Отношение к единому Богу Христианство проповедует любовь к Богу, его принятие в сердце своем. При этом допускается, что после потери веры на некоторое время, можно позже вновь ее обрести, полюбить Бога и т.д. Ислам проповедует признание Единого Бога Аллаха как наивысшую силу с самого рождения и не допускается, каких либо отступлений в течение жизни.
Предполагаемая реакция единого Бога на грехи человека Человек несмотря на тяжесть греха, может искренне покаяться и будет прощен. Человек должен помнить заповеди, и не нарушать их ни при каких либо обстоятельствах. Но стоит помнить, что в исламе допускаются многие действия, категорически запрещенные в христианстве.
Отношение к обществу и врагам Христианство проповедует возлюбить ближнего как самого себя, а также прощать врагам и не копить зла и обиду. Важны заповеди, которым необходимо следовать: ни завидовать, ни искушаться чужими достижениями и красотой, никакого расточительства и не переедать. Также немаловажно быть добрым и помогать как ближнему, так и врагу своему. Ислам проповедует относиться к другим как к братьям и четко следовать заповедям. При этом обязательно мусульманин борется со злом, как с самим собой, так и с врагами своими. Стоит обратить внимание, что в этом случае заповедь гласит убивать врагов, если они не переходят на сторону добра.
Праздники, обряды, действия Разнообразие служб, молитв, постов, которые рекомендуется посещать и придерживаться, но для многих есть немало послаблений и вариаций. Главное и при этом поражающее людей с других религий — причащение, принимая вино как кровь Христову и хлеб как плоть.

Пять обязанностей, которые нельзя нарушать:

· Приверженность Исламу — «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед подарок его»;

· Ежедневно пять раз молиться, строго соблюдая правила и последовательность;

· Четко соблюдать пост в Рамадан;

· Минимум раз в жизни хадж в Мекку.

Чем отличается у мусульман и христиан отношение к семье, равенству полов, старикам?

Устои в семье — четкий отголосок религии, укрепленный многовековыми порядками в государстве. Христиане всегда были равны с женщинами, согласно религии у мужчины должна быть всего одна живая жена (в случае смерти ему разрешено взять новую), с которой он будет жить и в горе и в радости, деля и славу и беды вместе. А вот у мусульман может быть несколько жен, и даже несколько наложниц. Но прежде чем взять жену, он обязан подтвердить свою состоятельность и тот факт, что он сможет достойно содержать свою жену/жен и детей, которые появятся в браке.


Казалось бы, однозначно женщинам христианкам повезло больше, особенно в настоящее время, где выступает полное равноправие. Но в настоящее время женщины, вновь взглянув на ситуацию, все чаще заявляют, что преимущества не столь и хороши, ведь на них возлагается не только домашнее хозяйство и воспитание детей, но зачастую они же становятся кормильцами в семьях.

В мусульманских странах, как и в христианских допустимы на сегодня разводы. Но в исламских странах дети остаются с отцом, который их содержит, воспитывает и готовит во взрослую жизнь. А вот в христианских странах отцы после развода зачастую охладевают к детям и не уделяют им должного внимания. За содержание и воспитание в большинстве случаев полностью несет ответственность мать.

К родителям христиане относятся с почтением, но вылетев с родительского гнезда, отправляются в свой жизненный путь, помогая родителям больше дистанционно. А вот ислам напротив, проповедует полное почитание и послушание родителей. До тех пор пока родители живы, мужчины советуются с ними по всем важным поводам, тем самым подчеркивая их значимость.

Сходство и различия мусульманской веры от христианской: сравнение

Ислам Христианство
Количество Богов Единый Единый
Количество святых и ангелов Множество Множество
Отрицает ли религия многобожество (язычество) Да, но ислам проповедует, что люди не верующие в Аллаха — враги, а с ними необходимо бороться, ведь это борьба со злом. Но в настоящее время все больше терпимости и умиротворения в учениях. Да, всячески перетягивая язычников на свою сторону, хотя в средние века были и Крестовые походы.
Бог невещественный? Нет, духовность не является атрибутикой Аллаха. Да, Бог и есть высшей силой и мы, наши души и все вокруг сотворил Бог со своих частичек.
Бог — это чистейшая любовь? Нет, Аллах наивысшая сила, в которой есть как любовь, так и отрицательные качества, которые карают неверных. Да, Бог в христианстве всепрощающий и любящий своих созданий.
Бог и хитрость Да, ведь как написано в Коране «Аллах лучший из хитрецов» Нет, в христианстве ложь и хитрость присущи только дьяволу.

Какая вера была раньше: христианская или мусульманская

Несмотря на жаркие споры историки доказали что иудаизм, христианство и ислам вышли из единого источника с разницей в 500-1000 лет. Как и все новое, что зарождалась в древнейшие времена, не было зафиксировано, а учитывая, что ради распространения и популяризации часто окутывали религию многослойными легендами, таинственностью и т.д. точной даты сотворения не известно. А вот точки отсчета нам доподлинно известны:

  • Отсчет христианства от первого дня рождения Иисуса. То есть в этом году 2018 лет от начала отсчета;
  • Мусульмане начали отсчет с рождения пророка Мухаммеда 570-632 года нашей эры.

А вот иудаизм был у истоков, так как те кто отрицал воскрешение Иисуса создал свое ответвление — иудаизм.

Что объединяет мусульманскую и христианскую религию?

Как вы заметили в обеих религиях один Бог, которому всецело подчиняются как люди, так и Ангелы. Бог может, как поощрять, так и наказывать, а также прощать за грехи. В обеих религиях Бог наивысшая инстанция, которая помогает нам жить, благодаря кому мы живем.

Роль церкви и религии в жизни мусульман и христиан: сравнение

Христиане ходят в церковь по праздникам, истинно верующие на каждую службу в воскресенье. Ислам этого не требует и в мечеть достаточно ходить по праздникам и когда требует душа. Но обязательное условие — пятиразовая молитва ежедневно.

Относительно влияния религии на повседневную жизнь человека:

  • Считается, что христиане чаще нарушают свои заповеди, так как впоследствии надеются на прощение грехов;
  • Мусульмане тщательно соблюдают заповеди, так как Аллах может разгневаться и значительно ухудшить жизнь не только человека, но и его потомков.

Видео: Ислам, христианство иудаизм — почему религий несколько



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: