Чинопоследования церкви. Молебные пения

Как человек в таинствах Крещения и Миропомазания совлекает с себя ветхого человека, освящается, становится частичкой духовного тела Церкви, т.е. совершенно новым человеком, христианином, так и здание становится храмом, местом особого присутствия Божия на земле только после его освящения. Недаром этот чин называется еще «обновлением» храма: через древние молитвы и обряды здание становится святым, а потому совершенно иным, новым. Человек, храм нерукотворенный, и храм, сотворенный его руками, оба посвящены Богу, становятся Его жилищем, поэтому многое при освящении храма делается подобно тому, что совершается при освящении человека.

Как при Крещении человек опускается в освященную воду, облачается в белую одежду, помазуется миром, так и престол храма, его главное место, центр алтаря, на котором за Божественной литургией совершается самое главное таинство - приносится бескровная Жертва ото всех и за всех людей преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, омывается, облачается в одежды и помазуется миром. Даже внешний вид храма, увенчанного куполом, или главой, служит образом человеческого тела. И не только престол, но и весь он окропляется святой водой и помазуется миром при освящении.

Накануне дня освящения в новосозданном храме служится всенощное бдение. Служба совершается обновлению храма (стихиры и канон) в соединении со службою храма, т. е. того святого, во имя которого построен храм. Всенощное бдение служится пред алтарем при закрытых царских вратах.

Накануне дня освящения приносятся в новосозданный храм мощи. Святые мощи поставляют на дискос под звездицею и покровом пред образом Спасителя.

В день освящения храма поется молебен и совершается малое освящение воды.

Священнослужители, участвующие в освящении храма, облачаются во все священные одежды, а сверху этих одежд, для их охранения, одевают белые защитные запоны (передники).

Чин освящения храма заключает в себе:

  1. Устройство престола (святой трапезы);
  2. Омовение и помазание его;
  3. Облачение престола и жертвенника;
  4. Освящение стен храма;
  5. Перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей;
  6. Заключительные молитвы, краткая лития и отпуст.

1. Устройство престола в алтаре, когда на приготовленное основание прибивается четырьмя гвоздями и прикрепляется воскомастихом (составом из воска, мастики и благовонных веществ) верхняя доска, что знаменует пригвождение Спасителя ко кресту и помазание Его снятого с Креста тела благовонными ароматами.

После утверждения престола отверзаются царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.


Водой, в знак благодатного освящения его силой и действием Св. Духа, и смесью розовой воды с красным вином, возливаемой крестообразно, что таинственно образует все освящающую кровь Господа, истекшую из Его ребра вместе с водой на Кресте.

Омовению престола предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника.


После престол помазуется миром в знак излияния благодати Божией; благовонный состав мира знаменует собой животворное благоухание духовных дарований.

3. Облачение престола и жертвенника в специальные одежды; поскольку престол имеет двоякое значение - гроба и престола славы Божией - на него возлагается двойная одежда: нижняя, белая, знаменующая собой плащаницу, в которую было обвито тело Спасителя для погребения, и верхняя, украшенная, изображающая Его вечную небесную славу.

Надев на престол нижнюю одежду ("срачицу" от славянского "сорочка"), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест.


Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся»

Затем на престол поставляют богослужебные предметы: семисвечник, дарохранительницу, дароносицу, крест, Евангелие.

4.Освящение стен храма каждением, окроплением их святой водой и помазанием миром. Каждение храма изображает славу Божию, покрывавшую в виде облака ветхозаветную скинию; помазание стен миром знаменует освящение храма благодатию Божиею.



После возвращения духовного собора в алтарь произносится краткая ектения, и архиерей читает пред престолом молитву, в которой просит Господа исполнить новый храм и жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, «о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды». Также архиерей читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него от апостолов, а затем возжигает своими руками первую свечу.


Зажженная свеча указывает на то, что престол сделался истинным жертвенником Христовым, и изображает Церковь Христову, сияющую светом благодати и подающую свет всему миру.

5. Перенесение крестным ходом и положение под престолом и в антиминс мощей

Из освящаемого храма бывает торжественный крестный ход в другой храм за мощами, если они были положены в ближайшем храме. Если же святые мощи находились в освящаемом храме, то архиерей поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества».
При обнесении мощей вокруг освящаемого храма поют тропарь «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже».

При этом шествии наружные стены храма окропляются святой водою.

Перенесение мощей в новоосвященный храм означает, что благодать освящения переходит и преподается через первые храмы, и что новый храм посвящается покровительству и защищению святых ходатаев прежнего храма. Так и в Ветхом Завете при освящении храма Соломонова был перенесен из скинии кивот завета и поставлен во святом святых. Обнесение мощей (или антиминса с мощами) означает посвящение храма Всевышнему навек, а внесение их в храм знаменует вступление в новосозданную церковь Самого Царя славы Иисуса Христа, во святых почивающего.

Пред внесением мощей в храм архиерей поставляет дискос с мощами на особом столе пред затворенными вратами храма и возглашает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?»

Эти слова псалма, по объяснению св. Иустина мученика и свт. Иоанна Златоуста, имеют отношение к обстоятельствам Вознесения Иисуса Христа на небо. Когда Христос возносился на небо, тогда повелено было установленным от Бога высшим чинам ангельским отворить врата небесные, да войдет Царь славы, Сын Божий, Господь неба и земли и, взойдя, сидит одесную Отца. Но Небесные Силы, увидев своего Владыку в человеческом образе, в ужасе и недоумении спрашивали: «Кто есть сей Царь славы?» И Дух Святый отвечал им: «Господь сил, Той есть Царь славы». И теперь, когда при входе в освященный храм, знаменующий собой небо, со святыми мощами или антиминсом, произносятся эти слова, пред глазами христиан как бы повторяется то же событие, свидетелями которого были небожители. Царь славы входит в храм со святыми мощами, на которых, по вере Церкви, невидимо почивает слава Распятого, «во святых почивающего».

Святые мощи вносятся в алтарь и полагаются под престолом, или в антиминсах, на том основании, что в первые три века христиане совершали богослужение на гробах мучеников, кровию которых основалась, утвердилась и укрепилась Церковь во всем мире. На Седьмом Вселенском Соборе было определено, чтобы храмы были освящаемы не иначе, как с положением в них мощей мучеников.

По совершении крестного хода, архиерей читает молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице.
Далее архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма - оставление прегрешений.

6.Заключительные молитвы, лития (краткое заупокойное богослужение) и отпу́ст

После освящения храма сразу же совершается Божественная литургия.



В новоосвященном храме литургия должна служится семь дней подряд, ради даров Св. Духа, отныне всегда пребывающего в храме.

Использованы материалы: Гермоген Шиманский "Литургика. Таинства и обряды" с сайта "Православие.ru"

"Зачем нужно освящать храм?" с сайта "Татьянин день"

Фото Всеволодова Николая, Фомина Ивана, Захаровой Ларисы, Воробьева Максима


Как сообщается в обращении состоявшегося во вторник заседания Высшего церковного совета, за последнее время произошла череда актов вандализма в храмах. ВЦС призвал верующих 22 апреля совершить молебен в защиту поруганных святынь. Ситуацию для «Нескучного сада» комментирует епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, член ВЦС


Главное достижение молебна в защиту Церкви, состоявшегося 22 числа – в том, что он действительно оказался молебном, а не политическим митингом, как этого боялись многие


Сегодня в канцелярию Его Святейшества было передано письмо православной интеллигенции с просьбой о ходатайстве за участниц скандальной панк-группы. Инициатор письма филолог Александр Кравецкий убежден, что общая интонация его письма - примирительная. Одновременно с неожиданным одобрением церковной реакции на ход процесса выступил адвокат обвиняемых Марк Фейгин


21 апреля 2012 года исполнилось 100 лет со дня освящения Покровского храма в Марфо-Мариинской обители милосердия. Протоиерей Владимир Воробьев, настоятель Николо-Кузнецкого храма и ректор ПСТГУ, рассказал в проповеди о своем знакомстве с дочерью художника Нестерова и с сестрами обители, помнившими прп.Елисавету Федоровну


Мысли настоятеля Федоровского храма, молодого и счастливого священника Дмитрия Крутова об общине своего полугодовалого храма, о своем служении и о критике Церкви обществом.


Московские чиновники рассказали Патриарху Кириллу о ходе реализации программы «200 храмов». Под храмы найдено более 200 участков, участки подбирают таким образом, чтобы каждый москвич имел храм не далее чем в километре от своего дома


Многотысячная община русских десятки лет обживает гостеприимный Кипр; русские ходят в храмы Кипрской Православной Церкви, на Кипр командируют русскоговорящих священников. У старейшего русского прихода на острове скоро появится собственный дом - камень в закладку храма освятил Патриарх Кирилл


В настоящую африканскую экспедицию отправился корреспондент "НС", чтобы встретиться с христианами из племени масаи и помолиться в православном храме на границе Кении и Танзании, у подножия горы Килиманджаро


29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?


Почти миллион православных живут в Кении, большая часть из них - в округе города Ньери через экватор от столицы. Познакомить нас с местными приходами взялся священник Филипп Гатари, настоятель храма прп. Антония Великого и директор местной школы


На этой неделе телеканал РЕН-ТВ выпустил в эфир передачу, в которой обвинил Церковь в захвате детской поликлиники на Ленинградском проспекте. Мы решили разобраться – что на самом деле стоит за этой историей


Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев


В Кении нет ни прекрасных храмов, ни византийских росписей, ни знаменного пения, нет даже греческого ладана. Все, что есть на вооружении у православного священника, - Слово Божие и Таинства


Православные аборигены в Африке танцуют во время богослужения, в такт песнопениям евхаристического канона постукивая в барабан. Как относиться к этому? Беседа с арх. Кириллом (Говоруном) о православной миссии в Кении и о танцах с бубнами.


Киргизская епархия - это всего 25 храмов и один женский монастырь. Русское население в Кыргызстане неуклонно сокращается и сегодня составляет не более 13%. Чем живут православные в Киргизии и чего ждут от России?


Разговоры о кризисе Церкви как института не смолкают; да и в самом деле, что такое череда нынешних околоцерковных скандалов, если сдуть с них пену, как не поиски места Церкви в современном обществе? Они не вчера начались, не завтра закончатся, и вот уже примерно два десятилетия я слышу от разных и весьма уважаемых людей один и тот же призыв: давайте вернемся, наконец, к решениям Поместного Собора 1917-18 годов и начнем их исполнять! Я и сам думал долгое время, что именно это будет почти идеальным решением….


Бросить все и уехать в деревню» - если вас время от времени посещает такая мысль, отправляйтесь в Ступино Архангельской области. Это как раз то, что нужно измученному цивилизацией жителю мегаполиса. Кругом тайга, до ближайшего населенного пункта 60 км, и в самой деревне - никаких признаков вырождения. Здесь кипит жизнь, и почти треть населения - дети.
В крупных городах Японии приходы растут, а в провинции вымирают, прихожане иностранцы – не только русские, но и рабочие румыны, после землетрясения храмы постепенно восстанавливаются, но прихожанам вселять надежду на будущее. Что главное в православной миссии среди японцев, в годовщину бедствия 2011 года рассказывает священник Климент Кодама


Храму свв. бессребренников Космы и Дамиана в Шубине мэрия недавно разрешила построить колокольню. Этого права приход добивался более 10 лет, пройдя и споры с местными жителями, и письма протеста, и волокиту. Настоятель протоиерей Александр БОРИСОВ рассуждает, что мешает открывать храмы, и почему они особенно нужны не только в центре, но и в спальных районах Москвы

В понедельник, 21 сентября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит великое освящение барнаульского храма во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Редакция выясняла, как проходит процедура освящения храма и кто может провести этот обряд.

Зачем нужно освящать храм

Освящение храма — это важнейший обряд, без которого в храме нельзя проводить богослужения.

"Любой построенный или восстановленный храм всегда освящается, чтобы в нем совершали богослужения", — пояснил корреспонденту пресс-секретарь Алтайской митрополии Русской православной церкви Владимир Матусов.

Если внутри алтаря был проведен ремонт, но престол не был поврежден или сдвинут с места, то проводится чин малого освящения храма. В этом случае престол, алтарь и весь храм окропляют святой водой.

Как проходит освящение храма

Чин освящения храма заключает в себя:

Устройство престола (святой трапезы);

Омовение и помазание его;

Облачение престола и жертвенника;

Освящение стен храма;

Перенесение и положение мощей под престолом и в антиминс (четырехугольный, из шелковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика. — Прим. ред ) ;

Заключительные молитвы, краткая лития и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения. – Прим. ред. ).

"Само таинство начинается с освящения престола. Это самая главная святыня храма. Престол находится в алтаре, в него вкладывают частицы святых мощей. Это древняя традиция", — рассказал корреспонденту пресс-секретарь Алтайской митрополии Русской православной церкви Владимир Матусов.

По его словам, затем освящают алтарь и сам храм. "Читают специальные молитвы, призывается благословение Божье. Служба занимает около часа. Всегда после освящения храма проводится Божественная литургия. Возглавлять служение литургии и чин освящения будет Святейший Патриарх Кирилл", — отметил представитель Алтайской митрополии.

Кто может провести освящение храма

По правилам Православной церкви, освящение должен совершать архиерей. Но возможны ситуации, когда он посылает освященный им антиминс в новосозданный храм. Тогда священник устанавливает и освящает престол, а затем возлагает на него антиминс.

Архиерейское и иерейское освящение храма называют великим.

Таким образом, церковный ученый и писатель Гермоген Шиманский выделяет существующие чины великого освящения храма:

1. Храм освящает сам архиерей — при этом он освящает и антиминс.

2. Архиерей освящает только антиминс.

3. Храм освящает священник, получивший от архиерея освященный антиминс для положения в храме.

Подчеркнем, освящение храма носит название "обновление", потому что из обыкновенного здания он становится святым. Во вновь освященном храме литургию проводят семь дней подряд.

Cегодня 26 сентября (13 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

* Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. * Священномученика Корнилия сотника (I). ** Память освящения храма Воскресения Христова во Иерусалиме (Воскресение словущее) (335).
Мучеников Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237); Селевка с супругою; Стратоника (III); Макровия, Гордиана, Илии, Зотика, Лукиана, Валериана (320). Священномучеников Иулиана пресвитера (IV); Стефана. Мучеников Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (320). Преподобного Петра в Атрое (ок. 802-806). Великомученицы Кетевани, царицы Кахетинской (1624). Преподобного Иерофея Иверянина Афонского (1745). Священномучеников Стефана (Костогрыза) и Александра (Аксенова) пресвитеров, Алма-Атинских; диакона Николая (Васюковича), Белорусского (1937). Иконы Божией Матери Дубовичской (XVI).

Праздник Обновления.

Память освящения храма Воскресения Христова во Иерусалиме (Воскресение словущее)

Праздник Обновления, то есть освящения, храма Воскресения Христова в Иерусалиме установлен следующим образом. Место, где Господь совершил спасение наше, то есть гора Голгофа, где Он был распят, и погребальная пещера, из которой воскрес, спустя некоторое время были преданы запустению и даже осквернению иудеями и язычниками, ненавидевшими Христа и Его учеников. Так, император Адриан во II в. приказал засыпать гроб Господень мусором и землей, а на Голгофе воздвиг языческий храм. Точно так же и другие места, освященные Спасителем, были осквернены языческими храмами и жертвенниками. Конечно, это делалось для того, чтобы изгладить из памяти святые места; но это-то и помогло открытию их. Когда в IV в. император Константин и мать его Елена приняли христианскую веру, они захотели привести святые места в порядок. Царица Елена для этого отправилась в Иерусалим со множеством золота. Она при содействии патриарха иерусалимского Макария разорила идольские храмы и обновила Иерусалим, нашла крест и гроб Господень, и на горе Голгофе, над местами распятия и воскресения Христова, сын ее, император, устроил великолепный большой храм в честь Воскресения. Храм строился десять лет. В 335 г. 13 сентября он был торжественно освящен, и положено праздновать ежегодно это освящение, или обновление, храма. Праздник этот в просторечии называется Воскресением Словущим, то есть называемым воскресением.

Священномученик Корнилий

Священномученик Корнилий сотник жил в Кесарии. Хотя он и был язычником, он был благочестив, милостив и праведен. Однажды во время молитвы явился ему ангел Господень и сказал: «Корнилий! Господь призрел на твою милостыню и молитву. Пошли в город Иоппию; там, на берегу моря, в доме Симона кожевника, живет Петр, позови его к себе. Он скажет тебе, как спасти себя и весь свой дом». Корнилий исполнил приказание ангела и послал своих слуг позвать Петра. На другой день, когда посланные подходили к Иоппии, апостол Петр перед обедом взошел на верх дома помолиться. В это время ему было видение: отверзлось небо, и с неба спустился к нему большой сосуд, в виде скатерти, привязанный за четыре угла, и в нем находились всякие нечистые звери, гады и птицы, и был голос с неба: «Петр, заколи и ешь!» Но Петр отвечал: «Господи! Я никогда не ел ничего нечистого». Тогда снова был голос к нему: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым». И это повторялось три раза, после чего сосуд был взят на небо. Когда Петр размышлял о видении, то посланные от Корнилия пришли к нему, и он, по внушению Святого Духа, отправился к ним. Корнилий принял Петра с радостью и почтением, созвал к себе всех родных и знакомых, которые слушали проповедь апостола с такой любовью и верой, что во время проповеди Дух Святой сошел на них и они, подобно апостолам, стали прославлять Бога на разных языках. Апостол Петр, видя все это, сказал: «Кто может запретить креститься водой тем, которые, как мы, получили Святого Духа?» - и крестил их во имя Господа Иисуса Христа. После обращения святой Корнилий оставил свой дом, пошел за апостолом Петром и был рукоположен им в епископы. Корнилий много потрудился вместе с апостолами и проповедниками для распространения веры Христовой. По жребию ему пришлось идти с проповедью в Скепсию (Геллеспонт). Здесь молитвой он сокрушил капище, чудесами обратил князя и многих из его подданных ко Христу и мирно скончался.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
25.04.2019 -
26.04.2019 -
27.04.2019 -



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: