Что делать на ореховый и хлебный спас. Три Спаса августа: мед, яблоки, хлеб

Ореховый Спас всегда приходится практически на самый конец лета. Как и каждый год, в 2017 году Ореховый Спас будут отмечать 29 августа. Многие праздники, и Ореховый Спас в том числе, объединяют в себе и христианские традиции, и народные. Ореховый Спас прочно связан с православным праздником, совершаемым Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Совпав с праздником нового урожая, этот день получил в народе особые названия: Ореховый Спас, Хлебный Спас, Третий Спас, Спас на холстах, Спас на полотне, Холщовый спас, сочетающие в себе и уважение к православным традициям, и отдавая дань народному календарю.

28 августа 2017 года заканчивается Успенский пост, начавшийся 14 августа в Медовый Спас. А это значит, что в Ореховый Спас уже можно употреблять в пищу все продукты, что само по себе считалось праздником.

  • Почему Третий Спас получил название Ореховый Спас
Свое название Ореховый Спас получил в связи с тем, что по народному календарю именно с этого дня заготавливали орехи нового урожая. К концу агуста созревают лесные орехи (лещина), а в южных регионах поспевали грецкие орехи. На Руси орехи всегда считались лакомством, из них готовили самые разнообразные сладости с медом, с сахаром и так далее.
  • Почему Третий Спас имеет название Хлебный Спас
Не зря существует поговорка: «Третий Спас - хлеба припас». После почитания Успения Пресвятой Богородицы на Руси повсеместно заканчивалась жатва. Считалось, что к этому дню весь урожай должен быть не только собран, но и смолот. Поэтому в народе Ореховый Спас называют еще и Хлебным Спасом, ведь помимо угощений из орехов и меда в этот день пекли пироги из муки нового урожая. Вот почему одно из главных блюд на Ореховый или Хлебный Спас - праздничный каравай из нового хлеба.
  • Почему Третий Спас называют Холщевый Спас
Это связано с тем, что к Ореховому Спасу крестьяне заканчивали ткать и белить полотна, теперь их можно было освятить в церкви и использовать для изготовления одежды или продать. С этим связана и другая традиция - Холщевый Спас знаменит своими ярмарками.

История православного праздника Третий Спас

По преданию к Иисусу Христу явился живописец Ананий с письмом, в котором властитель города Эдессы (современная Турция) призывал его к себе. Больной проказой месопотамский царь узнал о способности Иисуса исцелять от неизлечимых болезней. Живописец попытался написать образ Христа, но не смог. Тогда Иисус отер лицо полотенцем, на котором отпечатался его лик. Один из учеников Христа отнес полотенце царю и исцелил его. 29 августа 944 года по приказу византийского императора Константина Багрянородного нерукотворный лик Спасителя был перенесен из города Эдессы в Константинополь. В 1204 году нерукотворный образ Спасителя был похищен из Константинополя во время одного из крестовых походов. По легенде его перевозили на корабле, который затонул. С тех пор древняя реликвия считается утерянной. Считается, что первые византийские и древнерусские иконы писались именно с нерукотворного образа Спасителя.

Традиции на Ореховый Спас 2017

На Ореховый Спас непременно сходите в церковь помолиться и освятить корзинку с летними дарами: яблоками, виноградом, орехами, медом и, конечно же, душистым хлебом. На праздничном столе в каждом доме обязательно должны быть мед, яблоки, орехи и свежая выпечка.

В народе с давних пор считалось, что в Ореховый Спас ветки ореха приобретают особую силу. Запасать в Ореховый Спас ветки орешника было народной традицией, из них делали обереги и держали в доме на счастье. Считалось, что банный веник изготовленный из орешника на Ореховый Спас способен избавить человека от любых болезней.

Как и на Медовый Спас, в этот день нужно было чистить колодцы и освящать воду, а вода из подземных источников считалась целебной.

От Орехового Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. В большинстве сёл России на Ореховый Спас не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья.

Приметы и поговорки на Ореховый Спас 2017

На Ореховый Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров (14 октября) будет морозно.
В народе Ореховый Спас считали и днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Орехховым Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса - осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная.

Третий Спас хлеба припас.
Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают.
До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.

Пришел Спас - и лето от нас.
Спас - бери рукавицы в запас.

Чем полезны орехи

Рецепты на Ореховый Спас 2017

В наши дни многие из традиций и обрядов забыты, но никто не помешает возродить их снова. В день Орехового Спаса можно приготовить блюда, с использованием орехов, напечь сладостей, пригласить гостей и создать в своей семье традиции праздновать Ореховый Спас.Если вас интересут, как праздновать Ореховый Спас и что приготовить на Ореховый Спас, предлагаем несколько простых рецептов, включающих в себя и яблоки, и орехи, и мед, и хлеб - дары щедрого лета.


Козинаки на Ореховый Спас

Ингредиенты
500 г меда, 100 г сахара, 500 г очищенных грецких орехов.

Приготовление
Вскипятить мед с сахаром, всыпать мелко нарезанные грецкие орехи. Варить на медленном огне 15 минут. Горячий козинак выложить на тарелки, смоченные холодной водой, разровнять и охладить. Потом слегка подогреть тарелки, снять козинак и нарезать плитками.

Варенье с орехами на Ореховый Спас

Ингридиенты
1 кг клюквы, 200 г очищенных орехов, 1,5 кг сахара.

Приготовление
Ядра грецких орехов варить в кипящей воде в течение 30 минут, откинуть на дуршлаг, дать стечь воде, соединить орехи с клюквой, залитой сахарным сиропом, варить до готовности.

Ореховое печенье на Ореховый Спас

Ингредиенты
1/5 стакана муки, 1/2 стакана сахара, 50 г сливочного масла, 100 г грецких орехов, 1 яйцо, 1 столовая ложка растительного масла.

Приготовление
Грецкие орехи подсушиваем на сухой сковороде до румяности. Остужаем, очищаем от кожицы и измельчаем блендером в порошок.
Размягченное сливочное масло растираем с сахаром и аккуратно добавляем муку, постоянно помешивая.
Добавляем в смесь яйцо и измельченные грецкие орехи.
Замешиваем тесто, делаем из него шар, заворачиваем в пищевую пленку и кладем на час в холодильник.
После этого тесто раскатываем в пласт толщиной 5 мм и фигурной формочкой вырезаем печенье.
Разогреваем духовку до 180 градусов. Противень смазываем растительным маслом и выпекаем печенье 15 минут.
Вынимаем ореховое печенье из духовки, остужаем и подаем к столу.

Колечки ореховые на Ореховый Спас

Ингредиенты
3 стакана муки, ½ стакана измельчённых грецких орехов, ½ стакана сахара, полпачки сливочного масла, соль по вкусу.

Приготовление
Муку смешать с орехами, сахаром и размягчённым сливочным маслом. Замесить тесто. Сформировать небольшие колечки или крендельки. Выложить их на смазанный маслом противень и выпекать в духовке до готовности. Готовые колечки можно посыпать сахарной пудрой и ванилином.

Морковная запеканка с орехами на Ореховый Спас

Ингредиенты
1 кг моркови, 300 г манной крупы, 300 г яблок, 1 лимон, 100 г масла, 2 яйца, 100 г орехов, 50 г сахарного песка, 1 ч. ложка корицы, соль по вкусу.

Приготовление
Очищенную морковь натрите на крупной терке и потушите на сливочном масле в кастрюле с толстым дном, а когда морковь станет мягкой, высыпьте в нее манную крупу, посолите, хорошо размешайте и тут же при активном помешивании добавьте взбитые яйца, дробленые орехи, сахарный песок и корицу. Затем уложите морковную массу на смазанный маслом противень, поверх натрите на крупной терке лимон (вместе с кожурой, но без косточек) и очищенные яблоки, украсьте дроблеными орехами, смешанными с сахарным песком, и выпекайте на среднем нагреве. Подайте морковную запеканку с теплым молоком или сливками.

Яблоки с орехово-медовой начинкой на Ореховый Спас

Ингредиенты
1 кг яблок, 250 г измельченных орехов, 200 г меда или варенья, полстакана муки, по 1 ст. ложке молотой корицы и сахарного песка.

Приготовление
Вымытые яблоки разрежьте на половинки, выберите из них семенную камеру, а освободившееся место заполните толчеными орехами, смешанными с медом или вареньем. Эти половинки уложите на противень, обсыпьте мукой, перемешанной с корицей, и запеките в духовке.

29 августа отмечается Третий Спас, который ещё называют хлебным, ореховым, холщовым, Спасом на полотне. Православная церковь в этот день празднует перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Иисуса Христа.

О Нерукотворном образе существует такое предание. Эдессой правил больной проказой царь Авгарь. Узнав о чудесах, творимых Спасителем, он решил обратиться к Нему за помощью. Правитель написал Иисусу письмо с просьбой приехать и вылечить его. Отнести письмо доверили живописцу Ананию, которого попросили изобразить лик Христа, если Господь не сможет лично прийти в Эдессу.

Придя в Иерусалим, живописец нашел Христа, окруженного людьми. Христос Сам подозвал Анания, который вручил Ему письмо и передал просьбу императора. Видя, что у живописца никак не получается нарисовать Его портрет, Спаситель попросил принести воды и убрус (полотенце). Иисус умыл лицо и отер его полотенцем, на котором отпечатался Божественный лик.

Анания перенес убрус в Эдессу и вручил Авгарю, который, вытерев им лицо, исцелился. Позже в Эдессу пришел апостол Фадей. Он крестил царя Авгаря и всю его семью, а также многих жителей города, уверовавших во Христа. Убрус был укреплен у входа в город. В 944 году святыню выкупил император Константин Багрянородный и перевез в Константинополь.

Ореховый Спас: традиции и обычаи праздника

К празднованию Третьего Спаса хозяйки начинали готовиться накануне. С вечера ставили опару, чтобы рано утром испечь каравай из муки нового урожая. Отсюда и другое название праздника – Хлебный Спас. Название «ореховый» появилось из-за того, что к этому времени поспевают орехи, которые на Руси считали символом богатства и благополучия. В старину верили, что если носить с собой орех – двойчатку или тройчатку (на одной веточке два или три ореха), ‒ то недостатка в деньгах никогда не придется испытывать. С 29 августа начинали собирать орехи и заготавливать их на зиму. Сбор мог длиться несколько дней. Богатый урожай ореха предвещал хороший урожай ржи в следующем году.

В честь Нерукотворного образа праздник ещё называли «Спасом на холсте», «Спасом на полотне», «холщовым Спасом». В селе Зеленые Горы (Нижегородская область) в этот день проводилась ярмарка, на которой торговали разными тканями. Отсюда и общеизвестная поговорка: «Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зеленых горах холсты продают ».

В народе Третий Спас считался полупраздником. Отмечали его в основном женщины. После этого дня начинали сеять озимый хлеб. В старину на поля своих мужей хозяйки провожали с хлебом и солью. На телегу клали три снопа, а на них мешки с рожью, предназначенной для посева. Засевальщика на поле встречали ребята с пирогом и гречневой кашей. Потом эти угощения съедали всей семьей.

В этот день загадывали о сроках посева яровых. Для этого из трех колосков дожинного снопа брали зерна и закапывали их в поле в трёх разных местах. Затем примечали: «Если раньше и лучше зайдут зерна из первого колоса, то посев должен быть ранним, второго – средним, третьего – поздним».

Ещё на Третий Спас чистили целебные источники, святили новые колодцы, пили подземную воду, обходили кругами колодцы, как бы замыкая теплое время.

Приметы, суеверия и поговорки на Третий Спас

  1. Третий Спас хлеба припас.
  2. Третий Спас – всем праздникам праздник (урожай собран, можно накрыть богатый стол).
  3. Если к Третьему Спасу улетели журавли, то под будут морозы; если нет – зима будет поздняя.
  4. Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  5. Если на Третий Спас вода в водоёмах спокойная, то осень будет тихая, а зима без метелей.
  6. Змеи в этот день уходят в норы.

Видео: Третий Спас – хлебный, ореховый

«Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве - от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника - в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа - своя история и даже свои праздничные угощения к столу. В традициях этих праздников разбиралась Наталья Летникова.

14 августа - Медовый Спас, или Спас на воде

Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей - засухи и пожаров.

На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.

Еще одно название праздника 14 августа - Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.

Владимирская Богоматерь (1514)

Князь Андрей Боголюбский (1885-1896)

А что народ?

В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора - «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.

Традиционное угощение для Медового Спаса - выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.

Главный напиток Медового Спаса - питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

19 августа - Яблочный Спас, или Спас на горе

Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.

В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды - своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

Б. М. Кустодиев. Яблоневый сад. (1918)

Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

Как праздновали первые осенины

Яблочный Спас - как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки - главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», - утверждали в народе.

29 августа - Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах

В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного - в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно - написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.

В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома - самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди - длинные зимние вечера.

М. Стахович. Дожинки (1821)

А. Ковальский-Веруш. Дожинки (1910)

«Третий Спас - хлеба припас»

День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас - время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.

Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас - зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

Что нельзя делать на Ореховый спас / 1zoom.ru

29 августа православные отмечают великий праздник – . Это название, можно сказать, народное. Церковный праздник 29 августа называется "Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа", или, если проще, Спас Нерукотворный. Есть и другие названия – Хлебный спас или Спас на холстах.

О том, что это за праздник, как его праздновать, приметах и гаданиях – мы уже писали в нашем материале . В сегодняшнем материале – что нельзя делать на Ореховый спас.

Ореховый спас: что нельзя делать

Первый запрет, который приходит на ум при упоминании религиозных праздников – это запрет на работу, так как во время церковных праздников надо заботиться о душе, а не о делах бренных. Однако на Ореховый спас все как раз наоборот – нельзя лениться и отлынивать от работы.

По всей вероятности, это связано с тем, что Третий спас приходился на пору сбора урожая и активных приготовлений к зиме. К слову, на Третий спас на полях проводят "досевки", то есть досевают озимую рожь и собирают картофель.

При этом обязательно нужно в этот день помогать всем, кто в этом нуждается, то есть нельзя отказывать в помощи на Ореховый спас – особенно детям, больным и бедным.

Из других запретов:

  • на Хлебный спас нельзя ходить в лес без оберега, а то нечисть навредить может (а как раз в эту пору ходили за лесными орехами);
  • отказывать нуждающимся не только в помощи, но еще и в еде.

Кстати, запретов, связанных с едой (например, не вкушать мясо), в этот праздник нет, так как традиционно заканчивается накануне.

Ореховый спас: что можно делать, чтобы привлечь удачу на год

Спасом на холстах праздник прозвали потому, что в это время на Руси традиционно устраивали ярмарки, во время которых хозяйки запасались тканями и нитками впрок. Отсюда, по-видимому, и поверье, что на Хлебный спас непременно полагается что-нибудь купить, хоть какую-нибудь безделушку. Считалось, что пожадничавший в этот день человек весь последующий год проведет в нищете.

Также есть поверья, что на Ореховый спас непременно нужно:

  • перепробовать все блюда на праздничном столе – чтоб избежать проблем с деньгами на год вперед (чаще всего на стол подают блюда с орехами – шарлотку, печеные яблоки с орехами и др. – и хлеб из зерна нового урожая);
  • собрать побольше орехов: чем больше соберешь, тем урожайнее будет следующий год.

Собирая в лесу орехи, люди следили, не упадет ли им на голову часом два сдвоенных ореха: такая находка обещала удачу на год вперед. Впрочем, найти было мало – нужно взять такую "двойку" непременно левой рукой, положить в карман и сохранить.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: